Как стать отличником в вузе – Как стать отличницей в вузе?

Содержание

Как стать отличницей в вузе?

Скажу тебе одну крамольную вещь. Не имеет значения, какие оценки тебе ставят в зачетку. Совершенно неважно, как ты учишься – посещаешь ли все занятия или появляешься в вузе только для того, чтобы получить стипендию, сдать зачеты и экзамены. Гораздо важнее понимать, что ты выбрал правильную профессию. Остальное приложится.

Вуз – это не школа. Различаются подходы к обучению, никто не будет следить, ходишь ли ты на все занятия, никому не нужны твои пятерки и красные дипломы. Тебя могут уверять, что с красным дипломом будет проще устроиться. Но так ли это? Увы. После того, как ты получишь заветные корочки, ты окажешься в абсолютно другом мире. Там, в этом «мире взрослых», ценятся стаж, квалификация, наконец, реальные знания и навыки. Работодателю глубоко плевать на твой красный диплом. Еще больше – на твою посещаемость и рвение к учебе.

Так есть ли смысл становиться отличником?

Как ни странно, есть.

Во-первых, ты получаешь больше знаний и осваиваешь больше навыков, чем кто бы то ни было другой.

Во-вторых, тебя замечают. Не только другие студенты или преподаватели. Статус отличника открывает новые перспективы. Ты получаешь больше денег, если ранее смог отвоевать себе бюджетное место. Ты можешь без труда устроиться в вуз и работать в профсоюзе, на одной из кафедр, даже в деканате. Ты получаешь больше «плюшек» — тебя знают, тебе доверяют, тебя могут отпустить в академический отпуск или на недельку-другую без больничного. Тебе могут поставить зачеты автоматом. Да и экзамены для тебя проходят проще. А если ты учишься на платном, благодаря отличной учебе ты сможешь перейти на бюджетное место. Со всеми вытекающими.

Это не все. Тебя в дальнейшем могут порекомендовать работодателю, и ты начнешь карьеру без особого труда.

Ну и, в-третьих, ты выработаешь в себе привычку выполнять любую работу в полную силу. Это ценится в любой сфере.

Так как стать отличником/отличницей?

Многое зависит от того, когда появилось такое желание. Отличнику в школе, который только поступил в вуз, будет проще продолжить свою блистательную «карьеру». Разгильдяю, гулявшему до самого экватора, намного сложнее. Ну и вряд ли есть смысл менять подход к учебе на пятом курсе.

Если ты первокурсник…

Запомни главное: первая сессия – самая важная. И, пожалуй, самый первый экзамен. Очень немногие (к слову, самые лучшие – по опыту вашей покорной слуги) преподаватели не заглядывают на предыдущие страницы зачетки и судят только по знаниям. Остальные ориентируются на первые оценки.

Учти, показать себя на первом курсе нужно во всей красе. Препод – не психолог, ему совсем не хочется изучать твои скрытые мотивы. Он не школьный учитель, который будет подтягивать тебя, как бы плохо ты ни занимался. И не родитель, которому важно, как ты учишься. Если у препода сложился стереотип, изменить его будет сложно.

Итак, вот тебе несколько советов (и ещё огромное множество в статье «Советы первокурсникам»), которые позволят сдать первую сессию на пятерки:

  1. Забудь про джинсы и мини-юбки. Судят по одежке. Строгий костюм – идеальный вариант. Дополнят образ минимум косметики, часы, очки (если у тебя плохое зрение). В обычной жизни ты можешь одеваться краситься как угодно, но пусть все это останется за пределами вуза.
  2. Посещай ВСЕ занятия. Знаю, сложно. Как только ты поймешь, что всем плевать, сидишь ты на лекции или нет, тебе будет трудно заставить себя просыпаться и идти в вуз к восьми утра. Тем не менее, это необходимо. Во-первых, ты не пропустишь ничего из того, что скажет преподаватель. Во-вторых, ты «примелькаешься». Тебя запомнят, особенно если ты сидишь в первых рядах. В-третьих, многие преподы все же отмечают присутствующих. Особенно на семинарах и практических занятиях.
  3. Готовься к семинарам чуть лучше, чем того требует преподаватель: изучай дополнительную литературу, задавай интересные вопросы, показывай, что знаешь больше. И вообще, просто готовься. Ты потом увидишь, что большая часть студентов вообще ничего не делает, и твои усилия будут вознаграждены по заслугам. Помни: в первые недели готовятся все, но уже к середине семестра часть отсеивается. У тебя не будет особой конкуренции, если ты просто продолжишь заниматься.
  4. Бери на себя дополнительную работу. Предлагают написать реферат и выбирают добровольцев? Будь в первых рядах! Просят подготовить презентацию для семинара? Смело поднимай руку! Главное – выполнять принятые на себя обязательства. Нет ничего хуже, чем вызываться добровольцем и не сделать ничего.
  5. Начинай подготовку к экзаменам с самого начала. Не ограничивайся зубрежкой лекций и учебников. Читай дополнительную литературу, решай задачи, тренируйся. Хороший преподаватель никогда не поставит «отлично» за выученную наизусть лекцию. Тебе необходимо понимать то, о чем ты будешь говорить на экзамене. Это архиважно.
  6. Практикуй индивидуальный подход. Понять сразу, будет ли просто на экзамене, ты, вероятно, не сможешь. Присматривайся. Если преподаватель сильный, хороший, строгий, тебе придется сконцентрироваться на его дисциплине. Но учти, лояльность может оказаться ловушкой. Некоторые преподаватели готовы мириться с прогулами и отсутствием конспектов, но на экзаменах потребуют все.
  7. Иди на экзамены в первых рядах. Знаю, рискованно. Но твою смелость оценят, особенно если ты покажешь класс. В идеале – попасть в первую пятерку, но пойти отвечать вторым или третьим. Так преподаватель сможет сравнить твой ответ с другими. Впрочем, преподы – не дураки. И многие из них готовы дать бонус за смелость.

Удели максимальное внимание первой сессии. Если на первом экзамене поставили «хорошо», не унывай: еще можно исправить ситуацию. Помни, преподаватели – тоже люди. И у них могут быть критические (во всех смыслах) дни, проблемы со здоровьем и в семье. И они подвержены эмоциональным порывам. Если тебя не устраивает оценка, смело просись на пересдачу.

Для тех, кто опомнился на третьем курсе…

Отличниками чаще всего становятся с первого курса. Но бывает и иначе. Вот ты учился кое-как – лишь бы не выгнали, умудрялся сдавать зачеты и получать тройки, понимал, что смысла стараться все равно нет, а тут опомнился и решил исправить ситуацию. Как это сделать?

  1. Начни с нового семестра. С первых же дней. Исправь посещаемость, начни читать, делать конспекты, брать рефераты, работать на семинарах. Преподаватели это оценят.
  2. Возьми академический отпуск. Иногда отдых помогает настроиться. Да и преподаватели посчитают, что после отпуска ты изменил свой подход к учебе. Шанс получить «отлично» вместо «удовлетворительно» возрастет. Главное – добиться этого знаниями.
  3. Стань незаменимым. Победы в КВН, спортивные достижения, научная работа – это, прежде всего, престиж вуза. Если ты внесешь в это свою лепту, тебя точно заметят в деканате. Это поможет. Самое сложное – влиться в работу.

Вполне возможно, ничего не получится с первого раза. Не надейся перейти на «отлично» с троек. Начинай постепенно, и через год увидишь результаты.

А что, если…

…при всех твоих усилиях ничего не выйдет?

Не отчаивайся и не бросай учебу. Помни: важно не то, какие оценки в твоей зачетке, а то, что ты получаешь от своего образования.

studlance.ru

Как стать отличником

Внутри каждого человека заложено желание быть особенным. Именно поэтому, сегодня так популярны фильмы, где главные роли занимают люди с необычными способностями. Мы же, в свою очередь, пытаемся найти свое дело, в котором есть возможность преуспеть. Кто-то предпочитает развиваться в искусстве, кто-то начинает писать книгу. И суть не в том, чем вы занимаетесь. Главное чувствовать, что вы в своей стихии. Вот и некоторые дети, участь в школе, понимают, насколько легко и просто им дается учеба. В такие моменты у них обязательно появляется желание стать отличниками.

 

Особый путь отличника

 

Когда все дети приходят в первый класс, то они еще не знают всех своих возможностей. Их это не сильно волнует. Но вот начинают задавать первые домашние задания, проводить контрольные и самостоятельные работы. Здесь начинается отбор. Сразу выделяются ребята, которые справляются с заданиями, и те, кому очень сложное осваивать что-то новое.

            Наверное, каждый помнит свою первую хорошую отметку. Это удивительное чувство. Оно заставляет нас стремиться к большему. И чем больше учитель ставит нас в пример другим детям, тем сильнее мы хотим доказать его правоту. Учитывая тот факт, что все люди тщеславны, можно с уверенностью сказать – ребенок будет двигаться дальше и дальше по этой дорожке. Если у него и правда есть способности к учебе, то он сможет пройти все препятствия и стать отличником.

            Следующий этап жизни – это университет. Большинство медалистов, поступив в высшее учебное заведение, перестают показывать отличные результаты. Их пугает большое количество новых предметов. После нескольких неудач желание продолжать быть отличником угасает. А вот бывшие оболтусы начинают делать успехи. Почему так? Основная причина заключается в том, что перейдя на новое место, человек теряет свой авторитет и ему нужно снова его зарабатывать. Согласитесь, что в университете его заработать куда сложнее, чем в школе.

            В целом, путь отличника хоть и сложный, но увлекательный. Он может открыть для вас особые перспективы. Если вы решили сделать первые шаги на пути к цели, то обратите внимание на несколько простых, но очень важных советов.

 

Шаг за шагом: как стать отличником

 

  1. Поставьте учебу на первое место

 

Одного желания стать отличником мало. Ведь суть заключается в том, чтобы выполнять все задания лучше всех. Для этого следует потрудиться. Нужно уделять учебе много времени. Хотя намного выгоднее начать правильно планировать свое время. Постарайтесь делать все заранее. Не оставляйте напоследок сложные вопросы. Лучше всего записывайте все дела в блокнот. Так вы точно не потеряетесь во времени.

Конечно, быть отличником – это не значит знать абсолютно все. Обязательно будут попадаться вопросы, над решением которых нужно будет повозиться. Подобный труд только подтолкнет вас к новому этапу в развитии. Уже давно доказано, что человек будет улучшать свои навыки только тогда, когда перед ним будут ставиться новые и сложные здания.

Также вам нужно будет делать все задания. Хотя, как показывает практика, даже отличники находят время, чтобы отдохнуть и прогулять пару пар. Главное этим не злоупотреблять. Постоянство – это основа работы отличника. Стоит получить несколько плохих отметок, как они сразу снизят средний балл. А исправить положение будет гораздо сложнее. Такое положение часто приводит к тому, что люди отказываются от мечты об отличной учебе. Ведь бывает довольно сложно напрягаться изо дня в день. Здесь вам снова поможет правильное расписание дня.

 

  1. Подружитесь с преподавателями

 

Любая оценка – это субъективное мнение преподавателя. Обязательно он будет судить не только ваш ответ, но и вас, как личность. Если будет ошибаться вечный двоечник, то преподаватель поставит «двойку» и не будет долго думать. А вот если студент с хорошей репутацией начнет говорить чепуху, то преподаватель начнет его поправлять и подводить наводящими вопросами к правильному ответу.

Никогда не обсуждайте учителей со своими сокурсниками и друзьями. Вы не станете отличником, пока не научитесь уважать старших. Ведь, по сути, преподаватели – это ваше начальство на данном этапе жизни. Не имеет значения характер человека, его манера речи и просто скучный предмет – вы студент и должны научиться усмирять свою гордыню. Большинство гордых людей не могут ничего добиться только потому, что их хамство отстраняет от них людей.

Еще один важный момент – цените мнение преподавателя. Если вам задали написать эссе или реферат, то обязательно подойдите после пары и уточните требования, попросите совета. Не забывайте, что преподаватели такие же люди, как и мы. Им хочется знать понимать, что кто-то ценит их труд. Это не только поможет вам написать работу качественно, но и выделит в глазах преподавателя среди остальных студентов.

Когда вы сидите на паре, постарайтесь держать себя в руках и не зевать. Конечно, иногда лекции такие скучные, что хочется положить голову на парту и уснуть. А если они еще проходят с самого утра, то это вообще печально. Здесь ест два выхода. Либо начните вникать в материал. Он может стать для вас более интересным. Или же просто отвлекитесь на что-то свое. За все пары преподаватель посмотрит на вас ни один раз. Важно, чтобы выражение лица говорило о том, как важна для вас эта информация.

 

  1. Не превозноситесь в собственных глазах

 

То, что вы отличник, еще не говорит о том, что вы все знаете. Невозможно идеально изучить каждый предмет. Ведь любой человек имеет вой круг интересов. Быть отличником – это значит быть человеком, который качественно выполняет все задания, которые в итоге оцениваются на отлично. Это очень сложная работа. Вам нужно уметь не только быстро изучать новое, но и ладить со студентами и преподавателями, быстро ориентироваться в непонятных ситуациях. Можно без преувеличения сказать, что это настоящее искусство.

Если вы гуманитарий и совершенно не разбираетесь в технических науках, то постарайтесь найти людей, которые помогут вам понять суть этих предметов. Ведь здесь важно не доскональное изучение, а просто правильно выполненная работа. Даже сильное желание получить красный диплом не сможет сделать из вас профессионального химика или физика. Идти к идеалу нужно в том направлении, которое вам действительно по душе.

Старайтесь, в свою очередь, помогать другим. Не нужно строить из себя звезду. Если вы знаете, как правильно выполнить то или иное задание, помогите. Никто ведь не говорит вам дать списать. Просто подтолкните человека в правильном направлении. Возможно, в будущем он выручит вас.

 

Вывод

            Желание быть отличником абсолютно нормальное. Не нужно бояться насмешек. Мудрый человек всегда выберет знания. А высмеивать товарищей всегда намного проще, чем напрягаться несколько лет подряд, выполняя все новые и новые задания.

            Если вы открыли в себе особый талант к учебе или просто хотите попытаться стать лучше, начинайте работать. Даже если результат будет не таким успешным, вы все равно будете более опытным и уверенным в себе.

            Самое важное – это то, что вы получите в итоге. Только представьте, на протяжении многих лет вы качественно выполняли свою работу. Это подготовило вас к дальнейшим трудностям. Получив работу, вы будете быстро решать все трудности, так как никакие сложности не будут вас пугать. А за такого человека будут бороться многие начальники. В дальнейшем у вас есть все шансы получить важные и почетные места в любой сфере. Главное не останавливаться на пути к успеху.

xn--d1acynfdde.xn--p1ai

Учеба в ВУЗе — секреты отличников

Если Вы желаете как можно успешнее получать высшее образование, но при этом не сидеть постоянно за книгами в библиотеке, то наша статья Вам очень пригодится. Секреты отличной учебы в ВУЗе не так уж сложны, однако следуя им, Вы сможете многого достичь. Мы считаем (и думается, что не зря), что учеба в ВУЗе не сложнее учебы в школе. Разумеется, студенты могут с нами не согласиться. Тем не менее, Мы сейчас докажем, что это так. А также расскажем о том, как добиться такого впечатляющего успеха в обучении.

Вы должны помнить, что успешное обучение возможно только в том случае, если Вы выбрали ВУЗ осознанно, и хотите изучать именно те науки, которые предлагает Вам высшее учебное заведение. Тем не менее, часто бывает, что студенты посещают лекции со скукой, но все же сдают экзамены. Хотелось бы отметить, что таким учащимся гораздо сложнее успевать за остальными, чем тем, кому действительно интересен предмет. Впрочем, если Вы обучаетесь в ВУЗе уже не первый год, то Вам это рассказывать ни к чему. Тем же абитуриентам, которые еще не решили, куда именно поступать, Мы советуем прочитать нашу статью «Какие выбрать выпускные экзамены в школе?». Здесь подробно будет рассказано о том, как именно выбирать призвание, и хорошо ли поступать на престижные специальности.

ВУЗ – это нечто конкретное и абстрактное. Хотите пояснений? Вы их получите. Конкретное в ВУЗе – это изучение предметов. Они постоянно соприкасаются друг с другом, и если у Вас хорошая память, то Вы запросто сможете обучаться без особых усилий. Услышав информацию на одной лекции, и запомнив ее, Вы сможете применить ее на другой лекции. Все достаточно просто – от Вас зависит только интенсивность запоминания.

Абстрактное в ВУЗе – это проверка знаний. В основном, преподаватели хотят видеть то, что Вы разбираетесь в предмете. К сожалению, многие студенты этого не понимают, и на экзамены стараются вызубрить весь материал. Преподаватели (откроем маленький секрет) зубрил не очень-то любят, и потому часто ставят им низкие оценки. Педагог хочет видеть в Вас понимание. И если Вы на экзамене продемонстрируете общие знания, то в 90% случаев педагог поставит Вам высокий балл. Не забывайте о том, что общая эрудиция также приветствуется. Можете ловко ввернуть несколько фраз о великих мыслителях – и это поможет Вам продемонстрировать себя как человека культурного и грамотного. Однако не увлекайтесь: пустословов педагоги не слишком-то привечают и постоянно пытаются осадить. Всего должно быть в меру.

Вам не придется постоянно доказывать собственные знания, как это было в школе на уроках. Преподаватель будет просто читать Вам свои лекции, и в Вашей власти даже не писать конспект. Университет – то место, которое делает Вас самостоятельным и ответственным одновременно. Разумеется, вы можете не посещать лекции. Но на экзамене Вам будет достаточно сложно. И кто будет в этом виноват? Никто, кроме Вас – и Вы в  скором времени это поймете. Так что лучше всего готовиться к зачетам и экзаменам заранее, писать конспекты и усердно трудиться. Уверяем Вас, когда Вы выйдете из преподавательского кабинета с хорошей оценкой, Вы поймете, что это того стоило. Ваши усилия никогда не пропадут даром: даже если педагог не слишком щедр на оценки, Вы все равно приобретете знания, которые вам пригодятся в будущем.

Именно поэтому экзамен для студента – это самое важное в его обучении. На экзамене преподаватель может и отомстить, и показать свое хорошее отношение. Вот Вам еще один секрет отличной учебы в ВУЗе: дружите с педагогами. Никто не предлагает Вам пить с ними чай, ходить в гости – нет, Вам нужно просто заручиться их поддержкой. Пару приветственных фраз, а также внимательность на парах – это все, что от Вас требуется.

Кроме того, было бы весьма полезно, если бы педагог Вас запомнил. Через любого преподавателя проходя сотни студентов ежегодно – разумеется, это трудно. Тем не менее, если Вы после пары подойдете к педагогу и зададите ему несколько вопросов, то он наверняка с удовольствием на них ответит. Вы таким образом сможете убить сразу двух зайцев: и примелькаться, и узнать новую информацию. Секрет отличной учебы в ВУЗе, как видите, невероятно прост.

Что еще необходимо для того, чтобы стать успешным студентом? Для начала забудьте о бесконечном времяпрепровождении в библиотеке. Дело в том, что общение с одногруппниками также для Вас важно, как и изучение предметов. Часто бывает, что одногруппники обладают некоей информацией, которая была бы Вам полезна. Да и подумайте сами: ту же научную работу лучше всего делать вместе с толковым приятелем, а не одному.

Читайте также

www.poznaysebia.com

Как стать отличником по жизни. Система формирования полезных привычек

5 апреля 2018

9666 просмотров

В школе я не был зубрилой и ботаником. Учился неплохо, хотя круглым отличником не был. Зато моя сестра приносила домой одни пятерки.

Этим меня частенько поддевали. Вот, мол, сестра отличница, и ты стремись! С началом каждой новой четверти я начинал стремиться. Тянул руки, получал пятерки… Но запала хватало ненадолго.

Домашние задания делал не всегда, во время проверочных работ ленился лишний раз перепроверить ответы. От этого пятерки разбавлялись другими оценками, и к концу четверти я по отдельным предметам вновь становился твердым «хорошистом».

Так повторялось из четверти в четверть, из года в год. В итоге сестра окончила школу с медалью, а я — нет. За аттестат было не стыдно — одни четверки и пятерки. Средний балл 4,61, но все же не медаль…

Диплом цвета хаки

Поступая в институт, я твердо решил, что окончу его на «отлично». Вуз был военным, поэтому дополнительным стимулом для успешной учебы было дальнейшее распределение к месту службы. Выпускники с более высоким баллом пользовались преимуществом выбора.

С первых дней учебы я систематично накапливал пятерки, вовремя исправлял неугодные оценки, брал дополнительные задания. Не то, чтобы превратился в учебного червя, но смотрел уже на шаг-два вперед.

За первый семестр в зачетке были одни пятерки. Часть предметов сдал экстерном, поэтому на неделю раньше меня отпустили на каникулы. Я испытал пьянящую эйфорию! Это укрепило намерение получить красный диплом об окончании вуза.

В институте простой принцип: сперва ты работаешь на зачетку, потом зачетка на тебя. Это правило сработало и у меня. Первых два года еще приходилось доказывать право называться отличником, а потом этот статус закрепился за мной довольно прочно.

Это не означало, что можно было ничего не делать и получать пятерки. Но учиться стало проще. У преподавателя просто не поднималась рука «испортить» мне зачетку.

Выпускной я праздновал, держа в одной руке красный диплом, в другой — золотую медаль «За отличное окончание вуза». Да, в институтах тоже вручают медаль, если в дипломе абсолютно все пятерки.

Теперь мы сравнялись с сестрой — оба медалисты! Родители гордились, я радовался. Помню, как нравилось получать пятерки, копить их в зачетке, а в конце семестра рассекать кулаком воздух и кричать: «Даааа!»

Красный диплом после выпускного затерялся в ящике стола. Никому не было интересно какого он цвета. Получается, зря гнался за пятерками?

Я задумался: можно ли применить навык «отличника» в повседневной обыденной жизни? Например, для выработки какой-нибудь привычки.

Жизнь с чистого листа

Любой полезный навык не появляется вдруг. Вдруг я увидел сходство с учебой в вузе. Отличником становишься тоже не сразу. Но каждая новая пятерка в зачетке приближает к этому. Я решил и в жизни стать «отличником».

Первую привычку, которую решил осилить — это отказ от алкоголя. Не подумайте, что меня мучило беспробудное пьянство. Но добиваться успеха на трезвую голову эффективнее. Кроме того, ранее у меня уже были опыты «сухого закона» продолжительностью по несколько лет.

За каждый день, прожитый без употребления спиртного стал ставить себе оценку. Как и положено, начал отсчет с понедельника… Так как решил жить на «Отлично», то в роли отметок выступили буквы — по одной за каждый день выполненных обязательств.

Я крупно выводил буквы на чистом листке бумаги, дописывая по одной каждый вечер перед сном.

В четверг утром я по привычке глянул на листок, который играл роль моей зачетки. Крупные буквы «ОТЛ» грели мое самолюбие. Решив все запланированные на день вопросы, вечером я встретился с друзьями, которых не видел уже несколько недель.

Мы сели в уютной кафешке и стали делиться новостями. Кто-то предложил взять по бокалу пива и продолжить общение «по душам». Первая реакция была отказаться, но после долгих уговоров, кивнул, и на столе появилось несколько бокалов пенного напитка…

Когда вернулся домой, подошел к столу. На нем лежала моя «зачетка». Сегодня я должен был дописать к имеющимся «ОТЛ» очередную букву «И». Рука с маркером зависла над листом и внутренний голос спросил: «И? И? И, что?..» Действительно, «И что теперь?»

Если бы я получил «двойку» или даже «тройку» за какой-нибудь экзамен в институте, то красного диплома было бы уже не видать. А тут? Я резко перечеркнул «ОТЛ» маркером и решил начать снова. Не дожидаясь понедельника, с завтрашнего дня. В тот момент отчетливо понял выражение «начать с чистого листа».

Прошла пятница, суббота, воскресенье и на листке снова появилось знакомое «ОТЛ». Понедельник тоже не подвел, и в «зачетке» уже стояло «ОТЛИ». Наступил вторник.

День «Ч»

В обед непрестанно звонил телефон. Когда я освободился, было полтора десятка пропущенных с одного номера. Звонил приятель, он срочно хотел встретиться.

Вскоре я подошел в указанный мне бар и услышал трагическую историю очередного разрыва с девушкой. Закуски на столе дополняла бутылка «вискаря». Как мог поддержал приятеля, и он успокоился. Потом протянул наполненный стакан. Я отказался, но он продолжал настаивать. Вспомнив однажды уже перечеркнутую зачетку, я категорично заявил:

— Не могу! У меня сегодня день «Ч».

Приятель непонимающе отставил стакан в сторону и попросил объяснить. Я рассказал всю историю сначала…

Не знаю, насколько мой рассказ впечатлил товарища. Зато я, придя домой, довольно дописал на листе жирную «Ч». Вскоре в зачетке стояло первое «отлично». На это ушло ровно семь дней — именно столько букв в этом слове.

Как в учебе одной пятерки мало для «зачета», так и для приобретения навыка одной недели мало. Считается, что для выработки устойчивой привычки требуется 21 день. В моем случае это ровняется трём «ОТЛИЧНО».

Вскоре мой лист украшали три отличные отметки, и я с удовлетворением зафиксировал первый успех в формировании привычек!

Можно ли по такой же методике формировать сразу несколько полезных качеств? Провел аналогию с учебой, где параллельно изучаются несколько предметов. Решил, что сработает и в этом случае и не ошибся.

Однако брать более трех-четырех таких привычек не стоит, если вас не прельщает перспектива стать ботаником и задротом.

С помощью «метода отличника» я приучил себя рано вставать, бегать утренние пробежки, читать по сто страниц книги в день, чистить зубы два раза в день… Я по-прежнему не употребляю алкоголь и продолжаю воспитывать в себе новые полезные привычки.

Неважно, как вы учились в школе или институте, начинайте применять эту систему уже сейчас и становитесь отличниками по жизни!

Саморазвитие #Привычки 

interesno.co

Почему быть отличником вредно? — Учёба.ру

Никто не спросит про оценки

Что бы ни твердили педагоги, в будущем ни один работодатель не поинтересуется, была ли у вас пятерка по химии в школе или насколько хорошо вы сдали древнерусскую литературу в университете. Никому не важны формальности: ценятся реальные знания (которые, если понадобится, у вас проверят с помощью вопросов или тестового задания) и опыт работы по специальности.

В жизни совсем немного ситуаций, в которых окажутся важны высокие баллы, и все они связаны исключительно с учебой. Например, чтобы поступить в нужный вуз, вам необходимо будет набрать определенное количество баллов на ЕГЭ. Хорошие оценки в университете дадут возможность получать стипендию и претендовать на определенные бонусы и т. п., но как только вы закончите учебу, оценки перестанут играть какую-либо роль.

Знакомства важнее пятерок

Огромное преимущество, которое дают учебные заведения, — возможность найти единомышленников. Уже в школе, тем более, если вы учитесь в специализированном классе, вы находите людей, близких вам по духу и интересам. В дальнейшем, во время учебы в вузе, знакомства становятся не только приятными, но и полезными. Люди, с которыми вы сидели вместе на парах, спустя несколько лет могут стать видными фигурами в своей области. Если вы поддерживаете контакт с преподавателями, они тоже могут порекомендовать вас своим коллегам или устроить на стажировку.

Отличники, сосредоточенные только на получении оценок, часто лишают себя общения — у них просто не остается на это времени. Пока другие первокурсники отправляются на посвящение или развлекаются, они спешат домой, чтобы подготовить лучший на курсе реферат по непрофильной дисциплине или в третий раз повторить лекцию. В итоге самые способные ученики оказываются в социальном вакууме, не знают, куда идти и кому предлагать свои знания.

В школе слишком серьезное отношение к учебе часто приводит к тому, что отличники становятся изгоями. Более легкие на подъем одноклассники не понимают их, а иногда и начинают задирать, издеваются, используют только для того, чтобы списать, и забывают сразу после контрольной.

Завышенная планка создает стресс

Пытаясь во всем добиваться идеального результата, школьники и студенты изматывают себя непомерно высокими нагрузками. Чем дальше, тем меньше остается сил, а тревожность только возрастает. К необходимости учиться на отлично примешивается страх подвести родителей и преподавателей, которые ставят учащихся в пример, прочат им великое будущее и всевозможные успехи.

В конечном итоге отличники загоняют себя в угол. С одной стороны, у них нет ресурсов на то, чтобы продолжать учиться в выбранном темпе. С другой, они не могут позволить себе ошибки и неудачи и просиживают за подготовкой заданий еще больше времени.

Такое поведение приводит к нервному истощению и, как ни парадоксально, к отсутствию веры в себя и свой ум. Несмотря на все достижения, отличники начинают считать себя ленивыми и недостаточно сообразительными. Малейшая ошибка воспринимается как катастрофа, что в конечном итоге может привести к депрессии.

«Ненужные» знания все равно исчезнут

Большинство студентов зубрят билеты в ночь перед экзаменом и забывают полученную из них информацию, как только выходят с зачеткой из аудитории. Как правило, отличники готовятся гораздо тщательнее, планомерно изучая все, что рассказывает преподаватель. Знания, полученные таким образом, лучше закрепляются, но и они исчезают, если неинтересны и не используются. Упорные школьники и студенты тратят массу времени на подготовку и заучивание формул или терминов, но в конечном итоге остаются практически в такой же позиции, что и остальные. Более того, действительно значимая для дальнейшей работы информация может затеряться.

Гораздо полезнее оказывается сразу фильтровать получаемые знания, выделять среди них нужные и отсеивать лишнее, и из-за этого часто более успешными становятся «увлеченные троечники» — те, кто тратит время только на любимые предметы.

Нет возможности сосредоточиться на интересах

Отличники должны быть одинаково успешными в самых разных сферах: писать сочинения так же хорошо, как решать задачки по алгебре, а оптику знать не хуже, чем историю династии Романовых. В такой ситуации нет возможности сосредоточиться на том, что на самом деле важно и интересно. Более того, часто отличники не знают, какие у них сильные и слабые стороны, чем им хочется заниматься.

В результате получается, что они знакомы с самыми разными областями, но ни одну не изучают углубленно и ни в чем не становятся настоящими профи. В школе это подчас мешает определиться с выбором вуза даже на уровне направления: как подростку понять, гуманитарий он или технарь, если и там, и там ставят пятерки? А в вузе могут возникнуть сложности со специализацией и дальнейшей работой, когда однокурсники, сосредоточенные на одной теме, окажутся в более выигрышной позиции.

Несмотря на общепринятое мнение, быть круглым отличником не так уж и полезно. Вместо того чтобы во всем стремиться к идеалу, способным ученикам лучше научиться достигать баланса. Стоит решить, какие предметы на самом деле интересны и нужны, и уделять им максимум времени и внимания. Не стоит забывать и про отдых и общение с однокашниками — это бессмысленное на первый взгляд времяпрепровождение может оказаться куда полезнее, чем часы, потраченные на написание идеального реферата «Способы укрыться от ядерного взрыва».

www.ucheba.ru

Дмитрий СуслинТайна золотой медали, или Как стать отличником в школе, в вузе и в жизни

Кто я такой и почему написал эту книгу

Так получилось, что в своей жизни я занимаюсь двумя вещами. Преподаю в школе историю и обществознание и пишу детские книги. Проще говоря, я школьный учитель и детский писатель.

Многие утверждают, что две эти профессии несовместимы. Но так уж получилось, что вот уже семнадцать лет, как я беру в руки портфель и отправляюсь в школу, где жизнь идет от звонка до звонка, от урока до урока и один учебный год сменяет другой, прерываясь долгожданными каникулами.

Время бежит стремительно и незаметно. Кажется, еще вчера я был молодым и неопытным выпускником исторического факультета, а теперь я уже заслуженный и уважаемый учитель высшей категории, работаю в одной из самых лучших школ моего города. За многие годы на моих уроках побывали сотни мальчишек и девчонок. Многие уже давно стали взрослыми людьми, и у них подрастают свои дети, которых, вполне возможно, они приведут в мою школу.

Многие годы я пишу книги. Сказки, фантастику, приключения и даже веселые школьные рассказы.

Я написал не один десяток книг, и читателей у меня по всей стране в десятки раз больше, чем учеников. Казалось бы, вчера только я получил посылку с первыми авторскими экземплярами моих книг. А сегодня ко мне подходят взрослые работающие люди и уверяют, что выросли на моих книгах. Слышать это приятно. И в то же время немного грустно.

Чтобы рассказать о книге, которую вы сейчас держите в руках, мне придется сделать небольшое отступление и вспомнить школьные будни.

Каждый раз, когда заканчивается очередное полугодие и настает пора выставлять итоговые оценки, в широких и светлых школьных коридорах появляются плачущие девочки и хмурые мальчики. Изредка мелькают озабоченные и расстроенные лица родителей. Под конец года их становится больше. А уж когда идет Единый государственный экзамен и решаются юные судьбы, так и вовсе слышатся рыдания во весь голос.

Что случилось? Откуда слезы?

А просто идет выставление итоговых оценок, и каждый получает то, что заслужил, или то, что получилось. У многих в учебных ведомостях красуются совсем не те оценки, какие они хотели бы получить и каких ожидали. Вместо пятерок – четверки, вместо четверок – тройки, вместо троек – двойки. И в их глазах стоят вопросы: «Как же так получилось? Что было сделано не так? Где были допущены ошибки?» Некоторые задают эти вопросы вслух.

Грустное зрелище. Ведь в большинстве случаев можно было избежать пониженных оценок. Стоило только немного постараться и регулярно и неукоснительно выполнять ряд несложных и нехитрых, но очень важных правил.

Но теперь уже поздно.

А ведь сколько раз и во время учебы, и после нее я рассказывал, что надо делать в школе и как себя вести, чтобы учеба давала положительный результат. Сколько было разговоров с ребятами, с родителями! И они давали результаты. Главное, обратиться вовремя. Но ведь с каждым не поговоришь! Да и не каждый к тебе придет.

И когда я понял, что всем всего на словах не объяснишь, я вдруг совершенно неожиданно для самого себя вспомнил: я ведь писатель! А раз так, значит, я обо всем могу написать! И я сел за статью. Но статьи не получилось, потому что невозможно обо всем рассказать на двух, трех и даже на десяти страницах. Десять страниц разрослись до полусотни, но открылась лишь верхушка айсберга. Я писал и писал, одна глава следовала за другой, пока не получилась целая книга, рассказывающая о том, как стать отличником сначала в школе, затем в вузе и, наконец, в жизни. Конечно же, я ответил не на все вопросы, раскрыл не все тайны учебной жизни. Возможно, эта книга вызовет новые вопросы, на которые вновь нужно будет искать ответы.

Но разве не для этого пишутся книги?

Введение
Великая тайна отличников

– Что это за страна? – воскликнул удивленный Главный Буржуин. – Что же это за страна, в которой даже малыши знают Военную Тайну…

Аркадий Гайдар. «Военная тайна»

Эта книга для тех школьников и студентов, кто хочет быть отличником, и для тех родителей, кто желает, чтобы их дети были отличниками.

Книга эта тайная. Я буду в ней раскрывать секреты и тайные приемы отличников и их родителей. Когда вы узнаете и изучите эти секретные приемы, станете их использовать, ваши шансы получить золотую медаль или красный диплом увеличатся в тысячу раз.

Как же произошло, что я написал эту тайную книгу? Сейчас расскажу.

В детстве и юности меня удивляли люди, которых называют отличниками. Я никак не мог понять, кто же они такие? Откуда берутся? Куда потом деваются? В одном я был уверен: они не от мира сего. Порой мне казалось, что они инопланетяне, пришельцы. Было в их взглядах что-то неземное. Затем я решил, что они особые люди, созданные в тайных лабораториях. Биороботы или киборги. Фильм «Приключения Электроника» убедил меня в этом окончательно.

Но детство с его фантазиями закончилось. Будучи восьмиклассником, я уже понимал, что отличники – такие же люди, как и все остальные жители планеты Земля, но только…

…они знают тайны и секреты.

А что? Есть ведь тайные, секретные приемы у великих музыкантов, художников, политиков, бизнесменов? Есть! Мастерам без них нельзя. Вот и у отличников тоже есть свои секреты. Ведь кто такие отличники? Это мастера учебы! Великие мастера! Каждый отличник – это Паганини доски и мела, Ломоносов лабораторных и контрольных работ, Пушкин диктантов и изложений, Суворов дисциплины. И как у всех Мастеров, у отличников тоже есть великая тайна и большой секрет.

Меня всегда влекло к себе все тайное, секретное и загадочное. И я решил раскрыть тайну золотой медали, вызнать все секреты отличников.

Главное, поставить четко вопрос. И я его поставил.

Что приводит отличников на пьедестал почета, к золотым медалям и красным дипломам?

Чтобы ответить на этот вопрос, я глубоко законспирировался и стал внимательно наблюдать за всем, что делают отличники. Жаль, что сделал я это слишком поздно. Учеба в школе заканчивалась. Вот уже остался позади десятый класс, а тайна так и не была раскрыта. Тогда я поступил в университет на педагогический факультет и все пять лет, что учился, тщательно наблюдал за всеми отличниками на моем курсе. Наблюдал за ними и на педпрактике в школе, в летних лагерях. Но этого было мало. Я лишь прикоснулся к верхушке айсберга.

Кто такие отличники? Откуда они берутся? Что отличает их от обычных школьников и студентов? И можно ли раскрыть их секреты и самому стать отличником?

Разгадка Великой тайны отличников – в ваших руках!

Тогда я решился на самый отчаянный шаг – я пошел работать в школу учителем. Как раз в тот год учителям перестали платить зарплату. Трудно было работать бесплатно, когда все вокруг становились бизнесменами и стремительно наживали капиталы. Но у меня была великая цель – узнать, как выковываются настоящие отличники. Работая в школе, я получил замечательную возможность наблюдать за ними!

Конечно, чтобы изучить какое-либо явление, одного наблюдения мало. В науке кроме наблюдения важен еще и опыт, эксперимент. Но я и эту возможность получил! На уроках я мог теперь не просто общаться с отличниками, но и испытывать их, словно приборы в лаборатории. Ценнейший материал оказался в моих руках.

Шли годы, я набирался педагогического мастерства. Перешел из простой муниципальной школы в гимназию, затем в лицей, где учились отборные отличники, высшей пробы. Сам я тоже получил высшую учительскую категорию, стал лауреатом конкурса «Учитель года». Но я не прерывал свою работу по выявлению Великой тайны и секретов отличников.

Сколько их прошло через мои руки! Сейчас попробую сосчитать. В конце каждого учебного года школа выпускает десяток медалистов, причем двоих-троих – с золотой медалью. В школе я работаю шестнадцать лет. Умножаем десять на шестнадцать, получается сто шестьдесят. И каждого из них я изучал внимательнейшим образом. И не только в школе, но и в вузе, и даже после окончания учебы.

Школьный учитель – человек, очень известный в городе. Когда я выхожу по делам, не бывает случая, чтобы мне не встретился кто-либо из моих учеников. И если я встречаю бывшего отличника, то, как истинный исследователь, обязательно изучаю его дальнейший послешкольный или даже послевузовский путь.

Полтора десятка лет работы, больше полутора сотен отличников. День за днем, год за годом я постепенно раскрывал секрет за секретом, прием за приемом.

И вот Великая тайна разгадана:

Отличником может стать любой, кто пожелает!

Вот какое открытие я сделал. И я с радостью поделюсь этим открытием с вами на страницах этой книги.

Я постараюсь обойтись без занудства и общих фраз, набивших оскомину. О том, что, мол, надо стараться, трудиться, слушаться старших, и без меня каждый знает. Надо знать, как стараться, как трудиться и как слушаться старших. Вот это я и открою вам без утайки.

Итак, вперед, будущие, да нет, уже настоящие отличники! Немного усилий, и золотая медаль или красный диплом окажутся в ваших руках. В этом нет сомнения, раз вы держите в руках мою книгу!

Что надо стараться, трудиться и слушаться старших знает каждый.

Главное для будущего отличника – знать, как стараться, как трудиться и как слушаться старших.

Учебный марафон, или Отличники: кто они?

Будь писцом – он освобожден от всяких повинностей, от работы мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не будут тебя сечь прутьями.

Будь писцом, чтобы тело твое было гладким и рука твоя мягкой.

 

И ты будешь выходить в белой одежде, тебя все будут почитать и приветствовать.

Наставление древнеегипетским писцам, выбитое на стенах пирамид

Глава первая
Заветная мечта учеников и их родителей

Те, кто окончил школу и вуз, не получив золотой медали или красного диплома, наверняка скажут: «Да мы об этом и не думали! Ничего подобного, вовсе нам не нужны медали. Главное – окончить учебу, а там хоть трава не расти».

Никто никогда не признается, что мечтал о золотой медали или о красном дипломе. И все же самые принципиальные противники отличной учебы грустно вздыхают, когда наступает день получения аттестатов и дипломов.

Кто из взрослых не прошел через это? Все мы видели, как чествуют победителей. А победители – это и есть отличники. День получения аттестатов и дипломов – это их день. И день их родителей.

Отличники – самые счастливые люди на этом празднике жизни.

Им завидуют учителя. Даже те учителя, которые в свое время сами были отличниками. Им завидуют немногочисленные школьники и студенты, дети богатых родителей, которым те устилают путь красными коврами и розами. Даже они в этот день завидуют отличникам. И знаете почему? Потому что перед отличниками открываются все дороги. И эти дороги будут самыми гладкими и самыми широкими.

Это их день! Ради него совершены титанические усилия, проведены тяжелые дни и бессонные ночи, ради него принесены бесчисленные жертвы: не прочитаны бестселлеры, не просмотрены сериалы и кинохиты, пропущены футбольные матчи и веселые вечеринки. Но теперь именно в честь отличников гремит музыка, произносятся речи и льются счастливые родительские слезы.

Отличнику не страшны самый капризный и требовательный начальник, самые сложные условия труда, самые трудные задачи. Через все это он уже прошел на школьной или студенческой скамье. Жизнь уже у него в руках. И он, будьте уверены, ее не выпустит.

Это их День победы! И с этой победой они пойдут по жизни с гордо поднятой головой, сметая с пути самые сложные препятствия. Что они для отличников? Семечки! Людям, которые получили медаль или красный диплом, уже все нипочем. Им не страшны самый капризный и требовательный начальник, самые сложные условия труда, самые трудные задачи. Ведь через все это они уже прошли в школьные или студенческие годы. Так что жизнь уже почти у них в руках. И они ее, будьте уверены, не выпустят.

Вот почему так радуются отличники, вот почему плачут от счастья их родители, бабушки и дедушки, вот почему директора, ректоры и деканы с чувством жмут им руки.

И вот в этот самый момент большинство хорошистов и троечников спрашивают себя:

«Почему не я получаю эту золотую или серебряную медаль?»

«Почему не мне вручают красный диплом?»

«Чем я хуже их всех?»

Эх, вернуться бы назад на пару лет! Но поезд ушел. И неотличники вздыхают.

И чего они грустят? Подумаешь! Золотая медаль! Красный диплом! Столько прекрасного в жизни потеряно из-за них. Зачем? Нет, мы ничуть не хуже этих скучных зубрил!

Но неотличники все равно вздыхают.

Вздыхают школьники, что остались без медалей. Потому что не им достанутся места в самых престижных вузах. Вздыхают студенты, что с обыкновенным синим или даже зеленым дипломом. Потому что не им достанутся лучшие рабочие места с высокими окладами в престижных фирмах.

Все это ждет отличников. Все это они получат в награду за то, что поставили перед собой цель – золотую медаль, красный диплом – и превратили заветную мечту в реальность.

И уж конечно нет таких родителей, которые бы не мечтали об этом самом для своих детей. Они взрослые люди и в отличие от детей знают, что в жизни все достается по очереди. Только вот очередь за жизненными благами – не та, что в магазине. В жизни не действует принцип «кто успел, тот и съел». А действует совершенно другой принцип: каждый получает то, что ему положено. А положено то, что заслужено – самим человеком и еще семью поколениями его предков. В жизни сначала все получают власть имущие, затем богатые, потом знаменитые, потом их дети, внуки, их родственники. И только потом – все остальные.

Отличников ждут в самых лучших вузах. Им рады в самых престижных фирмах и готовы предложить места с высокими окладами. Спросите у работодателя: кого он хотел бы взять на работу? Конечно же, отличника!

Социологи структуру общества часто изображают в виде пирамиды. На ее верхушке – слой богатых, элита, затем – средний класс, а в основании пирамиды, внизу – бедные. Раньше, когда общество было сословным, перейти из низшего сословия в высшее было очень сложно. А, например, в Индии, где общество разделялось даже не на сословия, а на касты, это было и вовсе невозможно. В России сословный барьер преодолеть удавалось лишь единицам. Ломоносов, происходивший из низшего сословия, получил дворянское звание. А вы помните, кем был Михайло Васильевич? Отличником!

Когда на смену сословиям пришли классы, общество стало стремительно меняться, прогресс ускорился. Знаете почему? Потому что в Европе и России все больше и больше отличников, таких как Ломоносов, поднимались вверх по социальной лестнице. Они переходили из класса бедных в класс средний, а потом и в класс богатых и влиятельных. И они быстро меняли все вокруг себя. Вскоре Европа перешла из Средневековья в Новое время, а потом и в России Петр I призвал на службу отличников, и здесь тоже начались быстрые перемены.

К слову, я думаю, что именно благодаря отличникам Россия выжила во всех исторических катаклизмах и победила в самой страшной за всю историю войне. Да еще и первой запустила человека в космос. Отличника!

Но теперь давайте закончим вспоминать историю и вернемся в реальность. Скажите, кто сейчас решает каждодневную, будничную судьбу большинства людей?

Политики? Нет.

Государство? Нет.

Родители? Не у всех и не всегда.

Тогда кто же?!

Я так отвечу: работодатель.

Да-да. Тот самый добрый (или не добрый, а очень даже злой, вредный или равнодушный) дяденька, который подпишет с вами очень важную бумагу – трудовой договор. Или не подпишет. Если подпишет, то будут вам и оклад, и премии, и ежегодные оплачиваемые отпуска, и вы сможете хорошо жить, оплачивать жилье, товары и услуги, брать кредиты, заводить семью и детей и получите многое другое, о чем мечтаете.

Конкурс на соискание самой лучшей, престижной, хорошо оплачиваемой работы выигрывают отличники. Если в резюме соискателя сказано, что он получил красный диплом, а в школе – золотую медаль, его кандидатуру рассматривают в первую очередь.

А кого больше всего любит работодатель?

Отличников! Не верите? Поставьте опыт. Возьмите с собой знакомого отличника, пойдите к какому-нибудь работодателю и спросите, кого из вас двоих он возьмет на работу.

Работая над этой книгой, я побеседовал не с одним десятком людей, занимающихся подбором кадров. И все кадровики в один голос твердят, что первое, на что они смотрят, – это диплом. Красный он или нет. А если в резюме соискателя сказано, что и в школе у него была медаль, то все остальные кандидатуры тут же отметаются.

Конкурс на соискание хорошей работы всегда выигрывают отличники.

Из ста с половиной отличников, которых я учил, ни у кого и никогда не было проблем с поиском работы. Половина из них находят себе работу еще в период учебы. И, как правило, это престижная, хорошо оплачиваемая работа.

Отличники нужны везде. У них никогда не бывает проблем с поиском престижной и высокооплачиваемой работы. Все работодатели жаждут заполучить их к себе. А почему? Потому что отличники с детства умеют хорошо работать! Иначе отличником просто не стать.

Спрашивал я и работников бирж труда, и сотрудников департаментов занятости. Все эти специалисты уверяли меня, что отличники к ним обращаются очень редко. Почему? Потому что их не увольняют с работы. Их не сокращают. А если уж отличнику приходится менять работу, его тут же позовут в пять других мест. И уже давно зовут. Жаждут заполучить к себе и только и ждут, чтобы он освободился.

Отличники нужны везде. А знаете почему?

Потому что отличники с детства умеют хорошо работать!

Иначе отличником не стать.

И господин работодатель очень хорошо это знает. Ведь чаще всего он сам – бывший отличник. Он сразу же определяет отличника в очереди из соискателей и берет его на работу. И предлагает отличнику хорошую должность, и высокий оклад, и удобное место для работы.

Так что карьерный рост отличника начинается еще до подписания договора. Даже на старте своей профессиональной карьеры отличник уже не в последних рядах. И у него немало шансов подняться выше, стоит лишь постараться. А уж стараться отличники умеют!

Вот почему так радуются родители отличников в день, когда их чадам вручают золотые и серебряные медали и красные дипломы. Вот почему им завидуют те, кто этого достичь не сумел.

В этот день отличник – победитель. Его заветная мечта сбылась.

А для кого-то она осталась теперь уже несбыточной мечтой.

Эх, вернуть бы годика два, отмотать время назад!

Глава вторая
Марафон нашей жизни

Ученье свет, а не ученье – чуть свет и на работу.

Народная мудрость

Какое место занимает в нашей жизни учебная деятельность? Попробуем выяснить.

Психологи и социологи делят жизнь человека на несколько этапов в зависимости от того, какой вид деятельности является для человека главным.

Первое, чему учится малыш в раннем детстве, – игра. Она и есть главный вид его деятельности. Про маленького ребенка, когда он чем-нибудь занимается, так и говорят: он играет. Человек играющий — самый приятный, но, увы, и самый короткий период в нашей жизни, он продолжается всего пять-шесть лет.

Затем начинается второй этап – учебный. Ребенок из человека играющего превращается в человека учащегося. В наши дни этот этап начинается чаще всего первого сентября, когда ребенка одевают в школьную форму, вручают ему рюкзак, набитый учебниками, тетрадями и письменными принадлежностями, и большой букет цветов для первой учительницы. Покидает школу он уже почти взрослым человеком и отправляется в жизнь. Начинается следующий ее этап – трудовой. Человек учащийся становится человеком трудящимся.

Стоп!

Это в индустриальном обществе можно было сразу после школьной скамьи пойти работать на производство и получать хорошую зарплату. Большинство людей так и делали и другой жизни себе не представляли. Соответственно на учебный этап в жизни человека приходилось тогда семь-восемь, от силы десять лет. Так было раньше, полвека – тридцать лет назад. Сегодня с таким образованием на хорошую работу можно даже не рассчитывать.

В давние времена, когда общество было традиционным или аграрным, учебный этап жизни был совсем коротким. Крестьянскому мальчику или девочке, чтобы овладеть началами грамоты, навыками сельского и домашнего труда, требовалось два-три года. Двенадцати-тринадцатилетним крестьянским ребятишкам приходилось работать уже наравне со взрослыми. Потом обязательным для всех стало четырехлетнее образование, затем семилетнее, восьмилетнее, девятилетнее… В наши дни от человека, начинающего трудовую деятельность, требуется образование не ниже полного среднего – согласно российскому законодательству. Это минимум!

Как правило, за полным средним образованием настает черед профессионального образования. Среднее профессиональное образование получают в техникумах и колледжах, высшее – в университетах, академиях, институтах. Некоторые продолжают учиться дальше и получают еще и послевузовское профессиональное образование в аспирантуре, адъюнктуре, ординатуре, интернатуре или оканчивают еще одно высшее учебное заведение. Посчитаем? Мы учимся одиннадцать лет в школе, пять-шесть лет в институте, затем еще три года требуются на послевузовское или второе высшее образование. Получается, что в современной России многие люди учатся пятнадцать-двадцать лет! И это не предел. В некоторых странах, в Германии например, вполне нормальным считается, что человек учится все тридцать лет, до тридцатипятилетнего возраста, и только после этого начинает работать.

Мало того, в наши дни начало трудовой деятельности вовсе не означает, что учебный этап в жизни человека закончился. Сегодня специалисту нужно постоянно повышать свою квалификацию, для чего приходится осваивать различные прикладные науки, посещать и изучать дополнительные курсы. По сути дела, мы теперь учимся всю жизнь.

 

Каковы сегодня факторы успеха в жизни? Отличное базовое образование. Соответствие требованиям рынка труда. И самый важный фактор – умение учиться, повышать квалификацию, овладевать новыми знаниями и умениями, которые ценят работодатели.

Почему же так удлинился учебный этап в жизни современного человека? За ответами мы заглянем в школьный базовый учебник по обществознанию за десятый класс под редакцией Л. Н. Боголюбова, в раздел «Социальное развитие и молодежь». Авторы отмечают рост конкуренции в современном обществе и перечисляют те качества, которые определяют сегодня жизненный успех. Вот эти качества:

высокий уровень образования;

готовность менять характер деятельности в ответ на требования рынка, осваивать другую специальность;

овладение знаниями, навыками и умениями, которые ценятся на рынке труда (компьютерная грамотность, иностранные языки, умение водить автомобиль).

Так что слова Пушкина о том, что «мы все учились понемногу», давно потеряли актуальность. Сейчас нам всем приходится учиться много, многому и подолгу.

Могу проиллюстрировать это на собственном примере. Я окончил исторический факультет в 1993 году. Поступил работать в школу. Это был как раз тот момент, когда преподавание истории и обществознания претерпело кардинальные изменения. От марксистско-ленинской концепции развития общества отказались. Стали больше внимания уделять изучению законов демократии, общечеловеческих ценностей. В 1997 году в школах был введен предмет «Основы правовых знаний», так что всем историкам и обществоведам пришлось изучать и его.

Потребовалось срочно осваивать и новые компьютерные технологии. Появились школьные сайты, сайты учителей, и вдобавок к учительской специальности пришлось освоить и ремесло веб-мастера и веб-дизайнера, блоггинг и онлайн-мастеринг. В общем, сегодня постоянно нужно изучать что-то новое, чтобы не отстать от времени и быть современным, конкурентоспособным специалистом.

Вывод из всего вышесказанного можно сделать следующий. Учебный этап в жизни человека за последние десятилетия увеличился как минимум вдвое.

Учеба – это марафон нашей жизни.

Марафон, как вы помните, это селение, рядом с которым состоялась великая битва. В Марафонском сражении в 490 году до нашей эры греки отстояли свою независимость от персидского царя Дария. А еще марафон – это одна из самых сложных легкоатлетических дисциплин, в которой спортсмену надо бегом преодолеть дистанцию в сорок два километра и сто девяносто пять метров. Так вот, современному человеку, чтобы самореализоваться, надо во что бы то ни стало пройти свой марафон, получить отличное образование. Иначе вся жизнь его будет проиграна.

Учебу можно сравнить с марафоном. Только длится он не часы и минуты, а десять-пятнадцать лет. Главное правило в учебе такое же, как в марафонском забеге: рывок к пятеркам нужно сделать на старте. Чем раньше – тем лучше!

Надо сказать, что и ведут себя люди во время учебного этапа жизни точно так же, как спортсмены во время забега на длинную дистанцию.

Все мы не раз видели – воочию или по телевизору – подобные соревнования. Готовится забег. Все участники на старте имеют одинаковые условия и занимают одинаковые позиции. Раздается выстрел, забег начинается. Первые несколько мгновений все бегут дружной толпой. Но затем толпа начинает распадаться на группы: вырываются вперед лидеры и появляются первые аутсайдеры.

Лидировать может один спортсмен или несколько. Но лидеры всегда в меньшинстве. С каждой секундой они отрываются от основной группы, бегут все быстрее и быстрее. И вот уже становится ясно: их никому не догнать до самого финиша.

Одновременно растет и другой разрыв – между группой бегущих спортсменов и отстающими, аутсайдерами. И чем ближе к финишу, тем больше аутсайдеры отстают от основной группы.

Очень редко, но бывает, что спортсмен из основной группы на последней трети дистанции вдруг совершает рывок, вырывается в лидеры. Для такого рывка ему нужно собрать все свои силы, показать героизм древних эллинов, разгромивших полчища персов.

И уж совсем редко подобный рывок удается сделать кому-то из аутсайдеров. Ведь им, чтобы преодолеть накопленное отставание, нужно приложить и вовсе запредельные, нечеловеческие усилия.

Так и с учебой. В первый класс все дети приходят нарядные, с цветами, все тянут руки, торопятся дать ответ, хотят получить хорошую оценку. Но очень быстро класс делится на лидеров, хорошистов и отстающих. Лидеры – отличники или те, у кого всего лишь одна-две четверки. Их всегда меньшинство. Хорошисты – это те, у кого все четверки, есть даже одна или две пятерки, а может быть и пара троек. Отстающие – это отпетые троечники, у которых половина троек – это натянутые двойки.

Настоящий отличник обладает теми же качествами личности, что и спортсмен-чемпион. Чтобы стать чемпионом в учебе, хороших способностей недостаточно. Отличник видит свою цель, упорно к ней стремится. И готов всю свою жизнь подчинить определенным правилам.

И почти все они такими и останутся до самого финиша, до выпускного бала: лидеры, середняки и отстающие. Учебу можно сравнить с забегом на длинную дистанцию. Только длится он не минуты и секунды, а десять-пятнадцать лет.

Я думаю, что теперь вы и сами можете сделать два первых и очень важных вывода.

Вывод первый:

Чтобы стать отличником, надо сделать рывок к пятеркам сразу же, на старте. Чем раньше – тем лучше.

Вывод второй:

Чтобы стать отличником, только лишь хороших способностей к учебе недостаточно. Нужны упорство, и прилежание, и умение видеть свою цель. И еще – умение подчинить свою жизнь определенным правилам.

Сегодня быть отличником намного труднее, нежели двадцать лет назад. Не только объем знаний вырос, но и общество усложнилось. Отличнику надо быть настоящим психологом. Как разведчик на вражеской территории, он должен уметь правильно выбирать друзей и пользоваться их помощью. Ему необходимо знать своих врагов и уметь нейтрализовать их недоброжелательные действия.

На тернистом учебном пути отличника таится множество подводных камней. Как их увидеть? Как обойти? Всему этому я и научу вас на страницах этой книги.

Но для начала попробуем найти ответ на самый важный вопрос:

Кто такой отличник?

Об этом мы поговорим уже в следующей главе.

Вы уже наверняка поняли, что первая часть книги – это теория. Вторая и третья части будут посвящены практике. Но не спешите переходить к практике, не освоив теорию. Ведь одно из главных качеств отличника – это способность думать и размышлять, прежде чем действовать.

fictionbook.ru

Как стать успешным студентом в вузе

 

Школьников обычно воспринимают как детей, а студент – это уже по сути взрослый человек, будущий специалист. И эта перемена статуса влечет за собой серьезное изменение отношения к самому процессу обучения.

В школе детей «учат», прилагая все усилия к тому, чтобы ребенок освоил обязательную для всех программу хотя бы в минимальном объеме, вытягивают «на троечку», проводят воспитательные беседы с родителями и так далее. В университетах и академиях же успешность обучения – личное дело каждого студента. Хочешь учиться – будь отличником и получай повышенную стипендию, не хочешь – отчислим за академическую задолженность (то есть несданные зачеты и экзамены).

Если в школе двойка за год, недопуск до итоговой аттестации или «заваленные» ЕГЭ – это чрезвычайное происшествие, за которое директор учебного заведения будет отвечать в РОНО, то в вузе отчисление – обычное дело, а зарплата преподавателей никак не зависит от того, какие оценки будут стоять в экзаменационной ведомости студента.

Неудивительно, что далеко не всем первокурсникам удается в итоге добраться до диплома: в среднем в российских вузах отчисляют около 15% студентов (а на технических специальностях в некоторых учебных заведениях число «вылетевших» может доходить и до 40-50%). При этом большинство отчислений приходится на первый год обучения – это, как правило, те студенты, которые не сумели вовремя адаптироваться к новым условиям. А многие школьные отличники в вузах «скатываются» на тройки – по той же причине.

Чтобы успешно сдать первые сессии, начинающему студенту сразу же надо привыкнуть к некоторым особенностям учебы в высшем учебном заведении.




  1. Отсутствие текущего контроля. Во многих вузах посещаемость лекций не контролируется или почти не контролируется, кроме того, преподаватели могут задавать «домашние задания», которые потом не проверяют. Да и на семинарских занятиях и практикумах часто есть возможность «отсидеться» в уголке, не участвуя в обсуждении. Эта кажущаяся свобода подталкивает к тому, чтобы пропускать занятия и «забивать» на домашние задания – в итоге, когда надвигается сессия, приходится судорожно наверстывать упущенное и «сдавать хвосты». А такую нагрузку по всем предметам сразу могут выдержать далеко не все.


  2. Резкое возрастание уровня сложности и темпов подачи материала. В школах материал адаптируют к возрасту учащихся, тщательно «дозируют», оставляют время на повторение пройденного. В вузе этого не происходит: информация дается «по-взрослому». Объемы знаний, которые даются в рамках семестрового курса, гораздо выше; специальной терминологии – на порядок больше. И, даже если в школе вам прекрасно давалась, к примеру, химия – это еще не гарантия того, что вузовский курс пойдет так же легко. При этом почти на каждой специальности найдется несколько «занудных» предметов, которые требуют мучительной зубрежки: инженеры страдают над сопроматом, а языковеды – над исторической грамматикой.


  3. Большой объем самостоятельной работы. В вузах объем учебной работы, который надо проделывать самостоятельно, обычно гораздо выше «школьного», так что для того, чтобы быть успешным студентом, придется много заниматься не только в учебных аудиториях, но и за их дверями. При этом часть заданий может оказаться весьма объемными, и иногда на подготовку к семинару, коллоквиуму или написание семестровой работы  придется потратить не один час –  а порой и не один день. Зато активная работа на занятиях и успешное и своевременное выполнение текущих заданий может серьезно облегчить жизнь в сессию – в вузах распространена практика освобождения успешных студентов от сдачи зачетов и экзаменов по отдельным предметам. Оценка в таких случаях может ставиться «автоматом».


  4. Учебник – не всегда «палочка-выручалочка». Если в школах дети учатся по учебникам, и каждый урок соответствует определенным его разделам, то программа, которую преподаватель «дает» в вузе (и которую потом спрашивают на экзаменах) далеко не всегда напрямую соотносится с рекомендованным учебным пособием. Многие педагоги читают свои авторские курсы, и основным источником для подготовки становятся конспекты лекций; другие – предлагают солидный объем обязательной к изучению литературы, включающей не только учебную литературу и научные статьи, монографии и так далее.


  5. Более спокойное поведение преподавателей. В вузах обычно принято относиться к студентам уважительно (они все-таки взрослые люди). Как ни странно, это тоже может вызвать проблемы у вчерашних школьников. Если школьник привык к резкости учителей, и концентрируется на учебном процессе только после включения «командного тона»  –  то «доброта» профессорского состава может подействовать расслабляющее. Однако, если преподаватель не повышает голоса на лекциях и не отчитывает студентов – это не означает, что на экзамене он не спросит «на все сто».

Для того, чтобы справиться с потоком информации и адаптироваться к новым условиям обучения, первокурснику придется самостоятельно освоить несколько жизненно важных для любого успешного студента навыков.




  • Самодисциплина. Постоянно «держать себя в руках», исправно посещать занятия, через силу зубрить «нудные» предметы, самостоятельно «отрабатывать» пройденный материал, не откладывая на потом – все это потребует серьезных усилий воли. Но теперь контролировать ваш процесс обучения – это ваша задача, и никто не сделает ее за вас.


  • Тайм-менеджмент. Учитесь планировать собственное время – школьная привычка откладывать всю «домашку» на последний вечер в вузовских условиях до добра не доведет, особенно если вы еще не можете точно рассчитать, сколько времени вам нужно на подготовку к семинару, зачету или экзамену по тому или иному предмету.


  • Работа на лекциях. С непривычки очень сложно сохранять внимание на протяжении полутора часов непрерывного изложения «нового материала». Учитесь слушать, освойте навыки скоростного конспектирования, используйте самостоятельно придуманные знаки-сокращения для терминов. Не пытайтесь успеть записать речь преподавателя дословно, старайтесь сразу же выделять главное, «упаковывать» информацию в схемы и таблицы. Отмечайте в конспекте непонятные для вас места и задавайте уточняющие вопросы в конце лекции, не откладывая на потом. Если темп подачи материала слишком высок для вас – первое время записывайте лекции на диктофон и расшифровывайте их дома.


  • Чтение  «по диагонали». Это очень полезный навык, особенно если списки дополнительной литературы объемны. Учитесь «выхватывать» глазами главное, бегло просматривая остальное, пишите краткие конспекты ключевых моментов.


  • Умение строить отношения с окружающими. Явная заинтересованность в учебе и уважительное отношение к преподавателям обеспечат доброжелательное отношение к вам на занятиях и на экзаменах; дружеские связи с однокурсниками помогут в учебе (вместе «грызть гранит науки» и веселей, и эффективней), а добрые приятели со старших курсов помогут «найти подход» к преподавателям или объяснят непонятное. А вот привычка «подкалывать» преподавателей или демонстрировать свое интеллектуальное превосходство до добра не доведет.


  • Умение расслабляться. Несмотря на то, что первый курс – самое тяжелое для студента время, нельзя с утра до ночи беспрерывно заниматься зубрежкой. Отдых, общение с однокурсниками, дружеские вечеринки, затягивающиеся до утра… Студенческое время без всего этого немыслимо. И, как утверждают психологи, такое «бурное» поведение в свободное от учебы время способствует лучшему усвоению больших объемов информации. Однако тут главное – не переусердствовать.

И еще один важный студенческий навык – это не терять уверенность в себе и не вешать нос после первых же неудач. Да, учеба в университете может оказаться такой напряженной, что «ужасные нагрузки» в одиннадцатом классе покажутся санаторным режимом. Но важно помнить, что человек ко всему привыкает – и ко второму курсу большинство студентов «втягивается» в новый учебный режим и жить становится гораздо проще. Кроме того, не стоит забывать и старую поговорку о том, что сначала студент работает на зачетку, а потом уже зачетка – на студента. И поддержать репутацию успешного студента будет уже гораздо проще, чем создать ее.

www.kakprosto.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.