Исгз ми: ЧОУ ВО «ИСГЗ» — Об институте

Содержание

ЧОУ ВО «ИСГЗ» — Об институте

Основатель ИСГЗ —

Пономарев-Капучиди Н.В.
(1935 – 2013)
——

Оригинальный логотип
ИСГЗ
——

Главное здание ИСГЗ
в г. Казань
——

Студенты-активисты ИСГЗ

Частное образовательное учреждение «Институт социальных и гуманитарных знаний» — первый негосударственный вуз г. Казани, созданный в 1991 году. У истоков института стоял замечательный организатор, педагог, первый ректор института член-корреспондент РАЕН, профессор, кандидат философских наук Николай Васильевич Пономарев-Капучиди.

Миссия Института: подготовка квалифицированных кадров, успешно реализующих себя в современном инновационном обществе.

В ИСГЗ можно получить образование по таким программам как среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура и аспирантура. Получить высшее образование можно по направлениям подготовки бакалавров как «Менеджмент» «Экономика», «Юриспруденция», «Лингвистика», «Государственное и муниципальное управление», «Прикладная информатика» «Психология» и магистров по направлениям «Экономика» и «Юриспруденция».

Отделение среднего профессионального образования готовит специалистов среднего звена по специальностям «Право и организация социального обеспечения», «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) «Банковское дело» и «Гостиничный сервис».

В Институте функционирует аспирантура, обучение ведётся по таким направленностям как «Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)», ««Экономика и управление народным хозяйством (экономика предпринимательства)», а также «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве».

Обучение в институте по всем направлениями и специальностям ведется в очной, заочной и очно-заочной формах. Кроме того, осуществляется подготовка специалистов с ускоренным сроком обучения для лиц с высшим и средним профессиональным образованием, соответствующим профилю избранной специальности.

Профессорско-преподавательский состав Института сформирован из высокопрофессиональных специалистов. В Институте имеются компьютерные классы, оснащенные новейшей техникой, с доступом в Интернет.

Во всех зданиях Института для студентов установлены Wi-Fi точки доступа. Разнообразна внеучебная жизнь студентов института. Ими неоднократно завоевывались призовые и первые места на межвузовских, городских, республиканских и всероссийских научно-практических конференциях, олимпиадах, городских, республиканских, всероссийских и международных соревнованиях. С восторгом принимала публика выступления студентов ИСГЗ на ежегодных фестивалях «Студенческая весна». Одним из ярчайших примеров успешной студенческой самодеятельности стал вокально-хореографический ансамбль «Колхида». Студенты ИСГЗ умеют веселиться, тому свидетельством стали выступления прекрасной команды КВН института «Казанский Формат».

ИСГЗ — интернациональный вуз, в нем обучаются представители многих национальностей России и ближнего зарубежья. Наш институт — зеркало интернациональной политики Республики Татарстан. Сегодня Институт социальных и гуманитарных знаний — динамично развивающийся вуз, и главное, — здесь готовят настоящих специалистов, востребованных структурами разных уровней города Казани и Республики Татарстан.

С 1999 года при Институте успешно работает Центр изучения русского языка. За это время в Центре прошли курс обучения студенты многих стран: Англии, Дании, Германии, Японии, Швеции, Венесуэлы, Италии, Шотландии, США. Особенно плодотворно Центр сотрудничает с Лондонским университетом University College London. Студенты — слависты первого курса каждый год проходят свою обязательную языковую практику на базе Центра.

 

ЧОУ ВО «ИСГЗ» Экономико-гуманитарный факультет ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА. по направлению подготовки

1 Частное образовательное учреждение высшего образования «Институт социальных и гуманитарных знаний» ЧОУ ВО «ИСГЗ» Экономико-гуманитарный факультет Методические рекомендации по изучению дисциплины ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление»

2 1 Общие положения Содержание 2 Методические указания по изучению разделов и тем

3 1.1. Цели и задачи дисциплины: Целями освоения дисциплины «Организационная культура» являются а) сформировать у студентов знания об организационной культуре как интегрирующем показателе многих факторов, оказывающих действие на организацию; б) вооружить студентов конкретными методами работы по диагностике и совершенствованию культуры организации в современных условиях; в) заложить начала интуитивного «чувства организации». Задачи дисциплины: -показать взаимовлияние культуры и стратегии организации, роль культуры в развитии организации; -показать особенности взаимодействия культур организации и социума, понимания организационной культуры российскими исследователями; -обучить методам изменения культуры: отбора персонала, стимулирования требуемого поведения, обучения, продвижения и т.д Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Организационная культура» включена в блок «Дисциплины по выбору» учебного плана, составленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «Бакалавр»). Графически представлены дисциплины, для которых «Организационная культура» является предшествующей, и предыдущие дисциплины, обеспечивающие изучение данной дисциплины Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине: Задания и темы, выносимые на самостоятельную работу Концепция организационной культуры Типология организационных культур Управление организационной культурой Время на подготовку, час Форма СРС Подготовка к контрольной работе 1, написание теоретической части реферата Подготовка к контрольной работе 1, написание теоретической и аналитической части реферата Подготовка к контрольной работе 2, написание аналитической части реферата Форма контроля Опрос на занятиях Опрос на занятиях контрольная работа 1 Опрос на занятиях контрольная работа 2

