Авиамоделирование кружок для детей – Курс для детей Авиамоделирование научно-технического клуба Геккон в Москве

    Чем авиамоделирование лучше LEGO? / Newtonew: новости сетевого образования

    Несмотря на поголовное увлечение робототехникой и прочими инновациями, старые добрые кружки технического творчества, знакомые всем со времён ДОСААФ, никуда не исчезли. Авиамодельные — как раз из таких. Дети продолжают мечтать о небе, строить модели самолётов и соревноваться в искусстве пилотажа. Пусть и стоя на земле.

    Зачем идти в авиамоделисты в эпоху «Лего» и смартфонов? Своим ответом на этот вопрос с нами поделился Максим Посыпай, преподаватель кружка авиамоделирования из Екатеринбурга.

    Максим Посыпай

    преподаватель кружка авиамоделирования, мастер авиамодельного спорта, Екатеринбург

    Не хобби, а спорт

    Начну с того, что научиться делать модели самолётов и даже на них «летать», в качестве приятного хобби, любой ребёнок может дома, с мамами и папами. Вся необходимая информация есть в интернете. Задача авиамодельных кружков в другом — воспитать спортсменов-авиамоделистов.

    Авиамодельный спорт с 2014 года внесён во Всероссийский реестр видов спорта. (И он, кстати, первый в списке — потому что на букву «А».) Как в любом спорте, здесь присваиваются разряды, проводятся соревнования вплоть до чемпионата мира. В авиамодельном спорте есть разные категории, в зависимости от моделей самолётов. Основные — это свободнолетающие модели (пилот только запускает модель, и между ними нет никакой связи во время полёта), кордовые модели (они летают по кругу и управляются двумя тросиками малого диаметра — кордами) и радиоуправляемые.  

    Члены общества Авиахим с моделями самолетов и планеров, 1926 год. Авиамодельные кружки в Советском союзе были «кузницей кадров» для большой авиации.(источник: babs71.livejournal.com)

    Если ребёнок занимается в кружке и активно участвует в соревнованиях, к концу школы он вполне может получить первый взрослый спортивный разряд или даже стать кандидатом в мастера спорта. А такое достижение даёт дополнительные баллы при поступлении в профильные вузы, связанные с авиацией. Это вполне ощутимое различие между авиамоделизмом как спортом и как хобби.

    Другое различие состоит в том, что в хобби нет соревновательного момента. Ну, сделал — полетело. А лучше ты летаешь, хуже, быстрее, медленнее, выше, красивее — неважно.

    Авиамоделизм популярен по всему миру. Вот, например, страница из тематического американского журнала 1973 года с демонстрацией новой авиамодели.(источник: airplanesandrockets)

    Но именно соревновательный момент позволяет развивать инженерное мышление — то, что технические кружки и должны делать.

    Простой пример: по правилам соревнования площадь крыла и вес кордовой модели ограничены. Мы не можем сделать модель легче 410 граммов, а площадь крыла должна быть не более 34 квадратный дециметров. И вот придумай, как соблюсти эти условия и добиться, чтобы лётные качества были лучше, чем у конкурентов. Ко второму году обучения в кружке дети уже способны решать подобные инженерные задачи.

    На этой модели «летал» экипаж чемпионов Европы и СССР (в соревнованиях по кордовым моделям в экипаже два человека — пилот и механик)

     

    Другой пример: в нашем спорте, как в «Формуле-1», скорости постоянно повышаются, и из соображений безопасности вводятся новые технические требования, которые должны скорость снизить. В 90-х годах на кордовых гоночных моделях были корды диаметром 0,3 миллиметра, сейчас норма — 0,4 миллиметра. Кажется — ерунда, но скорость «съедается». Первое время — это проблема, а спустя год, полтора, два находятся способы компенсирования, чтобы даже с такими техническими условиями самолёт летел быстрее.

    Ограничения, которые есть на соревнованиях, приводят к появлению интересных инженерных решений.

    Соревновательный момент вообще очень важен для подростков, он позволяет доказать всем и самому себе, что ты в чём-то лучший, что ты что-то можешь.

    Нитки и техническое творчество

    Ко мне ребята приходят с 11 лет, потому что им нужно знать кое-что из математики и обладать достаточно развитой моторикой, чтобы работать с материалами. У меня есть свой контрольный вопрос для входа в кружок: делится ли 491 на 2? Если ребёнок отвечает, что нет, математику следует подтянуть.

    Как и в любом кружке, мы идём от простого к сложному. Самую первую модель они делают из бумаги по моим чертежам за 40 минут. Для меня здесь главное, чтобы ребёнок увидел: он сделал своими руками самолёт — и самолёт полетел.

    Следующая модель — модель-схема «летающее крыло» из обыкновенной потолочной плитки. Чем хорош этот самолёт: его можно сложить пополам и на улице, растянув резинку, запустить вверх — он раскроется и полетит сам.

    Затем мы делаем метательный планер (ребята начинают работать с деревом) и проводим первые городские соревнования — дети учатся его правильно запускать.

    А дальше мы приступаем к схематической модели самолёта, которая в моём кружке является переломной.

    Если предыдущие делались за один-два урока, то с этим самолётом кто-то справится за месяц, а кто-то за полгода. Всё потому, что здесь добавляется новая операция — сматывание нитками. Две детали берутся и плотненько-плотненько сматываются нитками, а нитки потом промазываются клеем. Работа несложная, но очень кропотливая.

    Эта операция будет присутствовать потом на всех последующих моделях, да и при внезапных поломках на соревнованиях без неё не обойтись, чтобы быстро что-то отремонтировать — в общем, мы на этапе освоения крайне полезного навыка. И вот тут-то у детей начинаются проблемы — им не хватает усидчивости, они не любят такую работу.

    Не выдержав «испытания нитками», многие бросают кружок. У меня есть отдельный шкаф, в котором лежат их недоделанные конструкции. Зато если уж ребёнок после этой модели остался — почти гарантировано, что он здесь приживётся.

    Кто-то на этой модели бросает кружок, а кто-то с неё начинает свой путь к большим соревнованиям.

     

    После этого я предлагаю ребятам выбрать, какими моделями они будут дальше заниматься — свободнолетающими, кордовыми или радиоуправляемыми.

    Кстати, чем авиамодельный спорт хорош — здесь каждый может найти свою нишу.

    Все дети разные: кто-то из них конструктор, кто-то пилот, кто-то спортсмен.

    Я как тренер всегда смотрю на темперамент ребёнка и понимаю: если он флегматик — то ему нечего делать в воздушном бою, если он спокойный и сдачи никогда не даст — я не поставлю его участвовать в гонке. Но есть пилотажные модели — и там нужно как раз быть абсолютно спокойным.

    О чувстве материала

    Я сам — выходец из авиамодельного кружка, сейчас являюсь членом сборной Свердловской области по кордовым гоночным моделям. И я помню, почему пришёл в этот кружок: мне хотелось самому делать себе самолёты, чтобы играть.

    У современных детей слишком много игрушек и гаджетов, чтобы у них появилось подобное желание. Мало того, сейчас компьютерные программы позволяют создать не только виртуальную модель самолёта, но и смоделировать среду (задать параметры ветра и так далее), и прямо на компьютере проверить, как эта модель в данной среде себя ведёт. И лобзиком работать не надо, и на самолёте полетал.

    Но я уверен: только физическая модель, сделанная своими руками, может быть шагом к инженерии. Потому что именно так приходит понимание, как работают с материалами.

    Ребёнок должен понимать, как из какого-то бревна в конце концов получается действующая летающая модель.

    Конструктор «Лего» тоже такого опыта не даёт. Во-первых, на кубиках невозможно изучать такие вещи, как прочность и жёсткость конструкций, невозможно учиться работать с чертежами. Во-вторых, любая модель «Лего» собирается за одно-два занятия. Да, ты можешь ещё писать программу, но физически модель будет готова — и это обманчивая лёгкость, далёкая от работы в реальных условиях.

    Для детей, растущих со смартфоном в руках, технический кружок становится чуть ли не единственным местом, где можно научиться пользоваться молотком.

     

    Школа этому не учит

    Я считаю, что любой технический кружок — это практическое применение теоретических знаний, данных в обычной школе. Не раз наблюдал, как именно здесь, создавая модели, ребята делали открытие: если трапецию «повернуть на бок» — она остаётся трапецией. Или что разделить пополам 491 рубль и 491 миллиметр — это одна и та же математическая операция.

    Школа не учит договариваться и работать в команде. У нас командная работа появляется на соревнованиях. Тут без команды никак, и каждый должен выполнять какие-то функции. Конечно, дети все до единого хотят быть пилотами, и есть такие непопулярные, «черновые» профессии — например, механик в гоночных моделях. Я вот именно механик, и мне чуть-чуть обидно, что к моей «профессии» так относятся. Но это до первых выездных соревнований. Там они видят, что и в других городах дети занимаются такой «черновой» работой, и результат команды зависит от каждого, и им это начинает нравиться.

    А ещё у меня, например, принципиальная позиция: инструментов в классе ограниченное количество. Если хочешь что-то сделать — будь любезен договариваться. Например, есть 5 рубанков, на занятие приходит 15 человек. Если они не умеют договариваться, рубанков им точно не хватит.

    Авиамоделизм и время

    Что мы делали в 1988 году, когда я пришёл в кружок в четвёртом классе, и что мы делаем сейчас — сами модели совершенно не изменились. Изменился технологический подход. Сейчас для черчения используется компьютер, программа «Компас», для изготовления деталей — фрезерные станки с ЧПУ, станки лазерной резки, 3D-принтеры. Современному ребёнку гораздо интереснее делать модель с использованием его любимого гаджета, чем просто орудовать лобзиком.  

    Несмотря на это, первые модели всё равно делаются вручную, чтобы освоить инструмент. И нитками придётся научиться сматывать — без этого никуда.

    Так выглядит полёт кордовой модели самолёта, если на неё установить камеру GoPro (ВНИМАНИЕ! Сделайте звук потише)

    Не думаю, что авиамоделизм в обозримом будущем ждёт упадок: наоборот, люди рвутся в воздух, хотят летать, хотят смотреть с высоты птичьего полёта. Взять развитие тех же дронов. Знаю выходцев из авиамодельных кружков, которые потом успешно занимались аэрофотосъёмкой с беспилотных аппаратов. Авиамодельный спорт тоже не исчезнет, потому что, слышал такую хорошую фразу, инженер рождается там, где есть ограничения. 

    Я вовсе не стремлюсь, чтобы ребята из кружка обязательно шли в авиацию. Но если они найдут себя в технических специальностях (а по наблюдениям, именно так и происходит), буду очень рад.

    Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

    newtonew.com

    Авиамоделирование для детей — кружок авиамоделирования в Москве ☰ Polycent

    На нашем веб-сайте мы используем файлы cookie, которые помогают нам оптимизировать процесс использования сайта его посетителями.

    Мы понимаем под термином «cookie-файлы» информационные элементы, которые направляются Вашему браузеру и сохраняются на Вашем компьютере для того, чтобы отслеживать и хранить информацию о Ваших действиях, связанных с использованием данного веб-сайта.

    Благодаря cookie-файлам мы делаем веб-сайт лучше, так как видим, какие страницы Вы считаете полезными, а какие — нет, а также собираем и сохраняем информацию о Ваших прошлых действиях для персонализации его персонализации.

    Ряд cookie-файлов веб-сайта используется только во время вашего нахождения на нем и удаляется при закрытии браузера. Другие cookie-файлы используются для того, чтобы запомнить, когда Вы возвращаетесь на веб-сайт, и у них более продолжительный срок действия.

    Как используются cookie-файлы на этом веб-сайте:

    отображение истории IP адресов;
    отображение истории опросов;
    отображение истории обращений;
    отображение истории отзывов;
    сохранение авторизации на веб-сайте (нет необходимости каждый раз вводить логин и пароль).

    Также мы используем cookie-файлы третьих сторон:

    Яндекс.Метрика;
    Яндекс.Карты;
    Google Analytics.

    Cookie-файлы, которые мы сохраняем через веб-сайт, не содержат данных, на основании которых можно идентифицировать Вашу личность.

    Информацию об отключении возможности хранения cookie-файлов, а также о процедуре удаления cookie-файлов, можно получить в руководстве к Вашему браузеру.

    Обратите внимание, что при отключении возможности хранения cookie-файлов мы не гарантируем корректную работу нашего веб-сайта в Вашем браузере.

    Мы сохраняем за собой право вносить изменения в уведомление об использовании cookie-файлов, а также в сами cookie-файлы и их количество, в любое время и без какого-либо дополнительного уведомления.

    polycent.ru

    Программа "Авиамоделирование" - внеурочная работа, прочее

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников»

    СОГЛАСОВАНО

    Методическим советом

    МБОУ ДОД СЮТ

    Протокол № 1

    от « 03» сентября 2013 г

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор МБОУ ДОД СЮТ

    ____________Божедомов Г.А.

    « 03» сентября 2013 г

    ПРОГРАММА

    «Авиамоделирование»

    (первого года обучения, на 130 часов)

    возраст обучающихся 11 -16 лет,

    срок реализации 1 год

    Автор - составитель:

    Немкин Константин Васильевич,

    педагог дополнительного образования

    г.ХАНТЫ-МАНСИЙСК,

    2013 г

    Пояснительная записка

      Настоящая программа разработана в соответствии с Законом об образовании, типовым Положением о дополнительном учреждении, Конвенция о правах ребенка, Уставом СЮТ. Программа является модифицированной и спортивно-технической направленности.

    Высокий уровень развития науки и техники в нашей стране, внедрение достижений технического процесса во все отрасли, непрерывно возрастающий объем научной и технической информации - все это требует значительного улучшения подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению техническими знаниями, развития у школьников творческого мышления. В профессиональной ориентации школьников, в выборе каждым учащимся жизненного пути немалую роль может сыграть техническое творчество. Сегодня мальчишка мастерит модель, а завтра он может стать рационализатором и изобретателем. Тяга к технике, к изобретательству пробуждается уже в раннем детстве.
    Главная наша задача своевременно заметить способности и любознательность ребенка, вовремя помочь ему. В детском техническом творчестве мы видим и решение другой важной проблемы - увлечь даже самых «трудных» подростков, приобщить их к полезному делу.
    Конструирование моделей, механизмов, несложных машин, приборов и приспособлений и т.п. способствует возникновению и формированию интереса к технике, развитию рационализаторских и изобретательских способностей, служит одним из важных средств трудового обучения и воспитания школьников. Трудовое воспитание и техническое творчество взаимосвязаны, обусловливают друг друга, являясь двумя сторонами единого процесса подготовки школьников к творческой трудовой деятельности, решают одновременно задачи нравственного и эстетического воспитания.
    Использование полуфабрикатов, новых материалов, специальных приспособлений и некоторых станков позволяет уменьшить в несколько раз время на выполнение трудовых операций, повысить качество работы, приблизить труд к современному высокоразвитому производству и тем самым улучшить педагогическую направленность всей деятельности объединения.
    Организация и занятия любого технического объединения, а, следовательно, и объединения - «Авиамоделизм», отличаются от школы тем, что это занятие любительское добровольное. А любительством можно заниматься всю жизнь, не зависимо от основной профессии. Ребята идут в технические кружки тогда, когда у них пробудился интерес к технике, появилось желание самим, своими руками строить модели. Основная задача объединения - закрепить и развить интерес ребят к технике.
    Авиамоделизм  - это и спортивный азарт, и поиски исследователя, и дорога в большую авиацию. Занятия авиамоделизмом, техническим творчеством имеют огромное значение в раскрытии творческих способностей подростка. Занятия способствуют развитию у учащихся интереса к науке, технике, исследованиям, помогают сознательному выбору будущей профессии. Знания, полученные на занятиях, непосредственно влияют на учебный процесс, способствуют углубленному изучению школьного материала, применению знаний и умений на уроках.

    Цель программы:

    • Воспитание у школьников интереса и любви к технике и труду, развитие творческих способностей и формирование конструкторских умений и навыков. 

    • Обучение учащихся основам конструирования моделей и ознакомление их с принципами моделирования.

    • Развитие творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей.

    Программа основана на интеграции теоретического обучения с процессом практической исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся и технико-технологического конструирования.

    Задачи программы:

    Образовательные:

    1. Знать основы и основные пути развития и прогрессивного значения авиации

    2. Познакомить учащихся с различными техническими устройствами

    3. Научить разрабатывать и выполнять несложные технические устройства

    4. Уметь выполнять технические расчеты и работать с технической литературой.

    Развивающие:

    1. Развить творческие способности

    2.  Формировать конструкторские умения и навыки

    3. Закрепить интерес к занятиям авиамоделизмом

    Воспитательные:

    1. Развить активную и всесторонне – развитую личность

    2. Подготовить к труду и сознательному выбору профессии

    3. Занятость подростков и подготовка к службе в армии.

            Наряду с обучением детей элементарным навыкам технического творчества, в программе стоит задача развития его познавательных интересов. Но мышление ребенка не может сформироваться спонтанно, без целенаправленного внешнего воздействия. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания, организовать занятия по активизации мыслительных процессов и формированию элементарных конструкторских умений и навыков максимально эффективными для того, чтобы обеспечить ребенку максимально доступный объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.

    Ожидаемые результаты

    Результатом работы учащихся в кружке « Авиамодельный» можно считать:

    Учащиеся будут знать:

    1. Основные типы авиамоделей,

    2. Различия между выполнением стендовых и действующих моделей.

    3. Основные элементы простейших конструкций моделей.

    4. Терминологию моделизма.

    5. Основы макетирования.

    6. Виды материалов, применяемые в моделировании.

    7. Технику безопасности при работе с инструментами.

    8. Правила проведения соревнований по модельному спорту.

    Учащиеся будут уметь:

    1. Изготавливать разные виды простых моделей из бумаги.

    2. Изготавливать планеры с резиномоторным двигателем.

    3. Изготавливать кордовые модели.

    4. Регулировать модели.

    5. Проводить соревнования.

    Настоящая программа предполагает обучение учащихся с 4 по 9 классы. Программа рассчитана на 130 часов, (4 часа в неделю – по 2 занятия). Для разработки занятий учитываются психологические особенности каждой возрастной группы. Оптимальное количество детей в объединении для успешного освоения программы 6 - 8 человек.

    Календарно-тематический план 1-го года обучения

    Дата

    Раздел

    Теоретическая часть

    Кол-во

    часов

    Практическая часть

    Кол-во

    часов

    Всего

    часов

    1.Вводное

    занятие

    Цель и задачи объединения.

    Основы техники безопасности труда.

    30 мин.

    Изготовление бумажной летающей модели «Планер».

    1,30 мин.

    2

    2. Основные понятия теории полётов

    1.Воздух и его основные свойства.


    2.Атмосфера.


    3.Подъемная сила.


    4.Лобовое сопротивление.


    5.Крыло и его характеристики.


    6.Центр тяжести, устойчивость в полете.

    2

    Изготовление бумажной летающей модели:

    1.Модель «Коршун»

    2.Модель самолёта «Скат»

    3.Модель самолёта «Шаттл»

    4.Модель самолёта «Канары»

    5 Модель самолёта «Дельта»

    6.Соревнования с бумажными моделями.

    10

    12

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    3. Воздушные змеи и их модели

    1.Из истории воздушных змеев.

    2.Типы воздушных змеев.

    3.Воздушный змей, как летающий аппарат.


    4.Аэродинамические силы, которые действуют на воздушного змея в полете.

    5.Правила безопасной работы.

    6.Загадки

    7. Правила запуска воздушного змея.

    8.Коробчатый змей – один из видов.

    9.Виды материалов и их обработка.

    10.Правила безопасной работы.

    11.Кроссворд «Летающие аппараты».

    12.Аэродинамические силы.

    13.Правила ТБ при запуске коробчатого змея.

    2

    Изготовление плоского воздушного змея

    1.Черчение эскиза воздушного змея с нанесением точных размеров.

    2. Нарезание реек согласно размерам в эскизе.

    1. Обработка реек наждачной бумагой.

    2. 3.Пропилы с торцов реек.

    3. Отметить места пересечения реек. Закрепить места пересечения реек ниткой.

    4. Зафиксировать нитку, промазав ее клеем ПВА.

    5. 4.Обтянуть каркас змея ниткой, леской, протягивая ее через пропилы с торцов реек. Зафиксировать нитку, леску с торцов реек, промазав их клеем ПВА.

    6. 5.Расположение каркаса змея на ткани, пленке, бумаге и разметка контура змея с припуском в 2 сантиметра.

    6.Обтяжка каркаса змея обшивкой, закрепление хвоста.

    7.Запуск воздушного змея.

    Изготовление коробчатого воздушного змея

    1.Расчёт коробчатого змея.

    2.Подготовка и обработка материалов.

    3.Изготовление коробчатого змея.

    4.Сборка и обтяжка коробчатого змея.

    5. Регулировка и запуск коробчатого змея.

    24

    26

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    4

    2

    2

    1. Планеры и их модели

    1.Беседа «Планирующий полет».

    2.Правила обработки материалов.


    3.Конструкции современных планеров.

    4.Планеризм.

    5.Дельтаплан, разновидность планера

    6.Правила безопасной работы: с клеем, с колющими инструментами.

    7.Способы запуска планеров.

    8.Правила запуска модели.

    2

    Изготовление схематических моделей планеров.

    1.Чертёж модели планера.

    2.Подготовка материалов.

    3. Изготовление фюзеляжа.

    4.Изготовление киля.

    5.Изготовление стабилизатора

    6. Изготовление крыла:
    - изготовление центроплана крыла;
    - изготовление " Ушек " крыла;
    - изготовление пилона крыла.

    7.Регулировка и запуск моделей планеров.

    8.Соревнования с изготовленными моделями.

    16

    18

    2

    2

    2

    2

    2

    4

    2

    2

    1. Вертолеты и их модели

    1.Простейшая модель вертолёта «муха».

    2.История возникновения вертолётов.

    3.Использование вертолетов.

    4.Резиномоторный двигатель.

    5.Викторина «Вертолёты».

    6.Беседа «Авиация».

    7.Правила безопасной работы.

    1

    Изготовление простейшей моделей вертолета «Муха»

    1.Подборка и обработка материалов, разметка по шаблону сторон детали.

    2. Срезка и обработка укосов. Обработка винта и кромки.

    3.Отвешивание винта, армирование кончиков лопастей, вклеивание пусковой палочки. Запуск.

    Изготовление вертолёта с резиномотором:

    1.Изготовление фюзеляжа, который состоит из двух вертикальных реек, двух бобышек и крылышек.

    2.Изготовление крылышек вертолета и их обтяжка.

    3.Изготовление воздушного винта.

    4.Изготовление резиномотора. Запуск.

    13

    14

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    1. Самолеты и их модели

    1.Первые испытания и способы изготовления самолетов.

    2.Гражданские и военные самолеты.

    3.Основные элементы конструкции самолетов.

    4.Работа воздушного винта.

    5.Реактивные самолеты.

    6. Правила безопасной работы.

    7. Ведущие авиаконструкторы страны.


    2

    Изготовление схематической резиномоторной модели самолета.

    1.Выполнение чертежей основных деталей модели в натуральную величину.

    2.Изготовление крыла и нервюр.

    3.Изготовление кромок стабилизатора, крючка для резиномотора.

    4.Изготовление шасси, винта.

    5. Сборка модели:

    -крепление к силовой рейке хвостового оперения, винта с подшипником, шасси, подвешивание резиномотора;

    - нахождение ЦТ модели;

    -установка крыла и его закрепление.

    6.Регулировочные запуски, соревнования.

    12

    14

    2

    2

    2

    2

    4

    2

    1. Стендовые и коллекционные модели самолётов

    1.Стендовый авиамоделизм, как один из видов технического творчества.

    2.Особенности покраски стендовых моделей.

    3.Международные требования до масштабов стендовых моделей.

    4.Коллекционные стендовые модели.

    5.Секреты технологии сборки стендовых самолётов.

    6.Правила безопасной работы.

    7.Беседа «Самолёты».

    8. Кроссворд «Авиация».

    2

    Изготовление стендовых самолётов:

    1.Сборка самолёта марки «Як-9д»

    2.Покраска самолёта марки «Як-9д»

    3.Сборка самолёта марки «Ан-2»

    4.Покраска самолёта марки «Ан-2»

    5.Сборка самолёта марки «И-270»

    6.Покраска самолёта марки «И-270»

    7.Сборка самолёта Ф – 15

    8.Покраска самолёта Ф - 15

    22

    24

    4

    2

    4

    2

    4

    2

    4

    2

    1. Изготовление стендовых вертолётов

    1.Беседа «Полёт на вертолёте»

    2.Коллекционные стендовые вертолёты

    3.Международные требования до масштабов стендовых моделей.

    4.Особенности покраски стендовых моделей.

    5.Правила ТБ

    5.Секреты технологии сборки стендовых вертолётов.

    7.Кроссворд «Вертолёты»

    8.Виды покрытия стендовых вертолётов.

    2

    Изготовление стендовых вертолётов:

    1.Сборка вертолёта «Ми – 8»

    2.Покраска вертолёта «Ми – 8»

    3.Сборка вертолета «Ночной охотник»

    4.Покраска вертолёта «Ночной охотник»

    5.Сборка вертолёта

    «Ми – 26»

    6.Покраска вертолёта

    «Ми – 26»


    14

    16

    2

    2

    4

    2

    4

    2

    1. Заключительное занятие

    1.Правила ТБ

    2.Подведение итогов работы объединения.

    1

    Показательные запуски.

    Выставка моделей, изготовленных за год.

    3

    4

    2

    2

    14,30

    115,30

    130

    Тематический план 1-го года обучения

    Темы

    Теория

    Практика

    Всего

    1

    Вводное занятие

    30 мин.

    1, 30 мин.

    2

    2

    Основные понятия теории полётов

    2

    10

    12

    3

    Воздушные змеи и их модели

    2

    24

    26

    4

    Планеры и их модели

    2

    16

    18

    5

    Вертолёты и их модели

    1

    13

    14

    6

    Самолёты и их модели

    2

    12

    14

    7

    Стендовые и коллекционные модели самолётов

    2

    22

    24

    8

    Изготовление стендовых вертолётов

    2

    14

    16

    9

    Заключительное занятие

    1

    3

    4

    Всего:

    14,30

    115,30

    130

    Тема 1: Вводное занятие – 2 часа

    Теоретическая часть

    Цель и задачи объединения.

    Основы техники безопасности труда.

    Практическая работа

    Изготовление бумажной летающей модели «Планер».

    Тема 2: Основные понятия теории полётов – 12 часов

    Теоретическая часть

    1.Воздух и его основные свойства.
    2.Атмосфера.
    3.Подъемная сила.
    4.Лобовое сопротивление.
    5.Крыло и его характеристики.
    6.Центр тяжести, устойчивость в полете.

    Практическая работа

    Изготовление бумажной летающей модели:

    1.Модель «Коршун»

    2.Модель самолёта «Скат»

    3.Модель самолёта «Шаттл»

    4.Модель самолёта «Канары»

    5 Модель самолёта «Дельта»

    6.Соревнования с бумажными моделями.

    Тема 3: Воздушные змеи и их модели – 26 часов

    Теоретическая часть

    1.Из истории воздушных змеев.

    2.Типы воздушных змеев.

    3.Воздушный змей, как летающий аппарат.
    4.Аэродинамические силы, которые действуют на воздушного змея в полете.

    5.Правила безопасной работы.

    6.Загадки

    7. Правила запуска воздушного змея.

    8.Коробчатый змей – один из видов.

    9.Виды материалов и их обработка.

    10.Правила безопасной работы.

    11.Кроссворд «Летающие аппараты».

    12.Аэродинамические силы.

    13.Правила ТБ при запуске коробчатого змея.

    Практическая работа

    Изготовление плоского воздушного змея

    1.Черчение эскиза воздушного змея с нанесением точных размеров.

    2. Нарезание реек согласно размерам в эскизе.

    Обработка реек наждачной бумагой.

    3.Пропилы с торцов реек.

    Отметить места пересечения реек. Закрепить места пересечения реек ниткой.

    Зафиксировать нитку, промазав ее клеем ПВА.

    4.Обтянуть каркас змея ниткой, леской, протягивая ее через пропилы с торцов реек. Зафиксировать нитку, леску с торцов реек, промазав их клеем ПВА.

    5.Расположение каркаса змея на ткани, пленке, бумаге и разметка контура змея с припуском в 2 сантиметра.

    6.Обтяжка каркаса змея обшивкой, закрепление хвоста.

    7.Запуск воздушного змея.

    Изготовление коробчатого воздушного змея

    1.Расчёт коробчатого змея.

    2.Подготовка и обработка материалов.

    3.Изготовление коробчатого змея.

    4.Сборка и обтяжка коробчатого змея.

    5. Регулировка и запуск коробчатого змея.

    Тема 4: Планеры и из модели – 18 часов

    Теоретическая часть

    1.Беседа «Планирующий полет».

    2.Правила обработки материалов.
    3.Конструкции современных планеров.
    4.Планеризм.
    5.Дельтаплан, разновидность планера

    6.Правила безопасной работы: с клеем, с колющими инструментами.
    7.Способы запуска планеров.

    8.Правила запуска модели.

    Практическая работа

    Изготовление схематических моделей планеров.

    1.Чертёж модели планера.

    2.Подготовка материалов.

    3. Изготовление фюзеляжа.

    4.Изготовление киля.

    5.Изготовление стабилизатора

    6. Изготовление крыла:
    - изготовление центроплана крыла;
    - изготовление " Ушек " крыла;
    - изготовление пилона крыла.

    7.Регулировка и запуск моделей планеров.

    8.Соревнования с изготовленными моделями.

    Тема 5: Вертолёты и их модели – 14 часов

    Теоретическая часть

    1.Простейшая модель вертолёта «муха».

    2.История возникновения вертолётов.

    3.Использование вертолетов.

    4.Резиномоторный двигатель.

    5.Викторина «Вертолёты».

    6.Беседа «Авиация».

    7.Правила безопасной работы.

    Практическая работа

    Изготовление простейшей моделей вертолета «Муха»

    1.Подборка и обработка материалов, разметка по шаблону сторон детали.

    2. Срезка и обработка укосов. Обработка винта и кромки.

    3.Отвешивание винта, армирование кончиков лопастей, вклеивание пусковой палочки. Запуск.

    Изготовление вертолёта с резиномотором:

    1.Изготовление фюзеляжа, который состоит из двух вертикальных реек, двух бобышек и крылышек.

    2.Изготовление крылышек вертолета и их обтяжка.

    3.Изготовление воздушного винта.

    4.Изготовление резиномотора. Запуск.

    Тема 6: Самолёты и их модели – 14 часов

    Теоретическая часть

    1.Первые испытания и способы изготовления самолетов.

    2.Гражданские и военные самолеты.

    3.Основные элементы конструкции самолетов.

    4.Работа воздушного винта.

    5.Реактивные самолеты.

    6. Правила безопасной работы.

    7. Ведущие авиаконструкторы страны.

    Практическая работа

    Изготовление схематической резиномоторной модели самолета.

    1.Выполнение чертежей основных деталей модели в натуральную величину.

    2.Изготовление крыла и нервюр.

    3.Изготовление кромок стабилизатора, крючка для резиномотора.

    4.Изготовление шасси, винта.

    5. Сборка модели:

    -крепление к силовой рейке хвостового оперения, винта с подшипником, шасси, подвешивание резиномотора;

    - нахождение ЦТ модели;

    -установка крыла и его закрепление.

    6.Регулировочные запуски, соревнования.

    Тема 7: Стендовые и коллекционные модели самолётов – 24 часов

    Теоретическая часть

    1.Стендовый авиамоделизм, как один из видов технического творчества.

    2.Особенности покраски стендовых моделей.

    3.Международные требования до масштабов стендовых моделей.

    4.Коллекционные стендовые модели.

    5.Секреты технологии сборки стендовых самолётов.

    6.Правила безопасной работы.

    7.Беседа «Самолёты».

    8. Кроссворд «Авиация».

    Практическая работа

    Изготовление стендовых самолётов:

    1.Сборка самолёта марки «Як-9д»

    2.Покраска самолёта марки «Як-9д»

    3.Сборка самолёта марки «Ан-2»

    4.Покраска самолёта марки «Ан-2»

    5.Сборка самолёта марки «И-270»

    6.Покраска самолёта марки «И-270

    7.Сборка самолёта «Ф – 15»

    8.Покраска самолёта «Ф – 15»

    Тема 8: Изготовление стендовых вертолётов – 16 часов

    Теоретическая часть

    1.Беседа «Полёт на вертолёте»

    2.Коллекционные стендовые вертолёты

    3.Международные требования до масштабов стендовых моделей.

    4.Особенности покраски стендовых моделей.

    5.Правила ТБ

    5.Секреты технологии сборки стендовых вертолётов.

    7.Кроссворд «Вертолёты»

    8.Виды покрытия стендовых вертолётов.

    Практическая работа

    Изготовление стендовых вертолётов:

    1.Сборка вертолёта «Ми – 8»

    2.Покраска вертолёта «Ми – 8»

    3.Сборка вертолета «Ночной охотник»

    4.Покраска вертолёта «Ночной охотник»

    5.Сборка вертолёта

    «Ми – 26»

    6.Покраска вертолёта

    «Ми – 26»

    Тема 9: Заключительное занятие – 4 часа

    Теоретическая часть

    1.Правила техники безопасности.

    2.Подведение итогов работы кружка.

    Практическая работа

    1.Показательные запуски.

    2.Выставка моделей, изготовленных за год.

    Материально – техническое оснащение.

    1. Станки –

      • комбинированный по дереву,

      • сверлильный,

      • заточной,

      • токарно-винторезный,

      • электролобзик,

      • шлифмашинка,

      • воздушный компрессор.

    1. Инструмент-

    - плоскогубцы, - напильники,

    - пассатижи, - стальная щетка,

    - круглогубцы, - сверла,

    - отвертки, - резьбонарезной инструмент,

    - молоток, - рубанок,

    - ножовка по металлу, - ручная дрель,

    - киянка, - линейки,

    - ножовка по дереву, - штангенциркуль,

    - стамески, - микрометр,

    - весы с разновесами, - угольник,

    - тестер, - эл. паяльник,

    - ножи

    1. Материалы –

    - древесина, - фанера,

    - стеклоткань, - микалентная бумага,

    - лавсан, - резина,

    - картон, - листовые металлы,

    - нитки, - проволока,

    - клей, - олово,

    - нитрокраска, - крепеж,

    - нитролак , - углеволокно.

    1. Дополнительное оборудование –

      • ракетные двигатели,

      • зарядное устройство,

      • аккумуляторы.

    Обеспечение программного материала.

    1. Технические средства обучения

      • телевизор,

      • компьютер,

      • магнитофон.

      1. Учебно- наглядные пособия

        • учебные плакаты,

        • информационный стенд,

        • наглядные пособия,

        • схемы, чертежи.

        Литература для педагога и детей

        1. Антонов А.П., Муравьев Е.М. Обработка конструкционных материалов Москва, Просвещение, 1982

        1. Гоевский О.К. Авиамоделирование. М.:ДОСААФ, 1990

        2. Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России -М.: Машиностроение, 1989

        3. Ермаков А.М. простейшие авиамодели -М.: Просвещение, 1984

        4. Рожков В.С. Авиамодельный кружок -Просвещение, 1986

        5. Лагутин О.В. Самолёт на столе -М.:ДОСААФД988

        6. Вилле Р.И. Постройка летающих моделей-копий -М.:ДСААФ, 1986

        7. Павлов А.П. Твоя первая модель -М.:ДСААФ, 1979

        8. Калина Иржи Двигатель для спортивного моделизма -М.:ДСААФ, 1988

        9. В.А. Заворотов. От идеи до модели - М.: «Просвещение», 1988

        Журналы

          • «Авиация и космонавтика»,

          • «Авиационно-космический курьер»,

          • «Моделист- конструктор»,

          • «Ключ на старт»,

          • «Крылья Родины»,

          • «Юный техник».

          kopilkaurokov.ru

          Где найти в Москве кружки по авиамоделированию для детей?

          Ответ

          Уважаемая Татьяна Валерьевна! В Москве достаточно учреждений, занимающиеся детским и юношеским техническим творчеством. Вот ссылка на их перечень:
          В списке организаций про некоторые сказано непосредственно,что они занимаются авиамоделированием,про некоторые только указаны координаты.Предлагаю обзвонить те,которые территориально для Вас ближе.
          На всякий случай,если ссылка не откроется,вот те из них,которые заняты непосредственно авиамоделированием:
          1.Центр доп. образования детей
          www.goucdod.narod.ru
          4nttm.ru/cdod
          Байкальская ул., д.28, корп.3. (495) 466-71-88
          анимация и программирование, комп. графика, дизайн, авто- и авиамоделирование
          2. “Источник” Центр доп. образования
          Осенний б-р, 16, к.5. (495) 412-57-16
          спортивное авиамоделирование и легоконструирование
          3.“Бабушкинский” Центр детского творчества
          babushkinsky.msk.ru
          4nttm.ru/babushkinsky-nttm
          Осташковская ул., д.7, кор.6
          (495) 185-00-60, 185-49-69, 185-49-80
          компьютерная грамотность, радиотехника, техническое и авиамоделирование
          4.“Вертикаль” Клуб юного техника
          Бориса Галушкина д.25 (495) 686-88-44
          авиамоделирование
          5.“Радуга-Свиблово” Центр творческого развития
          Берингов пр., 3. (499) 186-81-83
          авиамоделирование
          6.“Святогор” Досугово-спортивный центр
          ул. Вересковая, д.5 (495) 189-05-69
          авиамоделирование
          7.Детское общественное объединение любителей авиамоделирования (ДООЛА)
          Поклонная, д. 16 (499) 148 55 15
          8.“Красный Октябрь” клуб юных техников
          Б. Набережная, д. 25/1 (495) 491-2300
          авиамоделирование
          9.“Неоткрытые острова” Дворец творчества детей и молодежи
          www.dt-ostrova.ru
          4nttm.ru/ostrova
          Остров Свободы
          Свободы ул., д. 65, корп. 1.
          (495) 497-2000 факс 492-9709
          судо- и авиамоделирование , экономическое моделирование, комп. дизайн.
          10. “Тушино” Центр детского творчества
          В. Лациса ул., 23, корп. 3. (495) 494-05-64
          авиамоделирование , радиокружок
          11. “РАТЕЛ” Радиолюбительский центр творчества и досуга
          Хитровский пер., 3/1, строен. 1
          (495) 917-25-86
          радиотехника, звук, конструирование, авиамоделирование
          12. “Россия Молодая” Детско-юношеский центр
          ducrm.ru
          Мира пр., 43. (495) 681-03-65
          информатика, мастерская изготовления электрогитар, авиамоделирование
          13. Северное Чертаново ДК
          www.dkcherta.ru
          4nttm.ru/avia-dkcherta
          Чертаново Северное м/р-н, 5Г (495) 319-70-31
          авиамоделирование
          14.“Марьино” ДТДМ
          mgdmar.ru
          4nttm.ru/marjino
          Подольская ул., 5. (495) 357-00-91
          алгоритмика, программирование, web-дизайн и основы интернет, комп. графика и анимация
          филиал №1
          Батайский пр., 1. (495) 357-53-51
          судо-, авто- и авиамоделирование
          15.Клуб технического творчества при центре “Надежда”
          www.coir.ru
          Перерва ул., 56/2. (499) 409 - 72 - 47
          авиамоделирование
          16.Станция юных техников ЮВАО
          Юных Ленинцев ул., 79, кор.2
          (495) 172-28-97
          техническое, авиамоделирование , радио-, электроконструирование, компьютеры.
          17.ДЮЦ "Орлёнок"
          Зеленоград, 3-й микрорайон, корпус 359(499) 734-32-31, (499) 734-32-3
          Легоконструирование, велотуризм, авиамоделирование , техническое моделирование

          Автор

          Рейтинг ответа

          ★★★★★★★★★★

          www.moscow-faq.ru

          Авиамодельный кружок - дидактический материал

          ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

          ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ В КРУЖЕ
          «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ

          МОДЕЛИРОВАНИЕ»

          (Авиамодельный кружок)

          Методические рекомендации

          Методические рекомендации адресованы учителям начальных классов и руководителям кружков технического творчества.

          Материал подобран в соответствии с типовой программой трудового обучения учащихся 1-4 классов. Изделия расположены в порядке усложнения. Содержание материала предполагает формирование у младших школьников опыта творческой деятельности в области самолетостроения.

          Автор: И.И. Данчук

          В настоящее время более остро ставится задача по подготовке не простых исполнительных рабочих, техников, инженеров, а творчески думающих, действующих людей. В связи с этим развитие технического творчества выдвигается на передний план общей подготовки учащихся.

          Основная задача данного дидактического материала – это формирование опыта творческой деятельности по моделированию и конструированию в области самолетостроения. От изделия к изделию возрастает сложность технологии изготовления отдельных деталей и моделей в целом. В работе приводятся примеры постановки творческих задач перед учащимися, даны три примерных плана занятий кружка. Для изготовления моделей используются материалы, доступные для работы младших школьников: бруски, рейки, тонкая фанера, бумага, проволока, пенопласт, жесть и т.д.

          Предварительную проверку данная работа получила на занятиях в кружке «Начальное техническое моделирование» в школе № 23 города Москвы.

          На вводном занятии кружка очень важно сразу заинтересовать детей. Поэтому на ряду с интересным рассказом (беседой), необходимо на первом занятии с учащимися изготовить несложную интересную модель. И очень важно, чтобы эта модель получалась у всех, и главное, чтобы эта модель хорошо полетела с первого запуска. На наш взгляд всем этим требованиям отвечают две модели – это «Пчелка» (рис.1) и простейший вертолет (рис. 2)

          «Пчелка» (рис. 1)

           

          На заготовке из тонкой бумаги размером 80x70 мм разметить крылья 1 и прорезать их. Свернуть заготовку в цилиндр и склеить. Крылья 1 отогнуть. К передней части прилепить кусочек пластилина 2. Разукрасить корпус модели по своему усмотрению.

          Регулируется «Пчелка», как обычный планер: если кабрирует, т.е. задирает нос, прибавить кусочек пластилина, если пикирует – убавить.

          Простейший вертолет (рис. 2)

           

          Винт 1 вырезается из тонкой бумаги. Фюзеляж – спичка 3 расщепляется, и вставляется винт 1. Для прочности место соединения промазать клеем. Груз 4 – это кусочек пластилина. Лопасти 2 отгибаются, и модель готова к запуску. Модель запускать с высоты /из окна, балкона/, Если модель попадет в сильный восходящий поток, то она может двигаться вверх.

           

          Для второго занятия предлагается простая, но интересная модель самолета. Работа над этим самолетом позволит выявить уровни общей подготовки учащихся и уровни творческой активности.

          Самолет «Ту-144» (рис. 3)

           

          Для изготовления самолета /рис. 3, б/ нужно взять лист ватмана размером 100x150 мм. Сложить лист пополам и произвести разметку согласно чертежу (рис, 3, а).

           

          Выполнить надрезы для получения элеронов 4. По штрих-пунктирным линиям отогнуть крылья 3. Кабина 2 (она не груз для центровки) образуется из усов 5. Один ус необходимо сложить гармошкой, а второй смазать клеем и обмотать вокруг гармошки. Фюзеляж 1 между крыльями 3 можно склеить. Регулировать полет нужно элеронами 4.

           

          Перед учениками можно поставить творческие задачи на доконструирование этого самолета. Одной из таких задач может быть задача на доконструирование киля (хвоста) самолёта. На рис. 3 предложены варианты решения этой задачи. В первом случае (рис. 3, в) киль изготовили дополнительно и вклеили в готовый самолет. Во втором варианте (рис. 3, г) берется вся заготовка на 10 мм длиннее.

           

          Вторую творческую конструкторскую задачу можно поставить на изменение конфигурации крыла. Один из вариантов показан на рис. 3, в.

          Самолет (рис. 4)

           

          Для модели нужно взять лист плотной бумаги размером 260x115 мм. Сложить лист пополам, произвести разметку или обвести трафарет. Ножницами вырезать заготовку по контуру.

          По штрих-пунктирным линиям отогнуть крылья 1 и закрылки 2.

          Для центровки на носу самолета укрепить большую скрепку или несколько маленьких. У самолета должен быть легкий планирующий полет.

          Самолёт «Длинноносик» (рис. 5)

           

          Этот самолет капризен в полете, поэтому его нужно точно выполнять по чертежу. По штрих-пунктирным линиям отогнуть горизонтальные рули 2 и закрылки 3. Для прочности часть фюзеляжа 1 можно склеить. Самолет с высоты поднятой руки может красиво планировать 10-12 м.

          Планер со сменными крыльями (рис. 6)

           

          У планера один общий фюзеляж 1 – пустой стержень от шариковой ручки. Полоску газетной бумаги обернуть вокруг стержня, промазывая клеем. Получится бумажная трубочка 3, которая должна передвигаться по фюзеляжу 1, но не очень свободно. К трубочке приклеить вырезанное из ватмана крыло 2. Сделать еще одну трубочку 4 поменьше и приклеить к ней стабилизатор 5 и киль 6. Когда клей просохнет, запустить модель. Если она задирает нос, передвинуть крыло ближе к хвостовому оперению, а если круто пикирует, – ближе к носу.

          Трубочек можно заготовить заранее много. Изготовить крылья и хвостовые оперения различной конфигурации (рис. 6, б, в, г). В результате получится планер со сменными крыльями.

          Истребитель (рис. 7, 8)

           

          Эта кордовая модель хорошо летает и может даже выполнять фигуры «высшего пилотажа». Все детали самолета размещаются на листе ватмана размером 300x210 мм (рис. 7, б).

          Чтобы сделать конусообразный фюзеляж 1, нужно свернуть заготовку 1 в конус. Квадрат 150x150 мм послужит заготовкой для двух крыльев 2. Для этого разрезать заготовку по диагонали на две части, каждую заготовку перегнуть пополам (рис. 8, а), разметить (рис. 8, б), отогнуть лепестки 6 крепления к фюзеляжу, склеить кромки и отогнуть закрылки 7 (рис. 8,в). К готовым крыльям 2 приклеить элероны 5 (рис. 8, г). Из заготовок 3 и 4 выполнить киль 3 (рис. 8, д) и шасси 4 (рис. 8, е). Приступить к сборке самолета. Разделить основание конуса фюзеляжа 1 на четыре равных части. Приклеить по разметке крылья 2 киль 3 и шасси 4. Носовую часть истребителя укрепить конусом из цветной бумаги.

          Чтобы имитировать пламя ракетного двигателя, нарезать шесть полосок из красной тонкой бумаги размером 150x3 мм, связать их с одного конца ниткой, пропустить внутри корпуса модели и закрепить в носовой части.

          Правильно сделанная модель плавно планирует, если ее запускать рукой

          Для изготовления кордовой модели привязать к передней кромке крыла на расстоянии 25-30 мм от фюзеляжа нитку длиной 1,5-3 м. Раскрутить самолет за нитку, отрегулировать элеронами его полет.

          С двумя истребителями можно устроить воздушный бой.

          Биплан (рис. 9)

           

          Модель обладает хорошими летными качествами, даже если она будет выполнена не по размерам. Поэтому изготовление этой модели предлагается учащимся в виде творческой задачи, где они должны сами выбрать свою конфигурацию деталей. На рис. 9 приведен пример, однако как было сказано выше, вариантов модели может быть много.

          Общие требования к модели – это материал ватман или тонкий картон размером 280x210 мм, на нос крепится груз.

          Детали: 1 – крыло; 2 – два киля; 3 – стабилизатор; 4 – шасси.

          Модель не терпит резкого запуска, биплан плавно опускается по пологой траектории. Изменив углы наклона закрылков, можно заставить модель делать виражи.

          Истребитель-перехватчик (рис. 10, 11)

           

          Детали самолета: 1 – обтекатель; 2 и 4 – детали фюзеляжа; 3 – Фонарь; 5 – крыло; 6 – кили; 7 – стабилизатор; 8 – гребни; 9 – турбины.

          У детали 4 (рис. 11) линии сгибов проведены лишь на 2(3 длины заготовки: кормовая часть фюзеляжа должна быть овальной. Заготовку обтекателя 1 свернуть в конус. Чтобы обтекатель лучше приклеился к фюзеляжу, на детали 2 нужно сделать прорези. При изготовлении фонаря 3, чтобы он лучше получился, нужно заготовку накатать на карандаш. Более красивый фонарь можно сделать из пенопласта.

          Собирается модель в такой последовательности. Сначала склеиваются обтекатель 1 и передняя часть 2 фюзеляжа. Собранный узел вклеивается в деталь 4. Затем в фюзеляж вставляются на клею турбины 9, приклеиваются крылья 5, кили 6, стабилизаторы 7, гребни 8. В последнюю очередь устанавливается фонарь 3.

           

          Центровка готовой модели производится разными способами. Один из них – это с помощью клея, лучше эпоксидного. Клей наносится ЕЕ деталь 1 в несколько слоев. Засохшая корка клея предохранит модель от повреждений при столкновении с препятствиями.

          Модель истребителя можно оснастить пилонами и шасси.

          Ракетоплан (рис. 12)

           

          Квадрат ватмана со стороной 100 мм (рис. 12, а) сложить так, чтобы получилась крестообразная заготовка (рис. 12, б). Получившиеся двойные плоскости нужно склеить для прочности.

          Для получения киля 3 и шасси 4 ножницами обрезать плоскости, как показано на рис. 12, г. Вырезать крылья 1 (рис. 12, в).

          На крыльях выполнить элероны. Варианты выполнения элеронов приводились выше (см. рис. 3, 5, 8, 9). Для получения закрылков 2 концы крыльев отогнуть по штрих-пунктирным линиям.

          Для центровки самолета нужен СОСНОВЫЙ брусочек 5 размером 15x8x4 мм. Один его конец заострить, и привязать к нему ниткой крючок 6 из стальной проволоки диаметром I мм. Нитку предварительно смазать клеем. На другом конце сделать крестообразный надрез. В этот надрез вставить носовую часть бумажной заготовки (рис. 12, д), также предварительно смазанную клеем. Самолет запускать с катапульты, он взлетает метров на десять, а затем планирует.

          Истребитель, взлетающий с катапульты (рис. 13)

           

          Материалы: липовый или сосновый брусок 220x25x25 мм, фанера толщиной 2 мм для крыла 2 и 1 мм для хвостового оперения, проволока, мелкие гвозди, клей, авиамоторная резина.

          Фюзеляж 1 изготовить по чертежу. В задней части фюзеляжа сделать два взаимно перпендикулярных пропила. В горизонтальный пропил вставить на клею стабилизатор 3, а в вертикальный – киль 4.

          Крыло 2 установить з выпиленный в фюзеляже паз на клею и гвоздиках. Из проволоки согнуть пусковой крючок 5 (он же служит амортизатором при посадке (и укрепить его снизу в носовой части фюзеляжа. Модель покрасить.

          Катапульта 6 (рис. 13) – это резиновая нить, сложенная вдвое и прикрепленная к деревянной рукоятке. Сечение нити 4x1 мм, длина 500x600 мм.

          Запускать модель нужно против ветра. Чтобы ока хорошо летала, на ней не должно быть перекосов крыла и хвостового оперения. Если модель задирает нос, нужно вбить спереди 1-2 мелких гвоздика.

          Этапы развития советских ракет-носителей (рис. 14)

           

          1. Двухступенчатая ракета-носитель, выводившая на орбиты первый, второй и третий искусственный спутники.

          2. Ракета-носитель, с помощью которой были запушены первые автоматические станции «Луна». Установленный на двухступенчатой ракете дополнительный блок с ЖРД (жидкостный реактивный двигатель) позволил ей достичь второй космической скорости.

          3. Ракетно-космическая система «Восток» тога имели дополнительный блок с ЖРД, что позволило увеличить вводимый на орбиту груз, и осуществить первый полет человека р космос.

          4. В четырех ступенчатой ракетно-космической системе «Молния», предназначенной для исследования ближайших к Земле планет, вместо дополнительного блока с ЖРД установлены третья и четвертая ступени. С помощью этой ракеты-носителя бы: осуществлен первый запуск межпланетной станции «Венера».

          5. Трехступенчатая ракетно-космическая система, в которой дополнительный блок с ЖРД заменен мощной третьей ступенью. Это позволило запускать ка орбиту двухместный космический корабль «Восток».

          6. Ракетно-космическая система «Союз», предназначена для создания долговременных орбитальных станций и обеспечения сменности экипажей на них.

          Космическая ракета (рис 15, 16)

           

          Разметить и заготовить детали корпуса 2, 3, 5, носовой части 1, четырех больших стабилизаторов 6 и четырех маленьких 4 (рис. 16). Написать на корпусе ракеты слово «Союз» («Пионер», «Восток» и т.д.). Приклеить деталь 1 носовой части к детали корпуса 2 (рис. 15, б/) с помощью надрезов. Вклеить последовательно детали 3, 5 (рис. 15, в, г). Подготовить к склеиванию стабилизаторы 4, б: сложить их пополам, отогнуть боковые стороны квадратов, склеить кромки. С помощью клапанов приклеить стабилизаторы к корпусу в два ряда (рис.15,д).

          Ракеты подобной конструкции можно сделать действующими. Для этого из бумаги изготавливается полая трубка диаметром 25 мм, длиной 260 мм. Трубку вставляют в корпус ракеты до конца и сильно дуют в нее. От потока воздуха модель взлетает.

          Бумажный космодром (рис. 17)

           

          Принцип действия всех моделей одинаков: для запуска используется духовая трубка 1 из картона или плотного ватмана. Модель нужно насадить на трубку и резко дунуть в другой конец – можно просто ртом, но лучше использовать для этого насос «грушу» (насос можно заменить полиэтиленовым пакетом).

          Самая простая модель изображена на рис. 17, а. Склеенный из ватмана самолет 2 устанавливается на ложементы 4 носителя 3, надетого на стартовую трубку 1. Самолет должен быть отрегулирован, он должен при броске рукой плавно планировать.

          Вторая модель (рис, 17, в) – одноступенчатая ракета.

          Пример изготовления дан на рис. 15. Диаметр трубки 1 должен быть на 2-3 мм меньше диаметра корпуса ракеты 4. Прямоугольная платформа 2 и башня обслуживания 3 могут быть выполнены из бумаги или вырезаны из пенопласта.

          Модель космического аппарата многоразового использования изображена на рис. 17, б. Сначала нужно выполнить самолет 1.

          Примеры самолетов давались выше (см. рис. 3, 5, 7, 12), но к ним необходимо добавить упор 2, с помощью которого самолет будет удерживаться на ложементах 3 ракетоносителя 4.

           

          Воздушно-космический самолет 1 нужно подвесить в ложементах 3 на разгонкой ступени 4. Рули 5 отогнуть так, чтобы после старта разгонная ступень начала разворот в горизонтальное положение, неся на себе самолет. В верхней точке траектории разгонная ступень отделится и упадет, а самолет будет плавно планировать.

          Воздушные шары (рис, 18)

           

          Воздушный шар – это простейший "»реактивный двигатель». Используя его можно создать различные модели, примеры показаны на рис. 18.

          Модели из спичек (рис.19, 20)

           

          Для изготовления самолетов нужна тонкая бумага и спички (очищенные от серы). Для регулировки моделей понадобится пластилин.

          Модель (а) выполняется согласно чертежу (рис. 19). В заготовке для крыльев сделать отверстия, в них вставляется спичка (фюзеляж).

          Модель (б) не имеет хвостового оперения, и она очень капризна в запуске. Но хорошо отрегулированная модель плавно планирует (рис. 19).

          У модели (в) слегка отгибаются кверху не только консоли, но и носик крыла. Чтобы вставить киль, нужно распилить спичку сзади (рис. 19).

          Модель (г) будет хорошо летать только после правильной регулировки (рис. 19).

          Модель (а) не нуждается в большом количестве пластилина, сама спичка выступает в качестве груза. Киль вставляется в расщепление спички (рис. 20).

          Модель (б) (рис. 20) напоминает модель биплана (см. рис.9).

          Модель (в) проста в изготовлении и хорошо летает (рис. 20).

          Модель (г) своеобразна по строению и хорошо летает (рис.20).

           

          Все выше приведенные модели просты в изготовлении. Изготовив их, ученик может перейти к изготовлению таких же моделей, но в увеличенном виде. Для этого понадобятся другие материалы и некоторые изменения в конструкции.

          Резиномотор на спичке (рис. 21)

           

          Изготовление резиномотора: спереди и сзади в спичке-фюзеляже сделать небольшие углубления, в них потом встанут передний подшипник винта 1 и задний крючок 2 (рис. 21, б). Подшипник 1 и задний крючок 2 выполнить из мягкой проволоки диаметром 1 мм. Проволоку обмотать ниткой и места соединения промазать клеем БФ-2. Винт 3 (рис. 21, б) выстругать из рейки 45x6x4 мм. Строго по центру винта пропустить ось 4 (рис. 21, а) из проволоки. Конец оси 4 загнуть крючком 5 для резиномотора. Резиномотор 6 (рис. 21, б) сделать из двух ниток, вытянутых из бельевой резинки.

          Для запуска резиномотор закручивать на 100-200 оборотов.

          Этот резиномотор можно ставить на все ранее предложенные модели. Но регулировка этих моделей будет другая.

           

          Примерный план вводного занятия

           

          Тема. Вводное занятие. Изготовление модели «Пчелка» (рис. 1).

          Цель. Заинтересовать школьников работой по моделированию в области самолетостроения. Ознакомить учащихся с организацией рабочего места, правилами внутреннего распорядка и безопасности труда.

          Оснащение занятия. Выставка работ по техническому творчеству. Раздаточный материал: шаблоны модели «Пчелка».

          Материал для работы: Тонкая цветная бумага, клей, пластилин. Инструменты и приспособления ножницы, линейка, карандаш. Содержание. Беседа о развитии самолетостроения, о достижениях советского народа в данной области, (например: Этапы развития советских ракет-носителей, (см. стр. 21, рис. 14). Рассказ о работах кружковцев прошлого учебного года, показ работ. Предварительное планирование работы на новый учебный год. Ознакомление учащихся с организацией рабочего места, правилами внутреннего распорядка и безопасностью труда.

          Практическая работа: при изготовлении модели «Пчелка», внимание детей надо обратить на правильность выполнения надрезов для изготовления крыльев. Если работа производится ножницами, надрезы нужно выполнять предварительно сложив заготовку вдвое так, чтобы разметка крыла разделилась пополам.

          После склеивания необходимо отрегулировать полет модели используя пластилин.

          Подведение итогов занятия. Показ готовых моделей в действии. Коллективное обсуждение моделей по выявлению допущенных ошибок при изготовлении. Обсуждение предложений учащихся по улучшению конструкции.

           

          Примерный план занятия

          (середина учебного года)

           

          Тема. Изготовление самолета «Биплан» (рис. 9).

          Цель. Формирование опыта творческой деятельности: закрепление умения переносить полученные знания на прошлом занятии в знакомую ситуацию.

           

           

          Оснащение занятия. Готовый образец модели биплана.

          Материал для работы: лист ватмана или тонкого картона размером 280x210 мм, клей, цветная бумага, пластилин, канцелярские скрепки.

          Инструменты: ножницы, карандаш, линейка.

          Содержание. Беседа о летательных аппаратах данного типа.

          Практическая работа: чтобы получить два одинаковых киля 2, разметку производить на одной заготовке, затем сложить две заготовки вместе и вырезать. (Данная операции может быть представлена в виде творческой задачи).

          Подведение итогов занятия. Соревнование готовых моделей. Обсуждение всех представленных вариантов бипланов.

           

          Примерный план занятия

          (конец учебного года)

           

          Тема. Изготовление модели с резиномотором (рис. 21).

          Цель. Формирование опыта творческой деятельности: самостоятельное изготовление новой модели.

          Оснащение занятия. Небольшая выставка готовых моделей.

          Материал для работы: бруски, тонкие рейки, проволока, картон, ватман, тонкая цветная бумага, пластилин, мелкие гвозди, нитки, клей.

          Инструменты: кусачки, круглогубцы, набор надфилей, ножовка, маленький рубанок, ножницы, линейка, карандаш.

          Содержание. Беседа о самолетах на резиномоторах, их особенности, общие требования.

          Практическая работа: самостоятельная работа над эскизом. Самостоятельная работа над моделью.

          Подведение итогов занятия (занятий). Демонстрация моделей в действии. Соревнование однотипных моделей. Обсуждение каждой конструкции модели.

           

          www.untehdon.ru

          «Ноосфера» приглашает в кружок «Авиамоделирование»

          12 апр. 2018 г., 15:16

          В эпоху повального увлечения LEGO и робототехникой старые добрые кружки технического творчества хоть и ушли на второй план, но не сдали позиций. Ведь дети есть дети. Они никогда не перестанут мечтать о небе, строить самолётики и соревноваться в искусстве пилотажа. В ЦМИТ «Ноосфера» это понимают, поэтому, не отрываясь от земли, здесь готовы научить летать всех желающих.

          МЕЧТУ НЕ КУПИШЬ
            Современные маркетологи знают о детских желаниях всё и даже больше. Благодаря их стараниям многочисленные магазины предлагают «мечты» на любой вкус и кошелёк, поэтому сейчас не составит труда купить уже готовый радиоуправляемый самолётик.
          Вот только сравнится ли недолгая радость от такой (кстати, недешёвой) игрушки с гордостью за самолёт, сделанный своими руками? Конечно же, нет. Не придётся говорить и о развитии инженерного мышления у ребёнка, который пользуется уже готовым решением.

          ВСТАТЬ НА КРЫЛО
            К так называемой советской классике авиамоделирования относится, например, создание резиномоторных моделей. Пропеллер таких самолётов работает благодаря резинке, которая закрепляется между ним и основанием. Когда предварительно закрученную резинку отпускают, пропеллер вращается. Резиномоторы долго находиться в воздухе не могут, да и полёт для них – дело десятое. Главная цель моделистов – с помощью долгой и кропотливой работы воспроизвести уменьшенные копии оригиналов крылатых машин.

          Авиамодельные кружки в Советском Союзе были кузницей кадров для большой авиации.

            Именно резиномоторные модели собирали на « Авиамоделировании» во фрязинском Доме пионеров, куда в детстве ходил Павел Редин, преподаватель одноимённого кружка в «Ноосфере». Сейчас перед кружковцами он ставит более интересные задачи.
          – То, чем мы сейчас занимаемся с ребятами, не имеет ничего общего с тем, что я делал в детстве, – рассказывает Редин. – К уровню «выпили – раскрась – склей» мы добавили электронику, поэтому теперь ребята решают настоящие инженерные задачи. Есть даже небольшой блок программирования – это настройка пульта управления. А долгожданным финалом становится запуск самолётов на Барских прудах.

          ЧТО ТАКОЕ ПАССАТИЖИ?
            – Тем не менее в кружке мы значительную часть времени уделяем именно ручному труду, – продолжает Редин. – Пилим всё руками, доводим элементы до нужного состояния ножовкой, наждачной бумагой, напильником. По лекалам из пенопласта ребята сами вырезают будущий самолёт, есть моторама для винта, которая, опять же, самостоятельно вырезается из деревянной фанеры. Можно было бы это всё выпиливать и на электрическом лобзике, но я считаю, важно приучить к работе руки. Пока нет этих навыков – никаких электроинструментов. Это главное правило.

          Современные дети отрезаны от ручного инструмента: пассатижи, плоскогубцы, кусачки – для них это одно и то же...


              Сейчас в кружке « Авиамоделирование» занимаются подростки 12–13 лет. Параллельно набирается группа детей младшегошкольного возраста. Этим
          ребятам в «Ноосфере» будут преподавать классическое советское авиамоделирвание, где главной целью является ручная сборка модели самолёта.
          – Сейчас дети отрезаны от ручного инструмента: пассатижи, плоскогубцы, кусачки – для них это одно и то же. Та же история с болтами и шурупами. Дети их не различают, – констатирует преподаватель. – Хотелось бы заложить у подрастающего поколения основу ручного труда. Ну а когда ребёнок подрастёт, то сможет перейти уже в старшую группу, где мы подключаем электронику, и самолёты можно будет оживить.

          В кружок "Авиамоделирование" приглашаются дети с 7 лет. Справки по телефону 8 (916) 823-23-80

          ОТ ЧЕРТЕЖА ДО ЗАПУСКА
            Занятия кружка проходят в «Ноосфере» раз в неделю и длятся два академических часа. На сборку одной модели у ребят уходит несколько месяцев.

            Сначала их знакомят с чертежами, учат правильно накладывать их на материал и вырезать, затем с электронной начинкой. В приёмнике радиоуправления есть каналы передачи сигнала. Ребёнок учится согласовывать определённые действия управления пульта с действиями самолёта: штурвал на себя – руль высоты вниз, штурвал от себя – руль наверх. Таким же образом настраиваются элероны ( руль крена самолёта).

            Модель получается приличного размера – она сравнима с ростом ребёнка. Размах крыльев у самолёта около 80 см, а длина – около метра. Допуском к реальному полёту является виртуальный полёт на симуляторе. Перед запуском пульт подключается к компьютеру, на который установлена специальная программа, имитирующая уличные погодные условия, в том числе ветер. На своём пульте кружковцы могут отработать полёт, чтобы при реальном запуске не уткнуться носом в землю. Ребёнок должен трижды взлететь и посадить самолёт, всё это происходит на большом экране. Успешные попытки награждаются медалью, которая и является допуском к реальному полёту.

          Одна из прямых связей у авиамоделирования с набирающими популярность дронами. 

          НЕ АВИАЦИЕЙ ЕДИНОЙ
            Если во времена Советского Союза авиамодельные кружки были кузницей кадров для большой авиации, то сейчас это скорее хобби, которое поможет детям в будущем освоить широкий круг технических специальностей. Кстати, одна из прямых связей у авиамоделирования с набирающими популярность дронами. В будущем эти беспилотные летательные аппараты смогут выполнять массу полезных функций: мониторить погодные условия и территории, быстро доставлять нужные грузы, вести боевые действия без необходимости включения человеческих единиц и многое другое.

            Уже сейчас многие выходцы из авиамодельных кружков успешно занимаются аэрофотосъёмкой с беспилотных аппаратов.

          Источник: http://infryazino.ru/novosti/obrazovanie/pervym-delom-samolyoty-noosfera-priglashaet-v-kruzhok-aviamodelirovanie

          infryazino.ru

          Делимся опытом. Как открыть кружок авиамоделирования в школе?

          Авиамоделизм не имеет границ. «Заболеть» им можно в любом возрасте, даже будучи «глубоко за тридцать». Валерий Альфредович Мухамедьяров, педагог Кунашакской средней общеобразовательной школы познакомился с авиамоделизмом, когда за плечами осталась половина жизни. Увлёкся так, что при поддержке областного Дома юношеского технического творчества открыл кружок в родном учреждении.

          Говорят, случайностей не бывает. Но иногда простая случайность может зажечь огонёк, который перерастёт в нечто большее, чем просто работа – в дело всей жизни. Как у нашего героя. Будучи простым учителем физкультуры, Валерий Альфредович работал в Кунашакской средней общеобразовательной школе. И так бы остался преподавателем на полторы ставки, если бы не одна встреча…

          В сентябре 2017 года областной Дом юношеского творчества совместно с учебным центром «Компьютеры и образование» запускал новое для себя направление «Авиамодельный кружок в начальной школе». Проект предполагал открытие секций технического моделирования в каждом муниципалитете Челябинской области. Так получилось, что Кунашакский муниципальный район первым принял участие в программе. А сам Валерий Альфредович случайно оказался на публичных слушаниях по этому вопросу, которые проводили специалисты учебного центра «Компьютеры и образование».  

          Эти слушания и определили его судьбу. Будущий авиамоделист «загорелся» новым направлением. Тем более что родная школа стала одним из семи образовательных учреждений, чьи педагоги направлялись в Челябинск на обучение. Здесь, в столице Южного Урала, произошла еще одна судьбоносная встреча. На этот раз с Александром Ивановичем Щуровым, педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории ГБУ ДО «ДЮТТ», кандидатом в мастера по авиамодельному спорту.

          Александр Иванович вел курсы по авиамоделированию. Спокойно и без суеты он рассказывал будущим педагогам о планерах и штурмовиках, посвящал в тонкости самолётостроения и аэродинамики, делился секретами работы с детьми. В родную школу Валерий Мухамедьяров вернулся с готовой программой кружка (которая была затем немного доработана), с новыми идеями и контактами. А вскоре после этого, школа получила стартовые комплекты моделей планеров для организации занятий детей, которые предоставил учебный центр «Компьютеры и образование» в рамках полученного финансирования от Фонда Президентских грантов.

          Прошёл год. В Кунашакской средней общеобразовательной школе, в рамках проекта, работает авиамодельный кружок, где с удовольствием занимаются мальчишки и девчонки. 

          – Пусть не так много, как хотелось бы, – рассказывает Валерий Альфредович. – Но это только начало. Огромное спасибо педагогам ДЮТТ. На протяжении года они всячески меня поддерживали. Консультировали по сборке, по материалам, помогали с организацией и проведением школьных соревнований «Мой первый самолётик».

          Начинающий авиамоделист не останавливается на достигнутом. Популярность кружка растёт, ребята хотят попробовать что-то помимо самолётов и планеров. Для них в этом году Валерий Мухамедьяров открывает новую рекетомодельную группу. Естественно, возникает много вопросов, с которыми педагог обращается не куда-нибудь, а в областной Дом юношеского технического творчества, к Александру Ивановичу Щурову. 

          – Учебное заведение не оставляет выпускников один на один с трудностями, – поясняет Владислав Николаевич Халамов, руководитель областного Дома юношеского технического творчества. – Мы понимаем, насколько сложно открыть кружок в наше время, тем более кружок технической направленности. Поэтому всегда помогаем: где – советом, где – учебными программами, где – материалами. От педагога нужны решимость и большое желание заниматься с детьми!

          В горящих глазах молодого педагога решимости хоть отбавляй. После очередных мастер-классов в ГБУ ДО «ДЮТТ» Валерий Альфредович уехал в родной Кунашак (как бы это ни банально звучало) с новыми знаниями. Ведь если по робототехнике и алгоритмике специалистов, готовых проконсультировать в любой момент, много, то с авиа- и ракетомоделированием… Не то что информации – хороших педагогов днем с огнем не сыщешь! А те, что остались, нарасхват. Ведь благодаря этим энтузиастам, техническое творчество живет и возрождается!

          Более подробную информацию о курсах для педагогов можно посмотреть здесь.


           

          robo74.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о