Как разбираться в классической музыке: Как научиться разбираться в классической музыке

Содержание

как начать ее слушать и даже полюбить / Новости города / Сайт Москвы

Культура

Пять советов новичкам на пороге филармонии. Притворяемся своими в мире меломанов, готовимся к концертам и не засыпаем во время симфоний.

Постоянные посетители концертов в Мемориальном доме-музее А.Н. Скрябина хорошо знают коллектив «Школа / Škola crew». Артисты всегда предваряют исполнение классики небольшой лекцией, на которой объясняют, как слушать то, что сейчас прозвучит.

Mos.ru начинает публиковать серию материалов, в которых пианистка и участница «Школа / Škola crew» Александра Стефанова помогает разобраться в классике. Первый выпуск посвящен самому сложному — с чего начать свой путь к серьезной музыке.

Нужно ли готовиться к походу на концерт?

— Прежде чем начать слушать классическое произведение, можно обратиться к бэкграунду — узнать, на фоне каких исторических событий была написана эта музыка, что в этот момент происходило в жизни композитора. По моему мнению, так ее будет легче воспринимать. Лучше не ждать, что понимание придет само. Наоборот, это требует определенной подготовки, вложений. Ничего страшного, если сначала сложно отличить музыкальные стили. Это все нарабатывается — было бы желание.

Мы с моими коллегами — музыкантами и художниками из «Школы / Škola crew» — занимаемся таким ликбезом. Перед концертами я даю слушателям базовые знания: рассказываю о композиторе, жанре, истории создания. Но бывает и наоборот, когда слушателю проще сначала познакомиться с произведением, а потом уже узнать все остальное о нем.

Можно ли притвориться, что разбираешься в классике?

— Конечно! Наденьте свой лучший костюм, идите в филармонию, займите свое место, сделайте лицо построже и постарайтесь примерно 120 минут (с перерывом) не выдавать, что вам скучно.

Главное правило — никогда не аплодируйте первым. Аплодируйте, когда все остальные это делают, но ни в коем случае не между частями произведений — это моветон (самое смешное, что никто из сидящих в зале на самом деле не знает, почему нельзя это делать). Так вы точно сойдете за знатока, и никто не заподозрит, что вы чего-то не понимаете.

А если серьезно — зачем притворяться? Просто получайте удовольствие от того, что слушаете.

На концерте интересно, но почему-то клонит в сон. Это плохо?

— Нет. Неподготовленному зрителю действительно очень сложно высидеть весь концерт, сконцентрировавшись исключительно на музыке. Поэтому в команде «Школа/Škola Crew» есть художники, которые к каждому концерту готовят анимированные проекции. Перед этим мы вместе разбираем произведения — изучаем историю их создания, биографии авторов, выделяем смысловые части.

С произведений какого композитора лучше начать?

— Здесь единого рецепта нет. Для того чтобы понять, что вам по душе, нужно послушать произведения разных композиторов. Кто-то лучше воспринимает Моцарта, кто-то — Чайковского, а кто-то — Дебюсси. Одно можно сказать с уверенностью: если вы не начнете слушать музыку, то вы никогда не узнаете, кто вам больше нравится.

Можно попробовать подступиться с другой стороны: начать слушать современных композиторов, с которыми нас разделяют не века, а годы. Но вот мой совет: постарайтесь дослушать произведение до конца.

Что лучше — живой концерт или хорошая запись?

— Разница, конечно, есть, но одно не исключает другого. Если вам комфортнее слушать музыку дома — пожалуйста. Но на концерте больше шансов установить прямой контакт с исполнителем, оказаться с ним на одной волне. Музыка влияет на вас именно в ту самую секунду, именно в то время, когда исполняется. И вы не просто слушатель, а соучастник. Бывает, что во время выступления у исполнителя возникает особое вдохновение, которого не было во время записи.

Теги

концерты классика классическая музыка музей Скрябина

Сферы

Культура

Все новости

Как слушать классическую музыку • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

Курс

Музыканты Петр Айду и Григорий Кротенко и искусствовед Константин Дудаков-Кашуро — о том, что мешает нам наслаждаться классической музыкой и что нужно знать, чтобы ее полюбить

Курс был опубликован 1 октября 2015 года

Лекции

i

1/4

Читают Петр Айду, Григорий Кротенко, Константин Дудаков-Кашуро

20 минут

1/4

Чем музыка отличается от шума

Как композиторы приручили шум, зачем стали использовать швабры, тарелки и железки и какие звуки можно извлечь из обычного контрабаса

Читают Петр Айду, Григорий Кротенко, Константин Дудаков-Кашуро

20 минут

Конспект

Поделиться:

    2/4

    Читают Петр Айду, Григорий Кротенко

    14 минут

    2/4

    Мифы о классической музыке

    Классика — это шедевры великих композиторов, доступные только серьезной, подготовленной публике и исполняемые в специальных местах, — и другие ошибочные мнения

    Читают Петр Айду, Григорий Кротенко

    14 минут

    Конспект

    Поделиться:

      3/4

      Читают Петр Айду, Григорий Кротенко

      18 минут

      3/4

      Зачем играть на старинных инструментах

      Кому пришло в голову воскрешать забытую музыку и восстанавливать инструменты, на которых давно никто не играет, и чем это грозит традиционным представлениям о классике

      Читают Петр Айду, Григорий Кротенко

      18 минут

      Конспект

      Поделиться:

        4/4

        Читают Петр Айду, Григорий Кротенко

        20 минут

        4/4

        Оркестр без дирижера

        Как функционирует оркестр без диктатора, могут ли музыканты понять друг друга и как в СССР был поставлен уникальный эксперимент

        Читают Петр Айду, Григорий Кротенко

        20 минут

        Конспект

        Поделиться:

          Конспект

          Граница между шумом и музыкой субъективна: люди, которые любят классику, называют шумом поп-музыку, и наоборот — те, кто любит легкую музыку, воспринимают академические произведения как непонятный шум.

          Если мы представим себе оба типа звуков на плоскости, то музыкальный звук, тон, будет выглядеть как строго периодическое колебание, а шум — хаотически. В природе же шум и звук соседствуют друг с другом; только человек их классифицирует.

          Ближе к XIX веку, в эпоху романтизма, шумовые звуки начинают внедряться в европейскую классическую музыку как музыкальные краски. К началу XX века, когда существующий музыкальный язык зашел в тупик, художники-новаторы увидели в шуме возможность общения с окружающим миром для современного человека. В среде русского футуризма выросли идеи введения, с одной стороны, музыки в производство (таким образом, чтобы она оказывала стимулирующее влияние на трудящихся), с другой — машин в музыку (создавая, например, симфонии на основе звуков заводов). С середины 1920-х годов уже даже в среде школьников, пионеров большую популярность приобрели шумовые оркестры, где зазвучал весь окружающий быт.

          В начале 1930-х годов, с приходом звукового кино, эксперименты с шумами появляются и в кинематографе. Одновременно на Западе возникает экспериментальная музыка, прежде всего связанная с именами Джона Кейджа, Пьера Шеффера, Эдгара Вареза, — много рефлексирующая на тему шума. Продолжившись уже после войны в Мекке современных авангардистов —германском Дармштадте, эти эксперименты привели даже к своего рода табу на традиционные (в бытовом понимании) музыкальные звуки: из инструментов стали извлекать любые звуки, кроме собственно музыкальных. Так, движение смычка поперек струны заменяется движением смычка вдоль струны или же сам смычок заменяется куском пенопласта; используются различные части инструмента для извлечения разного рода шумов и так далее.

          Различия между инструментами и не инструментами стали стираться, и весь мир стал своего рода инструментом. Любой звук (в том числе и шумовой) для музыканта стал просто-напросто средством выразительности.  

          Конспект

          Мы сталкиваемся со многими стереотипными представлениями о классической музыке.

          Миф № 1: классика — это вершина музыки. Согласно этому мифу, европейская классическая музыка является вершиной эволюции музыкального искусства. На деле, помимо европейской, параллельно существует еще несколько великих музыкальных классических традиций: иранская, арабская, китайская классика, — не меняющиеся на протяжении длительного времени.

          Миф № 2: классика записана раз и навсегда. Существование нотной записи как бы подразумевает, что музыка окончательно зафиксирована и может быть легко воспроизведена в любой момент. На самом деле нотная запись дает лишь условные указания, и, только хорошо понимая множество других обстоятельств создания музыки, музыкант может воспроизвести ее адекватно. Поэтому слушатели классической музыки ходят слушать не само произведение, а его интерпретацию. Иначе не было бы никакой разницы между учеником школы и прославленным маэстро.

          Миф № 3: классику надо слушать в концертном зале. Этой традиции всего примерно двести лет, но она уже умирает. Когда она была действительно жива, бо́льшую часть музыки люди играли для себя сами. Позже любители музыки стали составлять общества, нанимать оркестры и строить концертные залы. Так появились филармонии  Филармония — (от греч. phileo — «люблю» и harmonia — «гармония, музыка»)..

          Миф № 4: классику сложно понять. Разделение музыки на «серьезную» и «легкую» к середине XX века привело к тому, что появилось представление, будто академическая музыка не может быть несерьезной, а слушатель должен быть настроен на прослушивание чего-то возвышенного. На самом деле в академической музыке присутствуют и несерьезные вещи.

          Миф № 5: чтобы слушать классику, нужны специальные навыки. Подразумевается, что исполнители не допускают ни одной фальшивой ноты, а у слушателей должен быть некий абсолютный слух. На деле абсолютный слух — всего-навсего вид памяти, способность запоминать высоты звуков. Другая разновидность музыкального слуха — относительный слух, когда человек запоминает интервалы между нотами; это просто навык, который развивается с помощью упражнений.

          Миф № 6: вся классика — это шедевры великих композиторов. В действительности бывает, что шедевр принадлежит вовсе не великому композитору, а произведение великого композитора, наоборот, довольно слабое. Композиторам, которые стали великими, принято приписывать все самое выдающееся и новаторское. Например, Баху приписывается, что он изобрел и ввел так называемую равномерную темперацию и современную аппликатуру игры на клавишных инструментах. На самом деле это не так, и в свое время Бах считался старомодным композитором. Если ограничиться в музыке только шедеврами, то невозможно будет понять, чем шедевр отличается от не шедевра и почему он — шедевр. Простой современный слушатель вряд ли отличит Моцарта от Сальери.  

          Конспект

          Мысль реконструировать забытую музыку и вообще забытую культуру — это модернистская идея. В XVI–XVII веках не было такого понятия, как старинная музыка. Так, опера шла, как правило, несколько представлений, после чего писалась новая. Правда, если покопаться в документах прошлого, можно найти указания на то, что некоторые музыканты задумывались о том, что можно играть музыку, написанную прежде, на инструментах, современных этим произведениям. Но в целом история открытия старинной музыки началась в 1901 году, когда было основано первое концертное Общество старинных музыкальных инструментов.

          В XX веке даже появилась мода на подделки под музыку эпохи барокко. Сама эта музыка открывалась постепенно. Так, Вивальди стал знаменит только
          в 20-х годах XX века.

          В 1960-е годы начинает развиваться течение аутентичного исполнительства: его лидеры — Густав Леонхардт, Николаус Арнонкур, братья Кёйкен — выдвигают тезис о том, что музыку нужно исполнять на тех инструментах, для которых она была написана, и в соответствии с правилами той эпохи, когда музыка была сочинена. Они стали изучать теоретические труды, трактаты, авторские манускрипты с характерными особенностями записи. И вот вы берете текст, берете инструмент, на котором играл, скажем, Моцарт, и язык композитора начинает оживать: сам инструмент диктует, как произносить моцартовский текст.

          Постепенно аутентичное движение распространяется практически на всю музыку, не столько старинную, но и уже на классическую: на Бетховена, Чайковского, Малера. Чтобы не нарушать внутренний баланс музыки, ее стали исполнять такими составами и на тех инструментах, для которых она была создана, таким образом, постепенно отбирая репертуар у традиционного симфонического оркестра. 

          Конспект

          Кажется, что в оркестре должен быть дирижер, так же как в автомобиле должен быть водитель. Однако дирижер в оркестре появился только в XIX веке. Можно считать, что только с бетховенской симфонической музыки началась эпоха дирижирования как отдельной профессии.

          Естественно, в любом ансамбле всегда был один лидер или несколько (обычно первая скрипка или клавесинист), и до поры не требовалось отдельно стоящего человека, вооруженного неслышимым инструментом в виде палочки. Но постепенно оркестры стали разрастаться — число участников концерта стало исчисляться сотнями.

          Одновременно в эпоху романтизма появился культ героя, который возносится над толпой. Так фигура, которой изначально отводилась техническая роль, получила исключительное право на интерпретацию. Вообще, вся симфоническая музыка романтизма устроена таким образом, что эта форма музицирования оказывается удобной и логичной.

          Однако симфонический оркестр без дирижера все-таки возможен. Таким был Первый симфонический ансамбль, или Персимфанс. Он был образован в Москве в 1922 году и просуществовал больше десяти лет. Автором идеи был Лев Моисеевич Цейтлин, выдающийся скрипач, — под его авторитет собрались музыканты из разных оркестров и театров и дали свой первый концерт.

          Персимфанс разработал систему, как коллектив без лидера может сыграть вместе партитуру: во-первых, особый способ посадки оркестрантов на сцене — по кругу, частично спиной к зрителю. Во-вторых, условные обозначения, которыми помечались в партитурах ключевые места. На самый первый концерт было потрачено шестнадцать репетиций, а дальше, с усовершенствованием метода работы, их становилось все меньше, и постепенно на каждую программу их приходилось уже около шести.

          Персимфанс вывел симфоническую музыку за пределы филармонических площадок и исполнял ее, например, в цехах заводов — это была новаторская идея в духе того времени. Работал он по принципу камерного ансамбля: все участники процесса были равноправны, хотя существовал актив, отвечающий за выбор произведения, предварительное изучение партитуры и выработку концепции исполнения.

          Персимфанс издавал свой журнал с подробностями об исполняемой музыке, раздавал анкеты, в которых спрашивал мнение зрителей, — это была целая музыкальная организация со своей философией и стилем. В 1927 году именно Персимфанс привез в Советский Союз Прокофьева. Луначарский наградил ансамбль званием заслуженного коллектива республики, а правительство выделило денежный приз — первую и последнюю поддержку от государства.

          В 1929 году, когда Луначарский был отправлен в отставку, партийные покровители ансамбля начинают один за другим терять посты: получилось так, что сочувствующие Персимфансу партийцы оказались противниками Сталина в вопросе о земле. В 1930 году все эти люди были отстранены от руководства, потом начались знаменитые процессы и стало ясно, что конец Персимфанса не за горами.

          Кроме того, условия работы музыкантов на своих основных местах постепенно стали такими, что они просто не успевали репетировать и в конце концов приняли решение разойтись.

          В 2008 году в Москве деятельность Персимфанса была возобновлена.  

          Материалы к курсу

          Музыканты — о жизни и музыке

          Лекторы курса рассказывают смешные истории

          Важнейшие произведения в истории музыки

          15 сочинений, после которых мир стал другим

          Предыстория попсы

          Хроника становления музыки все более массовой и популярной

          Главные изобретения в классической музыке

          Струна Пифагора, гвидонова рука, граммофон и многое другое

          Что хочет сказать дирижер

          Исполнение знаменитого бетховенского «Та-та-та-та-а-а» главными дирижерами мира

          Как слушать современную музыку

          «Что хотел сказать автор» — объясняют сами авторы

          Где слушать классическую музыку

          Почему машина подходит для рока и барокко, но не для Вагнера

          Знаменитые композиторы-дилетанты

          Иван Грозный, Лев Толстой, Фридрих Ницше и не только

          Несколько эпизодов из истории фортепиано

          Печальная судьба главного инструмента современности

          Семейство контрабасов

          Почти 400 лет истории инструмента и его метаморфозы

          Что читать о классической музыке

          Самые полезные книжки об истории и теории музыки, на взгляд лекторов

          Как слушать Лунную сонату

          Новый взгляд на надоевшую музыку Бетховена

          Радио романтика

          Треки, которые могли оказаться в плеере Байрона и Гофмана

          Патриотическая музыка

          От Ивана Грозного до СССР: история духоподъемной музыки нашей страны

          Сказители-звезды

          7 коротких рассказов о главных певцах былин Русского Севера

          Мотет, написанный в честь купола

          Как композитор Возрождения повторил в музыке пропорции одного из самых знаменитых храмов

          Краткий учебник по русскому авангарду

          Главные достижения авангардной мысли XX века в семи видах искусств

          Как полюбить японскую традиционную музыку

          Минимальные знания для того, чтобы научиться слушать гагаку

          Приключения одного концерта

          Как нашелся потерянный концерт, написанный в России в начале XIX века

          Что слушали в дореволюционной России

          Плейлист с короткими рассказами об исполнителях

          Политическая опера Екатерины Великой

          Музыкальная пропаганда Греческого проекта

          Берестяные грамоты — 2022: дети в заложниках у князя и деньги над печкой

          О чем рассказывают берестяные грамоты из Древнего Новгорода, обнаруженные в этом году во время раскопок? Краткий пересказ ежегодной лекции Алексея Гиппиуса

          Спецпроекты

          Обложка: Поющие ангелы. Деталь панели Гентского алтаря. Хуберт ван Эйк, Ян ван Эйк. 1432 год​ 
          © Hugo Maertens / Bridgeman Images / Fotodom

          Курс был опубликован 1 октября 2015 года

          До повышения стоимости подписки осталось

          .

          Успейте купить сейчас

          .

          Классическая музыка для начинающих — Как слушать классическую музыку — Концерт в Вене

          Прослушивание классической музыки может быть просветляющим, вдохновляющим или расслабляющим опытом, в зависимости от вашего настроения и того, что вы слушаете. Но вы не можете просто сыграть песню и сразу же насладиться ею и понять ее — как это можно сделать с поп-музыкой. Чтобы оценить классическую музыку и получить от нее удовольствие, требуется время и усилия, но это под силу каждому. Неважно, пробовали ли вы раньше немного классической музыки или никогда не слышали ни одной ноты, вот все, что вам нужно знать о том, как слушать классическую музыку.

          Классическая музыка для начинающих

          Что определяет классическую музыку?

          Классическую музыку трудно определить, но этот термин обычно относится к музыке, написанной между 1750 и 1820 годами. Музыка Гайдна, Моцарта и большей части Бетховена подпадает под эту категорию. Люди впервые начали использовать фразу «классическая музыка» в начале 19 века, чтобы описать ослепительную новую эру в музыке, которая пришлась на период между Бахом (который технически был композитором эпохи барокко) и Бетховеном.

          Хотя вам не нужно полностью понимать определение классической музыки, чтобы наслаждаться ею, вам, безусловно, будет полезно понять, что музыка постоянно переопределяется. Хотя Бетховен, Моцарт и Гайдн всегда будут занимать свое место в классической музыке, этот жанр не начался с них и уж точно не закончился с ними.

          Классическая музыка живет и сегодня: композиторы пишут музыку к фильмам, оркестрам, сольным исполнителям и т. д. Сегодня даже выступают группы и исполнители, чьи песни находятся под сильным влиянием классической музыки — осознают они это или нет!

          Почему стоит слушать классическую музыку?

          Прослушивание классической музыки — не просто приятное хобби для любителей этого жанра. Научные исследования доказали, что вы можете получить массу преимуществ, если будете слушать классических композиторов. Вот лишь некоторые из них, чтобы мотивировать вас:

          • Снижение уровня стресса — прослушивание музыки может вызвать положительные химические реакции в мозге, помогая снизить уровень стресса и депрессии.
          • Улучшение качества сна — в ходе исследований характер сна студентов значительно улучшился, когда они в течение 45 минут слушали классическую музыку перед сном.
          • Ускорение мыслительных процессов — Улучшается мозговая деятельность при прослушивании классической музыки. Это означает, что вы можете выполнять задачи быстрее с лучшими результатами.
          • Уменьшить боль — классическая музыка помогает больным отключиться от боли, увеличивая центр вознаграждения мозга.
          • Помогите выразить эмоции — многие люди подключаются к классической музыке, когда переживают трудные эмоциональные времена, и используют ее как механизм преодоления. Заметки могут выражать чувства так, как мы никогда не могли выразить словами, и они помогают нам быть более честными с самими собой.

          Как слушать классическую музыку

          Первое правило классической музыки для начинающих: не заставляйте себя слушать произведения, которые вам не нравятся . Как и в любом жанре музыки, вы найдете песни, которые вам нравятся, некоторые вам нравятся, некоторые вам не нравятся, а некоторые вы действительно ненавидите. Вы не обязаны любить музыкальное произведение только потому, что кто-то сказал, что это настоящий шедевр. Подходите ко всему непредвзято, но знайте, что если что-то не ваше, это нормально.

          1. Инвестируйте в качественное оборудование
            Классическая музыка лучше всего звучит, когда она воспроизводится с достойным уровнем качества — таким, которого вы не услышите через динамики телефона или компьютера. Вам не нужно тратить целое состояние на звуковую систему высшего класса. Но хорошая пара наушников с хорошим откликом и без накачанной базы — отличное начало.
          2. Слушайте радиоканалы классической музыки
            Самый простой способ открыть для себя множество композиторов прошлого и настоящего – слушать радиоканалы классической музыки. Classical Webcast имеет хранилище из 160 различных каналов, которые вы можете слушать онлайн бесплатно. Если вы изо всех сил пытаетесь выбрать из такого множества, некоторые из самых популярных включают: BBC Radio 3, Classic FM и Classical WETA.
          3. Ищите эмоции в каждом произведении
            Названия песен классической музыки редко бывают слишком описательными. Так что в большинстве случаев вы должны сами определить эмоции для каждого произведения. Блаженство? Тоска? Горечь? Ностальгия? Ярость? Грусть? Посмотрите на каждое произведение в целом и постарайтесь выбрать эмоцию, которая лучше всего описывает то, что вы слышите.
          4. Закройте глаза и представьте себе
            Воображение играет огромную роль в прослушивании классической музыки для начинающих. Когда вы действительно наслаждаетесь произведением, закройте глаза и позвольте своему разуму наполниться образами. Представляете ли вы оркестр или сольного исполнителя, исполняющего произведение, рассказ о разворачивающихся событиях или серию цветов, визуализация того, что вы слышите, поможет вам понять музыку.
          5. Следите за избранным
            Слушая музыку, отмечайте всех композиторов, которые что-то пробуждают в вас. Когда вы закончите слушать, найдите этих композиторов в Интернете и узнайте о них больше. Или поищите их на YouTube или Spotify и посмотрите, сможете ли вы послушать что-нибудь еще в Интернете.
          6. Почитайте темы на форумах классической музыки
            Многие люди считают, что классическая музыка помогает им осмыслить свою повседневную жизнь. Прочитайте темы на форумах классической музыки (например, эту на Reddit), чтобы узнать, как определенные музыкальные произведения приобретают особое значение для разных людей. Если вы узнаете, как много значат отдельные песни для других, вы обнаружите, что они приобретают для вас новое значение.
          7. Посетить концерт классической музыки
            Концерты классической музыки проходят круглый год по всему миру. Они дают вам отличный способ увидеть, как этот жанр все еще играет роль в современном мире, и увидеть, как новые исполнители исполняют произведения, написанные мастерами сотни лет назад. Чтобы найти ближайший к вам концерт классической музыки, просто загуглите его. Если вы находитесь в Вене или планируете поездку, у нас есть огромное количество концертов классической музыки в исполнении лучших музыкантов в потрясающей королевской обстановке.

          ← Предыдущий пост Следующее сообщение →

          Забронируйте проживание в Вене

          Booking. com

          Классическая музыка для начинающих. Полное руководство

          Если вы похожи на меня, вы, вероятно, понятия не имеете, с чего начать изучение классической музыки.

          Я ночами гуглил вариации «классической музыки для начинающих» и читал тонны, чтобы самому лучше понять тему.

          С тех пор я многое узнал о классической музыке. Я даже прошел курс Йельского университета, чтобы углубить свое понимание этого!

          Поверь мне, я знаю, что значит не знать, с чего начать классическую музыку. Таким образом, я хочу помочь другим, которые могут чувствовать себя такими же потерянными, как и я.

          Вот почему я объединил все, что узнал, в это идеальное руководство для начинающих.

          Здесь вы получите простое и понятное введение в классическую музыку. Вы узнаете о трех основных эпохах западной художественной музыки и о том, что делает их уникальными.

          В конце каждого раздела вы даже получите список лучших произведений каждой эпохи, так что вы можете сразу же приступить к прослушиванию.

          Моя цель в этой статье — помочь вам обогатить ваше базовое понимание классической музыки, чтобы вы могли больше наслаждаться ею и ценить ее.

          Я знаю, что знакомство с классической музыкой изменило мою жизнь. Я искренне верю, что это может быть то же самое для вас.

          Теперь, без лишних слов, приступим!

          Что такое классическая музыка?

          Когда мы с вами говорим «классическая музыка», мы обычно думаем о причудливо звучащей музыке Европы 17-19 веков. На ум, скорее всего, приходят образы Баха, Бетховена и Моцарта.

          Однако термин «классическая музыка» сам по себе немного обманчив, потому что он не всегда означает то, что мы думаем.

          То, что мы обычно имеем в виду, когда говорим «классическая музыка», на самом деле более точно называется «западной художественной музыкой».

          Это претенциозно звучащий технический термин, используемый для обозначения всех следующих периодов музыки:

          • Средневековье и эпоха Возрождения
          • Эпоха барокко
          • Классическая эпоха (теперь вы понимаете, почему этот термин обманчив!) для начинающих — поэтому мы делаем это просто.

            В этом введении в классическую музыку мы рассмотрим только средние три периода времени, перечисленные выше. Барочный, классический и романтический периоды составляют подавляющее большинство того, что люди подразумевают под термином «классическая музыка».

            Что, напомню, более точно называется «западной художественной музыкой». Решите ли вы использовать этот термин на публике или нет, зависит от вас…


            Понимание названий классической музыки

            Названия классической музыки поначалу могут показаться запутанными, но на самом деле они довольно просты, если вы знаете основы .

            Я написал статью, в которой подробно рассказывается о правилах наименования классической музыки. Это статья типа «Названия классической музыки для чайников».

            Когда я только начинал, мне бы очень понравился такой ресурс, но я не смог его найти. Именно поэтому я решил написать статью сам, чтобы вам не пришлось мириться с тем, что я сделал!

            Нажмите здесь, чтобы проверить. Он содержит все, что вам нужно знать!

            Что такое барочная музыка? Объяснение периода барокко

            Период барокко (1600-1750 гг.) пошел по пятам эпохи Возрождения и помог возродить музыку.

            Такие инструменты, как скрипка и фортепиано (предшественницы наших сегодняшних фортепиано), стали стандартизированными, музыкальная форма и стиль развивались, а опера росла в престиже и популярности.

            Кроме того, модальные формы эпохи Возрождения уступили место тональным формам в эпоху барокко.

            Это барочная музыка для начинающих, поэтому все, что вам нужно знать о переходе от модальной к тональной музыке, это то, что тональная музыка значительно облегчила формирование конкретных аккордов и гармоний в определенной музыкальной тональности.

            Это позволило композиторам эпохи барокко (и всем композиторам после этого) писать музыку более логичным и простым способом.

            Вот забавный факт: музыка барокко довольно технична и математическа, поэтому лучше всего слушать ее по утрам. Это потому, что наш мозг фактически меняет то, как он интерпретирует и обрабатывает информацию в течение дня.

            У большинства из нас мозг наиболее алгоритмически мыслит утром, так что именно тогда он лучше всего подготовлен к восприятию сложной музыки барокко.

            Попробуйте послушать музыку Вивальди, готовя утреннюю чашку кофе, и посмотрите, как вам это понравится!

            Стиль эпохи барокко

            Период барокко характеризуется технически сложными композициями и, в частности, использованием контрапункта.

            На нетехническом жаргоне контрапунктом называется одновременное воспроизведение двух или более мелодий в переплетающейся манере.

            Вот пример того, как это выглядит:

            Контрапункт Пример:

            В дополнение к контрапункту, basso continuo (по сути, непрерывная басовая партия) является еще одним элементом, определяющим музыку барокко.

            Хотите хорошее эмпирическое правило для определения барокко?

            Если это звучит технично, математически и имеет несколько мелодий, конкурирующих за внимание, это, вероятно, барокко.

            Если это еще не имеет смысла, не беспокойтесь: эта концепция станет более понятной, если вы сравните музыку эпохи барокко с музыкой эпохи классицизма и романтизма.

            Композиторы эпохи барокко и образцы музыки эпохи барокко

            Основными композиторами эпохи барокко, с которыми следует познакомиться начинающим, являются Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель и Антонио Вивальди.

            Гендель написал «Мессию», Вивальди написал «Времена года», а Бах написал все остальное (шучу! ну, вроде…)

            Вы знаете больше барочной музыки, чем думаете! Ниже представлены три композиции, с которыми, я гарантирую, вы знакомы.

            Гендель — Аллилуйя Припев:

            Прислушайтесь к использованию контрапункта в этой композиции — он повсюду, особенно в первые 30 секунд.

            Первые семь секунд пьесы представляют собой контрапункт между двумя разными струнными мелодиями. Как только появляется вокал, можно услышать более высокие струны, пытающиеся быть замеченными между вокальными партиями.

            Это прекрасный пример стереотипной композиции в стиле барокко.

            Вивальди — Времена года, Весна ми мажор, RV. 269: I. Аллегро:

            Вы слышите пыхтение басовой партии во вступлении? Это отличный пример бассо континуо, и когда-то он гарантированно заставит вас «потрясти своей добычей».

            Примерно в 1:40 вы заметите, что пьеса меняет направление, и у вас есть отличный пример того, насколько интенсивной может быть музыка в стиле барокко.

            После игривого контрапункта главный скрипач начинает рвать, и именно здесь проявляется невероятная техничность и точность музыки барокко. Интенсивность индивидуального выступления делает возвращение в форму на 2:06 намного более красивым.

            Наконец, вы можете заметить, что проводника нет. Это делает исполнение более аутентичным, ведь барочные оркестры того времени не имели таких дирижеров, как сегодня.

            Первый скрипач руководит остальными исполнителями, так что его работа еще сложнее, чем может показаться — и уже кажется сложной!

            Бах — Сюита для виолончели № 1 соль мажор, BMV 1007: I.
            Прелюдия:

            Это исполнение урезано, потому что это всего лишь один инструмент, но оно по-прежнему является квинтэссенцией барокко.

            Это прелюдия к первой сюите Баха для виолончели в тональности соль мажор. Таким образом, он правильно назвал ее «Сюита для виолончели № 1 соль мажор».

            Можно с уверенностью предположить, что творчество Баха было направлено на создание самой музыки, а не названий…

            Эта композиция доказывает, что не во всей музыке эпохи барокко есть отрывочные скрипичные соло, подобные тем, что написал Вивальди. Музыка барокко сочетает в себе бодрость и напряженность, а также мрачность и задумчивость.

            Ссылки на то, что следует изучить дальше, см. в рекомендациях ниже.

            Дальнейшее прослушивание — период барокко

            Я написал целую статью о 7 лучших произведениях периода барокко. Если вы хотите узнать больше о музыке барокко, эта статья для вас!

            Дополнительные ресурсы:

            Вот несколько видеороликов, которые помогут вам лучше понять музыку барокко и эпоху барокко в целом:

            • Что такое Counter Point?
            • Эпоха барокко | Видеоурок по истории музыки — YouTube
            • Piano TV — Музыка эпохи барокко

            Что такое классическая музыка? Объяснение классического периода

            В классический период (примерно 1750-1820 гг. ) были систематизированы традиционные практики и разработаны новые формы музыкальной композиции.

            В частности, акцент на мелодии определял классический период и отличал его от сложного контрапункта эпохи барокко. Этот акцент на мелодии привел к мелодичным и запоминающимся композициям.

            Развитие фортепиано сыграло огромную роль в достижениях классической эпохи, поскольку оно дало композиторам возможность выражать эмоции более тонко и динамично.

            Кроме того, размер оркестра увеличился, и он начал включать в себя множество новых инструментов.

            Сочетание этих двух факторов способствовало многим музыкальным достижениям композиторов классической эпохи.

            Простота, сбалансированность, певучие мелодии и эмоциональная глубина — вот четыре основных элемента, определяющих классический период.

            Сочетание этих элементов привело к прекрасному периоду художественного самовыражения и сотням композиций, которые остаются такими же блестящими и 200 лет спустя.

            Стиль классического периода:

            Как упоминалось выше, акцент классического периода на мелодии и гармонической последовательности аккордов был большим отходом от контрапунктических линий эпохи барокко.

            Гомофония, или единая мелодия поверх основной последовательности аккордов, стала стандартом классической музыки. На самом деле, это также стандарт того, как сегодня создается большая часть современной музыки!

            Еще один отход от эпохи барокко произошел в области эмоций: в то время как композиции в стиле барокко обычно выражали одну эмоциональную крайность, произведения эпохи классицизма уводили слушателей в более тонкие и сложные эмоциональные путешествия.

            Эмоции по-прежнему оставались вторичными по отношению к форме, однако музыкальные структуры, такие как форма сонаты, бинарная форма и тройная форма, развивались как способы передачи этого эмоционального путешествия в предсказуемой и упорядоченной форме.

            Эволюция фортепиано в значительной степени ответственна за многие из этих разработок. В классическую эпоху фортепиано стало ближе к инструменту, который мы знаем сегодня, а его конструкция позволяла исполнителям играть ноты одновременно нежно и яростно.

            Искусство музыкальной композиции совершенствовалось по мере того, как композиторы классической эпохи писали произведения, выражающие нюансы эмоциональных взлетов и падений человеческого опыта.

            Композиторы-классики и образцы классической музыки

            Вы уже знаете несколько больших париков классического периода! Вспомните Людвига ван Бетховена, Вольфганга Амадея Моцарта и Йозефа Гайдна.

            Ниже приведены три примера классической музыки, с которыми, я уверен, вы знакомы:

            Mozart — Eine Kleine Nachtmusik:

            Вы узнаете эту музыку за считанные секунды. Обратите внимание, как четко играет мелодия поверх аккомпанирующих струнных — очень типично для классического периода.

            Эта композиция разбита на четыре основные части или разные части, каждая из которых имеет немного разный тон.

            Прослушивание этих четырех частей отправляет вас в эмоционально сложное путешествие, возможно, более глубокое, чем то, что вы испытали бы с музыкой барокко.

            Простота, баланс, певучая мелодия и эмоциональная глубина этого произведения делают его прекрасным образцом музыки классической эпохи!

            Бетховен — Ода радости:

            Включите громкость, чтобы полностью ощутить это! Мелодия не просто запоминающаяся, она знаковая.

            Что-то, что Бетховен знал лучше, чем кто-либо другой, заключалось в том, как использовать силу человеческого голоса — вы не можете не быть тронуты в 0:50, когда хор играет на полную мощность!

            Интересным примечанием об этом произведении является то, что оно использовалось людьми и политическими движениями всех мастей.

            Ода радости почти стала де-факто коммунистическим гимном в Советском Союзе, но также исполнялась как радостный праздник свободы после падения Берлинской стены.

            Это было одно из немногих произведений западной музыки, одобренное маоистским правительством Китая, но затем оно было использовано студенческими протестами на площади Тяньаньмэнь.

            Теперь это гимн Европейского Союза.

            Как ни посмотри, в этом произведении есть что-то мощное. Что-то, что говорит со всеми нами.

            Бетховен — Симфония № 5:

            Четыре самые известные ноты в истории!

            Вышеупомянутое видео — это всего лишь отрывок из первой части 5-й симфонии Бетховена.

            Написанная, когда он оглох, симфония отражает борьбу Бетховена с судьбой — вызов, триумф и все, что между ними. Это шедевр, закрепивший за Бетховеном статус одного из величайших композиторов всех времен.

            Интересный факт: длина первых четырех нот (короткая, короткая, короткая, длинная) соответствует тому, как буква «V» набирается в азбуке Морзе (точка, точка, точка, тире).

            Учитывая символизм «V» означает победу, BBC использовала этот ритмический мотив для начала своих передач во время Второй мировой войны.

            Дальнейшее прослушивание — Classical Period

            Чтобы лучше изучить музыку классического периода, эта статья содержит следующие лучшие классические песни, которые вы должны послушать!

            Дополнительные ресурсы:

            Вот несколько видеороликов, которые помогут вам лучше понять музыку классического периода и классическую эпоху в целом:

            • Классический период | Видеоурок по истории музыки
            • Фортепианное ТВ — Классическая историческая музыка

            Что такое романтическая музыка? Объяснение периода романтизма

            Музыка периода романтизма (1820-1910) находилась под влиянием более крупного романтического движения в Европе, которое сосредоточивалось на эмоциональных переживаниях и возвышало личность.

            Таким образом, уникальные композиции и выражение эмоциональной напряженности были изюминкой музыки эпохи романтизма.

            Композиторы эпохи романтизма нарушили правила формы, усилили драматическое напряжение и добавили в оркестр новые инструменты, чтобы выразить все разнообразные взлеты и падения эмоций.

            В музыкальных композициях используются повторяющиеся мелодии или темы (называемые идеей-фикс или лейтмотивом) для достижения единства и связывания различных движений воедино.

            В целом, эмоциональная напряженность была изюминкой музыки эпохи романтизма.

            Интимность и эмоциональные взлеты и падения делают музыку эпохи романтизма самой доступной формой классической музыки для современных слушателей.

            Хотите ли вы насладиться триумфом или оплакивать горе, музыка эпохи романтизма готова сопровождать вас.

            Стиль романтического периода

            В музыке эпохи романтизма эмоции превыше всего.

            Чтобы выразить более широкий диапазон эмоциональных взлетов и падений, композиторы расширили оркестр, добавив инструменты, которые могли играть как выше, так и ниже.

            Например, пикколо был добавлен для воспроизведения высоких нот, а контрафагот — для воспроизведения низких. Фортепиано также продолжало развиваться, поскольку его диапазон расширился с четырех октав до семи, которые есть сегодня.

            Еще одним элементом, который композиторы начали использовать для передачи эмоций, был диссонанс.

            Диссонанс — это отсутствие гармонии между музыкальными нотами, часто используемый для создания драматического напряжения. Чтобы увидеть пример диссонанса между нотами, перейдите к 1-минутной отметке видео ниже:

            Диссонанс Пример:

            Период романтизма совпал с промышленной революцией, которая значительно повлияла на его развитие. У растущего среднего класса теперь был располагаемый доход, который можно было потратить на музыку, и он начал часто посещать концертные залы.

            По мере того, как музыка эпохи романтизма просачивалась в массы, композиторы и виртуозные исполнители испытывали огромную славу и отношение знаменитостей.

            До Битломании была Листомания!

            Такое общественное внимание к композиторам и исполнителям, в дополнение к индивидуалистическим идеалам романтизма в целом, означало, что композиторы изо всех сил старались быть уникальными и расширять границы искусства.

            Таким образом, они начали писать более длинные пьесы, длинные вступления и драматические коды, чтобы успешно передать все возможные эмоции и интимность.

            Как упоминалось ранее, композиторы должны были привнести единство в свою работу, включив идею-фикс или лейтмотив, чтобы связать эти большие композиции воедино.

            Говоря простым языком, это повторяющиеся мелодии или темы, разбросанные по всему произведению.

            Они могут быть перефразированы в разных стилях или настроениях, но они остаются достаточно последовательными, чтобы создать ощущение единства произведения в целом.

            (см. первую композицию ниже для примера идеи фикс)

            Композиторы эпохи романтизма и образцы романтической музыки

            Ух ты, с чего начать?!

            Шопен, Лист, Чайковский, Штраус, Шуберт, Вагнер и Рахманинов — лишь некоторые из многих великих людей эпохи романтизма.

            Бетховен даже попал в этот список, несмотря на то, что он преимущественно классический. Его более поздние произведения были написаны в начале эпохи романтизма, и он преодолел разрыв между классическим и романтическим периодами.

            Мой любимый композитор эпохи романтизма — Петр Ильич Чайковский. Этот человек написал «Лебединое озеро», «Щелкунчика» и «Увертюру 1812 года», поэтому его трудно не любить.

            Кроме того, он единственный композитор, которого я знаю, который использовал буквальные ПУШКИ в одном из своих произведений, что является отличным ходом, если таковой когда-либо был.

            Вот пример одного из его произведений, а также двух других романтических произведений, которые вы уже знаете:

            Чайковский — Лебединое озеро:

            Главный рефрен из «Лебединого озера» не просто великолепен; это также прекрасный пример идеи-фикс.

            Сам балет длится 2,5 часа, но музыка восходит к этой теме в разных местах, чтобы достичь единства.

            Основная идея-фикс — это то, что вы слышите в первую минуту произведения. После первой минуты вы слышите разные его вариации.

            Эта тема повторяется во многих формах и размерах на протяжении всего балета «Лебединое озеро» и создает ощущение единства балета в целом.

            Иоганн Штраус II — An der shönen blauen Donau (Голубой Дунай):

            Ах да, песня Space Odyssey .

            Этот вальс Иоганна Штрауса II может начаться мягко и занять какое-то время, чтобы действительно начаться, но удачи вам, если вы выбросите его из головы, как только это произойдет.

            Шедевр динамики (мягкой и громкой) и мелодии, этот вальс превосходит все вальсы.

            Фредерик Шопен — Ноктюрн op.9 No.2

            Шопен был мастером передачи эмоций на фортепиано.

            Это одно из самых известных его произведений, и даже наука доказала его способность успокаивать и успокаивать.

            Одна из причин, по которой эта пьеса такая успокаивающая, заключается в том, что в ней не так много длительных диссонансных интервалов.

            Это означает, что если и есть диссонанс, то лишь на мгновение. Мы ненадолго вырываемся из комфорта, а затем тут же снова погружаемся в него.

            Дальнейшее прослушивание — эпоха романтизма

            Так много прекрасной музыки эпохи романтизма! Ниже приведены три следующих произведения, которые вы должны прослушать:

            • Чайковский, 1812 Увертюра
            • Рахманинов, Симфония № 2
            • Вагнер, Тангейзер: Увертюра

            Если вы хотите лучшее из лучшего, ознакомьтесь с моей статьей о семи лучших произведениях эпохи романтизма!

            Дополнительные ресурсы:

            Вот отличное видео, которое дает больше информации как о романтическом движении, так и о музыкальных событиях эпохи романтизма:

            • Романтический период | Видеоурок по истории музыки

            Заключение:

            Периоды барокко, классицизма и романтизма составляют большую часть того, что мы называем «классической музыкой».

            Музыка эпохи барокко сосредоточена на форме и технической сложности, музыка классической эпохи — на простоте и мелодии, а музыка эпохи романтизма — на эмоциональном выражении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *