Бауманка что это – МГТУ им. Н. Э. Баумана

    Содержание

    История

    Начало МГТУ им. Н.Э. Баумана как самостоятельного учебного заведения было положено 5 октября 1826 года, когда вдовствующая императрица Мария Федоровна издала Повеление об учреждении при Московском воспитательном доме в Немецкой слободе «больших мастерских для разных ремесел, со спальнями, со столовою и прочими потребностями» и перемещении туда из Воспитательного дома всех ремесленных воспитанников.

    1 июля 1830 года (по старому стилю) император Николай I утвердил «Положение о Ремесленном учебном заведении». С этой даты и ведет свое летоисчисление первый технический университет России. Целью нового училища было обучение различным ремеслам в сочетании с глубокой теоретической подготовкой. К 1868 году качество обучения в «ремесленном учебном заведении» стало настолько высоким, что оно было реорганизовано в специальное высшее учебное заведение – Императорское московское техническое училище (ИМТУ).

    Главной целью ИМТУ стало «образовывать механиков-строителей, инженеров-механиков, и инженеров-технологов». ИМТУ достигло выдающихся успехов в технологических науках, в химической, пищевой и текстильной промышленности, в металло– и деревообработке, в механике.

    Во всем мире была признана принятая в ИМТУ система обучения ремеслу будущих инженеров. "Русский" метод обучения ремеслам стал широко известен. Особенно после его демонстрации на Всемирной выставке в Вене (1873), где он был удостоен Большой золотой медали. ИМТУ получило общее признание лучшего машиностроительного вуза России и вошло в ряд ведущих политехнических школ мира. Профессорами и преподавателями ИМТУ были выдающиеся ученые, как Д.И. Менделеев, Н.Е. Жуковский, П.Л. Чебышев, С.А. Чаплыгин, А.С. Ершов, Д.К. Советкин, Ф.М. Дмитриев, А.В. Летников, А.П. Гавриленко.

    В советское время, переименованное в Московское высшее техническое училище, МВТУ продолжает подготовку инженеров для машиностроения и приборостроения. В 1938 году в МВТУ открываются новые оборонные факультеты: танковый, артиллерийский и боеприпасов. В 1948 году к ним добавляется факультет ракетной техники.

    Многие знаменитые ученые и специалисты закончили бауманский университет: академики Андрей Николаевич Туполев, Сергей Павлович Королев и многие другие конструкторы самолетов и ракет; академик Николай Антонович Доллежаль, автор проекта атомного реактора, академик Александр Иванович Целиков – металлургия, академик Сергей Алексеевич Лебедев, автор проекта первой советской ЭВМ.

    27 июля 1989 г. решением Государственного комитета СССР по народному образованию Московскому высшему техническому училищу имени Н.Э. Баумана был присвоен статус технического университета. МГТУ им. Н.Э. Баумана выпала честь стать первым техническим университетом в нашей стране.

    Всего Университет выпустил около 200 тысяч инженеров. Среди них — известные государственные деятели высокого ранга, выдающиеся генеральные и главные конструкторы, известные ученые, руководители крупных организаций и фирм, наши славные космонавты.

    Деятельность
    Обучение в МГТУ им. Н.Э. Баумана ведется на 19 факультетах дневного обучения. Работает, аспирантура и докторантура, два профильных лицея. МГТУ им. Н.Э. Баумана осуществляет подготовку более 19 тысяч студентов практически по всему спектру современного машино- и приборостроения. Научную и учебную работу ведут более 320 докторов и около 2000 кандидатов наук. Основными структурными подразделениями Бауманского университета являются научно-учебные комплексы, имеющие в своем составе факультет и научно-исследовательский институт. Их — восемь (см. в колонке справа). Кроме того, профессиональная подготовка осуществляется на отраслевых факультетах, созданных на базе крупных предприятиях, организаций и учреждений оборонно-промышленного комплекса, расположенных в Москве и подмосковных городах: Реутове, Красногорске и Королеве, а также в филиале университета в г. Калуге. В МГТУ накоплен уникальный в системе отечественной высшей школы опыт подготовки специалистов из числа студентов-инвалидов по слуху, которая ведется в Университете с 1934 года.

    Бауманский университет — один из трех вузов России (два других — МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский политехнический университет), где в 1926 году началось военное обучение студентов. Сегодня Военный институт университета готовит офицеров запаса и кадра по 21 военно-учетной специальности для Вооруженных Сил Российской Федерации. Специальности ФВО опираются на базовые специальности университета и углубляют подготовку высококвалифицированных специалистов по гражданской профессии. Институт состоит из пяти военных кафедр (одна — в Калужском филиале университета), кафедры гражданской обороны и учебно-военного центра. Практическое обучение проводится на учебном полигоне в Дмитровском филиале университета, где размещена военная техника факультета.

    В области международной деятельности МГТУ им. Н.Э. Баумана осуществляет сотрудничество в программах двустороннего и многостороннего обмена студентами, аспирантами, докторантами, педагогическими и научными сотрудниками, осуществляет прием иностранных студентов по контракту, участвует в проведении совместных научных исследований, учебно-методических разработок, а также конгрессов, конференций и семинаров. В настоящее время университетом установлены связи более чем с 70 университетами Европы, Америки и Азии.

    Вся педагогическая и научная деятельность коллектива МГТУ им. Н.Э. Баумана нацелена в будущее. Это — участие в конверсионных программах, переоценка приоритетов в развитии новых научных направлений в технике, разработка концептуальных основ государственной системы кадрового обеспечения национальной технологической базы, способной к реализации восполнения интеллектуального потенциала высокотехнологичных отраслей промышленности, эффективно и плодотворно воздействующей на процессы стабилизации отечественной экономики в интересах национальной безопасности и устойчивого развития России.

    Сочетание точного научного расчета с инженерной интуицией, соблюдение традиций обучения инженеров по «русскому методу», тонкое ощущение новизны выбранных направлений в работе, социально-экономический подход к решению сложных технических проблем, гуманизация подготовки специалистов позволяют МГТУ им. Н.Э. Баумана оставаться на острие мирового научно-технического прогресса.

    Характерная особенность деятельности МГТУ на различных исторических этапах его развития — тесное сотрудничество с промышленностью, многогранные связи с учреждениями науки, образования и культуры. ЦАГИ, Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского, НАМИ, ЦИАМ, ряд факультетов МИХМ, МХТИ и МИФИ, Военная академия химической защиты, МАИ, МЭИ, МАРХИ и ряд других ведущих учебных, научных и промышленных организаций составляют честь и славу «Alma Mater», давшей им путевку в жизнь. Их коллективы устремлены к новым достижениям в области науки, техники и технологии.

    Бауманский университет — национальный университет техники и технологий – проводит исследования по приоритетным и самым передовым направлениям науки, техники и технологий, базирующиеся на восьми технологических платформах. 32 компании включили МГТУ в свои программы инновационного развития. Сегодня наш университет реализует 90 крупных научных проектов по различной тематике. Бауманский университет — учредитель фонда «Сколково».

    В настоящее время стратегия Университета направлена на подготовку кадров для самых передовых и высокотехнологичных отраслей науки и техники России, приоритетных направлений развития экономики страны, в том числе: информационно-телекоммуникационные системы; индустрия наносистем и материалов; энергетика и энергосбережение; живые системы; безопасность и противодействие терроризму; транспортные и авиационно-космические системы; перспективные вооружения и военная техника.

    В рейтингах российских вузов технического профиля МГТУ им. Н.Э. Баумана неизменно занимает первое место.

    bmstu.ru

    Николай Эрнестович Бауман — Кафедра ИУ5 МГТУ им. Н.Э.Баумана

    Материал из Кафедра ИУ5 МГТУ им. Н.Э.Баумана - студенческое сообщество

    Тот самый Н.Э. Бауман - в его часть назван наш университет, МГТУ им. Н.Э. Баумана. Естественно, захотелось узнать подробней, почему через сто лет после основания университета в 1930 году к его названию вдруг добавили фамилию и инициалы этого человека.

    Краткая биография

    Бауман Николай Эрнестович (партийные клички: Грач, Полетаев, Сарафский, Сорокин, Балерина) - революционер, деятель большевистской партии, ветеринарный врач. Годы жизни: 1873 - 1905. Родился в Казани. Был евреем, хотя какая разница.

    Учился во 2 Казанской гимназии, из 7 класса которой ушёл, не поладив с преподавателями. В 1891 — 1895 был студентом Казанского ветеринарного института, то есть поступил он в него в 18 лет.

    После университета пошёл в революционеры, в связи с чем неоднократно арестовывался, осуждался на тюремное заключение различной длительности и ссылался в разные места. Чтобы арестовываться не так часто, бегал в заграницу и потом обратно, причём делал это исключительно ловко - ни разу не попался.

    Выглядел он далеко не по-пролетарски, одевался прилично, умел вести себя как настоящий белый человек. Плюс поддельные документы, изготовленные товарищами по партии. Так что на кордонах у него проблем не возникало. За такие непринуждённые пересечения границы получил партийную кличку

    Грач. А один раз вообще сбежал из тюрьмы.

    Балерина же потому, что умел танцевать. Серьёзно - в гимназии он увлекался танцами, что потом пригодилось ему в светских кругах, куда впускали только отличающих вальс от полонеза. Остальные псевдонимы, по-видимому, придумал себе сам.

    В 1905 году, освободившись из очередного тюремного заключения, пошёл на демонстрацию, где его и убили.

    Связь с МГТУ имени себя

    Памятник во дворе университета, больше известный как "нога"

    В разных источниках встречается, что Бауман являлся студентом нашего университета.

    Но на момент своего убийства (1905 год) студентом университета он являться уже никак не мог, ему было 32 года. Конечно, учиться никогда не поздно, но в то время он был слишком занят революционной деятельностью, чтобы учиться на заочном и интехрировать диффуры.

    Так что нет, студентом тогдашнего ИМТУ Бауман не являлся. Тем более, что у него уже было высшее образование.

    Так что единственной связью

    Баумана с нашим университетом является то, что его убили рядом с ним. Всё.

    Убийство

    18 октября в здании университета (в то время училища) шли митинги рабочих, потому что в эти дни в училище стекались рабочие с фабрик и заводов, так как штаб московской организации — Московский комитет РСДРП — находился тогда в училище. В аудиториях шли студенческие и рабочие митинги.

    Со слов непосредственных участников событий:
    Мы решили провести утром 18 октября рабочих с митинга в Техническом училище освобождать политических заключённых к Таганской тюрьме. Все аудитории были полны рабочими, слушавшими ораторов. Были мобилизованы все силы Московского комитета для успешного проведения приступа на московскую "Бастилию". Почти все наши в сборе, среди них находился и дядя Коля - Николай Эрнестович Бауман. Около 12 часов дня мы, по заранее составленному плану, прошли по всем аудиториям Технического училища приглашать рабочих на демонстрацию к Таганской тюрьме. Рабочие радостно покидали аудитории и выходили во двор, где становились в колонны...

    Бауман этому страшно обрадовался (по источникам, "...был сильно возбужден

    "), так как именно в этой тюрьме он отбывал 16 месяцев заключения и освободился буквально на днях. Пребывая в таком возбуждённом состоянии, он кипел жаждой деятельности и потому, завидев у фабрики, расположенной неподалёку, группу рабочих, кинулся к ним, чтобы присоединить их к демонстрации.

    Далее источники расходятся в описании событий. Но суть одна.

    Версия без погони

    Он заметил рабочих, столпившихся возле фабрики Дюфурменталя, которые собирались отправиться во двор булочной с тем, чтобы продолжить привычные занятия (по источнику, они там "пили и играли в бабки"), и решил присоединить эту группу к демонстрации. Бауман садится на извозчика, берёт руки красное знамя и направляется к рабочим.

    Похороны Н.Э. Баумана

    В этот момент рабочий Михальчук бьёт его в висок куском водопроводной трубы.

    Из описаний очевидцев:
    Приблизительно в 2 часа дня демонстрация двинулась. По выходе со двора Технического училища на Коровий Брод солдаты резервного батальона, казармы которого находились против училища, привествовали демонстрацию. Когда демонстрация вышла на Немецкую улицу (ныне Баумановскую) и собиралась перейти налево, у фабрики Дифурмантеля стояла толпа рабочих
    .

    Дядя Коля — Бауман, бывший во главе демонстрации, не вытерпел, заговорило сердце революционера. Он сел на случайно подвернувшегося извозчика (случайно — потому, что извозчики в тот день бастовали), с тем чтобы подъехать к группе рабочих и присоединить их к демонстрации. Кто-то вручил дяде Коле красное знамя...

    Не отъехал он и 20 саженей, как на перерез ему от фабрики Щапова выскочил человек и ударил его по голове какой-то палкой. Впоследствии выяснилось, что эта палка была газовой трубой. Склонился дядя Коля, склонилось красное знамя...
    Похожее:
    Демонстрация направилась на Немецкую улицу. Николай Эрнестович шел в первых рядах демонстрации. Он очень сожалел, что не удалось присоединить к рабочей колонне и солдат-резервистов. Впереди, у фабрики Дюфурмантеля, виднелась группа рабочих. "Они пойдут вместе с нами!", - воскликнул Николай Эрнестович и быстро направился к фабрике. Он сильно торопился, чтобы не отстать от двинувшейся дальше демонстрации. В это время по улице проезжал извозчик – большая редкость в те дни, когда, при объявлении всеобщей забастовки, бастовали и извозчики. Бауман на ходу вспрыгнул на пролётку, торопясь к толпе рабочих. Один из демонстрантов передал Николаю Эрнестовичу красное знамя: "Не пройдет и пяти минут, как я буду с вами", – крикнул, уезжая, Бауман.

    Но в этот момент из ворот близ фабрики Щаповой, как шакал, выскочил наперерез извозчику черносотенец Михалин. Он трусливо озирался на удалявшуюся демонстрацию, сжимая в руках тяжелый отрез водопроводной трубы. Миг – и Михалин, подбежав сзади к пролетке, ударил Баумана в голову.

    Николай Эрнестович упал. Красное знамя покрыло его. Убийца стремглав бросился к поджидавшим в воротах сообщникам.
    Ещё одно описание:
    Тов. Бауман весь горит вдохновением, по выходе из Технического Училища зоркий глаз его замечает у фабрики Дюфурмантеля скопившихся там рабочих, и ему приходит в голову мысль присоединить и эту группу рабочих к демонстрации, чтобы отправиться всем вместе к Таганке освобождать заключенных. Николай Эрнестович садится на извозчика, кто-то подает ему красное знамя, он устремляется вперед и в этот момент падает, сраженный в висок куском водопроводной трубы из преступных рук российского фашиста, черносотенца и охранника Михальчука.

    Под охранником тут имеется в виду, что Михальчук, согласно источнику, был агентом охранки.

    В общем, по этой версии Баумана огрели трубой по голове прямо на ходу, как он ехал на извозчике.

    Версия с погоней

    Мемориальная доска, установленная на могиле Н.Э Баумана в 1925 году Вот как доложил царю о произошедшем министр юстиции Щегловитов:
    18 октября во время демонстрации в Москве во главе её появился Бауман; выхватив из рук одного участника красный флаг, он сел в извозчичью пролётку и, держа флаг, быстро поехал в направлении Покровки. В это время крестьянин Михальчук Николай Федотович, Тамбовской губ., стоящий на тротуаре, замахнулся на него железной палкой, но последний успел соскочить с пролетки и бросился бежать. Михальчук настиг его посредине улицы и ударил по голове, а когда тот упал, ударил его несколько раз по голове, раздробив ему череп. Бауман в тот же день скончался. Михальчук тут же явился в полицейский участок.

    Как видим, в этой версии присутствует элемент погони с трубой наперевес.

    На суде Михальчук заявил, что лишил жизни Баумана из ненависти ко всем, кто ходит с красными флагами, и он намерен таких людей и в дальнейшем убивать. Михальчук также показал, что он потребовал, чтобы Бауман убрал флаг, а тот в ответ выстрелил в него из револьвера, и тогда Михальчук ударил Баумана.

    Не успел выйти из тюрьмы, а уже раздобыл где-то револьвер. Вообще, по-видимому, Михальчука действительно пытались отмазать, как своего, из охранки, вот и револьвер появился. Да и вообще это была самооборона, он сам ударил мою трубу головой четырнадцать раз. Его помиловали, кстати.

    Ещё кстати, годами позднее и Щегловитова, и Михальчука убили соседи Баумана по политическому кредо.

    Другие версии

    В основном, они касаются личности и профессии убийцы: называются дворник, мясник и комендант фабричного общежития. В качестве орудия убийства предлагается также лом. Больше версий можно почитать на странице одного нашего доцента.

    Но есть также версия, что г'еволюционне'г поспог'ил с самим Лениным насчёт денег паг'тии, потому, может статься, по голове огрёб не на ровном месте.

    Ну и в итоге

    Вечно молодой Ленин написал некролог Баумана, и далее из него (не из Ленина) сделали героя и мученика. Его именем назвали всё на свете. Хотя был он, по сути, просто революционным "деятелем", который пару раз успел посидеть в тюрьме. Вот это наследие, вот это имя.

    Так что мы теперь учимся в МГТУ им. Н.Э. Баумана, расположенном на Второй Бауманской улице, рядом с просто Бауманской, в Бауманском районе Москвы, недалеко от станции метро Бауманская, сада имени Баумана, фабрики имени Баумана, памятника Бауману (не универского) и Бауманского рынка. И всё это названо в честь не пойми кого, который просто огрёб на районе трубой по черепу.

    Источники

    iu5bmstu.ru

    Бауманка Википедия

    Московский государственный технический университет им. Н. Э. Ба́умана (полное название Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»[5], также известен как Бауманка, Бауманский, МГТУ, МВТУ) — российский национальный исследовательский университет, научный центр, особо ценный объект культурного наследия народов России[6][7][8].

    Предыдущее название университета «Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана» (МВТУ)[9] было присвоено ему в честь революционера Николая Эрнестовича Баумана, убитого в 1905 году недалеко от главного здания в то время — Императорского московского технического училища (ИМТУ).

    Описание

    Вуз активно участвует в Болонском процессе[10]. В 2008 году он получил награду «Европейское качество» «за стремление достичь высокого качества образовательных услуг в соответствии с международными стандартами»[11][12]. МГТУ им. Н. Э. Баумана в течение более чем 10 лет является головным вузом Ассоциации технических университетов, в состав которой входят более 130 российских университетов[13]. МГТУ — первый российский вуз, ставший членом ассоциации «Top Industrial Managers for Europe».

    За вклад в развитие науки и техники, в воспитание инженерных кадров МГТУ им. Н. Э. Баумана награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени. Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 года № 64 МГТУ включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

    В 2014 году агентство «Эксперт РА» присвоило университету рейтинговый класс «В», означающий «очень высокий» уровень подготовки выпускников; единственным университетом в СНГ, получившим в данном рейтинге класс «А» («исключительно высокий уровень»), стал МГУ[14].

    В международном рейтинге университетов QS[en] 2013/2014 МГТУ им. Н. Э. Баумана занимает 334 место среди ТОР-800 университетов мира, что является третьим результатом среди всех вузов России. Только пять университетов России входят в ТОР-400 этого рейтинга — МГУ, СПбГУ, МГТУ им Н. Э. Баумана, НГУ и МГИМО.

    Университет сегодня

    МГТУ ведёт подготовку по более чем 70 специальностям[15]. В 2007 году в университете училось около 18 000 студентов, в учебном процессе университета задействовано свыше 4 500 профессоров и преподавателей, среди которых 450 докторов наук и около 3 000 кандидатов наук.[источник не указан 2459 дней] В период с 1918 по 1997 год подготовлено свыше 120 000 специалистов, большинство из которых связало свою жизнь с научной и конструкторской деятельностью, работает на крупнейших предприятиях машино- и приборостроения.[источник не указан 2459 дней] Некоторые отраслевые факультеты МГТУ располагаются также в подмосковных городах: Красногорске, Реутове, Королёве, работает Калужский филиал МГТУ им. Н.Э.Баумана.Приказом Минобрнауки России от 12 апреля 2016 год № 397 Московский государственный университет леса присоединен к МГТУ имени Н.Э. Баумана в качестве обособленного структурного подразделения (филиала).В результате реорганизации Московский государственный университет леса стал называться Мытищинский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана(национальный исследовательский институт).

    За время существования университета в нём подготовлено свыше 200 000 инженеров. [16]

    • Вид на главный учебный корпус со стороны Яузы

    • Внутренний двор главного учебного корпуса

    • Главный учебный корпус

    • Двор дворцовой части главного учебного корпуса

    • Фонтан возле главного учебного корпуса

    • Вид на университетский спортивный комплекс

    История

    Названия

    • 1830—1868 — Московское ремесленное учебное заведение (МРУЗ).
    • 1868—1918 — Императорское Московское техническое училище (ИМТУ).
    • 1918—1930 — Московское высшее техническое училище (МВТУ).
    • 1930 — Московское механико-машиностроительное училище.
    • 1930—1943 — Московский механико-машиностроительный институт им. Н. Э. Баумана (МММИ им. Н. Э. Баумана).
    • 1943—1989 — Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана (МВТУ им. Н. Э. Баумана).
    • 1989 — настоящее время — Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (МГТУ им. Н. Э. Баумана).

    XIX век

    Московское ремесленное учебное заведение

    В 1826 году вдовствующая императрица Мария Фёдоровна «высочайше повелеть соизволила учредить большие мастерские разных ремёсел на 300 человек» для мальчиков-сирот Воспитательного дома. С этой целью известным московским архитектором Д. И. Жилярди был отстроен сгоревший ещё в 1812 году Слободской дворец в Немецкой слободе. Здание приобрело современный вид в стиле позднего московского ампира. В центральной части оно украшено скульптором И. П. Витали многофигурной композицией «Минерва», символизирующей достижения науки и практические навыки ремесленника.

    13 июля 1830 года император Николай I утвердил «Положение о Ремесленном учебном заведении»[17]. Училище было открыто в 1832 году. Полный курс учения был шестилетний, в составе трёх приготовительных классов и трёх мастерских. Из числа 300 вакансий, предоставленных питомцам воспитательного дома, выделено 50 платных, для детей купцов, мещан и цеховых. Окончившие полный курс учения выпускались со званием учёного мастера; не получившие теоретической подготовки получали звание мастера или подмастерья[18].

    Императорское Московское техническое училище

    Уставом 1868 года ремесленное учебное заведение было преобразовано в Императорское Московское техническое училище, организованное по типу высших специальных учебных заведений с девятилетним курсом обучения.

    XX век

    После 1917 года училище пережило ряд преобразований. В 1918 году оно стало называться Московским высшим техническим училищем (МВТУ). Приём студентов осуществлялся на четыре факультета: механический, инженерно-строительный, химический, электротехнический. Отделились аэрогидродинамическая, автомобильная, химико-технологическая лаборатории, которые дали жизнь таким научно-исследовательским институтам, как Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ), Центральный институт авиационных моторов (ЦИАМ), Научный автомоторный институт (НАМИ).

    Радикализм некоторых руководителей Наркомпроса в «пролетаризации» высшей школы, попытки решения её проблем методами политического давления и административного вмешательства вызвали протесты многих профессоров и преподавателей. В начале 1920-х годов многие из них подверглись репрессиям.

    В 1929 году контингент студентов составлял свыше 7 тысяч.

    Серьёзным трансформациям училище подверглось в 1930 году. 20 марта 1930 года, в соответствии с приказом № 1053 по ВСНХ СССР, МВТУ разделили на пять самостоятельных высших технических училищ: механико-машиностроительное, аэромеханическое, энергетическое, инженерно-строительное, химико-технологическое. Оставшееся в прежнем здании МВТУ механико-машиностроительное училище (бывший механический факультет) вскоре переименовали в Московский механико-машиностроительный институт (МММИ), которому в том же 1930 году присвоили имя революционера-большевика Н. Э. Баумана. На базе других училищ были организованы технические вузы, ставшие в дальнейшем крупнейшими учебными заведениями: Московский авиационный институт (МАИ), Московский энергетический институт (МЭИ), Московский инженерно-строительный институт (МИСИ), Академия противохимической защиты и др.[19][20]

    17 ноября 1933 года постановлением ЦИК СССР МММИ им. Н. Э. Баумана за особые заслуги в социалистическом строительстве был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

    С 1934 года в училище проводится обучение плохослышащих студентов. В 1938 году в МММИ взамен общетехнического факультета были открыты сразу три оборонных факультета: танковый, артиллерийский и боеприпасов. В 1943 году МММИ было возвращено прежнее название — МВТУ.

    Ордена МГТУ им. Н. Э. Баумана

    В 1948 году создан факультет ракетной техники, с которым связана деятельность в МВТУ создателя первой в мире космической ракеты Р-7 и основоположника российской космонавтики С. П. Королёва.

    12 июля 1955 года указом Президиума Верховного Совета СССР МВТУ им. Н. Э. Баумана было награждено орденом Ленина в связи со 125-летием со дня основания и за заслуги в развитии науки и техники и подготовке высококвалифицированных кадров.

    Почтовая марка СССР, посвящённая МВТУ имени Н. Э. Баумана

    На Рубцовской набережной в 1960 возведено многоэтажное главное здание (архитектор Л. К. Комарова).

    28 апреля 1980 года указом Президиума Верховного Совета СССР МВТУ им. Н. Э. Баумана было награждено орденом Октябрьской Революции в связи со 150-летием со дня основания и за заслуги в научной работе и подготовке высококвалифицированных кадров. Этому юбилею была посвящена почтовая марка СССР, выпущенная 1 июля 1980 года  (ЦФА [ИТЦ «Марка»] № 5091).

    Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию № 617 от 27 июля 1989 года МВТУ им. Н. Э. Баумана было преобразовано в Московский государственный технический университет (МГТУ) им. Н. Э. Баумана[21]. Таким образом началась гуманитаризация высших технических учебных заведений, организация технических университетов в России.

    С 1995 года ГУК МГТУ им. Баумана входит в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации[22]

    28 сентября 1997 года была произведена регистрация домена BMSTU.RU[23].

    XXI век

    Около 2001 года был создан новый текст гимна[24] университета, музыка и слова которого были написаны А. Кожевниковым, выпускником МГТУ.

    В области международной деятельности МГТУ им. Н. Э. Баумана осуществляет сотрудничество в программах двустороннего и многостороннего обмена студентами, аспирантами, докторантами, педагогическими и научными сотрудниками, осуществляет приём иностранных студентов по контракту, участвует в проведении совместных научных исследований, учебно-методических разработок, а также конгрессов, конференций и семинаров. В настоящее время университетом установлены связи более чем с 70 университетами Европы, Америки и Азии.

    В 1997 году МГТУ им. Н. Э. Баумана был принят в ассоциацию инженерных университетов Европы TIME[25], что делает возможным признание дипломов вуза университетами-членами ассоциации в 11 странах Западной Европы[26].

    Стенд МГТУ им. Баумана на выставке «Армия-2015»

    В 2005 году МГТУ исполнилось 175 лет. 5 сентября 2002 года вышел Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина «О праздновании 175-летия основания Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана», а 31 декабря 2002 года издано соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации.

    В августе 2008 года у Учебно-лабораторного корпуса МГТУ им. Н. Э. Баумана был открыт подземный переход[27] под Госпитальным переулком.

    7 октября 2009 года МГТУ им. Н. Э. Баумана стал победителем конкурсного отбора программ развития университетов и ему присвоен статус «национальный исследовательский университет».[28]

    Обвинения в нарушении академической этики

    По результатам исследования Диссернет в диссертациях ректора[29] и нескольких преподавателей МГТУ[30][31][32][33] были обнаружены нарушения академической этики (плагиат). Всего, по данным Диссернет, с МГТУ связаны более 50 подобных диссертаций[34].

    Известные персоналии

    Ректоры и директоры

    См. также: Ректоры и директора МГТУ

    Директора МРУЗа
    Директора ИМТУ
    Ректоры МВТУ
    Ректоры МММИ им. Н. Э. Баумана
    Ректоры МВТУ им. Н. Э. Баумана
    Ректоры МГТУ им. Н. Э. Баумана

    Известные преподаватели

    См. Преподаватели МГТУ

    В МГТУ работают более 3000 преподавателей (вместе с остальными сотрудниками — более 10 000 человек). Среди них более 340 профессоров, докторов наук, более 1700 доцентов, кандидатов наук. Более 150 сотрудников — лауреаты Ленинской и Государственных премий, премий Президента Российской Федерации. Средний возраст преподавателей — 54 года.

    Известные выпускники

    См. Выпускники МГТУ

    Подразделения

    На начало 2018 года в структуре МГТУ присутствуют следующие факультеты.

    Основные факультеты

    • Биомедицинская техника (БМТ)
    • Военный институт (ВИ), Факультет военного обучения
    • Военный институт (ВИ), Учебный военный центр
    • Головной учебно-исследовательский и методический центр (ГУИМЦ)
    • Инженерный бизнес и менеджмент (ИБМ)
    • Информатика и системы управления (ИУ)
    • Лингвистика (Л)
    • Машиностроительные технологии (МТ)
    • Радиоэлектроника и лазерная техника (РЛ)
    • Робототехника и комплексная автоматизация (РК)
    • Социальные и гуманитарные науки (СГН)
    • Специальное машиностроение (СМ)[35][36][37]
    • Факультет международных образовательных программ (ФМОП)
    • Фундаментальные науки (ФН)
    • Физкультурно-оздоровительный (ФОФ)
    • Энергомашиностроение (Э)
    • Кафедра «Юриспруденция, интеллектуальная собственность и судебная экспертиза» (ЮР)

    Отраслевые и прочие факультеты

    • АК — Аэрокосмический
    • ОЭП — Оптико-электронное приборостроение
    • ПС — Приборостроительный
    • РКТ — Ракетно-космическая техника
    • РТ — Радиотехнический

    Здания МГТУ

    Главный учебный корпус

    Главный учебный корпус (ГУК) МГТУ состоит из двух частей.

    Старейшая (также называемая дворцовой) — представляла собой Слободской дворец XVIII—XIX веков. Эта часть обращена фасадом на 2-ю Бауманскую улицу.

    Вторая более поздняя (так называемая «циркульная» или «высотная») часть ГУК, имеющая 12 этажей и построенная уже в советские времена, обращена фасадом на набережную Яузы. Её строительство началось с левого крыла, которое носит название «северное». Позже было закончено правое, «южное» крыло. Аудитории, расположенные в этом крыле, нумеруются с суффиксом «ю».

    Сообщение между подразделениями университета осуществляется в основном по 2, 3 и 4 этажам. В южном крыле некоторые проходы перекрыты подразделениями факультета военного обучения. Проходы циркульной части по 1 этажу заняты административными службами и лабораториями. Проходы по 5 этажу имеют выходы в чердачные помещения, где размещаются некоторые технические службы университета и стрелковый тир с линиями на 25 м (для пистолетной стрельбы) и на 50 м (для винтовочной). Также в здании ГУК расположен музей МГТУ.

    В ГУК действует общее правило нумерации аудиторий. Номер аудитории ГУК состоит из номера этажа (первая цифра) и порядкового номера аудитории. Порядковые номера аудиториям присваиваются в шахматном порядке. Четные номера располагаются справа при движении по циркульной части в направлении от центральной лестницы высотного здания ГУК.

    Учебно-лабораторный корпус

    Учебно-лабораторный корпус МГТУ и памятник Королёву

    Учебно-лабораторный корпус был открыт 1 марта 2004 года и. о. министра образования РФ Владимиром Филипповым, мэром Москвы Юрием Лужковым, ректором МГТУ Игорем Фёдоровым. Ножницы для перерезания ленточки подал робот.

    УЛК строили на протяжении трёх десятилетий. Строительство корпуса было начато в 1972 году, однако в 1984 году работы из-за проблем с финансированием были приостановлены. После вмешательства в 2001 году правительства Москвы строительство нового здания возобновилось.

    Владимир Филиппов назвал открытие корпуса «самым масштабным проектом за последние 20 лет»[38], по его мнению, открытие нового корпуса «символизирует возрождение страны, возрождение Москвы». В свою очередь, мэр Москвы, заявил, что новый корпус нам позволил построить «его величество рынок».

    Юрий Лужков[39]:

    Университет нам необходим. Мы — страна, которая должна решать проблемы техники, технологии, которая не должна терять технологическую независимость, технологический суверенитет в мире. А этот суверенитет рождается всего лишь в определённом довольно небольшом количестве высших учебных заведений. Лидером технологического суверенитета страны является Бауманский университет…

    Общая площадь — более 80 тыс. м². Рассчитан на одновременный приём более 5 тыс. студентов. В нём 100 аудиторий, 20 компьютерных классов, 19 лифтов, библиотека (рассчитанная на хранение 800 тыс. томов книг), читальный зал на 680 мест, концертный актовый зал почти на 1170 мест, конференц-зал на 126 мест и ряд других помещений. Студенты называют его «Крейсером», «Титаником» и «Ледоколом» за схожесть с корпусом корабля. УЛК стоит на берегу Яузы.

    В феврале 2007 года здание УЛК было освящено Русской Православной церковью. Обряд освящения проводил настоятель храма Всех Святых, что в Красном Селе протоиерей Артемий Владимиров. При проведении обряда был снят видеофильм[40].

    Финансирование правительством Москвы строительства УЛК считают своеобразной компенсацией МГТУ за постройку Лефортовского тоннеля, так как стройка участка тоннеля, проходящего по территории МГТУ и в непосредственной близости от неё, велась открытым способом немецким экскаватором-кротом практически круглосуточно, что немало беспокоило студентов, учащихся в корпусах «СМ» и «Э» и живущих в общежитиях № 10 и № 11, непосредственно примыкающих к стройке. В результате строительства снесли часть корпуса «Э», просел фундамент и пошли трещины по стенам ГУК. Также «благодаря» правительству Москвы и ТТК практически все аудитории МГТУ оснащены стеклопакетами, предохраняющими от излишнего шума.

    Прочие учебные корпуса

    • Корпуса факультетов СМ и Э (часть южного крыла последнего корпуса была снесена в связи со строительством подземного тоннеля Лефортовского участка третьего транспортного кольца).
    • Корпус НУК МТ и факультета ИБМ (расположен между главным учебным корпусом и поликлиникой № 160).
    • Научно-учебный центр «Робототехника». Образован в мае 1981 года. В 1984 году в состав Центра была включена кафедра «Робототехнические системы» (РК-10) и при ней организован факультет переподготовки инженерных кадров.
    • Корпус в городе Красногорске Московской области, в котором находится факультет Оптико-электронного приборостроения (ОЭП). Адрес ул. Речная, дом 7.
    • Корпус факультета РКТ в Королеве на территории «РКК Энергия»
    • Корпус факультета ПС в Москве на территории предприятия МЗЭМА

    Общежития

    • Общежитие № 2 (Москва, Госпитальная набережная)
    • Общежитие № 3 (пос. Ильинский, Московская область)
    • Общежития № 4, № 5, № 6, № 8, № 9 (Москва, Измайловский проспект, 73/2, 73А, 73Б, 75А, ст. м. Измайловская)
    • Общежития № 10 (факультета Э), № 11 (факультета СМ) (Москва, Госпитальный переулок, 4/6, «Стилобат»)
    • Общежитие № 13 для семейных и аспирантов (Москва, ул. Мурановская)

    Другое

    • Спорткомплекс — построен к 1980 году на левом берегу Яузы.
    • Поликлиника № 160 при МГТУ.

    Филиалы

    Калужский

    Калужский филиал МГТУ им. Баумана (административный корпус)

    В 1959 году МВТУ им. Н. Э. Баумана открыло в Калуге филиал для подготовки инженерных кадров для промышленных предприятий машино- и приборостроения. С основания филиала, при активном содействии промышленных предприятий и администрации Калужской области, шло интенсивное формирование его учебно-материальной базы.

    В настоящее время Калужский филиал МГТУ им. Н. Э. Баумана является ведущим техническим вузом области, авторитетным и самым крупным из филиалов технических вузов России. В распоряжении филиала находятся 7 корпусов.

    По организационной структуре Калужский филиал является учебно-научно-производственным комплексом, в состав которого входят:

    • 5 факультетов
      • Машиностроительных технологий;
      • Конструкторско-механический;
      • Электроники, информатики и управления;
      • Социально-экономический;
      • Фундаментальных наук;
    • 27 кафедр, из них 18 выпускающих;
    • Кафедра военного обучения;
    • Вычислительный центр;
    • Библиотека с читальными залами;
    • Спортивно-оздоровительный лагерь и спорткомплекс;
    • Опытный участок.

    Дмитровский

    Дмитровский филиал МГТУ им. Н. Э. Баумана[41] построен в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 1009-Р от 06.04.1960. Первая очередь Центра была введена в эксплуатацию в 1965 году. В 1965—1973 годах — Загородный учебный и научно-экспериментальный центр, в 1973—2000 годах — Учебно-экспериментальный центр.[42] Также недалеко от Дмитровского филиала находится Радиотелескоп МГТУ им. Н. Э. Баумана.

    Мытищинский

    Мытищинский филиал МГТУ им. Н. Э. Баумана[43] образован в 2016 году в результате реорганизации ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Н. Э. Баумана» и ФГБОУ ВО «МГУЛ».

    Филиал состоит из двух факультетов:

    • ЛТ — Факультет лесного хозяйства, лесопромышленных технологий и садово-паркового строительства;
    • КФ — Космический факультет.

    См. также

    Примечания

    Литература

    Ссылки

    Филиалы
    Статьи
    Нормативные документы
    Официальные уставные документы МГТУ

    wikiredia.ru

    Московский государственный технический университет (МГТУ) имени Баумана: описание, специальности и отзывы

    Московский государственный технический университет (МГТУ) имени Баумана - один из престижнейших российских вузов. Его история началась в 1826 году, когда по указу императрицы было создано учебное заведение, предназначенное для осиротевших детей русских поданных. Сегодня МГТУ имени Баумана - университет, диплом которого дает прекрасную возможность найти высокооплачиваемую работу как в России, так и за рубежом. История, подразделения и филиалы знаменитого вуза - тема статьи.

    Основание

    История университета началась в двадцатые годы XIX века. Учреждено оно было по указу императрицы Марии Федоровны, а особое развитие получило при Николае I. Уже в начале тридцатых годов в учебном заведении стали делать акцент на преподавании технических дисциплин. Официально годом основания является 1930-й. Тогда знаменитый МГТУ имени Баумана назывался совсем иначе - Московским ремесленным учебным заведением. Это название сохранилось вплоть до 1968 года.

    В 1843 году московские газеты наперебой рассказывали об успехах первых выпускников МРУЗа. В прессе говорилось о достижениях бывших студентов московского училища, которые, окончив полный курс практического и теоретического обучения, проработали несколько лет в заводской сфере, а затем и сами стали управлять фабриками. Выпускников этого учебного заведения было тогда не так много, по сравнению с тем количеством счастливчиков, которые в наши дни ежегодно получают дипломы МГТУ имени Баумана. А потому фабрик хватило на всех.

    Императорское Московское техническое училище

    Такое название будущий МГТУ имени Баумана приобрел в 1868 году. Статус "императорский" присваивался довольно редко и ко многому обязывал. Такое звание заурядным учебным заведениям не давали. ИМТУ, наряду с несколькими подобными учреждениями (которых в то время в стране было совсем немного) призвано было готовить инженеров для отечественных промышленных предприятий. Дело в том, что в середине девятнадцатого столетия в этой сфере работали преимущественно иностранцы. Требовались высококвалифицированные российские кадры, для подготовки которых в ИМТУ было создана уникальная образовательная система. К концу столетия учебное заведение вышло на европейский уровень. Более того, было причислено к числу лучших политехнических школ мира.

    Московское высшее техническое училище

    События 1917 года не могли не отразиться на истории МГТУ имени Баумана. Москва спустя год снова стала столицей, в стране началась разруха, к власти пришли большевики. Это все не лучшим образом отразилось на системе образования. Количество студентов резко сократилось во всех заведениях, в том числе и в Московском высшем техническом училище - именно так называлась тогда легендарная "Бауманка". Кстати, название очередной раз изменили в 1930 году. На протяжении тринадцати лет вуз именовался механико-машиностроительным институтом им. Баумана. Стоит сказать несколько слов о человеке, в честь которого назван лучший столичный технический вуз.

    Николай Эрнестович Бауман

    Этот человек не был великим ученым. Он был одним из тех, кого заразил революционный дух свободы. Родился Бауман в 1873 году, учился в Казанской гимназии, где и увлекся марксистской литературой. В начале века Бауман был сослан в Вятскую губернию. Затем, по революционной традиции, бежал в Германию, где и познакомился с Лениным. Николай Бауман погиб в 1905 году, не дожив до важных событий в истории страны и не побывав ни разу в стенах учебного заведения, которое более полувека носит его имя.

    После войны

    Свершилась победа над гитлеровской армией. Страну нужно было поднимать из руин, что невозможно в условиях отсталой промышленности. Необходимы были новые кадры - квалифицированные инженеры. Стоило также укрепить вооружение, дабы никому больше в голову не пришло ступить своим вражеским сапогом на советскую землю. В МГТУ (тогда МВТУ) открылись новые факультеты. Кроме того, началась работа по исследованию космоса. В 1948 году в высшем техническом училище был создан факультет ракетной техники, история которого тесно связана с именем такого выдающегося ученого, как Сергей Павлович Королев.

    Но изменения коснулись не только структуры вуза, но и студенческого состава. Всесоюзная пролетаризация диктовала условия, которые прежде всего должны были соблюдать лучшие вузы страны. В жизни преподавателей МВТУ начались непростые времена. Ведь они привыкли к совершенно другим студентам и работать с практически неграмотными учениками не умели. Представители пролетариата на рабфаке составляли абсолютное большинство. Со студентами этого факультета, созданного еще в двадцатые годы, у педагогов сложились сложные отношения, о чем свидетельствуют многочисленные очерки, посвященные истории "Бауманки". Тем не менее вуз пережил этот непростой период. С каждым годом он укреплял свою научную базу и уже значительно позже, в середине девяностых годов, официально вошел в число ценных объектов культурного наследия России.

    Говорить об истории Московского технического университета можно бесконечно. Для раскрытия этой темы не хватило бы и книги. А ведь стоит еще уделить внимание и подразделениям, которые имеются в МГТУ имени Баумана.

    Факультеты

    • Фундаментальные науки.
    • Радиоэлектроника и лазерная техника.
    • Информатика и система управления.
    • Специальное машиностроение.
    • Робототехника и комплексная автоматизация.
    • Инженерный бизнес и менеджмент.
    • Машиностроительные технологии.
    • Энергомашиностроение.
    • Биомедицинская техника.
    • Лингвистика.
    • Социальные и гуманитарные науки.
    • Международные образовательные программы.
    • Физкультурно-оздоровительный.

    Сегодня в университете работает более трех тысяч преподавателей. С 2012 года ректор МГТУ им Баумана - А. А. Александров.

    Здания

    Главный корпус университета разделен на две части и находится по адресу: ул. 2-я Бауманская, дом 5. стр. 1. Сообщение между подразделениями осуществляется по второму, третьему и четвертому этажам. В составе МГТУ также есть учебно-лабораторный копус, открытый не так давно - в 2004 году. Это событие стало своего рода символом возрождения российской науки. К университету также относится научный центр "Роботехника" и три корпуса, один из которых находится в городе Красногорске.

    У Московского государственного технического университета два филиала: в Калуге и Дмитрове.

    Лицей при МГТУ имени Баумана

    Здания этого учебного заведения расположено на юге Москвы. Цель лицея при МГТУ - углубленная подготовка по математике, физике и информатике учеников 7-11 классов. Основан он был 1989 году и тогда был известен как школа № 1180 при знаменитом техническом вузе. До 2006 года здесь обучались только ученики выпускных классов.

    Обучение здесь бесплатное, но в восьмом и десятом классе лицеисты сдают переводные экзамены по физике и математике. В последний год обучения ученики проходят практику в МГТУ. Большая часть из них становится студентами этого университета, успешно сдав вступительные экзамены.

    Обучение физике в лицее осуществляется в форме практических занятий, лекций и лабораторных работ. Программа по математике включает стандартный школьный курс и основы высшей математики. Из общего количества часов, на которые рассчитано двухгодичное обучение, треть отводится на лекции.

    Отзывы

    МГТУ имени Баумана - это поистине легендарный вуз. Согласно общепринятому мнению, он является лучшим техническим университетом страны. Учиться здесь непросто. Например, факультет ИУ в МГТУ имени Баумана готовит высококлассных специалистов, но, по воспоминаниям его бывших студентов, нагрузка на первом и втором курсе чрезвычайно большая. Значительно легче усвоить программу первых двух лет выпускникам лицея, о котором шла речь выше. Но, согласно мнению тех же студентов, учебу на третьем курсе уже можно свободно совмещать с работой.

    Однако все познается в сравнении. Существует также мнение, что знаменитый московский университет несколько переоценен. Да, он имеет многолетнюю историю и сотни выдающихся выпускников, но с конца восьмидесятых годов прошлого века список талантливых студентов стал существенно скуднее. Однако сегодняшние абитуриенты об этом мало осведомлены, а потому не сомневаются в его первенстве среди других технических вузов России. Тогда как, например, МФТИ ничуть не уступает "Бауманке".

    Мифы о МГТУ

    Существует заблуждение, что в этом университете учатся исключительно представители мужского пола. Причем все они глубоко погружены в учебный процесс и давно утратили связь с нормальной студенческой жизнью. В действительности здесь учатся совершенно обычные люди, среди них немало и девушек. Впрочем, за исключением факультетов фундаментальных наук и роботехники, на которых, как правило, начинают свой путь будущие светила российской науки.

    fb.ru

    МГТУ им. Баумана, Компьютерные системы и сети / Habr

    Предлагаю вашему вниманию заметку про кафедру «Компьютерные системы и сети» (ИУ6) МГТУ им. Баумана, которую я закончил три года назад. Прокомментировал основные предметы и учебный процесс в целом. Рассказал то, о чем не говорят в приемной комиссии. Бесспорно, что в Бауманке есть очень сильные преподаватели, идущие в ногу со временем, на лекциях которых по-настоящему интересно. Но, к сожалению, для кафедры ИУ6 это редкость…
    Общие предметы

    Фундаментальная база (математика, физика, теоретические основы электротехники и др.) дается в полном объеме. Зависит от преподавателя, но в целом фундаметальные науки даются на высоком уровне.
    Два семестра черчения. Согласен, что будущий инженер должен иметь базовое понятие об инженерной графике, но два семестра это перебор.
    Основы конструирования приборов. Здесь под прибором подразумевается комбинация шестеренок и валов. Заставляют делать домашние задания по расчетам этих валов. Не имеет никакого отношения к электронике и к специальности. Не понятно, как это предмет вообще попал в программу.
    Очень радует, что нет сопроматата, материаловедения и других не нужных ИТ-шнику предметов (в МГТУ сопромат преподается на 90% специальностей).
    Про общие гуманитарные предметы ничего не говорю, потому что термин «Университет» подразумевает их изучение.
    Специальные предметы

    Алгоритмические языки программирования

    Два семестра.
    Первый семестр — Паскаль. Все понравилось: структурировано и понятно.
    Второй семестр — Си. Препод мешал с и с++ в одну кучу, рассказывая про циклы, функции, классы, виртуальные методы. О том, что между этими двумя языками есть разница, ничего не говорилось. Проверка знаний слабовата: самое сложное, что нужно было сделать на экзамене это написать код объявления класса А с двумя числовыми полями, от которого наследуется класс Б с одним дополнительным полем.
    Считаю большой ошибкой преподавать основы программирования и рассказывать про классы, но ничего не говорить о базовых принципах ООП и паттернах проектирования. Других предметов, которые могли бы дать хотя бы основу ООП и культуры программирования, в учебном плане не предусмотрено.
    На изучение классических алгоритмов и структур данных (списки, деревья и т.п.) в учебном плане тоже нет ни малейшего намека.
    Системное программирование

    Изучение ассемблера x86, очень полезный курс, т.к. дает представление о том, что скрывается за каждой строчкой кода на c/pascal.
    Компьютерная графика

    Препод выдает каждому чертеж некоторой плоской фигуры (деталь станка в разрезе, например) с проставленными размерами. Нужно написать скрипт для автокада на АвтоЛиспе, который эту фигуру будет чертить.
    Для сравнения: на втором курсе ВМК МГУ студентам предлагалось тогда написать на с++ распознавание образов и рендеринг различных сцен в directx/openGL.
    Периферийные устройства

    1) ЛАБА: накопитель на магнитной ленте, записать несколько байт информации, прочитать эти байты, посмотреть сигнал с магнитной головки еле живым осциллографом, на котором ничего не видно, зарисовать осциллограмму в отчет и «сделать выводы» — конечный пункт, который должен быть в любой лабе по каждому предмету.
    2) на лекциях читал фрагменты из избранных прошлогодних рефератов студентов под диктовку, убеждал нас, что нужно записывать каждое слово, потому что «британские ученые доказали, что при таком подходе лучше запоминается»
    3) реферат. Содержание почти не проверяется, необходимые и достаточные требования: наличие титульного листа, оглавления и списка литературы.
    Информационная безопасность

    1) 15 лекций, на которых препод давал под диктовку выдержки из законодательства РФ на тему коммерческой тайны, создания вредоносного ПО и другой воды, которая на раз ищется в гугле. Не было ни слова про алгоритмы защиты и шифрования.
    2) Лаба. Выбрать алгоритм и написать утилиту шифрования и дешифрования. Похожесть программ среди студентов и правильность работы не проверялась. Только бумагу переводили, печатая отчеты с текстами программ.
    Научная организация инженерного труда

    Половина лекций — чтение гостов под диктовку и регулярное напоминание о том, как важно их соблюдать. Особенно убил семинар, на котором препод полтора часа диктовал и показывал примеры, как надо оформлять «список использованных источников информации» в конце курсовика или домашнего задания.
    Конструирование ЭВМ

    1) Лекции проходили в диком темпе, рисовались сложные чертежи и формулы в полдоски о водном охлаждении, расчете нагрузок и т.д… Препод говорил по 200 слов в минуту. Записать все нереально, а разобраться по обрывкам еще сложнее. Список рекомендуемой литературы, на мой взгляд был слишком большим, чтобы успеть его осилить к экзамену за 1 семестр.
    2) Экзамен. Пишешь ответ на билет, подходишь к преподу, он его молча читает, затем берет зачетку и ставит оценку. Если студент понимает что написал, но по невнимательности в формуле пропустил букву, то преподу это не важно — минус балл. На пятерку нужно почти дословно воспроизвести материал лекции. К счастью, в программе бакалавров по этому предмету был зачет. Экзамен сдавали только инженеры. По-моему, среди тех, кто не списывал, все получили тройки или ниже. Единственную пятерку в потоке получил отъявленный двоечник: потому что содержание шпоры на этот билет было идеальным.
    Операционные системы

    1) Лекции достаточно интересные, преимущественно по книге Таненбаума.
    2) Лабы были связаны с Win98, например: конфигурирование автоматической установки системы или изучение лога загрузки (был 2004й год).
    Электроника

    Основы полупроводниковой техники. Как работают транзисторы, усилители, генераторы и др. Раньше этот курс был три семестра, потом план изменился и курс стал один семестр. Но преподаватель количество материала не уменьшил, отсылал студентов к книгам. Вопросов к экзамену, если не изменяет память, было порядка двухсот. Даже если тратить все свободное время в течение семестра, то все равно можно не успеть осилить.
    Схемотехника

    Промежуточное звено между транзистором и арифметико-логическим устройством. Материал читается очень доступно и понятно. К слову: электронику, схемотехнику и основы построения ЭВМ читают три разных преподавателя.
    Основы построения ЭВМ

    1) 30 летняя давность, почти во всех блоках использовались линии задержки, которые уже давно нигде не применяются
    2) на экзамене требуется ответ слово в слово, а рисунки должны быть изоморфными: если ты придумал «сумматор» оптимальнее, чем было рассказано на лекции — получаешь двойку, потому что «я такое не рассказывал, вы не знаете что такое сумматор!!!»
    3) человек, который занимался разработкой прошивок для больших ПЛИС ходил к этому преподу пересдавать экзамен несколько раз.
    4) ЛАБА: выдается задание написать программу для микроконтроллера MK51, к примеру вычисляющую a*a + 3*a + 5. Проводится на старейших стендах, программу в микроконтроллер вбивают посредством hex-кодов. Т.е. требуется не просто написать программу, а перевести ее по таблице из ассемблера в коды команд и посимвольно ввести ее в память. Одна ошибка по невнимательности — ничего не будет работать и все нужно делать заново.
    Микропроцессорные системы

    Материал про микроконтроллеры дается структурировано и понятно. Курсовые проекты у всех разные, меняются почти каждый год, и имеют связь с реальностью. Лабы наш поток проходил на устаревших стендах, но слышал, что новые поколения проходили эти лабы на свежекупленных design kit-ах с AVR микроконтроллерами, что гораздо интереснее и приятнее.
    Параллельные вычислительные системы

    Задумка хорошая прочитать такой курс, но реализация не удалась. Сложилось впечатление, что лектор, который читал этот курс, не разбирался в предмете. Читал его по методичке, написанной другим человеком, постоянно ошибался. Связность материала была слабая. Студенты, кому было интересно, разобрались сами и поправляли препода во время лекции. Оценка на экзамене складывалась из личной симпатии и посещаемости. Были люди, которые готовились к экзамену, отвечали достойно, а препод ставил три, приговаривая «вы не правильно говорите, все на самом деле не так!».
    Локальные и Глобальные сети

    Здесь нужно было расписываться в листе посещения на лекциях.
    Те, кто прогуляли половину лекций, но все выучили, сдавали этот экзамен очень тяжело. Даже при правильном ответе препод кричал «нет, неправильно», а на просьбу объяснить почему, продолжал «да ты вообще ничего не знаешь, я не буду на эту тему говорить».
    С теми, кто посещал, дело было по-другому. Реальная беседа препода со студентом, посетившим все лекции:
    П: какая скорость у Fast Ethernet?
    С: ыыыы… не знаю
    П: какая скорость у Gigabit Ethernet?
    С: ыыыы… гигабит
    П: молодец… давай зачетку, пять
    Корпоративные сети

    Один из немногих предметов, где преподается актуальный материал. Объем большой, но эти знания реально могут пригодиться каждому. Мне очень пригодилось, когда я настраивал домашную сеть из 4 узлов, часть из которых должны была выходить через VPN с британским адресом.
    На экзамене есть вопросы как по настройке различных служб (DHCP, DNS, Active Directory, и т.д.), так и об общих принципах построения корпоративных сетей. Отвечать нужно письменно и подробно, расписывая каждый шаг настройки. Лабы интересные, нужно настроить сетевые службы между несколькими виртуальными машинами.
    Цифровая обработка сигналов

    Очень интересный курс. Лектор руководит отделом, который занимается очень интересными вещами и высокопроизводительными системами на базе DSP.
    Лабораторные работы проходят на современных design kit-ах от Texas Instruments.
    Госэкзамен бакалавров

    Письменный. Три предмета (операционные системы, локальные сети и схемотехника). Билеты почти в точности повторяли то, что было ранее на экзаменах по этим предметам (т.е. объем материала по каждому предмету не уменьшился — фактически три экзамена в один день). Билеты выдали за 10 дней. Только два человека (один из них я) решились сдать этот экзамен без списывания. По одному предмету (сети) мне поставили 3 бала, потому что я написал ответ своими словами, опуская очевидные для себя вещи. Аппеляция все поставила на свои места, но остался неприятный осадок. Те, кто нашли в своих шпорах правильный ответ, получили пятерки.
    Интересно, что ожидали преподы от студентов, когда сообщают им о тройном экзамене за 10 дней? Что они все возьмут и выучат, особенно когда им через две недели диплом защищать надо?
    Об учебном процессе в целом

    — препователи говорят «мы учим вас учиться, добывать знания самостоятельно», хотя значительная часть экзаменов сводится к тому, что нужно дословно воспроизвести материал лекции. Если рассказал другими словами — можно получить три.
    — лучше получить двойку, потому что тройки и четверки деканат разрешал пересдавать только в исключительных случаях: если на последнем курсе видно, что у человека мог бы быть красный диплом, но одна тройка мешается.
    — если делать домашние задания добросовестно, то это отнимает безумное количество времени, а на изучение чего-нибудь интересного времени почти не остается. Большинство из предлагаемых заданий и курсовиков мало чему учат, кроме как ходить по несколько раз к преподу и стоять в очереди, чтобы показать черновик.
    — как правило, при сдаче курсовиков и домашних заданий препода больше всего интересует оформление, титульный лист и точное соблюдение гостов в тексте, формулах и рисунках. Гост на оформление текстовых документов менялся раза три за последние 20 лет. Не каждый преподаватель следил за новыми гостами, поэтому частенько приходилось дискутировать с ними на эту тему, иногда было проще сделать по старым гостам.
    — преподы очень косо, некоторые даже с ненавистью, смотрят на работающих студентов, особенно если они не смогли посетить какую-нибудь его лекцию или вовремя сделать курсач.
    — на многих предметах присутствующие студенты расписываются в листочках посещения. Тех у кого в листочке есть пропуски (у каждого лектора по-разному, но в среднем три и более), препод специально валит на экзамене, даже если человек самостоятельно осилил две толстых книги и отвечает верно.
    — на большинстве экзаменов дополнительных вопросов не задают, хорошо написанный ответ на вопрос билета это скорей всего 4 или 5. Другими словами, если предмет не учил, но хорошо списал и сделал умный вид перед преподом, то получишь хорошую оценку. Из исключений (где дополнительные вопросы могли кардинально изменить оценку) помню только матан и теоретические основы электротехники. Это я к тому, что проверка знаний здесь, на мой взгляд, слабая. Один из преподов нашей кафедры говорит «раньше задавал дополнительные вопросы, но потом перестал, чтобы не расстраиваться лишний раз».
    Курьезы в деканате

    — одногруппник поехал на два года стажировки во Францию, после возвращения должен был доучиться последний курс. Когда возвращается из Франции, и приходит учиться в сентябре, его ожидает сюрприз: по бумагам два года назад он ушел в академ и не вернулся из него. Кто-то что-то перепутал в деканате, работая с бумажками. В конце концов ему удалось восстановиться, но ценой немыслимого количества нервов: бегать с ворохом бумажек из кабинета в кабинет и доказывать, что не верблюд, а тети сильно нервничают, потому что их оторвали от пасьянса.
    — у одного студента была тройка на первом курсе, на четвертом он решил ее пересдать, чтобы получить красный диплом бакалавра. Пересдал. Ему выдали диплом с красными корочками, но с тройкой во вкладыше.
    — другому в середине третьего курса сказали, что не допустят к сессии, потому что у него якобы до сих пор не сдан экзамен за первый курс — просто какая-то бумажка потерялась.
    — понимаю, что люди не железные и никто в деканате не застрахован от ошибок, но на мой взгляд, их было слишком много за время нашей учебы.
    Послесловие

    В целом статья рассказывает о проблемах и недостатках кафедры ИУ6, которых, на мой взгляд, гораздо больше, чем преимуществ.
    Ни в коем случае не хочу оскорбить Бауманку в целом.
    Во-первых, из разговоров со студентами кафедры ИУ5, их учебная программа показалась мне гораздо более ИТ-шной, кроме того, там всего один семестр черчения, выкинут курс расчета валов и шестеренок и не читают госты на лекциях.
    Во-вторых, у меня нет ни малейшего сомнения, что машиностроительные специальности здесь преподаются гораздо качественнее, чем ИТ.
    Если бы до поступления я знал правду про свою кафедру, то не пошел бы туда.
    Но все зависит от человека: кто-то может самостоятельно освоить программирование, учась в молочном техникуме, а кто-то не вынесет ничего из того, что ему дали в МГУ.
    Никакой институт не даст полный набор навыков для хорошей работы, это невозможно: в любом случае придется доучиваться.
    Я не против устаревших предметов, представляющих собой основы, но убежден, что вуз должен поощрять стремление студента получать новые знания и опыт, работая во время учебы, а не ставить препятствия, наказывая за пропуски лекций плохой оценкой.

    habr.com

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о