Психологическая помощь сдающим егэ и их родителям – Советы по психологической подготовке к единому государственному экзамену

Содержание

Общешкольное родительское собрание «Роль родителей и их практическая помощь при подготовке к ЕГЭ»

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной сдачи ЕГЭ в выпускных классах гимназии.

Задачи:

  1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка при подготовке к ЕГЭ со стороны родителей.
  2. Отработка с родителями психологических приемов поддержки при подготовки выпускников к экзаменам.

Ход собрания

Уважаемые родители, сегодня я бы хотела поговорить с вами о роли родителей и их практическая помощь при подготовке к ЕГЭ.

Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую значимость.

Слово «экзамен» переводиться с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся ЕГЭ. Безусловно, экзамены — дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.

Так чем же родители могут помочь своему ребенку при подготовки к экзаменам?

Главное, в чем нуждаются подростки в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче экзамена.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.

Задача педагогов и родителей – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать».

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это хорошо».

Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, интонации.

            Самое страшное для многих во время экзамена состоит в том, что они не могут «взять себя в руки». Чаще всего дети боятся преподавателей, так как не знают их. Здесь важно умение правильно общаться — установить контакт с учителем, пусть и кратковременный. Всё это сделать гораздо легче, если попытаться снизить стресс.

            Вы можете предложить своему ребенку представить, что он находиться рядом с приятным и умным человеком и получает от этого удовольствие. Если это не помогает и преподаватель очень страшен, пусть включит элемент юмора. Юмор, как известно, помогает здорово снизить страх. К примеру, ребенок может мысленно пририсовать преподавателю длинные ушки, симпатичные рожки, огромную бородавку на носу, повесить на него галстук в свинках или представить, как он будет выглядеть, если на него напялить платьице в оборках и цветочках. Здесь нет предела воображению!

            Но это во время самого процесса сдачи. А что же делать родителям с детьми до того, как этот ответственный момент настанет? Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:

Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки — на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада.

Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.

Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ по математике (учителя при подготовке детей пользуются различными вариантами ЕГЭ). Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

Не заставляйте ребенка учить предмет так, как это кажется лучшим для Вас. У всех людей свои методики запоминания. Пусть он учит так, как ему нравится, как ему удобнее. Если ему лучше запоминается ночью — пусть занимается хоть всю ночь. Просто, тогда не стоит будить его в восемь утра с криком «Садись немедленно за учебник! «, не переусердствуйте с контролем. Но в тоже время, не стоит говорить ребенку, что экзамен — ерунда, что не надо переживать, мол, у тебя их ещё сколько будет. Эти фразы не снимут стресс и не расслабят ребёнка, т.е., никак ему не помогут. Но он может подумать, что вы просто несерьёзно относитесь к вещам, которые для него очень значимы.

Помните, что в этот период дети становятся особенно мнительными и тревожными, постарайтесь «подкармливать» их положительными эмоциями. Ни в коем случаи не ругайте, не давите на психику, даже если первый экзамен ребёнок сдаст не так, как Вы рассчитывали. В свободное время вместе с ним вспоминайте прошлое, когда ему было хорошо — какие-то праздники, отдых, путешествие. Стройте планы на будущее, которые вдохновят ребёнка: ты сдашь экзамены — и мы поедим отдыхать, съездим за город, купим тебе новые джинсы, и пр. Обязательно давайте детям, как следует выспаться (особенно в ночь перед экзаменом), включайте в их рацион побольше фруктов, соков, побалуйте шоколадом. А перед экзаменом, не забудьте пожелать «Ни пуха, ни пера».

Организм, при подготовке и сдаче экзамена, испытывает сильное нервно-психическое напряжение. Поэтому хочу порекомендовать вам способы для снятия этого напряжения и познакомить с приемами, которые помогут мобилизовать интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов.

Способы снять нервно-психическое напряжение:

  • спортивные занятия;
  • контрастный душ
  • стирка белья;
  • мытье посуды;
  • скомкать лист бумаги и выбросить;
  • слепить из газеты свое настроение;
  • громко спеть свою любимую песню;
  • покричать то громко, то тихо;
  • вдохнуть глубоко 10 раз;
  • погулять по лесу;
  • потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».

Во время экзаменов нужно спать не менее 9 часов. Это обеспечит полноценный отдых и восстанавливает силы.

На экзамен нужно прийти в точно назначенное время, т.к. ожидание более утомительно для нервной системы, чем сам экзамен.

Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов

Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Её недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды.

В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут или через 30 минут после еды. Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.

Вторая проблема – это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно их них – правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «Перекрестный шаг» и проводится следующим образом (предложить родителям вместе выполнить данное упражнение):

Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно; можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой. Обязательное условие выполнения этого упражнения – двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.

Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.

Во время экзамена целесообразно повесить изображение косого креста на стене класса. Цвет не имеет значения, главное, чтобы он был изображен контрастно: темный на светлом фоне и наоборот.

Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «Энергетическое зевание» (выполняется вместе с родителями).

Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3 – 5 зевков.

Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты.

Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись — вдохнуть полной грудью и идти дальше.

15.04.2010

urok.1sept.ru

Психологическая помощь школьнику при подготовке к ЕГЭ

«Психологическая помощь школьнику при подготовке к ЕГЭ».

« Экзаменов страшится любой, будь он семи пядей во лбу, ведь на экзамене самый глупый может спросить больше, чем самый умный ответить.»

Чарльз Калеб Колтон

Подготовка к ЕГЭ, как правило, идет на протяжении последних лет обучения в школе. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий. Кроме того, старшеклассники посещают курсы, покупают различные пособия для подготовки к ЕГЭ. Родители нанимают репетиторов. Всё направлено на достижение поставленной цели — сдачи ЕГЭ и поступления в ВУЗ. Но степень тревожности, напряжения у выпускников не снижается. В свою очередь, повышенный уровень тревоги на экзамене очень часто мешает деятельности, снижает концентрацию внимания, работоспособность. Тревога — это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность.

Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников.

Процедура прохождения ЕГЭ — деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.

Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в подростковом.

Прежде всего и родители и ученики должны быть знакомы с общим положением ЕГЭ по всем учебным предметам, в том числе и по физике. Ученик должен знать, как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.

Родители должны знать, что при получении результатов тестирования, если выпускник не согласен с оценкой, можно подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.

Психологическая помощь одиннадцатиклассникам осуществляется со стороны школьного психолога, родителей, учителей предметников и классного руководителя.

Психологическую помощь учащимся можно разделить на три этапа:

• подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом,

• поведение накануне экзамена,

• поведение собственно во время экзамена.

  1. Помощь школьного психолога в подготовке учащихся к экзаменам.

1 этап. Познай себя.

Школьный психолог в 9-11 классах на уроках технологии классных часах, проводит тесты на определение типа темперамента и стиля деятельности учащегося. Ребенок должен знать свои сильные и слабые стороны. В зависимости от того, кто ученик «сова» или «жаворонок», максимально загружать вечерные часы или, напротив утренные. Наиболее хорошая память между 8 и 12 часами дня и в 17 – 21 часов вечера.

2 этап. О последствиях в случае неудовлетворительной сдачи экзаменов.

Рекомендации психолога учащимся о «неудачной» сдачи экзамена:

  • Ты не можешь изменить реальность, но можешь изменить свое отношение к ней.

  • Экзамен — это важный этап в твоей жизни, но не последний!

  • Обсуди с родителями, что будет после экзамена. Пойми, катастрофы не произойдет, каков бы ни был результат испытаний.

3 этап. Рекомендации психолога — подготовка к экзамену:

1.Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, калькулятор, карандаши и т.п.

  1. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

  2. Составь план занятий. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.

  3. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

  4. Начни с теории, а затем перейти на тестовые задания и задачи. Решение сложных задач не оставляй «на потом».

  5. Чередуй занятия и отдых.

  6. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

  7. В процессе непосредственной подготовки к экзамену задействуй разные виды памяти: зрительную (чтение), слуховую (чтение вслух или запись на аудио), моторную (переписывание формул, материала).

  8. Пиши шпаргалки! Это очень полезный психологический ритуал, так как не только активизирует механическую память, но и дают чувство защиты.

  9. Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

  10. Для успешной подготовки к экзаменам необходимо рационально использовать время: изучить свой биоритм, составить временной план подготовки к экзамену, использовать приёмы управления временем. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).

  11. Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

  12. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

4 этап. Работа школьного психолога с родителями учащихся выпускного класса.

  • Выступление психолога на родительских собраниях: знакомство родителей с результатами анкетирования по определению типа темперамента и стиля деятельности подростков.

  • Рекомендации родителям по преодолению стрессовых ситуаций в семье во время экзаменационного периода.

Рекомендации родителям  в подготовке учащихся к экзаменам.

Психологическая поддержка родителей – это один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?

  1. Поддерживать ребенка – значит верить в него.  Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать». Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

—       Опираться на сильные стороны ребенка.

—       Избегать подчеркивания промахов ребенка.

—       Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах.

—       Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

2. Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

3. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

4. Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

5. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

Психологические рекомендации  для учителей, готовящих детей к ЕГЭ. 

  1. Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.

  2. Помогайте подростку поверить в себя и свои способности.

  3. Помогайте избегать ошибок, настраивайте  на  то,  чтобы  школьник  максимально  реализовал  свои  возможности  в  период  проведения экзамена.

  4. Поддерживайте выпускника при неудачах, вселяйте  уверенность  в  том,  что  в  школе  ребёнок  учится  и  ошибки  при  получении  знаний  неизбежны.

  5. Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.

  6. Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.

  7. Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

Рекомендации учащимся перед экзаменами.

  1. Настрой себя на успех, внуши себе быть более собранным и внимательным в день сдачи ЕГЭ

  2. День сдачи ЕГЭ — очень важный для тебя день. У тебя уже есть

положительный опыт сдачи экзаменов в прошлом, воспользуйся им.

  1. Осознай то, что ЕГЭ не свалился на тебя, «как снег на голову». Ты прошел достаточную подготовку к нему на предварительном этапе. В этом тебе помогали родители и учителя.

Рекомендации учащимся во время экзамена.

  1. Постарайся сразу сосредоточиться после того, как ты получил текст заданий.

  2. Мобилизуй свое внимание, сконцентрируйся на успешном выполнении всех заданий, это поможет справиться с ситуацией.

  3. Не отвлекайся на посторонние раздражители (шорохи, звуки, разговоры).

  4. Перечитывай каждый вопрос дважды, убеждаясь, что ты правильно понял то, что от тебя требуется.

  5. Если тебе не сразу удается сосредоточить внимание, ты отвлекаешься и

испытываешь тревожность по поводу ситуации. Успокойся, присмотрись

тебя окружают такие же сверстники и учителя, которые так же, как и ты, заинтересованы в успехе. Однако, если волнение мешает сосредоточиться, можно применить навыки управления своими эмоциями.

  1. Сначала пробегись глазами по всем заданиям и начинай с более легких, а сложное оставь на потом. Это поможет тебе быстро включиться в работу и приобрести уверенность в своих возможностях на все время работы.

  2. Не спеши сразу вписывать правильный ответ, еще раз перечитай задание до конца, убеждая, тем самым, себя в верном выборе. Это поможет избежать досадной ошибки.

  3. При выполнении следующего задания старайся отвлечься от предыдущих и сосредоточиться только на новом задании, даже если в прошлых заданиях ты, как тебе кажется, испытал неудачу.

  4. Обязательно рассчитай приблизительное время на выполнение каждого

задания, оставив достаточно времени на проверку всех заданий.

  1. Если ты испытываешь серьезные затруднения по поводу решения тех или иных заданий, примени все свои ресурсы, связанные с предыдущим опытом освоения предмета и помни, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности.

  2. Не забывай про упражнения для релаксации:

— для рук,

— для ног,

— для лица,

— для спины,

и самое главное знай: «Все будет хорошо!».

Литература:

1. М. Ю. Чибисова «Психологическая подготовка к ЕГЭ». Работа с учащимися, педагогами, родителями. М., Гинезис, 2009.

2. М. Ю .Чибисова «Единый государственный экзамен» (психологическая подготовка), М., Гинезис, 2004.

infourok.ru

Психологическая поддержка выпускникам, сдающим ЕГЭ. Советы родителям.

Советы родителям выпускников 11 классов

Советы родителям выпускников 11 классов Поведение родителей Уважаемые родители! Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей

Подробнее

Советы родителям выпускников 11 классов

Советы родителям выпускников 11 классов Уважаемые родители! Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем

Подробнее

Рекомендации родителям:

Рекомендации родителям: Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить

Подробнее

Единый государственный экзамен

Единый государственный экзамен Педагог-психолог МБОУ СОШ 46: Проценко Наталья Викторовна РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫПУСКНИКАМ: КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ Подготовка к экзамену Сначала подготовь место для

Подробнее

Выпускнику на заметку

Выпускнику на заметку Совет 1. Тренируйтесь на вариантах прошлого года на уроках и дома. Полезные ссылки: www.fipi.ru, www.ege.edu.ru., statgrad.mioo.ru Совет 2. Научитесь заполнять бланки. Пишите аккуратно

Подробнее

Готовимся к ГИА учебный год

Готовимся к ГИА. 2017-2018учебный год Педагог- психолог Кострикова Т.В. Успех на экзамене. I. От знания учебного предмета. II. От знакомства с процедурой проведения экзамена. III. От стратегии подготовки

Подробнее

Рекомендации для родителей в 1

сь «% ш» % % < ъ с. «с в К Ж» «К, Ч «л ««5 «К «К, «К «К, Ил * «. Рекомендации для родителей в 1 «Как подготовиться ребенку к ЕГЭ?» Для выпускников неотвратимо приближается самая тяжелая пора — поращ сдаи

Подробнее

В помощь выпускникам (советы психолога)

В помощь выпускникам (советы психолога) Всю жизнь все непрерывно сдают экзамены: преодолевают страх, переплывают, забираются, изучают, принимают решения и пр. Чем больше преодолено в прошлых испытаниях,

Подробнее

Поддерживаем ребенка во время экзаменов

Поддерживаем ребенка во время экзаменов Психологическая поддержка это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?

Подробнее

Настройся на экзамены

Готовимся к ЕГЭ Настройся на экзамены Соблюдай режим дня. Чередование работы и отдыха, правильное питание и здоровый сон помогут твоему организму справиться со стрессом и дадут силы для подготовки к экзамену.

Подробнее

Советы для сдающих экзамены

Советы для сдающих экзамены Советы психолога при подготовке к ГИА В период подготовки к ГИА менять радикально режим дня не следует, так как резкая смена привычного образа жизни плохо сказывается на биологических

Подробнее

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ

Практические рекомендации для выпускников школ и их родителей: Как правильно готовиться к экзаменам. (Прочитав рекомендации, советуем Вам их осмыслить, перенести описываемые ситуации на себя, своих детей,

Подробнее

ДЕВЯТИКЛАССНИК «ОСТАВЬТЕ МЕНЯ В ПОКОЕ»

ДЕВЯТИКЛАССНИК В девятом классе завершается обучение ребенка в средней общеобразовательной школе. Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, принятие решения о характере дальнейшего

Подробнее

Психологическая готовность к ЕГЭ

Психологическая готовность к ЕГЭ ЕГЭ по каждому предмету включает вопросы и задания трех разных типов. Поэтому в процессе сдачи ЕГЭ требуются: высокая мобильность, переключаемость, высокий уровень организации

Подробнее

Симптомы экзаменационного стресса

Что такое стресс? Стресс состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на жизнедеятельность,

Подробнее

Психологическое сопровождение ЕГЭ и ОГЭ

Психологическое сопровождение ЕГЭ и ОГЭ Психологическая подготовка к экзамену Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем некоторые рекомендации, которые позволяют успешно

Подробнее

Как успешно сдать экзамен?

Как успешно сдать экзамен? Экзамен — это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. Во время подготовки и сдачи экзаменов резко увеличивается нагрузка на нервную и сердечно-сосудистую

Подробнее

ПАМЯТКА 1 Трудный возраст

Трудный возраст (памятка1) Для родителей первоклассников(памятка2) Для родителей пятиклассников(памятка3) Для родителей десятиклассников( памятка4) ПАМЯТКА 1 Трудный возраст Несколько тактичных правил,

Подробнее

Психологическая подготовка к ГИА

Психологическая подготовка к ГИА Каждый, кто сдаёт экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку умение не сдаваться, а провалившись вдохнуть полной грудью и идти дальше Что

Подробнее

Преодоление страха перед экзаменами

Преодоление страха перед экзаменами Как-то ученики попросили Учителя представить следующую ситуацию: он находится на краю обрыва, а внизу за спиной пропасть, справа разъяренный тигр, слева кобра, впереди

Подробнее

ВОПРОС-ОТВЕТ С САЙТА

ВОПРОС-ОТВЕТ С САЙТА WWW.GIA.EDU.RU ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ 1. «Будут ли изменения в порядке проведения ГИА-9 в 2017 году?» Девятиклассники проходят государственную итоговую аттестацию

Подробнее

docplayer.ru

Психологическая поддержка выпускникам, сдающим егэ. Советы родителям

скачать Психологическая поддержка выпускникам, сдающим ЕГЭ. Советы родителям.

Выпускные экзамены — один из важнейших этапов в жизни человека, во многом определяющий будущее. Современным старшеклассникам предстоит итоговая аттестация в форме Единого Государственного Экзамена, который вызывает неоднозначные чувства у ребят и родителей. Больше того, ЕГЭ — это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что повышает его субъективную значимость, а, соответственно, уровень тревоги. В этот период старшеклассники, несмотря на видимость взрослости, как никогда нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей.

Отличие ЕГЭ от традиционного экзамена в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной,  ребятам нужна помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Руководство ВУЗов  советует старшеклассникам сдавать как можно большее количество предметов, что повышает шансы поступления в ВУЗ за счет выбора факультета. Здесь следует отметить, что чрезмерная нагрузка на подростка и «распыление» усилий  может привести к снижению реального результата на экзамене.

Сама процедура Единого Государственного Экзамена может вызывать специфические трудности у отдельных категорий выпускников. Например, подросткам со слабой нервной системой  трудно поддерживать высокий уровень работоспособности в течение всего экзамена, у тревожных ребят вызывает напряжение сам факт ограниченного времени. Кроме того, для тех ребят, которые склонны  легче воспринимать информацию на слух,  эту задачу усложняет  визуальная форма заданий. Родителям следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка, возможно обратиться за помощью к соответствующим специалистам.

Главное условие успешной сдачи ЕГЭ — разработать индивидуальную стратегию подготовки, то есть найти те приемы и способы,  которые в эффективны  и полезны для вашего ребенка, позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене. Для этого ему необходимо осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех.

Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись — вдохнуть полной грудью и идти дальше.



  • Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки — на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения.

  • Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада.

  • Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов школьной программы. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

  • Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

  • Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.

  • В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена (ЕГЭ).  Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

  • Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

  • Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей.

  • Ознакомьте своего ребенка с  эффективными способами борьбы со стрессом:

1.  Противострессовое дыхание. Медленно  выполнить глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте через нос выдох как можно медленнее. Постараться представить, как с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом происходит частичное освобождение от стрессового напряжения.

2.   Минутная релаксация. Расслабить уголки рта, увлажнить губы (язык пусть свободно лежит во рту). Расслабить плечи. Сосредоточиться на выражении своего лица и положении тела.

3.   Если позволяют обстоятельства, покинуть помещение, в котором возник острый стресс. Перейти в другое место, где никого нет, или выйти на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями.

4.   Заняться какой-нибудь деятельностью, все равно какой. Секрет этого способа прост: любая деятельность, особенно физический труд, в стрессовой ситуации служит в роли громоотвода, помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

5.  Примеры формул достижения цели самопрограммирования:

·         Экзамен – лишь только часть моей жизни.

·         Я умею полностью расслабиться, а потом быстро собраться.

·         Я могу управлять своими внутренними ощущениями.

·         Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.

·         Чтобы не случилось, я сделаю все от меня зависящее, чтобы достичь желаемого.

Таким образом, роль родителей в подготовке старшеклассников к ЕГЭ включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности. И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

15 советов психолога старшекласснику, сдающему ЕГЭ


  • Ты не можешь изменить реальность, но можешь изменить свое отношение к ней.

  • Экзамен – это важный этап в твоей жизни, но не последний!

  • Обсуди с родителями, что будет после экзамена. Пойми, катастрофы не произойдет, каков бы ни был результат испытаний.

  • В процессе непосредственной подготовки к экзамену задействуй разные виды памяти: зрительную (чтение), слуховую (чтение вслух или запись на аудио), моторную (переписывание материала).

  • Пиши шпаргалки! Это очень полезный психологический ритуал, так как не только активизирует механическую память, но и дают чувство защиты.

  • Проиграй несколько раз ситуацию экзамена дома (с часами и бланками для ответов).

  • Главное перед экзаменом – выспаться!

  • Не стоит принимать перед экзаменом сильнодействующие успокоительные средства.

  • Будь уверен в себе: ты знаешь все, что знаешь. (Кстати, чем больше ты знаешь, тем больше волнуешься – это доказано  психологами!).

  • Если у тебя есть маленький талисманчик, возьми его с собой. Он тебе поможет.

  • Во время экзамена не воспринимай возникшее волнение как катастрофу. Просто пережди первую растерянность.

  • Прочитай все задания и реши, в какой последовательности ты будешь их выполнять. Помни: лучший способ снять стресс – юмор.

Психологическая помощь при сдаче ЕГЭ участникам


Памятка «Психологическое  сопровождение ЕГЭ» для участников

 Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:

 ?  Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре ЕГЭ? Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой;

 ?  Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах похожая трудность? Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться? Подумай, что бы ты сделал по-другому. Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы и в этот раз;

 ?  Осознай, кто мог бы помочь тебе в ситуации подготовки к ЕГЭ: родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо. Проявляй инициативу в общении по поводу предстоящего события;

 ?  Особое внимание удели организации комфортной домашней обстановки: создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний;

 ?  Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению и обработке материалов единого государственного экзамена, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей;

 ?  Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию;

 ?  Используй такие формулы самовнушений:

 Я уверенно сдам ЕГЭ.

 Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями.

 Я с хорошим результатом пройду все испытания.

 Я спокойный и выдержанный человек.

 Я смогу справиться с заданием.

 Я справлюсь.

 Я должен сделать то-то и то-то….

 Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть спокойным, уверенным и мобильным.

 В день перед экзаменом. Советы участникам ЕГЭ.

 Как настроить себя на успех, быть более собранным и внимательным в день сдачи ЕГЭ

 — День сдачи ЕГЭ — очень важный для тебя день. У тебя уже есть положительный опыт сдачи экзаменов в прошлом, воспользуйся им.

 — Осознай то, что ЕГЭ не свалился на тебя, «как снег на голову». Ты прошел достаточную подготовку к нему на предварительном этапе. В этом тебе помогали родители и учителя.

 — Мобилизуй свое внимание, сконцентрируйся на успешном выполнении всех заданий — это поможет справиться с ситуацией. 

  — Постарайся сразу сосредоточиться после того, как ты получил текст заданий. Не отвлекайся на посторонние раздражители (шорохи, звуки, разговоры). Перечитывай каждый вопрос дважды, убеждаясь, что ты правильно понял то, что от тебя требуется.

 — Если тебе не сразу удается  сосредоточить внимание, ты отвлекаешься и испытываешь тревожность по поводу ситуации. Успокойся, присмотрись — тебя окружают такие же сверстники и учителя, которые так же, как и ты, заинтересованы в успехе.

 — Сначала пробегись глазами по всем заданиям и начинай с более легких, а сложное оставь на потом. Это поможет тебе быстро включиться в работу   и приобрести уверенность в своих возможностях на все время работы.

 — Не спеши сразу вписывать правильный ответ, еще раз перечитай задание до конца, убеждая, тем самым, себя в верном выборе. Это поможет избежать досадной ошибки.

 — При выполнении следующего задания старайся отвлечься от предыдущих и сосредоточиться только на новом задании, даже если в прошлых заданиях ты, как тебе кажется, испытал неудачу.

 — Обязательно рассчитай приблизительное время на выполнение каждого задания, оставив достаточно времени на проверку всех заданий.

 —  Если ты испытываешь серьезные затруднения по поводу решения тех или иных заданий, примени все свои ресурсы, связанные с предыдущим опытом освоения предмета и помни, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности. Поэтому постарайся набрать максимальное количество баллов по всем легким заданиям, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.    

Желаем успехов!

скачать

nenuda.ru

Как помочь ребенку сдать ЕГЭ: советы родителям — Учёба.ру

По словам педагогов и психологов, которые проводят анализ характерных ошибок на ЕГЭ по всем предметам, значительную их часть можно отнести к категории «несуразных», «глупых», то есть сделанных не из-за недостатка знаний, а из-за волнения, неумения сконцентрироваться и контролировать свое эмоциональное состояние. Как говорит психолог кафедры возрастной психологии факультета «Психология образования» Московского государственного психолого-педагогического университета Александра Фокина, когда детей просят охарактеризовать общий фон перед экзаменами, они говорят так: «Нас запугивают отовсюду».

«Запугивание, принуждение, давление со стороны взрослых ведет к тому, что называется „детским саморазоружением“, когда ребенок отказывается от того, что называется ресурсами: знаний, навыков, компетенций, эмоциональной саморегуляции. И приходит на экзамен с опустившимися руками», — предупреждает психолог.

Волнение родителей можно понять, они переживают и хотят с высоты своего авторитета направить подготовку к экзамену в правильное русло. Но важно понимать: тревожные родители, которые нагружают ребенка своей паникой, давят, излишне контролируют, рисуют негативный сценарий, невольно становятся для него на экзамене врагами. Психологи рекомендуют родителям другие несложные методы и модели поведения, которые помогут им стать для выпускника друзьями и опорой.

Здравый смысл и реалистичный подход

Тревога заставляет нас предаваться чувствам вместо того, чтобы действовать. Психологическая противоположность тревожности — реализм и здравый смысл. Задача родителей — быть их носителями. Необходимо создать дома спокойную, деловую атмосферу. Помните: то, что вы говорите в период подготовки, то, каким тоном вы обсуждаете предстоящее испытание, какой прогноз рисуете, — все это ребенок принесет на сам экзамен.

Общение с ребенком по поводу ЕГЭ не должно вызывать никаких эмоций: страха, ненависти, тревоги, чувства вины и стыда. Все должно быть направлено только на дело. Если есть проблемы, их надо конструктивно решать. Посмотрите рекомендации ФИПИ, разборы наиболее часто встречающихся ошибок, сходите в школу, поговорите с учителем, в каком месте провалы есть конкретно у вашего ребенка. Сосредоточьтесь на том, чтобы проработать слабые места.

Ведите диалог

Научитесь спокойно и рационально обсуждать с ребенком вопросы, связанные с предстоящим испытанием, — именно вести диалог, а не выступать в роли совести, указки или диктатора. Как бы ни было велико ваше волнение и уверенность в своей правоте, прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок, к тому, что его пугает, на чем он зациклен. Дайте эмоциям ребенка проявиться. Какими бы они ни были, избегайте назидания и поучения в ответ, но и не стоит сразу утешать — это психологически воспринимается как неприятие проблемы всерьез. Соберитесь с силами и обсудите с ребенком самый негативный вариант развития событий, составьте вместе план, четко проговорите дальнейшие ваши действия на случай провала на экзамене.

Учите учиться

Родители лучше всех остальных знают своего ребенка и, соответственно, то, какие способы восприятия и усвоения материала ему больше всего подходят: кому-то нужно проговорить материал, кто-то запоминает лучше в движении — ему надо ходить и рассказывать, а для кого-то полезнее всего нарисовать схему, написать опорную шпаргалку. Но абсолютно для всех работает правило: любой навык формируется только при многократном повторении. Частота тут гораздо важнее, чем длительность, поэтому лучше учиться по 15 минут ежедневно, чем три часа время от времени. Помогите ребенку выбрать те блоки, темы, разделы в каждом предмете, на которых нужно сконцентрироваться. Ставьте реалистичные, конкретные и достижимые цели — те, которые зависят от самого ребенка, от его умений и стараний.

Простые правила

Есть и нехитрые приемы быстрого повышения уровня знаний, которым учат психологи. Они полезны для всех учеников, но в период подготовки к экзаменам — особенно. Первый называется «Три предложения» — выходя с занятия, прочитав какую-то тему в учебнике, прослушав лекцию, мысленно повтори содержание в трех предложениях.

Учеников часто пугает колоссальный объем и огромные тексты, которые им, будто бы, надо выучить. Расскажите им про «метод пяти П»: просмотри, придумай вопросы, подчеркни ключевые слова, перескажи, проверь себя. Для некоторых предметов поможет и еще одно «П»: проиллюстрируй.

Эмоциональный самоконтроль

Самая большая услуга, которую может оказать родитель в деле успешной сдачи ЕГЭ, — научить ребенка справляться со стрессом, контролировать свой эмоциональный настрой. Только мамы и папы знают, как их подросток справляется со стрессовыми ситуациями, которые то и дело возникают в его жизни, что ему помогает отвлечься и сконцентрироваться. Это может быть музыка или спорт, общение с друзьями или мороженое — подходит абсолютно все, лишь бы это помогло привести его в, как говорят психологи, «ресурсное состояние». То есть то состояние, в котором он верит в себя, справляется со стрессом и готов действовать.

На официальном сайте ЕГЭ психологи делятся некоторыми простыми приемами, с помощью которых можно прямо на экзамене, не привлекая внимания, восстановить эмоциональное равновесие:

  • резкий поворот головы вправо активизирует левополушарные процессы, которые отвечают за рассудительность, здравомыслие, логику;
  • медленное дыхание: считаем до 12 — долгий вдох, как будто ныряем в воду, долгий выдох, задержка дыхания, три-четыре повтора; в результате мозг наполняется кислородом, нервы успокаиваются, разум активизируется;
  • чередование быстрого моргания и медленного открывания и закрывания глаз подходит для расслабления;
  • переключение внимания: нужно выбрать взглядом любой предмет, который находится в зрительном поле, мысленно сказать, что это такое, и определить пять свойств, любых, которые придут в голову, и мысленно сказать, зачем он нужен.

Все эти нехитрые приемы и советы помогут и вам, если вы чувствуете, что нервы на пределе, и вы волнуетесь едва ли не больше ребенка. А справиться со своей тревожностью очень важно, если вы хотите, чтобы ваш выпускник максимально достойно и без разрушительных последствий прошел это испытание.

Все новости о ЕГЭ: расписание ЕГЭ-2019, структура экзамена и советы экспертов, подбор вуза и специальности по предметам ЕГЭ — в разделе «ЕГЭ» «Учёба.ру».

www.ucheba.ru

Консультация по теме: Психологическая поддержка выпускников

Психологическая поддержка выпускникам, сдающим ЕГЭ.

Советы родителям.

         Выпускные экзамены — один из важнейших этапов в жизни человека, во многом определяющий будущее. Современным старшеклассникам предстоит итоговая аттестация в форме Единого Государственного Экзамена, который вызывает неоднозначные чувства у ребят и родителей. Больше того, ЕГЭ — это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что повышает его субъективную значимость, а, соответственно, уровень тревоги. В этот период старшеклассники, несмотря на видимость взрослости, как никогда нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей.

Отличие ЕГЭ от традиционного экзамена в том, что выпускнику не

предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной, ребятам нужна помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки.

Руководство ВУЗов советует старшеклассникам сдавать как можно большее количество предметов, что повышает шансы поступления в ВУЗ за счет выбора факультета. Здесь следует отметить, что чрезмерная нагрузка на подростка и «распыление» усилий может привести к снижению реального результата на экзамене.

Сама процедура Единого Государственного Экзамена может вызывать

специфические трудности у отдельных категорий выпускников. Например,

подросткам со слабой нервной системой трудно поддерживать высокий уровеньработоспособности в течение всего экзамена, у тревожных ребят вызывает напряжение сам факт ограниченного времени. Кроме того, для тех ребят, которые склонны легче воспринимать информацию на слух, эту задачу усложняет визуальная форма заданий. Родителям следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка, возможно обратиться за помощью к соответствующим специалистам.

Главное условие успешной сдачи ЕГЭ — разработать индивидуальную

стратегию подготовки, то есть найти те приемы и способы, которые в эффективны и полезны для вашего ребенка, позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене. Для этого ему необходимо осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех.

Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись

— вдохнуть полной грудью и идти дальше.

▪ Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки — на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения.

▪ Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или

«сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада.

▪ Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов школьной программы. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

▪ Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит

подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

▪ Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет

интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.

▪ В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию

письменного экзамена (ЕГЭ). Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

▪ Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

▪ Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребѐнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его

возможностей.

▪ Ознакомьте своего ребенка с эффективными способами борьбы со стрессом:

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполнить глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте через нос выдох как можно медленнее. Постараться представить, как с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом происходит частичное освобождение от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабить уголки рта, увлажнить губы (язык пусть свободно лежит во рту). Расслабить плечи. Сосредоточиться на выражении своего лица и положении тела.

3. Если позволяют обстоятельства, покинуть помещение, в котором возник острый стресс. Перейти в другое место, где никого нет, или выйти на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями.

4. Заняться какой-нибудь деятельностью, все равно какой. Секрет этого способа прост: любая деятельность, особенно физический труд, в стрессовой ситуации служит в роли громоотвода, помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

5. Примеры формул достижения цели самопрограммирования:

· Экзамен – лишь только часть моей жизни.

· Я умею полностью расслабиться, а потом быстро собраться.

· Я могу управлять своими внутренними ощущениями.

· Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.

· Чтобы не случилось, я сделаю все от меня зависящее, чтобы достичь желаемого.

Таким образом, роль родителей в подготовке старшеклассников к ЕГЭ

включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной,

психологически зрелой личности. И помните: самое главное — это снизить

напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

 

nsportal.ru

Программа психологической помощи старшеклассникам и их родителям в период подготовки к экзаменам

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: оказать полноценную психологическую поддержку выпускникам и их родителям в период подготовки к экзаменам.

Задачи:

  • Получение полной и чёткой информации о сущности, процедуре и содержании Единого государственного экзамена.
  • Научиться работать с тестовыми заданиями.
  • Выбрать оптимальную стратегию поведения во время подготовки и сдачи экзаменов.

Целевая группа:учащиеся выпускных классов и их родители.

В реализации основных задач программы задействованы: педагог-психолог, педагог-организатор по здоровьесохранительной деятельности (валеолог), классные руководители, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, родители.

Общий план работы по реализации программы

Этапы

Мероприятия

Сроки

Участники

1. Подготовительный Сбор необходимых сведений о детях. Углубленная психологическая диагностика и анализ возможных трудностей, с которыми они могут столкнуться при сдаче ЕГЭ. Подготовка характеристик и рекомендаций в письменном виде. октябрь-
декабрь
Педагог-психолог,
учащиеся выпускных классов,
классные руководители,
учителя-предметники
Подготовка материалов для собрания (демонстрационные версии ЕГЭ или задания прошлых лет).
Родительское собрание «Как помогать ребенку готовиться к ЕГЭ».
январь Педагог-психолог,
классные руководители,
зам.директора по УВР,
родители выпускников
Формирующий Тренинговые занятия февраль Педагог-психолог,
учащиеся выпускных классов
Психологические уроки март Педагог-психолог, валеолог,
учащиеся выпускных классов
Контрольный Проведение пробного экзамена апрель Зам.директора по УВР,
классные руководители, учителя-предметники,
педагог-психолог, валеолог,
учащиеся выпускных классов
Возможное продолжение развивающей работы Индивидуальная работа с ребенком апрель,
май
Учащиеся выпускных классов
Консультации апрель,
май
Родители выпускников

Основные формы работы, используемые при реализации программы.

1. Родительские собрания

Очевидно, что в подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители во многом ориентируют их на выбор предмета, который дети сдают, внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок. Единый государственный экзамен, суть которого непонятна большинству родителей, представляет трудность и для выпускников.
Прежде всего сами родители, как правило, очень смутно представляют себе, что такое ЕГЭ, а недостаток информации повышает тревогу, которую родители, сами того не желая, могут передавать детям. Расширение знаний родителей о сущности и процедуре ЕГЭ, знакомство с конкретными заданиями позволяет снизить их тревогу, что, в свою очередь, помогает родителям поддерживать ребенка в этот непростой период.

2. Психологические уроки

Каждому человеку на протяжении своей жизни приходится сдавать экзамены. Психологические уроки проводятся с целью практической помощи учащимся в организации их работы по подготовке и успешной сдачи экзаменов. Уроки проходят в форме практикума самовоспитания, т.е. ученики не просто заслушивают рекомендации, но и анализируют свой опыт подготовки и сдачи экзаменов, оценивая важность каждой рекомендации, а в ходе дальнейшей самостоятельной работы намечают пути улучшения своей деятельности и используют при подготовке и сдаче экзаменов. К уроку готовится раздаточный материал – пособие МАСТАК, оформленное в виде таблицы с конкретными рекомендациями. На протяжении всего психологического часа используются фрагменты видеозаписи фильма «Операция «Ы» и другие приключения «Шурика» (часть 2 «Наваждение») и музыка из этого фильма.

3. Тренинговые занятия

Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ЕГЭ является фронтальная подготовка детей, предоставляющая необходимую информацию и направленная на выработку индивидуального стиля работы. Оптимальной формой фронтальной психологической подготовки выпускников к Единому государственному экзамену являются тренинговые занятия. Основное содержание занятий направлено на проживание, получение определённого опыта. Используются особые методы работы: мини-группы, групповая дискуссия, элементы аутотренинга, ролевое моделирование.

Описание содержания основных формы работы, используемые при реализации программы

1. Родительское собрание

Примерный (ориентировочный) план собрания

1. Рассказ о сущности и процедуре ЕГЭ (информирование).
2. Ролевая игра «Сдаём ЕГЭ» (моделирование ситуации экзамена, когда родители выступают в роли учеников).
3. Общие рекомендации педагога-психолога, валеолога и классных руководителей.
4. «Мозговой штурм» на тему «Чем я как родитель могу помочь своему ребенку?». Составление «копилки полезных советов».
5. Индивидуальные рекомендации.

(Подробно собрание представлено в книге Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе). – М.: Генезис, 2009.).

2. Психологические уроки

Урок 1. Подготовка к экзаменам (Приложение 1, Приложение 3).
Урок 2. Экзамен (Приложение 2, Приложение 4).

3. Тренинговые занятия (Приложение 5).

(Подробно сценарии занятий представлены в книге Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе). – М.: Генезис,2009.).

Литература:

1. Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе). – М.: Генезис,2009.
2. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день/ 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Новая школа: АСТ-Пресс, 1998.
3. Журнал «Завуч», №8,1999.
4. «Школьный психолог», №13, №15, 2004.

26.06.2009

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.