Как легко запомнить стих наизусть: Как учить стихи наизусть быстро. Советы учителя литературы — Преподавание в начальных классах — Преподавание — Образование, воспитание и обучение
Несколько приемов, чтобы лучше запомнить стихотворение
Нередко задание выучить стихотворение становится настоящим испытанием и для самого ребенка, и для родителей. Запоминать стихи наизусть будет проще, если подключить к слуховой памяти моторную и зрительную, а также театрализацию текста, советует Мария Пукач — учитель-дефектолог, логопед, педагог ресурсного центра поддержки семей «Академия Со-единение».
Визуальные и двигательные опоры
Чтобы разучить стихотворение быстрее, полезно использовать визуальные опоры. В этой роли могут выступить иллюстрация или игрушки. «Звуковой материал — это то, что быстро исчезает: ребенку что-то сказали, и у него уже вылетело из головы, — объясняет Мария Пукач. — Но если мы используем визуальное подкрепление, если во время разучивания стихотворения одновременно разыгрываем его с помощью игрушек или смотрим тематическую картинку (например, иллюстрацию в книге), то в рабочей памяти ребенка появляются внешние опоры, которые способствуют запоминанию материала».
Помимо визуальной опоры, рассказывает она, есть также второй вариант — двигательная опора. Дело в том, что моторная кора в мозге расположена очень близко к речевой коре. А значит, если мы хотим что-либо запомнить, нужно связать это с движением. Самый простой пример — те же «Ладушки», которые знакомы всем детям (да и взрослые их помнят из детства именно благодаря характерным движениям).
Если в стихотворении есть кусочки, которые можно показать в движении, — делайте это! Например, если в стихах летит самолет, это довольно просто показать, разведя руки в стороны. В этом случае мы даем мозгу дополнительную опору, облегчая ему запоминание текста.
Все, что было воспринято на слух, «пришло и ушло», а нужно, чтобы что-то осталось либо в моторной памяти через движение, либо в визуальной (зрительной). Только на слуховую память надеяться не стоит — лучше добавлять к ней дополнительные опоры.
В фольклорных играх — тех же самых «Ладушках» или «Козликах» — звуковая составляющая естественным образом сочетается с движением. Это простые движения, которые легко повторить детям. Они как раз и включают в себя компонент соединения моторики и текста.
Как подготовить ребенка к восприятию стихов
Постарайтесь как можно раньше начать приучать малыша к ритмически организованной речи. И здесь опять на помощь приходит фольклор: всевозможные потешки, скороговорки, стишки и песенки отлично подходят для этой цели. Когда родители с колыбели читают младенцу потешки и поют песни, те запоминаются сами собой, и память ребенка тренируется естественным образом. К тому же рифмованные строки становятся для него чем-то понятным и привычным. Чаще пойте малышу, читайте стихи и включайте ему детские песни. Весьма вероятно, что вскоре он сам начнет подпевать и повторять стихи — даже до того, как научится читать.
Детские четверостишия, подходящие для заучивания среди первых: «Идет бычок, качается», «Зайку бросила хозяйка», «Уронили мишку на пол», «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю», «Гуси-гуси, га-га-га», «Я люблю свою лошадку», «Мишка косолапый по лесу идет».
Чаще рифмуйте слова в быту, даже если это будут совсем примитивные и смешные рифмы. Например, «Маша утром ела кашу», «Если сядешь на горшочек, дам тебе конфет мешочек», «Сварим мы сейчас картошку, всех накормим, даже кошку». Используйте их, общаясь с малышом, придумывайте рифмы на ходу.
Прежде чем разучивать стихотворение, сами прочитайте его ребенку с выражением, с нужной интонацией. Вместе рассмотрите иллюстрации в книжке, поинтересуйтесь, что было непонятно, поясните значение новых слов и выражений. Обсудите, о чем или о ком это стихотворение, что мы чувствуем, когда его читаем (весело нам или мы огорчены, чего-то ждем, удивляемся или нам кого-то жаль, спокойно или тревожно). Такой подход хорошо подготовит малыша к правильному восприятию поэтических текстов.
Нарисуйте или инсценируйте стихотворение (собственно, это и есть визуализация/театрализация). Предложите малышу изобразить то, о чем вы с ним прочитали. Также можно попробовать сделать несколько зарисовок (своего рода план стихотворения) и по этим картинкам его запоминать. Такая игра в художников-иллюстраторов подключает зрительную память. Не только читайте, но и показывайте каждую строчку.
Превратите заучивание в игру. Вы произносите строчку из стихотворения и бросаете малышу мячик, он ее повторяет и кидает мячик вам обратно. Когда стишок запомнится, можно бросать мяч на каждое слово, но в этом случае ребенку нужно не повторять за вами, а произносить следующее слово из стихотворения. Например, для «Идет бычок, качается» это будет выглядеть так: вы говорите: «Идет», бросаете ребенку мяч, он говорит: «Бычок» — и перекидывает мяч обратно. Играя, малыш и сам не заметит, как выучит стихотворение.
Подбирая стихи, учитывайте темперамент ребенка. Для энергичных, активных детей подойдут бодрые, веселые и ритмичные строчки, а для спокойных — размеренные и плавные.
Играйте в игры, расширяющие словарный запас. Например, «Ассоциации». Вы называете слово и предлагаете ребенку подобрать 5 слов, которые сразу приходят ему на ум в связи с ними. Другая игра — «Что пропало?». Поставьте перед ребенком несколько игрушек, затем попросите его отвернуться, одну спрячьте. Пусть малыш скажет, какой игрушки не хватает. Выбирайте такие игры, которые подходят ребенку по возрасту.
Ребенок выучил стихотворение, но быстро его забыл? Постарайтесь сохранить интерес малыша к нему. Читайте стишок от лица различных сказочных или мультяшных персонажей. У каждого из них свои особенности, характер и манера поведения — а значит, и речи.
Беседовал Игорь Александров
Фото: Pexels, Pixabay
А сейчас несколько рекомендаций по заучиванию стихов наизусть. Стихи учим не по строкам, а по строфам. Если талдычить по нескольку раз одну строку, затем переходить к следующей и ее снова долбить несколько раз (классическая зубрежка), то может оказаться, что Вы будете путаться внутри строфы, так как такой стиль заучивания делает возможным переход от последующих строк к предыдущим. В школе очень часто дают задание — выучить стихотворение. Шаг 1. Берем первое четверостишие стихотворения. Например: Учим первую строчку: Эту строчку повторять с ускорением 4-5 раз, делая акцент на первом слове и стараясь не смотреть на текст. Шаг 2. Так же учим вторую строчку: Шаг 3. Связываем первую и вторую строчки: Повторите 5-6 раз с ускорением эти строчки. Шаг 4. Учим третью строчку: Связываем три строчки: Шаг 5. Учим так же четвертую строчку и связываем с тремя предыдущими: Повторить 5-6 раз с ускорением, делая акцент на первом слове каждой строчки. Шаг 6. Так же выучить второе четверостишие и повторить несколько раз вместе с первым. Шаг 7. Выучить третье четверостишие и повторить с ускорением все три вместе. Хорошо, если все три четверостишия ребенок может воспроизвести за 10 секунд, отлично — если за 6. Так можно учить любые стихи, которые ребенок получает в детском садике или в школе, в том числе и на уроках иностранного языка. В результате такой работы мы получаем два эффекта: Второй эффект проявляется в том, что, если выученные таким образом стихи повторять с ускорением в течение недели каждый день по 3-4 минуты, то они практически не забываются. То есть информация остается в памяти на всю жизнь!
Но в тоже время большинство из нас, с ужасом вспоминает, что это была за пытка — выучить стихотворение! Ходишь из угла в угол по комнате и механически повторяешь строку за строкой, а проснувшись утром, с ужасом понимаешь, что запомнил в лучшем случае половину. Способ №1 . Способ №2 . Способ №3 . Способ №4 . Способ №5 . Способ №6 .
Визуальный Двигательный Слуховой Логический |
Как и почему мой детсадовец запоминает стихи
В прошлом году я упоминал, что частью расписания Эллы на дому является заучивание стихов.
Несколько человек попросили более подробно рассказать о том, как и почему, и поскольку апрель является национальным месяцем поэзии, я решил, что сейчас самое время сделать это.
почему я учу своих детей поэзии
Я рос, запоминая стихи.
Я до сих пор могу процитировать целиком «Сова и кошечка» Эдварда Лира, навык, который пригодился более чем . . . ладно, на самом деле никогда. Я запомнил все 17 строф из Разбойник с большой дороги , когда я учился в начальной школе, и если вы знакомы с классическим фильмом Энн из Зеленых Мезонинов , вы узнаете его по стихотворению, которое она читает, и Гилберт аплодирует ей в конце ( и теперь мне нужно идти смотреть все это снова).
Я также выучил наизусть все более 300 строк из Крысолова из Гамельна и бесчисленное множество других более коротких стихотворений – известных и не очень.
Так что, конечно, мне казалось естественным, что я буду добавлять короткие стихотворения для заучивания как часть нашей учебной программы, когда мы перейдем на домашнее обучение.
Я почти ничего не запоминал последние десять или два года, но потом, когда Элла начала это делать, я начал запоминать с ней стихи и забыл, как сильно я это любил.
Мне очень приятно немного размять свой мозг, и мне нравилось, когда язык этих прекрасных стихов крутился в моем мозгу, пока я выполнял бессмысленные задачи.
Я также обнаружил, что, когда я запоминаю стихотворение, я чувствую гораздо большую связь с этим поэтом — после того, как я выучил наизусть « Нарциссы » Уильяма Вордсворта, когда мне было пять или шесть лет, я всегда любил его стихи.
Каждую неделю мы выбираем новое стихотворение (если оно немного длиннее, в этом случае мы делаем две недели). Обычно мы выбираем что-нибудь из Книги поэзии животных National Geographic: 200 стихов с фотографиями, которые пищат, парят и ревет! или Стихи для заучивания наизусть . Мы переключаемся между тем, кто выбирает — я обычно выбираю стихи, написанные известными поэтами, а Элле больше всего нравятся забавные короткие стихи.
как запомнить стихотворение
Каждый день мы учим несколько строк или строф, в зависимости от ритма и размера стихотворения, и читаем его четыре или пять раз, пока не выучим. Она продекламирует это один или два раза, затем посмотрит в книгу, пока я по очереди, и поправит меня, если какие-то слова неверны. Когда я был ребенком, я помню, как мой отец писал стихотворение на доске, а затем каждый раз стирал по несколько слов, пока я не мог сказать все целиком, ничего не написав на доске.
Это простой способ представить разные виды поэзии, стилей и поэтов, и мне нравится богатый словарный запас, который она выучивает благодаря этому.
К моему удивлению, Ани тоже понимает большинство стихов. После того, как Элла однажды прочитала мне « Пастбище » Роберта Фроста, Ани спросила, может ли она тоже прочитать. Я сказал «да», предполагая, что она протянет одну строчку, может быть, две. А потом она выпалила все это с одной крошечной оплошностью, и я чуть не умер от милоты.
Может быть, Стар их тоже запомнила, но поскольку она еще не говорит, я, наверное, никогда не узнаю.
И я не мог не снять небольшое видео, где Элла читает некоторые из них.
Если у вас есть любимые стихи или советы, как помочь вашему ребенку запомнить стихи, я буду рада, если вы ими поделитесь!
, если вам понравился этот пост о коротких стихотворениях для заучивания, вам могут понравиться и другие посты:
- 13 потрясающих поэтических книг для детей
- 6 причин, по которым умное чтение может быть полезным для вашей семьи
- Почему мы продолжали платить за математику страны чудес в течение 2 лет (+ попробуйте за 1 доллар!)
Запоминание поэзии: методы и ресурсы
Как и другие классические преподаватели, мы предлагаем учащимся всех возрастов запоминать и рассказывать стихи. Запоминание и повторение создают два разных (но взаимодополняющих) набора навыков. Запоминание улучшает словарный запас; студенты, которые заучивают поэзию, учат широкий спектр описательных слов, с которыми они могут встречаться нечасто — или не встречаться вовсе! — в прозаическом чтении. Если учащийся читает слово в романе, он может запомнить или не запомнить его для дальнейшего использования. Но когда она запоминает его в надлежащем контексте (как того требует заучивание строк стиха), гораздо более вероятно, что он будет иметь его «на кончиках своих мысленных пальцев» для использования в своей речи и письме.
Заучивание также формирует у детей способность понимать и использовать сложный английский синтаксис. Учащийся, который запоминает стихи, усваивает ритмичные, красивые узоры английского языка. Эти шаблоны стали частью «языкового хранилища» ученика, тех колодцев языка, которые мы все используем каждый день в письменной и устной речи. Без запоминания в «языковом хранилище» учащегося будут только те фразы и шаблоны, которые он слышит снова и снова — языковые шаблоны, которые ваша семья использует каждый день. Но запоминание «заполняет» языковую базу совершенно новым набором языковых паттернов.
Чтение — обучение произнесению заученных произведений вслух, бегло и выразительно — помогает «закрепить» заученные произведения в памяти учащегося. Но чтение также развивает навыки презентации. Когда студент учится стоять на месте (не покачиваясь, не раскачиваясь взад-вперед, не ковыряя ногтями, не потирая нос и не накручивая волосы) и говорить, он овладевает всеми важными навыками, которые ему понадобятся для собеседований при приеме на работу (не говоря уже о том, приятное социальное взаимодействие). Когда он может стоять на месте даже под пристальным взглядом нескольких слушателей, он научился уравновешенности под наблюдением, которая будет служить ему в социальных ситуациях до конца его жизни.
Детский разум работает по-разному на трех этапах классического образования. У первоклассников цепкий ум; в 1-4 классах ученик может выучить стихотворение за неделю, просто читая его вслух три раза каждое утро.
На «логическом этапе» (5-8 классы) учащиеся по-прежнему должны читать вслух свои заметки три раза каждое утро. Но поскольку их ум начнет работать более аналитически, вы также можете попросить их разобрать стихотворение на части и определить такие вещи, как схема рифмовки, аллитерация и тип размера. Этот анализ поможет учащемуся запомнить стихотворение. Учащихся на этапе логики следует попросить рассказать перед друзьями семьи и взрослыми, не состоящими в родстве.
Учащиеся «Риторического этапа» (9-12 классы) могут запоминать как путем повторения, так и посредством анализа. Они также должны перейти к тщательной оценке идей стихотворения. Почему писатель выбрал те или иные слова? Что бы современная публика подумала о произведении; было бы это революционным или старомодным? Как слова и ритмы писателя манипулируют эмоциями аудитории? Привлекает ли повторение внимание к определенным словам или фразам? Почему? Является ли стихотворение или речь обращением к разуму или к эмоциям? Как это меняет способ доставки? Студенты, изучающие риторику, должны по возможности участвовать в публичных выступлениях или театральных постановках; в этом возрасте декламация должна иметь место для сверстников, а также для семьи и друзей.
Часто бывает легче найти литературу для старших школьников, чем для младших. Старшие школьники часто могут запоминать те произведения, которые они читают в литературе. Однако для младших школьников бывает трудно найти веселые, ритмичные, запоминающиеся стихи! Следующий список особенно полезен для учащихся 1–6 классов. Как всегда, родители должны проявлять осторожность; мы не читали каждое стихотворение в каждой отдельной книге! Но эти заголовки должны содержать множество привлекательных стихов, которые учащиеся с удовольствием заучивают и читают наизусть.
Феррис, Хелен, изд. Любимые стихи старые и новые, илл. Леонард Вайсгард
(Даблдей, 1957).Фрост, Роберт. Ты тоже приходишь: Любимые стихи читателей всех возрастов Юные читатели (Owlet в мягкой обложке, 2002).
Холл, Дональд, изд. Оксфордская иллюстрированная книга американских детских стихов (Oxford University Press, 2001).
Кеннеди, Кэролайн, изд. Стихи для заучивания наизусть, илл.