Что за предмет истоки в школе – Предмет «Истоки». Религиозная пропаганда в школе

Предмет «Истоки». Религиозная пропаганда в школе

Попам и чиновникам «Основ православной культуры» мало, поэтому теперь активнее стали продвигать другой интересный предмет под названием «Истоки». На самом деле это старый предмет, появился он еще раньше ОПК, однако формально всегда оставался факультативным.

Но с недавних пор в отдельных школах его сделали обязательным. Он отличается от ОПК тем, что включен в образовательную программу всех классов и является безальтернативным. Родители желают – дети изучают. Но не везде, потому что чиновники уже проводят «эксперименты» и вводят этот предмет как обязательный. Более того, в некоторых городах он уже давно является обязательным.

Выходит, что попы задумали интересную вещь. Сейчас они добиваются того, чтобы ОПК был во всех классах школы. Однако если этого не будет, то вместо ОПК могут ввести «Истоки».

Что же такое «Истоки» и почему стоит беспокоиться? На деле предмет направлен на то, чтобы «учить» детей патриотизму, духовным и традиционным ценностям. Что тут еще можно добавить? Детям промывают мозги религиозной пропагандой и «традициям», согласно которым муж – глава семьи, а жена — для рождения детей. То есть помимо религии там еще полно «патриархальных ценностей».

Например, одна женщина обратила внимание на учебник «Истоки». Сразу же интересные выводы:

«Предмет истоков навязчиво пропагандирует детям одну из религиозных конфессий – христианство, причём преподнося его не в качестве образца ментального и морально устаревшего наркотика, используемого народом в прежние времена, а в качестве единственно верного идеала общемировой культуры. Главнейшие законы человечества прописаны в Библии – это практически цитата из учебника, допущенного для детей Министерством образования РФ.

Меня же, как женщину и маму будущей женщины, оскорбляет надменно-снисходительное и явно превосходственное отношение истокописцев к лучшей половине человечества. Снова заглянем в Основной закон (не бойтесь, не в Библию!) государства: мужчины и женщины обладают равными правами и свободами, а также возможностями для их реализации.

А истокопоклонцы не просто никак не хотят согласиться с положениями Конституции РФ, а норовят подсунуть своё фальсифицированное мнение, выдав его за единственно верное. Как кормилец, домостроитель, судья в споре и глава семьи – так это мужчина, а как воспитательница, домработница и хранительница очага – это женщина. Как решающее слово, как хозяин, как первый после бога – так муж, а как утешительница детей, вытирательница соплей, нянька и сказительница – так жена».

И в самом конце:

«Предмет истоки в школе – это своеобразная сыворотка для общества против любых проявлений женского равноправия и феминизма, вакцина против дальнейшего развития науки, совершенствования производства, соответствия российских законодательных стандартов общемировым правилам и нормам, мечты о господстве разума над косностью, жадностью и вечной человеческой глупостью»[1].

Хочется заметить, что этот комментарий не новый, это запись от 2011 года. Пока что крупные города не трогали, то есть предмет оставался факультативным в основном, но теперь ситуация изменилась.

Родителям школьников из Подмосковья (школы №2065) сообщили в сентябре, что предмет истоки будет обязательным. Как же они поступили? Радует, что не смирились, а выражали недовольство, затем обратились в прокуратуру.

Родители в обращении назвали данный предмет:

«Антинаучной манипуляцией», «навязыванием религиозной идеологии» и «давлением на детскую психику»[2].

Не понимают родители, что чиновники всего лишь желают «возродить духовность» и поэтому законы их особо не волнуют. Видимо, в новой редакции учебник уж совсем изобилует духовными основами российской государственности.

Люди возмущаются по этому поводу:

«Я не хочу, чтобы мои дети принудительно изучали «особенности нравственной культуры воина-христианина». Я против того, чтобы их заставляли определять виды колокольных звонов и описывать решения Вселенских соборов. Туда же (на свалку истории) может отправляться и православный календарь-месяцеслов.

Проблема в том, что ни от моего, ни от вашего желания ничего не зависит. В стране нет силы, которая может повлиять на в тайне принимаемые решения Министерства образования, скрытые ароматным дымком из кадила РПЦ»[3].

Еще в учебнике «Истоки»:

«Постоянно говорится про нечистую силу, святую воду, ангелов-хранителей, совершенно серьезно рассказывается про чудеса, которые творят иконы».

И вот как часто повторяются следующие слова:

«На 126 страницах книги упоминается: Бог — 60 раз, икона — 66, чудеса — 20, молитва — 26, крест — 31, храм — 83, ангел — 31». «Поскольку в значительном числе случаев религиозная догматика расходится с современным научным миропониманием, мы вынуждены будем регулярно критиковать положения учебника и тезисы учителя, что разрушительно скажется на авторитетности учебного процесса в целом»[4].

Хочется напомнить, что, согласно законодательству РФ, правительство:

«обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях»[5].

Если подобный предмет будет обязательным во всех классах, то можно забыть о светском образовании в России, потому что это явная пропаганда религиозного мракобесия.

По поводу факультативности данного предмета в школе №2065:

«В сентябре на родительском собрании нам сообщили про эксперимент департамента образования. Никакого выбора не было — сказали, что все пятиклассники раз в неделю будут ходить на урок «Истоки», отказаться нельзя».

Мать одного ученика Ирина Герасимова отметила:

«Я сама атеистка, но недовольны были вообще все верующие. У нас в классе половина детей из мусульманских семей, это ведь Новая Москва. У нас есть семьи иудеев, есть католики, адвентисты. И православные родители тоже выступили против откровенного навязывания их религии».

Заместитель председателя Отдела по взаимоотношению Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе прокомментировал ситуацию:
«Я бы, в отличие от родителей, обратившихся с жалобой в Генпрокуратуру, не делал вывода, что упоминание ключевых понятий нашей культуры несет в себе угрозу продвижения религиозной идеологии»[6].

Не все эти понятия «ключевые», а также важны не сами понятия в чистом виде, а то, что пытаются навязать религиозное мракобесие детям.

Хочется особо заметить, что предмет «Истоки» разработала так называемая Российская академия естественных наук, то есть контора, которая к науке никакого отношения не имеет, там среди академиков не только Кадыров, первооткрыватель торсионных полей Акимов, Грабовой, который «воскрешал мертвых», фальсификатор истории Фоменко, но еще целая куча всяких ясновидящих, экстрасенсов и проч. шарлатанов.

Весь год родители добивались, чтобы этот предмет исключили из программы, но директор школы сказал, что не может пойти против министерства образования. Письма в разные инстанции тоже никак не помогли. Так что обращение в прокуратуру и распространение информации в СМИ – важный шаг.

Чиновники отрицают, что в «Истоках» пропагандируется именно православие:

«Эта предметная область относится к сфере культурологии и истории родного народа, не требует обязательного изучения культуры одной из религиозных конфессий, а предоставляет детям возможность: осознать духовные идеалы, хранимые в культурных традициях народов России, изучить историческую роль гражданского общества в становлении российской государственности»[7].

Демагогию чиновников всерьез рассматривать не стоит. Факты говорят о том, что пропаганда религии есть. Вот что пишут работники школы, которые преподают эти самые «Истоки» уже не первый год (речь идет о восторженных поклонниках).

Вот что происходит в школе в Великом Устюге:

«Если учитель чувствует, что не готов к какой-то из тем, мы рекомендуем ему не развивать ее, а просто прочитать абзац из учебника, – объясняет Нелли Владимировна. – Но тематика курса действительно простая. В 1-м классе учитель говорит детям о том, что видит человек, когда рождается. То есть о папе, о маме, о семье – как правильно ее понимать. Во 2-м классе – о том, что находится рядом с ребенком: лес, река, природа, как к ней относиться. В 3-м – уже о внутреннем мире, о терпении, о вере, о надежде, о качествах русского человека. В 4-м – подробнее о православии. Сейчас, например, наши четвероклассники изучают иконы. Сводили их в галерею, показали разные виды образов Божией Матери. Провели мастер-класс по иконописи, на котором каждый ребенок по каноническим прописям рисовал своего ангела-хранителя. Что интересно: на следующий день была контрольная по математике, и многие принесли свои иконки, положили на парты – чтобы ангел-хранитель помог.

В «Истоки» включены также поездки по родному краю, к православным святыням, в чем нам помогает Духовно-просветительский центр “Северная Фиваида”»[8].

И это просто культурология? Завуч школы Татьяна Владимировна Шарыпова вот что сказала:

«Да, теперь я понял, что это и зачем». Спустя 10 лет! Как завуч, я поначалу тоже скептически восприняла. Полистала учебники: через каждую страницу – рисунок храма, икона. Религия! Но съездила в Вологду, послушала Камкина, посмотрела – и захватило. Это ж воспитание души, чего нашим детям как раз не достает».

И главный результат промывки мозгов:

«А я сейчас даже не замечаю, что в «Истоках» религия есть, – с некоторым удивлением признается Нелли Владимировна. – Говорим-то об обычных вещах, в целом – о добре. «Истоки» сказываются и на других предметах, все учителя подмечают, что дети стали управляемей. Появился контакт и с родителями».

В дальнейшем эти замечательные лица планируют сие перенести в детские сады:

«Сейчас уже выпущены книжки для курса «Истоков» в детских садиках, я как раз занимаюсь его апробированием. За основу взят опыт классного часа, так что родители будут приучаться работать со своими детьми уже с 3-4-х лет».

Навряд ли родителям хочется, чтоб детей подобному «учили», возили ко всяким «святыням» и говорили про ангелов, бесов и проч. за счет нормальной школьной программы. Эти «Истоки» должны проверить эксперты из РАН хотя бы, так как, судя по всему, в предмете вообще нет ничего, что можно было бы отнести к культурологии, тем более что занимались учебником дельцы из РАЕН.

Источники

Источники

1. Предмет истоки в школе. URL: www.jobmamochka.ru/predmet-istoki-v-shkole/

2. Родители пожаловались в прокуратуру на уроки православия в школе. URL: https://news.rambler.ru/kids/35541416-roditeli-pozhalovalis-v-prokuraturu-na-uroki-pravoslaviya-v-shkole/

3. https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1123210257797267&set=a.258124057639229.22844149.100003249109358&type=3

4. Родители пожаловались в генпрокуратуру на навязывание религиозной идеологии в школе. URL: https://www.znak.com/2016-12-09/roditeli_pozhalovalis_v_genprokuraturu_na_navyazyvanie_religioznoy_ideologii_v_shkole

5. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ | ст 3

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/3/

6. В РПЦ прокомментировали ситуацию вокруг курса «Истоки» в школе. URL: https://rg.ru/2016/12/09/roditeli-pozhalovalis-v-prokuraturu-na-uroki-pravoslaviia-v-shkole.html

7. Правительство Москвы: предмет «Истоки» не навязывает религиозную идеологию. URL: https://ria.ru/religion/20161209/1483238515.html

8. «ИСТОКАМ» – 10 ЛЕТ. URL: http://www.rusvera.mrezha.ru/529/6.htm

kritix.ru

Правительство Москвы: предмет «Истоки» не навязывает религиозную идеологию

Как поясняется, решение о введении этого предмета в форме учебных курсов «Истоки» и «Православная культура» приняли более 40 московских школ по решению педагогических коллективов и с учетом мнения родителей. Отмечается также, что предмет является обязательным в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

«Эта предметная область относится к сфере культурологии и истории родного народа, не требует обязательного изучения культуры одной из религиозных конфессий, а предоставляет детям возможность: осознать духовные идеалы, хранимые в культурных традициях народов России, изучить историческую роль гражданского общества в становлении российской государственности», — объяснили в департаменте.

Там также подчеркнули, что ни один из вариантов освоения области предметов «Истоки» и «Православная культура» не связан с приобщением к религиозной практике, изучением ритуалов какой-либо религиозной конфессии.

«В ходе занятий учащиеся выполняют проекты, которые позволяют педагогам оценить результаты освоения этой области без проведения контрольных работ и формальной оценки знаний. Возможность выбора любого из вариантов освоения области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обеспечена для всех родителей учащихся московских школ», — заключили в ведомстве.

В свою очередь глава информслужбы Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ иеромонах Геннадий (Войтишко), отметил, что к введению и наполнению курса «Истоки» «церковь не имеет никакого отношения». По его словам, если бы в РПЦ «были до конца удовлетворены курсом «Истоки», то не ставили бы вопрос о подготовке курса «Православная культура».

«Мы всегда настаивали на том, чтобы была обеспечена возможность альтернативы и свободного выбора между альтернативами. Мы хотели бы, чтобы не было никаких навязываний», — сказал иеромонах Геннадий РИА Новости.

При этом он признал, что в настоящее время предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», содержащаяся в федеральном образовательном стандарте, «недостаточно раскрыта», имея в виду разработку ее содержания и альтернативных курсов. По мнению иеромонаха Геннадия, необходимо «заниматься тем, чтобы развивать эту предметную область».

ria.ru

В РПЦ прокомментировали ситуацию вокруг курса «Истоки» в школе

Родители учеников московской школы №2065 пожаловались в Генпрокуратуру на предмет «Истоки». Этот курс с конфессиональным уклоном изучается в школах 62 регионов страны, но родители детей из 2065-й школы посчитали его «навязыванием религиозной идеологии департаментом образования», «антинаучной манипуляцией» и «давлением на детскую психику».

О том, что в школе вводится новый предмет, родители узнали в сентябре. Департамент образования преподнес его как эксперимент.

Родителей смутил навязываемый учебником разговор «про нечистую силу, святую воду, ангелов-хранителей». Недовольство выразили не только родители-атеисты, но и православные, им также не понравилось навязывание такого содержания.

Жалоба родителей в столичный департамент образования не принесла разрешения конфликта. Письмо вернулось директору школы, а директор заявила, что не может отменить инициативу департамента. Сначала договорились, что предмет останется, но учебники «Исток» будут удалены, а программа поменяется на светскую. Но ничего этого не произошло, и родители написали жалобу в Генпрокуратуру.

Они, в том числе, просят проверить, не было ли коррупционной составляющей при выборе столичными чиновниками учебника «Истоков» в качестве пособия.

Газета «Коммерсант» отмечает, что курсы «Истоки» и «Социокультурные истоки» разработаны в начале 2000-х под эгидой РАЕН (Российская академия естественных наук — общественная организация, которая не имеет отношения к Российской академии наук). Их авторы — член-корреспондент РАЕН, главный редактор ИД «Истоки» Игорь Кузьмин и член-корреспондент РАЕН, профессор Вологодского педагогического университета Александр Камкин.

При этом в департаменте образования Москвы заявили, что «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не связаны с «приобщением к религиозной практике, изучением ритуалов какой-либо религиозной конфессии», подчеркивает агентство. А учебные пособия «Истоки» и «Православная культура» были выбраны «коллективами педагогов по итогам заседаний педсоветов и изучения мнения родителей». Школы «принимали решение об изучении курсов «Истоки» и «Православная культура» по итогам обсуждения со всеми родителями».

Представители департамента также уточняют, что, кроме «Истоков» и «Православной культуры», родители имеют право потребовать «включить темы, связанные с духовно-нравственной культурой народов России в программы по истории, обществознанию, литературе, музыке, изобразительному искусству».

«Российская газета» попросила прокомментировать ситуацию с жалобой заместителя председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе.

Как вы относитесь к жалобе родителей на преподавание предмета «Истоки» в школе 2065?

Вахтанг Кипшидзе: Я, к сожалению, не видел обращения, направленного родителями в Генпрокуратуру, но хотел бы сразу уточнить, что курс «Истоки», который является предметом жалобы, строго говоря, не является курсом религиозной культуры вообще. И Церковь, насколько мне известно, прямого участия в разработке данного курса не принимала.

С другой стороны, мне кажется естественным и понятным, что данный курс содержит какие-то сведения о православной культуре. Ведь изучение отечественной культуры без изучения роли православия практически невозможно. Я читал в СМИ, что якобы в учебнике по «Истокам» упоминаются слова «Бог», «икона», «храм» и другие, связанные с христианством вообще.

Не открою секрета, заметив, что если попытаться посчитать, сколько раз употребляются эти слова в советских учебниках по истории и культурологии, их там будет не мало. Если в учебниках такого рода не будет слова «икона», то как они будут существовать. Это как представить себе центральные отечественные музеи и собрания живописи без икон. Потому что икона — это интегральная часть российской культуры. То же самое можно сказать о храмах и храмовой архитектуре. С храмами, их возведением, их обороной от неприятеля, связаны огромные пласты нашей истории и культуры. И не упоминать слово «храм» в учебнике по отечественной культуре — это значит вычеркнуть храмовое строительство из нашей истории и мировоззрения. Это невозможно и напоминает о попытках взрывать храмы или превращать их в коровники, чтобы навсегда стереть память о них из народного сознания.

Поэтому я бы, в отличие от родителей, обратившихся с жалобой в Генпрокуратуру, не делал вывода, что упоминание ключевых понятий нашей культуры несет в себе угрозу продвижения религиозной идеологии.

Идеология в моем представлении заключается в использовании религии для продвижения тех или иных политических задач и целей. Классика жанра — известное трио — «Православие. Самодержавие. Народность». Если бы в учебнике «Истоки» говорилось, что словами «Православие Самодержавие. Народность» описываются основы нашего общества, а Церковь рассматривалась не как независимая сила, а как легализованный оплот государственной идеологии, то это, может быть, могло явиться поводом для беспокойства родителей школьников, подавших жалобу.

Но в ином случае обвинение авторов в продвижении идеологии только на основании употребления слов «Бог», «икона», «ангелы», мне кажется необоснованным.

Но вроде бы родителей возмутил навязываемый учебником разговор про «нечистую силу», «святую воду» и ангелов-хранителей». Может быть, тон ошибочный или избыточен разговор о ритуальной стороне религии? Потому что учебник, кажется, не нравится и православным родителям?

Вахтанг Кипшидзе: Учебник может не нравиться, это вполне естественно. Но если он им не нравится, то стоит поставить вопрос: этот учебник надо написать на более высоком профессиональном уровне. Но я думаю, что нет сегодня такого учебника, который бы ставил своей задачей запугать учащихся. Мне также кажется маловероятным, что современных детей можно чем-то напугать, притом, что у большинства из них есть доступ в интернет с дошкольного возраста. Но даже если это так, и их что-то пугает, то это опять же не повод говорить о навязывании религиозной идеологии. Можно ставить вопрос о несоответствии учебника задачам раскрытия отечественной культуры или использовании странных методик написания, создающих запугивающий эффект или вводящих детей в заблуждение. Но это вовсе не касается навязывания идеологии. Представления, например, о «нечистой силе» существует во всех традиционных идеологиях — и в исламской, и в буддийской, и в иудейской. Поэтому разговор о существовании бесов — это отнюдь не навязывание православной идеологии.

А «святую воду», например, используют в своих ритуалах и католики. И если ребенок об этом будет знать, это совсем не значит, что он становится объектом индоктринирования той или иной идеологии.

rg.ru

«Опиум для народа»? Как в вологодских школах детей учат «истокам» :: СамолётЪ

Фото: sovetov.su

Истоки «Истоков»

Самолёт задался вопросом: что это за предмет такой — «Истоки»? Комплексная программа «Истоки» реализуется в системе образования Вологодской области последние 20 лет. В настоящее время по ней обучаются более 80 тысяч школьников со 2 по 9 классы (это более 65% всех школьников области). «За эти 20 лет образовательный проект шагнул далеко за пределы нашего региона. 62 субъекта страны используют наш курс для воспитания детей, молодежи», — эти слова, сказанные на Всероссийской научно-практической конференции «Вопросы реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», проходившей в Вологде в ноябре 2016 года, принадлежат бывшему первому заму губернатора Алексею Шерлыгину.

Программа «Истоки» (авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук) представляет собой апробированную образовательно-воспитательную и дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию, соответствующую требованиям ФГОС общего образования. «Истоки» могут быть рассмотрены в качестве учебного курса основного общего образования в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на основе рекомендаций Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук с 1995 года.

О чём речь?

Встревоженная родительница пишет: «В настоящее время я имею только рабочую тетрадь 8 класса, её и показываю. Заявленная „духовность“ и „нравственность“ развивается исключительно через призму религии, и исключительно — христианской. Причем подача материала производится не в ознакомительном аспекте, а таким образом, что ребёнок является участником, действующим лицом. К примеру, он должен рассказать, какие чувства и мысли (так у автора) испытывает, когда стоит перед иконой, описать красоту божественного мира, вспомнить икону „Троица Животворящая“ и рассказать, как она помогла ему раскрыть эту красоту. Автор убеждает ребенка, что созерцание икон непременно приводит к молитвенному состоянию, что он должен постоянно благодарить Бога за всё, чтобы быть спасенным, что он НЕ должен искать мудрости, а должен искать кротости, что добрая совесть — это глас Божий и т.д. Автор посвящает ребенка в то, что, чтобы познать Бога, нужно находиться в состоянии „ИСИХАЗМА“, т.е. безмолвия, тогда в сердце начинает действовать Божественная благодать, а путь познания Бога — это созерцательная молитва, отказ от многословия.

…Я не могу понять, почему МОЙ ребенок без МОЕГО согласия должен этому обучаться? Почему он должен безмолвствовать, впадать в исихазм… Стоять перед иконой и при этом чего-то испытывать? Постоянно благодарить Бога за всё во имя спасения? Почему моя семья должна непременно, помимо моей воли, но по воле Департамента образования, исповедывать православие?»

Так «опиум» или не опиум?

Сегодня, в наше, мягко скажем, непростое время, когда «всё смешалось», только не в отдельном доме, а в самой стране, где, как никогда близко сосуществуют и разные национальные культуры, и религии, думается, очень осторожно надо подходить к вопросам воспитания и образования детей, чтобы ненароком не оскорбить, не обидеть, не озлить и так уже оскорбленных, обиженных и достаточно уже злых людей. В этом контексте, да, представленная «рабочая тетрадь школьника» производит весьма странное впечатление (см. фото).

Поэтому вполне понятны тревоги родителей, которые по разным причинам не хотят, чтобы их чадо изучало основы нравственности на примере Православия. И ссылаются они очень, на наш взгляд, грамотно. Например, на содержание ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ, ст. 3, где закреплено право на свободу совести и свободу вероисповедания, указано (п. 5), что никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей.

Или на ст. 87 этого же закона, в которой установлены особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями, где «основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировых религий». Причем выбор одного из учебных предметов, включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

Наша корреспондентка пишет: «Таким образом федеральный законодатель предусмотрел возможность изучения ОДНОГО предмета из вышеуказанного цикла, который может быть изучен, а не нескольких, и то по выбору родителей. И мы его уже изучили — это „Основы православной культуры“! Почему должны ещё и сколько ещё будем должны?»

Справка: Министерство образования РФ выпустило разъяснительное письмо от 13.02.2003 г. № 01-61-013, в котором указывало, что Курс «Основы православной культуры» не является и НЕ МОЖЕТ являться обязательным предметом для всех школ страны или для всех школ субъекта РФ. Этот курс может вводиться только в каждой конкретной школе на основе решения Совета школы, с участием представителей родителей и реализовываться а). либо как факультативный курс вне сетки часов (основных занятий), на который записываются сами учащиеся, б). либо как спецкурс школьного компонента из числа предметов по выбору. Указано, что посещение учащимися школ занятий по курсу «Основы православной культуры» является не только добровольным для учащихся, но и с обязательного согласия их родителей.

Группа товарищей

Как СамолётЪ понял, автор письма далеко не единственный возмущенный родитель. Раздражение от «навязанного» дополнительного предмета испытывают многие. И они, эти родители, основываясь на содержании Всеобщей декларации прав человека, на Конституции РФ, гарантирующей гражданину свободу совести и свободу вероисповедания, опираясь на ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», на ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», задают областному департаменту образования неудобные вопросы.

В январе этого года ВКонтакте, в группе Департамента образования (ДО) Вологодской области, в разделе обратная связь была открыта дискуссия по поводу обязательности изучения предмета «Истоки». Одна из пользователей рассказывает, что она лично была на приеме в ДО и ей было показано Соглашение между Департаментом и ЗАО «РПЦ» в лице Вологодского филиала (вероятно, о внедрении предмета). Департамент это не опроверг.

Но дал ответ раздраженной женщине, который, по ее словам, «просто шокировал». Оказывается, выбор регионального компонента участниками образовательных отношений не осуществлялся, поскольку реализация учебного предмета осуществляется в рамках исполнения Концепции регионализации образования на основе истоковедения. Ну а также потому, что в 2014 г. программа получила гриф «допущено» синодального отдела Русской Православной Церкви.

По мнению родителей учеников, на самом деле «это — бомба»! Правительство РФ, разрабатывая государственные стандарты образования, наоборот давно стремится уйти от регионализации, поскольку это чревато опасными последствиями. В свете действующего законодательства «регионализация образования» является одним из признаков зарождающегося сепаратизма.

«Региональный компонент»

Так Верховным судом РФ от 27 мая 2009 г. по делу № 74-Г09-9 и от 20 мая 2009 г. по делу № 74 — Г09-4 были вынесены определения, в которых указывается, что, согласно п.п. 3, 13 ст. 1 ФЗ № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» из ч. 1 ст. 29 Закона РФ «Об образовании», исключен п. 8, предоставляющий органам государственной власти субъектов РФ право устанавливать региональный компонент ГОСов.

Президентом Российской Федерации были даны указания, в том числе органам прокуратуры, провести проверку по аналогичному вопросу — принудительному изучению национальных (родных) языков, которые также включались в региональный компонент и являлись обязательными для изучения в республиках, входящих в состав РФ.

Прокурорами на местах в адрес администраций образовательных организаций были внесены Представления, в которых указывается, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании. Спорные предметы не предусмотрены нормативными актами, в федеральном базисном учебном плане и примерных учебных планах они отсутствуют. Включение в учебный план образовательного учреждения предмета, не предусмотренного ФГОС (ГОС), нарушает права несовершеннолетних на образование, гарантированные Конституцией РФ и ст. 44 ФЗ «Об образовании в РФ». Согласно ч. 3 ст. 30, п.п. 1,7 ч.3 ст. 44 ФЗ «Об образовании в РФ» при утверждении учебных планов обязательно учитывается мнение каждого родителя (законного представителя) учащихся относительно изучения предметов. Преподавание родных языков вопреки согласию родителей не допускается.

Родители Вологодских школьников полагают, что не допускается вопреки согласию родителей и преподавание предметов цикла «духовно-нравственное развитие», основное содержание которых — религия и вовлечение в неё.

Новый «крестовый поход»?

В январе 2018 г. в одну из череповецких школ было направлено заявление от родителей об отказе от изучения школьником предмета «Истоки» в связи с тем, что они считают недопустимым какое-либо религиозное навязывание в отношении своего ребенка.

Департамент образования Вологодской области ответил, что «непосещение предмета приведёт к не освоению основной общеобразовательной программы вашим ребенком».

На днях семью проинформировали, что ребенок не будет допущен к экзаменам в 9 классе. Школьнице предложено, т.к. она уже «взрослая», принять самостоятельное решение, несмотря на мнение родителей…

Марина Мельникова
СамолётЪ

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Отправить

samolet.media

Предмет истоки в школе | Блог работающей мамочки

Полное название этого нового, странного и не поддающегося логическому анализу предмета – социокультурные истоки, однако после внимательного и вдумчивого исследования материалов учебника и рабочей печатной тетради по этой школьной дисциплине у человека мыслящего напрашивается другое название: истоки мракобесия, истоки гендерного неравенства, истоки ортодоксии и нарушения прав человека. А моя дочка, обладающая отличной словарной памятью и редким языковым чутьём, с лёгкой руки своей эмоциональной и невоздержанной на язык мамочки характеризует сию лженауку не иначе как дерьмостоки.

Основной закон

Предмет истоков навязчиво пропагандирует детям одну из религиозных конфессий – христианство, причём преподнося его не в качестве образца ментального и морально устаревшего наркотика, используемого народом в прежние времена, а в качестве единственно верного идеала общемировой культуры. Главнейшие законы человечества прописаны в Библии – это практически цитата из учебника, допущенного для детей Министерством образования РФ.

Мне, как человеку грамотному, привыкшему справедливо ориентироваться на постулаты Конституции, Налогового, Гражданского, Административного кодексов РФ, наконец, по завету небезызвестного всему читающему миру турецкоподданного Остапа Бендер-Бея чтить кодекс Уголовный, здесь видится элементарная правовая коллизия, допущенная авторами учебного пособия, далёкими от понимания прав, свобод и обязанностей гражданина, и одобренная чиновниками от образования.

На основе действующего федерального законодательства (мы же с вами здравомыслящие люди, чтобы подменять понятие закона сомнительным в этическом отношении текстом святого писания!) каждому ребёнку гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую из религий или быть атеистом. А предмет истоков грубо нарушает эти права, насильно загоняя маленьких граждан России в смрадные и тесные рамки почитания подозрительных и имеющих тёмное прошлое православных святых.

Ну, блин!

Государство, в котором мы живём, растим детей и платим налоги, изо всех сил стремится к росту валового внутреннего продукта, к вступлению во Всемирную торговую организацию, держит курс на привлечение инвестиций, на модернизацию и инновацию производства – а церковники и псевдопедагоги тормозят президентские меры по оздоровлению экономики, пропагандируя образы нищеты, послушания, терпения и неравноправия женщин.

Например, в теме «Правила нравственности» детям преподносится рассказ «Семеро по лавкам» о семье некой тёти Зины – матери семи дочек и владелице пары домашних питомцев. Живут они бедно, рассказывает автор, стол да кровати, одежду донашивают друг за дружкой. Однажды старшая дочка (это случилось в праздничный день?) напекла блинов, и всем досталось по целому (!!!) блину. Радостно у них, умиляется автор, такой мир, такое счастье…

А ещё к тексту предлагается задание: подчеркнуть ответ, который ты считаешь правильным: будьте милосердны; мир имейте между собою; почитай отца своего и мать. Разумными с точки зрения человека думающего были бы такие ответы: хорошо учиться, чтобы получить достойную профессию; усердно трудиться, чтобы не растить детей в нищете; в конце концов – попытаться регулировать рождаемость. Но их не было, и нам с дочкой во избежание двойки пришлось выбирать вариант про мир между собой. Мы не против мира, мы – за него, это прекрасный образ, но это отнюдь не синоним жизни на голодный желудок и в рваных трусах, как диктуется авторами истоков.

Место у параши

Такими примерами учебник кишит и изобилует, источает их, как миазмы, жалит их пакостным ядовитым остриём детское наивное доверчивое сознание. Меня же, как женщину и маму будущей женщины, оскорбляет надменно-снисходительное и явно превосходственное отношение истокописцев к лучшей половине человечества. Снова заглянем в Основной закон (не бойтесь, не в Библию!) государства: мужчины и женщины обладают равными правами и свободами, а также возможностями для их реализации.

А истокопоклонцы не просто никак не хотят согласиться с положениями Конституции РФ, а норовят подсунуть своё фальсифицированное мнение, выдав его за единственно верное. Как кормилец, домостроитель, судья в споре и глава семьи – так это мужчина, а как воспитательница, домработница и хранительница очага – это женщина. Как решающее слово, как хозяин, как первый после бога – так муж, а как утешительница детей, вытирательница соплей, нянька и сказительница – так жена.

В таком извечном распределении ролей кроется подспудный страх скопища жалких церковников и отдельных неуверенных в себе (импотентов?) особей мужского пола перед могуществом, мудростью и силой женщины. А вдруг она тоже станет работать и даже зарабатывать, начнёт себя уважать? Забросит в сторону потемневшие и запылённые библии и прочие некачественные литературные сборники, задумается о возможности планирования семьи, о созидательном труде, о творческой самореализации, о биржевых валютных котировках, о торговле на рынке Форекс, об инвестициях в собственную недвижимость. Да ещё и научит своих детей жить не по лживым и опирающимся на двойные стандарты христианским нормам, а по законам Высшего разума, света, любви и счастья. Тогда русская православная церковь как финансовый институт непременно обанкротиться.

Скромное резюме

Предмет истоки в школе – это своеобразная сыворотка для общества против любых проявлений женского равноправия и феминизма, вакцина против дальнейшего развития науки, совершенствования производства, соответствия российских законодательных стандартов общемировым правилам и нормам, мечты о господстве разума над косностью, жадностью и вечной человеческой глупостью.

Эти статьи будут вам интересны :

Опубликовано 03 Окт 2011 в 5:49 пп. Рубрика: Детская.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

jobmamochka.ru

Православная Камчатка » Наши «Истоки».Интервью с о. Александром Овчинниковым

«Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. И сохранить эти ориентиры возможно лишь там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре к культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Ценности личности, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника» —  такую мысль выразила одна из преподавателей Камчатских школ на собрании, посвященном курсу «Истоки».

Утрата национального самосознания и как следствие утрата человеком жизненных ориентиров одна из основных проблем современного российского общества. Не по этой ли причине многие молодые Россияне не могут найти себя? Для решения этих проблем в стандарт образования был введен обязательный курс по духовно-нравственному воспитанию. Одной из таких программ является «Истоки». Что включает в себя этот курс, в чем его особенности, и в чем заключается разница между церковным и духовно-нравственным воспитанием. Об этом мы побеседовали с отцом Александром Овчинниковым, руководителем отдела образования и катехизации Петропавловской и Камчатской епархии.

Отец Александр, расскажите, почему среди множества курсов для духовно-нравственного воспитания школьников  был выбран курс «Истоки»?

Это курс для камчатских педагогов не новый. Семинары по преподаванию «Истоков» мы проводили еще в 1999 году. В сентябре 2011 года состоялась встреча представителей Петропавловской и Камчатской епархии с учителями. Многие учителя говорили о том, что Основы Православной Культуры в школах преподаются в недостаточном объеме. Одна из присутствовавших на встрече преподавателей упомянула программу «Истоки».

Владыка Артемий просил подробнее  узнать об этой программе, а также о существующих программах по духовно-нравственному воспитанию. «Истоки» это программа, которая работает уже довольно давно. Она охватывает и детские сады, и младших школьников, и среднюю и старшую школу. Есть также учебники по курсу истоки для училищ и средних учебных заведений. Всего в курсе истоки около ста книг.

Давайте разберемся «Истоки» — это церковный предмет? Почему в таком случае эту программу вводят в светских школах?

Предмет «Истоки» к Церкви имеет очень далекое отношение, но он связан с русской культурой, а поэтому связан с Православием. Он более 15 лет преподается в большинстве областей России и устраивает как светских педагогов, так и церковных людей. Это предмет, который являясь в своей основе православным, не отпугивает неверующую публику. Вместе с тем «Истоки» является тем предметом, который передает русскую культуру, русское мышление, русскую нравственность, связанную с православием. Пусть даже не в церковных категориях и терминах. Церковность это уже другой этап. Только когда человек восходит до степени обычной нравственности с ним можно говорить о церковности. Когда мы говорим о школе, мы, к сожалению, не говорим о церковном окормлении людей. Мы говорим о базовых понятиях нравственности и культуры, которые являются очевидными, но почему-то зачастую их не понимают, не знают и не ценят.

В чем заключается уникальность программы «Истоки»?

Специфика программы заключается в том, что курс не только имеет прямое отношение к русской культуре и русской нравственной традиции, но и выстроен таким образом, что не вызывает разногласий между учениками.

Главная идея этого направления — наши исконные традиции, которые связаны с укладом жизни русского человека, начиная с самых древних времен. Знакомясь с курсом, школьник встречает образы, с которыми человек знаком с самых ранних лет своей жизни. Это образы из детских сказок, колыбельных песен. Это тот громадный пласт, который передает ребенку культуру, начиная с самого детства. К сожалению, с активной глобализацией нашего общества эти традиции утрачиваются. А ведь сказки  и песни не были развлечением. Они служили для духовно-нравственного воспитания ребенка. Этот пласт культуры сегодня заменяется западным суррогатом, который не является заменителем нашей родной культуры, а скорее ложной подменой.

В чем же опасность этой подмены?

Жизнь народа попросту встанет на другие рельсы и может оказаться так, что русскому государству нет места в мировой истории. Наш народ умирает духовно, потому, как теряет традиционные основы жизни. Если князь Владимир при помощи Православия пытался славянские племена объединить в русское государство, русский народ, то сегодня, с утратой людьми веры православной в обществе происходит раскол. Это может привести к тому, что распадется территория, и ее займут народы, которые лучше сохранили традиционные основы своей культуры.

Значит ли это, что людей необходимо со школьной скамьи в обязательном порядке приобщать к Церкви?

Очень часто люди путают духовно-нравственное просвещение с проповедью, неким заманиванием людей в Церковь. А ведь это не так. Задача курса вовсе не расширить круги верующих. Задача курса заложить нравственные основы жизни, не имея которых человек становится в своей стране жителем заграницы в худшем смысле этого слова. Иначе говоря, питаясь худшими образцами западной культуры, которые активно навязывают СМИ, человек теряет связь с живой культурой своей Родины, теряет индивидуальность, становится безликим жителем планеты.

Наверняка возникали сложности и недопонимания, связанные с введением этого предмета в школьную программу?

Предмет вызвал возражения у некоторых педагогов. Были и такие, которые говорили, что предмет с названием «Основы православной культуры» не может преподаваться в светской школе. Но ведь история России Православной не является искажением светскости в школе. На данный момент президент уже подписал указ о том, что в обязательную программу общеобразовательных школ будет введен предмет «Основы православной культуры».

Заниматься церковным воспитанием в общеобразовательной школе практически невозможно. Это сложно делать и в воскресной школе. Люди воспитываются в религиозном отношении только в семье.

Но все же определенная связь с Церковью у «Истоков» есть?

Нравственность связана с Церковью. К сожалению сегодня не все это понимают. И это непонимание позволяет успешно работать американизированным программам.

Слушатели «Истоков» не обязательно станут прихожанами наших храмов. Путь человека в Церковь – это индивидуальный путь, а не путь массовой культуры. Мы же с Вами говорим о нравственности, о том, что Церковь связана с нравственностью и культурой. Культ и культура слова однокоренные, и когда из общества удаляется Церковь это, на мой взгляд, неправильно.

Какое участие принимает епархия во внедрении этой программы в школах?

Мы проводили семинары по преподаванию истоков. В них приняли участие18 педагогов из Петропавловска.

30 детских садов поддержали программу «Истоки». Мы со своей стороны это начинание всячески поддерживаем, предоставляем литературу.

В программе школьного образования есть часы для духовно-нравственного воспитания. Программа Истоки на наш взгляд идеально подходит, чтобы заполнить эту нишу. Есть и другие программы, как например «Все цвета кроме черного». Но они, как правило, имеют очень посредственное отношение к православной культуре и русской культуре вообще. Соответственно и результативность таких программ очень мала. Школьники очень весело и интересно проводят время на этих занятиях, но не впитывают того, что должны получить из этого курса.

Почему в Петропавловске «Истоки» преподают пока только в четырех школах, а в Елизово практически во всех?

Это произошло с подачи начальника образования Елизовского района. Педагоги, как люди государственной системы должны смотреть на начальство. И это правильно. Директор может ввести определенный курс в своей школе, но эта идея может не иметь поддержки и одобрения со стороны начальства. Поэтому в Петропавловске пока происходит осторожное выжидание. Никаких распоряжений по «Истокам» не было. И включая этот предмет в учебный план, директор берет ответственность на себя.

Глава образования Елизовского района сам предложил для школ программу «Истоки» и люди это приняли. Мы надеемся, что Елизовский опыт станет показательным для Петропавловска и для Камчатки в целом. Уже сейчас среди некоторых педагогов возникает недоумение – «Почему у них есть, а у нас нет». Интерес к программе есть, задача Церкви объяснить, почему этот курс важен и нужен.

Нужно сказать, что Елизово это православный островок на Камчатке. Там и ОПК  изучают 70 процентов школьников, и работа с Церковью ведется во всех школах, регулярно проходят классные часы со священниками.

Как принимают программу сами педагоги?

По-разному. Очень большую роль здесь играет благословение епископа, потому что оно имеет сакральную силу. Когда епископ благословляет какое-то дело или проект, то силой Божией все в жизнь реализуется и работает, хотя может быть и не сразу. Поэтому любое дело, которое связано с Церковью нужно обязательно делать с благословения епископа.

И Владыка не просто говорит и благословляет. Он помогает и делом. В прошедшем году мы закупили учебников почти на полмиллиона.

Как обстоят дела с духовно-нравственным воспитанием в других районах Камчатки?

На периферии отношение к православию более теплое, чем в Петропавловске. В районах мы ведем переговоры о преподавании ОПК, но, к сожалению пока серьезно не выносили работу по «Истокам».

Возможно ли что в ближайшем будущем «Истоки» будут преподавать во всех школах Камчатки?

Уже сегодня и педагоги, и родители замечают, что в школы, где начинают преподавать «Истоки» сами собой стекаются и необходимое техническое обеспечение, и материальные средства. Повышается нравственный уровень учеников и успеваемость.

В федеральном стандарте предусмотрены часы для духовно-нравственного воспитания, вопрос только в том, чтобы поставить эти часы на свое место. Конечно, возникает ряд проблем  с педагогами. Это и боязнь неодобрения со стороны начальствующих, и зачастую нежелание предпринимать встречные шаги. Но мы надеемся, что Елизовский опыт даст свои плоды.

Беседовала Ива КАЗАНЦЕВА

 

 

pravkamchatka.ru

Правительство Москвы: предмет «Истоки» не навязывает религиозную идеологию

Учебные пособия «Истоки» и «Православная культура» были выбраны по согласованию с родителями и соответствуют приказу Минобрнауки, при этом ни один из вариантов освоения «Основ духовно-нравственной культуры народов России» не связан с приобщением к религиозной практике или изучением ритуалов какой-либо религиозной конфессии, сообщили РИА «Новости» в столичном департаменте образования.

Ранее ряд российских СМИ сообщил, что группа родителей учеников столичной школы № 2065 обратилась в Генпрокуратуру с жалобой на «навязывание религиозной идеологии департаментом образования». Московские родители считают предмет «Истоки», который изучается в 62 регионах страны, «антинаучной манипуляцией» и «давлением на детскую психику». Авторы обращения подчёркивают, что курс с конфессиональным уклоном является «обязательным для всех учеников», среди которых есть также мусульмане, иудеи и католики. Однако столичные чиновники настаивают, что предмет является светским и факультативным.

«Учебные пособия «Истоки» и «Православная культура» были выбраны по согласованию с родителями. Пособия соответствуют требованиям к результатам освоения области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», изданы организациями, продукция которых допущена к использованию при реализации основных образовательных программ по приказу Минобрнауки России от 09 июня 2016 г. № 699», — говорится в ответе департамента.

Как поясняется, решение о введении этого предмета в форме учебных курсов «Истоки» и «Православная культура» приняли более 40 московских школ по решению педагогических коллективов и с учётом мнения родителей. Отмечается также, что предмет является обязательным в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

«Эта предметная область относится к сфере культурологии и истории родного народа, не требует обязательного изучения культуры одной из религиозных конфессий, а предоставляет детям возможность: осознать духовные идеалы, хранимые в культурных традициях народов России, изучить историческую роль гражданского общества в становлении российской государственности», — объяснили в департаменте.

Там также подчеркнули, что ни один из вариантов освоения области предметов «Истоки» и «Православная культура» не связан с приобщением к религиозной практике, изучением ритуалов какой-либо религиозной конфессии.

«В ходе занятий учащиеся выполняют проекты, которые позволяют педагогам оценить результаты освоения этой области без проведения контрольных работ и формальной оценки знаний. Возможность выбора любого из вариантов освоения области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обеспечена для всех родителей учащихся московских школ», — заключили в ведомстве.

В свою очередь руководитель информационной службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко) отметил, что к введению и наполнению курса «Истоки» «Церковь не имеет никакого отношения». По его словам, если бы в Русской Православной Церкви «были до конца удовлетворены курсом «Истоки», то не ставили бы вопрос о подготовке курса «Православная культура»».

«Мы всегда настаивали на том, чтобы была обеспечена возможность альтернативы и свободного выбора между альтернативами. Мы хотели бы, чтобы не было никакого навязывания», — сказал иеромонах Геннадий РИА «Новости».

По его словам, курс «Истоки» прошёл все необходимые экспертизы и допущен Министерством образования в светской школе. «Он ориентирован на изучение истории и культурных традиций России. Говорить о его миссионерском характере — даже не абсурд, а банальное невежество. Могу лишь выразить сожаление, что кто-то, увидев в культурологическом курсе такие темы, как «Соловки», «Храм Покрова на Нерли», «Икона Живоначальной Троицы», падает в обморок», — сказал священник.

При этом он признал, что в настоящее время предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», содержащаяся в федеральном образовательном стандарте, «недостаточно раскрыта», имея в виду разработку её содержания и альтернативных курсов. По мнению иеромонаха Геннадия, необходимо «заниматься тем, чтобы развивать эту предметную область».

Он добавил, что неразработанность содержания ОДНКНР — это недоработка Минобрнауки. «Отсюда весь исток полемики. И очень хорошо, что эксперимент, который проводится в ряде школ, выявляет «проблемные места». Надеюсь, что по мере расширения линейки предметов в рамках предметной области ОДНКНР появятся и другие курсы, в том числе и полноценная светская этика. Кстати, мусульмане уже не первый год имеют возможность в ряде субъектов Федерации изучать основы исламской культуры», — заключил руководитель информационной службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

pravobraz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.