Как решать задачи по физике егэ 2019: разбор и примеры решения (Ростов-на-Дону)

Содержание

разбор и примеры решения (Ростов-на-Дону)

Из последних КИМов ЕГЭ по физике следует, что задание 2 относится к разделу «Динамика» и может содержать расчетные задачи по следующим темам: «Законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука, сила трения».

Основные формулы, которые необходимо знать для успешного решения задания 2.

Сила тяжести

m — масса тела

g=10 м/с2ускорение свободного падения

Сила упругости

Δx – удлинение пружины

k – коэффициент жесткости пружины

Сила трения

µ — коэффициент трения

N – сила реакции опоры

Сила Архимеда (выталкивающая сила)

Vобъём погруженной части тела

g=10 м/с2ускорение свободного падения

Сила притяжения между телами (закон Всемирного тяготения)

G = 6,67*10-11 Н*м2/кг2 – гравитационная постоянная

m1 и m2 — массы взаимодействующих тел

r – расстояние между телами

Второй закон Ньютона

m – масса тела

R – равнодействующая всех сил, действующих на тело

a – ускорение, с которым движется тело под действием этих сил

Алгоритм решения

При решении задач из раздела «Динамика» желательно придерживаться следующего алгоритма решения:

1. Сделать рисунок, на котором указать вектора всех сил, действующих на тело.

2. Если тело двигается с ускорением, указать направление этого ускорения. Если тело покоится или двигается равномерно, его ускорение a=0.

3. Составить уравнение движения (второй закон Ньютона) для рассматриваемого тела в его векторном виде.

3. Выбрать систему координат и спроецировать полученное уравнение на выбранные оси координат.

4. Расшифровать неизвестные величины, вошедшие в уравнение движения.

5. Решить полученную систему уравнений.

Задание 2 – это расчётные задачи базового уровня сложности, и для решения некоторых из них этот алгоритм будет чересчур подробным и перегруженным, так как их можно решить и без вспомогательного рисунка или даже без записи второго закона Ньютона. Это касается, например, заданий, в которых на тело действует только одна сила. Но привычка решать задания по приведенному выше алгоритму поможет ученикам успешно справиться с расчетными задачами по разделу «Динамика» повышенного и высокого уровней сложности – такие задания могут стоять в ЕГЭ под номерами 25 и 29.

Ответом на задание 2 является число, именно его нужно вписать в бланк ответов 1, не указывая единицы измерения.

Примеры решения с разбором

Пример решения 2 задания по физике (ЕГЭ-2019)

Пружина жёсткостью 2*104 Н/м одним концом закреплена в штативе. На какую величину она растянется под действием силы 400 Н?

Ответ: ___________________________ см.

Решение:

Сделаем чертёж

Пружина под действием силы F привели в растянутое состояние. Кроме растягивающей силы F и силы упругости , стремящейся вернуть пружину в нерастянутое состояние, больше никакие силы на нее не действуют.

Запишем проекции сил на вертикальную ось Oy

F=Fупр

По закону Гука, сила упругости Fупр = kx, следовательно,

kкоэффициент жёсткости пружины,

Δxеё удлинение.

Выразим величину растяжения пружины

Ответ: 2

Пример решения 2 задания по физике (ЕГЭ – 2020.

Вариант 1 досрочного ЕГЭ)

Тело движется по горизонтальной плоскости. Нормальная составляющая силы воздействия тела на плоскость равна 40 Н, сила трения равна 10 Н. Определите коэффициент трения скольжения.

Ответ: _______ .

Решение:

Силу трения можно найти по формуле

Fтр= µN,

где N – сила реакции опоры, или по-другому нормальная составляющая силы воздействия тела на плоскость.

Ответ: 0,25.

Пример решения 2 задания по физике (ЕГЭ – 2020. Демонстрационный вариант)

Два одинаковых маленьких шарика массой m каждый, расстояние между центрами которых равно r, притягиваются друг к другу с силами, равными по модулю 0,2 пН. Каков модуль сил гравитационного притяжения двух других шариков, если масса каждого из них равна 2m, а расстояние между их центрами равно 2r?

Ответ: _______ пН.

Решение:

По закону Всемирного тяготения шары массами

m1и m2, находящиеся друг от друга на расстоянии r, притягиваются друг к другу с силой

.

В первом случае

Во втором случае

Ответ: 0,2

Пример решения 2 задания по физике (ЕГЭ – 2019. Демонстрационный вариант)

По горизонтальному полу по прямой равномерно тянут ящик, приложив к нему горизонтальную силу 35 Н. Коэффициент трения скольжения между полом и ящиком равен 0,25. Чему равна масса ящика?

Ответ _______ кг.

Решение:

Сделаем чертёж, на котором обозначим все силы, действующие на тело.

По второму закону Ньютона, равнодействующая всех сил, действующих на тело, будет равна нулю, так как по условию задачи тело движется равномерно, то есть ускорение тела a=0.

Запишем это в проекциях на оси Ox и Oy

Ox: Fтр – F = 0,

Oy: N — m g=0.

Откуда N = mg, следовательно,

Fтр = µ N = µ mg.

Масса тела

Ответ: 14

Пример решения 2 задания по физике (ЕГЭ – 2018)

К пружине подвесили груз массой 150 г, вследствие чего пружина удлинилась на 1 см. Чему будет равно удлинение этой пружины, если к ней подвесить груз 450 г?

Ответ: __________ см.

Решение:

Переведём единицы измерения физических величин в систему СИ

m1 = 150 г = 0,15 кг, m2 = 450 г = 0,45 кг, Δx=1 см = 0,01 м.

Сделаем чертёж, на котором обозначим все силы, действующие на тело.

На тело действует сила тяжести (Fт = mg), направленная вертикально вниз, и сила упругости со стороны пружины (Fупр = k Δx), направленная вертикально вверх.

В проекции на вертикальную ось Oy.

Fт =Fупр

mg = kΔx (1)

kкоэффициент жёсткости пружины, Δx

её удлинение.

Найдём, чему равен коэффициент жёсткости пружины

Выразим из выражения (1) удлинение пружины во втором случае

Ответ: 3

Вернуться

Поделиться

При подготовке к ЕГЭ по физике стоит уделить больше внимания лабораторным работам и экспериментам

В ЕГЭ по физике в 2019 году наиболее успешными были школьники, изучавшие предмет по программам углубленного уровня. Сложности с выполнением заданий были связаны с неумением анализировать условие задачи и давать ее полное решение. Отрицательно на результатах экзамена сказывается и недостаток опыта в проведении лабораторных работ и экспериментов. Очередной обзор методических рекомендаций с анализом типичных ошибок участников ЕГЭ от специалистов Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) посвящен физике.

Материал механики и молекулярной физики участники ЕГЭ-2019 усвоили примерно на одинаковом уровне. Улучшились и результаты по электродинамике, особенно за счет роста средних процентов выполнения заданий базового уровня и расчетных задач на законы постоянного тока. Но так же, как и в прошлые годы, наблюдается отставание в освоении элементов содержания квантовой физики.

Наиболее успешно выполняются задания на определение значения физических величин с использованием различных формул, а также на анализ изменения физических величин в различных процессах.

Наблюдается некоторое снижение результатов выполнения заданий на проверку методологических умений, в основном за счет заданий на использование метода рядов.

В контрольных измерительных материалах по физике используются задания, базирующиеся на фотографиях или рисунках различных лабораторных и демонстрационных опытов. Для этих заданий результаты выполнения оказались существенно ниже, чем для других заданий по этой же теме, не использующих контекст опытов. Эти факты свидетельствует о недостаточном внимании к практической части курса или об отсутствии необходимого оборудования для проведения лабораторных работ и демонстрационных экспериментов. Стоит отметить, что замена реального эксперимента компьютерным моделированием или даже видеосюжетами с записью опытов не дает того обучающего эффекта, как самостоятельное проведение школьниками наиболее важных опытов и обязательных лабораторных работ.

Значительно повысились результаты решения качественных задач и расчетных задач, особенно тех, к решению которых применимы типовые алгоритмы. Но здесь по-прежнему фиксируется ряд проблем.

Первая – в умении анализировать условие задачи. Целесообразно на этапе обучения ввести дополнительный пункт в оформление задачи, в рамках которого, кроме записи «Дано» и рисунка (при необходимости), обучающиеся описывают особенности процессов задачной ситуации и обосновывают выбор физической модели. Интересно, что решения задач в 100-балльных работах отличает как раз наличие таких комментариев в начале решения, которые позволяют судить о понимании экзаменуемым сути рассматриваемых процессов и обоснованности выбранного способа решения.

Вторая – недостатки, связанные с полнотой представления решения. У участников экзамена бытует ошибочное мнение о том, что наличие верного ответа – это гарантия получения максимального балла за решение задачи. При этом некоторые участники используют формулы, которые уже являются производными от основных формул, пропускают логические шаги в математических преобразованиях, не показывают, каким образом был получен числовой ответ. Важно понимать, что на ЕГЭ по физике оценивается вся цепочка рассуждений.

 

Дата публикации: 19.12.2019

Spring 2019 Pyllabus Physics 5510-U3500

Physics 55100-U3500: Квантовая физика I
Syllabus, весна 2019
Алексиос П. Полихрон
Читает тщательно и сохраните эту информацию
Инструктор: Алексиос Полихронсон, Комната 312A, Marshak Science Building;

(212) 650-5536; apolychronakos@ccny. cuny.edu
Оценщик: Цзиуси Лей, кабинет J312C, научный корпус им. Маршака; jlei@ccny.cuny.edu
Часы работы: вторник и четверг с 11:00 до 12:00 или, предпочтительно, по предварительной записи по мере необходимости. Позвоните или напишите, чтобы запланировать. Незапланированные посещения не гарантируют прослушивания! Учащиеся должны регулярно (не реже одного раза в день) проверять свою электронную почту CCNY, чтобы получать важные учебные материалы и информацию, передаваемые через Blackboard или Cunyfirst. Я сожалею, что не буду работать в социальных сетях (Facebook, Twitter и т. д.)
Материал: Этот курс познакомит вас с квантовой механикой на твердом концептуальном и количественном уровне, включая одномерные и трехмерные частицы, принцип неопределенности, формализм гильбертова пространства, гармонический осциллятор, угловой момент, спин и атом водорода; квантовая запутанность и неравенства Белла будут рассмотрены, если позволит время.
Учебник: Введение в квантовую механику, Дэвид Гриффитс (2-е издание), Пирсон/Прентис Холл (обязательно). Дополнительные конспекты лекций могут быть распространены.
Пререквизиты: исчисление и немного линейной алгебры.
Структура лекций: Лекции охватывают теорию, разрабатывают примеры и решают проблемы по мере необходимости. Не будет строгого разделения между «теорией» и «декламацией» или «решением задач».
Темп лекций будет адаптироваться к потребностям класса и фактическому времени, необходимому для изучения материала, и будет ускоряться по мере прохождения курса. В настоящее время не будет предложено никаких строгих временных рамок. Вот примерный список тем:
Исторический фон и свидетельство квантовой механики
Волновая функция и уравнение Шредингера
Статистическая интерпретация, вероятность и нормализация
Принцип неопределенности
Стационарные состояния и специфические одномерные потенциалы
Гармонический осциллятор
Операторный формализм и гильбертовы пространства
Трехмерные задачи и центральные потенциалы
Угловой момент и спин
Атом водорода
Измерение, запутанность и неравенства Белла
Образовательные цели: По окончании этого курса вы должны
Понимать природу квантово-механических состояний
Уметь решать задачи одномерного рассеяния от барьеров и туннелирования
Освоить основные математические инструменты квантовой механики
Использовать обозначения Дирака и операторы рождения-уничтожения
Понимать принцип неопределенности и уметь выводить соотношения неопределенностей
Уметь выводить уровни энергии гармонического осциллятора
Овладевать понятиями квантового углового момента и спина
Уметь решать задачи о центральном потенциале
Вычислять энергетические уровни атома водорода
Понимать различие между бозонами и фермионами
Понимать основные концепции квантовой информации и теорему Белла сделать заданную домашнюю работу и просмотреть необходимый материал из книги или ваших заметок. Это сложный курс, который требует от вас полного внимания и усердия. Вот несколько советов здравого смысла, от первого лица, которыми вы можете пренебречь на свой страх и риск:
• Не отставай! Потеря контакта с материалом по мере продвижения лекций равносильна провалу курса. Квантовая механика не прощает тех, кто не воспринимает ее всерьез, и ее нельзя «зубрить» на скорую руку.
• Задавайте вопросы! Единственный плохой вопрос тот, который не был задан.
• Решайте проблемы! Чтение и полное понимание материала, но недостаточное решение задач, практически не дает никакого прогресса. Решите примеры, приведенные в классе или учебнике, и заданные домашние задания, а также дополнительные задачи самостоятельно.
• Если у вас есть серьезные трудности или проблемы, договаривайтесь со мной! Лучше сделать это раньше, чем позже. Вы не можете позволить себе оставаться парализованным и ждать, пока не станет слишком поздно для помощи.
Опять же, это курс для преданных и преданных поклонников материала, а не интеллектуальных туристов. Приходите в полном боевом снаряжении или держитесь подальше!
Посещаемость, домашнее задание: Вам настоятельно рекомендуется посещать все лекции. Обязательное домашнее задание для зачета будет назначаться еженедельно в 17:00 четверга недели, следующей за заданием. Домашнее задание, отправленное с опозданием, не принимается к зачету.
Поведение в классе и мошенничество: Вы должны действовать ответственно и следовать правилам курса и Колледжа, а также правилам вежливости. Это включает в себя вежливое молчание, деструктивное поведение или участие во внеклассных мероприятиях во время лекций (проверка телефона, использование устройств, сон, уход за собой и т. д.), а также вежливое обращение с лектором и однокурсниками. В классе нельзя есть, но я разрешаю печенье и безалкогольные напитки, особенно с кофеином!
Списывание во время экзаменов, домашних заданий или любых других обстоятельств является чрезвычайно серьезным нарушением и основанием для невыполнения курса и серьезных академических последствий. Экзамены
: два промежуточных экзамена и один комплексный итоговый.
Структура экзамена: Экзамены проходят в открытой форме: вам разрешается брать с собой книги, заметки, калькулятор, логарифмическую линейку, счеты, доску для спиритических сеансов или любое другое пассивное устройство, которое вы пожелаете.
Общение во время экзамена строго запрещено: никаких разговоров, обмен материалами или калькуляторами, использование ноутбуков, телефонов и других беспроводных устройств, язык жестов, экстрасенсорное восприятие и т. д.
Вопросы во время экзаменов: Для уточнения того, что спрашивают, поднимите руку. Ни инструктор, ни проктор не предоставляют индивидуальную помощь или подсказки, как отвечать на вопросы.
Если вы пропустили экзамен: за отсутствие по причине серьезных медицинских или семейных обстоятельств, и документально подтверждено, что это действительно неизбежно, вам будет предоставлена ​​компенсация, которая будет не проще, чем обычный экзамен. Это в ваших интересах, чтобы быть там для запланированного экзамена.
Особые обстоятельства: Студенты, которые имеют право на дополнительное время, спокойную обстановку во время экзамена или другие особые условия из-за документально подтвержденного состояния, должны представить доказательства и уведомить преподавателя, желательно в начале курса и не позднее, чем за две недели до любого экзамена. и должен заключать соответствующие договоренности с офисом AccessAbility, когда это необходимо.
Студенты с религиозными или другими ограничениями в отношении дат сдачи экзаменов должны сообщить об этом преподавателю в начале курса. Будут предприняты все усилия, чтобы приспособить их к условиям расписания, правилам колледжа и потребностям и ограничениям других студентов.
Этикет: явиться на экзамен вовремя. Пожалуйста, заранее позаботьтесь о своих физических потребностях и не смущайтесь просить воспользоваться туалетом во время экзамена.
Оценки: Ваша буквенная оценка будет основываться на числовом балле, который рассчитывается следующим образом: Домашняя работа 20%, Промежуточные экзамены 40%, Итоговые 40%. Ни один экзамен не гарантирует, что вы пройдете курс, поэтому вам настоятельно рекомендуется принять участие во всех вышеупомянутых оценках.
NOTA BENE: Вышеизложенное предназначено в качестве руководства, и преподаватель оставляет за собой право вносить изменения в течение семестра по своему усмотрению. Об изменениях в правилах и расписании, если таковые имеются, будет сообщено по мере их возникновения. Студенты несут ответственность за то, чтобы быть в курсе курса и быть в курсе любой новой информации.

Олимпиада по физике | Ресурсы

Олимпиада по физике | Ресурсы

Вернуться к хабу

Список оригинальных ресурсов, которые могут быть полезны для подготовки к олимпиаде по физике. Если вы хотите внести свой вклад, напишите нам!

Распределение Максвелла

Обсуждение распределения Максвелла в различных обстоятельствах через призму олимпиады по физике.

Автор: Мурад Баширов

Лагранжиан

Полезное введение в лагранжев формализм и его применение для решения почти любой физической задачи.

Автор: Ашмит Датта

Золотое сечение

Аккуратная коллекция, состоящая из десятков проработанных задач по физике, ответом на которые является золотое сечение. Задачи составлены из Morin, Purcell, Kalda, PhysicsBrawl и Pathfinder.

Автор: QiLin Xue

Параболические снаряды

Краткий обзор расширенной задачи о снарядах с использованием свойств, связанных с директрисой и фокусом параболы.

Автор: Ахмед Саад Сабит

2020 Тайвань IPhO/APhO Team Selection

3 четырехчасовых теоретических экзамена для отбора команды на Тайваньскую международную и азиатскую олимпиаду по физике 2020

Переводчик: Уэйн Ян

2020 Азербайджанская олимпиада по физике, финал

Теоретический экзамен из пяти задач для отбора сборной Азербайджана по физике 2020 года.

Переводчик: Мурад Баширов

Всероссийская олимпиада по физике 2017-2018

Теоретический экзамен из пяти задач для 11 класса Всероссийской олимпиады по физике

Переводчики: Вайбхав Радж и Кушал Таман

Всероссийская олимпиада по физике 2018-2019

Теоретический экзамен из пяти задач для 10 класса Всероссийской олимпиады по физике

Переводчики: Вайбхав Радж и Кушал Тхаман

Китайская олимпиада по физике 2018 (полуфинал)

Теоретический экзамен из шести задач для отбора в сборную Китая по физике 2018.

Переводчик: Джейкоб Ни

Китайская олимпиада по физике 2019 (финал)

Теоретический экзамен из восьми задач для отбора в сборную Китая по физике 2019 года.

Переводчик: Вай Чинг Чой

Всероссийская олимпиада по физике 2016-2017

Теоретический экзамен из пяти задач для 10 класса Всероссийской олимпиады по физике

Переводчики: Вайбхав Радж, Мурад Баширов и Кушал Таман

Отборочный тест сборной Бразилии 2018

Теоретический экзамен из семи задач для отбора в сборную Бразилии по физике 2018 года.

Переводчик: Леонардо Виммер

Румынская олимпиада по физике 2019

Теоретический экзамен из пяти задач для отбора в Румынскую национальную сборную по физике 2019 года.

Переводчик: Думбрава Виктор-Иоан

Всероссийская олимпиада по физике 2020 (11 класс — 1 тур)

Теоретический экзамен из пяти задач для 11 класса Всероссийской олимпиады по физике

Переводчик: Рашад

Всероссийская олимпиада по физике 2020 (11 класс — 2 тур) Российская олимпиада по физике

Переводчик: Мурад Баширов

Китайская олимпиада по физике 2017 (финал)

Теоретический экзамен из восьми задач для отбора в сборную Китая по физике 2017 года.

Переводчик: Вай Чинг Чой

Китайская олимпиада по физике 2018 (финал)

Теоретический экзамен из восьми задач для отбора в сборную Китая по физике 2018 года.

Переводчик: Вай Чинг Чой

Соревнование Чайки 2011

Эстонское теоретическое соревнование по физике, на котором участников просят изготовить модели для различных задач. Может быть несколько решений.

Переводчик: Цилинь Сюэ

Азербайджанская олимпиада по физике 2020, полуфинал

Квалификационный экзамен из пяти задач для отбора сборной Азербайджана по физике 2020 года.

Переводчик: Рафик Аббасов

Соревнование Этвёша 2019 г.

Венгерское теоретическое соревнование по физике в честь физика, в честь которого оно было названо.

Переводчик: Ашмит Дутта

Соревнование Этвеша 2018 г.

Венгерское теоретическое соревнование по физике в честь физика, в честь которого оно было названо.

Переводчик: Ашмит Дутта

200 Эстонский Физика Задачи олимпиады

Сборник из 200 задач по эстонской физике за 2011-2018 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *