Экзамен по композиции – | Pandia.ru

    Содержание

    Композиция Архитектура — Уральский архитектурно-художественный университет

    Программа вступительного экзамена по дисциплине «Композиция»

    для абитуриентов, поступающих по направлению подготовки бакалавров Архитектура

    Вступительное испытание по дисциплине «Композиция» состоит из двух заданий:

    1. Объемно-пространственная композиция;

    2. Черчение.

    Оба задания выполняются в один день. Общая продолжительность экзамена – 8 часов. Из них 6 часов отводится на графическую композицию
    и 2 часа – на черчение.

    Задание 1. Объемно-пространственная композиция

    Цель вступительного испытания

    Выявить следующие способности абитуриента:

     уровень пространственных представлений;

     умение конструировать и гармонизировать архитектурно-пространственную форму;

     уровень графической подготовки.

    Форма вступительного испытания

    Экзамен творческой направленности, который заключается в графической разработке объёмно-пространственной композиции. Работа выполняется в форме карандашного рисунка от руки, без применения чертежных инструментов и наглядных материалов на листе ватмана формата А-3, расположенном вертикально (штамп справа сверху) и расчерченном согласно структуре задания.

    На каждую группу абитуриентов выдается один экзаменационный билет с формулировкой задания, определяемый жеребьевкой.

    Общая продолжительность выполнения первого задания – 6 астрономических часов.

    Содержание вступительного испытания

    При выполнении задания требуется разработать композицию, представив ее в двух изображениях:

    1) плоскостная композиция, размером 13 х 13 см в левом верхнем углу листа, выполненная в линейно-тоновой графике;

    2) перспективный рисунок объемно-пространственной композиции размером 27×30 см в нижнем поле листа, соответствующий плоскостной композиции – в линейной графике.

    В правом верхнем углу, где расположен штамп, можно сделать наброски, которые не оцениваются.

    В билете указывается два пункта задания:

    1. Исходные для преобразования и составления композиции геометрические тела:

     пирамида и параллелепипед,

     цилиндр и параллелепипед,

     конус и параллелепипед,

     треугольная призма и параллелепипед.

    2. Один из видов пространственной композиции:

     открытое пространство;

     пространственная форма;

     полуоткрытое пространство;

     закрытое пространство.

    Данные виды композиции имеют ассоциативную связь с типами реального пространства: открытое пространство – с площадью, сквером, двором, полуоткрытое – с беседкой, навесом, закрытое – с интерьером здания, пространственная форма — с башней, зданием, монументом.

    Требования к работе

    Необходимо разработать архитектурную фантазию на заданную тему, представив ее в ортогональной композиционной схеме на верхнем поле листа и основном перспективном изображении на нижнем поле. На рисунках требуется отобразить взаимосвязь и соответствие плоскостной и объемно-пространственной композиций. Плоскостное изображение соответствует ортогональной проекции перспективного рисунка – как вид сверху.

    Композиция должна обладать качествами гармоничной архитектурно-пространственной формы (целостностью, выразительностью, устойчивостью, динамичностью, наличием композиционного центра). Для выполнения работы используются средства композиции (ритм, пропорции, подобие, масштабность).

    Критерии оценки

    1. Гармоничность формы, ее целостность, выразительность, устойчивость.

    2. Выявление указанного в билете вида пространственной композиции.

    3. Грамотное использование и конструктивное построение элементов.

    4. Соответствие плоскостного и объемно-пространственного изображений.

    5. Качество рисунка – выразительность и четкость изображений, компоновка в изобразительном поле.

    Доля оценки работ по 100-бальной шкале для задания «Объемно-пространственная композиция» составляет 80 баллов.

    Оценка «80-75 баллов» ставится при выполнении всех пяти критериев.

    Оценка «70-65 баллов» ставится при неполном соответствии одному из критериев.

    Оценка «60-55 баллов» ставится при неполном соответствии двум из критериев.

    Оценка «50-45 баллов» ставится при неполном соответствии трём из критериев.

    Оценка «40-30 баллов» ставится при несоответствии выполненной работы четырём последним критериям.

    Минимальное допустимое количество баллов – 30.

    Материальное обеспечение вступительного испытания

    Вступительное испытание проводится в аудитории, оборудованной столами и стульями по числу абитуриентов в группе. Абитуриенту предоставляется бумага необходимого формата со штампом приёмной комиссии университета.

    На экзамене с собой необходимо иметь карандаши, ластик резинку, шариковую ручку.

    ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

    Задание 2. Черчение

    Цель вступительного испытания

    Выявить уровень графической подготовки абитуриентов, предусматривающий наличие:

    • знаний и умений графического отображения объектов в ортогональных и аксонометрической проекциях в соответствии с существующими государственными стандартами;

    • развитого пространственного представления;

    • графической культуры при выполнении чертежей.

    Форма вступительного испытания

    Вступительное испытание проводится в форме экзамена. Выполняется графическая работа по экзаменационному билету. Построения производятся с использованием чертежных инструментов и принадлежностей на выдаваемом листе бумаги формата А3 со штампом приемной комиссии университета в правом верхнем углу.

    Содержание вступительного испытания

    Исходными данными для выполнения графической работы являются ортогональные проекции (главный вид и вид сверху) группы геометрических тел. Необходимо выполнить вид слева данной группы в проекционной связи. Требуется изобразить объекты в аксонометрической проекции (прямоугольной изометрии).

    Продолжительность выполнения экзаменационной работы по черчению – 2 астрономических часа.

    Критерии оценки

    Доля оценки работ по 100-бальной шкале для задания «Объемно-пространственная композиция» составляет 20 баллов.

    Экзаменационная работа оценивается по следующим критериям:

    • Правильное выполнение вида слева с соблюдением проекционной связи (макс. 9 баллов).

    • Правильное изображение данной группы геометрических тел в прямоугольной изометрии (макс. 10 баллов).

    • Соблюдение графической культуры (макс. 1 балл).

    Абитуриент, выполнивший работу в соответствии с указанными критериями, получает 20 баллов. При неполном соответствии работы заданным критериям количество баллов уменьшается. Минимальное допустимое количество баллов – 5.

    С целью расширения шкалы оценок применяются: «плюс» и «минус» (кратно 1 баллу).

    Материальное обеспечение вступительного испытания

    Вступительное испытание проводится в аудитории, оборудованной столами и стульями по числу абитуриентов в группе. Абитуриенту предоставляется бумага необходимого формата со штампом приёмной комиссии университета.

    На экзамене с собой необходимо иметь карандаши, ластик, линейки, циркуль, шариковую ручку.

    ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

    Максимальное количество баллов за вступительное испытание по дисциплине «Композиция» составляет 100 баллов.

    Минимальное положительное количество баллов за вступительное испытание по дисциплине «Композиция» составляет 35 баллов.

    usaaa.ru

    Дизайн среды Композиция — Уральский архитектурно-художественный университет

    Программа вступительного испытания по дисциплине
    КОМПОЗИЦИЯ

    для абитуриентов, поступающих
    по направлению подготовки бакалавров Дизайн,
    профиль Дизайн среды

    Вступительный экзамен по дисциплине «Композиция» состоит из двух частей:

    1 часть: «Графическая композиция».

    2 часть: «Цветовая композиция».

    Часть № 1: Графическая композиция

    Цель вступительного испытания

    Выявить у абитуриента:

    — наличие пространственного мышления и понимание логической взаимосвязи двухмерного и трехмерного изображения;

    — способность осмысленно использовать приемы композиционного формообразования на плоскости и в пространстве;

    — владение средствами линейно-тоновой графики и перспективного рисунка при выявлении композиционного замысла.

    Форма вступительного испытания

    Вступительное испытание по Композиции проводится в форме экзамена творческой направленности.

    Продолжительность вступительного испытания по композиции (часть 1 Графическая композиция) – 6 астрономических часов + перерыв на обед (30 минут).

    Процедура выдачи задания, предварительные разъяснения экзаменатора перед началом работы, заполнение титульного листа входит в общий регламент времени, отведенного на выполнение работы.

    По окончании работы листы вкладываются в титульный лист и сдаются экзаменаторам.

    Содержание вступительного испытания

    Каждая группа абитуриентов выбирает один из предложенных конвертов с экзаменационным билетом, который содержит формулировку задания. Абитуриентов знакомят с содержанием задания, критериями оценки экзаменационных работ. Даются общие рекомендации по ведению работы и последовательности действий.

    Задание выполняется на горизонтальном листе ватмана формата А3 (30х42см) в виде карандашного рисунка по представлению. Работа ведется от руки, без применения чертежных инструментов и наглядных материалов.

    В формате листа выделены два квадратных поля:

    1) квадрат 12х12 см – в левой верхней части листа для пространственного варианта композиции;

    2) квадрат 30х30 см – в правой части листа для объемно-пространственного варианта композиции.

    Для эскизирования используется левая нижняя часть листа под плоскостной композицией, где расположен экзаменационный штамп.

    Экзаменационное задание: выполнить композицию с центром и его окружением на основе 2-х заданных геометрических тел и их производных. Композиция выполняется в плоскоскостном и объемно-пространственном вариантах.

    В билете заданы:

    геометрические тела,
    на основе которых формируется объемно-пространственная композиция:

    одно – параллелепипед или куб;

    второе – одно из четырех: треугольная призма, цилиндр, четырехугольная пирамида, конус.

    вариант взаимоотношений между двумя заданными телами:

    одно из них – базовое тело, является главным формообразующим для организации композиционного центра;

    второе – дополнительное, доминирует в организации окружения композиционного центра.

    При работе с деталями и фоном можно использовать оба заданных тела.

    Объемно-пространственная композиция выполняется в виде линейного перспективного рисунка с 2-мя точками схода и высокой линией горизонта для лучшего выявления построения и структуры композиции. Возможен наклон линии горизонта и использование третьей точки схода по вертикали. Необходимо показать линейную и воздушную перспективу, конструктивность рисунка с сохранением основных линий построения.
    Плоскостная композиция строится на основе одной из ортогональных проекций объемно-пространственной модели, наиболее передающей характер заданных геометрических тел. Если этот вид недостаточно передает характер композиции, возможно наложение элементов другой проекции. Выполняется в линейно-тоновой графике, тональная проработка должна быть легкой, не закрывающей композиционные линии.
    Элементы композиции в обоих вариантах должны быть конструктивно взаимосвязаны друг с другом и образовывать устойчивую и уравновешенную структуру, отвечающую поставленной задаче.

    Целостность композиции формируется наличием композиционного центра, его взаимосвязью с окружением, соподчинением главных и второстепенных частей, организованностью структуры в пространстве.

    Выразительность композиции достигается характером силуэта, выявленностью центров, пластикой деталей и их соразмерностью, разнообразием приемов и мерой сложности.

    Полноту решения экзаменационной задачи раскрывает работа, выполненная с соблюдением общих правил графической и компоновочной культуры оформления листа.

    Эскизная часть не содержит единых требований к оформлению, так как в упрощенной графике демонстрирует композиционный поиск.

    Выполненные плоскостной вариант композиции и объемно-пространственный оцениваются совместно.

    Максимальное количество баллов за часть № 1 – 80 баллов.

    Не допускается использование абитуриентом каких-либо иллюстративных материалов.

    Критерии оценки (часть № 1)

    Критерии оценки устанавливаются в полном соответствии с требованиями вступительного испытания по дисциплине. Значимость критериев определяется порядком их изложения:

    1. Достижение целостности и выразительности обеих частей задания: плоскостной и объемно-пространственной композиции.

    2. Структурное соответствие плоскостной и объемно-пространственной моделей композиции требованиям задания и друг другу.

    3. Конструктивная ясность плоскостной и объемно-пространственной композиции с сохранением необходимых построений.

    4. Создание выразительного силуэта и соразмерного формату листа изображения.

    5. Выявление композиционного замысла с помощью соответствующего уровня линейно-тоновой графики.

    Оценка 80-75 баллов – ставится при выполнении всех пяти критериев.

    Оценка 70-65 баллов – ставится при неполном соответствии третьему или четвертому критериям.

    Оценка 60-55 баллов – ставится при неполном соответствии третьему и четвертому критериям.

    Оценка 50-45 баллов – ставится при неполном соответствии трем последним критериям.

    Оценка 40-35 баллов – ставится при неполном соответствии четырем последним критериям.

    Оценка ниже 28 баллов (неудовлетворительно) – ставится при полном несоответствии всем критериям.

    Материальное обеспечение вступительного испытания

    Вступительное испытание проводится в аудитории, оборудованной столами и стульями по числу абитуриентов в группе. Абитуриентам предоставляются листы ватмана со штампом в нижнем левом углу (формат А3 – для основной работы, формат А4 – для черновика), вложенные в титульный лист.

    Абитуриенту необходимо иметь с собой: простые карандаши разной твердости, резинку.

    Часть №2: Цветовая композиция

    Цель вступительного испытания

    Цель второй части вступительного испытания – выявление способностей к образно-ассоциативному мышлению, определение наличия творческой фантазии, чувства цветовой гармонии, художественного вкуса, степени владения композиционными приемами и графическими навыками.

    Форма вступительного испытания

    Вступительное испытание по Композиции проводится в форме экзамена творческой направленности.

    Продолжительность вступительного испытания по композиции (часть №2 «Цветовая композиция») – 2 астрономических часа без перерыва.

    Процедура выдачи задания, предварительные разъяснения экзаменатора перед началом работы, заполнение титульного листа входит в общий регламент времени, отведенного на выполнение работы.

    Не допускается использование абитуриентом каких-либо иллюстративных материалов.

    По окончании работы листы вкладываются в титульный лист и сдаются экзаменаторам.

    Содержание вступительного испытания

    Цветовая композиция выполняется по заданному в билете эмоциональному образу или состоянию (например: весеннее настроение; праздничный город). В ходе работы необходимо цветом передать образно-ассоциативное восприятие предложенной темы. При этом важно подобрать гармоничные цветовые соотношения, продемонстрировать навыки и умение работы с цветом в технике водорастворимых красок. Применяемый графический способ изображения: пятно, линия+пятно, фактура.

    Максимальное количество баллов за часть №2 – 20 баллов.

    Критерии оценки (часть №2)

    1. Соответствие образно-ассоциативного решения композиции требованиям поставленной программной задачи.

    2. Достижение композиционной целостности и художественной выразительности изображения.

    3. Соответствие выбранных цветовых отношений заданным тематике и образу.

    4. Технологическая культура исполнения работы.

    Оценка 20-17 баллов – ставится при выполнении всех четырех критериев.

    Оценка 16-13 баллов – ставится при неполном соответствии третьему или четвертому критериям.

    Оценка 12-9 баллов – ставится при несоответствии выполненной работы двум последним критериям.

    Оценка ниже 7 баллов (неудовлетворительно) – ставится при полном несоответствии перечисленным критериям.

    Материальное обеспечение вступительного испытания

    Вступительное испытание проводится в аудитории, оборудованной столами и стульями по числу абитуриентов в группе. Абитуриентам предоставляются листы формата А4 со штампом в верхнем правом углу (для основной работы, и для черновика, палитры), вложенные в титульный лист.

    Абитуриенту необходимо иметь с собой: простые карандаши, резинку, водорастворимые краски (акварель, гуашь, темперу на выбор), кисти, палитру, банку для воды. Для цветного графического решения можно применять: цветные карандаши, пастель, фломастеры, различные дополнительные фактурные средства.

    Примеры экзаменационной работы

    Задание №2

    Максимальное общее количество баллов за вступительное испытание по дисциплине «Композиция» составляет 100 баллов.

    Минимальное положительное общее количество баллов за вступительное испытание по дисциплине «Композиция» составляет 35 баллов.

    usaaa.ru

    Творческие испытания

    Абитуриенты, поступающие на направление подготовки 54.03.01 Дизайн, проходят вступительное испытание творческой направленности.

    Творческое испытание проводится в два этапа: просмотр работ по рисунку, живописи и композиции (7-10 работ по каждому предмету) и прохождение собеседования с выполнением эскизного задания на заданную тему.

    Творческое испытание проводится с целью определения творческих способностей и возможностей поступающих осваивать основную программу высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн.

    Цель экзамена — выявить у абитуриента наличие способностей к проектно-творческой и художественно-композиционной деятельности, как фундаментальным предпосылкам профессиональной дизайнерской деятельности.

    Работы для просмотра рекомендуется приносить в папке.

    Композиция

        

    Формат: А4-А2

    Материалы: карандаш, тушь, акварель, гуашь, темпера.

    Тематика композиции и материал по выбору абитуриента. Техника свободная. Работы могут быть представлены как фронтально-плоскостные, рельефные, так и объемно-пространственные.

    Критерии оценкиБаллы
    1Правильный выбор формата листа бумаги (его расположение по вертикали или горизонтали). Соответствие масштаба предметов формату листа. Передача фактуры материалов7
    2Грамотность выполнения компоновки в листе с четко выделенным композиционным центром. Рациональное расположение всех частей композиции на листе бумаги, компоновка предметов, умение правильно компоновать изображение отдельных объектов на листе бумаги, композиционное равновесие8
    3Светотеневое и живописное решение общей композиции5
    4Образность и оригинальность композиционного решения5
    ИТОГО25

    Рисунок

        

    Формат: А2

    Материалы: карандаш и другие графические материалы.

    Наброски и зарисовки предметов, фигур животных и человека, портреты, пейзаж, рисунки и зарисовки гипсовых геометрических форм и скульптурных бюстов.

    Критерии оценкиБаллы
    1Правильный выбор формата листа бумаги (его расположение по вертикали или горизонтали)8
    2Грамотность выполнения компоновки в листе с четко выделенным композиционным центром. Рациональное расположение всех частей композиции на листе бумаги, компоновка предметов, умение правильно компоновать изображение отдельных объектов на листе бумаги, композиционное равновесие5
    3Светотеневая проработка и передача объектов в пространстве7
    4Учет воздушной и линейной перспективы5
    ИТОГО25

    Живопись

       

    Формат:  А2

    Материалы: акварель, гуашь, темпера и др.

    Натюрморт из трех-четырех предметов разных размеров (бытовые предметы, фрукты с драпировками). Например, кофейник, чашка, гипсовые формы и яблоко на фоне драпировки и др.

    Критерии оценкиБаллы
    1Правильный выбор формата листа бумаги (его расположение по вертикали или горизонтали)7
    2Грамотность выполнения компоновки в листе с четко выделенным композиционным центром. Рациональное расположение всех частей композиции на листе бумаги, компоновка предметов, умение правильно компоновать изображение отдельных объектов на листе бумаги, композиционное равновесие8
    3Детальность проработки объектов5
    4Образность замысла и оригинальность его композиционного и живописного решения5
    25

    В процессе собеседования поступающий письменно отвечает на 4 вопроса, и выполняет эскизный рисунок на заданную тему.  За каждый верный ответ максимальная оценка составляет 5 баллов. За выполненный эскиз максимально выставляется 20 баллов.

    № п/пКритерии оценкиБаллы
    1Навыки образного мышления8
    2Быстрота решения поставленных задач7
    3Навыки эскизного рисования5
    4Чувство пространства листа (композиция)5
    ИТОГО:25

    ЗАДАТЬ ВОПРОС

    Спасибо! Сообщение отправлено.
    Мы ответим вам на указанную почту в ближайшее время.

    Вы можете задать интересующий вопрос в форме обратной связи или звоните нам +7 (495) 684-25-30

    Время работы:

    Пн-Пт: 10:00 до 19:00
    Сб-Вс: 10:00 до 16:00

    obe.ru

    10 инструментов успеха на экзамене по композиции

    Инструмент – это продолжение Ваших рук. Хороший инструмент позволит проявиться Вашим умениям на экзамене, а плохой будет мешать.

    У меня в студенчестве был такой случай. Несколько моих согруппниц считали, что не способны писать каллиграфию металлическими перьями. Они очень старались, но результаты были удручающие. Однажды наш педагог попросил их показать инструменты – перья, которыми они пишут. Осмотрев перья, он дал каждой по кусочку мелкой наждачной бумаги и попросил «заточить» перышки. Девушки сделали это, и каллиграфия начала получаться! Все дело было не в их умении, а в плохо подготовленном инструменте.

    В этой статье я расскажу о том, какие инструменты не только помогут Вам выполнить работу на экзамене идеально, но и создадут качественное отличие Вашей работы от конкурентов.

    1. Рапидограф

    Инструмент для черчения и рисования линий черным цветом. Заправляется капсулой специальной (!), подходящих только для него чернил.

    Бывают разной толщины. Изменить толщину линии у рапидографа нельзя, поэтому их нужно несколько, а если один, то тогда средней толщины (0,4-0,7 мм).
    Для экзаменационной работы формата от 5х5 до 15х15 см подойдут толщины 0,35-0,7 мм.

    Рапидограф – идеальный инструмент, чтобы выполнить работу по-настоящему чисто, т.к. с помощью него Вы можете чертить линии гарантировано одной, нужной Вам, толщины.

    Нужен на этапах:

    • отбивка;
    • черчение растра;
    • шрифт.

    К нему необходимо:

    • линейка прозрачная 30 см, с «полочкой», или рейсшина;
    • циркуль «козья ножка» для окружностей.

    Цена рапидографа не маленькая, но он того стоит. Это профессиональный инструмент.

    2. Рейсфедер

    Инструмент для черчения и рисования линий темперой, гуашью, акрилом, и соответственно – колером любого цвета. Позволяет проводить линии заданной толщины, от 0,2 до 3 мм.

    Заменяет рапидограф, так как в него можно заправить и черный цвет. Также, как и рапидограф, позволяет чертить идеальные линии, но требует больше тренировки.

    В наборе Ваших инструментов просто необходим, если на экзамене есть задание «цветная композиция».

    Нужен на этапах:

    • отбивка;
    • черчение растра;
    • шрифт.

    К нему необходимо:

    • линейка прозрачная 30 см, с «полочкой», или рейсшина
    • циркуль, позволяющий вставить рейсфедерную насадку вместо держателя грифеля.

    Лучший всего, если в Вашем наборе два рейсфедера: один на вставке для черчения прямых линий, второй – насадка на циркуль для окружностей.

    Продается в школьных наборах для черчения. Как выбрать хороший рейсфедер, я рассказываю в видео-лекции «Инструменты». Например, Вам повезло, если Вам в наследство достался старый, середины или начала прошлого века рейсфедер!

    3. Карандаш

    А точнее – карандаши:

    • простые мягкостью HB-6B;
    • цанговый тонкий 0,5-07 мм;
    • цанговый толстый 2-4 мм.

    Нужны на этапах:

    • эскиз;
    • перенос эскиза на чистовой лист;
    • черчение.
    4. Циркуль

    Вам нужен циркуль из набора для черчения, со сгибающейся ножкой, съемной грифельной насадкой и возможностью прикрепить насадку-рейсфедер.

    Диаметр раскрытия циркуля нужен 20-25 см, так как в работе форматом А4 Вам могут понадобиться довольно большие окружности.

    Нужен на этапах:

    • отбивка;
    • шрифт;
    • черчение.
    5. Линейка

    Вам понадобится прозрачная линейка длинной 30 см, с «полочкой» для проведения линий рейсфедером и/или рапидографом.

    Нужна на этапе:

    • черчение;
    • отбивка;
    • шрифт.
    6. Рейсшина

    Прозрачная, длиной 20-30 см.

    Рейсшина – это линейка, снабженная валиком, который позволяет катить ее по листу в одном направлении. Это дает возможность быстро чертить много параллельных линий.

    Нужна на этапе черчения шрифтов и растра.

    7. Кисти

    Нужно минимум 5 видов кистей:

    • кисти номеров от 2 до 4 черная и белая на этапах отбивки и зачистки;
    • кисть номером от 2 до 4 для работы цветом на этапах отбивки и зачистки;
    • кисти номеров от 15 до 20 на этапах заливки.

    Тонкие черную и белую кисти следует использовать исключительно для своей краски, не пеемешивая использование между собой и с кистью для цвета.

    На вопрос: «Колонок, белка или синтетика?» ответ индивидуальный. Я предпочитаю «белку» как средний по жесткости/мягкости вариант. Колонок жестковат, а синтетика скользит по листу, и поэтому ею сложно делать ровную заливку темперой или акрилом.

    8. Резинка

    Стирательная, с острым углом. Нужна всегда.

    9. Формопласт

    Нужен для снятия тона карандаша в момент перенесения эскиза на чистовой формат. Позволяет бережно относиться к бумаге, тем самым сохраняя ее для высокого качества отбивки и заливки.

    В отличие от резинки не трет и не царапает бумагу. Нужен на этапах:

    • эскиз;
    • черчение.
    10. Макетный нож

    Нужен для заточки карандашей, очистки рейсфедера, открывания баночек с колерами.

    11. Линер

    Может пригодиться как замена отказавшему или потерявшемуся рапидографу или рейсфедеру.

    12. Фломастер/гелевая ручка

    Тоже запасной вариант, если остальные инструменты отказали.

    А также Вам понадобится на всех видах экзамена (кроме коллажного исполнения):

    • тряпка (вытирать рейсфедер, кисти, капельки воды со стола и т.д. На рабочем месте будущего дизайнера должно быть чисто.)
    • баночка (для воды, чтобы разводить колер до консистенции кефира – заливать в рейсфедер. Да и просто – кисти помыть.)
    • палитра (деревянная или пластмассовая – не обязательно, и даже не желательно.)

    По опыту, лучшая палитра – это кусок того же сорта бумаги, на которой Вы исполняете чистовик, например ватман, гладкая сторона.

    Вопрос: Стоит ли использовать фломастер, линер или тушь для заливки черных плоскостей в черно-белой композиции или шрифте?

    МВ: Нет, не стоит. Работы, выполненные фломастером, линером или тушью уступают в несколько раз по бархатистости и ровному тону темпере. Более подробно я пишу о техниках исполнения в статье: «Как отточить технику на экзамен» и рассказываю в видео-лекциях «Работа аккордами» и «Инструменты».


    Итак, без-пяти-минут-студент! Вы теперь знаете, какие инструменты помогут Вам быть лидером в исполнении Вашей экзаменационной работе. Тренируйтесь, оттачивайте свой профессионализм уже сейчас!

    postupaem.com

    Как сдать вступительный экзамен по рисунку.

    Опубликовано 15 Июл 2013 в рубрике «Немного теории»

    Памятка для поступающих на худграф.

    Вступительные экзамены во многих Вузах еще идут, кое-где будут второй и третий потоки. И часто учебные заведения публикуют информацию о требованиях к работам, которые, впрочем, не всегда кажутся понятными абитуриентам.

    Здесь я публикую критерии оценки рисунка, и постараюсь разъяснить, что за ними скрывается. То есть, каким должен быть рисунок с точки зрения преподавателя, чтобы получить высший балл на экзамене.

    Говорить буду на примере рисунка гипсовой головы, поскольку головы чаще всего используются на экзаменах. Но вообще, советы универсальные, подставляйте вместо «голова» необходимое (натюрморт, фигура и т. д.)

    1. Композиция на бумаге формата А2 — Оценивается размещения элементов рисунка на листе с учетом размеров рисунка, отношению к центру листа в зависимости от ракурса, плотности графического изображения.

    Требование к композиции стоит несколько особняком, остальные критерии относятся к качеству самого рисунка. Однако пренебрегать этим требованием не стоит, неудачная композиция может заметно испортить все впечатление от самой хорошей работы. Про композицию я немного писала здесь. Золотое сечение универсально. Его можно использовать не только для выбора положения основных направляющих, но и для того, чтобы найти соотношение фона к объекту. Вы берете любые соседние числа ряда Фибоначчи — это и будет искомая пропорция. Допустим 5/8 листа занимает объект и 3/8 фон. Но, понятно, что математические выкладки несколько условны, да и до того ли будет в обстановке экзамена. Композицию проще найти интуитивно, голова не должна выглядеть ни слишком большой, ни слишком маленькой, со стороны глаз должно оставаться больше свободного пространства (как бы место для взгляда).

    2. Выявление объема — Оценивается передача посредством светотени объема гипсового слепка головы и его частей, соотношение светотеневой проработки, передача рефлексов, собственных и падающих теней.

    Главное, что выдает с головой тех, кто голову никогда прежде не рисовал, — это маниакальное желание правильно нарисовать черты лица, остальное же штрихуется как-нибудь. Действительно, кажется, что если на рисунке глаза, нос и рот будут похожи на соответствующие черты гипсового оригинала , то и голова в целом будет похожей.

    Это заблуждение! Глаза, губы и так далее, не являются формообразующими элементами!

    В первую очередь необходимо сосредоточить внимание на больших объемах. Это общая форма головы, шея, плечи (если есть). Здесь важно показать, как на этих крупных формах распределяется свет, какие участки затенены. Затем можно выделить меньшие по размеру формы. Это могут быть лоб, волосы, бороды (только не вырисовывать каждый отдельный локон, а рисовать шевелюру в массе). Ну и далее дробить, постепенно прорабатывая все более мелкие детали. Только тогда объем будет строится грамотно и постепенно, а черты лица встанут на место и будут поддерживать впечатление объема, а не мешать ему.

    В общем, работа ведется от общего к частному, а никак не наоборот.

    Хотя бывают исключения. Есть люди, способные начать рисовать с левого уха, но в результате получить правильно построенную голову. Но тут нужен опыт и отлично развитый глазомер…

    3 Пропорции и перспективное построение — Оценивается правильность пропорциональных соотношений при построении объема гипсового слепка головы с учетом перспективных сокращений.

    Думаю, долго объяснять, что такое «правильность пропорциональных соотношений», не нужно. Все части должны быть соразмерны друг другу и общему объему.

    Хочу только выделить один нюанс. То, на чем художник фокусируется более всего, может и на рисунке стать слишком большим. Например, часто на портретах можно видеть чересчур большие глаза, и, например, маленькие ушки и узкие плечики. Стоит помнить об этой особенности восприятия и постоянно контролировать, не преувеличиваете ли вы что-нибудь.

    Ну, и не застывать на одном месте, постоянно переключаться. Поработали над глазами, перешли к прическе, проверили положение шеи, и так далее.

    Иногда очень полезно отходить и смотреть на рисунок с расстояния. Так вы увеличите свое поле зрения и сможете оценить то, что получается, более адекватно. Как писал Есенин, «лицом к лицу лица не увидать».

    С перспективным построением разобраться тоже достаточно несложно. Важно, чтобы все парные и симметричные детали находились на одной линии. Вы можете провести их прямо насквозь через весь рисунок — линию глаз, рта, линию бровей. И сохранить эти линии построения до конца, можно их вообще оставить в готовой работе, это никого не напряжет. Есть такая поговорка «больше грязи — больше связи».  При имеющихся линиях построения глаз или ухо у вас на рисунке точно никуда не сместятся.

    Ну, и конечно, параллельные линии построения должны теоретически встречаться где-то на горизонте, то есть, на рисунке они будут слегка сходиться (и ни в коем случае не разбегаться). Если есть сомнения в правильности построенной перспективы, можно для самопроверки использовать обертывающий объем.

    Пропорции и построение неотделимы от выявления объема. Это 2 стороны одной медали. В идеале построение и проработка объема ведутся одновременно. Как — я показывала в небольшом видео-курсе «Введение в академический рисунок». (Внимание — этот курс не руководство для поступающих! Это только базовое знакомство с академическим рисунком).

    4. Техника выполнения — Оценивается владение техникой карандашной графики, качество нанесения штриховки, прямых линий, использование тоновой графики для передачи эффектов воздушной перспективы, передача материала натуры.

    Про штрих я писала здесь. Я бы сказала, что это наименее важный критерий, поскольку манера штриховать — это то, на что вы можете влиять меньше всего. Она индивидуальна, как почерк. Качество штриха во многом зависит от темперамента, но в общем, смелая штриховка предпочтительнее вялой. А поскольку трудно смело штриховать, когда ты сам скован и напуган, желательно на экзамене не нервничать. В смысле, насколько это возможно. По опыту могу сказать, что когда ты полностью погружаешься в рисунок, эмоции отходят на второй план.

    В остальном просто постарайтесь, чтобы работа была по возможности аккуратной. Важно, чтобы не было растушеванных фрагментов, пятен, отпечатков пальцев, и так далее. Поэтому просто подкладывайте листочек, если нужна опора для ладони, и не мучайте бумагу ластиком.

    Это то, что касается критериев оценки. Однако, эти критерии достаточно условны. Никто препарировать рисунок и рассматривать отдельно штрих, отдельно объем не будет. Преподаватели смотрят общий уровень подготовки. И если работа  в целом производит хорошее впечатление, снижать балл за небольшие огрехи в отношении какого-то из этих пунктов, например, не будут.

    Надеюсь, мои советы помогут вам при подготовке к экзамену. Удачи всем поступающим!

    P. S. Если у вас остались вопросы, задавайте в комментариях. Сразу ответить я не смогу, но когда появится возможность, непременно отвечу.

    P. P. S. Поскольку я буду в отъезде, публикаций в ближайшее время не планируется… Семинар по поводу откладывания будет когда вернусь, где-то в августе. Или в сентябре… Летом у многих спад, — дачи, отпуска. Так что надеюсь на понимание.

    А  если у вас есть желание провести летнее время с пользой, рекомендую вам обратить внимание на одно интересное мероприятие: ССЫЛКА. Записаться можно в течении еще нескольких дней. Удачи!

     Содержание

    Вернуться на главную

    artfound.ru

    Сайт факультета ИЗО и НР МГОУ ремесла мгоу

    Перечень вступительных испытаний при приеме на 1 курс для обучения по программам бакалавриата

    на очную и очно-заочную форму обучения в 2019-2020  учебном году

     

    Творческий экзамен

    (рисунок,  живопись, композиция)

     

    Экзамен проводится в 3 этапа:

    1. экзамен по рисунку;
    2. экзамен по живописи;
    3. экзамен по композиции.

     

    54.03.01 — Дизайн, профили: «Коммуникативный дизайн», «Графический дизайн», «Средовой дизайн», «Дизайн костюма»

    Экзамен по рисунку.

    На выполнение экзаменационного задания отводится 6 академических часов. Рисунок выполняется на формате А2 графитным карандашом с натуры. На листах проставляется печать МГОУ. Задание на экзамен: «Тонально-конструктивный рисунок постановки из трёх гипсовых геометрических фигур (куб, пирамида, призма, шар, цилиндр и т.п.) с натуры». Постановка располагается на подиуме ниже линии горизонта (относительно сидящего человека). Абитуриенты занимают места напротив постановки не более 8-ми человек на постановку. Рисунок, в основном, выполняется из положении сидя. В положении стоя разрешено рисовать вторым рядом, за сидящими абитуриентами.

    • Вуз обеспечивает абитуриентов следующими материалами и оборудованием: мольберт, стул, бумага (экзаменационный лист), если иное не оговаривается на предэкзаменационной консультации.
    • Абитуриент должен иметь с собой следующие материалы и оборудование: графитные карандаши, ластик (стерка), кнопки (бумажный скотч). Также при желании можно взять с собой: планшет, лист ватмана формата А2 (в качестве подкладки под основной экзаменационный лист) и другое вспомогательное оборудование.
    • Запрещено использование литературы и источников учебно-методического характера, в т.ч. смартфонов.

     

    Экзамен по живописи.

    На выполнение экзаменационного задания отводится 6 академических часов. Живопись выполняется на формате А2 акварелью, темперой, гуашью или акрилом с натуры. На листах проставляется печать МГОУ. В качестве натуры ставится простой натюрморт из 3-5-ти предметов при естественном освещении. Постановка располагается на подиуме ниже линии горизонта (относительно сидящего человека). Абитуриенты занимают места напротив постановки не более 8-ми человек на постановку. Живопись, в основном, выполняется из положении сидя. В положении стоя разрешено писать вторым рядом, за сидящими абитуриентами.

    • На творческом экзамене разрешено использование собственных художественных принадлежностей: мольберты, этюдники, планшеты, стулья и табуретки.
    • Абитуриенты используют собственные художественные материалы – карандаши, кисти, ластики, кнопки, краски, палитру и т.п.
    • Бумага (экзаменационный лист) предоставляется вузом, если иное не оговаривается на предэкзаменационной консультации.
    • Запрещено использование литературы и источников учебно-методического характера, в т.ч. смартфонов.

    Экзамен по композиции.

    На выполнение экзаменационного задания отводится 6 академических часов. Композиция выполняется на формате А3.  На листах проставляется печать МГОУ. Задание на экзамен: «Орнаментальная (раппортная)  композиция на заданную тему». Тема определяется предметной экзаменационной комиссией. Может быть представлено несколько тем на выбор. Запрещается использовать вспомогательный материал: иллюстрации, репродукции, фотографии, изображения на мультимедийных устройствах. Композиция должна быть авторской. Разрешено использование чертежных инструментов, кальки, копирки и т.п. Композицию можно выполнять разнообразными материалами и техниками: акварель, гуашь, тушь, белила, разнообразные кисти и перья, разноцветные гелевые ручки и фломастеры и т.п., кроме цветных карандашей и аппликации. Композиция выполняется на столе. За одним столом располагается один абитуриент.

    • На творческом экзамене разрешено использование собственных художественных материалов и принадлежностей (карандаши, кисти, ластики, кнопки, краски, палитру и т.п.)
    • Бумага  (экзаменационный лист) предоставляется вузом, если иное не оговаривается на предэкзаменационной консультации.

     

    54.03.02 — Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.

    Экзамен по рисунку.

    На выполнение экзаменационного задания отводится 6 академических часов. Рисунок выполняется на формате А2 графитным карандашом. На листах проставляется печать МГОУ. Задание на экзамен: «Тонально-конструктивный рисунок гипсовой головы с натуры». Голова располагается на подиуме чуть выше линии горизонта (относительно сидящего человека). Абитуриенты занимают места напротив постановки не более 8-ми человек на постановку. Рисунок, в основном, выполняется из положении сидя. В положении стоя разрешено рисовать вторым рядом, за сидящими абитуриентами.

    • Вуз обеспечивает абитуриентов следующими материалами и оборудованием: мольберт, стул, бумага (экзаменационный лист), если иное не оговаривается на предэкзаменационной консультации.
    • Абитуриент должен иметь с собой следующие материалы и оборудование: графитные карандаши, ластик (стерка), кнопки (бумажный скотч). Также при желании можно взять с собой: планшет, лист ватмана формата А2 (в качестве подкладки под основной экзаменационный лист) и другое вспомогательное оборудование.
    • Запрещено использование литературы и источников учебно-методического характера, в т.ч. смартфонов.

     

    Экзамен по живописи.

    На выполнение экзаменационного задания отводится 6 академических часов. Живопись выполняется на формате А2 акварельными или гуашевыми красками с натуры. На листах проставляется печать МГОУ. В качестве натуры ставится простой натюрморт из 3-5-ти предметов при естественном освещении. Постановка располагается на подиуме ниже линии горизонта (относительно сидящего человека). Абитуриенты занимают места напротив постановки не более 8-ми человек на постановку. Живопись, в основном, выполняется из положении сидя. В положении стоя разрешено писать вторым рядом, за сидящими абитуриентами.

    • На творческом экзамене разрешено использование собственных художественных принадлежностей: мольберты, этюдники, планшеты, стулья и табуретки.
    • Абитуриенты используют собственные художественные материалы – карандаши, кисти, ластики, кнопки, краски, палитру и т.п.
    • Бумага (экзаменационный лист) предоставляется вузом, если иное не оговаривается на предэкзаменационной консультации.
    • Запрещено использование литературы и источников учебно-методического характера, в т.ч. смартфонов.

     

    Экзамен по композиции.

    На выполнение экзаменационного задания отводится 6 академических часов. Композиция выполняется на формате А3.  На листах проставляется печать МГОУ. Задание на экзамен: «Орнаментальная (раппортная)  композиция на заданную тему». Тема определяется предметной экзаменационной комиссией. Может быть представлено несколько тем на выбор. Запрещается использовать вспомогательный материал: иллюстрации, репродукции, фотографии, изображения на мультимедийных устройствах. Композиция должна быть авторской. Разрешено использование чертежных инструментов, кальки, копирки и т.п. Композицию можно выполнять разнообразными материалами и техниками: акварель, гуашь, тушь, белила, разнообразные кисти и перья, разноцветные гелевые ручки и фломастеры и т.п., кроме цветных карандашей и аппликации. Композиция выполняется на столе. За одним столом располагается один абитуриент.

    • На творческом экзамене разрешено использование собственных художественных материалов и принадлежностей (карандаши, кисти, ластики, кнопки, краски, палитру и т.п.)
    • Бумага  (экзаменационный лист) предоставляется вузом, если иное не оговаривается на предэкзаменационной консультации.

     

    44.03.05 — Педагогическое образование, профили «Изобразительное искусство и дополнительное образование».

    44.03.01 — Педагогическое образование, профиль «Изобразительное искусство».

     

    Экзамен по рисунку.

    На выполнение экзаменационного задания отводится 6 академических часов. Рисунок выполняется на формате А2 графитным карандашом. На листах проставляется печать МГОУ. Задание на экзамен: «Тонально-конструктивный рисунок гипсовой головы с натуры». Голова располагается на подиуме чуть выше линии горизонта (относительно сидящего человека). Абитуриенты занимают места напротив постановки не более 8-ми человек на постановку. Рисунок, в основном, выполняется из положении сидя. В положении стоя разрешено рисовать вторым рядом, за сидящими абитуриентами.

    • Вуз обеспечивает абитуриентов следующими материалами и оборудованием: мольберт, стул, бумага (экзаменационный лист), если иное не оговаривается на предэкзаменационной консультации.
    • Абитуриент должен иметь с собой следующие материалы и оборудование: графитные карандаши, ластик (стерка), кнопки (бумажный скотч). Также при желании можно взять с собой: планшет, лист ватмана формата А2 (в качестве подкладки под основной экзаменационный лист) и другое вспомогательное оборудование.
    • Запрещено использование литературы и источников учебно-методического характера, в т.ч. смартфонов.

     

    Экзамен по живописи.

    На выполнение экзаменационного задания отводится 6 академических часов. Живопись выполняется на формате А2 акварельными красками с натуры. На листах проставляется печать МГОУ. В качестве натуры ставится простой натюрморт из 3-5-ти предметов при естественном освещении. Постановка располагается на подиуме ниже линии горизонта (относительно сидящего человека). Абитуриенты занимают места напротив постановки не более 8-ми человек на постановку. Живопись, в основном, выполняется из положении сидя. В положении стоя разрешено писать вторым рядом, за сидящими абитуриентами.

    • На творческом экзамене разрешено использование собственных художественных принадлежностей: мольберты, этюдники, планшеты, стулья и табуретки.
    • Абитуриенты используют собственные художественные материалы – карандаши, кисти, ластики, кнопки, краски, палитру и т.п.
    • Бумага (экзаменационный лист) предоставляется вузом, если иное не оговаривается на предэкзаменационной консультации.
    • Запрещено использование литературы и источников учебно-методического характера, в т.ч. смартфонов.

     

    Экзамен по композиции.

    На выполнение экзаменационного задания отводится 6 академических часов. Композиция выполняется на формате А3.  На листах проставляется печать МГОУ. Задание на экзамен: «Орнаментальная (раппортная)  композиция на заданную тему». Тема определяется предметной экзаменационной комиссией. Может быть представлено несколько тем на выбор. Запрещается использовать вспомогательный материал: иллюстрации, репродукции, фотографии, изображения на мультимедийных устройствах. Композиция должна быть авторской. Разрешено использование чертежных инструментов, кальки, копирки и т.п. Композицию можно выполнять разнообразными материалами и техниками: акварель, гуашь, тушь, белила, разнообразные кисти и перья, разноцветные гелевые ручки и фломастеры и т.п., кроме цветных карандашей и аппликации. Композиция выполняется на столе. За одним столом располагается один абитуриент.

    • На творческом экзамене разрешено использование собственных художественных материалов и принадлежностей (карандаши, кисти, ластики, кнопки, краски, палитру и т.п.)
    • Бумага  (экзаменационный лист) предоставляется вузом, если иное не оговаривается на предэкзаменационной консультации.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    54.05.02 Живопись.

    Экзамен по рисунку.

    На выполнение экзаменационного задания отводится 6 академических часов. Рисунок выполняется на формате А2 графитным карандашом. На листах проставляется печать МГОУ. Задание на экзамен: «Рисунок гипсовой головы с натуры». Голова располагается на подиуме чуть выше линии горизонта (относительно сидящего человека). Абитуриенты занимают места напротив постановки не более 8-ми человек на постановку. Рисунок, в основном, выполняется из положении сидя. В положении стоя разрешено рисовать вторым рядом, за сидящими абитуриентами.

    • Вуз обеспечивает абитуриентов следующими материалами и оборудованием: мольберт, стул, бумага (экзаменационный лист), если иное не оговаривается на предэкзаменационной консультации.
    • Абитуриент должен иметь с собой следующие материалы и оборудование: графитные карандаши, ластик (стерка), кнопки (бумажный скотч). Также при желании можно взять с собой: планшет, лист ватмана формата А2 (в качестве подкладки под основной экзаменационный лист) и другое вспомогательное оборудование.
    • Запрещено использование литературы и источников учебно-методического характера, в т.ч. смартфонов.

     

    Экзамен по живописи.

    На выполнение экзаменационного задания отводится 6 академических часов. Живопись выполняется на формате А2 акварелью, гуашью, темперой или маслом с натуры. В случае использования техники масляной живописи абитуриент вправе использовать холст на подрамнике (картоне, оргалите), грунтованный картон (формат 50х70). На листах (холстах, картоне) проставляется печать учебного заведения. В качестве натуры ставится натюрморт из 5-7-ми предметов при естественном освещении. Постановка располагается на подиуме ниже линии горизонта (относительно сидящего человека). Абитуриенты занимают места напротив постановки не более 8-ми человек на постановку. Живопись, в основном, выполняется из положении сидя. В положении стоя разрешено писать вторым рядом, за сидящими абитуриентами.

    • На творческом экзамене разрешено использование собственных художественных принадлежностей: мольберты, этюдники, планшеты, стулья и табуретки.
    • Абитуриенты используют собственные художественные материалы – карандаши, кисти, ластики, кнопки, краски, палитра и т.п.
    • Бумага (экзаменационный лист) предоставляется вузом, если иное не оговаривается на предэкзаменационной консультации.
    • Разрешено использование на экзамене по живописи акварельной бумаги, картона, холста на подрамнике (картоне, оргалите) в качестве экзаменационного материала. В данном случае абитуриент использует свои материалы, на которых проставляется печать МГОУ.
    • Запрещено использование литературы и источников учебно-методического характера, в т.ч. смартфонов.

     

    Экзамен по композиции.

    На выполнение экзаменационного задания отводится 6 академических часов. Композиция выполняется на формате с минимальной стороной 40 см. Задание на экзамен: «Многофигурная композиция на заданную тему». Тема определяется предметной экзаменационной комиссией и оглашается абитуриентам заранее на первом этапе творческого экзамена. Может быть представлено несколько тем на выбор. На экзамен разрешено приносить эскизы и наброски к  композиции. Недопустимо копирование чужих композиций. Композицию можно выполнять маслом, акварелью, темперой или гуашью.  Композиция  выполняется на мольберте.

    • На творческом экзамене разрешено использование собственных художественных принадлежностей: мольберты, этюдники, планшеты, стулья и табуретки.
    • Абитуриенты используют собственные художественные материалы – карандаши, кисти, ластики, кнопки, краски, палитра и т.п.
    • Бумага  (экзаменационный лист) предоставляется вузом, если иное не оговаривается на предэкзаменационной консультации.
    • Разрешено использование на экзамене акварельной бумаги, картона, холста на подрамнике (картоне, оргалите) в качестве экзаменационного материала. В данном случае абитуриент использует свои материалы, на которых проставляется печать МГОУ.
    • Запрещено использование литературы и источников учебно-методического характера в т.ч. смартфонов.

     

    izomgou.ru

    БИЛЕТЫ ПО КОМПОЗИЦИИ

    Тема
    65 Изобразительные единицы и их свойства.

    Характерным
    признаком композиционного построения
    является то, что оно всегда развивается
    в определенных границах. Смысл
    границ, рамок в том
    ,
    чтобы отделить мир реальный от мира
    изображаемого. Внешние границы, с одной
    стороны, связаны с окружающим пространством,
    с другой — с внутренней структурой
    произведения, с организацией элементов
    внутри композиции, которая диктует
    определенный тип композиции.

    Изобразительное
    поле
    .
    Изобразительным полем мы называем
    ограни­ченную поверхность, плоскость,
    где располага­ется изображение.
    Активные
    зоны и силовые линии поля придают ему
    напряженность, благодаря чему элементы
    изображения, совпадая с различными
    точками изобразительного поля, испытывают
    различные состояния. Неравноценность
    поля проистекает из особенно­стей
    нашего зрительного восприятия.

    Зрительное
    восприятие

    начинается с выделения общих структурных
    особенностей объекта: отношение предметов
    и пространства, отношения между
    предметами, затем между де­талями
    предметов. Эта особенность учитывается
    при композиционном построении произведения
    с целью обеспечения упорядоченного его
    восприятия.

    Структурность
    является характерным признаком
    композиционного построения, внутреннего
    строения произведения. Состояние
    концентрации структуры формы ведёт к
    образованию узлов, ядер, центров.

    Узел
    — это конструктивная связка двух и более
    элементов по определённому принципу.

    Центр
    — место пересечения четырех основных
    структурных линий. В центре все силы
    находятся в состоянии равновесия, и,
    следовательно, центральное расположение
    способствует наиболее спокойному
    состоянию. Элемент, находящийся в центре
    композиции или близко к нему, либо
    расположенный на вертикальной оси,
    проходящей по центру композиции, весит
    меньше, чем элемент, находящийся вне
    основных линий структурного плана.

    Ядро
    является зоной уплотнения элементов
    или пространства вокруг центра, как
    правило, более размыто.

    Равновесие
    — это состояние тела, в котором действующие
    на него силы компенсируют друг друга.
    Гармонический, или визуальный центр
    равновесия системы обычно находится
    по отношению к геометрическому центру
    вправо и вверх.

    Вес. Визуальная
    плотность формирует визуальную массу,
    которая является одним из феноменов
    восприятия.

    На
    вес оказывают влияние форма, цвет и
    направление объектов:

    Правильная
    форма выглядит тяжелее, чем неправильная.
    Вертикально расположенные формы кажутся
    более тяжелыми, чем наклоненные. При
    прочих равных условиях предмет больших
    размеров будет и выглядеть тяжелее.
    Красный цвет выглядит тяжелее голубого,
    а яркие цвета тяжелее, чем темные. Чтобы
    взаимно уравновесить друг друга площадь
    черного пространства должна быть
    большей, чем площадь белого. Частично
    это является результатом эффекта
    иррадиации, который заставляет яркую
    поверхность выглядеть относительно
    большей. Вес любого элемента композиции
    притягивает все предметы, расположенные
    по соседству, и, таким образом, создает
    определенное направление или визуальное
    движение.

    Визуальное
    движение

    отличается от физического движения
    статикой на плоскости. Оно является
    умозрительным психическим актом
    восприятия. Характер визуального
    движения формируется взаимодействием
    визуальных объектов между собой и
    визуальным полем. Любая плоская
    поверхность, на которую наносится
    изображение, ориентирована вертикальной
    оси «верх-низ» и горизонтальной
    оси «правое — левое».

    Верх
    и низ изображения.

    Нижняя часть зрительно воспринимаемой
    модели психологически требует большего
    веса. Такая система ориентации является
    следствием силы гравитации Земли, при
    которой основной доминантой становится
    вертикаль.

    Правая
    и левая стороны изображения.

    Закон
    доминирование правого верха.

    Предмет верхней части композиции тяжелее
    того, что помещен внизу, а предмет справа
    — имеет больший вес, чем слева. Это явление
    многие связывают с доминированием
    левого полушария коры головного мозга,
    в котором содержатся высшие мозговые
    центры — речи, чтения и письма. Направление
    диагонали, идущей от левого нижнего в
    правый верхний угол, воспринимается
    как восходящее и набирающее высоту,
    направление же другой диагонали —
    представляется нисходящим. Левая сторона
    считается более предпочтительной для
    начала воображаемого движения.

    Графические
    средства композиции

    включают в себя такие компоненты, как:
    точка,
    линия, пятно, плоскость.

    Возможность развития в третьем измерении
    позволяет изобразительным единицам;
    точке, линии и плоскости приобрести
    новые пластические характеристики,
    связанные с динамикой их роста и развития
    в глубину.

    Точка
    — исходное понятие геометрии, не имеющее
    измерения.
    Выделяется
    как графический
    акцент
    на
    плоскости. Всегда контрастна к фону,
    чем
    больше размер точки, тем больше становится
    её визуальная масса. Хотя точка не имеет
    ни объема, ни формы, ее присутствие
    становится ощутимым, если ее поместить
    в некое визуальное поле. При размещении
    в его центре точка занимает устойчивое,
    статичное положение, организуя вокруг
    себя окружающие элементы и доминируя
    в этом поле. По своей внутренней структуре
    имеет поступательную динамику развития,
    протяженная точка порождает линию.

    Линия
    — это последовательно расположенная в
    одном направлении группа точек, не
    имеющая разрывов.
    По
    форме характеризуется протяженностью,
    обладает длиной,
    направлением, расположением.

    Характер линейно-графической формы во
    многом определя­ется материалом
    и техникой
    ее
    исполнения.
    Благодаря
    своей внутренней структуре линия
    имеет начало и конец.

    Исключение составляет замкнутая линия,
    как переходный элемент к плоскости. По
    динамике формы линии делятся на прямые,
    кривые и ломанные
    .
    Линия может соединять, связывать/
    поддерживать, окружать, пересекать
    другие зримые элементы. По отношению к
    фону линия может выступать как
    положительная, нейтральная и отрицательная
    форма. При построении возможно
    пространственное изображение
    геометрических фигур при помощи утончения
    или утолщения линий или их тональной
    (светотеневой) моделировки.

    Протяженная линия превращается в
    плоскость.

    Плоскость
    является
    результатом развёртывания энергетического
    потенциала линии в ширину, обладает
    длиной,
    шириной, конфигурацией, поверхностью,
    ориентацией
    ,
    расположением.
    Главная характеристика плоскости —
    форма. Ее очерчивает линейный контур,
    образующий края плоскости. Дополнительные
    свойства плоскости — цвет, рисунок,
    фактура поверхности -влияют на качество
    ее зрительного восприятия: массивность,
    твердость и т. п. Создавая архитектурный
    проект, мы оперируем тремя исходными
    типами
    плоскостей:
    верхняя,
    стенная, нижняя.

    Плоскость
    имеет тенденцию к развитию в объём
    ,
    проходя промежуточную стадию развития
    в вид рельефа. Чем больше размер плоскости,
    тем слабее влияние пограничного контура
    на её плотность.

    По
    своим знаковым характеристикам

    все плоские формы делятся: на положительные,
    текучие, визуально движущиеся изнутри
    и наружу, идущие от структуры круга,
    нейтральные формы, идущие от структуры
    квадрата, отрицательные, острые,
    треугольные формы, резко визуально
    уходящие в глубину фона.

    По
    своему очертанию

    плоскость может носить замкнутый,
    разомкнутый и интерьерный характер.
    Силовой план плоскости характеризуется
    наличием зон сжатия, растяжения и
    относительного покоя. Максимальной
    своей выразительности они достигают в
    момент равновесия между фоном и
    изображением.

    Пятно
    — это группа точек с нечеткими границами
    (очертаниями) или силуэт.
    В
    отличие от точки и линии пятно, как
    правило, заполняет
    большую часть графической плоскости.
    Является
    частным
    случаем существования точки. Размытый
    край пятна плавно переходит от изображения
    к фону.

    Тема
    66 Статика, Динамка.

    Статика
    и динамика могут быть выражены в
    композиции разными средствами:
    расположением элементов, цветом,
    пластикой и др. При этом они могут
    придавать композиционной форме
    неоднозначный характер.
    Динамика
    — это зрительное восприятие движения,
    стремительности формы. Динамичная форма
    может быть присуща как неподвижным
    объектам (например, памятник Петру I в
    Ленинграде работы скульптора Фальконе,
    скульптурная группа В. И. Мухиной «Рабочий
    и колхозница» и памятник, посвященный
    покорению космоса, установленные в
    Москве на Выставке достижений народного
    хозяйства), так и быстро движущимся
    предметам: самолетам, легковым автомобилям
    и т. п. Однако проявления этого свойства
    в неподвижных и движущихся предметах
    весьма различны. Если, например, сделать
    динамичной форму токарного станка, то
    это не будет обусловлено требованиями
    эксплуатации, назначением самого станка,
    той работой, которую он должен выполнять.
    Это не будет определяющим форму качеством
    и будет противоречить логике назначения
    его функции. Если же взять гоночный
    автомобиль или сверхзвуковой самолет,
    то динамика их формы выражает сущность
    самого предмета и чем выше скорость,
    тем стремительнее форма. Динамичность
    делает форму броской, активной, заметной,
    выделяя ее среди других. При переходе
    от статичного состояния к динамичному,
    возникают смежные смешанные формы с
    частично нарушенной статикой. Для
    динамических изображений характерно
    несколько центров, один из них необязательно
    должен быть доминирующим. Статика
    — это состояние покоя, равновесия формы,
    устойчивость во всем ее строе, в самой
    геометрической основе. У статичных
    предметов есть явный центр, своего рода
    ось, вокруг которого организуется форма.
    Все предметы быта — холодильники,
    стиральные машины, радио- и телеаппаратура,
    кухонная утварь — имеют статичную
    форму. Статичность требует ровных,
    спокойных движений линий и масс, четких
    членений по вертикалям и горизонталям.
    Иногда изделие проектируется на основе
    этих двух начал — динамики и статики. В
    таких случаях проектировщику необходимо
    четко осознавать, что объективно должно
    преобладать, быть основным, главным в
    этом промышленном изделии — динамичность
    или статичность, в противном случае
    может быть утрачена целостность формы.
    Чтобы
    в общем виде представить себе проявление
    важных закономерностей развития
    динамичной и статичной формы, следует
    обратиться вначале к условным
    геометрическим моделям. Динамика или
    статика формы может быть задана с помощью
    разнообразных приемов как в горизонтальном,
    так и в вертикальном направлениях.
    Динамичность требует резкой смены в
    направлении движения масс.
    Для
    выражения статичной формы на плоскости
    лучше всего брать такие геометрические
    фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, а
    в пространстве: шар, цилиндр, куб и т. п.
    Много фигур брать не нужно. Достаточно
    умело соединить три — пять фигур
    соответствующих размеров, чтобы достичь
    впечатления статики. Для передачи
    динамической формы на плоскости следует
    брать прямоугольники и трапеции с
    соответствующим соотношением размеров,
    треугольники, а в объемно-пространственной
    модели — конусы, пирамиды, призмы и
    другие фигуры. В таких композициях
    динамических форм не исключена возможность
    использования прямоугольных фигур в
    качестве основания.
    По
    степени зрительной и физической
    стабильности

    формы можно разделить на следующие
    четыре вида:
    Зрительно
    и физически статичные формы
    .
    К ним можно отнести: квадрат, прямоугольник,
    параллелепипед, положенный на широкое
    основание, куб, пирамиду. Композиция из
    таких форм носит монументальный,
    предельно статичный характер.
    Физически
    статичные, но зрительно динамичные
    формы
    ,
    оцениваемые так по впечатлению их
    некоторой неуравновешенности. Эта
    оценка касается стационарных форм,
    устремленных, например, в одном
    направлении, с нарушенной симметрией
    и другими специфичными для динамичных
    композиций свойствами. Зрительно
    статичные, но физически частично
    динамичные формы
    .
    Они имеют устойчивую основу, в которой
    «двигаются» отдельные элементы. При
    этом их композиция в целом носит статичный
    характер. В формальной композиции —
    это зрительное движение в статичной
    форме от отдельных элементов.
    Зрительно
    и физически полностью динамичные формы.

    В композиционном плане им присущ
    предельно динамичный, стремительный
    характер. В формальной композиции —
    это так называемые гибкие, открытые,
    изменяющиеся по структуре, комбинаторные
    формы.

    Тема
    67 Модуль ,ритм, метр ,метро-ритмы.

    Модуль

    соразмерность частей, подчинённых
    одному закону. Модуль равняется
    тождественности. Модуль-единица
    измерения, носитель метричных состояний
    (Корбюзье). Модуль

    повторение одной величины в другой
    целое число раз. Группа
    — метр и ритм — характеризует движение.
    Метр

    простейшее повторение одного и того же
    элемента (кирпичная кладка). Метр и ритм
    в основе своей имеют симметрию. Но ритм,
    в отличие от метра, строится на чередовании
    разных, но повторяющихся элементах.
    Усложняясь, он порывает с симметрией,
    (например, сложный ритм живописной
    картины) сопровождая своевольный рисунок
    движения, меняя его характер, темп,
    направление. Ритм может иметь и регулярный
    характер (например, в орнаменте). Но
    всегда он вносит организующее начало
    в хаотическое движение и без него
    немыслима гармония. Все четыре группы
    связаны между собой, проникают друг в
    друга и дополняют друг друга. Так,
    например, в метре и ритме присутствует
    симметрия; ритм пронизывает пропорции;
    для ритма характерен и контраст, и нюанс,
    так как ритмическое движение, включает
    в себя чередование контрастирующих и
    нюансных элементов. Ритм

    это гармоничное чередование однородных
    или подобных геометрических форм, пятен
    и линий. Выстроить интересный ритм могут
    не только деревья в парке или фонарные
    столбы вдоль дороги, но и яблоки на
    рыночном лотке, дома на улице, даже люди
    в одинаковой одежде. Чем монотоннее
    ритм — тем спокойнее композиция. Рваный
    ритм сделает фотографию экспрессивной.
    Ритмический рисунок с убывающими
    размерами задает направление, создает
    перспективу в кадре и часто наполняет
    движением.
    Гармонизация
    на основе метра и ритма предполагает
    установление закономерного порядка в
    расположении элементов композиции.
    Чтобы порядок состоялся необходимо не
    менее трех элементов Ритм
    – более сложное чередование, основанное
    на непрерывном изменении свойств
    элементов. На изменении величины
    элементов основана организация
    нарастающих и убывающих рядов. Плавное
    нарастание характеризует статичность
    ряда, резкое – динамичность. Организация
    ритмических рядов основана на множестве
    приемов: изменение интервалов, сужение
    – расширение, параллельность и встречность
    движения, изменение цвета, пластики,
    светотени и др.
    Многое
    зависит также от протяженности ряда.
    Если он слишком короткий, то не в состоянии
    взять на себя организующую роль.
    Ритмический ряд предполагает не менее
    четырех-пяти элементов. Три элемента
    еще не создают впечатления закономерного
    повтора, так как воспринимаются скорее
    как начало или фрагмент ряда. Активный
    ритм задает сильное композиционное
    движение. Прекращение ритма может
    создать впечатление незавершенности
    движения, случайной остановки. Если
    метрический повтор в этом случае не
    имеет особых затруднений, тема ритма в
    ряде случаев требует особых приемов
    для
    завершения
    композиции, чтобы не возникло впечатления
    случайного обрыва ритма.

    Тема
    68 Контраст, нюанс, тождество.

    Контраст
    и нюанс
    характеризует
    степень сходства и различия элементов
    композиции. Она может быть выявлена
    только при сравнении элементов по одному
    композиционному свойству, например
    размеру или геометрическому виду.
    Разнородные по свойствам элементы,
    оцениваемые раздельно, скажем, отличающиеся
    размером и цветом, несопоставимы.
    Элементы
    могут находиться в нюансном отношении
    по одному признаку и контрастном —
    по-другому.

    Нюанс

    это носитель малых изменений формы
    объекта по основным композиционным
    признакам .Нюанс может служить
    самостоятельным сред­ством выражения,
    когда художественное произ­ведение
    целиком построено на нюансных отно­шениях,
    сближенных тонах или в одной цвето­вой
    гамме. Нюанс способствует установлению
    зрительного равновесия между частями
    компо­зиции, достижению ее цельности.
    Контраст
    это
    максимальное изменение качеств
    изобразительных средств. Тождество
    – это повторение качеств нюанса и
    контраста .
    Тождество —
    аналогия
    элемен­тов.
    Оно может быть полным
    (абсолютным) и частичным.

    Полное сходство выражается в одинаковости
    элементов по всем их композиционным
    свойствам, например размеру, цвету,
    пластике и т. д. На его основе часто
    строятся так назы­ваемые раппортные
    композиции. В таких композициях элементы
    повторяются, образуя одинаковые
    орнаментальные ряды и равномерно
    заполненные, декоративные плоскости.
    Композиция, составленная из тождественных
    элементов, носит спокойный, уравновешенный
    характер. При абсолют­ном тождестве
    элементов она может отличаться
    монотонно­стью. Для того, чтобы нюанс
    или контраст заработал как средство
    гармонизации, нужно составить ему пару
    – тогда появится возможность для
    сравнения. В основе восприятия формы и
    ее эмоциональной оценки лежит сравнение
    объективных свойств с такими же
    свойствами др. формы. Контраст направлен
    на обострение восприятия формы.
    Выразительность скучной геометрической
    формы можно повысить, используя
    контрастные взаимодействия ее внутренних
    линий, цвета, фактуры. Контраст активизирует
    любую форму, но для достижения гармонии
    его надо дополнить теми необходимыми
    нюансными отношениями, без которых он
    может казаться слишком резким. Нюанс
    создает дополнительные связи между
    элементами, обеспечивает мягкие,
    живописные эффекты в композиции формы.
    Тождественность и подобие в строении
    формы вносят объединяющее начало в
    отношения элементов композиции, оттеняя
    более сложные нюансно-контрастные
    зависимости. В тождестве, в метре и ритме
    присутствует симметрия; ритм пронизывает
    пропорции; для ритма характерен и
    контраст, и нюанс, так как ритмическое
    движение включает в себя чередование
    контрастирующих и нюансных элементов.
    С понятием «соотношение» тесно связаны
    понятия контраста и нюанса, или контрастных
    и нюансных
    соотношений
    .

    Нюансные
    отношения
    ,
    сближенные по форме, по тону, по цвету,
    по фактуре, объему, размеру и пр., —
    обо­гащают форму игрой оттенков,
    деталей.

    Контра­стные
    отношения
    ,
    противопоставляя основ­ные элементы,
    характеризующие форму, явля­ются
    движущим стимулом развития формы.

    Нюанс
    и контраст

    дополняют
    и обогащают друг друга
    :
    контраст подчеркивает нюанс, выявляет
    его игру; нюанс смягчает, дополняет
    контраст. Крайними полюсами отношения
    «нюанс—контраст» являются полное
    сходство или тождество
    элементов
    компози­ции. Применительно
    к предметному миру можно любое сравнение
    (объемов, линейных величин, фактур,
    цвета) охарактеризовать с точки зрения
    контрастности или нюансности. Например,
    пластмассовый колпачок от флакона
    контрастен по отношению к тулову: этот
    колпачок непрозрачен, покрыт рифлением,
    поверхность же флакона гладкая, стекло,
    из которого он сделан, прозрачное и т.
    д. Контрастно и соотношение их величин
    — колпачок ничтожно мал по отношению
    ко всему корпусу. Контрастен может быть
    и сам предмет по отношению к его окружению
    (так контрастно металлическое блюдо на
    фоне ворсистого ковра). Примеры нюансных,
    сближенных соотношений столь же часты.
    Здесь степень сходства (или несходства)
    может быть едва заметна. Пример нюансного
    отношения можно привести, сравнивая
    два измерения (величины двух отрезков
    или объемы двух кубов, допустим). Нюанс
    и нюансировка.
    Нюансная
    проработка формы во многом связана с
    технологией производства изделия и
    применяемым материалом. Художник-конструктор
    должен тонко чувствовать особенности
    материала и уметь правильно их
    использовать. Как средство композиции
    нюанс проявляется в пропорциях, ритме,
    цвете, пластике, декоре, фактуре
    поверхности и т. д. Построенные на нюансах
    формы спокойны, не сразу раскрываются
    в отличие от форм, построенных на
    контрастах. В работе над формой одного
    изделия может быть использован нюанс
    не только одного, а и многих свойств.
    Даже вся композиция изделия может быть
    построена на нюансах. Использование
    нюанса важно при проектировании мебели
    и разработке интерьеров. Смягчая
    контрасты, нюансы придают изделиям и
    среде необходимую теплоту, что для жилой
    среды особенно важно. Нюанс является
    самым тонким из всех средств композиции,
    использование его требует от
    художника-конструктора высокой
    квалификации.

    Тема
    69 Симметрия, диссиметрия, ассиметрия,
    контрсимметрия.

    Понятие симметрия отражает фундаментальное
    свойство материального мира и в настоящее
    время используется многими науками,
    изучающими законы построения и организации
    мертвой и живой природы. Симметрия
    характеризует постоянство определенных
    свойств объекта или явления относительно
    каких-либо изменений. Равновесные
    системы

    равновесие между прав. и лев. сторонами.
    Симметрией
    наз. закономерное расположение равных
    частей объемно-пространственной формы
    относительно друг друга; при этом, под
    равными, подразумеваются как совместимо,
    так и зеркально равные части. Основными
    симметричными преобразованиями
    являются: отражение, поворот и параллельный
    перенос. Вспомогательные геометрические
    эл-ты (точки, линии и плоскости), с помощью
    которых осуществляются симметрические
    преобразования, называются элементами
    симметрии
    .
    В зеркальной симметрии отражающиеся
    фигуры разделены линией или плоскостью
    симметрии. Линия, при полном обороте
    вокруг которой форма несколько раз
    совмещается сама с собой, называется
    осью симметрии, а число таких совмещений
    – порядком оси симметрии. Ассиметрия
    это полн. отсутствие симметрии, но есть
    точка равновесия. Асимметричные системы
    не имеют никаких эл-тов, кроме осей
    первого порядка. Эти системы не могут
    быть приведены в самосовмещение никакими
    другими симметрическими преобразованиями,
    кроме поворота на угол 360˚ вокруг любой
    прямой. Дисиметрия-это
    отклонение от симметрии, нюанс.
    Диссимметрия
    — это несимметрическое расположение
    основных частей целого, при которых,
    второстепенные элементы, расположены
    симметрично. Отсюда следует, что это
    динамическая структура со статическими
    элементами. Нельзя смешивать ее с
    уравновешенной симметрией, которая
    является статической структурой с
    динамическими элементами. Равновесия,
    которое мы ищем («баланс» масс),
    можно достичь с помощью геометрической
    конфигурации, цвета, текстуры и
    относительной энергии элементов — отсюда
    возникает «напряжение». Диссиметрия,
    вносит во множественность, порядок и
    спокойствие. С эл-тами пространства
    происходит примерно то же самое, но при
    их изучении не следует забывать, что
    они рассматриваются «изнутри».
    Сущ.
    целое и его части, кот. без целого сущ.
    не могут

    контрсиметрия-это
    симметрия которая повторяет по форме
    первую, но несёт отличие(цвет, фактура)
    знак инь янь(пример).

    Тема
    70 Масштаб и масштабность.

    Масштаб
    — это результат сравнения размеров и
    форм и как следствие этого, сравнение
    размеров материальной формы и модели,
    выражает относительную величину формы.
    В распространенном значении такая
    величина заключает отношение натурального
    размера к изображаемому размеру. В этом
    смысле о такой величине можно говорить
    как о размерном масштабе. Он может быть
    выражен как в числах (численный
    масштаб
    )
    — 1:2, 1:5, 1:10 и т. д., так и в линии. Линейный
    масштаб.

    Его передает линия, которая разделяется
    на отрезки, уменьшенные или увеличенные
    в определенное число раз по сравнению
    с какой-то натуральной (исходной)
    величиной. Под масштабностью предметного
    мира понимается соразмерность или
    относительное соответствие формы
    размерам ч-ка, соответствие назначения
    предмета его действительной величине
    и окружающему пространству. М-б и м-сть
    соотносятся между собой как, например,
    пропорции и пропорциональность, ритм
    и ритмичность. М-б архитек. сооружения,
    так же как и любого др. техничес. объекта,
    не определяется его абсолютной величиной.
    Мал. здание может иметь круп. м-б и
    наоборот. Поэтому арх-р, проектируя
    здание, около его фасадов изображает
    фигуру ч-ка в м-бе чертежа. Тогда она
    выступает как арх.
    мера

    и заставляет соотносить с собой все
    эл-ты здания. М-б механизмов сам задается
    техничес. условиями, кинематикой,
    конструкцией и т. д. Натуральный
    масштаб

    это
    полное соответствие между размерами
    модели и формой 1:1. Масштаб
    уменьшения –
    1:2.
    Антропометрический
    масштаб –
    это
    масштаб, связанный с фигурой человека.
    Размер
    выражает
    абсолютную величину формы. Эта величина
    ни с чем не сравнивается. Она оценивается
    просто как большая или малая. Исходной
    для него является некая абстрактная
    единица, включаемая в ту или иную систему
    мер — метр, дюйм и т. д.
    Размерный
    масштаб
    – это отношение натурального размера
    к изображаемому размеру. 1:50

    Композиционный
    масштаб –
    это
    масштаб, представляющий собой
    соразмерность, выраженную не в числах
    или отрезках, а в зрительном соответствии
    формы чело­веку. В более широком
    понимании, композиционный масштаб
    представляет собой, определённую,
    зрительную соразмерность формы с фигурой
    человека. Основной его особенностью
    является членение формы, по отношению
    к человеку, на крупную форму и мелкую.
    Крупный
    композиционный масштаб

    характерен для монолитной слаборасчленённой
    формы. Он придаёт ей монументальный,
    статичный характер. Мелкий
    композиционный масштаб

    характерен для сильно расчленённой
    формы. Он может относиться и к большой
    форме, придавая ей лёгкий, динамичный
    характер.

    Большую
    роль играет единство м-ба и общий уровень
    организации в условиях сложной, насыщенной
    предметной
    среды
    ,
    где человеческий
    фактор
    связан с обеспечением надежности всей
    системы, напр. в пилотской кабине соврем.
    самолета, — здесь разнобой в м-бе приборов
    и др. эл-тов совершенно недопустим. То
    же относится и к операторским пунктам,
    где единство м-ба – одно из необходимых
    условий, без кот. трудно достичь столь
    важной здесь целостности. Прежде всего
    — выбором такого размера, кот. соответствует
    нашим представлениям и не нарушающего
    соотношения предмета с ч-ком или с матер.
    окружением (предметами, архитектурой)
    и пространством. Бол. значение имеют
    так наз. мерители
    масштаба
    .
    Это детали, имеющие «жесткое» функц.
    назначение и известную для нас величину.
    В арх-ре это высота лестнич. перил,
    ступеней, сидений. В колесной машине —
    высота кабины, всегда рассчитанной на
    рост ч-ка. Обусловленные размером рук,
    органы управления машиной также могут
    подсказать размеры целого и создать
    ощущение действительного м-ба. Присутствие
    этих «указателей масштаба» очень важно,
    оно может дать «ключ» к представлению
    о величине предмета. Особенности
    масштабных построений в среде
    представляют
    многоуровневые пространства и различаются
    как:

    1. Мезоуровень
      (помещение, дом, комплекс зданий)

    2. Макроуровень
      (улицы, кварталы)

    3. Гиперуровень
      (городской ландшафтный комплекс)

    studfiles.net

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о