Профессия социальный психолог: Извините, запрашиваемая вами страница не найдена!
Работа, направленная на трансформацию человека
О психологии, творчестве, практике, понимании и любви к людям
31 Января 2022
Одна из ключевых рубрик Global Women Media посвящена теме образования. Эксперты из разных сфер деятельности регулярно делятся своими авторскими методиками воспитания подрастающего поколения специалистов. В этот раз декан колледжа психологии МКИК Ольга Румянцева рассказала об особенностях построения дорожной карты развития молодых психологов.
Ольга Румянцева уверена, что лучший показатель качества образования – четко выраженный результат. Однако если дизайнеры, фотографы, журналисты и представители многих других профессий способны «обличить» такие результаты обучения, новые полученные знания и навыки в форму конкретного произведения или материального объекта, то психологам это сделать несколько сложнее. Их работа направлена не на создание продукта, а на внутреннюю трансформацию человека, отследить которую бывает достаточно непросто.
Под руководством Ольги Румянцевой команда колледжа психологии МКИК разработала уникальную учебную программу. По результатам каждого блока обучения студенты подготавливают конкретные проекты, впоследствии становящиеся частью их профессионального портфолио.
– Ольга Михайловна, расскажите о тех изменениях, которые произошли в колледже. Какие навыки и знания будут получать студенты?
– Уникальность нашего колледжа заключается в том, что мы готовим практико-ориентированных специалистов сразу по двум направлениям. По окончании обучения выпускники могут стать социальными работниками или продолжить образование в высшем учебном заведении, чтобы в будущем на серьезном профессиональном уровне заниматься именно психологией.
В этом году изменения так или иначе затронули всю учебную программу колледжа. Мы долго работали над тем, чтобы выстроить дорожную карту специалиста по социальной работе и психолога, максимально приблизив результаты обучения к тем требованиям, которые существуют на рынке труда.
Теперь студенты проходят обучение по блокам, получая знания в систематичном порядке. После завершения каждого блока учащиеся реализуют проекты, демонстрируя результаты и закрепляя пройденный материал.
На первом курсе студенты проходят введение в социальную работу, узнают о существующих в этой сфере направлениях, разных видах помощи, категориях населения и типичных жизненных ситуациях, с которыми чаще всего сталкивается каждая из таких категорий. По результатам освоения базовых знаний ребята разрабатывают гайды – печатные брошюры, в которых формулируют и оформляют алгоритмы действий для решения той или иной социальной проблемы. Например, «Что делать, если семья осталась без крыши над головой» или «Как решить проблему домашнего насилия».
Следующий этап образовательной программы – более серьезное погружение в основы педагогики и психологии. По итогам этого блока студенты разрабатывают авторские мини-лекции на актуальные психологические и социальные темы, а затем выступают с ними на студенческой конференции. Такая просветительская деятельность действительно очень важна. Она помогает молодым специалистам не только углубиться в какие-либо узкоспецифические темы, но и научиться грамотно делиться своими знаниями.
На втором курсе учащиеся переходят к более конкретным и детальным аспектам. Например, они знакомятся с возрастными особенностями людей, принципами взаимосвязи поколений, структурой современной семьи. Итогом этого блока становится большая исследовательская работа. В рамках проекта «Эмпатия», который действует на базе колледжа, студенты берут интервью у своих старших родственников – бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, разговаривают с ними об их жизни, воспоминаниях, ценностях. Ребята рассматривают жизненные сценарии и анализируют, каким образом судьба их прародителей повлияла на жизнь последующих поколений.
Результаты своей исследовательской работы студенты оформляют в виде фотографий и текстовых описаний, которые становятся частью экспозиции галереи МКИК. Посещать выставку могут учащиеся всех факультетов.
Наконец, выпускной, третий курс сосредоточен на освоении студентами конкретных практических навыков, современных технологий оказания социальной и психологической помощи, методов работы с лицами группы риска. Интересно, что уже в процессе учебы ребята используют знания для того, чтобы создать авторские психологические игры по снятию стресса, которые могут использовать для себя или в своей работе с клиентами в будущем.
В силу своей профессии психологи и социальные работники часто имеют дело со стрессом. Поэтому для них так важно уметь замечать признаки стресса и четко знать, какими способами можно решить проблему.
Особое внимание на выпускном курсе уделяется арт-терапии. Студенты знакомятся с современными творческими технологиями в психологии и разрабатывают собственные упражнения, которые апробируют сначала в своих учебных группах, а затем в рамках дипломных работ – в кругу конкретной категории людей, реальных клиентов социальных центров.
– В психологии и социальной работе действительно крайне важна практика. В каких форматах, помимо лекций и семинаров, проходят занятия?
– Самое сложное и самое интересное в психологии – научиться понимать людей, а для этого специалисту в первую очередь необходимо научиться понимать самого себя. Поэтому большая часть занятий в колледже проходят в практико-ориентированном формате, когда студенты отрабатывают все методы работы с потенциальными клиентами на себе.
Понять и почувствовать себя человеку особенно хорошо помогает творчество. Так, вместе со студентами мы много рисуем, танцуем, сочиняем сказки, лепим и занимаемся терапевтическим фехтованием. Через творчество ребята выражают свои состояния, учатся замечать разные «оттенки» настроений.
Еще один интересный формат занятий связан с переживанием эмоций и чувств других людей. Например, когда мы проходим темы, связанные с семьеведением, мы сталкиваемся с ситуацией, что студенты колледжа находятся еще в том возрасте, когда у них нет собственной семьи – супруга и детей. От этого им может быть сложно понять некоторые психологические аспекты. Чтобы ребятам проще давалось освоение темы, мы прорабатываем различные ситуации в формате ролевых игр – «переживаем» те кризисы, с которыми могут столкнуться супруги, родители или дети. Кто-то из студентов ставит себя на место мамы и папы, кто-то – на место ребенка, а кто-то пытается разобраться в ситуации, разрешить игровую проблему в качестве психолога.
Такой подход позволяет студентам увидеть целостно и объективно ту ситуацию, с которой, скорее всего, они сами не сталкивались. Это очень важный психологический навык.
– Где студенты проходят практику?
– Программа обучения включает три вида практики. Первая – учебная – проходит в конце второго курса на базе колледжа в формате интенсивов по психологическим тренингам. Несколько раз в неделю студенты посещают специальные занятия, где опытные эксперты учат их работать с разными категориями людей: с детьми, семьями, инвалидами, представителями старшего поколения. Вместе с наставниками студенты отрабатывают различные техники, психологические тренинги и упражнения, направленные на решение тех или иных проблем.
На выпускном курсе студенты проходят производственную практику в центрах социального обслуживания, центрах помощи семьям и других подобных учреждениях. В ходе работы учащиеся осваивают те компетенции, которые необходимы специалисту, знакомятся с реальным положением дел, учатся взаимодействовать с коллегами и клиентами.
Наконец, образовательная программа колледжа завершается преддипломной практикой. Она проходит на базе нашего тренингового центра «Поверь в себя». Это практико-ориентированный проект колледжа, помогающий студентам найти себя и реализовать свой потенциал в выбранной профессии.
Студенты вспоминают всё то, чему научились за три года, оформляют портфолио, составляют резюме, анализируют собственные сильные стороны и подготавливают презентацию. Это позволяет им взглянуть на себя со стороны как на сформировавшихся специалистов.
Кроме того, в рамках проекта «Поверь в себя» студенты встречаются с представителями вузов-партнеров, чтобы больше узнать о тех направлениях в психологии, по которым они могут продолжить профильное образование уже на уровне высшего учебного заведения. К нам в гости приходят и наши выпускники – специалисты, которые уже добились определенных успехов в профессии и готовы делиться советами и опытом, рассказывая о своем пути.
Я очень люблю этот проект, потому что, с одной стороны, он действительно помогает молодым специалистам поверить в себя, увидеть самим в себе все лучшие качества, успехи, которые уже были достигнуты в процессе учебы, а с другой – готовит студентов к будущему, дает понимание того, что их может ждать впереди.
– Как наставник какими Вы хотели бы видеть выпускников колледжа в качестве состоявшихся профессионалов?
– Думаю, главное качество, которым должен обладать хороший психолог и социальный работник, – это искренняя любовь к людям. Наша профессия совершенно не предполагает погони за личной выгодой, более того, любое проявление эгоизма способно свести весь результат работы к нулю.
Чтобы помочь людям, психолог обязательно должен видеть в каждом из них человека, а не просто клиента.
И, конечно, мне как наставнику очень хочется, чтобы наши студенты реализовали свой потенциал по максимуму, использовали все свои способности и таланты во благо. В психологии очень много разных направлений, и среди них каждый специалист обязательно сможет найти что-то свое. Например, творческим людям наверняка придется по душе арт-терапия, а активным – спортивная психология.
Психологи, как правило, представляют собой разносторонне развитых личностей, сочетающих свои увлечения, способности, таланты с умением понимать людей и помогать им. Я вижу своих выпускников колледжа теми профессионалами, которые гармонично объединяют это в своей работе.
– Как человеку, который только стоит на пути выбора профессии, понять, что он может стать хорошим психологом, что именно эта профессия является его призванием?
– Если посмотреть на наших абитуриентов, то можно заметить, что чаще всего в колледж психологии поступают люди, склонные к самоанализу, стремящиеся разобраться в себе, научиться лучше понимать окружающих. Некоторые из них сами побывали в непростых жизненных ситуациях. Это очень глубокие, несмотря на свой юный возраст, люди.
Главным индикатором, говорящим о том, что человеку подходит профессия психолога, на мой взгляд, является внутреннее желание разбираться в «загадках» нашего сознания.
Очень важную роль здесь играет искреннее стремление услышать и понять других людей, принять тот факт, что они могут быть совершенно не похожими на нас самих.
Психологи – это всегда неравнодушные люди. Вместе с тем нужно понимать: для того чтобы по-настоящему помочь кому-то, кто в этом нуждается, специалисту необходимо не только уметь сопереживать, но и иметь внутренние силы, ресурсы для того, чтобы «вытянуть» человека из бездны трудностей на «свежий воздух».
Профессия психолога особенно интересна тем, что мы не можем просто взять и решить чужую проблему – мы должны трансформировать сознание человека таким образом, чтобы он решил ее сам. Для этого нам мало владеть знаниями и психологическими техниками. Нам нужно любить то, что мы делаем, тех, с кем мы работаем, и мир, в котором мы живем.
Виктория Гусакова,
информационное агентство Global Women Media
Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрикиПрофессия — Социальный работник, социолог
Специальности: социальная работа, право и организация социального обеспечения, правоведение (социальный аспект), социальная педагогика и психология, другие гуманитарные специальности, в том числе педагогические.
Специализация в зависимости от социально-возрастной категории обслуживаемых людей (дети-сироты, одинокие пожилые люди, инвалиды, военные инвалиды и т.д.)
Примечание. Обучение обычно охватывает все специализации сразу – профиль её специалист выбирает самостоятельно либо при написании дипломной (кандидатской и пр.) работы, либо во время трудоустройства. В области социальной работы могут успешно трудиться люди, не имеющие специального образование, однако предпочтение в таком случае отдаётся людям с высшим образованием.
Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):
Средне-специальное (социальный работник, специалист по социальной работе с углубленной подготовкой в области права, социальный педагог) – колледж социальной работы или педагогический колледж, готовящий специалистов в этой области.
Высшее (социальный работник, специалист по социальной работе с углубленной подготовкой в области права, социальный педагог – все высшей квалификации, менеджер в области социальной работы, социальный психолог) – факультеты социальной работы некоторых государственных университетов, негосударственные вузы, факультеты психологии некоторых университетов, другие вузы социальной работы и социальной психологии, вузы предпринимательского профиля, учебные заведения Православной Епархии.
Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:
При поступлении в учебное заведение не выявляются. Однако необходимо иметь выраженную тактичность в общении с разными людьми, в том числе больными, с плохим слухом и восприятием и склонными к девиантному поведению. Очень важна хорошая память, терпеливость и терпимость, выраженный интерес к личности человека и его проблемам, врождённое стремление помочь, умение слушать в большей степени, чем говорить самому.
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:
Русский язык и литература, история, психология* и педагогика*, основы первой медицинской помощи*, физкультура, ОБЖ.
Характер и содержание работы:
Индивидуальная помощь. Работа в центрах социального обслуживания и органах опеки и попечительства: оказание помощи по хозяйству подопечным пожилым людям и инвалидам вплоть до стирки белья и доставки продуктов из магазина, помощь в оформлении правовых документов, психологическая помощь путём общения по интересам, контроль условий воспитания детей в патронатных семьях, оказание помощи гражданам, желающим усыновить сироту или взять ребёнка под опеку, в поиске кандидатуры ребёнка и оформлении документов, консультационная помощь остро нуждающимся одиноким людям в области права.
Организационная работа в органах государственной опеки и попечительства. Работа в местном управлении и самоуправлении: подбор кадров для индивидуальной работы с подопечными и контроль их обслуживания, организация новых центров социального обслуживания с дневным пребыванием в них нуждающихся пенсионеров и детей из многодетных семей, инвалидов, планирование, организация и проведение культурно-досуговой работы с этим категориями граждан, привлечение спонсоров и меценатов к оказанию материальной помощи нуждающимся людям, участие в распределении местной, федеральной и международной гуманитарной помощи.
Благотворительное направление. Организаторская и менеджерская работа в негосударственных благотворительных организациях и фондах, общественных организациях, федерациях, профсоюзах и ассоциациях инвалидов и т.д.: участие в разработке и проведении акций по сбору средств и пожертвований с последующим распределением собранных средств среди определённых категорий нуждающихся людей, проведение различных конкурсов с выдачей грантов социальной направленности (например, на оказание помощи больным сахарным диабетом, на обучение одарённых детей из многодетных семей, на санаторно-курортное лечение детей-сирот и т.д.) и другая благотворительная работа с населением.
Научно-аналитическая и преподавательская деятельность. Работа в научных учреждениях социального профиля, а также учебных заведениях социально-педагогической сферы: проведение социологических исследований по заказу государственных и коммерческих организаций, а также международных гуманитарных структур, изучение общественного мнения по тем или иным вопросам социального плана, преподавание основ социальной работы и обществоведения, изучение практики социальной деятельности в регионах и разных государствах, выступление на научно-практических конференциях, подготовка научных статей на социальные темы для корпоративных, отраслевых и других изданий и издательств.
Очевидные плюсы
Интересная творческая работа, осознание особой важности общественной миссии этой профессии – помогать людям решать самые разные жизненные проблемы, которые никакие другие специалисты не решают, возможность познакомиться с массой разных интересных людей, заиметь много друзей и наработать серьёзную базу для создания собственного бизнеса практически в любой сфере экономики.
«Подводные камни», очевидные минусы
Успех в этой работе трудно формулируем на начальном этапе профессиональной карьеры. Социальный работник без опыта часто не может представить, чего он может в итоге добиться и к какой цели ему следует стремиться. Поэтому данная сфера открывает пути к успеху только для людей с активной жизненной позицией, коммуникабельных, жаждущих общения с самыми разными людьми, стремящихся реально помочь конкретным людям и верящим в том, что реально изменить общество к лучшему. Люди без предпринимательской жилки, начиная трудиться в сфере социальной работе, склонны «увязать» в рутине повседневных забот и оформлении разных отчётных бумаг. В то же время прирожденные коммерсанты, привыкшие мыслить прямолинейными бизнес-категориями, пытаются превратить социальную работу в некую правовую базу для излечения прибыли, в результате чего создают в этой сфере несвойственное ей направление работы с нуждающимися в помощи людьми, портят репутацию благотворительным организациям и в конечном итоге разочаровываются в избранной профессии.
Возможные профессиональные заболевания: опорно-двигательного аппарата (для специалистов низовых звеньев системы социального обслуживания), вегетососудистая дистония – риск незначительный.
Вилка зарплат (в рублях в месяц)
В Москве и Московской области: 10 000 – 50 000 (чаще 15 000)
В крупных областных центрах: 6000 – 30 000 (чаще 10 000)
В глубинке России: 4000 – 15 000 (чаще 6000), в ряде регионов поиск работы с гарантированным заработком затруднён
Предупреждаю сразу: тот, кто думает, что социальный работник только обслуживает одиноких старушек, доставляя им продукты или стирая бельё, – можно сказать, ничего не знает об этой профессии. А между тем с середины 90-х годов в России стали открываться различные негосударственные университеты, в которых студенты за немалую плату получают высшее образование именно по специальности «социальная работа». Спрашивается, нужно ли серьёзное образование тому, кто просто покупает продукты, стирает и гладит, выносит мусор?
Конечно же, любой человек должен уметь это делать, и стареньким одиноким людям такая помощь нужна, как и свежий воздух и вода. Но это вовсе не значит, что этим людям больше от социального работника ничего не нужно.
На самом деле социальный работник для подопечного – спаситель во многих вопросах, в том числе и юридических, когда нужно грамотно оформить завещание или договор ренты, социального обслуживания, документы на получение субсидии или дарственную на имущество. И это далеко не всё, что нередко нужно сделать одинокому престарелому человеку или инвалиду. То есть, социальный работник, который приносит ему покупки из магазина, должен быть ещё и всесторонне развитым, грамотным человеком, разбираться в правовых вопросах, уметь при необходимости организовать своему подопечному консультацию специалиста, вызвать на дом нотариуса, врача, сантехника и проследить за тем, чтобы интересы подопечного никто не ущемил.
А ещё от этого человека ждут общения. Помню, будучи корреспондентом московской окружной газеты «За Калужской заставой», я напросился с социальным работником в гости к «её» бабушкам. Мы сначала зашли в супермаркет, я помог дотащить женщине тяжёлую сумку до нужного дома, а потом мне пришлось принять участие в беседе с каждой из трёх старушек, которых мы посетили. И каждая из них не обратила особенного внимания на принесённые продукты и не стала пересчитывать чеки, даже отказывалась брать сдачу[1], стремясь переключить внимание на беседу о каком-нибудь событии или о своей племяннице, которая никак не приедет к ней в гости. Одна из бабушек, бывший доктор судебно-медицинской экспертизы, даже устроила что-то вроде маленького праздника – заставила нас прочитать по отрывку из стихотворения и вручила в качестве приза по апельсину. Как мы ни отказывались от угощения, ничего не получилось: сильно обижусь и всё тут.
В принципе, чтобы по-человечески общаться со стариками, даже с академиками или бывшими актёрами, не обязательно окончить вуз – достаточно быть просто добрым отзывчивым человеком. Именно без этих качеств в социальной работе делать нечего.
К сожалению, в эту сферу милосердия и благотворительности идут не только сподвижники добра, но и прирождённые коммерсанты, которые используют возможности благотворительных организаций в своих корыстных целях. Отчасти из-за действий таких людей социальная (особенно благотворительная) работа многими россиянами воспринимается с большим недоверием. А среди некоторой части молодёжи создалось мнение о том, что в социальную работу идут те, кто ни к чему серьёзному не способен.
Но, думаю, вы уже поняли, что помогать беспомощным инвалидам и старикам, равно как сиротам[2], матерям-одиночкам и многодетным семьям, – дело в высшей степени ответственное и требует высокой образованности. Реально социальный работник – это мастер на все руки. Он и психолог, и социолог, и правовед, и менеджер. Просто начинается карьера в этой сфере чаще всего именно с этой ступени – оказание персональной бытовой помощи и работа с нуждающимися в социальной помощи и защите людьми в центрах социального обслуживания.
«Подводные камни» в этой сфере чаще всего нестандартные и при желании легко преодолимые. Обычно это особо капризные подопечные, которые могут жаловаться администрации района или дирекции центра социального обслуживания на то, что вы им чего-то не донесли, в чём-то им отказали, нагрубили и даже обокрали. Случается, что социального работника «сердобольные» соседи обвиняют в том, что он, к примеру, «объедает старушку», приносит ей поддельные лекарства и завышает цену на них. Это наш российский менталитет, и к этому надо быть заранее готовым. Разумеется, вспыльчивым и обидчивым людям в социальные работники тоже лучше не идти.
Но социальная работа – это очень широкая сфера деятельности. Например, выпускники Российского государственного Социального университета, как опубликовано на его информационных стендах, работают:
- в международных, федеральных и региональных фондах социальной помощи
- в учреждениях социальной защиты населения
- в службах по работе с персоналом
- в консультационных центрах
- в больницах и клиниках
- в образовательных и культурно-досуговых учреждениях.
На одном из посвящённых социальной работе Интернет-ресурсов говорится, что
«все специализации «Социальной работы» можно условно разделить на три блока:
— работа с людьми: медико-социальная работа, психолого-социальная работа, социальная работа с людьми с инвалидностью, социальная работа в системе образования
— организация и управление: менеджмент в социальной работе, организация социальной работы с населением, экономика, право и управление в социальной работе
— аналитика: социальное прогнозирование и моделирование, история, методология и теория социальной работы»
«Прежде всего задайте себе вопрос: кем и в какой организации вы хотели бы работать, — советуют на этом ресурсе опытные специалисты этой сферы. – Если это государственные структуры внебюджетных фондов, то и вуз, соответственно, должен быть государственным. Такой диплом поможет вам попасть в «касту» высокооплачиваемых специалистов. Другое дело, если вы собираетесь создать в социальной сфере творческий коллектив или общественную организацию. В этом случае понадобятся практические навыки работы с грантодателями, фондами, со спонсорами и инвесторами. Здесь вы сами будете назначать себе зарплату. Поэтому и преподаватели нужны такие, кто имеет опыт реализации некоммерческих проектов, умеет оформлять заявку на получение денежного гранта, взаимодействует или руководит общественными организациями города. И, по-моему, в таком случае нет принципиальной разницы, в каком вузе (государственном или коммерческом, профильном или непрофильном) вы будете получать образование.
Если вы гуманитарий, подавайте документы в РГСУ, МГУС или РосНОУ. В список вступительных экзаменов этих вузов не входят естественнонаучные дисциплины. Сдавать придется русский язык в форме ЕГЭ, историю и, в зависимости от вуза, литературу или обществознание.
Хорошо знаете биологию – поступайте в МГПУ или РГМУ. А все абитуриенты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета должны знать основы христианства, этот предмет здесь – профилирующий. В Военно-техническом университете, помимо привычных вступительных испытаний, придётся сдавать нормативы по физподготовке и проходить военно-профессиональный отбор: собеседование, психологическое тестирование, медкомиссию».
То есть социальные работники могут работать и спасателями, и психологами в горячих точках, заниматься реабилитацией людей, пострадавших в катастрофе или от теракта, а также военнослужащих, принимавших участие в контртеррористических операциях.
Отлично, когда социальный работник не только хорошо знает законодательство в области социальной помощи, но и многое умеет делать своими руками, например, оказать первую помощь пострадавшему в аварии или своему подопечному, который просто упал дома в обморок, починить сорвавшийся в квартире у подопечного кран, убедить отчаявшегося сироту в том, что всё у него в жизни сложится хорошо.
Социальные работники также собирают пожертвования с граждан и организаций, чтобы, к примеру, спасти какого-то конкретного ребёнка от тяжёлого заболевания, направив его в уникальную зарубежную клинику. Они также добиваются госпитализации остро нуждающегося одинокого человека или ребёнка из многодетной семьи в федеральную специализированную клинику, защищают права воспитанников детских домов, в том числе и покинувших детское учреждение после достижения 18-ти летнего возраста. Работают эти специалисты и в пенитенциарных учреждениях, защищая права отбывающих наказание и помогая некоторым из них вернуться к нормальной законопослушной жизни после выхода на свободу.
Наконец, с такой специальностью можно просто открыть собственный социально ориентированный бизнес, сочетая получение прибыли с созданием лучших условий для жизни пенсионеров, детей-сирот, инвалидов. Поле деятельности для высококвалифицированных социальных работников – широчайшее. Пожалуй, это одна из самых широкопрофильных профессий современности. В неё же входит и социальная педагогика (например, работа с трудными подростками в сотрудничестве с детской комнатой милиции и т.д.), и социальная психология, и лоббирование интересов остро нуждающихся в государственной поддержке категорий граждан как в органах местного самоуправления, так и в Госдуме России.
И везде для успешной работы необходима кипучая энергия, позитивное отношение к жизни, терпимость к самым нелицеприятных человеческим поступкам, уважение людей, предпочтение работы на благо общества работе на собственное благо. Понятно, что такая работа не может протекать спокойно и размеренно, без эмоциональных встрясок и напряжений, без скандалов и споров, без переживаний и авралов вплоть до попадания в кризисные ситуации. Однако если помогать людям и улучшать жизнь вокруг себя вам интереснее, чем заниматься чем-то конкретным, то все трудности социальной работы вы преодолеете.
И последнее. Часто в социальную работу идут люди творческого склада, которым не удалось реализовать себя в искусстве или культуре. Потому что социальная работа представляет возможность быть не только нужным конкретным людям (и быть любимым этими людьми), но и проявлять все качества, присущие актёру, режиссёру, писателю и художнику. Социальные работники – это авангард цивилизованного общества. Если они в обществе есть, значит оно доросло до уровня, на котором ему небезразлична судьба своих сограждан. Успеха.
Рассказ о профессии: Психолог
В последние годы мы наблюдаем рост интереса к гуманитарным занятиям, и среди них особо выделяется профессия психолога. Она обладает особым очарованием и привлекательностью, как и все, что связано с таинственным и неизведанным. Она считается творческой, но для овладения ею не надо обладать особыми способностями, как в профессиях художника или музыканта. Способными к психологии считают себя совершенно разные люди, как общительные, так и замкнутые, спокойные и неуравновешенные. Многие хотят стать психологом для одного человека — себя, а некоторые стремятся овладеть «тайным знанием» и войти в «круг избранных».
Как это называется?
Слово психолог происходит от греческого «псюхе» — душа. Хотя наука и доказала отсутствие у человека такого образования, психолога нередко называют «душелюбом». Может, не каждый психолог обязан любить человека, но «людоведом» он должен быть обязательно — хорошо разбираться в людях, понимать законы психической деятельности и развития психических функций (мышления, восприятия, памяти, речи эмоций и пр.), причины и механизмы поведения, законы развития личности, общения, функционирования групп людей и т. д.
Хотя у многих психологов в дипломах стоит наименование специальности «психолог», они бывают разными: личностный психолог, социальный психолог, детский психолог, клинический психолог, психолог-дефектолог, педагогический психолог, школьный психолог, спортивный психолог и пр.
Специализация психологов происходит, как правило, на последних курсах психологических факультетах университетов, но некоторые вузы готовят узкоспециализированных специалистов, например, педагогические, медицинские и военные образовательные организации.
Как стать психологом?
Есть несколько возможностей войти в профессию.
Психологические факультеты или институты университетов — учеба длится пять лет (или по Болонской системе — 4 года), включает теоретическую подготовку, изучение сопутствующих предметов (биологию, логику, математику, историю психологии и пр.), практику и стажировки.
Психологические курсы при психологических факультетах и исследовательских институтах для лиц, имеющих высшее образование. Эти заведения выдают дипломы о втором высшем образовании после обучения в течение 1–3 лет.
Курсы-стажировки для лиц, имеющих диплом «близкой» специальности. Например, врач может закончить курс психотерапии и стать психотерапевтом, а педагог — школьным психологом, и хотя диплома психолога они не получат, но по новой специальности работать смогут. На выходе — сертификат о переподготовке или повышении квалификации.
Аспирантура по специальности «психология» — это «ход Троянским конем»: защитив там диссертацию, любой представитель профессии, даже максимально далекой от психологии, становится не просто психологом, но и обладателем более высокого статуса, чем у рядового «людоведа»!
Какими качествами надо обладать, чтобы быть успешным в этой профессии?
Как говорил один из моих университетских педагогов, психологом может быть человек умный и честный. В этих скромных словах много смысла.
Раньше так называемым профилирующим — то есть главным — экзаменом для поступления на факультет психологии была математика, а не биология, что казалось бы логичным. Математику изучают три первых курса: высшая математика, статистика, теория вероятности. Это и требует хороших мозгов и формирует их.
Психология — особая наука, в ней мало постулатов, еще меньше законов, но много объясняющих теорий — как ни в одной другой. Со всем этим надо уметь разбираться и применять. Поведение человека многообразно: одни и те же проявления могут вызываться разными причинами. Поэтому анализ внутреннего мира человека и его поведения не так прост, требует постановки гипотез и их проверки. И таких циклов в изучении человека может быть множество.
Так что для глубокой мыслительной работы и применения интеллекта в психологии есть много причин.
Честным психолог должен быть перед собой и перед другими людьми. Что это означает?
Для психолога очень важно, анализируя поведение другого, не привносить в выводы о нем свои догадки, домыслы, приписывать свои чувства — не проецировать свой опыт на чужую жизнь и при этом также избегать оценочных суждений. А это требует критического к себе отношения каждую секунду, предельной честности перед собой. Психология — наука субъективная, инструмент психолога — он сам, существо субъективное, поэтому такая честность может способствовать большей объективности. Кстати, это очень трудно формируемое качество.
Честность перед другими людьми заключается в том, что здесь не место формуле «ложь во спасение». А говорить правду людям непросто. Следует так ее сообщить человеку, чтобы он ее принял, был готов принять. Только тогда она не отторгается им и проникает через его психологическою защиту. Но чтобы это сделать, нужны и особые приемы и долгие часы работы с человеком по модификации его убеждений и поведения.
Психолог должен стоять на стороне того, кто обратился к нему за помощью. Решать же задачу в пользу третьего лица считается как минимум, сокрытием правды, а нередко и манипулированием, то есть одним из проявлений нечестности.
Должен ли психолог быть общительным? Не обязательно. Нередко в психологию приходят люди, прямо скажем, замкнутые, многие даже эмоционально неустойчивые или с эмоциональными и поведенческими проблемами. Они хотят разобраться в себе, в своих проблемах, помочь себе. И многие из них становятся очень хорошими специалистами.
Что может и чего не может психолог?
Как правило, психолога призывают на помощь, когда нужно разобраться в непростой жизненной ситуации. Это могут быть: «кризис возраста» и «экзистенциальный тупик», эмоциональные проблемы (депрессия, сниженный контроль, повышенная агрессия и пр.), проблемы отношений (семейные кризисы и конфликты, конфликты на работе, отношения в системе «отцы и дети»), проблемы воспитания и поведения детей и многие другие. На такие вопросы отвечают, как правило, психологи-психотерапевты. Так, отмечается, что обращение семьи к психологу способно сохранить семью даже тогда, когда супруги уже решили разводиться. И дело совсем не в том, что психолог отговорил это делать, а в том, что с его помощью семья обретает новые смыслы в совместном существовании, открывает новые ценности друг в друге.
Вторая группа причин обращения к психологу: профориентация, оценка сильных и слабых сторон личности, прогноз успешности в профессиональной области, выявление причин личностных затруднений или, наоборот, скрытых способностей и талантов, — все, что, так или иначе, связано с экспертизой, оценкой, тестированием и диагностикой. Нередко такой запрос формулируют заинтересованные органы власти, медицинские и образовательные организации с целью проведения судебно-психологической, психолого-педагогической или какой-либо иной экспертизы.
Психологов привлекают также для формирования коллективов, например, экипажей, проектных групп, где психологическая совместимость играет огромную роль и влияет на эффективность работы команды. Так, эту важную задачу решают при формировании экипажей длительных космических экспедиций, где главный фактор как раз — не длительность совместного проживания, а крайне малое пространство, в котором несколько людей должны провести много месяцев при невозможности спрятаться при совершении бытовых и гигиенических процедур.
Психолог — не маг и не волшебник. Он не экстрасенс и не провидец. Он не может снять или навести порчу и откажется выполнить заказ одного человека добиться от другого нужного поведения. Он не судья и вообще не может быть правым или неправым. Психолог, по меткому выражению одного известного психолога, — зеркало, точнее, тот человек, который подержит зеркало, чтобы вы, глядя в него, отряхнулись. Но сам он за вас этого делать не станет.
Как строится карьера в этой профессии?
Да, психологи возглавляют психологические подразделения, кафедры, лаборатории и институты. Но главная карьера психолога — в науке и практике. Успех психолога меряется числом его клиентов, публикаций, популярностью в профессиональном сообществе, в вузе и пр.
Однако психологи работают в разных сферах, в каждой из которых существуют свои законы карьерного развития.
Одно дело, когда психолог делает карьеру в сходной области: в педагогике, управлении персоналом, журналистике, социологии и др. Некоторые организации могут позволить себе держать ставки психолога, где такой специалист работает по своей специальности. Тогда его карьера — это история его развития как «чистого» психолога в приложении к определенной «индустрии».
Другое дело, когда компании принимают на работу психологов, предполагая, что их профессиональные знания будут хорошим подспорьем для реализации основной функции: управляющий персоналом, педагог, социальный работник, специалист по рекламе, продавец, специалист по работе с претензиями и т. п. Карьера в таких областях делается по своим «индустриальным» законам.
|
Как стать социальным психологом | Требования к образованию | Зарплата
Что такое социальная психология?
Как правило, большинство людей ведут себя по-разному, находясь в разных группах людей.Если вы внимательно об этом подумаете, вы, вероятно, сделаете то же самое. Например, вы, скорее всего, ведете себя в семье не так, как с друзьями. Причина этого проста. Наши действия, мысли и чувства почти всегда находятся под влиянием людей, которые нас окружают.
Социальная психология — это наука о том, как присутствие людей может повлиять на поведение, мысли и чувства человека. Группа людей, которая может влиять на человека, часто реальна, но воображаемое или даже подразумеваемое присутствие других людей иногда может изменить поведение или мысли человека.Социальную психологию часто считают комбинацией социологии и психологии, поскольку она использует исследовательские и аналитические методы из обеих областей. Хотя социальная психология похожа на социологию, она также сильно отличается. Например, профессионалы в обеих этих областях проявляют особый интерес к группам людей. Однако социология фокусируется на групповом поведении, тогда как социальная психология фокусируется на том, как группа людей влияет на каждого человека в этой группе.
Эта особая область психологии зародилась в начале 20-го века, и ее стимулировали эксперименты по социальной фасилитации, проведенные Норманом Триплеттом в 1898 году.Социальная фасилитация — это феномен, который заставляет большинство людей лучше справляться с определенными задачами, когда рядом другие люди. Социальная психология стала еще более популярной в 1930-х годах, когда немецкие психологи, бежавшие из своей страны, занялись изучением предрассудков и распространением нацизма.
С самого начала социальная психология использовалась для изучения всего: от преступлений на почве ненависти до издевательств и маркетинговых тактик. Сегодня это все еще развивающаяся область, и ее можно применять во многих областях.
Зачем нужна социальная психология?
Мир, к сожалению, кишит всевозможными социальными проблемами. Все, что нужно, чтобы увидеть это, — посмотреть вечерние новости или пролистать утреннюю газету. Понимание этих проблем и того, как группа может влиять на каждого из членов этой группы, является одним из первых шагов к тому, чтобы положить конец этим проблемам. Вот некоторые из проблемных областей, для изучения которых можно использовать социальную психологию:
- Предубеждение
- Запугивание
- Преступная деятельность
- Проблемы со здоровьем в обществе, такие как ВИЧ и СПИД
- Злоупотребление психоактивными веществами
- Семья и бытовые проблемы
Однако не всякое групповое влияние на индивидуумов является негативным.Например, некоторые люди, находящиеся в присутствии определенных людей, могут чувствовать себя более склонными позитивно реагировать на окружающий их мир. Социальную психологию можно использовать для изучения подобных ситуаций и, возможно, для создания новых.
Каковы требования к образованию для карьеры социального психолога? Ниже приведен полный курс обучения психологов:
Большинство людей, заинтересованных в карьере в области социальной психологии, обычно начинают с получения степени бакалавра в области общей психологии или социальной психологии.Для этой карьеры обычно рекомендуются занятия по общей психологии, психологии развития, социальной психологии, социальным наукам, социальной психологии, антропологии и социологии.
Большинство честолюбивых социальных психологов также получат ученые степени. Например, после получения степени бакалавра они обычно получают степень магистра и докторскую степень. Социальные психологи, которые предпочитают работать в клинических условиях, должны подумать о получении степени доктора психологии или PsyD, а те, кто интересуется в первую очередь исследованиями, должны получить степень доктора философии или доктора философии.
Узнайте больше о степенях социальной психологии.
Чем занимается социальный психолог?
Социальные психологи могут анализировать предыдущие результаты исследований в области социальной психологии или проводить оригинальные исследования. Чтение научных статей и журналов по социальной психологии часто является лучшим способом изучения исследований, проведенных другими социальными психологами, а оригинальные исследования можно проводить несколькими способами.
Во-первых, социальные психологи могут создавать среду, которая является копией среды реального мира.Отдельные лица и группы людей могут быть помещены в эту среду, и тогда социальные психологи могут наблюдать за их поведением и действиями. Социальные психологи также могут попросить взять интервью у человека, наблюдая за активностью мозга с помощью сложного оборудования
.Поскольку присутствие социальных психологов и медицинского оборудования может влиять на поведение человека, однако многие социальные психологи предпочитают проводить свои исследования «в поле». Обычно это включает в себя наблюдение за «настоящими» людьми в «реальных» условиях и ситуациях.
Исследования, которые проводят психологи, могут быть применены для решения ряда реальных проблем, от незначительных проблем до серьезных проблем. Например, социальные психологи могут помочь рекламодателям и маркетологам понять, как использовать групповое влияние, чтобы привлечь больше людей к покупке определенных брендов. Исследования социальной психологии также могут быть применены, чтобы помочь остановить или уменьшить распространение определенных социальных проблем. Профессионалы, работающие над достижением этой цели, обычно помогают создавать такие вещи, как общественные программы и кампании по повышению осведомленности общественности.Некоторые социальные психологи могут также консультировать людей, затронутых социальными проблемами.
Где работает социальный психолог?
Социальные психологи часто могут найти работу в различных учреждениях и организациях. Например, те, кто занимается исследованиями, часто могут найти работу в частных и государственных исследовательских учреждениях. Они могут проводить исследования в контролируемой среде, например в лабораториях, или в естественной среде, например в городских условиях.Другие учреждения также могут нанимать социальных психологов, например, школы, исправительные учреждения и организации социального обеспечения.
Маркетинговые и рекламные фирмы также иногда нанимают социальных психологов для проведения маркетинговых исследований. Социальных психологов, работающих в университетах, часто нанимают для преподавания, но они также обычно могут проводить исследования.
Какова средняя зарплата социального психолога?
По данным Бюро статистики труда, социальные психологи относятся к категории социологов, средняя зарплата которых по состоянию на май 2019 года составляла 83 420 долларов США.
Самые высокооплачиваемые работники работали в научно-исследовательских и опытно-конструкторских компаниях, средняя зарплата которых составляла 100 730 долларов США, за ними следовали те, кто работал в государственных учреждениях штата, средняя зарплата которых составляла 87 540 долларов США.
Социальное влияние |
---|
|
Дополнительные ресурсы и дополнительная литература
Алабама — $ 62,000.00 (Высокая достоверность (более 250 источников)) | Звание зарплаты: 14 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средняя зарплата социального психолога за объявления о вакансиях в Алабаме такая же, как средняя зарплата социального психолога за объявления о вакансиях по стране. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аляска — 47 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аризона — 52 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Арканзас — 60 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Калифорния — 66 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Колорадо — 55 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Коннектикут — 71 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
DC — 75 000,00 долл. средняя зарплата социального психолога по объявлениям о вакансиях по стране. | |
Делавэр — 55 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Флорида — 58 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Грузия — 71 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Hawaii — 39 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Айдахо — 40 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Иллинойс — 70 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Индиана — 59 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Айова — 60 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Канзас — 56 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Кентукки — 52 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Луизиана — 53 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Мэн — 54 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Мэриленд — 63 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Массачусетс — 74 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Мичиган — 63 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Миннесота — 54 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Миссисипи — 66 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Миссури — 61 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Монтана — 56 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Небраска — 45 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Невада — 49 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Нью -Гемпшир — 61 000,00 долл. средняя зарплата социального психолога по объявлениям о вакансиях по стране. | |
Нью -Джерси — 66 000,00 долл. средняя зарплата социального психолога по объявлениям о вакансиях по стране. | |
Нью -Мексико — 54 000,00 долл. средняя зарплата социального психолога по объявлениям о вакансиях по стране. | |
Нью -Йорк — 75 000,00 долл. средняя зарплата социального психолога по объявлениям о вакансиях по стране. | |
Северная Каролина — 60 000,00 долл. средняя зарплата социального психолога по объявлениям о вакансиях по стране. | |
Северная Дакота — 54 000,00 долл. средняя зарплата социального психолога по объявлениям о вакансиях по стране. | |
Огайо — 59 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Оклахома — 56 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Орегон — 59 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
Пенсильвания — 59 000,00 долл. Заработная плата психолога за размещение вакансий по всей стране. | |
|