Когда будет обязательным егэ по истории – Обязательный ЕГЭ по истории, когда будет введен, подготовка к ЕГЭ по истории

Содержание

Министр образования предложила ввести обязательный ЕГЭ по истории: почему это странно?

Министр просвещения Ольга Васильева объявила о планах ввести обязательный единый госэкзамен по истории — но только после 2022 года, когда обязательным станет ЕГЭ по иностранному языку.

И родители, и преподаватели истории обеспокоены. Многие считают это решение преждевременным (так, свои опасения уже публично высказал Евгений Ямбург, директор центра образования №109, упомянув в беседе с РИА «Новости» о том, что контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по истории сейчас «не отличаются корректностью»).

В подготовке контрольно-измерительных материалов есть и еще одна проблема:

в сообществе историков нет консенсуса по принципиальным вопросам: каким должен быть ЕГЭ по истории, что он должен проверять?

Павел Евдокимов, учитель истории школы «Интеллектуал», замечает: «Как мне видится, проблема в том, что в околоисторической теме заинтересованы разные структуры, и каждая из них тянет одеяло на себя. В одну сторону — олимпиадное движение, в другую — издатели учебников, в третью — ФИПИ, Федеральный институт педагогических измерений, готовящий материалы для ЕГЭ. Поскольку каждый из них занимается тем, что считает  своим делом, ситуация сейчас разбалансирована, и введение обязательного ЕГЭ по истории только еще ярче обнажит существующие противоречия  между этими организованными группировками».

Многие родители опасаются,  что история станет насквозь идеологическим предметом — таким, каким в СССР была история КПСС, — а детям в школе  станут внушать единственно правильный взгляд на исторические события.

Хотя сейчас экзамен не особенно идеологичен, и его задания требуют скорее анализа и размышления, чем готовых ответов, уже сейчас не редкость ситуации, когда

выпускники и проверяющие расходятся в трактовке исторических событий, и на апелляциях это противоречие, как правило, разрешается не в пользу выпускника.

Нынешний экзамен по истории довольно сложен. Его общеобязательность повлечет за собой ухудшение результатов сдачи (в этом году на ЕГЭ не набрали даже минимального балла по истории 6,6%  от сдававших и 13,4% от сдававших гораздо более популярное обществознание). Это может повлечь за собой либо упрощение экзамена, либо разделение его на базовый и профильный уровени, как это произошло с математикой.

Опасения внушает и увеличение количества обязательных экзаменов: сейчас усилия выпускников сконцентрированы на поступлении в вузы; увеличение количества обязательных экзаменов будет рассеивать эти усилия и увеличивать нагрузку на них. Преподаватель Лицея ВШЭ и Подготовительных курсов ИСАА МГУ Александр Морозов говорит: «Я всегда был сторонником идеи введения 6-8 базовых ЕГЭ — но по окончании 10 класса, а не 11-го.

Сейчас учителя называют 11 класс «мертвой зоной»: дети готовятся к поступлению, новый материал давать почти невозможно.

Если увеличить количество обязательных ЕГЭ, они все равно не перестанут готовиться к поступлению, но им станет труднее. Я считаю, что надо думать не только о том, почему государству важно ввести ЕГЭ по истории, но и о самих выпускниках, об их собственных потребностях и намерениях. Хорошим выходом могло бы стать введение базового уровня предметов — как с ЕГЭ по математике. Если сдать базовые экзамены в десятом классе, в одиннадцатом уже можно было бы заниматься профильной подготовкой для поступления.  Сейчас линейка учебников по истории на это и рассчитана — что, кстати, вызывает вопросы у нынешнего руководства Министерства. А вот если о детях не станут думать, это обернется для них только лишней нервотрепкой».

Наконец, весьма вероятно, что история станет очень популярным предметом по выбору. Раньше она была обязательным экзаменом на юридические и экономические специальности, но ее место заняло обществознание. Не исключено, что результаты ЕГЭ по истории понадобятся  для поступления на большинство гуманитарных специальностей — в том числе тех, для которых сейчас требуется ЕГЭ по литературе.

Это означает, что обществознание и литературу станет выбирать меньшее количество выпускников (обществознание сейчас — самый популярный предмет по выбору, литература — один из самых непопулярных, ей уступают только немецкий и французский языки: обществознание в этом году сдавали 44,7% выпускников, историю — 14,7%, литературу — 6,8%).  Для ЕГЭ по литературе это может означать дальнейшую маргинализацию.

Словом, введение ЕГЭ по истории влечет за собой множество последствий — как очевидных, так и отдаленных; конкретные сроки не названы, до 2022 года время еще есть. Но общественная дискуссия о системе ЕГЭ — не только о введении ЕГЭ по истории — уже сейчас насущно необходима.

www.novayagazeta.ru

в чем проблема новой инициативы министерства образования? — T&P

18 мая министр образования и науки России Ольга Васильева заявила, что в 2020 году ЕГЭ по истории станет обязательным для выпускников всех российских школ. Известный историк Александр Каменский рассказал «Теориям и практикам», почему еще один обязательный экзамен может вызвать у учеников совсем не ту реакцию, на которую рассчитывают в министерстве образования.

Александр Борисович Каменский

историк, профессор, руководитель Школы исторических наук факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики, автор статей, монографий и книг по истории России

Во-первых, нужно понять, какую цель преследует введение единого экзамена по истории как обязательного. На мой взгляд, это вызовет скорее реакцию отторжения, будет культивировать неприятие учениками истории — как это всегда бывает с тем, что становится обязательным. Особенно это касается школьников, поступающих в технические, а не гуманитарные вузы, тех, кто и так не имеет большого интереса к истории.

Сегодняшние выпускники сдают два обязательных предмета, при этом еще и готовясь к сдаче тех единых экзаменов, которые им нужны для поступления в вуз. Если введут еще один обязательный экзамен, у абитуриентов появятся дополнительные трудности: подготовка сильно усложнится, нагрузка увеличится. Особенно если иметь в виду, что история — область знания, в которой объем информации велик, а ЕГЭ построен таким образом, что эту информацию в значительной степени нужно заучивать чуть ли не наизусть.

«Если ученик какого-то интереса к предмету не проявляет, то оканчивает школу, убежденный, что все было в прошлом именно так, как написано в учебнике, а в учебнике написано вообще все, что в прошлом происходило»

Во-вторых, если ЕГЭ по истории становится обязательным, надо понять, какие курсы по истории нужно преподавать в вузе, потому что сегодня курс по истории является обязательным для студентов всех специальностей. Вопрос, каким должен быть такой курс, абсолютно не продуман.

И, в-третьих, самое главное. На мой взгляд, у нас нет четкого представления о том, что значит знать историю. Если ЕГЭ по истории сводится к тому, что ученик должен проявить свои способности в запоминании дат и имен, то лично у меня большое сомнение, что в результате мы получим то, что можно назвать знанием истории. Оно как раз вовсе не сводится к зазубриванию. Да, единый экзамен на сегодняшний день состоит из нескольких частей, и есть части, которые предусматривают не только хорошую память, но и проявление аналитических способностей, какое-то понимание истории. Эта часть в ЕГЭ важна в первую очередь для тех, кто поступает на соответствующие специальности в вузах. Однако трудно рассчитывать, что те, кто будет поступать в технические вузы, станут делать акцент при подготовке именно на эту часть. Они будут пытаться хоть как-то сдать этот экзамен и для этого будут просто зазубривать имена и даты. К образованности человека это имеет весьма слабое отношение.

Проблема на самом деле глубже. Речь о том, как вообще сегодня в школе преподается история, что представляет собой стандарт по истории. Это масштабный вопрос, в нем много разных нерешенных аспектов. Если вкратце, то историю в школе сегодня преподают так, что если ученик какого-то интереса к предмету не проявляет, то оканчивает школу, убежденный, что, во-первых, все было в прошлом именно так, как написано в учебнике, а во-вторых, что в учебнике написано вообще все, что в прошлом происходило.

Я считаю, что преподавание истории должно быть прежде всего нацелено на понимание, умение рассуждать, думать и анализировать. Но это предполагает коренную перестройку вообще всей системы школьного преподавания истории, на это вряд ли можно рассчитывать. Именно поэтому само содержание единого экзамена по истории, видимо, тоже должно корректироваться, его нужно продумывать, обсуждать. Можно, например, различать разные его уровни — одни для тех, кто результаты этого экзамена предъявляет при поступлении в вузы, и другие для тех, для кого он такой роли не играет. С этой точки зрения утешает, что не планируется вводить обязательный ЕГЭ по истории буквально со следующего года. Три года — достаточный срок, чтобы все обсудить, подготовить и если уж вводить новый обязательный экзамен, то, по крайней мере, делать это разумно и продуманно. Хотя мне представляется, что уже к моменту заявления о том, что вводится такой экзамен, нужно было как-то подготовиться, продумать переход к новой системе, составить какую-то дорожную карту, условно говоря. Есть ли такая карта в министерстве, мне не известно.

theoryandpractice.ru

Эксперты: введение обязательного ЕГЭ по истории станет катастрофой

Это может привести к полной профанации экзамена

По оценке собравшихся, ЕГЭ по истории вот-вот станет обязательным. В том числе, исходя из воспитательной роли данного предмета.

— Мы практически подошли к тому, что история станет обязательным предметом в школе и в том числе обязательным ЕГЭ, хотя окончательное решение по этому поводу еще не принято, — сообщил президент РГГУ, зампредседателя Ассоциации учителей истории и обществознания Ефим Пивовар.

При этом программу 11 классов, возможно, изменят таким образом, чтобы на изучение этого нового обязательного предмета пришлось побольше часов. Например, через введение нового предмета «Современная Россия», который объединит новейшую историю нашей страны с обществознанием и даже с географией, изучение которой сейчас заканчивается в 10 классе.

Однако одной лишь ломкой учебного процесса в выпускном классе, в случае введения обязательного ЕГЭ по истории, дело не ограничится. Последствия этого решения могут оказаться поистине трагическими, поскольку приведут либо к многократному росту числа детей, не получивших аттестат о среднем образовании, либо к полной профанации экзамена и массовой фальсификации его результатов.

История, как явствует из многолетних наблюдений за результатами ЕГЭ, является одним из самых сложных предметов. Средний балл сегодня составляет лишь 48, а без малого 17% участников этого экзамена не преодолевают даже минимального порога. Другими словами, получают «двойку». Причем, все они — выпускники, особо мотивированные на сдачу именного этого предмета, поскольку выбрали его сами. Каких же результатов ждать, если на историю погонят всех?!

Непонятно, и как быть с ГИА в 9 классах, после которых из школы отсеивается сотни тысяч ребят, идущих не в 10 классы, а в систему среднего профтехобразования. Историю, ставшую обязательной для ЕГЭ, придется сдавать и им, и те, кто не сдадут этого экзамена и останутся без аттестата (а их будет еще больше, чем в 11 классе), не смогут поступить даже в ПТУ. И что, спрашивается, им тогда делать?

— Когда я спрашиваю, зачем вводить обязательный ЕГЭ по истории, мне отвечают: чтобы учили этот предмет! — заявил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. — Но учить историю ведь надо не в 11 классе, а во всех классах! А эти, текущие знания проверяются не на ЕГЭ, а другими механизмами — всероссийскими проверочными работами (ВПР) и национальным исследованием качества образования (НИКО). И знания школьников по истории с их помощью проверяются уже с апреля прошлого года. Пока — выборочно, а со временем — и во всех классах.

Получается, что единственный способ ввести обязательный ЕГЭ по истории, не рубя под корень весь школьный выпуск — разбить его на базовый и профильный уровень, сделав первый максимально облегченным. Но это ведь и есть та самая профанация.

Между тем, как сообщил глава думского комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов, практически готова и в ближайшие дни будет передана в Минобрнауки новая концепция преподавания школьного обществознания. В ее рамках по инициативе министерства в 10-11 классах изучение этого предмета на базовом уровне вновь становится обязательным для всех. (Сейчас, к примеру, в математических классах этот предмет могут не изучать). Для подготовки же к ЕГЭ предполагается изучение обществознания на профильном уровне. Содержание предмета дополнят 3 новых раздела: финансовая грамотность, местное самоуправление и сетевые коммуникации. В основной школе — 6-8 классах — изучать обществознание будут один час в неделю, а в старшей школе (на профильном уровне) — более 2 часов в неделю.

www.mk.ru

Обязательный ЕГЭ по истории

Новости

Проект «Научный корреспондент» представлен на конференции «Антиплагиата»
27 октября в Липецке в рамках международной научно-практической конференции «Обнаружение заимствований – 2017», проводимой компанией «Антиплагиат», состоялась презентация проекта «Научный корреспондент». Об инициативе по открытой публикации выпускных квалификационных работ студентов российских вузов рассказал президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин
Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Юлия Эйдель
Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Николай Горькавый
Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Ольга Шнырова
Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева
Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко
Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов
Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс
Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Александр Головков
Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

 

Интервью

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

www.chaskor.ru

Станут ли обязательными экзамены по истории и литературе

Специалисты ведут обсуждение по вопросу внедрения в школах сдачи ЕГЭ в обязательном порядке, помимо двух предметов русского языка и математики, еще двух - это литература и история.

Насколько возможен данный вариант в ближайшее время и когда будут учащиеся сдавать четыре обязательных предмета на ЕГЭ для получения свидетельства об окончании школы. Что думают об этом эксперты и министр культуры и министр образования и науки?

Оптимальный вариант — введение сразу двух обязательных экзаменов: по истории и по литературе, причём в устном формате. Высказывания различных чиновников и деятелей образования по этому поводу.

«Уроки истории в школе можно считать смыслообразующими для любого человека», - сказал Владимир Мединский, министр культуры РФ, и еще раз озвучил мысль, что уже через три года экзамены по истории и литературе станут обязательными для всех выпускников.

Эта тема давно обсуждается в обществе и среди чиновников высших рангов. Но министр впервые чётко назвал сроки превращения экзаменов в обязательные, правда, добавив при этом, что этот процесс требует и всесторонней подготовки, и времени на «пробы».

Обязательные экзамены по истории и литературе

Первой обратилась к этой теме глава Совета Федерации России Валентина Матвиенко. Она предложила Минобрнауки РФ сделать ЕГЭ по истории обязательным для всех абитуриентов. Этот экзамен, который должен будет сдавать каждый школьник, сможет сохранить общее культурно-историческое пространство нашей страны. По словам Матвиенко, образованным человеком может быть только тот, кто хорошо разбирается как в отечественной, так и в мировой истории.

Дело сдвинулось с мертвой точки: проект обязательного в рамках ЕГЭ экзамена по истории России был внесен в Минобрнауки. В него, возможно, будут включены элементы мировой и зарубежной истории, чтобы абитуриенты понимали, какое место занимает наша страна в мире.

Матвиенко заявляет, что история — не просто школьный предмет, это урок воспитания. Выпускник не добьется активной карьеры, признания, жизненного успеха, если не будет по-настоящему понимать истории России.

Мнения экспертов

Министр культуры РФ Владимир Мединский солидарен с Матвиенко, предлагает проводить ЕГЭ по истории не только в письменной, но и в устной форме. Ректор РГТУ Ефим Пивовар считает, что единый госэкзамен — это современная и проверенная в действии форма контроля,обязательным в нём должно быть вообще всё.

Помощник президента РФ Андрей Фурсенко придерживается мнения, что пришло время заняться оценкой готовности системы ЕГЭ к принятию новых обязательных предметов. Минобрнауки прорабатывает вопрос увеличения общего количества обязательных экзаменов, уже к 2020 году обязательным станет экзамен и по английскому (иностранному) языку.

Заместитель главы Комитета по образованию в Госдуме Олег Смолин уверен, что экзамен по истории России в сегодняшних реалиях исключительно полезен. Но в той форме письменного ЕГЭ, которая сегодня имеет место, сдача экзамена по гуманитарным дисциплинам и по истории, по его мнению, недопустима. По мнению Смолина, экзамен должен быть либо устным, либо к стандартному варианту сдачи должны быть добавлены элементы от устного экзамена. Смолин утверждает, что если речь идёт о ещё только одном новом обязательном экзамене, нужно ввести не историю, а литературу. Этот предмет так же, как история, учит патриотизму, любви к Родине, учит понимать культуру нашей страны. А оптимальный вариант — введение сразу двух обязательных экзаменов: по истории и по литературе, причём в устном формате.

Заместитель проректора СОФУ Александр Гильдебрандт не согласен с коллегами. На его взгляд, существующий формат ЕГЭ вполне удобен для сдачи истории и литературы как обязательных экзаменов, и перевод его в другой формат нецелесообразен. Это процесс, имеющий свои законы и свою внутреннюю структуру. Значит, вполне возможно проверять на экзамене умение эти законы использовать и понимать. Несмотря на определённые недостатки ЕГЭ, у экзамена данного формата есть определяющее преимущество - единство подхода к оценке каждой работы.

Олег Ягов, доктор исторических наук уверен, что проблема может возникнуть, если, как и в математике, сделают базовый и профильный уровни. Это может уменьшить число желающих сдавать профиль, соответственно, и поступать на гуманитарные направления подготовки в ВУЗы. Предлагает оставить обязательным ЕГЭ по истории в сегодняшнем формате, без разделения его на два уровня. А по поводу ЕГЭ по истории как обязательного предмета - в целом, идея хорошая.

informatio.ru

О гражданственности. Нужен ли обязательный ЕГЭ по истории?

«… каждый из нас должен быть хоть немного историком,
чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином»
В. О. Ключевский [1]

Этим летом стали известны подробности о планах Министерства образования России ввести обязательный ЕГЭ по истории. Он «станет в РФ обязательным после 2020 года, будет проверять знания школьников только по базовому курсу предмета» [2]. Не смотря на эту новость, до сих пор не утихает полемика об обязательности этого экзамена и уровне проверяемых знаний. Обобщая интернет-дискуссии, можно выделить основные мысли несогласных:

— введение еще одного обязательного экзамена перегрузит школьников;
— некоторые из способных к естественным наукам ребят не смогут поступить в желанные ВУЗы из-за низкого балла по истории;
— такая мера будет способствовать развитию ненависти к предмету истории;
— проверка знаний только базового курса означает профанацию истории;
— нельзя вводить обязательный экзамен по дисциплине, в которой многое спорно и мифологизировано;
— это нанесет еще один удар по финансам родителей, прибегающих к услугам репетиторов.

За некоторыми из доводов стоит, конечно, потребительский и праздный стиль жизни. Обратимся сначала к «перегрузу» школьников. Логично спросить: а не является ли перегрузом сознания многих юных людей бестолковое зависание в социальных сетях и в играх на различных гаджетах? Безусловно, огромное количество бесценного времени уходит в никуда. И мириться с этой проблемой как с чем-то незыблемым уж точно нельзя. Существует масса способов и примеров преодоления электронных соблазнов.

Теперь о ненависти к предмету. История сложна, она требует постоянного развития памяти, способностей к анализу и синтезу, навыков установления причинно-следственных связей, умений грамотно аргументировать и критически мыслить. Основательные занятия историей для умственных лентяев — унылы и тягостны. Эти люди уже отрицательно настроены к предмету. Как их изменить? Это уже вопрос к родителям и педагогам. А вот ребят, привыкших к серьезной интеллектуальной деятельности, введение обязательного экзамена вряд ли отпугнет от истории.

Стоит ли считать базовый курс профанацией предмета? Отвечая на этот вопрос, для начала надо понять, что история — это огромный океан, если не особая вселенная. И даже университетский курс исторического факультета будет по сравнению с этим океаном смотреться весьма куцым. Что уж говорить про школьное знание. Важно, чтобы ученик знал основные периоды нашей истории, наиболее яркие события и деятелей, обладал необходимым набором способностей. Важно, чтобы юный человек сознавал себя частью той общности, в которой живет — России в пространстве и времени. А это и есть базовый курс.

Что касается любителей альтернативной и псевдо-истории, а также охотников поспорить и развенчать «мифы», то стоит им напомнить о следующем. История, как и любая наука, не стоит на месте и не представляет из себя сборник непререкаемых аксиом. Даже в точных науках постоянно происходят новые открытия и пересмотр концепций. Кроме того, в физике есть даже Принцип неопределённости. Да и цель предмета истории отнюдь не в загрузке в мозг раз и навсегда зафиксированных событий.

Когда речь заходит об ударе по семейному бюджету, подразумевая пользование услугами репетиторов, необходимо понять коренные причины обращения к дополнительной образовательной помощи. Если у ребенка не развиты в должной мере навыки к самообразованию, или у него нет необходимой силы воли, то родителям и учителям нужно скорее поспособствовать восполнению этих пробелов. Конечно же, стоит совершенствовать и систему исторического образования. Ну, а когда услуги репетитора являются единственно эффективным выходом из ситуации, то надо понимать, что финансовые вложения в образование чада окупятся в будущем с большой долей вероятности.

Теперь рассмотрим убеждение о полной или частичной ненужности истории для «технарей» и других «не-историков». В качестве контраргумента я привожу следующее утверждение. Знание родной истории — это вопрос личной безопасности. Почему личной, а не национальной? Так ведь одна от другой неотделимы. Постижение прошлого нашего Отечества, богатого как славными, так и драматическими событиями, встречи с яркими личностями, положившими труды и жизни свои в основу благосостояния России и её величия духовного, способствуют установлению национальной идентичности. И это уже — основа народного единства. А пока мы едины — мы непобедимы! Люди же, живущие по принципам «человек человеку — волк», «моя хата с краю» и «после нас хоть потоп», обречены на унылое существование. И чем больше их становится, тем больше бед терпит вся страна в целом.

Своим ученикам я стараюсь донести понимание гражданственности и гражданского общества. Там, где народ сплочен, где каждый гражданин печется о благе ближних и общества в целом, — пребывают радость, сотворчество добра и неизбежна победа. Замечательные примеры гражданственности мы черпаем из дорогой сердцу нашей истории. Это и одолевшее Смуту народное единение, где каждый внес свою лепту в общее дело, и Пётр Великий, которому была «жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и в славе», и Михайло Ломоносов, изрядно потрудившийся для российской науки и образования, и Николай Пирогов, проводивший на фронте в день по несколько десятков операций, и бесчисленное множество солдат, партизан, тружеников тыла, отдававших все силы и жизни ради горячо любимой Родины.

Дай Бог, чтобы планы о введении обязательного экзамена по истории были реализованы максимально эффективно и поспособствовали обретению нашим обществом гражданственности и созидательного единства.

Сергей Владимирович Бондаренко,
учитель истории и обществознания

[1] Ключевский В. О. Сочинения: В 9-ти т. Т. I. Курс русской истории. Ч. I / Под ред. В. Л. Янина. — М.: Мысль, 1987. — С. 62.

[2] ЕГЭ по истории будет проверять знание базового курса, заявила Васильева // РИА Новости: 31.07.2017. URL: https://ria.ru/society/20170731/1499471536.html (дата обращения: 31.08.2017).

spasahram.ru

Мнения учителей по поводу обязательного ЕГЭ по истории разделились — Российская газета

В 2017 году российские школьники впервые будут писать Всероссийские проверочные работы по истории.

Демоверсии уже опубликованы, и учителя начали к ним готовиться. Известно, что в контрольных будет до 20 вопросов, включая задания по истории родного края. Учителя волнуются: все ли выпускники сумеют набрать нужные баллы?

История в последнее время стала одним из самых обсуждаемых школьных предметов. Споры вокруг нее не утихают. Так, сейчас идет жаркая дискуссия, нужно ли делать ЕГЭ по истории обязательным для всех. "Я полностью за это, - говорит академик РАН Александр Чубарьян. - Только надо, чтобы ЕГЭ был изменен. Он и сейчас уже меняется - практически отменена вся тестовая часть. В экзамене останутся только задания на понимание истории, эссе надо будет написать". Но у многих учителей прямо противоположная точка зрения.

Известно, что в контрольных будет до 20 вопросов, включая историю родного края. Все ли выпускники сумеют набрать нужные баллы?

Звучат и другие предложения. Например, дополнить данными по современной истории с 2008 по 2016 год, так как ученики изучают историю только до 2008 года. А с этого времени прошло много очень важных для страны событий.

По данным Рособрнадзора, ЕГЭ по истории сдают примерно 20 процентов выпускников. Популярность этого предмета растет. Но выбирают ЕГЭ по истории только те ученики, которые идут на исторические факультеты или факультеты международных отношений. Как показывает опыт ЕГЭ, лучше всего ученики знают историю России VIII-XVII веков и XVIII - середины XIX века, темы, связанные с Великой Отечественной войной, умеют анализировать различные источники. Среди любимых тем Древнего мира - Египет, Древняя Греция.

60 процентов учителей истории признались: у них есть потребность в дополнительном профобразовании

Плохо знают школьники Средние века. Учителя, которые коллекционируют перлы учеников говорят, что у одних Жанна Д' Арк утонула, а не сгорела, у других глухим был Моцарт, а не Бетховен.

В школах появились новые учебники истории, которые написаны по историко-культурному стандарту. Вот что показали исследования Рособрнадзора среди учителей: 56 процентов признались, что лишь в основном ознакомлены с требованиями историко-культурного стандарта. Имеют самое общее представление, как работать в новых условиях и по новым учебникам - 23 процента. Около 4 процентов пока не очень изучили стандарт. И только 17 процентов педагогов хорошо знают, что это такое.

Кстати, 60 процентов учителей истории были откровенны: у них есть потребность в дополнительном профобразовании. Как, спрашивается, они будут готовить учеников к обязательному ЕГЭ?

От 17 до 20 процентов выпускников, которые сдают историю как ЕГЭ по выбору и собираются поступать в гуманитарные вузы, получают на экзамене "два". Если ЕГЭ по истории станет обязательным, таких может оказаться очень много. Фото: РИА Новости

Не всех педагогов устраивает, как выглядит сегодня ЕГЭ по истории. Из экзамена, например, убрали часть заданий, которые позволяют проверить знание фактов, событий, имен. Эти задания были в части А. " Их совершенно несправедливо называли "угадайкой". Попытки включить эти задания в часть В я бы назвала неудачными. Нельзя ставить в одну строку дату Карибского кризиса и год основания Москвы. Это некорректно, прежде всего, по отношению к выпускникам. - говорит Татьяна Апостолова, кандидат исторических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, обществознания и права Московского городского педагогического университета. - В ЕГЭ появились вопросы по всеобщей истории. Зачем? Так подробно как мы, всеобщую историю не учат ни в одной другой стране мира. Не очень понятен подбор вопросов по всеобщей истории. Я понимаю, если это будет падение Византии, оказавшее влияние на нашу историю. Но для чего школьникам так подробно учить чужие парламенты и революции? Нам бы свою историю хорошо знать".

Нет среди учителей единого мнения, нужна или нет в ЕГЭ по истории устная часть.

Комментарии

Сергей Кочережко, учитель истории и обществознания гимназии N 1 Самары, "Учитель года - 2015":

- Я скорее противник обязательного ЕГЭ по истории. Почему? Если мы хотим воспитать любовь к Отечеству и его истории, то очень странно делать это, обязывая всех сдавать ЕГЭ по истории, учить огромное количество дат. Сегодня экзамен по истории сложный. Чтобы к нему подготовиться, надо изучать предмет не меньше трех часов в неделю. Поэтому если вводить ЕГЭ, то только разделив его на два уровня. Пока экзамен по истории по степени сложности можно назвать профильным. Значит, базовый должен быть гораздо легче, чтобы его могли сдать и "физики", и "математики", и "химики". Интерес к истории во многом зависит от учителя и родителей. Даже учебник тут не играет большой роли. Как и фильмы, которые сейчас появляются. Когда я услышал, что в фильме "София" показана большая любовь между Иваном III и Софией, сразу выключил телевизор. Этот брак у Ивана III был политическим и не первым. Первую жену предположительно отравили, и сдается мне, что любил он ее больше, чем Софию Палеолог.

Алексей Герасев, ректор Новосибирского государственного педагогического университета, доктор биологических наук, профессор:

- Идея обязательного ЕГЭ по истории особых сомнений не вызывает. Но уместно разделить его на базовый и профильный, как по математике. В 2017 году пройдет первая всероссийская проверочная работа по истории для учеников 11-х классов. Ее результаты помогут ответить на вопросы, связанные с введением обязательного экзамена. Потребуется и дополнительная работа с учителями, проведение курсов повышения квалификации. Кстати, в этом году конкурс на профиль подготовки "История" был одним из самых высоких в нашем вузе. И уже сегодня в программы подготовки студентов включены вопросы оценивания учебных достижений школьников.

Игорь Карачевцев, заслуженный учитель России, лауреат премии Президента РФ в области образования, директор гимназии N 166, Санкт-Петербург:

- Проблему повышения интереса к истории с помощью экзамена не решишь. Хотя сейчас вполне можно услышать от ученика в ответ на вопрос, когда произошла Октябрьская революция: "Не знаю. Но не расстраивайтесь, я ведь не сдаю ЕГЭ..." Наша молодежь действительно плохо знает историю, а без знания не рождается патриотическое чувство. Но с помощью ЕГЭ воспитать патриотизм невозможно, нужно менять саму программу преподавания истории в российских школах.

Скажем, появились новые учебники. Они хорошие, но у них та же проблема, что и у прежних - перегруженность фактами, которые ученики с трудом запоминают. При этом учебник не подсказывает, что нужно затвердить, а что необходимо лишь для понимания логики событий. История - предмет гуманитарный, здесь важно уметь спорить, доказывать, отстаивать свою точку зрения. Важно говорить. А ЕГЭ - экзамен письменный... Я не против обязательного ЕГЭ по истории. Но это может заставить учителей вместо изучения предмета сосредоточиться на подготовке к тестированию.

Ирина Буденная, директор школы N 17, Усть-Илимск:

- Я уже несколько лет руковожу пунктом приема экзаменов и не могу сказать, что количество выпускников, выбирающих ЕГЭ по истории, растет. Обычно это 3-4 человека от школы. У нас в школе предмет преподает замечательный учитель Наталья Бочкова, лауреат профессиональных конкурсов, победитель нацпроекта "Образование". У ребят всегда высокие результаты, но надо понимать, что их она готовит к экзамену практически в индивидуальном порядке.

А вот если история станет обязательным экзаменом, думаю, нам придется столкнуться с целым рядом проблем. Нет единого учебника, очень часто интерпретация одних и тех же событий у разных авторов существенно различается. Видоизменяется и сам экзамен: сейчас ушла тестовая часть, появилось эссе, возможно, добавится и что-то еще. Это, кстати, тоже проблема - сформулировать экзаменационные задания так, чтобы по ответам можно было судить об уровне владения материалом, о понимании исторических закономерностей и процессов... Над этим должны очень серьезно поработать эксперты.

Нет общей методики подготовки, в отличие, скажем, от ЕГЭ по русскому языку или математике. Не хватает грамотных учителей. Пусть нашей школы эта проблема не касается, но я же вижу, что происходит в других. Разумеется, историю знать надо. Это бесспорно. Но не хотелось бы, чтобы введение обязательного экзамена по истории стало еще одним экспериментом на выпускниках школ.

Евгений Галдаев, директор школы N 112, Ростов-на-Дону:

- Я бы воздержался от введения обязательного ЕГЭ. Об истине в исторических событиях спорят различные слои общества, разделяющиеся по возрастным, социальным, профессиональным, партийным и другим признакам. Сейчас оспаривается многое. Например, что древнегреческий поэт Гомер был зрячим, а не слепым, что не было никакого татаро-монгольского ига, а был союз народов и совместная защита территории... Кто-то пытается доказать, что не существовало Киевской Руси, поскольку не было рядом с Киевом нормального торгового водного пути и не осталось материального подтверждения существования государственной монетной системы. Об альтернативном толковании событий Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны я уже не говорю. Пусть общество придет к согласию в оценке исторических событий, тогда и будем делать ЕГЭ обязательным экзаменом.

Подготовили Мария Голубкова (Санкт-Петербург), Наталья Решетникова (Новосибирск), Ирина Штерман, (Иркутск), Елена Мелихова (Ростов-на-Дону)

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Ирина Ивойлова

rg.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о