Инструментальное обучение – Инструментальное научение — Психологос

Инструментальное научение — Психологос

Инструментальное научение, operant conditioning, метод проб и ошибок — простейшая форма оперантного обусловливания. В оперантном поведении подкрепляется спонтанное поведение, а спонтанность бывает как творческая, так и случайная. В инструментальном научении подкрепляется именно случайное поведение, не ища в нем какого-либо творческого разума и поиска. Достаточно, что это поведение нужное нам или находящееся на пути к нужному нам.

Кошка сидит в ящике, что делать не знает, дергается туда или сюда. Когда (чаще всего случайно) она тянула за шнур, ее награждали. Рано или поздно она научалась тянуть за шнур…

Подкрепление производится в простейшей форме, методом наград и наказаний, и научение происходит за счет примитивных форм нервной деятельности, без включения разума.

Другой вариант оперантного обусловливания, его высшая форма — творческое научение, где подкрепляется в первую очередь включение разума, поисковой творческой активности в нужном направлении, для чего используются сложные и творческие методы подкрепления, существенно отличающиеся от простого метода наград и наказаний. См.→

Торндайк

Впервые инструментальное научение как метод проб и ошибок был систематически изучен американским ученым Э.Торндайком (1874-1949), одним из основателей психологии образования. Торндайк помещал кошку в ящик, из которого она могла выйти, только потянув за шнур, свешивавшийся с крышки. После ряда случайных движений кошка рано или поздно тянула за шнур, обычно совершенно случайно. Однако, когда ее снова помещали в ящик, она уже тратила меньше времени на то, чтобы снова потянуть за шнур, и при повторении ситуации освобождалась из ящика мгновенно. Научение измерялось в секундах, которые требовались кошке для того, чтобы совершить правильное действие.

Скиннер

Другой пример инструментального обучения — метод, предложенный американским психологом Б.Скиннером (1904-1990). «Ящик Скиннера» представляет собой тесную клетку с рычагом в одной из стенок; цель эксперимента — научить животное, обычно крысу или голубя, нажимать на этот рычаг. Животное до начала обучения лишают пищи, а рычаг соединяют с механизмом подачи еды в клетку. Хотя сначала животное не обращает внимания на рычаг, рано или поздно оно нажимает на него и получает пищу. Со временем интервал между нажатиями на рычаг уменьшается: животное научается использовать зависимость между желательной реакцией и кормлением.

Метод подследовательных приближений

Иногда научение определенному поведению оказывается таким долгим или сложным, что животное никогда не смогло бы прийти к нему случайно. Тогда применяется метод «последовательных приближений». Не ожидая выполнения всей требуемой последовательности действий, дрессировщик выдает поощрение за что-то похожее на желательный поведенческий акт. Например, если собаку нужно научить перекатываться, ей сначала дают лакомство просто за то, что она ложится по команде. После того, как первая часть освоена, собака получает поощрение лишь при случайном выполнении нужного движения: например, после того, как ляжет, она перекатится на бок. Шаг за шагом дрессировщик добивается все более близкого соответствия желаемому поведению, по принципу детской игры «холодно — теплее — горячо». В целом, инструментальное научение очень похоже на эту игру, но роль спрятанного предмета выполняет определенный вид поведения, а роль слова «горячо» — поощрение.

Последовательные приближения к желаемому поведению применяются и при лечении тяжелых форм шизофрении, когда единственная цель — побудить пациента двигаться и разговаривать вместо того, чтобы уйти в себя и хранить молчание. Как всегда при инструментальном научении, для успешности метода необходимо найти что-то, чего пациент хочет (например, сладости, жевательную резинку или интересные фотографии). После того как обнаружена хоть какая-то реакция, следует определить, какие аспекты поведения наиболее желательны, и сделать их условием получения вознаграждения.

Инструментальное научение и наказание

Наказание в инструментальном научении используется реже. Наказание, в принципе, тоже формирует зависимость между нежелательным поведением и неприятным воздействием, тоже учит, но:

  • наказание учит менее понятно: показывает «что не надо», но оставляет без подкрепления, не показывает «что и как надо»,
  • наказание уменьшает контакт между тем кто учит и обучаемым. И животные, и люди из такой ситуации стараются побыстрее убежать.

www.psychologos.ru

99 статей — EduArea

Когда мы начали очень внимательно изучать западный опыт в области бизнес-обучения, то очень быстро обнаружили интересную вещь: самые лучшие западные вузы, в отличие от наших вузов, избегают употреблять словосочетание «теоретическое обучение». Некоторые руководители западных вузов во время обмена опытом высказывались на этот счет довольно резко: если Вы хотите создать у себя качественное бизнес-образование, запретите своим преподавателям употреблять словосочетание «теоретическое обучение». И далее объясняли, почему это нужно сделать. Сейчас я попробую объяснить это Вам.

И у нас, и на Западе студенты слушают лекции преподавателя и читают учебники, чтобы запомнить их содержание и пересказать его на экзамене. Именно это у нас принято называть теоретическим обучением. По мнению многих российских вузов, в результате запоминания услышанной или прочитанной информации студент приобретает новые знания. Так же думают и студенты, и преподаватели.

Но не все так просто. Если присмотреться более внимательно, то обнаруживается огромная разница между конечными результатами обучения российских и западных студентов. Чтобы понять и увидеть эту разницу, проведем такой мысленный эксперимент.

Сначала представим, что Вы оказались в качестве наблюдателя на лекции по менеджменту или маркетингу в российском институте. Вы садитесь за последнюю парту. В аудиторию входит преподаватель и начинает читать лекцию.

Вы ведете себя странно. Сначала затыкаете себе уши, чтобы не слышать то, о чем говорит преподаватель. После этого Вы прикладываете к глазам бинокль, чтобы не видеть ничего, кроме рук студентов. Вы сидите таким образом с биноклем в руках два часа и наблюдаете за руками студентов.

А теперь скажите, что выйдет из-под рук студентов, за которыми Вы наблюдаете? Что создадут руки студентов за два часа теоретического обучения?

Вы удивлены моим вопросом — а что может выйти из-под рук студентов, прослушавших лекцию?! Конечно, конспект прослушанной лекции!

Продолжим эксперимент в российском вузе. На следующую пару приходит более подготовленный преподаватель. Он приносит текст своей лекции для каждого студента в распечатанном виде. Он раздает текст лекции каждому студенту, а сам садится за стол. Студенты не слушают лекцию, а читают. Если им что-то непонятно, они задают вопросы. А Вы по-прежнему наблюдаете через бинокль за их руками.

А теперь скажите, что выйдет из-под рук студентов в этом случае? Что создадут руки студентов за два часа теоретического обучения, если студент не слушал, а читал лекцию?

Ничего! Я правильно догадался?

Теперь покинем российский вуз и перенесемся в выдающийся институт или академию какой-нибудь великой компании: «Ай-Би-Эм», «Дженерал электрик», где выращивают профессионалов высокого уровня.

Там рассуждают следующим образом. Если человека интересует вопрос успешного трудоустройства, то его первым заветным словом должно стать слово «инструменты».

Возьмем плотника. У него есть топор. Топор — это инструмент первого порядка, с помощью которого он обрабатывает дерево. Но топор нужно точить. Значит, у плотника должно быть точило. Это уже инструмент второго порядка. Но точило ломается. Чтобы его починить, нужны ключи и иные инструменты. Это уже инструменты третьего порядка.

Точно так же обстоят дела и у менеджера. Ему нужны инструменты для управления сервисом, брендингом, бенчмаркингом и т. д. Это инструменты первого порядка.

Но для улучшения инструментов первого порядка нужны инструменты второго порядка и т. д. Если он создаст все необходимые инструменты по своей специальности, то легко устроится на работу. Если у него нет инструментов — он никому не нужен.

Если мы посетим лекцию в очень хорошем западном университете, то увидим следующее. Студент открывает лекцию в компьютере и читает ее. По мере того как он читает лекцию, его руки создают инструменты для работы. Через два часа занятий из-под рук студента выходит несколько инструментов.

Что это за инструменты? Ну предположим, менеджер создал памятку для своих подчиненных о том, как они должны себя вести с покупателями в такой-то ситуации. Памятка — это инструмент для обучения продавцов. Менеджер раздаст памятку своим продавцам, те ее изучат и станут действовать так, как велит памятка, а не так, как им хочется.

На другом занятии менеджер создает документ под названием «Корпоративная культура предприятия». На третьем занятии он создает документ под названием «Стратегия развития предприятия» и т. д.

Все вышеперечисленные документы являются инструментами, хотя это вовсе не означает, что во время каждого занятия создаются только текстовые документы. На самом деле, инструментов множество. Это могут быть и плакаты, и электронные тесты, — да все, что угодно.

Важно другое. При инструментальном обучении на Западе руки обучаемого создают инструменты для работы, а не конспекты лекций, как это принято в нашей стране.

Инструментальное обучение — это такое обучение, в процессе которого руки студента создают ценные инструменты для его будущей работы.

Если Вы слушаете лекцию или читаете учебник, а ваши руки не создают новые инструменты, то значит, Вы столкнулись с плохим (устаревшим) обучением. Устаревшее обучение — это такое обучение, после которого голова студента много чего помнит, но руки ничего не умеют делать самостоятельно и с высоким качеством.

Хотите отличить плохое обучение от хорошего — наблюдайте за руками студентов!

Если два часа руки студента будут писать конспект лекции и ничего иного не создадут, то вывод в этом случае очевиден — обучение было плохим.

Если за два часа обучения руки студента создадут инструмент менеджера в виде органайзера, который позволяет менее ценную информацию преобразовывать в более ценную, значит, обучение было хорошим.

Качество дерева узнается по качеству плода его. Любой вид обучения узнается по качеству того плода, который выходит из-под рук студента во время его обучения. И плод этот всегда можно положить в портфолио студента, чтобы потом предъявить его работодателю, о чем мы с Вами уже говорили.

Последнее примечание, на которое хотелось бы обратить особое ваше внимание.

В современном мире самыми главными, самыми эффективными инструментами являются профессиональные компьютерные программы.

Если человек хочет сделать карьеру, а тем более стать богатым, то он никогда не должен допускать мысли о том, что работу можно выполнять без компьютера.

Профессионалы без компьютера не выполняют ни одной работы. Работа без компьютера — это каменный век! О какой бы работе ни шла речь, всегда нужно добавлять слова: «с помощью компьютера, с помощью компьютера, с помощью компьютера…»

Правило трудоустройства на Западе довольно простое: освоил двадцать профессиональных программ во время обучения — и у тебя больше нет проблем с трудоустройством до конца жизни!

ru.eduarea.com

Экспериментальное изучение условно-рефлекторной деятельности

Ассоциативное обучение, включающее классические и инструментальные условные рефлексы, интенсивно исследовалось на протяжении всего XX в.

Классические условные рефлексы

К ним относятся слюнные условные рефлексы, настолько детально изученные в лабораториях Павлова, что это способствовало возведению их в ранг классических. Их особенность заключается в том, что они точно воспроизводят эффект, вызываемый безусловным раздражителем. Если пища, используемая в качестве безусловного раздражителя, вызывает обильное выделение слюны, то и условный пищевой рефлекс, образуемый на основе этого подкрепления, тоже будет выражаться в слюнотечении. Раз электрический ток вызывает отдергивание лапы, то таким же будет выработанный с его помощью оборонительный условный рефлекс.

Инструментальные условные рефлексы (или обучение методом проб и ошибок)

При выработке классического УР последовательность событий в опыте никак не зависит от поведения животного. Она устанавливается либо экспериментатором, либо специальной программой, в соответствии с которой включаются те или иные стимулы, и в ответ на них можно наблюдать образование условных реакций.          Иначе обстоит дело при образовании инструментальных условных рефлексов. Здесь условно-рефлекторная реакция не является копией безусловно-рефлекторной, возникающей в результате действия подкрепляющего раздражителя. На том же пищевом подкреплении может быть выработан инструментальный условный рефлекс: нажим лапой на педаль — у собак, клевание диска — у голубей или прыжок на полку — у кошек. К инструментальным УР относится также обучение подопытного животного находить путь к пище или избегать неприятных стимулов в лабиринте. Инструментальным УР является и реакция избегания — навык переходить в тот отсек экспериментальной камеры, где отсутствует болевое подкрепление.          Между классическими и инструментальными условными рефлексами существуют определенные различия. При классических — временная связь между условным сигналом и безусловной реакцией возникает непроизвольно при действии безусловного раздражителя (подкрепления). При инструментальных условных рефлексах подкрепление, например пища, дается только после того, как животное совершает определенное действие, которое не имеет прямой связи с безусловным раздражителем.          Начало исследований инструментальных УР связано с именем Э. Торндайка. Как уже говорилось, этим ученым была создана методика, получившая название метода «проблемных ящиков». Она заключалась в том, что посаженное в ящик животное должно было найти выход из него, открыв дверцу. Сначала животное совершало много разных действий (проб), допуская при этом много ошибок, пока ему не удавалось случайно нажать на задвижку, запирающую дверь ящика. При последующих пробах оно освобождалось все быстрее и быстрее. Такое обучение Торндайк и назвал «методом проб и ошибок». В дальнейшем обучение животного подобным действиям получило название инструментальных, или оперантных, условных рефлексов. Дальнейшее развитие метод инструментальных условных рефлексов получил в работах Б. Скиннера, а затем он стал основным в исследованиях бихевиористов (анализ связей «стимул-реакция»). При этом они полагали, что инструментальные условные рефлексы настолько отличаются от классических, что результаты их образования не стоит даже и сравнивать. Предполагалось, что инструментальные рефлексы являются реакциями более высокого ранга, чем классические, и потому их можно использовать в качестве критерия уровня развития высшей нервной деятельности. Однако дальнейшие исследования не подтвердили данное предположение и показали, что эти рефлексы в ряду беспозвоночных могут быть выработаны начиная уже с кольчатых червей, а у позвоночных — с костистых рыб.          Скиннер считал, что любое поведение, относящееся к категории «оперантное», можно эффективно модифицировать, если при его выполнении давать животному подкрепление. Например, крысу можно обучить нажимать на рычаг, если сначала сопровождать подкреплением любые ее действия в той части камеры, где она находится. Постепенно крыса обучается держаться вблизи рычага, и тогда подкрепление дают только если она касается рычага мордой или лапкой (для этого иногда на рычаг даже кладут пищу). Через некоторое время подкрепление дается только после выполнения четких движений — нажатий (одного или нескольких) лапкой на рычаг.          Такое постепенное видоизменение поведения животного в результате вмешательства экспериментатора называется методом последовательного приближения или формированием поведения. Именно такой подход скиннер предложил как эффективный способ анализа поведения. Если для выработки классических условных рефлексов необходимы сочетания условных сигналов и подкрепления, то при методике свободного оперантного поведения, предложенной Скиннером, экспериментатор сопровождает подкреплением выполнение животным только определенного, намеченного им действия.          С помощью метода «последовательного приближения» у животных удается сформировать самые разнообразные, сложные и иногда неожиданные навыки. Данный метод широко используется при практической дрессировке животных.          Примером продуктивного использования метода последовательного приближения в формировании поведения является работа знаменитой американской дрессировщицы дельфинов и психолога К. Прайор (1995).          Образование инструментальных условных рефлексов по механизму «последовательного приближения» играет важную роль в организации поведения животных не только в эксперименте, но и в естественных условиях.          Дрессировка.          Все домашние и дикие животные, вовлеченные в сферу деятельности человека, в большей или меньшей степени подвергаются дрессировке. Современная теория дрессировки основывается на данных многих психологических и физиологических школ и направлений. Особое внимание при этом уделяется значению мотиваций, потребностей и эмоций в поведении, а также разнообразным формам обучения. Дрессировка является более сложным процессом, чем простое обуславливание или оперантное научение. Выполняемые животным действия и движения, хотя и входят в поведенческий репертуар вида, являются зачастую непривычными или трудноосуществимыми в заданных дрессировщиком условиях. Процесс дрессировки не сводится к простой выработке условных рефлексов, а является сложным комплексным обучением, основанным на совершенствовании и видоизменении врожденной основы психической деятельности. В процессе дрессировки формируются и знания, и умения, и навыки, фактически создаются новые формы и программы поведения.

