Как подготовиться к экзамену по биологии в 9 классе – Курсы подготовки к ОГЭ по биологии (5-9 классы)

Содержание

Курсы подготовки к ОГЭ по биологии (5-9 классы)


Биология — предмет, который объединяет в себе темы из разных наук: ботаники, зоологии, анатомии, экологии и др. Самостоятельно систематизировать знания по дисциплине непросто. Однако без понимания взаимосвязей в природе, невозможно правильно выполнить задания на экзамене.

В школе на занятия по биологии отведено два часа в неделю. Такое расписание не позволяет учителю подробно разбирать каждую тему. Некоторые вопросы школьник вынужден изучать самостоятельно. Материал, изложенный в учебнике, нелегко понять без объяснения педагога. Из-за появившихся пробелов в знаниях ученик испытывает трудности с усвоением последующих тем. Если возникла такая проблема, то лучшим решение станут групповые занятия по предмету. Курсы по биологии - подготовка к ОГЭ, которая является гарантией отличного результата.

Содержание программы

Структура ОГЭ 2018-2019 включает два блока заданий: тестовую часть и задания, требующие развернутого ответа. Для того чтобы набрать максимальное количество баллов, школьник должен знать определение биологии как науки, признаки живых организмов, изучить процесс эволюции, строение человека, а также темы, касающиеся его здоровья, понимать, как связаны между собой организмы и окружающая среда.

Основные проблемы, которые мешают ученикам 9 класса сдать ОГЭ по биологии на хорошую оценку:

  • Невнимательность.
  • Отсутствие навыков работы с рисунками и фотографиями.
  • Трудности с пониманием взаимосвязи между организмами и окружающей средой.
  • Совершение ошибок при заполнении бланков.

Подготовку к экзамену эффективнее начинать после того, как ребенок закончит 8 класс. Для школьников, которые не могут посещать групповые занятия или предпочитают заниматься дома, подойдут индивидуальные консультации по скайпу.

Занятия в группе имеют множество преимуществ. Прежде всего это возможность выполнять задания совместно с другими учениками, повысить мотивацию к изучению предмета.

Программа обучения разработана опытными педагогами в соответствии со школьной программой. На занятиях используются схемы, таблицы, справочники, научная литература, авторские материалы преподавателей.


Педагоги внимательно следят за успеваемостью учеников и учитывают особенности усвоения материала каждым школьником при подготовке к занятию.

На курсах подготовки к ОГЭ по биологии в Ruseducenter школьник научится:

  • Находить подсказки в формулировке заданий.
  • Давать ответы, которые соответствуют критериям.
  • Определять органы и системы органов по фотографиям.
  • Понимать, как связаны между собой живые организмы.
  • Выполнять задания в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению.

Курсы предназначены для тех, кто:

  • планирует сдавать ОГЭ по биологии в 2019 году;
  • хочет в будущем стать врачом, косметологом, экологом, агрономом, ветеринаром, психологом, фармацевтом, биохимиком, биотехнологом, вирусологом, зоологом, генетиком, агрохимиком, учителем, ученым;
  • стремится повысить успеваемость по предмету;
  • увлекается биологией и хочет изучать ее в будущем углубленно.

Наши преподаватели

Педагоги Ruseducenter — это профессионалы, которые всегда достигают поставленных целей. Преподаватели стремятся максимально реализовать природный потенциал каждого ребенка. Они внимательно отслеживают изменения, произошедшие в содержании заданий, структуре экзамена и критериях оценки.

Преимуществами преподавателей Ruseducenter является:

  • Блестящее знание предмета и многолетний опыт успешной подготовки к экзаменам.
  • Постоянное повышение квалификации и стремление к самообразованию.
  • Лидерские качества, умение находить подход к каждому ученику и создавать благоприятный психологический климат на занятии.
  • Использование передовых методик и пособий, разнообразных средств обучения, способствующих развитию интереса школьников к предмету.
  • Опыт работы в высших учебных заведениях.

ruseducenter.ru

Как успешно подготовиться к экзамену по биологии

Содержание курса школьной биологии включает в себя следующие разделы: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». Объем информации значительный, поэтому важно вовремя начать подготовку к итоговому экзамену. К сожалению, как показывает практика, одного учебного года, т.е. 9 месяцев, не всегда хватает, чтобы подготовиться к экзамену по биологии основательно. Многое, конечно, зависит, от уже имеющегося потенциала знаний, готовности абитуриента к систематическим занятиям, его личностных качеств (усидчивости, хорошей памяти, владению общеучебными умениями и т.д.). Здесь важно не переоценивать свои возможности, т.к. школьные оценки, зачастую, не являются объективным показателем уровня знаний.

Грамотно выбираем учебную литературу для подготовки к экзамену по биологии

Когда абитуриент определился с необходимостью дополнительных занятий, а также сроками их начала, вторым немаловажным шагом является подбор учебной литературы. При этом велик соблазн воспользоваться сборником для поступающих в вузы. Делать этого не стоит, поскольку в рамках одного учебника сложно представить все важные вопросы биологии в достаточной степени. Кроме того, важно обращать внимание на издательство, выпускающее учебные пособия. Рекомендую такие как «Просвещение», «Дрофа», «Вентана Граф», «Мнемозина». Не следует покупать учебники, выпущенные в сомнительных издательствах. Тоже самое касается выбора тестов для тренировки. Предпочтение надо отдать сборникам тестовых заданий, выпущенных под эгидой Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Хорошо зарекомендовали себя типовые экзаменационные варианты по биологии под редакцией Г.С.Калиновой.

Итак, лучше готовиться к экзамену по биологии по школьным учебникам. В настоящее время существует несколько линий учебников по биологии и опытный преподаватель посоветует, какие из них написаны доступным языком, содержат такой объем информации, которого достаточно для получения качественных знаний, современны, хорошо иллюстрированы. В свою очередь могу рекомендовать следующие: Пасечник В.В. Учебник для 6 класса "Биология: Бактерии. Грибы. Растения", М.:- Дрофа, 2011; Б. Е. Быховский, В. Р. Дольник, М. А. Козлов. Биология. Животные. 7-8 классы, М., АСТ Астрель, 2004; Н.Д.Андреева Биология. 8 класс. Человек и его здоровье, М.:- Мнемозина, 2010г.; А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник Биология. Общая биология. 10-11кл.- М.: Дрофа, 2011.

Важно, что эти учебники хорошо зарекомендовали себя в школьной практике, легкодоступны, строго соответствуют требованиям, предъявляемым к учебной литературе.

Следующим важным моментом в подготовке к экзамену является постепенное формирование системы биологических знаний у абитуриентов, которое ни в коей мере нельзя заменить решением тестовых заданий. Только прочные знания по каждому разделу школьной биологии позволят успешно справиться с типовыми экзаменационными вариантами.

На какие разделы биологии обратить внимание при подготовке к ЕГЭ

Поскольку подготовка к ЕГЭ по биологии проходит в сжатые сроки, приходится пожертвовать логикой и последовательностью изучаемых разделов. Как показывает многолетняя практика, лучше начинать с раздела «Общая биология», каждая тема которого должна быть подробно изучена абитуриентом. В первую очередь, это тема «Основы цитологии», по которой в тестах традиционно много вопросов. Хорошо, если перед изучением этой темы преподаватель по биологии составит перечень главных вопросов, чтобы абитуриент наглядно представлял себе тот объем учебной информации, которым ему предстоит овладеть. Такой подход важен и при изучении последующих тем.

Важно помнить, что в разделе «Общая биология» нет второстепенных тем и вероятность того, что вопросы в части 2 (повышенной сложности) будут касаться не только генетики или цитологии, но и экологии, учения о биосфере, эволюции. Впрочем, велика вероятность, что задания могут быть и по разделам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (традиционно называемый ботаникой), «Животные» (зоология), «Человек и его здоровье» (анатомия). Особенность типовых экзаменационных вариантов в 2015 году – интегрированность, когда для решения задания требуются знания из разных разделов школьной биологии. Кроме того, во всех тестах содержится задача по генетике, следовательно, решению этих задач важно уделить большее внимание, а также типовые задачи, требующие знаний генетического кода.

Наконец, абитуриентам необходимо помнить, что прослушивание лекций на подготовительных курсах – это лишь часть подготовки, поскольку полученную информацию важно не только прослушать, но и ВЫУЧИТЬ (еще лучше проговорить). После чего обязательно потренироваться, решая тестовые задания, причем выполнять эту часть работы, сначала, отдельно по каждой изученной теме раздела «Общая биология», затем по всем остальным разделам. И только тогда, когда появится понимание внутренней логики каждого раздела, приступать к решению целых тестов.

Автор: Васильева Татьяна Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, СПб

Ссылка на профиль: http://www.spb.upstudy.ru/repetitors/247431/

Поделиться в соц. сетях -

upstudy.ru

Статья по биологии (9 класс) на тему: Методика подготовки обучающихся к ОГЭ по биологии

Методика подготовки к ОГЭ  по биологии

 ОГЭ  по биологии – один из экзаменов, которые ученик может выбрать для сдачи в 9 классе. Этот предмет обычно выбирается теми, кто потом планирует продолжить обучение в медицинских ВУЗах, профильных классах.

Структура ОГЭ по биологии следующая:

Работа состоит из двух частей и содержит в себе 32 задания.

Часть 1: 28 заданий (1–28) с кратким ответом, являющимся цифрой или последовательностью цифр, из которых 22 задания с выбором одного правильного краткого ответа, 2 задания с выбором трех правильных ответов , 1 задание на соответствие терминов, понятий, процессов, 1 задание на последовательность событий, 1 задание на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму и 1 задание на работу текстом, имеющим пропуски.

Часть 2: четыре задания (29–32) с развернутым ответом и полностью записанным ходом решения задания. Одно задание - это ответы на вопросы после прочтения текста, второе - на умение работать с таблицей, делать определённые выводы из статистических данных. Третье задание проверяет умение составить меню определённое калорийности для спортсменов, туристов, обычных школьников. Четвёртое задание - это вопрос со свободным ответом.

 Длительность экзамена сравнительно невелика – всего 180 минут. Справочных материалов на ГИА по биологии нет, значит, кроме себя рассчитывать не на кого. Соответствие баллов ОГЭ по биологии школьным оценкам следующее:

  • 0-12 баллов – 2;
  • 13-25 баллов – 3;
  • 26-36 баллов – 4;
  • 37-46 баллов – 5;

Специфика  тестирования, в том числе и ОГЭ по биологии, заключается в формулировке вопросов. То есть, зачастую, мы должны не просто знать ответ на вопрос, мы должны понять, что именно хотел спросить составитель теста.

Как подготовить ученика к успешной сдаче экзамена? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет  на ОГЭ? С чего начинать и как организовать подготовку к экзаменам? Как повысить качество преподавания и результативность учащихся во время итоговой аттестации выпускников? Эти вопросы постоянно возникают перед каждым учителем, который работает в выпускных классах. Подготовка к ОГЭ очень сложная и кропотливая работа и для учителя и для учащихся. В настоящее время проблема подготовки к  ОГЭ очень актуальна.

В большом количестве информации, описании методик, способов и приемов подготовки я стараюсь подбирать наиболее рациональные и на их основе строить собственную систему. Каждый учитель в зависимости от конкретных условий использует свои методики, способы и приёмы.

Разный уровень подготовки имеют учащиеся одного класса, он может зависеть от того, намерен ли ученик продолжать обучение, и будет ли его обучение связано с биологией. Кроме того, готовность ученика к экзамену включает не только умение выполнять предложенные задания, но и умение выбрать задания, которые решить под силу, и наличие навыков самоконтроля, умение правильно распорядиться отведенным на экзамене временем, способность настроить себя психологически, сконцентрировать внимание, управлять своими эмоциями. Все эти аспекты требуют от учителя разной методики подготовки учащихся к экзамену. Успешно освоить предмет и пройти итоговую аттестацию возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 5 по 9 класс.

Но  основная подготовка начинается в 9 классе, когда дети уже осознанно  выбирают экзамен по биологии в новой форме.

1.        Сначала изучаем нормативные  документы, определяющие содержание и структуру обучения биологии, основные требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся, а также  познакомить обучающихся со структурой, содержанием и критериями оценки экзаменационной работы. Определяем, наличие, каких знаний и умений проверяют задания КИМ по биологии, изучаем спецификацию, кодификатор, демоверсию ОГЭ. Распределяю учебный материал таким образом:

Сентябрь – биология как наука, биология растений и решение тематических заданий.

Октябрь – биология животных и решение тематических заданий.

Ноябрь – биология человека и решение тематических заданий.

Декабрь – общие закономерности, материал первого полугодия и решение тематических заданий.

Январь – биология как наука, биология растений и решение тематических заданий.

Февраль – биология животных и решение тематических заданий.

Март – биология человека и решение тематических заданий.

Апрель – общие закономерности и решение тематических заданий.

Май – повторение и решение вариантов ОГЭ по самым разных изданиям.

Для решения тестов используем печатные пособия по подготовке к  ОГЭ.

Для самостоятельной подготовки дома рекомендую сайты с онлайн-тестами.

Выявить реальный уровень подготовки мне помогают тексты диагностических и тренировочных работ, разработанные Московским институтом открытого образования и проводимые через систему СТАТГРАД.

В процессе повторения разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные» основное внимание  уделяю  работе с изображениями организмов и их отдельных частей. Учащиеся должны научиться узнавать наиболее типичных представителей  животного и растительного мира, определять их принадлежность к  типу, отделу, классу.

В системе повторения центральное место занимает  раздел «Человек и его здоровье», так как половину всех заданий  составляют  вопросы, проверяющие знания строения, жизнедеятельности и гигиены человека. Экзамен начинается с чтения и осмысления вопроса, при  подготовке учащихся к экзамену учимся   читать формулировки вопросов, обращать внимание на глубину постановки проблемы, на диагностические функции задания.

Следующее направление - это работа на уроках. При организации повторения планирую уроки с обязательным повторением содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы.    Так же я провожу  различные формы текущего контроля использовать задания, аналогичные заданиям ОГЭ. Основной акцент при проверке уделяю направлению на выявление следующих умений: обосновывать биологические процессы и явления, доказывать единство и развитие органического мира; сравнивать наследственность и изменчивость организмов; определять нормы здорового образа жизни, поведения человека в природе; просчитывать последствия глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязи строения и функций на уровне клеток, тканей, систем, целостного организма и экосистемы; находить причинно-следственные связи в природе; формулировать выводы на основе знаний, полученных на уроках биологии.  На уроках я применяю новые информационные технологии, что позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также более качественно подготовить к ОГЭ

Применение информационных технологий при подготовке к ОГЭ имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками, система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний.

Подготовка учащихся к экзаменам с помощью ИКТ может осуществляться как в рамках  школьного урока, так и во внеурочной деятельности (через элективные курсы, факультативы, индивидуальные занятия и консультации), а также через  дистанционное обучение, используя готовые электронные продукты, создавая мультимедийные презентации, применяя ресурсы сети Интернет. Для более успешной подготовки в 9 классах ведётся элективный курс  «На пути к ОГЭ по биологии».

На уроках  по биологии и во внеурочное время я использую такие мультимедийные учебные пособия, как:

  • «Биология 10-11 класс. Интерактивный курс для школьников»,
  • "1С:Школа. Биология. Сдаем ЕГЭ 2010",
  • «Биология 6-11 классы. Интерактивные дидактические материалы»
  • «Уроки биологии 10 класс. Электронное интерактивное приложение», «1С:Школа. Биология. Животные. 7 класс»,
  • «1С:Школа. Биология. Человек. 8 класс»,
  • «1С: Школа. Основы общей биологии. 9 класс», атласы по ботанике, зоологии, анатомии и др.

Эти программы можно использовать в комплекте с любым печатным учебником. В них реализованы те возможности, которые отсутствуют в печатном учебнике, это тысячи ярких иллюстраций, фотографии, 3D-модели, видеосюжеты.

Их применение позволяет решить следующие дидактические задачи:

-усвоить базовые и углубленные знания по предмету,

-систематизировать усвоенные знания,

-психологически настроить учащихся на атмосферу экзамена,

-обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации,

На занятиях по подготовке к экзаменам сначала провожу краткий обзор изучаемого материала, затем идет просмотр презентаций, видеофильмов, материалов из электронных пособий и других наглядных материалов.

На заключительном этапе подготовки к итоговой аттестации, важным и значимым становятся тренировочные упражнения. Большое внимание уделяю решению тестовых заданий. Для этого использую задания из открытого банка заданий ЕГЭ (ОГЭ) по биологии, размещенного на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru/  и на образовательном портале для подготовки к экзаменам http://bio.reshuege.ru/ . Также использую электронные тренажеры, тесты по решению заданий первой части  и  презентации по решению заданий второй части.

Для проведения тренировочных и диагностических работ использую задания системы "СтатГрад" - http://statgrad.mioo.ru/ 

На различных сайтах информационной поддержки ЕГЭ (http://bio.reshuege.ru/, http://egeigia.ru/ , http://ege.yandex.ru ) предлагаются варианты пробного тестирования в режиме On-line. Во внеурочное время учащиеся могут выйти на сайт и принять участие в этом тестировании.

  • Следующим направлением  в процессе подготовки учащихся является систематическая работа непосредственно с тестовыми заданиями. В первую очередь отрабатываю  и  закрепляю знания и умения базового уровня.  Для этих целей использую   тесты,  материалы, рекомендованные ФИПИ.

Тестовый контроль меня привлекает тем, что  – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. Таким образом, это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль.

Выступаю на родительских собраниях в 9 классе с целью информирования родителей о порядке проведения итоговой аттестации, о результатах тестирования учащихся класса, проведения разъяснительной работы по оказанию психологической помощи учащимся и созданию благоприятной домашней обстановки в период подготовки и проведения ОГЭ и т. д. 

Таким образом, будущие выпускники могут почувствовать на себе особенности ОГЭ, настроиться на нужную волну и успешно сдать экзамен самостоятельно.

Современный девятиклассник относится к государственной итоговой аттестации как к серьезному жизненному испытанию .Поэтому на учителя выпускных классов ложится особая ответственность: с одной стороны, необходимо организовать качественную подготовку к предстоящему экзамену, а с другой стороны, не утратить личностного, творческого, смысла преподаваемого предмета.

Таким образом, результативность сдачи ОГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. А если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.

«Дорогу осилит идущий».

nsportal.ru

Тяжело ли сдавать экзамен ГИА по биологии?

Учащиеся нередко задают вопрос, тяжело ли сдавать биологию на ГИА. Прохождение Государственной итоговой аттестации (ГИА) является обязательным для тех, кто хочет получить аттестат о завершении базового курса образования. По своей структуре ГИА — аналог Единого государственного экзамена (ЕГЭ) с той лишь разницей, что ЕГЭ сдается после 11 классов.

Формат проведения государственной аттестации

Функциональные различия ГИА и ЕГЭ касаются не только возрастного аспекта, но и способа подготовки заданий. Единый государственный экзамен составляют на федеральном уровне, а ГИА — на региональном. В зависимости от местной специфики и глубины изучения дисциплины региональные образовательные администрации оставляют за собой право вносить те или иные коррективы в задания.

Несмотря на это, максимальный уровень баллов, которые можно набрать по биологии вне зависимости от региона, составляет 46. В случае получения минимального необходимого количества баллов ученику выдается аттестат установленного образца. С этим документом можно подать заявление в колледж или профессиональное техническое училище.

При этом необходимо помнить, что в случае возникновения спорных или конфликтных ситуаций разбор сданного теста по биологии может произойти на федеральном уровне. Как показывает практика, это случается крайне редко. Еще одна специфика экзамена по биологии — это его необязательность. Согласно Федеральному образовательному стандарту, в список обязательных для сдачи экзаменов в рамках ГИА входят только русский язык, математика и один экзамен по выбору.

Возможность повышения качества образования

Подобное объясняется желанием федеральных образовательных властей сделать систему подготовки учащихся более эффективной. Уже с 6 класса школьникам предоставляется возможность сделать осознанный выбор в плане будущей специализации. Для тех, кому необходима биология для поступления в высшие учебные заведения (ВУЗ), формируют специализированные классы.

Их расписание составлено таким образом, чтобы дети могли уделить больше времени изучению различных аспектов предмета. Повышенное внимание уделяется формированию государственного образовательного стандарта по биологии. Это делается для того, чтобы ученик не просто машинально мог воспроизвести те или иные понятия, а понимал, какая между ними существует логическая связь.

Основная задача педагога — не только передать знания, но и научить таковыми правильно пользоваться для решения возникающих проблем. При этом педагог должен научить школьников самостоятельно находить недостающую информацию. Если все сделано в рамках Федерального образовательного стандарта, то сдача Государственной итоговой аттестации не представляет для школьников сложностей.

Как проходит сдача экзаменов

Одним из наиболее серьезных недостатков ГИА, по мнению части родителей и педагогов, является возможность сдать ее в виде реферата. Федеральное образовательное законодательство предоставляет право местным властями самостоятельно выбирать между традиционными билетами с вопросами и написанием объемного реферата. Аналогичный выбор есть у тех, кто планирует сдавать по выбору биологию по окончании 9 классов.

Противники возможности выбора делают акцент на следующих серьезных, по их мнению, недостатках:

  1. Список тем утверждается на региональном уровне, благодаря чему уровень подготовки каждого ученика нельзя объективно оценить. При этом в случае дальнейшего обучения в профильном классе полученные аттестаты не будут равнозначными. Особенно это актуально в школах, где обучаются в 10-11 классе дети из разных Федеральных округов, с различными темами для сдачи реферата по биологии.
  2. Тема реферата выбирается учеником, а не педагогом или случайно. Опираются на утвержденный в конкретном регионе список. Это позволяет ученикам исключить тематики, которые были ими в недостаточной степени изучены.
  3. Написание реферата проходит вне школьных стен. Невозможно проконтролировать, насколько тщательно была изучена школьником тема. Случается так, что отдельные не очень обязательные учащиеся просто скачивают готовый реферат по биологии. Именно поэтому сдача реферата не может в полной мере объективно отразить знания ученика по биологии.

Сторонники сдачи Государственной итоговой аттестации в форме реферата говорят о неоспоримой пользе. Во-первых, реферат позволяет объективно оценить способность школьника собирать и анализировать информацию. В рамках предложенной темы необходимо проанализировать множество источников. Чем лучше подготовлен школьник, тем более развернутый ответ будет дан в рамках предложенной темы.

Во-вторых, сдача ГИА с использованием билетов позволяет говорить лишь о способности ученика воспроизводить заученный материал. Существует немало примеров того, как не очень подготовленный ученик вытягивал легкий во всех отношениях билет, получая за ответ высокую оценку. Говорить о справедливости и объективности оценивания в этом случае не приходится.

При поступлении в ПТУ или обучении в профильном классе 2 ученика с идентичной оценкой могут иметь разный «багаж» знаний. Именно поэтому традиционная форма сдачи ГИА по билетам нуждается в доработке.

Оценивание полученных результатов

Вне зависимости от того, какая форма сдачи принята в отдельном взятом субъекте Российской Федерации, максимальное количество баллов остается неизменным. Идентичной остается шкала, опираясь на которую, педагог соотносит количество полученных баллов с привычной оценкой:

  • набрано от 0 до 12 — соответствует оценке 2;
  • набрано от 13 до 25 — соответствует оценке 3;
  • набрано от 26 до 35 — соответствует оценке 4;
  • набрано от 36 до 45 — соответствует оценке 5.

Данная шкала носит обязательный характер для всех субъектов Российской Федерации. Помимо нее, учебные заведения получают специальные методические рекомендации. Их цель — улучшить процесс контроля качества и степени усвоения курса биологии за 9 классов обучения. К примеру, если ученик планирует продолжить профильное образование в 11 классе по курсу биологии, то сдать Государственную итоговую аттестацию ему необходимо как минимум на 33 балла. Тем, кто регулярно готовился ко всем занятиям, сделать это не трудно.

Процедура сдачи аттестационного экзамена

В зависимости от региональных особенностей дата проведения ГИА может варьироваться. В назначенный день учащиеся приходят в необходимую аудиторию. Согласно действующим нормативным актам в кабинете находится специально созданная комиссия. В нее входят учителя-предметники, представители администрации школы. В большинстве случаев присутствие на ГИА учителя-предметника, который вел курс биологии у конкретных школьников, не допускается.

Делается это для того, чтобы свести к минимуму вероятность помощи ученику со стороны педагога. После того как все ученики собрались в аудитории, им рассказываются правила поведения и сдачи Государственной итоговой аттестации. После того как все процессуальные моменты были разобраны, на столе перед комиссией раскладываются билеты. В каждом из них 2 вопроса.

На подготовку дается ровно 30-35 минут. Указанного временного промежутка вполне достаточно, ведь экзаменационные вопросы были должным образом разобраны во время подготовительного этапа. При этом ученик имеет на руках список вопросов за год до времени проведения ГИА. Благодаря этому есть все возможности для качественной подготовки.

Как только отведенное для подготовки время истекает, первый ученик идет к столу, где сидит комиссия, для ответа. После завершения такового присутствующие имеют право задать вопросы. При этом все вопросы должны касаться тем, которые должны были быть освещены учеником во время ответа. В зависимости от услышанного экзаменуемому сообщается предварительная оценка.

Если с таковой он согласен, то она предварительно вносится в протокол. Как показывает практика, далеко не все комиссии сообщают результат ученику. После окончания ответа его просто просят подождать за дверью. Итоговый результат присутствующие обсуждают за закрытыми дверями. При этом есть одна методическая рекомендация, регулирующая этот вопрос.

Критерии оценивания экзаменационных ответов

Задача экзаменационной комиссии — выслушать ответ ученика, не мешая ему при этом. Если он испытывает какие-либо сложности, то в этом случае необходимо задать наводящие вопросы. При этом нужно помнить, что они не должны быть слишком явными. Сложнее обстоит дело, когда полученный ответ не позволяет выставить положительную оценку. В этом случае опять-таки задаются дополнительные вопросы.

Их цель — помочь ученику достичь своим ответом минимально положительного балла. После этого предварительная оценка фиксируется на бумаге. Важно отметить, что для оценки результатов деятельности экзаменуемого во время сдачи ГИА, применяется целая серия методических рекомендаций. Как только все учащиеся ответили, комиссия начинает совещаться.

Итоговая оценка выставляется на основании консолидированного мнения всех ее участников. Завершается Государственная итоговая аттестация оглашением результатов экзаменуемым. В большинстве случаев школьники удовлетворены услышанными результатами. Однако бывают и те, кто хочет их улучшить. Федеральное образовательное законодательство предоставляет им такую возможность.

Причины для повторной сдачи Государственной итоговой аттестации прописаны в действующих нормативных актах. Если ученик подпадает под действие одного из пунктов, то ему назначают дату повторного экзамена. К таковым относится болезнь или объективные причины, не позволившие должным образом подготовиться к ГИА. Вне зависимости от причины, вызвавшей необходимость повторной сдачи ГИА по биологии, сделать этого можно только 1 раз. Полученный на пересдаче результат считается окончательным и не может быть обжалованным.

biology.coach

Как готовиться к экзамену по биологии - Ученикам - Каталог статей

Собираетесь стать медиком (косметологом или стоматологом), психологом, тренером по фитнесу или специалистом генной инженерии или нанотехнологий ? Тогда вступительного экзамена по биологии не избежать. Причем придется немало потрудиться, ведь биология для вас – профильный экзамен. 

Начиная подготовку к конкурсному экзамену по биологии, вы столкнетесь с большим объемом материала. Только основных разделов – четыре: ботаника, зоология, человек (анатомия и физиология) и общая биология. Общая биология, в свою очередь, делится на генетику, экологию, цитологию и т.д. Поэтому «каша в голове» – совершенно нормальное состояние абитуриентов, несмотря на то, что биология изучают в школе с 5 класса.

 

Андрей Каменский, старший экзаменатор по биологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ):

– Материал очень разный, многое приходится заучивать как таблицу умножения или неправильные глаголы в иностранном языке. Например, у всех млекопитающих – коровы, жирафа и т.д. – семь шейных позвонков, а у ленивцев – от шести до девяти. Это нельзя никак объяснить, можно только запомнить. 

Александр Чичев, председатель приемной комиссии Московской сельскохозяйственной академии им. Тимирязева:

– Особенность биологии в том, что здесь не бывает мелочей, нет вопросов более или менее значимых. Абитуриенты «срезаются» на самых элементарных заданиях, которые, несмотря на свою простоту, «стоят» столько же, сколько и сложные. Поэтому учить надо буквально все.

Строго по плану

Первый этап подготовки – знакомство с требованиями конкретного вуза. Единой программы по биологии, официально утвержденной Министерством образования и науки, не существует. Все, что сегодня издается, – «вариации на тему»…Серьезные учебные заведения, например МГУ, ежегодно публикуют собственные справочные пособия и программы с образцами билетов: чем они конкретнее, тем легче заниматься. Если выбранный вуз не издает методической литературы, можно воспользоваться стандартными программами для поступающих в вузы.

Проверь себя

После каждого раздела или параграфа для самопроверки составляйте вопросы «закрытого» типа с вариантами ответов. Так вы сможете оценить, какую тему выучили хорошо, а к какой стоит вернуться еще раз.


Ознакомились с программой? Значит, пора подобрать учебники. Полный комплект должен состоять из восьми (!) книг: по две на каждый раздел – ботанику, зоологию, человека и общую биологию. Вузовские преподаватели положительно оценивают многие школьные учебники и рекомендуют для занятий традиционную «классическую литературу»: учебники под редакцией В.В. Пасечника, Т.И. Серебряковой.

 

В дополнение к основным учебникам имеет смысл взять несколько «Пособий для поступающих в вузы по биологии», но выбирать их надо очень внимательно: нередко абитуриенты начинают скупать буквально все пособия, которые попадаются под руку. Это абсолютно неправильно. Подобных брошюр выходит огромное количество – ведь этот рынок никак не контролируется. Большинство из них не выдерживает никакой критики, ошибки есть практически во всех изданиях – даже в тех, что проверены и одобрены Министерством образования нередко встречаются серьезные разночтения. Выход только один – придерживаться выбранной линии, отвечать по конкретному учебнику. Если экзаменационную оценку снизили, подавайте на апелляцию. А подтвердить свою правоту поможет тот учебник, по которому вы готовились. Преподаватели подобные «иски», как правило, рассматривают в пользу абитуриента. 

Два подхода к биологии

Подготовка по биологии отличается от изучения всех остальных дисциплин. Если физику и математику учат по принципу «от простого к сложному», историю проходят по хронологии, то у начинающих биологов есть свобода выбора.

Два верных способа выучить биологию:

1.     Следовать школьному принципу: начать с ботаники и постепенно, повторяя все виды и классы организмов, дойти до общей биологии. Правда, в учебниках по ботанике шестого-седьмого класса и общей биологии одни и те же процессы и явления могут описываться разными терминами. Поэтому важно, чтобы не возникло путаницы.

2.     Начать с цитологии – науки о строении клеток, и уже на эту базу нанизывать систему и классификацию всех живых организмов.

Оба подхода эффективны в равной степени, и предпочтительнее тот, который окажется для вас легче. Зачастую система занятий зависит от пособий, выбранных для подготовки, или приоритетов педагога: каждый репетитор по биологии работает по удобной схеме (о ней стоит узнать еще до начала занятий). Объединяет эти два метода четкий структурный подход: не так важно, начнете вы со строения клетки или семейства крестоцветных, самое главное, чтобы сформировалась стройная система знаний.

Биология в нюансах

«Психология» и «Фундаментальная медицина» – специальности малопохожие, но формат экзамена по биологии и для психологов, и для медиков – примерно один. Разница в деталях. Так, у психологов больше вопросов по разделу «человек», его нервной системе и жизнедеятельности.

 

Галина Гузикова, заведующая учебной частью Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова (ММА):

– Большое внимание на экзамене мы уделяем классификации видов – абитуриенты должны ее знать очень хорошо. Практически во всех вопросах затрагивается медицинское значение представителей разных видов – у нас медицинский вуз, и, естественно, это отражается на вопросах вступительных билетов. Вместе с тем, убрали из программы такой раздел, как селекция.

 

Пройти вступительные экзамены сразу в нескольких вузах бывает сложно – тесты могут сильно различаться по типу заданий. Если вузы «средней руки» отдают предпочтение вопросам «закрытого» типа – с несколькими вариантами ответов на заданный вопрос, то в МГУ, например, встречаются в основном «открытые» вопросы, напоминающие классический билет для письменного ответа. В таком случае угадать верный вариант невозможно.

 

«Любимые» ошибки

Без своего «джентльменского набора» ошибок абитуриентов не обходится ни одна дисциплина, и биология не исключение. Из года в год одни и те же разделы попадают в своеобразный «черный список» и становятся камнем преткновения для каждого третьего абитуриента. «Теория эволюции» – абитуриенты почему-то плохо знают эту тему, и их «погрешности» умножаются на серьезные расхождения в учебниках – разница в датировках может составлять миллионы лет. 
Экология – этот раздел стоит в конце учебника, вероятно, многие не успевают пройти его в школе. 
Ботаника – традиционно пробелы в теме про фотосинтез. 
Зоология – абитуриенты путаются в классе членистоногих 
Раздел «Человек» – недостаточно хорошо разбираются в нервной и половой системах. 
Абитуриенты часто ошибаются при заполнении тестовых заданий, не дочитывают вопрос до конца, невнимательны к вариантам ответов. Помимо этого, некоторые почему-то уверены, что биология – это сугубо философская наука и учить ее не надо – главное понимать. Однако в билетах много вопросов на конкретные знания, задачи – на голой теории далеко не уедешь. Есть абитуриенты, которые рассчитывают на свою интуицию, надеются угадать верный ответ. Но как только они сталкиваются с необходимостью решить задачу, проиллюстрировать ту или иную теорию – возникают серьезные проблемы.

Можно ли выучить биологию самому

Конечно, можно. Но заниматься придется много. Занятия на курсах или с репетитором во многом облегчают подготовку: репетитор биологии поможет быстрее сориентироваться в огромном объеме материала, существенно сэкономив тем самым ваше время и силы.

Галина Гузикова:

– Самостоятельные занятия подходят не всем. Многое зависит от самого абитуриента, накопленной им базы знаний. С другой стороны, к нам в академию успешно поступают молодые люди из самых разных регионов – из Сибири, Казахстана и др. Не думаю, что они прибегают к помощи репетиторов Москвы. Для тех, кто намерен готовиться серьезно и заранее, при нашем вузе существуют базовые лицеи – их семь по Москве, есть школы в Раменках и Мытищах. Принимаем в 10 класс, конкурс достаточно большой. Но те, кто его прошел, помимо непосредственно качественной подготовки к поступлению получают и хорошие базовые знания.

Мария Кригер, журнал Куда пойти учиться

Общие цифры ЕГЭ по биологии

Минимальный балл ЕГЭ 2009

35

Минимальный балл ЕГЭ 2010

36

Средний балл 2010

55,56

Количество сдававших

171257

Не сдали ЕГЭ 2010, %

6,1

Количество стобалльников

133

% сдававших, не приступивших к части С

8,51

Время проведения экзамена

180

Проект

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ

•Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши.

•Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

•Составь план подготовки. Для начала определи, кто ты — «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы будут пройдены.

•Начни с самого трудного — с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепен­но войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

•Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

•Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

•Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

•Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на задания в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).

•Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

•Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

НАКАНУНЕ ЭКЗАМЕНА

•Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, боевого настроя. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

•В пункт сдачи экзамена ты должен явиться не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (а не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

•Продумай, как ты оденешься на экзамен: в пункте тестирования может быть прохладно или тепло, а ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ

Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ЕГЭ

Экзаменационные материалы состоят из трех частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах решить. Задания разрабатываются в соответствии с программой общеобразовательной школы и отвечают образовательному стандарту. Задания части С отвечают более высокому уровню сложности, но соответствуют школьной программе — они доступны для тебя!

Итак, позади период подготовки. Не пожалей двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подыши, успокойся. Вот и хорошо!

Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ЕГЭ в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.).

Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!

Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.

Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).

Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).

Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.

Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Удачи тебе!

ПОМНИ:

— ты имеешь право на подачу апелляции по процедуре проведения экзамена в форме ЕГЭ руководителю пункта проведения экзамена в день выполнения работы, не выходя из пункта проведения экзамена;

— ты имеешь право подать апелляцию в конфликтную комиссию в течение трех дней после объявления результата экзамена.

 

ku-licey9.ucoz.ru

Сдаем ГИА по биологии

Предмет «биология» играет важную роль в общем образовании школьника и относится к классу предметов о естествознании. Главной задачей биологии является научное объяснение явлений живой природы, их свойств и значения. Можно сказать, что биология изучает организацию жизни на разных уровнях, начиная с молекулярного. Фактически, биология — это целый комплекс наук, которые изучают живую природу, например ботаника, зоология, анатомия, вирусология — это все направления биологии. Изучение биологии как предмета в школе начинается с седьмого класса, хотя с ботаникой ученики знакомятся уже в пятом. В девятом классе учащиеся по желанию сдают ГИА по биологии.

Требования к уровню знаний для сдачи ГИА по биологии

Чтобы успешно пройти этот сложный текст, нужно:

  • знать и различать признаки биологических объектов, разных живых организмов, растений, животных, бактерий, а также знать особенности человеческого организма — как он устроен, принципы жизнедеятельности, поведения;
  •  понимать сущность биологических процессов, таких как питание, дыхание, обмен веществ, рост, размножение, наследственность;
  •  уметь объяснить роль биологии в различных сферах нашей жизни, влияние на человека других живых организмов, взаимосвязь человека с окружающей средой и необходимость ее защиты, причины наследственных заболеваний, понимать, что такое иммунитет, для чего нужны витамины, микроэлементы и гормоны в организме человека;
  •  уметь описывать и объяснять результаты различных биологических экспериментов;
  •  уметь распознавать, сравнивать и описывать разные биологические объекты: клетки, ткани, органы, системы органов, живые организмы, растения и животных разных видов, а также знать их классификацию;
  •  знать, как последствия человеческой деятельности влияют на различные экосистемы, уметь оценивать факторы риска для здоровья, как человека, так и других живых организмов;
  •  уметь самостоятельно проводить поиск нужной информации с помощью различных учебников, конспектов уроков биологии, справочников и биологических словарей;
  •  уметь использовать свои знания в повседневной жизни, оказать первую медицинскую помощь, рационально организовать свой труд и отдых, соблюдать меры профилактики различных заболеваний.

Как проверить уровень знаний?

Проверить свой уровень знаний самостоятельно можно с помощью:

  • специальных тестовых программ в режиме онлайн, в которых заложены требования к уровню и объему знаний ученика;
  • демонстрационных вариантов тестов ГИА по биологии, которые не только показывают уровень знаний, но и знакомят с форматом экзамена;
  • образцов тестовых заданий и сборников различных тестов.

Как самостоятельно подготовиться к ГИА по биологии

В подготовке к ГИА по биологии и самостоятельном изучении этого предмета главную роль играют теоретические знания. Почерпнуть нужные знания можно из школьных учебников, биологических справочников, энциклопедий, конспектов уроков по биологии, а также видеоуроков. Знакомиться с материалом нужно постепенно, переходя от простой темы к более сложной, например, не стоит браться за изучение физиологии человека, не выучив при этом строение клетки и тканей. Идеальный план для самостоятельного изучения биологии — школьная программа, которая построена именно таким образом — от простого к сложному. Очень важна и практическая сторона, ведь изучать животных или растения намного интереснее вживую. Если это невозможно, тогда вам пригодятся различные научные фильмы о живой природе. Обязательно составляйте свои личные конспекты уроков по биологии, которые помогут быстро повторить и закрепить пройденный материал.

Для поступления в колледж и другие учебные заведения вы можете воспользоваться лекциями с нашего смежного портала:

Уроки биологии

interneturok.ru

Варианты заданий подготовки к экзамену по биологии 9 класс

ОГЭ

9 класс

Вариант 1

Часть 1.

Первым использовал микроскоп для исследования биологических объектов и ввел в науку

термин клетка

1) Матиас Шлейден

2) Роберт Гук

3) Теодор Шванн

4) Антони ван Левенгук

  1. Основным свойством плазматической мембраны является

1) сократимость

2) непроницаемость

3) абсолютная возбудимость

4) избирательная проницаемость

  1. Неклеточной формой жизни является

1) бактерия

2) циста амебы

3) сине-зеленая водоросль

4) вирус

  1. На рисунке изображен фрагмент микроскопического строения корня. Какой цифрой на нем

обозначена зона всасывания?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

  1. Изображенный на рисунке хвощ

1) является хорошим медоносом

2) используется для получения антибиотиков

3) является сорняком

4) образует семена — кедровые орехи

  1. Плоские черви являются более прогрессивными животными по сравнению с

кишечнополостными, так как

1) имеют уплощенную форму тела

2) имеют третий слой клеток

3) дышат всей поверхностью тела

4) являются хищниками

  1. Земноводные дышат при помощи

1) кожи и легких

2) легочных мешков

3) жабр

4) трахей и жабр

  1. Синантроп является представителем

1) людей современного типа

2) древних людей

3) древнейших людей

4) обезьяноподобных предков человека

  1. Путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора к исполнительному органу,

называется

1) рефлексом

2) рефлекторной дугой

3) торможением

4) раздражимостью

  1. На рисунке изображен череп человека. Какой цифрой обозначена затылочная кость?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

  1. Одной из причин малокровия может быть

1) уменьшение числа тромбоцитов

2) уменьшение числа лейкоцитов

3) снижение уровня гемоглобина

4) увеличение числа эритроцитов

  1. Артерии — это сосуды, по которым

1) движется только артериальная кровь

2) кровь движется от сердца

3) движется только венозная кровь

4) кровь движется к сердцу

  1. На рисунке изображена пищеварительная система человека. Какой цифрой обозначена

самая крупная железа, обеспечивающая выработку желчи?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

  1. Совокупность протекающих в живых организмах химических реакций, обеспечивающих рост,

развитие, жизнедеятельность и размножение, называется

1) пластический обмен

2) обмен веществ

3) энергетический обмен

4) минеральный обмен

  1. Зрачок глаза находится в центре

1) сетчатки глаза

2) белочной оболочки

3) радужной оболочки

4) хрусталика

  1. Под высшей нервной деятельностью И.П. Павлов понимал

1) деятельность, обеспечивающую нормальные сложные отношения целого организма с

внешним миром

2) приспособленность организмов к условиям внешней среды

3) совокупность безусловных рефлексов

4) совокупность инстинктов

  1. При растяжении и вывихах для оказания первой помощи нужно

1) приложить к поврежденному месту холод и туго забинтовать сустав

2) наложить жгут

3) сделать искусственное дыхание

4) положить к поврежденному месту согревающий компресс

  1. Экологическими факторами являются

1) антропогенные факторы

2) все факторы, воздействующие на организм

3) биотические факторы

4) абиотические факторы

  1. Экосистема — это совокупность

1) живых организмов и компонентов неживой природы, связанных превращением энергии и

обменом веществ

2) живых организмов разных видов

3) живых организмов одного вида, живущих на одной территории и свободно

скрещивающихся друг с другом

4) компонентов неживой природы

  1. Изучите график (номограмму) для определения поверхности тела в квадратных метрах. По

оси X отложена масса тела человека, а по оси Y его рост. Точка пересечения линий от этих

значений окажется на кривой, характеризующей поверхность тела в квадратных метрах.

Какова будет поверхность тела человека ростом 180 см и весом 100 кг?

1) 1,9 м2

2) 2,3 м2

3) 2,1 м2

4) 2,2 м2

  1. В приведенной ниже таблице между содержанием первого и второго столбцов имеется

определенная связь.

Объект Процесс

Эритроцит Дыхание

Лейкоцит ______

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) питание

2) фотосинтез

3) иммунитет

4) размножение

  1. Верны ли следующие суждения о строении спинного мозга человека?

А. Серое вещество располагается вокруг спинномозгового канала и состоит из двигательных и

вставочных нейронов.

Б. Белое вещество не содержит тел нейронов и состоит из пучков нервных волокон.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответом к заданиям 23–28 является последовательность цифр. Запишите эту

последовательность цифр в поле ответа.

  1. Какие из перечисленных признаков характерны для костных рыб? Выберите три верных

ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) один круг кровообращения

2) сухая, ороговевающая кожа

3) трехкамерное сердце

4) наличие боковой линии

5) органы дыхания — жабры

6) наличие пятипалых конечностей

  1. Известно, что обыкновенный (речной) бобр — полу водное млекопитающее из отряда

грызунов, питающееся растительной пищей. Используя эти сведения, выберите из

приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков

этого организма.

1) Длина тела бобра 100-130 см, а масса до 30 кг.

2) Бобры могут жить поодиночке, семьями и колониями.

3) Бобр валит деревья, подгрызая их стволы острыми и крупными резцами.

4) На дне запруды бобр запасает корм на зиму: молодые ветки.

5) Строит «хатки» и плотины из веток, стволов и земли на мелких речках и ручьях.

6) К началу XX века бобры были почти истреблены, но сейчас их численность

восстанавливается.

  1. Установите соответствие между особенностью строения и царством живых организмов, для

которого эта особенность характерна. К каждому элементу первого столбца подберите

соответствующий элемент из второго столбца.

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ

А) не имеют рибосом

Б) имеют цитоплазму

В) имеют клеточное строение

Г) в экосистемах часто являются редуцентами

Д) не имеют клеточного строения

Е) проявляют признаки живого только в чужой клетке

ЦАРСТВО

1) Вирусы

2) Бактерии

  1. Определите последовательность этапов в цикле развития человеческой аскариды, начиная с

яйца. Запишите цифры, которыми обозначены этапы жизненного цикла, в правильной

последовательности в таблицу.

1) выход личинок из яйца

2) попадание яиц в организм человека с пищей

3) продвижение личинок по дыхательным путям к глотке

4) внедрение личинок в стенку кишечника и попадание в кровь

5) попадание оплодотворенных яиц из кишечника человека в почву

6) развитие половозрелой аскариды в тонком кишечнике

  1. Вставьте в текст «Класс Насекомые» пропущенные термины из предложенного перечня,

используя для этого цифровые обозначения.

КЛАСС НАСЕКОМЫЕ

Тело насекомых состоит из головы, ______ (А) и брюшка. На голове ______ (Б) усиков. Органы

зрения — одна пара сложных (фасеточных) глаз. Имеется ______ (В) ног и обычно ______ (Г)

крыльев. Органы дыхания — трахеи, органы вы деления — мальпигиевы сосуды,

открывающиеся в кишечник. Раздельнополые, самки откладывают оплодотворенные яйца.

Развитие насекомых бывает с полным и неполным превращением.

Перечень терминов:

1) туловища

2) две пары

3) груди

4) легочные мешки

5) нет

6) одна пара

7) жабры

8) три пары

  1. Рассмотрите изображение сизого голубя. Выберите характеристики, соответствующие

внешнему строению голубя, по следующему плану: форма клюва, длина клюва, форма хвоста,

длина нижних конечностей (цевки), форма крыльев.

А. Форма клюва

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задание 29.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал

предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. Он положил в четыре банки по куску змеи, рыбы, угря и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил

их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.

В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на

спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко

(учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших

аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что __________воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.

30.Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», а также используя знания из курса

биологии, ответьте на следующие вопросы.

1) Концентрация какого вещества практически остаётся неизменной по мере

превращения плазмы крови во вторичную мочу?

2) Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по

сравнению с первичной?

31. Ольга, мастер спорта по большому теннису, находится на тренировочных сборах, где каждый день в течение четырёх часов (утром и вечером), активно тренируется со своими подругами. В свободное время между двумя тренировками девушки решили пообедать в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Ольге оптимальное по калорийности и соотношению белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать свои энергозатраты утренней двухчасовой тренировки. При выборе учтите, что Ольга любит сладкое и обязательно закажет мороженое с шоколадным наполнителем, а также сладкий напиток. Однако тренер просил Ольгу потреблять блюда с наибольшим содержанием белка.

В ответе укажите энергозатраты утренней тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.

32. Почему тренер обратил особое внимание Ольги на содержание белков в заказываемых блюдах? Укажите не менее двух аргументов.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о