Биология фундаментальная – Фундаментальная и прикладная биология – Описание программы обучения в ТГУ

Содержание

Фундаментальная и прикладная биология – Описание программы обучения в ТГУ

Магистерская программа «Фундаментальная и прикладная биология» направлена на углубленное изучение фундаментальных основ биологии, её методологии, теории и методов, на развитие у студентов эрудиции в области биологических наук, умения определять философские и социологические контексты ряда современных научных и технических проблем.
Программа является практикоориентированной включает изучение механизмов и основных закономерностей биологического действия разнообразных физических и химических факторов для понимания возможностей использования их с целью управления функциональным состоянием живых систем, для осознанного использования полученных знаний в прикладном, инновационном аспекте. Магистранты выбирают индивидуальную траекторию обучения, в соответствии со специализацией в одной из областей биологии: зоология позвоночных, зоология беспозвоночных, биология размножения и развития беспозвоночных животных, ботаника, интродукция растений, физиология человека и животных, нейробиология, биофизика, ихтиология и гидробиология. Уникальность реализуемых образовательных программ заключается в сохранении лучших традиций отечественной науки и новых методов исследования современной науки.

Краткая характеристика содержания программы

Основная образовательная программа включает базовые дисциплины, такие как:  "Философские проблемы естествознания", " История и методология биологии", "Информационная биология", "Глобальная экология" и др.

Магистранты-биологи изучают специальные дисциплины по выбранной ими специализации обучения: зоология позвоночных, зоология беспозвоночных, биология размножения и развития беспозвоночных животных, ботаника, интродукция растений, физиология человека и животных, нейробиология, биофизика, ихтиология и гидробиология.

Предложен обширный перечень дисциплин по выбору и факультативов: "Методология научного поиска", "Промышленные инновации в биологии", "Биоразнообразие", "Применение современных методов исследования генома и транскриптома в физиологиии", "Геномика", "Физиология репродуктивных систем" и другие.

Выпускники магистерской программы могут продолжить  обучение в аспирантуре ТГУ и других высших учебных заведений

Условия поступления на программу:

Поступающий должен иметь высшее образование. Поступление осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний: экзамен по направлению «Биология», собеседование по профилю магистерской программы.

studyinrussia.ru

примеры. Фундаментальная и прикладная наука

Человек, являясь частью природы и имея некоторые черты сходства с животными, особенно с приматами, однако же обладает совершенно уникальным свойством. Его головной мозг может выполнять действия, называемые в психологии когнитивными, – познавательные. Способность человека к абстрактному мышлению, связанная с развитием коры головного мозга, привела его к целенаправленному постижению закономерностей, лежащих в основе эволюции природы и общества. В результате возник такой феномен познания, как фундаментальная наука.

В этой статье мы рассмотрим пути развития ее различных отраслей, также выясним, чем теоретические исследования отличаются от практических форм когнитивных процессов.

Общее знание – что это такое?

Часть познавательной деятельности, исследующая базовые принципы строения и механизмов мироздания, а также затрагивающая причинно-следственные связи, возникающие вследствие взаимодействий объектов материального мира, – это и есть фундаментальная наука.

Она призвана изучать теоретические аспекты как естественно-математических, так и гуманитарных дисциплин. Специальная структура Организации Объединенных Наций, занимающаяся вопросами науки, образования и культуры, – ЮНЕСКО – относит к фундаментальным изысканиям именно те, которые приводят к открытию новых законов мироздания, а также к установлению связей между явлениями природы и предметами физической материи.

Почему нужно поддерживать теоретические исследования

Одним из отличительных признаков, присущих высокоразвитым государствам, является высокий уровень развития общего знания и щедрое финансирование научных школ, занимающихся глобальными проектами. Как правило, они не дают быстрой материальной выгоды и часто являются трудоемкими и дорогостоящими. Однако именно фундаментальная наука является той основой, на которой базируются дальнейшие практические опыты и внедрение полученных результатов в промышленное производство, сельское хозяйство, медицину и другие отрасли человеческой деятельности.

Наука фундаментальная и прикладная – движущая сила прогресса

Итак, глобальное познание сущности бытия во всех формах его проявления является продуктом аналитико-синтетических функций человеческого мозга. Эмпирические предположения древних философов о дискретности материи привели к появлению гипотезы о существовании мельчайших частиц – атомов, озвученной, например, в поэме Лукреция Кара «О природе вещей». Гениальные исследования М. В. Ломоносова и Д. Дальтона привели к созданию выдающегося атомно-молекулярного учения.

Постулаты, которые предоставила фундаментальная наука, послужили основанием для последующих прикладных исследований, проведенных учеными-практиками.

От теории к практике

Путь от кабинета ученого-теоретика к научно-исследовательской лаборатории может занимать многие годы, а может быть стремительным и насыщенным новыми открытиями. Например, российские ученые Д. Д. Иваненко и Е. М. Гапон в 1932 году в лабораторных условиях открыли состав атомных ядер, а вскоре профессор А. П. Жданов доказал существование внутри ядра чрезвычайно больших сил, связывающих протоны и нейтроны в единое целое. Они были названы ядерными, а прикладная дисциплина – ядерная физика – нашла им применение в циклофазотронах (один из первых создан в 1960 году в г. Дубне), в реакторах АЭС (в 1964 году в г. Обнинске), в военной промышленности. Все выше риведенные нами примеры наглядно показывают, как взаимосвязана между собой фундаментальная и прикладная наука.

Роль теоретических исследований в понимании эволюции материального мира

Неслучайно начало становления общечеловеческого знания связывают с развитием, прежде всего, системы естественных дисциплин. Наше общество изначально пыталось не только познать законы материальной действительности, но и получить над ними тотальную власть. Достаточно вспомнить известный афоризм И. В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». Для иллюстрации давайте рассмотрим, как развивалась физическая фундаментальная наука. Примеры, подтверждающие человеческий гений, можно найти в открытиях, приведших к формулировке закона всемирного тяготения.

Где используют знание закона гравитации

Все началось с опытов Галилео Галилея, доказавшего, что вес тела не влияет на скорость, с которой он падает на землю. Затем в 1666 году Исаак Ньютон сформулировал постулат вселенского значения – закон всемирного тяготения.

