Академия институт университет отличия: Чем отличается ВУЗ от университета и академии
И при чем здесь университеты и институты?
Чем принципиально отличаются друг от друга университеты, академии и институты? И что означают университетские категории: федеральный, отраслевой, классический и национально-исследовательский?
В российском законодательстве все образовательные организации высшего образования называются вузами. Вместе с тем учебные заведения именуются по-разному: университетами, среди которых тоже есть разделение на категории, академиями, институтами. В чем между ними разница?
Университет
Университеты осуществляют подготовку по различным фундаментальным и прикладным наукам, по множеству специальностей, а также занимаются научно-исследовательской деятельностью в нескольких сферах.
В университетах больше штат научных сотрудников, больше кафедр и направлений подготовки, они более обеспеченные в плане материально-технической базы, библиотечных систем.
Университеты активно внедряют новейшие образовательные методики и инновационные технологии. Научные сотрудники университетов занимаются фундаментальными исследованиями, которые могут быть использованы как методический материал в других вузах.
Среди университетов различают следующие категории.
Классический университет
Это университет с примерно одинаковым количеством гуманитарных и естественно-научных направлений подготовки, где готовят будущих специалистов с фундаментальными глубокими знаниями в определенных областях.
Ведущими классическими университетами в России являются Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, их статус закреплен федеральным законом.
Отраслевой университет
В отличие от классического, отраслевой или профильный университет осуществляет подготовку специалистов-практиков и ведет научно-прикладные исследования для конкретной отрасли.
Некоторые отраслевые университеты сохранили в названиях слово «институт» как часть своего бренда, хотя в действительности давно переросли институтский масштаб, например Московский государственный институт международных отношений МГИМО, Московский институт стали и сплавов (МИСиС), Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» (Ленинградский электротехнический институт).
Федеральный университет
Федеральные университеты — это научно-методические центры развития регионального высшего образования, которые обеспечивают высококвалифицированными кадрами программы развития целых субъектов РФ. Образовательная и научная деятельность федеральных вузов отвечает потребностям конкретных регионов.
В России 10 федеральных университетов: Сибирский (Красноярск), Южный (Ростов-на-Дону), Уральский (Екатеринбург), Северо-Восточный (Якутск), Дальневосточный (Владивосток), Северный (Арктический) (Архангельск), Казанский, Балтийский (Калининград), Северо-Кавказский (Ставрополь), Крымский (Симферополь).
На фото: Сибирский федеральный университет, источник: www.sfu-kras.ru
Национальный исследовательский университет
Такой статус вузу присваивается по результатам конкурсного отбора программ развития, которые направлены на кадровое обеспечение приоритетных направлений науки, технологий, техники, экономики, социальной сферы. В России действует 29 национальных исследовательских университетов.
По результатам оценки эффективности реализации программ развития вуз может быть лишен категории «национальный исследовательский университет».
Академия
Это узкоспециализированное высшее учебное заведение, где студентов обучают по множеству направлений и специальностей, но в одной отрасли: искусство, экономика, юриспруденция, медицина, финансы и т. д.
Институт
Это высшее учебное заведение, где готовят высококвалифицированных специалистов для работы в определенной сфере: военной, авиационной, культурной и других. По сравнению с академией, выбор специальностей и направлений в институте того же профиля обычно меньше.
Институты могут функционировать самостоятельно или входить в состав университетов и академий.
На фото: Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК)
Таким образом, по многообразию направлений подготовки и областей научной деятельности иерархия вузов выглядит так: университет — академия — институт.
При этом есть виды деятельности, помимо основной, которыми могут заниматься все вузы, независимо от своего статуса:
- повышение квалификации или профпереподготовка;
- обучение студентов по программам СПО;
- проведение подготовительных курсов для абитуриентов.
Как устроен вуз — ликбез для абитуриента
Эта статья будет полезна и абитуриентам, и тем, кто решил продолжить свою академическую послевузовскую карьеру. О том, как устроен университет, и из чего он состоит, читайте в нашем материале.
Университет, институт или академия?
Если вы думали, что разница между тремя вузами заключается в статусе полученного выпускником диплома, то это не так. Если и проводить градацию между учебными заведениями, то, действительно – самый высокий статус имеет университет, затем – академия, и только потом – институт. Однако на выходе дипломы всех вузов равноценны. Нужно учитывать, что не всегда институты будут уступать университетам: вряд ли кто-то станет оспаривать престиж ИТМО и МФТИ. Разница между тремя типами вузов заключается лишь в количестве образовательных программ, которые они могут предложить своим студентам.
Например, университет может давать образование по самым
разным направлениям подготовки и в разных отраслях. Академия, как правило,
предлагает образование в одной области науки или искусства, и это чаще всего
отражено в ее названии. В институтах эта профессиональная область сужается еще
сильнее, и это также влияет на название. Помните о том, что всегда в любом
институте будут присутствовать несколько специальностей из другой сферы – как,
например, гуманитарные дисциплины в сельскохозяйственном институте.
Различия между типами высших учебных заведений регламентируются тремя критериями:
- Количество аспирантов на 100 студентов очной формы обучения.
- Количество аспирантов вообще.
- Статус профессорско-преподавательского состава: чем больше в вузе остепененных преподавателей, тем выше его статус. Увеличение этих показателей может превратить институт в академию, а академию – в университет.
Структура вуза
Традиционно, во главе вуза стоит ректор. По каждому крупному направлению работы – будь то учебная или воспитательная работа, международные связи – у ректора есть заместители – проректоры, они курируют работу вуза по своим направлениям.
Университет делится на институты,
а те – на отделения (опционально), факультеты и кафедры. Не путайте институт как структурное подразделение вуза и
институт как самостоятельное учебное заведение. Отделения объединяют
факультеты, а факультеты – кафедры со специальностями одной тематики.
Тематически образовательная часть делится по образовательным программам, направлениям подготовки, специальностям и специализациям. Например, в университете ИТМО есть программа «Прикладная оптика», внутри нее – направление 551900 «Оптотехника», далее – специальность 190700 «Оптико-электронные приборы и системы», внутри которой есть две специализации – «Оптические приборы» и «Проектирование оптических систем». Выпускники получат квалификацию инженера, ученую степень бакалавра техники и технологий или магистра техники и технологий. Специализация – это сам вид профессиональной деятельности, а квалификация выпускника записана в дипломе и отражает набор приобретенных знаний и умений.
Деканат

Кроме факультетов и кафедр, в университете существуют и другие административные службы, которые могут помочь вам во время обучения в вузе. Это может быть миграционная служба для помощи иностранным студентам, это может быть поликлиника, военный учебный центр, стипендиальный отдел.
При поступлении вам будет назначена учебная группа – это аналог вашего школьного
класса. Она тоже будет носить свое название. Каждая специальность предполагает
определенное количество бюджетных и платных мест, и чем больше мест, тем больше
групп будет в потоке. Ваш курс или
поток, возможно, будет делиться на несколько групп: на лекции вы будете ходить
все вместе, а на семинары и практические занятия – только своей группой.
Расписание у разных групп будет тоже отличаться. Студенты из вашей группы
называются одногруппниками, а студенты из другой – однокурсники.
Уровни высшего образования и ученые степени
Система специалитета уходит в прошлое. Почти повсеместно мы сталкиваемся с бакалавриатом и магистратурой. Для получения степени бакалавра вам необходимо отучиться в вузе 4 года, которые состоят из двух лет общеобразовательных предметов и двух лет минимальных профильных предметов. По окончании бакалавриата вы сами решаете, поступать ли вам в магистратуру. Бакалавриат – это полноценное высшее образование, но многие преподаватели рекомендуют продолжать свое обучение в магистратуре. Степень магистра обязательна для тех, кто выбирает карьеру вузовского преподавателя.

Если в будущем вы видите себя в преподавании или науке, вы
продолжаете свою академическую карьеру в аспирантуре.
Вы заранее выбираете код специальности, по которой собираетесь защищаться. С
кодами вы можете ознакомиться на сайте Высшей аттестационной комиссии. Очное обучение
в аспирантуре занимает 3 года, заочное – 4. Аспирантура теперь больше
напоминает магистратуру – у вас есть английский язык, философия, специальные
дисциплины и кандидатский минимум, который вы будете обязаны сдавать. При этом
в рамках аспирантуры вы занимаетесь научно-практическими изысканиями вместе со
своим научным руководителем. У вас есть календарный план, дорожная карта по
развитию своего проекта, и, по окончании четырех лет обучения, вы выходите на защиту.
Но, в текущих реалиях, вы выходите на защиту диплома аспиранта. Как только вы
выступаете на комиссии, докладываете о результатах своих научных или научно-практических
изысканий, дальше, получив диплом, вы принимаете решение о том, стоит
ли выходить на защиту кандидатской диссертации.
В чем смысл получения степени кандидата и доктора
наук? По большому счету, наличие степеней ничего не меняет за исключением вашего
авторитета и политического веса в сфере науки и образования. К тому моменту,
когда вы решили защитить кандидатскую диссертацию, вы должны иметь готовую диссертацию
с научной новизной. Помимо качественно написанной диссертации, которая соответствует
паспорту специальности, вы должны иметь ряд публикаций: минимум две публикации
из перечня изданий, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией при Министерстве
науки и высшего образования. Работа должна быть научно-квалификационной,
логически законченной, привносить научную новизну. Защита проходит в
диссертационных советах. Сейчас Министерство науки и высшего образования предлагает
два пути защиты диссертации: 1) вы можете выбрать диссертационный совет при ВАКе
2) вы можете воспользоваться услугами диссертационных советов на базе
университетов, которые имеют право самостоятельного присуждения ученых степеней
и званий.
Написать работу, оформить и представить ее – три совершенно разных задачи. Этот совокупный процесс растягивается на 4-5 лет. Здесь тоже есть политика: кандидатскую защитить гораздо проще, чем докторскую, потому что с ученой степенью доктора вы уже можете претендовать на ректорат, и в вузе это может вызывать определенную озабоченность.
Если вы все-таки получили ученую степень кандидата наук, то
у вас есть две возможности продолжения. Вы можете не защищать докторскую – в большинстве
стран кандидат наук признается как PhD – то есть, в другой системе – доктор и
профессор. Если в пространстве нашей страны у вас есть потребность в продолжении
роста по бюрократической лестнице, то вы можете защитить докторскую диссертацию
двумя способами: 1) поступить в докторантуру, проучиться определенное
количество лет – причем, в отличие от аспирантуры, досрочно закончить ее вполне
возможно 2) либо вы можете постараться успеть получить разрешение от кафедры и
от вуза защищаться самостоятельно, получить выписку и разрешение по вашей
работе. Аналогичный процесс защиты кандидатской диссертации: вам нужно будет выбрать
диссертационный совет, предоставить от 10 ВАКовских публикаций для технических
специальностей, ряд объектов интеллектуальной собственности, но диссертационные
советы, имеющие право самостоятельного
присуждения степеней, в праве отклоняться от требований ВАК, потому что
черные оппоненты их работы не проверяют, Министерство образования и науки дополнительно
не рецензирует никакие диссертации на защите в этих советах. Соответственно,
требования они ставят формально выше и ориентируются уже не на статьи из ВАК, а
на Scopus и Web of Science первых и вторых квартилей. И количество публикаций они тоже
в праве изменять в качестве начального порога вхождения.
Сам совет защиты в диссертационных советах при ВАКе обычно
выстраивается в несколько этапов: вы выступаете перед членами диссертационного
совета в составе 20-22 человек. Если речь идет о самостоятельных диссоветах, то
там совет может состоять буквально из пяти членов, что субъективно гораздо
проще – плюс, требования по оформлению могут быть изменены и упрощены.
Ученые звания и должности
На территории нашей страны присутствуют всего два ученых
звания – это доцент и профессор. Их не стоит путать с
должностями: преподаватель может иметь звание доцента, но это не помешает ему
занимать должность профессора в университете. В звании делается акцент на педагогическую
деятельность. Для получения звания вы должны отработать определенное количество
лет в рамках 0,25 ставки на должностях доцента и других профессорско-педагогических
должностях. Итого, вы отрабатываете пять лет непрерывно в вузе, два года вы
непрерывно работаете в должности доцента на 0,25 ставки как минимум, имеете ряд
публикаций, имеете ряд учебных и учебно-методических изданий, вы читаете курс
лекций на высоком профессиональном уровне. И тогда через факультет, через
ученый совет вуза обратиться в ВАК с заявлением на присуждение ученого звания
доцента. Как только вы получили звание доцента, вы можете претендовать на
должность доцента или на должность профессора.
Может ли человек претендовать на должность доцента или профессора без ученой степени кандидата или доктора наук? Раньше подобные прецеденты были. Сегодня это практически невозможно. Всегда ли должность ассистента, преподавателя или старшего преподавателя значительно ниже ценится по квалификации, чем должность доцента? Нет. Если вуз приглашает людей из бизнеса, из различных министерств и ведомств, которые обладают большим багажом практических знаний и умений, то, естественно, регалий у них нет, что не делает их плохими специалистами в своей области. Нет ничего зазорного в том, что у директора предприятия в вузе буде должность ассистента.
Раньше звание доцента и профессора выдавалось автоматически при защите кандидатской или докторской диссертации. Сейчас эти процессы разграничены для того, чтобы держать людей в вузе, потому что непрерывный стаж работы здесь имеет особое значение.
Для получения звания профессора, вам необходимо будет
опубликовать не менее 50 научных статей, выпустить ряд монографий и
учебно-методических пособий, здесь также есть критерий того, сколько должно
быть ВАКовских публикаций за последние три года и прочие бюрократические нюансы
о том, сколько лекций должно быть прочитано за поределенный промежуток времени,
непрерывный срок работы на должности – все это сохраняется.
В советское время ученые степени и звания ценились достаточно высоко. В современной России степени и звания стремительно обесцениваются, что, безусловно, вызывает огорчение.
Академияс отличием | Университет Ленуар-Райн
Если вы стремитесь к академическим успехам и ищете мотивирующие курсы, чтобы бросить вызов своей интеллектуальной любознательности, наша академия с отличием может идеально вам подойти.
На небольших курсах, похожих на семинары, вы будете сотрудничать с другими успешными студентами и преподавателями в расширенной учебной среде, предназначенной для того, чтобы бросить вызов вашему разуму и дать возможность роста.
Сложный дух программы готовит студентов к успеху в аспирантуре. Академия с отличием культивирует ответственное гражданство благодаря возможностям лидерства в кампусе и в более широком сообществе.
Привилегии
Директор нашей академии с отличием выступает в качестве вашего «второго» советника на первом и втором курсе, гарантируя вам всю необходимую поддержку.
Кроме того, будучи студентом с отличием, вы можете подать заявку на получение гранта на поездку в рамках нашего Института лидерства Бройхилла, где вы можете получить финансовую поддержку и особые возможности для культурного взаимодействия и развития лидерских качеств. Вы также можете работать в студенческом совете почестей и других комитетах.
Наряду с вдохновляющими учеными наша академия с отличием предлагает вам социальные, развлекательные и культурные мероприятия.
Требования
Наша цель — сделать так, чтобы вы получили пользу от этого опыта. Эти требования предназначены для обеспечения расширенного и увлекательного обучения. Будучи студентом с отличием, вы должны:
- Пройти как минимум четыре основных курса, предлагаемых в качестве диплома с отличием (двухсеместровый семинар для первого года обучения с отличием и два раздела с отличием основных курсов уровня 1 или уровня 2)
- Пройдите четыре курса Великих книг (по часу каждый)
- Участие в ежегодных общественных работах
- Завершить рефлексивное эссе первого года обучения (часть семинара первого года обучения)
- Разработка портфолио, которое должно быть сдано в конце младшего года обучения (часть HON 301)
- Поддерживать средний балл 3,25, чтобы остаться в программе, и средний балл 3,5, чтобы закончить с отличием
Награды и почести
Вы будете в хорошей компании. Наши отличники часто занимают руководящие должности, от президента студенческого самоуправления до руководителей клубов, университетских групп и греческих организаций.
Кроме того, наши отличники регулярно получают дипломы с отличием по латыни (с отличием, с отличием, с отличием) и с отличием колледжа, средний балл 4.0.
Каждую весну мы проводим конкурс диссертаций с отличием, где у вас будет возможность выиграть награды и денежные призы.
Каждый год мы присуждаем две награды выдающимся ученым для отличников.
Требования по специальностям
-
Искусство
Основной средний балл 3.2
Совокупн. GPA 3.0
Один трехчасовой курс ART, пройденный в качестве диплома с отличием в классе, и ART 499 – диплом с отличием
-
Биология
Основной средний балл 3.
2
Совокупн. ГПД 3,0
BIO 390 и BIO 391 сдаются в младшем классе, каждый из которых включает один кредитный час, в рамках подготовки к письменной диссертации. BIO 498 Senior Honors Research и BIO 499 Senior Honors Thesis принимаются на последнем курсе для завершения диссертации.
-
Бизнес
Основной средний балл 3.5
Совокупн. GPA 3.2
Успешное завершение ACC 231; АВТОБУС 300, АВТОБУС 340, АВТОБУС 360; и CSC 175, или получили приглашение подать заявку от факультета. BUS 320 и BUS 344 должны восприниматься как награды в классе. BUS 499 Диссертация с отличием должна быть сдана одновременно с BUS 450 для завершения диссертации.
-
Химия
Основной средний балл 3.
5
Совокупн. GPA 3.0
CHE 401 и CHE 402 должны быть сданы с отличием в классе. CHE 498 – исследование с отличием и CHE 499 – диссертация с отличием сдаются на последнем курсе для завершения диссертации.
-
Коммуникация
Основной средний балл 3.2
Совокупн. GPA 3.0
8 часов курсов COM засчитываются как отличие в классе. COM 499 – для завершения диссертации принимается дипломная работа или проект с отличием.
-
Вычисления
Основной средний балл 3.
2
Совокупность. ГПД 3,0
- CSC 498 – Исследования с отличием
- CSC 499 – диплом с отличием
-
экономика
Основной средний балл 3.2
Суммар. ГПД 3,0
- ECO 498 – Исследования с отличием
- ECO 499 – диплом с отличием
-
Образование
Основной средний балл 3.
2
Совокупн. ГПД 3,0
- EDU 430 – Полевой опыт в среднем/K-12 образовании
- EDU 431 – Полевой опыт в начальном/K-6 образовании
- EDU 432 – Полевой опыт обучения в средних классах
- EDU 440 – Преподавание учащихся в средней школе/школе K-12
- EDU 441 – Преподавание учащихся в начальной школе и условиях B-K
- EDU 442 – Преподавание учащихся в средних классах должно рассматриваться как отличие в классе.
- EDU 499 – Диссертация с отличием для старшеклассников, направленная на завершение диссертации одновременно с обучением студентов.
-
Английский
Major GPA 3.
25 (оценка не ниже «B» должна быть на всех курсах ENG)
Cum. ГПД 3,0
- ENG 498 – Исследования с отличием только по приглашению преподавателей английского языка
- ENG 499 — Диссертация с отличием по приглашению факультета английского языкаТолько для завершения диссертации
-
Здоровье, физические упражнения и спортивная наука
Основной средний балл 3.2
Совокупн. GPA 3.0
HES 410 принимается с отличием в классе при подготовке к дипломной работе. HES 499 – для завершения диссертации принимается диплом с отличием. Ожидается, что учащийся получит минимальную оценку «B» 9.
0004
-
История
Основной средний балл 3.5
Совокупн. ГПД 3,2
- HIS 498 – Исследования с отличием
- HIS 499 – диплом с отличием
-
Человеческие и общественные услуги
Основной средний балл 3.2
Совокупн. GPA 3.0
- HCS 498 — Senior Honors Research
- HCS 499 — Диплом с отличием
-
Математика
Основной средний балл 3.
2
Совокупн. GPA 3.0
6 часов курсов MAT, пройденных в классе с отличием.
- MAT 498 – исследования с отличием
- MAT 499 – диплом с отличием, принятый для завершения диссертации.
-
Современные языки
Основной средний балл 3.2
Совокупн. GPA 3.0
6-8 часов курсов FRE/GER/SPA с отличием. FRE/GRE/SPA 499 Диплом с отличием, принятый для завершения диссертации.
-
Музыка
Средний средний балл 3.
2 (3.5 средний балл по курсам с отличием)
Кум. GPA 3.0
Всего 8 часов в MUS: 3 часа в MUS 499 — дипломная работа или проект с отличием и 5 часов в курсах MUS с отличием
-
Уход
Основной средний балл 3.25
Совокупн. ГПД 3,0
- NUR 498 – Исследования с отличием
- NUR 499 — Дипломная работа с отличием
-
Философия
Основной средний балл 3.
2
Совокупн. GPA 3.0
6 часов курсов PHI, пройденных с отличием в классе. PHI 499 – для завершения диссертации
требуется диплом с отличием. -
Физика
Средний средний балл 3.2
Совокупность. GPA 3.0
PHY 303 и PHY 304 засчитываются в классе с отличием. PHY 499 берется для завершения диссертации.
-
Политическая наука
Основной средний балл 3.2
Совокупн.
ГПД 3,0
- ПОЛ 498 — Старшие исследования с отличием
- POL 499 – Диплом с отличием
-
Психология
Основной средний балл 3.2
Совокупн. ГПД 3,0
- PSY 498 – исследования с отличием
- PSY 499 – диплом с отличием
-
Религиоведение
Основной средний балл 3.
2
Совокупн. средний балл 3.0
6 часов курсов REL берутся в качестве отличников в классе, а REL 499 берется для завершения диссертации
-
Социология
Основной средний балл 3.2
Совокупн. ГПД 3,0
- SOC 498 – Исследования с отличием
- SOC 499 – диплом с отличием
-
Театр
Основной средний балл 3.
2
Совокупн. GPA 3.0
6 часов курсов THR, пройденных с отличием в классе, и THR 499 – Дипломная работа или проект с отличием, принятые для завершения диссертации.
| UA Directory
Колледж с отличием — это общеуниверситетский академический колледж, который обслуживает почти 4000 высококвалифицированных студентов Аризонского университета. Колледж с отличием позволяет талантливым студентам достичь высочайшего уровня мастерства, заниматься исследовательской и творческой деятельностью, развивать страсть к обучению на протяжении всей жизни и улучшать качество жизни и общества посредством исследований, лидерства и общественных работ.
Прием в The Honors College осуществляется на основе жесткой конкуренции и отбора. Студенты принимаются на основании их академической подготовки и достижений в средней школе или колледже.
Курсы с отличием предлагают сложный академический опыт, характеризующийся личным вниманием, активными дискуссиями, глубоким анализом, ускоренным темпом обучения и взаимодействием студентов и преподавателей. Образование с отличием поощряет междисциплинарные интересы, достижение образовательных и карьерных целей, а также применение страсти и знаний в реальных условиях. Получение диплома с отличием является отличной подготовкой к поступлению в аспирантуру или профессиональную школу, путь, по которому идут почти 80 процентов выпускников.
Декан: Терри Л. Хант, доктор философии.
Особенности колледжа
- 250+ курсов с отличием, предлагаемых ежегодно, которые позволяют учащимся глубоко исследовать идеи посредством обсуждения и практического опыта
- Яркое сообщество ученых, включая общежития с отличием, мероприятия для выпускников и серии карьеры и профессионального развития
- Студенческие клубы, такие как Студенческий совет с отличием, Послы колледжей с отличием, Игроки с отличием и Консультативный совет по мероприятиям для первокурсников
- Общее чтение, курс успеха Paladins и коллоквиумы первокурсников являются ключевыми частями программы первого года обучения
- 40 000 долларов США ежегодно присуждаются в рамках студенческих исследовательских грантов
- Лидерство и общественная работа через команды Honors Civic Engagement Teams и другие возможности стажировки
- Помощь в подаче заявки на получение национальных конкурсных стипендий, таких как Fulbright, Udall, Truman, Goldwater и Marshall
Статистика колледжей
- Междисциплинарная программа с отличием, созданная в 1963 г.