Профессиональные качества экономиста – Психологический анализ профессии экономиста

Содержание

МИЭПП | Специальность "экономист" - Кто это?

Профессия «Экономист» - одна из самых востребованных на рынке труда. Экономисты работают во всех областях народного хозяйства. Ни одно предприятие, организации, фирма или компания не могут работать без экономистов, бухгалтеров, менеджеров, финансистов, которые легко находят себе работу, получив первое или даже второе высшее экономическое образование.

Экономисты требуются везде, где необходимо планировать, рассчитывать и контролировать хозяйственную деятельность предприятия, финансовые потоки, доход и расход средств, анализировать результаты работы предприятия,  определять её рентабельность и перспективы.

Экономисты могут работать на различных должностях, таких как менеджер, бухгалтер, топ-менеджер, финансист, риск-менеджер, аудитор и других, при этом должности эти действительно высокооплачиваемые и спрос на них не иссякнет никогда.

Знания и профессионально важные качества экономиста

Какими знаниями и умениями должен обладать экономист? Как база, необходимо, конечно, высшее экономическое образование(специалист, бакалавр или магистр). Дальше – нужно обладать набором знаний, необходимых для конкретной должности (например, если вы претендуете на должность финансового аналитика – это один набор знаний, включающий методы экономического анализа и статистики, финансовый менеджмент и многое другое, для топ-менеджера требуются другие специальные знания, аудитора – свой набор знаний и компетенций и т.д.). Конечно, все это подразумевает, что экономисту присущи такие качества как аналитический склад ума, способность мыслить логически и математические способности.

Кроме того, нужно быть организованным усидчивым человеком, иметь склонность к скрупулезной работе, требующей ответственности и концентрации внимания.

Часто экономисту для карьеры необходимо знание иностранного языка. Во всяком случае, свободный английский может сказаться на уровне заработной платы и на карьерных перспективах.

Основные обязанности экономиста

Обязанности экономиста находятся на пересечении статистики, бухгалтерского учета, финансов, менеджмента, управления и аудита. При этом конкретный список обязанностей очень сильно зависит от специфики работы предприятия, компании или фирмы, особенностей ведения бизнеса, распределения функций между отделами…

Многие  организации сами разрабатывают бизнес-планы, бывают и такие, где экономист фактически выполняет функции бухгалтера или анализирует целесообразность затрат, определяет уровень тех или иных доходов и расходов предприятия (заработной платы, расчетов с поставщиками и подрядчиками, сбытом продукции, просчитывает расходы на модернизацию и обновление производства, целесообразность вложения затрат на реконструкцию предприятия или производства,  их рентабельность и окупаемость). Также не редкость, когда экономист в компании занимается инвестициями, вопросами просчета перспектив развития бизнеса – то есть стратегическими планами развития.

С одной стороны, такое разнообразие – это сложность. А с другой стороны – это дает соискателям с высшим экономическим образованием возможность выбирать направление деятельности и без ущерба для карьерных перспектив пробовать себя в том или ином направлении.

www.miepl.ru

Служебная инструкция экономиста

Все должностные инструкции • ДОЛЖНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВПоиск по должностным инструкциям:

 

Не нашли ответ? БЕСПЛАТНАЯ консультация!

Служебные обязанности экономиста

  1. Выполняет работу по осуществлению экономической деятельности предприятия, направленной на повышение эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой и освоение новых видов продукции, достижение высоких конечных результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
  2. Подготавливает исходные данные для составления проектов хозяйственно-финансовой, производственной и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия в целях обеспечения роста объемов сбыта продукции и увеличения прибыли.
  3. Выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимые для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции, прогрессивной техники и технологии.
  4. Осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений, выявляет резервы производства, разрабатывает меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции, устранению потерь и непроизводительных расходов, а также выявлению возможностей дополнительного выпуска продукции.
  5. Определяет экономическую эффективность организации труда и производства, внедрения новой техники и технологии, рационализаторских предложений и изобретений.
  6. Участвует в рассмотрении разработанных производственно-хозяйственных планов, проведении работ по ресурсосбережению, во внедрении и совершенствовании внутрихозяйственного расчета, совершенствовании прогрессивных форм организации труда и управления, а также плановой и учетной документации.
  7. Оформляет материалы для заключения договоров, следит за сроками выполнения договорных обязательств.
  8. Осуществляет контроль за ходом выполнения плановых заданий по предприятию и его подразделениям, использованием внутрихозяйственных резервов.
  9. Участвует в проведении маркетинговых исследований и прогнозировании развития производства.
  10. Выполняет работу, связанную с нерегламентными расчетами и контролем за правильностью осуществления расчетных операций.
  11. Ведет учет экономических показателей результатов производственной деятельности предприятия и его подразделений, а также учет заключенных договоров.
  12. Подготавливает периодическую отчетность в установленные сроки.
  13. Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных экономической информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных.
  14. Участвует в формировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов, пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки экономической информации.

Необходимые навыки и знания экономиста

  1. законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по планированию, учету и анализу деятельности предприятия;
  2. организацию плановой работы;
  3. порядок разработки перспективных и годовых планов хозяйственно-финансовой и производственной деятельности предприятия;
  4. порядок разработки бизнес-планов;
  5. планово-учетную документацию;
  6. порядок разработки нормативов материальных, трудовых и финансовых затрат;
  7. методы экономического анализа и учета показателей деятельности предприятия и его подразделений;
  8. методы определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организации труда, рационализаторских предложений и изобретений;
  9. методы и средства проведения вычислительных работ;
  10. правила оформления материалов для заключения договоров;
  11. организацию оперативного и статистического учета;
  12. порядок и сроки составления отчетности;
  13. отечественный и зарубежный опыт рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;
  14. экономику, организацию производства, труда и управления;
  15. основы технологии производства;
  16. рыночные методы хозяйствования;
  17. возможности применения вычислительной техники для осуществления технико-экономических расчетов и анализа хозяйственной деятельности предприятия, правила ее эксплуатации;
  18. основы трудового законодательства;
  19. правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации экономиста

  1. высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет или других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

krasnodar-audit.ru

1.1 Профессионально важные качества личности специалиста в контексте анализа деятельности экономиста. Развитие профессионально важных качеств у будущего экономиста в ОГАОУ СПО "Белгородский индустриальный колледж"

Похожие главы из других работ:

Исследование профессионально-важных качеств воспитателей дошкольного общеобразовательного учреждения

1.2 Профессионально-важные качества воспитателя дошкольного общеобразовательного учреждения

В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля...

Мотивация педагогической деятельности учителей начальных классов

1.4 Профессионально-важные качества

К социально ценным мотивам педагогической деятельности относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь)...

Педагогические способности и личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности

Профессионально-педагогические качества личности.

При рассмотрении педагога как субъекта деятельности исследователи выделяют профессионально-педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные. К важным профессиональным качествам, по А.К...

Процесс развития профессиональных качеств будущих экономистов в системе среднего профессионального образования

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У ЭКОНОМИСТА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

...

Процесс развития профессиональных качеств будущих экономистов в системе среднего профессионального образования

1.1 Профессионально важные качества личности специалиста в контексте анализа деятельности экономиста

Повышение требований к качеству подготовки специалистов определяет необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию профессионально важных качеств...

Процесс развития профессиональных качеств будущих экономистов в системе среднего профессионального образования

1.2 Педагогические условия развития профессионально важных качеств у будущего экономиста в системе СПО

Достижение вершин в профессиональной деятельности невозможно без хорошего понимания самой личностью и педагогами, которые формируют опыт профессиональной деятельности, ее сущности, структуры, механизмов функционирования и развития...

Психологический анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения

1.2.2. Профессионально - значимые качества личности педагога

Важным фактором, влияющим на эффективность деятельности учителя, являются его личностные качества. Каждая профессия предъявляет специфические требования к личностным качествам потенциального работника...

Развитие профессионально важных качеств у будущего экономиста в ОГАОУ СПО "Белгородский индустриальный колледж"

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У ЭКОНОМИСТА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

...

Развитие профессионально важных качеств у будущего экономиста в ОГАОУ СПО "Белгородский индустриальный колледж"

1.2 Педагогические условия развития профессионально важных качеств у будущего экономиста в системе СПО

профессиональный компетентность экономист будущий Достижение вершин в профессиональной деятельности невозможно без хорошего понимания самой личностью и педагогами, которые формируют опыт профессиональной деятельности, ее сущности...

Развитие профессионально важных качеств у будущего экономиста в ОГАОУ СПО "Белгородский индустриальный колледж"

РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У БУДУЩЕГО ЭКОНОМИСТА В ОГАОУ СПО «БЕЛГОРОДСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

...

Развитие профессионально-значимых качеств будущих учителей технологии в творческом коллективе "Театр моды"

1.1 Профессионально-значимые качества личности учителя как предмет исследования

профессиональный творческий учитель технология Проблемой формирования профессионально - значимых качеств личности будущих учителей стали заниматься с конца XIX века. П.Ф. Каптерев [65], выдающийся русский педагог и психолог...

Содержание и методика проведения занятия по теме "Современное производство древесины (лесной комплекс России) в курсе "Технология современного производства" для студентов ФТП

1.3 Профессионально значимые качества личности студента факультета «Технологии и предпринимательства» МГОУ

Структурно-содержательное представление конечного результата формирования педагогического профессионализма возможно в своеобразной рабочей модели и определенных профессиональных стандартах...

Теория успеха для будущего предпринимателя

1. Качества, важные для успешного предпринимателя

Тема «Предпринимательство» изучается в курсе « Экономика» в 10-м классе. В 6-м и 8-м классах при изучении темы «Факторы производства» предпринимательству, как одному из факторов, следует также уделить внимание...

Теория успеха для будущего предпринимателя

1.1. Сценарий урока «Качества, важные для успешного предпринимателя»

Цель урока. Обсудить и определить общие качества, присущие людям, которые становятся предпринимателями. Задачи урока: 1.Составить рейтинг важности специфических качеств, необходимых успешному предпринимателю. 2...

Формирование педагогических способностей

1.3 Профессионально важные качества учителя

А.К. Маркова выделяет три основные стороны труда учителя: собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой...

ped.bobrodobro.ru

Сферы профессиональной деятельности экономиста

Экономические процессы организации нуждаются в постоянном контроле и регулировании вне зависимости от сферы ее деятельности. Коммерческие и некоммерческие организации, организации социальной сферы и промышленные предприятия для долгосрочного стабильного развития используют современные методы управления.

Современный экономист на промышленном предприятии решает целый комплекс задач. В соответствии с направленностью влияния экономическая политика предприятия подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Составляющие внешней экономической политики предприятия отражают процессы взаимодействия предпринимательской структуры с экономическими агентами из внешней среды - партнерами, органами государственной власти и государственного контроля, конкурентами, поставщиками и потребителями. Внутреннюю экономическую политику предпринимательской структуры целесообразно разделить на составляющие по признаку функциональных областей: маркетинговая политика; производственная политика; финансовая политика; кадровая политика; инновационная политика. В свою очередь, маркетинговую политику целесообразно разделить на: политику исследования рынка; ценовую политику; сбытовую политику; товарную политику.

Производственная политика может быть разделена на технологическую политику и техническую политику. Финансовая политика - совокупность учетной политики; налоговой политики; инвестиционной политики; политики распределения прибыли или предпринимательского дохода. Кадровая политика также может быть разделена на политику подбора кадров; политику мотивации персонала; политику взаимоотношений с организованными группами работников, в том числе с профсоюзами.

Разнообразие этих экономических задач диктует необходимость профессионального разделения труда, однако необходимо помнить и о комплексном, системном подходе. Таким образом, формирование экономической стратегии должно быть базовым элементом управления любой организации. Реализация таких стратегических вопросов находится в компетенции руководителя организации (топ-менеджмента).

Целеполагание, как основа дальнейшей деятельности организации, является ключевым видом деятельности руководителя. Решение таких вопросов, как расширение сферы деятельности, выход на международные рынки, принципов ценообразования и продвижения определяет дальнейшие результаты финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, именно руководитель обладает большими возможностями в формировании и развитии производственно-хозяйственных связей предприятия, регулировании корпоративной культуры (которая косвенно определяет ценности сотрудников и соответственно влияет на результат их труда), совершенствовании организационной структуры управления и системы распределения полномочий и ответственности. Используя и развивая свои лидерские качества и имея реальную власть руководитель в силах повысить мотивацию к труду у своих сотрудников, наладить эффективный контроль за всеми организационными процессами, повысить статус организации в профессиональном сообществе.

Однако руководитель не в состоянии контролировать и регулировать весь экономический блок. На следующем уровне управлении главный бухгалтер, главный экономист (руководитель планово-экономического отдела), заместитель директора по коммерческим вопросам, заместитель директора по финансам, руководитель отдела материально-технического снабжения, руководитель отдела маркетинга решают текущие экономические вопросы. В случае необходимости, например, в кризисных ситуациях, на предприятиях могут действовать комитеты, состоящие из сотрудников самого предприятия или привлеченных экспертов, которые оказывают консультационные услуги топ-менеджменту компании. Примером таких комитетов может быть комитет по антикризисному управлению, по стратегическому планированию и прогнозированию, по управлению рисками.

Главный бухгалтер осуществляет руководство учетной и налоговой политиками предприятия.Главный бухгалтер и его подведомственная служба (бухгалтерия) выполняют следующие должностные обязанности:

· ведут работу по подготовке первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций;

· согласовывают с директором направления расходования средств с рублевых и валютных счетов организации;

· осуществляют экономический анализ хозяйственно-финансовой деятельности организации;

· участвуют в подготовке мероприятий системы внутреннего контроля, предупреждающих образование недостач и незаконное расходование денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства;

· контролируют соблюдение установленных правил и сроков проведения инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчетов и платежных обязательств;

· контролируют взыскание в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платежной дисциплины;

· организуют учет доходов и расходов организации;

· обеспечивают составление достоверной отчетности организации;

· обеспечивают правильное начисление и своевременное перечисление платежей и взносов.

В составе бухгалтерии могут выделяться такие сектора как расчетный, сектор доходов и расходов, производственный, материальный, учета основных средств, сводный. В организации, где применяются современные системы учета, выделяются сектора бюджетирования, управленческого учета и анализа, внутреннего аудита и др.

На начальника планово-экономического отдела возлагаются следующие
функции:

· осуществление руководства работой по экономическому
планированию на предприятии;

· организация работы по учету и анализу результатов
производственно-хозяйственной деятельности;

· учет по всем показателям работы предприятия, подготовку
установленной отчетности;

· разработка унифицированной плановой документации, экономических
стандартов;

· внедрение средств механизированной и автоматизированной
обработки плановой и учетной информации.

В зависимости от организационной структуры, в состав ПЭО могут входить следующие экономические блоки — планирования и прогнозирования, отдел труда и заработной платы, бюро цен, статистической отчетности и др.

В части планирования деятельностипредприятия происходит формирование единой экономической политики предприятия на основе анализа состояния и тенденций развития отрасли, формирование и определение экономической стратегии развития предприятия с целью адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим условиям, руководство подготовкой проектов текущих планов подразделениями предприятия по всем видам деятельности в соответствии с заказами контрагентов и заключенными договорами, комплексный анализ всех видов деятельности предприятия, подготовка предложений по конкретным направлениям изучения рынка с целью определения перспектив развития предприятия.

Статистический и аналитический блоквключает подготовку статистической отчетности в установленные сроки, разработку унифицированной документации, экономических стандартов, внедрение средств механизированной и автоматизированной обработки плановой и учетной документации, разработку методик, рекомендаций, нормативно-инструктивной документации по вопросам экономики, оплаты труда, ценовой политики, совершенствования статистической отчетности.

Формирование ценовой политики предприятия подразумевает разработку плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат, проектов оптовых и розничных цен на продукцию предприятия, тарифов на работы (услуги) с учетом спроса и предложения и с целью обеспечения запланированного объема прибыли, составление нормативных калькуляций продукции и контроль за внесением в них текущих изменений планово-расчетных цен на основные виды сырья, материалов и полуфабрикатов, используемых в производстве, подготовку заключений на проекты оптовых цен на продукцию предприятия, анализ роста цен на аналогичную продукцию конкурентов, разработку экономических нормативов затрат на осуществление деятельности предприятия и представление их для согласования в финансовый отдел, корректировку их с учетом инфляционных процессов, разработку планов операционных затрат на осуществление деятельности предприятия по источникам финансирования на год и по кварталам.

Отдел труда и заработной платы решает ключевые вопросы связанные с формированием штатного расписания, нормированием труда, аттестацией и оценкой персонала, формированием системы мотивации сотрудников. В данном отделе могут работать инженер по нормированию труда, который тесно взаимодействует с линейными производственными подразделениями, а также экономисты по труду и заработной плате, которые выполняют задачи, связанные с анализом производительности труда, численности персонала и его структуры, планированием фонда оплаты труда и анализом его текущего уровня.

Крупный блок экономических вопросов лежитв сфере коммерции —осуществлении торговой и торгово-посреднической деятельности. В промышленных предприятиях эти функции чаще всего возлагаются на заместителя директора по коммерческим вопросам (коммерческий отдел), отдел материально-технического снабжения, отдел маркетинга. В части реализации произведенной продукции решаются такие вопросы, как анализ и сегментирование рынка, поиск заказов и реализация мероприятий по привлечению клиентов, корректировка ценовой политики организации в зависимости от статуса клиента, разработка стратегии продвижения продукции. В части материально-технического снабжения осуществляется анализ и отбор поставщиков сырья и материалов, планирование и формирование производственных запасов, организация деятельности по транспортировке, складированию и хранению материалов, формирование устойчивых производственно-хозяйственных связей [30]

Специфические виды деятельности расширяют круг должностных обязанностей экономиста. Например, в банковской деятельности вопросы управления экономикой и финансами весьма разнообразны: работа с банковскими счетами физических и юридических лиц, пластиковыми картами, ценными бумагами, обслуживание кредитных линий (развитие различных форм кредитования бизнеса, потребительского и ипотечного кредитования), осуществление валютно-кассовых операций, проведение операций на рынке межбанковских кредитов, осуществление платежных переводов и расчетов с использованием различных форм (чеки, платежные поручения, инкассо и т. д.), подготовка и анализ статистической отчетности.

Известно, что клиенты банка подразделяются на два блока — физические и юридические лица.

Работа операциониста по обслуживанию физических лицсостоит в оформлении и выдаче вкладов населения, начислении процентов по вкладам, приеме и выдаче денежных переводов, открытии текущих счетов физическим лицам, работе с банковскими картами, оформлении различных платежей и иных операций, проводимых данным банком с физическими лицами.

Работа операциониста по обслуживанию юридических лицсостоит в приеме и проверке расчетных документов от клиентов юридических лиц и проведении операций по их счетам, открытым в банке, приеме от предприятий и организаций денежных чеков на выдачу наличности и объявлений на взнос наличных, операций по корпоративным пластиковым картам и прочих операций, которые связаны с банковскими счетами юридических лиц в данном банке.

Кроме того, сотрудники данного отдела осуществляют подготовку и отправку всех платежей, совершенных клиентами банка в течение всего операционного дня, готовят ответы на запросы многочисленных контролирующих органов, касающихся операций по счетам клиентов.

Отдел кассовых операций производит кассовое обслуживание клиентов, проще говоря, принимает и выдает наличные деньги. Сотрудники, работающие здесь – кассиры, кассовые работники должны иметь навыки работы с наличными денежными средствами.

Работа в банке в кредитном отделе - это сложный процесс, который состоит из нескольких этапов:

1. Переговоры с потенциальным клиентом, оценка его кредитоспособности и платежеспособности. На данном этапе экономист кредитного отдела оценивает возможность потенциального клиента погасить запрашиваемый кредит, оценивает риски банка, связанные с данным клиентом. Делается это на основе финансовой отчетности клиента и требует опыта и хорошего знания анализа финансового положения юридических и физических лиц.

2. Оформление документов на выдачу кредита и непосредственно подготовка распоряжений в операционный отдел о зачислении (выдаче) клиенту кредитных денежных средств. Как правило, каждый банк имеет типовые договора на выдачу кредитов, договора залогов и договора поручительства.

3. Сопровождение выданного кредита. Сложный и ответственный этап, требующий опыта и отличного знания нормативных актов Банка России, касающихся кредитования и создания резервов. Сотрудники (экономисты) кредитного отдела, курирующие данный этап: отслеживают правильность и своевременность погашения платежей по кредитам, выдачу и погашения овердрафтов и кредитных линий, формируют профессиональные суждения о категориях качества выданных кредитов с целью создания или уточнения размера резервов на возможные потери, проверяют состояние залогов по выданным кредитам (если в банке нет отдела залогов).

Специалисты отдела работы с ценными бумагами занимаются операциями банка, связанными с обращением векселей (учтенных и собственных), сертификатов, а также операциями банка и его клиентов на фондовом рынке.

Все операции банка с иностранной валютой проводят специалисты валютного отдела. В их функции входит, в том числе, анализ изменения курсов иностранных валют с целью установления курсов по валютным операциям банка. Одним из направлений деятельности валютного отдела является направление международных отношений, обычно это направление выделяется в отдельные подразделения.

Одна из важных задач специалистов валютного отдела банка – осуществление валютного контроля. Основная цель валютного контроля – не допустить нарушений валютного законодательства РФ при осуществлении расчетов клиентами в иностранной валюте, а также при расчетах с нерезидентами. Специалист валютного отдела - валютный контролер на основании предоставленных клиентом документов (договоров, контрактов и т.д.) курирует каждую сделку, попадающую под валютный контроль.

Отдел финансового мониторинга в своей деятельности руководствуется Законом № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Цель ее – выявление операций клиентов, подлежащих контролю и носящих подозрительный характер исходя из положений данного закона. Одна из задач сотрудников отдела финмониторинга - проводить обучение специалистов других отделов и контролировать исполнение требований закона на местах.

Особое внимание в современных условиях получают вопросы оценки платежеспособности клиентов, валютных рисков, развития инновационных форм расчетов и платежей.

 

Вопросы к самостоятельной подготовке и обсуждению:

1. Что понимается под терминами «социальный менеджмент», «менеджмент в социальной сфере»?

2. Выделите основные компетенции современного профессионала в сфере менеджмента и финансов.

3. Изучите сферы деятельности экономиста в страховых компаниях, инвестиционных фондах, трейдерских компаниях.

4. Каким образом развитие технологий меняет требования к квалификации и компетенциями экономиста?

5. Какие виды предпринимательской деятельности вы знаете? Выделите проблемы развития предпринимательства в РФ.

 

Заключение

Курс «Основы профессиональной деятельности» предполагает изучение обширного материала не только экономической теории, но и многих прикладных экономических дисциплин. Составители учебного пособия понимают эту проблему и предполагают, что предложенное ими пособие заинтересует и подвигнет студентов к дальнейшему изучению экономических вопросов и дисциплин.

Пособие знакомит студентов с основными понятиями экономики и управления, выделяет проблемы макро- и микроэкономики. Полученные в ходе изучения дисциплины знания и навыки составляют базовые представления о профессиональной деятельности, формируют мотивированную программу на дальнейшее обучение в рамках избранной специальности.

В результате проведенной работы студент расширяет собственный кругозор, знакомится с базовыми экономическими законами и принципами производственно-хозяйственной деятельности экономических агентов, получает первоначальные навыки информационно-аналитической работы и организационно-управленческой деятельности.

Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе - самостоятельной работы студентов. Это время целесообразно использовать для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и практических рекомендаций лидеров отечественной и мировой экономики.

Это поможет в дальнейшем студентам полнее изучить все спектры экономической науки и наметить для себя новые пути ее познания.

 

Глоссарий

1. Аналитические экспертные оценки – предполагают длительную и тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния, путей развития прогнозируемого объекта. Метод дает возможность эксперту использовать всю необходимую информацию об объекте прогноза. Свои соображения эксперт оформляет в виде докладной записки.

2. Аналоговые модели – изображают предметы или ситуации, заменяя различные реальные элементы другими, отличающимися формой или свойствами. Например, озеро на карте изображается голубым цветом. Изображение денежного потока компании, на первый взгляд, похожее на вертикальную диаграмму, тоже является аналоговой моделью.

3. Блага- продукты и услуги, это материальные и нематериальные средства удовлетворения человеческих потребностей, которые, в свою очередь, делятся на потребительские блага и блага производственного назначения.

4. Бюджетное ограничение- ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ.

5. Валовой внутренний продукт -совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции (товаров и услуг), произведённой в экономике страны за год, независимо от источника использованных ресурсов.

6. Валовой национальный продукт - совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции (товаров и услуг), произведённой в экономике страны за год, исключая стоимость продукции, произведённой на предприятиях, принадлежащих иностранцам.

7. Взаимодополняющие товары- товары, для которых существует обратная зависимость между ценой на один товар и спросом на другой.

8. Воспроизводство в экономике- повторение процесса производства. Различают простое и расширенное воспроизводство.

9. Групповой подход к принятию решений – менеджер и один или более служащих работают вместе над одной проблемой.

10. Демократический подход – решения принимаются в пользу большинства.

11. Денежная масса- совокупность всех имеющихся в обращении денег, и остатков безналичных средств на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство.

12. Денежная система -форма организации денежного обращения в той или иной стране, которая сложилась исторически и закреплена национальным законодательством, включает в себя следующие элементы: денежную единицу, эмиссионную систему, виды денег, институты регулирования денежной системы.

13. Денежное обращение- движение денег при выполнении ими своих функций.

14. Дерево решений — схематичное представление проблемы принятия решений.

15. Дефицит- величина, на которую объём спроса превышает объём предложения при ценах ниже равновесной.

16. Дефлятор ВВП- индекс цен, рассчитываемый для всех произведенных в экономике товаров и услуг, исчисляется как отношение номинального ВВП к реальному ВВП.

17. Децентрализованный подход – поощряет менеджеров передавать ответственность по принятию решений на более низкий управленческий уровень.

18. Динамический риск — риск непредвиденных изменений стоимости основного капитала (вследствие принятия управленческих решений) или рыночных, политических условий, которые могут привести как к потерям, так и к дополнительным доходам.

19. Добавленная стоимость- стоимость, добавленная переработкой, представляет собой разность между стоимостью произведённой продукции и стоимостью предметов труда, использованных в производстве этой продукции.

20. Заключительный контроль –осуществляется после того, как работа выполнена.

21. Закон возрастающих альтернативных издержек - по мере увеличения объёма производства данного блага альтернативные издержки производства дополнительных единиц блага возрастают.

22. Закон предложения показывает прямую зависимость между изменением цены и величиной спроса в определённый период времени.

23. Закон спроса- при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, повышение цены приводит к уменьшению величины спроса.

24. Закон убывающей отдачи - в коротком периоде, когда величина производственных мощностей является фиксированной, предельная производительность переменного фактора будет уменьшаться, начиная с определенного уровня затрат этого переменного фактора.

25. Закон убывающей предельной полезности - с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается.

26. Запас финансовой прочности предприятия – разница между выручкой от реализации и порогом рентабельности. При этом под порогом рентабельности понимается такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей.

27. Запрограммированное решение – результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

28. Заработная плата - доход в денежной форме, получаемый наемным работником за предоставление определенной трудовой услуги.

29. Издержки производства- затраты предприятия на производство товара.

30. Импульсивные решения – решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются "с наскока", "рывками".

31. Инвестиции- затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов.

32. Индивидуальные экспертные методы – основаны на использовании мнений экспертов-специалистов соответствующего профиля независимо друг от друга.

33. Индивидуальный подход — принятие решений только менеджером.

34. Инертные решения – становятся результатом осторожного поиска. Контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

35. Интуитивное решение — выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен.

36. Капитал- всё то, что используется рабочей силой в производстве продуктов и услуг, в частности, это станки, оборудование, инструменты, здания, транспортные средства, склады, трубопроводы, линии электропередачи, системы водоснабжения и канализации.

37. Качественный анализ – имеет главной задачей определение факторов риска, этапов и работ, при выполнении которых этот риск возникает.

38. Качество управленческого решения — это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации.

39. Количественные (формализованные) методы принятия решений – основаны на использовании научно-практического подхода, предполагающего выбор оптимального решения с использованием средств вычислительной техники, путем обработки больших массивов информации.

40. Количественный анализ – означает численное определение размеров отдельных видов рисков и риска проекта в целом.

41. Контроль — одна из основных функций управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений.

42. Кривая производственных возможностей- график, который показывает максимально возможные объёмы производства благ при данных ресурсах и их полном использовании.

43. Кривая спроса- графическая иллюстрация закона спроса, показывает объёмы товаров и услуг, которые готовы приобрести потребители по различным ценам в данный период времени.

44. Макроэкономика -разделэкономическойтеории, которыйкасаетсяопределенияагрегатныхисредних показателей, характеризующихсостояниеэкономики. Макроэкономикаизучаетфакторы, определяющие совокупныеразмерызанятостиипроизводства, исследует, какимобразомпотреблениеиинвестирование влияютнарасширениепроизводственныхмощностей, отчегозависятобъемыимпортаиэкспортастраны.

45. Метод интервью – предполагает беседу прогнозиста с экспертом, в ходе которой прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта.

46. Метод Ринги– получение согласия на решение проблемы путем опроса без созыва заседания.

47. Методы коллективной экспертной оценки – состоят в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным ранее отдельными специалистами, а также в оценке аспектов развития объекта, которая не может быть определена другими методами (например, аналитическим расчетом, экспериментом и т.д.).

48. Микроэкономика - раздел экономической теории, в котором изучаются проблемы потребительского выбора и выбора производителей, совершаемых на микроуровне.

49. Модель – упрощенный аналог действительности.

50. Монетаризм(от лат. "монета" - денежная единица, деньги) - одно из важнейших направлений современной экономической мысли. Важнейшей особенностью монетаризма как экономической школы является то, что его сторонники главное внимание уделяют денежному фактору, количеству денег в обращении. По их мнению, денежная масса оказывает решающее влияние на экономическое развитие, от темпов роста денежной массы зависит рост национального дохода.

51. Моральный износ основного капитала- снижение его стоимости в результате появления более эффективной техники или в результате повышения эффективности в производстве данного вида оборудования.

52. Морфологический анализ – упорядоченный способ рассмотрения предметов и получения систематизированной информации по всем возможным решениям изучаемой проблемы.

53. Мотива́ция— побуждение к действию; психофизический процесс , управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

54. Написание сценария — метод, с помощью которого устанавливается логическая последовательность событий с целью показать, как, исходя из существующей ситуации, может шаг за шагом развертываться будущее состояние объекта исследования. Описание обычно совершается в явно выраженных временных координатах.

55. Натуральное хозяйство- тип хозяйства, в котором продукты производятся лишь для внутрихозяйственного потребления, для удовлетворения собственных потребностей производителя, в отличие от товарного хозяйства, где продукция производится для продажи.

56. Незапрограммированные решения – требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения.

57. Нематериальные потребности- потребности, удовлетворяемые в нематериальной форме, т. е. это потребности духовные, этические, эстетические, например, потребность в творчестве, в любви к людям, в знаниях, в общении с природой, в красоте, в знании прошлого и предвидении будущего.

58. Неопределенность – такая ситуация при принятии решения, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Это может иметь место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что насчет них невозможно получить достаточно релевантной информации.

59. Неформальные (эвристические) методы принятия решений – как правило, основываются на аналитических способностях людей, принимающих решения.

60. Номинальная заработная плата - сумма денег, получаемая за выполнение некоторой трудовой услуги.

61. Норма амортизации- отношение годовой суммы амортизационных отчислений к полной стоимости основного капитала, выраженное в процентах.

62. Норма прибыли- отношение величины полученной прибыли к величине всего авансированного капитала.

63. Обмен- сфера (стадия) движения произведённых продуктов и услуг, где происходит взаимный обмен деятельностью между людьми в форме обмена результатами труда на возмездной основе.

64. Общественное производство- часть экономической системы, представляющая собой множество предприятий, отраслей производства, сфер экономики, связанных между собой в единое целое разделением труда и специализацией.

65. Общественные блага- блага, потребление которых доступно одновременно многим людям, например, свет маяка в море, оборона, уличное освещение. Проблема производства общественных благ - один из недостатков рынка, - существует потребность в общественных благах, но платёжеспособный спрос и предложение этих благ рынок не формирует.

66. Олигополия- функционирует несколько фирм, продаются дифференцированные или стандартизированные товары, доступ на рынок затруднён, контроль над ценами ограничен взаимозависимостью фирм, возможен сговор в ценообразовании, характерна неценовая конкуренция.

67. Операционные решения – принимаются на среднем или низком уровне управления. Они в основном являются частью краткосрочных планов.

68. Описательная модель (физическая) – изображает предмет или ситуацию, показывая нам, как они выглядят. Подобные модели содержат большую долю конкретных деталей и относительно малую долю абстракции. Например, архитектурная модель нового завода.

69. Определенность – такая ситуация при принятии решения, когда руководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора.

70.Организация— процесс, деятельность по созданию или усовершенствованию взаимосвязей между частями и элементами с целью внесения упорядоченности в процессы и повышения их эффективности

71.Организация — группа людей, действующих совместно для достижения общих целей.

72. Основной капитал - это часть капитала предприятия которая используется в течение многих производственных циклов и стоимость которых включается в издержки и в цену продукции не целиком, а по частям.

73. Осторожные решения – характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

74. Переменные издержки - затраты предприятия на производство продукции, зависящие от объёмов производимой продукции.

75. Повременная заработная плата - денежная оплата труда наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества отработанного им времени в соответствующих единицах измерения (час, день, неделя, месяц, год).

76. Полезность блага - удовлетворение, которое испытывает человек в процессе потребления блага, в основе полезности лежат различные физические, химические, биологические и прочие свойства блага.

77. Полные, или валовые, издержки - сумма постоянных и переменных издержек.

78. Положительный эффект масштаба - это сокращение средних издержек, обусловленное ростом масштабов производства.

79. Постоянные издержки -это затраты предприятия, не зависящие от объёма производимой продукции.

80. Потребительский выборпредставляет собой такой набор благ, который приносит потребителю максимум совокупной полезности в условиях бюджетного ограничения.

81. Потребительский наборпредставляет собой комбинацию доступных потребителю товаров и услуг при его бюджетном ограничении.

82. Потребление - использование благ для удовлетворения человеческих потребностей.

83. Потребности - нужда или недостаток в чём-то, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, группы людей, общества в целом.

84. Правило максимизации полезности - потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей благ к их ценам является одинаковым для всех благ. Другая формулировка: Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей этих благ равняется отношению цен благ.

85. Предварительный контроль – осуществляется до начала работ.

86. Предельная полезность любого блага - величина дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага.

87. Предложение -количество товаров и услуг, которые производитель готов произвести для продажи по конкретной цене из ряда возможных цен в определённый период времени.

88. Предмет экономической теории (экономики)1. Экономическая теория изучает ту часть общественного устройства, которая называется экономической системой. 2. Экономическая теория изучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов. 3. Экономическая теория изучает проблему эффективного распределения и использования ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения человеческих потребностей.

89. Предметы труда - то, на что человек воздействует в процессе труда и что составляет материальную основу будущего продукта, например, сырьё, различные материалы.




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *