Как готовить детей к огэ по русскому языку – Как сдать ОГЭ по русскому языку: баллы и оценки

    Выступление на ШМО — Как я готовлю 9-классников к ОГЭ по русскому языку.

    Выступление на ШМО Как я готовлю 9-классников к ОГЭ.

    В 9-ом классе в календарно-тематическом планировании заложено 19 из 67-ми уроков, так или иначе, связанных с развитием речи: 8 — сжатое изложение, 10 — сочинение-рассуждение, 1 — комплексный анализ текста.

    Во -первых, на уроках русского языка, выполняя какое-либо упражнение, указываю на номер задания, которое соответствует заданию экзамена. Например, сейчас по программе изучаются темы по сложноподчинённым предложениям, что связаны с заданиями № 12, № 13, № 14 в КИМах.

    На элективном курсе, что проходит 1-н раз в неделю, отрабатываем каждое из 15-и заданий. Заполнять бланки ОГЭ подробно начали ещё в 8-ом классе. Каждому учащемуся были даны рекомендации по заполнению и индивидуально указаны недочёты.

    В этом учебном году снова дублировали заполнение бланков.

    Первое, с чего начали подготовку к ОГЭ, — это ознакомились подробно с критериями оценивания каждой из 3-х частей экзамена.

    Первая часть — Задание № 1 состоит из написания сжатого изложения по прослушанному тексту. Отрабатываем каждый способ сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение. Учащиеся предлагают свои варианты изменённого текста, обсуждаем, выбираем оптимальный.

    Вторая часть — Задания № 2, № 3 — с выбором ответа (из 4-х вариантов 1-н ответ). Эти задания связаны с анализом текста. Анализ текста проводится и на уроках русского языка.

    Задания № 4 — № 14 — с кратким ответом (записывают словом или цифрой). Вариантов выбора ответа не предлагается. Например, мы уже отработали задание № 7 на типы подчинительной связи в словосочетании. Отработано 50 вариантов. Каждый ученик определял вид связи в словосочетании и менял его по заданию.

    Третья часть — Задание № 15 -сочинение-рассуждение (открытого типа с развёрнутым ответом). Учащиеся создают сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста, что дан в КИМе. Опираясь на прочитанный текст учащиеся аргументируют сформулированный тезис, правильно излагают мысли, соблюдают нормы построения текста (тезис — аргументы — вывод), нормы современного русского литературного языка , основные правила орфографии и пунктуации, осуществляют самоконтроль.

    Учащимся на выбор предлагается одно из трёх заданий: № 15.1.(сочинение-рассуждение на лингвистическую тему — к цитате лингвиста привести 2-а аргумента из прочитанного текста), № 15.2. (сочинение-рассуждение — к цитате из прочитанного текста привести 2-а аргумента из прочитанного текста), № 15.3. (сформулировать и прокомментировать определение, данное к значению слова, привести 2-а аргумента: один из прочитанного текста, второй — из жизненного опыта).

    На одном и том же тексте мы с учащимися отработали подробно три варианта этого задания. Ученикам были даны клише к каждой части текста. Даже для заучивания. Мы отрабатывали и отрабатываем умение вводить аргументы разными способами, например: с указанием на номер предложения, с цитированием — прямой речью и косвенной. Давали определение слову «ответственность», комментировали это определение, приводили примеры из текста и из собственного жизненного опыта.

    На примере текстов сочинений-рассуждений конкретных учащихся анализировали работу по критериям, данным к экзамену. Ученики видят свои недочёты, исправляют их. совершенствуют свои тексты сочинений.

    Непрерывно идёт работа по критериям грамотности.

    infourok.ru

    Подготовка к ОГЭ по русскому языку

    Подготовка к написанию сжатого изложения

    Итоговая аттестация в 9-м классе включает задания, призванные проверить, умеют ли учащиеся понимать прочитанный текст и использовать информацию, содержащуюся в нем, в качестве аргумента.

    По мнению психологов, краткий пересказ -прием, неорганичный для детской природы. Дети тяготеют к излишним подробностям. И если их специально не учить, задача пересказать текст кратко для многих абсолютно невыполнима. Это подтверждают и данные экспериментов: лишь 14% учащихся 8-9-х классов могут сделать такой пересказ. Часто слова краткий и короткий в применении к пересказу являются для школьников синонимами: при пересказе текст может стать короче, но при этом нередко исчезает главное, пропускается существенная информация.

    Роль этого вида изложения вряд ли можно переоценить. Именно в кратком пересказе выявляется степень понимания текста, он является лакмусовой бумажкой понимания. Если текст не понят или понят частично, краткий пересказ выявит все дефекты восприятия.

    Как же научить школьников писать сжатое изложение? Какие приемы можно использовать? На каком материале это лучше всего делать? Вот вопросы, которые обычно задают учителя.

    Сжатое изложение «требует не просто мобилизации памяти школьника и сосредоточенности его на правописных нормах, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нем микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Иными словами, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию».

    Как же научить школьников писать сжатое изложение? Какие приемы можно использовать? На каком материале это лучше всего делать? Вот вопросы, на которые есть ответы в данной работе.

    Изложение — это традиционный для методики преподавания русского языка вид работы по развитию связной речи, который включен в обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

    Особую актуальность этот вид работы на уроках русского языка приобретает в связи с введением новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений по русскому языку.

    Изложение способствует развитию основных речемыслительных механизмов. С помощью изложений закрепляются знания о типах и стилях речи, обогащается словарный запас школьников, совершенствуется синтаксический строй их речи, повышается грамотность, развивается логическое мышление, формируются навыки важнейших видов речевой деятельности — слушания и письма.

    На экзамене в 9 классе ученику предстоит написать сжатое изложение.

    В отличие от других изложений текста, сжатое предполагает передачу содержания исходного текста кратко, обобщенно, а следовательно, требует воспроизведения основного, существенного содержания. Оно является для учащихся более сложным, чем подробное. Задача ученика продемонстрировать следующие умения:

    • выделять главную, наиболее существенную, и второстепенную информацию;

    • производить исключение и обобщение;

    • определять родовые и видовые понятия;

    • различать целые объекты и их части.

    В современной методике преподавания русского языка накоплен большой дидактический материал, необходимый для организации и проведения изложений в классе. Однако в методике работы над сжатым изложением наблюдается весьма существенный пробел: отсутствует четкая и подробная информация о том, на какой принцип должен опираться ученик, сворачивая текст; какова должна быть степень такого сжатия и т.п.

    В процессе подготовки к изложению учителю следует познакомить учащихся с приемами сжатия(компрессии) текста.

    Учащийся может использовать различные приемы компрессии исходного текста — содержательные и языковые.

    Среди содержательных приемов компрессии текста основными являются:

    1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

    2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

    К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:

    1. Замены:

    • замена однородных членов обобщающим наименованием;

    • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

    • замена предложения или его части указательным местоимением;

    • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

    • замена сложноподчиненного предложения простым.

    2. Исключения:

    • исключение повторов;

    • исключение фрагмента предложения;

    • исключение одного или нескольких синонимов.

    3. Слияния:

    • слияние нескольких предложений в одно.

    Умение выразить информацию в краткой, логически стройной форме необходимо ученикам не только при написании сжатого изложения, но и при подготовке сообщений, аннотаций, составлении тезисов, конспектировании.

    Варианты упражнений по информационной переработке текста, которые могут быть использованы на уроках русского языка.

    СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА

    Чтение и понимание текста — это задача, которую можно решить, если уметь правильно читать. Стремясь понять содержащуюся в тексте проблему, мы должны учитывать то, как текст организован: его стиль и жанр, тип речи и строение абзацев, структуру предложений. Должны научиться разделять информацию главную и второстепенную, чтобы при сжатии исключить несущественное и второстепенное. Напоминаем ученикам: важная информация обычно содержится в главной части сложного предложения.

    Упражнение 1

    Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию.

    А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

    Запись должна выглядеть так:

    Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

    Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

    (Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве. так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются).

    Таков может быть окончательный вариант сокращения:

    Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве. Обращаем внимание учеников на то, что наряду с содержательным приемом сокращения текста мы использовали и языковой прием: заменили сочетание чистый воздух местоимением, в первой части добавлена отрицательная частица не.

    Упражнение 2

    Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов.

    1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.

    2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

    Можно обратить внимание некоторых учащихся на 4-е предложение: сложноподчиненное, с последовательным соединением придаточных; предложить продумать вариант с использованием только одного придаточного.

    Примеры выполнения работы учащимися:

    1.1. Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова)

    Мы видим использование приема исключения информации, содержащейся в 3-м предложении исходного текста, приема слияния двух предложений — 2-го и 4-го, упрощение структуры этого предложения.

    2.1. Людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Можно заранее продумать, как добиться цели, но мечта — это нечто другое. (23 слова)

    В данном варианте исключается информация 3-го предложения исходного текста, фрагмент 1-го предложения (может показаться парадоксальным), контекстуальный синоним (просчитать), слиты 2 предложения.

    3.1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. 2. Цель конкретна, точна, достижима. 3. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для ее достижения. (28 слов)

    Используется прием исключения факультативной информации (3-е предложение, второстепенные члены в 4-м предложении исходного текста).

    ЯЗЫКОВАЯ КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА

    а) Трансформация словосочетаний Упражнение 3

    Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и емкие, «экономичные».

    Дать подтверждение — подтвердить; привести доказательство — доказать; проводить исследование — …; совершать вращение — …; проявлять интерес — …; выдвинуть предположения — …

    Процесс реакции — реакция; свойство упругости — …; месяц март — …

    б) Трансформация предложений Упражнение 4

    Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией. .

    Для того чтобы осуществить — для осуществления; для того чтобы получить — для получения; для того чтобы изменить — …; для того чтобы соединить — …; для того чтобы распределить — …; для того чтобы рассмотреть — …

    В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь (достичь цели). (В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели).

    Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды. (Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 т воды).

    Упражнение 5

    Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом. (Напоминаем ученикам, что употребление деепричастного оборота считается ошибочным, если субъект действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием, не совпадают).

    Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10000 раз. (Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10 000 раз).

    Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы. прекращением действия электро-

    магнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы).

    Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма. (Принимая витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма).

    Мысль о взаимосвязи геометрической формы кристалла с его внутренним строением была высказана Ньютоном. Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке, потому что исследовали кристаллы с помощью рентгеновского метода. (Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке, исследовав кристаллы с помощью рентгеновского метода. Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке благодаря исследованиям кристаллов с помощью рентгеновского метода).

    Подобные упражнения интересны учащимся, демонстрируют им возможности языка, заставляют внимательнее вчитываться в текст. Такая работа позволит предотвратить возможные коммуникативные неудачи учеников как при чтении — понимании текста, так и при создании ими собственных текстов.

    Способами компрессии текста учащиеся владеют не в одинаковой степени. Одни с трудом выделяют главное и находят существенное, увязая в бесчисленных деталях; другие, напротив, сжимают текст настолько, что в нем уже не остается ничего живого и он больше становится похож на план или схему. И в том, и в другом случае мы имеем дело с трудностями процесса абстрагирования. Однако, как и любая другая способность человеческого мышления, способность к абстрагированию поддается тренировке.

    Типы заданий, направленных на сжатие текста.

    1. Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти…).

    2. Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях.

    3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.

    4. Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.

    Задание 1. Прослушайте текст, напишите сжатое изложение, сократив текст вдвое.

    Исходный текст

    Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали и о двух братьях-близнецах — Геракле и Ификле. Несмотря на то что братья с детства были очень похожи, выросли они разными.

    Еще очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью.

    Вот братья идут по дороге и видят: на пути — большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь.

    Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко, — ворчит Ификл. -Не очень-то хочется этого яблока». Геракл прыгает — и плод у него в руках.

    Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала еще далеко, Ификл обычно говорит: «Отдохнем здесь, под кустиком». — «Лучше побежим, — предлагает Геракл. — Так мы скорее одолеем дорогу».

    Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И все это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой.

    В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля — это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия.

    (176 слов)

    Текст сжатого изложения

    У древних греков есть легенда о Геракле и Ификле. Хотя они были близнецами, выросли братья разными.

    Ранним утром, когда Ификл еще спит, Геракл бежит умываться к холодному ручью.

    Увидев на пути лужу, Геракл перепрыгивает через нее, а Ификл обходит препятствие.

    Высоко на дереве висит яблоко. Ификлу лень за ним лезть, а Геракл тут же достает плод.

    Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл’- бежать вперед.

    Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком, он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывал волю.

    (90 слов)

    На этом простом примере можно показать учащимся конкретные приемы сжатия текста:

    1) исключение подробностей, второстепенных фактов (натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны)’,

    2) исключение прямой речи или перевод прямой речи в косвенную (4-й и 5-й абзацы, чужая речь передана с помощью простых предложений с дополнением, указывающим на тему речи).

    Ещё одно важное умение должны приобрести девятиклассники во время подготовки к сжатому изложению: выделение микротем текста, членение его на абзацы. Предупредить эту логическую ошибку можно, познакомив учащихся с правилами построения абзаца:

    1) В одном абзаце, как правило, излагается только одна микротема.

    2) Расположение предложений внутри абзаца подчиняется схеме: зачин, развитие мысли, концовка.

    3) Самое главное предложение абзаца (предложение, в котором выражена его тема или главная мысль) обычно помещается в начале или в конце абзаца.

    4) Развитие мысли в абзаце осуществляется одним из следующих, способов: детализация, приведение примеров, сопоставление или противопоставление, аналогия, объяснение, обоснование тезиса.

    Задание2. Составить к тексту о пеликанах таблицу, отражающую содержание микротем (подобную той, которая дается в инструкции для экспертов). При обучающем изложении такая работа совершенно необходима, хотя назвать ее легкой нельзя. Вычленить микротемы — это значит свернуть часть текста до одного-двух предложений, когда «каждая часть текста представляется некоторой своеобразной «смысловой точкой», «смысловым пунктом», в котором словно сжато все содержание части».

    Пример такой работы.

    Исходный текст

    Проснувшись на рассвете под кряканье уток, я вылез однажды из палатки и осмотрелся. Но тут же мне пришлось присесть и ползти обратно за биноклем: метрах в ста от островка плавала большая стая пеликанов. Не часто представляется случай понаблюдать за этими редкими птицами в природе.

    Впервые я вижу такую огромную стаю пеликанов, в ней не меньше сотни птиц. Присмотревшись, я понимаю, что на воде кормится стая, состоящая из кудрявых пеликанов и пеликанов розовых. Кудрявый пеликан чуть крупнее розового, у него хорошо видна «грива» — удлиненные и словно завитые перья на голове, а в оперении нет розового оттенка, свойственного его собрату. Вокруг пеликанов плавают бакланы, а в воздухе с криком носятся чайки. Бакланы бросаются за рыбой, стремительно ныряя, а пеликаны хватают ее, погружая в воду только голову, шею и переднюю часть туловища. Слышны только всплески воды да крики чаек.

    Но вот охота окончена, птицы направляются к песчаному берегу, тяжело шлепая своими перепончатыми лапами, и выбираются на сушу. По земле они передвигаются неуклюже, вразвалку. И вдруг один пеликан поднимается в воздух. Встревоженный чем-то, он отталкивается одновременно обеими лапами от воды и, тяжело взмахивая крыльями, улетает от острова. Сидящие на берегу птицы сейчас же следуют его примеру. Через несколько секунд все птицы оказались в воздухе. Они беспорядочно кружат над озером, потом строятся в одну волнистую линию и, сделав всей стаей два больших круга, улетают на. восток, к солнцу.

    Все это довелось мне видеть довольно давно. В наши дни пеликанов стало значительно меньше, численность их продолжает катастрофически падать, недаром они занесены в Красную книгу. Причина в выкашивании и сжигании тростниковых зарослей, в том беспокойстве, которое причиняет человек во время гнездования птиц.

    Чем мы можем помочь пеликанам? Своим нетерпимым отношением к браконьерству, пониманием своей ответственности за существование редких птиц на планете. И ещё- человеческой деликатностью: нужно просто беречь места гнездований пеликанов и не тревожить птиц, особенно в самое для них трудное время — при откладывании яиц, насиживании и выводе птенцов.

    (По А.Л. Кузнецову) (311 слов)

    абзаца

    Микротема

    1

    Однажды утром я увидел большую стаю пеликанов

    2

    Стая состояла из кудрявых и розовых пеликанов, которые охотились за рыбой

    3

    После охоты пеликаны выбрались на сушу. Вдруг один пеликан взлетел, за ним улетели остальные

    4

    Все это было давно. В наши дни пеликанов становится все меньше из-за вмешательства человека в их жизнь

    5

    Пеликанам можно помочь, но для этого нужно, чтобы человек осознал свою ответственность за сохранение этих редких птиц на земле

    Итак, наиболее типичными ошибками содержания при написании сжатого изложения являются пропуск одной или нескольких микротем, отсутствие приемов сжатия текста, логические ошибки.

    Задание 3.

    Практическая работа по отработке приёмов компрессии текста.

    (подготовка к ГИА, задание С)

    1 вариант.

    1. Замените выражения синонимами.

    совершать колебания

    прийти в соприкосновение

    иметь отличие

    иметь значение

    дать подтверждение

    сделать отступление

    привести доказательство

    Какой приём сжатия вы использовали?

    2. Сожмите текст, используя один из приёмов обобщения.

    Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян)

    Какой из приёмов обобщения вы использовали?

    3. Сожмите текст, используя содержательный приём компрессии: исключение второстепенной информации.

    Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, — безнадежные люди.

    (По В. И. Курбатову)

    4. Сократите текст, используя подходящие приёмы компрессии.

    В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела, но они всегда были чем-то озабочены. Не будучи цыганами, вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. Блуждали по подворьям, заходили в монастыри, заглядывали в кабаки, тянулись на ярмарки. Отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками.

    ( По Ф. И. Шаляпину)

    Какие приёмы сжатия вы использовали?

    Практическая работа по отработке приёмов компрессии текста.

    (подготовка к ГИА, задание С)

    2 вариант.

    1. Сожмите текст, используя один из приёмов упрощения.

    Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.

    (По К. Паустовскому)

    Какой из приёмов упрощения вы использовали?

    2. Сожмите текст, используя приёмы исключения.

    Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.

    (Ю. М. Лотман)

    Какие приёмы исключения вы использовали?

    3. Сожмите текст, используя содержательный приём компрессии: свёртывание предложения.

    Хуже всего, когда в земную атмосферу влетает целый рой космических осколков, именуемых метеоритным дождем, который бывает очень интенсивным, как, например, в Мексике, где на городок Пуэбло де Альенде одновременно обрушилось 8000 камней общим весом в четыре тонны.

    4. Сократите текст, используя подходящие приёмы компрессии.

    В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела, но они всегда были чем-то озабочены. Не будучи цыганами, вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. Блуждали по подворьям, заходили в монастыри, заглядывали в кабаки, тянулись на ярмарки. Отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками.

    ( По Ф. И. Шаляпину)

    Какие приёмы сжатия вы использовали?

    Таким образом, при оценивании изложения обращается внимание на уровень владения приёмами сжатия. Важно не только наличие приёмов сжатия, но и правильность их применения. При правильном использовании приёмов компрессии (сжатия) исходного текста в изложении сохраняется суть авторской мысли и возможность её восприятия читателем.

    При обучении сжатому изложению соблюдается определенная последовательность действий, которую можно записать в виде следующей инструкции.

    Инструкция «Как писать сжатое изложение»

    1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.

    2. Найдите среди них главную мысль.

    3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей, выделите микротемы.

    4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.

    5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

    6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

    7. Обдумайте средства связи между частями.

    8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

    9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике, прочитайте, исправьте ошибки.

    10. Перепишите отредактированный текст на чистовик.

    Сжатое изложение считается наиболее трудным заданием. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения «…необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств». Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Итак, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

    Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике работы над текстом. При подготовке сжатого изложения значима роль работы по сокращению текста. Традиционно она проводится в форме беседы, в которой учащиеся решают, какая часть текста или предложение особенно важны для выражения главной мысли, какую часть можно выпустить, содержание какой части передать одним предложением и каким, то есть определяют способ сжатия текста. При сокращении текста более эффективны приемы по выделению в каждой микротеме опорных слов. По ним можно легко восстановить основное содержание текста.

    Таким образом, главная задача сжатого изложения — научить детей в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.

    infourok.ru

    С чего начать подготовку к ОГЭ

    Экзаменационная работа ОГЭ по русскому языку

    Общеизвестно, что чем раньше начнёшь готовиться к экзамену, тем легче будет его сдавать. Вопрос лишь в том, с чего начать? Для начала определитесь, как вы будете готовиться: самостоятельно, на подготовительных курсах или обучаться с репетитором. Здесь будет рассматриваться самостоятельная подготовка, так как на курсах вам всё расскажет преподаватель или, соответственно, репетитор.

    Прежде всего надо понимать, что экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, связанных между собой общетематической направленностью. Если первый текст (для сжатого изложения) носит обобщённо-отвлечённый характер, то второй раскрывает тему на живом, жизненном материале; если первый текст – рассуждение, то во втором могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания.

    Первая часть работы – Часть 1 – это небольшая письменная работа по прослушанному тексту, т. е. написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля.

    Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений:

    • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражённых в тексте;
    • умение адекватно воспринимать авторский замысел;
    • умение вычленять главное в информации;
    • умение сокращать текст разными способами;
    • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
    • умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи текста.

    Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, необходимо усвоить, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – это то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научиться воспринимать текст на слух так, чтобы точно понимать его общую тему, проблему, идею, видеть авторскую позицию. С этой целью следует тренироваться в определении микротем как составных частей общей темы прослушанного текста. Для хорошего сжатого пересказа нужно также научиться правильно и точно подбирать слова для передачи главного содержания текста, уместно употреблять синтаксические и грамматические конструкции, владеть связностью речи и логикой изложения.

    В целом же сжатие текста предполагает в основном исключение подробностей, деталей, а также обобщение единичных явлений и фактов.

    Вторая и третья части работы выполняются на основе одного и того же прочитанного художественного или публицистического текста.

    Вторая часть экзаменационной работы – Часть 2 – это задания с кратким открытым ответом. Она состоит из 14 заданий (2 – 14). В заданиях требуется сформулировать ответ самостоятельно и записать цифрами или словами.

    Задания части 2 проверяют глубину и точность понимания содержания прочитанного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий: понимание основной проблемы текста, позиции автора или героя, характеристики героя, контекстуального значения ключевых слов, понимание отношений синонимии, важных для содержательного анализа; восприятие форм наименования героя, опознавание изученных средств выразительности речи.

    Нужно отметить важность определения в тексте средств речевой выразительности, без умения видеть которых, понимать их роль невозможно до конца постичь авторский замысел и разобраться в смысловых акцентах, помогающих выявить авторскую позицию.

    Предлагаемые задания также проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами.

    Стоит обратить внимание, например, на задания, связанные с определением грамматической основы предложения (задания 8 и 11). Понятно, что неумение видеть грамматическую основу, заключающую в себе и опору грамматической структуры, и ядро смысла предложения, влечёт за собой непонимание предложения, искажение его содержания, а следовательно, и непонимание или недопонимание всего текста в целом.

    Содержание заданий части 2 не выходит за пределы содержания любого из принятых в основной школе учебников для 5-9 классов и не требует дополнительных тренировочных материалов при подготовке к экзамену.

    Третья часть работы – Часть 3 – это письменный развёрнутый аргументированный ответ на одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3), направленный на самостоятельную интерпретацию смысла одного из ключевых фрагментов текста. Часть 3 выполняется на основе всё того же текста, с которым работали над заданиями части 2. Задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи — рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать свой ответ, используя прочитанный текст. Именно это умение необходимо в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

    Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации и доказательность своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и поступки.

    Поделиться ссылкой:

    Понравилось это:

    Нравится Загрузка…

    goalla2015.wordpress.com

    Работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку в 6-7 классах

    ОГЭ — серьёзное испытание для учащихся и педагогов. При подготовке к нему и дети, и их учителя находятся в состоянии стресса. Времени катастрофически не хватает. В данной статье хочу поделиться опытом подготовки учащихся к ОГЭ с 6 класса.

    Вот уже несколько лет учителя русского языка готовят учащихся 9-х классов к итоговой аттестации в форме ОГЭ. За эти годы пришло осознание необходимости как можно раньше начинать работу с заданиями, сформулированными как в КИМах .

                Что получается, до 9 класса наши ученики – просто дети, которых необходимо понимать, проявлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, а в 9 классе они уже не дети, они выпускники, требования к ребёнку резко возрастают, формы работы меняются.

                ОГЭ – настоящее испытание. Ученик оказывается в стрессовой ситуации уже на этапе подготовки к экзамену. Вот учитель показывает огромную книгу, с массой заданий, объясняет структуру КИМов. Сколько непонятных слов и требований! А времени совсем мало, кроме того необходимо готовиться и по другим предметам.

                Конечно, подготовкой к итоговой аттестации являются все годы школьного обучения, поэтому просто необходимо планирование специальных уроков, направленных на подготовку к ОГЭ, уже с 6 класса.

                Такие уроки провожу после изучения каждой темы, отражённой в КИМах. Так в 6 классе можно проводить уроки по темам:

    «Правописание безударных гласных в корне слова», «Правописание приставок», «Правописание суффиксов разных частей речи». Для таких уроков подбираю задания, сформулированные точно так, как в КИМах. Обязательно провожу самостоятельную работу в виде теста.

                Таким образом, к концу 6 класса у учащихся накапливается достаточное количество знаний, умений и навыков, чтобы справляться с тестами в формате заданий ОГЭ. Такие тесты разрабатываю сама специально для каждого класса. Приведу в качестве примера один из них.

    Вариант 1.

                                                 Скворец.

    (1)Обосновавшись в гнезде, скворец начинает таскать туда всякий строительный сор. (2)Гнездо он устраивает очень глубоко, чтобы туда не пролезла лапой кошка, не просунула свой длинный хищный клюв ворона.

    (3)Скоро земля обсохнет. (4)Сколько выползает на свет разных червяков, жучков! (5)Скворец никогда весною не ищет пищи в воздухе или на дереве. (6)Его корм на земле и в земле. (7)Сколько истребляет он летом вредных для сада и огорода насекомых! (8)Зато весь день он проводит в движении.

    (9)Идя вдоль дорожки, скворец охотится за добычей. (10)Походка его очень быстра и чуть-чуть неуклюжа. (11)Внезапно он останавливается, поворачивается, склоняет голову. (12)Клюнет и побежит дальше. (13)Столько в нем чего-то делового и забавного, что смотришь на него и улыбаешься. (111 слов)

    Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр

    или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа

    в тексте работы.

     

    1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему, когда смотришь на скворца, улыбаешься?

    1)Скворец смешно выглядит.

    2)Прилетели скворцы, значит пришла настоящая весна.

    3)Столько в нём делового и забавного.

    4Скворец так устроил гнездо, что кошке не добраться до него..

     

     

    1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

    1) Столько в нем чего-то делового и забавного, что смотришь на него и улыбаешься.

    2) Идя вдоль дорожки, скворец охотится за добычей.

    3) Сколько выползает на свет разных червяков, жучков!

    4) Обосновавшись в гнезде, скворец начинает таскать туда всякий строительный сор.

     

     

    1. Из 6-8 предложений выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»?

    Ответ: ___________________________.

     

    1. Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом «В прилагательном пишется две н, если оно образовано от существительного с основой, оканчивающейся на н».

    Ответ: ___________________________.

     

     

    1. Замените просторечное слово «таскать» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    Ответ: ___________________________.

     

    1. Замените словосочетание сущ. + сущ. «клюв вороны» синонимичным словосочетанием прил. + сущ. Напишите получившееся словосочетание.

    Ответ: ___________________________.

     

     

    1. Выпишите грамматическую основу предложения «Походка его очень быстра и чуть-чуть неуклюжа».

    Ответ: ___________________________.

     

    1. Среди предложений 2 абзаца найдите предложения с однородными членами. Выпишите однородные члены.

    Ответ: ___________________________.

     

     

    1. Укажите количество грамматических основ в предложении: «Внезапно он останавливается, поворачивается, склоняет голову» . Ответ запишите цифрой.

    Ответ: ___________________________.

     

    1. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

    Гнездо он устраивает очень глубоко, (1)чтобы туда не пролезла лапой кошка, (2)не просунула свой длинный хищный клюв ворона.

    Ответ: ___________________________.

    Работать с таким материалом можно по-разному. Текст используется как для выполнения заданий теста, так и в качестве диктанта или изложения.

                В 7 классе добавляются задания, связанные с написанием суффиксов причастий, деепричастий, наречий, обособлением причастных, деепричастных оборотов, одиночных деепричастий.

    Пример теста для 7 класса:

    Вариант 1.                            

    1. Бескорыстные помощники.

    (1) Во время первой мировой войны на канадском эскадренном миноносце служил пес по кличке Кубрик, отличавшийся необыкновенным слухом. (2)Заслышав шум вражеской подводной лодки, который не улавливали судовые приборы, он давал сигнал боевой тревоги.

    (3) Теперь никто не скажет, сколько безвестных отважных собак погибло во время второй мировой, разыскивая мины и спасая из-под обстрела раненых. (4)Они и связистов заменяли, пробираясь в недоступных для человека местах.    

    (5) Человек учит собак разыскивать людей, попавших в беду, погребенных под руинами во время землетрясений и заваленных снежными обвалами в горах, находить полезные ископаемые, пасти домашний скот.

    (6)В мире немало памятников собакам. (7)Жители одного итальянского селения поставили памятник псу по кличке Верный. (8)В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой. (По Б.Волынкиной) (120 слов)

    Примечание. Эскадра — крупное соединение военных судов. Эскадренный — входящий в эскадру.

    Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр

    или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа

    в тексте работы.

    1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему в мире немало памятников собакам?»

    1) Люди ставят памятники собакам, потому что собака – самое верное животное.

    2) Человек учит собак разыскивать людей, попавших в беду.

    3) Собаки бескорыстно помогают людям в самых разных областях жизни.

    4) Много безвестных собак погибло во время второй мировой войны.

     

    1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

    эпитет.

    1. Теперь никто не скажет, сколько безвестных отважных собак погибло во время второй мировой, разыскивая мины и спасая из-под обстрела раненых.
    2. Заслышав шум вражеской подводной лодки, который не улавливали судовые приборы, он давал сигнал боевой тревоги.
    3. Они и связистов заменяли, пробираясь в недоступных для человека местах.
    4. В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой.

     

    1. Из предложений 3–5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного.

    Ответ: ___________________________.

     

    1. Из предложений 5-7 выпишите причастие, правописание суффикса которого зависит от вида глагола, от которого причастие образовано.

    Ответ: ___________________________.

     

    1. Замените слово «отважных» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    Ответ: ___________________________.

     

    1. Замените словосочетание (прил.)+ (сущ.) «вражеской лодки» ( предложение 2 ), синонимичным (сущ.) = (сущ.). Напишите получившееся словосочетание.

    Ответ: ___________________________.

     

    1. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

    Ответ: ___________________________.

     

    1. Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

    Ответ: ___________________________.

     

    1. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при причастном обороте.

       Во время первой мировой войны на канадском эскадренном миноносце служил пес по кличке Кубрик,(1) отличавшийся необыкновенным слухом. Заслышав шум вражеской подводной лодки,(2) который не улавливали судовые приборы, (3)он давал сигнал боевой тревоги.

    Ответ: ___________________________.

     

    11.Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

    Ответ: ___________________________.

     

    1. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

    Теперь никто не скажет,(1) сколько безвестных отважных собак погибло во время второй мировой, (2)разыскивая мины и спасая из-под обстрела раненых. Они и связистов заменяли,(3) пробираясь в недоступных для человека местах.    

    Ответ: ___________________________.

     

                К концу 8 класса учащиеся имеют достаточно знаний, необходимых для успешного прохождения итоговой аттестации по русскому языку. На этом этапе уже можно использовать готовые тесты, исключив из них задания 13, 14.

                Таким образом, если работа по подготовке к ОГЭ организована с 6 класса, учащиеся привыкают к формулировкам заданий, отпадает необходимость в 9 классе изучать структуру КИМов, вырабатывать алгоритм выполнения того или иного задания. Подготовка к ОГЭ проходит спокойно, дети не испытывают стресс.

    pedsovet.org

    Помощь для подготовки к ОГЭ по русскому языку

    Шпаргалки ОГЭ русский язык (задания 2 – 14)

    2 задание Чтобы сделать это задание, нужно прочитать все 4 предложенных ответа, (не читая текста) и выбрать тот из них, где есть указание на проявление чувств. Например,

    2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая дляобоснования ответа на вопрос: «Почему Димка Сомов, когда столкнулся взглядом с Ленкой, замер»?

    1) Димка Сомов боялся, что Ленка ударит его.

    2) Димка Сомов боялся, что Ленка помешает ему сбежать.

    3) Димка Сомов ждал, что Ленка простит его.

    4) Димке Сомову стало стыдно, он понял, что от расплаты за своё предательство ему не уйти.

    Из 4 предложения ясно, что Димка виноват сам испытывает чувство стыда, значит и нужно отмечать 4 предложение

    3 задание ТРОПЫ и ФИГУРЫ Следует помнить, что часто в каждом из представленных предложений в этом задании обязательно есть один из тропов. Например,

    3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.

    1) А внутри на некоторых ЛЮБИМЫХ страницах встречались следы пальцев, даже синели чернильные кляксы.

    2) Анна Николаевна тогда приходила ХМУРАЯ, пока флажки на Волге вдруг не зашевелились и не принялись двигаться вперёд, к границе.

    3) Рассказывала, как наконец-то окружили фашистов, захватили клещами, будто ржавый гвоздь, и выдернули его.

    4) Не ту, что ты «читала» ДЕРЖА ВВЕРХ НОГАМИ, когда тебе было три года. –

    В первом предложении есть эпитет, во втором – тоже эпитет и метафора (или олицетворение), в четвертом – фразеологизм, 

    и только в третьем сравнительный оборот, включенный в метафору.

    Следует выучить:

    Сравнение – Оборот со словами: КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО. Например, бежал, как заяц или если этих союзов нет, то существительное ставится в твор. падеже Н-Р, бежал зайцем.

    Эпитет — оценочное прилагательное. Н-Р, МЕРЗКИЙ завтрак, ВЕСЕЛЕНЬКИЙ ребенок

    МЕТАФОРА — оборот, который нельзя представить буквально Н-Р. « Мне букеты чужих страстей, каждый день подают на блюде .букеты из страстей сделать нельзя и подать их на блюде, тем более.

    Олицетворение говорить о неживых предметах, как о живых Н-Р, Парус… «счастия не ищет и не о счастия бежит»

    ГИПЕРБОЛА – преувеличение Н-р, море слез

    Фразеологический оборот – оборот, который можно заменить одним словом: «вешать лапшу на уши» — врать, «сесть в калошу» — опозориться, держать вверх ногами» — наоборот. Отличается от метафоры тем, что их понимает, знает и может употреблять каждый.

    4 задание ПРИСТАВКИ Задания сформулированы так:

    Из предложений ……… выпишите слово, в котором правописание приставки…(см. таблицу)

    Есть три группы приставок. В 4 задании они представлены так:

    Приставки, которые зависят от значения

    Приставки, значение которых зависит от стоящего после них согласного

    Приставки, не зависящие от последующего согласного

    которые зависят от ударения

    ПРИ – близость пришкольный), присоединение (пришить), приближение(приезжать), неполнота действия (прикрыть)

    на…З перед звонкими —РАЗбить,

    БЕЗбедный, ВЗбираться, ВОЗнестись, НИЗвергнуть,РАЗвести, ЧРЕЗмерный, ИЗдавна.

    С – Сбить, Сшить, Сыграть

    НЕ, НИ НИкто, НЕкто

    ПРЕ — +слову «очень (предобрый) или приставке ПЕРЕ (прекрасный)

    на …С перед глухими …Вскрыть, БЕСсовестный, ВСходить, Исподтишка,РАСстелить, НИСпадать

    ОТбить, ПРОпеть, ЗАкричать, ПРАдедушка

    РАЗ, РАС . РАСсыпать, РОСсыпь

    5 задание Окончания и суффиксы глаголов, суффиксы причастий

    1. Задание типа: Указать глагол 2 спряжения. Нужно искать глагол, в окончании которого есть буквы И, А, Я. Н-Р, строИшь, гонЯтсся, держАт; 1 спр. Е, У, Ю: бреЕтся, БорЮтся, стонУт.

    2. Задание типа: Указать глагол, окончание которого зависит от личного окончания глагола в 1 лице ед. ч. –ую,(юю) Нужно искать глагол с суффиксами ОВА или ЕВА: танцЕВАть то есть

    Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени есть 
    ую, юю, то пиши суффиксы ова, ева: советОВАть — советую, командОВАть — командую
    ываю, иваю, то пиши суффиксы ЫВА, ИВА: опаздЫВАть — опаздываю, рассматрИВАл — рассматриваю

    1. Задание типа: указать слово, суффикс которого зависит от какого спряжения глагола оно образовано, Нужно знать суффиксы причастийУЩ, ЮЩ, АЩ, ЯЩ, ОМ, ЕМ, ИМ

    2. указать слово, суффикс которого зависит от приставки: Нужно искать наречие на О, А СновАДОчернАИЗдалекАЗапростоОНАновОнужно Очень хорошо знать Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных

    3. нужно очень хорошо знать Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных, так как это задание и есть в большинстве КИМов .

    Оно может быть сформулировано так:

    В предложениях ……. найдите слово(-а), в котором(-ых) правописание ННопределяется правилом: «НН пишется в суффиксах полных страдательных причастий, образованных от глаголов совершенного и

    несовершенного вида» или … определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных на Н пишется НН. Таким образом , нужно просто выучить правило:

    ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ образуются от СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, и, если перед нами прилагательное, смотрим на суффиксы

    Н

    НН

    1)АН, ЯН, ИН кожАНый, серебрЯНый, гусИНый

    2) В прилагательных, не образованных от существительных: юный, румяный, свиНой и т. д.

    3) В исключении: ветреНый

    1)ОНН, ЕНН революциОННый, промышлЕННый

    2) В прилагательных, образованных от

    существительных с основой на Н: стариННый, пустыННый

    3) В слове БЕЗВЕТРЕННЫЙ НН из-за приставки

    ПРИЧАСТИЯ образуются от ГЛАГОЛОВ, и если перед нами причастие, начинаем по очереди «примерять» слово к следующим правилам:

    Н

    НН

    1. В причастиях НЕСОВЕРШЕННОГО вида маслеНые блины, жареНый картофель

    2. Во всех кратких причастиях блины ПРОжареНы, картофель ПЕРЕжареН

    3)исключение ранеНый партизан, коваНый, жеваНый

    1) в причастиях с любой ПРИСТАВКОЙ, кроме НЕ ПЕРЕжареННый картофель, ПРОмаслеННые блины

    2) При наличии у причастия суффикса ОВА//ЕВА мариноваННые грибы, корчеваННый лес.

    3) если есть ЗАВИСИМОЕ СЛОВО: картофель жареННый на масле

    4) в причастиях СОВЕРШЕННОГО вида решеННая задача

    5) но: если у исключений с Н появляется приставка или зависимое слово, появляется еще одна Н: ЗАковаННый, коваННый медью сундук.

    6 задание Заменить слово синонимом

    СИНОНИМЫ – близкие по значению слова : Н-р, мчаться – бежать, бить баклуши – бездельничать

    Здесь очень часто требуется заменить синонимом фразеологизм. Следует помнить, что синоним требуется подобрать толькоСТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЙ. То есть, если требуется подобрать синоним к слову «хохотал», то вариант — «смеялся» и ни в коем случае не «ржал»

    7 задание Заменить словосочетание Чтобы заменить словосочетание одного вида связи на другой, нужно помнить, что

    При согласовании зависимое слово должно быть прилагательным (или словом, которое изменяется, как прилагательное)

    ↓ ×

    Н-р, деревянный забор

    При управлении —- существительным

    × ↓

    Н-р, забор из дерева

    При примыкании —наречием или деепричастием

    × ↓

    Н-р, петь весело

    Поэтому зависимое слово нужно превратить в ту часть речи, которая требуется по условию

    Н-р, из согласования ШКОЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР —управление ДИРЕКТОР ШКОЛЫ,

    Из управления ЗАБОР ИЗ ДЕРЕВА —— согласование ДЕРЕВЯННЫЙ ЗАБОР

    Из примыкания СКАЗАЛА ГРУСТНО — управление СКАЗАЛА С ГРУСТЬЮ

    Из управления —ПОЖАЛОВАЛАСЬ С ГОРЕЧЬЮ ——примыкание ПОЖАЛОВАЛАСЬ ГОРЬКО

    8 задание Выпишите грамматическую основу из предложения

    Выполняя это задание, нужно помнить, что здесь будет

    или односоставное предложение:

    Определенно- личное : Катя, иди (идите) сюда. Хочу (хотите) сдатьэкзамены.

    Неопределенно-личное: Папу вызвали, (вызовут, вызывают) в школу.

    БезличноеХолодно. Меня морозит. У меня нет и не было денег Мненужно сдать все зачеты.

    Назывное. Вот мой дом.

    Примеры даны на все возможные выражения сказуемого в односоставных предложениях

    Или предложение с составным сказуемым, н-р, Маша была рада получить аттестат. ; Мой брат работает юристом. ;

    Или предложение с однородными сказуемыми

    Улица широка и длинна.

    9 задание предложения с обособленными членами:

    Если требуется найти

    1. 1 обособленное или необособленное определение – нужно искатьпричастие ( идущий ,поющий, сломавший, шедший, играемый, строимый, мороженый, закрытый) точнее ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ: Доктор, взявший в руки шприц, напугал меня. Посаженный в маецветок , в июле расцвел. Причастие отвечает на вопрос КАКОЙ!

    .2) Если нужно указать обособленное обстоятельство, ищемдеепричастие Деепричастие отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЯ, ЧТО СДЕЛАВ?

    : дыша, играя, сыграв, пришедши, забывши, будучи и деепричастный оборот: Доктор, взяв в руки шприц, напугал меня. Бегая по утрам, я обрел хорошую форму.

    3) Если нужно указать обособленное приложение, ищем существительное, которое поясняет другое существительное или личное местоимение: Девятиклассники, выпускники нашей школы, упорно занимаются. В Чите, столице Забайкалья, стоят крещенские морозы. Мы,пассажиры, очень устали.

    10 задание Вводные слова: конечно, разумеется, кажется, наверное, к счастью, к сожалению. По словам, во- первых, значит и т. д. Их можно выбросить из предложения.

    ППРИМЕР ЗАДАНИЯ:

    10 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

    Стала я колдовать, (1)и вдруг у него в животе человеческие голоса заговорили.

    — Так,(2) может,(3) он сожрал кого, вот они там и беседуют, (4)— сообразила средняя.

    Ответ_2, 3___________________________________________________

    Без слова «может» легко можно обойтись_

    Обращение – имя. САША,, сдай зачет. Люблю тебя, Петра творенье. Тоже выделяется запятыми.

    ПРИМЕР ЗАДАНИЯ:

    10 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

    «Запомни,(1) друг,(2) ты не жизнь фотографируешь,(3) – давал уроки мастерства Владимир Лаврентьевич. – Ты делаешь фотографию. И нужно,(4) чтобы фотография была живая.

    Ответ: ____1, 2___________________________________

    11 задание Количество грамматических основ

    Нужно обязательно обозначить границы предложений и подчеркнуть грамматические основы

    12 запятая между частями сложного предложения

    Сочинительная связь – сочинительные союзы. Но нужно помнить, что сочинительные союзы могут соединять однородные члены, поэтому нужно в предложении подчеркнуть грамматические основы и обозначить границы предложений.

    ПРИМЕР:

    12 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

    [Червяк длинный такой], (1)(что ни головы,(2)ни хвоста не видать). [Лежит и нешевелится, (3)как неживой.] [Дай,(4) думаю, (5)оживлю].[ Стала я колдовать],(6) и[вдруг у него в животе человеческие голоса заговорили].

    Ответ_________6___________________________________________

    Образец рассуждения:

    Ищем сочинительные союзы. НИ – НИ соединяют однородные члены. И соединяет простые предложения.

    Подчинительная связь – подчинительные союзы. Но нужно помнить, что подчинительные союзы могут присоединять сравнительные обороты или приложения Поэтому обязательно нарисовать границы предложений и подчеркнуть грамматические основы!

    ПРИМЕР:

    12 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

    1Младшая Баба-Яга стояла на пороге избушки и улыбалась во всё лицо (1), как и каждый день. В душе она была романтиком. (3)Любила уходить в лес и слушать(2),( о чём щебечут птицы). Любила собирать цветы и лекарственные травы. Больше всего на свете она хотела(3), (чтобы в их лесу снова произошласказочная история)(4), и поэтому целыми днями бродила в поисках чего-нибудь сказочного.

    Ответ___2, 3, 4___________________________________________

    Ищем подчинительные союзы и союзные слова После союза КАК нет грамматической основы, после союзного слова О ЧЕМ и союза ЧТОБЫ они есть

    13 задание Последовательное подчинение от главного к придаточному задается вопрос, от придаточного к другому придаточному. Если рядом два подчинительных союза, это обязательно последовательное подчинение. о параллельное однородное подчинение .Маша рассказывала ]что?—>,( что он делал очень сложную операцию какой-то женщине)когда?__>,(когда еще был очень молодым хирургом.)

    параллельное: от главного к двум придаточным. Если вопрос задается один и и относится к одному слову — подчинение однородное

    Все знают ЧТО?__>_?(, что скоро весна) ичто? ( что скоро экзамены.)—-параллельное однородное подчинение.↓

    Если вопросы разные, то подчинение неоднородное↓

    (Когда наступила весна )когда?<——, [мы подали заявления в ВУЗЫ,]почему?—à( так как каждый уже выбрал себе профессию.)—параллельное неоднородное/

    14 задание . Тоже следует подчеркнуть грамматические основы и обозначить границы предложений. И нужно иметь в виду, что, как правило, нужные предложения для заданий 13 и 14 в требуемых отрезках текста самые большие.

    infourok.ru

    Методическая разработка. «Подсказки к ОГЭ по русскому языку»

    Подсказки к ОГЭ по русскому языку

    Задание 1 – изложение ( Идея текста – см. задание 15.3. В тексте — з абзаца. 1-й абзац – вступление, тезис; 2-й абзац – основная часть; 3-й абзац – заключение. Сокращаем в каждом абзаце цитаты, вводные слова, причастные, деепричастные обороты, однородные члены предложения. Текст не должен превышать 90 слов)

    Задание 2 – ответ = см. задание 15.3.

    Задание 3художественные выразительные средства (ищем слова в переносном значении).

    Эпитет – прилагательное в переносном значении

    Метафора – существительное в переносном значении

    Олицетворение – глагол в переносном значении

    Фразеологизм – фраза (словосочетание) в переносном значении

    Сравнение (см. союзы как будто, будто, как, словно)

    Гипербола – преувеличение

    Задание 4

    ПРИ – присоединение, приближение, неполное действие, близость

    ПРЕ – очень, пере

    • Глухость /звонкость

    • Зависит от последующего согласного

    • Не зависит от последующего согласного – приставка С (приставки З не бывает)

    Задание 5 (см. часть речи и количество букв н)

    Прилагательное

    Н – суффикс ан-, -ян, — ин

    НН – корень + суффикс (осенний), суффиксы – онн-, -енн-, исключения: оловянный, деревянный, стеклянный

    Наречие – как?, правило = прилагательное

    Причастие-какой?, образовано от глагола

    Краткое причастие – каков?, образовано от глагола, в предложении – сказуемое, добавляю окончание – получаю полное причастие.

    Задание 6.Стилистически нейтральный синоним – слово в прямом значении, могу применить в газете

    Задание 7.

    1. Переписываю главное слово из задания без изменения

    2. Изменяю зависимое слово (согласование – прилагательное, управление – существительное, глагол, примыкание – наречие, деепричастие, н.ф. глагола)

    3. Зависимое слово записываю в нужной грамматической форме

    Задание 8.Грамматическая основа предложения

    Подлежащее – кто выполняет действие, только в именительном падеже!

    Сказуемое – действие подлежащего.

    Сказуемое состоит из двух слов:

    1. Вспомогательный глагол (грамматическое значение) + н.ф. глагола (лексическое значение)

    Вспомогательные глаголы: мочь, уметь, хотеть, решить, продолжать, стараться,стать, собираться, успеть, кончить, перестать, надеяться, рад, готов, должен, способен, обязан

    2. Глагол-связка (быть, есть или нулевая) + именная часть (существительное, краткое прилагательное, краткое причастие)

    Задание 9.

    Обособленные члены – выделены запятыми / необособленные – не выделены запятыми

    Определение –какой?, причастный оборот (причастие образовано от глагола, отвечает на вопрос какой?). Обособляется, если стоит после главного слова или имеет значение причины. Не обособляется, если стоит до главного слова.

    Обстоятельство – как?, деепричастный оборот (что делая?, что сделав?

    Уточняющие члены – уточняют время, место (В комнате, в углу,… Завтра, 25 марта, …)

    Обособленное дополнение — см. кроме

    Приложение – уточняющее существительное (Петя и Вася, одноклассники Саши, …)

    Задание 10

    Вводное слово – могу убрать, могу заменить другим вводным словом (наверное), обозначает степень уверенности, источник сообщения, порядок мыслей

    Обращение – называю того, к кому обращаюсь

    Задание 11

    Количество грамматических основ могу посчитать в сложноподчиненном предложении по подчинительным союзам (придаточные предложения) + главное предложение

    Задание 12

    Сочинительная связь – сочинительные союзы (а, и, но, да, однако, или, то-то, не то- не то). См. только сложное предложение!

    Подчинительная связь – подчинительные союзы (как, когда, чтобы, если, который, ли, что, как, словно, как будто). См. только сложное предложение!

    Две запятые выписываются, если предложение находится посредине и не заканчивается точкой.

    Задание 13( не менее 3-х основ)

    Последовательное подчинение[ ], ( ), ( )

    Однородное подчинение[ ], ( ), ( )

    Неоднородное подчинение ( ), [ ], ( )

    Задание 14( не менее 3-х основ)

    Бессоюзное сложное предложение – без союзов

    Сложносочиненное – см. сочинительные союзы

    Сложноподчиненное предложение – см. подчинительные союзы

    Задание 15.1

    Задание 15.2

    Задание 15.3

    infourok.ru

    Методика подготовки к ОГЭ

    Подготовка к ОГЭ 2015 года.

    Как же подготовить детей к успешной сдаче ОГЭ? От чего зависит эффективность этой работы?
    С чего каждый из нас начинает подготовку к ОГЭ? 

    Учитель-предметник должен :
    •организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету; 
    •проанализировать результаты муниципальных, региональных , школьных тестирований .
    •составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к итоговой аттестации.
    Работать в тесном контакте с классным руководителем и родителями.

    Необходимо выделить также следующие направления работы по подготовке учащихся к ОГЭ: 

    формирование умения решать задания разного уровня; 
    •развитие мотивации и целеполагания; 
    •формирование положительного отношения к экзамену; 
    •развитие самоконтроля;
    •формирование уверенности и положительной самооценки. 

    Конечно, все мы помним о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на бере­гу», поэтому в последние несколько лет я стала активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. В последние годы Центром тестирования РФ выпущены сборники тематиче­ских тестов. С их помощью мож­но оценивать уровень усвоения материала учениками и отработать у них навык работы с тестовыми заданиями. В своей работе использую материалы из открытого банка заданий, расположенных на сайте ФИПИ. Мои ученики тоже имеют возможность готовиться к ОГЭ в режиме Онлайн.

    Я думаю всем известно, что в этом году в КИМы по русскому языку внесены изменения. Хотя, конечно, фундамент КИМа остался прежним. Каждый вариант состоит из трех частей и включает в себя 15 заданий , различающихся формой и уровнем сложности.

    Первая часть экзамена состоит в написании сжатого изложения (задание №1)по прослушанному тексту и требует от школьника мобилизации памяти, владения норм правописания, навыков информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом используя адекватные лексические и грамматические средства). Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что в наш информационный век умение воспринимать и обрабатывать информацию — это отнюдь не школьно-академическое, отвлеченное требование, а действительно важное умение, постоянно используемое в жизни.

    Вторая часть ГИА содержит 13 тестовых заданий с кратким ответом (это задания № 2-14.) В экзаменационной работе предложены задания с кратким ответом :

    -задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;

    -задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов;(это задания 2,3)

    Что же ушло из тестов 2014года? Это задание на лексический анализ слова; задание, проверяющее навыки звуко — буквенного анализа, задание, проверяющее сформированность орфографических навыков написания корней.

    Третья часть (альтернативное задание №15) – задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение), т.е. кроме задания 15.1-сочинения-рассуждения на лингвистическую тему добавлены задания 15.2-сочинение — рассуждение, где ученик должен объяснить, как он понимает ту или иную фразу из текста, подтверждая свои мысли также двумя аргументами из текста, задание 15.3-тоже сочинение – рассуждение, но здесь дается термин (например человечность, одаренность и т.д.), а ученик берет за основу свое определение данного термина, аргументируя свой тезис приводит 2 примера: один из текста, а один из жизненного опыта.

    Объем изложения и сочинения по прежнему составляют по 70 слов.

    Зачем я так подробно вам рассказываю о новых КИМах? Дело в том , проект КИМов 2015года появился на официальном сайте ФИПИ в начале октября, примерно в это же время появились в продаже сборники-2015 года, в которых изменен только год, а задания по типу 2014 года. Поэтому будьте внимательны при приобретении тестов.

    Как показывает опыт, наиболее сложным видом работы по развитию речи является сжатое изложение. По мнению психологов, краткий пересказ – приём, неорганичный для детской природы. Дети тяготеют к излишним подробностям, тем более в начальной школе ребят учат подробному пересказу. И если их специально не учить этому, то для многих задача кратко пересказать текст останется абсолютно невыполнимой. Прежде всего подробно знакомлю учащихся с основными логическими способами сжатия (компрессии) текста. Их три: исключение, обобщение и упрощение.

    При исключении сначала выделяем главное, а затем убираем детали (подробности).

    При обобщении сначала вычленяем единичные существенные факты и объединяем их в одно целое.

    При упрощении заменяем конкретные видовые факты родовыми.

    Работа по сокращению текста проводится в форме беседы, во время которой учащиеся решают, какой способ и приём компрессии лучше применить. Сначала они учатся сокращать прочитанные тексты, а затем – прослушанные. Особое внимание уделяю подбору текстов. Работу начинаю с пересказа несложных по содержанию и небольших по объёму художественных текстов-повествований, постепенно перехожу к публицистическим текстам-рассуждениям. Как показывает практика, учащиеся не в одинаковой степени владеют способами сжатия текста. Одни с трудом находят главную информацию и подробно передают содержание текста. Другие, наоборот, увлекаются сокращением и упускают существенную информацию. Поэтому полезно систематически выполнять следующие тренировочные упражнения: 1. Сократите текст вдвое. 2. Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях. 3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.

    При обучении сжатому изложению учащиеся пользуются инструкцией «Как писать сжатое изложение»:

    1. Выделите в тексте существенные, важные мысли.

    2. Найдите среди них главную мысль.

    3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

    4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.

    5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей избавиться.

    6. Какие факты можно обобщить в соседних частях текста.

    7. Переведите информацию на «свой» язык.

    8. Запишите сокращённый текст на черновике.

    Хочется отметить, что умение кратко и точно передавать информацию относится к числу обязательных общепредметных умений.

    Начиная с 8 класса, даю ученикам тексты для прослушивания, в своей копилке я имею более 30 текстов.

    Выполнение третьей части экзаменационной работы по русскому языку также требует серьёзной подготовки сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем: лингвистическую или морально-этическую. Это задание выполняется на основе прочитанного текста. Оно требует от учащихся умения излагать свои мысли в письменной форме, комментировать позицию автора по проблеме и убедительно аргументировать свою точку зрения, приводя не менее двух доказательств, уместно употреблять цитирование или указывать номера предложений.

    Сочинение – рассуждение строим по схеме:

    Тезис (утверждение, положение) выражает основную мысль текста, которую требуется доказать.

    Аргументы (факты, доказательства)

    Вывод

    От тезиса к аргументам можно задать вопрос: «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…» В работе над композицией сочинения – рассуждения использую речевые клише, которые помогают учащимся точно и последовательно изложить свои мысли.

    Переход от тезиса к аргументам

    Докажем это, в этом легко убедиться, это можно доказать так

    Доказательства

    Во-первых, во-вторых, допустим, например, приведу примеры

    Переход от аргументов к выводу

    Поэтому, вот почему, таким образом, итак, следовательно, значит.

    Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 15.1 представляет собой языковой анализ текста, который был введён в практику преподавания русского языка сравнительно недавно. Чтобы научить девятиклассников правильно высказываться на лингвистическую тему, коллективно выполняем следующие действия:

    Внимательно изучаем задание.

    Читаем текст, по которому учащиеся пишут сочинение.

    Вспоминаем теоретический материал (читаем справочную литературу, объясняем значение лингвистических терминов).

    Определяем тезис.

    Подбираем аргументы.

    Делаем вывод.

    Рассмотрим, как действует эта модель на конкретном примере. В экзаменационных материалах для лингвистического сочинения предложена тема ввиде тезиса : «На письме без знаков препинания обойтись невозможно. Они помогают правильно и точно понять смысл текста».

    2. Читаем текст, попутно обращаем внимание на знаки препинания.

    3. Выясняем значение следующих терминов: пунктуация, знаки препинания, выделительные и разделительные функции знаков препинания.

    4.Возвращаемся к предложенной фразе-тезису- осмысливаем..

    5. Переходим к аргументам: «Это можно доказать так.

    Во-первых, знаки препинания делят текст на значимые части. Так, разделительные знаки (. ! ?…) знаки препинания передают интонацию автора или героев текста. Например, вопросительный знак выражает чувство удивления в предложении 23 (Это, по-твоему, плохо?). Восклицательный знак в предложении 18 (Не живи чужой жизнью!) передаёт душевные переживания матери, осуждающей поведение дочери.

    Во-вторых, в предложении 7 (запятые употребляются четыре раза. Две из них выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом а две другие разделяют однородные сказуемые.

    ВЫВОД: «Таким образом, знаки препинания необходимы в письменной речи. Благодаря пунктуации, она становится точной, понятной и выразительной».

    Как видно из сказанного выше, сочинение на лингвистическую тему требует от учащихся хорошей теоретической подготовки, поэтому на уроках русского языка необходимо больше внимания уделять работе над содержанием учебно–научных текстов, добиваться от учащихся осмысленного заучивания наизусть лингвистических терминов и правил.

    Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему 15.2 ; 15.3 предполагает несколько иной подход. Прежде всего необходимо произвести содержательный (литературоведческий) анализ текста.

    Действуем по плану:

    Внимательно читаем текст.

    Находим ключевые слова.

    Определяем тему текста.

    Даём характеристику героям на основании их поступков.

    Выявляем авторскую позицию.

    Формулируем основную мысль.

    Коллективный анализ текста помогает учащимся правильно понять его смысл. После анализа текста зачитываем задание. Затем приступаем к работе над композицией сочинения. Во вступительной части кратко раскрываем тему текста и формулируем тезис. (зад 15.3)В основной части приводим доказательства. Потом делаем вывод. Особо обращаю внимание учащихся на то, что они должны приводить аргументы только из прочитанного текста.(№15.2) В этом и состоит сложность работы над сочинением. В связи с этим отсылаю учащихся к тестовым заданиям второй части экзаменационной работы ,заданию №1.Приведу сочинение – рассуждение по тексту В. А. Осеевой – Хмелёвой .

    Тема текста – дружба. Без неё трудно представить нашу жизнь. Дружба дарит нам радость общения и поддерживает в тяжёлую минуту. Она делает нас добрее и чище. Поэтому права Динка, которая дорожит друзьями и считает, что их нельзя обманывать.

    Во-первых, Динка не может предать ребят, потому что они настоящие друзья. Андрей и Лёня хорошо понимают подругу и заботятся о ней (предложения 8-10, 20).

    Во-вторых, Динка – добрый и совестливый человек. Она искренне переживает за ребят, старается не причинить им боль (предложения 7, 19). Динка сама принимает важное решение, и, хотя оно даётся ей нелегко, совесть её чиста.

    Таким образом, автор убеждает нас в том, что главное в дружбе – доверие и понимание. Надо быть искренними с друзьями и поступать так, чтобы они не страдали (112 слов).

    Свою работу мне приходится строить по нескольким направлениям: групповая работа, работа в парах и индивидуальная работа(как правило она ведется отдельно с сильными и слабыми учениками. Большим подспорьем в подготовке ребят к экзамену являются факультативные занятия и индивидуальные консультации. Сегодня я виду на факультативных занятиях и на индивидуальных консультациях «пошаговое обучение» по каждому заданию. Например , беру задание №3-заново,как в первый раз объясняю тему «Средства выразительности речи», а затем даю тест из 10-15 заданий, который решаем вместе, и лишь потом даю новый вариант, который ученик решает самостоятельно. И так я поступаю с каждым заданием со 2 по14.Особое внимание в процессе деятельности по подготовке учащихся к ОГЭ занимает мониторинг качества обученности. Сейчас я вас познакомлю с картой индивидуального мониторинга выполнения тестовых заданий по русскому языку.

    Не настраивайте ребенка на какой-то конкретный результат. Не­смотря на то, что школьные выпускные экзамены все-таки более или менее предсказуемы, от случайностей никто не застрахован.Если ученик получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».

    Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориен­тироваться во времени и уметь его распределять. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.

    Вывод

    В заключение хочется отметить следующее: экзаменационная работа по русскому языку в 9-м классе составлена в соответствии с требованиями компетентностного подхода в образовании. Этим она существенным образом отличается от экзаменационной работы в 11-м классе. Девятиклассники должны продемонстрировать умение выполнять три вида речевой деятельности (слушание, чтение, письмо), в то время как одиннадцатиклассники – только два (чтение, письмо). Главное, что сегодня требуется от выпускников школы, – умение перерабатывать любую информацию. Это относится ко всем школьным предметам. Систематическая работа по развитию связной речи у учащихся является залогом успешной сдачи Единого государственного экзамена

    Карта индивидуального мониторинга

    выполнений тестовых заданий по русскому языку
    ( в формате ГИА )

    учащегося 9 б класса

    Ф.И.______Абрамочкина_______________________

    дата

    14.10.15

    19.11.15

    22.12.15

    18.01.16

    16.02.16

    02.03.16

    10.03.16 (п.э.)

    изложение

    3б.

    3б.

    4б.

    3б.

    2

    0

    0

    1

    1

    1

    1

    3

    0

    1

    0

    1

    1

    1

    4

    0

    1

    0

    0

    1

    1

    5

    1

    1

    1

    1

    1

    0

    6

    1

    0

    0

    1

    1

    1

    7

    0

    1

    1

    1

    1

    1

    8

    0

    0

    1

    0

    1

    0

    9

    1

    0

    0

    1

    0

    1

    10

    1

    1

    1

    0

    0

    1

    11

    0

    0

    0

    1

    0

    1

    12

    0

    1

    0

    0

    1

    0

    13

    0

    1

    0

    1

    1

    0

    14 (тема не из.)

    0

    1

    Сочинение 15.2

    +(5б)

    Сочинение 15.3

    6б.

    5б.

    Грамотность

    4б.

    5б.

    Итого

    16 б.

    20б.

    19б.

    20б.

    23б

    23б

    Пробная экзаменационная работа Дата:

    Ф.И.

    Изло

    жение

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    Сочине

    ние

    Грамот

    ность

    Всего баллов

    (максимум 39 балла)

    оценка

    1.

    Алдина Полина

    2.

    Бугаевская Анастасия

    3.

    Гнусина Ирина

    4.

    Дурных Наталья

    5.

    Донская Елена

    6.

    Деева Алина

    7.

    Исламов Ильдар

    8.

    Иванов Евгений

    9.

    Кутявин Андрей

    10.

    Кошкин Илья

    11.

    Мамедова Анастасия

    12.

    Михеева Екатерина

    13

    Морковкин Гриша

    14

    Пасеко Анастасия

    multiurok.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о