Егэ обществознание 2019 гущин: Демоверсия ЕГЭ 2019 по обществознанию
Демоверсия ЕГЭ 2019 по обществознанию: демонстрационный вариант для 11 класса
Скачайте демоверсию ЕГЭ 2019 по обществознанию, выложенную на официальном сайте ФИПИ:
Обществознание (892.9 Kb)
Что нового?
- Задание 25 получило более детальную формулировку и критерии оценки, за его правильное выполнение будут давать не 3, а 4 балла.
- Это, в свою очередь, увеличило общую сумму баллов с 64 до 65.
- Усовершенствования коснулись также формулировок и критериев для заданий 28 и 29.
Другие задания остались без изменений, для подготовки к ним можно использовать разбор варианта 2018 года. О нововведениях 2019 года мы в ближайшее время расскажем на вебинарах и трансляциях корпоративного YouTube-канала для педагогов.
Возможно, вам также пригодится демовариант ЕГЭ 2019 по истории.
Источник: сайт ФИПИ
ЕГЭ-2019. Обществознание (60х90/16) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену
Вниманию школьников и абитуриентов предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ по обществознанию. Каждый вариант составлен в полном соответствии с требованиями ЕГЭ, включает задания разных типов и уровня сложности по всем базовым наукам, на основе которых формируется курс обществознания: философии, экономике, социологии, социальной психологии, политологии, правоведению. Значительный по объёму банк экзаменационных материалов (270 заданий части 1, 90 – части 2) предоставляет отличную возможность для интенсивной тренировки и овладения необходимыми для успешной сдачи ЕГЭ знаниями, умениями и навыками. В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания части 1, основное содержание ответов на задания части 2 и рекомендации для написания эссе. Авторы пособия – Пётр Анатольевич Баранов, доктор педагогических наук, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук РФ, заслуженный учитель России, и Сергей Владимирович Шевченко, преподаватель и методист – хорошо известны как создатели школьных учебников и учебных пособий по обществознанию, в том числе для подготовки к единому государственному экзамену.
Купить
Демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2019 года вызвала у старшеклассников опасения, что задания усложнились. На самом деле требования к выполнению стали не суровее, а детализированнее. Например, в критериях к заданию №25 теперь указан вывод – но без него и раньше было не обойтись. Разве что в задании №28 увеличилось число пунктов, к которым необходимо сделать подпункты. Разберем первую часть демоверсии, чтобы определить, что ждет выпускников 2019 года в тестовых вопросах.
Задание 1
Характеристика форм духовной культур
Форма духовной культуры |
Характеристика |
Религия |
Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное |
… |
Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости |
Ответ: Мораль
Комментарий
Культура делится на материальную и духовную.
Задание 2
В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Прибыль, доход, зарплата, процент, рента.
Ответ: Доход
Комментарий
Типичная ошибка – путать прибыль и доход. Чтобы понять разницу следует вспомнить «факторный доход» (который получают от эксплуатации факторов производства или ресурсов).
Задание 3
Ниже приведен перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к признакам государства любого типа.
- суверенитет;
- приоритет прав и свобод человека;
- право устанавливать и собирать налоги;
- публичный характер власти;
- установление и реализация принципа разделения властей.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 3, 6
Комментарий
В задании важна внимательность, выпускники часто не замечают, что нужно указать именно лишние варианты. Для успешного выполнения необходимо вспомнить главные признаки государства: гражданство, монополия на законное насилие, публичная власть, суверенитет, территория, налогообложение, население, армия, гос. козна, гос. символика. Приоритет прав и свобод человека, как и установление и реализация принципа разделения властей – это признаки только правовых государств.
Задание 4
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
- Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
- Человек наследует моральные нормы.
- Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
- Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.
Ответ: 1, 2, 5
Комментарий
Для правильного выполнения нужно мылить логически. Например: Как человек получает моральные нормы? Он усваивает их в процессе социализации, а не рождается с ними.
Задание 5
Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Отличительные признаки |
Типы общества |
А) развитие высоких технологий Б) механизация промышленного производства В) выдвижение на первый план сферы услуг Г) натуральный характер хозяйства Д) общинный уклад, коллективизм |
1) традиционное (аграрное) 2) индустриальное 3) информационное (постиндустриальное) |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А-3 Б-2 В-3 Г-1 Д-1
Комментарий
Нужно вспомнить характеристики обществ. В традиционном все основано на традициях и обычаях. В индустриальном люди стремятся к прогрессу, происходят процессы автоматизации, урбанизации. В постиндустриальном ключевую роль играет информация, поскольку многие процессы обеспечивают машины, а люди переходят в серу услуг.
Задание 6
В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образования? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- сокращение времени изучения естественных наук.
- ориентация на интересы и склонности ученика.
- применение технологий, сберегающих здоровье.
- уделение особого внимания нравственному воспитанию.
- компьютеризация образовательного процесса
Ответ: 3, 4, 5
Комментарий
Современному образованию присущи демократизация, непрерывность, рост продолжительности, интернационализация, компьютеризация, гуманизация, гуманитаризация. Последние два явления часто путают. Гуманитаризация – это усиление гуманитарных дисциплин, а гуманизация – усиление внимание к интересам и потребностям учащихся.
Задание 7
Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов.
- Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса и предложения.
- Экономические решения принимаются преимущественно на основе хозяйственного опыта предков.
- Производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей.
- Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями и имуществом для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Ответ: 2, 4, 5
Комментарий
В данном вопросе сомнения может вызвать первый вариант, однако нужно вспомнить, что проблему ограниченности ресурсов в рыночной экономике действительно, как правило, решает государство.
Задание 8
Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры |
Виды издержек |
А) оклады администрации Б) сдельная оплата труда наемных работников В) арендная плата за помещение Г) приобретение сырья Д) проценты по кредитам |
1) постоянные 2) переменные |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А-1 Б-2 В-1 Г-2 Д-1
Комментарий
Постоянные издержки, в отличие от переменных, не зависят от объема выпущенной продукции.
Задание 9
Владельцы фирмы «Солнышко» планируют расширение своего предприятия. Что из приведенного в списке они могут использовать как источники финансирования бизнеса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- привлечение кредитов
- налоговые отчисления
- повышение производительности труда
- прибыль от реализации продукции предприятия
- совершенствование производственных технологий
- выпуск и размещение акций предприятия.
Ответ: 1, 4, 6
Комментарий
Источники финансирования бизнеса – это то, что, условно, можно положить в кошелек и в дальнейшем использовать для развития бизнеса.
Задание 10
На графике изображено изменение предложения легковых автомобилей на потребительском рынке: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1. (На графике P – цена товара; Q – количество товара.)
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- увеличение количества производителей автомобилей
- снижение возраста получения водительского удостоверения
- снижение цен на комплектующие изделия для автомобилей
- рост тарифов на электроэнергию
- повышение процентов по автокредитам
Ответ: 1, 3
Комментарий
При выполнении подобных заданий в первую очередь нужно обращать внимание на то, о каком рынке идет речь. В данном случае следует учесть, что снижение возраста получения водительского удостоверения влечет за собой рост спроса, что рост тарифов на электроэнергию уменьшает предложение, а повышение процентов по автокредитам уменьшает спрос.
Задание 11
Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.
- Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.
- Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.
- Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоев в зависимости от личных качеств человека.
- Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий.
Ответ: 2, 3, 5
Комментарий
Место в иерархии зависит от социального статуса. Каждому социальному статусу соответствует определенная социальная роль, модель поведения – это вошло в систему социальной стратификации. При построении социальной лестницы учитываются престиж, образование, доступ к власти, доход.
Задание 12
В ходе социологического опроса 23-летних работающих юношей и девушек страны Z им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Половина юношей работают для того, чтобы обеспечить материальное благополучие себе и своей семье.
- Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.
- Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, среди девушек больше, чем среди юношей.
- Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.
- Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.
Ответ: 1, 2, 3
Комментарий
Задание требует усидчивости. Распространенная ошибка: невнимание к школе процентов.
Задание 13
Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
- К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделенные, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.
- Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.
- По способу легитимации власти различают легальный (рациональнолегальный), традиционный и харизматический типы лидерства.
- Политическое лидерство – это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.
- Любой политический лидер обязательно является лидером партии.
Ответ: 1, 3, 4
Комментарий
Для успешного выполнения нужно мыслить логически. Например: харизма – это и есть выдающееся качество.
Задание 14
Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Функции |
Субъекты государственной власти РФ |
А) утверждение изменения границ между субъектами РФ Б) управление федеральной собственностью В) назначение на должность Председателя Центрального банка РФ Г) разработка федерального бюджета Д) осуществление помилования |
1) Президент РФ 2) Совет Федерации 3) Государственная Дума 4) Правительство РФ |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А-2 Б-4 В-3 Г-4 Д-1
Комментарий
Чтобы не допустить ошибку в варианте «Д», важно помнить, что амнистию осуществляет Государственная дума, а вот помилование – Президент.
Задание 15
Конституция страны Z провозглашает ее демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Какие из приведенных признаков характеризуют форму государственного (территориального) устройства страны Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- регулярные выборы главы государства и парламента на альтернативной основе
- двухпалатная структура парламента, обеспечивающая представительство регионов
- включение в состав государства нескольких государственных образований, каждое из которых обладает определенной собственной компетенцией
- действие конституций субъектов при верховенстве общей конституции
- наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан
- политический плюрализм
Ответ: 2, 3, 4
Комментарий
Государственно-территориальное устройство бывает унитарное, федеративное, конфедеративное, и в данном случае нужно выбрать именно то, что относится к федерации.
Задание 16
Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- указание своей национальности
- сохранение исторического и культурного наследия
- участие в выборах органов власти
- уплата налогов
- свободное распоряжение своими способностями к труду
Ответ: 2, 4
Комментарий
Для успешного выполнения достаточно уметь отличать обязанности от прав.
Задание 17
Выберите верные суждения о системе российского права и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Отрасли материального права, в отличие от отраслей процессуального права, устанавливают порядок применения правовых норм.
- Уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера.
- Административное право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
- Гражданское право относят к частному праву.
- Правовой институт – совокупность норм, регулирующих определенный сегмент (сторону) однородных общественных отношений.
Ответ: 2, 4, 5
Комментарий
То, что связно с преступлением, всегда относится к уголовному праву.
Задание 18
Установите соответствие между действиями и элементами статуса налогоплательщика в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Действия |
Элементы статуса налогоплательщика |
А) требовать соблюдения и сохранения налоговой тайны Б) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки В) уплачивать законно установленные налоги и сборы Г) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах Д) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах |
1) права 2) обязанности |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А-1 Б-1 В-2 Г-2 Д-1
Комментарий
Довольно простое задание.
Задание 19
Автомеханик Роман нашел новую работу по специальности. Для заключения трудового договора он принес документы воинского учета и трудовую книжку. Что еще согласно Трудовому кодексу РФ Роман должен предъявить работодателю? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие документы.
- свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение.
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
- паспорт гражданина РФ.
- налоговое уведомление.
- диплом о профильном образовании.
- выписку из финансово-лицевого счета.
Ответ: 2, 3, 5
Комментарий
В список документов, подаваемых при устройстве на работу, входят паспорт, документ об образовании, документы воинского учета (для мужчин), трудовая книжка, страховое свидетельство, а также справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования.
Задание 20
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Мотивом _________(А) называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная _________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определенная форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования _________(В), социальной группы, общества в целом. _________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всем, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. _________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нем определенное место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. _________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нем и смысла своего существования.
Каждая из групп потребностей соответствует определенному виду деятельности». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
- потребность
- деятельность
- природа
- социальный
- естественный
- подлинный (разумный)
- индивидуальность
- индивид
- идеальный (духовный)
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова
Ответ: А-2 Б-1 В-8 Г-5 Д-4 Е-9
Комментарий
Для успешного выполнения нужно внимательно прочитать текст.
егэ гущин обществознание – Рамблер/класс
егэ гущин обществознание – Рамблер/классИнтересные вопросы
Школа
Подскажите, как бороться с грубым отношением одноклассников к моему ребенку?
Новости
Поделитесь, сколько вы потратили на подготовку ребенка к учебному году?
Школа
Объясните, это правда, что родители теперь будут информироваться о снижении успеваемости в школе?
Школа
Когда в 2018 году намечено проведение основного периода ЕГЭ?
Новости
Будет ли как-то улучшаться система проверки и организации итоговых сочинений?
Вузы
Подскажите, почему закрыли прием в Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино»?
Помогите, пожалуйста! Нигде не могу найти и даже купить электронный вариант учебника по обществознанию, автор Гущин. Мне нужно для подготовки к ЕГЭ. Срочно!!!
Лучший ответ
Я очень надеюсь, что экзамен у тебя не завтра:) Не мне тебе говорить, что подготовка должна занимать определенное время. Надеюсь, ты это понимаешь. Учебника Гущина «Обществознание» для подготовки к ЕГЭ наверное будет маловато. Кроме этого должна быть дополнительная литература. Если вам рекомендовали пользоваться только этим автором, то наверное лучше купить эту книгу. Могу посоветовать поискать на различных файлообменниках, но тут надо проявлять осторожность. Вдруг вирус подхватишь.
еще ответы
ваш ответ
Можно ввести 4000 cимволов
отправить
дежурный
Нажимая кнопку «отправить», вы принимаете условия пользовательского соглашения
похожие темы
ГИА
ГДЗ
ОГЭ
Юмор
похожие вопросы 5
Электронные учебники удобно пользоваться или нет
Ребята, не могу определиться про электронные учебники. Удобно пользоваться или нет? Я перехожу в 11 класс, учебников носить надо (Подробнее…)
11 классУчебникиШкола
Средний бал по обществознанию
Слушайте, кто-то знает, как и где посмотреть средний балл по обществознанию? Интересует, смогу ли я со своими баллами поступить в (Подробнее…)
ЭкзаменыОбществознаниеЕГЭВузыПоступление
Когда в 2018 году намечено проведение основного периода ЕГЭ?
На какие даты намечено проведение основного периода ЕГЭ? Расскажите, пожалуйста, известно ли уже? (Подробнее…)
ШколаЕГЭВыпускнойЭкзаменыНовости
Какой был проходной балл в вузы в 2017 году?
Какой был средний балл ЕГЭ поступивших в российские вузы на бюджет в этом году? (Подробнее…)
Поступление11 классЕГЭНовости
ЕГЭ-2017 Цыбулько И. П. Русский язык ГДЗ. Вариант 13. 18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых). ..
18.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). (Подробнее…)
ГДЗЕГЭРусский языкЦыбулько И.П.
Байден назвал избирателя из Айовы «проклятым лжецом» и «толстым» после обвинения Украины меня» после того, как мужчина без каких-либо доказательств обвинил Байдена в том, что он устроил своего сына Хантера на работу в украинскую газовую компанию в обмен на доступ к администрации Обамы.
«Ты чертов лжец, и это неправда», — огрызнулся Байден на мужчину во время предвыборного мероприятия в Нью-Хэмптоне, штат Айова, на глазах у взрослых и детей.
Затем бывший вице-президент Байден бросил вызов этому человеку, который также сомневался в пригодности Байдена для работы в Белом доме, учитывая его возраст, на подвиги силы, выносливости и интеллекта.
«Я не веду сидячий образ жизни», — сказал 77-летний Байден. «Хотите проверить мою форму, давайте вместе отжиматься, давайте бегать, давайте делать все, что вы хотите, давайте пройдем тест на IQ».
Пресс-секретарь Байдена Саймон Сандерс позже заявила, что Байден сказал «Смотри, факты», а не «Смотри, толстый», имея в виду этого мужчину, хотя звук реплики явно звучит как «жирный».
Сандерс написал в Твиттере, что «этот джентльмен является сторонником Уоррена, который назвал себя сторонником Уоррена, который сказал, что будет голосовать за вице-президента на всеобщих выборах… его ответ».
«Любое утверждение, что вице-президент Байден сказал хоть слово о внешности джентльмена, делает это тем, чем оно не является. «, — сказал Сандерс.
«Если вы были на мероприятии Байдена, вы слышали это раньше».
Мужчина, который отказался назвать себя для NBC News, позже сказал репортеру, что проголосует за Байдена, если он выиграет кандидатуру от Демократической партии на пост президента.
Мужчина сказал: «Боже, нет», когда его спросили, будет ли он голосовать за президента Дональда Трампа.
«Нет, он первоклассный мудак», сказал мужчина.
Этот человек вызвал гнев Байдена комментарием, в котором упоминается давление президента Дональда Трампа на Украину прошлым летом с целью расследования Байдена и Хантера Байдена в связи с положением Хантера в совете директоров газовой компании Burisma.
смотреть сейчас
Трамп приостановил выделенную Конгрессом военную помощь Украине, поскольку он настаивал на том, чтобы эта страна провела расследование, что привело к продолжающейся процедуре импичмента Трампа в Палате представителей.
Хотя Хантер Байден действительно входил в совет директоров Burisma, нет никаких доказательств того, что его отец, будучи вице-президентом при президенте Бараке Обаме, предпринимал шаги, чтобы получить эту должность для своего сына.
«Хорошо, у меня к вам две проблемы», — сказал мужчина, представившись «старым фермером на пенсии из Айовы».
«Во-первых, ты почти такой же старый, как и я. Ты слишком стар для этой работы. Мне 83 года, и я чертовски хорошо знаю, что у меня нет тех умственных способностей, которые были у меня 30 лет назад. Ладно… забудь об этом».
«У меня есть вопрос, на который я хочу, чтобы вы ответили», сказал мужчина.
«Мы все знаем, что Трамп возится там на Украине, задерживая их иностранную помощь, чтобы они пришли и сказали, что собираются расследовать вас. Мы все об этом знаем. сказал человек.
«Но вы, с другой стороны, отправили своего сына туда, чтобы он устроился на работу и работал в газовой компании, в которой у него не было опыта работы с газом или вообще ничего, чтобы получить доступ к президенту. Вы продаете доступ к президенту. точно так же, как он…»
Затем Байден выстрелил в ответ.
«Ты чертов лжец, чувак!» — сказал Байден. «Это неправда, и никто никогда этого не говорил. Никто этого не доказал».
« Я вижу это по телевизору», сказал мужчина.
Байден сказал: «Никто не сказал, что мой сын сделал что-то плохое, и я никогда этого не делал».
Когда мужчина вмешался: «Я не говорил, что вы делаете что-то плохое», Байден еще больше разозлился.
«Вы сказали, что я устроил своего сына на работу в нефтяную компанию. Разве вы не это сказали? Ответьте прямо, Джек», — сказал Байден.
Когда мужчина сказал, что слышал заявление на MSNBC, Байден отрезал: «Вы не услышите этого на MSNBC».
«Вы вообще этого не слышите», — сказал Байден. «Послушай, ладно, я не собираюсь с тобой спорить, чувак».
Когда мужчина сказал: «Я тоже не хочу», Байден сказал: «Ну, да, хочешь».
«Но послушай, толстяк, вот в чем дело», — сказал Байден.
Затем мужчина сказал: «Похоже, похоже, что у вас не больше твердости, чем у Трампа».
Затем Байден сказал толпе: «Есть еще вопросы?»
«Да, хорошо. Я не буду голосовать за вас», сказал мужчина.
Байден ответил: «Я знал, что это не так, чувак».
«Думаешь, я думал, что ты встанешь и проголосуешь за меня? Ты слишком стар, чтобы голосовать за меня.»
Но позже во время интервью NBC News этот человек, когда его спросили, за кого он голосует на посту президента в 2020 году, сказал: «Я, скорее всего, поддержу кандидата от Демократической партии».
«Даже если это Джо Байден?» — спросил репортер.
«Даже если это он. Придется», — ответил мужчина. «Потому что я не могу голосовать за Трампа, если это Трамп».
Качественное исследование — StatPearls — NCBI Bookshelf
Введение
Качественное исследование — это тип исследования, который исследует и дает более глубокое понимание проблем реального мира.[1] Вместо того, чтобы собирать числовые точки данных или вмешиваться или вводить методы лечения, как в количественных исследованиях, качественные исследования помогают генерировать гипотезы, а также дополнительно исследовать и понимать количественные данные. Качественное исследование собирает опыт, восприятие и поведение участников. Он отвечает на вопросы «как» и «почему», а не «сколько» или «сколько». Оно может быть структурировано как отдельное исследование, основанное исключительно на качественных данных, или оно может быть частью исследования смешанного метода, сочетающего качественные и количественные данные. Этот обзор знакомит читателей с некоторыми основными понятиями, определениями, терминологией и применением качественных исследований.
Качественное исследование по своей сути, задавайте открытые вопросы, ответы на которые нелегко выразить числами, такими как «как» и «почему». [2] Из-за открытого характера исследовательских вопросов план качественного исследования часто не является линейным, в отличие от количественного плана.[2] Одной из сильных сторон качественных исследований является их способность объяснять процессы и модели человеческого поведения, которые трудно поддаются количественной оценке.[3] Такие явления, как переживания, отношения и поведение, может быть трудно точно отразить количественно, тогда как качественный подход позволяет самим участникам объяснить, как, почему или что они думали, чувствовали и испытывали в определенное время или во время интересующего события. . Количественное определение качественных данных, безусловно, возможно, но по своей сути качественные данные ищут темы и закономерности, которые трудно поддаются количественной оценке, и важно обеспечить, чтобы контекст и повествование качественной работы не терялись при попытках количественно определить то, что необходимо. не предназначен для количественной оценки.
Однако, в то время как качественные исследования иногда противопоставляются количественным исследованиям, где они обязательно являются противоположностями и, следовательно, «конкурируют» друг с другом и философскими парадигмами, связанными с каждой из них, качественные и количественные исследования не обязательно являются противоположностями и не являются несовместимыми. [4] Хотя качественный и количественный подходы различны, они не обязательно противоположны и уж точно не исключают друг друга. Например, качественные исследования могут помочь расширить и углубить понимание данных или результатов, полученных в результате количественного анализа. Например, скажем, количественный анализ определил, что существует корреляция между продолжительностью пребывания в больнице и уровнем удовлетворенности пациентов, но почему такая корреляция существует? Этот двухфокусный сценарий показывает один из способов объединения качественных и количественных исследований.
Примеры подходов к качественному исследованию
Этнография
Этнография как дизайн исследования берет свое начало в социальной и культурной антропологии и предполагает непосредственное погружение исследователя в среду участника.[2] Благодаря этому погружению этнограф может использовать различные методы сбора данных, чтобы иметь возможность дать всесторонний отчет о социальных явлениях, которые произошли в течение периода исследования. Иными словами, цель исследователя в этнографии состоит в том, чтобы погружаются в исследуемую популяцию и выходят из нее с отчетами о действиях, поведении, событиях и т. д. глазами кого-то, вовлеченного в популяцию. Непосредственное участие исследователя в целевом населении является одним из преимуществ этнографического исследования, потому что тогда можно найти данные, которые в противном случае очень трудно извлечь и записать.
Теория заземления
Grounded Theory — это «создание теоретической модели путем наблюдения за изучаемой группой населения и проведения сравнительного анализа их речи и поведения».[5] В отличие от количественного исследования, которое носит дедуктивный характер и проверяет или проверяет существующую теорию. , исследование обоснованной теории является индуктивным и, следовательно, поддается исследованиям, направленным на изучение социальных взаимодействий или опыта. По сути, цель Grounded Theory — объяснить, например, как и почему происходит событие или как и почему люди могут вести себя определенным образом. Наблюдая за населением, исследователь, использующий подход «Заземленная теория», может затем разработать теорию, объясняющую интересующие явления.
Феноменология
Феноменология определяется как «изучение значения феноменов или изучение частного».[5] На первый взгляд может показаться, что «Заземленная теория» и «Феноменология» очень похожи, но при внимательном рассмотрении можно увидеть различия. По своей сути феноменология стремится исследовать переживания с точки зрения человека.[2] Феноменология по существу изучает «жизненный опыт» участников и стремится исследовать, как и почему участники вели себя определенным образом9.0091 с их точки зрения . В этом заключается одно из главных различий между Заземленной Теорией и Феноменологией. Основанная теория направлена на разработку теории социальных явлений путем изучения различных источников данных, тогда как феноменология фокусируется на описании и объяснении события или явления с точки зрения тех, кто их испытал.
Нарративное исследование
Одна из сильных сторон качественных исследований заключается в их способности рассказать историю, часто с точки зрения тех, кто непосредственно в ней участвует. Отчет о качественных исследованиях включает в себя включение подробностей и описаний соответствующих условий и цитат участников. Эта деталь называется «толстым» или «богатым» описанием и является сильной стороной качественного исследования. Нарративное исследование изобилует возможностями «толстого» описания, поскольку этот подход сплетает воедино последовательность событий, обычно от одного или двух человек, в надежде создать связную историю или нарратив.[2] Хотя сосредотачиваться на таком конкретном, индивидуальном уровне может показаться пустой тратой времени, понимание нарративов одного или двух людей о событии или явлении может помочь информировать исследователей о влиянии, которое помогло сформировать это повествование. Напряжение или конфликт различных нарративов могут быть «возможностями для инноваций». [2]
Исследовательская парадигма
Исследовательские парадигмы — это предположения, нормы и стандарты, лежащие в основе различных подходов к исследованиям. По сути, исследовательские парадигмы — это «мировоззрение», на основе которого проводятся исследования.[4] Для исследователей, как качественных, так и количественных, важно понимать, в рамках какой парадигмы они работают, потому что понимание теоретической основы исследовательской парадигмы позволяет исследователям понять сильные и слабые стороны используемого подхода и соответствующим образом скорректировать его. Разные парадигмы имеют разные онтологии и эпистемологии . Онтология определяется как «предположения о природе реальности», тогда как эпистемология определяется как «предположения о природе знания», которые определяют работу исследователей.[2] Важно понимать онтологические и эпистемологические основы исследования. Исследователи парадигмы работают в рамках, чтобы обеспечить полное понимание используемого подхода и предположений, лежащих в основе подхода в целом. Кроме того, крайне важно, чтобы исследователи понимали свои собственные онтологические и эпистемологические мир обязательно повлияет на то, как они взаимодействуют с исследованиями.Обсуждение исследовательской парадигмы не будет полным без описания позитивистской, постпозитивистской и конструктивистской философий.
Позитивист против постпозитивиста
Чтобы глубже понять качественное исследование, нам необходимо обсудить позитивистские и постпозитивистские концепции. Позитивизм — это философия, согласно которой научный метод может и должен применяться как к социальным, так и к естественным наукам.[4] По сути, позитивистское мышление настаивает на том, чтобы социальные науки использовали в своих исследованиях естественнонаучные методы, которые вытекают из позитивистской онтологии, согласно которой существует объективная реальность, полностью независимая от нашего восприятия мира как индивидуумов. Количественные исследования уходят своими корнями в позитивистскую философию, что видно по тому значению, которое они придают таким понятиям, как причинность, обобщаемость и воспроизводимость.
И наоборот, постпозитивисты утверждают, что социальная реальность никогда не может быть объяснена на сто процентов, но ее можно приблизить.[4] Действительно, качественные исследователи настаивают на том, что существуют «фундаментальные пределы того, в какой степени методы и процедуры естественных наук могут быть применены к социальному миру», и поэтому постпозитивистская философия часто ассоциируется с качественными исследованиями.[4] Примером позитивистских и постпозитивистских ценностей в исследованиях может быть то, что позитивистские философии ценят проверку гипотез, тогда как постпозитивистские философии ценят способность сформулировать содержательную теорию.
Конструктивист
Конструктивизм является подкатегорией постпозитивизма. Большинство исследователей, занимающихся постпозитивистскими исследованиями, также являются конструктивистами, то есть они думают, что объективной внешней реальности не существует, а реальность конструируется. Конструктивизм — теоретическая линза, подчеркивающая динамическую природу нашего мира. «Конструктивизм утверждает, что на взгляды людей напрямую влияет их опыт, и именно этот индивидуальный опыт и взгляды формируют их взгляд на реальность» [6]. По сути, конструктивистская мысль фокусируется на том, что «реальность» не является фиксированной уверенностью, а опыт, взаимодействие и фон дают людям уникальный взгляд на мир. Конструктивизм утверждает, в отличие от позитивистских взглядов, что не обязательно существует «объективная» реальность, которую мы все переживаем. Это «релятивистский» онтологический взгляд на то, что реальность и мир, в котором мы живем, динамичны и социально сконструированы. Следовательно, качественное научное знание может быть как индуктивным, так и дедуктивным».[4]
Так почему же важно понимать различия в предположениях, которые существуют в разных философиях и подходах к исследованиям? По сути, предположения, лежащие в основе инструментов исследования, которые выбирает исследователь, обеспечивают общую основу для предположений, которые будут иметься в остальной части исследования, и могут даже изменить роль самого исследователя. [2] Например, является ли исследователь «объективным» наблюдателем, как в позитивистской количественной работе? Или исследователь является активным участником самого исследования, как в постпозитивистской качественной работе? Понимание философской основы предпринятого исследования позволяет исследователям полностью понять последствия своей работы и свою роль в исследовании, а также задуматься о своей собственной позиции и предвзятости в отношении проводимого ими исследования.
Выборка данных
Чем лучше выборка представляет изучаемую совокупность, тем больше вероятность того, что исследователь сможет охватить различные действующие факторы. Ниже приведены примеры выборки и отбора участников:[7]
Целенаправленная выборка — отбор, основанный на рассуждениях исследователя о том, что он является наиболее информативным.
Критериальный выборочный отбор на основе заранее определенных факторов.
Удобная выборка – выбор в зависимости от наличия.
Выборка в виде снежного кома – отбор осуществляется по рекомендации других участников или людей, которые знают потенциальных участников.
Выборка для крайних случаев – целенаправленный отбор редких случаев.
Типичный случай выборки – отбор на основе постоянных или средних участников.
Сбор и анализ данных
В качественных исследованиях используется несколько методов, включая интервью, фокус-группы и наблюдение.[1][2][3] Интервью могут быть неструктурированными, с открытыми вопросами по теме, и интервьюер приспосабливается к ответам. Структурированные интервью имеют заранее определенное количество вопросов, которые задают каждому участнику. Обычно это один на один и подходит для деликатных тем или тем, требующих углубленного изучения. Фокус-группы часто проводятся с 8-12 целевыми участниками и используются, когда желательна групповая динамика и коллективное мнение по теме. Исследователи могут быть участником-наблюдателем, чтобы поделиться опытом субъекта, или неучастником, или сторонним наблюдателем.
В то время как план количественного исследования предписывает контролируемую среду для сбора данных, сбор качественных данных может осуществляться централизованно или в среде участников, в зависимости от целей и дизайна исследования. Качественное исследование может составить большой объем данных. Данные расшифровываются, которые затем могут быть закодированы вручную или с использованием компьютерного программного обеспечения для качественного анализа данных или CAQDAS, такого как ATLAS.ti или NVivo.
После процесса кодирования результаты качественных исследований могут иметь различные форматы. Это может быть синтез и интерпретация, представленная выдержками из данных.[11] Результаты также могут быть в форме тем и теории или разработки моделей.
Распространение
Для стандартизации и облегчения распространения результатов качественных исследований команда здравоохранения может использовать два стандарта отчетности. Сводные критерии отчетности о качественных исследованиях или COREQ — это контрольный список из 32 пунктов для интервью и фокус-групп. [12] Стандарты отчетности по качественным исследованиям (SRQR) — это контрольный список, охватывающий более широкий спектр качественных исследований.[13]
Примеры применения
Часто исследовательский вопрос начинается с качественного исследования. Качественное исследование поможет сформулировать исследовательскую гипотезу, которую можно проверить количественными методами. После того, как данные собраны и проанализированы с помощью количественных методов, можно использовать набор качественных методов для более глубокого изучения данных и лучшего понимания того, что на самом деле означают цифры, и их последствий. Затем качественные методы могут помочь уточнить количественные данные, а также уточнить гипотезу для будущих исследований. Кроме того, с помощью качественных исследований исследователи могут изучать предметы, которые плохо изучены количественными методами. К ним относятся мнения, действия отдельных лиц и исследования в области социальных наук.
Хороший план качественного исследования начинается с цели или задачи. Это должно быть четко определено или указано. Необходимо указать целевую группу. Метод получения информации от исследуемой группы населения должен быть тщательно детализирован, чтобы не упустить часть целевой группы. Следует выбрать надлежащий метод сбора, который поможет получить желаемую информацию без чрезмерного ограничения собранных данных, поскольку во многих случаях искомая информация не может быть хорошо разделена или получена. Наконец, дизайн должен обеспечивать адекватные методы анализа данных. Пример может помочь лучше прояснить некоторые из различных аспектов качественного исследования.
Исследователь хочет уменьшить количество курящих подростков в своем сообществе. Исследователь может начать с опроса нынешних курильщиков-подростков, почему они начали курить, с помощью структурированных или неструктурированных интервью (качественное исследование). Исследователь также может собрать группу подростков, курящих в настоящее время, и провести фокус-группу, чтобы провести мозговой штурм факторов, которые могли помешать им начать курить (качественное исследование).
В этом примере исследователь использовал методы качественного исследования (интервью и фокус-группы) для составления списка идей о том, почему подростки начинают курить, а также о факторах, которые могли помешать им начать курить. Затем исследователь собирает эти данные. Исследование показало, что гипотетически давление со стороны сверстников, проблемы со здоровьем, стоимость, «крутость» и бунтарское поведение могут увеличивать или уменьшать вероятность того, что подростки начнут курить.
Исследователь создает опрос, в котором подросткам предлагается оценить, насколько важен каждый из вышеперечисленных факторов для начала курения (для нынешних курильщиков) или отказа от курения (для нынешних некурящих). Этот опрос предоставляет конкретные цифры (оценку важности каждого фактора) и, таким образом, является инструментом количественного исследования.
Исследователь может использовать результаты опроса, чтобы сосредоточить усилия на одном или двух факторах с наивысшим рейтингом. Допустим, исследователь обнаружил, что здоровье было основным фактором, удерживающим подростков от начала курения, а давление сверстников было основным фактором, который способствовал тому, чтобы подростки начали курить. Исследователь может вернуться к качественным методам исследования, чтобы глубже погрузиться в каждый из них для получения дополнительной информации. Исследователь хочет сосредоточиться на том, как удержать подростков от курения, поэтому они сосредоточились на аспекте давления со стороны сверстников.
Исследователь может проводить интервью и/или фокус-группы (качественное исследование) о том, какие типы и формы давления со стороны сверстников обычно встречаются, откуда исходит давление со стороны сверстников и где впервые начинается курение. Исследователь гипотетически обнаруживает, что давление со стороны сверстников часто происходит после школы в местных подростковых тусовках, в основном в местном парке. Исследователь также гипотетически обнаруживает, что давление со стороны сверстников исходит от старых курильщиков , которые предоставляют сигареты.
Исследователь мог бы дополнительно изучить это наблюдение, сделанное в местных подростковых тусовках (качественное исследование), и сделать заметки о том, кто курит, а кто нет, и какие наблюдаемые факторы влияют на давление сверстников в отношении курения. Исследователь находит местный парк, где тусуется много местных подростков, и видит, что курильщики обычно тусуются в тенистой, заросшей части парка. Исследователь отмечает, что курящие подростки покупают сигареты в местном магазине, примыкающем к парку, где продавец не проверяет документы перед продажей сигарет. Эти наблюдения подпадают под качественные исследования.
Если исследователь вернется в парк и подсчитает, сколько людей курят в каждом районе парка, эти числовые данные будут количественными исследованиями. Основываясь на усилиях исследователя до сих пор, они пришли к выводу, что местные курящие подростки и подростки, которые начинают курить, могут уменьшиться, если в парке будет меньше заросших участков, а местный магазин не продает сигареты несовершеннолетним.
Исследователь может попытаться поручить департаменту парков переоценить теневые зоны, чтобы сделать их менее благоприятными для курильщиков, или определить, как ограничить продажу сигарет несовершеннолетним в круглосуточном магазине. Затем исследователь вернется к качественным методам опроса подверженных риску групп населения об их восприятии изменений, о том, какие факторы все еще действуют, а также к количественным исследованиям, включающим уровень курения среди подростков в сообществе, количество новых курящих подростков среди другие.[14][15]
Проблемы, вызывающие озабоченность
Как обсуждалось в предыдущих разделах, количественная и качественная работа различаются по многим параметрам, включая критерии их оценки. Существует четыре общепризнанных критерия оценки количественных данных: внутренняя валидность, внешняя валидность, надежность и объективность. Коррелирующими понятиями в качественных исследованиях являются достоверность, переносимость, надежность и подтверждаемость. [4] [11] Соответствующие количественные и качественные понятия можно увидеть ниже, причем количественное понятие находится слева, а качественное понятие справа:
Внутренняя достоверность — Дорудительность
Внешняя достоверность — Передаточная способность
Надежность — зависимость
. удовлетворены и хорошо продуманы, могут смягчить возникновение потенциальных проблем. Например, точно так же, как исследователь гарантирует, что его количественное исследование является внутренне достоверным, так и качественные исследователи должны гарантировать, что их работа вызывает доверие.
Такие показатели, как триангуляция и экспертная оценка, могут помочь оценить достоверность качественной работы.
Триангуляция: Триангуляция предполагает использование нескольких методов сбора данных для повышения вероятности получения надежного и точного результата. В приведенном выше примере с магией результат будет более надежным, если также опросить фокусника, человека за кулисами и человека, который «исчез».
В качественных исследованиях триангуляция может включать использование телефонных опросов, личных опросов, фокус-групп и интервью, а также опрос адекватного поперечного сечения целевой демографической группы.
Экспертиза: результаты могут быть проверены экспертом, чтобы убедиться, что данные соответствуют выводам.
«Обширное» или «обширное» описание может использоваться для оценки переносимости качественных исследований, в то время как использование индикатора, такого как аудиторский след, может помочь в оценке надежности и подтверждаемости.
Подробное или насыщенное описание — это подробное и тщательное описание деталей, обстановки и цитат участников исследования.[5] Подробные описания будут включать подробное объяснение того, как проводилось исследование. Подробные описания достаточно подробны, чтобы читатели могли сами делать выводы и интерпретировать данные, что может помочь с переносимостью и воспроизводимостью.
Журнал аудита: Журнал аудита содержит задокументированный набор шагов отбора участников и сбора данных.
Первоначальные записи информации также должны храниться (например, опросы, заметки, записи).
Одной из проблем, которую должны принять во внимание качественные исследователи, является погрешность наблюдения. Вот несколько примеров:
Эффект Хоторна. Эффект Хоторна — это изменение поведения участников, когда они знают , что за ними наблюдают. Если бы исследователь хотел определить факторы, которые способствуют воровству сотрудников, и сказал сотрудникам, что они собираются наблюдать за ними, чтобы увидеть, какие факторы влияют на воровство сотрудников, можно было бы предположить, что поведение сотрудников изменится, когда они узнают, что за ними наблюдают.
Эффект ожидания наблюдателя: некоторые участники меняют свое поведение или ответы, чтобы удовлетворить желаемый эффект исследователя. Это происходит бессознательно для участника, поэтому важно исключить или ограничить передачу взглядов исследователя.
Эффект искусственного сценария: некоторые качественные исследования проводятся в искусственных сценариях и/или с заданными целями.
В таких ситуациях информация может быть неточной из-за искусственного характера сценария. Предустановленные цели могут ограничивать получение качественной информации.
Ссылки
- 1.
Мозер А., Корстенс И. Серия: Практическое руководство по качественным исследованиям. Часть 1: Введение. Eur J Gen Pract. 2017 дек; 23(1):271-273. [Бесплатная статья PMC: PMC8816396] [PubMed: 29185831]
- 2.
Клеланд Дж. А. Качественная ориентация в исследованиях медицинского образования. Корейский J Med Educ. 2017 июнь;29(2):61-71. [Бесплатная статья PMC: PMC5465434] [PubMed: 28597869]
- 3.
Foley G, Timonen V. Использование метода обоснованной теории для сбора и анализа опыта в области здравоохранения. Health Serv Res. 2015 авг; 50 (4): 1195-210. [Бесплатная статья PMC: PMC4545354] [PubMed: 25523315]
- 4.
Деверс К.Дж. Как мы распознаем «хорошее» качественное исследование, когда увидим его? Начало диалога в области исследований в области здравоохранения.
Health Serv Res. 1999 дек; 34 (5 часть 2): 1153-88. [Бесплатная статья PMC: PMC1089058] [PubMed: 10591278]
- 5.
Хьюстон П., Роуэн М. Качественные исследования. Их роль в медицинских исследованиях. Кан Фам Врач. 1998 ноябрь; 44: 2453-8. [Бесплатная статья PMC: PMC2277956] [PubMed: 9839063]
- 6.
Корнер Э.Дж., Мюррей Э.Дж., Бретт С.Дж. Качественное, обоснованное теоретическое исследование опыта ранней мобилизации, реабилитации и восстановления пациентов после критического заболевания. Открытый БМЖ. 24 февраля 2019 г .; 9 (2): e026348. [Бесплатная статья PMC: PMC6443050] [PubMed: 30804034]
- 7.
Мозер А., Корстенс И. Серия: Практическое руководство по качественным исследованиям. Часть 3: Выборка, сбор и анализ данных. Eur J Gen Pract. 2018 дек; 24(1):9-18. [Статья бесплатно PMC: PMC5774281] [PubMed: 29199486]
- 8.
Houghton C, Murphy K, Meehan B, Thomas J, Brooker D, Casey D. От скрининга к синтезу: использование nvivo для повышения прозрачности качественных показателей синтез доказательств.
Джей Клин Нурс. 2017 март; 26 (5-6): 873-881. [PubMed: 27324875]
- 9.
Soratto J, Pires DEP, Friese S. Анализ тематического контента с использованием программного обеспечения ATLAS.ti: Возможности для исследований в области здравоохранения. Преподобный Брас Энферм. 2020;73(3):e201
- . [PubMed: 32321144]
- 10.
Замав ФК. Значение использования программного обеспечения NVivo для качественного анализа данных: размышления, основанные на фактических данных. Малави Med J. 2015 Mar; 27 (1): 13-5. [Бесплатная статья PMC: PMC4478399] [PubMed: 26137192]
- 11.
Корстенс И., Мозер А. Серия: Практическое руководство по качественному исследованию. Часть 4: Надежность и публикация. Eur J Gen Pract. 2018 дек; 24(1):120-124. [Бесплатная статья PMC: PMC8816392] [PubMed: 29202616]
- 12.
Тонг А., Сейнсбери П., Крейг Дж. Сводные критерии отчетности по качественным исследованиям (COREQ): контрольный список из 32 пунктов для интервью и фокус-групп.
Int J Qual Health Care. 2007 Декабрь; 19 (6): 349-57. [PubMed: 17872937]
- 13.
О’Брайен Б.К., Харрис И.Б., Бекман Т.Дж., Рид Д.А., Кук Д.А. Стандарты отчетности по качественным исследованиям: обобщение рекомендаций. акад. мед. 2014 г., сен; 89(9):1245-51. [В паблике: 24979285]
- 14.
Палермо С, Кинг О, Брок Т, Браун Т, Крэмптон П, Холл Х, Маколей Дж, Морфет Дж, Манди М, Олиаро Л, Пейнтер С, Уильямс Б, Райт С, Э Рис С. Установление приоритетов для исследований в области санитарного просвещения: исследование смешанных методов. Мед Уч. 2019 сен;41(9):1029-1038. [PubMed: 31141390]
- 15.
Tscholl DW, Handschin L, Rössler J, Weiss M, Spahn DR, Nöthiger CB. Это не вы, это дизайн — общие проблемы с мониторингом пациентов, о которых сообщают анестезиологи: смешанное качественное и количественное исследование. БМС Анестезиол. 201928 мая; 19(1):87. [Бесплатная статья PMC: PMC6540409] [PubMed: 31138143]
- 16.