Царскосельские гимназические классы в пушкине – Царскосельские гимназические классы Пушкин на карте

    Содержание

    Царскосельские гимназические классы Пушкин на карте

    Адрес: 3, Конюшенная ул., 36, Пушкин, г. Санкт-Петербург, Россия, 196601

    Телефон: 8 (931) 361-42-01 (Международный формат: +7 931 361-42-01)

  • Bambini (4 м)

    3, Конюшенная ул., 36, Пушкин, г. Санкт-Петербург, Россия, 196601

  • Музыкальная школа N45 (100 м)

    Конюшенная ул., 33/35, Лит. A, Пушкин, Санкт-Петербург, Ленинградская обл., Россия, 196600

  • Детский сад № 5 (243 м)

    Пушкинская ул., 48, литера "А", г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, г. Санкт-Петербург, Россия, 196607

  • Дошкольное образовательное учреждение N7 (277 м)

    Ляминский пер., 18, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Ленинградская обл., Россия, 196608

  • Образовательная школа интернат N16 (354 м)

    Пушкинская ул., 49, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, г. Санкт-Петербург, Россия, 196601

  • Клиническая база кафедры оперативной и клинической хирургии с топографической анатомией СЗГМУ им. И.И. Мечникова (399 м)

    Госпитальная ул., 13, Пушкин, г. Санкт-Петербург, Россия, 196601

  • Клиническая база кафедры травматологии и ортопедии СЗГМУ им. И.И. Мечникова (411 м)

    Госпитальная ул., 5, Пушкин, г. Санкт-Петербург, Россия, 196601

  • Школа № 500 (417 м)

    ул. Госпитальная, 24, Пушкин, г. Санкт-Петербург, Россия, 196600

  • Школа при санатории "Дружба" (453 м)

    Леонтьевская ул., 35, Пушкин, г. Санкт-Петербург, Россия, 196607

  • Средняя Общеобразовательная Школа 695 "Радуга" (486 м)

    Леонтьевская ул., 38, Пушкин, г. Санкт-Петербург, Россия, 196607

  • webkarta.net

    Вячеслав Бутусов открыл начальную школу в Пушкине

    А вот и первая осенняя новость. Увы, не о музыке, но тем не менее - дело хорошее!

    Известный рок-музыкант, лидер групп Nautilus Pompilius и «Ю-Питер», выступил соучредителем Царскосельской гимназии.

    Открытие Царскосельской гимназии состоялось вчера, 1 сентября, в Пушкине. Пока в гимназии всего три класса начальной школы по 5—10 человек. Учредителями учебного заведения, основанного на частно-государственном партнерстве, выступили Вячеслав Бутусов, его супруга Анжелика Эстоева и их друзья и соратники — несколько семейных пар, объединенных желанием изменить школьное образование в России.

    Учеба в Царскосельской гимназии, расположившейся в особняке бывшей Николаевской гимназии в Пушкине, начинается в этом году. Целиком этот особняк занимает пушкинский Центр технического творчества и информационных технологий, у которого Царскосельская гимназия арендует несколько помещений.

    В течение двух лет учредители собираются отыскать собственное помещение для Царскосельской гимназии: либо в уже существующем старинном особняке, требующем реставрации, либо будут строить новое. Архитектор по образованию, Бутусов собирается участвовать в проектировании здания на начальном этапе, в частности, подготовить эскизы фасадов и интерьеров постройки. Также в планах — сделать Царскосельскую гимназию школой с одиннадцатью классами среднего образования.

    По словам Вячеслава Бутусова, с недостатками системы российского школьного образования они с супругой столкнулись несколько лет назад, когда отдавали в школу своих дочерей Ксению, Софью и сына Даниила, и, не найдя подходящей альтернативы, вместе со своими друзьями, тоже неравнодушными родителями, решили открыть собственную школу.

    Вячеслав Бутусов и его семья уже около 14 лет живут в Пушкине. Последние несколько лет лидер «Ю-Питера» занимается не только музыкой. Под его авторством вышли три книги «Виргостан», включающая две повести и словарь житейских состояний, «Антидепрессант. Со-Искания» в соавторстве с Николаем Якимчуком и «Архия». В 2013 году Бутусов принял участие в благотворительном мультипликационном проекте «Летающие звери» вместе с Чулпан Хаматовой, Андреем Макаревичем и Сергеем Маковецким.

    butusov-art.livejournal.com

    Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. Дополнительное образование

     

     

    Основная статья: Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. Система обучения

     

    Чем, помимо основных учебных занятий в стенах гимназий, в том числе и Императорской Николаевской Царскосельской гимназии, занимались школьники во времена, когда не существовало ни телевизора, ни компьютера, ни интернета? И оказывается, нескучно жили, совершенно не жаловались на культурный вакуум! Чтение многочисленных детских журналов (в интеллигентных семьях они служили непременным атрибутом воспитания), общение с родителями и сверстниками, занятия спортом и настольные игры, ездили в музеи и театры, занимались спортом и искусствами – все это дополняло образовательную среду старого Петербурга.

    Дополнительное образование было нацелено из каждого гимназиста развить гармоничную личность, ведь как говорил А.П. Чехов — "в человеке все должно быть прекрасно". Комплекс дополнительных занятий всключал в себя все компоненты: научную, общеобразовательную, спортивную и культурную: 

    • Гигиена
    • Экскурсии,
    • Лекции с туманными картинами, учебный кинематограф,
    • Спорт: фехтование, гимнастика, коньки, футбол
    • Искусство: рисование, пение, музыка, танцы,
    • Театральные традиции гимназии, посещение театров,
    • Литературные традиции гимназии

     

     

    В 1911/1912 году занимались дополнительными необязательными предметами:12

    • гигиеной (VII и VIII классы) — 15,
    • музыкой — 28/21,
    • танцами — 75/45 ,
    • рисованию в старших классах — 17,
    • доп. франц. языком — 13.

     

    В 1913/1914 году занимались дополнительными занятиями:4

    • гигиеной (VII и VIII классы) — 47,
    • музыкой в первом полугодии — 20,
    • танцами — 34,
    • рисованию в старших классах — 16.

     

     

    Экскурсии

     

    Развитию гимназистов способствовали также ежегодные экскурсии: научные, познавательные, историко-археологические. Какое значение придавалось им для образования гимназистов, мы можем прочитать в отчете о заседании Родительского комитета в 1914 году, один из пунктов решения которого гласил: "В ряду мер для умственного развития учащихся комитет на первом месте считает общеобразовательный экскурсии. Он высказал пожелание, чтобы оне не носили случайного характера, а являлись обязательными и для учеников, и для учебных заведений."

    9

    Из ежегодных отчетов гимназии можно прочитать об эксурсиях, которые проводились для гимназистов не только в парках Царского Села и Павловска, но и далеко за их пределами. Темы экскурсий не ограничивались только наблюдениями за живой природой. Под руководством преподавателей учащиеся посещали петербургские заводы, Павловскую магнитную и Пулковскую обсерватории, зоологический и ботанический сады, в окрестностях Царского Села изучали «общежития природы», посещали лучшие петербургские музеи.

    Программа дополнительного образования не была спонтанной, хотя каждый преподаватель, при желании и наличии у гимназии средств мог вносить свои предложения в программу. Министерство Народного просвещения разработывало списки рекомендованных к посещению гимназистами мест, в соответствии с их возрастом, временем года и изучаемыми  по программе темами.

     

    Систематическая таблица распределения по классам мест для ученических экскурсий в Петербурге и его ближайших окрестностях. 1911. ЦГИА СПб1

     

    В представленном выше документе приводится список рекомендованных гимназистам СПб и окрестностей мест для образовательных экскурсий. Среди них несколько объектов гг Павловска и Царского Села: Пулковская и Константиновские обсерватории, электростанции, и даже канализационные очистительные сооружения.

    25 января 1885 года директор Николаевской гимназии И.И. Пискарёв докладывает Попечителю Учебного округа о планрующейся экскурсии в Пулковскую обсерваторию:11

    "По обращению ко мне учениками 8 класса ввеременной мне гимназии просьбой о предоставлении им возможности ознакомиться с устройством Пулковской Астрономической обсерватории и со способом производства астрономических наблюдений, а также получить представление о картине звездного неба, я, по совещании с преподавателем математической географии сносился с Директором Пулковской Обсерватории о назначении дня, когда преподаватель и ученики могут  посетить с этой целью Пулковскую Обсерваторию. Действительный Статский Советник Струве предложил прислать учеников 26 сего января в полдень. Вследствие чего я командирую завтрашнего числа в полдень преподавателя математической географии и учеников 8 класса в Пулково".  

    Экскурсии, помимо разумного и полезного досуга, давали гимназистам, как сейчас бы сказали профориентацию, знакомили с современными технологиями и производствами. Так, в 1910-1911 учебном году гимназистам были проведены экскурсии:

    1. На писчебумажную фабрику Липгарта,
    2. Путиловский завод,
    3. Шоколадную фабрику Ж. Бормана,

     

    Самыми частыми были т.н. географические, естественно-научные экскурсии, на которых ученики гимназии с преподавателями активно изучали Санкт-Петербург, Царское Село и их окрестности, интересные научные объекты на их териитории. Так, в 19111/1912 уч. годах преподаватель Е.Б. Селенс побывал с учениками:

    • с 1 и 2 кл. в деревне Попова;
    • с 3 кл. в Зоологическом музее;
    • со 2 кл. в Ботанический саду и музее. 

     

    А, его коллега, преподаватель георграфии К.Н. Чабурин, в том же учебном году совершил с детьми две экскурсии:

    • с 18-ю учениками 5 класса в Императорский Сельско-Хозяйственный музей в СПб с целью ознакомления с орудиями другими предметами сельскохозяйственной деятельности;
    • для учеников 3-5 класса на переселенческую выставку в Соляном городке в СПб для изучения постановки дела переселения малоземельных крестьян Европейской России в пределы России Азиатской;

     

    В этом же году гимназисты смогли посетить памятники архитектуры и искусства:

    1. Выставку Уральских камней,
    2. Храм Воскресения Христова на крови на месте убиения Императора Александра II с учениками 5 и 6 классов, с целью ознакомления их с искусством русского зодчества
    3. Музей Императора Александра III (н.Русский музей),

     

    В 1911-1912 учебном году гимназисты посетили:12

    • Большой Царскосельский дворец, а 28 августа, ученики 5 класса;
    • Сельско-Хозяйственный музей;
    • В Музей Императора Александра III;
    • Зоологический музей — 3 классы;
    • Ученические спектакли в Михайловском и Александровском театре

     

    Перед некоторыми экскурсиями давались предварительные пояснения, как, например, перед посещением Музея Императора Александра III ученики были ознакомлены в кратких чертах с историей развития русской живописи.

    Список поездок учеников 3-4 классов гимназии на спектакли в Петербургские театры в 1912-1913 учебном году, которые организовал преподаватель гимназии, в прошлом её выпускник А. Бородин:

    13

    1. Спектакль "Недоросль" Александрийский театр (27 человек: 1, 2, 4 кл)
    2. "Ревизор" там же (27 человек, 3, 4 кл.)
    3. "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского (27 чел., 3, 4 кл.)
    4. "Не так живем" Островского (27 чел., 3, 4 кл.)
    5. "Крещенский вечер" Шекспира в Михайловском театре (20 чел, 3, 4 кл.)
    6. "Война и мир" гр. Толстого в Малом театре (30 чел., 3, 4 кл.)
    7. Историческая хроника Островского "Козьма Минин Сухорук" в Александринском театре (10 чел., 3, 4 кл.)
    8. Историческая хроника "Ассамлея" Гнедича" (10 чел., 3, 4 кл.)

     

    Гимназисты нередко выезжали на экскурсии по окрестностям Санкт-Петербурга

     

    14 февраля 1914 года была совершена поездка с 25-тью учениками 6 и 7 классов, во главе с преподавателем А.М. Малоземовым в мозаичную студию Императорской Академии Художеств. Во время осмотра мастерской г. Гросман познакомил учеников кратко с историей возникновения мозаики в России и подробно с процессом изготовления мозаики. Ученики, окружив тесным кольцом руководителя г. Гросмана с живым интересом слушали объяснения

    .7

    2 марта 1914 года А.М. Малоземов с 19-ть учениками 6 и 7 классов обозревала Императорскую Публичную Библиотеку. Эскурсанты познакомились с историей возникновения библиотеки, с книгами Средних веков, первопечатными на Руси, рукописными, автографами и другими редкими экземплярами книг.8

     

    Практиковались и многодневные экскурсии по России, и даже за границу, во время летних вакаций (каникул).

    С 28 по 31 мая 1913 года Александр Бородин сопровождал своих учеников, в количестве 10-ти человек на экскурсию в Финляндию, по маршруту: Выборг-Иматра.13

    Так, в июне-июле 1914 года для гимназистов Николаевской гимназии была организована экскурсия учеников на Волгу и на Урал. В ходе многодневной экскурсии учащиеся посетили Нижний Новгород, Казань, Златоуст, Екатеринбург, Челябинск, Благодать. Из отчёта этой невероятно насыщенной трёхнедельной экскурсии становится очевидно, насколько обширным и разнообразным было естественно-научное образование в Николаевской гимназии, экскурсионная поезда давала им возможность получить дополнительные знания по истории, географии, физике, о современном развитии науки и техники, представление о религии и быте народов, населявших Россию.

    С 1 по 15 июня 1914 года состоялась экскурсия группы учеников со 2 по 8 кл. в количестве 20 человек (17 гимназистов и 3 преподавателя) по маршруту СПб-Рыбинск-Казань-Уфа-Златоуст-Екатеринбург-Петербург. С учениками ездили преподаватели: А. Бородин, А.М. Малоземов, Г.А. Мефферт.10

    В 1915 году 15 учеников отправились на экскурсию на Кивач, Валаам и Иматру с 20 по 30 мая 1915 г, с 3 преподавателями и одним служителем.

    Практиковались в Николаевской гимназии и зарубежные поездки. Даже в сложный период Первой мировой войны, продолжались не только занятия в гимназии, но и поездки гимназистов. так, летом 1916 года 20 гимназистов во главе с Бородиным А.А. отправились в поездку с 13 по 18 мая по маршруту Выборг-Сердоболь-Валаам-Петроград.3

    Но не только научно-технические и художественные выставки и музеи посещали гимназисты. Огромное значение придавалось патриотическому воспитанию, знакомству с историей России, прежде всего, её военной историей. Гимназисты готовились стать "слугами Родины", и без знания её истории, гордости за её достижения и победы это было невозможно.

    • В 1911 году в Царском Селе, к 200-летию Императорской резиденции, в Екатерининском парке и прилегающих к нему городских кварталах была развернута грандиозная "Царскосельская юбилейная выставка". За август-сентябрь 1911 года её посетило более 60-ти учеников 2-6 классов Николаевской гимназии.
    • В Петербурге гимназисты осматривали панорамы “Ахульго” в Петропавловском соборе, Петербургской крепости, Домика Петра Великого и памятника “Стерегущему” /17 октября 50 учеников 2 и 3 кл.
    • Посещение Петергофа /дворец, парки, фонтаны и т.д./ учеников 2-3 кл.
    • Деревню Поповку — младшие классы;
    • Переселенческую выставку Прокудина-Горского — 4-5 классы;

     

    Проводились дополнительные занятия с учениками и в стенах гимназии. Преподаватели активно внедряли в учебный процесс новые методики и технологии, разнообразивая свои лекции технологическими новинками. Большое распространение в начале XX века получили лекции с так называемыми "туманными картинами", которые показывали при помошь "волшебного фонаря".

    «Волшебный фонарь» (лат. Laterna magica; магический фонарь, фантаскоп, skioptikon, lampascope, туманные картины и др.) — аппарат для проекции изображений, распространённый в XVII—XX вв., XIX в. — в повсеместном обиходе. Является значимым этапом в истории развития кинематографа.

     

     

    Гимназические отчеты пестрят упоминанием таких лекций:

    1. Чтение с туманными картинами в честь Ломоносова / 8 ноября 1912 года
    2. А. Малоземов устроил вечер с туманными картинами по повести Гоголя “Тарас Бульба” для учеников 1-4 кл.5
    3. А.А. Бородин устроил чтения  для учеников 1 и 2 классов с туманными картинами “Нос” Гоголя, “Каштанка” Чехова, перед чтением ученики декламировали по собственному выбору стихотворения и басни.5

     

    Преподаватель русского языка Анна Николаевна Имшенецкая, неоднократно ездившая в Европу с целью изучения европейского опыта среднего образования, пошла ещё дальше — она стала инициатором организации в Санкт-Петербурге научного кинематографа для учеников, в работе которого приняли участие и другие преподаватели Николаевской гимназии.

     

    Бровкина Т.Ю., зав.Музеем Николаевской гимназии. Документы ЦГИА публикуются впервые

     

    Источники:

    1. Проект "Петербургская школа в 18-20 вв.", опубликовано на spbarchives.ru
    2. 1912 там же. Л.9 об
    3. ЦГИА СПб, Ф.139, Оп.1, Л.129 
    4. ЦГИА СПб, Ф.139, Оп.1, Д.14307. 1914. Л.7
    5. ЦГИА СПб, Ф.139, Оп.1, Д.15489. 1916. Л.17 
    6. ЦГИА СПб, Ф.139, Оп.1, Д.15034. 1915-1916. ЛЛ.73, 76
    7. ЦГИА СПб, Ф.139, Оп.1, Д.14307. 1914. Л.10
    8. там же. Л.10 об
    9. “Царскосельское Дело” №24, пятница, 13 июня 1914 года (РНБ). С.2 "Родительское собрание Николаевской гимназии."
    10. ЦГИА СПб, Ф.139, Оп.1, Д.14307. 1915. Л.81
    11. ЦГИА СПб, Ф.253, Оп.3, Д.540. Л.2
    12. ЦГИА СПб, Ф.139. Оп.1, Д.13222.1912. Л.1-12. Отчет годовой
    13. ЦГИА СПб. Ф.139. Оп.1, Д.13744. Л.124

     

    создано 07/2017, отредактировано 02/2019

    tsarselo.ru

    Царскосельский музей-лицей


    Фото: А-Парк.рф

    Когда-то на окраине Афин, близ храма Аполлона Ликейского, существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверное, его создатели надеялись, что Царскосельский лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура. Однако не только о мире вечного искусства говорила она. Парки хранили память о славных страницах русской истории – о боях Петра Великого, о победе русского оружия при Кагуле, Чесме, Морее.

     

    История учреждения лицея

    «Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», – гласил первый пункт лицейского устава. Автор проекта создания лицея М. М. Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России – вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения. Не случайно в новой программной речи, обращенной к воспитанникам в день торжественного открытия, адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын говорил об обязанностях гражданина, о любви к Отечеству и долге перед ним. На всю жизнь запомнились мальчикам слова: «Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями».

     

    По уставу в лицей принимались дети дворян в возрасте 10-12 лет. Одновременно в учебном заведении могли воспитываться не более 50 человек. На первый, пушкинский курс, было принято 30 учеников. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года – так называемый начальный курс – изучались предметы старших классов гимназии. Три последующие года – окончательный курс – содержал основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давала энциклопедические знания. Большое место отводилось наукам «нравственным», под которыми, как гласил лицейский устав, «...разумеются все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих».

     

    Традиции образования в лицеи

    Одна из главных задач лицейского образования – развить умственные способности, научить воспитанников самостоятельно мыслить. «Основное правило доброй методы или способа учения, – подчеркивалось в лицейском уставе, – состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие». Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего.

     

    Большое внимание уделялось изучению жизнеописаний великих людей – считалось, что исторические примеры помогут самовоспитанию личности, научат великому служению Отечеству. При составлении учебной программы были учтены возрастные особенности воспитанников. В первый год, когда мальчикам было 10-12 лет, много времени отводилось на изучение языков: российского, французского, латинского и немецкого. Бывали дни, когда учащиеся были обязаны между собой говорить на каком-либо иностранном языке.

     

    Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением. Распорядок жизни здесь был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться и повторить уроки. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа.

     

    В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда – три часа занятий. В шестом – прогулка и гимнастические упражнения.

     

    Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников – это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой – катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию, – рисование, чистописание, музыка, пение – и сейчас есть в программе средней школы.

     

    В будущих государственных деятелях старались развить чувство собственного достоинства и уважения к личности другого человека. Им внушали, что «все воспитанники равны ... а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было»; что преподавателям и гувернерам нужно всегда говорить правду, «ибо лгать начальнику – значит не уважать его». Запрещалось кричать на дядек или бранить их. В лицее не было телесных наказаний и казенной муштры. У каждого воспитанника была отдельная комната. В первые годы обучения оценок в лицее не ставили. Вместо этого профессора регулярно составляли характеристики, в которых анализировали природные наклонности ученика, его поведение, прилежание, успехи. Считалось, что подробная характеристика помогала работе с учеником лучше, чем однозначная оценка.

     

    Воспитанники лицея никогда не были праздны. Здесь все было направленно на развитие умственных интересов, поощрялось всякое стремление к знаниям. Так, например, Алексей Илличевский собирал материалы к биографиям великих людей России, а Вильгельм Кюхельбекер составлял словарь, содержащий выписки из произведений близких ему по духу писателей-философов.

     

    Воспитанники много читали. «Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов», – вспоминал Модест Корф. Пополнение библиотеки было постоянной заботой совета лицейских профессоров. В письме к Павлу Фуссу, отвечая на вопрос, доходят ли до лицея новые книги, Алексей Илличевский размышляет о пользе чтения: «Достигают ли до нашего уединения вновь выходящие книги? – спрашиваешь ты меня. Можешь ли в этом сомневаться?.. Никогда! Чтение питает душу, образует разум, развивает способности...» 

     

    Своих современников – русских писателей и поэтов – лицеисты знали не только по их сочинениям. Интересно свидетельство Илличевского из письма к тому же Фуссу: «...до самого вступления в лицей я не видел ни одного писателя, но в Лицее видел я Дмитриева, Державина, Жуковского, Батюшкова, Василия Пушкина и Хвостова; еще забыл: Нелединского, Кутузова, Дашкова». Профессор российской и латинской словесности Николай Федорович Кошанский считал основой литературного образования умение писать, сочинять и с одобрением относился к стихотворным опытам своих воспитанников. Нередко на уроках он предлагал писать стихи на заданую тему. «Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, – вспоминал позднее Иван Пущин, – когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами».

     

    Одно из любимых занятий лицеистов – собрания, на которых каждый обязан был что-нибудь рассказать – выдуманное или прочитанное. Постепенно запас стихов, рассказов, эпиграмм увеличивался, и их записывали. Создавались рукописные журналы, и росли лицейские поэты, дружески соревнуясь между собой. А с 1814 года их поэтические опыты стали появляться на страницах российских журналов.

     

    Известные ученики лицея

    В ту пору учащиеся многих учебных заведений имели свои девизы, но вряд ли у кого из них был девиз более гуманнее и благороднее, чем тот, который избрали лицеисты пушкинского курса, – «Для Общей Пользы». Жить «Для Общей Пользы» учили директора лицея – Василий Федорович Малиновский и Егор Антонович Энгельгардт, лучшие профессора и преподаватели. В течение 32 лет существования Императорского лицея в Царском Селе (с 1811 по 1843 годы) это привилегированное учебное заведение окончили 286 человек. В его стенах в разное время учились: выдающийся писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, поэт Л. А. Мей, организатор общества социалистов-утопистов М. В. Буташевич-Петрашевский, философ, историк Н. Я. Данилевский, составитель «Словаря русского языка» академик Я. К. Грот. И все же славой своей лицей обязан прежде всего своим первенцам, выпуску, который вошел в отечественную историю именами поэта А. С. Пушкина, поэта, журналиста А. А. Дельвига, активного участника восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, одного из самых мужественных, стойких декабристов И. И. Пущина, поэта, декабриста В. К. Кюхельбекера, мореплавателя контр-адмирала Ф. Ф. Матюшкина, участника турецкой и персидской кампаний генерала В. Д. Вольховского, видного государственного деятеля, министра иностранных дел А. М. Горчакова.

      

    Матюшкин Ф. Ф.                          Бакунин А. П.                                Вольховский В. Д.

      

    Корсаков Н. А.                             Яковлев М. Л.                                Горчаков А. М.

      

    Карамзин Н. М.                           Державин Г. Р.                              Малиновский В. Ф.

      

    Энгельгардт Е. А.                        Пущин И. И.                                   Дельвиг А. А.

    Интервью с нынешним директором лицея, Сергеем Некрасовым, читайте в разделе «Город в лицах».

    Учебное заведение, создававшееся для подготовки государственных чиновников, благодаря широкой программе обучения, всестороннему развитию учащихся воспитало граждан России, прославившихся в самых разных областях государственной и общественной жизни, науки и культуры. Но самое главное, что вынесли воспитанники из стен этой школы, – это убеждение, что они должны жить, трудиться «Для Общей Пользы».

     

     

     

     

    Редакция сайт Пушкин.ру 

    pushkin.ru

    ЦДЮТТИТ - Музей Николаевской гимназии

    Музей Николаевской гимназии

     

     

    Работы по созданию Музея Императорской Николаевской Царскосельской гимназии начались в сентябре 2013 года.

    Торжественное открытие Музея состоялось 8 сентября 2015 года  

    —  к 145-летию гимназии и 160-летию со дня рождения И.Ф. Анненского

    Основной фонд музея составляют документы, фотографии, книжный и журнальный фонд; предметы, связанные с историей её здания ( памятника культуры Федерального значения),  историей гимназии, как образовательного учреждения;  биографии директоров, преподавателей и выпускников Николаевской гимназии, среди которых множество выдающихся людей России и русского зарубежья. Отдельные экспозиции музея посвящены знаменитым русским поэтам И.Ф. Анненскому и Н.С. Гумилёву - директору и выпускнику гимназии. Особо близкие музею темы - I Мировая война и русская эмиграция после 1917 года, история русского классического образования, культура Серебряного века.

     

    История создания Музея Николаевской гимназии 

     

    Над развитием Музея работают методисты и педагоги историко-краеведческого направления ЦДЮТТИТ:
    • Бровкина Татьяна Юрьевна, зам. директора ЦДЮТТИТ по УВР, зав. музеем 
    • Порхун Наталья Владимировна - педагог-организатор, руководитель Дискуссионного исторического клуба 
     
    Режим работы музея и наши контакты: 

    Посещение музея c экскурсионным сопровождением возможно только организованными группами по предварительной записи, кроме особых случаев, когда музей открывается для широкого доступа. О таких случаях даётся информация на странице «Анонсы мероприятий Музея» и в группах музея вконтекте. Текущие выставки и открытые экспозиции музея может осмотреть в режиме свободного доступа любой посетитель ЦДЮТТИТ.

     

    Вы можете написать нам по e-mail: [email protected]
    Или позвонить нам по телефону: 8 (812) 466-25-98 
    Официальная группа Музея Вконтакте https://vk.com/muzeycttit
    Группа вконтакте Мероприятий музея https://vk.com/anons_muzeycttit

     

    Официальные документы Музея

    История Николаевской гимназии

    Знаменитые гимназисты и выпускники

    Экспозиции Музея Николаевской гимназии

    Виртуальные выставки Музея

    Анонсы мероприятий Музея

    Наши мероприятия

    Дискуссионный исторический клуб

    Друзья и партнёры Музея

    Пресса о нас

    Памятные даты Николаевской гимназии

     

    cttit.ru

    Царскосельская гимназия - это... Что такое Царскосельская гимназия?

    Царскосельская гимназия — среднее мужское учебное заведение в Царском селе.

    История гимназии

    После переезда в 1843 году Царскосельского лицея в Санкт-Петербург, в Царском селе было открыто женское духовное училище, а в 1865 году женская Мариинская гимназия. Состоятельные горожане посылали своих сыновей в Петербургские учебные заведения, остальные довольствовались начальным образованием своих сыновей. В 1866 году появилась просьба горожан об открытии семиклассной мужской гимназии. В процессе четырёхлетнего согласования с министерством народного просвещения, министром Двора, попечителем Санкт-Петербургского учебного округа, сначала, исходя из имевшщихся средств, намечалось открыть прогимназию, затем частную реальную шестиклассную гимназию, и, наконец, в мае 1870 года было получено разрешение на открытие в Царском Селе казенной мужской гимназии с присвоением ей наименования Николаевской. Было решено открыть вначале приготовительный класс и три гимназических класса, остальные классы предполагалось открыть по мере необходимости и приискания необходимых средств. Для предоставлении возможности поступления из гимназии в университет, статус гимназии был определён как классическая с изучением латинского языка.

    Открытие гимназии состоялось 8 сентября 1870 года. Директором гимназии с 4 июля 1870 года был И. И. Пискарёв[1].

    В 1874 году в гимназии был открыт VII класс, а на следующий год VIII и гимназия достигла полного числа необходимых по уставу классов. В первом выпуске учеников гимназии, состоявшемся в 1876 году, было всего 3 ученика.

    С 17 августа 1881 года гимназия стала называться «Императорская Николаевская Царскосельская гимназия».

    После смерти первого директора И. И. Пискарёва 1 октября 1887 года на его место был назначен Л. А. Георгиевский. При нём в 1889—1990 годах был надстроен третий этаж, в гимназии было проведено электрическое освещение, открыты актовый зал, помещение для библиотеки; 2 сентября 1891 года был открыт пансион на 60 воспитанников, что увеличило общее число учеников до 300 человек.

    К 1895 году гимназию окончил 171 ученик.

    16 октября 1896 года на должность директора гимназии был назначен И. Ф. Анненский. Вокруг Анненского

    постепенно сгруппировался твердый кадр превосходных педагогов. Некоторых он уже застал на месте, других привлек лично. А. А. Мухин, В. И. Орлов, С. О. Цыбульский, проф. Варнеке, Р. О. Геппенер[2], проф. Митрофанов и др., — все это были люди широкого образования и передовых взглядов. В гимназическую науку вливались струи подлинных, не учебниковских знаний. Преподаватели эти часто далеко уходили за пределы гимназических программ…

    В. Кривич (В. И. Анненский) Об Иннокентии Анненском. Страницы и строки воспоминаний сына

    При И. Ф. Анненском, 26 и 27 мая 1899 года, в Царском Селе состоялось празднование столетия со дня рождения А. С. Пушкина, в котором деятельное участие принимали ученики и преподаватели гимназии. На его же директорство пришлись 30-летие гимназии и события 1905 года[3], которые привели к тому, что 2 января 1906 года И. Ф. Анненский сдал гимназию назначенному на его место Я. Г. Мору.

    В 1906 году был закрыт пансион.

    Слудующим директором Царскосельской Императорской Николаевской гимназии стал в 1914 году К. А. Иванов.

    В 1918 году гимназия была переименована в Детскосельскую первую единую трудовую школу.

    Знаменитые ученики гимназии

    См. также: Выпускники Царскосельской гимназии

    • Буржинский, Павел Васильевич[4] (вып. 1878)
    • Безобразов, Павел Владимирович (вып. 1879)
    • Бродовский, Марк Максимович (вып. 1880)
    • Виленкин, Григорий Абрамович[5] (вып. 1882; серебряная медаль)
    • Щербатской, Фёдор Ипполитович (вып. 1884)
    • Колпаков, Николай Андреевич (вып. 1885)
    • Марков, Евгений Сергеевич (вып. 1885)
    • Лаппо, Иван Иванович[6]
    • Головань, Сергей Александрович (вып. 1890)
    • Мартов, Юлий Осипович (1891)
    • Трубицын, Николай Николаевич (вып. 1895)
    • Руманов, Аркадий Вениаминович (вып. 1896; золотая медаль)
    • Анненский, Валентин Иннокентьевич (Кривич) (вып. 1899)
    • Вавельберг, Михаил Ипполитович (вып. 1899)[7]
    • Васильчиков, Илларион Сергеевич (вып. 1899, золотая медаль)
    • Манухин, Иван Иванович (вып. 1900)
    • Оцуп, Александр Авдеевич (вып. 1900; золотая медаль)
    • Виленкин, Александр Абрамович (вып. 1901; серебряная медаль)
    • Ивашенцов, Глеб Александрович (вып. 1901; серебряная медаль)
    • Лапчинский, Александр Николаевич (вып. 1901)
    • Полонский, Витольд Альфонсович (вып. 1901)
    • Иванов, Аркадий Фёдорович (вып. 1902)
    • Мусселиус, Максимилиан Максимилианович (вып. 1903)
    • Визе, Владимир Юльевич (вып. 1904)
    • Венгеров, Всеволод Семёнович (вып. 1905; золотая медаль)
    • Оцуп, Михаил Авдеевич (вып. 1905; серебряная медаль)
    • Гумилёв, Николай Степанович (вып. 1906[8]
    • Пунин, Николай Николаевич (вып. 1907)
    • Дешевов, Владимир Михайлович
    • Кос, Юрий Иванович (вып. 1908)
    • Оцуп, Сергей Авдеевич (вып. 1908; золотая медаль)
    • Травчетов, Михаил Иванович (вып. 1908; серебряная медаль)
    • Циммерман, Михаил Артурович
    • Аренс, Лев Евгеньевич (вып. 1909)
    • Альбрехт, Георг фон (вып. 1910; золотая медаль)
    • Оцуп, Павел Авдеевич (вып. 1910; золотая медаль)
    • Кленовский (Крачковский), Дмитрий Иосифович (вып. 1911)
    • Оцуп, Николай Авдеевич (вып. 1913; золотая медаль)
    • Маторин, Николай Михайлович (вып. 1916; серебряная медаль)
    • Раевский (Оцуп), Георгий Авдеевич (вып. 1916; серебряная медаль)
    • Васенко, Андрей Богданович (вып. 1918)
    • Гедвилас, Мечисловас (вып. 1918)
    • Горданов, Вячеслав Вячеславович (до 1918; вып. 1919 — из детскосельской школы)
    • Царёв, Михаил Иванович(до 1919)

    Списки выпускников

    Примечания

    1. См. — Пискарев, Иван Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907..
    2. Геппенер Ричард Оскарович — преподаватель истории в Николаевской гимназии в 1897—1907 годах; в 1917—1919 годах — директор гимназии.
    3. История царскосельской гимназии. Год 1905.
    4. См. Буржинский Павел Васильевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    5. Виленкин, Григорий // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1906—1913.
    6. В списках выпускников не значится; видимо закончил другое учебное заведение.
    7. Вавельберг, Михаил Ипполитович (1880—?) — банкир, для которого на Невском проспекте архитектором Перетятковичем был выстроен дом; отец — ↑ В аттестате зрелости № 544 стояли следующие оценки: закон божий — 4, русский язык — 4, логика — 5, латинский язык — 3, греческий язык — 3, математика — 3, физика — 3, математическая география — 3, история — 4, география — 4, француский язык — 4.

    Литература

    • Финкельштейн К. Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. — СПб.: Серебряный век, 2008.
    • Финкельштейн К. Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. Ученики. — СПб.: Серебряный век, 2009. — 312 с. (см. фрагменты)

    Ссылки

    dic.academic.ru

    Пушкинская 28. Женская гимназия МНП — Энциклопедия Царского Села

     

    Фотоальбом Гимназия МНП женская (Пушкинская 28/  Леонтьевская 21)

    Здание гимназии — объект культурного наследия регионального значения (Перечень объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга (по состоянию на 06.08.2010 г.)

     

     

    Царскосельская женская гимназия Министерства народного просвещения (МНП) была основана в 1904 г. (По ссылке история учебного заведения)

    Свою историю заведение вело с частного училища. Училище не имело собственного здания, и за первые годы работы ему пришлось сменить несколько адресов.

    К 1909  году количество учащихся выросло настолько, что гимназия уже не могла обходиться без собственного просторного здания.

    Для постройки собственного здания гимназии по Высочайшему повелению пожалован участок из состава земель, принадлежавших Материальному двору, находившийся на углу Колпинской и Леонтьевской улиц, по соседству с домом полицейских чинов дворцовой полиции.

     

     

    Проект здания «в стиле ампир», в 1909 г. сделанный архитектором А.Р. Бахом, был Высочайше рассмотрен и одобрен 2 июня 1910 г. Постройка начата 1 мая 1912 г. и окончена 1 сентября 1913 г.

    Средства на строительство отпустило Министерство народного просвещения. Общая стоимость постройки, включая службы, устройство дренажа и фекальной канализации, плитный тротуар на улице и во дворе, забор вдоль соседних границ, железную решетку по улицам и устройство двора и садов, выразилась в сумме 229.445 р. 74 к. Стоимость главного здания с водопроводом, центральным отоплением и вентиляцией и с электрическим освещением выразилась в сумме 202.527 р. 78 к.Так как объем здания 262×8,67 = 2271,54 куб. с., то стоимость одной куб. сажени = 89 р. 11 к.9

     

     

    Главный фасад крупного четырехэтажного здания высотой в 18,5 метра включен в архитектурное обрамление Соборной площади. Композиция построена по характерной для классицизма трехчастной схеме, с разделением фасада по высоте на два яруса и применением большого ордера, придающего торжественный вид зданию.

     

     

    О его общественном учебном назначении говорят большие строгие окна почти квадратной формы, в размеренном ритме прорезающие стены. Нижний ярус с узкими парными окнами решен как цоколь, обработанный рустом разного рисунка в первом и втором этажах. Боковые фланги нарядно оформлены портиками из парных колонн ионического ордера, поднятыми на высоту первых двух этажей, и завершены треугольными фронтонами. В их тимпанах помещался лепной вензель императора Николая II, арочные ниши портиков украшали бюсты античных богов — Афины и Аполлона (утрачены).

     

     

    Центр выделяет ионическая колоннада с равномерным ритмом шести колонн, которая завершена ступенчатым аттиком, где место надписи «Царскосельская женская гимназия Министерства народного просвещения» занимает треугольный фронтон. При восстановительном  ремонте горевшего и сильно пострадавшего во время войны здания в его облике в пятидесятые годы, соответственно «моде» того времени, были уничтожены элементы декора, напоминавшие о композиционной связи  с окружением  Соборной площади и Екатерининским собором.

    Сбиты вензелевое имя «Н И» и рельефные раковины в арочных нишах портиков, которые получили характерный для сталинского неоклассицизма лепной декор с венками из колосьев и листьев. «Ампирные» балконные решетки заменены балясинами под окнами третьего этажа. Вместо надписи и аттике поместили третий классицистический фронтон, пилястры тосканского ордера получили ионические волюты, что сильно утяжелило композицию главного фасада.

    Первый этаж

    В 1-м этаже помещается прислуга. На случай заразного заболевания каждая квартира изолирована от других и имеет отдельный выход. Тут же помещаются воздушные камеры и котельные, углубленные против пола 1-го этажа на 1,12 саж. 9

    Второй этаж

    На 2-м этаже помещаются:

    1. квартира начальницы
    2. приемные начальницы и попечителя
    3. канцелярия
    4. кабинет врача
    5. библиотека
    6. столовая с буфетом.

     

    Третий и четвертый этажи

    На 3-м и 4-м этажах располагалась классы, физический и естественно-исторический кабинеты, актовый зал, учительская и уборные.

    Здание было оборудовано по последнему для того времени слову науки и техники с использованием электрического освещения (все классы снабжены отражательными лампами)и водяного отопления (все помещения отапливались плоскими радиаторными батареями)

    Система вентиляции: согретый в воздушных камерах наружный воздух при помощи приставных вертикальных и горизонтальных подвесных каналов проводится в помещение 2-го этажа и в рекреационные залы 3-го и 4-го этажей, а из них сквозь отверстия в стенах проходит во все соприкасающиеся с ними помещения, из которых воздух извлекается при помощи побудительной тяги через вентиляционные камеры на чердаке.

    Весь 1-й этаж перекрыт бетонными сводами на железных балках. Вестибюль, рекреационные залы, уборные и лестницы перекрыты железобетонными потолками.

    В остальных помещениях полы деревянные на железных балках. Чердачные черные полы двойные с двойной смазкою, в предупреждение потери тепла и промерзания противубалок.

    Полы в классах, рекреационных залах, актовом зале, учительских, квартире начальницы, приемных, канцелярии, кабинете врача и библиотечной состоят из массивного шпунтового дубового паркета в 1 дм. В вестибюле, гардеробных, столовой, буфете, уборных и на площадках лестниц и сеней полы из метлахских плиток.

    Во всех помещениях, кроме квартиры начальницы, актового зала, парадной лестницы и сеней, стены окрашены клеевой краской, а панели на высоту 0,69 саж. масляной краской. Актовый зал окрашен в тонах, с живописью на плафоне. Такая же отделка, в парадном вестибюле и на парадной лестнице. Нарядные росписи парадных интерьеров на мифологические сюжеты были утрачены.

    История учебного заведения Гимназия Министерства Народного Просвещения

     

     

    После 1917

    Упоминания:

    1. Акимов Афанасий Никитич — 1917 — Царскосельская женская гимназия МНП
    2. Варичева Лидия Георгиевна – 1917 — Царскосельская женская гимназия МНП
    3. Ветвеницкая Александра Петровна – 1917 — потомственная дворянка, Женская гимназия МНП
    4. Голубева Анна Александровна – 1917 — жена нс., Царскосельское женское гимназия МНП
    5. Моисеева Вера Никитична — закончила 8-й класс, 1907-1908
    6. Моисеева Софья Никитична — выпускница, 1910-е

     

    В 1918 -1919 годах все бывшие средние учебные заведения Царского Села сохранили свое назначение, но получили безликие номерные знаки. Женскую министерскою гимназию переименовали в среднюю школу № 3.

    В 1933 году  ее возглавил Грабовский Василий Васильевич. При его руководстве четырехклассная начальная школа была в дальнейшем преобразована в среднюю.

    До Великой Отечественной войны это была школа № 3.

    1940-е

    Во время войны здание горело и сильно пострадало. В период фашистской оккупации во дворе школы была выкопана широкая траншея, где производились захоронения жителей г. Пушкина. Протоирей Федор Забелин сообщил в декабре 1944 г. в Гатчине в Чрезвычайную комиссию: «В Пушкине во дворе 3-й школы была вырыта могила на 1000 человек, для чего было использовано местное население. В могиле были зарыты погибшие от голода».

    Пивоварун В.П. «Чуть-чуть о войне в нашем городе»: Погибших от голода и замерзших, как дрова, людей провозили на дровнях мимо нашего дома во двор 3-й школы (ныне Дворец творчества юных), где укладывали в котлован, вырытый еще летом для пожарных нужд.

    По рассказу одного из старожилов Пушкина, сразу после войны здание Дворца было заброшено, стекла и рамы разбиты, отопление не работало, и ребятишки постарше сдавали батареи парового отопления в утиль, а на вырученные деньги покупали мороженное. За зданием были большие сараи, в которых хранились дрова для отопления — сейчас на этом месте разбит сквер.

     

    Сидоренко К.П.: С 1950 года это была средняя школа № 407.

    В 1955 году:

    • в цокольном этаже находилась школьная раздевалка и помещения для различных кружков художественной самодеятельности.
    • На первом этаже находились технические помещения.
    • На втором — помещение директора школы, учительские, канцелярия, библиотека.
    • На третьем, четвертом этажах располагались классные комнаты, лаборатории и актовый зал (четвертый этаж).

     

    Драмкружок школы 407 (воспоминания Сидоренко К.П.:)

    "Мой одноклассник по 9-6 классу Юра Васильев и его друг Гена Янковский организовали в школе драматический кружок.

    Они меня долго агитировали, — по случаю какой-то даты нужно было показать самодеятельность нашей школы. Я, наконец, согласился. В школе сыграл роль «Злоумышленника» по рассказу А. П. Чехова. Этот злоумышленник по своей необразованности и наивности откручивал гайки на полотне железной дороги для грузил своего невода.

    Сказали — хорошо сыграл. Далее сыграл сцену «Освобождение Жухрая» по роману Николая Островского «Как закалялась сталь». Действие сцены проходило очень быстро и динамично. Представьте себе небольшой подиум школьного зала. Слева выходит Жухрай (я исполнял его роль) в рваной тельняшке, матросских брюках, босиком. Его конвоирует перлюровец, ниже ростом, в папахе, с винтовкой и примкнутым штыком. Справа, как бы из-за угла дома, неожиданно выходит Павел Корчагин, худой, значительно меньше петлюровца ростом. Павел не ожидал встречи. Но решение приходит молниеносно. Он хватается за винтовку петлюровца, пытаясь отнять ее, поднимает ствол вверх. Раздается выстрел. Жухрай мгновенно оборачивается и мощным ударом кулака бьет петлюровца по голове. Петлюровец падает, потеряв сознание, а Жухрай с Павлом быстро убегают. Когда мы впервые в школе показали на вечере художественной самодеятельности эту сцену зал аплодировал, кричали «Повторить! Повторить!». Но Юра Васильев, руководитель нашего драматического кружка, вышел на сцену и сказал, что эта сцена требует большого напряжения от участников, поэтому сегодня мы не сможем ее повторить. В действительности я перестарался. На репетициях я просто обозначал удар по голове «петлюровца». Юра говорил, что во время показа сцены надо будет этот удар сделать более правдоподобным. А во время показа сцены мы были в артистическом азарте, волновались, вот я и перестарался — ударил «петлюровца» сильно по голове. Однако эта сцена была одобрена для показа на конкурсе в Доме пио¬неров и школьников, где я ее тоже сыграл.

    На вечере художественной самодеятельности школы играл на мандолине, которая у меня была дома. Вообщем-то я активно участвовал в художественной самодеятельности класса и школы, но не знаю, как это смотрелось со стороны.

    С сентября 1954 года я иду в 10-6 класс 407 школы. К этому времени у нас в школу перевели несколько женских классов, школа стала смешанной. Но все женские классы были младше нас, поэтому мы на них смотрели как на детей. Хотя в 9-м женском классе были красивые девочки. Фактически все дети соседних с нами домов и улиц стали ходить на учебу в 407 школу. Они быстро подрастали и, порою, просто было многих из них уже и не узнать."

    Из своих учителей в 10-м классе помню не всех.

    В нашего классного руководителя, учительницу литературы — Новикову Вилору Александровну — были влюблены все наши ученики. Ей было около 25-27 лет. Очень хорошо знала свой предмет, всегда вызывала интерес к литературе у нас, была целеустремленным и умным человеком. Была разведена, но имела дочь. За ней усиленно ухаживал мальчик из 10-а класса. После окончания школы они поженились. В дальнейшем слышал, что брак распался. Как дальше сложилась ее судьба, как она жила уже не знал. Слышал от соучеников, что она одно время была завучем в 530 школе, потом учительствовала в 477 школе. 12 ноября 1991 г. в газете «Вперед» с ужасом прочитал объявление о ее смерти. Дочь Вилоры Александровны работает врачом-психиатром в Психиатрической лечебнице в г. Пушкине у Казанского кладбища. На следующий день я на поминках поблагодарил усопшую за все, что она сделала для нашего поколения, высказал сожаление, что не смог встретиться с ней при ее жизни после моего окончания школы, пожелал ей упокоения души. Вскоре ушел, было тяжело. Вилора Александровна привила, в частности мне, любовь к книгам. Любимыми писателями стали А. П. Чехов, А. М. Горький, В. В. Маяковский, А. Н. Тургенев, Джек Лондон и многие другие. Любимыми артистками у меня были Дина Дурбин, Вера Марецкая.

    Зам. директора по учебной части Смирнова Анастасия Николаевна (она же учитель истории), член ВКП(б), фронтовичка была очень требовательным к себе и ученикам человеком. Ей было около 40-45 лет. Хорошо знала историю Партии, всегда разъясняла отдельные исторические моменты, приводила примеры из своего военного опыта. Была смелым и решительным человеком.

    Учитель физики Иван Иванович Волков был мягким, скромным человеком. Ему было около 45-47 лет. Он был каким-то своим, домашним человеком. Никогда ни с кем не ссорился. Если его и выводили из равновесия ученики, он редко возмущался их поведением. Свой предмет он преподавал спокойно, без лишнего энтузиазма. Наверное, это было не слишком хорошо для нашего будущего. Жил он с семьей рядом со школьным двором в одноэтажном деревянном, еще дореволюционной постройки домике. Сейчас домик снесен и на его месте сквер.

    Учитель математики Кельманзон был знающим свой предмет учителем. Ему было около 47-50 лет. С учениками был строг, требователен. Говорили, что он лучший учитель математики в г. Пушкине. Он выбирал себе отдельных, понимающих его предмет учеников и фактически только их и учил. Забывая о других, двоечниках, троечниках. Его предмет доходил далеко не до всех, но он ничего и не делал для исправления этого. Безжалостно ставил двойки, тройки. Но заинтересовать в своем предмете всех не смог.

    Учитель черчения Умрихин свой предмет знал хорошо. От каждого требовал его знания. Был вспыльчив, но отходчив. В 70-х годах на Кузьминском кладбище я увидел памятник с табличкой на его могиле. Мягкого Вам лежания, дорогой учитель.

    В 1954 г., в 10-м классе в первых числах сентября я занял 1-е место по 407 школе в беге на 3000 м в Александровском парке вокруг горы «Парнас». А 26 сентября участвовал в IX традиционном пробеге на 3000 метров по группе школ РОНО на приз газеты «Вперед» (в прошлом «Большевистское слово», в дальнейшем «Царскосельская газета») и  занял 3-е место и получил первую в жизни грамоту.

    Прозвучал последний звонок в школе, закончились уроки, и мы приступили к подготовке к выпускным экзаменам. Их было пять. В основном те, которые пригодились бы при поступлении в ВУЗы. Так мудро было сделано в те времена.

    Аттестат зрелости образца 1955 года

    В 1956 году ДТЮ еще находилось на Октябрьском бульваре.

    ДДТЮ находится в здании по сей день..

     

    Музей истории образования Царского Села

    Первого октября 2003 года во Дворце детского и юношеского творчества в Пушкине в торжественной обстановке был открыт Музей истории народного образования в Царском Селе — Детском Селе — городе Пушкине. Его руководитель — Любовь Михайловна Пушкина.

    Основу музейного фонда составляют уникальные документы и фотоматериалы из школьных и семейных архивов, а также частных коллекций. При музее уже восьмой год успешно работает общество ветеранов педагогического труда.  Для них проводятся экскурсии, встречи с интересными людьми, музыкальные гостиные. Их приглашают участвовать в конкурсных и праздничных мероприятиях во Дворце детского и юношеского творчества в качестве консультантов, членов жюри, а то и участников команды. Они изучают компьютерную грамоту и многое другое.

    В 2000 году началось формирование постоянной выставкуи а затем с периодичностью 2-3 раза в месяц менялись экспозиции. Сначала было всего 160-170 экспонатов,  сегодня их уже более 4 тысяч. Статус музея был присвоен в 2003 году. Для многих посетителей неожиданностью становится такое обилие интересных документов, фотографий и экспонатов в музее.

    Традиции некогда знаменитых на всю Россию педагогов достойно продолжают современные учителя. В районе много заслуженных, почетных работников образования, педагогов, отмеченных правительственными наградами. Поэтому работа по активному сбору материалов о них, а также об учительских династиях, ведется постоянно.

    Традиционными стали краеведческие чтения во Дворце детского и юношеского творчества. Темы для исследований ребята выбирают разные, в частности, об истории образовательных учреждений, детских общественных организаций: о скаутах, пионерах, комсомольцах; о заслуженных педагогах школ. Царскоселы, как известно, отличаются большой любовью к сохранению традиций. У нас немало краеведов, хорошо знающих историю жизни творческой элиты общества, в том числе и на ниве просвещения. И.Ф.Анненский, Э.П. Цытович, В.И. Орлов, Е.С. Левицкая и многие другие прославили Царское Село. Ведь не зря К.И. Чуковский характеризовал царскоселов как людей, которым присущ изысканный лоск, по которому безошибочно можно узнать людей, воспитанных Царским Селом.

    Обзорную экскурсию мы начинаем с первого учебного заведения Царского Села — школы Сааркомызского диакона, которая была открыта еще при жизни Петра Великого и императрицы Екатерины Алексеевны. В начале XIX века наш город по уровню развития системы образования был одним из первых городов Российской империи. На тридцать тысяч жителей Царского Села было 19 учебных заведений, почти все исключительно высокого уровня. Наряду с Императорским Царскосельским лицеем славу города составили Императорская Николаевская мужская гимназия, Мариинская женская гимназия, Царскосельское реальное училище императора Николая II, женское училище духовного ведомства, одна из первых в России частная школа совместного обучения Е.С. Левицкой.

    Помимо гражданских и религиозных учебных заведений в Царском Селе находилось большое количество военных обучающих заведений, детских приютов. Да,  и сегодня у нас немало высших и средних учебных заведений, выпускники которых являются гордостью не только Пушкина, но и  всей России.

    Чаще всего в музей приходят на экскурсии дети с классными руководителями. Самостоятельно — старшеклассники, студенты педагогического университета, жители города Пушкина, которым нужно подготовить выступления, доклады или рефераты по истории учебных и воспитательных учреждений Царского (Детского) Села или города Пушкина.Обзорных и тематических экскурсий несколько. Например, история учебных заведений; школы-колонии в Детском Селе, выпускники школ и учителя в годы Великой Отечественной войны, экскурсии -портреты о заслуженных учителях, учительских династиях, знаменитых выпускниках.

    Для школьников начальных классов проводятся интерактивные экскурсии из цикла "Нескучные уроки": об истории азбуки, букваря, школьных принадлежностей. Музей имеет возможность показать детям азбуку и буквари разных лет, в том числе азбуку Л.Н. Толстого, букварь 1943 года или напольную азбуку. Для учащихся старших классов интересны занятия по истории русской письменности: как менялись не только названия, но и написание букв. Очень интересны детям такие экспонаты, как старые школьные пеналы, ластики, учебники, ручки и тетрадки. Или, например, у нас есть фотография памятника скреп00ки, который установлен в стране, где она была изобретена. Пионерская или комсомольская организации для младших школьников уже далекая история, ведь их родители уже не были членами этих организаций, рассказать об этом им могут только бабушки и дедушки.

    Музей поддерживает связь с другими школьными музеями, находится в тесном сотрудничестве. Восстанавливает летописи школ, оказывает помощь руководителям школьных музеев в составлении документации на регистрацию. Недавно такие сертификаты получили музеи школ № 410 и 500. Сейчас занимается воссозданием истории музея гимназии №406. В городе строят новые школы, и у музея будет интересная и долгая жизнь.

     

     Новости ДДЮТ:

     

    Источники:

    1. Очерк возникновения и деятельности Царскосельской женской гимназии Министерства народного просвещения. 1904–1911. СПб. 1911.
    2. Семенова Г.В. Царское Село: знакомое и незнакомое. .-М.ЦентрПолиграф, 2009.- 638, (2) с. 
    3. Сочагин А.Г. Царское Село в открытках конца XIX – начала ХХ века. СПб., 2008
    4. Сидоренко К.П. Годы юности в городе Пушкине, 1945-1956 гг
    5. Татьяна КУЗНЕЦОВА, Царскосельская газеты №59 (9892) 28 октября — 10 ноября
    6. «Зодчий», 1914, Вып. 12, С. 133—135

    tsarselo.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о