Егэ по истории вся теория по истории: Теория по истории для подготовки к ЕГЭ 2023
Москва как центр объединения русских земель. Формы землевладения и категории населения
Москва как центр объединения русских земель
После падения роли Киева как центра древнерусской государственности наибольшее значение в русской политической жизни приобрели Новгородская республика и Владимиро-Суздальское княжество. Ханы Золотой Орды считали владимирского князя главой всей Северо-Восточной Руси. Однако вскоре удельные князья начали оспаривать данную прерогативу, вступив в борьбу за княжение во Владимире. Наиболее активными в этой борьбе оказались тверские и московские князья.
Московское княжество получило самостоятельность в 1276 г. Его значение резко возрастает в XIV в., когда оно начинает играть роль главного объединительного центра русских земель. Этому способствовали следующие факторы:
- личностные качества первых московских князей (Иван І Калита, Дмитрий Донской), их политическая деятельность;
- выгодное географическое положение, способствовавшее увеличению населения;
- поддержка церкви и перенесение центра русского православия из Владимира в Москву;
Создание единого Российского централизованного государства включало два взаимодополняющих процесса: формирование территории государства и организация аппарата управления страной. Территория государства складывалась вследствие присоединения к Москве ранее независимых княжеств. Это происходило разными путями. Московские князья не только завоёвывали новые территории, но и занимались «округлением» своих владений, за счёт присоединения земель своих союзников, не брезговали они и подкупом приближённых противника и т.п. Этот процесс занял более двух веков.
Политика московских князей
У истоков московской княжеской династии был один из сыновей Александра Невского — Даниил Александрович (1276–1303). Уже в годы его княжения Москве удалось присоединить Коломну, Можайск и переяславльские земли. К концу его правления Московское княжество стало одним из крупнейших княжеств Северо-Восточной Руси.
В 1319 г. московский князь Юрий Данилович впервые получил в ставке хана ярлык на великое княжение. Обещая увеличить сбор дани, князь получил благосклонное отношение ордынцев. Не стоит упускать из виду и тот факт, что он был женат на сестре хана Узбека. Но окончательно лидерство Москвы было закреплено его преемником Иваном Даниловичем. Иван І Данилович Калита (1283–1340) — великий князь московский (1325–1340), владимирский и новгородский. Заложил основы в утверждение экономического и политического союза Московского княжества и Золотой Орды, для которой он собирал дань с русских княжеств. Жёстко пресекал народное недовольство, вызванное постоянными поборами, расправлялся с политическими противниками. Так, в 1327 г. совместно с ордынцами подавил антиордынское восстание населения Твери. В результате подавления восстания произошёл не только переход великокняжеского ярлыка к Ивану Даниловичу. Было ликвидировано баскачество. Теперь миссия сбора дани возлагалась непосредственно на великого князя. Это предоставило московским князьям возможность получения дополнительных доходов.
Иван Калита постоянно находился в тесном контакте с отцами церкви — митрополитами Петром и Феогностом. Добился перемещения митрополичьей кафедры из Владимира в Москву (1328), после чего она приобрела статус религиозного и идеологического центра Руси. Князь распространил влияние Москвы на ряд земель севера Руси (Тверь, Псков, Новгород и др.). Московское княжество считалось самым зажиточным, что объясняет и происхождение прозвища Ивана Даниловича — «Калита» (сума для денег).
Сыновья Ивана Калиты Семён Гордый (1340–1353) и Иван Красный (1353–1359) расширили территорию Московского княжества за счёт Дмитровских, Стародубских, Калужских и Костромских земель.
Дмитрий Донской (1350–1389) — князь московский (1359–1389) и владимирский. Будучи московским князем стал признанным лидером антиордынской коалиции и собирателем русских земель. Представление о независимости и политическом единстве Руси стало при Дмитрии совпадать с идеей сильной великокняжеской московской власти. Великое княжество Владимирское окончательно перешло под власть Москвы, что сделало процесс московского возвышения необратимым.
Дмитрий Донской получил ярлык на великое владимирское княжение в 1371 г. Вскоре он покорил Тверь. В эти годы князь все свои силы направил на объединение русских земель для борьбы с Ордой. События 60‑х — первой половины 70‑х гг. укрепили роль Москвы как общерусского центра. В 1374 г. князь Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Орде и тем самым разорвал с ней отношения. В 1377 г. московские и нижегородские войска взяли город Булгар, благодаря чему торговый путь по Волге оказался под контролем Москвы. В следующем 1378 г. московское войско во главе с князем Дмитрием Ивановичем разгромило ордынцев на реке Воже.
На склоне лет князь самостоятельно, без согласия Золотой Орды, передал великое княжение Владимирское своему сыну Василию (1389–1425), что привело к слиянию Владимирского и Московского княжеств.
К середине XV в. московские князья добились существенной независимости русской церкви от константинопольского патриарха, а после падения Константинополя (1453) главу русской церкви стали определять в Москве.
Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества
Усиление позиций Москвы совпало с началом периода внутренних конфликтов и междоусобиц в Золотой Орде. Поводом к обострению отношений с монголами стало требование хана Мамая увеличить размер собираемой дани. И русичи, и ордынцы тщательно готовились к сражению. Ордынцы собрали до 100 тыс. человек. Их поддерживали князь ВКЛ Ягайло и рязанский князь Олег Иванович.
Дмитрию Донскому удалось собрать общерусское ополчение. В союзе с ним выступили даже литовские князья Андрей Полоцкий и Дмитрий Трубецкой. Русское воинство поддерживала Православная церковь. Существует легенда, что перед битвой на Куликовом поле Дмитрий Иванович получил благословление от Сергия Радонежского.
Ощутимое поражение было нанесено ордынцам в Куликовской битве (1380). Началу битвы предшествовал ставший легендарным поединок между русским богатырём Пересветом и Челубеем со стороны монголов. Хотя победа войска московского князя Дмитрия Донского не привела к полному освобождению Руси от ига, более того, в 1382 г. Москва была сожжена ханом Тохтамышем, сменившим Мамая, однако именно после битвы на Куликовом поле окончательно утвердилась роль Москвы как общерусского центра сплочения всех сил против Орды, а жители разных русских городов впервые ощутили себя представителями одного народа.
Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории на селения. Русский город
Колонизация Северо-Восточной Руси
Северо-Восточная Русь — группа русских княжеств, объединившихся в междуречье Волги и Оки в IX–XV вв., вокруг которых стало складываться современное Российское государство.
Славянская колонизация Северо-Восточной Руси — достаточно длительный процесс расселения славян на финно-угорских землях Волго-Окского междуречья, начало которому было положено в IX в. В результате этого процесса были созданы предпосылки к формированию в этом регионе великорусской народности, следствием чего стало увеличение удельного веса Владимиро-Суздальского княжества среди земель, ранее входивших в состав Древней Руси.
Славянскую колонизацию данного региона можно разделить на несколько этапов. Первым этапом стало появление в северо-восточной части Руси в IX–X вв. первых славянских поселенцев. По Волге на север и восток Волго-Окского междуречья начали расселяться кривичи, компактно осевшие в районе Суздальского ополья. Дальше на север заняли территорию ильменские словене. Юг Подмосковья и Рязанщину заселяли вятичи, а также радимичи и северяне.
На втором этапе колонизации в XII–XIII вв. миграция южнорусского населения происходила в Ростово-Суздальскую землю. Активным участником колонизации Северо-Восточной Руси был сын Владимира Мономаха, ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий. Он переманивал новых поселенцев, предоставляя им ссуды для обоснования на новом месте. Переселенцы получали статус вольных земледельцев, что освобождало их от несения многих феодальных повинностей. Андрей Боголюбский продолжил колонизационную деятельность отца.
Третий этап колонизации приходится на период монголо-татарского нашествия в XIII–XIV вв. Население, в том числе и знатного происхождения, Киевского, Черниговского и других южнорусских княжеств, массово переселялось на северо-восток. Тогда же состоялся переезд митрополита Максима из Киева во Владимир-на-Клязьме (1299). Эти процессы были обусловлены меньшим масштабом разорений и более быстрыми темпами восстановления Северо-Восточной Руси.
Восстановление экономики русских земель
Золотоордынское нашествие стало причиной торможения и упадка экономического развития русских земель. Процесс восстановления Северо-Восточной Руси пришёлся на XIV–XV вв. Восстанавливались заброшенные угодья и осваивались новые земли, основывались новые поселения — слободы, деревни, сёла. Происходило увеличение площадей пахотных земель и совершенствование способов обработки почв. Трёхполье стало доминирующей системой земледелия. Повсеместно использовались орудия труда, изготовленные из металлов (соха, плуг). Возрождалось огородничество и садоводство. На смену бортничеству пришло пасечное пчеловодство.
В этот период Москва не только увеличила своё политическое значение, но и стала крупным центром ремесленного и сельскохозяйственного производства, торговли. Этому способствовало её географическое положение важного узла сухопутных и водных путей, служивших как для торговых, так и военных целей.
Формы землевладения и категории населения
С конца XIII в. начинается период быстрого роста крупного феодального землевладения. Её основной формой оставалась крупная княжеская, боярская и церковная вотчина. С середины XIV в. значительно возросли землевладения монастырей. Это можно проследить на примере знаменитого Троицкого монастыря (Троице-Сергиева лавра), у истоков которого стоял Сергий Радонежский (1321–391). На окраинах Руси также ещё оставались земли крестьянских общин, которые платили подати в государственную казну.
Увеличению вотчинных наделов способствовало пожалование князем земли с крестьянами. Крупные феодалы (князья, бояре, монастыри) с целью более быстрого освоения и успешной эксплуатации вотчин предоставляли часть неосвоенных земель своим дворцовым и военным слугам в условное держание на определённых условиях. В Русском государстве XIV–XV вв. эта форма землевладения получила название служилого, или поместного, и стала основой материального благополучия дворян.
К основным категориям населения относились: великие князья, удельные князья, служилые князья, бояре, слуги. К XIV в. отошли в прошлое многие термины, обозначавшие разнообразные формы зависимости эпохи Древней Руси («закупы», «смерды», «изгои»). Им на смену пришло универсальное название — крестьяне (свободные общинники и находившиеся в полной зависимости от феодалов).
Русский город
Восстановление сельскохозяйственных угодий благоприятно сказалось на развитии городов. Упадок таких крупных городов, как Владимир, Суздаль, Ростов, изменения в характере экономических и торговых отношений обусловили появление в XIII– XV вв. новых центров: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. В них росло население, возрождалось строительство из камня, увеличивался удельный вес ремесленников и купцов. Наиболее развитой оставалась торговля сельскохозяйственной продукцией, но быстро развивались и ремёсла: кузнечное и литейное дело, металлообработка, монетное дело.
Русские города по-прежнему зависели от феодального государства, что отличало их от городов Западной Европы, многие из которых имели самоуправление. Свободных горожан делили на «чёрных ремесленников», которые были обременены «тяглом» — комплексом повинностей натурального и денежного характера, выплачиваемых в пользу государства, и боярских, монастырских либо княжеских ремесленников, освобождённых от тягловой повинности.
Культурное развитие русских земель и княжеств в XIIІ — середине XV в
На развитие культуры этого периода определяющее влияние оказало преодоление последствий ордынского нашествия и превращение Москвы в главный объединительный центр Северо-Восточной Руси.
В литературе значительное количество произведений было посвящено борьбе с ордынцами («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» и др.). Одним из первых памятников светской литературы стало повествование русского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря» (1468–1474) — первое русское произведение с точным описанием торгового и нерелигиозного путешествия. Большая часть записок Никитина посвящена Индии. Сочинение наполнено лирическими вставками и эпизодами автобиографического характера. Широкое распространение получили жития, являвшиеся примером симбиоза церковной и светской литературы («Житие Александра Невского»). Возродилось летописание («Русский Хронограф»). В 1408 г. было завершено составление первого Общерусского летописного свода (Троицкая летопись).
В архитектуре возвращает былые позиции каменное строительство (церковь Спаса в Новгороде, белокаменные стены Московского Кремля (1367), являвшегося единственной каменной крепостью в Северо-Восточной Руси, Спасский собор Андроникова монастыря в Москве и др.). Начинается привлечение европейских архитекторов, главным образом, итальянцев.
В живописи по-прежнему доминирует иконопись. Выдающимися представителями иконописи того периода были Феофан Грек (1340–1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей (московская церковь Рождества Богородицы) и Андрей Рублёв (ок. 1360–1428) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV в., канонизированный Русской православной церковью в лике преподобных. Кисти Андрея Рублёва принадлежит знаменитая икона «Троица» (ок. 1420–1430), которая стала одной из вершин не только русского, но и мирового искусства. Выдающемуся иконописцу принадлежит также фресковая роспись Успенского собора во Владимире, икон Звенигородского собора, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре.
Задание 19 ЕГЭ по истории 2023: теория и практика
clear
Выберите предмет
clear
Выберите задание, чтобы посмотреть информацию
clear
Выберите предмет
clear
Выберите предмет
clear
Выберите предмет
clear
Подпишитесь на наши соц. сети
Яндекс.Дзен
Вконтакте
Youtube
clear
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы открыть доступ к новым функциям
- Регистрация
- Вход
Восстановить пароль
Напомнить логин
*В логине разрешены латинские буквы/цифры/точка/@
Выберите город, в который хотите поступатьАбаканАлександровАлексеевкаАльметьевскАнапаАнжеро-СудженскАпатитыАргунАрзамасАрмавирАрхангельскАстанаАстраханьБакуБалаковоБалашихаБалашовБарнаулБатайскБелгородБелогорскБелорецкБелоярскийБерезникиБийскБиробиджанБлаговещенскБокситогорскБратскБрянскБуденновскВалдайВеликий НовгородВельскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВолгодонскВолжскийВологдаВолосовоВоронежВыборгВышний ВолочекВязникиГеленджикГлазовГорно-АлтайскГрозныйГусь-ХрустальныйДальнегорскДербентДзержинскДмитровДомодедовоДонскойДубнаДушанбеЕкатеринбургЕлабугаЕлецЕлизовоЕреванЕссентукиЖелезногорскЗаречныйЗлатоустИвановоИжевскИрбитИркутскИшимЙошкар-ОлаКазаньКалининградКалугаКаменск-УральскКанскКарачаевскКаспийскКемеровоКерчьКиржачКировКирово-ЧепецкКисловодскКовровКольчугиноКомсомольск-на-АмуреКонаковоКопейскКоркиноКоряжмаКостромаКотласКрасноборскКраснодарКраснокаменскКрасноярскКудымкарКулебакиКумертауКунгурКурганКурскКызылЛениногорскЛесозаводскЛесосибирскЛикино-ДулёвоЛипецкЛугаЛысьваЛюберцыМагаданМагнитогорскМайкопМахачкалаМегионМиассМинскМихайловскМичуринскМончегорскМоршанскМоскваМурманскМценскНабережные ЧелныНальчикНаро-фоминскНаходкаНевинномысскНерчинскНефтекамскНефтекумскНефтеюганскНижневартовскНижнекамскНижний НовгородНижний ТагилНиколаевск-на-АмуреНикологорыНовозыбковНовомосковскНовороссийскНовосибирскНовочебоксарскНовый УренгойНорильскНоябрьскОбнинскОдинцовоОзерскОмскОрелОренбургОрскПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПетушкиПодольскПриозерскПрокопьевскПсковПущиноПятигорскРаменскоеРжевРостовРостов-на-ДонуРубцовскРыбинскРязаньс.
Пожалуйста, выберите, кем вы являетесьЯ абитуриентШкольник до 10 классаЯ родитель абитуриентаЯ учитель в школеЯ сотрудник вузаСтудент колледжаСпециалистБакалаврМагистр
Регистрируясь через данную форму, я соглашаюсь с политикой конфеденциальности и согласен на обработку персональных данных.
Хочу, что вы отправляли мне индивидуальные подборки и лучшие предложения от вузов по нужным мне критериям.
Вводите только ваши реальные данные или вы не сможете пользоваться сервисом в полной мере
Умскул: бесплатные курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Записаться
Подготовка к заданию 19 ЕГЭ по истории 2023: все о задании, теория, практика
Материалов по заданию еще нет. Совсем скоро мы их добавим.
Другие задания ЕГЭ по истории
Некоторые специальности с ЕГЭ по истории
Антропология и этнология
Зарубежное регионоведение
История искусств
Изящные искусства
История
Культурология
Педагогическое образование
Политология
Все специальности по ЕГЭ
Посмотрите курсы подготовки
Название
Дата начала
Стоимость
Программа подготовки к Единому государственному экзамену по истории
Московский городской педагогический университет в Москве
Очная 320 руб/час
Записаться Подробнее
Можно записаться
34000 руб
Курс по подготовке к ЕГЭ для учащихся 10-11 классов по истории
Московский государственный лингвистический университет в Москве
Очная 300 руб/час
Записаться Подробнее
Можно записаться
34200 руб
Курс по подготовке к ЕГЭ для учащихся 11 классов по истории
Московский государственный лингвистический университет в Москве
Очная 300 руб/час
Записаться Подробнее
Можно записаться
34200 руб
Письменная часть ЕГЭ по истории для учащихся 9-10 классов
Московский государственный лингвистический университет в Москве
Очная 361 руб/час
Записаться Подробнее
Можно записаться
13000 руб
Программа подготовки к Единому государственному экзамену по истории
Московский городской педагогический университет в Москве
Очная 303 руб/час
Записаться Подробнее
Можно записаться
17000 руб
Посмотреть все курсы подготовки
Наверх
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы совершить это действие. Регистрация даст вам много привелегий и поможет поступить
TOK 2022: ВЕБ-САЙТ ТЕОРИИ ЗНАНИЙ ДЛЯ IBDP
Размышления: О каких вещах историки пытаются получить знания?
Почему важны исторические знания?
Как анализ прошлого может помочь спасти будущее.
Библиотека исторических фотографий
История, ее объект изучения и ее методология.
Историки хотят собирать и производить знания о записанном прошлом. Объект исторического изучения сильно отличается по своему характеру от других областей знания. Тот факт, что история по самой своей природе больше не существует, делает эту область знаний совершенно уникальной. Историки не могут наблюдать что-либо из прошлого в режиме реального времени. Это значительно усложняет утверждение чего-либо с уверенностью, когда мы говорим о прошлом. В этом смысле у вас может возникнуть вопрос, что имеется в виду, когда мы говорим об историческом факте.
Размышление: труднее ли достичь уверенности в прошлом, чем уверенности в настоящем или будущем?
Размышление: Может ли историк быть беспристрастным в отборе и интерпретации материала?
историография и эмоции
Би-би-си: Что упускают из виду уроки японской истории
Идея урока: История моей страны.
По селекции, этике и историческим знаниям.
ЗАДАНИЕ: если бы вам нужно было разместить в музее 3 предмета, которые лучше всего представляют наиболее важные аспекты истории вашей страны, что бы это были за предметы и почему?
Может ли историк быть беспристрастным в выборе и интерпретации материала?
Несут ли историки моральную ответственность за то, чтобы люди не злоупотребляли и не искажали историю в своих целях ?
По каким критериям историк может оценить достоверность своих источников?
Тем не менее, история не просто субъективна, а надежное историческое знание не является чисто спекулятивным или основывается только на интерпретации. Хотя историки не могут ни наблюдать за происходящим в лаборатории, ни проводить эксперименты для подтверждения своей гипотезы, они разработали альтернативные методы сбора знаний. Хотя эти методы отличаются от методов в других областях знаний, они по-прежнему являются ценными методами исследования. Историки собирают документальные свидетельства, чтобы прийти к наилучшей интерпретации. Иногда имеется огромное количество свидетельств, позволяющих с уверенностью утверждать, что что-то является историческим фактом. Само отрицание этих исторических фактов несет в себе этические последствия. Например, отрицание существования рабства или Холокоста было бы глупо и аморально.
Игнорирование исторических фактов и сведение исторического знания к области простой воображаемой интерпретации может привести к ложному пониманию исторического знания. Игнорирование коллективной памяти может быть опасным. В конце концов, история может иметь моральную функцию, поскольку мы можем учиться на своих ошибках в прошлом. Кроме того, лишение людей права оплакивать потерю в больших масштабах может привести к ожесточению и гневу.
Хотя мы не должны отрицать такие исторические факты, как существование холокоста, интерпретативный характер истории как области знаний может быть проблематичным. Кроме того, ресурсы, доступные историкам, могут носить предвзятый или избирательный характер. Эти ресурсы могут быть ограничены по объему, а иногда они настолько устарели, что разобраться в них очень сложно. Иногда новые находки исторических источников подтверждают предыдущую гипотезу, но иногда эти находки противоречат предыдущим знаниям, и исторические знания приходится пересматривать. Историки могут также использовать знания или методы из других областей знаний, чтобы дополнить знания, которые они создают. Такие методы, как радиоуглеродное датирование, берущие свое начало в естественных науках, могут повысить точность исторических знаний. Иногда знания о текущем человеческом поведении могут помочь нам понять, что двигало человеческим поведением в прошлом.
Историки часто используют артефакты и источники искусства, такие как картины, книги и архитектура, чтобы нарисовать лучшую картину того, каким мир был раньше. В этом смысле существует связь между Историей и Искусствами как областями знаний.
Размышление: Как существование различных исторических точек зрения может быть полезно для исторических знаний?
колониальный и постколониальный контекст учебников по истории
Колониализм и музей Африки в Тервурене, Бельгия
Хорошие историки стремятся нарисовать точную картину мира, каким он был когда-то, но это не всегда возможно. Мы часто сталкиваемся с отсутствием исторических данных, предвзятыми записями и исторической пропагандой под политическим влиянием. Есть множество примеров того, как историю переписывают в угоду людям, находящимся у власти. Мы можем формировать нашу историческую память. Память играет существенную роль как инструмент, который мы используем для создания исторических знаний. Многие сообщества стремятся помнить свое прошлое, и некоторые люди считают, что им нужно «творить историю», прежде чем они умрут. Язык играет существенную роль в записи истории и передаче коллективной памяти. Некоторые сообщества знаний опираются на устную историю, в то время как другие записывают данные в письменной форме или символами. Многие исторические знания передавались через язык через учебники. Язык этих учебников часто эмоционально окрашен. Другие (доминируемые) культуры часто представлялись низшими, а жестокость имперских властей либо игнорировалась, либо преуменьшалась. История иногда преподается как отдельная история, при этом голоса маргинализированных групп, в том числе женщин, игнорируются. В старых учебниках истории большая часть истории представляется как факт. Едва ли существует какое-либо признание интерпретативного характера дисциплины. Хотя природа учебников по истории с годами изменилась, вы все еще можете задаться вопросом, на каком основании были отобраны материалы для вашего учебника/учебной программы.
Какие исторические события ваша школа, экзаменационная комиссия или страна считает достаточно важными для изучения и почему? Согласны ли вы с таким выбором событий? Отбор событий, а также интерпретация свидетельств почти неизбежно несут в себе элемент субъективности. Выбор учебников по истории и то, что является частью национальной учебной программы по истории, а что нет, широко обсуждался политиками, авторитетными лицами, активистами и педагогами. Уроки истории могут быть мощным инструментом для формирования и управления нашими знаниями.
Текущие уроки истории (надеюсь) позволяют исследовать разные точки зрения и возможные различия в интерпретации при столкновении с одними и теми же «фактами». Важно понимать, что есть несколько возможных проблем с интерпретацией исторических источников. Сами источники могут быть предвзятыми, и интерпретация этих источников может быть субъективной. Кроме того, вы можете выбрать источники в соответствии с вашей повесткой дня. Однако включение ряда точек зрения может приблизить вас к подлинному историческому знанию. Оценка достоверности притязаний на историческое знание может привести к устранению неверных и противоречивых знаний. Иногда часть карты исторических знаний приходится переписывать. Релятивистский подход к истории вообще нельзя поддерживать (вы не можете одновременно утверждать, что холокост был и что его не было). Включение более широкого круга источников может привести к более подробным картам знаний. Хотя мы не должны быть догматиками в отношении исторических знаний, полное игнорирование исторических фактов также может привести к неточным знаниям с возможными серьезными этическими последствиями (как обсуждалось выше).
Дополнительная литература: очень краткая история мира
ИСТОРИЯ И ТОК, ЛЕКЦИЯ Учителя истории Дэвида Гриффитс
__D_GRIFFITHSTOK_LECTURE_ON_HISTORY.PPTX |
Как думать AS ALICIIIAN?
Методология историографии
youtube.com/embed/zSey4WALf8I?wmode=opaque» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»> |
История письма и перспективы
Статья: прости, Кэмерон, твоя британская история не моя
Создание памяти о прошлом, которого никогда не было: документальный фильм о Кертисе
Размышления: Несут ли историки моральную ответственность за то, чтобы люди не злоупотребляли и не искажали историю в своих целях?
Установление связей с основной темой, как это предлагается в Руководстве TOK
- Как методы историка могут помочь нам оценить утверждения, сделанные в средствах массовой информации сегодня?
- Как мы можем оценить степень, в которой история рассказывается с культурной или национальной точки зрения?
- Можно ли узнать, кто мы, не зная прошлого?
Предлагаемые вопросы на знания по истории
Благодарность: эти вопросы на знания взяты из спецификации TOK Guide, 2022.
| Перспектива
|
Методы и инструменты
|
|
Можно ли децентрировать историю теории? Часть I — Приквел: Five Classics
Александр Рединг
До недавнего времени экзамен по истории музыки в Гарварде был довольно свободным[1]. Это позволило нашим аспирантам сосредоточиться на любом периоде или теме в истории теории. Но в конце концов мы с коллегами пришли к выводу, что эта модель громоздка. Требовался капитальный ремонт. Чтобы сделать экзамен более удобным для всех сторон, мы решили, что вопросы должны быть взяты из последовательности пяти центральных теоретиков музыки разных эпох.[2]
В общем, наш квалификационный экзамен пытается найти баланс между обучением вещам, которые «должны быть в инструментарии музыкального теоретика» (т.е. важны для рынка труда), и предоставлением студентам возможности исследовать свои личные интересы. Сводя требования к минимуму, мы стремимся заполнить этот инструментарий навыками и областями исследований, которые, как правило, ожидают будущие работодатели. Будучи канонической в некоторых областях, структура экзамена открыла большую свободу для изучения в других.
«Пять классиков» (если на мгновение перейти к конфуцианству[3]) нашего экзамена по HoT были одной из таких канонических областей. Он охватывает ряд различных периодов, тем и подходов, которые дадут учащимся основу для дальнейшего изучения. Текущий список включает:
- Боэций
- Зарлино
- Рамо
- Гельмгольц
- Шенберг
Пока все хорошо. Но постепенно до нас дошло, что теперь надо как-то учить все эти цифры. Принимая во внимание другие обязательные курсы, мы поняли, что можем позволить себе посвятить HoT только один семестр. И этот семестр должен был охватить все полторы тысячи лет между Боэцием и Шенбергом.
Каждый вызов — это возможность. После нескольких экспериментов, в которых я пытался отдать должное этим пяти теоретикам в течение одного семестра, я понял, что ни одна из моих схем не работает. Всегда нужно было знать слишком много — слишком много музыкального репертуара, слишком много текстов, слишком много интеллектуальной истории, слишком много культурного фона, слишком много историографии. Все это никак нельзя было втиснуть в один семестр. Я уже собирался сдаться, когда наконец нашел решение, которое, как мне казалось, сработает: вместо того, чтобы начинать с глубокой чуждости Боэция, было бы гораздо разумнее начать нашу историю с конца. Почему бы не начать с Шёнберга, чей музыкальный мир гораздо ближе большинству наших студентов, а не с разоренной войной поздней античности Боэция?
Работая в обратном хронологическом порядке, начиная с тропа «конец тональности», мы могли извлечь выгоду из знаний по истории музыки, которые многие студенты принесли бы на курс. Таким образом, мы могли бы начать с углубления в траектории музыкальной эволюции, к которым так часто обращались в конце девятнадцатого века и которые были модифицированы[4], чтобы объяснить, почему атональность Шёнберга была либо исторической необходимостью, либо ужасной аберрацией, которая привела к к безвозвратной утрате некогда цветущей традиции. Эти обсуждения затем позволили бы нам ввести различные историографические темы и почти незаметно привели бы к следующей теме в нашем списке: проблеме тональности и проблемам, которые научный пример Гельмгольца бросил традиционной теории музыки.
Вскоре я понял, что реальная проблема, с которой я столкнулся, заключалась не столько в самом материале, сколько в том, как связную историю можно рассказать за один семестр. (С другой стороны, раньше я проводил семинары, посвященные исключительно одной исторической фигуре, например, Рамо или Риману, или ряду тем в рамках данного столетия.) Возвращение назад во времени не было проблемой до тех пор, пока мы думали об этом как о последовательности тем, а не о последовательности людей. В то время как структура экзамена по-прежнему была сосредоточена на работах пяти центральных фигур, не было никаких проблем, если семинар рассказывал историю теоретических концепций. И, на службе одной связной красной нити, мы определенно могли бы сделать хуже, чем выбрать старую историю отношений высоты тона, говоря об изменении представлений о ключевых понятиях, таких как созвучие, гаммы, контрапункт, гармония и тональность. Обратный хронологический порядок, по крайней мере, обеспечил бы иную перспективу, не повторяющую заезженные тропы прогрессивной сложности, ведущие к настоящему веку. Двигаясь назад во времени, мы должны были бы столкнуться — и я надеялся, что это станет поразительным осознанием, — что числовой структурализм пифагорейской традиции никогда полностью не исчезал, а просто отходил на задний план из-за нашей опоры на равный темперамент. Настолько сложна числовая реальность нашей музыки, что мы коллективно пожали плечами и сосредоточили свое внимание на других проблемах.
Чтобы рассказать всю историю, я в конечном итоге изменил программу в одном важном отношении: мы вернулись к Рамо, а затем вставили жесткий перерыв. Вторая (более короткая) половина семестра началась с Боэция и его адаптации греческих ладов и перешла к Царлино. Преимущество этого заключалось в том, что удалось избежать сложности введения концепции модусов в рамках контрапункта. Дополнительным преимуществом этого подхода было то, что мы могли завершить наш обзор дальнейшими историографическими вопросами, вернувшись к проблеме тональности, на службу которой Царлино был призван такими более поздними комментаторами, как Риман и Мэтью Ширлоу. Поставив Зарлино в конец, мы смогли замкнуть круг семестра и соединить широкие историографические вопросы, которые мы подняли в начале нашего путешествия.
Я был очень доволен структурой семестра. Конечно, это было не идеально. Не было ни Formenlehre , ни Affektenlehre , ни ритмической теории. Не было ни Коха, ни Кирнбергера, ни Фукса, ни Мерсенна, ни Гафуриуса, ни Маркетто, ни Гвидо, ни [вставьте сюда вашего любимого теоретика]. Как и в любой программе, в моей были дыры. Тем не менее, он предлагал сплоченность и разумное освещение. Более того, искаженная хронология довольно хорошо переформулировала канонические фигуры таким образом, что вытолкнула их (и студентов) из зоны комфорта.
[…] Продолжение: II. Пять различных классических произведений […]
[1] Этот блог был бы невозможен без множества бесценных разговоров и обменов мнениями, которые предшествовали и сопровождали его написание. Особая благодарность Уиллу Ченгу, Филу Юэллу, Роджеру Гранту, Дрю Хиксу, Лестеру Ху, Натану Мартину, Кармел Раз, Сиавашу Сабетрохани и Дэнни Уолдену, а также студентам моего текущего курса «Музыка 220: История теории музыки».