Академия вагановой: Vaganova Academy — Главная Страница

    Академия русского балета имени Вагановой (Vaganova Academy of Russian Ballet)

    Танцевальная школа основана императрицей Анной Иоанновной 4 мая 1738 года. В 1779 году танцевальная школа влилась в Санкт-Петербургскую театральную школу — позже училище. В 1928 году стала Ленинградским хореографическим техникумом. В 1937 году училище преобразовано в Ленинградское хореографическое училище (ЛХУ). В 1957 году училищу было присвоено имя Агриппины Вагановой. В 1961 году училище стало академическим. Современное название с 1991 года.

    Балет, пожалуй, более, чем любой другой вид искусства, зависит от того, как готовятся кадры. Роль и значение Вагановского училища в развитии русской, советской и мировой хореографии трудно переоценить. Здесь начинали свой творческий путь не только А. Павлова и М. Фокин, Т. Карсавина и В. Нижинский, М. Семенова и В. Чабукиани, Г. Уланова и К. Сергеев, отсюда вышли и те незаметные, но великолепные артисты, благодаря которым стало возможным совершенство «Спящей красавицы», «Лебединого озера», «Шопенианы». Славная своим прошлым и настоящим балетная труппа Мариинского театра за редчайшим исключением вся выпестована в этом учебном заведении, училище всегда было и остается корнями, благодатно и непрестанно питающими этот коллектив.

    А начиналось все очень скромно. Почти 250 лет тому назад, в 1738 году, придворный балетмейстер, француз по национальности, Ж.-Б. Ланде писал императрице Анне Иоанновне: «Прошу вверить моим заботам двенадцать русских детей, шесть мужского и шесть женского пола, для составления балетов и театральных танцев комического и серьезного характера. Эти ученики… через три года ни в чем не будут хуже лучших иноземных танцевальщиков». В мае того же года был подписан указ об открытии «Танцевальной школы». Около 1780 года она была переименована в «Театральное училище», сохранив это название до Октябрьской революции.

    Среди первых преподавателей было много иностранцев. Они добросовестно трудились, развивая незаурядные способности русских девушек и юношей. Ф. Гильфердинг, Г. Анджолини, Д. Канциани и, наконец, знаменитый Ш. Дидло заложили фундамент русского профессионального хореографического образования.

    В начале XIX века училище уже могло по праву гордиться такими первоклассными талантами, как Е. Колосова, М. Данилова, Н. Лихутина, Н. Новицкая, А. Истомина, Е. Телешова, Н. Гольц, А. Глушковский. Благодаря им русский балет в 20-х годах XIX века освобождается от засилия иностранных гастролеров, при этом русские балерины и танцовщики, сохраняя лучшие традиции классического танца, наполняли его содержательностью и своеобразием русского характера. Недаром Пушкин писал о «душой исполненном полете» русской Терпсихоры.

    Петербургский балет был неразрывно связан со школой; «властителями дум» молодежи были знаменитые балетмейстеры XIX века Ж. Перро, А. Сен-Леон, М. Петипа. Эти мастера-иностранцы (к которым следует добавить X. Иогансона и Э. Чеккетти) не находили применения своим силам на родине, где уже во второй половине XIX века в балете царил застой, а многие старые хореографические школы хирели и распадались. Первые европейские успехи воспитанниц Петербургского училища Е. Андреяновой, Т. Смирновой, Н. Богдановой, М. Муравьевой показали не только их талантливость, но и высокий уровень хореографического искусства в России. В последующие годы в училище преподают разные по своим творческим устремлениям мастера: Е. Вазем, П. Гердт, А. Ширяев, М. Обухов, Н. Легат, К. Куличевская, М. Фокин. Их усилиями на рубеже веков окончательно складывается русская школа хореографии, которая, переняв мягкость и изящество французской школы и виртуозное мастерство итальянцев, создала свой собственный гармоничный стиль. Выпускники школы не только успешно танцевали классические балеты, но и оказались способными создавать совершенно иные образы в новаторских балетах М. Фокина. Мировая слава М. Кшесинской, О. Преображенской, В. Трефиловой, А. Павловой, Т. Карсавиной, О. Спесивцевой, М. Фокина, В. Нижинского и многих других увенчала безусловные достижения школы петербургского балета.

    Но отнюдь не всё в дореволюционной школе находилось па высоте. Здесь серьезно обучали чисто профессиональному ремеслу в течение семи лет (пять классов: два подготовительных по два года каждый и три основных года), но общее образование было на весьма невысоком уровне. А. Ваганова вспоминала: «В зимнее время мы занимались и общеобразовательными предметами. Программа была незамысловатой — выше четырехклассного городского училища, но ниже шести классов гимназии… Учились мы с ленцой или, точнее, с прохладцей. Постоянные репетиции (так как дети участвовали почти в каждом балете) срывали самым безобразным образом занятия». Руководство школы, видимо, придерживалось точки зрения, что общее образование мало нужно артисту балета. Задача воспитания не только балетного профессионала, но художника и гражданина досталась на долю нового, советского периода в жизни школы.

    Октябрьская революция резко изменила общую направленность воспитания в школе, уничтожила дух замкнутости и кастовости, царивший в ней. Школа официально переименовывается в Хореографическое училище, уже в 1918—1919 годах контингент учащихся достигает 300 человек (до 1917 года в школе обучались в среднем 30—80 человек). И это в тяжелых бытовых условиях гражданской войны. Т. Вечеслова, рассказывая о своих ученических годах, писала об этих трудностях: «Школа не отапливалась, в классах чернила превращались в лед, на уроках мы сидели в шубах и валенках. Классическим танцем занимались в теплых шерстяных платьях, поверх которых были надеты платки или кофты. Однако все это не могло заморозить нашей любви к своей работе. Школа, наша жизнь в ней были пропитаны творческой атмосферой». В этот нелегкий для школы период как «старые» педагоги (начавшие преподавать до Октября) : А. Ширяев, А. Монахов, Л. Леонтьев, В. Семенов, В. Пономарев, так и «новые»: М. Романова, Е. Вечеслова-Снеткова, А. Ваганова, Л. Петров, новое руководство училища (А. Облаков) помогли сохранить огромные запасы практических знаний, передав их в руки способной молодежи. Какие же принципиально новые задачи удалось решить Ленинградскому училищу за годы Советской власти?

    Первую и, возможно, главную цель еще в 30-е годы великолепно сформулировала А. Ваганова: «Мы ставим перед собой задачу готовить кадры не только исполнителей, владеющих техникой балетного танца,— нельзя ограничивать цель балетного образования только овладением технологией искусства. Мы готовим и должны готовить творческих работников наших советских театров, вооруженных не только знанием основ своего мастерства и его виртуозностью, но и общей культурой. Мы обязаны выпускать людей не только политически грамотных, но и политически мыслящих».

    По уровню общего образования училище первоначально стало семилеткой, а в 30-е годы — средним специальным заведением (официально оно в эти годы именовалось Ленинградским хореографическим техникумом). В настоящее время учащиеся параллельно со специальными предметами изучают общеобразовательные с добавлением ряда дисциплин (история балета, теория музыки и т. д.).

    Наряду с тенденцией развития учеников была изменена и направленность обучения. Ранее Петербургское училище готовило артистов только для Мариинского театра, ибо во всей стране существовали лишь петербургская и московская хореографические труппы. При Советской власти театры оперы и балета были открыты как в союзных республиках, так и во многих городах Российской Федерации. Стало необходимым подготовить артистов для новых коллективов, вырастить педагогов для хореографических школ, вооружить эти кадры проверенной и передовой методикой обучения. Огромные по размаху и социальным следствиям задачи легли на Ленинградское, а несколько позже и Московское хореографические училища.

    Надо заметить, что дореволюционная школа не знала даже зафиксированных на бумаге полных учебных программ (лишь в 1895 году В. Степанов составил «Программу занятий балетными танцами с примерным распределением на семь отделов», но на практике каждый педагог придерживался своей системы). В 1928 году была выпущена первая брошюра «Учебный план и программа ЛГХУ», в которой были кратко очерчены задачи каждого года восьмилетнего обучения классическому танцу. В сборнике 1936 года было опубликовано уже восемь программ, охватывающих все специальные дисциплины. Огромную роль сыграла выпущенная в 1934 году А. Вагановой методическая книга «Основы классического танца», переведенная на многие языки за рубежом и в нашей стране. Вагановская методика стала основой для обучения учащихся во всех хореографических школах нашей страны. Несколько позднее появилось первое в мире пособие по характерному танцу, дисциплине, самостоятельно оформившейся в советское время,— «Основы характерного танца» (1939), написанное основоположником преподавания этого предмета А. Ширяевым совместно со своими учениками А. Бочаровым и А. Лопуховым. Была создана также методика по научным основам приема детей в хореографическое училище и методика бального и историко-бытового танца.

    Все эти работы не рассматривались школой как застывшая догма. Техника танца эволюционирует: то, что сначала считалось достижением отдельных виртуозов, в дальнейшем осваивалось большинством учеников. В послевоенный период вышли учебные пособия педагогов училища Н. Базаровой, В. Костровицкой, В. Мей, А. Писарева, Н. Серебренникова, Л. Ярмолович, в которых методика высокопрофессионального обучения углублена и расширена.

    Одновременно с методической была проделана и огромная практическая работа по воспитанию хореографических кадров для различных театров страны. Принципиально новым явлением стало создание в 1934 году национального отделения училища. Педагоги выезжали в Башкирию, Туркмению, Киргизию, Казахстан, позднее в Молдавию, Осетию и другие республики нашей страны и на местах отбирали наиболее одаренных детей. Сейчас эти воспитанники ленинградской школы возглавляют многие республиканские театры и балетные училища. Чтобы представить себе размах этой работы, отметим, что в 1940 году национальное отделение насчитывало около 100 человек (при общей численности училища в 540 человек).

    С середины 30-х годов и до Великой Отечественной войны в школе существовало еще два отделения — педагогическое и балетмейстерское. Ранее этих специалистов никто и нигде в мире не готовил, опыт передавался непосредственно от поколения к поколению. Но при том размахе, какое получило хореографическое искусство в нашей стране, такой «метод» стал очевидным тормозом. Ленинградское училище (руководитель педагогического отделения А. Ваганова, руководитель балетмейстерского отделения Ф. Лопухов) явилось пионером в подготовке этих необходимых кадров. В дальнейшем было признано целесообразным обучать балетмейстеров в высшем учебном заведении (ГИТИС — в Москве и консерватория в Ленинграде). Важным аспектом воспитания учащихся является, помимо постоянной практики, участие в спектаклях ленинградских театров, обязательная работа над созданием новых балетных номеров и целых спектаклей.

    Постановщиками выступают как педагоги школы, так и многие молодые балетмейстеры. Первые хореографические опыты в стенах школы осуществили Л. Якобсон, В. Чабукиани, Л. Лавровский, Н. Анисимова. В. Варковицкий, К. Боярский, Б. Фенстер, Г. Алексидзе, Б. Эйфман, А. Полубенцев. Работа школьников не только над произведениями, завещанными предшественниками, но и над оригинальными сочинениями стала необходимым элементом их творческого воспитания. Гордостью ленинградской академии танца являлись и являются ее великолепные педагоги, среди которых (кроме уже названных) следует отметить Н. Базарову, Ф. Балабину, Н. Балтачееву, Н. Беликову, Б. Брегвадзе, Е. Гейденрейх, И. Генслер, Р. Гербека, Е. Гердт, Н. Дудинскую, И. Ивановского, В. Зимина, И. Зубковскую. Н. Камкову, Г. Конищева, В. Костровицкую, А. Кумысникова, А. Пушкина, Г. Селюцкого, Н. Серебренникова, И. Трофимову, Л. Тюнтину, Б. Шаврова, К. Шатилова, Е. Ширипину, Т. Шмырову. С 1957 года училище носит имя одного из самых выдающихся педагогов хореографии — Агриппины Яковлевны Вагановой, в 1938 году оно награждено орденом Трудового Красного Знамени, а в 1961 году ему присвоено звание академического.

    В старинное здание на улице Зодчего Росси, где сама архитектура созвучна русской классической хореографии, каждый год приходят новые малыши. А через восемь лет обучения в знаменитой своим прошлым и настоящим школе балета эти «гадкие утята» становятся прекрасными «лебедями», которые разлетаются по всей стране, умножая славу Вагановского училища.

    А. Деген, И. Ступников, 1988

    Публикации

    Цискаридзе — новый и. о. ректора Академии русского балета имени Вагановой 13.11.2013 в 21:01

    Пастухи, нимфы и зефиры 26.06.2003 в 16:06

    Ссылки по теме

    • Официальный сайт

    Театр Академия русского балета им. Вагановой, Санкт-Петербург – Афиша-Театры

    • Абакан,
    • Азов,
    • Альметьевск,
    • Ангарск,
    • Арзамас,
    • Армавир,
    • Артем,
    • Архангельск,
    • Астрахань,
    • Ачинск,
    • Балаково,
    • Балашиха,
    • Балашов,
    • Барнаул,
    • Батайск,
    • Белгород,
    • Белорецк,
    • Белореченск,
    • Бердск,
    • Березники,
    • Бийск,
    • Благовещенск,
    • Братск,
    • Брянск,
    • Бугульма,
    • Бугуруслан,
    • Бузулук,
    • Великий Новгород,
    • Верхняя Пышма,
    • Видное,
    • Владивосток,
    • Владикавказ,
    • Владимир,
    • Волгоград,
    • Волгодонск,
    • Волжский,
    • Вологда,
    • Вольск,
    • Воронеж,
    • Воскресенск,
    • Всеволожск,
    • Выборг,
    • Гатчина,
    • Геленджик,
    • Горно-Алтайск,
    • Грозный,
    • Губкин,
    • Гудермес,
    • Дербент,
    • Дзержинск,
    • Димитровград,
    • Дмитров,
    • Долгопрудный,
    • Домодедово,
    • Дубна,
    • Евпатория,
    • Екатеринбург,
    • Елец,
    • Ессентуки,
    • Железногорск (Красноярск),
    • Жуковский,
    • Зарайск,
    • Заречный,
    • Звенигород,
    • Зеленогорск,
    • Зеленоград,
    • Златоуст,
    • Иваново,
    • Ивантеевка,
    • Ижевск,
    • Иркутск,
    • Искитим,
    • Истра,
    • Йошкар-Ола,
    • Казань,
    • Калининград,
    • Калуга,
    • Каменск-Уральский,
    • Камышин,
    • Каспийск,
    • Кемерово,
    • Кингисепп,
    • Кириши,
    • Киров,
    • Кисловодск,
    • Клин,
    • Клинцы,
    • Ковров,
    • Коломна,
    • Колпино,
    • Комсомольск-на-Амуре,
    • Копейск,
    • Королев,
    • Коряжма,
    • Кострома,
    • Красногорск,
    • Краснодар,
    • Краснознаменск,
    • Красноярск,
    • Кронштадт,
    • Кстово,
    • Кубинка,
    • Кузнецк,
    • Курган,
    • Курганинск,
    • Курск,
    • Лесной,
    • Лесной Городок,
    • Липецк,
    • Лобня,
    • Лодейное Поле,
    • Ломоносов,
    • Луховицы,
    • Лысьва,
    • Лыткарино,
    • Люберцы,
    • Магадан,
    • Магнитогорск,
    • Майкоп,
    • Махачкала,
    • Миасс,
    • Можайск,
    • Московский,
    • Мурманск,
    • Муром,
    • Мценск,
    • Мытищи,
    • Набережные Челны,
    • Назрань,
    • Нальчик,
    • Наро-Фоминск,
    • Находка,
    • Невинномысск,
    • Нефтекамск,
    • Нефтеюганск,
    • Нижневартовск,
    • Нижнекамск,
    • Нижний Новгород,
    • Нижний Тагил,
    • Новоалтайск,
    • Новокузнецк,
    • Новокуйбышевск,
    • Новомосковск,
    • Новороссийск,
    • Новосибирск,
    • Новоуральск,
    • Новочебоксарск,
    • Новошахтинск,
    • Новый Уренгой,
    • Ногинск,
    • Норильск,
    • Ноябрьск,
    • Нягань,
    • Обнинск,
    • Одинцово,
    • Озерск,
    • Озеры,
    • Октябрьский,
    • Омск,
    • Орел,
    • Оренбург,
    • Орехово-Зуево,
    • Орск,
    • Павлово,
    • Павловский Посад,
    • Пенза,
    • Первоуральск,
    • Пермь,
    • Петергоф,
    • Петрозаводск,
    • Петропавловск-Камчатский,
    • Подольск,
    • Прокопьевск,
    • Псков,
    • Пушкин,
    • Пушкино,
    • Пятигорск,
    • Раменское,
    • Ревда,
    • Реутов,
    • Ростов-на-Дону,
    • Рубцовск,
    • Руза,
    • Рыбинск,
    • Рязань,
    • Салават,
    • Салехард,
    • Самара,
    • Саранск,
    • Саратов,
    • Саров,
    • Севастополь,
    • Северодвинск,
    • Североморск,
    • Северск,
    • Сергиев Посад,
    • Серпухов,
    • Сестрорецк,
    • Симферополь,
    • Смоленск,
    • Сокол,
    • Солнечногорск,
    • Сосновый Бор,
    • Сочи,
    • Спасск-Дальний,
    • Ставрополь,
    • Старый Оскол,
    • Стерлитамак,
    • Ступино,
    • Сургут,
    • Сызрань,
    • Сыктывкар,
    • Таганрог,
    • Тамбов,
    • Тверь,
    • Тихвин,
    • Тольятти,
    • Томск,
    • Туапсе,
    • Тула,
    • Тюмень,
    • Улан-Удэ,
    • Ульяновск,
    • Уссурийск,
    • Усть-Илимск,
    • Уфа,
    • Феодосия,
    • Фрязино,
    • Хабаровск,
    • Ханты-Мансийск,
    • Химки,
    • Чебоксары,
    • Челябинск,
    • Череповец,
    • Черкесск,
    • Чехов,
    • Чита,
    • Шахты,
    • Щелково,
    • Электросталь,
    • Элиста,
    • Энгельс,
    • Южно-Сахалинск,
    • Якутск,
    • Ялта,
    • Ярославль

    Академия Вагановой — История Академии балета имени Вагановой

    4 мая 1738 года в Санкт-Петербурге, молодой столице России, произошло событие, имевшее огромное значение для мировой культуры. Высочайшим указом императрицы Анны была основана первая русская школа театрального танца. Известная как Императорская театральная школа, она была создана по инициативе французского балетмейстера и педагога Жана-Батиста Ланде. Двенадцать девушек и юношей приступили к изучению «иностранных шагов» на одном из верхних этажей Зимнего дворца. Первые учителя были из Западной Европы — французы Ланде, Франц Гильфердинг и Джованни Канцианни из Австрии и Италии соответственно. Первым русским педагогом, вышедшим из Школы, был Иван Вальберг, поставивший много известных балетов для Императорского театра.

    В 1801 году Шарль Дидело приехал в Петербург и принял на себя руководство балетной труппой и ее школой. Он преподавал в Императорском театральном училище более 20 лет, поставив множество балетов и подняв уровень балетного образования на очень высокий уровень. Вслед за Дидело в Петербург приехали и другие балетмейстеры французской школы: Жюль Перро, чьи балеты Жизель и Эсмеральда идут до сих пор, Артур Сен-Леон, поставивший Коппелию  и, в 1847 году, учитель, который должен был оказать глубокое влияние на Школу — Мариус Петипа. За шестьдесят три года своего пребывания в Петербурге плодовитый Петипа создал сорок шесть оригинальных полнометражных балетов, а также бесчисленное количество дивертисментов и балетов для оперной сцены. В сотрудничестве с Петром И. Чайковским Петипа создал три величайших классических шедевра XIX века: «Лебединое озеро» , «Спящая красавица» и «Щелкунчик» . Сегодня эти балеты по-прежнему составляют краеугольный камень репертуара классических балетных трупп во всем мире. Многие работы Петипа были поставлены специально для учеников Императорского театрального училища.

    Другими известными балетмейстерами, преподававшими в Императорской школе во времена Петипа, были Энрико Чеккетти и Кристиан Йоханссон. Синтез элегантного франко-русского стиля Иоганнсона и задора итальянской школы породил поколение танцоров, имена которых стали синонимами славы русского балета: Анна Павлова, Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский.

    Другим выпускником этого периода был Михаил Фокин, произведения которого ( Шопениана, Жар-птица, Петрушка и др. ) станут предвестниками новой эры в классическом танце. Фокин преподавал в Училище с 1904 по 1916 год, и его ученики были первыми интерпретаторами его хореографии. Джордж Баланчин , всемирно известный хореограф и основатель New York City Ballet, окончил эту школу в 1921 году. Школу окончили известные хореографы Федор Лопухов, Леонид Лавровский, Юрий Григорьевич и Олег Виноградов.

    В конце 50-х – 60-х годах на сцене Кировского (ныне Мариинского) театра начинали свою профессиональную танцевальную жизнь трое выпускников Академии Вагановой, которым суждено было привлечь мировую славу и признание: Рудольф Нуриев, Наталья Макарова и Михаил Барышников. Недавние выпускники Юлия Махалина, Фарух Рузиматов, Диана Вишнёва и Ульяна Лопаткина — сегодняшние звезды не только Кировского театра, но и ведущих балетных трупп мира. Николай Цискаридзе, бывший солист Большого и Мариинского театров, приглашённый иностранный артист, в настоящее время является солистом Академии балета им. Вагановой. Жанна Аюпова, бывшая балерина Мариинского театра, занимает должность его художественного руководителя.

    С момента своего основания Школа подготовила выдающихся танцоров и хореографов, но наиболее глубокое влияние на систему обучения оказал учитель.

    Агриппина Ваганова окончила Училище в 1897 году и, завершив свою исполнительскую карьеру, начала преподавать там в 1921 году. Мастерский и проницательный педагог, Ваганова разработала систематизированную и всеобъемлющую программу, которая открыла новую эру в балетном образовании. В 1957 году, через шесть лет после смерти Вагановой, школе было присвоено ее имя.

    На протяжении всей своей истории Академия балета имени Вагановой стремилась сохранять и приумножать лучшие традиции классического наследия. Академия по праву славится своим превосходством, и международные деятели, знаменитости и члены королевской семьи обязательно посещают Академию, когда посещают Санкт-Петербург. Среди них: Ее Величество королева Елизавета II, принцессы Маргарет и принц Михаил, королева Нидерландов Беатрикс, королева Швеции Сильвия, великая княгиня Леонида, князь Голицын и граф Васильчиков.

    Сегодня в Академии обучается 340 студентов, и конкуренция за место в Школе очень высока. В течение учебного года тысячи детей обращаются за консультацией к нашему балетному коллективу, чтобы оценить их пригодность для принятия. Из них принято около 70. Даже в этом случае обучение является чрезвычайно трудным, и только 30 или около того студентов фактически заканчивают учебу. Те, кто упорствует, поступают в ведущие балетные труппы России и зарубежья.

    Grishko® Купить онлайн лучшие товары для балета. Заказать сейчас!

    УХ ТЫ

    ПОКАЗАТЬ БОЛЬШЕ

    03019C

    Экспресс-доставка

    21,40 долларов США

    УХ ТЫ

    ПОКАЗАТЬ БОЛЬШЕ

    03016L

    Экспресс-доставка

    18,60 долларов США

    УХ ТЫ

    ПОКАЗАТЬ БОЛЬШЕ

    03017C

    Экспресс-доставка

    14,50 долларов США

    УХ ТЫ

    ПОДРОБНЕЕ

    0509/1

    Экспресс-доставка

    101,60 долларов США

    УХ ТЫ

    ПОКАЗАТЬ БОЛЬШЕ

    Экспресс-доставка

    15,60 долл. США 17,60 долларов США

    УХ ТЫ

    ПОКАЗАТЬ БОЛЬШЕ

    Экспресс-доставка

    113,30 долларов США

    УХ ТЫ

    ПОКАЗАТЬ БОЛЬШЕ

    03016C

    Экспресс-доставка

    10,90 долларов США

    УХ ТЫ

    ПОКАЗАТЬ БОЛЬШЕ

    0002/5

    Экспресс-доставка

    2,20 долл.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *