Что такое ординатура и интернатура – Интернатура: быть или не быть?

    Интернатура: быть или не быть?

    Скоро сами понятия "интерн" и "интернатура" исчезнут из нашей повседневной жизни. О том, что это произойдет, было известно с момента принятия соответствующего закона в 2013 году, однако, как оказалось, не все врачи смирились с этой мыслью.

    Что было

    Сейчас, закончив обучение в вузе, студент-медик не имеет права работать врачом - только в качестве фельдшера или медбрата, если получил во время обучения соответствующий сертификат (такая возможность студентам предоставляется).

    Чтобы стать полноценным специалистом, он должен получить специализацию, для чего нужно пройти годичную последипломную стажировку на базе медучреждения - интернатуру. За год практики выпускник получает набор базовых навыков, в конце обучения медику присваивается специализация, что подтверждается сертификатом врача, дающим право на работу по специальности.

    Следующий шаг к повышению квалификации - клиническая ординатура, прохождение которой, по установленным регламентам, занимает два года. Врачи участвуют в тематических конференциях, занимаются научно-исследовательской работой, становясь тем самым резервом для аспирантуры. Основной акцент делается на практике - анализ историй болезни, разбор сложных ситуаций, клинические обходы.

    Выпускник ординатуры тоже получает сертификат специалиста, который фактически ничем не отличается от сертификата, выдаваемого после интернатуры, хотя все понимают что ординатура дает более глубокие знания и заканчивается "с прицелом" на аспирантуру и кандидатскую степень.

    Кстати, выпускник вуза может попытаться сразу поступить в ординатуру, минуя стадию интерна, однако это будет означать, что свой сертификат он получит на год позже.
    После ординатуры медикам предоставляется возможность поступить в аспирантуру, защитить диссертацию и стать кандидатами медицинских наук. Последняя и наивысшая ступень - докторантура, которая подготавливает к соисканию ученой степени доктора наук.

    Прогнозы

    Революция случилась три года назад, правда, тогда на нее почти никто не обратил внимания. Были приняты поправки в федеральный закон 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", вступающие в силу с 1 сентября 2017 года.

    Они предусматривают переход на новый стандарт медицинского образования, а также полное упразднение интернатуры.

    Сразу после вуза вчерашний студент будет иметь право пойти работать терапевтом, педиатром общей практики или амбулаторным стоматологом в поликлинику или государственную больницу.

    Каков будет срок отработки, еще предстоит определить - Минздрав рассматривает варианты от трех до пяти лет. После этого медик волен собственными силами поступать в ординатуру по выбору.
    Таким образом государство надеется восполнить острую нехватку врачей общей практики. 

    Кроме того, у студента по-прежнему останется возможность попытаться поступить в ординатуру сразу после вуза, в случае если он сумел зарекомендовать себя во время учебы в институте, получал хорошие оценки, помогал на операциях.

    Еще один механизм - так называемая целевая ординатура, которую в настоящий момент поддерживает Минздрав. "Есть целевой набор в институт, и человек не может уйти, не кончив ординатуру и не отработав по этой специальности какой-то срок. Ты получил бесплатное образование - ответь за это. Или возмести затраты государства. Кстати, возможно, будет такой механизм - возместить и идти в дерматологи, офтальмологи или куда хочешь. Или ты отдай Родине долг, который Родина в тебя вложила. Это второй механизм попадания напрямую в ординатуру. Выпускник получает целевое направление, и он обязан отработать в той больнице, куда его пошлют", - говорит вице-президент Российского общества хирургов Андрей Федоров.

    Кстати, сейчас прорабатывается вопрос увеличения продолжительности ординатуры. Ее продолжительность для некоторых сложных специальностей может составить до пяти лет, включая два года обучения и три года практики.

    Изменятся и подходы к подтверждению квалификации специалистов. Теперь медработники для подтверждения права на осуществление медицинской деятельности обязаны будут пройти процедуру аккредитации вместо сертификации.

    В 2016 году начнут аккредитовать выпускников медвузов по специальностям "стоматология" и "фармация", а с 2017 года - всех остальных.

    Аккредитовать медиков будут в специальных центрах на базе университетов, в комиссии помимо преподавателей вузов войдут представители общественных организаций и региональной медицинской администрации.

    Аккредитация будет проходить в два этапа. Первый предусматривает ответы на тесты, второй - сдачу экзамена на симуляционном оборудовании, который покажет уровень практической подготовки выпускника.

    Мнения расходятся

    Андрей Федоров смотрит в будущее с оптимизмом: "Действительно, была интернатура - но ординатура лучше. И стать, например, хирургом после года практики - это недостаточная подготовка. На западе хирург вообще учится от пяти до семи лет после окончания университета. Поэтому я считаю, что Минздрав принял верное решение устранить это одногодичное обучение", - говорит он.

    Руководитель ВШОУЗ, д.м.н. Гузель Улумбекова придерживается иного мнения: "Когда принимался закон "Об основах охраны здоровья граждан" несколько лет тому назад, когда в Думе обсуждали этот закон в первом, втором и третьем чтениях, я потребовала от комиссии, чтобы зафиксировали мое особое мнение. Я категорически против отмены интернатуры". Она подчеркнула, что Минздрав фиксирует снижение качества подготовки выпускников в медицинских вузах. "В таком случае, каким образом можно еще не подготовленных студентов отправлять в практику?"

    Президента Ассоциации стоматологов России Владимира Садовского беспокоят иные проблемы: "Выпускники, которые выпускаются в 2016 году, поступали в сентябре 2011 года. Тогда не было 323-го закона, оферта государства была другой. И есть угроза, что если кто-то из них подаст в суд, то он выиграет, и интернатуру всем вернут. А процент того, что будет иск, очень большой, потому что 7 200 стоматологов выпускаются в этом году", - говорит он.

    Кроме того, вузы и интернатуры выпустят в этом году 14 тысяч стоматологов, а количество вакансий в бюджетных ЛПУ - всего лишь около 600 на всю страну. Если запретить стоматологам сразу после вуза идти в коммерческие клиники, это станет для выпускников настоящей катастрофой, им просто негде будет работать по специальности.

    Садовский ждет от Минздрава нормативных документов, которые должны урегулировать все эти проблемы. По его информации, министерство намерено обнародовать их до 10 февраля.

    www.vshouz.ru

    Как получаются врачи-недоучки / Я так вижу / Независимая газета

    Никакое "наставничество" не может заменить последипломное образование

    Интернатура и ординатура после вуза так и не стали обязательными для допуска к врачебной практике. Фото РИА Новости

    В последние 20 лет, кажется, все, включая министра здравоохранения, расценивают российское медицинское образование как плохое, если не ужасное. Когда это началось, как случилось?

    В России относительно поздно создались университеты с медицинскими факультетами, но они были к концу XIX века вполне адекватны задачам того времени, и это образование было неплохо интегрировано в европейскую систему, построено по европейским, прежде всего немецким, образцам. Террор, учиненный большевиками, сильно ударил по врачебному сообществу как в городах, так и на селе.

    В попытке создать многочисленные кадры новых специалистов большевистская власть выделила достаточно много факультетов в отдельные институты. Одномоментно количество медицинских институтов было утроено. Мы знаем только об одном голосе протеста – это был голос академика Ивана Петровича Павлова. Он объяснял правительству, что нет достаточного количества физиологов, готовых руководить кафедрами в новых институтах. Отсутствовало и достаточное количество анатомов, хирургов и акушеров. Были созданы убогие учебные организации, многие из них так и не смогли развиться. Отрыв от университетов прежде всего ударил по уровню образования в медицинских институтах, по фундаментальной подготовке.

    Казалось бы, в постсоветской России можно было вернуть медицинские факультеты в университеты. Но нет, эгоизм федерального Минздрава, желающего владеть своими вузами, привел к тому, что сегодня на базе медицинских институтов выстраиваются университеты, создающие факультеты экономики, социологии и медицинской психологии с теми кадрами, которые сами не ведают преподаваемой ими науки. Это ясно отражается в массово краденных диссертациях этих педагогов, неспособности их проводить исследования, публиковаться в приличных журналах. Как установлено Диссернетом, десятки ректоров вузов России участвуют в изготовлении фальшивых диссертаций, в публикации скопированных статей или статей с ворованным авторством.

    Однако главная беда медицинского образования – его послевузовская часть. С середины ХХ века в развитых странах послевузовское образование врача становится обязательным для допуска к медицинской практике. Например, в Великобритании все выпускники медицинских факультетов проходят двухгодичную общую врачебную подготовку, а затем в зависимости от желаемой специальности обучаются еще от трех до десяти лет, пока не достигают требуемого специальностью уровня подготовки. В США, Канаде и других странах с хорошей подготовкой врачей государство поддерживает больницы, в которых работают эти обучающиеся врачи (резиденты). Резиденты не имеют полного права на самостоятельную практику, но постепенно, работая с раннего утра до поздней ночи, получают допуски ко все большему кругу функций и достойную зарплату.

    В СССР это направление развития медицинской профессии было замечено, и с 1960-х годов стали создаваться институты и факультеты повышения квалификации и расширяться подготовка в интернатуре (один год) и ординатуре (два года). Эта подготовка после вуза так и не стала обязательной для допуска к практике. Попытка сделать ее обязательной 20 лет назад закончилась тем, что приказ Минздрава был отменен. Межеумочное состояние и без того убогой послевузовской подготовки закончилось с принятием 323-го федерального закона, которым последипломное образование было прямо названо необязательным.

    Система образования вернулась на 60 лет назад. Причина – сиюминутный интерес правительства к заполнению врачебных ставок в первичной медицинской помощи. В результате уже второй год в поликлиники страны попадают люди, не прошедшие последипломной подготовки. Правительство знает о неполноценности этих работников, но настаивает на этом решении, имитирует последипломное образование «наставничеством» в поликлинике.

    Важно, что ординатуру не просто нужно сделать обязательной и достаточной по длительности. Сейчас ординаторы находятся на положении студентов и получают унизительно низкую стипендию. Соответственно они не могут посвящать себя полностью профессиональной подготовке, как это происходит с резидентами во Франции или Германии. Из-за этого своего положения они не имеют нормального социального страхования.

    Нужно изменить целый ряд законов, чтобы обучение в ординатуре стало интенсивным, эффективным и достаточным для освоения профессии. Например, сейчас ординатура привязана законом к медицинским вузам. В результате этого потенциал врачей как педагогов в продвинутых больницах оказывается не задействованным в полной мере. Вузовские педагоги практикуют групповую подготовку в ординатуре, что противоречит ее основным принципам.

    Если сегодня начать доброкачественную подготовку, например, по онкологии, то окажется, что в стране есть десяток достойных организаций, куда можно принять в ординатуру по пять человек, и откуда через пять лет выйдут не более 50 подготовленных онкологов. Эти выпускники еще несколько лет сами не смогут быть учителями ординаторов, но лет через десять база подготовки расширится.

    Простейший этот пример показывает, что страна сможет заметить улучшение в качестве подготовки онкологов через 5–8 лет, далеко за пределами нынешнего онкологического проекта. Произойдет это, только если начать действовать сейчас. Медицинское образование дорогое и сложное. Но, оставаясь с нынешним образованием, Россия обречена на положение страны со второсортной системой здравоохранения.

    Здравоохранение и медицинское образование в целом нуждаются в образованных работниках и гибкой, эффективной и современной организации. Реформа здравоохранения необходима и неизбежна. 

    www.ng.ru

    Ординатура в 2019-2020 году: реформа, тестирование, баллы

    Ординатура является одной из самых важных вершин профессионального совершенствования для медиков всех профилей. В данной статье мы предлагаем поразмыслить, что ожидает в перспективе юных выпускников медицинских ВУЗов, собирающихся в будущем учебном году подавать документы в ординатуру, и, кроме того, что может быть интересного и полезного для них в содержании новой правительственной реформы.

    17 апреля 2018 года Министерством здравоохранения выпущен официальный приказ №170Н, по условиям которого в приказ от 11.05.17 №212Н войдут изменения, что касаются правил поступления в ординатуру.

    Зачем нужна реформа

    Министром здравоохранения Российской Федерации Вероникой Скворцовой часто выделяются такие моменты, что должны привлечь внимание общества к проблемам отрасли:

    • недостаток квалифицированных кадров в деревне;
    • низкий уровень подготовки профильных медиков;
    • нерациональное распределение людей, выбирающих специальность по областям медицины.

    В этом новом нормативном акте содержатся все подобные положения. В Министерстве здравоохранения говорят, что в грядущем году бесплатное обучение в ординатуре будет проще, а предложенная методика начисления дополнительных баллов поможет увеличить количество сотрудников в амбулаториях и прочих медицинских учреждениях небольших поселков и деревень.

    Определяя число мест (бюджетных и контрактных) в ординатуре любого высшего медицинского учебного заведения, Минздрав России вполне может определять необходимое государству число специалистов в той или иной области, соответственно потребностям медицинских организаций.

    Сложности поступления

    3 года назад ликвидировали интернатуру, для большей части медиков ординатура оказалась единственным источником для качественного обучения по узкому направлению. Но, учитывая новшества, на учебу в ординатуре претендовать сможет абсолютно не каждый желающий, а за то, чтобы заслужить место в хорошем учебном заведении, да еще и на престижной специальности, надо постараться, причем весьма сильно.

    Зачислять в ординатуру в 2019 и 2020 годах будут на основании результатов прохождения тестов, включая итог и общее количество дополнительных баллов.

    Вступительный тест

    В нестоящее время вид экзаменационной работы останется прежним, не претерпевает изменений. КИМ по общей медицине останется близок по виду к тестам ЕГЭ (60 заданий различного уровня трудности). Для того, чтобы успешно выдержать вступительные испытания, абитуриенты должны ответить минимум 70% правильных вариантов всех ответов.

    Дополнительные баллы

    Прежде большинство начинающих врачей говорило, что они все имеют право учиться бесплатно, но все равно в реальности места получают, как правило, целевые студенты (медики, получившие контракт с каким-либо медицинским учреждением). В новом варианте документ дает еще одну настоящую возможность сдать экзамены на бюджетное отделение: это имеющийся трудовой стаж в сельской местности.

    Как это происходит? С помощью системы дополнительных баллов в грядущем году поступление в ординатуру не будет проблематичным тем людям, которые отвечают соответствующим характеристикам:

    БаллыКто их получает
    15Выпускники медицинских ВУЗов России, окончившие учебное заведение с отличием
    20Президентские стипендиаты
    10

     

    (+5 за каждый в последующие 3 года)

    Трудовой стаж не менее 1, но до 3 лет фармацевтом или медработником со средним специальным образованием
    12

    (+5 за каждый следующие 2 года)

    Трудовой стаж не менее 9 месяцев, но до 2 лет фармацевтом или медработником с высшим специальным образованием
    10

    (дополнительно к баллам за стаж)

    Для тех, кто работал в сельской местности.
    15 (и не больше)Прочие успехи, включая волонтерскую деятельность

    Думается так: работники медицинской области, что не смогут оплатить учебу на контракте, станут получать дополнительные баллы на периферии, что так нужно местным жителям. С учетом стоимости ординатуры в самых выдающихся ВУЗах страны в новом году, подобные люди обязательно будут.

    Важно! Вероника Скворцова дала слово, что в самое ближайшее время число мест для учебы в бюджетные средства вырастет в 2,5 раза.

    Трехсторонний целевой договор

    Несмотря на уверения Минздрава, а любой будущий медик в этом уверен, наиболее эффективным путем тем, кто хочет учиться в счет федерального бюджета, будет целевой контракт с одним из медицинских образовательных учреждений страны.

    Реально все гораздо проще. Страна платит за учебу в ординатуре, а будущий специалист, получив диплом, обязан отработать по заранее запланированному контракту оговоренное число лет.

    Если верить практическому опыту молодых врачей, что получить подобное место в учреждениях города весьма непростая задача, несмотря на то, что в небольших городках и поселках в медицинских учреждениях всегда обрадуются прибытию знающего специалиста.

    Важно! Не стоит тешиться надеждой, что по окончании учебы, вы избежите отработки лет по условиям договора. Если условия контракта не выполнены, то специалист заплатит крупный штраф, объем которого различен, в зависимости цены учебы.

    Аккредитация

    Тот, кто все же смог попасть в бесплатную ординатуру, не должен рано радоваться, так как после большого времени учебы, вместе с практикой, их ждет серьезное испытание. Экзаменационное испытание включает в себя 3 части:

    • обычные тесты, что выявляют уровень теоретических знаний начинающего специалиста;
    • экзамен по специализации, где надо будет показать хорошие знания в избранной области медицины;
    • клиническая задача, выявляющая умение юного медика общаться с пациентом и есть ли у него клиническое мышление.

    Важно! В будущем аккредитацию будут внедрять во всех областях медицины.

    Мнение молодых специалистов

    То заявление, что бюджетные места станут гораздо доступнее, одинаково приятная новость для всех желающих поступать в новом учебном году в ординатуру. Но все же имеются некоторые сложности, о которых часто высказываются начинающие врачи.

    Главное, что не нравится обучающимся: не все опытные коллеги с удовольствием идут навстречу своим ученикам и делятся опытом. Поскольку отсутствует мониторинг качества образования, довольно часто имеет место такое явление, как работа учеников-ординаторов с бумагами, а не с конкретными практическими задачами.

    yur-gazeta.ru

    Благовещенск | Ординатура-2019. Важно – научиться! - БезФормата

    135 выпускников медицинской академии поступили в этом году на первый курс ординатуры факультета последипломного образования Амурской ГМА. Из них 80 будут обучаться на местах, выделенных в рамках контрольных цифр приема и 55 по договорам об оказании платных образовательных услуг. Желающих поступить в ординатуру было немало, но прошли те, кто набрал наибольшее количество конкурсных баллов за тестирование, за индивидуальные достижения, при этом учитывался и средний балл зачетной книжки. В этом году наибольший конкурс среди поступающих был на такие специальности, как офтальмология, дерматовенерология, травматология и ортопедия, неврология. Специальностями, лидирующими по количеству набранных на обучение по программам ординатуры, стали хирургия -14 человек, анестезиология-реаниматология -12 человек, терапия -11, дерматовенерология -10, неврология – 9. К слову, именно эти специалисты сегодня наиболее востребованы в региональном здравоохранении
    Договор с медицинскими организациями на целевое обучение заключили 55 ординаторов, из них более половины приходится на Амурскую область – 31. Второе место традиционно занимает Сахалинская область – 17 договоров на целевое обучение. Также заключены договоры с медицинскими организациями Камчатского и Хабаровского краев, с Карелией.
    Для ординаторов первого года обучения прошло традиционное торжественное собрание, участие в котором приняли преподаватели обучающих кафедр медицинской академии. С приветственным словом к ним обратилась декан факультета последипломного образования Амурской ГМА, к.м.н. С.В. Медведева . Она пожелала ординаторам успехов в учебе и реализации всех задуманных планов. При этом Светлана Викторовна отметила, что обучающимся нужно более активно проявлять интерес к образованию, быть смелее в получении знаний, приобретении профессиональных навыков, расширять свои познания по выбранной специальности, используя для этого все имеющиеся информационные ресурсы. «Как гласит китайская пословица: «Тот, кто задал вопрос – является глупцом пять минут, тот, кто не спросил, останется глупцом навсегда», - сказала Светлана Викторовна . - И еще есть хороший афоризм: «Нельзя научить, можно только научиться». Два года учебы в ординатуре пролетят очень быстро, и наступит ваша самостоятельная деятельность. Поэтому, не бойтесь трудностей, не отступайте перед ними, уверенно идите к поставленной цели! Успехов вам!»


    Специалист по учебно-методической работе ФПДО В.И. Курносов подробно рассказал ординаторам об организации учебного процесса в ординатуре и заполнении необходимой документации

    blagoveshensk.bezformata.com

    Ординатура-2019. Важно – научиться! | Амурская государственная медицинская академия Мини

    135 выпускников медицинской академии поступили в этом году на первый курс ординатуры факультета последипломного образования Амурской ГМА. Из них 80 будут обучаться на местах, выделенных в рамках контрольных цифр приема и 55 по договорам об оказании платных образовательных услуг. Желающих поступить в ординатуру было немало, но прошли те, кто набрал наибольшее количество конкурсных баллов за тестирование, за индивидуальные достижения, при этом учитывался и средний балл зачетной книжки. В этом году наибольший конкурс среди поступающих был на такие специальности, как офтальмология, дерматовенерология, травматология и ортопедия, неврология. Специальностями, лидирующими по количеству набранных на обучение по программам ординатуры, стали хирургия -14 человек, анестезиология-реаниматология -12 человек, терапия -11, дерматовенерология -10, неврология – 9. К слову, именно эти специалисты сегодня наиболее востребованы в региональном здравоохранении
    Договор с медицинскими организациями на целевое обучение заключили 55 ординаторов, из них более половины приходится на Амурскую область – 31. Второе место традиционно занимает Сахалинская область – 17 договоров на целевое обучение. Также заключены договоры с медицинскими организациями Камчатского и Хабаровского краев, с Карелией.
    Для ординаторов первого года обучения прошло традиционное торжественное собрание, участие в котором приняли преподаватели обучающих кафедр медицинской академии. С приветственным словом к ним обратилась декан факультета последипломного образования Амурской ГМА, к.м.н. С.В. Медведева. Она пожелала ординаторам успехов в учебе и реализации всех задуманных планов. При этом Светлана Викторовна отметила, что обучающимся нужно более активно проявлять интерес к образованию, быть смелее в получении знаний, приобретении профессиональных навыков, расширять свои познания по выбранной специальности, используя для этого все имеющиеся информационные ресурсы. «Как гласит китайская пословица: «Тот, кто задал вопрос – является глупцом пять минут, тот, кто не спросил, останется глупцом навсегда», - сказала Светлана Викторовна. - И еще есть хороший афоризм: «Нельзя научить, можно только научиться». Два года учебы в ординатуре пролетят очень быстро, и наступит ваша самостоятельная деятельность. Поэтому, не бойтесь трудностей, не отступайте перед ними, уверенно идите к поставленной цели! Успехов вам!»
    Специалист по учебно-методической работе ФПДО В.И. Курносов подробно рассказал ординаторам об организации учебного процесса в ординатуре и заполнении необходимой документации

    www.amursma.ru

    Интернатура в 2019-2020 году: порядок приема, нововведения

    Медицинская реформа, направленная на повышение уровня обслуживания в лечебных учреждениях и квалификации медперсонала предусмотрела следующие изменения, касаемые интернатуры. В 2019 2020 прием студентов-медиков на прохождение интернатуры не будет осуществляться. А в целях приобретения нужной специальности студенты будут обучаться в ординатуре.