Произведенный М.А. Герд анализ дрессировки указывает на сложность, гетерогенность и многоплановость поведения животных при дрессировке. Аналогичная картина наблюдается и при приобретении навыка животными в естественных условиях.          Дрессировка осуществляется путем систематической тренировки животного, при которой подкрепляются требуемые двигательные реакции и их сочетания, и одновременно устраняются нежелательные. Специфическая трудность заключается в том, чтобы дать понять животному, какие действия оно должно выполнить. Желаемые действия животного при дрессировке всегда выполняются в ответ на определенные сигналы человека. Интересно отметить, что довольно часто для выдрессированного животного основным сигналом становится не тот, который подает дрессировщик, а какое-то его действие или даже физиологическая реакция, автоматически совершаемые одновременно с сигналом. Подобное поведение животного зачастую совершенно ошибочно трактуется как улавливание мыслей дрессировщика на расстоянии или самостоятельное решение задач.          Так, в начале XX в. большой популярностью пользовалась история «умного Ганса», лошади, которая демонстрировала способность «считать», «складывать», «извлекать корни», отвечать на вопросы и т.п. Столь «разумное» поведение объяснялось тем, что конь научился замечать малоуловимые движения дрессировщика, которые тот непроизвольно совершал, видя, что конь вот-вот даст правильный ответ. Ориентируясь на эти условные сигналы, конь в нужный момент прекращал стучать копытом.          В начале XX в. (1900-1904) барон В. фон Остен, убежденный в огромных умственных способностях лошадей, обучал нескольких из них различению цветов, азбуке и «счету». Узнавание каждой буквы или цифры лошадь обозначала соответствующим числом ударов копытом. Друг фон Остена художник Редлих обучил таким же образом свою собаку. Наиболее способным учеником оказался орловский рысак Ганс, который производил достаточно сложные арифметические подсчеты, отвечал на разнообразные вопросы, а иногда высказывался по собственной инициативе. Так, супруги Н.Н. и А.Ф. Коте, специально приехавшие для знакомства с ним в 1913 г., рассказывали, что после нескольких относительно коротких ответов на вопросы Ганс заявил: «В поле я встретил милую госпожу Краль, которая меня кормила».          Поведение его было столь впечатляющим, что вводило в заблуждение не только публику, но даже членов специальных комиссий, включая Н.Н. Ладыгину-Котс. Предполагали, что хозяин подает коню некие скрытые сигналы (как дрессировщик — цирковым животным), однако его обследовали 13 экспертов (комиссия психолога К. Штумпфа) и не обнаружили никакого обмана. Они засвидетельствовали, что Ганс действительно «считает» и никаких скрытых сигналов ему не подают. И лишь много позднее наблюдатели постепенно заметили, что Ганс отвечает только на те вопросы, ответ на которые знает сам экспериментатор. Специальный анализ, проведенный психологом О. Пфунгстом, показал, что животное реагирует на мельчайшие непроизвольные (идеомоторные) движения экспериментатора, например на отклонения корпуса на 2 мм, микродвижения бровей, мимику и т.п. Эта невольная подача сигналов происходила, по-видимому, из-за эмоционального напряжения человека, по мере того как число ударов копытом приближалось к искомому. Даже картонный щит, которым пробовал отгородиться от Ганса экспериментатор, не помогал: животное все равно улавливало какие-то только ему понятные знаки для определения правильного ответа.          Для проверки своего предположения Пфунгст специально научил Ганса реагировать на микродвижения, которые он совершал уже сознательно, и продемонстрировал комиссии механизм и природу «математических способностей» этой лошади (по Ладыгиной-Коте, 1914).

  • Как указывают З.А. Зорина и И.И. Полетаева (2001), история «умного Ганса» оставила заметный след в развитии науки о поведении животных:

    • она показала, сколь сложное поведение могло быть результатом обучения методом проб и ошибок;

    • продемонстрировала справедливость «канона Ллойда-Моргана» и актуальность его применения, поскольку в основе поведения этой «мыслящей лошади» лежали чисто условнорефлекторные, а не связанные с мышлением, механизмы;

    • впервые привлекла внимание к проблеме чистоты эксперимента с точки зрения возможности неосознанного влияния экспериментатора на его результаты;

    • заставила по-новому взглянуть на возможности восприятия животных: способность уловить едва заметные движения человека свидетельствовала об их большой наблюдательности и способности концентрировать внимание.

studfiles.net

Особое обучение — EduArea

Теперь покинем российский вуз и перенесемся в очень хороший западный вуз.

Там рассуждают следующим образом. Если человека интересует вопрос успешного трудоустройства, то его первым заветным словом должно стать слово «инструменты».

Возьмем плотника. У него есть топор. Топор — это инструмент первого порядка, с помощью которого он обрабатывает дерево. Но топор нужно точить. Значит, у плотника должно быть точило. Это уже инструмент второго порядка. Но точило ломается. Чтобы его починить, нужны ключи и иные инструменты. Это уже инструменты третьего порядка.

Точно так же обстоят дела и у менеджера. Ему нужны инструменты для управления сервисом, брендингом, бенчмаркингом и т.д. Это инструменты первого порядка.

Но для улучшения инструментов первого порядка нужны инструменты второго порядка и т.д.

Если он создаст все необходимые инструменты по своей специальности, то легко устроится на работу. Если у него нет инструментов — он никому не нужен.

Если мы посетим лекцию в очень хорошем западном университете, то увидим следующее. Студент открывает лекцию в компьютере и читает ее. По мере того как он читает лекцию, его руки создают инструменты для работы. Через два часа занятий из-под рук студента выходит несколько инструментов.

Что это за инструменты? Предположим, менеджер создал памятку для своих подчиненных о том, как они должны себя вести с покупателями в такой-то ситуации.

Памятка — это инструмент для обучения продавцов. Менеджер раздаст памятку своим продавцам, те ее изучат и станут действовать так, как велит памятка, а не так, как им хочется.

На другом занятии менеджер создает документ под названием «Корпоративная культура предприятия». На третьем занятии он создает документ под названием «Стратегия развития предприятия» и т. д.

Все вышеперечисленные документы являются инструментами, хотя это вовсе не означает, что во время каждого занятия создаются только текстовые документы. На самом деле инструментов множество. Это могут быть и плакаты, и электронные тесты — все, что угодно.

Важно другое. При инструментальном обучении на Западе руки обучаемого создают инструменты для работы, а не конспекты лекций, как это принято в нашей стране.

Инструментальное обучение — это такое обучение, в процессе которого руки студента создают ценные инструменты для его будущей работы.

ru.eduarea.com

5 эффективных инструментов для обучения.

Современный мир – это сплошной поток информации. И, зачастую, бывает очень сложно в этой информации выделить рациональное зерно.

Научите ваших детей как отделять нужное от ненужного, важное от неважного, как среди массы информации найти «полезное» — и вы научите их главному полезному навыку современной жизни.

Научите работать с информацией, структурировать ее и тогда дети смогут учиться по любым книгам и у любых учителей.

Информации не просто много, ее очень много. А как было бы хорошо, если бы вся информация была разложена по полочкам, в простой и наглядной форме. Данная статья посвящена инструментам, который позволяет быстро и просто структурировать любые потоки информации.

Как изучают информацию в школе?

Учебники начальных классов сейчас выглядят цветно и аляписто. Цветные рабочие тетради, лабиринты и кроссворды, упрощенные задания «вставь букву» — все это формат новых учебников, которые не дают детям главного — системности и общей картины.

Дети выполняют задания, день за днем открывают новые страницы книги и не видят главного — системы. 

Иначе дело обстоит в средней и старшей школе. Сплошной текст учебника, логические списки и пошаговые алгоритмы действий — все это помогает ученикам среднего звена приобрести новые знания, но не вызывает особого энтузиазма.

Дети теряют интерес к чтению сплошного текста и успеваемость падает. Буквы, слова и абзацы сливаются воедино, и взгляду не за что зацепиться.

Системы по-прежнему нет, а вместе с ней и понимания предметов.

Предлагаем вашему вниманию «помогаторы», которые позволят организовать работу с информацией.

Помогатор 1. Солнце-карты для написания сочинений-описаний.

Используйте эту карту, чтобы помочь ребенку подготовить сочинение.

1. Напишите вашу тему или заголовок в центре.
2. Запишите в лучиках 5 блоков, которые хотите или можете раскрыть в сочинении (первое знакомство, характер, внешность, действия, эмоции).
3. По каждому из блоков, запишите два-три описывающих слова или нарисуйте пиктограммы.

По карте расскажите вслух, что получилось. Используя карту, напишите сочинение.

Не забывайте, что каждый блок – новый абзац.

Помогатор 2. Образовательная модель Фраера.

В России вообще не то что не популярна, а совсем неизвестна. Впервые я увидела эту модель во время моего обучения по-обмену в Финляндии, еще 13 лет назад.

В отличие от классического запоминания определения, модель помогает лучше понять сложные понятия или ЛЮБУЮ тему школы.

В центральный квадрант напишите термин. Попросите ребенка в верхний левый прямоугольник написать основные характеристики, в верхний левый прямоугольник — вспомогательные (и формулы). Внизу важно указать примеры и исключения.

Заполняя, ребенок распределяет информацию по «местам» и раскладывает ее «по полочкам».

Вспомнить — просто! Видеть все на одном листе — легко! Пользоваться — удобно!!

Посмотрите на использование модели на примере темы «Периметр».

Помогатор 3.   «Y-диаграмма».

Y-диаграмма состоит из трех частей.

Это графический органайзер мыслей, который используется для описания трех аспектов темы: наблюдение, описание и чувства.
Или может использоваться для характеристики трех направлений: визуальная характеристика, слуховая, чувственная.
А также для принятия решения: минусы, плюсы, вывод.

И что с ней делать, напрашивается вопрос. Как мне это поможет в учебе ребенка?

А очень и очень здорово поможет! Для курса уже готовы практические упражнения и игры для Y- диаграммы.

Например, она применяется для анализа существующей информации и работе с ней. (Например, можно расписать виды власти: законодательная, исполнительная, судебная)

А так же мы можно применять диаграмму для решения конфликта или спора.

Для этого стороны заполняют свое видение ситуации, как что они слышат и думают, что чувствуют.

Дальше следует обменяться карточками и дополнить диаграмму друг друга. Это приводит к устранению непонимания.

 Помогатор 4. «Бирка».

Простой помогатор для детей и родителей, который поможет ребенку собирать портфель и ничего не забывать — бирка на рюкзак.

Сделайте бирку, как в образце. Для этого с одной стороны таблички напишите, что ребенок должен проверить перед выходом в школу, с другой — из школы.

Сложите и склейте табличку пополам. Заклейте с двух сторон скотчем, чтобы она не обтрепалась или заламинируйте табличку.

Остается прикрепить ее на рюкзак (это можно сделать ленточкой или хомутиками)

Такой простой скулхак помогает избежать массы проблем и раздражения. Пользуйтесь на здоровье!

Помогатор 5.  Интеллект-карты или карты ума.

Это инструмент, который позволяет быстро и просто структурировать любые потоки информации. Майнд-карта — это древовидная структура, где для каждого нового уровня есть предшественник, более низкого уровня.

Плюсом таких карт является разложение любой информации на логические группы и возможность быстрого чтения информации.

Так же они известны как один из самых наглядных способов конспектирования. Создатель майндмэпов — Тони Бьюзен (англ. Tony Buzan), известный во всем миреконсультант по вопросам психологии обучения, проблем мышления и развития интеллекта.

Однако способы структурирования информации, похожие на интеллект-карты, советские ученые и педагоги использовали задолго до Бьюзена (в информатике такое изображение информации носит гордое название  — семантические схемы).

Интеллект-карты применяют для принятия решений, структурирования задач,планирования времени, проведения презентаций, для выделения и запоминания больших объемов информации, обучения, проведения мозгового штурма и т. д.. Существует много платных и бесплатных компьютерных программ для майндмэпинга. Наиболее популярные из них — MindManager и XMind.

Например, карты можно применять для работы с текстом учебника.

Можно рисовать майнд-карты и от руки.

Возьмите чистый лист бумаги (желательно формата А4), ручку и цветные карандаши (их можно заменить фломастерами, маркерами или красками). Расположите лист в альбомном формате, то есть по горизонтали. В центре напишите крупными печатными буквами тему майндмэпа.

А теперь наполните каждый раздел ключевыми словами — основными мыслями текста.

Нарисуйте пиктограммы или картинки — они улучшают читабельность и помогают лучше запомнить содержание. Для этого вовсе необязательно уметь рисовать, главное, чтобы смысл изображения был понятен вам или тем, для кого вы составляете майндмэп.

Помогаторы — это визуализация техник эффективного обучения.

Интеллект-карты  — это мощные умственные инструменты, которые помогут вашим детям овладеть сложными предметами, новой информацией, а вам упростить себе период школьного обучения ребенка.

Что нужно сделать, чтобы ребенок учился САМ? Все просто. Чтобы хорошо учиться, нужно сначала научиться учиться (простите за тавтологию).

uchimvshkole.ru

Введение в наставничество — EduArea

Бизнес-обучением называется особая форма профессионального обучения, которая состоит из четырех видов обучения: инструментального обучения, практического обучения, наставничества и коучинга.

Инструментальное обучение — это такое обучение, во время которого обучаемый создает своими руками инструменты для будущей работы.

Например, когда столяр своими руками создает на занятиях рубанок, топор, молоток и т.д, это и есть пример инструментального обучения.

Во время инструментального обучения учат создавать инструменты для работы, но не для решения задач.

Практическое обучение — это такое обучение, когда Вас учат делать какую-либо работу с помощью каких-то инструментов.

Когда плотника учат изготавливать окно с помощью тех инструментов, которые он создал своими руками, то это и будет пример практического обучения.

Так как компьютер является самым совершенным рабочим инструментом, то 90% практического обучения в настоящее время составляет такое обучение, во время которого Вы устанавливаете бесплатные профессиональные программы в свой компьютер и учитесь с их помощью выполнять какую-то работу.

Наставничество очень похоже на инструментальное обучение. В процессе наставничества тоже учат создавать инструменты.

Но в наставничестве инструменты создаются не для работы, а для решения производственных задач.

Это проистекает вот из какого факта: все проблемы и все успехи современных организаций не связаны с работой ( с физическим трудом). Они связаны с решением задач (с умственным трудом). Предприятие гибнет или расцветает, не потому что люди плохо или хорошо работают руками, а потому, что люди плохо или хорошо решают производственные задачи.

Решать задачи на современном предприяти в сто раз важнее, чем работать руками.

Есть даже такой бизнес-афоризм: большую зарплату и большие привилегии в любой организации сотрудники получают за две вещи: за способность принять решение и за способность довести принятое решение до конечного результата. Способность принять решение — это и есть способность решить производственную задачу самостоятельно и качественно.

Коучинг похож на наставничество тем, что он тоже создает инструменты для решения задач.

Разница только в том, что наставничество создает инструменты, которые человек держит в руках (которые не являются частью человека), а коучинг создает инструменты, которые находятся внутри самого человека, внутри его подсознания, то есть являются частью самого человека.

Эти инструменты называются способностями человека.

Поэтому можно сказать так: наставничество учит создавать инструменты, необходимые для решения сложных задач, а коучинг формирует в человеке особые способности, необходимые для решения сверхсложных задач.

Такое деление видов обучения существует в теории. На практике одно занятие может нести в себе сразу все четыре вида обучения, смешанные в разных пропорциях.

ru.eduarea.com

🎓 инструментальное обучение ⚗ с английского на все языки 🧬

См. также в других словарях:

  • Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

  • Казанский государственный университет культуры и искусств — Казанский государственный университет культуры и искусств  ранее Казанская государственная академия культуры и искусств. Вуз основан в 1969 году как филиал Ленинградского государственного института культуры им. Н.К. Крупской, в 1974 году… …   Википедия

  • НАУЧЕНИЕ — изменение поведения, происходящее в результате приобретения опыта. В том частном случае, когда приобретение опыта знаний, навыков, умений определяется познавательными мотивами и целями, говорят об учении (и соответственно об обучении как процессе …   Энциклопедия Кольера

  • Академический музыкальный колледж при Московской консерватории — Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского …   Википедия

  • АМУ при МГК — Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Здание колледжа построено в 1910 году Н. И. Жериховым для мужской гимназии А. Е. Флёрова Основана: 12 октября 1891 года Директор …   Википедия

  • Мерзляковка — Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Здание колледжа построено в 1910 году Н. И. Жериховым для мужской гимназии А. Е. Флёрова Основана: 12 октября 1891 года Директор …   Википедия

  • Училище при консерватории — Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Здание колледжа построено в 1910 году Н. И. Жериховым для мужской гимназии А. Е. Флёрова Основана: 12 октября 1891 года Директор …   Википедия

  • Крымский инженерно-педагогический университет — Республиканское высшее учебное заведение Крымский инженерно педагогический университет (РВУЗ КИПУ ) Год основания 1993 …   Википедия

  • Корея — (корейский Чосон)          I. Общие сведения          К. страна в Восточной Азии, расположенная в основном на Корейском полуострове, на прилегающей материковой части и островах. На В. омывается Японским морем (в К. оно называется Восточным), на З …   Большая советская энциклопедия

  • ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА —         область культуры, регулирующая деятельность человека (ее направленность, способы, рез ты), связанную с формированием, развитием и использованием телесно двигат. способностей человека в соответствии с принятыми в культуре (субкультуре)… …   Энциклопедия культурологии

  • Московская академия хореографии — преобразована в 1996 из Московского хореографического училища (основано в 1773 как классы «театрального танцевания» при Московском воспитательном доме; в 1920 87 при Большом театре). Готовит артистов балета (наряду с высшей профессиональной… …   Энциклопедический словарь


translate.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.