4 Система управления персоналом организационных культур различных типов 8 Национальные особенности организационной культуры 7 Подготовка к контрольной работе 3, написание проектной части реферата Написание проектной части реферата, подготовка к его защите Опрос на занятиях контрольная работа 3 Опрос на занятиях Защита реферата Итого Методические указания по освоению дисциплины (для обучающихся): Для освоения дисциплины следует обратиться к рабочей программе дисциплины и фондам оценочных средств. В рабочей программе описываются темы и разделы, на которые необходимо обратить особое внимание, так как они ориентированы на формирование будущих профессиональных знаний бакалавра. Фонды оценочных средств предназначены для проверки умений и применения знаний знаний обучающегося и отдельными этапами подготавливают к итоговой аттестации, формируя, общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, предусмотренные стандартом. Самостоятельная работа студентов предполагает: — подготовку к занятиям (изучение лекционного материала, чтение рекомендуемой литературы, ответы на вопросы, решение задач и т.д.) ; — выполнение контрольных и курсовых работ; — подготовку к итоговой, или промежуточной аттестации (подготовка к экзамену или зачету). При домашней подготовке к семинарским (практическим) занятиям по каждой теме студенты должны проработать конспекты лекций, литературные источники, выбрать дополнительную литературу по своему усмотрению, подготовить ответы на вопросы, решить задачи и т.д. Сформулированные вопросы и задачи в планах занятий по теме коллективно обсуждаются. По мере необходимости в ходе занятия преподаватель может задавать другие вопросы и задачи. Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом, должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого материала, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать их на умение применять теоретические знания на практике. В процессе этой деятельности решаются следующие задачи: — научить работать с учебной литературой; — формировать у них соответствующие знания, умения и навыки; — стимулировать профессиональный рост студентов, воспитывать творческую активность и инициативу.

5 Дисциплину следует изучать не только на основании лекций и практических занятий. Необходимо прибегать к различным источникам информации, в том числе ресурсам сети Интернет, официальным изданиям министерств и ведомств, специализированным сайтам. В электронной библиотечной системе имеются достаточное количество изданий учебников и научных сборников для самостоятельной работы студентов. Учебный процесс сопровождается использованием компьютерных обучающих программ, контрольных заданий и тестов, деловых инновационных игр, пакетов прикладных программам. Каждая тема сопровождается вопросами для повторения. По прошествии темы студенту рекомендуется проверить усвоение знаний путем ответа на вопросы темы, а также на тестовые задания, при необходимости решить задачи. В течение семестра по согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад, информационное сообщение по теме или эссе. Чаще всего это тестирование. При выполнении тестов необходимо обратиться к учебникам и учебным пособиям, имеющимся в библиотеке учебного заведения. 2.3.Оценочные средства текущего контроля Контрольно-измерительные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и приобретенного опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины. Реферат В течение курса подразумевается написание одного реферата. На подготовку к реферату отводится по одному часу на каждую тему. Тема выбирается студентом. Сдача реферата происходит в конце курса. Реферат творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования. Другие методы исследования могут, конечно, применяться (и это должно поощряться), но достаточным является работа с литературными источниками и собственные размышления, связанные с темой. Цель написания реферата привитие студенту навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям. Методические указания В целях повышения эффективности изучаемой дисциплины студент может выбрать любую тему из предложенного преподавателем списка для подготовки реферата по исследуемой проблеме. При домашней подготовке реферата студент должен решить следующие задачи: обосновать актуальность и значимость темы; ознакомиться с литературой и сделать ее анализ; собрать необходимый материал для исследования; провести систематизацию и анализ собранных данных;

6 изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам по теме исследования; по результатам полученных данных сделать выводы. Работа оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р и ГОСТ Р , выполняется на бумаге формата А4, шрифт 14 TimesNewRoman, межстрочный интервал полуторный, границы полей: верхнее и нижнее 20 мм, правое 10 мм, левое 30 мм. Оптимальный объем реферата страниц. Примерные темы рефератов: 1. Обзор наиболее распространенных типологий корпоративных культур. 2. Понятие эффективности деятельности организации; экономическая эффективность. 3. Понятие эффективности деятельности организации; психологическая эффективность. 4. Разработка типологии корпоративных культур Камерона-Куина. 5. Концепция организационной эффективности Денисона-Фея. 6. Концепции организационного богатства и заинтересованных сторон. 7. Эволюция термина корпоративная культура. 8. Социально-психологический климат организации. 9. Сравнительный анализ корпоративной культуры и социальнопсихологического климата организации. 10. Модель кросс-культурного анализа корпоративных культур Г. Хофштеда. 11.Методы развития организационной культуры в организации. 12. Управление организационной культурой в организации. 13. Системный подход в изучении национальных особенностей организационной культуры. 14. Социальная ответственность как фактор развития организационной культуры. 15. Организационная приверженность как показатель развития организационной культуры. 16. Имиджевая структура организационной культуры. Опишите на примере вашей организации. 17. Охарактеризуйте типы организационных культур по Ч. Хэнди. 18. Охарактеризуйте типы организационных культур по К. Камерону и Р.Куинну. 19. Охарактеризуйте типы организационных культур по Т. Дилу и А. Кеннеди. 20. Методы формирования и поддержания организационной культуры. 21. Способы изучения организационной культуры. 22. Охарактеризуйте проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции при формировании организационной культуры.

7 23. Возможные сочетания взаимодействия изменений поведения и культуры по В.Сате. 24. Влияние культуры на организационную жизнь (по В. Сате). 25. Модель Т. Парсонса: связь между культурой и результатами деятельности организации. 26. Соответствие стратегии существующей в организации культуре. 27. Управление организационной культурой. 28. Системный подход в изучении национальных особенностей организационной культуры 29. Влияние организационной культуры на организационную эффективность. 30. Организационная приверженность. Контрольная работа В течение курса предусмотрено проведение трех контрольных работ (два раза в середине курса и в конце) в виде решения тестовых заданий. На подготовку к контрольной работе отводится по одному часу на каждую тему. Тестовое задание на каждую контрольную работу формируется преподавателем и состоит из двух вариантов по 10 вопросов в каждом варианте. В современном образовании тестирование используется в качестве наиболее эффективной формы контроля и самоконтроля полученных знаний по соответствующим темам учебного курса. Тестирование способствует формированию профессионального мышления, повышению понятийной культуры, развитию когнитивных способностей специалистов. Предлагаемые задания предназначены для усвоения основных положений курса, для закрепления знаний, полученных в процессе лекционного курса и самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой. В условиях заочной формы получения высшего образования, тестирование оказывает существенную помощь преподавателю для организации итогового контроля знаний студентов. Тестирование позволяет реально оценить знания по курсу и выявить имеющиеся пробелы в усвоении учебного материала. Тестирование имеет ряд несомненных достоинств. Во-первых, данная форма контроля, как правило, дает достаточно надежный результат, поскольку опрос проводится по большому числу вопросов и «элемент угадывания» не имеет существенного значения. Во-вторых, все тестируемые находятся в равных условиях, а механизм проверки заданий практически исключает «предвзятость» проверяющего. Все это делает данную форму контроля убедительной не только для преподавателя, но и для самих студентов. Результаты тестирования разбираются на практическом занятии, проводится анализ ошибок, обсуждение итогов в форме дискуссии. При выполнении тестов необходимо обратиться к учебникам и учебным пособиям, имеющимся в библиотеке учебного заведения.

8 Контрольная работа 1. Примерный тест: Вопрос 1.Важнейший признак организации: 1. организационная культура; 2. сплоченность субъектов; 3. информированность членов структуры; 4. функциональность подходов в принятии решения. Вопрос 2.Самые эффективные способы передачи организационной культуры: 1. информация, традиции, символы и язык; 2. авторитетность, коллективизм, целеполагание и реализм. Вопрос.3. Образование субкультур в организации это: 1. форма оппозиционности; 2. форма дезорганизации; 3. форма разрешения проблем и ситуаций. Вопрос 4. Скелет организации, схема должностей и подразделений, на основе которой строятся формальные отношения между людьми в организации это : 1. организационная культура; 2. организационная структура; 3. организационный дизайн. Вопрос 5.. Что подразумевается под понятием «культура организации»? 1. Экономическое состояние организации. 2. Позиции, точки зрения, манера поведения. 3. Структура организации. 4. Авторитет руководителя. 5. Степень конфликтности организации. Вопрос 6. Какие ценности, влияющие на уровень культуры организации, становятся менее актуальными в настоящее время? 1. Власть, карьера. 2. Творчество. 3. Раскрытие личности. 4. Децентрализация. 5. Коллектив. Вопрос 7. Какие ценности, влияющие на уровень культуры организации, становятся более актуальными в настоящее время? 1. Экономическое благополучие. 2. Достижения. 3. Централизация. 4. Карьера. 5. Ориентирование на потребности. Вопрос 8. Сколько видов характеристик содержит понятие «культура организации»? 1. Три.

9 2. Четыре. 3. Пять. 4. Шесть. 5. Девять. Вопрос 9. Каким государствам присуща высокая степень индивидуализма? 1. Япония. 2. Россия. 3. Китай. 4. Скандинавские страны, США. 5. Гонконг. Вопрос 10. К поведенческим чертам личности можно отнести: 1. властность, 2. самоуверенность, 3. внешность, 4. состояние здоровья; Контрольная работа 2. Примерный тест: Вопрос 1. Назовите цель трудового стимулирования: 1.побудить человека выходить на работу; 2.побудить человека работать; 3. побудить человека хорошо работать ; 4.побудить человека работать лучше, чем предусмотрено трудовым соглашением; 5. побудить человека работать с полной отдачей. Вопрос 2. Система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала в организации, стиля руководства, показателей удовлетворенности условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития это: 1. организационное проектирование; 2. имидж организации; 3. организационная культура. Вопрос 3. Эксперименты на заводе «Вестерн электрик» в Хоторне, в результате которых была сформулирована доктрина человеческих отношений проводил: 1.Джордж Келли; 2. Альберт Бандура; 3. Элтон Мэйо. Вопрос 4. Мотивация это: 1. достижение желаемого результата; 2.процесс побуждения человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации;

10 3. достижение личных целей через достижение общих целей. Вопрос 5. Классификацию потребностей человека и взаимосвязей между ними, выстроенными в иерархию, в которой высшие запросы не выступают на первый план, пока не удовлетворены потребности низших уровней предложил: 1. Ренсис Лайкерт; 2. Абрахам Маслоу; 3. Фредерик Тейлор. Вопрос 6. Содержательные теории мотивации: 1. объясняют как человек делает свой выбор; 2. объясняют что побуждает людей к определенным поступкам; 3. выделяют одну доминирующую потребность, определяющую поведение человека. Вопрос 7. Причинами объединения людей в группы могут быть: 1. стиль руководства; 2. потребность Вопрос 8. Группы, созданные по решению руководства в структуре организации для выполнения определенных задач, способствующих достижению целей организации это: 1.неформальные группы; 2. формальные группы; 3. управленческие группы. Вопрос 9. Конфликт, способствующий улучшению взаимоотношений сотрудников, взаимопонимания, доверия, это: 1. внутриличностный конфликт; 2. конструктивный конфликт; 3. деструктивный конфликт. Вопрос 10. Способность влиять на индивидов и группы людей и вести их за собой к достижениям цели это: 1. конфликтность; 2. лидерство; 3. полномочия. Контрольная работа 3. Примерный тест: Вопрос 1. Для каких конфликтов характерны причины: нарушение групповых норм; низкая подготовка; неадекватность внутренней установки статусу: 1.конфликт между администрацией и персоналом; 2.конфликт между рядовым сотрудником и коллективом; 3.конфликт между подразделениями внутри организации. Вопрос 2. Основными причинами конфликта между руководителем и коллективом являются: 1.стиль управления, низкая компетентность; 2.влияние микрогрупп и их лидеров;

11 3.негативная оценка руководителя со стороны вышестоящего руководства Вопрос 3. Чтобы побудить человека сделать что-либо, необходимо прежде всего: 1.создать условия для выполнения работы; 2убедить его захотеть сделать это; 3.проявить доброту и дружеский подход. Вопрос 4. Для привлечения кого-либо на свою сторону необходимо прежде всего: 1.убедить его, что являюсь искренним другом; 2.создать у него впечатление своей значимости; 3.дать возможность человеку сохранить лицо. Вопрос 5. Выражение, которое не способствует диалогу в беседе: 1.вам будет интересно узнать… 2.я хочу с Вами переговорить… 3.я хочу с Вами побеседовать… Вопрос 6. Власть может иметь разнообразные формы: 1. власть основанная на принуждении; 2. законная власть; 3. коммерческая власть. Вопрос 7. Конфликтная ситуация это: 1.случайные столкновения интересов субъектов; 2.накопившиеся противоречия деятельности; 3.противоборство по выяснению отношений. Вопрос 8. Инцидент это: 1.стечение обстоятельств, как повод для конфликта; 2.истинная причина конфликта; 3.накопившиеся противоречия. Вопрос 9. Причина конфликта это: 1.противоположные мотивы субъектов взаимодействия; 2.стечение обстоятельств, которые вызывают конфликт; 3.события, ситуации, которые предшествуют конфликту. Вопрос 10. Конфликт, способствующий улучшению взаимоотношений сотрудников, взаимопонимания, доверия, это: 1. внутриличностный конфликт; 2. конструктивный конфликт; 3. деструктивный конфликт. 2.4.Оценочные средства промежуточного контроля Зачет В идеале к зачету необходимо начинать готовиться с первой лекции по данному курсу. Общение с преподавателем в аудитории во время лекционных занятий, в

12 ходе которых студент постепенно, «шаг за шагом», осваивает новую учебную информацию, позволяет ему быть не просто реципиентом (т.е. всего лишь слушателем, пассивно воспринимающим новую информацию), но активным соучастником образовательного процесса, гарантирует высокое качество этого процесса. Именно такой подход, предполагающий постоянную, систематическую работу студента по освоению учебного материала, позволяет ему получить наиболее глубокие и прочные знания. Зачет состоит из двух вопросов, на которые нужно дать развернутый ответ. Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Организационная культура»: 1. История развития концепции организационной культуры. 2. Что дает менеджеру понимание особенностей организационной культуры? 3. Факторы, определяющие организационную культуру. 4. Понятие и функции организационной культуры. 5. Охарактеризуйте организационные культуры сильные и слабые, положительные и отрицательные. 6. Уровни организационной культуры по Э. Шейну. 7. Содержание организационной культуры по Ф. Харрису и Р. Морану. 8. Компоненты организационной культуры. 9. Ценностно-нормативная структура организационной культуры. 10. Игровая структура организационной культуры. 11.Предпосылки формирования организационной культуры. 12. Понятие организационной культуры и ее роль в деятельности организации. 13. Компоненты организационной культуры. 14. Критерии анализа и диагностика организационной культуры. 15. Уровни организационной культуры, функции организационной культуры. 16. Субъективная и объективная организационной культуры. 17. Субкультуры и контр культуры в организации. 18. Содержание отношений организационной культуры. 19. Понятие и проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции. 20. Особенности функционирования знаково-символической системы предприятия. 21. Основные элементы знаково-символической системы. 22.Особенности органической, предпринимательской, бюрократической, партисипативной организационных культур. 23. Типология организационной культуры Р.Блейка и Ж.Моутона. 24.Типология организационной культуры Уильяма Оучи. 25. Типология организационной культуры на основе большегоменьшего влияния на деятельность организации.

13 26.«Классическая» типология организационной культуры Т.Е.Дейла и А.А.Кеннеди. 27.Типология организационной культуры С.Ханди. 28.Типология организационной культуры Р.Акоффа. 29.Типология организационной культуры М.Бурке. 30.Факторы внешней и внутренней среды, воздействующие на формирование организационной культуры. 31. Принципы формирования организационной культуры. 32. Подходы к формированию лидерами организационной культуры. 33. Методы поддержания организационной культуры. Типы организационных обрядов. 34. Методы изменения организационной культуры. 35. Характеристика сочетаний взаимодействия изменений поведения и культуры (по В.Сате) 36. Основные проблемы при проведении изменений в организационной культуры. 37. Влияние культуры на организационную жизнь — модель В.Сате. 38. Связь между культурой и успехом в работе организации — модель Т.Питерса — Р.Уотермана 39. Связь между культурой и результатами деятельности модель Т. Парсонса (модель АО1Ь) 40. Модель Р.Квина и Дж.Рорбаха «Конкурирующие ценности и организационная эффективность» 32. Матрица оценки «культурного» риска (по Г.Шварцу и С.Дэвису) 33. Управление организационной культуры. 34. Основные элементы системного подхода к изучению национального в организационной культуры. 35. Исследования Г.Хофстеда. 36. Менеджерэкспатриант: понятие, источники кадров, подбор, подготовка. 37. Влияние национального на ОК — модель Г.Лэйна и Дж.Дистефано. 38. Теория «Z» У.Оучи Учебно-методическое обеспечение дисциплины: Основная литература: 1. Организационная культура: учебник/под ред. В.Г. Смирновой. М.: Юрайт, с. (Г) 2. Грошев, И.В. Организационная культура : учебник / И.В. Грошев, А.А. Краснослободцев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юнити-Дана, с. — Библиогр. в кн. — ISBN ; То же [Электронный ресурс]. — URL: 3. Згонник, Л.В. Организационное поведение : учебник / Л.В. Згонник. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», с. : ил. — Библиогр. в кн. — ISBN ; То же [Электронный ресурс]. — URL:

14 Дополнительная литература: 4. Басенко, В.П. Организационное поведение : учебное пособие / В.П. Басенко, Б.М. Жуков, А.А. Романов. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», с. : ил. — Библиогр. в кн. — ISBN ; То же [Электронный ресурс]. — URL: 5. Блинов, А.О. Теория менеджмента : учебник / А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова ; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», с. : табл., схем., граф. — Библиогр. в кн. — ISBN ; То же [Электронный ресурс]. — URL: Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) Лекции, практические занятия, самостоятельная работа: — перечень информационных справочных систем (при необходимости): «Гарант» — перечень программного обеспечения: Microsoft Windows; Microsoft Officeв (в составе : Word, Excel, Power Point, Access). Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины: Образовательный ресурс: 3. Официальный сайт журнала «Корпоративная культура». Режим доступа: 4. Официальный сайт журнала «Управление корпоративной культурой». Режим доступа: 5. Официальный сайт журнала «Управление персоналом». Режим доступа: 6. Официальный сайт журнала «Проблемы теории и практики управления». Режим доступа: 7. Официальный сайт электронного журнала по управлению персоналом «HRjournal.ru». Режим доступа: Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний Протокол 5 от «30» мая 2017г.

15 Одобрено решением кафедры менеджмента Протокол _8 от «19» апреля 2017г. Зав. кафедрой Останина С.Ш.

(PDF) The genus Cypripedium L. in the unique habitat of orchids in the Novosibirsk Region

03.02.00 – общая биология

Герасимович Л.В.

Род Cypripedium L. в уникальном местообитании орхидных…

Самарский научный вестник. 2018. Т. 7, № 4 (25)

Род Башмачок – Cypripedium L.

1. Губа светло-желтая, короче остальных бурых

ланцетных листочков околоцветника, из которых бо-

ковые скрученные по оси ……………………………

………………….Б. известняковый – C. calceolus L.

+ Губа другого цвета ………………………………

…………………………………………………………2

2. Губа розово-фиолетовая однотонная …………

…………Б. крупноцветковый – C. macranthon Sw.

+ Губа буровато-розовая или коричнево-бордовая

с темными жилками или другого оттенка плоть до

почти белого цвета ……………………………………

…………Башмачок вздутый – C. × ventricosum Sw.

Cypripedium calceolus L. 1753 [14, с. 951; 15,

с. 598; 16, с. 127; 4, с. 388; 17, с. 379; 18, с. 501; 19,

с. 345] – Башмачок известняковый, настоящий.

Короткокорневищный многолетник высотой от

30 до 60 см. Корневище горизонтальное толстое, с

жесткими корнями. Настоящих 3–4 листа, овально-

эллиптической формы, заостренных на конце, 13–

15,5 см длиной и 4–10,5 см шириной, железисто-

опушенные, с обеих сторон и по краю немного воло-

систые. Прицветники листовидные 7,5–9,5 см дли-

ной, 2,5–5,5 см шириной. Цветки по одному или два

в соцветии. Листочки околоцветника, кроме губы,

коричнево-бордовые. Верхний листок наружного

круга околоцветника эллиптически-ланцетный, с

жилками, 3,5–5,5 см длиной и 1,0–2,0 см шириной.

Два боковых листочка наружного круга околоцвет-

ника срастаются в так называемый сенсепалум, чаще

не до конца сросшийся и располагающийся под гу-

бой. Листочки внутреннего круга узкие и перевитые,

4,0–5,1 см длиной и 0,4–0,5 см шириной, длиннее гу-

бы. Губа вздутая, желтого окраса разной интенсив-

ности, внутри волосистая с красноватыми крапинка-

ми, снаружи голая, 3,0–3,5 см длиной и 1,5–2,0 см

шириной. Тычинки и столбик с рыльцем бледно-

желтые. Стаминодий белый, с пурпурными крапина-

ми, 0,8–1,3 см длиной. Завязь железисто-опушенная,

не скрученная 2,2–3,5 см длиной, 0,5–0,7 см шири-

ной. (рис. 1: 1).

Cypripedium macranthon Sw. – Cypripedium mac-

ranthos Sw., 1800, Kongl. Vetenskaps Acad. Nya Han-

dlingar 21: 251; – Cypripedium macranthum Sw. [20,

с. 251; 15, с. 598; 16, с. 127; 4, с. 388; 17, с. 379; 18,

с. 501; 19, с. 346] – Башмачок крупноцветковый.

Короткокорневищное многолетнее растение. Кор-

невище темно-бурое, горизонтальное с многочис-

ленными шнуровидными корнями. Высота одно-

цветковых побегов 29–50 см; в базальной части их

находятся чешуевидный лист бурого или белого цве-

та, редко два. Очередных листьев 3–5, 11–19 см дли-

ной, 5,0–12,0 см шириной, широкоэллиптические,

заостренные, по жилкам и краю слегка волосистые.

Наибольшие размеры имеют листья срединной фор-

мации. Листовидный прицветник 9–14,2 см длиной и

3,5–8,5 см шириной. Околоцветник розовый с лило-

выми или фиолетовыми оттеками и темными жилка-

ми. Листочки неравнобокие, яйцевидно-ланцетные,

равны или чуть длиннее губы. Верхний листок

наружного круга околоцветника 4,5–5,2 см длиной и

3,3–4,0 см шириной. Два боковых листочка наружно-

го круга образуют двузубчатый сенсепалум, распо-

ложенный сзади губы. Два листочка внутреннего

круга, располагающихся по бокам губы, с ровными

краями, 4,9–6,5 см длиной, 1,9–2,7 см шириной. Губа

с морщинистой поверхностью 4,0–6,5 см длиной и

3,0–5,0 см шириной, сильно вздутая, с небольшим

отверстием, края которого образуют оторочку, заво-

рачиваясь внутрь. Тычинки и стаминодий беловатые,

последний с фиолетово-пурпурными крапинками, до

1,2–1,8 см длиной. Завязь железисто-опушенная, не-

скрученная 2,5–3,5 см длиной 0,4–0,5 см шириной

(рис. 1: 2).

Cypripedium × ventricosum Sw. – Cypripedium

ventricofum – 1800. [20, с. 251; 21, с. 35] – Башмачок

вздутый, вздутоцветковый.

Короткокорневищное многолетнее растение. Кор-

ни многочисленные жесткие. Побеги 27–60 см высо-

той, с простым или железистным опушением, по

всей длине. Листья (3–4) очередные, со спиральным

расположением. Чешуевидный лист, если он есть,

белого, со временем бурого цвета. Настоящие листья

11,5–17,5 см длиной, 4,0–10,2 см шириной, широко-

эллиптические, эллиптические, заостренные, по жил-

кам и краю слегка волосистые. Соцветие 1 или 2

цветковое. Прицветники листовидные 8,5–13,2 см

длиной, 3,6–7,2 см шириной; если прицветника два,

то нижний, как правило, крупнее. Листочки около-

цветника имеют значительный спектр окраски в ро-

зовых, пурпурных, буроватых, коричневых оттенках,

чаще другого цветы чем губа. Синсепалум чаще дву-

зубчатый, обычно узко-яйцевидный. Верхний листо-

чек наружного круга 3,0–6,5 см длиной, 1,8–3,5 см

шириной. Листочки внутреннего круга неравнобо-

кие, волнистые, ланцетные, 4,0–6,2 см длиной, 0,6–

1,0 см шириной, длиннее губы. Губа имеет окрас

бордово-коричневых, буровато-розовых оттенков до

почти белого цвета, часто с более темными яркими

жилками, 3,5–5,2 см длиной и 2,0–3,7 см шириной, с

относительно небольшим отверстием со светло-

желтым окаймлением. Тычинки и стаминодий жел-

товато-белые, последний до 1,0–1,5 см длиной. За-

вязь железисто-опушенная, нескрученная 2,3–3,5 см

длиной, 0,4–0,5 см шириной (рис. 1: 3–6).

Для оценки состояния видов проведено сравнение

с литературными данными мерных (см) и счетных

(шт.) морфологических признаков, описанных в про-

цессе мониторинга (табл. 1).

Как видно из таблицы 1, у C. calceolus все пара-

метры, за исключением длины прицветника, входят в

описанный диапазон. У двух других видов в изучен-

ном местообитании большинство параметров имеет

более высокие значения. Для C. macranthon это вы-

сота генеративного побега, длина и ширина листа,

длина и ширина прицветника, длина и ширина боко-

вого листочка внутреннего круга околоцветника. Для

C. × ventricosum – длина и ширина верхнего листоч-

ка наружного круга околоцветника, длина и ширина

прицветника. Это позволяет сделать вывод, что эко-

лого-ценотические условия исследуемого местооби-

тания являются наиболее благоприятными для

C. macranthon и C. × ventricosum.

Учитывая тот факт, что C. × ventricosum считает-

ся естественным гибридом C. macranthon и C. calce-

olus, можно также предположить, что склонность к

образованию большого числа генеративных и вегета-

тивных побегов он унаследовал от C. calceolus.

МИ это для какого штата? Узнайте, какой штат имеет аббревиатуру MI

США состоят из 50 отдельных штатов со своими уникальными характеристиками, а также правилами, законами и положениями. 1 июля 1963 года почтовое отделение США ввело пятизначный почтовый индекс, это было результатом того, что большинство адресного оборудования могло вместить максимум 23 буквы, включая интервалы.

Чтобы освободить место для почтового индекса, названия штатов нужно было сокращать, так как некоторые названия штатов почти полностью составляют ограничение в 23 символа.Почтовое отделение составило первоначальный список сокращений штатов США в июне 1963 года; однако у многих было три или четыре буквы, что все еще было слишком долго.

В октябре 1963 года Департамент остановился на нынешних двухбуквенных аббревиатурах, которые вы видите сегодня. Это часто может сбивать с толку, поскольку некоторые штаты пишутся одинаково, что заставляет многих задаваться вопросом: MI для какого штата?

Это вполне понятно, так как все четыре штата имеют одну и ту же начальную букву MI.

МИ для какого штата? МИ — это аббревиатура штата Мичиган.

С 1963 года в 50 аббревиатур США было внесено только одно изменение. В 1969 году по запросу канадской почтовой администрации аббревиатура Небраски была изменена с NB на NE, чтобы избежать путаницы с Нью-Брансуиком в Канаде.

Хотя с момента его создания в список сокращений было внесено только одно изменение, многие считают, что их должно быть больше, поскольку все еще возникает путаница при расшифровке того, какая аббревиатура принадлежит какому штату.

В каком штате используется аббревиатура MI

Поскольку Мичиган, Миннесота, Миссисипи и Миссури имеют одинаковые две буквы в начале названия, трудно понять, что означает MI для какого штата? Мы можем однозначно подтвердить, что МИ — это аббревиатура штата Мичиган!

К сожалению, нет четкого способа выяснить, в каком штате есть аббревиатура MI, без обращения к таблице сокращений или поиска полезной страницы по этой теме.Мичиган — не единственный штат, который сбивает с толку.

Почта США Сокращения, которые также могут ввести в заблуждение:

  • Алабама и Аляска.
  • Аризона и Арканзас.
  • Колорадо и Коннектикут.
  • Мэн, Мэриленд и Массачусетс.
  • Небраска и Невада.
  • Теннесси и Техас.

Не существует реальной схемы того, какой штат претендует на права по отношению к другому, чтобы закрепить первые две буквы своего имени в качестве почтовой аббревиатуры для этого штата.Есть некоторые распространенные заблуждения, и если вы не знакомы с тем или иным штатом, то вам будет сложно расшифровать правильную двухбуквенную аббревиатуру. Например, МЭ МЭ или МЭ Массачусетс? Точно так же Мэн Массачусетс или Массачусетс Массачусетс?

Когда вы отправляете документы, посылки или товары в деловых целях или в неформальных целях, например, для отправки поздравительной открытки, вам необходимо знать, что означает штат, в который вы что-то отправляете.Важность запоминания сокращений штатов действительно очень важна.

Что означает МИ. стоять за?

MI

MI

Marshall & Ilsley Corporation

Business »NYSE символы

MI

Michigan

Региональные» Штаты

Оценить:
MI

Made In

Разное »Одежда

Оценить:
MI

Mile

Разное » Единицы измерения — и многое другое…

Оценить:
MI

Разное

Computing »Расширения файлов

Оценить:
MI

Mittwoch

0

Mittwoch

Разное »Дни сокращения — и др …

MI

млн. Долларов

Разное» Устройство

MI

Maori

Regional »Языковые коды (2 буквы)

MI

Move In

Академия и наука » Архитектура Re

MI

Миссия MI

Новости и СМИ

Оценить:
МИ

Инфаркт миокарда

Медицина » Физиология — и многое другое…

MI

Оценить:
mi

психические заболевания

Медицинские »физиология

MI

Milan, Италия

International» Итальянский

Оцените:
MI
MINIO DEL INTERILE

International »

MI

Millipore

Государственные » Поставщики

Оценить:
MI

Военная разведка

Правительственный » Военный — и многое другое…

Оценить:
MI

Milano, Италия

Оценить:
Mi

Пункт меню

Разное »Еда и питание

MI

Средний начальный

Правительство» Военные

Оцените:
MI MI

Несколько интеллектов

академические и науки »Психология

Оценить:
MI

Рынок

Бизнес » Фондовая биржа

Оценить:
MI

Остров Мидуэй

Региональный — и многое другое…

MI
MI

Машина Интерфейс

вычисления »Устройство

Оценить:
MI

Moving Image

0

Moving Image

Сообщество »Новости и СМИ

Оцените: