Это химфак мгу: Учебные материалы | Химфак МГУ

Замдекана по учебной работе химфака МГУ — о поступлении и трудоустройстве | Мел

Кажется, что химия должна быть не менее популярна в наши дни, чем математика, физика и другие науки. Но нет, почему-то кажется, что она остается в тени. В эфире нашей «Радиошколы» обсудили с заместителем декана по учебной работе химического факультета МГУ, д. х. н. Сергеем Карловым, какие преимущества при поступлении дают олимпиады, как факультет сотрудничает с зарубежными вузами и каким мифам о химфаке не стоит верить.

Химофобия, а не бедность

Химия — наука очень интересная, но, к сожалению, в обществе существует некая «химофобия», которая мешает большому количеству ребят выбрать химию в качестве своей будущей профессии. К тому же, наверное, не всё в порядке с тем, как химию преподают школьникам. Когда я учился в школе, химия была моим любимым предметом. Но у большинства выпускников химия — один из нелюбимых предметов, что очень странно, ведь химия — это то, что нас окружает.

Один из мифов, связанных с нашей сферой, — что химические факультеты недостаточно обустроены из-за нехватки средств. Скажу одну простую вещь: наш факультет зарабатывает средства вне бюджета, поэтому может себе кое-что позволить. Все это благодаря открытиям и активной научной деятельности. Люди получают надбавки к зарплате, МГУ помогает с закупками оборудования. Все, кто проходит через наши практикумы, работают на новом оборудовании, так как это важно для дальнейшего трудоустройства.

Как попасть на химический факультет

К нам приходят абитуриенты, которые хотят именно на химфак. У нас не очень большой конкурс. В том году было всего два человека на место, но при этом у нас совершенно фантастический проходной балл — 417. Необходимо сдать четыре ЕГЭ: общие экзамены по химии, математике и русскому языку, а потом еще решить задачи на нашем внутреннем экзамене по химии.

Этот экзамен отличается от ЕГЭ, на который в школе, к сожалению, делают упор. Он проходит в старом формате, где есть несколько многостадийных задач. На приемной комиссии можно посмотреть, что доставалось на поступлении в последние 10 лет.

Не могу сказать, что это сложнее ЕГЭ, — просто другие задачи

К олимпиадникам мы относимся хорошо и сами участвуем в организации олимпиад разного уровня и разной направленности. В среднем после олимпиад к нам поступает порядка 60–65 выпускников, хотя с приходом COVID-19 всё сильно поменялось. Если говорить о Всероссийской олимпиаде, то, по статистике, к нам приходит около 50% участников. Льготу на поступление к нам могут получить олимпиадники первого уровня по химии — их не так много, шесть человек. При этом всего на факультете есть 215 бюджетных мест без вступительных испытаний, это число может меняться в зависимости от года. Так что нельзя сказать, что все места заняты олимпиадниками.

Иллюстрация: Biscotto Design / shutterstock

С 2022 года на химфаке появятся бюджетные места на магистратуру для выпускников других вузов. Для того чтобы попасть на магистерский курс, необходимо будет сдать экзамен по химии. Можно пытаться поступить через олимпиады для студентов, универсиады, но базовое направление — это сдать экзамен по химии.

Также действует система договоров о сотрудничестве с разными школами, их ученики проходят у нас практикумы

Есть и подготовительные курсы разного типа: сейчас, например, очень популярен дистанционный курс. Наиболее тесно мы сотрудничаем со школой № 171 — она стала первой, с кем факультет начал работать по этому направлению. Нашему тандему уже более 50 лет. В числе известных выпускников химфака, которые учились в этой школе, — академик РАН Ольга Донцова.

Из регионов на нашем факультете учится на 20% больше студентов, чем из Москвы. В основном это выпускники из Екатеринбурга, Казани, Санкт-Петербурга. Хотя из Петербурга, конечно, меньше: там есть своя конкуренция между вузами.

«Нужно уметь не только открыть что-то, но и что-то продать»

Мерило успеха в современной большой науке — Нобелевская премия. Заметная доля Нобелевских премий по химии за последние 20–25 лет вручались за достижения на стыке химии и биологии, химии и физики. Студентам химфака открывается возможность специализироваться как в области классической химии, так и в создании новых материалов с новыми свойствами. Взять, к примеру, новейший российский самолёт МС-21, о котором много говорят в последнее время. В рамках импортозамещения большое количество материала для создания этого самолета, в том числе для его крыльев, делает компания, созданная на химическом факультете.

Мы считаем, что студенты должны обладать определенными знаниями из ряда гуманитарных сфер

Когда начинаешь заниматься химией, то понимаешь, что химику важно разбираться в экономике и законодательстве: нужно уметь не только открыть что-то, но и что-то продать. Чтобы разнообразить гуманитарную область, мы привлекаем специалистов-практиков. На старших курсах есть курс по химическому предпринимательству — занятия ведет успешный предприниматель, который считает своим долгом помогать ребятам. Еще студенты проходят курс по эффективной коммуникации.

Сотрудничество с зарубежными вузами

На химфаке есть своя кафедра иностранного языка — для нас это важно. В химической отрасли необходимо знать иностранные языки — в первую очередь из-за правил безопасности, чтобы читать инструкции. К тому же те, кто владеет не только русским, могут увеличить охват аудитории своих научных трудов. Бывают и забавные ситуации: например, есть статья, в которой идет речь про «supergas» — имеется в виду азот, nitrogen. Правильный перевод играет большую роль.

Мы активно взаимодействуем с зарубежными коллегами. Если посмотреть на публикации — большая часть выходит в соавторстве с зарубежными авторами. Всегда есть возможность организовать студентам поездки за рубеж, на стажировку. У университета есть много договоров с вузами в Англии, Корее, Финляндии — можно просто все страны перечислять.

Отношения на факультете

По статистике, этических конфликтов на данный момент нет. У нас есть на факультете этическая комиссия, но пока там ни разу не разбирались дела, которые были бы связаны с этикой отношений между студентами и преподавателями. Часть психологических проблем успешно решает наш факультетский психолог. На мне остаются преимущественно учебные вопросы.

Если сравнивать с тем, что было 30 лет, то сейчас студенты чаще обращаются с вопросами и просьбами в учебную часть. Ничего плохого в этом нет, жизнь меняется. По крайней мере, я всегда готов студента выслушать и посмотреть, есть ли какие-то объективные причины для претензий, ведь не обязательно преподаватель делает что-то из злого умысла. Бывает, кто-то рассказывает предмет чуть глубже, чем это требуется по программе, это тоже важно. Иногда возникают какие-то проблемы в личной жизни, тогда просят предоставить академический отпуск.

Полную запись интервью с Сергеем Карловым слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире Радиошколы — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 17:00 на радио «Говорит Москва».

Изображение на обложке: Biscotto Design / shutterstock

«Поступить на химфак сложнее, чем его окончить»: история Таси Фламель

Тася Фламель, преподавательница химии в Вебиуме, хотела поступать на геологическое направление, но оказалась на химическом факультете МГУ. С чем было связано изменение её выбора и как проходит обучение на химическом факультете в МГУ — рассказываем в этом интервью.

🧪  На какую специальность ты планировала поступать изначально?

Я выбрала специальность «Разработка нефтяных месторождений», которая относится к геологическому направлению. Для поступления необходимо было сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и физике. 

Моя мама работала в РХТУ имени Д.И. Менделеева, поэтому мы с ней договорились, что этот университет будет запасным вариантом для поступления, как и сдача экзамена по химии.

Весной, накануне старта основной волны сдачи ЕГЭ, геологический факультет закрыли. Мне пришлось подавать документы на всевозможные химические направления, чтобы и учиться в вузе, и пересдать экзамены для перепоступления. 

В итоге я поступила на химический факультет МГУ.

🧪  Как проходил процесс обучения в МГУ? 

При поступлении студентов поделили на две группы — общий поток и специализированный, приблизительно по 20 человек в каждом. Специализированный поток отличался уклоном в определённую область, учебным планом и составом преподавателей. 

Я училась на математической химии и изучала такие дисциплины, как математика, программирование, физическая и квантовая химия.

В моей группе было 13 человек, у нас не было занятий по субботам, а многим предметам обучали отдельно от основного потока. Химических дисциплин хватало, так как мы изучали фундаментальные разделы науки — неорганическую, органическую, аналитическую, физическую химию. 

Во время обучения были лекции, семинары, коллоквиумы, контрольные и лабораторные работы, практики по восемь академических часов в неделю. Завершающий этап курса — написание курсовой. 

Курсовая на химфаке — это полноценное научное исследование, которым вы занимаетесь, в среднем, полгода.

Работа над курсовыми дала мне большую часть навыков и знаний, поскольку для её написания предоставлялась лаборатория, где я училась работать с литературой, ставить эксперименты и анализировать результаты.

По каждой дисциплине мы сдавали экзамены, и почти всегда они были устными. В конце обучения писали диплом. К шестому курсу студент перевоплощается в полноценного научного сотрудника. 

Диплом — это такая же научная работа, как курсовая, только более масштабная и самостоятельная.

🧪  Как называлась твоя форма обучения и какая у неё особенность?

На химическом факультете — специалитет, то есть после четырёх лет обучения необходимо выбрать специализацию. Я выбрала кафедру химической энзимологии. Моя лаборатория относилась к этому направлению, поэтому я, не раздумывая, выбрала кафедру для написания дипломной работы.

🧪  Химический факультет — это 80% обучения только химии?

К сожалению, это не так, мы изучали математику, физику, гуманитарные предметы. В первые два года этих дисциплин было гораздо больше, чем химии.

Я уважаю разностороннее развитие, но иногда курсы по естествознанию, культуре речи и истории религии были максимально скучными и неактуальными для будущей профессии.  

🧪  Сложно ли учиться на химическом факультете МГУ?

Я не могу однозначно ответить на этот вопрос, поскольку всё зависит от вашей базовой подготовки и уровня мотивации.

С базовой подготовкой у меня были трудности, поскольку во время подготовки к ЕГЭ я изучала химию поверхностно. На первом курсе мне пришлось учиться в несколько раз больше, чтобы закрыть школьные пробелы.

Подготовиться к ЕГЭ по химии и разложить всё по полочкам помогут наши Шпаргалки. Собрали всю необходимую для экзамена информацию и оформили её в классные карточки, которые можно распечатать или скачать на телефон.

С мотивацией тоже были сложности, так как я думала, что буду перепоступать на другую специальность. Однако мне помогли преподаватели по органической химии, которые оказали поддержку и стали наставниками на начальном этапе изучения дисциплин. 

Поступить на химфак сложнее, чем его окончить. Необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, профильной математике, химии и физике. А также написать ДВИ — дополнительное вступительное испытание по химии.

Если вспомнить мои шесть лет на химфаке, то могу сказать, что учиться было непросто. На первых трёх курсах было очень много занятий, я освобождалась в семь часов вечера. Когда удавалось уйти с пар пораньше, я направлялась в лабораторию, где работала над курсовыми. Каждую свободную минуту тратила, чтобы подготовиться к семинарами, зачётам и колоквиумам. 

Сессия на химфаке проводилась раз в полгода, и, если во время семестра готовиться к занятиям добросовестно, то сдать экзамены не составляло труда. Тогда пересмотрела своё отношение к сессии, и экзамены стали для меня способом систематизации информации. А ещё это возможность пообщаться с преподавателем о пробелах на курсе, если они есть. 

Тася влюбляет в химию всех вокруг. Если вы планируете сдавать ЕГЭ по химии или писать дополнительные вступительные испытания, начните свой путь к высоким баллами на её курсах.

 

А если вам интересны истории других преподавателей из команды Вебиума, то послушайте подкасты с Василисой Бродской, Эйджеем Гауссом и Марком Ламарком, а также прочитайте интервью о поступлении в МГИМО с Филом Сахаровым и в СПБГУ с Ирой Годуновой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!

Структура химического факультета МГУ

Структура химического факультета МГУ

Структура химического факультета


ОТДЕЛ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ
  • ЛАБОРАТОРИЯ КИНЕТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО КОНЦЕНТРИРОВАНИЯ
  • ЛАБОРАТОРИЯ СПЕКТРОСКОПИЧЕСКИХ МЕТОДОВ АНАЛИЗ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ХРОМАТОГРАФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ АНАЛИЗ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
ОТДЕЛ КОЛЛОИДНОЙ И ИНТЕРФЕЙСНОЙ ХИМИИ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ОБЩЕЙ КОЛЛОИДНОЙ ХИМИИ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ
ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ДВОЙНОГО СЛОЯ И ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЙ КИНЕТИКИ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ЭЛЕКТРОКАТАЛИЗА И КОРРОЗИЯ
  • ЛАБОРАТОРИЯ РАДИАЦИОННОЙ ХИМИИ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

ОТДЕЛ ХИМИЧЕСКОЙ ЭНЗИМОЛОГИИ

ОТДЕЛ ОБЩЕЙ ХИМИИ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ХИМИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
  • ЛАБОРАТОРИЯ СТРУКТУРНОЙ ХИМИИ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
  • ЛАБОРАТОРИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУКТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  • ЛАБОРАТОРИЯ УЧЕБНЫХ МЕТОДОВ В ХИМИЯ
  • ЛАБОРАТОРИЯ МЕТАЛЛОХИМИИ
ХИМИЯ И ФИЗИКА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССЫ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ГИДРИДНЫХ И КЕРАМИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
  • ЛАБОРАТОРИЯ УГЛЕРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ И КАТАЛИТИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА
ОТДЕЛ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
  • ЛАБОРАТОРИЯ НЕОРГАНИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ХИМИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СОЕДИНЕНИЙ
  • ЛАБОРАТОРИЯ МЯГКОГО НЕОРГАНИЧЕСКОГО СИНТЕЗА
  • ЛАБОРАТОРИЯ ХИМИИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ КРИСТАЛЛОВ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ФИЗИКО-ХИМИИ ПОЛУПРОВОДНИКОВ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ДИАГНОСТИКИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
ОТДЕЛ ХИМИЧЕСКОЙ КИНЕТИКИ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ГОМОГЕННОГО КАТАЛИЗА
  • ЛАБОРАТОРИЯ ФОТОХИМИИ
  • ЛАБОРАТОРИЯ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ХИМИИ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ХИМИЧЕСКОЙ КИНЕТИКИ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ЛАЗЕРНОЙ ФОТОНИКИ
ЛАЗЕРНО-ХИМИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ЛАЗЕРНО-ИНДУЦИРОВАННОГО СИНТЕЗА
  • ЛАБОРАТОРИЯ ЛАЗЕРНОЙ ДИАГНОСТИКИ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ЛАЗЕРНОЙ СПЕКТРОСКОПИИ
ХИМИЯ ПРИРОДНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ОТДЕЛ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ХИМИИ БЕЛКОВ
  • ЛАБОРАТОРИЯ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ И НУКЛЕОТИДЫ ХИМИЯ
ОТДЕЛ НЕФТЕХИМИИ И ОРГАНИЧЕСКОГО КАТАЛИЗА
  • ЛАБОРАТОРИЯ НЕФТЕХИМИИ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО КАТАЛИЗА
  • ЛАБОРАТОРИЯ НЕФТЯНЫХ УГЛЕВОДОРОДОВ ХИМИЯ
ОТДЕЛ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ЭЛЕМЕНТООРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО СИНТЕЗА
  • ЛАБОРАТОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЯ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ЯДЕРНЫЙ МАГНИТНЫЙ РЕЗОНАНС
  • ЛАБОРАТОРИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ РЕАГЕНТОВ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ТЕОРИИ И МЕХАНИЗМОВ ОРГАНИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
  • ЛАБОРАТОРИЯ АДСОРБЦИИ И ХРОМАТОГРАФИИ
  • ЛАБОРАТОРИЯ КАТАЛИЗА И ГАЗОВОЙ ЭЛЕКТРОХИМИИ
  • ЛАБОРАТОРИЯ КИНЕТИКИ И КАТАЛИЗА
  • ЛАБОРАТОРИЯ КРИСТАЛЛОХИМИИ
  • ЛАБОРАТОРИЯ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СПЕКТРОСКОПИИ
  • ЛАБОРАТОРИЯ МОЛЕКУЛЯРНЫХ ПУЧКОВ
  • ЛАБОРАТОРИЯ РАСТВОРОВ
  • ЛАБОРАТОРИЯ СТАБИЛЬНЫХ ИЗОТОПОВ
  • ЛАБОРАТОРИЯ СТРУКТУРЫ И КВАНТОВОЙ МЕХАНИКИ МОЛЕКУЛ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ТЕРМОХИМИИ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ХИМИЧЕСКОЙ КИБЕРНЕТИКИ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ТЕРМОДИНАМИКИ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ЭЛЕКТРОДИФРАКЦИИ
НАУЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПОЛИМЕРОВ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПОЛИМЕРОВ ИЗУЧЕНИЕ
  • ЛАБОРАТОРИЯ СТРУКТУРЫ ПОЛИМЕРОВ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ПОЛИЭЛЕКТРОЛИТОВ И БИОПОЛИМЕРЫ
  • ЛАБОРАТОРИЯ СИНТЕЗА И СВОЙСТВ ПОЛИМЕРЫ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ХИМИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ ПОЛИМЕРЫ
ОТДЕЛЕНИЕ РАДИОХИМИИ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ЯДЕРНОЙ ХИМИИ МЕТОДЫ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ДОЗИМЕТРИЯ И РАДИОАКТИВНОСТЬ
  • МОССБАУЭР СПЕКТРОСКОПИЯ И РАДИОХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
  • ЛАБОРАТОРИЯ РАДИОХИМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕТЕРОГЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
  • ЛАБОРАТОРИЯ РАДИОНУКЛИДОВ И РАДИОМЕЧЕЧНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
ХИМИЧЕСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
  • ЛАБОРАТОРИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ГИБКИХ КАТАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
  • ЛАБОРАТОРИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
КАФЕДРА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ЛАБОРАТОРИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ В ХИМИИ


Сайт поддерживается Российским фондом фундаментальных исследований
  Использование материалов, опубликованных на данной странице, без специального разрешения
не допускается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *