Как стать сценаристом: 10 советов для сценаристов от авторов «Физрука», «Движения вверх» и «Эпидемии»

Содержание

10 советов для сценаристов от авторов «Физрука», «Движения вверх» и «Эпидемии»

Три известных сценариста — Николай Куликов («Легенда № 17», «Горько»), Константин Майер («Физрук», «Я худею») и Роман Кантор («Эпидемия», «Мёртвое озеро») — запустили подкаст «Поэпизодный клан», где разбирают сценарии фильмов и сериалов, вспоминают ситуации из своей практики и докручивают идеи прямо в студии. Также они дают советы для тех, кто хочет освоить мастерство сценариста — приводим 10 из них в статье.

Константин Майер

Сценарист сериалов «Физрук», «Толя Робот» и фильма «Я худею».

1. Сначала пишите, только потом редактируйте

Write first, edit later — это правило вы можете встретить в любом списке советов для писателей, что совершенно не умаляет его ценности. Переписывать свой текст можно бесконечно, и это загонит вас в тупик. Высокие стандарты — это хорошо, но чтобы перфекционизм не мешал, а помогал, сначала пишите и только потом садитесь за редактуру.

2. Не стесняйтесь дурацких идей

Иногда нужно столько всего сделать за день, что необходимость исполнить долг убивает желание писать. Прокрастинация часто случается из-за завышенных ожиданий. Чтобы отогнать её, попробуйте начать день с решения какой-нибудь простой задачи. Так с самого утра вы немного снимете с себя груз ответственности.

Если простой и приятной задачи под рукой нет, то можете её просто придумать. Например, запишите десяток названий несуществующих футбольных клубов (или сортов томатов, или советских пионерлагерей): «Саратовские патриоты», «Новосибирские снеговики». Девять из них, конечно, будут глупые, но одно непременно вас рассмешит и поможет включиться в рабочий процесс.

3. Пишите о пустом, чтобы разогнаться

Похожей технологией можно воспользоваться при работе с диалогами. Если вам нужно написать сложную сцену, можно немного разогнаться, набросав, как герои разговаривают о пустяках, как обсуждают быт или просто новости. Так вы постепенно нащупаете их голоса и эмоции и доберётесь до сути сцены. Сами не заметите, как будете просто записывать за своими героями.

4. Говорите «Да, и…»

Если вы работаете в коллективе авторов, то бесценная связка «Да, и» — ваш обязательный инструмент. Если кто-то из ваших коллег предложил идею, то не спешите её списывать в утиль, лучше постарайтесь «накинуть» что-нибудь сверху. Подхватывайте и развивайте мысли друг друга и не спешите их критиковать. «Да, и» сэкономит вам кучу времени и энергии, которые вы бы потратили на обесценивание идей друг друга.

Николай Куликов

Сценарист фильмов «Движение вверх», «Легенда № 17», «Горько».

5. Ставьте себе дедлайны

Любой работе нужен дедлайн. Без чёткого срока сложно приоритизировать свои задачи, писать регулярно и эффективно. Горящая дата в календаре заставляет мобилизовать ресурсы и регулярно оценивать свой прогресс. Другое важное условие продуктивного творческого процесса — правильно поставленная цель на день. Никогда не стоит браться за всё сразу. Гораздо эффективнее точечно определить место приложения усилий и сосредоточиться на чём-то одном, будь то отдельный диалог, сцена или недостатки общей структуры сценария.

6. Не пренебрегайте плохими идеями

Иногда сценарий заходит в тупик: непонятно, как построить третий акт или сложную сцену, как сделать героя убедительным. Если вы испытываете кризис хороших идей, то возьмитесь за плохие. Запишите десять идей, которые в данных обстоятельствах будут максимально неподходящими. Пусть герой совершит нелогичный поступок, пусть третий акт окажется предельно скучным, а сцена ни к чему не приведёт. За плохими идеями часто подтягиваются и хорошие. Этому способу доверяет сам Аарон Соркин.

7. Совмещайте разные истории

Один из лучших инструментов для разработки идей фильмов и сериалов — это «совмещамба». Возьмите две максимально разные идеи и совместите их. Что, если это «День сурка», но sci-fi? Получим «Грань будущего». А что, если это «День сурка», только хоррор? Будет «Счастливого дня смерти». Что, если это «Улисс», но только манга, время действия — XXI век и всё происходит в Люберцах? Даже мы не знаем, что из этого может получиться. Совмещать можно что угодно. Чем более неочевидными будут пары, тем более неожиданный результат вы можете получить.

Роман Кантор

Сценарист сериалов «Эпидемия», «Мёртвое озеро» и фильма «Хороший мальчик».

8. Пишите чепуху

Иногда страх чистого листа превращается в реальную проблему. Чтобы преодолеть это состояние, начните писать. Можно писать даже полную ерунду, но главное — писать. В какой-то момент этой бесполезной писанины ваш мозг включится в игру и начнёт подкидывать новые идеи. Этот процесс немного похож на финал «Нормы» Владимира Сорокина, где текст начинает распадаться на бессвязные сочетания букв, но здесь будет наоборот. Начните с бессвязных слов и бестолковых фраз, а мозг поможет вам связать их в предложения, абзацы и страницы.

9. Откладывайте на потом

Мастер-класс Дэвида Милча The Idea of the Writer — источник странных, но интересных советов. Вот пример: «Два голоса, никаких имён, никаких описаний. Вообще никаких описаний. Просто голос-1 и голос-2. Не объясняйте сеттинг. Пишите для этих двух голосов не меньше 20 минут. Просто идите за ними, записывайте всё, что они говорят. Но не сидите над этим больше 50 минут. Потом сложите то, что получилось, в конверт, запечатайте его и уберите. Не обсуждайте написанное, не думайте об этом. На следующий день в то же самое время сядьте и откройте этот конверт. Прочитайте всё, что написали, и вы увидите, что эти голоса теперь другие».

10. Запомните самый главный совет

Писать — значит переписывать.

Читайте также 🧐

Как стать сценаристом за 6 секунд?. Блог Киношколы Студии Снегири

Сам Хект тоже никуда не делся, надо сказать. И, несмотря на то, что он не переносил все эти каноны написания сценариев с героями и порядочными людьми, хэппиэндами и прочим, он стал одним из самых плодовитых и известных сценаристов в городе (и самым высокооплачиваемым, надо заметить). У него был самый настоящий талант: он мог написать выдающийся сценарий за две недели, его даже называли Шекспиром Голливуда. Однако, Хект никогда не чувствовал себя уютно в этой обстановке. 

Представьте себе, автор таких шедевров как “Его девушка Пятница”, “Человек со шрамом”, “Дурная слава” и других, человек, являвшийся фаворитом Хичкока, Говарда Хоукса, и Дэвида О. Селзника, ненавидел Лос-Анджелес. 

Или, если быть точнее, ненавидел то, что Лос-Анджелес делал с его разумом. Он старался выиграть время у шоу-бизнеса, используя доходы от того же шоу-бизнеса, чтобы в моменты свободы от обязательств перед студиями и агентами уехать в родной Нью-Йорк и заниматься там любимым и важным для него делом - писать эссе, пьесы и романы.

За десять лет до смерти, в 1954 году Хект опубликовал свои мемуары “Дитя столетия”, получившие широкое признание в Нью-Йоркских литературных кругах. Этот прием, надо заметить, значил для него гораздо больше, чем премия Академии. И в этих мемуарах он жестоко критиковал ту самую индустрию, которая принесла ему известность.

“Фильм никогда не будет лучше, чем самый глупый человек, связанный с ним" 

"Из тысячи писателей, пыхтящих и пашущих в киноиндустрии, едва ли найдется человек пятьдесят, действительно обладающих остроумием и талантом... тем не менее, любопытное дело, нет большой разницы между произведением хорошего сценариста и плохого. Потому что они оба должны придерживаться одних и тех же правил, одних и тех же рамок”.

Хект вспоминал, что работая сценаристом, большую часть своего времени он проводил сидя в офисе продюсера, задавая один и тот же вопрос: почему же он должен переписывать свои лучшие сцены? 

“Почему я должен вычеркивать из диалогов какие-то псевдоинтеллектуальные фразы, если они кажутся мне важными, почему я должен менять концовку на тошнотворную каноничную, которую все так ждут?"

Одна половина сценаристов так же сидит и бьется за свой вариант сценария.

Другой половине на помощь приходит бутылка ликера или психотерапевт. Или и то, и другое.

Историк Дэвид Томсон писал впоследствие, что и Хект, и его друг - соавтор сценария к фильму “Гражданин Кейн” - Херман Манкевич умерли так и не написав своего лучшего произведения. А могли бы ведь. И их история вовсе не уникальна. Калифорния перетягивала каждого второго писателя на сторону сценариев и киноиндустрии - здесь были высокие зарплаты. И полное отсутствие интеллекта. Вот такая патовая ситуация.

Я хочу стать киносценаристом — что дальше?

Чаще всего после просмотра понравившегося нам фильма или сериала мы отдаём все лавры режиссёру картины, даже не задумываясь о том, что впечатлившую нас историю написал совсем другой человек.

Киносценарист — профессия для человека, готового оставаться в тени. Можно даже сказать, для того, кто предпочитает эту тень суматохе на съёмочной площадке. Сценарист создаёт свой мир, свои истории, которые из фантазий превращаются во что-то реальное — в кино. При этом стоит помнить, что его работа далека от работы писателя, и история — это не финальный продукт. Талантливые российские сценаристы рассказали Look At Me о том, как найти интересную историю, записать её и превратить в нечто большее, чем просто слова на бумаге.

Почему профессия сценариста самая лучшая и одновременно самая неблагодарная в кинематографе

Илья Тилькин, сценарист фильмов «Сталинград», «Игры детей взрослого возраста», «Бандитский Петербург», «Агентство "Золотая пуля"», «Человек у окна»

«Я ДОЛГО ЗАНИМАЛСЯ РЕЖИССУРОЙ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ, пока однажды мой приятель Андрей Константинов (писатель, придумавший «Бандитский Петербург») не предложил мне написать для сериала сценарий. Режиссёром фильма был легендарный Виктор Сергеев, он просто дал мне почитать свой сценарий и сказал: вот так это надо делать. Вот такой формат, вот такой шрифт. В принципе, это и было для меня самое важное педагогическое наставление в профессии.

Для будущего киносценариста важно постоянно читать сценарии коллег и мэтров и обязательно смотреть фильмы, которые по ним сняты. Пытаться понять, почему из хорошего сценария иногда получается плохое кино, и наоборот. Читать умные книжки по сценарному мастерству, поступить на сценарный факультет во ВГИК или ещё куда-нибудь. Храбро вступать в дружбу/переписку/интимные отношения с видными продюсерами или маститыми драматургами и не вступать с теми, кто только ими прикидывается. Да и просто много читать, чтобы знать больше, чем пишешь.

ПУСТОТА В ТВОЕЙ ГОЛОВЕ — ЭТО ПОВЕРХНОСТНОСТЬ, КОТОРАЯ ПЕРВОЙ БРОСАЕТСЯ В ГЛАЗА В СЦЕНАРИИ. Когда-то в Советском Союзе регулярно выходил «Альманах киносценариев», — думаю, его подписку можно найти в библиотеке. Я уверен, что это стоит нескольких лет обучения в вузе и уж точно всей книги «История на миллион долларов». К счастью, и сейчас в любом книжном магазине можно купить десяток-другой сборников современной драматургии. Это всё надо прочесть обязательно.

Режиссёров знают все. Сценаристов — никто. Посмотрите список фильмов, получивших «Оскар», – уверен, вы назовёте кучу режиссёров этих картин и исполнителей главных ролей вспомните, иногда даже композиторов. Но вы не назовёте ни одного сценариста

Но самая эффективная методика обучения — писать. Много писать. Заметок, заявок, синопсисов, тритментов и, конечно, сценариев. Технологически это самое простое. И если с самого начала убить в себе лень, то результат обязательно придёт.

Я думаю, что самым важным качеством хорошего сценариста является способность писать именно сценарии, а не эссе, рассказы, повести или романы. Сценарий — не литература. В этом всегда помогут люди, которые ждут от вас сценарий, они просто не станут церемониться. Они сразу же скажут, почему из ста страниц, которые вы принесли, девяносто — литература и «на выброс». Ловите этот момент и слушайте внимательно — это бесценная школа.

СЦЕНАРИСТ — САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ РАБОТА В КИНО. Провалилась ли картина по вашему сценарию, добилась ли признания — вы всегда на высоте. Ведь вашего сценария никто из критиков не читал. А потому, если фильм ругают: они испортили прекрасный сценарий. Если хвалят: такой блестящий сценарий не смогли испортить даже они. Нет, правда, это лучшая работа в кино. Если не в мире.

При этом сценарист — самая неблагодарная работа в кино. Режиссёров знают все. Сценаристов — никто. Посмотрите список фильмов, получивших «Оскар», — уверен, вы назовёте кучу режиссёров этих картин и исполнителей главных ролей вспомните, иногда даже композиторов. Но вы не назовёте ни одного сценариста. Все знают, кто режиссёр фильма «Москва слезам не верит», кто в ролях, кто поёт песню «Александра», но знаете ли вы, кто написал эту чудесную историю? Теперь погуглите, и вы удивитесь, сколько прекрасных фильмов, которые вы смотрели, придумал этот человек.

Один из самых страшных секретов российской кинодраматургии заключается в том, что в России невероятное количество сценаристов. При этом на сценарии совершенно чудовищный спрос, потому что вся эта масса профессионалов производит смехотворное количество хорошего сценарного материала. Из этого вытекает простой вывод: если вы напишете интересный, сильный сценарий, у вас его обязательно купят. За хорошие деньги. Не спрашивая диплом и рекомендации. Если у вас никто не покупает сценарий, значит, он плохой».

Где учиться

Почему надо смотреть как хорошие, так и плохие фильмы

Александр Талал, сценарист фильмов «Дневной дозор», «Чёрная молния», куратор курса «Сценарное мастерство» Московской школы кино

«В НАШЕЙ ПРОФЕССИИ ОЧЕНЬ ВАЖНО ПОЛУЧИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Бытует такое мнение: чтобы стать сценаристом, достаточно посмотреть пару сотен фильмов, высоко ценить из них 15 классических и просто быть мало-мальски образованным человеком, чтобы хорошо писать (и как минимум рассуждать о кино). Я считаю, этого недостаточно. У новичка должен сформироваться определённый склад ума, склад видения сюжета, ему необходимо получить ряд определённых навыков. Врождённый талант играет не безграничную роль, навыки можно привить, а что-то приходит с опытом. Хорошее сценарное образование даёт технологии, инструменты и опыт их использования, и важно, что всё это происходит под надзором профессионалов.

В начале пути надо грамотно сочетать теорию и практику. В интеллектуальных кругах принято потешаться над моделями сценариев, говорить, что это ограничивает творца, но для новичка такое ограничение полезно. Новичку совсем не на что опираться — у него нет ни опыта, ни чутья, ни чувствования структуры. Нужно не только читать учебники, сразу после усвоения материала необходимо обязательно писать сценарии по изученным моделям. От самого автора зависит, насколько глубоко и интересно он сможет переосмыслить модель и в итоге отойти от классики и создать что-то своё.

Недостаточно знать, как называются все этапы трёхактной структуры, надо уметь их узнавать в разных интересных проявлениях. Полезное упражнение — анализировать существующие фильмы. Можно попробовать найти эти этапы в любимом фильме, понять, какие отсутствуют, а какие преобразились. Надо «препарировать» любимые фильмы, чтобы понять их глубоко, может, даже попробовать записать любимый фильм в сценарном формате, сформулировать ремарки и расписать диалоги так, как, вам кажется, это должно было быть в сценарии.         

Мне странно, если сценарист не старается смотреть самые громкие из последних картин, будь то чемпионы бокс-офиса или нашумевшие на фестивалях картины. Чем богаче у человека кругозор, чем больше он может принять различных версий мира и различных позиций.

ДЛЯ СЦЕНАРИСТА ОЧЕНЬ ВАЖНА ВИЗУАЛИЗАЦИЯ СЮЖЕТА. Это отличает нашу работу от работы писателей, мы создаём картинки в действии. Необязательно, чтобы у автора в голове возникали живые картинки с конкретными лицами, но обязательно, чтобы он представлял динамику сюжета. Весь подход к письму направлен на действие, на поступки, на поиск интересных визуальных решений. Как бы странно это ни звучало, но, мне кажется, сценаристу очень помогает абстрактно-логический подход, математический склад ума. Человек с таким складом ума легко удерживает сюжет целиком в голове, видит его, как цельный график, симфонию, как живущую своей жизнью фигуру, где то, что происходит в начале, связано с тем, что происходит в конце, где проглядывается причинно-следственная связь, всё влияет на всё.

КИНОСЮЖЕТЫ — ЭТО, КАК ПРАВИЛО, ИСТОРИИ О ПРОТИВОСТОЯНИИ ЦЕННОСТЕЙ.

Это рассказы о том, как жить хорошо, как жить успешно и при каких обстоятельствах жить хорошо и успешно не получается. В принципе, со слов сценарного гуру Джона Труби, жанровое кино — это уроки о том, как нам жить. Нужно много смотреть и много читать. Мне странно, если сценарист не старается смотреть самые громкие из последних картин, будь то чемпионы бокс-офиса или нашумевшие на фестивалях картины. Чем богаче у человека кругозор, чем больше он может принять различных версий мира и различных позиций, чем больше возможностей аргументировать разные позиции и выстроить разных персонажей, тем лучше. А чем больше человек читал, тем он лучше знает мир и лучше жонглирует разными версиями этого мира.

Нет деления на жанры высокие и низкие или деления на жанровое или авторское кино. Кино — это один большой зверь. Важно говорить именно то, что тебе хочется сказать, но делить свою публику на «быдло» и «не быдло» и игнорировать аудиторию и индустрию — неправильно.

Кроме всего прочего, киносценарист должен обладать терпением; мы не владеем полностью произведением и нам приходится «отпускать» наши произведения, отдавать их в руки другим людям, которые тоже обладают (или считают, что обладают) на них творческим правом. Они интерпретируют их, меняют. Стоит уметь отстаивать свою позицию, расти до той величины, когда вы уже имеете право что-то отстаивать, но при этом не забывать, что другой человек может говорить что-то толковое. Сценарист работает в команде, для него, как и для всех, важно окончательное и завершённое произведение, а это кино, не отдельный сценарий.

Помимо профессиональных навыков, важно и правильное, конструктивное отношение к профессии. У нас постоянно происходят какие-то битвы на тему индустрии/не индустрии, по поводу авторского и не авторского кино, высокого и низкого. Такие споры — абсолютно лишние вещи для кино, как мне кажется. Если мы будем заниматься делением кино на «высокое» и «низкое», на это и уйдёт всё наше время. Мы в Московской школе кино стараемся привить мысль, что кино должно быть разным. Нет деления на жанры высокие и низкие или деления на жанровое или авторское кино. Кино — это один большой зверь. Эта система состоит из нескольких разных частей, и одних частей не было бы без других. На каждый тип сюжета есть свой зритель. Важно, конечно, в кино говорить именно то, что тебе хочется сказать, но делить свою публику на «быдло» и «не быдло» и игнорировать аудиторию и индустрию — неправильно. Надо просто любить своё дело всей душой, каким бы оно ни было. Революционный настрой «я сделаю этот мир лучше» хорош, но менять мир в нашем случае надо изнутри системы. В чём смысл кучковаться на её периферии под лозунгом «мы против всех» и делать что-то своё, часто невостребованное, или не делать ничего вовсе, пока мир не изменится?

Естественно, ни один сценарист не может одинаково хорошо работать во всех жанрах, но он должен к этому стремиться. Можно отточить два-три наиболее близких вам направления, но это не значит, что ко всему остальному нужно относиться как-то свысока».

Полезные ссылки

К чему приводит отсутствие интересного жизненного опыта

Дмитрий Лемешев, сценарист фильмов «Околофутбола», «Точка кипения», «Sex, кофе, сигареты»

«Прежде чем поступить на сценарный во ВГИК, я закончил радиотехнический факультет.  Радиоинженером я быть не захотел, а вот сценаристом — в самый раз. Если хочешь стать сценаристом, для начала иди на завод или в море на рыболовном траулере поработай. Хотя бы пару лет, для обретения жизненного опыта. Поступать куда бы то ни было на сценарное мастерство в возрасте 18–20 лет не очень верно, нет этого пресловутого жизненного опыта, за которым Горький посылал Бабеля и я сейчас посылаю всех жаждущих стать кинописателями. Пять лет обучения, а то и меньше, пролетят быстро: как писать, за это время вы, может быть, и поймёте, а вот про что — вам в учебном заведении не расскажут. Останется только личный опыт, в котором и придётся ковыряться. Я бы посоветовал начинающим сценаристам много писать, влюбляться, заводить семьи — это гораздо полезней и интересней, чем за чем-то или за кем-то следить в нашем мире постоянно. Ну только если вы не пишите истории про частных детективов.

Для меня ВГИК на сегодня представляется лучшим местом для получения кинообразования. Даже если вам не повезло с мастером (но это уже судьба), то ВГИК — это в первую очередь социализация в киномире. Да, не все идут по специальности работать, но даже те, что пришли, составляют костяк, и это упрощает ваши первые шаги во многом, если совсем не тупили во время учёбы. Хотя ВГИК не очень любят те, кто в нём не учился, а те, кто учился, постоянно повторяют, что нечего во ВГИКе делать. Так что сами выбирайте.

Сегодня существует масса всевозможных курсов и мастер-классов, все гуру сценарного мастерства часто приезжают в Россию и учат, как нужно писать. Ходите и набирайтесь уму разуму, если есть деньги. Вы можете попробовать знакомиться с успешными людьми, но вот не факт, что успешные люди захотят иметь с вами отношения. Но вы всё равно знакомьтесь, у нас очень многое делается через личные знакомства.

ВАЖНО РАСШИРЯТЬ КРУГОЗОР. ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО МНОГО ЧИТАТЬ И НЕ ТОЛЬКО ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ, но и что-то научное, философское, время от времени решать олимпиадные задачи по математике и физике. Но если у вас уж совсем гуманитарный склад ума, и вы не из медицины пришли (это особенно ценится в кругах драматургов), то тогда читайте всё что угодно, главное думать над тем, что вы прочли и зачем вы это прочли. В какой-то момент в голову придёт мысль «может, уже пора перестать читать и что-нибудь самому написать, получше».

Очень важно ходить в кино, вообще, в кино мало сценаристов ходят, такой вот момент тоже интересный. В кино ходить в обязательном порядке. Можно ходить в театр, но этот балаган может вас затянуть, и вы станете драматургом и будете писать пьесы — тоже опасность. Так что осторожно с театром. Побольше гуляйте и путешествуйте, не судите людей, а просто запоминайте их, какие они все интересные, со своими причудами, ведь когда-то вы кого-нибудь из них будете писать.

У каждого свой путь: вы можете читать биографии успешных людей, понимая, через какие тернии им пришлось пройти, находить, что ваши судьбы похожи как две капли воды, думать, что и к вам обязательно придёт успех так же, как когда-то к вашему кумиру. Но нет, ваш путь — это ваш путь, и пройти его можете только вы. Так что вперёд, путь в тысячу миль начинается с первого шага.

Источник: Look At Me

Уроки для начинающих сценаристов: бесплатные видео для самостоятельного написания сценария

Уроки для начинающих сценаристов: бесплатные видео для самостоятельного написания сценария

Сценарий – не литературное произведение. Об этом новички имеют смутное представление, путая киноискусство с писательством. Стать востребованным специалистом в этой области сложно, но подробное изучение теории, постоянная практика, посещение мастер-классов, учеба на курсах и самообразование способны дать ощутимый результат.  

 

Как написать сценарий для кино с нуля? Одно из направлений самостоятельного обучения – просмотр видео уроков, имеющихся в бесплатном доступе. На первых порах будет достаточно, чтобы попробовать силы и выяснить, стоит ли вовлекаться в процесс кинопроизводства.

 

От задумки к реализации

 

Владимир Грамматиков, в рамках проекта «Поколение М», кратко расскажет, как придумать, проработать и воплотить в жизнь идею. Беседа рассчитана на тех, кто желает впервые попробовать себя в сценарном ремесле, она поможет наметить основной план действий, сформировать замысел, рождающийся «из души», а не в результате следования трендам. Владимир Грамматиков – российский драматург, режиссер, киносценарист, начавший свою деятельность в далекие советские времена. Он является заслуженным деятелем искусств РФ и Лауреатом Премии Президента РФ.

 

С чего начать

 

Правильное начало – крючок, способный познакомить с персонажами, зацепить зрителя, мотивировать на просмотр до конца. Слабое начало подтолкнет бросить, не досмотрев до середины. Майкл Арндт, трудившийся в компании Pixar над созданием «Истории игрушек – 3», в легкой доступной манере дает инструкцию по написанию грамотного первого акта. Подкрепляя правила примерами из удачных мультфильмов, он шаг за шагом объясняет технологию формирования завязки, знакомства с участниками, их сильными и слабыми сторонами. Это не оригинальная, но рабочая схема помогает любителям и профессионалам добиться успеха.          

 

 

Жанр, стиль, формат

 

Мини-лекция преподавателя Санкт-Петербугской школы телевидения, посвященная различиям жанра, стиля, формата. Неискушенному человеку сложно уловить тонкости, отличающие эти три понятия. Их знание позволяет оправдать надежды аудитории и заказчика, уверенно ориентироваться в сфере, писать, грамотно формируя произведение. Ведущая сделает краткое описание каждой категории. По ее определению жанр – это грубая настройка, стиль – тонкая настройка, калибрующая каждую деталь, часто присущая определенному режиссеру, а формат – производственный шаблон, созданный для удобства работы.

 

Изюминки Тарантино

 

Квентин Тарантино появился в киноиндустрии в 90-х годах прошлого века, внеся в его спокойное размеренное течение простые яркие образы, врезающиеся в память и вызывающие двойственную реакцию, от обожания до ненависти. Режиссер не боялся нарушать табу, делать «бульварный» продукт, смешивать приверженность к американской поп-культуре с любовью к европейскому авангарду. Анна Ганшина расскажет о пристрастиях Тарантино, позволивших ему «сломать систему», нарушить запреты, нестандартно подходить к привычным решением, завоевав тем самым внимание аудитории, получив призвание и популярность. 

 

 

Упражнения

 

Добиться совершенства помогают регулярные тренировки. Определение своей предрасположенности, просмотр, разбор и сравнение кинокартин с точки зрения профессионала, умение «ловить» кинофразы, описывать переживания, эмоции, переходы между разными состояниями – это фундамент, на котором строится «творческий дом». Анна Ганшина приведет упражнения, помогающие тренировать навыки, необходимые для дальнейшего роста. Анна Алексеевна закончила сценарный факультет ВГИКа, на ее счету более 40 проектов, включая документальное кино. Она является доцентом кафедры драматургии СПбГУКиТ, членом Союза Кинематографистов. 

           

                                     

Структура

 

«Кинематографист» – сетевое культурно-просветительское  СМИ, публикующее интересные материалы для людей киноискусства. В этой лекции происходит обзор принципа построения киносценария. Речь пойдет об анализе, идее, логлайне, фабуле, синопсисе, тритменте. Слушатели научатся различать понятия сюжета, частей, сцен, эпизодов, событий, использовать их в личных наработках. Лектор разберет четырехактную структуру, поговорит о хронометраже, кадрах, крупных планах и других аспектах, знание которых необходимо начинающим авторам.

 

                                  

Участники событий

 

Кино – это история о ком-то. С точки зрения зрителя участники событий в кадре не представляют собой ничего особенного – обычный человек (животное, робот, инопланетянин), со своим характером, достоинствами, недостатками. Трудность заключается в создании  персонажа, в реалистичность которого поверит публика. Сценарий является историей главного героя, где окружающие играют важную роль. Узнать правила и тонкости придумывания персонажей поможет лекция, посвященная этой теме. В ней присутствует введение в тему, разбирается работа с антагонистом и конфидентом, уделяется внимание характеристикам (внешний вид, характер, биографические данные, цели, препятствия), взаимодействию героев друг с другом.        

 

Алгоритм работы

 

Имея концепцию, можно приступать к писательскому труду, оформляя задумку в читабельный текст. Новички часто не знают, с чего начать, пытаются действовать, ориентируясь на собственные ощущения. Четкая инструкция способна значительно упростить задачу. Автор видеоурока предлагает освоить семь этапов, позволяющих систематизировать работу и получить на выходе качественный продукт. В перечень этапов входит: придумывание названия, поиск контрольного образца, структурирование, формирование образа героя, создание синопсиса и тритмента, запись «потока сознания», редактирование. 

 

 

Сид Филд

 

Учебный фильм от «гуру сценарного искусства» Сида Филда, консультировавшего 20th Century Fox и Disney Studios, Universal Pictures. По его учебникам занимаются студенты почти 400 колледжей и университетов. Он стал основоположником классической трехактовой структуры. В учениках Филда побывали Джон Синглтон, Лаура Эскивель, Кевин Уильямсон.  В представленном фильме мэтр предлагает поэтапно создать свой первый киносценарий, основываясь на выведенной им парадигме и выполняя приведенные в мастер-классе задания. Кроме практики, отводится время на теоритическую часть – мастер объясняет технологию и нюансы, подкрепляя теорию примерами из «Титаника»  и «Побега из Шоушенка». 

 

Советы новичкам 

 

Достижение результата не ограничивается знанием технических аспектов. Кроме писательского мастерства стоит уделить внимание сопутствующим обстоятельствам. Алексей Юрьев – драматург, консультант, аналитик, редактор. Он помогает готовиться к  питчингам, является основателем видеоблога, где выкладывает полезную информацию. В этом выпуске Алексей поговорит о важности определения цели и нишу, вопросах, которые должен задать себе новичок, необходимости оставаться собой в творчестве, не бояться, но реалистично оценивать свои возможности, просить и знакомиться с людьми.

Постоянное совершенствование заключается не только в штудировании учебных материалов. Профессионалы советуют регулярно просматривать качественные и плохие фильмы (рекламные ролики, видео, короткометражки – в зависимости от направления деятельности), детально их разбирать, анализировать, понять, почему одно получилось удачно, а другое нет. Второй важный аспект – чтение. Предпочтение следует отдавать чужим сценариям. Особого внимания стоят американские авторы, желательно на языке оригинала. Не стоит пренебрегать малоизвестными, нетипичными направлениями – у них можно почерпнуть что-то новое, оригинальное.

                                                 

Как стать платным сценаристом в 2020 году: пошаговое руководство

Ch 1 Как стать сценаристом Начало работы

1. Чем занимается сценарист?

Ваш план - отправиться в грандиозный путь, чтобы стать успешным сценаристом. Первое, что вам нужно сделать, это понять карьеру.

Так чем же конкретно занимается сценарист?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЦЕНАРИТЕРА

Чем занимается сценарист?

Сценарист - это тот, кто пишет контент для визуального носителя.Это могут быть художественные фильмы, телевидение, документальные фильмы, реклама, видеоигры, музыкальные клипы, онлайн-контент и учебные материалы.

Сценаристу платят за написание сценариев, сценариев, телепередач, сценариев AV и обработок, которые включают четкие концепции, последовательные темы, хорошо структурированные сюжеты и динамические персонажи.

Главное помнить, что мир меняется, и хотя сценарии для кино и телевидения являются стандартом для профессиональных сценаристов, многие признаки указывают на другие возможности, которые все еще требуют хороших навыков сценариста.

Это не значит, что фильмы мертвы или что вам следует выколоть себе глаза, чтобы не увидеть еще еще писем, которые вам не принадлежат.

Не сдавайтесь… мы только начинаем.

Ch 1 Приступая к работе Сценарии изучения

2. Изучите другие сценарии

Следующее, что вам нужно сделать, это прочитать сценарии. Изучите, как ваши любимые сценаристы писали ваши любимые сценарии.

Это абсолютно не подлежит обсуждению.

Просмотр фильмов тоже поможет вам, но сценарии и режиссуры - это очень разные ремесла, и, хотя они очень тесно связаны и информируют друг друга, вы должны начать с того, что выбили несколько мячей из мишени.

Хотите прочитать отличные сценарии? Ознакомьтесь с любыми из этих сообщений ниже, где мы предоставляем анализ и бесплатную загрузку PDF-файлов для каждого из них:

Как написать сценарий фильма, как профессиональные сценаристы

Что такое сценарий

Что именно определяет сценарий?

Сценарий фильма , также известный как сценарий - это документ объемом от 70 до 180 страниц.Большинство сценариев фильмов занимают около 110 страниц, но есть ряд факторов, влияющих на длину.

Прежде чем мы углубимся в подсчет страниц, давайте поговорим о вещах, которые вам действительно нужно знать, чтобы вы могли приступить к работе над своим скриптом как можно скорее.

Как отформатировать сценарий

Что такое стандартный формат сценария?

Формат сценария относительно прост, но это одна из тех вещей, которые могут показаться немного сложными, пока вы действительно не научитесь, как это делать.

Основы форматирования сценария следующие:

  • Размер шрифта Courier, 12 пунктов
  • Поле размером 1,5 дюйма слева от страницы
  • Поле размером 1 дюйм справа от страницы
  • 1 дюйм на странице верх и низ страницы
  • Каждая страница должна состоять примерно из 55 строк
  • Диалоговый блок начинается на 2,5 дюйма от левой стороны страницы
  • Имена символов должны состоять из прописных букв и располагаться в начале 3.7 дюймов от левой стороны страницы
  • Номера страниц располагаются в верхнем правом углу с полем 0,5 дюйма от верха страницы. Первая страница не нумеруется, после каждого номера ставится точка.

Программа для создания сценариев StudioBinder выполняет все необходимое форматирование, поэтому вы можете сосредоточиться на творчестве. Ниже приведен пример форматированного сценария:

Разбивка форматирования сценария в StudioBinder

Многие сценарии начинаются с перехода , который может включать FADE IN: или ЧЕРНЫЙ ЭКРАН . Некоторые помещают это в левом верхнем углу, другие - в правом верхнем углу страницы, где находится множество переходов. Другие сценарии будут начинаться с заголовков сцены или даже с подзаголовков изображений, которые они хотят загрузить в первую очередь.

ЗАГОЛОВОК СЦЕНЫ

Заголовок сцены помогает разделить физическое пространство и дать читателям и производственной команде представление о географии истории.

Вы можете выбрать INT. для внутренних помещений или EXT. для внешних пространств.Затем описание настройки , а затем время суток .

Вот пример сценария:

Пример формата сценария в программе для написания сценария StudioBinder: Заголовок сцены

В редких случаях сцена начинается внутри и выходит наружу или наоборот, и в этих ситуациях вы можете написать INT / EXT. или EXT / INT .

Некоторые сценарии используются по всему миру, поэтому сценаристы часто используют несколько дефисов, чтобы придать заголовкам сцены еще более подробную информацию:

Пример формата сценария в приложении StudioBinder для написания сценариев: Подробности заголовка сцены

Это помогает сценаристу избежать чтобы указать географическое положение в линиях действий, сэкономив место, чтобы написать больше о реальной истории, и удержать читателей в курсе истории… а не форматировании.

ПОДЗАГОЛОВКА
Часто авторы используют подзаголовки, чтобы показать изменение местоположения без прерывания сцены, даже если сцена сместилась с INT. С по доб.

Вот пример сценария:

Пример форматирования сценария в StudioBinder Sciptwriting Software: Подзаголовок сцены

Предполагается, что читатели поймут изменение пространства, сохраняя при этом идею о том, что время суток то же самое - даже непрерывно.

Причина, по которой многие сценаристы делают это, состоит в том, чтобы избежать представления о том, что мы вошли в совершенно новую сцену, хотя вы всегда можете включить CONTINUOUS вместо DAY или NIGHT , создав совершенно новый заголовок сцены.

Это вопрос личного стиля и ритма, а не производственных соображений.

ПЕРЕХОДЫ

В правом нижнем углу страницы вы разместите переходы, но в современном сценарии они используются все реже и реже. Переходы, которые, кажется, действительно выдержали испытание временем, - это CUT TO: и FADE OUT.

Вот пример сценария:

Пример форматирования сценария в StudioBinder Sciptwriting Software: Scene Transition

Вы также можете включить что-то вроде DISSOLVE TO: , но они используются все реже, вероятно, по той же причине, что и вы избегайте снимков с камеры.

ВВЕДЕНИЕ ПЕРСОНАЖЕЙ

Когда вы представляете персонажа в сценарии, вы хотите использовать заглавные буквы для имени персонажа, затем ссылку на его возраст и, наконец, некоторую информацию об его чертах и ​​личности.

Вот пример сценария:

Пример формата сценария в программе для написания сценариев StudioBinder: Введение персонажа

Опять же, сценаристы нашли другие способы сделать это, но это наиболее распространенный и удобный способ представить персонажа.

У нас есть сообщение о том, как вводить персонажей в сценарий, в котором рассматриваются творческие аспекты введения персонажей, поэтому я настоятельно рекомендую вам проверить его после этого сообщения, чтобы узнать больше.

ACTION

Строки действий - это то место, где вы описываете визуальные и звуковые действия, происходящие на экране. Вы хотите писать от третьего лица в настоящем времени.

Вот пример сценария:

8 основных сайтов по созданию сценариев для опытного сценариста

8 основных сайтов по написанию сценариев для опытного сценариста.

Перед тем, как согласиться на сценарист и потратить часы своего времени на работу над чужим проектом, всегда помните: не все сценарии стоят того, чтобы их делать .

Многие люди думают, что писатели-новички нужны для того, чтобы ими воспользоваться. Другими словами, написать для них бесплатно.

Если кто-то обещает оплату «вниз по линии» или что у него «большая звезда», действуйте с крайней осторожностью. Это не то, что мы подразумеваем под отличными сценариями.

Всегда помните: если кажется, что это правда, то, вероятно, так оно и есть.

По правде говоря, нет единого, простого и быстрого способа получить работу сценариста.Ответ на объявление на одном из этих сайтов вряд ли приведет к тому, что вы напишете следующий голливудский блокбастер. Но, если вам повезет, они могут открыть очень интересные возможности.

8 наших лучших сайтов по написанию сценариев.

По крайней мере, подача заявки на вакансию сценариста на сайтах, перечисленных ниже, может быть отличным способом познакомиться с другими писателями и наладить связи. Некоторые из них могут принести плоды позже. (Список в алфавитном порядке.)

Craigslist.

Мы понимаем, что это может показаться странным дополнением к списку, но на этом сайте можно найти несколько хороших писательских выступлений.

Ссылка приведет вас к вакансиям сценариста в Лос-Анджелесе, но вы можете редактировать это в любой точке мира, платной и неоплачиваемой. Проверьте Craigslist >>

Hubstaff.

Большинство объявлений на Hubstaff относятся к сфере копирайтинга / написания контента, но вы также можете просматривать вакансии по написанию сценариев.

Получение одного из этих концертов может стать отличным подработкой, пока вы работаете над сценарием.Узнайте о талантах Hubstaff >>

InkTip.

Продюсеры сняли более 200 фильмов по сценариям и сценаристам, найденным на InkTip. Фактически, они в среднем производят тридцать фильмов каждый год, не говоря уже о том, чтобы помочь бесчисленному количеству писателей найти репрезентации или варианты своего сценария.

Они также работают со множеством независимых продюсеров и более крупных компаний, включая ABC, HBO Films, ICM и 20th Century Fox. Ознакомьтесь с InkTip >>

Международная ассоциация сценаристов.

Подпишитесь на 10 долларов в месяц в ISA, и вы сможете свободно просматривать сотни объявлений о поиске сценаристов для тематических фильмов, телесериалов, веб-сериалов и т. Д., А также отправлять свое резюме и сценарий на рассмотрение.

Программа развития ISA, например, продвигает лучших писателей в своей сети до менеджеров, агентов и продюсеров. Посетите Международную ассоциацию сценаристов >>

Просто нанятый.

На этом уважаемом сайте вы найдете длинный список вакансий, охватывающий все аспекты киноиндустрии, от сценариев до чтения лекций и работы в художественных отделах и производстве.

Ссылка ниже приведет вас к работе сценариста в Лос-Анджелесе, но легко потеряться в огромном количестве предлагаемых возможностей. Проверьте Simply Hired >>

Этап 32.

Помимо сотен вакансий по сценарию, этот сайт, вероятно, является излюбленным местом для писателей, ищущих сети в Интернете.

Обязательно загляните в их «зал сценаристов», пока вы там, и начните устанавливать настоящие связи с настоящими писателями.Проверьте Stage32 >>

Отслеживание B.

Зайдите на этот обширный сайт, и вы найдете массу писательских работ, а также других отраслевых вакансий.

Такие компании, как Warner Bros. Netflix и Studio Canal, ищут здесь помощников и стажеров, что может быть отличным способом попасть в дверь. Проверьте TrackingB >>

Upwork.

Также может быть хорошей идеей следить за некоторыми из более традиционных досок объявлений о вакансиях, такими как Upwork, где есть довольно хороший выбор сценариев.Проверьте Upwork >>

###

Удачи в вашем исследовании. Сообщите нам в разделе комментариев ниже, если вы думаете, что мы пропустили какие-либо замечательные веб-сайты, предлагающие работу по написанию сценариев.

Вам также следует ознакомиться с нашими ресурсами по сценариям и нашим постом о том, как получить сценариста, который шаг за шагом расскажет, как именно вы можете найти подходящих людей, которые будут представлять вас и развивать вашу карьеру.

Перед тем, как отправить свой сценарий, убедитесь, что он в наилучшей форме, и ознакомьтесь с нашими услугами по покрытию сценариев , нажав на изображение ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *