Химия экспериментальная наука: ГЛА В А I ХИМИЯ — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА

Содержание

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ХИМИЯ — это… Что такое ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ХИМИЯ?

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ХИМИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ХИМИЯ

этимол. смог экспериментальный и химия. Опытная химия.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д., 1865.

.

  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФИЗИКА
  • ЭКСПЕРИМЕНТАТОР

Смотреть что такое «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ХИМИЯ» в других словарях:

  • ХИМИЯ — ХИМИЯ, наука о веществах, их превращениях, взаимодействии и о происходящих при этом явлениях. Выяснением основных понятий, к рыми оперирует X., как напр, атом, молекула, элемент, простое тело, реакция и др., учением о молекулярных, атомных и… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ХИМИЯ — совокупность наук, предмет к рых составляют соединения атомов и превращения этих соединений, происходящие с разрывом одних и образованием других межатомных связей. Различные химия, науки отличаются тем, что они занимаются либо разными классами… …   Философская энциклопедия

  • Экспериментальная физика — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Экспериментальная психология — наука сравнительно новая и еще мало известная в русском обществе. Многие относятся к ней с предубеждением и никак не могут примириться с мыслью о существовании каких то психологических лабораторий . Соединяя со словом лаборатория представление о… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Аналитическая химия —         наука о методах изучения состава вещества. Она состоит из двух основных разделов: качественного анализа и количественного анализа. совокупность методов установления качественного химического состава тел идентификации атомов, ионов,… …   Большая советская энциклопедия

  • Физическая химия — «Введение в истинную физическую химию». Рукопись М. В. Ломоносова. 1752 Физическая химия  раздел химии …   Википедия

  • Радиационная химия — Не следует путать с радиохимией. Предположительно, эта страница или раздел нарушает авторские права. Eё содержимое, вероятно, скопировано с …   Википедия

  • РАДИАЦИОННАЯ ХИМИЯ — раздел физ. химии; изучает процессы, к рые происходят в в ве вследствие поглощения энергии ионизирующих излучений. В этих процессах участвуют частицы, энергия возбуждения или кинетич. энергия к рых существенно превышает тепловую энергию, а во мн …   Химическая энциклопедия

  • Список научных журналов ВАК Минобрнауки России c 2011 года

    —   Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не ус …   Википедия

  • Список научных журналов ВАК Минобрнауки России на 2010-2011 года — …   Википедия

Книги

  • Экспериментальная химия Решение экспериментальных задач по неорганической химии Курс по выбору Учебное пособие для 8-11 классов, Новошинский И., Новошинская Н.. Курс по выбору «Решение экспериментальных задач по неорганической химии» предназначен для тех, кто хочет в совершенстве овладеть навыком проведения химического эксперимента. В данном пособии… Подробнее  Купить за 203 руб
  • Экспериментальная химия в системе проблемно-развивающего обучения. 8-11 классы. ФГОС, Киселева Е. В.. Овладение при решении практических задач методами познания — наблюдением, описанием, измерением, экспериментом, умениями обрабатывать, объяснять результаты опытов и делать выводы — через… Подробнее  Купить за 194 руб
  • Экспериментальная химия в системе проблемно-развивающего обучения. 8-11 классы. Инструктивные карты практических работ и опытов. ФГОС, Киселева Е. В.. Овладение при решении практических задач методами познания — наблюдением, описанием, измерением, экспериментом, умениями обрабатывать, объяснять результаты опытов и делать выводы — через… Подробнее  Купить за 193 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ХИМИЯ» >>

Экспериментальная наука — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Экспериментальная наука

Cтраница 2

Конформационный анализ — это экспериментальная наука, изучающая пространственное строение молекул и его влияние на физические и химические свойства веществ, в том числе и на их реакционную способность. Можно сказать, что в пятидесятых годах органическая химия вышла в третье измерение: химик-органик, обсуждая реакционные способности и механизмы химических реакций, уже не ограничивается структурными формулами, а зачастую прибегает к построению моделей.  [16]

В наше время возникла новая экспериментальная наука — космическая ботаника, изучающая влияние искусственной тяжести и невесомости на рост растений. Нашими учеными и космонавтами был проведен целый цикл исследований на центрифугах и в условиях длительной невесомости на орбитальных станциях, доказавший фундаментальное значение гравитации в жизни растений на всех этапах его развития. Уже на уровне клетки протекающие в ней процессы могут зависеть от силы тяжести.  [17]

Критические очерки о развитии экспериментальных наук в популярном изложении, в которых широко цитируются оригинальные работы. Прекрасно способствует пониманию роли личности ученого в научном прогрессе науки. Охватывает работы Бойля, теорию флогистона, выяснение природы теплоты, атомистическую теорию, работы Пастера и открытие ферментации, а также вопросы о природе электричества.  [18]

Однако начало химии как экспериментальной науки связано с анализом.  [19]

Биохимия является в основном экспериментальной наукой. Она опирается на арсенал методов, созданных неорганической, органической, аналитической и физической химией. Однако многие из задач, с которыми сталкиваются биохимики, вследствие специфики изучаемых объектов требуют нетрадиционных подходов. В первую очередь это касается изучения биополимеров. Например, химический синтез белков представляет собой повторение десятки или даже сотни раз реакции образования пептидной связи с целью последовательного присоединения на каждой стадии к растущей полимерной цепи определенного аминокислотного остатка. Образование пептидных связей прекрасно отработано и с точки зрения классической органической химии не представляет ни трудности, ни интереса. Но необходимость проводить последовательно множество таких превращений без существенного уменьшения выхода, без повреждения уже созданной на предыдущих этапах синтеза полипептидной цепи ставит свои специфические проблемы, которые решаются оригинальными, разработанными именно для таких задач приемами. Венцом этих приемов является автоматический твердофазный синтез полипептидов. Столь же не традиционно выглядит задача установления химического строения биополимеров. Структуры отдельных мономерных звеньев как белков, так и нуклеиновых кислот давно установлены с использованием классических методов органической химии, и задача сводится к тому, чтобы для каждого конкретного биополимера определить, в каком порядке в изучаемой полимерной цепи располагаются разнотипные мономерные звенья.  [20]

Обсуждаемая область знаний стала экспериментальной наукой в современном смысле этого слова вместе с исследованиям главной в XIX столетии фигуры в экспериментальной механике сплошных сред, Вертгейма, вклад которого на протяжении очень небольшого числа лет включил в себя: первые обширные серии опытов о хорошо определенными металлами и бинарными сплавами; первые исследования постоянных упругости как функций температуры, а также параметров электрического и магнитного полей; первое исследование постоянных упругости анизотропных тел; первое экспериментальное исследование постоянных упругости различных видов стекла; первое количественное исследование фотоупругости, которое привело к закону, связывающему напряжения и оптические свойства тел с двойным преломлением, позднее известному как закон Вертгейма, первое измерение сжимаемости тел, скоростей продольных волн в проволоке и скорости звука в столбе воды и обнаружение того экспериментального факта, что линейная теория упругости изотропных тел требует определения двух постоянных упругости вопреки почти общепринятой в то время привлекательной атомистической теории, использующей одну постоянную упругости.  [21]

Химия все еще остается экспериментальной наукой. Выбор подходящего растворителя для конкретной химической реакции основывается на опыте данного экспериментатора. Совершенно очевидно, что этот выбор зависит от свойств используемых реагентов и соединения, которое нужно получить. Однако никаких надежных правил, учитывающих соотношение между некоторыми ( измеримыми) свойствами растворителя и характеристиками реакции или желаемых продуктов, до сих пор не имеется. Координационная химия предлагает очень важный подход к решению многих химических проблем; ряд примеров, иллюстрирующих это положение, будет приведен в дальнейшем.  [22]

Если бы она была экспериментальной наукой, она имела бы только временное, приближенное — и весьма грубо приближенное.  [23]

По мере выделения психологии в самостоятельную экспериментальную науку стала оформляться психологическая проблематика принятия решения, она выделяется в контексте исследования произвольных движений и волевых актов.  [24]

Это влияние осбенно важно в экспериментальных науках, где теории и идеи имеют ясное вещественное выражение, где доказать-значит сделать.  [25]

Нужно сказать, что в развитых экспериментальных науках ( астрономия, геодезия) применяются специальные приемы типа усреднения результатов измерений, которые наряду с повышением качества измерений обеспечивают нормальность ошибки.  [26]

В множествах величин, встречающихся в экспериментальных науках, аксиомы ( GRj) и ( ОКц), вообще говоря, допускают экспериментальную проверку, по крайней мере с известным приближением. Напротив, аксиома ( ОКщ), постулирующая существование сколь угодно малых величин, очевидно, не можот быть обоснована тем же способом; она представляет собой чисто априорное требование.  [27]

Не следует забывать, что физика — экспериментальная наука. Эксперимент в одних случаях позволяет найти искомые закономерности, обнаружить новое явление или новые стороны известного явления; в других случаях он выступает как беспощадный судья теории. Поэтому всегда надо внимательно относиться к постановке опыта, понимать схему прибора, анализировать результаты опыта.  [28]

Именно в этот период химия и стала экспериментальной наукой.  [29]

Понимая, что химия прежде всего является экспериментальной наукой, что без хорошо оборудованной лаборатории вообще немыслимо развитие химии, М. В. Ломоносов настойчиво добивался от руководства Академии наук открытия при ней химической лаборатории.  [30]

Страницы:      1    2    3    4

Онлайн урок: Химия как экспериментальная наука по предмету Химия 8 класс

В химии повсеместно используют анализ и синтез веществ.

В широком философском смысле анализ – это разложение, а синтез – сложение.

В химии с помощью анализа определяют химический состав веществ, этим занимается отдельная область химии – аналитическая химия.

Анализ может быть

  • качественным
  • количественным

 

С помощью качественного анализа распознают, какие химические элементы входят в состав вещества.

Количественный анализ применяется для определения содержания этих элементов.

 

Методы испытания благородных металлов были известны еще в Древнем Египте.

В наше время анализ – один из важнейших способов контроля сырья и готовой продукции на химическом производстве.

С помощью анализа определяют чистоту веществ, содержание витаминов и минералов в пищевой продукции, концентрацию металлов в рудах, состав крови, состав почв и удобрений.

 

Основные сферы применения химического анализа:

Химический анализ применяется во всех отраслях народного хозяйства.

 Основы качественного анализа заложены в работах английского естествоиспытателя Роберта Бойля.

В частности, он приготовил первый индикатор.

Индикатор – вещество, изменяющее цвет в присутствии кислоты или щелочи.

Повторить опыт Бойля может любой человек – для этого достаточно раздобыть лепестки фиалки.

Если капнуть на фиолетовый лепесток кислоту, например, уксусную или серную, лепесток станет красным.

В качестве индикаторов могут выступать очень многие природные красители.

 

Наиболее часто используемые в химии индикаторы

Индикатор

Окраска в различных средах

Кислотная

Нейтральная

Щелочная

Лакмус

фиолетовый

красный

синий

Фенолфталеин

бесцветный

бесцветный

малиновый

Метиловый оранжевый

оранжевый

розовый

желтый

 

В качественном анализе используют и другие приемы, позволяющие определить химический состав анализируемого вещества.

Приёмы качественного анализа:

Некоторые из этих приёмов анализа вы можете провести самостоятельно.

Возьмите металлическую спицу, намочите самый кончик в воде и опустите в поваренную соль.

Кончик спицы с солью внесите в пламя газовой плиты.

Пламя сразу окрасится в желтый цвет – это является признаком присутствия в пламени атомов натрия.

Крахмал и йод вместе образуют соединение темно-синего цвета. Это используется для определения присутствия йода или крахмала в составе смеси веществ.

 

Количественный анализ также развивался и совершенствовался с развитием промышленности.

В настоящее время существует сотни различных способов количественного анализа, и без него не обходится ни одно производство.

Химический эксперимент как источник познания в преподавании курса «Неорганическая химия» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

ХИМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ИСТОЧНИК ПОЗНАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ» Арстанбекова Н.Б. Email: Arstanbekova17138@scientifictext.ru

Арстанбекова Нуржан Батыровна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра химии, естественно-технический факультет, Жалал-Абадский государственный университет, г. Жалал-Абад, Кыргызская Республика

Аннотация: химия — наука экспериментальная, поэтому при изучении химических дисциплин потребность в эксперименте больше, чем при изучении других предметов. Химический эксперимент является средством познания в преподавании курса химических дисциплин и помогает студентам освоить теоретические знания и навыки, готовить студентов к их будущей профессии. В процессе обучения курса «Неорганическая химия» студенты получают возможность визуально ознакомиться с физическими и химическими свойствами веществ, а также наблюдать за их изменениями в ходе химических превращений.

Ключевые слова: химический эксперимент, средство познания, средство обучения, наглядность, функции эксперимента, лабораторная работа, неорганическая химия, свойства веществ, химические превращения.

CHEMICAL EXPERIMENT AS A SOURCE OF KNOWLEDGE IN THE TEACHING OF THE COURSE «INORGANIC CHEMISTRY» Arstanbekova N.B.

Arstanbekova Nurzhan Batyrovna — Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF CHEMISTRY, FACULTY OF NATURAL SCIENCES, JALAL-ABAD STATE UNIVERSITY, JALAL-ABAD, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN

Abstract: chemistry is an experimental science, therefore, when studying chemical disciplines, the need for experiment is more than when studying other subjects. A chemical experiment is a means of knowledge in the teaching of a course in chemical disciplines and helps students master the theoretical knowledge and skills to prepare students for their future profession. In the course of training in the course of «Inorganic chemistry», students are given the opportunity to visually familiarize themselves with the physical and chemical properties of substances, as well as to observe their changes during chemical transformations.

Keywords: chemical experiment, cognitive tool, teaching tool, visualization, experiment functions, laboratory work, inorganic chemistry, properties of substances, chemical transformations.

УДК 372.016.54

В процессе обучения химии огромную роль играет химический эксперимент и является составной частью учебного процесса. Всем известно, что химия — наука экспериментальная, поэтому при изучении химических дисциплин потребность в эксперименте больше, чем при изучении других предметов. Основные законы химии и теории, правила и выводы исходят из экспериментальных фактов.

В научной литературе химический эксперимент рассматривается одновременно как метод и специфическое средство обучения. Специфика химического эксперимента состоит в том, что он является источником познания химических экспериментальных умений. В работах В.С. Полосина, Д.М. Кирюшкина, Л.А. Цветкова, Г.М. Чернобельской [7,6,8,9] и др. эксперимент рассматривается как метод познания химических явлений. Одновременно в этих же работах, а также в работах И.Л. Дрижуна, В.Н. Верховского, Т.С. Назаровой [2,1, 5] эксперимент рассматривается как специфическое средство обучения.

Так, по Д.М. Кирюшкину и В.С. Полосину химическому эксперименту отводится, главным образом, роль закрепления и улучшения знаний через уточнение понятий путем выделения существенных признаков и обучение применению знаний в решении экспериментальных задач [6, 7]. По Л.А. Цветкову химический эксперимент носит и познавательную роль, которая, однако, ограничена восполнением пробелов в чувственном опыте учащихся, так как эксперимент, по Л.А. Цветкову, относится к средствам наглядности [8].

В процессе обучения химии эксперимент выполняет различные функции, в частности: информативную, эвристическую, критериальную, корректирующую, исследовательскую, обобщающую и мировоззренческую.

В частности, информативная функция проявляется в тех случаях, когда химический эксперимент служит первоначальным источником познания предметов и явлений. С помощью эксперимента обучаемые узнают о свойствах и превращениях веществ;

эвристическая проявляется в установлении новых фактов, понятий, закономерностей; критериальная функция проявляется в том случае, когда результаты опытов подтверждают предположения (гипотезы) обучаемых;

корректирующая проявляется в преодолении трудностей освоения теоретического материала и исправлении ошибок учащихся;

обобщающая позволяет выработать предпосылки для построения различных типов эмпирических обобщений;

исследовательская функция связана с развитием практических умений и навыков по анализу и синтезу веществ, поиску знаний о свойствах веществ;

мировоззренческая функция определяется дидактической ролью учебного химического эксперимента в научном химическом познании [3].

Химические эксперимент способствует развитию самостоятельности, повышает интерес к химической науке, так как в процессе его выполнения студенты убеждаются не только в практической значимости такой работы, но и имеют возможность творчески применять свои знания. Велика роль химического эксперимента в развитии мышления и умственной активности студентов, так как ведущую роль в умственном развитии играет теория в единстве с экспериментом [1, 4].

Дисциплина «Неорганическая химия» для студентов специальности 550100 направление «Естественнонаучное образование (профиль Химия)» относится к блоку базовых дисциплин. На изучение дисциплины отводится 60 часов аудиторных занятий, из них 30 часов лекционных, 30 часов лабораторные занятия. Итоговая проверка знаний студентов проводится в виде экзамена в 1 семестре.

Во время лабораторных занятий студент получает возможность овладеть дополнительными умениями, оформлять результаты эксперимента, составлять таблицы, анализировать и обобщать, делать заключения и выводы, что служит подготовительным этапом для выполнения более сложных исследовательских работ.

При выполнении лабораторных работ основным методом обучения является самостоятельная работа студента под управлением преподавателя. Лабораторный эксперимент обычно проводится поэтапно:

первый этап — обоснование постановки опыта, второй — планирование и проведение работы, третий этап — оценка полученных результатов.

Тематика лабораторных работ по дисциплине «Неорганическая химия»:

1. Правила работы в химической лаборатории.

2. Определение молекулярной массы газообразных веществ.

3. Определение эквивалентной массы простых и сложных веществ.

4. Вычисление по химическим формулам и уравнений.

5. Строение атома. Периодический закон и система Д.И. Менделеева.

6. Химическая связь.

7. Определение теплового эффекта химической реакции.

8. Приготовление растворов.

9. Ионное произведение воды. Водородный показатель.

10. Гидролиз солей.

11. Окислительно-восстановительные реакции.

12. Комплексные соединения.

Оценка преподавателем выполненной студентом работы осуществляется комплексно: по результатам выполнения; по устному сообщению; по оформлению работы. Лабораторные работы оформляются в лабораторных журналах. Студент должен чётко записать уравнения реакций, наблюдения и вывод к опыту, общий вывод к работе. В конце работы преподаватель ставит оценку работы или отмечает факт выполнения работы (работа выполнена и подпись).

Таким образом, химический эксперимент является средством познания в преподавании курса «Неорганическая химия» и помогает студентам освоить теоретические знания и навыки готовить студентов к их будущей профессии. В процессе обучения «Неорганической химии»

студенты получают возможность визуально ознакомиться с физическими и химическими свойствами веществ, а также наблюдать за их изменениями в ходе химических превращений.

Список литературы / References

1. Верховский. В.Н. Техника химического эксперимента. М.: Просвещение, 1975. 384 с

2. Дрижун И.Л.. Технические средства обучения в химии. Учебное пособие для студентов пед. вузов-М.: Высш. школа, 1989. 175 с.

3. Злотников Э.Г. Химический эксперимент как специфический метод обучения. // Химия. Предметное приложение к газете «Первое сентября», 2007. № 24, С. 18-25.

4. ИвановаР.Г. Химический эксперимент — основа изучения химии. М.: Дрофа, 2008. С. 170-184.

5. Назарова Т.С., Грабецкий А.А. М.: Просвещение, 1987. 240 с.

6. Кирюшкин Д.М. Методика обучения химии: Учебное пособие для пед. институтов. М.: Просвещение, 1970. 495 с.

7. Полосин В.С., Прокопенко В.Г. Практикум по методике преподавания химии. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Химия». 6-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1989. 224 с.

8. Цветков Л.А. Общая методика обучения химии. Содержание и методы обучения химии: пособие для учителей. М.:Просвещение, 1981. 224 с.

9. Чернобельская Г.М. Теория и методика обучения химии. Уч. М.: Дрофа, 2010. 320 с.

MSU — ХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Химический факультет в филиале МГУ имени М.В.Ломоносова существует с момента открытия филиала в 2008/2009 учебном году. Обучение на осуществляется по учебным планам по направлению «Бакалавр химии» и «Магистр химии».Открытие в филиале химического факультета легко объяснимо: химия – это одна из наиболее развитых в Азербайджане наук. Серьезному вниманию, уделяемому химии в Азербайджане, способствуют как специфика природных ресурсов, так и желание руководства страны активно развивать перерабатывающие промышленные мощности. Это в свою очередь требует притока специалистов, в том числе с высшим химическим образованием. Специалисты-химики, выпускаемые филиалом (бакалавры и магистры), работаютв государственных структурах (Администрация Президента Азербайджана, МЧС, Центре судмедэкспертизы и патологии), в различных организациях и компаниях, занимающихся добычей и переработкой нефти и газа (в том числе Socar, BP, Azeryolservis). Кроме того, они востребованы и в других компаниях отрасли(AZEKOLAB, «Мир науки»), а также в научно-исследовательских институтах — Институте нефтехимических проблем, Институте химических проблем.

На уровне бакалавриата обучение на химическом факультете проходит в течение 4-х лет. Образование на ступени бакалавриате химического факультета состоит из трех частей: гуманитарные дисциплины, математические и естественнонаучные дисциплины и дисциплины профессионального цикла (то есть разнообразные отрасли химии). Изучение гуманитарных дисциплин (таких как история, философия, экономика, азербайджанский язык, русский язык и культура речи, психология, социология, основы права) позволяет выпускнику факультета стать разносторонне развитым человеком, и иметь базовые представления по гуманитарным наукам.

Преподаванию математических и естественнонаучных дисциплин (различным отраслям высшей математики и физики) в учебном плане факультета уделено заметное место. Основное внимание уделяется тем отраслям математики и физики, которые тесно связаны с химией. Большое внимание уделяется дисциплинам экологической и биологической направленности, компьютерным наукам.

Центральное место в образовательной программе химического факультета занимают дисциплины профессионального цикла. Обучение на химическом факультете филиала позволяет студентам понять роль химии в жизни общества, знать место химии в системе наук, сформировать творческое химическое мышление у студентов, овладеть основными приемами синтеза органических и неорганических соединений, получить навыки изучения свойств различных объектов, овладеть методологией выбора аналитических методов и получить навыки применения этих методов. Первые три года обучения студенты осваивают четыре базовые дисциплины современной химии (каждый курс изучается в течение года): неорганическая химия (1-й и 2-й семестры), аналитическая химия (3-й и 4-й семестры), органическая химия (5-й и 6-й семестры), физическая химия (5-й и 6-й семестры).

Четвертый год обучения выделен для изучения других химических дисциплин: коллоидной химии, кристаллохимии, высокомолекулярных соединений, радиохимии, химической технологии, оценке технологических рисков. Кроме того, на протяжении 4-го курса реализуются три специализации по выбору студента – нефтехимия, органическая химия и физическая химия. В ходе обучения студенты проходят две практики – ознакомительную (1-ый курс), производственную химико-технологическую (3-ий курс).  Студенты в обязательном порядке   выполняют    выпускную   квалификационную работу, представляющую собой научное исследование.Химический факультет филиала дает высшее образование широкое химической направленности, позволяющее выпускникам найти себя в любой области химии, начиная с нефтехимии и заканчивая аналитической химией и биохимией.

Магистратура. Выпускники бакалавриата химического факультета Филиала, а также выпускники других учебных заведений (уровень бакалавриата), могут продолжить обучение в магистратуре факультета по направлению «Химия». На уровне магистратуры обучение на химическом факультете проходит в течение 2-х лет. На факультете реализуется несколько магистерских программ, направленность которых в наибольшей степени коррелирует с запросами химической науки и промышленности Азербайджана и выпускники которых будут наиболее востребованы. Это следующие магистерские программы: «Органическая химия», «Физическая химия», «Нефтехимия». Каждую магистерскую программу курирует соответствующая кафедра химического факультета Московского университета, преподаватели которой командируются в Баку для чтения лекций и проведения семинарских занятий по всем курсам профессионального цикла магистерской программы. Ниже приведены примеры подобных курсов: Химия гетероциклических соединений, Современная органическая химия, Стереоселективный синтез, Современные методы анализа в физической химии, Химия поверхностных явлений и адсорбция, Современные методы квантово-химических расчетов, Современная нефтехимия, Альтернативное сырье для моторных топлив, Избранные главы коллоидной химии, а также примеры дисциплин по выбору студентов: Нефтепереработка и нефтехимический синтез, Элементоорганическая химия, Избранные главы физической химии.

Крайне интересным является курс «Методы современной химии», который читается представителями различных кафедр химического факультета МГУ в течение 3-х семестров, заметно расширяет «химический» кругозор студентов и дает обучающимся представления о задачах, стоящих перед различными отраслями современной химии. В период обучения магистранты помимо профессиональных предметов изучают гуманитарные дисциплины (например, педагогика, иностранный язык), развивают полученные ранее практические навыки работы с различными компьютерными программами. Важной особенностью реализации образовательной программы магистратуры химического факультета является включенное обучение магистрантов в течение каждого семестра в Москве на соответствующих кафедрах, куда они командируются и где развивают свои экспериментальные навыки в рамках специального практикума, а затем занимаются научно-исследовательской работой и выполняют магистерскую диссертацию. Сроки командирования в Москву – 1 семестр — 3 недели, 2 семестр — 6 недель, 3 семестр — 7 недель, 4 семестр — 18 недель. 

Аспирантура. Выпускники факультета, проявившие склонность к научно-исследовательской работе, имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре химического факультета МГУ в Москве. На данный момент в аспирантуре обучаются 6 выпускников магистратуры Филиала по направлению «Химия». Причем уровень подготовки достаточно высок: выпускники Филиала поступают в аспирантуру по различным химическим специальностям, даже не по тем, по которым проходило обучение в магистратуре.  В аспирантуре МГУ выпускники магистратуры Филиала обучаются по следующим специальностям: физическая химия, неорганическая химия, биотехнология (в том числе бионанотехнологии), радиохимия, химия природных соединений, химическая энзимология.

Химия – в первую очередь экспериментальная наука. В лабораторных практикумах студенты занимаются подгруппами по 12-13 человек, что дает возможность эффективного освоения студентами филиала современных методов экспериментальной химии. Кроме того, каждую лабораторную работу студент выполняет либо индивидуально, либо в паре, что позволяет закрепить на практике большой объем фактологического материала,  рассматриваемого на лекционно-семинарских занятиях. Великолепно оборудованные практикумы – одна из существенных особенностей химического факультета филиала. Лишний раз это подтверждается проведением (по мнению всех участников) на высочайшем уровне 47-й Международной олимпиады школьников по химии 20-29.07.2015 на базе филиала. В мероприятии участвовало 300 школьников из 75 стран (4 страны были представлены наблюдателями).

Лаборатории химического факультета оснащены самым современным оборудованием, позволяющим проводить экспериментальные исследования практически любой сложности, необходимые для обеспечения учебного процесса и для занятий научно-исследовательской работой.

Общее число оборудованных практикумов составляет 12 лабораторий — неорганическая химия (2 лаборатории), аналитическая химия (2 лаборатории), органическая химия, физическая химия, коллоидная химия, высокомолекулярные соединения (2 лаборатории), химическая технология (2 лаборатории), радиохимия. Кроме того, химический факультет обладает компьютерным классом, в котором проводятся занятия по таким дисциплинам, как информатика, численные методы в химии, основы программирования, компьютерные технологии в науке и образовании (магистратура), а также физический практикум, в котором студенты осваивают на 1-м и 2-м курсе такую необходимую для химии дисциплину, как физика.

Лаборатория неорганической химии


 

Лаборатория неорганической химии оснащена разнообразной лабораторной посудой, реактивами и новейшим оборудованием для проведения практических занятий. В ходе практикума студенты I курса приобретают первые экспериментальные навыки, знакомятся с химической посудой, оборудованием, осваивают основные методы очистки веществ, изучают равновесные процессы в растворах. Полученные навыки студенты используют при исследовании свойств s-, p-, d- элементов периодической системы и их соединений. В ходе обучения студенты овладевают основами направленного синтеза различных классов неорганических соединений. На завершающем этапе каждый обучающийся выполняет итоговый синтез повышенной сложности, который затем оформляется в виде отдельной работы и защищается в виде устного доклада. По итогам практикума первокурсники закрепляют знания теоретических основ неорганической химии и закономерностей в изменении свойств основных классов неорганических соединений. Кроме того, у студентов формируется прочная основа для последующего изучения других разделов химии.

Лаборатория  аналитической химии


 

В ходе практических занятий по аналитической химии студенты знакомятся с методами качественного и количественного химического анализа, приобретают навыки аналитиков-экспериментаторов.

В практикуме наряду с классическими химическими методами (гравиметрическим, титриметрическими, экстракцией) для решения задач количественного химического анализа используются инструментальные (физикохимические) методы, такие как газовая и жидкостная хроматография, электрохимические (потенциометрия, кондуктометрия, кулонометрия, амперометрия) и спектроскопические (спектрофотометрия, флуориметрия, атомноэмиссионная спектроскопия и др.) методы.

Лаборатория оснащена современным уникальным аналитическим оборудованием, позволяющим проводить разнообразные научные исследования и выполнять химический анализ неорганических и органических объектов.

Освоение теоретических основ методов и выполнение практических работ на перечисленных приборах позволяют выпускникам факультета решать аналитические задачи разной степени сложности.

Лаборатория  органической химии


 

В 5 и 6 семестрах в ходе выполнения практикума по органической химии студенты III курса приобретают навыки синтеза органических соединений, относящихся к различным классам, осваивают основные методы очистки органических соединений, обучаются на практике расшифровке данных ИК-, УФ-, ЯМР-спектроскопии. Практикум по органической химии полностью оборудован необходимой химической посудой и приборами, такими как водоструйные и вакуумные насосы, роторные испарители, термостаты, мешалки и плитки-мешалки, ультразвуковые ванны, приборы для определения температуры плавления, рефрактометры и др. Практикум оснащен и собственным ИК-спектрометром, с помощью которого студенты исследуют полученные ими вещества.

В лаборатории органической химии есть два современных спектрометра с Фурье-преобразованием Lambda FTIR-7600, которые широко используются в образовательном процессе для анализа органических соединений, синтезированных студентами в органическом практикуме, а также для регистрации колебательно-вращательных спектров двухатомных молекул при изучении физической химии. FTIR-7600 – это однолучевой инфракрасный спектрометр с Фурье-преобразованием с высокой скоростью сканирования и высокой точностью. Этот инструмент управляется ПК с удобным для пользователя программным обеспечением и подробным руководством. Спектрометр FTIR-7600 может работать с пробами веществ в различном фазовом состоянии: с использованием жидкостной или газовой кюветы, а также пеллеты (таблетки).

Кроме того, имеющийся в Филиале МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Баку настольный ЯМР-спектрометр Spinsolve 60 Carbon является достойной альтернативой высокочастотному ЯМР спектрометру во многих экспериментах. Это инновационное и эргономичное решение, которое обеспечивает исключительную производительность, способствует пониманию студентами и продвижению метода ЯМР в различных сферах. ЯМР-спектрометр Spinsolve 60 Carbon работаtт на частоте по протонам 60 МГц и способен определять такие ядра как 1H, 13C, 19F…

Лаборатория  физической  химии


 

В лаборатории физической химии студенты работают  в  5 и 6 семестрах. 

В  5 семестре студенты третьего курса выполняют 9 практических и расчётных задач из предлагаемого перечня, включающего 15 задач по основным разделам термодинамики. Для решения этих задач  лаборатория оснащена оборудованием, позволяющим измерять давление и объем газа при разных температурах, зависимость давления пара жидкости от температуры, зависимость теплоёмкости металлов и сплавов от температуры, а также определять тепловые эффекты химических реакций и энтальпии фазовых переходов. Обработка полученных экспериментальных данных и расчётные задачи выполняются на установленных в лаборатории компьютерах.

В 6 семестре студенты выполняют 9 практических и расчётных задач по таким разделам физической химии, как «Кинетика и катализ» и «Электрохимия».

Лаборатория коллоидной химии


 

В 7 семестре студенты выполняют практикум по коллоидной химии, в котором знакомятся с методами изучения свойств дисперсных систем и межфазных поверхностей. Работы в практикуме включают измерения поверхностного натяжения, углов смачивания, электрокинетического потенциала, критической концентрации мицеллообразования (ККМ), размера частиц в высоко- и грубодисперсных системах. Студенты получают и определяют тип эмульсий, изучают коагуляцию золей под действием электролитов, реологические свойства дисперсных систем, исследуют влияние природы среды на прочность связнодисперсных систем (эффект Ребиндера).  Лаборатория оснащена современным оборудованием: тензиометрами, приборами для измерения краевых углов, кондуктометрами, турбидиметрами, ротационными вискозиметрами, торсионными весами, измерителем прочности гранул, спектрофотометром, микроскопами. Выполнение лабораторных работ, обработка экспериментальных данных и теоретическое объяснение полученных закономерностей обеспечивают выпускникам факультета умение грамотно планировать эксперимент и интерпретировать данные при изучении дисперсных систем во многих фундаментальных и прикладных исследованиях.

Лаборатория высокомолекулярных соединений


 

Работа в лаборатории высокомолекулярных соединений завершает процесс обучения студентов в 7 семестре. Для работы в лаборатории студентам необходимы хорошие предварительные навыки практической работы в области органической, физической и аналитической химии. Каждый студент выполняет по пять лабораторных задач по таким разделам, как «Синтез и химические превращения полимеров», «Растворы и полиэлектролиты», «Структура и механические свойства полимеров как материалов». В ходе практикума студенты обучаются «собирать и разбирать» макромолекулы, переводить их в растворы, определять молекулярную массу и размеры макромолекул, устанавливать надмолекулярную структуру полимерных материалов и оценивать их механические свойства. Лаборатория оснащена самым современным оборудованием для синтеза и исследования полимеров, включая спектрометр рассеянного света “Photocor”, разрывную машину “Instron”, поляризационный микроскоп «Полам РП-1», портативные рН-метры, аналитические весы, капиллярные вискозиметры, термостаты, цифровые нагревательные плитки, рефрактометры и др. Знания, полученные в практикуме высокомолекулярных соединений, помогают студентам понять принципы работы современной полимерной лаборатории, как научно-исследовательской, так и производственной.

Лаборатория химической технологии

 

Практикум по химической технологии завершает базовую подготовку студентов по химическим дисциплинам. Целью практикума является формирование технологического мышления выпускников университета, подготовка студентов к активной творческой работе по созданию перспективных процессов, материалов и технологических схем.

Моделирование и оптимизацию процессов химической технологии студентам предлагается освоить в приложении HYSYS открытой среды моделирования AspenONE (учащимся предоставляется до 100 компьютерных мест). Возможности системы демонстрируются моделированием химического процесса на различных примерах, в том числе,  «Введение в моделирование и оптимизацию химико-технологических процессов в AspenONE», «Процессы и технологии нефтепереработки», «Технологические процессы переподготовки природного газа» и  др. 

Теоретические основы химической технологии рассмотрены на примере задачи по тепловому балансу «Определение коэффициента теплообмена», включающей расчеты  безразмерных величин,  характеризующих процесс.

Анализ технологических схем важнейших химических производств предполагает написание практических работ по основам традиционной отрасли – нефтепереработки – и решение практических задач по перегонке нефти и испытаниям свойств различных видов нефти Азербайджана на современном лабораторном оборудовании: установка вакуумной перегонки нефти (Distillation of Petroleum Products at Reduced Pressure VDA3000 Vacuum Distillation System), определение вязкости нефти и нефтепродуктов (вискозиметр ThermoHaake VT550), определение цветности нефти (PortableAutomatedColorimeter),  определение температуры вспышки (ТВО-ПХП, аппарат для определения температуры вспышки в  открытом  тигле  по методу  Кливленда) и другие приборы.

На практикуме студентам предлагается рассмотрение новых химических технологий на примере вышедшей из стен химического факультета МГУ инновационной технологии получения пенографита и графитовой фольги:  «Основы технологии пенографита» и «Механо-прочностные свойства графитовой фольги в зависимости от условий получения».  Для решения данных задач исполь­зуется различное оборудование – от муфельных печей для терморасширенияинтеркалированного графита до 1100 С и прибора для рассева реальных графитовых образцов (вибростол с разнообразным набором стандартизованных сит) до разрывной машины фирмы INSTRON c пакетом программ BlueHill для определения механо-прочностных свойств уплотнительных материалов.

Практикум включает рассмотрение экологических проблем нефтепереработки. Предлагается задача «Сорбция нефти пенографитом», включающая измерение сорбционной емкости пенографита по отношению к различным видам нефти Азербайджана. 

Ответственным за координацию учебно-научной работы на химическом факультете в Бакинском филиале является доктор химических наук Карлов Сергей Сергеевич, заместитель декана химического факультета МГУ.

Руководители магистерских программ
 

72 Услуги и работы, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками / КонсультантПлюс

Услуги и работы, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками

Эта группировка не включает:

— услуги по исследованию конъюнктуры рынка, см. 73.20.11

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области естественных и технических наук

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области биотехнологии

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области биотехнологии

в области здоровья, окружающей среды, сельского хозяйства и прочей биотехнологии

Эта группировка включает:

— услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области применения науки и технологий для изучения живых организмов, а также их частей, продуктов или моделей, для изменения живых или неживых веществ с целью приобретения знаний, производства изделий и предоставления услуг;

— услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области ДНК (кодирования): геномика, фармакогенетика, генные зонды, секвенирование, синтез и амплификация ДНК, генная инженерия, научные исследования и экспериментальные разработки, связанные с белками и молекулами (функциональными блоками): секвенирование и синтез белков и пептидов, инженерия липидов, белков и гликопротеинов, протеомика, гормоны и факторы роста, клеточные рецепторы, сигнальные системы, феромоны;

— научные исследования и экспериментальные разработки в области выращивания и инженерии клеток и тканей: выращивание клеток и тканей, инженерия тканей, гибридизация, сращивание клеток, вакцинные и иммунные стимуляторы, манипуляции с эмбрионом;

— научные исследования и экспериментальные разработки в области процессной биотехнологии: использование биореакторов, ферментация, биообработка, биовыщелачивание, биодесульфуризация, превращение материалов в волокнистую массу биологическими методами, биофильтрация, биоремедиация;

— научные исследования и экспериментальные разработки в области субклеточных организмов: генная терапия, вирусные векторы

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области биотехнологии в области здоровья

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области биотехнологии в области здоровья

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области биотехнологии окружающей среды и промышленной биотехнологии

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области биотехнологии окружающей среды и промышленной биотехнологии

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области сельскохозяйственной биотехнологии

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области сельскохозяйственной биотехнологии

Работы оригинальные научных исследований и экспериментальных разработок в области биотехнологии

Работы оригинальные научных исследований и экспериментальных разработок в области биотехнологии

Эта группировка включает:

— научные оригинальные работы в области биотехнологии, т.е. идеи, планы, проекты, формулы изобретений, продуктов и процессов, которые могут быть защищены и лицензированы как промышленная собственность, производственные или коммерческие секреты, патенты и т.д.

Данные оригинальные работы создаются за собственный счет, т.е. их производство предназначено для продажи без наличия контракта или известного покупателя

Работы оригинальные научных исследований и экспериментальных разработок в области биотехнологии

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области естественных и технических наук, прочие

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области прочих естественных наук

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области математики

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области математики

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области компьютерных наук и информационных технологий

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области компьютерных наук и информационных технологий

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области физики

Эта группировка включает:

— услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области теплофизики, электрофизики, физики электромагнитных явлений, астрономии и т.д.

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области физики

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области химических наук

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области химических наук

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области наук о Земле и взаимосвязанных наук об окружающей среде

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области наук о Земле и взаимосвязанных наук об окружающей среде

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области биологических наук

Эта группировка включает:

— услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области физиологии и экологии животных и растений, микроорганизмов и т.д.

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области биологических наук

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области прочих естественных наук

Эта группировка включает:

— междисциплинарные научные исследования и экспериментальные разработки, преимущественно в области естественных наук

Эта группировка также включает:

— научно-исследовательские работы в области естественных наук при сохранении и воссоздании объектов культурного наследия и в сфере археологии (в целях защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий)

(в ред. Изменения 25/2017 ОКПД 2, утв. Приказом Росстандарта от 21.12.2017 N 2049-ст)

(см. текст в предыдущей редакции)

Исключен с 1 марта 2020 года. — Изменение 42/2020 ОКПД 2, утв. Приказом Росстандарта от 11.02.2020 N 55-ст

(см. текст в предыдущей редакции)

Услуги по проведению исследований в области физической географии

(введено Изменением 42/2020 ОКПД 2, утв. Приказом Росстандарта от 11.02.2020 N 55-ст)

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области прочих естественных наук, прочие, не включенные в другие группировки

(введено Изменением 42/2020 ОКПД 2, утв. Приказом Росстандарта от 11.02.2020 N 55-ст)

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области технических наук и в области технологий, кроме биотехнологии

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области нанотехнологий

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области нанотехнологий

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области технических наук и в области технологий, прочие, кроме биотехнологии

Эта группировка включает:

— услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области прикладных наук и технологий литья, обработки металлов, машиностроения, энергетики, связи, кораблестроения, авиационной техники, гражданского проектирования, строительства и т.д.

Эта группировка также включает:

— научно-исследовательские работы в технической и технологической областях сохранения и воссоздания объектов культурного наследия и археологии

Эта группировка не включает:

— услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области биотехнологии окружающей среды и промышленной биотехнологии, см. 72.11.12
(в ред. Изменения 25/2017 ОКПД 2, утв. Приказом Росстандарта от 21.12.2017 N 2049-ст)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

Услуги (работы), связанные с научными исследованиями и разработками в области защиты информации

Услуги по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области использования атомной энергии

Услуги по проведению научно-исследовательских работ в области использования атомной энергии

Услуги по проведению опытно-конструкторских работ в области использования атомной энергии

Услуги (работы), связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в технической и технологической областях сохранения и воссоздания объектов культурного наследия и археологии

(введено Изменением 25/2017 ОКПД 2, утв. Приказом Росстандарта от 21.12.2017 N 2049-ст)

Услуги (работы), связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области технических наук и в области технологий, прочие, не включенные в другие группировки, кроме биотехнологии

(см. текст в предыдущей редакции)

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области медицинских наук

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области медицинских наук

Эта группировка включает:

— услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области лечения болезней, профилактической гигиены, фармацевтики и т.д.

Эта группировка не включает:

— услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области биотехнологии в области здоровья, см. 72.11.11

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области медицинских наук

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области сельскохозяйственных наук

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области сельскохозяйственных наук

Эта группировка включает:

— услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области агротехники, плодоводства, лесного хозяйства, животноводства, рыбного хозяйства и т.д.

Эта группировка не включает:

— услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области сельскохозяйственной биотехнологии, см. 72.11.13

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области сельскохозяйственных наук

Работы оригинальные научных исследований и экспериментальных разработок в области естественных и технических наук, кроме биотехнологии

Работы оригинальные научных исследований и экспериментальных разработок в области естественных и технических наук, кроме биотехнологии

Эта группировка включает:

— научные оригинальные работы в области естественных и технических наук, кроме биотехнологии, т.е. идеи, планы, проекты, формулы изобретений, продукты и процессы, которые могут быть защищены и лицензированы как промышленная собственность, производственные или коммерческие секреты, патенты и т.д.

Данные оригинальные работы создаются за собственный счет, т.е. их производство предназначено для продажи без наличия контракта или известного покупателя

Эта группировка не включает:

— оригинальные работы научных исследований и экспериментальных разработок в области биотехнологии, см. 72.11.20

Работы оригинальные научных исследований и экспериментальных разработок в области естественных и технических наук, кроме биотехнологии

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области общественных и гуманитарных наук

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области общественных и гуманитарных наук

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области общественных наук

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области экономики и предпринимательства

Эта группировка включает:

— услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области теории экономики, управления торгово-промышленной деятельностью, финансов, статистики и т.д.

Эта группировка не включает:

— услуги по исследованию конъюнктуры рынка, см. 73.20.11

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области экономики и предпринимательства

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области психологии

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области психологии

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области юридических наук

Эта группировка включает:

— услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области публичного права, гражданского права и т.д.

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области юридических наук

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области прочих общественных наук

Эта группировка включает:

— услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области социальной и культурной антропологии, демографии, географии (населения, экономической и социальной), политических наук, социологии и т.д.

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области прочих общественных наук

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области гуманитарных наук

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области языкознания и литературоведения

Эта группировка включает:

— услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области древних и современных языков и литературы

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области языкознания и литературоведения

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области гуманитарных наук, прочие

Эта группировка включает:

— услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области истории, философии, искусствоведения, религиоведения, теологии и т.д.

Эта группировка также включает:

— научно-исследовательские работы в области сохранения и воссоздания объектов культурного наследия;

— археологические полевые работы;

— спасательные археологические полевые работы

(в ред. Изменения 25/2017 ОКПД 2, утв. Приказом Росстандарта от 21.12.2017 N 2049-ст)

(см. текст в предыдущей редакции)

Исключен. — Изменения 25/2017 ОКПД 2, утв. Приказом Росстандарта от 21.12.2017 N 2049-ст

(см. текст в предыдущей редакции)

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области гуманитарных наук по сохранению и воссозданию объектов культурного наследия

(введено Изменением 25/2017 ОКПД 2, утв. Приказом Росстандарта от 21.12.2017 N 2049-ст)

Услуги (работы), связанные историко-культурными, историко-архитектурными, историко-градостроительными и т.п. научно-исследовательскими работами в области сохранения и воссоздания объектов культурного наследия

(введено Изменением 25/2017 ОКПД 2, утв. Приказом Росстандарта от 21.12.2017 N 2049-ст)

Археологические полевые работы

Эта группировка также включает:

— спасательные археологические полевые работы

(введено Изменением 25/2017 ОКПД 2, утв. Приказом Росстандарта от 21.12.2017 N 2049-ст)

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области гуманитарных наук, прочие, кроме услуг по сохранению и воссозданию объектов культурного наследия

(введено Изменением 25/2017 ОКПД 2, утв. Приказом Росстандарта от 21.12.2017 N 2049-ст)

Работы оригинальные научных исследований и экспериментальных разработок в области общественных и гуманитарных наук

Работы оригинальные научных исследований и экспериментальных разработок в области общественных и гуманитарных наук

Эта группировка включает

— научные оригинальные работы в области общественных и гуманитарных наук, т.е. идеи, планы, проекты, формулы изобретений, продукты и процессы, которые могут быть защищены и лицензированы как промышленная собственность, производственные или коммерческие секреты, патенты и т.д.

Данные оригинальные работы создаются за собственный счет, т.е. их производство предназначено для продажи без наличия контракта или известного покупателя

Работы оригинальные научных исследований и экспериментальных разработок в области общественных и гуманитарных наук

Научный центр РАН в Черноголовке

История Научного центра в Черноголовке берет свое начало с Распоряжения Совета Министров СССР №1024рс от 28 февраля 1956 года о строительстве научно-исследовательского полигона при Институте химической физики АН СССР на территории действующего в Ногинском районе Московской области Полигона Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского.

Тогда здесь, среди прекрасной подмосковной природы, по инициативе Нобелевского лауреата академика Н.Н.Семенова начал строиться экспериментальный филиал московского Института химической физики, который в шестидесятые-семидесятые годы, пополнившись другими академическими институтами, перерос в Научный центр, известный сейчас всему мировому научному сообществу. В его становление огромный вклад внесли такие замечательные ученые и организаторы науки, как уже упоминавшийся академик Н.Н.Семенов, академики Ю.А.Осипьян, Г.В.Курдюмов, Д.С.Коржинский, И.М.Халатников. Особо следует отметить роль первого Уполномоченного Академии наук по Научному центру в Черноголовке члена-корреспондента РАН Федора Ивановича Дубовицкого.

Стратегическим направлением деятельности НЦЧ РАН является проведение фундаментальных научных исследований в области физики, химии, минералогии и биологии, а также решение целевых научно-технических задач в интересах обеспечения обороноспособности страны.

Учреждение Российской академии наук Институт проблем химической физики РАН (ИПХФ РАН)

ИПХФ РАН, один из ведущих институтов Отделения химии и наук о материалах Российской академии наук, был организован в 1956 году лауреатом Нобелевской премии академиком Н.Н.Семеновым как специализированный полигон для исследования процессов горения и взрыва. Объединяющей основой проводимых в ИПХФ РАН исследований является исследование кинетики и механизма протекания разнообразных химических и биологических превращений. Институт сочетает фундаментальные исследования с решением прикладных задач, которые вытекают из развития фундаментальных работ. В ИПХФ РАН разработаны научные основы передовых технологий для химии и нефтехимии, экологии, энергетики и сельского хозяйства.

Учреждение Российской академии наук Институт физики твердого тела РАН (ИФТТ РАН)

ИФТТ РАН представляет собой одно из крупнейших академических учреждений физического профиля, является признанным научным центром, успешно развивающим работы в области экспериментального и теоретического направления физики твердого тела, а также физического материаловедения, как совокупности пересекающегося раздела фундаментальной физики, физико-химии, механики.

Учреждение Российской академии наук Институт теоретической физики им. Л.Д. Ландау РАН (ИТФ РАН)

ИТФ РАН был организован в 1965 году на базе теоретического отдела Института физических проблем. В настоящее время основные научные направления представлены в институте следующим образом: математическая физика; нелинейная динамика и гидродинамика; вычислительная физика; теория ядра и квантовая теория поля; физика твердого тела и физика магнитных явлений; теория сверхпроводимости; физика низких температур и теория конденсированного состояния вещества; космология и релятивистская астрофизика.

Наряду с фундаментальными результатами в области физики конденсированного состояния, в области математической физики в теории нелинейных явлений, сотрудниками института высказана идея передачи сигналов по оптическим волокнам, которая нашла современное применение в создании высокоскоростных сетей Интернета.

Учреждение Российской академии наук Институт проблем технологии микроэлектроники и особочистых материалов РАН (ИПТМ РАН)

ИПТМ РАН является одним из ведущих академических институтов в области микро- и наноэлектроники. Научная деятельность института направлена на проведение фундаментальных исследований в области физических основ микро- и наноэлектроники, свойств микро- и нанообъектов, создание методов контроля и диагностики наноструктур, разработку новых технологических процессов микро- и наноструктурирования, поиск и получение новых материалов для микроэлектроники.

Учреждение Российской академии наук Институт структурной макрокинетики и проблем материаловедения РАН (ИСМАН РАН)

ИСМАН был создан в 1987 году на базе Отдела макроскопической кинетики Института химической физики АН СССР. Основу института составляют два крупных коллектива: Исследовательский макрокинетический центр и Исследовательский центр самораспространяющегося высокотемпературного синтеза (СВС).

В задачи макрокинетического центра входит развитие научных традиций школы Н.Н.Семенова применительно к физической химии высокотемпературных процессов – проведение исследований кинетики и механизма химических реакций, фазовых и структурных превращений, воспламенения и горения преимущественно в конденсированных и гетерогенных средах с использованием экспериментальных методов, математиче-ского моделирования, компьютерных расчетов.

Задачами Исследовательского центра СВС являются: исследования механизма и закономерностей СВС-процессов; развитие химии горения и изыскание новых экзотермических реакций, образующих полезные продукты; разработка новых материалов, технологий, оборудования; поиск эффективных областей применения СВС-процессов и участие в организации их производств.

Учреждение Российской академии наук Институт физиологически активных веществ РАН (ИФАВ РАН)

ИФАВ РАН был организован в 1978 году. Основные научные направления института — синтез и разработка широкого спектра физиологически активных веществ, лекарственных препаратов, пестицидов, простагландинов и феромонов.

В настоящее время ИФАВ РАН играет ведущую роль в Российской Федерации в формировании современных научных основ поиска и направленного отбора новых эффективных физиологически активных веществ (ФАВ) для нужд медицины, сельского хозяйства и промышленности.

Учреждение Российской академии наук Институт экспериментальной минералогии (ИЭМ РАН)

ИЭМ РАН создан в 1969 году на базе лаборатории экспериментальной минералогии и петрографии, находящейся в составе Института физики твердого тела. Институт — один из мировых центров экспериментальных исследований в области геологии.

Из результатов, полученных в ИЭМ РАН за последние годы, можно назвать работы по воспроизведению и систематическому изучению процессов, которые протекают в месторождениях полезных ископаемых.

Российская академия наук Филиал института энергетических проблем химической физики (ФИнЭПХФ РАН)

В 1987 г. на базе отдела свободных радикалов Института химической физики был создан ФИНЭПХФ РАН. В институте ставятся и успешно решаются и прикладные научно-технические задачи. На базе традиционного направления этого института — работ в области масс-спектрометрии создан уникальный прибор — масс-спектрометр с ортогональным вводом ионов, который не имеет аналогов в мире. Проводится работа по плазмохимической модификации материалов и, в частности, резинотехнических изделий, что существенно улучшает их эксплуатационные качества. Разработана технология фотохимической модификации силиконового хрусталика глаза.

Экспериментальная база Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова

В 1975 г. в Черноголовке была создана экспериментальная база Института эволюционной морфологии и экологии животных (в настоящее время — Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова), как самостоятельное подразделение этого института, входящее в группу поведения и поведенческой экологии наземных млекопитающих.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Экспериментальный завод научного приборостроения со специальным конструкторским бюро РАН» (ФГУП ЭЗАН)

Предприятие основано в 1973 году для обеспечения научно-исследовательских институтов Академии наук особо сложным оборудованием и приборами.

Завод специализировался на выпуске высоковакуумных установок, приборов для исследования структуры и химического анализа материалов, а также средств автоматизации и обработки данных.

В настоящее время ФГУП ЭЗАН производит широкий спектр оборудования для науки, промышленности, телекоммуникаций, транспорта и энергетики.

Федеральное государственное унитарное предприятие Научно-технологический центр «Электронтех» РАН (ФГУП НТЦ «Электронтех» РАН)

ФГУП НТЦ «Электронтех» РАН основан в 1995г. Основные направления деятельности: выполнение научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок, в том числе в рамках Государственного оборонного заказа; разработка и изготовление аппаратуры передачи и обработки информации аппаратуры регистрации служебной информации; средств автоматизации и вычислительной техники; компонентов структурированных кабельных систем, оптоволоконного и медного кабеля, монтажного и коммуникационного оборудования; разработка и производство аппаратуры для системы безналичного расчета и кассовых аппаратов; изделий электронной техники промышленного, специального и бытового назначения; разработка программного продукта и информационных технологий.

СМУ НЦЧ РАН

Совет молодых ученых НЦЧ РАН был воссоздан в 2010 г.

Председатель Совета молодых ученых к.т.н., н.с. ИСМАН РАН, П.М.Бажин, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Положение о Совете молодых ученых НЦЧ РАН
Состав Совета молодых ученых НЦЧ РАН

Перейти к основному содержанию Поиск