Что такое профильное образование – Профильное образование

    📌 Профильное обучение - это... 🎓 Что такое Профильное обучение?

    Профильное обучение — система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Эксперимент по введению профильного обучения проходил в нескольких субъектах РФ с 2003 года. В рамках Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года, предполагается повсеместный переход на профильное образование в старшей школе по всей России.

    Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

    Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

    1. Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования.
    2. Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
    3. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
    4. Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

    В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки в вузы. Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей карьеры. В сложившейся ситуации необходима разработка мер, способствующих введению профильного обучения на старшей ступени общего образования. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки.

    Перечень рекомендуемых профилей среднего (полного) общего образования

    Перечень профилей, утверждённый Министерством образования:

    • Физико-математический: информатика, математика, физика.
    • Физико-химический: физика, математика, химия.
    • Химико-биологический: математика, химия, биология.
    • Биолого-географический: математика, география, биология.
    • Социально-экономический: математика, география, обществознание, экономика. (иногда право)
    • Социально-гуманитарный: обществознание, история, русский язык, литература, право.
    • Филологический: литература, русский язык, иностранный язык, второй иностранный язык.
    • Информационно-технологический: математика, информатика (иногда физика)
    • Агротехнологический: биология, животноводство, агрономия, сельскохозяйственная техника.
    • Индустриально-технологический: физика, технология.
    • Художественно-эстетический: искусство, профильные учебные предметы искусства.
    • Оборонно-спортивный: физкультура, ОБЖ.

    Ссылки

    • ФЦПРО (рус.) — официальный сайт Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.

    dic.academic.ru

    Статья по теме: Профильное образование: проблемы и перспективы. Роль гуманитарного профильного обучения в системе общего образования.

    ДОКЛАД

    Профильное образование: проблемы и перспективы.

    Роль гуманитарного профильного обучения

    в системе общего образования.

    Учитель русского языка и литературы
    МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара

    Степура Людмила Александровна

    ПЛАН.

    1. Профильное обучение - важный фактор экономического роста и обновления экономики.
    2. Задачи учителя, работающего в профильном классе.
    3. Основные задачи обучения русскому языку и литературе в профильном гуманитарном классе.
    4. Роль элективных курсов.
    5. Условия перехода к всеобщему профильному обучению.

            Одним из основных условий достижения современного качества общего образования является введение профильного обучения в старших классах. Профильное образование – важный фактор экономического роста и обновления экономики, и поэтому должно быть ориентировано, прежде всего, на учащихся и рынок труда, а также должно быть эффективным и доступным.
            Взаимосвязь общеобразовательных и профессиональных блоков создает условия для облегчения перехода молодежи из мира школы в мир труда.

            Главной задачей учителя, работающего в профильном гуманитарном классе, является создание условий для подготовки высокообразованных, всесторонне развитых выпускников, ориентированных на продолжение образования по данному профилю, а также создания условий для осуществления профессиональных намерений наших выпускников.

            Работа по профилизации должна начинаться еще в детском дошкольном учреждении, так как именно в раннем возрасте проявляются все способности ребенка, уделяется особое внимание интересам, склонностям детей. В начальной школе необходимо проводить уроки - экскурсии, уроки - погружения в профессию, наблюдать и сравнивать, делать выводы, рассуждать. Начиная с 5-го класса надо разделить детей на 2 потока обучения: профильные и общеобразовательные классы. Эта система обеспечивает гибкость разноуровневого обучения, которое позволяет учащимся при определенных условиях в течение всего времени обучения переходить с одного уровня на другой.

            Особенностью учебного плана и учебных программ профильного гуманитарного класса является более глубокое изучение гуманитарных предметов по сравнению с общеобразовательными классами.

            В профильных классах, каких бы новаций не требовало время, только на уроке, как сотни так и тысячи лет назад, встречаются участники общеобразовательного процесса: учитель и ученик. Урок интересен тогда, когда он современен - совершенно новый и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный.

            Наверное, не каждый учитель знает, что этимология слова «урок» ведет свое начало от древнерусского «урекать» - испортить, навредить, изорудовать, навести сглаз. Сегодня это, к сожалению, так, потому что 80% детей уже «сломали» свои физиологические функции из-за бесконечных нагрузок и перегрузок. Впору над этим задуматься, потому что мы пытаемся учить всему. А надо ли учить всему?! Вот потому, видимо, профильное обучение является перспективным.

            В настоящий момент существует еще много проблем в профильной подготовке - нет теории, предполагающей такие средства, методы, приемы, технологии, учебники, которые бы не противоречили поставленной цели образования. Но это, пожалуй, в перспективе доработается и разработается, а вот «сработает» ли профильная гуманитарная подготовка при поступлении в вузы, дает ли она гарантию поступления. Нет. Профиль будет актуален тогда,
    если школа будет заключать договоры с вузами. Но это невозможно даже теоретически: в стране нет такого количества институтов и университетов, которое приняло бы всех выпускников одного года. Да и готовить такое количество дипломированных специалистов, для которых фактически нет рабочих мест, ни одна цивилизованная страна позволить себе не может.

            Сейчас «модные» профессии: экономисты, финансисты, новоявленные коммерческие специалисты, а как же быть филологам, историкам, журналистам, библиотекарям, переводчикам, психологам            талантливым, начитанным, интеллигентным и всегда малооплачиваемым. Очень трудно убедить родителей, отстаивая гуманные мотивы, что быть гуманитарием престижно, потому что слышишь ответ: «Жизнь у нас такая, а не другая». Ведь цель профильного гуманитарного обучения - воспитать всесторонне развитую личность, порядочного человека, культурного, совестливого. Сила личности состоит в том, чтобы противостоять усредняющим влияниям среды и сохранить то личное, что не просто выделяет человека как индивидуальность, а возвышает над окружающими как личность, обладающую зарядом духовности. Гуманитарные предметы направлены на воспитание такой личности: литература дает практически ответы на все жизненные вопросы, история воспитывает патриота своей родины, что в наше время, к сожалению, редкость. Без иностранного языка сегодня не может развиваться не экономика, не культура.

            Особое место в системе общего среднего образования занимает русский язык, что обусловлено его функциями. Русский язык является средством межнационального общения, средством приобщения учащихся к духовным богатствам русской литературы и культуры, он выступает в качестве посредника между родной и мировой культурой, служит опорой при обучении иностранным языкам.

            Основные задачи обучения русскому языку в старших классах гуманитарного профиля следующие:

    - обеспечить владение русским языком как средством межнационального общения;

    - обеспечить уровень владения русским языком, необходимый и достаточный для получения гуманитарного образования на русском языке;

    - приобщить учащихся к русской культуре и литературе;

    - обеспечить речевую подготовку учащихся в том объеме, который необходим для будущей трудовой деятельности.

            Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в гуманитарных классах, могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе использовать все виды языкового анализа. Фонетический,             морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Большое место должно быть отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки нормативного использования языковых средств. В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку необходимо анализировать тексты разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа.

            Нынешние выпускники зачастую не умеют выражать свои мысли, грамотно говорить, поэтому для развития речи желательно использовать такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений и другие творческие задания. Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также правильно организованной самостоятельной работой. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно, являются более прочными, чем знания, полученные при пассивном восприятии.

            Несомненным условием достижения современного качества образования является введение элективных курсов - курсов по выбору. Учащиеся должны самостоятельно выбирать курс, потому что, ясли им навязывать тот или иной курс, то никакого толка от его изучения не будет. Такой выбор должен быть не случайным, а обоснованным. Учащиеся должны иметь возможность заранее познакомиться с программой курса, но программы пишут для учителей, а для учащихся нет «ученического» варианта программы, написанного на языке, понятном для школьников.

            Элективные курсы могут дать большое чувство удовлетворения, а сам опыт работы по преподаванию элективных курсов может стать важным фактором профессионального роста и иметь своим следствием новый взгляд на проблемы изучения нормативного курса.

            Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы          обязательны для старшеклассников.

            Профильные курсы по русскому языку и литературе обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.

            По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы "надстройкой" профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: "Основы . журналистики", «Зарубежная литература», «Современный русский язык», «Практическая стилистика русского языка», «Культура речи».

            Элективные курсы помогут школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне.

            Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курс "Деловой русский язык".

            Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д. Ведь давно известно, что школа - источник познания, но пользуется этим источником наши ученики только тогда, когда школьные предметы соответствуют их потребностям, интересам, запросам. Выигрыш элективных курсов здесь вне сомнения.

            Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, принятая Министерством образования РФ, вполне приемлемо для нынешней школы. Все определенные условия для перехода к профильному обучению у нас есть. Однако еще предстоит отработать программное обеспечение, укрепить производственную и техническую базу, теснее сотрудничать с вузами. За профильным обучением - будущее.

    Список литературы:

    1. С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина «Современный урок» - М., «Учитель», 2004
    2. Журнал «Педагогический вестник Кубани», 2(20)2002
    3. Журнал «Педагогический вестник Кубани»,4(22)2002
    4. Журнал «Педагогический вестник Кубани», 1(23)2003
    5. Журнал «Педагогический вестник Кубани»,2(24)2003
    6. Журнал «Педагогический вестник Кубани»,3(25)2003
    7. Журнал «Педагогический вестник Кубани»,4(26)2003
    8. Элективные курсы в профильном обучении образовательная область филология - М.,2004
    9. Л.М.Федорова,С.Н.Никитаев, И.В.Баженова,«Деловой русский», - М.  «Экзамен», 2005

    nsportal.ru

    Значение словосочетания ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Что такое ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ?

    Профильное обучение — система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Эксперимент по введению профильного обучения проходил в нескольких субъектах РФ с 2003 года. В рамках Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года, предполагается повсеместный переход на профильное образование в старшей школе по всей России.

    Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

    Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

    Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования.

    Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

    Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

    Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

    В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки в вузы. Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей карьеры. В сложившейся ситуации необходима разработка мер, способствующих введению профильного обучения на старшей ступени общего образования. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки.

    kartaslov.ru

    Статья на тему: Профильное образование в современной школе

    Профильное обучение в современной школе

    На сегодняшний день весьма слабо ориентировано общее образование на жизненное и профессиональное само определение растущей личности. Этим обусловлено слабое представление обо  всем пространстве труда людей, и плохая осведомленность о профессиях.

    Одной из основных идей образовательной реформы РФ выступает Профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы. Система профильного обучения базируется на кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Число профилей не ограничено, оно может дополняться в соответствии с потребностями конкретного региона.

    По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 90% старшеклассников считают, что обучение в школе не позволяет им развивать и реализовывать свои способности. Кроме того, 85% утверждают, что школа не дает реальных ориентиров для жизненного определения, а 90% - говорят, что в школе они не получают возможность для профессиональной ориентации.

    В современной педагогической науке отсутствует однозначное толкование понятия «профильное обучение», но вместе с тем можно выделить следующие черты:

    1. Профильное обучение рассматривается как вид дифференцированного обучения. Выделим следующие основания для классификации форм дифференцированного обучения:

    • по общим способностям;
    •  по специальным способностям;
    •  по индивидуально-физиологическим особенностям;
    •  по интересам и проектируемой профессии;
    •  по национальному признаку;
    •  по религиозной принадлежности.

    Данная классификация дает нам понять, что профильное обучение - есть форма дифференцированного обучения по интересам и проектируемой профессии.

    2. Профильное обучение – это средство профессионального самоопределения.

    Следовательно, содержание образования должно быть ориентированно на будущее профессиональное образование и на будущую профессиональную деятельность. В учебном плане профильного обучения, помимо общеобразовательных предметов, должны быть включены:

    • основной профильный предмет;
    • дополнительный профильный предмет;
    • прикладной профильный предмет.

    В учебном плане должно быть выделено профильное ядро, состоящее из предметов, которые рассматриваются в профессиональном плане. Вокруг этого ядра группируются предметы прикладного обеспечения, а для общегуманитарного развития учащихся используют общекультурные предметы.

    На учебных предметах трех типов формируется содержание образования в профильных классах:

    Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала по непрофильным предметам, частично за счет интеграции (во избежание перегрузки).

    Мотивированный выбор профессионального образования и будущей профессиональной деятельности должны обеспечить профильные и элективные курсы.

    3. Профильное обучение основано на личностно-ориентированном подходе. Данный подход рассматривает подход к обучению с разных позиций: цели, содержания образования, методов и форм обучения, деятельности учителя и ученика.

    Серьезные изменения в системе ценностей, в социальной жизни, происходящими в нашем обществе позволяют сделать вывод, что  профильное обучение – это закономерный результат развития и реализации теории дифференцированного обучения, основанной на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию.

    Одним из основных направлений образовательной реформы является введение профильного обучения. Профильная школа основывается на  серьёзных, качественных изменениях, как при формировании содержания образования, так и формах организации учебного процесса.

    Введение профильного обучения позволяет ликвидировать существующий разрыв и обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

    За счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования, что достигается при профильном обучении как средстве дифференциации и индивидуализации обучения. Все это позволяет существенно расширить возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

     

    Основные задачи системы профильного обучения:

    • Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам;
    • Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности;
    • Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности;
    • Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности;
    • Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно, а критически и творчески перерабатывать информацию;
    • Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

    Организация системы профильного обучения такова:

    • Предпрофильные: 8-9-е классы. Основная цель - заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения;
    • Профильные: 10-11 классы. Профориентационная и задача общего развития - "научить учиться".

    nsportal.ru

    за и против. Ориентирование на индивидуальные способности учащихся

    Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

    Что происходит на практике

    Ожидается, что к тому времени, когда ваши часы ударятся 12, вы должны закончиться, и к тому времени, когда вы заработаете 210 кредитов, в зависимости от того, что наступит последним. Ваш лимит не будет достигнут, пока обе части не будут выполнены. Обратите внимание, что поскольку 180 кредитов - это минимальное количество кредитов, необходимых для получения степени бакалавра 210, составляет 30 кредитов за этот минимум.

    Есть некоторые исключения из этих абсолютных чисел, прежде всего для студентов, преследующих двойную степень, но формула «минимальных кредитов 30» по-прежнему сохраняется. Другой способ думать об этом заключается в том, что ваш лимит в 210 кредитов не будет применяться до тех пор, пока вы не закончите 12 кварталов работы колледжа за пределами средней школы, не считая летних.

    Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.Введение профильного образования в полной мере соотносится и с жизненными установками школьников. Статистические опросы показывают: большинство старшеклассников предпочитают углублённое изучение отдельных предметов на основании собственных предпочтений.

    Чтобы получить высшее образование со степенью бакалавра, студент должен заполнить не менее 180 академических кредитов. В Колледже искусств и наук по крайней мере 90 из 180 кредитов должны быть заполнены за пределами основного отдела студента. Кроме того, 45 из последних 60 кредитов должны быть приняты по месту жительства; это называется требованием о проживании в течение последнего года. Исключения из правила проживания в течение последнего года могут быть сделаны каждым отдельным колледжем.

    Кредит на проживание не включает

    Мы хотели бы представить каркасные условия выбора профиля, а также профильные вентиляторы. В рамках Декрета «Работа в реальной школе» Министерства образования в Нижней Саксонии было принято решение о включении профильных тем «Здоровье и социальные вопросы», «Французский язык», «Технология» и «Экономика» для классов и классов Реалшуле.

    В рамках профильного обучения старшеклассники приобретают навыки индивидуальной и коллективной работы, осваивают теоретические и особенно практические стороны выбранных предметов.

    Преимущества профильного обучения:
    1. Профильное обучение содействует процессу самоопределения старшеклассников в плане построения долгосрочных жизненных планов, помогает им в их взрослении, в выборе и освоении основ знаний по профессии.

    В пункте 2 этого постановления изложены задачи и задачи Реальшуле. Это приводит учеников к группировке сложных взаимосвязей и позволяет им самостоятельно выполнять процессы обучения. Каждая средняя школа предлагает второй иностранный язык в качестве обязательного факультативного курса, начиная с учебного года, который продолжается в течение учебного года. Предложение для фокусировки основано на организационных, кадровых и фактических обстоятельствах отдельной школы. Студенты выбирают либо два двухчасовых обязательных факультатива в классах 6-8, либо четырехчасовой второй французский язык. Профили здоровья и социальных дел, технологий и бизнеса преподаются школьным советом два часа, а профиль - четыре часа. Если студент выбирает двухчасовой профиль, то в течение оставшихся двух часов доступен либо обязательный курс, либо другой профиль. Профиль французский может быть выбран только студентами, которые уже были зачислены на французский язык для класса. Следует также отметить, что после изменения класса 9 французский язык больше не может быть отменен. Достижения учеников на выборных курсах и курсах повышения квалификации имеют отношение к стипендии и заключению.

    • Курсы факультативного курса.
    • Эти четыре урока будут разделены между профилями и выборными курсами.
    • Все учащиеся должны выбрать профиль.
    • Профиль обязателен в течение 2 лет.
    • Изменения должны производиться только в исключительных обстоятельствах в ходе.
    Выбор образца.

    2. Профильное обучение, откликаясь на потребности и склонности учащихся, корректирует направленность их интересов, ориентирует молодых людей на максимальное познание своих способностей, возможностей, ресурсов, а также потенциалов и ограничений их развития и применения.

    3. Профильное обучение стимулирует активность молодых людей в плане ориентации на рынке труда с учетом изменения спроса на специалистов различного профиля и прогноза их конкуренции за рабочие мест.

    Структура исследования в Университете Билефельда позволяет студентам быть

    radugansk.ru

    Профильное обучение — Википедия. Что такое Профильное обучение

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Профильное обучение — система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Эксперимент по введению профильного обучения проходил в нескольких субъектах РФ с 2003 года. В рамках Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года, предполагается повсеместный переход на профильное образование в старшей школе по всей России.

    Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

    Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

    1. Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования.
    2. Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
    3. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
    4. Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

    В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки в вузы. Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей карьеры. В сложившейся ситуации необходима разработка мер, способствующих введению профильного обучения на старшей ступени общего образования. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки.

    Профильное обучение также внедряется в учреждениях НПО и СПО [1]

    Профили

    ФГОС среднего общего образования предусматривает пять профилей:

    ОО может открыть один или несколько профилей из перечня, который установил ФГОС среднего общего образования

    • естественно-научный;
    • гуманитарный;
    • социально-экономический;
    • технологический;
    • универсальный. [2]

    Примечания

    См. также

    Ссылки

    • ФЦПРО (рус.) — официальный сайт Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.
    • Профильное обучение  (рус.)-информационно-образовательный ресурс

    wiki.sc

    Профильное и предпрофильное обучение, организация профильного обучения

    Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающего знаниями, но и формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования. Современные тенденции социально-экономического развития России заставляют переосмыслить цели школьного образования, соответственно по-новому сформулировать и планируемые результаты образования.

    Одним из направлений модернизации является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, реализация которой вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику.

    К числу таких инновационных изменений относятся:

    — введение курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки;

    — организация информационной работы и профильной ориентации старшеклассников по подготовке к выбору профиля обучения;

    — изменение порядка и процедуры проведения аттестации учащихся, заканчивающих вторую ступень основной школы;

    — построение рейтинговой оценки ученика, поступающего в профильную школу, которая включает обязательные экзамены, экзамены по выбору, соответствующие избранному профилю; всё это дополняется портфелем индивидуальных достижений – «портфолио».

    Многие изменения встречаются в предыдущем опыте российской школы, но сейчас они претерпели модификацию и рассматриваются на новом уровне развития общества, но есть и такие, которые должны пройти серьезную экспериментальную апробацию для изучения возможности дальнейшего использования в массовой школе.

    Эксперимент, проводимый в регионах по профильному обучению, позволит откорректировать теоретические разработки, по необходимости внести изменения, уточнения и дополнении, а возможно от чего-то отказаться.

    Предпрофильное и профильное обучение

    Раскрывая вопросы организации профильного обучения в общеобразовательной школе, следует определить понятие «профиль».

    В концепции Профильного обучения профиль рассматривается как та или иная комбинация (сочетание) базовых, профильных и элективных курсов, отвечающих общим требованиям, существующих в отношении учебной нагрузки. Учащимся предоставляется возможность с помощью комбинации базовых, профильных и элективных курсов выстроить индивидуальную программу или так называемый индивидуальный маршрут получения полного среднего образования, который может позволить к окончанию учебного заведения выйти с разным (но определяемым лично учащимися) уровнем подготовки как минимальным, так и максимально возможным (углубленным или расширенным).

    В концепции Профильного обучения предлагаются следующие профили: физико-математический, естественнонаучный, социально-экономический, гуманитарный, филологический, информационно-технологический, агро-технологический, оборонно-технический, художественный, универсальный. Эти профили не составляют исчерпывающего перечня.

    На начальном этапе реализации профильного обучения школа может остановить свой выбор на реализации одного или нескольких профилей, которые являются наиболее востребованными учащимися, но с обязательным условием – наличие ресурсного обеспечения (кадрового, материально-технического, методического и пр.)

    Предпрофильное обучение — это подсистема профильного образования старшей школы, выполняющая подготовительную функцию, реализующая принципы вариативности и свободы выбора учащимися элективных курсов. Предпрофильное обучение — основа объективной оценки школьниками способностей к обучению по различным профилям, соответствующим склонностям и интересам, формирования готовности школьников прикладывать усилия для получения качественного образования, высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю.

    Суть предпрофильной подготовки – создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащегося 9-го класса, через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию. Основной задачей предпрофильной подготовки в 9 классе является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения.

     

    neudov.net

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о