Дефектолог специальность: описание, где получить в России, перспективы
описание, где получить в России, перспективы
Высшее образование в Синергии: ведущий вуз, все формы обучения, звездные преподаватели
Поступить
Реклама
Категория: Образование и педагогика
Перспективная
Дефектологом — специалист по работе с детьми, имеющими отклонения в физическом или психическом развитии. Выделяется два типа дефектологов, в зависимости от того, насколько широка направленность их деятельности: те, кто изучает, обучает и воспитывает детей с отклонениями, и непосредственно коррекционные педагоги.
close
Реклама
О профессии
Вузы 116
Какие ЕГЭ сдавать
Курсы link
Зарплаты: сколько получает Дефектолог
*Начинающий: 15000 ₽ в месяц
Опытный: 25000 ₽ в месяц
Профессионал: 65000 ₽ в месяц
* — информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.
Востребованность профессии
К сожалению, экологическая обстановка, образ жизни родителей и ряд других неблагоприятных факторов приводят к рождению большого количества детей, имеющих дефекты развития. Поэтому потребность в дефектологах остается неизменной.
Для кого подходит профессия
Профессия подойдет людям, любящим детей, готовым с легкостью преодолевать трудности и помогать окружающим. Специалист должен обладать такими качествами, как доброжелательность, сострадание и милосердие. Чаще всего дефектологами становятся женщины.
Карьера
Дефектолог может заниматься научной деятельностью, преподавать в высших учебных заведениях. Со временем специалист может занять пост директора или звуча коррекционной школы или детского сада.
Обязанности
Должностные обязанности:
- Диагностика речевого развития и проблем с речью.
- Проведение развивающих и коррекционных занятий для детей от 2-х лет индивидуально и в группе.
- Участие в медико-психолого-педагогическом консультировании детей.
- Составление программы коррекции и проведение развивающих коррекционных занятий.
Оцените профессию:12345678910
Профессия больше подходит тем, кому нравятся следующие предметы в школе:психологияобществознание
Дед Вузопед
Анализ шансов поступить онлайн
Траектория поступления
Сравнение
вузов
Калькулятор ЕГЭ
Тесты профориентации
Даты поступления в вузы
Все сервисы
Похожие профессии
Воспитатель детского сада
Бизнес-тренер
Педагог-игромастер
- Инспектор по делам несовершеннолетних
Педагог
Логопед
Методист в сфере образования
Учитель
Преподаватель экономики
Учитель биологии
Коуч
Учитель географии
Домашний воспитатель
Ментор стартапов
Учитель ИЗО
Сурдопереводчик
Направление Специальное (дефектологическое) образование, бакалавриат, код направления 44.

Бакалавриат, код направления 44.03.03
Объединение групп специальностей в одно направление привело к тому, что круг изучаемых дисциплин у будущих дефектологов весьма широк. Студенты проходят специальную педагогику и психологию, медико-биологические основы дефектологии, филологические основы дефектологического образования, психолого-педагогическую диагностику развития лиц с ограниченными возможностями, общеметодологические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях. В рамках гуманитарной подготовки изучается правоведение с основами семейного права и прав инвалидов, речевая культура дефектолога
В зависимости от профиля на направлении готовят по нескольким профессиям. Логопеды занимаются исправлением дефектов дикции, постановкой фонетики, исправлением звуков у детей и взрослых. Специалисты по олигофренопедагогике работают с детьми, у которых есть врожденные генетические и психические заболевания. Специальные психологи занимаются психологическим сопровождением детей и взрослых с отклонениями в поведении. Специальные педагоги выполняют роль воспитателей в специализированных дошкольных и школьных заведениях
Профили обучения: специальная психология, логопедия, дошкольная дефектология, психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии
Формы обучения: очная, очно-заочная, заочная
Вузов
По этой специальности
В среднем по другим
Проходной балл
На эту специальность
В среднем на другие
Бюджетных мест
На эту специальность
В среднем на другие
С какими ЕГЭ можно поступить
биология
русский язык
математика
65 вузов
биология
русский язык
обществознание
61 вуз
биология
русский язык
22 вуза
Вузы по специальности
Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга
1
программа
19
бюджетных мест
от 88
проходной балл
от 62400 р.
за год
Университет представляет собой современный вуз, в структуре которого функционируют НИИ геофизики, геологии и экологии Камчатки, региональных гуманитарных проблем, Региональный научно-исследовательский центр информатизации Камчатки. Миссия университета заключается в содействии устойчивому социально-экономическому развитию Камчатского края и России в целом путем формирования человеческого и интеллектуального потенциала.
Томский государственный педагогический университет
1
программа
45
бюджетных мест
от 83
проходной балл
от 40000 р.
за год
Томский государственный педагогический университет — центр образования, науки и культуры, один из ведущих педагогических вузов России. Научная деятельность университета охватывает актуальные направления фундаментального и прикладного естествознания, гуманитарных и психолого-педагогических наук. В настоящее время проводятся фундаментальные научно-исследовательские работы по различным отраслям науки.
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
1
программа
45
бюджетных мест
от 79
проходной балл
от 45060 р.
за год
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского ведет свою историю от главного народного училища Калужской губернии, основанного в 1786 году и готовившего учителей уездных училищ. В 1913 году в Калуге был открыт учительский институт, преобразованный через 5 лет в педагогический институт, который давал высшее образование. C 1948 года он функционировал как Калужский государственный педагогический институт.
Государственный социально-гуманитарный университет
1
программа
30
бюджетных мест
от 78
проходной балл
от 93080 р.
за год
Постановлением Правительства Московской области от 22 апреля 2015 года №281/15 Московский государственный областной социально-гуманитарный институт был реорганизован в форме присоединения к нему двух колледжей и переименован в Государственный социально-гуманитарный университет с двумя филиалами: в г. Зарайске — Зарайский педагогический колледж и в г. Егорьевске — Колледж педагогики и искусства.
Вуз в рейтингах
91 в России
Рейтинг вузов России рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика). Оценка вузов проводится на основании анализа статистических показателей и результатов онлайн-опросов студентов и выпускников, представителей академического и научного сообществ, представителей компаний-работодателей. Для оценки вуза используются три главных фактора: условия для получения качественного образования в вузе; уровень востребованности работодателями выпускников вуза; уровень научно-исследовательской деятельности вуза.
Самарский государственный социально-педагогический университет
2
программы
50
бюджетных мест
от 73
проходной балл
от 49920 р.
за год
Самарский государственный социально-педагогический университет возник во времена больших преобразований в России и имеет богатую и долгую историю существования. Вуз пережил две мировые войны, расцвет и закат СССР, а теперь активно участвует в формировании нового демократического общества, являясь одним из лучших педагогических и лингвистических вузов России.
Поступление по олимпиаде
19 октября — 19 октября
отборочный очный этап
Всероссийская олимпиада школьников по биологии
«Всеросс»
уровень
6-11
классы
01 января — 28 февраля
отборочный онлайн этап
Междисциплинарная олимпиада школьников имени В.И. Вернадского
Ⅰ
уровень
7-11
классы
01 марта — 01 апреля
заключительный онлайн этап
Учитель школы будущего
Ⅱ
уровень
2-11
классы
Профессии
Учитель
Учитель должен уметь поддерживать дисциплину, общаться с родителями, любить детей и знать, как найти с ними общий язык. Зарплата учителей в последние годы приблизилась к средней, но она по-прежнему зависит от нагрузки и стажа.
Логопед
Детей с речевыми проблемами становится все больше — а значит, и логопеды все более востребованы. Логопеды также работают в взрослыми, пережившими аварии, травмы, инсульты. Они помогают определить причину дефектов речи и справиться с ними.
Похожие специальности
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
бакалавриат
107
вузов
33-105
проходной балл
19747
бюджетных мест
Экзамены в 83 вузах:
математика
русский язык
обществознание
Педагогическое образование
бакалавриат
220
вузов
33-124
проходной балл
22130
бюджетных мест
Укрупненное направление бакалавриата, на котором готовят учителей — предметников для работы в школах и колледжах. Прием ведется не на специальность в целом, а на конкретный профиль.
Экзамены в 145 вузах:
обществознание
русский язык
математика
Психология образования
бакалавриат
18
вузов
40-89
проходной балл
537
бюджетных мест
Выпускники программы — психологи и педагоги-психологи — работают в детских садах, школах, колледжах и участвуют в образовательном процессе на принципиально новом уровне. Они знают не только особенности развития в конкретном возрасте, но и умеют грамотно помогать учиться, учитывая особенности и состояние здоровья каждого ученика.
Экзамены в 14 вузах:
русский язык
математика
биология
где и кем работает
В высших учебных заведениях предлагается широкий спектр курсов повышения квалификации. Одной из специальностей, которую можно увидеть в некоторых вузах, академиях и институтах, является «Специальное (дефектологическое) образование». Люди, прошедшие обучение в этом направлении, считаются уникальными и востребованными специалистами в современном мире. Какие университеты предлагают это направление обучения? Кто выпускники, освоившие образовательную программу и получившие дипломы?
Дефектологическое образование: суть направления
Дети и взрослые с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в квалифицированной помощи специалистов. Его обеспечивают обученные преподаватели дефектов. Такую профессию получают люди после завершения обучения в высших учебных заведениях по направлению «Дефектологическое образование».
Во время учебы каждый студент изучает множество дисциплин. Среди них «Педагогика», «Психология», «Медико-биологические основы дефектологии», «Клиника умственной отсталости» и др. В результате освоения программы человек может заниматься коррекционно-педагогической и консультативно-диагностической деятельностью:
- Для исправления нарушений развития;
- Разработка индивидуальных образовательных и коррекционных программ;
- Изучение особенностей психофизического развития и потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- Консультировать инвалидов, членов их семей.
Профили специального (дефектологического) образования
Поступая на направление «Дефектологическое образование», абитуриенты, как правило, делают выбор между профилями. Их количество зависит от учреждения. Например, абитуриентам бакалавриата могут быть предложены следующие профили:
- «Специальная психология»;
- «Логопедия»;
- «Педагогико-психологическая поддержка детей-инвалидов»;
- «Олигофренопедагогика».
Для получения более глубоких знаний во многих вузах по направлению «Дефектология (специальное) образование» создана магистерская программа. Программы обучения:
- «Инклюзивное образование»;
- «Педагогико-психологическая поддержка инвалидов»;
- «Логопедия (обучение лиц с нарушением речи)»;
- «Инновационные технологии в дефектологическом образовании».
Актуальность специальности в современном мире
Университеты, академии и институты по специальности «Дефектологическое образование» приглашают студентов на обучение. Члены приемных комиссий, педагоги говорят о ее актуальности, ведь в настоящее время достаточно остро стоит проблема обучения детей с ОВЗ. Около 9-11% лиц из детского населения нуждаются в помощи педагогов-дефектологов. Помощь требуется и некоторым взрослым.
Лица, прошедшие обучение по направлению «Дефектология специального образования», занимаются развитием, воспитанием и обучением детей с различными проблемами развития, относящимися как к психологической сфере, так и к физ. Направления работы специалистов ориентированы на лиц с приобретенными и врожденными нарушениями зрения, слуха, патологиями речевого аппарата, снижением интеллекта, психоневротическими реакциями.
Наличие необходимых личностных качеств
Направление обучения «Дефектологическое образование» интересное, но не всем подходит. При выборе этой специальности следует учитывать, что дефектолог должен обладать определенными личностными качествами. Этот специалист должен быть:
- Инициатива;
- Энергетический;
- Доброжелательный;
- Тактичный;
- Уверен в успешных результатах своей деятельности, применяет коррекционную программу.
Будущий специалист должен быть оптимистом. Оптимизм уже работающих людей проявляется в социально активном отношении к субъекту с ограниченными возможностями, к обществу, в которое будут включены воспитанники, к самим себе.
Получение образования в РНЕ
Практически в каждом городе есть ВУЗ, в котором есть направление «Дефектологическое образование». В Москве их работает несколько. Одним из учебных заведений является Российский новый университет (РНУ). Это автономная некоммерческая образовательная организация, существующая с 1991.
«Дефектологическое образование» в университете предлагает факультет психологии и педагогики. При поступлении каждому абитуриенту предоставляется возможность выбрать наиболее удобную форму обучения. На дневном курсе занятия проходят 5 дней в неделю. Пары начинают в университете в 9 часов. На заочной форме в Российском новом университете студенты самостоятельно осваивают образовательную программу. Занятия в университете проходят 2 раза в год во время сессий, продолжительность которых составляет около 20 дней.
Обучение в МПСУ
Среди вузов, осуществляющих подготовку дефектологов, также можно привести в пример Московский психолого-социальный университет (МПСУ). Эта образовательная организация также является автономным некоммерческим учреждением. Университет работает с 1995 года.
Московский психолого-социальный университет, ранее называвшийся Институтом, реализует огромное количество современных образовательных программ. Среди них «дефектологическое образование» в бакалавриате. Он предлагает очное, очное и заочное обучение. Магистерские программы по данному направлению в вузе не предусмотрены.
Будущее выпускников
Лица, прошедшие обучение по направлению «Дефектология (специальное) образование» в вузах и выпускники, могут работать в различных организациях:
- В образовательных учреждениях всех видов и уровней;
- В специальных (коррекционных) дошкольных, школьных и медицинских учреждениях;
- В центрах оказания психолого-медико-педагогической и социальной помощи населению;
- В учреждениях социальной защиты;
- В благотворительных и общественных организациях для работы с людьми с ограниченными возможностями.
Выпускников ждет тяжелая работа в будущем. При работе с конкретным человеком им нужно будет помогать не только ему, но и его близким. Приведем пример. Итак, педагог-дефектолог занимается с ребенком в соответствии с разработанной коррекционной программой. Он и его родители, близкие нуждаются в квалифицированной помощи, так как семья играет важную роль в процессе коррекционно-педагогического воздействия. Суть помощи родителям заключается в консультировании по вопросам развития, воспитания, социализации и интеграции ребенка в общество. Таким образом, работа будет сложной, но в то же время интересной, поэтому заслуживает внимания специальность «Дефектология (специальное) образование».
Готовность будущих специальных педагогов (дефектологов)
Боковая панель статьи
пдф
Опубликовано: 13 июля 2022 г.
Основное содержание статьи
Мовкебаева Зульфия, Дуссенбаева Бибигуль, Сабиева Елена, Какимова Майра, Голодова Ирина
Реферат
Статья посвящена проблеме подготовки в высших учебных заведениях Республики Казахстан специальных педагогов (специалистов по инвалидности) для психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования. В настоящее время традиционная подготовка специалистов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями в основном ориентирована на специальные школы-интернаты. Поэтому представляется важным модернизировать их подготовку для работы в инклюзивных школах в связи с активным распространением инклюзивного образования в стране. Представлены результаты социологического опроса практикующих специальных педагогов (специалистов по инвалидности), работающих с детьми с особыми образовательными потребностями в инклюзивных школах. Выявлено, что значительная часть специальных педагогов, работающих в инклюзивных школах, не в полной мере представляет цель и содержание своих функциональных обязанностей в общеобразовательной школе и испытывает трудности в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы для ребенка с нарушением развития. Наибольшие трудности у практикующих специалистов возникают в процессе консультирования педагогов и родителей, организации междисциплинарного взаимодействия и координации психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями в школе.
