Институт духовный – Духовные социальные институты

1.9. Основные институты общества

Социальный институт - исторически сложившаяся форма орга­низации совместной деятельности людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их взаимодействие и удовлетворяющая фун­даментальные человеческие потребности.

В соответствии с фундаментальными потребностями общества (воспроизводство рода, безопасность и порядок, средства существова­ния, получение знаний, социализация, духовные потребности) выделя­ют пять основных институтов общества:

1. институт семьи

2. государство

3. производство

4. духовные институты (религии, науки, морали)

5. образование.

Институты необходимы для:

  • объединения больших масс людей, занятых определенным видом деятельности;

  • закрепления конкретных видов и форм взаимодействия;

  • нормативной регуляции этих видов деятельности, стандартизации поведения своих участников;

  • формирования системы учреждений, наделенных материальными средствами для этой деятельности;

  • социализации личности

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Духовная сфера жизни общества

Духовная сфера жизни общества - сфера, охватывающая различ­ные формы и уровни общественного сознания, проявляющаяся в духов­ном производстве для удовлетворения духовных потребностей и созда­нии духовных ценностей.

Жизнь общества в духовной сфере складывается из следующих элементов: (элементы духовной жизни)

1. мораль - совокупность правил поведения, производных от представлений людей о справедливости и несправедливости, добре и зле.

2. религия - система верований в сверхъестественное, обрядовых действий, традиций, религиозных институтов.

3. искусство - творческая деятельность людей, направленная на пе­редачу объективной реальности через субъективные переживания с по­мощью художественных образов.

4. наука - система обоснованных знаний, выраженных в абстрак­тно-логическом виде, имеющих форму теории.

5. право - система формальных общеобязательных норм, установ­ленных или санкционированных государством, гарантированных его принудительной силой.

6. идеология - совокупность представлений, объясняющая социаль­но-политическую реальность и формирующая к ней отношение, ис­пользуемая политической элитой для воздействия в своих целях на мас­совое сознание.

7. философия - дисциплина, изучающая наиболее общие проблемы устройства окружающего мира, общества и человека.

Сам процесс духовной жизнедеятельности имеет следующую струк­туру (структура духовной жизни):

1. Духовные потребности. Духовные потребности - это потребно­сти в создании и освоении духовных благ.

Особенности:

1) духовные по­требности не заданы биологически, а проявляются и развиваются в про­цессе социализации;

2) духовные потребности не исчерпываются по мере их удовлетворения, а увеличиваются и усложняются;

3) духовные потреб­ности служат показателем развития личности: чем больше духовных по­требностей у человека и чем они сложнее, тем более развита его личность

2. Духовное производство. Духовное производство - это произ­водство общественного сознания, результатом которого являются:

1) идеи, теории, образы и другие духовные ценности;

2) духовные обще­ственные связи индивидов;

3) личность человека.

3. Духовные ценности (блата). Духовные ценности - это блага, про­являющиеся только через сознание людей и направленные на удовлет­ворение духовных потребностей.

Особенности:

1) духовные блага относительны, они зависят от культуры и эпохи 2) духовные блага не­исчерпаемы, они не уменьшаются по мере их потребления, а, наоборот, развиваются.

Культура:

  • слово происходит от латинского глагола, означающего «возделыва­ние почв»;

  • в широком смысле, это совокупность форм и результатов челове­ческой деятельности, закрепленных в общественной практике;

  • в узком смысле, это отрасли творческой деятельности, связанные с искусством.

Формы культуры: материальная и духовная.

Материальная культура - совокупность объектов культуры, суще­ствующих в чувственно-предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.

Духовная культура - совокупность объектов культуры, существу­ющих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения ду-ковных потребностей.

Разновидности культуры.

studfiles.net

Тема 3   Социальные институты

3.1   Социальные институты
3.2   Семья как социальный институт
3.3   Социальные организации

3.1   Понятие «социальный институт»

Общество можно представить как совокупность социальных институтов. Расположенные как бы на поверхности общественной жизни, они благодаря своей организационной форме дос-тупны для наблюдения и управления ими. Институт: от лат. institutum - установление, учреждение.

Известно, что животное приспосабливается к среде посредством инстинктов - мощных инструментов выживания, выкованных за миллион лет эволюции. Они помогают ему бороться за существование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности. Роль как бы инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты - мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они тоже помогают бороться за существование и успешно выживать. Но не отдельному человеку, а всему обществу. Их предназначение - удовлетворять важнейшие потребности общества.

Это потребности:

  • в воспроизводстве рода « институт брака и семьи
  • в безопасности и социальном порядке « институт политики и государства
  • в добывании средств существования « институт экономики
  • в передаче знаний, подготовке специалистов « институт образования
  • в решении духовных вопросов, солидарности « институт религии, культуры

Социальные институты согласовывают и направляют в единое русло устремления индивидов, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, способствуют разрешению социальных общностей и общества в целом.

Общество не есть что-то от века данное и неизменное. Напротив, только постоянная изменчивость может гарантировать ему самосохранение в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. Развитие общества сопровождается усложнением его элементов. Вместе с тем, изменение общества не может быть абсолютно непрерывным. Более того, как свидетельствует история, приоритетной характеристикой конкретных социальных систем является их относительная неизменность. Именно это обстоятельство делает возможной адаптацию сменяющих друг друга поколений людей к данной конкретной социальной среде и обуславливает преемст-венность развития материальной, интеллектуальной и духовной культуры общества.

Учитывая необходимость сохранения тех основных социальных связей и отношений, которые гарантированно обеспечивают его устойчивость, общество принимает меры по их достаточно жесткому закреплению, исключающему их случайное и самопроизвольное изменение. Для этого общество фиксирует наиболее важные виды социальных отношений в форме нормативных предписаний, исполнение которых является обязательным для всех его членов. Одновременно разрабатывается и узаконивается система санкций, обеспечивающих безусловное исполнение этих предписаний.

Зафиксированная законодательно конкретная система социальных связей и отношений называется социальным институтом. Термин «институт» этимологически означает некое установление, устройство, т.е. регулярную, долговременно осуществляемую социальную практику, санкционированную (одобренную, разрешенную) и поддерживаемую с помощью социальных норм общества. В широком смысле слова институтами называют системы правил общественных отношений, устанавливающих образцы поведения и регулирующих определенные сферы социальной жизнедеятельности людей.

Социальный институт можно представить как пространство, в котором индивид приучается к согласованному поведению, к жизни "по правилам". В рамках социального института поведение каждого члена общества становится достаточно предсказуемым по своим ориентациям и формам, оно называется

ролевым. Даже в случае нарушения или значительных вариаций ролевого поведения основной ценностью института остаются как раз нормативные рамки. Как заметил П.Бергер, институты побуждают людей идти проторенными путями, которое общество считает желательными. И подобный трюк удается, потому что индивида убеждают: эти пути - единственно возможные.

Особенность социальных институтов состоит в том, что, будучи сформированными на основе социальных связей, отношений, взаимодействия конкретных людей и конкретных социальных общностей, носят надиндивидуальный, надгрупповой характер.

Социальный институт представляет собой относительно самостоятельное социальное образование, которое имеет свою внутреннюю логику развития. С этой точки зрения, социальный институт следует рассматривать как организованную социальную подсистему, характеризующуюся устойчивостью структуры, интегрированностью элементов и функций. Основными элементами социальных институтов являются , прежде всего, системы ценностей, норм, идеалов, а так же образцы деятельности и поведения людей в различных жизненных ситуациях.

Итак, социальные институты представляют собой определенные общественные установления, т.е. совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые воспроизводятся как устойчивые системы социальных отношений и регулируют целые сферы общественной жизни: экономическую, государственную, религиозную, научную, образователь-ную, семейную и др.

Один из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог Торстейн Веблен. Он описал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. по своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями.

Так, на заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет - беспорядочные половые отношения. Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет - запрет кровосмешения. Он запрещал половые отношения между кровными родственниками. По существу таков первый и важнейший в истории вид социальных норм. Позже появились и другие нормы. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни, организуя отношения при помощи норм. Так у людей зародился, самый ранний институт - семьи и брака.

Социальные институты никто не "придумывает", они вырастают постепенно как бы сами собой, из той или иной потребности людей. К примеру, из потребности в охране общественного порядка в свое время возник и утвердился институт полиции (городской администрации). При этом сам процесс утверждения в обществе того или иного явления в качестве социального института называют институализацией. Если конкретнее, институализация состоит в упорядочении, стандартизировании, организационном оформлении и законодательном регулировании тех свя-зей и отношений, которые "претендуют" на превращение в социальный институт.

Пример. Прежде чем принять современную форму, институт рынка прошел долгий путь становления. Потребность людей в повышении эффективности хозяйственной деятельности подтолкнула их в свое время к поиску новых экономических форм и осознанию необходимости развития товарно-рыночных отношений (специализированного товарного производства, товарообмена и свободного предпринимательства, свободных цен, конкуренции). Эти отношения веками все более совершенствовались, отлаживались и подчинялись определенным нормам и правилам. Когда же они, наконец, организационно и законодательно оформились, рынок стал полноценным социальным институтом современных обществ.

Процесс институализации предполагает несколько последовательных этапов:

  1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий
  2. формирование общих идей
  3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок
  4. появление процедур, связанных с нормами и правилами
  5. широкая практика применение установленных норм и процедур
  6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность в их применении в отдельных случаях
  7. материальное и символическое оформление возникшего института.

Виды социальных институтов:

Экономические институты Политические институты Духовные институты Институты в сфере семьи
собственность государство наука семья
рынок суд образование брак
деньги армия воспитание отцовство
заработная плата политические партии мораль материнство

Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность может порождать существование полдюжины специальных институтов, а с другой - каждый институциональный комплекс, например, семья, реализует гамму базовых потребностей: в коммуникации, в производстве услуг, в распределении благ, в индивидуальной и коллективной защите, в поддержании порядка и контроля.

Так, внутри фундаментальных институтов весьма отчетливо деление на более мелкие институты. Например, институт экономики включает множество особых устойчивых практик (системы отношений = институтов): финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие.

Политический - демократические институты демократического политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т.д.

Правовой - институт судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.

Религиозный - инквизиции, крещения, исповеди, монашества и т.д.

Характеристика основных социальных институтов

Институты Функции Основные роли Физические признаки Символические признаки
семейно-брачные забота и воспитание детей отец, мать, ребенок дом, обстановка кольца, обручение, контракт
экономические добывание пищи, одежды, жилья, производство и реализация товаров собственник, работник, покупатель, продавец фабрика, офис, магазин деньги, торговля, марки, реклама
образования передача культурного наследия учитель, ученик школа, колледж, учебник диплом, степень
культуры развивают преемственность религиозной, научной, художественной деятельности деятели культуры произведения культуры правительственные награды
религиозные содействие соборным отношениям, углубление веры, усилению солидарности священник, прихожанин собор, церковь крест, алтарь, библия
права поддержание законов, правил и стандартов, законодатель, субъект права система правовых органов конституция, законы
политические регулируют осуществление власти и доступа к ней, обеспечивает гармонизацию интересов граждан и защиту от внешних врагов политики, служители власти общественные и административные здания флаг, герб

Чем сложнее структура общества, тем более развита система институтов. Если институты традиционного общества основаны на предписанных ритуалом и обычаем правилах поведения и родственных связях, то институты современного общества - на ценностях (компетентность, независимость, личная ответственность, рациональность) которые относительно независимы от моральных предписаний.

Социальные институты имеют различные свойства в стабильных и нестабильных (переходных) обществах и могут тем самым служить индикатором социальной стабильности.

В стабильных обществах В нестабильных обществах
четкие, понятные функции функции неясные, иногда прямо противоположные предполагаемым
преимущество формальных функций преимущество реальных функций
неизменность функций перемена функций

Общество стабильно тогда, когда функции институтов понятны, очевидны, неизменны. Складываясь веками, социальные институты не остаются неизменными. Они развиваются и совершенствуются вместе с обществом. К примеру, когда-то институт денег материально представлял лишь полноценный вариант - золото и серебро. С ростом товарного производства и обращения в экономике стали господствовать бумажные деньги. Сегодня же их все более теснят так называемые "электронные деньги", невидимо перемещающиеся в компьютерных сетях.

При этом важно, чтобы органы власти и управления не запаздывали с организационным (и особенно законодательным) оформлением назревших изменений в социальных институтах. Иначе последние хуже выполняют свои функции и тормозят общественный прогресс.

Так, на сегодняшний день движение России вперед - к цивилизационного рынку и полноценной демократии - тормозят нерегулированность таких социальных институтов, как частная собственность на землю, армии, местного самоуправления и др.

3.2   Семья как социальный институт

Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

  1. вступление в брак — образование семьи;
  2. начало деторождения — рождение первого ребенка;
  3. окончание деторождения — рождение последнего ребенка;
  4. «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
  5. прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары – мужа и жены, полигамная – или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи.

Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т.д., а также санкции за их невыполнение.

Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни при-обрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Основная функция семьи – репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

  • воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
  • хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
  • экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
  • сфера первичного социального контроля и моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
  • духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
  • социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе: супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д.

Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение.

Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя.

Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведе-ния, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, мoгут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

  1. конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;
  2. межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;
  3. внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения.

В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т. д.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, не ролевых семейных отношений.

Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений.

Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

3.3   Социальные организации

Термин организация применяется очень широко. Социология изучает организацию под своим специфическим углом зрения – с точки зрения социального поведения индивидов, групп и других образований. Организация - это система сознательно координируемых целей деятельности двух или более индивидов. В этом определении зафиксированы две важных характеристики организации: то, что она представляет собой социальную общность (состоит из определенного количества членов организации) и что эта общность имеет функционально-целевую природу, пoскольку создается для реализации определенных целей.

Организация возникает на основе разделения труда и его специализации по функциональному признаку. Специализация организаций обусловливает внутреннюю специализацию подразделений и членов организации. Поэтому в социальных организациях имеют место различные горизонтальные структуры: цеха, службы, бюро и т.д. Эти горизонтальные структуры обеспечивают технологию деятельности организации. Вместе с горизонтальными структурами в системе организации формируются вертикальные структуры, строящиеся по иерархическому признаку. Иерархическое устройство социальных организаций обеспечивает координацию, ориентацию и управление взаимодействием индивидов, групп и различных горизонтальных структур и тем самым способствует достижению единства цели.

В рамках социальной структуры в организации складывается определенная стратификационная система - дифференцированное ранжирование индивидов и групп. В основе этого ранжирования лежит распределение всех членов организации по статусам и ролям в соответствии с их местом в горизонтальных и вертикальных структурах организации. Дело в том, что для успешного функционирования организации каждый из ее членов должен обладать определенным набором качеств и навыков, эти качества и навыки (знания, квалификация и т.д.) позволяют ему занимать определенную позицию в социальной структуре организации и играть определенную социальную роль. Социальную структуру организации можно также представить как сплошную взаимосвязанную систему социальных статусов и ролей, которые исполняют входящие в нее члены.

Итак, социальная организация – это целостная система с присущей ей социальной структурой, формирующейся на основе разделения труда, специализации функций и иерархизированного взаимодействия между индивидами, группами и структурными подразделениями, созданная для удовлетворения социальных потребностей индивидов и общества и действующая в определенном внешнем окружении.

Наиболее часто различаются формальные и неформальные организации. В основе формальной организации лежит разделение труда, возникающее как результат необходимой специализации. Разделение труда выступает в виде системы статусов - должностей, каждая из которых наделена специфическими функциями.

Формальная организация имеет сильную тенденцию превра¬щаться в бюрократическую систему. По М. Веберу, идеальный тип бюрократии включает следующие свойства:

  • личности, входящие в организацию, лично свободны и действуют только в рамках обязанностей, это означает, что обязанности и обязательства принадлежат должностям, а не индивидам, которые могут занимать их в данное время;
  • ярко выраженная иерархия должностей и позиций, что означает, что определенная должность должна быть доминирующей над всеми нижестоящими и зависимой по отношению к должностям, находящимся выше ее;
  • выраженная спецификация функций каждой из должностей;
  • индивиды принимаются и продолжают работу на основе контракта;
  • отбор действующих индивидов в организацию производится на основе их квалификации;
  • людям, занимающим должность в организации, выплачивается зарплата, размер которой зависит от занимаемого ими уровня в иерархии;
  • бюрократия представляет собой карьерную структуру, продвижение в которой производится по заслугам или старшинству, не зависимо от личных предпочтений начальника;
  • деятельность каждого чиновника основывается на строгой служебной дисциплине и подлежит контролю;
  • управленческие функции строго регламентированы и доку¬ментированы.

Главное достоинство бюрократии, по Веберу, - это высокая хозяйственно-экономическая эффективность. Главный недостаток – игнорирование специфики конфликтных ситуаций, действия по шаблону, отсутствие необходимой гибкости. М. Вебер считал, что можно выработать определенные гарантии от бюрократических недостатков и злоупотреблений властью.


vtk34.narod.ru

Социальные институты: примеры и структура

Понятие социального института подразумевает некую исторически сложившуюся форму организации человеческой совместной жизнедеятельности, которая возникает как следствие необходимости удовлетворить потребности общества. Институты направлены на реализацию различных коммуникативных функций и характерны своими возможностями детерминировать поведение людей с помощью установленных

правил (общественного мнения), табу (запретов) и так далее. Собственно, этот термин в различных контекстах может выступать в четырех основных значениях:
  • группа лиц, олицетворяющая институт;
  • организация, призванная выполнять определенные функции;
  • некие социальные роли, посредством которых придается смысл отношениям в обществе;
  • совокупность учреждений;
  • сосредоточенные в одной сфере жизнедеятельности группы людей.

Структура социальных институтов содержит следующие элементы:

  1. Общественные статусы и соответствующие им модели поведения (предписанные к исполнению).
  2. Обоснование иерархии. Оно может иметь характер описания божественного происхождения, идеологическую конструкцию, исторически сложившееся положение дел.
  3. Средства и методы ретрансляции социального опыта. То есть передача системы ценностей из поколения в поколение.
  4. Табуированность общества. Эта категория представляет собой систему жестких запретов на определенные, непринятые в среде конкретного народа действия. Нарушение табу (буквально нецензурное поведение) влечет за собой репрессии со стороны общества: от негласного осуждения до физического принуждения или наказания.
  5. Социальные позиции. Это непосредственно сами институты.

Современные социологи, как правило, выделяют четыре основные специфические сферы общественной жизнедеятельности. Именно в них и формируются отношения и институты.

Экономические социальные институты: примеры и сущность

Они включают в себя все процессы и отношения, возникающие в сфере хозяйственного производства (самого производства, а также распределения, потребления, обмена материальных благ). Примерами экономических институтов могут служить частная собственность, рыночный механизм и так далее.

Общественные социальные институты: примеры и сущность

Здесь имеются в виду непосредственно отношения внутри общества между различными возрастными, гендерными, национальными и другого характера
группами. Сюда же относятся категории, связанные с общественными предписаниями и табу. Например, семья, воспитание, дружба, общественные движения и прочее.

Политические социальные институты: примеры и сущность

Собственно, это все то, что охватывает соответственную сферу жизни. То есть отношения в системе государства – гражданское общество. Представленные здесь институты – это правовая и судебная системы, правительство и парламент, гражданские права и политические партии, армия и юридические учреждения.

Духовные социальные институты: примеры и сущность

Это вотчина культуры и нематериальных потребностей человека: науки, образования, религии, искусства и так далее.

fb.ru

Социальные институты духовной сферы и их роль в жизни общества

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт управления

Кафедра государственного и муниципального управления

Курсовая работа

по дисциплине «Управление общественными отношениями»

на тему: «Социальные институты духовной сферы и их роль в жизни общества»

Выполнила: студентка 51 группы Тучкова Е.В

Проверила: преподаватель Боброва Е.П.

Оренбург – 2010 г.

Содержание

Введение

Глава1. Понятие института в духовной сфере

1.1 Духовное производство, как основа социальных институтов духовной сферы

1.2 Функции духовногопроизводства

Глава 2. Понятия, функции и предпосылки возникновения социальных институтов духовной сферы

2.1 Институт науки

2.2 Институт религии

2.3 Институт культуры

Глава 3. Роль социальных институтов духовной сферы и их состояние в условиях развития современного общества

3.1 Роль института науки в жизни общества

3.2 Роль институт религии в жизни общества

3.3 Роль института культуры в жизни общества

3.4 Социальные институты духовной сферы в условиях развития современного общества

Заключение

Список использованных источников

Введение

Преобразования, осуществляемые в нашей стране, постепенно усиливают ценностьуправление общественными отношениями, так как именно данная сфера деятельности увеличивает социальную ответственность государственных деятелей и руководителей компаний.

Управление общественными отношениями включает такой важный раздел как социальные институты, а именносоциальные институты духовной сферы.

Социальные институты духовной сферы в современном обществемогут характеризоваться как создание духовных ценностей , идейи отношения, возникающие в процессе формирования духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления.

Не смотря на это в нашем обществе само понятие духовного долгие годы вызывало негативную реакцию, поскольку рассматривалось в основном как причастное к религии, церкви. Если в словарях русского языка чаще всего давались два значения термина «духовный»: связанный с внутренним, нравственным миром человека и с религией, то в официальных трактовках оба эти значения сливались в одно, последнее.

Духовная сфера — отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Институты, относящиеся к духовной сфере: учреждения системы образования, науки, театры, музеи.

Актуальность представленной темы не вызывает сомнения потому как социальные институты духовной сферы играют активную роль в жизни общества.

Целью курсовой работы – раскрыть теоретическую сущность социальных институтов духовной сферы и их роли в жизни общества и проследить состояние социальных институтов духовной сферы в условиях развития современного общества

В соответствии с целью в работе следующие задачи:

· рассмотреть теоретические аспекты понятия «Понятие института в духовной сфере», его основные параметры и функции

· изучить предпосылки возникновения, функции и понятия социальных институтов духовной сферы

· определить роль и состояние социальных институтов сферы в условиях развития современного общества

Объектом курсовой работы является социальные институты духовной сферы, как самостоятельная динамическая саморазвивающаяся система.

Предметом исследование является изучение процесса динамизма, развития социальных институтов духовной сферы, с точки зрения теоретических подходов

Глава 1. Понятие института в духовной сфере

1.1 Духовное производство, как основа социальных институтов духовной сферы

Духовное производство, выступающее как создание духовных ценностей и идей. Названный процесс и является содержанием духовной сферы жизни общества, точнее говоря, частью этого содержания, потому что, кроме создания идей и ценностей, существует еще их воспроизводство, распределение и потребление.

Остановимся, прежде всего, на понятии духовного производства, поскольку оно составляет «сердцевину» духовной жизни, а следовательно, каждого ее социального института, будь то институты науки и религии, культуры и искусства и др. Есть два подхода к этому понятию — социально-философский и социологический. Первый означает рассмотрение его как производства социальных связей и отношений между людьми в форме идей, ценностей, теорий, образов, представлений и т.д. Социологический подход предполагает изучение духовного производства как определенным образом институционализированной духовной деятельности определенных групп людей (ученых, художников, деятелей церкви и др.).[1]

Духовное производство осуществляется в многочисленных формах, которые выступают результатом общественно-исторической практики. Само духовное производство относительно самостоятельно, что подчеркивается его известной независимостью не только от материального производства, но и от социальных институтов, сформировавшихся на его основе. Собственно, основой стали виды духовного производства (наука, религия, искусство и др.), которые «имеют своим главным результатом сознание в качестве идеальной формы человеческого отношения, в качестве определенного типа духовного общения людей»[6].

Таким образом духовные потребности, представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности определяют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.

В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.[22]

1.2 Функции духовного производства

Духовное производство выполняет в обществе важные социальные функции. Это, прежде всего включение людей и их групп в систему имеющихся социальных и духовных связей и отношений. По существу речь идет о социально-интегративной функции духовного производства. Именно эту цель и преследуют социальные институты науки, культуры, религии и другие, когда организуют сложную систему духовной деятельности как в сфере научного, художественного, религиозного и иного духовного творчества, так и в области освоения и распределения продуктов этого творчества.

Другая институционально значимая функция духовного производства состоит в производстве новых идей, знаний и технологий духовного творчества. Социальные институты в духовной сфере жизни общества стремятся прежде всего к созданию благоприятных условий для креативно-творческой деятельности, поскольку именно она способна и объединить вокруг себя большие группы людей и дать возможность им «само проявиться» в репродуктивных формах активности.[12]

Еще одна весьма важная функция духовного производства, роль которой быстро возрастает в последние годы (особенно в России), — производство общественного мнения. Его институциональное закрепление получило сейчас повсеместное распространение. Происходит не только изучение общественного мнения (чем занимаются сотни и тысячи социологических служб в центре и в регионах), но и его активное формирование в нужном для тех или иных структур направлении.

Духовное производство не может осуществляться вне институциональных форм, поскольку в них духовная деятельность получает организованный и нормативно выраженный характер. При этом, разумеется, всегда остается место для вне институциональной свободной духовной деятельности индивидов и отдельных (часто неформальных) групп. Любой тип духовного производства вырабатывает свои отношения между институционализированными и вне институциональными, самодеятельными формами духовной деятельности, что в значительной степени обусловлено характером общественного строя и политического режима.

Тоталитарное государство построено, как правило, на признании лишь институциональных форм духовного производства, которое его поддерживает и создает систему запретов на многочисленные самодеятельные формы духовного творчества. В качестве примера можно привести политику государства (точнее, коммунистической партии) в СССР, которое запрещало все, что не разрешало, в том числе даже авторскую песню.

mirznanii.com

Институт как духовная школа / Об Институте / pstbi.ru

Бескопромиссность в свидетельстве Правды Божией выделена Святейшим Патриархом Кириллом как одно из важнейших условий священического служения:
«Каждый священник призван нести людям Божию правду. Те, кто учится здесь, должны понять, что это не будет сопровождаться комфортной и легкой жизнью… Всегда найдутся те, кому это будет не нравиться, всегда найдутся те, кто при упоминании о том, что грех есть грех, будут обвинять вас и Церковь. В этом смысле каждый вступающий на путь служения обрекает себя на некое исповедничество».1Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в домовом храме Санкт-Петербургской духовной академии во имя св. Иоанна Богослова, 29 мая 2011г.

ПСТБИ осуществляет свою деятельность в строгом послушании церковной иерархии, в соответствии с канонами и традициями Русской Православной Церкви.

ПСТБИ является духовной школой Русской Православной Церкви, учрежденной Святейшим Патриархом и Священным Синодом, и входит в состав Учебного Комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви.

Подготовка кандидатов на рукоположение включает в себя несколько принципиально важных составляющих.

  1. Образование (подгогтовка по направлению «Теология» и блок пастырских дисциплин)
  2. Практики (Богослужебная: см. раздел Богослужение, миссионерская, катехизическая, педагогическая, молодежного и социального служения: см. раздел Поездки и встречи и см. раздел Практики)
  3. Жизнь и служение (опыт жизни в приходской общине и участия в организации и осуществлении различных церковных служений, проектная работа).

Содержание образования в ПСТБИ отвечает традиционному семинарскому образованию духовных школ Русской Православной Церкви, но форма обучения имеет существенное отличие. С XVII века семинарское образование строилось по образцам западной закрытой школы, с обязательным проживанием в общежитии, общей литургической жизнью и общей трапезой, подобно монашескому общежитию. В ПСТБИ жизнь студентов строится по принципу приходской церковной общины как общее участие в литургической жизни и в различных церковных служениях. В отличие от семинарий обучение в ПСТБИ предполагает постоянную связь с конкретным приходом и церковной общиной. Студенты из Москвы и Московской области во время обучения продолжают активно участвовать в жизни своих приходов. Иногородние студенты, проживающие в общежитии, не отделяются от студентов других факультетов ПСТГУ, а несут церковное служение в студенческой среде, в Университетских храмах и на приходах г. Москвы. Такая форма обучения позволяет больше времени уделять подготовке к будущему служению в церковно-приходской общине, получить опыт церковного служения на приходе. Церковная жизнь разнообразна и требует различных форм подготовки будущих пастырей.

Приходской священник находится в постоянном общении с самыми разными людьми, в том числе с людьми невоцерковленными, часто впервые в жизни видящими перед собой священника. Это требует от кандидата в священство специальных навыков общения. В ПСТБИ особое внимание уделяется обучению студентов коммуникации со студентами других факультетов ПСТГУ и иных вузов, с учениками светских школ и просто с людьми, ищущими свой путь в жизни.

Священник часто оказывается в ситуации, когда он должен сам организовывать и решать конкретные задачи устроения жизни прихода и общины — от организации хора до различных видов социальной деятельности на приходе. Поэтому в ПСТБИ особое внимание уделяется способности организовывать различную церковную деятельность и участвовать в ней.

В процессе обучения все студенты ПСТБИ проходят богослужебную практику чтецов и алтарников, произнесения проповедей в университетских храмах. После третьего года обучения в ПСТБИ студенты поставляются в чтецов. Кроме богослужебной практики, студенты ПСТБИ участвуют в других видах церковного служения: в образовании и катехизации, миссии, молодежном и социальном служении, помощи священникам в совершении пастырского служения. По окончании обучения студенты сдают общий комплексный экзамен по Богословию, защищают дипломную работу и сдают экзамен на готовность к рукоположению в священный сан. Выпускную комиссию возглавляет епископ.

По состоянию на 2017-2018 учебный год в ПСТБИ обучается 136 студентов.

www.pstbi.ru

Высшее гуманитарное образование в Санкт-Петербурге

Русская христианская гуманитарная академия – это авторская модель фундаментального образования с вниманием к ценностным аспектам мировой культуры, истории и философии.

С первых лет основания в 1989 году и до сегодняшнего дня, Академия занимает ведущие позиции как в научно-исследовательской деятельности, так и в области новейших педагогических разработок. Издательство РХГА - «зеркало» научной жизни Академии. В 1993 году была основана книжная серия «Русский путь: pro et contra» (первая публикация — «Н. А. Бердяев: pro et contra» — увидела свет в 1994 г.). Проект «Русский путь» сейчас занимает центральное место в издательской программе Академии.

Академия реализует образовательные программы всех уровней образования: колледж, бакалавриат, магистратура, аспирантура (более 20 направлений подготовки и специальностей).

Уникальная атмосфера РХГА - это доброжелательность, творческий подход и верность традициям.
Мы всегда рады гостям нашей Академии!

Ректор РХГА, доктор филос. наук, профессор Богатырёв Дмитрий Кириллович

  • Итальянский язык и культура в РХГА
  • Знакомьтесь - факультет психологии РХГА
  • Богословие и религиоведение
  • Образовательные программы 2019
  • Академический колледж "Фонтанка, 15"
  • Финский язык и культура в РХГА
  • Китайский и японский язык в РХГА
  • Колледж иностранных языков

4 июля состоялось вручение дипломов выпускникам РХГА

Весенний семестр 2019 года наши будущие филологи провели в Италии, в Высшей школе перевода, куда отправились благодаря программе студенческих обменов Европейского Союза "Erasmus+".

В 2019 году Русская христианская гуманитарная академия отмечает 30-летний Юбилей!

Открытие XIX Свято-Троицких чтений и конференции «Междисциплинарный синтез гуманитарных наук в эпоху социокультурных и исторических трансформаций: опыт «Русского Пути», прошло под знаком юбилейных дат Академии
Подготовительные курсы
математика, русский и английский языки, биология, обществознание, история, литература
Японский язык и культура
Образовательная программа нового поколения
Продолжается приём

колледж, бакалавриат, магистратура, аспирантура

Новости
4 июля состоялось вручение дипломов выпускникам РХГА
В этом году получили путевку в профессиональную жизнь 18 выпускников программы «Колледж иностранных языков» и 7 выпускников программы «Психологический колледж». Поздравляем!!!
27 июня, в День молодежи, в Атриуме Комендантского дома Петропавловской крепости состоялась Церемония чествования лучших выпускников вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области 2019 года.
26 июня 2019 года ректор Русской христианской гуманитарной академии Дмитрий Кириллович Богатырёв выступил с докладом на Международной конференции «Санкт-Петербургский Религиозный мир».
17 июня на факультете философии, богословия и религиоведения РХГА состоялись дебаты в рамках нового философского коворкинга "Эйдос"
В честь своего 30-летия «РХГА» дарит поступающим скидку 10% при оплате 1-ого (осеннего) семестра.    
Акция действует для поступающих на очную форму обучения  до 05 июля.
О том, в какие времена интересно жить историку, о детских вопросах и мифах в каждой семье рассказывает Александр Александрович Синицын, кандидат исторических наук, доцент Русской христианской гуманитарной академии, а еще писатель, поэт, киноман и обладатель лирико-драматического баритона, гипнотизирующего любую аудиторию.
Весенний семестр 2019 года наши будущие филологи провели в Италии, в Высшей школе перевода, куда отправились благодаря программе студенческих обменов Европейского Союза "Erasmus+".
В 2019 году Русская христианская гуманитарная академия отмечает 30-летний Юбилей! Анонсы
С 5 по 7 августа 2019 г. в Шлиссельбурге состоится летняя школа философии и теологии, организованная факультетом философии, богословия и религиоведения РХГА

Министерствo образования и науки Российской Федерации

Сведения об образовательной организации

rhga.ru

Социальные институты духовной сферы и их роль в жизни общества

В современной западной социологии существует несколько точек зрения на религию. Наиболее характерная принадлежит известному американскому исследователю Р. Белле, согласно которому религия «представляет собой символическую модель, формирующую человеческий опыт — как познавательный, так и эмоциональный»1 . В другой работе он уточняет свое понятие религии, рассматривая ее как «набор символических форм и действий, которые соотносят человека с конечными условиями его существования»2 . Как видно, здесь остается неявным институциональный подход к религии. В более четкой форме он выражен у американских социологов Ч. Глока и Р. Старка, определявших религию как «институционализированную систему верований, символов, ценностей и практик, которые предоставляют людям возможность решать вопросы, связанные с предельными категориями человеческого бытия» Уровневый подход к изучению института религии[19]

Институт религии характеризуется двумя взаимосвязанными уровнями — ценностно-нормативным и поведенческим. Первый — это совокупность верований, символов, предписаний в отношении тех явлений и предметов, которые называют священными; второй — это поведение верующих, отправления культа, содержание которого определяется имеющимися в данной религии ценностями и нормами.

Кого считать верующими? В социологии используются два типа определения критериев религиозности, которые, как правило, тесно связаны между собой. Первый тип касается само идентификаций опрошенных.

Второй тип критериев предлагают сами социологи. В качестве таковых они рассматривают: знание основных догматов, молитв и Священного Писания; веру в магию, колдовство, реинкарнацию; посещение храма. Однако в социологической и религиоведческой литературе последних лет обсуждается вопрос о том, какую долю среди верующих составляют люди активные (или воцерковленные). К таковым относят верующих, признающих реальность религиозных догматов, регулярно совершающих обряды и вовлеченных в постоянную религиозную деятельность.

Говоря о поведении верующих, социологи религии обычно имеют в виду обе основные социальные общности, образующие структуру религиозной (церковной) организации: клир — служители церкви и миряне — ее рядовые члены, верующие.

В целом следует отметить, что религиозное сознание и поведение становится частью духовного возрождения России. Происходит актуализация социального института религии, что отражается в росте научного интереса к нему. Проводится больше конкретных социологических исследований, издаются монографии, защищаются диссертации, посвященные анализу актуальных проблем религии. Потребность в изучении различных сторон религиозной жизни будет, несомненно, возрастать и в связи с явлениями международного характера, особенно связанными с религиозным (прежде всего исламским) фундаментализмом.

Согласно концепции Э. Дюркгейма, важнейшей функцией религии является интегративная. Благодаря ее действию значительные группы людей в обществе сплачиваются вокруг определенных религиозных ценностей, обрядов, символов, обычаев, причем процесс этот, как показывает практика, оказывается достаточно длительным и устойчивым. Даже активное вмешательство извне с целью ослабить результативность этой функции, что продемонстрировал многолетний опыт нашей страны, не дает ожидаемого эффекта. Доказательство тому — процесс бурного возрождения религии в России.[22]

Другая важная функция — нормативная. Имея собственную систему норм и стандартов поведения, религия приводит их в соответствие с действующими в обществе, по существу поддерживая его социорегулятивные механизмы. Такой процесс является необходимым для поиска взаимопонимания институтов государства и религии. Суть дела состоит еще и в том, что многие религиозные ценности и нормы содержат общечеловеческую «компоненту» и оказывают немалое воздействие на процессы социализации, образования и воспитания. Это усиливает моральный авторитет церкви, с одной стороны, и «освящает» им отношение к социальному поведению людей — с другой.

Еще одна функция института религии — коммуникативная. Имея в виду создание условий для коммуникации между людьми в процессе отправления религиозных обрядов, культовой деятельности, богослужения, институт религии способствует тем самым не только коллективно-индивидуальному «общению» с Богом, но и интегр

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *