Конфликтолог это – где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Содержание

Конфликтолог – Описание профессии. Где учиться и где работать

Описание профессии

Я бы с тобой согласился, но тогда мы оба будем неправы.

    Конфликтуем мы всегда и везде: дома, на работе, в институте. Конфликт неотъемлемая часть нашей жизни. Задача конфликтолога – решить возникшую проблему, спор или разногласие в любой сфере, будь то межличностные отношения, трудовая деятельность или межэтнические разногласия.

Конфликтология — одна из самых молодых и перспективных профессий ХХI века. По научным прогнозам, потребность в конфликтологах будет последовательно возрастать, охватывая все новые сферы экономики, политики, бизнеса.       Однако, на сегодняшний день, далеко не в каждом ВУЗе есть эта специальность.

На сегодняшний день 23 ВУЗа нашей страны осуществляют выпуск конфликтологов. Среди них: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Казань, Иркутск, Калуга, Ярославль и др.

Кто же такой специалист-конфликтолог? Конфликтолог — профессия человека, чьи знания и умения позволяют урегулировать конфликтные ситуация в межличностном взаимодействии.

В мировой истории всю совокупность методов конфликторазрешения можно разделить на три группы: силовые, основанные на применении насилия; правовые, связанные с использованием юридических процедур, и мирные стратегии посредством переговорного процесса и посредничества. Именно навыкам последней группы методов и овладевают студенты в процессе обучения по направлению «Конфликтология».

Раньше изучение конфликтов проходило в рамках психологии и социологии, но с приходом перестройки стало ясно, что конфликтологии требуются собственные специалисты.

На сегодняшний день профессия «конфликтолог» только входит на рынок труда. Некоторые организации подают заявки об открытых вакансиях штатного конфликтолога. Но чаще это специалист приходящий, внештатный, приглашается для решения конкретной задачи.

Основная задача отечественной конфликтологии на переживаемом ею в настоящее время этапе своего становления состоит в разработке таких важнейших стратегических направлений конфликтологического анализа, как: прогнозирование, предотвращение, нейтрализация, урегулирование и разрешение разнообразных социальных конфликтов.

Знания в этой области будут полезны любому человеку, даже безработному, т. к. конфликтные ситуации возникают также в семье. Они помогут избежать ссор, найти компромисс, научиться «правильно» разговаривать и решать проблемы. Жить в понимании друг с другом – залог семейного долголетия.

Личные качества

Умение слушать людей.

Довольно банальное, но очень редкое качество человека.

Образование (Что надо знать?)

Конфликтология является молодой междисциплинарной наукой, и споры о праве первородства до сих пор не утихают среди философов, психологов, социологов и других областей знаний. Более распространенным мнением является тезис о том, что конфликтология рождается на стыке социологии, политологии и психологии.

В то время как социология конфликта ориентирована на рассмотрение социальных конфликтов в контексте теоретического анализа общественных отношений, психология конфликта концентрируется на анализе межличностных и внутриличностных противоречиях и на вопросах прикладного характера, связанных с нахождением психологических средств, способствующих разрешению конфликтов.

Современная конфликтология — прикладная научная дисциплина и вместе с тем сфера практической деятельности в менеджменте, дипломатии, юриспруденции, коммерческой деятельности, связанной с урегулированием конфликтов Возникающая в этом случае необходимость в многопрофильной подготовке студентов реализуется через содержание образовательного процесса.

Так студентам, обучающимся по направлению «Конфликтология», читается курс лекций по социологии конфликта, этноконфликтологии, основам теории принятия решения, этническим и межконфессиональным конфликтам, политической конфликтологии, педагогической конфликтологии, конфликтологии международных отношений и т.п.

На первый взгляд мысль о том, что можно подготовить специалиста, способного мобильно ориентироваться как в конфликтных ситуациях образовательного пространства, бракоразводного процесса, так и бизнес-конфликтов, кажется утопической. Однако к настоящему времени в мировой практике накоплен опыт применения общих методов предупреждения, урегулирования и разрешения конфликтов.

Специальности вузов:

Психология

Место работы и карьера

Дипломированные конфликтологи востребованы:

  • в органах государственного и муниципального управления,
  • в силовых структурах, в т.ч. налоговых, судебных и милицейских органах,
  • в социальных службах и психокоррекционных центрах,
  • в общественных и политических организациях.

Конфликтолог признан способствовать урегулированию конфликтов не только на межличностном, психологическом уровне, но и на более высоких уровнях — социальном и политическом. Поэтому сфера деятельности конфликтолога очень широка: от микроконфликтов в фирме до серьезных конфликтов между бизнесом и властью.

Наконец, конфликтолог может посвятить себя развитию науки, научным исследованиям в области конфликтологии, стать профессиональным исследователем или преподавателем социологии, политологии и конфликтологии.

Родственные профессии:

, Менеджер по персоналу, Психолог, Психотерапевт

Где учиться?

obrazovanie66.ru

Профессия конфликтолог

Как стать конфликтологом

Описание профессии

Конфликтуем мы всегда и везде: дома, на работе, в институте. Конфликт – неотъемлемая часть нашей жизни. Задача конфликтолога – решить возникшую проблему, спор или разногласие в любой сфере, будь то межличностные отношения, трудовая деятельность или межэтнические разногласия.

Конфликтология - одна из самых молодых и перспективных профессий ХХI века. По научным прогнозам, потребность в конфликтологах будет последовательно возрастать, охватывая все новые сферы экономики, политики, бизнеса. Однако, на сегодняшний день, далеко не в каждом вузе есть эта специальность.

На сегодняшний день 23 вуза нашей страны осуществляют выпуск конфликтологов. Среди них: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Казань, Иркутск, Калуга, Ярославль и др.

В Екатеринбурге направление «Конфликтология» представлено в УрГПУ.


Кто же такой специалист-конфликтолог? Конфликтолог - профессия человека, чьи знания и умения позволяют урегулировать конфликтные ситуация в межличностном взаимодействии.

В мировой истории всю совокупность методов конфликторазрешения можно разделить на три группы: силовые, основанные на применении насилия; правовые, связанные с использованием юридических процедур, и мирные стратегии посредством переговорного процесса и посредничества. Именно навыкам последней группы методов и овладевают студенты в процессе обучения по направлению «Конфликтология».

Раньше изучение конфликтов проходило в рамках психологии и социологии, но с приходом перестройки стало ясно, что конфликтологии требуются собственные специалисты.

На сегодняшний день профессия «конфликтолог» только входит на рынок труда. Некоторые организации подают заявки об открытых вакансиях штатного конфликтолога. Но чаще это специалист приходящий, внештатный, приглашается для решения конкретной задачи.

Основная задача отечественной конфликтологии на переживаемом ею в настоящее время этапе своего становления состоит в разработке таких важнейших стратегических направлений конфликтологического анализа, как: прогнозирование, предотвращение, нейтрализация, урегулирование и разрешение разнообразных социальных конфликтов.

Знания в этой области будут полезны любому человеку, даже безработному, т. к. конфликтные ситуации возникают также в семье. Они помогут избежать ссор, найти компромисс, научиться «правильно» разговаривать и решать проблемы. Жить в понимании друг с другом – залог семейного долголетия.

Личные качества:
• Умение слушать людей
Довольно банальное, но очень редкое качество человека. Образование (Что надо знать?):

Конфликтология является молодой междисциплинарной наукой, и споры о праве первородства до сих пор не утихают среди философов, психологов, социологов и других областей знаний. Более распространенным мнением является тезис о том, что конфликтология рождается на стыке социологии, политологии и психологии.

В то время как социология конфликта ориентирована на рассмотрение социальных конфликтов в контексте теоретического анализа общественных отношений, психология конфликта концентрируется на анализе межличностных и внутриличностных противоречиях и на вопросах прикладного характера, связанных с нахождением психологических средств, способствующих разрешению конфликтов.

Современная конфликтология - прикладная научная дисциплина и вместе с тем сфера практической деятельности в менеджменте, дипломатии, юриспруденции, коммерческой деятельности, связанной с урегулированием конфликтов Возникающая в этом случае необходимость в многопрофильной подготовке студентов реализуется через содержание образовательного процесса.

Так студентам, обучающимся по направлению «Конфликтология», читается курс лекций по социологии конфликта, этноконфликтологии, основам теории принятия решения, этническим и межконфессиональным конфликтам, политической конфликтологии, педагогической конфликтологии, конфликтологии международных отношений и т.п.

На первый взгляд мысль о том, что можно подготовить специалиста, способного мобильно ориентироваться как в конфликтных ситуациях образовательного пространства, бракоразводного процесса, так и бизнес-конфликтов, кажется утопической. Однако к настоящему времени в мировой практике накоплен опыт применения общих методов предупреждения, урегулирования и разрешения конфликтов.

Место работы и карьера:

Дипломированные конфликтологи востребованы:

    • в органах государственного и муниципального управления,
    • в силовых структурах, в т.ч. налоговых, судебных и милицейских органах,
    • в социальных службах и психокоррекционных центрах,
    • в общественных и политических организациях.

Конфликтолог признан способствовать урегулированию конфликтов не только на межличностном, психологическом уровне, но и на более высоких уровнях - социальном и политическом. Поэтому сфера деятельности конфликтолога очень широка: от микроконфликтов в фирме до серьезных конфликтов между бизнесом и властью.

Наконец, конфликтолог может посвятить себя развитию науки, научным исследованиям в области конфликтологии, стать профессиональным исследователем или преподавателем социологии, политологии и конфликтологии.

Источник: www.obrazovanie66.ru


proforientator.ru

Специальность конфликтология, кем работают конфликтологи?

Урегулированием конфликтов в межличностных и общественных отношениях людей занимается наука конфликтология. Когда проблема обсуждается на ранней стадии ее развития, спорная ситуация разрешается с пользой для каждой из сторон. Профессиональное и детальное изучение этих вопросов ведут конфликтологи.

Что такое конфликтология?

При взаимодействии нескольких взаимосвязанных сторон может возникать противоборство по причине разных взглядов на одно и то же событие, различия интересов и позиций. Конфликтология как наука изучает пути возникновения конфликтных ситуаций, их динамику и способы урегулирования. Объектами изучения становятся социальные конфликты, спорные ситуации в сфере психологии. Изучаемые субъекты – это личность, общественные группы и институты. Предметом исследования становится их поведение в обстановке конфликта.

Цели конфликтологии

Для получения достоверных сведений о природе конфликта ведется тесное взаимодействие со смежными отраслями наук: экономикой, политологией, социальной психологией, этиологией. Это позволяет более точно конкретизировать истоки и закономерности развития ситуаций, в которых возникает противостояние. Основные задачи конфликтологии – это:

  1. Изучение конфликтов, как общественного явления, влияющего на судьбу отдельной личности, социальных групп и страны в целом.
  2. Распространение в общественных сферах знаний о конфликтологических исследованиях.
  3. Воспитание культурных навыков в межличностном и деловом общении.

Методы конфликтологии

Интенсивное развитие и пополнение теоретической базы, тщательная систематизация данных, применение научных открытий на практике – это основы конфликтологии, которые позволяют определять пути и способы преодоления конфликтных ситуаций. Полные и достоверные сведения ученые получают путем использования разных научных направлений. Например, для сбора информации проводятся опросы, тестирования, игровые задания, которые относятся к психологическим способам исследования. Другие методы конфликтологии на этапе обработки данных:

  • наблюдение;
  • изучение документации;
  • опрос;
  • искусственное моделирование конфликтных ситуаций.

Когда собран определенный объем информации, конфликтология предполагает дальнейший тщательный исторический и компаративный анализ. Сведения систематизируются, устанавливаются средние величины количественных и качественных признаков (статистика). Современная конфликтология на практике упреждает развитие реальных конфликтов в различных жизненных сферах, способствуют удержанию равновесия между враждующими сторонами благодаря их конструктивному взаимодействию.

Конфликтолог – что это за профессия?

Постоянная востребованность конфликтологов объясняется тем, что на профессиональном уровне решаются сложные спорные ситуации, которые в противном случае могли бы превратиться в жесткую конфронтацию враждующих сторон. Если семейная конфликтология способна уладить спор между членами семьи, то на уровне государства специалисты способны предотвратить сложные конфликты, которые инициируются работниками управленческого аппарата.

Профессия конфликтолог появилась в мировом сообществе в 60-х годах 20 века. На данный момент существуют целые организации, основной деятельностью которых является улаживание конфликтов любой сложности в разных сферах. Например, медиаторы-профессионалы занимаются урегулированием конфликтных ситуаций в гражданской сфере вне суда, что значительно сокращает время рассмотрения гражданских исков. Конфликтология специальность, которая предполагает тесное взаимодействие с психологами, политиками, работниками судебных и социальных служб.

Кем работают конфликтологи?

Работать конфликтолог может как в коллективах различных предприятий, так и в специализированных консультативных организациях. Выпускников ВУЗов приглашают для работы в частных и государственные центры, в HR-службы. Они консультируют людей на «горячих» линиях», предотвращая сложные и опасные ситуации. В сфере политики – это востребованные специалисты, помогающие уладить конфликты путем переговоров.

Лучшие книги по конфликтологии

Сложный и вместе с тем интересный процесс усвоения этой науки касается как теоретических основ, так и прикладных знаний. Литература по конфликтологии – это и учебники, и хрестоматии, и практические руководства. Книги используются профессионалами и обычными людьми, постигающими искусство улаживания конфликтов в повседневной жизни. Полезное чтиво для читателей:

  1. Гришина Н.Е. «Психология конфликта (2-е издание)».
  2. Емельянов С.М. «Практикум по конфликтологии».
  3. Карнеги Д. «Как найти выход из любой конфликтной ситуации».

 

womanadvice.ru

Конфликтология как наука - Психология жизни

Конфликтология – это наука, изучающая причины возникновения, развития, эскалации, разрешения конфликтов всех уровней с последующим их завершением.

Простыми словами конфликтология занимается урегулированием конфликтов в межличностных и общественных отношениях людей. Когда проблема обсуждается на ранней стадии её развития, спорная конфликтная ситуация разрешается с пользой для каждой из сторон. Профессиональным и детальным изучением этих вопросов занимаются конфликтологи.

Что изучает конфликтология?

Конфликтология как наука изучает пути возникновения конфликтных ситуаций, их динамику и способы урегулирования.

 

Конфликтология как наука тесно взаимосвязана с экономикой, политологией, социальной психологией, этиологией, с историей, объясняющей причины человеческого поведения, и ряда других общественных наук, конкретизирующих природу, механизмы, закономерности развития и последствия конфликтов различных типов. Психология конфликтов кратко

Помимо перечисленных областей знаний этот ряд наук можно дополнить правоведением, которое изучает юридические модели взаимодействия между индивидами.

Конфликтология как наука имеет максимум общего с социологической наукой и социальной психологией, поскольку эти области знаний исследуют взаимодействие людей.

Предмет конфликтологии

Предметом конфликтологии как науки являются сами конфликты, которые рассматриваются ею в качестве противоречия между субъектами, конфронтации, а также конфронтации в качестве процессов, характеризуемых определенным строением и условиями протекания.

Объектами изучения конфликтологии становятся социальные конфликты, всё многообразие противоречий, спорные ситуации в сфере психологии.

Изучаемые субъекты – это личность, общественные группы и институты. Предметом конфликтологии как науки становится их поведение в обстановке конфликта, всё то, что характеризует появление, развитие и окончание любого социального противостояния.

Методы конфликтологии

Конфликтология как наука объективно вынуждена использовать методы, применяемые другими научными направлениями. И в первую очередь это такие как изучение продуктов деятельности, эксперимент, опрос, наблюдение, экспертный метод, социометрический анализ, игровой метод, тестирование, метод математического моделирования.

Кроме заимствованных методов исследования конфликтология использует сугубо собственные методы изучения конфликтов такие как искусственное моделирование конфликтных ситуаций, модульный социотест как метод диагностики взаимоотношений в группе, а также ситуационный метод изучения конфликтов. Тест покажет конфликтная ли вы личность?

Социальная конфликтология

Возникновение конфликтологии как отдельной отрасли знаний обусловлено бесконечными противоречиями, происходящими внутри личности, между отдельными индивидуумами и группами субъектов, вызванными социальной неоднородностью социума, различием в уровне материальной обеспеченности и доходов, социальным неравноправием, расхожестью целей и ожиданий. В связи с неповторимостью и уникальностью каждого индивида, индивидуальностью любой социальной общности, конфликты становятся неотъемлемой составляющей общественного существования.

Социальная конфликтология исследует внутриличностные конфликты, межличностные противостояния с позиции их социальной детерминированности, поскольку в обществе всякий конфликт предопределяется не только исключительно психологическими факторами, но и в некоторой степени социальными. Как защитить себя в конфликте? Психологическая самозащита

Например, межролевое противоречие внутри личности зарождается вследствие существования необходимости исполнять ею несколько социальных ролей, которые либо не согласуются, либо противоречат друг другу. Эти роли могут выдвигать взаимоисключающие требования, что неизбежно ведет к зарождению жесткого внутриличностного конфликта.

Кто такие конфликтологи?

Профессия конфликтолог появилась в 60-х годах 20 века. Сегодня уже существуют целые организации, основной деятельностью которых является разрешение конфликтов любой сложности в разных сферах.

Например, медиаторы -профессионалы занимаются урегулированием конфликтных ситуаций в гражданской сфере вне суда, что значительно сокращает время рассмотрения гражданских исков. Конфликтологи как специалисты тесно взаимодействуют с психологами, политиками, работниками судебных и социальных служб. Как выйти из конфликта победителем?

Постоянная востребованность конфликтологов объясняется тем, что они на профессиональном уровне решают сложные спорные ситуации, которые в противном случае могли бы превратиться в жесткую конфронтацию оппонентов.

 

Рекомендуемая литература по конфликтологии

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. «Конфликтология»
Гришина Н.Е. «Психология конфликта»
Емельянов С.М. «Практикум по конфликтологии»
Карнеги Д. «Как найти выход из любой конфликтной ситуации»

psylive.com.ua

Конфликтология - это... Что такое Конфликтология?

Конфликтология — наука о закономерностях зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня.

Конфликт — весьма сложное социальное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок и используемых методов.

— Анцупов А. Я., Шипилов А. И. - Конфликтология. Стр. 81

Решение определённого круга проблем, вызвавших зарождение конфликта, может способствовать преодолению тех трудностей, которые уже обозначились в связи с определением сущности конфликта, объекта и предмета конфликтологии.

Теоретические основы

Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, то есть весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе. Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимыми по объёму. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Здесь предполагается, что субъектом конфликтного взаимодействия может быть либо отдельный человек, либо люди и группы людей.

Под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Если субъекты социального конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трёх сферах: общении, поведении, деятельности. Противодействие заключается в общении или действиях с целью выражения несогласия с оппонентом, блокировки его активности или нанесения ему материального (морального) ущерба.

Под внутриличностным конфликтом понимается выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое играет системообразующую роль как для различных видов конфликта, так и для различных уровней их изучения. На сегодняшний день исследования конфликта ведутся в рамках военных наук, искусствоведения, истории, математики, педагогики, политологии, правоведения, психологии, социобиологии, социологии, философии и некоторых других (например, психиатрии и экономики). Следует учитывать, что люди, органы управления имеют дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их психологическими, правовыми, философскими, социологическими и другими аспектами.

Эти соображения обосновывают необходимость выделения самостоятельной науки — конфликтологии. Объектом её комплексного изучения являются конфликты в целом, а предметом — общие закономерности их возникновения, развития и завершения. Конфликтологию должны интересовать два типа конфликтов: с участием человека (внутриличностные и социальные) и зооконфликты. К основным видам социальных конфликтов относятся: межличностные конфликты, конфликты «личность — группа», конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями. Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром — межличностные. Исследование межличностных конфликтов, менее сложных среди других социальных конфликтов, может вскрыть основные причины конфликтного взаимодействия. Социальные конфликты тесно связаны с внутриличностными конфликтами. Поэтому понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения тех процессов, которые происходят в психике и предшествуют конфликтному поведению человека. Каждая из одиннадцати частных конфликтологических наук имеет свой предмет в объекте общем для этих наук. Это та часть, сторона, тот уровень объекта, которые исследует данная наука. Однако и сама конфликтология не в состоянии описать и объяснить конфликты во всей их полноте.

Конфликты — неисчерпаемый объект познания, о котором нельзя узнать абсолютно все. Поэтому предметом конфликтологии являются те закономерности, стороны, характеристики конфликтов, которые в состоянии исследовать наука на данном этапе своего развития. Объект конфликтологии — гораздо более консервативное образование по сравнению с предметом. Объект может изменяться в результате своего собственного развития, кроме того, его границы могут уточняться в связи с более глубоким проникновением науки в суть исследуемых явлений. Объект конфликтологии — социальные, внутриличностные и зооконфликты — в обозримом будущем вряд ли претерпит существенные изменения[1].

Конфликтогенез

Конфликтогенез — это процесс возникновения и развития современных конфликтных форм общества, накладывающих отпечаток, а нередко прямо детерминирующих направленность и содержание эволюции в целом. Конфликтогенез представляет собой непрерывный диалектический процесс зарождения, развития и модернизации существующей социальной реальности через свое ядро — конфликт[2].

Единая теория конфликта

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (4 ноября 2011)

Теоретический базис

Единая теория конфликта (ЕТК) — направление теории анализа и разрешения конфликтов, интенсивно развиваемое петербургским исследователем В. А. Светловым с начала нынешнего столетия[3].

Основным мотивом, побудившим к разработке ЕТК, послужил тот факт, что современная конфликтология не отвечает ни одному требованию, предъявляемому к научным теориям. Она разделена на множество ничем, кроме общего названия, не связанных друг с другом частных конфликтологий (политическую, экономическую, юридическую и т. д.), не имеет универсальных законов, точно очерченного круга решаемых проблем и специализированных методов их решения. Она использует понятие конфликта, основанное на здравом смысле; её выводы умозрительны и большей частью не общезначимы. Она замкнута исключительно на проведении переговоров и посредничестве, не имея серьёзного теоретического обоснования этого вида деятельности. Она игнорирует существование социально-психологических концепций, анализирующих конфликты в своих специальных терминах, — теории когнитивного баланса Ф. Хайдера, когнитивного диссонанса Л. Фестингера, структурного дисбаланса Ф. Харари и их многочисленные модификации и модернизации, объединившиеся в настоящее время в одно общее направление «Социальный сетевой анализ». Наконец, она пренебрегает не только математическим обоснованием своих выводов, но и адаптированными для массового применения методами и компьютерными программами моделирования и анализа конфликтов — классической теорией игр и её модификациями, теорией анализа конфликтов К. Хайпеля и его группы, теорией драмы Н. Ховарда и его единомышленников.

Математический базис ЕТК состоит из понятий, методов и теорем тех теорий, которые необходимы для создания и анализа рабочей (исследовательской) модели конфликта. Прежде всего, это понятия, методы и теоремы теории графов, теории вероятностей, логики высказываний, теории игр (и её разнообразных модификаций). Расширение сферы применения ЕТК приводит, как правило, к расширению её математического базиса.

Теоретический базис ЕТК образует универсальная модель конфликта — обобщающее все виды нелогических противоречий определение конфликта вместе с множеством теорем о его свойствах и свойствах его альтернатив — синергизма и антагонизма. Объединение универсальной модели конфликта с математическим базисом порождает единую теорию конфликта в собственном смысле: ЕТК = МБ u УМК, где МБ — математический базис, УМК — универсальная модель конфликта.

В зависимости от целей исследования ЕТК позволяет выбрать и построить необходимую рабочую модель конфликта, с её помощью выявить и оценить структурные, сетевые, динамические, теоретико-игровые и иные особенности возникновения, развития и разрешения анализируемого конфликта. На этом этапе главная функция ЕТК состоит в том, чтобы оказать исследователю эффективную помощь в конструировании рабочей модели конфликта, оценке её валидности, выяснении её объяснительных и предсказательных возможностей, разработке стратегий управления разрешением конфликта, эмпирической проверке полученных теоретических выводов

Разрешение межгрупповых конфликтов

Разрешение конфликта в ситуации расхождения во мнении относительно определённого вопроса, как правило, осуществляется между двумя (или более) конфликтующими сторонами с участием человека, или группы, которая считается нейтральной в обсуждаемом вопросе. Часто случается, что последнее условие оказывается необязательным, когда посредник — группа или человек, которые пользуются уважением у всех противостоящих сторон. Разрешение конфликтов может включать примирение, посредничество, арбитрирование или судебный процесс.

Все эти методы нуждаются во вмешательстве третьей стороны. Метод разрешения, который происходит непосредственно между участниками спорного процесса, называется переговорами. Переговорный процесс, можно сопоставить с традиционным видом торга, где интересы сторон сводят на нет рабочие отношения, которые имеют место. Принципиальные переговоры, отдают важность, как взаимным интересам, так и деловым отношениям.

Возможно избежать конфликта фактически не прибегая к его разрешению, добившись взаимного осознания сторонами того, что их мнения расходятся, но на данный момент времени нет необходимости прибегать к дальнейшим действиям. В некоторых случаях, например в демократиях, расхождение во мнении может даже оказаться искомым результатом, таким образом, обнажая проблему, а тем самым давая возможность другим сформировать свою точку зрения: в таком случае стороны могут договориться расходиться во мнениях.

Виды межгрупповых конфликтов 1. Экономические конфликты 2. Политические конфликты 3. Национальные конфликты

Возможно также справиться с конфликтом, не избегая, но и активным образом не решая его — см. управление конфликтом.

Конфликты у животных

Социальная жизнь животных сложна и многообразна[4]. Человеку пока ещё очень мало известно[источник не указан 406 дней] о закономерностях взаимодействия животных. Внутривидовые конфликты также отличаются большим разнообразием. Однако конфликты трёх типов происходят гораздо чаще других. Кратко рассмотрим их особенности.

1. Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы

Существование отдельного животного, семьи животных или другого сообщества решающим образом зависит от обеспеченности их жизненными ресурсами. К основным жизненным ресурсам относятся территория, пища, источник воды и др. При недостатке или определении принадлежности жизненного ресурса между животными могут возникать конфликты, связанные с борьбой за обладание дефицитным ресурсом. В этологии наибольшее количество исследований посвящено борьбе животных за обладание определённой территорией. Такая борьба часто называется территориальным поведением животных.

Большинство видов животных делят жизненное пространство между собой, метят границы своей территории и защищают их. Территориальное поведение животных представляет собой систему различных форм активности животных, направленных на присвоение и использование определённого пространства (земли, воды, воздуха), которое обеспечивает выполнение всех или основных жизненных функций. В случае нарушения территориальных границ и попадания животного на «чужую» территорию может возникнуть конфликт между «хозяином» территории и «нарушителем».

Участки территории могут быть индивидуальными и групповыми, принадлежащими сообществу животных: семье, стае, стаду. Соответственно территориальные конфликты могут быть между двумя животными или между их группами. О занятости участка территории «хозяин» оповещает голосом, демонстративным показом самого себя, у млекопитающих — также нанесением на хорошо заметные предметы запаховых меток. Это способствует предупреждению территориальных конфликтов.

Часто между границами территорий существуют полосы «ничейного» пространства. Ширина этих пограничных полос у разных видов животных различна. Основные территориальные конфликты между животными происходят, прежде всего, на границах территории и в «ничейном» пространстве. До настоящих драк дело доходит редко. У большинства синиц, например, если один из самцов встречает другого на своей территории, то немедленно нападает на него, а тот спасается бегством. Однако если «победитель» в пылу погони оказывается на территории своего соседа, то их роли меняются. Теперь бывший беглец — правомочный владелец своей территории — нападает, а его преследователь улетает от него[5]. Территории семейных пар у луней разделены коридорами, по которым могут свободно пролетать все другие луни и сами соседи без опасности быть атакованными хозяевами территории. Члены каждого сообщества животных организуют и упорядочивают среду своего обитания. В первую очередь это индивидуальное присвоение территории и некоторых находящихся на ней предметов. Во вторую очередь происходит коммунальная персонализация среды[6].

У гиен нет индивидуальной территории, она принадлежит стае. Нет и пограничных зон между территориями соседних стай. Вся стая ревностно защищает свою территорию от посягательства сородичей, принадлежащих к другому клану. Наблюдалась ситуация конфликта, когда гиена, не принадлежащая ни к одной из конфликтующих стай, была вынуждена сидеть некоторое время в середине неглубокого озерца, чтобы избежать нападения собратьев из обоих кланов. Граница территории этих стай гиен проходила как раз через центр озерца. Только находясь в середине озерца, чужая гиена не провоцировала территориальный конфликт с представителями одной из стай. Эта гиена находилась в воде в пограничной зоне до тех пор, пока обе стаи гиен, завершив конфликт, не удалились вглубь своих территорий.

Вторым типичным конфликтом между животными, связанным с борьбой за жизненные ресурсы, является пищевая конкуренция. В сообществе хищников раздел пойманной добычи происходит в соответствии с иерархическим местом, занимаемым отдельной особью в группе. При попытке членов стаи, имеющих более низкий ранг, опередить хищников более высокого ранга между ними возникают конфликты, которые носят как пищевой, так и иерархический характер.

Крайняя форма борьбы за пищу — каннибализм, то есть поедание животными своих сородичей. Исследование каннибализма у бесхвостых земноводных показало, что он служит основным звеном внутрипопуляционного механизма, действие которого направлено на поддержание оптимальной численности популяции и сохранение её генетической разнородности. Каннибализм имеет девять различных типов агрессивного поведения. Нападение амфибии на своего сородича с целью его поедания происходит в том случае, если длина тела жертвы не превышает 63,5 % длины тела агрессора (С. Писаренко).

У млекопитающих случаи нападения животных на своих сородичей, заканчивающиеся гибелью животного, достаточно редки. В таких ситуациях жертвой обычно выступает больное, раненое или ослабленное животное.

2. Конфликты, связанные с воспроизводством потомства

Этот (третий) тип внутривидовых конфликтов у животных также достаточно распространен и проявляется в разных формах: • конфликты между самцами, связанные с борьбой за самку. Справедливости ради необходимо отметить, что бывают конфликты и между самками, конкурирующими из-за самца; • конфликты между самцами и самками в период брачного поведения и воспитания потомства; • конфликты с сородичами, связанные с защитой детенышей от возможной агрессии со стороны чужаков; • интропсихические конфликты у животных, вызванные борьбой тенденций к агрессивному или половому поведению в период спаривания.

Конфликты между самцами, вызванные борьбой за самок, выполняют важную функцию выбора сильнейшего и предоставления именно ему возможности продолжить род. Они обычно носят ритуализированный характер. Содержание ритуала борьбы между самцами нацелено на то, чтобы выявить действительно более сильного из них, без нанесения серьёзных повреждений каждому из соперников. Самцы демонстрируют внушительность своих размеров, меряются силой до тех пор, пока мощь, быстрота и выносливость одного из них не будет доказана другому. Более слабый соперник обычно покидает место единоборства, чтобы через какое-то время испытать судьбу в борьбе с другим самцом из сообщества животных.

Конфликты между самцами и самками в период брачного поведения вызваны неоднозначностью реакции животного на близость особи противоположного пола. Приближение сородича может не только иметь целью намерение спаривания, но и таить опасность агрессии. Поэтому самка может не только продемонстрировать готовность к половому поведению, но убежать (улететь) или напасть на самца. Примером может служить поведение птицы, называемой зеленушкой. Из 102 «парящих приближений» самца, свидетельствующих о его готовности к спариванию, только 25 окончилось успехом. В семи ситуациях самка ответила на притязания самца агрессией.

Большинство животных защищает свое потомство, вступая в конфликты с сородичами, от которых исходит реальная или потенциальная угроза их детенышам. У некоторых видов животных, например медведей, опасность для детенышей может исходить даже от их отца. Конфликты, связанные с защитой родителями своего потомства, носят более жёсткий характер, нежели конфликты между самцами, вызванные борьбой за самку, или иерархические конфликты. Маленькие аквариумные рыбки, защищая своих недавно появившихся мальков, бесстрашно нападают на больших рыбок, приближающихся к малькам, и кусают их за плавники. Большие рыбки принадлежат к другому виду и по весу превышают нападающих на них рыбок-родителей более чем в 30—40 раз.

Внутрипсихичесие конфликты у животных, возникающие в связи с их активностью, обеспечивающей воспроизводство потомства, изучены в меньшей степени по сравнению с конфликтами между животными. Они вызываются столкновениями инстинкта самосохранения животного и необходимости вступить в борьбу за защиту потомства или самку. Возможны также другие виды интропсихических конфликтов.

3. Борьба животных за иерархическое место в группе

Социальная жизнь животных гораздо более сложна и разнообразна по сравнению с представлениями о ней, распространенными среди конфликтологов. Причина заключена в том, что конфликтологи представлены в основном учеными-гуманитариями, подготовка которых не предполагает изучение этологии — науки о поведении животных.

Один из важнейших аспектов социального взаимодействия животных — иерархическое строение их сообществ. Системы доминирования считаются этологами центральными стрежнями, на которых держится организация сообщества животных. Высказана гипотеза, что соподчиненность есть следствие различия социальных ролей в значительно большей степени, чем следствие высокой или низкой агрессивности. Структура сообщества животных представляет собой не жесткую иерархию особей, а относительно подвижную систему различных ролей. Среди них роли доминирующего или подчиненного животного не являются единственными.

Статус конкретной особи главным образом зависит от её возраста и от способности к размножению. По этим признакам всех животных в сообществе можно условно разделить на пять групп: • детеныши, которым необходима забота родителей; • молодняк, находящийся под контролем родителей, но уже способный к самостоятельному существованию; • молодые животные, ведущие самостоятельный образ жизни, независимые от родителей и часто живущие вне семьи. Однако они ещё неспособны к размножению; • взрослые животные, способные к размножению, но по каким-либо причинам не участвующие в нём; • взрослые животные, участвующие в воспроизводстве потомства.

Внутри каждой из групп также существует определённая структура ролей, выполняемых животными. Взаимодействие между двумя животными, представляющими различные группы и играющими различные роли в сообществе, подчинено определённым правилам. Все животные соблюдают данные правила, поскольку это обеспечивает сохранение целостности сообщества. Нарушение правил приводит к возникновению конфликтов.

Борьба за более высокое иерархическое место в группе, как и агрессия в целом, выполняет функцию, способствующую выживанию сообщества животных. Чем более сильный и развитый вожак стоит во главе сообщества, тем более оптимально его взаимодействие со средой обитания и другими сообществами. Другие животные, доминирующие в группе, также оказывают влияние на выживаемость сообщества. Со временем доминирующие животные в силу старения и других причин неизбежно перестают соответствовать требованиям той роли, которую они играют в группе. В процессе эволюции выработаны социальные механизмы, в силу действия которых животные, занимающие более низкое иерархическое место в группе, периодически «проверяют» степень соответствия доминирующих животных занимаемым ими «местам». Основной способ такой «проверки» — иерархический конфликт. В конфликте оцениваются силы, выносливость, ум животного. Если молодое животное в результате развития превзошло по своим качествам доминирующую особь, то претендент одерживает победу в конфликте и занимает новое, более высокое, иерархическое место. Проигравший смещается вниз по иерархической лестнице.

Этологами исследованы особенности развития иерархического взаимодействия у различных видов животных. В частности, для домовых мышей установлено повышение агрессивности молодых животных после длительного содержания их со старшими самцами. Доказано, что при экспериментальной дестабилизации внутригрупповой иерархической структуры происходит резкое снижение различий в поведении доминирующих и подчиненных животных. Это объясняется в основном заметным повышением активности особей, занимавших низкие и средние места в иерархии (С. Новиков, 1979). Причиной такой активизации, по-видимому, является стремление особи занять более высокое иерархическое место, не вступая в конфликт за него с доминирующим животным. Ведь в результате дестабилизации групповой иерархической структуры однозначное соотнесение конкретных животных с конкретными доминирующими ролями оказалось нарушенным. Иерархическая структура группы животных существует во всех их сообществах. При этом достаточно жесткой и мало изменяемой является сама система иерархических мест и ролей. Конкретные же животные занимают всегда тот или иной иерархический статус временно. Относительный характер иерархического неравенства между животными неосознанно отражается в статусных конфликтах или является одной из их причин (Ю. Плюснин, 1994). Борьба за высшее иерархическое место в группе обычно носит ритуализированный характер.

Примечания

  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. C.74-78. ISBN 5-469-01552-1
  2. Коростылева Н. Н. Мужчина и женщина. От конфликта к согласию: Исследование гендерного конфликтогенеза. М., 2005.
  3. См.: Светлов В. А. Аналитика конфликта. СПб., «Росток», 2001. Его же. Управление конфликтом. СПб., «Росток», 2003. Его же. Конфликт: модели, решения, менеджмент, СПб., «Питер», 2005. Его же. Введение в единую теорию анализа и разрешения конфликтов (в печати). Представление о возможностях использования данной концепции вы также можете получить на страницах научно-образовательного портала «Аналитика конфликта»
  4. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. C.110-115. ISBN 5-469-01552-1
  5. Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975. 855 с.
  6. Плюснин Ю. Проблема биосоциальной эволюции: теоретико-методологический анализ. М.: Наука, 1990. 240 с.

См. также

Отечественная библиография по конфликтологии

  • Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2005.
  • Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007.
  • Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. СПб.: Питер, 2007.
  • Анцупов А. Я., Ковалев В. В. Социально-психологическая оценка персонала. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2008.
  • Анцупов А. Я., Прошанов С. Л. Российская конфликтология: аналитический обзор 607 диссертаций — XX век. М.: ЮНИТИ, 2004.
  • Бабосов Е. М. Конфликтология. Мн.: Тетра-Системс, 2000.
  • Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. Спб.: Питер, 2004.
  • Волков Б. С., Волкова Н. В. Конфликтология: учебное пособие для студентов ВУЗов. — Изд. 4-е испр, и до. — М: Академический проект, 2010.
  • Ворожейкин И. Е. и др. Конфликтология. М.: Инфра-М, 2001.
  • Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.
  • Дмитриев А. В. Социальный конфликт: общее и особенное. М.: Гардарики, 2002.
  • Егидес А. П. Лабиринты общения, или Как ладить с людьми. АСТ-ПРЕСС, 2002, 2003, 2004, 2006, 2007.
  • Егидес А. П. Учебник семейных отношений, или Брак без брака. АСТ-ПРЕСС, 2006, 2008.
  • Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2001.
  • Зазыкин В. Г., Нечаева Н. С. Введение в психологию конфликтов /на примерах конфликтов в коллективах организаций/. М.: 1996.
  • Зайцев А. Социальный конфликт. М.: 2001.
  • Запрудский Ю. Г. Социальный конфликт. РнД.: 1993.
  • Козлов В. А.[] Неизвестный СССР. Противостояние народа и власти. 1953—1985. М. Олма-пресс. 2006.
  • Конфликтология. Учебник. 2-е изд. / Под ред. А. С. Кармина. СПб.: Лань, 2000.
  • Конфликтология для государственных служащих. СПб., СЗАГС, 2010.
  • Коростылева Н. Н. Основы гендерной конфликтологии. Воронеж, 2003.
  • Коростылева Н. Н. Мужчина и женщина. От конфликта к согласию: Исследование гендерного конфликтогенеза. М., 2005.
  • Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005
  • Леонов Н. И. Хрестоматия по конфликтологии. Москва.: Московский психолого-социальный институт, 2004
  • Лысенко А. С. Искусство интеллектуального боя — Эффективное разрешение конфликтов. Киев, 2010
  • Мартин Д. Трудный разговор. Как справляться с затруднительными ситуациями. Мн., 1996.
  • Основы конфликтологии / Под ред. Кудрявцева В. В. М., 1997.
  • Светлов В. А. Аналитика конфликта. СПб., «Росток», 2001.
  • Светлов В. А. Управление конфликтом. СПб., «Росток», 2003.
  • Светлов В. А. Конфликт: модели, решения, менеджмент, СПб., «Питер», 2005.
  • Светлов В. А., Семенов В. А. Конфликтология. СПб., Питер,2011.
  • Семенов В. А. Феномен конфликта. СПб., 2005.
  • Семенов В. А. Конфликтология: история, теория, методология. СПб., СЗАГС, 2008.
  • Современная конфликтология в контексте культуры мира (Материалы 1 Международного конгресса конфликтологов) / Под. Ред. Е. И. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  • Уткин Э. А. Конфликтология. М.: ЭКСМОС, 2002.
  • Цой Л. Н. "Практическая конфликтология. М., 2001.
  • Цой Л. Н. Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов и 111 ответов. — М.: Книжный мир, 2007.
  • Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Мн., 1997.

Зарубежная библиография по конфликтологии

  • Козер Л. Функции социального конфликта: пер. с англ. — М., 2000.
  • Корэн Л., Гудмэн П. Искусство торговаться или все о переговорах. М., 1995.
  • Ликсон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. СПб., 1997.
  • Ломанн, Фридрих. Разрешение конфликтов с помощью НЛП: Техники улаживания конфликтов и ведения посреднических переговоров, консультирования пар и медиации методами Вирджинии Сатир, Джона Гриндера и Тиса Шталя: Учебник и сборник упражнений. — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. — С. 200. — ISBN 978-5-903070-12-1
  • Лоренц К. Агрессия. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1994.
  • Хертель, Анита фон. Профессиональное разрешение конфликтов: Медиативная компетенция в Вашей жизни. — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. — С. 272. — ISBN 978-5-903070-11-4
  • Хорни К. Ваши внутренние конфликты. СПб.: Лань, 1998.
  • Шварц, Герхард. Управление конфликтными ситуациями: Диагностика, анализ и разрешение конфликтов. — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. — С. 296. — ISBN 978-5-903070-15-2
  • de Waal, Frans B. M. and Angeline van Roosmalen. 1979. Reconciliation and consolation among chimpanzees. Behavioral Ecology and Sociobiology 5: 55-66.
  • de Waal, Frans B. M. 1989. Peacemaking Among Primates. Harvard University Press, Cambridge, MA.
  • Judge, Peter G. and Frans B. M. de Waal. 1993. Conflict avoidance among rhesus monkeys: coping with short-term crowding. Animal Behaviour 46: 221—232.
  • Veenema, Hans et al. 1994. Methodological improvements for the study of reconciliation. Behavioural Processes 31:29-38.
  • de Waal, Frans B. M. and Filippo Aureli. 1996. Consolation, reconciliation, and a possible cognitive difference between macaques and chimpanzees. Reaching into thought: The minds of the great apes (Eds. Anne E. Russon, Kim A. Bard, Sue Taylor Parker), Cambridge University Press, New York, NY: 80-110.
  • Aureli, Filippo. 1997. Post-conflict anxiety in non-human primates: the mediating role of emotion in conflict resolution. Aggressive Behavior 23: 315—328.
  • Castles, Duncan L. and Andrew Whiten. 1998. Post-conflict behaviour of wild olive baboons, I. Reconciliation, redirection, and consolation. Ethology 104: 126—147.
  • Aureli, Filippo and Frans B. M. de Waal, eds. 2000. Natural Conflict Resolution. University of California Press, Berkeley, CA.
  • de Waal, Frans B. M. 2000. Primates—A natural heritage of conflict resolution. Science 289: 586—590.
  • Silk, Joan B. 2002. The form and function of reconciliation in primates. Annual Review of Anthropology 31: 21-44.
  • Weaver, Ann and Frans B. M. de Waal. 2003. The mother-offspring relationship as a template in social development: reconciliation in captive brown capuchins (Cebus apella). Journal of Comparative Psychology 117: 101—110.
  • Palagi, Elisabetta et al. 2004. Reconciliation and consolation in captive bonobos (Pan paniscus). American Journal of Primatology 62: 15-30.
  • Palagi, Elisabetta et al. 2005. Aggression and reconciliation in two captive groups of Lemur catta. International Journal of Primatology 26: 279—294.

Ссылки

dic.academic.ru

Конфликтология и управление конфликтами

Человек, живущий в современном мире, безусловно, подвержен различного рода влияниям и воздействиям со стороны окружающей его действительности. Это может проявляться и в отношении человека к жизненным ситуациями, обстоятельствам и другим людям, и в отношении к нему окружающих его людей, и, конечно же, в отношении человека к самому себе. Но пожалуй, наибольшее воздействие на настроение, мировосприятие, психические проявления и даже направленность действий и деятельности каждого из нас оказывают наши отношения с другими людьми.

Вопрос этот очень глубок и многогранен, и рассмотреть его в рамках одной статьи или небольшого цикла статей не представляется возможным. Хотя, если задаться такой целью, а сам вопрос разбить на несколько отдельных составляющих, то желаемого результата можно добиться. Именно поэтому на страницах нашего интернет-ресурса «4Brain» мы уже во всех подробностях освещали такие темы, как психология человека, НЛП, творческое мышление, здоровый образ жизни, тайм-менеджмент и множество других. Наверняка, каждый из этих тренингов, если вы изучали их, смог научить вас чему-то новому и полезному. Настоящий же тренинг мы посвящаем одной из наиболее важных и неотъемлемых составляющих человеческой жизни – конфликтам.

Владеть информацией о конфликтах и уметь ими управлять – это полезный навык для каждого человека. Как известно, все люди отличаются друг от друга не только физически, но также характером, темпераментом, душевной организацией, интересами, вкусами, нравами и т.д. И общение людей не всегда бывает дружественным и конструктивным – по определённым причинам между людьми возникают напряжённые отношения и конфликты. Причём, это могут быть не просто разногласия, споры, скандалы и мелкие неприятности, но и конфликтные отношения более крупных масштабов, вплоть до драк, забастовок, пикетов, восстаний и даже мировых войн. Чтобы убедиться в этом, можно просто включить телевизор и посмотреть утренние или вечерние новостные программы.

Конфликты подстерегают человека буквально на каждом шагу: дома и на работе, в транспорте и общественных местах, в родном городе, где мы провели всю жизнь, и в другой стране, куда отправились на отдых. Конфликтов не избежать. И даже если вы, как сейчас принято выражаться, мегапозитивный человек, в жизни, так или иначе, будут возникать ситуации, когда нужно будет доказать свою точку зрения, войти в положение другого человека, выслушать что-то неприятное в свой адрес, с чем-то не согласиться и, вполне вероятно, даже применить силу, чтобы отстоять свои права или защитить себя или близких.

Естественно, вероятность того, что мы с вами сможем повлиять на ситуацию в мире, ничтожно мала. Да и представленный тренинг по конфликтологии рассчитан не на это. Его задачей является дать вам важную, нужную и полезную информацию, которую вы сможете успешно применить на практике, и которая способна научить вас более эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, находить с ними общий язык, обходить «острые углы», не допускать в отношения негатив и агрессию, а также вести себя именно так, как того требует каждая отдельная напряжённая ситуация, если она всё-таки возникла.

Из нашего тренинга по конфликтологии вы узнаете, во-первых, о том, что это такое – конфликты и конфликтология. Во-вторых, мы поговорим о том, что такое предмет конфликтологии, задачи и функции конфликтологии, и каковы основы конфликтологии. В-третьих, мы расскажем о том, какие на сегодняшний день существуют проблемы конфликтологии, и какую цель преследует современная конфликтология. Но важно понимать, что теоретическая конфликтология и прикладная конфликтология – это две части одного целого. По этой причине, мы дадим вам и практическую информацию на тему того, как осуществляется профилактика конфликтов, управление конфликтами, предупреждение и разрешение конфликтов. Наиболее же продуктивным изучение курса будет, если вы используете дополнительные материалы, так что, после того как вы изучите уроки тренинга, обратите внимание на книги и учебники, а также другие вспомогательные инструменты, которым посвящён отдельный раздел курса.

Оглавление:

Что такое конфликтология?

Конфликтология – это дисциплина, которая занимается изучением закономерностей таких процессов, как возникновение, развитие, разрешение и завершение конфликта.

Одним из людей, заложивших основы общей теории конфликта являлся Карл Маркс. Им было разработано учение о противоречии и развита модель социального изменения. После него основы учения о конфликте были сформулированы американским социологом Джонатаном Тёрнером. Кроме того, огромный вклад в развитие конфликтологической науки внесли американский социолог Льюис Козер и немецкий социолог и философ Георг Зиммель. Если же изучить и другие источники, то можно заключить, что в развитии конфликтологии вообще, как в нашей стране, так и за рубежом, принимали участие, главным образом, социологи, психологи и политологи.

Однако несколько существенных обстоятельств позволяют провести грань между отечественной и зарубежной конфликтологией:

  • За рубежом попытки создания теории конфликта предпринимались ещё в XIX веке
  • За рубежом для изучения конфликтов применяется большее количество подходов
  • За рубежом конфликтология преподаётся в самых крупных университетах
  • За рубежом предусмотрены степени бакалавра и магистра по конфликтологии
  • За рубежом конфликтология – это наука, преимущественно, прикладного характера

Что же касается отечественной конфликтологии, то первые публикации на эту тему появились лишь в 20-х годах XX века (первая работа датируется 1924 годом; её авторами являются М. И. Могилевский и П. О. Гриффин). В этих трудах проблему конфликтов впервые выделили в качестве самостоятельной, а в заголовках самих робот уже фигурирует термин «конфликт». А как отдельная наука конфликтология оформилась в России в начале 90-х годов. В настоящее же время конфликтологии и проблеме конфликта уделяется всё больше внимания российскими исследователями.

Теперь же пришло время сказать несколько слов о центральном понятии конфликтологии – конфликте.

Конфликт в его общем понимании является наиболее острым способом разрешения противоречий во взглядах, целях, интересах, которые возникают при социальном взаимодействии. Суть конфликта заключается в противостоянии его участников, сопровождающемся отрицательными эмоциями. Нередко это противостояние выходит за рамки социальных норм и правил.

Но конфликтология различает два основных вида конфликтов – социальный конфликт и внутриличностный конфликт.

Социальный конфликт является наиболее острым способом развития и разрешения важных для людей противоречий, которые возникают при их взаимодействии. Суть такого конфликта аналогична сути, выраженной в вышеизложенном определении конфликта.

Внутриличностный конфликт является острым негативным переживанием, обусловленным длительной борьбой внутренних психологических структур личности, отражающим противоречивые связи человека с социальной средой, а также затрудняющим и задерживающим принятие решений.

Умение распознавать и предупреждать возникновение конфликта, а также управлять им и нейтрализовывать его открывает перед человеком огромные возможности. Оно позволяет любому человеку не только эффективно разрешать проблемные ситуации и успешно выходить из затруднительных положений, связанных с конфликтами, но и предвидеть потенциально опасные ситуации, предпринимать соответствующие действия для их подавления. По большому счёту, такой навык способен сделать жизнь человека гармоничнее, окрашенной в более яркие краски и наполненной преимущественно положительными эмоциями. Не стоит, конечно, идеализировать, но если бы все люди на планете применяли в своей жизни принципы эффективного предупреждения и разрешения конфликтов, то, наверняка, в мире стало бы меньше разногласий, ненависти, войн.

Вот простой пример на бытовом уровне: если, например, два члена семьи не знают навыков конфликтологии, то при возникновении спора, непонимания, разногласий ситуация с большой долей вероятности может перетечь в серьёзный семейный скандал, результатом которого могут стать как просто негативные эмоции людей по отношению друг к другу, так и полный разлад и даже разрыв семейных отношений. Но когда хотя бы один человек владеет навыками конфликтологии, он способен, во-первых, не допустить, чтобы ситуация вышла из под контроля и повлекла за собой разрушительные последствия, а во-вторых, сделать так, чтобы она вообще не появилась, ведь он сможет распознать её ещё до её появления. И это можно применить не только к области семейных отношений, но и к любой другой.

Применение знаний о конфликтах

Как уже говорилось, мы живём в мире, в котором часто возникают всевозможные разногласия, споры, столкновения, противоречия и т.п. И даже если сейчас обстановка вокруг вас позитивная или хотя бы нейтральная, не факт, что дальше всё будет идти, как «по маслу», и не возникнет какой-либо конфликтной ситуации. Даже такой поверхностный взгляд говорит нам о том, что конфликты нужно уметь разрешать.

Но давайте более предметно поговорим о том, для чего нужно применять знания о конфликтах:

  • Если у человека возник внутриличностный конфликт, это очень опасно для его психического здоровья, а в некоторых случаях и для его жизни. Умея управлять своим внутриличностным конфликтом, личность способна разобраться в себе, нейтрализовать серьёзные переживания, способствовать своему позитивному настрою и хорошему душевному здоровью;
  • Умение достойно вести себя в конфликтных ситуациях – это один из показателей взрослой зрелой личности, воспитанности, адекватности, конструктивного восприятия реальности и настроенности на продуктивное взаимодействие с обществом. Если же человек привык решать всё кулаками, умеет только спорить и огрызаться, это говорит о том, что его внутренний стержень слаб, психика нестабильна, умение грамотно общаться и находить общий язык отсутствует;
  • Мир с самим собой и окружающими людьми – это, прежде всего, положительное психическое состояние, а наука уже давно доказала, что психическое состояние находит своё отражение и в физическом плане. Сознание, душа и тело непосредственно взаимосвязаны друг с другом. Внутренние конфликты могут стать причиной серьёзных физических заболеваний, не говоря уже о душевных. А конфликты с другими людьми могут вылиться в увечья, травмы и т.п. Если же человек умеет применять навыки конфликтологии, он может предотвратить ситуации, опасные как для его физического, так и психического здоровья;
  • Умение улаживать конфликт и подобающим образом вести себя в конфликтных ситуациях говорит о том, что человек склонен к проявлению доброты, положительного отношения к людям, уважения. Оно также говорит и о том, что человек думает не только о себе и своих интересах, не ставит в приоритет только себя и свои собственные желания, но также думает о других. Отношение к такому человеку окружающих практически всегда будет аналогичным, т.е. его будут ценить, уважать, оценивать по достоинству, считаться с его мнением. К тому же, в жизни позитивно настроенных людей хороших событий всегда больше, чем у тех, кто настроен негативно;
  • Умелое применение знаний о конфликтах – это неотъемлемая составляющая пути к гармонии с самим собой, находящимися рядом людьми и окружающей действительностью.

Польза от применения знаний о конфликтах очевидна. Но не будет лишним заметить, что это далеко не все преимущества данного навыка. В действительности, их гораздо больше, вплоть до положительного влияния на будущее поколение, другими словами, на своих детей, ведь, как известно, приобретённые человеком навыки и умения передаются его детям в виде предрасположенностей на генетическом уровне. Так что, изучая конфликтологию, вы можете быть уверены, что делаете лучше не только свою жизнь, но и жизнь своих сыновей, дочерей и даже внуков.

Как этому научиться?

Продолжая разговор о врождённых и приобретённых навыках, важно сказать, что с рождения у человека нет никаких знаний. Любая информация впитывается человеком с течением времени. Аналогичным образом развиваются и навыки. Если же у человека есть предрасположенность к чему-либо, в нашем случае, к грамотному функционированию в конфликтных ситуациях, с практикой его умения будут оттачиваться и приносить пользу в жизни. Но если человек не обладает подобной предрасположенностью, учиться приходится исключительно методом проб и ошибок. Но главное – это учиться, ведь, как гласит известная пословица: «Тяжело в учении – легко в бою». Причём, человек обладает потрясающей способностью обучаться чему угодно, естественно, приложив усилия. Обучаться же можно двумя способами: изучая теорию и применяя знания на практике.

  • Конфликтология в теории – это информация, которую вы можете найти в книгах, учебниках, получить от других людей и из прочих источников;
  • Конфликтология на практике – это использование полученной информации в реальной жизни.

Однако не являются исключением ситуации, когда человек дальше теории не идёт. Да, он владеет информацией, но она не приносит ему никакой пользы. И это не оттого, что информация некачественна или бесполезна, а оттого, как правило, что он просто не знает в какое русло направить свои усилия, чтобы что-то начало получаться.

Учитывая этот нюанс, мы и разработали наш тренинг. Его целью является не просто познакомить читателя с мощной теоретической базой, но довести до его сознания идею её практического применения, научить использовать в своей жизни.

Имейте в виду, что наш тренинг по конфликтологии имеет и теоретический и практический аспекты. Теоретическая часть познакомит вас с основами конфликтологии и ответит на самые распространённые вопросы в рамках рассматриваемой темы. А практическая часть содержит в себе ценные советы, рекомендации и методы, которые вы будете применять. Причём, как теория, так и практика, дополнены простыми наглядными примерами, дабы исключить фактор недопонимания.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки по конфликтологии

После изучения довольно большого количества теоретических материалов по конфликтологии, выделив основные моменты, систематизировав их и адаптировав к практике, мы разработали комплекс уникальных уроков по этой теме. В этих уроках рассмотрены наиболее важные разделы конфликтологии, а также представлены мнения выдающихся учёных и результаты некоторых научных изысканий. Наибольшая же ценность этих уроков заключается в том, что огромное внимание в них уделяется именно практике.

Урок 1. Что такое конфликт: виды, типы и формы конфликтов

Несмотря на то что конфликты – составляющая жизни человека, далеко не каждый способен ответить на вопрос: что же такое конфликт на самом деле? Понятие о конфликтах очень расплывчато в понимании большинства, т.е. это не просто что-то типа: не нашли общего языка, поссорились, подрались или не сошлись во мнениях, а нечто более сложное. А если говорить о том, что конфликты подразделяются на немалое количество типов и разновидностей, то для многих это вообще «тёмный лес».

В первом уроке вы познакомитесь с понятием конфликта, рассмотрите его отрицательные и положительные стороны (поверьте, они есть), узнаете, по каким признакам можно распознать конфликт. Далее вы изучите классификации конфликтов и на примерах узнаете, чем каждый их конфликтов отличается друг от друга. Отдельная часть расскажет вам о том, как современная конфликтология типологизирует конфликты. Невзирая на то, что первый урок, по большей части, теоретический, уже в нём вам будет дано одно замечательное упражнение на проработку своих внутренних состояний.

Урок 2. Причины возникновения конфликтов и этапы их развития

Важно и нужно знать не только о том, что такое конфликты и какие они бывают, но также и о том, по каким причинам вообще возникают конфликтные ситуации. Нередко даже самая безобидная шутка может стать причиной ссоры, что уж удивляться, когда правительства, казалось бы, дружественных государств, не могут мирным способом разрешить вопрос о том, кому принадлежит та или иная территория. Соответственно, причины любых разногласий – это то, о чём нужно знать, прежде чем начинать предпринимать какие угодно практические действия.

Данный урок познакомит вас с несколькими разновидностями причин возникновения конфликтов, а также с их подвидами – этому посвящена первая часть урока. Во второй части речь пойдёт о том, какие этапы проходит конфликт во время своего развития, и какова динамика этого процесса. Каждый этап дополнен наглядными примерами. Вполне возможно, какие-то из примеров покажутся вам очень знакомыми, ведь все они взяты из жизни обычных людей и общества.

Урок 3. Профилактика, предотвращение и управление конфликтами

Возникновению любого конфликта всегда предшествуют определённые обстоятельства. Знание о том, что разжигает конфликт, а также о том, что может его погасить, является основным навыком, который может применить человек во избежание противоборства. Если же предупредить конфликт не удалось, и конфронтация возникла, важно выбрать такую стратегию поведения, которая в наибольшей степени будет соответствовать сложившейся ситуации. Именно об этих вещах и пойдёт речь в третьем уроке.

Вы узнаете о том, что вообще представляет собой процесс предупреждения конфликтов и о причинах, которые могут помешать ему; познакомитесь с технологией, применяя которую, научитесь предупреждать конфликты; узнаете о том, какие существуют способы развития и поддержания сотрудничества и о том, какие бывают нормативные процедуры разрешения конфликтных ситуаций. Основная часть материала этого урока расскажет вам о методах управления конфликтами и о ситуациях, в которых эти методы стоит или не стоит применять. А в конце урока вашему вниманию будут представлены наиболее эффективные рекомендации по управлению конфликтами.

Урок 4. Стратегии разрешения и урегулирования конфликтов

Человек, умеющий предупреждать конфликты и управлять ими, имеет гораздо больше шансов избежать неприятных ситуаций, чем тот, кто не умеет этого делать. Однако это не гарантирует на 100%, что конфликт всё-таки не возникнет. Именно по этой причине огромное внимание конфликтология уделяет вопросу разрешения и урегулирования конфликтов. Это можно назвать настоящим искусством, ведь, умея применять соответствующие приёмы, можно извлечь выгоду даже из самой опасной ситуации, а также устранить её.

Предпоследний урок познакомит вас с понятиями разрешения и урегулирования конфликтов и разницей между ними, а также с тем, какие ошибки чаще всего допускают люди, стремясь урегулировать конфликт. Затем вы узнаете о профилактике конфликтов и анализе конфликтных ситуаций. Большое внимание уделено процессу переговоров, ведь именно они представляют собой основной способ разрешения конфликтов, но не будут упущены из виду и другие методы. В заключительной части вы рассмотрите уникальный инструмент для работы с конфликтами – матрицу разрешения конфликтов.

Урок 5. Внутриличностный конфликт: понятие, виды, предупреждение и разрешение

Говоря о конфликтах вообще, не следует понимать их, как процесс взаимодействия между людьми или группами людей. В жизни человека часто встречается особый вид конфликта – внутриличностный конфликт. И он нередко может быть в разы опаснее, чем любой другой, ведь личность, внутри которой возник конфликт, теряет способность к гармоничному существованию, нормальному общению с другими людьми, продуктивной и эффективной деятельности. В самых острых формах внутриличностный конфликт может даже стать причиной суицида или крайне деструктивного антисоциального поведения.

Что такое внутриличностный конфликт? Как он проявляется? Какие существуют разновидности внутриличностного конфликта, и что является его основой? Почему внутриличностный конфликт может быть не только деструктивным, но и конструктивным? Как можно его предупредить или разрешить его, если он возник? Ответы на все эти вопросы вы получите из последнего урока.

Авторы курса и уроков: Кирилл Ногалес и Евгений Буянов

Как проходить занятия?

Как уже было не раз подмечено, материалы нашего тренинга по конфликтологии максимально адаптированы под практическое применение, причём, под применение абсолютно любым человеком. Но ни в коем случае не стоит забывать о том, что решающее значение имеет здесь не изучение материала, а его практическое использование. Читать, изучать, знать много всего полезного и интересного – это, конечно же, хорошо. Но если знания, которые могут быть применены в жизни, применены не будут, цена их будет невысока, т.к. никакой пользы они вам не принесут. Имейте это в виду.

Каждый из уроков вы можете изучать поэтапно. В качестве примера можно привести простой алгоритм (но вы можете выработать и свой собственный):

  • День первый – изучение материала
  • День второй – повторное изучение материала для закрепления
  • День третий – применение полученных знаний на практике
  • День четвёртый – подведение итогов по применению материала изученного урока
  • День пятый, шестой и седьмой – отдых

Таким образом, на изучение данного тренинга у вас уйдёт чуть больше месяца. Если для вас этот срок кажется слишком продолжительным, составьте свой график, и изучайте/практикуйте, к примеру, не один урок в неделю, а два. Найдите наиболее комфортный для себя вариант.

Также хочется сказать, что нужно не просто один раз применить навык, пусть даже успешно, а постепенно и целенаправленно оттачивать его, чтобы внедрить в арсенал привычных для вас действий. Старайтесь сформировать у себя полезную привычку (согласно некоторым исследованиям, на это требуется 21 день).

В процессе обучения используйте всевозможные вспомогательные материалы – блокнот для записей, дневник, органайзер, компьютер или гаджет. Например, поставьте в планировщике заданий своего смартфона звуковой сигнал на намеченное для обучения время, чтобы он напоминал вам о том, что пора приступать к занятиям. Или делайте в блокноте краткую запись всякий раз, когда эффективно или неэффективно повели себя в конфликтной ситуации. Вы можете придумать что угодно – главное, чтобы это было вам на пользу.

Дополнительные материалы

В качестве дополнительных материалов к нашему тренингу мы решили использовать книги и статьи, посвящённые рассматриваемой нами теме.

Книги по конфликтологии

Книги по конфликтологии – это прекрасный источник как основной, так и дополнительной информации о конфликтах и всём, что с ними связано. Как правило, их авторами являются авторитетные специалисты в данной области. Воспользовавшись этими книгами, вы сможете глубоко погрузиться в детальное изучение конфликтологии, почерпнуть недостающую информацию и получить ответы на все интересующие вас вопросы.

На нашем сайте есть небольшая подборка книг с небольшим описанием и кратким содержание, которые вы сможете увидеть на данной странице:

  • Психология конфликта (2-е изд.). Гришина Н. В.
  • Хрестоматия по конфликтологии. Анцупов А. Я., Шипилов А.
  • Практикум по конфликтологии. Емельянов С. М.
  • Введение в конфликтологию. Козырев Г. И.
  • Конфликтология: учебник. Кибанов А. Я.

Статьи по конфликтологии

Статьи по конфликтологии – это уникальные сборники информации, касающейся конфликтов. Статьи, конечно же, не так объёмны, как книги, зато представляют собой, во многих случаях, квинтэссенцию большого объёма данных, на изучение которого могут потребоваться месяцы кропотливой работы. В статьях вы встретите как ставшие уже классическими точки зрения на проблему конфликта, так и мнения современных специалистов, соответствующие последним тенденциям науки и социальной жизни.

Цитаты известных людей о конфликтах и работе с ними

И в дополнение к вводному уроку мы бы хотели познакомить вас с несколькими интересными изречениями на тему конфликтов, ведь по этому поводу не раз высказывались люди, известные на весь мир. Эти цитаты являются отражением индивидуального отношения разных людей к вопросу о конфликтах.

«Мир есть отсутствие внутренних и внешних конфликтов» - Лобсанг Рампа.

«Не бывает бесконфликтных личных отношений. Конфликты неизбежны в любых отношениях между людьми» - Хорхе Букай.

«Глубоко в нашем сознании живет неутолимая жажда конфликта. Вы сражаетесь не столько со мной, сколько с человеческой природой» - Шерлок Холмс персонаж из одноименного произведения.

«Если в жизни есть возможность сделать шаг назад, чтобы избежать конфликта – лучше его сделать» - Расим Мусабеков.

«Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну» - Исороку Ямамото.

 

Желаем вам успехов в освоении конфликтологии!

 

Перейти к первому уроку

4brain.ru

Профессия | Молодежный кадровый центр

Конфликтология - одна из самых молодых и перспективных профессий ХХI века. По научным прогнозам, потребность в конфликтологах будет последовательно возрастать, охватывая все новые сферы экономики, политики, бизнеса. Однако, на сегодняшний день, далеко не в каждом ВУЗе есть эта специальность.

На сегодняшний день 23 ВУЗа нашей страны осуществляют выпуск конфликтологов. Среди них и Иркутск

Кто же такой специалист-конфликтолог? Конфликтолог - профессия человека, чьи знания и умения позволяют урегулировать конфликтные ситуация в межличностном взаимодействии.

В мировой истории всю совокупность методов конфликторазрешения можно разделить на три группы: силовые, основанные на применении насилия; правовые, связанные с использованием юридических процедур, и мирные стратегии посредством переговорного процесса и посредничества. Именно навыкам последней группы методов и овладевают студенты в процессе обучения по направлению «Конфликтология».

Основная задача отечественной конфликтологии на переживаемом ею в настоящее время этапе своего становления состоит в разработке таких важнейших стратегических направлений конфликтологического анализа, как: прогнозирование, предотвращение, нейтрализация, урегулирование и разрешение разнообразных социальных конфликтов.

Несмотря на молодость профессии, специалисты-конфликтологи начинают быть востребованы на открытом рынке труда. Заявки на поиск специалистов по урегулированию конфликтных ситуаций присылают банки, промышленные, торговые, строительные, телекоммуникационные, автомобильные компании.

Место работы и карьера:

Дипломированные конфликтологи востребованы:

· в органах государственного и муниципального управления;

· в силовых структурах, в т.ч. налоговых, судебных и милицейских органах;

· в социальных службах и психокоррекционных центрах;

· учебные заведения;

· в общественных и политических организациях.

www.profirk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *