Кто такой клинический психолог – кто это, чем занимается, чем отличается от психотерапевта

    Содержание

    кто это, чем занимается, чем отличается от психотерапевта

    Среди психологов есть много разных специалистов. Одним из них является клинический. Такой специалист имеет квалификацию в клинической психологии, которую раньше называли медицинской. Его пациентами являются люди с разными проблемами и пограничными состояниями. Он находится на границе гуманитарной и медицинской работы. В отличие от врачей, клинический психолог не назначает лекарств. Он занимается диагностикой и коррекцией проблем.

    1

    С чем работает клинический психолог

    Условно виды психологов можно поделить на две группы: педагогические работники (они чаще всего работают в школах и детских садах) и медицинские сотрудники (клинические психологи, психиатры, психотерапевты). Все они проходят разную образовательную программу. Главное отличие в процессе обучения на клинического психолога — это упор на специальные предметы:

    • наркологию;
    • психиатрию;
    • фармакологию;
    • неврология;
    • анатомию центральной нервной системы.

    Несмотря на такой объем дисциплин, клинические психологи не являются врачами. Они не назначают препаратов, их задача - помочь решить проблему клиента с помощью немедикаментозных методик. Готовят таких специалистов в любом вузе, где есть соответствующая кафедра. Чаще всего они представлены в медицинских университетах. Учиться на клинического психолога нужно 4 года. После этого человеку присваивается квалификация бакалавра. При желании он может продолжить профессиональное развитие в магистратуре.

    Выпускникам разрешается работать с любой возрастной категорией - детской и взрослой.

    Задача специалиста помочь справиться с такими состояниями, при которых человек официально здоров (его патологии не относятся к медицинской сфере, но у него есть проблемы. Согласно постулатам современной психиатрии, у расстройств психики есть не только биологические причины, но и социальные. Они особенно ярко проступают при разного рода истериях, неврозах, зависимостях. Это не болезни, но состояния, значительно осложняющие привычный образ жизни. К ним также относят страхи, панические атаки, тревожность, конфликты и т. п. Благодаря знаниям клинических предметов специалист может определить, являются ли проблемы пациента социальными. При наличии подозрения на биологические причины клинический психолог отправляет на консультацию к психиатру или неврологу.

    Отдельная категория пациентов — люди, потерявшие когнитивные навыки (речь, память, мышление, внимание) в результате болезни или несчастных случаев. Особенно часто это наблюдается после аварий и черепно-мозговых травм. Такие пациенты считаются условно здоровыми. Еще одна сфера работы клинического психолога — семейное консультирование. Специалист может помочь родителям и детям наладить взаимоотношения, решить конфликты и избежать появления психосоматических проблем.

    2

    Особенности и методики

    Условно всех клинических психологов можно поделить на две большие группы — теоретиков и практиков. К первой относят тех специалистов, которые занимаются исключительно преподаванием соответствующих дисциплин. Они также разрабатывают методики коррекции и диагностики. Практики занимаются их воплощением в жизнь. В своей работе специалист использует большой спектр диагностических инструментов. Он не ограничивается разного вида тестами (с вариантами ответов или возможностью оценить свое состояние по балльной системе). В диагностике тревожных расстройств большое значение имеют проективные методики ("Дом, дерево, человек", "Несуществующие животные" и т. п.), интерпретация которых представляет собой отдельное направление. Существуют способы для оценки когнитивных функций.

    В своей работе специалист использует разные средства для коррекции. Это может быть различная арт-терапия, телесно-ориентированная и многое другое. Все зависит от индивидуальных предпочтений специалиста. В психотерапии на сегодняшний день существует большое разнообразие инструментов для исправления любых состояний. Все они не включают в себя медикаментозное лечение. Исключение составляет наличие психических заболеваний. Но в таком случае лечением занимается врач-психиатр. Основной инструмент клинического психолога — беседа. Она отличается от обычного диалога между друзьями или членами семьи и строится по определенной схеме. Ее цель - дойти до первопричины проблемы клиента. После этого ищут пути ее решения.

    neurofob.com

    Кто такой клинический психолог и что это за профессия, тонкости работы

    К клинической психологии относится обширная часть прикладной психологии, тесно связанная с психиатрией. Она изучает взаимосвязь психических состояний и процессов у людей с определенными заболеваниями. Деятельность клинического психолога связана с диагностикой, оценкой, а также последующей коррекцией выявленных проблем психологического характера. Род деятельности специалиста требует определенной квалификации и обширных знаний как в области медицины, так и в психологии.

    Тонкости работы

    Чтобы лучше понять все тонкости работы медицинского психолога и ответить на вопрос "кто же это такой", следует разобраться в главных различиях между данным специалистом и «обычным» психологом.

    Получение высшего профильного образования в области психологии предполагает обучение по двум направлениям:

    • Педагогическое направление. После окончания учебного заведения выпускники имеют право преподавать психологию в начальных, средних и высших учебных заведениях.
    • Медицинское направление. В учебную программу включается ряд дополнительных профильных дисциплин. По окончании учебного заведения выдается диплом медицинского психолога.

    Особенности обучения специалистов

    Но как в педагогическом, так и в медицинском направлениях, психология является доминирующим предметом. Как правило, овладеть данной специальностью можно в любом ВУЗе, где есть такое направление (кафедра психологии).

    Особый акцент для клинического направления делается на изучение следующих дисциплин:

    • нейропсихология;
    • патопсихология;
    • психосоматика.

    Студенты, проходящие обучение на клинического психолога, кроме психологии, более глубоко изучают дополнительные предметы: психиатрию, наркологию, неврологию и другие.

    Обучение по специализации клинический психолог не предполагает интернатуру. Повышением профессиональной квалификации такие специалисты, как правило, занимаются самостоятельно. Для этого существуют различные курсы по ведению тренингов и консультированию.

    Специалисты данной области психологии могут быть как теоретиками – преподавать в учебных заведениях, составлять учебные пособия, вести различные тренинги, так и практиками, непосредственно оказывая помощь обратившимся к ним людям. В последнем случае специалист занимается психодиагностикой или психокоррекцией. Для успешной деятельности клинический психолог должен иметь практические навыки работы не только с больными людьми, но и с условно или полностью здоровыми. То есть в рамках работы клинического психолога не только люди с пограничными состояниями, такими как депрессии или всевозможные неврозы.

    Работа ведется с пациентами, с выраженными нарушениями психологического характера, которые возникают вследствие соматических заболеваний (онкологические опухоли, черепно-мозговые травмы, инсульты и другие). Основная ставка делается на окружающих больного человека людей. В большинстве случаев специалист обучает членов семьи или человека, который осуществляет уход, правильному общению с пациентом.

    В некоторых случаях клинический психолог проводит работу с детьми: если ребенок отличается тревожностью, его мучают страхи или у ребенка присутствуют признаки начальной стадии невротического заболевания.

    Иногда специалисту приходится заниматься не с отдельным пациентом, а с целыми семьями. Это происходит в том случае, когда нарушенный внутрисемейный климат оказывает сильное негативное влияние как на психику членов семьи, так и непосредственно на их здоровье. Клинический психолог может вести обучающие занятия с работниками клиник, больниц, заниматься составлением программ по психогигиене и психопрофилактике.

    Такие специалисты входят в состав комиссии, при решении вопросов, касающихся присвоения инвалидности по тем или иным основаниям, а также принимают участие в проведении медико-судебных экспертиз.

    При обследовании и определении общего состояния здоровья человека работают совместно с врачами других специальностей – психиатрами, неврологами, психотерапевтами и другими специалистами. Главная особенность деятельности клинического психолога заключается в проведении диагностики и дальнейшей психокоррекции у пациентов, с измененным пищевым поведением (в том числе с ожирением или анорексией), страдающих различного рода зависимостями, а также с девиантным поведением.

    В работе клинический психолог может использовать следующие методы и способы:

    • Психологические методы. Специалист проводит всестороннее наблюдение за пациентом, изучает особенности его психологии и психики, ведет беседы, опросы и тестирование.
    • Сбор анамнеза, с последующим анализом полученных данных.
    • Психотерапия. Предполагает занятие рисованием, телесной терапией, участие пациента в групповых тренингах.
    • Психофизиологический метод. Определяется общее состояние здоровья человека.
    • Проводится анализ творческой деятельности индивида.

    Область деятельности

    Благодаря обширным знаниям, полученным специалистом в ходе обучения, клинический психолог имеет перед собой огромное поле для трудовой деятельности и не только в области психологии.

    Данный специалист имеет право заниматься частной практикой и проводить консультирование. В этом случае за помощью чаще всего обращаются не люди, страдающие какими-либо заболеваниями, а лица, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, которые не в состоянии без посторонней помощи справиться с проблемой.

    Клинические психологи находят применение своим знаниям в области психологии работая в больницах, поликлиниках, психоневрологических диспансерах, различных лечебницах, специализирующихся на работе с пациентами страдающими неврозами или другими пограничными состояниями. Его можно встретить в детской или взрослой больнице, в хосписе, где он оказывает помощь пациентам с различными соматическими заболеваниями. В этом случае клинический психолог наблюдает больного на протяжении всего периода лечения, следит за динамикой состояния, корректируя по мере надобности возникающие психологические проблемы.

    Специалист оказывает необходимую помощь в домах престарелых, интернатах, а также тех лечебных учреждениях, где находятся пациенты с различными физическими или психическими нарушениями. Многие центры реабилитации, санатории или иные специализированные учебные заведения стремятся заключить договор о сотрудничестве с клиническим психологом.

    Опасности

    Область деятельности клинического психолога поистине огромна и предполагает взаимодействие с совершенно разными людьми с разной психологией, которые в ряде случаев могут оказать весьма негативное влияние и на самого специалиста. В результате такого воздействия возникает риск, так называемого «профессионального выгорания». Лица, решившие выбрать для себя такую профессию, помимо любви к психологии, должны иметь определенные черты характера –

    стрессоустойчивость, сильное желание помогать людям, терпение, а также быть готовыми к различным профессиональным трудностям.

    psiho.guru

    что это, разделы, описание работы психолога

    Клинический психолог – специалист по медицинским и психологическим проблемам, который занимается диагностированием, корректировкой различных психических расстройств.

    Общая информация

    В 90-е годы медицинская и клиническая психология означали одно и то же. На сегодняшний день это все же две разные дисциплины. Не стоит путать их и с психиатрией. У них похожие задачи, но отличающиеся методы лечения. Психиатрия направлена на устранение патологий, дефектов, при которых необходима госпитализация или стационарное лечение. Это заболевания – шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия. Психология клинического направления исследует проблемы дезадаптации и пограничных психических состояний, когда человек пока не патологически болен, но уже и не в норме.

    Разграничение патологии и нормы довольно-таки сложный процесс. На данный момент разделяют соответствующие нормы по возрастному развитию, у каждого периода свои критерии ощущения мира, отношения к нему. Психолог оценивает, насколько личность гармонично развита – уживается с собой и другими, умеет ли быть гибкой, способность объективно мыслить, стрессоустойчивость, умение планировать и подстраивать свой распорядок дня, соблюдать режим труда и отдыха. Норма – это то, как человек справляется с жизненными трудностями, вхож в социум, продуктивно трудится, насколько критически мыслит.


    При диагностике клинический психолог и психиатр применяют и свой личный опыт, придерживаются и рекомендаций общей психологии, а также сведениями из МКБ и Справочника по расстройствам психики.

    Предметом клинической психологии могут выступать:

    • Подготовка и проведение методов психотерапии.
    • Нарушения в психическом развитии.
    • Возникновение деструктивных изменений в психике.
    • Применение психологических методик для влияния на сознание пациента с целью лечения и в качестве профилактики.
    • Организация исследования с помощью определенного инструментария и определение принципов для этого, методологии.
    • Выяснение того, как влияют всяческие расстройства на психику пациента.
    • Роль психики в появлении, протекании и профилактике расстройств.

    Итак, клиническая психология является дисциплиной, которая включает оценку здоровья психики, планирование и проведение исследований в научной области для диагностики и выявления психических проблем.

    Психологи разрабатывают и проводят психокоррекцию и психотерапию. Они также исследуют вопросы общей психологии, сравнивают норму и патологию, изучают границы нормального, определяют то, как соотносятся социальное и биологическое в человеке, пытаются разрешить проблематику психического распада.

    История появления

    Клиническая психология начинала развиваться на рубеже 19 столетия еще французскими исследователями, российскими психиатрами. Из числа французов можно выделить Ж.-М. Шарко, Р. Рибо, П. Жане, И. Тэна. Из русских ученых называют В. М. Бехтерева, С. С. Корсакова, В. Х. Кандинского, И. А. Сикорского и других видных психиатров тех лет.

    Так, В. М. Бехтерев в 1885 году основал первую в России психологическую лабораторию. Именно на базе психоневрологического института им. Бехтерева было проведено большое количество исследований.

    Влияние на непосредственное развитие отечественной психологии клинического направления оказали И. П. Павлов, В. П. Осипов, В. Н. Мясищев, Г. Н. Вырубов. Особую роль в психологии в целом сыграл Л. С. Выготский, а затем его идеи были поддержаны и продолжены А.Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым и другими.

    В период Второй Мировой войны все известные психологи, самые лучшие из них, были отправлены в военные госпитали и на практике постигали азы медицинской психологии. Среди них были Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Б.В. Зейгарник. Вся эта плеяда ученых умов помогала солдатам справляться с травмами, стрессами, переживать поражения головного мозга. Именно данная практика позволила им сформировать первые положения клинической психологии, поскольку был собран уникальный обширный материал по психическим расстройствам, которые связанны с локализованными мозговыми нарушениями.

    Отрасли клинической психологии

    1. Психосоматика. Направлена на выявление соматических и психосоматических проблем пациента, их происхождение. Раздел изучает взаимосвязи таких сложных заболеваний как онкологические с психическими факторами, их провоцирующими. Психолог помогает подготовить больного к непростой информации о диагнозе, сопровождает его на протяжении болезни, настраивает на операцию, помогает при реабилитации и так далее. Кроме того, данный раздел посвящен расстройству — острой хронической психической травме, которая может привести к ишемии, язвенным заболеваниям, гипертонии, нейродермитам, псориазу, бронхиальной астме.
    2. Психотерапия – базовый метод при психокоррекции. Представляет набор методик и техник, которые используются психологом при терапии и проведении ряда изменений, касающихся психоэмоциональной сферы пациента, а также его поведения, коммуникативных навыков. Коррекционные мероприятия направлены на повышение настроения, самочувствия, адаптационных возможностей освоения в обществе. Психотерапия проходит как в группе, так и в индивидуальном порядке.
    3. Нейропсихология – большая отдельная дисциплина в науке, которая занимается исследованием головного мозга и центральной нервной системы, их роли в психических процессах человека. Включает и психиатрию, и неврологию, и философские проблемы при достижении понимания того, как функционирует человеческое сознание. Изучает искусственные нейрональные сети, когнитивную науку. В советской психологии специалисты рассматривали вопросы причинно-следственных связей поражения мозга, локализации нарушения и происходящими в это время изменениями в психике. Нейропсихологи изучали такие трансформации в функциональных особенностях психики, возникающих из-за мозговых травм, исследовали местоположение ведущего центра заболеваний и разрабатывали методы реабилитации, лечения, а также теорию и методологию основ для психологии общей и клинической.
    4.  Психокоррекция – основа для психотерапии. Она направлена на непосредственное оказание помощи больному. Формирует не только психотерапевтическую программу, но и последующую реабилитацию как системную медико-психологическую деятельность. Психокоррекция позволяет восстановить свой социальный статус, вернуться в общество полноценным его членом, благодаря сочетанию педагогических, медицинских, психологических и социальных процедур и мероприятий. Сюда относятся и психогигиена, изучающая сохранность и поддержку психического здоровья, и психологическая профилактика – совокупность мер, предупреждающих появление психического расстройства.

    5. Патопсихология. Изучает вопросы психических нарушений, расстройств, нарушений объективности восприятия окружающего мира, происходящих из-за деструктивных процессов в центральной нервной системе. Данный раздел исследует закономерности дисфункций психических процессов при различных психопатологиях в связи с факторами, что способствуют их появлению, а также позволяет найти эффективные методы коррекции.

    Методы

    Психолог клинического направления применяет различные методы и методики для объективной и дифференцированной оценки состояния клиента. Диагностика помогает специалисту квалифицировано рассмотреть вариант нормы и патологии для отдельно взятого человека. Он выбирает ту или иную методику в зависимости от каждого конкретного пациента, признаков его психического расстройства, уровня образования, степени умственного развития.

    • Выделяют такие методы:
      Исследование творчества;
    • Экспериментальные методы психологии – стандартизированные и оригинальные;
    • Наблюдение;
    • Анамнестический метод сбора информации о прошлых заболеваниях, перенесенных осложнениях, причинах нынешнего расстройства;
    • Беседа и опрос;
    • Биографический;
    • Психофизиологический – ЭЭГ, к примеру.

    Различия психолога и психиатра

    Клинический психолог специализируется на медицинской сфере происхождения психических заболеваний, исследует их при помощи диагностики, применяет коррекцию, однако не всегда вправе прописывать для этих средств лекарственные препараты. «Орудие» психолога – общение, терапия, но никак не таблетки. Такой специалист применяет комплекс психодиагностических, психокоррекционных методик в своей работе, ориентируется на теоретическую базу, совмещающую знания психолога и врача. Тем самым значительно расширяет свои профессиональные возможности для помощи пациентам и собственного развития.

    Тем не менее, у психиатров и психологов одна задача – помочь и вылечить человека от психических патологий, расстройств. Настроить больного на положительные результаты, изменить его мировоззрение, мировосприятие, направить по нужному пути, снизить деструктивное поведение. Однако психиатр – врач прежде всего. Он на протяжении 5 лет проходит исключительно медицинскую подготовку, как любой другой специалист из врачебной сферы, переходит для практики в интернатуру, в результате чего и выбирает свою будущую профессию, определяется с узкой специализацией. Например, может предпочесть работу с детьми или только с инвалидами. Психиатры при общении и лечении больных используют медицинскую модель. То есть они применяют, конечно, психологические и знания, и методики, но ориентируются в большей степени на медицинскую позицию. И, как врачи, выписывают препараты – психотропные, тяжелые седативные. Лекарственная терапия – прерогатива психиатров. Но не без психотерапии. Психиатры справляются с гораздо более сложными случаями психических заболеваний, нежели клинические психологи.


    Психологи клинического профиля не прибегают к медикаментозному лечению, хотя в Америке в отдельных штатах практикуют такие методы. Но, тем не менее, для этого они проходят специальную подготовку, чтобы разбираться в лекарственных средствах и иметь право их назначать. В спектр применяемых в данной области препаратов входят седативные, психотропные лекарства.

    Клинический психолог часто работает во взаимосвязи с психиатром, дабы расширять полученную путем терапии информацию.

    Особенности работы клинического психолога

    Медицинский психолог может трудиться как теоретик и как практик. Но по большей части он занимается, конечно, психокоррекционными мероприятиями и делает упор в своей деятельности на психодиагностику.

    Клинический психолог развивает коммуникативные навыки, так как ему приходится общаться не только с больными, но и условно здоровыми. То есть взаимодействие происходит на самых разных уровнях. Особую роль играет работа с пациентами, страдающими нервными расстройствами.

    Пациентами также выступают люди с соматическими нарушениями – травмами головы, онкологиями, инсультами. Психолог взаимодействует и с близкими больных, поскольку их помощь очень важна в лечении и восстановлении здоровья человека.

    Медицинский психолог занимается коррекцией поведения детей, помогает им справляться с тревогой, большим количеством страхов, нервными проявлениями.

    Одно из преимуществ профессии клинического психолога – возможность проводить семейные консультации в случаях, когда между членами семьи напряжены отношения, и провоцируется стрессовое положение каждого из них. Данный специалист, благодаря медицинскому образованию, способен проявлять себя и в социальной сфере. Он может просвещать население, проводить профилактику по сохранению психологического комфорта.


    Психолог медицинского профиля наряду с другими специалистами влияет, в том числе, и на установление инвалидности по каким-либо показаниям. Его консультационную помощь используют при проведении судебно-медицинской экспертизе. Для того, чтобы дать точный диагноз, клинические психологи работают в связке с психотерапевтом, неврологом, психиатром и специалистами из других сфер медицины.

    Место работы

    Психолог клинического направления, как и любого другого, может консультировать в частном порядке. Такая работа направлена на помощь в кризисных ситуациях, особенно экстренных, не требующих отлагательств и, соответственно, при недостатке времени на ожидания в поликлиниках. Человек не обязательно должен считаться больным, ведь у каждого из нас возникают такие ситуации, в которых самостоятельно разобраться сложно.

    Медицинские психологи также трудятся в больницах в психоневрологических отделениях, в психиатрических клиниках, а также в специализированных учреждениях, направленных на лечение неврозов и пограничных состояний, различных психических расстройств.

    Клинический психолог работает и в хосписах, диагностирует в поликлиниках и детей, и взрослых. Он поддерживает пациентов с различными заболеваниями в любом из отделений. Такой психолог отслеживает общее психологическое состояние больного, помогает справляться со сложностями адаптации, проживания, корректирует возникающие деструктивные тенденции в поведении и мыслях человека.

    Помощь медицинского психолога нужна и в домах престарелых, детских домах и интернатах, в специализированных учреждениях для детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. Кроме того, такой психолог трудится в санаториях и домах отдыха, работает с коррекционными классами в школах, в реабилитационных центрах различных направлений.

    Клинический психолог – широкий спектр работы с самыми разными категориями людей, которые нуждаются в психологической помощи, но порой могут оказывать влияние и на самого консультанта. Потому в этой профессии высокий риск эмоционального выгорания. Специалист должен обладать определенным набором профессионально важных качеств, чтобы справляться со стрессами, быть терпеливым к человеческим проявлениям, а также иметь огромное желание помогать другим. Клинический психолог всегда готов преодолевать трудности, что подстерегают его на сложном, но таком важном профессиональном пути.

    psihter.ru

    кто это и какими проблемами занимается

    Дорогие друзья, здравствуйте! Как психолог, я не могу не радоваться тому, что все больше люди обращают внимание на тонкие материи – на свое душевное и психологическое состояние, а не только на физическое здоровье. Но, как обычный человек, понимаю тех, кто пока что в растерянности: когда действительно пора обращаться к специалисту? Да и к кому идти – есть психолог и клинический психолог, психиатр и психотерапевт… Конечно, со всеми профессиями в одной статье не разобраться. Поэтому предлагаю поговорить сегодня на тему клинический психолог — кто это, какие проблемы в его ведении?

    О терминологии

    Чтобы понять, что это за специалист, чем он занимается, следует обратиться к сфере его деятельности. Что собой представляет клиническая психология? Если говорить простыми словами, то это наука, которая изучает психические явления в связке с болезнями. А скрывается за данным понятием очень многое, начиная от диагностики и заканчивая проведением научных исследований. Подробнее можно узнать в специальной литературе: могу порекомендовать для ознакомления книгу «Коммуникативная компетентность клинического психолога».

    Какова роль такого специалиста? Он может понять, где речь идет о патологии психики, а где о норме. Профессионал работает с неврозами и другими пограничными состояниями. К нему обращаются для выявления нарушений в психическом развитии. Если говорить о происхождении термина, то его впервые озвучил американец Лайтнер Уитмер. Среди отечественных специалистов можно услышать другое понятие – медицинская психология.

    О специальности

    Исходя из терминологии, простым людям все равно непонятно до конца: клинический психолог – это врач или нет? Эта специальность находится на стыке двух сфер. Потому что человек при обучении получает базовые психологические знания. Чем же он отличается от психолога? Разница заключается в освоении таких специальных предметов, как наркология и психиатрия, фармакология и анатомия центральной нервной системы.

    Но при этом клинический психолог не применяет в своей работе медикаментозные средства, как это делает врач. А вот отучиться на такого специалиста можно в медицинском вузе, что только вводит людей в заблуждение. Также эта специальность доступна и в некоторых гуманитарных ВУЗах.

    Какими бывают обязанности специалиста? Все зависит от выбранного направления деятельности и места приложения сил. Некоторые клиники ведут работу с людьми, которые не могут адаптироваться в обществе, не найдут себя в этой жизни из-за физического либо психологического состояния, социального статуса.

    Возможна работа в сфере диагностики или консультирования. Некоторые специалисты трудятся над задачами психологической экспертизы. Ведется наблюдение и за семьями, и за детьми – в зависимости от того, какое направление интересно и привлекательно для обладателя такого диплома.

    Круг проблем

    С какими симптомами обращаются к клиническому психологу? В его кабинет приходят с пищевыми расстройствами – как булимией, так и анорексией. Он помогает при девиантном поведении, синдроме хронической усталости. Можно и нужно обратиться к клиническому психологу, если человек мучается от фобий и паники. Нарушения сна и тревоги тоже в его компетенции.

    Основная задача такого специалиста – понять истинную проблему пациента, найти связь между симптомами и причиной расстройства. А далее можно будет при помощи различных методов устранять корень проблемы, предупреждая рецидивы.

    Рабочие инструменты

    Несмотря на то, что это образование можно получить в медицинском университете, есть четкие требования к выбору способов оказания помощи людям. А именно, как уже я говорила, такие специалисты не вправе назначать медикаменты. Но круг инструментов, которые они могут использовать в своей деятельности, достаточно широкий.

    Самые разные методы оказываются эффективными, в зависимости от того, что именно лечит специалист. Опытный профессионал уже в наблюдении за пациентом и в беседе с ним способен сделать ценные выводы. А в качестве средств благотворного воздействия задействует лепку и рисование – то есть, арт-терапию. Применимы эриксоновский гипноз и символдрама. Самое главное – определить, что именно будет действовать максимально эффективно и щадяще при конкретном круге проблем. Иногда необходимы телесно-ориентированные практики.

    Не бойтесь обращаться к «лекарям душ человеческих». Увы, нередко люди запускают проблему, с которой квалифицированный специалист смог бы совладать очень быстро. Лучше выявить и устранить причину плохого сна или беспричинной паники, пищевого расстройства либо фобии на стадии зарождения – это и легче, и безболезненнее для самого пациента.

    Желаю вам душевных и физических сил! Делитесь моими материалами с друзьями и не забывайте задавать вопросы, которые вас тревожат. Я на все постараюсь ответить!

    Интересные статьи по теме:

    • Психотерапевт и психолог - кто есть кто

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Понять чем занимается хирург, терапевт или ЛОР довольно-таки просто. Что касается лечения организма, даже не будучи сведущим в этом вопросе, мы понимаем к какому специалисту обратиться. Но…

    ezy-life.ru

    Клинический психолог - это... Что такое Клинический психолог?

    Клинические психологи могут работать индивидуально со взрослыми или детьми, с семейными парами и целыми семьями, а также с группами, как показано на иллюстрации.

    Клиническая психология — обширный раздел прикладной психологии (на стыке с психиатрией), изучающий индивидуальные особенности с точки зрения связанных с ними медицинских реакций и явлений.

    Сфера клинической психологии включает в себя оценку психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции и помощи (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих проблемы с адаптацией.

    Термин «клиническая психология» был введён американским психологом Лайтнером Уитмером (1867—1956), узко определявшим его как изучение индивидов путём наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение.[1] Согласно современному определению Американской психологической ассоциации:

    Область клинической психологии интегрирует науку, теорию и практику с целью понять, предсказать и облегчить дезадаптацию, инвалидность и дискомфорт, равно как и способствовать адаптации, приспособляемости и личностному развитию. Клиническая психология концентрируется на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, психологических, социальных и поведенческих аспектах функционирования человека в течение жизни, в различных культурах и на всех социоэкономических уровнях.[2]

    Предмет клинической психологии

    Клиническая психология — специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию. [3]

    В России долгое время был принят термин «медицинская психология», определяющий ту же сферу деятельности. В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность «клиническая психология». В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или терапевта и пациента и ряда других узкоспецифических вопросов, в то время, как клиническая психология — это целостная научная и практическая психологическая дисциплина.[3]

    Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

    • Психические проявления различных расстройств.
    • Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
    • Влияние различных расстройств на психику.
    • Нарушения развития психики.
    • Разработка принципов и методов исследования в клинике.
    • Психотерапия, проведение и разработка методов.
    • Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

    Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.

    История клинической психологии в России

    Предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца 19 века. Во Франции эмпирическими исследованиями психологической тематики занимались Р. Рибо, И. Тэн, Ж.-М. Шарко, П. Жане. В России патопсихологические исследования вели С. С. Корсаков, И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский и другие психиатры. Первая психологическая лаборатория в нашей стране была основана В. М. Бехтеревым в 1885 г. при психиатрической клинике Казанского университета. В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева.
    Большую роль в становлении клинической психологии как науки сыграли идеи Л. С. Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, и другими.
    Развитию клинической психологии в России серёзно способствовали такие выдающиеся отечественные деятели науки как В. П. Осипов, Г. Н. Вырубов, И. П. Павлов, В. Н. Мясищев. Значительный научный и организационных вклад в развитие клинической психологии в России в последние годы внёс ученик Мясищева Б. Д. Карвасарский.

    Разделы клинической психологии

    Патопсихология и клиническая патопсихология

    Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения.

    В практические задачи патопсихологии входит анализ структуры психических расстройств, установление степени снижения психических функций, дифференциальная диагностика, изучение особенностей личности и исследование эффективности терапевтических воздействий.

    Существует различие между патопсихологией, или рассмотрение психической сферы человека с точки зрения методов психологии, и психопатологией, рассматривающей психику человека с точки зрения нозологии и психиатрии. Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует проявления нарушенных психических функций, патопсихология же вскрывает психологическими методами характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике расстройствам.[3]

    Основателями российской патопсихологии считаются Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.

    Нейропсихология

    Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейрональных сетей.

    Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализация очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии.

    Ведущую роль в создании нейропсихологии как самостоятельной дисциплины сыграли советские учёные А. Р. Лурия и Л. С. Выготский, чьи исследования получили мировое признание.

    Психосоматика

    Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор. В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму).

    Психологическая коррекция и психотерапия

    Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку. В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии, психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья, психопрофилактика, или совокупность мероприятий по предупреждению психических расстройств, а также медико-психологическая экспертиза (экспертиза трудоспособности, судебно-психологическая экспертиза, военно-психологическая экспертиза).

    Клиническая психология и психиатрия

    Хотя клинические психологи и психиатры разделяют общую фундаментальную задачу — лечение психических расстройств — их подготовка, воззрения и методологии зачастую весьма отличаются. Возможно, наиболее важным отличием является то, что психиатры — это медицинские врачи с как минимум 4—5 годами медицинской подготовки и ещё несколькими годами интернатуры, в течение которой они зачастую могут выбрать узкую специализацию (например, работа с детьми или инвалидами). Следствием этого является то, что психиатры, как правило, используют медицинскую модель для оценки психологических проблем (то есть клиентов они рассматривают как пациентов с заболеваниями), а лечение их зачастую основывается на применении психотропных препаратов как главного метода по достижению лечебного эффекта (хотя многие психиатры и используют в своей деятельности психотерапию). Их медицинская подготовка позволяет им в полной мере использовать всё медицинское оснащение современной клиники.

    Клинические психологи же, как правило, не прописывают медикаменты, хотя в последние годы в некоторых штатах США наблюдается движение по разрешению психологам с некоторыми ограничениями прописывать медикаментозные препараты. Для этого им необходимо пройти дополнительную специальную подготовку, а медикаменты, в основном, ограничиваются психотропными препаратами. Обычно же многие клинические психологи работают в сотрудничестве с психиатрами, чтобы обеспечить все свои терапевтические нужды.

    Методы клинической психологии

    В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:

    Психотерапия

    Психотерапия — основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме. Психотерапии проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах.

    Существует множество различных направлений психотерапии: психодинамическая психотерапия, когнитивная психотерапия, гуманистическая психотерапия, семейная психотерапия, гештальт-психотерапия,телесно-ориентированная психотерапия; в последние десятилетия также наблюдается выделение трансперсональных видов психотерапии, а также постепенное признание получает НЛП-психотерапия.

    Проблема психической нормы и патологии

    Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.

    Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.

    Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.

    Также выделяют патологическое психическое состояние, обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.

    Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

    При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ) и «Диагностическим и статистическим справочником по психическим расстройствам» (

    Примечания

    См. также

    Бибилотека по психологии и саморазвитию

    Wikimedia Foundation. 2010.

    dic.academic.ru

    Кто такой медицинский психолог? :: BusinessMan.ru

    Чем занимаются медицинские психологи здоровья и какое обучение они должны пройти? Какие требования сегодня предъявляются к образованию таких специалистов и каковы общие перспективы работы в данном направлении? Психологией здоровья называется специальная область знаний, которая рассматривает то, как психологические, поведенческие и культурные факторы влияют на физическое состояние здоровья или болезни.

    Чем занимаются данные специалисты?

    Медицинские психологи участвуют в разрешении самых разных задач. Тот или иной вид работы, которую такой психолог выполняет каждый день, зависит от различных условий и особенностей. Одни специалисты работают в клинических условиях и помогают отдельным гражданам или даже целым группам предотвращать заболевания, вырабатывая здоровые привычки. Другие исследуют вопросы, которые касаются здоровья, либо принимают участие в формировании политических задач в системе здравоохранения.

    Медицинский психолог и лечебная деятельность

    В клинических или медицинских организациях психологи часто проводят оценку поведения и берут интервью. Также они проводят личностные тесты. Кроме того, их задачи зачастую связаны с проведением групповых мероприятий. Они информируют население о методах, направленных на снижение стресса, предлагая полезные советы тем, кто решается отказаться от вредных привычек. Также такие специалисты учат людей, как исключить нездоровый образ жизни.

    Проведение исследований

    Многие медицинские психологи занимаются исследованиями по различным вопросам, которые касаются здоровья. К примеру, исследователи могут изучать причины проблем со здоровьем наряду с эффективными профилактическими мерами и лучшими способами укрепления иммунитета. Как лучше справиться с болью? Как можно заставить человека обратиться за медицинской помощью? За всеми ответами на подобные вопросы следует обращаться именно к этим специалистам.

    Вклад в государственную политику

    Некоторые из медицинских психологов работают в правительстве, для того чтобы получить возможность повлиять на политику в сфере здравоохранения. Такая работа предполагает лоббирование специальных проектов наряду с преодолением неравенства в области здравоохранения. Кроме того, психологи консультируют государственные органы по реформам здравоохранения.

    Где они работают?

    Работают психологи в медицинских центрах, в клиниках, частных учреждениях или университетах. Одни, как правило, выбирают специализацию в конкретной сфере, к примеру в онкологии, гинекологии и так далее. Другие специалисты предпочитают работать в правительстве. В рамках такой работы они имеют возможность управлять программами системы общественного здравоохранения, а также оказывают влияние на политику государства.

    Психологическую службу активно развивают и в других отраслях: производство, промышленность, торговля, финансы, но сегодня ее подразделения встретить можно не так часто, их не обеспечивает законодательная база.

    Осуществляется деятельность в службах социального обеспечения в госучреждениях, оказывается психологическая поддержка безработным гражданам, инвалидам и пожилым людям, находящимся на обеспечении государства.

    Должность психолога ввели в воинских частях Минобороны.

    Психологическая служба работает и с осужденными, проводится психодиагностика для изучения особенностей личности, групповая и индивидуальная психокоррекционная работа. Есть психологи и в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции, создан специальный Центр психдиагностики военно-врачебных комиссий.

    Сколько зарабатывает специалист?

    Зарплата медицинского клинического психолога, как правило, зависит от ряда таких факторов, как географическое положение, наряду с рабочими условиями, образованием и опытом работы. Согласно статистическим данным, дипломированные психологи, которые работают непосредственно с людьми, зарабатывают в среднем в США восемьдесят тысяч долларов ежегодно.

    Разделы медицинской психологии

    Психология здоровья предполагает целый ряд областей профессиональной деятельности, например:

    • Клиническая психология. В данной сфере работа специалистов включает в себя психотерапию наряду с модификацией поведения и санитарным просвещением.
    • Здоровье населения. Люди, которые работают в этой сфере, заняты разработкой всевозможных профилактических мер. Выполняя работу с группами, они занимаются пропагандой здорового образа жизни.
    • Психология здоровья общества. Такие специалисты занимаются исследованием здоровья на уровне населения государства и часто дают советы и рекомендации работникам сферы здравоохранения, а кроме того, государственным учреждениям.

    Что нужно, чтобы получить работу медицинскому психологу?

    Требования к образованию

    Большинство дипломированных специалистов данной профессии имеют докторскую степень в сфере психологии. Зачастую они сначала получают степень бакалавра, а затем начинают специализироваться на медицинской психологии в аспирантуре. Непосредственно направление учебных программ может разниться. Одни направления готовят кадры к клинической работе, а другие - к проведению исследовательской деятельности.

    Все желающие получить лицензию на занятие клинической или консультативной работой должны проходить стажировку в течение года после приобретения докторской степени. Вакансии медицинского психолога закрываются очень быстро.

    При наличии диплома бакалавра возможности трудоустроиться ограничены, правда, некоторые часто находят работу в исправительных организациях. Те специалисты, которые получают степень магистра, как правило, работают под руководством лицензированных психологов.

    businessman.ru

    Клиническая психология.

    Клиническая психология - это, прежде всего, специальность широчайшего профиля. Она имеет межотраслевой характер и участвует в решении целого комплекса задач в системах народного образования, здравоохранения и социальной помощи населению. Клинический психолог работает для того, чтобы повысить психологические ресурсы, а также адаптационные возможности людей. Кроме того, она направлена на профилактику и преодоление всевозможных недугов, гармонизацию психического развития, психологическую реабилитацию и охрану здоровья. 

    Термин "клиническая психология" в России долгое время был заменен на "медицинская психология", они определяли одну и ту же сферу деятельности. Но в 1990 году понадобилось привести российскую образовательную программу в соответствие с международными стандартами. В рамках этого и была утверждена специальность под названием "клиническая психология". В отличие от того, что происходит у нас в стране, в практике других народов медицинская психология обозначает более узкую сферу психологии взаимодействия пациента и терапевта или врача. А вот клиническая психология - целостная практическая и научная психологическая дисциплина. 

    Она применяется не только в медицине, но и во множестве социальных, воспитательных, консультативных учреждений, которые обслуживают людей с психологическими проблемами и аномалиями развития.

    Задачи клинической психологии разнообразны. Во первых, она призвана изучать влияние психосоциальных и психологических факторов на развитие личностных и поведенческих нарушений у людей, их коррекцию и профилактику. Во-вторых, она изучает специфику и характер каких-либо нарушений в развитии психики конкретного человека. В-третьих, она исследует, как отклонения и нарушения в соматическом и психическом развитии влияют на поведение и личность людей. В-четвертых, она изучает характер отношений с ближайшим окружением аномального человека. В-пятых, она изучает и создает различные психологические методы воздействия на психику человека в профилактических и коррекционных целях.

    Предметом данной научно-практической дисциплины являются психические проявления расстройств, влияние их на психику, роль самой психики в их возникновении, течении, а также профилактике. Кроме того, предметом данной дисциплины считаются еще и нарушения развития психики, разработка всевозможных принципов и методов исследований в клинике, проведение методов и психотерапия.

    Основным разделом клинической психологии является патопсихология. Она занимается такими вопросами, как нарушения психики человека, расстройства адекватного восприятия окружающего мира вследствие поражений ЦНС. Она также изучает создание методов коррекции и лечения таких заболеваний.

    В клинической психологии есть и раздел нейропсихология. Эта дисциплина изучает роль мозга и ЦНС в различных психических процессах. Раздел психосоматика исследует всевозможные проблемы людей, которые больны соматическими расстройствами. Это значит, что вследствие влияния психологического фактора у людей возникают различные заболевания внутренних органов, онкология и так далее. Есть также в клинической психологии и такие разделы, как психиатрия и психологическая коррекция. 

    Методы клинической психологии позволяют дифференцировать, объектизировать и квалифицировать разнообразные варианты патологии и нормы. Выбор конкретного метода зависит от того, какая задача стоит перед психологом, каково психическое состояние конкретного больного и так далее. Это беседа, наблюдение, изучение продуктов творчества. К ним также относят психофизиологические методы, анамнестический, биографический и экспериментально-психологический метод. 

    fb.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о