Факультет космических исследований мгу: О факультете | Факультет космических исследований

Содержание

Учебный процесс | Факультет космических исследований

Расписание весеннего семестра 2020/21 уч. года
Расписание пересдач (специалитет) за осень 2020/21 уч. года

 

Расписание осеннего семестра 2020/21 уч. года 

Расписание зимней сессии 2020/21 уч. года:
зачеты: специалитет, магистратура
экзамены: специалитет, магистратура(по группам: м101, м102, м103, м104, м105, м106, м108, м201, м202, м203, м204, м206, м208) (обновлено 04.01.21)

 

Об организации учебного процесса на ФКИ с 1 по 18 мая 2019/20 уч. года

 

Бланки для скачивания:

Заявление на утверждение темы диссертации
Заявление для повышения оценки
Заявление на получение материальной помощи
Заявление на социальную стипендию
Заявление на ПГАС

 

Архив расписаний:

зимняя сессия 2019/20: специалитет, 1 курс магистратуры, магистратура ГУ (1 и 2 курс), 2 курс магистратуры. 
летняя сессия 2019/20:

зачеты: специалитет (1 курс, 2 курс), магистратура (ПМИ, МММ, ГУ).
экзамены: специалитет (по группам, по датам), магистратура (по группам: м101, м103, м104, м106, м108; м102, м202, м207; по датам).

весенний семестр 2019/20  
осенний семестр 2019/20
летняя сессия 2018/2019
весенний семестр 2018/2019
зимняя сессия 2018/2019
осенний семестр 2018/2019
летняя сессия 2017/2018
весенний семестр 2017/2018
зимняя сессия 2017/2018
осенний семестр 2017/2018

 

Сроки проведения промежуточных аттестаций студентов магистратуры и специалитета (архив)

 

Итоговая аттестация (2018/19, 2019/20, 2020/21 учебный год)

Порядок защиты выпускной квалификационной работы на ФКИ МГУ

 

 

Договоры о сетевой форме реализации образовательных программ

Договоры об организации и проведении практик студентов

Программы практик

 

Доступность образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

 

Специалитет: Космические исследования и космонавтика

Специалитет, срок обучения 6 лет.

Вступительные экзамены: математика (ЕГЭ профиль), физика (ЕГЭ), русский язык (ЕГЭ), дополнительное вступительное испытание по математике. 

Основная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки специалистов «Фундаментальные математика и механика» реализуется в соответствии с образовательным стандартом, самостоятельно устанавливаемым Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова. Целью программы специалитета «Космические исследований и космонавтика» является подготовка специалистов для проведения фундаментальных и прикладных космических исследований.

Программа обучения включает базовые блоки дисциплин по математике, физике и компьютерным наукам, в результате освоения которых выпускник подготовлен к научно-исследовательской и практической деятельности в областях, связанных с космическими исследованиями. Междисциплинарный характер программы и комплекс полученных на младших курсах фундаментальных знаний и практических навыков позволяет обучающимся осознанно выбрать индивидуальную образовательную траекторию. Выбор блоков специализированных дисциплин, осваиваемых на старших курсах программы, связан с областью научно-исследовательских интересов и направлением научно-прикладной деятельности (техническая, естественно-научная, наук о человеке) обучающихся в сфере космических исследований.

Выпускник программы подготовлен к проведению прикладных научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в составе коллектива, владеет методами математического, физического и алгоритмического моделирования.

Основные курсы: 

  • математический анализ, линейная алгебра и аналитическая геометрия, комплексный анализ, дифференциальные уравнения, функциональный анализ, уравнения математической физики и квантовой механики, численные методы, дифференциальная геометрия; 
  • дискретная математика, алгоритмы и структуры данных, теория вероятностей, статистический анализ данных, базы данных, анализ данных и машинное обучение, большие данные, компьютерная геометрия, распознавание образов; 
  • механика, электромагнетизм, молекулярная физика, атомная физика, электродинамика, термодинамика и статистическая физика, квантовая механика; 
  • астрономия и астрофизика, механика космического полёта, устройство космических аппаратов, проектирование космической техники;
  • курсы по химии и материаловедению, биологии и психологии.

Количество мест: 20 бюджетных мест, 10 контрактных мест.

 

Аннотации к РПД

Программы дисциплин

В МГУ появится факультет космических исследований

James Vaughan / Flickr

В МГУ имени М.В. Ломоносова появится факультет космических исследований. Об этом на Дне открытых дверей заявил ректор МГУ Виктор Садовничий. Как сообщает ТАСС, в составе Московского университета новый факультет станет 43-м по счету.

О планах по созданию факультета, на котором будут готовить специалистов для космической отрасли, Садовничий говорил еще в ноябре прошлого года. В воскресенье, 15 января, ректор МГУ рассказал гостям университета о том, что новый факультет откроется уже в сентябре 2017 года. Скорее всего, он будет состоять из одной или двух групп, а его главными предметами станут математика, биология, астрономия и химия.

«Что это, факультет космических исследований? Это, конечно, фундаментальная наука. Это космос, это неисследованное, это черные дыры, это все, еще не известное человечеству, это поведение человека в космосе, в невесомости», — прокомментировал новость Садовничий.

В 2016 году МГУ и государственная корпорация «Роскосмос» подписали соглашение о совместной научно-исследовательской, образовательной и опытно-конструкторской деятельности. По словам Садовничего, это также должно способствовать развитию кадрового потенциала в космической отрасли.

На сегодняшний день ученые МГУ разработали 400 космических аппаратов, в число которых входит спутник «Ломоносов».

Недавно «Ломоносов» и сеть мониторинга космического пространства «МАСТЕР» провели синхронное наблюдение гамма-всплеска в оптическом и гамма диапазоне. Одновременная регистрация этого события в двух диапазонах — большая редкость, так как обычно удается зарегистрировать лишь послесвечение, которое длится значительно дольше самой вспышки.

Кристина Уласович


МГУ им. М.В. Ломоносова. Факультет космических исследований

В настоящее время, в котором мы живём, когда весь мир стремительно развивается и человечество многократно умножает научно-технические достижения, в Московском университете создан факультет космических исследований. Основным направлением деятельности факультета станет подготовка квалифицированных кадров для проведения исследований космоса, космических экспериментов и эффективного использования результатов космической деятельности в решении актуальных прикладных задач.

Студенты нового факультета уже во время учёбы будут принимать непосредственное участие в фантастических космических проектах. Одной из важных задач факультета является популяризация космической науки в молодежной среде. 

Факультет будет активно заниматься решением фундаментальных и прикладных задач исследования космоса, привлекая сотрудников, студентов и аспирантов Московского университета. 

Если вы с упоением читаете книги и статьи о покорении космоса и всегда мечтали посмотреть поближе на настоящие космические исследования, то это ваш шанс.

  • Набор на бюджетные места – 28 человек.

  • Поступить в нашу магистратуру может любой студент или выпускник, имеющий диплом об окончании бакалавриата (или 5-летнего специалитета) вне зависимости от профиля предыдущего образования.

  • Всего один вступительный экзамен – по математике, физике или госуправлению.

  • Выдающаяся научная школа – читать лекции вам будут преподаватели мехмата, ВМК, факультета госуправления, НИИЯФ, ИКИ РАН, РКС, других профильных научных институтов и компаний космической отрасли.

  • Актуальные темы исследований – распознавание изображений и Big Data, VR и биомеханика, проектирование искусственных спутников земли и многое другое.

  • Перспективы – факультет сотрудничает со многими компаниями космической отрасли, которые активно интересуются поиском молодых специалистов.

Универсиада по космическим исследованиям — Ломоносов

В Универсиаде на добровольной основе принимают участие лица, обучающиеся или закончившие обучение в образовательных организациях высшего образования по образовательным программам бакалавриата, специалитета, а также лица, обучающиеся в зарубежных высших учебных заведениях.

Для участия в Универсиаде необходимо зарегистрироваться на сайте до 13 марта 2020 года (включительно).

Универсиада проводится в два этапа:

  • первый этап − отборочный, проводится заочно с 14 по 15 марта 2020 года. Каждому зарегистрированному участнику Универсиады предоставляется 4 часа на выполнение заданий (решение задач по базовым и некоторым специализированным дисциплинам) в режиме онлайн с 00:01:00 14 марта 2020 г. до 23:59:59 15 марта 2020 г.;
  • второй этап – заключительный, проводится в очной форме в виде письменной работы в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. В случае необходимости для проведения очного тура может быть организована дополнительная площадка на базе филиала МГУ имени М.В. Ломоносова или на базе регионального вуза (по согласованию с администрацией вуза). В 2019 году площадками были Филиал МГУ в г. Севастополь и Филиал МГУ в г. Ташкент.

СПИСОК ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРИЗЕРОВ ОЧНОГО ТУРА УНИВЕРСИАДЫ

 

Победители

  1. Муржукова Айя Тимуровна
  2. Тусупбекова Эльмира Ерсыновна
  3. Сурукпаев Аслан Булатулы
  4. Ковальский Алексей
  5. Киназаров Темирбек
  6. Абишев Даур Муратулы
  7. Бексугуров Азамат Зиябек-улы
  8. Аллахвердиев Микаэл Мурадович

 

Призеры

  1. Жексембин Данат Маратулы
  2. Мосолова Юлия Валерьевна
  3. Айториев Абзал Серикович
  4. Копосов Андрей Александрович
  5. Мельник Фёдор Александрович
  6. Панькова Ангелина Юрьевна
  7. Макатова Батима Болатовна
  8. Мусина Адель Кайратовна
  9. Садыкова Сымбат Кайратовна
  10. Сланова Айгерим Сакеновна
  11. Кунакбаев Рамазан  Ерланович
  12. Ступак Дмитрий Александрович
  13. Милюта Евгения
  14. Абрамова Варвара Владимировна
  15. Вотинова Ольга Сергеевна
  16. Ковалева Мария Сергеевна
  17. Копылова Диана Павловна
  18. Нерус Даниил Вячеславович
  19. Нишанов Эмиль Рустамович
Победители и призеры очного тура Универсиады «Космические исследования: математика, механика и компьютерные науки» получают льготы при поступлении в магистратуру факультета космических исследований и механико-математического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова в 2020 году.

 

Василий Сазонов: «Мы будем готовить таких специалистов, которые смогут ответить: зачем лететь в космос, какие результаты мы сможем получить и как эти результаты использовать?»::Журнал СА 11.2017

Рубрика: Карьера/Образование /  Alma mater российских ИТ

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Василий Сазонов:
«Мы будем готовить таких специалистов, которые смогут ответить: зачем лететь в космос, какие результаты мы сможем получить и как эти результаты использовать?»

В гостях у «Системного администратора» Василий Викторович Сазонов, и.о. декана факультета космических исследований Московского государственного университета имени Ломоносова, кандидат физико-математических наук, выпускник факультета ВМК

Василий Викторович Сазонов, и.о. декана факультета космических исследований Московского государственного университета имени Ломоносова, кандидат физико-математических наук, выпускник факультета ВМК

– Как и почему был образован в МГУ новый факультет?

– В целях дальнейшего совершенствования подготовки кадров для космической отрасли по инициативе ректора академика В.А. Садовничего в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова в 2017 году создан факультет космических исследований. Наш научный руководитель – дважды Герой Советского Союза, д.т.н., член-корреспондент РАН, летчик-космонавт Владимир Алексеевич Соловьев.

Какие были предпосылки его создания? Если посмотреть историю МГУ, то видно, что Московский университет включился в космическую гонку с начала первых разработок в стране в целом. В Московском университете работали такие ведущие ученые, как Мстислав Всеволодович Келдыш, Дмитрий Евгеньевич Охоцимский, Андрей Николаевич Тихонов, Александр Андреевич Самарский, Лев Семенович Понтрягин и другие, которые были связаны с ядерной икосмической программами.

Институт ядерной физики МГУ, например, за последние 40 лет поставил более 400 приборов на спутники, те спутники, которые и сейчас летают. У каждого большого факультета есть своя космическая программа – это медицинские исследования, биологические исследования, физика, математика, механика, программирование. То есть у многих крупных факультетов имеется свое направление в космической теме.

Мы сотрудничаем с предприятиями космической отрасли – например, наш ректор Виктор Анатольевич Садовничий долгое время руководил и продолжает руководить программами разработки специальных тренажеров для тренировки космонавтов. Кстати, за эти программы он был удостоен Государственной премии.

Виктор Антонович Садовничий, ректор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
«МГУ – единственный в мире университет, который производит и запускает на орбиту свои спутники… Россия в целом нуждается в подготовке высококвалифицированных специалистов для работы по освоению космического пространства… Созданный факультет будет готовить специалистов, способных эффективно заниматься исследованиями в космической отрасли; даст новый толчок к развитию в университете всех областей знаний, которые так или иначе связаны с изучением космического пространства. Это космическая медицина, биология, подготовка космонавтов к полету и их поведение в невесомости, изучение различных явлений в космосе, информационные технологии и, конечно, создание новых приборов».

Много работ проводится в Московском университете, и в итоге появилась идея объединить их в рамках образовательного процесса и целенаправленно готовить специалистов в области космических исследований и использовании результатов космической деятельности, тем более что сейчас в отрасли есть нехватка таких специалистов. Ученый совет Московского университета в декабре 2016 года принял решение о создании факультета, и 16 февраля 2017 года он был создан.

Мы провели исследование, посмотрели, каких специалистов в отрасли не хватает. Задались вопросом: где наши специалисты востребованы? Общались и с представителями «Роскосмоса», и с руководством крупных предприятий космической отрасли. Выбрали несколько направлений, по которым наиболее целесообразно начать обучение. Начали, естественно, с магистратуры. Потому что магистратура – это два года обучения. Мы берем выпускников уже сфундаментальным образованием, даем им специальные знания, навыки, практику и на выходе за достаточно короткое время получаем готового специалиста.

У нас пока созданы четыре кафедры, и в этом году мы проводили набор на четыре магистерские программы.

– Каждая кафедра – под программу?

– И да и нет. Есть кафедра фундаментальной и прикладной математики, есть кафедра управления космическими полетами, они инвариантны, они дают знания, общие для всех программ, есть кафедры специальные – методы и технологии дистанционного зондирования земли, государственного управления и экономики в космической отрасли. Я с гордостью скажу, что лучшие специалисты по фундаментальным наукам работают в Московском университете, поэтому с этой частью обучения мы полностью закрыли вопрос. Но мы и людей из отрасли, конечно, приглашаем, для нас очень важен их уникальный опыт.

– Расскажите, пожалуйста, «на кого» вы учите студентов.

– Мы определили несколько горячих направлений. Самое горячее – это методы и технологии дистанционного зондирования земли (ДЗЗ). Дело в том, что в последнее десятилетие многократно возрасли возможности систем ДЗЗ. С первых полетов первого спутника уже стали фотографировать и «сбрасывать» данные; сейчас ежедневно на Землю поступают 5 терабайт спутниковых данных, понятно, что вручную обработать их уже невозможно, требуются специальные технологии, которые будут это делать автоматически или с высокой степенью автоматизации. Вот наша специальность «Методы и технологии дистанционного зондирования» готовит именно таких специалистов. Готовим программистов сознанием основ дистанционного зондирования, физики, знанием таких специфических разделов механики, как механика космического полета, основ обработки изображений, машинного обучения, с умением работать с большими данными и т.д.

Моя цель в том, чтобы ребята плавно двигались по своей траектории и к написанию диплома уже были готовы перейти на конкретное место работы

Вторая специальность – это «Технологии смешанной реальности для аэрокосмических систем». Она «выросла» из механико-математического факультета, из отдела прикладных исследований, которым руководит ректор МГУ академик В.А. Садовничий. Речь идет об исследованиях, связанных с тренажеростроением. Эта специальность находится на стыках математики, механики, биологии и медицины. Ребята изучают воздействие внешних факторов на вестибулярный аппарат человека и на его способности работать в режиме перегрузки в невесомости. Ведь в космосе на задачу даже просто перевести взгляд из одной точки в другую тратится в 10 раз больше времени, чем на земле.

Третья специальность – это «Физические условия космического пространства и планирование космических миссий». Она родилась из тематики Института ядерной физики Московского университета. Что такое физические условия космического пространства? На самом деле космос – это очень агрессивная среда, необитаемая, там кроме вакуума есть еще и жесткое электромагнитное излучение. Если мы говорим про полеты в околоземном пространстве, то есть овысоте полета орбитальных станций, таких как МКС, они летают внутри так называемых радиационных поясов земли. А вот если выйти за них, то излучение может быть очень жестким. При текущем развитии технологий защиты мы неможем сказать, что человек долетит до Марса здоровым и готовым к необходимой деятельности.

Четвертая специальность – «Государственное управление в космической отрасли». Космическая отрасль – передовая, здесь сконцентрированы новейшие достижения науки и техники, она относится к крайне высокотехнологичным, каждое новое изделие, даже серийное, уникально, и здесь требуются специалисты по технологии управления. Специальность вызвала большой интерес, отклик среди молодежи, но мы отобрали для начала 15 человек

– Конкретно где эти ребята будут работать?

– Руководители крупных корпораций, их финансовые отделы, экономические отделы заинтересованы в ребятах, потому что такие специалисты понимают, как все устроено и в сфере космоса, и в сфере управления.

– Сколько студентов на курсе?

– 42 человека, половина из МГУ, половина пришедших из других вузов и приехавших из других городов. Есть ребята из Новосибирска, из Бауманки, из МАИ… мы приглашаем всех, кто выдержит вступительный конкурс.

В этом году у нас была интересная ситуация – на разные специальности был разный конкурс: на методы и технологии дистанционного зондирования земли было 20 бюджетных мест и конкурс 3 человека на место, на специальность потехнологиям смешанной реальности было 8 бюджетных мест и 6 человек на место.

Справка

Основное направление деятельности факультета – подготовка квалифицированных кадров для проведения исследований космоса, космических экспериментов и эффективного использования результатов космической деятельности врешении фундаментальных и прикладных задач.

Студенты нового факультета уже во время учебы будут принимать непосредственное участие в космических проектах. Одна из важных задач факультета – популяризация космической науки в молодежной среде.

1 сентября 2017 года на факультете начали обучение первые студенты магистратуры.

Сайт факультета: https://cosmos.msu.ru.

– Расскажите о вступительном конкурсе.

– Перед магистратурой – по каждой специальности свое вступительное испытание.

На технологии дистанционного зондирования – прикладная математика и информатика.

Если мы говорим о технологиях смешанной реальности – математика.

По физическим условиям космического пространства – физика.

По госуправлению – основы государственного и муниципального управления.

Со следующего года будет набор на специальность «Космические исследования и космонавтика». Сейчас мы находимся в процессе согласования ее с руководством университета и вышестоящими органами, подробности мы озвучим уже вновом году, но специальность точно будет. Это будет набор на шесть лет, мы станем обучать ребят на высоком уровне математике, физике и информатике плюс специальные предметы, они для каждой специализации разные. Будут имеханика космического полета, и устройство космических аппаратов…

– Кого вы планируете принимать? Бывших школьников? Или это будут целевые наборы от предприятий?

– Нам нужны хорошие студенты. Заинтересованные люди, которые готовы напряженно учиться и потом работать в космической отрасли, чтобы двигать нашу страну вперед. Мы не будем отказываться ни от целевых мест, ни от платного обучения, просто прежде всего нужны хорошо мотивированные учащиеся.

– Что нужно сделать тем, кто учится в других российских вузах, но хочет к вам поступить?

– Надо посмотреть, какая магистерская программа подходит им, чем интересно заниматься. Потому что, когда мы набираем специалистов на первый курс, мы сначала даем им большой объем фундаментальных знаний, боремся за их разум идушу, чтобы они четко определились с выбором профессии. Когда человек к четвертому курсу заканчивает бакалавриат, выбор уже осознан. Если вы учитесь в другом вузе, но решили поступать к нам, то готовьтесь к экзаменам, они, конечно, не простые, но все можно выучить. Программу мы вывешиваем на сайте, есть видеозаписи разборов вариантов прошлого года.

Хочу сказать, что мы не останавливаемся только на этом наборе магистерских программ, каждый год мы будем давать (начинать) что-то новенькое. Сейчас планируем запуск двух программ, я пока не буду озвучивать, каких, но это будет очень интересно.

– Порекомендуйте дополнительные курсы для поступления?

– Есть и так называемые Центральные подготовительные курсы, и курсы факультета ВМК, на физическом факультете есть своя подготовка. А экзамен по математике – он общий, пишется одновременно, т.е. годятся все курсы. Наспециалитет мы ждем всех и призываем готовиться к вступительным экзаменам по математике.

– Как вы взаимодействуете с российскими космическими структурами?

– Нам хорошо помогает ГК «Космос». Хорошее сотрудничество с ракетно-космической корпорацией «Энергия» имени С.П. Королева, Центром подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, АО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко», АО «Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина». Мы туда проводим экскурсии, для каждой специальности мы нашли там место практики.

Моя цель в том, чтобы ребята плавно двигались по своей траектории и к написанию диплома уже были готовы перейти на конкретное место работы.


Российский ученый, доктор наук, академик РАН, директор федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН. Заведующий кафедрой информационной безопасности факультета ВМК МГУ и кафедрой проблем информатики МИРЭА

Игорь Соколов:
«Считаю, что сегодня должна начаться новая жизнь у факультета ВМК!»

Когда-то я был студентом факультета ВМК МГУ, потом, по прошествии лет, вернулся, чтобы самому руководить учебными процессами. В общем, ВМК – это на всю жизнь и это, как сейчас говорят, тренд. Во-первых, потому что Data Sience– это действительно новая технология научных исследований. Если мы раньше различные объекты и процессы описывали в дифференциальных уравнениях, а потом эти уравнения решали, то сейчас уже на повестке извлечение знаний изданных другими методами. Наиболее мейнстримный метод – искусственный интеллект, фактически это новая математика.

Этот путь дает замечательные научные результаты! Два последних открытия в области физики, за которые была получена Нобелевская премия, смогли появиться только благодаря новым технологиям работы с большими данными. Среди колоссального массива данных с помощью многих тысяч фильтров смогли вычленить те физические сущности, которые предсказывались еще несколько десятилетий назад.

Два последних открытия в области физики, отмеченные Нобелевской премией, появились благодаря новым технологиям работы с большими данными

Считаю, что сегодня должна начаться новая жизнь у факультета ВМК из-за всплеска интереса к этой тематике, причем не на уровне 90-х годов, когда технологиями интересовались системные администраторы и программисты.

Сейчас активировался интерес ученых, тех, кто без этих технологий, без этих знаний теперь в науке продвинуться не может. Уже с 2010 года в ведущих университетах мира появились курсы Big Data, появились компетенции, неожиданные для нас, которые требуют определенных специалистов. Появились мирового уровня проекты, которые объединяет понятие исследовательской инфраструктуры, создаются сети экспериментальных исследовательских лабораторий всовокупности с центрами данных.

Одних исследовательских инфраструктур в Европе насчитывается несколько сотен. И тут-то возникает вторая неизбежность всплеска популярности ВМК – это очевидное отставание наших образовательных стандартов от современных требований.

Стандарты в области информационных технологий быстро устаревают, а технология подготовки загнана в такие рамки, что их изменение – чрезвычайно долговременный и трудоемкий процесс. Так или иначе, проблему подготовки кадров, обладающих актуальными компетенциями, нужно решать, и у ВМК большие перспективы в развитии и реформировании учебных процессов.

Из важных новостей хочу отметить, что в МГУ создан Национальный центр цифровой экономики для исследований и подготовки кадров. Его задача, в том числе, разрабатывать методические рекомендации и учебные материалы для того, чтобы корректировать существующие, либо создавать новые учебные программы.

В октябре 2017 года прошел XII Всероссийский фестиваль науки, в котором приняли участие сотрудники и студенты факультета космических исследований МГУ

Самыми популярными среди посетителей всех возрастов оказались шлем виртуальной реальности, в котором люди могли ощутить себя настоящими космонавтами, и симулятор поездки на луноходе, представленные лабораторией МОИДС.

От лаборатории геометрического моделирования и интеллектуальных систем (ЛГМИС) был представлен ряд проектов, успешно использующихся в действующих задачах космической отрасли. В их числе: моделирование взаимодействия транспортных летательных аппаратов с международной космической станцией, расчет тепловых характеристик для спутников системы ГЛОНАСС, а также визуализация поля видимости спутников наземными антеннами. В составе экспозиции можно было наблюдать смоделированную работу системы ГЛОНАСС, где с помощью средств компьютерной графики и современных методов математического моделирования отображалась орбитальная группировка спутников и наземных станций. Немалый интерес среди посетителей вызвала экскурсия по лаборатории виртуальной реальности МГУ в Ломоносовском корпусе. Можно было опробовать современные технологии дополненной и смешанной реальности, а именно прогуляться по Марсу, прокатиться на луноходе по поверхности Луны и даже выйти в открытый космос.

В 14:00 посетителей связал с космонавтами телемост с МКС, во время которого выпускник МГУ космонавт Сергей Рязанский и космонавт Александр Мисуркин ответили на вопросы гостей Фестиваля.


Помощник деканов факультетов ВМК и ФКИ МГУ имени М.В. Ломоносова по информационному продвижению

Светлана Зива:
«Только за прошедший учебный год студенческие команды ВМК семь раз победили в различных профессиональных соревнованиях международного (три раза) и всероссийского уровня»

Два года назад журнал «Системный администратор» писал о факультете ВМК. За это время произошли немалые изменения. Факультет продолжает развиваться: совместный образовательный проект с Mail.ru Group «подрос» настолько, чторезультаты дипломной работы выпускников стало возможно презентовать на только что прошедшем Фестивале науки. Полгода назад была открыта совместно со Сбербанком лаборатория, которая специализируется на теории риска ианализе данных.

Стабилизировались условия приема. Ранее, еще семь-восемь лет назад, изменения в правилах приема в МГУ от года к году могли быть значительные, теперь новшеств в этих правилах мы наблюдаем минимальное количество. Конкурс нафакультет остается на уровне четыре с небольшим человека на место. Примерно одинаковым остается и количество бюджетных мест – около 320, да и уровень подготовки, и багаж знаний поступивших к нам абитуриентов практически неизменны в течение последних лет.

Однако существенные изменения, я бы даже сказала, прорыв, произошли в результатах участия наших студенческих команд (под руководством сотрудников ВМК) во всероссийских, а в случае победы на этом уровне, и в международных профессиональных соревнованиях. Быстрый анализ новостей официального сайта факультета cs.msu.ru показывает, что только за прошедший учебный год студенческие команды ВМК семь раз победили в различных профессиональных соревнованиях международного (три раза) и всероссийского уровня.

Вот уже более 45 лет факультет выпускает специалистов, которые уверенно работают с последовательностью объект – модель – алгоритм – программа

В основном речь идет, конечно, о состязаниях между командами программистов, но также есть победы и в соревновании по анализу данных, и в соревновании, связанном с управлением рисками. Логичным продолжением этой тенденции стала 60-я позиция факультета ВМК в предметном рейтинге Times Higher Education в категории «Компьютерные науки». Среди российских вузов, представленных в этой категории, факультет занимает первое место. Победы наших студентов и высокие места в международных рейтингах доказывают, что факультет остается одним из ведущих мировых университетов и наращивает интеллектуальные мощности в разработках, связанных с основными направлениями деятельности факультета.

Два года назад на центральной площадке Фестиваля науки (ФН), в Фундаментальной библиотеке МГУ, факультет ВМК представлял как один из экспонатов победу студенческой команды лаборатории безопасности информационных систем в «хакерских» соревнованиях международного уровня. Теперь можно констатировать, что победы студентов этой лаборатории в соревнованиях международного уровня стали привычными. А на центральной площадке Фестиваля продолжают демонстрироваться экспонаты, которые визуализируют разработки наших кафедр: роботы, играющие в шахматы с посетителями, роботы, реагирующие на движение, распознавание по силуэту ладони, 3D-изображение безочков. В разработке каждого экспоната обязательно принимают участие студенческие коллективы кафедр и лабораторий.

На центральной площадке ФН в формате «Золотого лектория» наши профессора уже девять лет подряд читают лекции, доступные для понимания большинства посетителей. В этом году лекцию, посвященную электронным деньгам ибезопасности в этой сфере, представил наш профессор Владимир Анатольевич Захаров.

Справка

Факультет вычислительной математики и кибернетики (ВМК) МГУ имени М.В. Ломоносова был основан в 1970 году, является ведущим учебным центром России по подготовке кадров в области фундаментальных исследований поприкладной математике, вычислительной математике, информатике и программированию.

В состав факультета ВМК входят 19 кафедр: математической физики, вычислительных методов, общей математики, функционального анализа и его применений, автоматизации научных исследований, вычислительных технологий имоделирования, суперкомпьютеров и квантовой информатики, нелинейных динамических систем и процессов управления, оптимального управления, системного анализа, математической статистики, исследования операций, математических методов прогнозирования, математической кибернетики, системного программирования, алгоритмических языков, автоматизации систем вычислительных комплексов, информационной безопасности, английского языка.

Сайт факультета: https://cs.msu.ru

Традиционно во время ФН факультет проводит выставку своих кафедр, совпавшую в этом году с Днем открытых дверей МГУ. Абитуриенты смогли не только познакомиться с факультетом, задать вопросы руководителям факультета опоступлении, но также посетить выставку кафедр сразу после Дня открытых дверей и получить информацию об узкой специализации, которая могла бы стать им интересна.

Именно эта специализация затем существенным образом влияет на область практического применения знаний, полученных на факультете. Учеба у нас – это гарантия того, что выпускник найдет себе работу. Вот уже более 45 лет факультет выпускает специалистов, которые уверенно работают с последовательностью объект – модель – алгоритм – программа. Об этом писал еще в 1989 году в своей статье «Неизбежность новой методологии» Александр Андреевич Самарский, академик, заведующий отделом Института прикладной математики имени М.В. Келдыша АН СССР.

Багаж знаний наших выпускников включает сбалансированные навыки по построению математических моделей объекта, применению вычислительных методов и использованию возможностей компьютеров и суперкомпьютеров. Дляподготовки высококвалифицированных разработчиков требуется преподать большой объем знаний по вычислительным методам, иначе из триады, описанной выше, выпадет целый этап процесса познания. Акцент же на звено «программа», который делают некоторые вузы, приводит к появлению многочисленного количества «кодировщиков», в современном мире называемых программистами, не способных, отталкиваясь от объекта, построить его математическую модель.

На Фестивале молодежи и студентов Герман Греф говорил о том, что «мода» на профессию может привести к неустроенности личной судьбы в будущем, особенно если следовать ошибочному прогнозу о востребованности профессии через5-7-10 лет. В этот раз его рассуждения коснулись профессии программиста. Позже Герман Греф дал разъяснения о том, что «нужны программисты-тестировщики, умеющие работать в команде и понимающие глубоко продукт (читай: объект), над которым они работают». Благодаря фундаментальным знаниям, которые студенты получают на факультете ВМК, наши выпускники не являются программистами-кодировщиками в том понимании, которое сформировалось вИТ-отрасли.

Не так давно, всего полгода назад, Сбербанк совместно с нашим факультетом создал новую лабораторию теории риска и анализа данных. Задачами этой лаборатории станут передовые исследования и разработки в области статистических методов анализа больших данных и машинного обучения, и все это – в разрезе современных банковских потребностей. Это событие подтверждает тот факт, что наш факультет готовит специалистов, которые очень востребованы вбанковской (и во многих других) отраслях.

Векторы знаний для личного профессионального развития на факультете таковы, что они могут привести в очень разные отрасли деятельности после факультета. Это и аналитика в банковском и страховом деле, и различные прикладные задачи ИТ-отрасли, работа с большими объемами данных, управленческая деятельность в компаниях и, конечно, широкие возможности продолжать профессиональную деятельность в научной среде. Как пример возможного развития деловой судьбы могу предложить свою.

Окончив университет, я оказалась в бизнес-мире в молодой тогда отрасли «обучение ИТ-технологиям для специалистов». В те годы этот рынок лавинообразно развивался, постоянно добавлялись новые и очень интересные знания. Отраслевые курсы для сложившихся специалистов в это время в России уже включали в себя управленческие направления.

Одно время был всплеск интереса к курсам по управлению проектами. Затем развивалась линейка курсов по управлению ИТ-процессами. Когда 10 лет назад я вернулась в Университет на родной факультет, стало ясно, что необходимо включать эти курсы в учебные планы, воспринять этот материал студентам вполне под силу.

Сейчас курсы по управлению ИТ-процессами и проектами преподаются у нас на факультете и на нескольких других факультетах МГУ. Сама же я параллельно преподаю на философском факультете авторский курс «Телекоммуникационные и компьютерные технологии в связях с общественностью».

Теперь уже окончила аспирантуру, сейчас пишу диссертацию, защищаться предполагаю по техническим наукам. Организовала и продолжаю руководить информационно-техническим продвижением факультета ВМК. А в феврале этого года мне предложили развивать такое же направление на новом факультете, который был создан в этом году, – факультете космических исследований МГУ.

Кстати, декан нового факультета – выпускник ВМК.


Кандидат экономических наук, директор Национального центра цифровой экономики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Татьяна Ершова:
«Основная цель центра – содействие становлению и развитию цифровой экономики в Российской Федерации»

25 января 2017 года под председательством Президента России В.В. Путина прошло заседание Попечительского совета МГУ имени М.В. Ломоносова, выступая на котором, ректор университета академик В.А. Садовничий сказал: «Утвержденная недавно Стратегия научно-технического развития направлена на преодоление больших, то есть глобальных вызовов. И к таким вызовам относится использование информационных технологий и развитие цифровой экономики. Мы создаем в МГУ Национальный центр компетенций в области цифровой экономики для научных исследований и подготовки кадров».

4 сентября 2017 года центр был создан в качестве структурного подразделения МГУ. Академик И.А. Соколов возглавил новое подразделение в качестве научного руководителя, я – в качестве директора. Основная цель центра – содействие становлению и развитию цифровой экономики в Российской Федерации.

Есть такая программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Мы активно включились в концептуализацию подпрограммы «Цифровая промышленность». Экономический факультет МГУ выступил инициатором ее создания, центр и Институт развития информационного общества подключились к работе. Надеемся, что в начале следующего года эта подпрограмма станет частью большой национальной программы.

Недавно мы провели очень интересный семинар, посвященный созданию цифровых платформ для исследований. Тема эта очень важна для России, потому что исследования ведутся в огромном количестве в научных и образовательных учреждениях, и цифровая платформа необходима как инструмент эффективного создания и хранения знаний, обмена ими.

Поскольку наш центр научно-образовательный, мы, естественно, будем заниматься и образовательной деятельностью, включая разработку различных учебных курсов, прежде всего межфакультетских, ведь МГУ – это колоссальная фабрика по производству знаний и обучению студентов.

Почему именно межфакультетские? Цифровая экономика – явление, которое пронизывает буквально все общество, затрагивает разные аспекты человеческой жизни. Допустим, наш центр, социологический и экономический факультеты объединяются и готовят курс, посвященный социально-экономическим аспектам развития цифровой экономики. Или, например, новые цифровые медиа. В этом могут участвовать факультет журналистики, социологический факультет, психологический факультет и наш центр. Объединение структур университета может происходить при разработке курсов, носящих комплексный характер. Они будут читаться для студентов МГУ.

Сейчас мы задумали базовый курс «Введение в цифровую экономику». Он будет предназначен для всех, кто заинтересован в понимании этого явления. Слушателями могут быть студенты любых вузов, предприниматели, работники компаний, просто граждане. Мы дадим базовый понятийный аппарат, расскажем об истории формирования цифровой экономики, о цифровых технологиях, как тех, что уже существуют, так и тех, которые только нарождаются, но, возможно, будут определять нашу жизнь в ближайшие годы. Это авторский курс нашего центра. Этот курс будет онлайновым, и пройти его сможет каждый, получив в конце обучения соответствующий сертификат.


Доцент кафедры управления космическими полетами факультета космических исследований МГУ

Иван Самыловский:
«С факультета ВМК я пришел на ФКИ – это было совершенно естественно»

Я закончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М. В. Ломоносова по кафедре оптимального управления, где также учился в аспирантуре и защитил кандидатскую диссертацию.

У нас на ВМК в научную специализацию кафедры оптимального управления всегда вписывалась механика полета. Начиная с 2010 года, еще будучи на кафедре, я как специалист по небесной механике начал работать с Василием Викторовичем Сазоновым, теперь он декан ФКИ, в его проектах с организациями госкорпорации «Роскосмос». Расскажу всего лишь об одном из них.

Прошедшим летом мы благополучно завершили большой проект вместе с Центральным НИИ машиностроения – головным НИИ «Роскосмоса». Нашей задачей было создание системы, предназначенной для отображения состояния орбитальной группировки ГЛОНАСС и смежных систем спутниковой навигации, а также состояния наземного сегмента.

На стенде факультета космических исследований, представленном на выставке, проходящей в рамках Фестиваля науки 2017 в МГУ, демонстрировалась видеозапись того, как работает система ГЛОНАСС в реальных полевых условиях вгороде Королеве, в ЦУПе.

На видеостоле были развернуты четыре компоненты модулей управления, с которых посылаются сообщения модулям отображения на четырехмониторную видеостену. Информация туда стекается из центральной базы данных головного изделия, там складывается вся картина о состоянии наземных станций, о состоянии спутников, о параметрах гравитационного поля. И все это отображается в удобном оператору виде.

Наши заказчики получили эффективную систему отображения состояния с помощью настраиваемого набора маркеров, звуковых сигналов, анимации и списка параметров. Хорошо то, что в рамках одного и того же программного средства можно несколькими навигационными действиями настроить либо отображения для специалистов, либо для зрителей.


Магистрант факультета космических исследований МГУ, направление «Интеллектуальные технологии смешанной реальности для аэрокосмических систем»

Никита Соколов:
«Мне интересно изучение космоса, особенно направление смешанной реальности»

Еще недавно я учился в МГТУ им. Баумана, изучал прикладную математику, но когда узнал, что в МГУ открылся новый факультет, решил перейти сюда, поступил в магистратуру. Я доволен своим выбором – на нашем факультете делается очень много интересного и, что важно, полезного для практического применения в космосе.

Например, в октябре, во время Всероссийского фестиваля науки, который три дня проходил в МГУ, на выставочном стенде факультета космических исследований было очень много желающих посмотреть экспозицию, попробовать тренажеры. Особенно всех привлекали симулятор поездки на луноходе и шлем виртуальной реальности, в котором можно представить, как себя чувствуют люди в космосе. Это были разработки лаборатории МОИДС.

Для полетов в космос, например, проще сначала все сымитировать на земле, отработать на тренажере все неполадки, которые могут происходить с реальным объектом, прежде чем отправить космонавта или луноход в полет на Марс

К смешанной реальности, в частности, относится виртуальная реальность, и как раз системные имитации, которые мы разрабатываем. Для полетов в космос, например, проще сначала все сымитировать на земле, в том числе визуальную картинку виртуальной реальности, отработать на тренажере все неполадки, которые могут происходить с реальным объектом, прежде чем отправить космонавта или луноход в полет на Марс.

Моя научная работа посвящена обработке изображения в шлемах виртуальной реальности. Задача заключается в том, чтобы устранить разные проблемы отображения картинки. Это поможет четкому и плавному погружению в виртуальную реальность – визуальная имитация будет максимально правдоподобной, что очень важно.

Мой научный руководитель Виктор Александрович Чертополохов предложил мне попробовать сделать еще не реализованные алгоритмы. Это интересная тема для научной работы. Мне надо разработать алгоритм, который будет всеулучшать, а применять его можно повсеместно.

При успешной реализации работы, первые результаты которой, надеюсь, смогу получить в ближайшие месяцы, ее можно будет использовать для визуализации любого проекта виртуальной реальности.

Подготовила Ирина Ложкина


Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

МГУ имени М.В. Ломоносова. Факультет космических исследований

МГУ имени М.В. Ломоносова
ФАКУЛЬТЕТ КОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Москва, 2018 год
Факультет космических исследований
Факультет был основан 16 февраля 2017 года.
Готовит специалистов, которые смогут ответить:
o зачем лететь в космос,
o какие результаты мы сможем получить,
o как эти результаты использовать.
Научный руководитель факультета
Соловьёв Владимир Алексеевич
профессор,
доктор технических наук,
дважды Герой Советского Союза,
лётчик-космонавт,
член-корреспондент РАН.
Количество полетов — 2
Продолжительность полета — 361 сутки 22 часа 50 минут 00 сек.
Число выходов в открытый космос — 8
Продолжительность работ в открытом космосе — 31 час 29 мин.
Этапы обучения на ФКИ
Специалитет
6 лет
Магистратура
2 года
Специалитет:
«Космические исследования и космонавтика»
Специальность «Фундаментальные
математика и механика»
Продолжительность обучения: 6 лет
1-й семестр
е
Учебный 3-й
план
специалитета, 1-3 курс
семестр
5-й семестр
2-й семестр
4-й семестр
6-й семестр
7-й семестр
Учебный план специалитета, 4-6 курс
8-й семестр
9-й семестр
10-й семестр
11-й семестр
12-й семестр
Проектная деятельность, 1-3 курс
Проекты стартуют с первого дня
обучения.
Примеры проектных тем
1.
Создание факультетского баллистического
навигационного центра.
2.
Создание интеллектуальной системы
управления распределенной спутниковой
группировкой.
3.
Автоматическая обработка данных
дистанционного зондирования Земли.
4.
Управление роботизированными
механическими системами.
5.
Кластерный анализ телеметрии
летательных аппаратов.
Практика во время обучения
Институт Космических Исследований
РАН
Государственная корпорация по
космической деятельности РОСКОСМОС
Ракетно-космическая корпорация
«ЭНЕРГИЯ»
Институт Медико-Биологических
проблем РАН
ФГУП «АГАТ»
Центр подготовки космонавтов
Как поступить на ФКИ?
Вступительные испытания:
математика (ЕГЭ)
физика (ЕГЭ)
русский язык (ЕГЭ)
дополнительное вступительное испытание
«математика» (письменно)
Welcome!
Добро пожаловать! 欢迎

Физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова


Адрес: 119991, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы,
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
корп.1, ул. 2, Физический факультет
Телефон: +7 (495) 939-31-60
Факс: +7 (495) 932-88-20
WWW: www.Phys.msu.ru
E-mail: info@physics.msu.ru

Декан факультета физики

СЫСОЕВ Николай Николаевич — физик, окончил машиностроительный факультет МГТУ им. Баумана в 1972 году. С тех пор работает на физическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Его научные интересы лежат в области молекулярной физики, физической гидро- и газодинамики, физики взрывных процессов.Он получил докторскую степень в 1980 году и доктор наук в 1995 году по физике. В 1998 г. он стал профессором, а в 2002 г. — заведующим кафедрой молекулярной физики. С 1991 г. проф. Сысоев является директором Центра гидрофизических исследований. Он работал заместителем декана по физике по исследованиям (1998-2011), а в 2011 году стал деканом по физике. Он также является членом Ученых советов физического факультета (с 1992 г. ) и Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1996 г.), двух ученых советов для докторантов и докторов наук.Кандидат наук в МГУ (с 2000 г.). С 2000 г. профессор Сысоев входит в совет директоров Научного парка МГУ, а с 2002 г. — председатель комиссии по исследованиям Ученого совета МГУ. В 2001–2002 годах работал советником министра Министерства науки и технологий РФ, а с 2013 года является членом Экспертного совета по оборонно-промышленному комплексу при Правительстве РФ. Он является главным редактором редакционной коллегии журнала «Вестник Московского университета» и членом редколлегии журнала «Физическая культура в вузах».Он также является председателем Методологического совета по физике Методологического союза классического университетского образования в России.

Немного истории

Физика началась в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова (в то время Императорский Московский университет) в 1755 году, когда он был основан указом императрицы Елизаветы Петровны в День Святой Татьяны 25 января. Этот проект подготовил великий русский ученый Михаил Ломоносов, имя которого университет начал носить позже, в советское время, и поддержал Игорь Шувалов, камергинер при дворе Елизаветы Петровны.Основан университет, состоящий из трех факультетов — философского, медицинского и юридического. Кафедра экспериментальной и теоретической физики была одной из четырех других кафедр философского факультета. В 1850 г. при Московском университете был создан физико-математический факультет, а в 1933 г. — физический.

Великие русские ученые, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова стояли у истоков современной физики. Среди них проф.Столетов, открывший законы фотоэффекта, проф. Н.А.Умов впервые вывел общие уравнения движения энергии (так называемое уравнение Эмова-Пойнтинга), проф. давление света на твердое тело и газы. Эти ученые получили мировое признание и основали физические школы при МГУ им. М.В. Ломоносова. С прошлого века десятки и десятки великих русских ученых работали, а некоторые до сих пор работают на факультете, если назвать С.И.Вавилов, А.А. Власов, Р.В. Хохлов, Н.Н. Боголюбов, А.Н. Тихонов, Л.В. Келдыш, В.А. Магницкий, Г.Т. Зацепин, А.А. Логунов, А.Р. Хохлов, В.Г. Кадышевский, А.А. Славнов, В.П. Мяслов и многие другие. Восемь из них были удостоены Нобелевской премии (академики И.Е. Тамм, И.М. Франк, Л.Д. Ландау, А.М. Прохоров, П.Л. Капица, В.Л. Гинзбург, А.А. Абрикосов, А.Д. Сахаров).

Физический факультет сегодня

Физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова — лучшее физическое образование в России и место проведения научных исследований мирового уровня.На факультете работает 40 кафедр, объединенных в 8 отделов (экспериментальная и теоретическая физика, прикладная математика, физика твердого тела, радиофизика, ядерная физика, геофизика, астрономия и дополнительное образование), которые предлагают фундаментальное образование и научные исследования мирового уровня практически в любой сфере. все области современной экспериментальной и теоретической физики от элементарных частиц и нанофизики до наук о жизни, геофизики и космических исследований. Плюс ко всему факультет предлагает курсы по инженерной физике и управлению исследованиями и высокими технологиями.

Научные исследования проводятся как на физическом факультете, так и в различных научно-исследовательских институтах МГУ им. М.В. Ломоносова и Российской академии наук, а также в тесном сотрудничестве со многими ключевыми университетами России и Европы, США, Азии и других стран. Австралия.

С 1933 года более 25000 специалистов-физиков получили дипломы на физическом факультете, а более 4000 и 500 наших выпускников получили на факультете докторские и докторские степени соответственно.Каждый третий член Российской академии наук в области физики, геофизики и астрономии — наш выпускник; 8 наших выпускников и / или профессоров были удостоены Нобелевских премий; 38 наших профессоров были удостоены Ленинской премии, более 170 — Государственной премии за научные достижения.

Наши выпускники демонстрируют очень хорошие навыки в области физики, проявляют широкий спектр интересов в науке и высоко ценятся как в России, так и за рубежом, что позволяет им легко найти работу как в науке, так и в любой другой области человеческой деятельности, которая соответствует их желанию и ожидания.Поэтому наши выпускники занимают ведущие позиции не только в науке, но и в менеджменте, консалтинге, банковском деле, промышленности и т. Д.

Для получения дополнительной информации нажмите соответствующие кнопки ниже:



Мировой рейтинг университетов в

раз выше высшего образования:


Показатели физического факультета,
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

Всего научных сотрудников и преподавателей: 799

Ежегодно присуждается дипломов (бакалавр, магистр, специалист): ~ 400

Ежегодно присуждаемые степени доктора и доктора наук: ~ 60

Преподавание (годовые данные)

ученых степеней PhD на одного академика: 0.12

Абитуриентов на одного академика: 0,83

Доход на одного академика: 16600 долларов США / год

Присуждено

кандидатов наук / бакалавриата: 0,14

Исследования (годовые данные)

Доход от исследований (по шкале): 12150 долларов США

статей на одного научного и академического персонала: 2,01

Доход от государственных исследований / общий доход от исследований: 0.91

Цитирования (за 5 последних лет)

Влияние цитирования (нормализованное среднее цитирование на статью): 4,96

Доходы отрасли, инновации

Промышленный доход от исследований (на одного преподавателя): 1120 долларов США

Международный прогноз

Соотношение международного персонала к домашнему: 0. 05

Соотношение иностранных студентов и местных: 0,09


Буклеты и фильмы о физическом факультете

МГУ им. М.В. Ломоносова, НИЦ, Россия

Вычислительный центр МГУ основан в 1955 году на базе Вычислительной лаборатории механико-математического факультета. Это первый вычислительный центр при образовательном учреждении и один из первых в своем роде в СССР.Целью Центра было обучение высококвалифицированных специалистов в области вычислительной техники, как теоретической, так и прикладной.

Основателем Центра и его первым директором был профессор Иван Семенович Березин, влияние которого на направления и стиль исследований в Центре ощущалось на протяжении многих лет. В основе деятельности Центра лежат следующие основные элементы: высококвалифицированный персонал; современное вычислительное оборудование; передовые исследования; обучение в бакалавриате и аспирантуре; внедрение современных вычислительных технологий.

Центр вскоре приобрел статус ведущего национального исследовательского учреждения в области вычислительной техники. Первое приложение, которое было разработано и реализовано, касалось метеорологии, космических исследований со спутниками и пилотируемых космических полетов, аэродинамики, электродинамики, структурного анализа, математической экономики и т. Д. Были достигнуты значительные успехи в теоретическом численном анализе и программировании. Ряд сотрудников награжден государственными орденами и медалями, Ломоносовской премией Московского университета, Государственной премией СССР и премиями Правительства СССР.

Центр всегда активно продвигал и внедрял современные вычислительные технологии в форме консультирования, распределения вычислительного времени и непосредственного участия в исследовательских проектах. Результатом последней деятельности стала крупнейшая в стране библиотека программного обеспечения для численного анализа.

Внедрение современных вычислительных приложений в Московском университете — одно из приоритетных направлений деятельности центра. Масштаб университета, в котором обучается 30 000 студентов и 20000 сотрудников, предъявляет особые требования к его руководству.Вычислительный центр предложил первые компьютеризированные информационные системы для администрации еще в 1970-х годах. Программные пакеты «Студенты» и «Прием» были разработаны и внедрены очень быстро, и с тех пор они составляют ядро ​​системы управления Университетом, поддержка и дальнейшее развитие информационных систем Университета остается важной частью деятельности Центра. .

В Центре всегда использовалось современное отечественное вычислительное оборудование.Первый советский серийный компьютер «Стрела» (Стрела) был установлен в Центре в декабре 1956 года. Многие передовые идеи современных вычислений были воплощены в этом раннем компьютере. Говоря современным языком, у него были специализированные процессоры для быстрого выполнения коротких кодов и разрешенных векторизованных кодов. В 1961 г. в центре была установлена ​​новая ЭВМ М-20, в 1966 г. — БЭСМ-4. В 1981 г. в Центре эксплуатировались четыре БЭСМ-6, два ЭС-1022, один Минск-32, два Мир-2 и «Сетунь». , первый в мире компьютер, полностью основанный на полупроводниках, разработанный в самом Центре (и основанный на тройной арифметике).

Опыт сотрудников Вычислительного центра в программировании, численных методах, математическом моделировании и т.д. привлек большинство крупных вычислительных мощностей университета. Чтобы облегчить доступ пользователей, еще в середине 1970-х годов была предложена вычислительная сеть на уровне университета. Вычислительный центр, естественно, был краеугольным камнем этого проекта.

Вычислительный центр

имеет разноплановое сотрудничество со многими факультетами Московского университета.Контакты всегда поддерживались с лабораторией вычислительной математики под руководством академика А.Н. Тихонова. Андрей Николаевич Тихонов был руководителем научно-исследовательского центра в течение почти четверти века. Это был период начального развития информатики в Московском университете. Вовлеченность Центра в обучение студентов бакалавриата в этот период была максимальной. Сотрудники Центра проводят обязательные и специализированные курсы, проводят практические занятия и ведут терминальные занятия.Большую часть преподавательской деятельности на недавно созданном факультете вычислительной математики и кибернетики в первые годы его работы выполняли сотрудники центра. Многие бывшие сотрудники Центра теперь являются членами этого факультета.

Положение Центра в структуре Университета менялось несколько раз. В 1955-72 гг. Это была автономная часть кафедры вычислительной математики механико-математического факультета. В 1972-82 гг. Это был институт, называвшийся Исследовательским вычислительным центром (НИЦ) в составе факультета вычислительной математики и кибернетики.С 1982 года РМЦ вошел в пятерку крупнейших научно-исследовательских институтов Московского университета; его директор подчиняется ректору университета.

После проф. И. С. Березина директорами Вычислительного центра были академик В. В. Воеводин, проф. Е. А. Гребеников и д-р В. М. Репин. Нынешний директор — д.т.н., профессор Тихонравов Александр Владимирович.

Основная организация:

Исследования космоса в современном контексте — Ломоносов 2019

На заседании будет рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с освоением космоса и применением результатов космической деятельности в различных сферах.Отличительной чертой сессии является мультидисциплинарный анализ космических проблем с точки зрения как дисциплин STEM, так и социальных и экономических наук.

Сессия предназначена для студентов, аспирантов и молодых исследователей в области науки, технологий и гуманитарных наук, интересующихся проблемами космоса.

Подсессии:

  1. Математические модели в космосе (модератор: Василий Васильевич Сазонов, к. б.н., и.о. декана факультета космических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова).Подсекция посвящена применению математических методов и компьютерных технологий в задачах, связанных с различными аспектами аэрокосмической деятельности, включая компьютерное моделирование и системы принятия решений.
  2. Теоретические и прикладные вопросы дистанционного зондирования Земли (модератор: Евгений Александрович Лупян, к.б.н., заведующий отделом технологий спутникового мониторинга Института космических исследований РАН). Подсессия охватывает ряд задач, возникающих при дистанционном зондировании Земли: планирование построения изображений, обработка изображений, проведение междисциплинарных исследований с помощью спутниковых группировок, а также анализ данных.
  3. Смешанная реальность в аэрокосмических системах (модератор: профессор Александров Владимир Васильевич, к.б.н., заведующий кафедрой прикладной механики и управления механико-математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова). Подсессия рассмотрит ряд вопросов, связанных с использованием технологий виртуальной реальности и смешанной реальности в космических исследованиях и освоении космоса, то есть при подготовке к космическому полету, запуску космического корабля, подготовке космонавтов / космонавтов и т. Д.
  4. Актуальные проблемы управления в аэрокосмической отрасли (модератор: профессор Ирина Николаевна Мысляева, к.б.н., зав. Кафедрой экономики и управления в космическом секторе факультета космических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова). Подсессия будет посвящена управлению и эффективной деятельности космического сектора как в России, так и в других странах, вызовам государственно-частного партнерства в космическом секторе, коммерциализации космической продукции, инноваций и технологий, перспективам и возможностям развития космической отрасли. космический сектор.
  5. Проекты молодых исследователей космоса (модератор: профессор Садовничая Инна Владимировна, кандидат технических наук, заведующая кафедрой теоретической и прикладной математики факультета космических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова). На подсессии будут представлены проекты и результаты исследований учеников старших классов и студентов первого курса, увлеченных космическими исследованиями. В презентациях своих проектов участники продемонстрируют результаты практической деятельности, связанной с космосом, и расскажут об особенностях исследований и практики молодых энтузиастов, интересующихся космосом.

Россия / БСС Интернет-ресурсы, связанные с космосом


Примечание. Для некоторых из этих страниц требуется Кириллические шрифты. Если кто-нибудь обновил информацию по этим ссылкам или хотел бы добавить ссылки, напишите мне на jlgreen@clark.net.

Российский космический научный Интернет (RSSI)

Общие сведения и другая информация

  • История и миссия RSSI
  • Архив RSSI
  • Список контактов RSSI
  • Ресурсы космических исследований

Космические институты

  • Институт астрономии (AI)
  • Бабакин Исследования Центр
  • Институт молекулярной биологии им. Энгельгардта (EIMB)
  • Координационный Научно-информационный центр космических войск России (ЦНИЦ РСФ)
  • Институт космофизических исследований и аэрономии (ИКФИА)
  • Институт космических исследований Национальной Академии Наук Республики Казахстан

Российская академия наук

Институты РАН

  • Институт космических исследований (ИКИ)
  • Институт биомедицинских проблем (ИМБП)
  • Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша (ИПМ)
  • Институт наземных исследований Магнетизм, ионосфера и распространение радиоволн (ИЗМИРАН)
  • Институт автоматики и Управляющие процессы Дальневосточного отделения РАН
  • Вычислительный центр Сибирского отделения РАН

Отделения Российской академии наук

  • Математический факультет
  • Кафедры общей физики и астрономии
  • Кафедра ядерной физики
  • Кафедра физико-технических проблем энергетики
  • Кафедра проблем машиностроения, механики и систем управления
  • Кафедра информатики, вычислительной техники и автоматизации
  • Кафедра общей и технической химии
  • Кафедра физической химии и технологий неорганических материалов
  • Кафедра физической химии и биологии
  • Кафедра общей биологии
  • Кафедра физиологии
  • Кафедра геологии, геофизики, геохимии и горных наук
  • Отдел исследований океана, физики атмосферы и географии
  • Исторический факультет
  • Кафедра философии, социологии и права
  • Кафедра экономики
  • Кафедра проблем мировой экономики и международных отношений
  • Кафедра литературы и языка

Университеты

  • Московский государственный университет
    • Физический факультет МГУ им.
    • Химический факультет МГУ им.
    • REDLab — Московский университет информатики и Sun Microsystems
    • Институт ядерной физики — Сервер космической физики
  • Санкт-Петербургский университетПетербург
    • Физический факультет
    • Физический институт СПбГУ
  • Лаборатория открытых систем Санкт-Петербургского государственного технического университета
  • Новгородский государственный университет
  • Центр новых информационных технологий Новосибирского университета
  • Новосибирский государственный технический университет
  • Новосибирский государственный университет
  • Томский государственный университет
  • Казанский государственный университет
  • Тамбовский государственный технический университет

    Другие серверы, связанные с космосом или наукой

    • Международный научный фонд.
    • Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе
    • Физический институт им. П.Н. Лебедева
    • Институт ядерной физики им. А.В. Скобельцына
    • Российский фонд фундаментальных исследований
    • Научный центр Synapse
    • Astro Space Center
    • Вычислительный центр Академии наук
    • Санкт-Петербургский институт ядерной физики
    • Псковмаш-Инжиниринг в г. Пскове
    • Объединенный институт ядерных исследований в Дубне
    • Институт физики высоких энергий в Серпухове

    Комментарии и вопросы: Дженнифер Грин
    Эта страница спонсируется: Друзья и партнеры
  • Студенческий путь в космических технологиях

    Молодежный космический центр (МОК) создан в Московском государстве им. Н. Э. Баумана. Технический университет (БМГТУ) в 1989 году для предоставления основных аэрокосмических образование для молодежи, стимулирование творческого исследовательского мышления молодежи, продвигать достижения космической науки и техники и развивать сотрудничество с другими молодежными организациями в международном аэрокосмическое сообщество. В центре работает доктор Виктория Майорова, Доцент МГТУ, директор МНЦ Ковалев Борис Борисович, МГТУ им. Доцент, научный руководитель ЕНЦ, 5 студентов-консультантов и много волонтеров. Неформально YSC — это сообщество любителей космоса, открытый клуб для студентов МГТУ, интересующихся космической наукой и технологии и преподавание в этой области. YSC образовательный деятельность основана на концепции непрерывного аэрокосмического обучение, разработанное и внедренное центром.В концепцию входят работа с молодым пространством заинтересованных людей как в школе, так и в университете а затем помогать им найти интересную работу в Russian Space Промышленность. Образовательная деятельность центра на школьном уровне получила различные формы, такие как лекции, летние научные лагеря и даже Занятия из космоса, которые дает экипаж космической станции «Мир» в миссии «Миссия» Центр управления — Москва и сделано в сотрудничестве с Всероссийским. Аэрокосмическое общество «Союз» (ВАКО Союз). Это помогает стимулировать молодых интерес к фундаментальным наукам (физика, математика, информатика и др.) эксплуатируя и развивая свой интерес к пространство и тем самым повысит общий уровень образования в стране. YSC проводит ежегодную конференцию по космонавтике для старшеклассников, которая предоставляет университету возможность выбирать хорошо подготовленных и мотивировал студентов на свои ракетно-космические факультеты. Для участников конференции это хорошая возможность записаться на университет без вступительных экзаменов. Студенты БМГТУ могут участвовать в таких мероприятиях YSC, как ежегодный международный семинар для любителей космонавтики и Курс практической космонавтики.Помимо этого Сотрудники центра всегда готовы помочь студентам решить все их вопросы, связанные с космосом. YSC установила отношения с От людей к людям (США), Кэп Эспас (Франция), Студенты для исследования и развитие в космосе, друзья и партнеры в космосе и др. организации. Мы открыты для любых предложений и готовы к сотрудничеству. с любыми организациями и частными лицами, интересующимися авиакосмической отраслью образование, космическая наука и сотрудничество.

    UAH — CSPAR — Преподаватели и сотрудники

    г.Кузнецов Евгений Николаевич

    Инженер-исследователь В.И., CSPAR

    Биография

    Евгений Кузнецов, инженер-исследователь VI Центра космической плазмы и аэрономических исследований (CSPAR), получил степень магистра радиотехники в Московском национальном исследовательском университете в России в 1988 году. проектирование считывающей электроники для экспериментов по физике высоких энергий на ускорителе элементарных частиц в Протвино, Россия, и на высокогорной станции Арагац в Армении.Следующие 10 лет Евгений работал в качестве приглашенного исследователя в Deutsches Electronen Synchrotron (DESY), создавая систему медленного управления для эксперимента ZEUS и поддерживая работу входной электроники адронно-электронного сепаратора. В 2001 году Евгений работал в ГРН. Он разработал интерфейсную электронику для нескольких наземных, воздушных шаров и космических приборов для астрофизических исследований. Он разработал считывающую электронику для детектора заряда высотного аэростатного эксперимента ATIC и поддержал четыре полеты в Антарктиде.Недавние проекты: воздушный шар сверхвысокого давления-2 для космической обсерватории экстремальной Вселенной (EUSO-SPB2), запуск которого запланирован на 2023 год из Новой Зеландии, предварительная разработка усовершенствованного нейтронного спектрометра (ANS), который находится в эксплуатации на МКС с ноября. 2017 и нейтронный счетчик для Lunar Lander.

    Биографическая справка г-на Евгения Кузнецова


    Образование

    • Магистр наук, Национальный исследовательский университет. Москва, Россия, 1988
    • B.S. Московский техникум проектирования радиосистем.Москва, Россия 1980

    Финансирование исследований

    • Разработка модуля обнаружения фотонов для обнаружения космогенных нейтрино (NASA NNh27ZDA001N-APRA) — 1 139 499 долларов США
    • EUSO-SPB2 — космическая обсерватория Extreme Universe второго поколения (EUSO) на воздушном шаре сверхвысокого давления (NNh26ZDA001N-APRA) — 1,159,605,00

    Опыт

    • Космическая обсерватория Экстремальной Вселенной для исследования космических лучей экстремальной энергии
    • Конструкция усовершенствованного нейтронного спектрометра для исследования космоса
    • Разработка концепции дизайна нового кремниевого фотоумножителя с температурной компенсацией

    Последние публикации

    • Кремниевый фотоумножитель с температурной компенсацией E. Кузнецов, НИМА, том 912, 21 декабря 2018 г., страницы 226-230
    • Первопроходец EUSO-Balloon, J.H. Адамс младший и др. Exp. Астрон., Эксп. Astron., DOI 10.1007 / s10686-015-9467-9 (2015).
    • Аспекты калибровки миссии JEM-EUSO, J.H. Адамс младший и др. Exp. Astron., DOI 10.1007 / s10686-015-9453-2 (2015)
    • Калибровка воздушного шара EUSO с использованием бортовых источников света, установленных на вертолете. Джеймс Адамс и др., 34-я Международная конференция по космическим лучам, 30 июля — 6 августа 2015 г., Гаага, Нидерланды.
    • Прототип на воздушном шаре для демонстрации концепции JEM-EUSO, П. фон Баллмос и др., Advances in Space Research, 53, 1544-1550 (2014)
    • Возможная структура в электронном спектре космических лучей, измеренная в экспериментах ATIC-2 и ATIC-4 ». Панов А.Д. и др., Astrophys. Space Sci. Trans., 7, 119-124, 2011 Избыток электронов космических лучей на энергии 300–800? ГэВ. Дж. Чанг и др., Nature 456, 362–365, 20 ноября 2008 г.

    Московский физико-технический институт (МФТИ / Московский физтех): рейтинги, цены и подробности курсов

    Московский физико-технический институт (МФТИ) — ведущий российский университет в области образования и исследований в области STEM.Он входит в число 100 лучших университетов естественных наук как Quacquarelli Symonds, так и Times Higher Education. Сильное сообщество выпускников распространяется по всему миру и включает выдающихся ученых, бизнесменов, политиков, деятелей искусства, космонавтов и лауреатов Нобелевской премии.

    Успех обучения в МФТИ во многом достигнут благодаря набору принципов, известных как Система Физтеха. Эти принципы сформулировали отцы-основатели МФТИ — нобелевские лауреаты Петр Капица, Лев Ландау и Николай Семенов.Два основных принципа — привлечение лучших талантов и вовлечение студентов в передовые исследования под руководством выдающихся ученых партнерских организаций, которые в настоящее время объединяют более 100 институтов Российской академии наук и ведущих корпоративных научно-исследовательских центров. Благодаря раннему приобщению к современным научным и производственным проблемам выпускники МФТИ имеют привлекательные карьерные перспективы.

    Стратегия МФТИ включает проведение и развитие высококачественных исследований в передовых областях, таких как квантовые и электронные технологии, нанофотоника и плазмоника, биотехнология, прикладная математика, космические исследования, наука о старении и многое другое.Исследования, проводимые в МФТИ, служат как национальным интересам, так и глобальным целям: потребности человечества в высокопроизводительных вычислениях, чистой энергии, борьбе с болезнями, продлении здоровой жизни, управлении сложными ИТ-системами, изучении космоса и т. Д. В МФТИ 92 лаборатории и многое другое. более 50 из них были открыты за последние пять лет. Университет призвал ведущих исследователей со всего мира возглавить их.

    В 2018 году МФТИ был выбран Национальным исследовательским центром искусственного интеллекта.AI Center проводит революционные исследования в области диалогового ИИ, нейронных сетей, глубокого машинного обучения, робототехники, компьютерного зрения и вычислительных систем для ИИ.

    С 2019 года МФТИ входит в один из трех российских консорциумов по геномным исследованиям — Курчатовский геномный центр. Ученые МФТИ решают сложные задачи медицины и биотехнологии, сочетая традиционные методы молекулярной биологии, генетики, вирусологии, эндокринологии и передовой потенциал МФТИ в математике и машинном обучении.

    Учебная программа позволяет студентам МФТИ получить не только глубокие знания, но и практические навыки. Учебный процесс включает в себя предпринимательские проекты и бизнес-акселератор МФТИ Физтех. «Старт» предлагает отличным студентам помощь в реализации их гениальных идей. В результате МФТИ стал альма-матерью миллиардеров, десять его выпускников вошли в топ-200 рейтинга Forbes Russia.

    В этом году МФТИ впервые вошел в рейтинг воздействия на университет, публикуемый Times Higher Education (THE).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.