Теоретические знания, которые получила физика – фундаментальная наука о природе, человечество с успехом применяет в современных методах геологоразведки, в составлении прогнозов океанских приливов. Законы Ньютона используют в проведении расчетов движения искусственных спутников Земли и межгалактических станций.

Биология – фундаментальная наука

Пожалуй, ни в какой другой отрасли человеческого знания нет такого изобилия фактов, служащих ярким примером уникального развития когнитивных процессов у биологического вида Человек разумный. Постулаты естествознания, сформулированные Чарльзом Дарвином, Грегором Менделем, Томасом Морганом, И. П. Павловым, И. И. Мечниковым и другими учеными, коренным образом повлияли на развитие современной эволюционной теории, медицины, селекции, генетики и сельского хозяйства. Далее мы приведем примеры, подтверждающие тот факт, что в области биологии фундаментальная и прикладная наука тесно взаимосвязаны между собой.

От скромных опытов на грядках – к генной инженерии

В середине XIX столетия в небольшом городке на юге Чехии Г. Мендель проводил эксперименты по скрещиванию между собой нескольких сортов гороха, которые различались окраской, а также формой семян. У полученных гибридных растений Мендель собирал плоды и подсчитывал семена с различными признаками. Благодаря своей чрезвычайной скрупулезности и педантичности, экспериментатор провел несколько тысяч опытов, результаты которых представил в отчете.

Коллеги-ученые, вежливо выслушав, оставили его без внимания. А напрасно. Прошло почти сто лет, и сразу несколько ученых – Де Фриз, Чермак и Корренс – объявили об открытии законов наследственности и о создании новой биологической дисциплины – генетики. Но лавры первенства достались не им.

Фактор времени в осмыслении теоретического знания

Как оказалось впоследствии, они продублировали опыты Г. Менделя, взяв лишь другие объекты для своих исследований. К середине XX века новые открытия в области генетики посыпались как из рога изобилия. Де Фриз создает свою мутационную теорию, Т. Морган – хромосомную теорию наследственности, Уотсон и Крик расшифровывают структуру ДНК.

Однако три главных постулата, сформулированные Г. Менделем, до сих пор остаются краеугольным камнем, на котором стоит биология. Фундаментальная наука в очередной раз доказала, что ее результаты никогда не пропадают даром. Они просто ждут нужное время, когда человечество будет готовым понять и оценить новые знания по заслугам.

Роль дисциплин гуманитарного цикла в развитии глобальных познаний о мироустройстве

История - одна из самых первых отраслей человеческого знания, зародившаяся еще в античные времена. Ее основателем считают Геродота, а первым теоретическим трудом – трактат «История», написанный им же. До настоящего времени эта наука продолжает изучать события прошлого, а также выявляет возможные причинно-следственные связи между ними в масштабе как общечеловеческой эволюции, так и в развитии отдельных государств.

Выдающиеся исследования О. Конта, М. Вебера, Г. Спенсера послужили весомым доказательством в пользу утверждения о том, что история – фундаментальная наука, призванная устанавливать законы развития человеческого общества на различных этапах его развития.

Ее прикладные отрасли – экономическая история, археология, история государства и права – углубляют наши представления о принципах организации и эволюции социума в контексте развития цивилизаций.

Юриспруденция и ее место в системе теоретических наук

Как функционирует государство, какие закономерности можно выявить в процессе его развития, каковы принципы взаимодействия государства и права – на эти вопросы отвечает фундаментальная юридическая наука. Она содержит в себе наиболее общие для всех прикладных отраслей правоведения категории и понятия. Их затем успешно применяют в своей работе криминалистика, судебная медицина, юридическая психология.

Юриспруденция обеспечивает соблюдение правовых норм и законов, что является важнейшим условием сохранения и процветания государства.

Роль информатики в процессах глобализации

Чтобы представить себе, насколько востребована эта наука в современном мире, приведем следующие цифры: более 60% всех рабочих мест в мире оснащены компьютерной техникой, а в наукоемких производствах показатель возрастает до 95 %. Стирание информационных барьеров между государствами и их населением, создание глобальных мировых торговых и экономических монополий, образование интернациональных коммуникативных сетей невозможно без IT-технологий.

Информатика как фундаментальная наука создает комплекс принципов и методов, обеспечивающих компьютеризацию механизмов управления любыми объектами и процессами, происходящими в социуме. Ее наиболее перспективные прикладные отрасли – это разработка сетей, экономическая информатика, а также компьютерное управление производства.

Экономика и ее место в мировом научном потенциале

Экономическая фундаментальная наука является базой для современного межгосударственного промышленного производства. Она выявляет причинно-следственные связи между всеми субъектами хозяйственной деятельности общества, а также развивает методологию единого экономического пространства в масштабах современной человеческой цивилизации.

Зародившись в трудах А. Смита и Д. Рикардо, впитав идеи М. Фридмана о монетаризме, современная экономическая наука широко использует концепции неоклассики и мейнстрима. На их основе сформировались прикладные отрасли: региональная и постиндустриальная экономика. Они изучают как принципы рационального размещения производства, так и последствия научно-технической революции.

В данной статье мы выяснили, какую роль играет в развитии общества фундаментальная наука. Примеры, приведенные выше, подтверждают ее первостепенное значение в познании законов и принципов функционирования материального мира.

fb.ru

Общая биология | Student Guru

На этой странице я буду выкладывать материалы по биологии, собранные за долгое время. Эти материалы очень помогли многим моим знакомым при поступлении в ведущие ВУЗы и просто для подготовки к экзаменам. Постараюсь, чтобы новые публикации появлялись более-менее регулярно.

Очень часто вступительный экзамен по биологии сопровождается экзаменом по химии. Поэтому, в ближайших планах начать подобный раздел по химии.

Основные темы по биологии

Строение клетки

Основы цитологии. Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица живого. Строение и функция ядра, цитоплазмы и ее основных органоидов. Особенности строения клеток прокариот и эукариот.

Химический состав клетки

Содержание химических элементов в клетке. Вода, соли, их роль в жизнедеятельности клетки.
Органические вещества: липиды, АТФ, биополимеры (белки, углеводы, нуклеиновые кислоты), их роль в клетке. Ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности. Самоудвоение ДНК.

Общие принципы клеточного метаболизма

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке и его сущность. Значение АТФ в энергетическом обмене. Пластический обмен. Фотосинтез. Пути повышения продуктивности сельскохозяйственных растений. Биосинтез белков. Ген и его роль в биосинтезе. Код ДНК. Реакции матричного синтеза. Взаимосвязь процессов пластического и энергетического обмена.

Вирусы

Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.

Размножение

Размножение и индивидуальное развитие организмов. Деление клетки, мейоз и оплодотворение – основа размножения и индивидуального развития организмов. Подготовка клетки к делению. Удвоение молекул ДНК. Хромосомы, их гаплоидный и диплоидный набор, постоянство числа и формы. Деление клетки и его значение. Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение.

Основы генетики

Основные закономерности наследственности и изменчивости организмов и их цитологические основы. Предмет, задачи и методы генетики. Моно- и дигибридное скрещивание. Законы Г. Менделя. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Единообразие первого поколения. Промежуточный характер наследования. Закон расщепления признаков. Статистический характер явлений расщепления.  Закон независимого наследования. Генетика пола. Хромосомная теория наследственности. Значение генетики. Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Мутации. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.  Генетика и теория эволюции. Генетика популяций. Формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий. Основы селекции. Селекция растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Роль естественного отбора в селекции. Селекция животных.

Эволюционное учение

Эволюционное учение. Додарвиновский период развития биологии. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина. Значение теории эволюции. Критерии вида. Популяция – единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Ведущая роль естественного отбора в эволюции. Роль искусственного отбора и наследственной изменчивости. Видообразование. Результаты эволюции. Развитие органического мира. Биологический прогресс и регресс. Возникновение жизни на Земле.

Основы экологии

Основы экологии. Предмет и задачи экологии. Математическое моделирование в экологии. Экологические факторы. Деятельность человека как экологический фактор. Комплексное воздействие факторов на организм. Ограничивающие факторы. Вид, его экологическая характеристика. Популяция. Рациональное использование видов. Биогеоценоз. Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Саморегуляция. Смена биогеоценозов. Агроценозы. Повышение продуктивности агроценозов. Охрана биогеоценозов.

Антропогенез

Происхождение человека. Дарвин о происхождении человека от животных. Движущие силы антропогенеза: биологические и социальные факторы. Роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа. Человеческие расы, их происхождение и единство. Антинаучная и реакционная сущность социального дарвинизма и расизма.

Биосфера

Основы учения о биосфере. Биосфера и ее границы. Биомасса поверхности суши, Мирового океана, почвы. Живое вещество, его функции. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Вернадский о возникновении биосферы. Биосфера в период научно-технического прогресса. Влияние деятельности человека на многообразие видов, природные сообщества. Проблемы окружающей среды: загрязнение, сохранение видового разнообразия, биоценозов, ландшафтов.

Ботаника

Ботаника – наука о растениях. Растительный мир — составная часть природы. Цветковое растение и его строение.

ЕГЭ по биологии

 


www.studentguru.ru

Биология. Основные понятия, классификации, законы биологии. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №11

11.1 Основные понятия, уровни биосистеми их составляющие

Биология наука о жизни, о ее возникновении и развитии, составе, структуре и функциях живых существ, способах существования и организации живых существ и их сообществ от вирусов до человеческого общества. Это одна из сложнейших наук, требующая глубоких знаний физики, химии, математики, кибернетики, палеонтологии и других естественных наук. Биоорганизмы и системы имеют сложную многоуровенную структуру, с множеством явных и неявных связей, многопараметрическое функционирование органов, организмов и популяций. По мнению академика Г. Иваницкого, возглавляющего институт Биофизики клетки РАН, математическое описание функционирования клетки потребует десятки лет напряженной работы биологов, математиков, физиков и химиков. Описание сложных организмов, включающих десятки миллиардов взаимодействующих клеток, задача еще более грандиозная. Современные физические, химические, математические т кибернетические методы это только начало решения задач биологии. Современная биология в основном только описывает явления живой природы и классифицирует их, часто без глубокого проникновения в суть жизненных процессов.

Основными методами биологии являются наблюдение, опыт, биологический эксперимент, сравнение и обобщение для построения гипотез и теорий. Исторический метод изучения развития, эволюции жизни на Земле. Моделирование на ЭВМ отдельных био процессов и явлений. Биология включает целый ряд обособленных наук – ботанику. Зоологию, экологию, генетику, биофизику, биохимию, микробиологию, эволюционное учение и другие.

Существует множество определений жизни, начиная от гениального определения Ф. Энгельса (Жизнь способ существования белковых тел …..) и заканчивая современными кибернетическими свойствами жизни. Но нет универсального определения, учитывая многообразие свойств и функций жизни. Отметим важнейшие отличия живых систем от не живых. Живая система самообновляющаяся, саморегулирующаяся и самовоспроизводящаяся, благодаря протекающему через нее потоку, веществ, энергии и информации. Это может служить одним из определений живой системы.

Биологические системы имеют несколько уровней по масштабам и функционированию.

  1. Молекулярный уровень. Все живые существа состоят из 20 одинаковых аминокислот, 5 одинаковых азотистых оснований и 2 моносахарида, входящих в состав нуклеиновых кислот. 98% массы живых существ состоят из микроэлементов углерода, водорода, кислорода, азота , серы и фосфора. Около 1,9 % составляют микроэлементы серы, фосфора, хлора, калия, магния, натрия, кальция и железа. Живыми существами молекулярного уровня являются вирусы размером от 20 до 300 нм.

  2. Клеточный уровень. Клетка является основой самостоятельно функционирующей биологической единицей. Согласно основных положений клеточной теории, созданной в 1838-39 гг. ботаником М. Шлейденом и зоологом Т. Швани, клетка:

    1. Структурная единица строения одно и много клеточных существ.

    2. Функциональная единица живого организма. На уровне клетки протекают все основные процессы жизнедеятельности организмов.

    3. Репродуктивная единица. Это минимальная единица воспроизведения живых существ, бесполого или полового.

    4. Клеточное строение основа единства органического мира.

В состав клетки входят органические вещества – белки , углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты, АТФ и неорганические вода и минеральные соли.

  1. Органный уровень. Это совокупность органов составляющих живой организм. Каждый орган выполняет определенную функцию питания, дыхания, метаболизма , передвижения, размножения и другие. Орган может существовать отдельно или входить в систему органов выполняющих определенные функции.

  2. Организменный уровень. Организм как целое или особь, есть элементарная единица жизни. Вне ее жизни не существует. На земле насчитывается около 1 млн видов животных и 0,5 млн. видов растений.

  3. Популяционно-видовой уровень. Популяция одного вида, состоящего из особей – первая макросистема в биологии.

  4. Биогеоценотический уровень. Биоценоз это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивое сообщество популяций разных видов, связанных между собой и окружающей средой обменом веществ, энергии и информации.

  5. Биосферный уровень. Глобальная экосистема, включающая живое вещество, вместе с частями атмосферы, гидросферы и литосферы, способная трансформировать солнечную и другие виды энергии, вовлекая их в кругооборот вещества, энергии и информации.

Важнейшей составляющей клетки являются белки. Это молекулярные цепочки, уложенные в 3-х мерные структуры. в форме переплетенных шаров. Они выполняют следующие функции; сигнальная ( раздражимость), двигательная (белки мыщц), транспортная (гемоглобин), защитная (антитела), энергетическая (расщепление 1 г белка дает энергию 17,6 кДж)., регуляторная (гормоны) и строительная, как материал для структуры клетки. При вредных воздействиях происходит денатурация белков _ разрушение их 3-х мерной структуры, и они теряют многие жизненные функции. При подходящих условиях может происходить обратный процесс ренату рации белков.

Второй важной составляющей являются углеводы. Они состоят из цепочки молекул углерода, окруженных атомами водорода, кислорода и гидроксильной группы ОН. Например, химическая формула глюкозы С6 Н12 О6, причем атомы соединены между собой по определенной структурной формуле. Углеводы и жиры выполняют энергетические функции, хранят запасы питательных веществ и тепло изолируют организм (подкожный жир).

ДНК - дезоксирибонуклеиновая кислота, состоит полинуклеотидных цепочек, закрученных спиралью вправо. Это основной носитель закодированной информации о программе жизни организма,. Способный точно воспроизводить ее, для передачи следующим поколениям.. Путем репликации (копирования с удвоением) образуются две новых одинаковых молекул ДНК из одной материнской.

РНК – рибонуклеиновая кислота, все виды которой представлены одной полинуклеотидной цепочкой. Она передает информацию от ДНК к месту синтеза белка, транспортирует аминокислоты к месту синтеза белка. Рибосомная РНК обеспечивает функционирование и индивидуальность рибосом.

АТФ – аденозинитрофосфат, состоит из пурина, аденина, рибозы и трех фосфатных групп. Для синтеза АТФ требуется 30,6 кДж энергии на 1 моль. Это стандартная единица накопления энергии. При меньшой энергии АТФ не образуется, и энергия рассеивается в виде тепла. Избыток энергии, после образования АТФ, также рассеивается в виде тепла. Источниками энергии и питания живых организмов является солнечное излучение, за счет фотосинтеза или энергия химических связей, поглощаемых молекул – хемосинтез. При фотосинтезе фотон попадает на атом магния, находящийся в центре молекулы хлорофилла, и выбивает из нее электрон. Этот высокоэнергичный электрон отдает часть энергии для образования АТФ, через цепь переносчиков. Затем он соединяется с катионом водорода и порождает очень активный атом водорода. В свою очередь магний восстанавливается, отбирая электрон у гидроксильной группы ОН, которая становится очень активной. Процесс взаимодействия 4-х таких частиц порождает молекулу кислорода и две молекулы воды по химической формуле:

4 ОН > О2^ = 2 Н2О Полная формула фотосинтеза такова:

6 СО2 = 6 Н2О => C6Н12О6 + 6 О2

При этом из углекислого газа и воды синтезируются глюкоза и кислород.

studfiles.net

Биология | Биология

Биология — это наука, изучающая живые организмы. Она раскрывает закономерности жизни и ее развития как особого явления природы.

Среди других наук биология является фундаментальной дисциплиной, относится к ведущим разделам естествознания.

Термин «биология» состоит из двух греческих слов: «биос» – жизнь, «логос» – учение, наука, понятие.

Впервые был употреблен для обозначения науки о жизни в начале XIX. Это сделали независимо друг от друга Ж.-Б. Ламарк и Г. Тревиранус, Ф. Бурдах. В это время биология обособляется из естественных наук.

Биология изучает жизнь во всех ее проявлениях. Предметом биологии являются строение, физиология, поведение, индивидуальное и историческое развитие организмов, их взаимосвязь между собой и окружающей средой. Поэтому биология представляет собой систему, или комплекс, наук, во многом взаимосвязанных. Различные биологические науки возникали на протяжении истории развития науки в следствии обособления различных областей изучения живой природы.

В качестве крупных разделов биологии выделяют зоологию, ботанику, микробиологию, вирусологию и др. как науки, изучающие различные по ключевым моментам строения и жизнедеятельности группы живых организмов. С другой стороны, изучение общих закономерностей живых организмов привело к появлению таких наук как генетика, цитология, молекулярная биология, эмбриология и др. Изучение строения, функциональности, поведения живых существ, их взаимоотношений и исторического развития породило морфологию, физиологию, этологию, экологию, эволюционное учение.

Общая биология изучает наиболее универсальные свойства, закономерности развития и существования живых организмов и экосистем.

Таким образом, биология — это система наук.

Бурное развитие в биологии наблюдалось во второй половине XX века. Это в первую очередь было связано с открытиями в области молекулярной биологии.

Несмотря на свою богатую историю, и в настоящее время в биологических науках продолжают совершаться открытия, ведутся дискуссии, пересматриваются многие концепции.

В биологии особое внимание уделяется клетке (так как она является основной структурно-функциональной единицей живых организмов), эволюции (так как жизнь на Земле претерпевала развитие), наследственности и изменчивости (лежащих в основе преемственности и приспособляемости жизни).

Выделяют ряд последовательных уровней организации жизни: молекулярно-генетический, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный. На каждом из них жизнь проявляется по-своему, что изучается соответствующими биологическими науками.

Значение биологии для человека

Для человека биологические знания в первую очередь имеют следующее значение:

  • Обеспечение человечества питанием.
  • Экологическое значение – контроль за окружающей средой, чтобы она была пригодной для нормальной жизни.
  • Медицинское значение – увеличение продолжительности и качества жизни, борьба с инфекциями и наследственными заболеваниями, разработка лекарств.
  • Эстетическое, психологическое значение.

Человека можно рассматривать как один из результатов развития жизни на Земле. Жизнь людей все еще находится в сильной зависимости от общебиологических механизмов жизнедеятельности. Кроме того, человек влияет на природу и сам испытывает на себе ее воздействие.

Деятельность человека (развитие промышленности и сельского хозяйства), рост народонаселения стали причиной экологических проблем на планете. Происходит загрязнение окружающей среды, разрушение природных сообществ.

Для разрешения экологических проблем необходимо понимание биологических закономерностей.

Кроме того, многие разделы биологии имеют значение для здоровья человека (медицинское значение). Здоровье людей находится в зависимости от наследственности, среды жизни и образа жизни. С этой точки зрения наиболее важны такие разделы биологии как наследственность и изменчивость, индивидуальное развитие, экология, учения о биосфере и ноосфере.

Биология решает задачи обеспечения людей продуктами питания, лекарствами. Биологические знания лежат в основе развития сельского хозяйства.

Таким образом, высокий уровень развития биологии является необходимым условием благополучия человечества.

biology.su

Фундаментальная и прикладная биология - Биологический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова — Учёба.ру

В вуз после колледжа

Выигрышная траектория образования: школа - колледж - вуз. Узнай правила!

Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА

120 лет опыта подготовки

Международный колледж искусств и коммуникаций

МКИК — современный колледж

Английский язык

Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.

15 правил безопасного поведения в интернете

Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.

Олимпиады для школьников

Перечень, календарь, уровни, льготы.

Первый экономический

Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Билет в Голландию

Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.

Цифровые герои

Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.

Работа будущего

Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет

Профессии мечты

Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.

Экономическое образование

О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.

Гуманитарная сфера

Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.

Молодые инженеры

Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.

Табель о рангах

Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.

Карьера в нефтехимии

Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.

www.ucheba.ru

1. Значение биологии, как фундаментальной науки её понимании единство человечества и биосферы Земли


1.Значение биологии, как фундаментальной науки её понимании единство человечества и биосферы Земли. Явления жизни и явления мертвой природы, взятые с геологической, т. е. с планетной, точки зрения, являются проявлением единого процесса. ...Мы получили в науке ряд наблюдений и достижений, которые указывают на огромное значение организмов в земной коре, в частности в химических ее процессах, и которые давно заслуживают систематической сводки и научной обработки с точки зрения общего проявления свойств живого. Около 70 лет назад выдающийся ученый академик В. И. Вернадский разработал учение о биосфере — оболочке Земли населенной; живыми организмами. В. И. Вернадский распространил понятие биосферы не только на организмы, но и на среду их обитания. Достижения биологии последнего времени привели к возникновению принципиально новых направлений в нау­ке, ставших самостоятельными разделами в комплексе биологических дисциплин. Так, раскрытие молекулярного строения структурных единиц наследственности (генов) послужило основой для создания генной инженерии.

2.Биосоциальная природа человека, как отражение эволюционно обусловленной иерархии системы живой природы.

На планете среди других существ людям принадлежит уникальное место, что обусловлено приобретением ими в процессе антропогенеза особого качества — социальной сущности. Это означает, что уже не биологические механизмы, а в первую очередь общественное устрой­ство, интеллект, производство, труд обеспечивают выживание, всесвет­ное и даже космическое расселение, благополучие человечества. Социальность, однако, не противопоставляет людей остальной живой природе. Человек остается включенным в систему органического мира. Этот мир складывался и развивался на протяжении большей части истории планеты независимо от человеческого фактора, более того, на опреде­ленном этапе своего развития он этот фактор породил. Человечество составляет своеобразный, но неотъемлемый компонент биосферы. Крупный отечественный патолог И. В. Давыдовский писал, что естественность и законность болезней вытекают из основных свойств жизни, а именно из универсального и важнейшего свойства организмов — приспосабли­ваться к меняющимся условиям внешней среды. По его мнению, полнота такого приспособления и есть полнота здоровья.

3.Единство материального субстрата жизни к жизненных явлений на молекулярном уровне.

Взаимопроникновение идей и методов различных областей естество­знания (физики, химии, биологии), возникновение наук на стыке этих областей (биофизика, биохимия, молекулярная биология) повлекли за собой расширение классификации, вплоть до выделения молекулярного и электронно-атомного уровней. Медико-биологические исследования, проводимые на этих уровнях, уже сейчас дают практический выход в здравоохранение. Так, приборы, основанные на явлениях электронного парамагнитного и ядерного магнитного резонанса, с успехом применяют для диагностики заболеваний и состояний организма. В силу ограниченной стабильности молекул или ошибок синтеза в ДНК (время от времени, но неизбежно) случаются нарушения, которые изменяют информацию генов. В последующей редупликации ДНК эти изменения воспроизводятся в молекулах-копиях и наследуются орга­низмами дочернего поколения. Указанные изменения возникают и тиражируются закономерно, что и делает редупликацию ДНК конва­риантной, т.е. происходящей иногда с некоторыми изменениями. Такие изменения в генетике получили название генных (или истинных) мутаций. Конвариантностъ редупликации, таким образом, служит основой мутационной изменчивости.

4. Вода, как первичная среда жизни и ее физико-химические свойства.Вода входит в состав клеток, межклеточного вещества, тканевой жидкости и лимфы. Она составляет 65—70 % массы тела человека, а кровь и лимфа содержат свыше 90 % воды. Значение воды состоит в том, что все хими­ческие превращения происходят только в водных раство­рах. Вода — растворитель органических и неорганических соединений. Дипольный характер молекулы воды позволяет ей формировать вокруг белков водную (сольватную) обо­лочку, препятствующую склеиванию их друг с другом. Это связанная вода, составляющая 4—5 % от всего ее, со­держания. Остальную воду (около 95 %) называют сво­бодной. Свободная вода является универсальным раство­рителем для многих органических и неорганических со­единений. Большинство химических реакций идет только в растворах. Проникновение веществ в клетку и выведе­ние из нее продуктов диссимиляции в большинстве слу­чаев возможно только в растворенном виде. Вода прини­мает и непосредственное участие в биохимических реакциях (реакции гидролиза). Вода участвует в регуляции осмотического давления в клетках.

5. Значение генетического экологического и хронобиологического подходов к изучению развития и жизнедеятельности человека в формировании науки о здоровье и развитии профилактической медицины.

Биологизаторские тенденции в оценке природы человека очень оживились в настоящее время. Это связано с развитием молекулярной биологии и генетики, которые открыли перед медициной перспективу генной инженерии. Экологические исследования имеют важную практическую направленность для решения вопросов медицинской паразитологии и эпидемиологии. По результатам исследования биологии паразитов человека и их жизненных циклов Скрябин поставил главную задачу девастации (полного уничтожения гельминтов). Одна из современных областей биологии – хронобиология, изучает механизм регуляции суточных ритмов митотической активности. Имеет важное значение для медицины: Суточная периодичность количества митозов указывает на регулируемость организмов (репарация тканей). Методы молекулярной генетики генной инженерии позволяют не только диагностировать целый ряд генных мутаций и устанавливать нуклеидную последовательность отдельных генов человека, но и клонировать их. С помощью методов генной инженерии стало возможно получать первичные генные продукты (инсулин). Это определяет перспективы – терапии наследственных болезней, обусловленных генными мутациями. Применение метода пальмоскопии можно установит отцовство ребенка. Этот метод применяется при диагностике хромосомных болезней (Дауна, Шерешевского, и др.) Близнецовый метод: помогает выявить ошибки при определении монозиготности близнецов. Генеалогический метод широко используют в медико - генетических консультациях для прогнозирования потомства.
6.Поток информации в клетке биосинтез белка и его регуляция. Пластический и энергетический обмен.

Жизнедеятельность клетки как единицы биологической активно­сти обеспечивается совокупностью взаимосвязанных, приуроченных к определенным внутриклеточным структурам, упорядоченных во вре­мени и пространстве обменных (метаболических) процессов. Эти процессы образуют три потока: информации, энергии и веществ. Благодаря наличию потока информации клетка на основе многове­кового эволюционного опыта предков приобретает структуру, отвеча­ющую критериям живого, поддерживает ее во времени, а также передает в ряду поколений. В потоке информации участвуют ядро (конкретно ДНК хромо­сом), макромолекулы, переносящие информацию в цитоплазму (мРНК), цитоплазматический аппарат трансляции (рибосомы и поли­сомы, тРНК, ферменты активации аминокислот). На завершающем этапе этого потока полипептиды, синтезированные на полисомах, приобретают третичную и четвертичную структуры и используются в качестве катализаторов или структурных белков (рис. 2.7). Кроме основного по объему заключенной информации ядерного генома в эукариотических клетках функционируют также геномы митохондрий, а в зеленых растениях — и хлоропластов.
7. Клеточная теория, ее положения и основные этапы развития (М. Шлейден. Т. Шванн. Р. Вихров). Современное состояние клеточной теории и значение для медицины.

Клеточная теория сформулирована немецким исследователем, зоо­логом Т. Шванном (1839). Поскольку при создании этой теории Швакн широко пользовался работами ботаника М. Шлейдена, последнего то праву считают соавтором клеточной теории. Исходя из предположена о схожести (гомологичности) растительных и животных клеток, доказываемой одинаковым механизмом их возникновения; Шванн обоб­щил многочисленные данные в виде теории, согласно которой клетки являются структурной и функциональной основой живых существ. В конце XIX столетия немецкий патолог Р. Вирхов на основе новых фактов пересмотрел клеточную теорию. Ему принадлежит вывод о том, что клетка может возникнуть лишь из предсуществующей клетки. Клеточная теория в современном виде включает три главных положения. Первое положение соотносит клетку с живой природой планеты в целом. Оно утверждает, что жизнь, какие бы сложные или простые (например, вирусы) формы она ни принимала, в ее структурном, функциональном и генетическом отношении обеспечивается в конечном итоге только клеткой.
8. Кариотип человека. Морфофункциональная характеристика и классификация хромосом человека. Роль изучения кариотипа для выявления патологии человека.

В результате этих исследований стало очевидным, что наследст­венность и изменчивость обусловлены функционированием одного и того же материального субстрата. В первые десятилетия XX в. были получены данные, свидетельст­вующие в пользу зависимости состояния признаков от характера взаимодействия генов, что выходило за рамки отношений доминант­ности и рецессивности, описанных еще Менделем. Отсюда появилось Представление о генетическом аппарате как о системе взаимодейст­вующих генов — генотипе, который сосредоточен в хромосомном на­боре — кариотипе. Кариотип — диплоидный набор хромосом, свойствен­ный соматическим клеткам ор­ганизмов данного вида, являющийся видоспецифическим признаком и характеризуется определенным числом, строением и генетическим составом хромосом. Каждый вид хромосом в кариотипе, содержащий определенный комплекс генов, унаследованными от родителей с их половыми клетками. Двойной набор генов, заключенный в кариотипе, генотип – это уникальное сочетание парных аллелей геномов. В генотипе содержится программа развития конкретной особи.

9. Медико-биологические аспекты экологических проблем человека.

Получая от окружающей среды сред­ства к существованию в таком количестве, которое полностью восста­навливалось за счет естественных процессов биотического круговорота, люди возвращали в биосферу то, что использовали другие организмы для своей жизнедеятельности. Универсальная способность микро организмов разрушать органическое вещество, а растений — превращать минеральные вещества в органические обеспечивала включение продуктов хозяйственной деятельности людей в биотический круго­ворот. В настоящее время человек извлекает из биосферы сырье в значи­тельном и все возрастающем количестве, а современные промышлен­ность и сельское хозяйство производят или применяют вещества, не только не используемые другими видами организмов, но нередко и ядовитые. В результате этого биотический круговорот становится незамкнутым. Вода, атмосфера, почвы загрязняются отходами произ­водства, вырубаются леса, истребляются дикие животные, разрушаются природные биогеоценозы. В настоящее время челове­чество стоит перед возможностью экологического кризиса. Основные пути воздейст­вия людей на природу заключаются в расходовании естественных богатств в виде минерального сырья, почв, водных ресурсов; загряз­нении среды, истреблении видов, разрушении биогеоценозов.
10. Организация открытых биологических систем в пространстве и во времени.

Идея единства мира живых существ находит свое подтверждение также в экологических исследованиях, относящихся главным образом к XX в. Представления о биоценозе (В. Н. Сукачев) или экологической системе (А. Тенсли) раскрывают универсальный механизм обеспече­ния важнейшего свойства живого — постоянно происходящего в при­роде обмена веществ и энергии. Названный обмен возможен только в случае сосуществования на одной территории и постоянного взаимо­действия организмов разного плана строения (продуцентов, консументов, деструкторов) и уровня организации. Учение о биосферен ноосфере (В. И. Вернадский) раскрывает место и планетарную роль живых форм, включая человека, в природе, так же как и возможные последствия ее преобразования людьми. Каждый крупный шаг на пути познания фундаментальных законов жизни неизменно оказывал влияние на состояние медицины, приводил к пересмотру содержания и понимания механизмов патологических процессов. Соответственно пересматривались принципы организации лечебной и профилактической медицины, методы диагностики и лечения. Так, исходя из клеточной теории и разрабатывая ее дальше, Р. Вирхов создал концепцию клеточной патологии (1858), которая на долгое время определила главные пути развития медицины. Эта концепция, прида­вая особое значение в течении патологических состояний структурно-химическим изменениям на клеточном уровне, способствовала возникновению в практическом здравоохранении паталогоанатомической, службы.

11. Закономерности проявления свойств живого в развитии и структурно-функциональной организации органов и тканей организма человека.

Обязательные свойства жизни более подроб­но. Живым существам присущ особый способ взаимодействия с окру­жающей средой —обмен веществ. Его содержание составляют взаимосвязанные и сбалансированные процессы ассимиляции (анабо­лизм) и диссимиляции (катаболизм). Результатом ассимиляции является образование и обновление структур организма, диссимиляции — рас­щепление органических соединений с целью обеспечения различных сторон жизнедеятельности необходимыми веществами и энергией. Для осуществления обмена веществ необходим постоянный приток опре­деленных веществ извне; некоторые продукты диссимиляции выделя­ются во внешнюю среду. Таким образом, организм является по отношению к окружающей среде открытой системой. Он способен противостоять нарастанию энтропии, сохранять высокий уровень упорядоченности. Хранение информации в ДНК, утилизация ее в процессе жизнеде­ятельности путем переноса на белки и далее на различные биологиче­ские структуры находят свое отражение в наличии генотипа и фенотипа} что также обязательно для всех живых существ. Воплощение исходной наследственной информации генотипа в информацию рабо­чих структур организма происходит в процессе онтогенеза — индивиду­ального развития, типичного для живых форм. В ходе этого процесса проявляется такое свойство, как способность к росту.

12. Задачи биологии человека, как базисной дисциплины в системе естественнонаучной и профессиональной подготовки врача широкого профиля.

Биологическая подготовка играет принципиальную и все более возрастающую роль в структуре медицинского образования. Будучи фундаментальной естественнонаучной дисциплиной, биология рас­крывает закономерности возникновения и развития, а также необхо­димые условия сохранения жизни как особого явления природы нашей планеты. Человек, отличаясь несомненным своеобразием в сравнении с другими живыми формами, тем не менее, представляет собой зако­номерный результат и этап развития жизни на Земле, поэтому само его существование прямо зависит от общебиологических (молекуляр­ных, клеточных, системных) механизмов жизнедеятельности. Велика роль курса биологии не только в естественнонаучной, но и в мировоззренческой подготовке врача. Предлагаемый1 материал учит разумному и осознанно внимательному отношению к окружающей природе, себе самому и окружающим как части этой природы, спо­собствует выработке критической оценки последствий воздействия человека на среду обитания. Биологические знания воспитывают бережное и уважительное отношение к детям и лицам преклонного возраста. Открывшаяся на рубеже веков в связи с развитием геномики возможность активно и фактически произвольно изменять генетиче­скую конституцию людей неизмеримо увеличивает ответственность врача, требуя от него неукоснительного следования этическим нормам, гарантирующим соблюдение интересов пациента.

13. Организм, как открытая саморегулирующая система. Понятие о гомеостазе. Теория генетическая, клеточные и системные основы гомеостаза.

Живой организм, будучи в энергетическом и вещественном плане открытой системой, на любом этапе индивидуального развития существует в единстве со средой обитания. При этом, несмотря на определенные, иногда значительные колебания характеристик среды он сохраняет себя во времени и пространстве как отдельную биологиче­скую единицу, отличающуюся постоянством морфологии, основных функциональных и поведенческих характеристик, физико-химических параметров клеток, тканевой жидкости, крови. Свойство живых форм поддерживать постоянство своей внутренней среды, а также главные черты присущей ему организации, несмотря на изменчивость параметров окружающей среды, называется гомеостазом. Основу гомеостаза составляют механизмы, сложившиеся в процессе эволюции и поэтому закрепленные генетически. Эффективность механизмов гомеостаза во многом определяется генотипами особей, разнообразие которых в пределах генофонда вида объясняет индивиду­альные особенности уровня структурно-функциональной стабильности конкретных организмов, различия их нормы реакции на одно и то же изменение окружающей среды. Поддержание генетического постоянства внутренней среды организма или состояния генетического гомеостаза осуществляется при помощи неспецифических и специфических (дейс­твующих строго против конкретного чужеродного агента) защитных механизмов. К первым относятся, например, барьерные свойства кожи и слизистых оболочек, антимикробные свойства лизоцима слюны, фагоцитоз. Вторые представлены механизмами клеточного и гумо­рального иммунитету, аллергическими реакциями.
14. Исторический метод и современный системный подход основа познания общих законов и закономерности жизнедеятельности человека.

По мере накопления конкретных знаний наряду с представлением о разнообразии организмов возникла идея о единстве всего живого, Особенно велико значение этой идеи для медицины, так как это указывает на универсальность биологических закономерностей для всего органического мира, включая человека. В известном смысле история современной биологии как науки о жизни представляет собой цепь крупных открытий и обобщений, подтверждающих справедли­вость этой идеи и раскрывающих ее содержание. Современная теория эволюции обращает внимание на условность грани между живой и неживой природой, между живой природой и человеком. Результаты изучения молекулярного и атомного состава клеток и тканей, строящих тела организмов, получение в химической лаборатории веществ, свойственных в естественных условиях только живому, доказали возможность перехода в истории Земли от неживого к живому. Не противоречит законам биологической эволюции появ­ление на планете социального существа — человека. Клеточная орга­низация, физико-химические и генетические законы неотделимы от его существования, так же как и любого другого организма. Эволюци­онная теория показывает истоки биологических механизмов развития и жизнедеятельности людей, т.е. того, что может быть названо их биологическим наследством.

15. Прокариотипические и эукарнотипическне клетки, их сравнительная характеристика.

Клеткам прокариоттеского типа (рис. 2.1) свойственны малые размеры (не более 0,5—3,0 мкм в диаметре или по длине), отсутствие обособленного ядра, так что генетический материал в виде ДНК не отграничен от цитоплазмы оболочкой. В клетке отсутствует развитая система мембран. Генетический аппарат представлен ДНК единствен­ной кольцевой хромосомы, которая лишена основных белков — гистонов (гистоны являются белками клеточных ядер). Благодаря значительному количеству диаминокислот аргинина и лизина гистоны имеют щелочной характер. Различия прокариотических и эукариотических клеток по наличию гистонор указывают на разные механизмы регуляции функции гене­тического материала. В прокариотических клетках отсутствует клеточный центр. Тип клеточной организации представлен двумя подтипами. Особенностью организмов простейших (рис. 2.2) является то, что они (исключая колониальные формы) соответствуют в струк­турном отношении уровню одной клетки, а в физиологическом — полноценной особи. В связи с этим одной из черт клеток части простейших является наличие в цитоплазме миниатюрных образова­ний, выполняющих на клеточном уровне функции жизненно важных органов многоклеточного организ­ма.

16. Фундаментальные свойства жизни их разнообразие и атрибуты жизни.

Живым существам присущ особый способ взаимодействия с окру­жающей средой — обмен веществ. Его содержание составляют взаимосвязанные и сбалансированные процессы ассимиляции (анабо­лизм) и диссимиляции (катаболизм). Результатом ассимиляции является образование и обновление структур организма, диссимиляции — рас­щепление органических соединений с целью обеспечения различных сторон жизнедеятельности необходимыми веществами и энергией. Для осуществления обмена веществ необходим постоянный приток опре­деленных веществ извне; некоторые продукты диссимиляции выделя­ются во внешнюю среду. Таким образом, организм является по отношению к окружающей среде открытой системой. Жизнь представляет собой постоянный процесс самообновления, в результате которого воссоздаются структуры, соответствующие снаши­ваемым и утрачиваемым. Это достигается благодаря использованию живыми формами для построения своих структур и обеспечения всех сторон жнзнед,еятелъности~биологической (генетической) информации. Последняя отбиралась по признаку биологической полезности в про­цессе эволюции видов, населяющих планету. Она хранится, записанная с помощью специального кода, в наследственном веществе клеток.
17. Создание хромосомной теории наследственности.

Работы Т. Моргана и его сотрудников не только подтвердили значение хромосом как основных носителей наследственного матери­ала, представленного отдельными генами, но и установили линейность расположения их по длине хромосомы. Доказательством связи материального субстрата наследственности и изменчивости с хромосомами было, с одной стороны, строгое соответствие открытых Г. Менделем закономерностей наследования признаков поведению хромосом в ходе митоза, при мейозе и оплодот­ворении. Согласно хромосомной теории наследственности, совокупность генов, входящих в состав одной хромосомы, образует группу сцепления. Каждая хромосома уникальна по набору заключенных в ней генов. Число групп сцепления в наследственном материале организмов данного вида определяется, таким образом, количеством хромосом в гаплоидном наборе их половых клеток. При оплодотворении образуется диплоидный набор, в котором каждая группа сцепления представлена двумя вариан­тами — отцовской и материнской хромосомами, несущими оригиналь­ные наборы аллелей соответствующего комплекса генов. Представление о линейности расположения генов в каждой хро­мосоме возникло на основе наблюдения нередко возникающей реком­бинации (взаимообмена) между материнским и отцовским комплексами генов, заключенными в гомологичных хромосомах.

18. Молекулярная организация органических веществ (белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их роль.

Молекулярный механизм использования живыми организмами биологической информации основан на функционировании в клетках уникальных химических соединений — биологических полимеров, не встречающихся в природных условиях в неживых объектах. Во-первых, это белки, которые, выполняя роль биологических катализаторов (фер­менты), обусловливают протекание биохимических реакций в нужном направлении, с достаточной скоростью, при достаточно мягких усло­виях температуры и давления. Ферменты отличаются специфичностью. Они катализируют превращения веществ определенного химического строения или даже отдельного вещества. Постоянство биологической информации белковых молекул дости­гается тем, что в качестве матриц для их синтеза используются молекулы нуклеиновых кислот. Хранение и использование биологической (генетической) информации на основе уникальных информационных макромолекул белков и нуклеиновых кислот составляет важное свойство жизни. Особая роль в этом принад­лежит одному из этапов дыхательного обмена — циклу Кребса, осуществля­емому в митохондриях. Через этот цикл проходит путь углеродных ато­мов (углеродных скелетов) большин­ства соединений, служащих промежуточными продуктами синтеза химических компонентов клетки

...

netnado.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о