Как расшифровывается итмо – 1. Общие положения

Содержание

1. Общие положения

Вернуться к списку разделов

1.1. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» (далее - ВУЗ) является некоммерческой организацией, созданной для достижения образовательных, научных, социальных, культурных и управленческих целей, в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан в образовании, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

1.2. ВУЗ образован в 1900 году как особое пятиклассное механико-оптическое и часовое отделение в составе Ремесленного училища Цесаревича Николая в Санкт-Петербурге.

В 1917-1920 годах отделение подверглось ряду реорганизаций, в результате которых был создан Техникум точной механики и оптики повышенного типа с правом выпуска специалистов с высшим образованием - инженеров. Приказом Главного управления кадров промышленности Высшего совета народного хозяйства CCCP от 5 апреля 1930 г. № 12/87 на базе Техникума точной механики и оптики был организован Учебный комбинат точной механики и оптики, в составе которого находился Институт точной механики и оптики.

В 1933 году Институт точной механики и оптики был выделен в самостоятельное высшее учебное заведение - Ленинградский институт точной механики и оптики (ЛИТМО).

Приказом Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы от 11 февраля 1992 г. № 50 Ленинградский институт точной механики и оптики переименован в Санкт-Петербургский институт точной механики и оптики, который приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26 мая 1994 г. № 524 переименован в Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (технический университет).

Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 26 ноября 1998 г. № 2916 Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (технический университет) реорганизован в форме присоединения к нему Санкт-Петербургского приборостроительного техникума.

24 октября 2002 года Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (технический университет) внесен в Единый государственный реестре юридических лиц как государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (технический университет), который приказом Министерства образования Российской Федерации от 19 июня 2003 г. № 2587 переименован в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2006 г. № 306-р Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики» было реорганизовано в форме присоединения к нему Межотраслевого института повышения квалификации кадров по новым направлениям развития науки и технологии Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики (технического университета) и Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургская академия методов и техники управления».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. № 510-р Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики» было реорганизовано в форме присоединения к нему государственного научного учреждения «Республиканский научный центр компьютерных телекоммуникационных сетей высшей школы».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2008 г. № 142-р Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики» было реорганизовано в форме присоединения к нему государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Санкт-Петербургский колледж морского приборостроения».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. № 1613-р в отношении Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики» установлена категория «национальный исследовательский университет».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2010 г. № 1792-р Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики» было реорганизовано в форме присоединения к нему федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Санкт-Петербургского экономико-технологического колледжа им. Д.И.Менделеева.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 года №1685 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики».

1.3. Полное наименование ВУЗа на русском языке: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики». Сокращенные наименования на русском языке: ФГБОУ ВПО «СПбНИУ ИТМО», НИУ ИТМО, Университет ИТМО, ИТМО.

Полное наименование на английском языке: Saint-Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics. Сокращенное наименование на английском языке: University ITMO (National Research University), University ITMO.

1.4. Место нахождения ВУЗа: 197101, г. Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49.

1.5. Учредителем ВУЗа является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя ВУЗа осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации (далее - Учредитель). Место нахождения Учредителя: 125993, г. Москва, ул. Тверская, 11.

В случае реорганизации Учредителя его права переходят к соответствующему правопреемнику.

1.6. ВУЗ руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Учредителя, другими нормативными правовыми актами и настоящим Уставом.

1.7. ВУЗ является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет лицевые счета по учету бюджетных ассигнований федерального бюджета и средств, полученных от приносящей доход деятельности, в валюте Российской Федерации, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства, и счета по учету средств в иностранной валюте, открытые в соответствии с законодательством Российской Федерации в кредитных организациях; обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, имеет самостоятельный баланс, печать со своим полным наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации. ВУЗ вправе иметь иные печати, штампы, бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему и иные средства индивидуализации. ВУЗ может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

ВУЗ отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ВУЗом собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ВУЗом собственником этого имущества или приобретенного ВУЗом за счет выделенных собственником имущества ВУЗа средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества ВУЗа не несет ответственности по обязательствам ВУЗа.

1.8. Основными задачами ВУЗа являются:

  1. удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования;
  2. удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим и средним профессиональным образованием, в научно-педагогических кадрах высшей квалификации;
  3. развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;
  4. подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием, научно-педагогических работников высшей квалификации, руководящих работников и специалистов по профилю ВУЗа;
  5. сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
  6. воспитание у обучающихся чувства патриотизма, любви и уважения к народу, национальным традициям и духовному наследию России, бережного отношения к репутации ВУЗа;
  7. формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
  8. распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

1.9. Предметом деятельности ВУЗа является:

  1. реализация в пределах контрольных цифр приема граждан основных образовательных программ среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования, дополнительных профессиональных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и требованиями, самостоятельно устанавливаемыми ВУЗом. ВУЗ в части реализации указанных образовательных программ руководствуется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и настоящим Уставом;
  2. проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок по профилю ВУЗа в соответствии с тематическим планом научно-технической работы реализуемым за счет средств федерального бюджета;
  3. повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов с высшим профессиональным образованием, педагогических и научно-педагогических кадров высшей квалификации в пределах контрольных цифр приема.

1.10. Право на осуществление образовательной деятельности возникает у ВУЗа с момента получения соответствующей лицензии. ВУЗ имеет право на выдачу своим выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации после получения в установленном порядке свидетельства о государственной аккредитации по соответствующим аккредитованным образовательным программам, укрупненным группам направлений подготовки и специальностям.

1.11. В состав ВУЗа могут входить филиалы, представительства, научно-исследовательские подразделения, факультеты, отделения, кафедры, институты, осуществляющие образовательную, научную, научно-исследовательскую либо творческую деятельность, структурные подразделения среднего, послевузовского (в т.ч. аспирантура и докторантура) и дополнительного профессионального образования, внеучебной и воспитательной работы, подготовительные курсы и другие подразделения, осуществляющие профориентацию и довузовскую подготовку, библиотеки, издательство, редакции журналов и малотиражных газет, иные учебные, научные, информационно-аналитические подразделения, а также подразделения, осуществляющие методическую, финансово-экономическую, информационно-аналитическую, производственную и иную деятельность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

В состав ВУЗа также входят объекты производственной и социальной инфраструктуры, включая студенческий городок, общежития, учебно-спортивно-оздоровительный центр и другие подразделения. В состав ВУЗа также входят объекты производственной и социальной инфраструктуры.

ВУЗ может создавать на базе научных организаций кафедры, осуществляющие образовательный процесс, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

1.12. ВУЗ самостоятельно формирует свою структуру, за исключением создания, переименования и ликвидации филиалов.

Структурные подразделения не являются юридическими лицами. Правовой статус и функции структурного подразделения ВУЗа определяются соответствующим положением, утверждаемым Ученым советом ВУЗа, если иное не предусмотрено настоящим Уставом.

ВУЗ имеет в своей структуре учебно-спортивно-оздоровительный центр «Ягодное».

1.13. Филиалы ВУЗа являются его обособленными структурными подразделениями, расположенными вне места нахождения ВУЗа. Филиал осуществляет самостоятельно все функции ВУЗа или их часть. Филиалы ВУЗа создаются, переименовываются и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Положение о филиале утверждается Ректором ВУЗа.

1.14. Представительства создаются и ликвидируются ВУЗом по согласованию с Учредителем, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по месту нахождения представительства. Представительства ВУЗа являются его обособленными структурными подразделениями, расположенными вне места нахождения ВУЗа, осуществляющими представление и защиту интересов высшего учебного заведения.

Представительства не осуществляют самостоятельно образовательную, научную, хозяйственную, социальную и иную деятельность. Положение о представительстве утверждается Ректором ВУЗа.

1.15. В интересах достижения целей, предусмотренных Уставом, ВУЗ может создавать некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.16. Создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) в ВУЗе не допускается.

1.17. ВУЗ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, несет ответственность за сохранность документов (управленческих, финансово-хозяйственных, кадровых и других), обеспечивает их передачу на государственное хранение в соответствии с установленным перечнем документов.

1.18. ВУЗ осуществляет разработку и проведение мероприятий по защите государственной тайны и информации с ограниченным доступом и от ее утечки по техническим и другим каналам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.19. ВУЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет мероприятия по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

1.20. Устав ВУЗа, а также вносимые в него изменения принимаются конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся и утверждаются правовым актом Учредителя. Устав, а также вносимые в него изменения, подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ВУЗе создаются условия всем работникам и обучающимся для ознакомления с действующим Уставом, предложениями о внесении в него изменений, а также условия для свободного обсуждения этих предложений.

www.ifmo.ru

ИТМО — рейтинг вуза, отзывы, факультеты, специальности — Абитуриент.про

Факультет технологического менеджмента и инноваций

Макроэкономическое планирование и прогнозирование

Бакалавр

242 балла

Русский язык, иностранный язык, математика

16 мест

8 бюджетных

Экономика предприятий и организаций

Бакалавр

242 балла

Русский язык, обществознание, математика

14 мест

7 бюджетных

Маркетинг

Бакалавр

226 баллов

Русский язык, обществознание, математика

6 мест

3 бюджетных

Управление малым бизнесом

Бакалавр

226 баллов

Русский язык, обществознание, математика

8 мест

4 бюджетных

Финансовый менеджмент

Бакалавр

226 баллов

Русский язык, обществознание, математика

8 мест

4 бюджетных

Кафедра информационных систем

Бакалавр

261 балл

Русский язык, обществознание, математика

20 мест

10 бюджетных

Логистика

Бакалавр

226 баллов

Русский язык, иностранный язык, математика

8 мест

4 бюджетных

Производственный менеджмент

Бакалавр

226 баллов

Русский язык, обществознание, математика

8 мест

4 бюджетных

Управление проектом

Бакалавр

226 баллов

Русский язык, обществознание, математика

6 мест

3 бюджетных

Управление технологическими инновациями

Бакалавр

226 баллов

Русский язык, иностранный язык, математика

6 мест

3 бюджетных

Факультет инфокоммуникационных технологий

Оптические системы и сети связи

Бакалавр

230 баллов

Русский язык, информатика и икт, математика

20 мест

10 бюджетных

Сетевые и облачные технологии в инфокоммуникациях

Бакалавр

230 баллов

Русский язык, информатика и икт, математика

38 мест

19 бюджетных

Системы радиосвязи и радиодоступа

Бакалавр

230 баллов

Русский язык, физика, математика

20 мест

10 бюджетных

Кафедра оптико-электронных приборов и систем

Бакалавр

203 балла

Русский язык, информатика и икт, математика

20 мест

10 бюджетных

Кафедра интеллектуальных технологий в гуманитарной сфере

Бакалавр

261 балл

Русский язык, иностранный язык, обществознание

30 мест

15 бюджетных

Бакалавр

229 баллов

Русский язык, информатика и икт, математика

32 места

16 бюджетных

Интеллектуальные инфокоммуникационные системы

Бакалавр

230 баллов

Русский язык, информатика и икт, математика

50 мест

25 бюджетных

Программно-защищенные инфокоммуникации

Бакалавр

230 баллов

Русский язык, информатика и икт, математика

30 мест

15 бюджетных

Факультет фотоники и оптоинформатики

Кафедра компьютерной фотоники и видеоинформатики

Бакалавр

238 баллов

Русский язык, информатика и икт, математика

32 места

16 бюджетных

Компьютерная фотоника

Бакалавр

212 баллов

Русский язык, информатика и икт, математика

30 мест

15 бюджетных

Оптика наноструктур

Бакалавр

212 баллов

Русский язык, информатика и икт, математика

10 мест

5 бюджетных

Оптические и квантовые технологии передачи, записи и обработки информации

Бакалавр

212 баллов

Русский язык, информатика и икт, математика

20 мест

10 бюджетных

Фемтотехнологии фотоники и оптоинформатики

Бакалавр

212 баллов

Русский язык, физика, математика

32 места

16 бюджетных

Наноматериалы и нанотехнологии фотоники и оптоинформатики

Бакалавр

212 баллов

Русский язык, физика, математика

14 мест

7 бюджетных

Физика наноструктур

Бакалавр

212 баллов

Русский язык, информатика и икт, физика

14 мест

7 бюджетных

Факультет лазерной и световой инженерии

Бакалавр

215 баллов

Русский язык, информатика и икт, математика

70 мест

30 бюджетных

Световая инженерия

Бакалавр

206 баллов

Русский язык, физика, математика

32 места

16 бюджетных

Теплофизика

Бакалавр

206 баллов

Русский язык, физика, математика

16 мест

8 бюджетных

Лазерные микро- и нанотехнологии

Бакалавр

213 баллов

Русский язык, информатика и икт, математика

30 мест

15 бюджетных

Лазеры для информационно-коммуникационных систем

Бакалавр

213 баллов

Русский язык, информатика и икт, математика

50 мест

25 бюджетных

Кафедра компьютерной теплофизики и энергофизического мониторинга

Бакалавр

220 баллов

Русский язык, информатика и икт, математика

16 мест

8 бюджетных

Кафедра оптико-электронных приборов и систем

Специалист

220 баллов

Русский язык, физика, математика

20 мест

10 бюджетных

Лазерная инженерия

Бакалавр

206 баллов

Русский язык, физика, математика

16 мест

8 бюджетных

Нефтехимия и аналитическое приборостроение

Бакалавр

206 баллов

Русский язык, физика, математика

16 мест

8 бюджетных

Лазерные биомедицинские технологии

Бакалавр

213 баллов

Русский язык, информатика и икт, математика

40 мест

20 бюджетных

Кафедра информационных технологий топливно-энергетического комплекса

Бакалавр

226 баллов

Русский язык, химия, математика

20 мест

10 бюджетных

Бакалавр

211 баллов

Русский язык, физика, математика

20 мест

10 бюджетных

www.abitura.pro

ИСТОРИЯ УНИВЕРСИТЕТА ИТМО

НОВОЕ РЕМЕСЛО

В 1900 году в Ремесленном училище цесаревича Николая открылось механико-оптическое и часовое отделение. На тот момент это было единственное в стране учебное заведение, где готовили мастеров в  области точной механики и оптики. В мастерских училища впервые в России начали производить оптические приборы высокого качества (объективы и окуляры для зрительных труб и микроскопов, объективы для фотографических аппаратов), станки для нарезки точных винтов, делительные машины, карманные часы и многое другое.

ПЕРВЫЕ ИНЖЕНЕРЫ

Из отделения выросло уже самостоятельное среднее техническое училище, а в 1920 году, когда основные классы училища были преобразованы в техникум точной механики и оптики, учебное заведение получило право подготовки инженеров узкой специализации. В 1931 году техникум подготовил  первый  в России выпуск инженеров-приборостроителей.

КУРС НА РАЗВИТИЕ

В 1930 году техникум был преобразован в Учебный комбинат точной механики и оптики, а спустя три года от него отделился знаменитый Ленинградский институт точной механики и оптики – ЛИТМО. Почти сразу в Институте при кафедре технологии оптического стекла была создана  первая научно-исследовательская лаборатория, в стенах которой была разработана методика, позволившая освободить страну от импорта дорогостоящих абразивов из США.

В 1937 году в ЛИТМО открылась одна из первых в СССР лаборатория cчетно-решающих приборов, преобразованная впоследствии в кафедру математических и счетно-решающих приборов и устройств. Уже к осени 1939 года кафедра стала одной из ведущих в институте,  занимаясь разработкой электромеханических вычислительных устройств и приборов управления.

РАБОТА НА ПОБЕДУ

С первых дней Великой Отечественной Войны  в ЛИТМО действовала военно-ремонтная база, где изготавливались и ремонтировались контрольно-измерительные приборы для армейских и флотских подразделений. В цехах Института ремонтировали артиллерийские бинокли, орудийные панорамы, зенитные визиры, стереотрубы, перископы, вытачивались «стаканы» для зенитных снарядов, детали сухопутных и морских мин. ЛИТМО продолжал свою работу и во время блокады, и во время эвакуации.

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ГОРИЗОНТЫ

В послевоенные годы университет активно развивался, многие сотрудники были удостоены Государственных и Ленинских премий. А в 1958 году была создана первая ЭВМ для инженерных расчетов «ЛИТМО-1».

В семидесятые годы в ЛИТМО открылась лаборатория лазерной технологии, а также был построен учебный корпус на Саблинской улице, являющийся сейчас основным зданием Университета ИТМО. В восьмидесятые специалистами ИТМО были начаты работы в области микропроцессорной техники, был создан межотраслевой институт повышения квалификации специалистов промышленности по новым направлениям развития техники и технологии.

ВЫХОД В СЕТЬ

В девяностые годы Университет ИТМО выступил инициатором и основным разработчиком сети RUNNet, объединившей все крупные научно-образовательные центры России; был создан учебно-научный-центр «Компьютерная оптика», а также открыт факультет компьютерных технологий и управления. Так началось развитие нового, «компьютерного» направления в ИТМО.

Подготовка новых специалистов быстро набрала обороты, и сборная команда Университета ИТМО по программированию вышла на лидирующие позиции в мировых студенческих чемпионатах.

НОВЫЙ СТАТУС

В 1992 году ЛИТМО был  переименован в Санкт-Петербургский институт точной механики и оптики, а в 1994 Институт получил статус университета.

Развитие информационных технологий стало одной из предпосылок больших  изменений в Университете. Он значительно обновился,  расширились сферы деятельности, открылись новые возможности. Все это нашло отражение в изменении названия – с 2003 года учебное заведение именуется как Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики.

УНИВЕРСИТЕТ ИТМО СЕГОДНЯ

В настоящее время Университет ИТМО – ведущий университет России в области информационных и фотонных технологий, один из немногих вузов России, получивших в 2009 году статус национального исследовательского университета. С 2013 года университет является участником программы повышения конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (известной как  «5 в 100»), направленной на улучшение позиций отечественных вузов в мировых образовательных рейтингах.

www.ifmo.ru

ИТМО - это... Что такое ИТМО?

  • ИТМО — Санкт Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО) Год основания 1900 Ректор В. Н. Васильев …   Википедия

  • ИТМО — Институт тепло и массообмена …   Словарь сокращений русского языка

  • ИТМО: Инженерно-физический факультет — Инженерно физический факультет ИТМО (ИФФ) факультет Санкт Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО). Декан факультета профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой электроники …   Википедия

  • ИТМО (значения) — Аббревиатура ИТМО может означать: Санкт Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики  прежнее название  Ленинградский институт точной механики и оптики (ЛИТМО)) ГНУ ИТМО НАН Беларуси   …   Википедия

  • ИТМО: ЛТиЭП — Содержание 1 Общие сведения 2 Преподаватели кафедры 3 Направления работы 4 Ссылки …   Википедия

  • СПБГУ ИТМО — Санкт Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО) Год основания 1900 Ректор В. Н. Васильев …   Википедия

  • СПб ГУ ИТМО — Санкт Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО) Год основания 1900 Ректор В. Н. Васильев …   Википедия

  • СПбГУ ИТМО — Санкт Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО) Год основания 1900 Ректор В. Н. Васильев …   Википедия

  • Инженерно-физический факультет ИТМО — (ИФФ) факультет Санкт Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (СПбНИУ ИТМО)[1]. Декан факультета доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой электроники Геннадий… …   Википедия

  • СПбНИУ ИТМО — НИУ ИТМО СПбНИУ ИТМО Санкт Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики ранее: СПбГУ ИТМО образование и наука, Санкт Петербург, техн., физ. СПбНИУ ИТМО Источник:… …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • sokrasheniya.academic.ru

    как, программируя будущее, стать лидером Проекта 5-100

    Сегодня, 28 октября, в Резиденции Губернатора Свердловской области (Екатеринбург) были подведены итоги заседания Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров во главе с заместителем председателя Правительства РФ Ольгой Голодец. Члены Совета оценили успехи вузов-участников Проекта 5-100 и  их «дорожные карты» на 2018-2020 годы. В лидирующую группу Проекта 5-100 вошли НИУ ВШЭ, Университет ИТМО, НИЯУ МИФИ, МФТИ, НГУ, НИТУ «МИСиС», ТГУ.

    Главной повесткой встречи вузов-участников Проекта 5-100  (всего 21 университет) стало рассмотрение «дорожных карт» по реализации Программ повышения конкурентоспособности университетов на 2018-2020 годы. Университеты представили свое видение развития на четвертый этап реализации Программы 5-100: уточнили свои стратегические цели и планы в соответствии с выбранными целевыми моделями развития. Каждому вузу отводилось 10 минут на презентацию и 20 минут на вопросы от членов Совета и дискуссию, еще 10 минут были заложены на подведение итогов.

    Ольга Голодец и Андрей Волков

    До очной защиты «дорожных карт» была проведена оценка эффективности университетов-участников Проекта по ряду критериев, заложившая основы для итогового ранжирования вузов. Так, общая оценка вузов-участников строилась по итогам оценки за представленность университета в рейтингах, в том числе предметных, и за достижение количественных показателей, характеризующих публикационную активность вузов, степень интернационализации, качество приема и другое. Третьей составляющей в итоговой оценке стал балл, полученный от членов Совета по результатам очной защиты «дорожной карты». Совет оценивал то, что трудно поддается количественным измерениям: оценивалось понимание стратегии развития вуза и адекватность целевой модели, амбициозность и достижимость целей и задач развития университета, наличие команды, способной реализовать задуманные планы.

    По результатам защиты вузы выделены в три группы.

    В «первом эшелоне» лидеров Проекта 5-100: НИУ ВШЭ, Университет ИТМО, НИЯУ МИФИ, МФТИ, НГУ, НИТУ «МИСиС», ТГУ.

    Во второй группе: КФУ, РУДН, Сеченовский университет, СПбПУ, ТПУ, ТюмГУ, УрФУ.

    В третьей группе: ДВФУ, Самарский университет, Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, ЮУрГУ, БФУ, ЛЭТИ, СФУ.

    Результаты заседания Международного совета

    «Совет работает без радикальных изменений правил с 2012 года. Первый этап Проекта 5-100 закончится в 2020 году. Я рассчитываю, что проект будет продолжен за пределами этого срока», – прокомментировал заместитель председателя Международного совета Андрей Волков.

    Члены Международного совета отметили, что вузы первой волны проделали огромный путь по трансформации своей работы – на образовательном, научно-исследовательском и административном уровнях. Буквально за два года, что очень немного по меркам истории, вышли на понимание того, как изменяться, и развиваются в соответствии с выбранными моделями. Университеты-лидеры удивляют совершенно в неожиданных областях: так, все вузы «первого эшелона» уже представлены в ТОП-100 предметных рейтингов QS и/или Times Higher Education – за три года до окончания первого этапа Проекта 5-100 в 2020 году.

    В Екатеринбурге Университет ИТМО представляла делегация, в которую вошли ректор Владимир Васильев, первый проректор Дарья Козлова, которая также выступила докладчиком, директор мегафакультета фотоники Владислав Бугров,  профессор  кафедры химии и молекулярной биологии Евгений Пидько и магистрант кафедры компьютерных технологий Дарья Яковлева.

    Делегация Университета ИТМО

    Время, прошедшее с момента последней встречи с членами Международного совета, во многом прошло для Университета ИТМО под знаком IT. Программисты вуза в седьмой раз стали чемпионами ACM ICPC, язык программирования Kotlin, разработанный выпускниками университета, признан официальным языком Android, университет два года подряд входит в ТОП-100 предметного рейтинга Times Higher Education по Computer Science. Поэтому концепция презентации была сконцентрирована на идее программирования будущего Университета ИТМО, «языка» этого программирования и кода, из которого будет складываться успех вуза в ближайшие несколько лет и на десятилетнюю перспективу.

    Код Университета ИТМО выведен в формуле: V F PS SS, где V - values (ценности), F - fundamental (фундаментальность), PS - professional skills (профессиональные навыки), SS - soft skills («надпредметные» компетенции).

    Через код ИТМО была представлена стратегия развития университета по направлениям образовательной, научно-исследовательской деятельности, формированию экосистемы университета и трансформации модели и системы управления университета.

    «На Совете команда Университета ИТМО защищала "дорожную карту" по реализации Программы 5-100 на ближайшие три года. Вуз представил траекторию своего развития и ключевые акценты трансформации. Видение по развитию университета формировалось в процессе стратегических сессий с участием преподавателей, ученых, обучающихся, представителей администрации вуза, в ходе экспертных обсуждений на заседаниях Международного и Наблюдательного советов Университета ИТМО. Планы сформированы и одобрены, начинаем реализацию!» – говорит начальник Управления стратегического развития Марианна Чистякова.

    Дарья Козлова и Владимир Васильев

    «После презентации у нас была очень конструктивная дискуссия с членами Международного совета. Ряд вопросов был посвящен второму кампусу Университета ИТМО (ITMO HighPark): его модели управления, устойчивости бизнес-модели и срокам запуска. Совет интересовали вопросы трансформации магистратуры: механизмы обеспечения качества, международная аккредитация образовательных программ. Интерес вызывали наши планы по введению блока по цифровой культуре: что именно мы вкладываем в понятие "цифровая культура", включаем ли цифровую этику и другое. Обсуждались вопросы по индивидуальным образовательным траекториям и свободе выбора студентами своих треков развития. В целом дискуссия получилась очень конструктивной и позитивной. Вопросы подсказали мне некоторые приоритетные задачи, которые мы начнем реализовывать уже в ближайшее время», – делится первый проректор Университета ИТМО, докладчик вуза на защите Дарья Козлова.  

    Посмотреть презентацию Университета ИТМО на русском и английском языках можно по ссылкам.

    news.ifmo.ru

    Как складывается карьера после Университета ИТМО – рассказывают выпускники

    Первая половина июля — время, когда большинство студентов последних курсов может расслабиться: экзамены позади, и можно смело начинать (или продолжать) строить карьеру — уже в качестве дипломированных специалистов. Мы решили рассказать, как развивается этот процесс у выпускников и студентов Университета ИТМО: под катом истории о совмещении работы и учебы с пользой и для карьерного роста, и для оценок.

    / Фото Dean Hochman / CC

    Работа тогда и сейчас: рассказывают выпускники


    Готовя этот материал, мы задавали вопросы выпускникам Университета ИТМО разных лет. Каждый из них добился высот в своей профессии, и все они начинали работать еще в университете: кто-то с первых курсов, а кто-то — уже в аспирантуре.

    Роман Головня


    Тогда: оператор варочного участка на пивоваренном заводе [в Университете ИТМО занимаются не только информатикой и оптикой, но и развитием многих других современных индустрий. Например — новыми технологиями в пищевой промышленности]

    Сейчас: Директор пивоваренного завода. Задача — своевременный выпуск качественной продукции в необходимом объеме и ассортименте с минимальными затратами. И все это должно быть безопасно.



    Александр Крупин


    Тогда: системный администратор

    Сейчас: «Работаю Scrum-мастером команды, которая занимается разработкой бизнес-логики в базе и созданием Highload-модулей системы. Занимаюсь как управлением рабочими процессами, так и непосредственно разработкой»



    Николай Бабин


    Тогда: администратор в кофейне в ночные смены, затем — инженер-механик пищевой промышленности

    Сейчас: Генеральный директор МИП «Пищевые технологии и оборудование», основная задача — продвигать инновационные разработки Университета в области пищевых технологий, от идеи до готового продукта; привлечение финансирования.



    Дмитрий Ильин


    Тогда: оператор в компании, специализирующейся на лазерной резке металла

    Сейчас: «В данный момент я работаю в компании, занимающейся металлообработкой, а точнее изготовлением металлических корпусных изделий. На нашем производстве много разный участков по каждому направлению металлообработки. Токарный, фрезерный, слесарный, каркасный и другие.

    Я работаю руководителем участка лазерной резки. Так как данное направление на нашем производстве появилось с моим приходом, мне пришлось с нуля организовывать работу участка. Набор и обучение сотрудников, выбор новых лазерных комплексов и изучение их возможностей и особенностей, ремонт оборудования: замена оптических элементов, юстировка лазера, подбор режимов для резки и т.д. — все это входило в круг моих обязанностей»



    Роман, Александр, Николай и Дмитрий рассказали нам о том, как у них получалось совмещать работу с учебой, в чем научные достижения помогли их карьере, и как современные работодатели относятся к выпускникам Университета ИТМО. А пока — о том, почему в Университете ИТМО считают, что работа и учеба друг другу не мешают:

    Работа и учеба: как относятся к совмещению в вузе?


    Во многих вузах вопрос о совмещении учебы и работы воспринимается скорее негативно — считается, что студенты должны посвящать все время учебе, а работа только отвлекает от нее. В Университете ИТМО дело обстоит иначе — Ксения Сорбалэ, аналитик Центра карьеры обучающихся Университета ИТМО, отмечает, что в нашем вузе не только поощряют работу по специальности, но и считают, что это — необходимый элемент получения профессии. Далеко не все практические задачи реально изучить в стенах университета — особенно когда речь идет о такой быстро развивающейся сфере как ИТ:
    По данным статистики Центра карьеры Университета ИТМО, около 60% ребят совмещают работу и учебу. Несмотря на достаточно напряженную и сложную учебную программу, студенты все чаще осознают потребность в применении своих теоретических знаний на практике. Как правило, студенты начинают свою трудовую деятельность в конце 2 курса, многие из них уже тогда задумываются о прохождении летней стажировки, которая является хорошей возможностью для «прокачки» своих знаний и навыков.

    Несмотря на активную политику «опережающего образования», которую проводит наш Университет, к сожалению, не всегда учебная программа успевает за быстрыми темпами развития общества и технологий, в связи с чем крайне важно прививать студентам идею, что «теория не работает без практики». А необходимый практический опыт можно получить лишь при непосредственном включении в процесс и решении реальных технологических задач.

    — Ксения Сорбалэ


    Выпускники Университета ИТМО подтверждают: строить карьеру еще во время учебы сложно, но вполне реально — им, например, это удалось:
    Сможешь ли ты учиться и работать одновременно — зависит от разных факторов: работодатель, учебный процесс, личностные характеристики. Если все сойдется, то совмещать вполне реально. У меня получилось. Думаю, около половины ребят с потока работали. Кто-то — по специальности, кто-то — нет. Найти работу, которая не требует много времени, и при этом связана со специальностью — идеально.

    — Александр Крупин


    Я работал все 5 лет обучения администратором в кофейне в ночные смены, на последнем курсе параллельно с написанием диплома трудился на молокозаводе аппаратчиком и мастером цеха. Конечно, работать и учиться сложно, но при должной степени заинтересованности совмещение возможно. Из 20 одногруппников работали в той или иной степени во время обучения около 10 человек.

    — Николай Бабин


    Во время первой работы по специальности я параллельно поступил и учился в аспирантуре. Совмещать дневную работу 5 через 2 и очную аспирантуру — тяжело, но вполне реально. Правда после двух лет учебы я ушел из аспирантуры и занялся только работой. Насколько я помню, на последних курсах университета и уж точно в аспирантуре большинство знакомых уже работало. Совмещать при желании было вполне реально. Правда работа была в основном на неполный рабочий день.

    — Дмитрий Ильин


    Если работа не мешает учебе — это, разумеется, неплохо. Гораздо лучше, когда учеба и работа взаимно дополняют друг друга. Выпускники Университета ИТМО приводят примеры того, как свои успехи на работе им удалось интегрировать в учебный процесс:
    Первая работа более менее «по специальности» — системный администратор. Мне было тогда 22 года, и учился я на 4-м курсе. В мои обязанности входило помогать всем с решением технических проблем на компьютерах сотрудников, а так же заниматься всяким корпоративным дизайном — рисовать макеты рекламной продукции в графических редакторах.

    Впоследствии в свободное рабочее время я разработал некую программу-утилиту, которая интегрировала две компьютерные системы, используемые в компании, что сильно упростило несколько рабочих процессов. О процессе интеграции я позже написал в магистерской диссертации.

    — Александр Крупин


    [Первая работа по специальности] — оператор варочного участка на пивоваренном заводе. Мне было 23 года, я был аспирантом. На этой работе я контролировал процесс варки пивного сусла. Процесс был практически полностью автоматизированным — все управление осуществлялось с помощью компьютера.

    График работы позволял мне работать и учиться в аспирантуре. Моя работа, конечно, помогала учебе, так как тема диссертации была близка к пивоварению.

    — Роман Головня


    Обязательные практики: отработка не «ради галочки»


    Обязательные практики есть почти в каждом вузе — некоторые студенты воспринимают их как утомительную «отработку», которая попросту съедает часть и без того не очень длинных летних каникул. Мы стараемся, чтобы у студентов Университета ИТМО отношение к летней практике было другим — и для этого уже с первой, ознакомительной практики, которая проходит на втором курсе, стараемся познакомить их с работой крупных компаний, где можно начать строить карьеру еще до окончания вуза.

    Вот часть компаний, где проходят практики студентов Университета ИТМО:

    • Яндекс
    • Jet Brains
    • Epam
    • Технологический Центр Дойче Банка
    • «СберТех»
    • ГК «Транзас»
    • «SAP»
    • «Roi on Intellegence»
    • «EY»
    • Пивоваренная компания «Балтика»
    • Промышленные предприятия: АО «Заслон», «Ломо», «Диаконт»

    С каждым годом ценность студентов ИТМО на рынке труда растет, это, в первую очередь, связанно с значительными успехами Университета и высоким качеством подготовки специалистов. Из-за этого конкуренция среди компаний, которые готовы принять студентов на практику, достаточно высока.

    В последнее время все чаще крупные международные компании, не только из сферы IT, такие как: «Samsung», «Siemens», «Electrolux», «P&G», «Heineken», «Сoca-Cola», — заинтересованы в тесном сотрудничестве с вузом в отношении подготовки высококвалифицированных кадров.

    — Ксения Сорбалэ


    Ксения подтверждает: для многих студентов обязательные практики становятся не просто местом знакомства с той или иной компанией, но и стартом карьеры. «Job offer» по итогам практики получает порядка 30% студентов.

    Правда, познакомиться с тем, как устроена та или иная компания, учащиеся Университета ИТМО могут не только на практике — мы проводим большое количество мероприятий (карьерные дни, лекции представителей компаний и т.д.), которые помогают студентам разобраться в том, чем занимается тот или иной бизнес, и понять, где им будет интереснее работать. Ну а если студент заранее знает, где хочет практиковаться, ему помогает Центр карьеры обучающихся:

    
Также мы оказываем поддержку тем студентам, которые находят компании для прохождения практики самостоятельно, согласовываем документы, подписываем договоры о сотрудничестве. Бывают случаи, когда студенты приходят к нам в Центр с просьбой помочь пройти практику в определенной компании, тогда мы связываемся с компанией, пишем рекомендательное письмо, полностью осуществляем все документальное обеспечение.

    — Ксения Сорбалэ


    На последнем курсе университета на преддипломную практику я пошел в ГОИ, на направление голографии. Во время работы над дипломом мой научный руководитель познакомил меня с моим будущим руководителем. В 2006-м после защиты диплома я устроился на работу оператором в организацию, которая занималась лазерной резкой металла.

    Мне было 23 года. В обязанности входило, помимо работы на лазерном комплексе (установка необходимых для качественной резки металла режимов), также и юстировка и ремонт лазера. Здесь мне пригодилась вся теория, полученная в Университете. Благодаря специальности и полученным знаниям, за 5 лет работы в данной организации с должности оператора дошел до должности главного инженера.

    — Дмитрий Ильин


    Что думают работодатели о выпускниках Университета ИТМО


    Победы Университета ИТМО на международных соревнованиях, попадание в тематические рейтинги — все это приводит к тому, что работодатели проявляют к выпускникам Университета заметный интерес. Ксения Сорбалэ отмечает, что в Университет ИТМО все чаще обращаются не только российские, но и международные компании, готовые побороться за выпускников. Хотя, как справедливо замечает Александр Крупин, одного престижа вуза для успешного трудоустройства будет мало — придется подтвердить свой высокий статус на практике:
    Думаю, что работодатель в первую очередь смотрит опыт работы и на то, как претендент ведет себя на собеседовании, а уже потом на университет, который окончил претендент.

    — Александр Крупин


    С другой стороны, есть сферы, в которых за выпускников Университета ведется настоящая борьба:
    Университет готовит ряд уникальных специалистов, к примеру, специалистов по пивоварению (это всего около 6 чел.), которые крайне востребованы на рынке труда, а ситуация такова, что спрос на таких специалистов в 5 раз превышает предложение (т.е реальное количество выпускников с профильным дипломом).

    — Ксения Сорбалэ


    Могу говорить о трудоустройстве в области пищевой индустрии — да, практически на каждом пищевом заводе есть выпускники ИТМО, и диплом нашего Университета однозначно является преимуществом.

    — Николай Бабин


    Что дает Университет будущему профессионалу — помимо теории


    К сожалению, одних теоретических знаний недостаточно, чтобы обеспечить успешный старт карьеры. Нашим выпускникам, например, порой не хватает так называемых «soft skills», которые крайне важны при приеме на работу.

    Еще одно направление, по которому, как отмечает Роман Головня, ожидания работодателя не всегда соответствуют действительности — это «Бережливые» (Lean) технологии. С другой стороны, все выпускники, пообщавшиеся с нами, отметили, что Университет дал им не только базу для работы, но и воспитал «умение учиться», с которым ни один вопрос не станет неразрешимой проблемой:

    Здесь все зависит от человека, который эти знания получает. Если впитывать всю информацию, зная, что тебе это пригодится, — результат будет гораздо выше. Я, когда учился на 2-4 курсах, не думал, что пойду по специальности. Поэтому ко многим вещам относился не так серьезно, как следовало бы.

    Потом, столкнувшись с лазерными технологиями по работе, понял, что пробелы в знаниях есть. Но та база, которую получил в Университете, давала возможность быстро и самостоятельно разбираться со всеми проблемами.

    — Дмитрий Ильин


    В то время, когда я учился, были даны базовые знания, а так же умение находить решение многих проблем самостоятельно. Этому важно научиться, и тогда сможешь работать почти где угодно. Остальные умения получаются в ходе решения проблем.

    — Александр Крупин


    В любом случае, учеба в аспирантуре придала ускорение моей карьере: анализ результатов, поиск корневых причин, абстрактное мышление, английский язык, наконец, поднесение материала — все это необходимые атрибуты современного бизнеса.

    — Роман Головня


    О чем еще мы рассказываем на Хабре:


    habr.com

    ЛИТМО - это... Что такое ЛИТМО?

    Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики является одним из лидеров в подготовке специалистов в области передовых информационных[1][2] и оптических технологий.

    На дневном отделении обучаются более 9 тысяч студентов[3]. В университете работают более 600 преподавателей, из них более 390 докторов и кандидатов наук[4]. Профессиональная подготовка ведется по 28 образовательным программам высшего профессионального образования[5].

    В 2007 году было подано 3825 заявлений о приёме, конкурс составил 2,2 человека на место. На I курс зачислено 1770 студентов[3].

    В университете существует один из лучших в России центров по отбору и подготовке молодых одарённых программистов. Команда университета стала первым чемпионом России по программированию в 1996 году. Сборная команда университета является постоянным российским участником финала студенческого командного чемпионата мира по программированию. В 2008 году команда СПбГУ ИТМО во второй раз стала абсолютным чемпионом мира по программированию и тем самым вывела университет на 1-ую строчку в мировом рейтинге по итогам выступлений за последние 10 лет. В 2009 команда ИТМО (причем в другом составе) в третий раз завоевала кубок.

    В подготовке будущих специалистов принимают участие ведущие учёные и специалисты базовых кафедр университета, созданных на ряде предприятий и организаций: ФГУП «Научно-производственная корпорация „Государственный оптический институт им. С. И. Вавилова“»[6], АО «ЛОМО», ОКБ «Электроавтоматика», Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д. И. Менделеева, Научно-исследовательский институт электрофизической аппаратуры им. Д. В. Ефремова.

    История

    Университет является одним из старейших учебных заведений России. Подготовка специалистов началась в 1900 году[7], когда в Ремесленном училище цесаревича Николая было создано механико-оптическое и часовое отделение[8]. На базе этого отделения был создан Техникум точной механики и оптики в 1920 году, а впоследствии — Ленинградский институт точной механики и оптики (ЛИТМО) в 1930 году. Институт развивался как технический вуз с подготовкой инженеров по широкому кругу специальностей. В 1980 году ЛИТМО за заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров для народного хозяйства страны и развитии научных исследований был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1994 году институту по итогам государственной аттестации был присвоен статус Университета.

    В 2003 году Университет был переименован в Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики. В настоящее время Университет ИТМО — ведущий технический университет России[9][10].

    С 1996 года ректором университета является заслуженный деятель науки Российской Федерации, председатель совета ректоров вузов Петербурга (с 2004 года), вице-президент Российского союза ректоров (с 2006 года)[11], доктор технических наук, профессор Владимир Николаевич Васильев[12].

    В. Н. Васильев, ректор Университета ИТМО

    Структура

    • НИИ наукоемких компьютерных технологий НИИ НКТ

    Факультеты и институты

    Исследования

    Основные фундаментальные исследования ведутся в областях[13]:

    • квантовая электроника и нелинейная оптика[6];
    • оптика биотканей;
    • физическая оптика и спектроскопия[6];
    • лазерные и оптические технологии[6][14][15][16];
    • энергомониторинг;
    • нецентрированная оптика;
    • компьютерные технологии[17];
    • управление роботами;
    • теория нелинейных систем;
    • компьютерные сети;
    • распределенные вычисления и системы[18].

    В результате исследований ученые и специалисты университета создают качественно новые системы приборов[19], технологии и материалы: лазерные аэрокосмические системы, пикосекундные лазеры, лазерные оптические технологии, композиционные материалы, оптоэлектронные измерительные системы, оптические сенсоры для промышленных и экологических применений.

    Отдел внеучебной работы

    • СтудТВ
    • Клуб любителей классической музыки
    • Аниме-клуб
    • Rock Club
    • Художественная студия
    • Фотостудия
    • Ассоциация спортивного бильярда, дартса и боулинга
    • Вокальная студия
    • Командное программирование
    • ЛитературноеМолодежноеОбъединение (ЛИТМО)
    • Клуб ролевых игр «Перекресток»
    • Студия «body art»
    • ЧтоГдеКогда
    • Extrim life
    • Fire Show
    • КВН
    • Студия Street dance
    • Театральная студия

    Фотографии

    Примечания

    Ссылки

    Университетские сайты
    Неофициальные и студенческие порталы

    Wikimedia Foundation. 2010.

    dic.academic.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о