    Ранее Министерство здравоохранения РФ поставило своей целью восполнить дефицит старшего медицинского персонала в сельских больницах. При этом отменило интернатуру в 2016 году — для фармацевтов, в 2017 году — для педиатров и для остальных медицинских специализаций — в 2018 году. Только через четыре — пять лет, когда будут подведены первые итоги медицинской реформы, будет ясно, повлияла ли положительным образом отмена интернатуры на укомплектованность врачами сельских амбулаторий.

    Новые критерии оценки знаний

    Предположим, что изменения не были бы внесены. Соответственно, студент-медик, в 2020 году удачно закончивший интернатуру, мог бы претендовать на сертификат, благодаря которому сразу получил бы допуск к своей основной работе и каждую пятилетку подтверждал свой уровень квалификации. Это необходимое условие, дающее право врачу работать в медицинских учреждениях.

    При нынешних же обстоятельствах выпускнику медицинского ВУЗа необходимо пройти аккредитацию, без которой он не сможет осуществлять врачебную деятельность. Чтобы получить аккредитацию молодой специалист должен участвовать в различного рода тренингах, конференциях и .п.; писать научные работы и издавать их в специализированной прессе; пытаться опробовать новейшие методы лечения заболеваний. За все это врачу начисляются баллы, за определенное количество которых он получает аккредитацию.

    Аккредитация, как метод оценки знаний молодого врача, будет введена в 2021. На данный момент имеется большое количество нерешенных вопросов относительно процесса ее проведения. Например, кто финансирует расходы на дорогу и проживания врача в месте проведения аккредитации; по каким критериям будут выставляться баллы; возможно ли уменьшить время, отведенное на прием пациентов для участия врача в медицинских мероприятиях и разработках. Чиновники Министерства здравоохранения обещают, что все эти моменты будут тщательно рассмотрены и решены. И переход с интернатуры на метод аккредитирования будет произведен максимально безболезненно и без каких-либо негативных последствий.

    Порядок приема в ординатуру

    Сходство ординатуры и интернатуры заключается в том, что после их окончания молодой врач получает определенную специализацию и право работать с пациентами. Но согласно новым правилам, введенным Министерством теперь поступить в ординатуру стало намного сложнее, особенно если речь идет о бюджетном месте. В случае, если молодой специалист минует этот этап обучения, он сможет быть только терапевтом и это ограничит его развитие как профессионала и, соответственно, доход.

     

    Приемные испытания в ординатуру будут включать в себя несколько составляющих.

    1. Тестовый экзамен по общим медицинским знаниям, который состоит из 60-ти вопросов. Экзамен длится всего час и необходимо правильно ответить на 70% вопросов как минимум.
    2. Баллы за текущий стаж молодого специалиста. Надо сказать, что медицинская реформа установила, что молодые врачи, работающие в глубинке, будут иметь большее количество баллов. Это должно послужить стимулом для того, чтобы поработать какое-то время в сельской местности после окончания ВУЗа. Соответственно, будет больше шансов поступить в ординатуру.
    3. Дополнительные баллы также будут начисляться студентам, имеющим красный диплом и получавшим Президентскую стипендию. По этой причине у тех, кто учился на платной основе очень мало шансов поступить в ординатуру.

    На основе полученной суммы баллов выносится решение зачислении молодого специалиста в ординатуру.

    Минусы нововведения

    Теперь единственный шанс для молодого врача обучиться интересной ему специализации и получить возможность профессионального роста — это прохождение ординатуры.

    Новая система способна обеспечить укомплектованность сельских больниц персоналом. При этом она является не вполне доработанной и имеет много минусов. Молодые врачи будут озабочены оплатой ординатуры и отвлекаться на многочисленные подработки, что не может не отразиться на их профессиональном уровне.

    Недостаточно высокий уровень преподавания в ординатуре. Преподаватели и кураторы порой несерьезно относятся к своим обязанностям из-за недостатка мотивации. Студенты отмечают, что преподаватели не делятся с ними профессиональными знаниями и опытом врачебной деятельности, а заставляют их заниматься рутинной бумажной работой

    Баллы не зачисляются за научные работы, выполненные студентами. А эти работы являются лучшим показателем знаний будущих медиков.

    Студенты, находящиеся на платной системе обучения не могут претендовать на начисление дополнительных баллов.

    Из всего этого следует сделать вывод, что получить место в ординатуре смогут далеко не все желающие. И как предполагает министерство, только самые работоспособные, талантливые и обладающие опытом работы и знаниями студенты могут претендовать на получение специализации. Молодые амбициозные специалисты возлагают большие надежды на новую реформу. Большая часть молодых врачей готова много работать и решать сложные задачи. А будут ли у них возможности для профессионального роста и эффективны ли предусмотренные программой инструменты покажет только время.

    yur-gazeta.ru

    Бросить на целину - Центральная профсоюзная газета "Солидарность"

    Более 50% бюджетных мест в медицинских вузах страны отданы под целевой прием абитуриентов. Министр здравоохранения Вероника Скворцова считает, что так можно справиться с дефицитом кадров без возвращения к советской системе распределения выпускников, которую поддерживает часть медицинского сообщества. Однако приток в первичное звено целевиков может вызвать текучку кадров. Ведь удержать врача на рабочем месте гораздо сложнее, и для этого, считают в профсоюзе работников здравоохранения, необходимо гарантировать молодому специалисту достойную оплату труда.

    НАЗАД В СССР

    Дефицит медицинских кадров среди врачей составляет почти 60 тысяч человек, а среднего медперсонала не хватает 56 тысяч человек - таковы данные Росстата на 1 июля 2019 года. Особенно страдают от нехватки медиков отдаленные сельские районы и первичное звено здравоохранения. Ситуацию там Владимир Путин назвал “провалом” и поручил правительству к 1 октября подготовить принципы модернизации первичного звена.

    На этом фоне в медицинском сообществе стали появляться инициативы о возвращении практиковавшейся в Советском Союзе системы распределения выпускников вузов. В частности, такой разговор начал директор Научно-исследовательского института неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль. По его мнению, практика распределения поможет решить проблему нехватки врачей в сельской местности и отдаленных территориях.

    Его поддержал заместитель председателя постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению Законодательного собрания Санкт-Петербурга, хирург-онколог Александр Егоров. Он считает, это пойдет на пользу и самим молодым медикам: “Человек мог набраться опыта, взглядов: что бы он хотел, в какой бы сфере или узкой отрасли работать - и после окончания этих трех лет - уже свободное трудоустройство, но у него уже есть трудовая книжка”.

    Министр здравоохранения Якутии Елена Борисова уверена, что только распределение поможет решить нехватку кадров в республике, ведь в СССР такой проблемы не было: “Очень много докторов приезжали в Якутию из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска. Существовал хороший конгломерат обмена теорией и практикой между представителями различных медицинских школ”. Положительно к идее относятся в Карелии, Тамбовской и Кировской областях.

    Однако глава Минздрава России Вероника Скворцова отвергла идею: “Мы планируем развивать целевой прием, но полностью перейти на распределение мы пока не планируем”. Она уточнила, что сейчас по стране уже более 50% студентов обучаются по целевому приему.

    В профсоюзе работников здравоохранения РФ, разделяя обеспокоенность Рошаля, считают, что возвращение к поголовному распределению после окончания вузов будет неконституционным.

    - Профсоюз разделяет эту обеспокоенность, но механизм этот неконституционный, - считает Геннадий Щербаков, заместитель председателя профсоюза работников здравоохранения РФ. - Сейчас для сферы здравоохранения в какой-то мере механизм найден через целевую подготовку медицинских кадров в высших учебных заведениях. А это гарантия для определенного региона, медицинской организации, что на три года к ним придет подготовленный медработник с высшим и средним специальным образованием на рабочее место. В разных вузах 50 - 80% бюджетных мест заполняется по особому конкурсу, целевому. А распределение - с нашей точки зрения, уже элемент прошлого.

    ЗАКРЫТЬ ЛАЗЕЙКУ

    Целевая контрактная подготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием введена постановлением правительства № 942 от 19 сентября 1995 года. Она была призвана заместить существовавшую в советское время систему распределения. Смысл целевой подготовки в том, что предприятие, организация или регион заключают договор с абитуриентом, а тот, выучившись, отправляется как специалист на то рабочее место, где его ждут, и отрабатывает там минимум три года. Обучается он за счет бюджетных средств. А на заказчике лежат меры социальной поддержки - оплата проезда, общежития и так далее. Раньше, если по каким-то причинам студент не выполнял договор, не отрабатывал положенный срок либо вообще не появлялся на рабочем месте, он был обязан полностью возместить заказчику целевого приема только расходы, связанные с мерами соцподдержки, и штраф.

    В результате целевой прием стал лазейкой для получения высшего образования, поскольку абитуриента принимали в вуз не на основании общего конкурса. Так, в подведомственных Минздраву вузах в 2015 году квота целевого приема составила 54% от общего количества бюджетных мест - 12 220 человек. В итоге зачислено было 11 216 абитуриентов. То есть все, кто попали в список целевого набора, независимо от результатов ЕГЭ, были зачислены. А вот все ли они пришли на рабочие места - это большой вопрос.

    Чтобы целевой прием не был лазейкой для нерадивых студентов, в 2018 году Владимир Путин подписал закон, по которому за нарушение обязательств по трудоустройству после окончания учебы выпускники должны выплатить штраф “в размере расходов соответствующего бюджета, осуществленных на обучение”, то есть возместить полную стоимость обучения.

    Были сделаны шаги и для того, чтобы появился конкурс на целевые места. Это решение было принято по итогам совещания с участием премьер-министра Дмитрия Медведева, назвавшего “профанацией” существующую систему: бюджет тратит огромные средства на подготовку студентов, но госструктуры, направляющие целевиков, их не востребуют, а больницы и школы не получают молодых специалистов.

    Новые правила начали действовать с 1 января 2019 года. Но пока ситуация с конкурсом не сильно изменилась. Мест, отданных под целевой набор абитуриентов, настолько много, что хотя формально конкурс есть, он ничтожно мал по сравнению с конкурсом на бюджетные места на общих основаниях.

    - Порядка 80 - 90% обучающихся по целевому направлению возвращаются на рабочие места, - говорит зампредседателя профсоюза работников здравоохранения Геннадий Щербаков. - Но если они не вернутся, то должны будут погасить затраты, понесенные государством на подготовку. Я не могу сказать, что на целевые места есть большой конкурс, но он тоже есть. Поэтому далеко не всегда человек, который пришел по целевому набору, будет зачислен в вуз. На качество же выпускаемых специалистов это не должно сильно повлиять. У нас сегодня врач каждые пять лет должен пройти квалификационную переподготовку, то есть развитие и обучение идет постоянно. Бюджетные места сохраняются, но приоритет на сегодня - это целевая подготовка.

    “А”-СПРАВКА

    Ростовский государственный медицинский университет. Минимальный балл ЕГЭ зачисленного в 2019 году студента по целевому направлению - 146, на общих основаниях - 196.

    Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова. Минимальный балл ЕГЭ зачисленного на факультет “Лечебное дело” в 2019 году студента по целевому направлению - 174, на общих основаниях - 261.

    ЕЩЕ ОДИН ИНСТРУМЕНТ

    Профлидер рассказал, что система аккредитации, действующая при подготовке и выпуске специалиста-медика, тоже влияет на приток выпускников в первичное звено здравоохранения.

    - Сейчас, окончив высшее учебное заведение и получив знания по определенной специальности, выпускник должен пройти аккредитацию - то есть подтвердить доступ к профессиональной деятельности, которую он может осуществлять. Можно сказать, что аккредитация - один из инструментов для привлечения кадров в первичное звено. Позже по желанию врач может пойти в ординатуру и там уже получить более узкую специальность, - рассказал Геннадий Щербаков.

    С 2018 года, после упразднения интернатуры, выпускник медвуза вместе с дипломом должен получить аккредитацию - только тогда можно идти работать терапевтом, педиатром или врачом общей практики в первичное звено здравоохранения. Выпускники могут поступить и в ординатуру для получения более узкой специальности. Однако на бюджетные места попасть практически невозможно, так как их всего 5%, включая целевой набор. Кроме того, чтобы учиться в ординатуре платно или бесплатно, нужно выиграть конкурс, который складывается из баллов, накопленных в процессе обучения в вузе и последующей работы. В таких условиях для большинства ординатура становится практически недосягаемой.

    ОСТАНОВИТЬ ТЕКУЧКУ

    Даже если 100% выпускников, прошедших обучение по целевому набору, будут отрабатывать положенные три года в поликлиниках и регионах, далеко не факт, что по окончании срока отработки они там останутся. А значит, на смену дефициту кадров придет текучка. Чтобы удержать молодого специалиста, нужны условия, которые бы его устраивали. Это жилье, подходящая для молодого человека инфраструктура, наличие средств коммуникации. Ну и, конечно, главное - уровень оплаты труда, который в субъектах РФ по-прежнему сильно разнится.

    - Поиск экстенсивного пути развития недостаточен, - уверен заместитель главы профсоюза Геннадий Щербаков. - Нужно хорошо и грамотно, профессионально готовить медработника. Его можно привести на рынок труда, но главное - закрепить, сохранить его на рабочем месте. Без решения этой задачи мы не решим проблему кадрового дефицита. Нужно мотивировать молодого специалиста остаться, а для этого требуются системные изменения. Это возврат к вертикали управления хотя бы в вопросах оценки труда медперсонала, в вопросах зарплаты. Должен быть нормальный, гарантированный государством минимальный оклад для медработника в зависимости от его должности и квалификации,

    К концу сентября правительство должно проработать возможные подходы к структуре зарплат врачей и медработников. С таким поручением президент Путин обратился в правительство РФ.

    www.solidarnost.org

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о