Кружок археологии для детей: Археологический кружок | Институт археологии Российской академии наук

Археологический кружок «Юная археология: тайны первоисточника» как форма внеурочной деятельности в 5-м классе для формирования умения интерпретировать исторические источники



В статье представлена характеристика рабочей программы археологического кружка «Юная археология: тайны первоисточника». Определяется актуальность кружка, связанная с его практико-ориентированной направленностью по формированию умения интерпретировать исторические источники. Приводятся примеры заданий, способствующие достижению предметных, метапредметных и личных результатов.

Ключевые слова: археологический кружок, умение интерпретировать исторические источники, рабочая программа, археологический источник.

Школьные предметные программы по Всемирной и Отечественной истории не уделяют большое количество времени работе с историческими источниками. Однако курс истории 5 классов это господство археологического материала, как основного источника по периодам от первобытности до становления первых княжеств и европейских централизованных государств.

Информация о древнейших народах и их деятельности, о развитии, протогосударств, первых цивилизаций Египта, Греции, Китая, а также об образовании централизованных государств и развитии связей между ними неотделима от археологических источников.

Курс Древнего мира [3] предмета Всеобщая история начинается с изучения жизни первобытных людей. Учитель должен рассказать о таких научных понятиях, как археология, археолог, вещественные источники (жилища, посуда, орудия труда и оружие, остатки пищи, произведения искусства и т. д.), раскопки, стоянки и т. п. Раскрытие данных понятий происходит на протяжении всего курса, начиная от темы «Жизнь первобытных людей» и заканчивая историей Древнего Рима и Греции.

История Средних веков [1], следующий курс, охватывающий весь 6 класс, также в своем содержании затрагивает археологические вещественные памятники (орудия труда средневековых пахарей, ремесленников, оружие, монеты, остатки мебели, посуды, одежды, кораблей, портретов и картин). Многое о жизни средневекового человека можно узнать из остатков городов, замков, храмов и т.

д. Стоит отметить, что данный период изучается на основании двух источников — письменных и археологических. Поэтому актуальность археологии в 6 классе заметно отходит на второй план, но не теряет своего значения.

Содержание курса истории 5 класса, требование ФГОС по развитию умений работы с историческими источниками и психолого-педагогические особенности обучающихся 10–12 лет определяют актуальность выбора формы внеурочной деятельности — предметного исторического кружка по археологии. Археология в школе, как и археология в науке, ставит перед собой целью раскрытие теоретических и практических знаний. Теоретические занятия — это познание научного аппарата археологической науки, истории становления и развития, значимых персоналий, специфики науки и т. д. Практическая часть археологического кружка — это обширная практика по освоению специальных навыков и умений.

Разработанный археологический кружок «Юная археология: тайны первоисточника» для 5 класса рассчитан на 34 часов, с условием проведения занятий 1 раз в неделю. Составлен кружок на основе ФЗ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), Примерной основной образовательной программы основного общего образования, Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09–1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». Помимо нормативных актов, основой для кружка стали учебно-методические пособия А. И. Мартынова, А. А. Глухова, Н. Н. Головченко, С. А. Денисова и Т. Н. Собольниковой.

Актуальность данного кружка объясняется рядом причин. В ходе его реализации предполагается развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в археологических и письменных источниках информацию об историческом процессе. Подготовка к работе с письменными источниками, которые составляют основу изучаемых материалов в ходе обучения на всех уровнях школьного образования, в кружке «Юная археология: тайны первоисточника» будет проходить при отработке действий с вещественными материалами. Для обучающихся 5 классов умения работы с историческими источниками является, несомненно, важными, так как в условиях начального общего образования ученики не могли получить достаточные знания в этой области. Поэтому для педагога истории период 5 класса является периодом формирования у обучающихся базовых умений и навыков работы с источниками.

Помимо государственных требований при разработке рабочих программ также важно особое внимание уделить психолого-педагогическим особенностям учащихся 5 классов. Переход из начальной школы в среднее звено является важным периодом в жизни каждого обучающегося. В учебной деятельности пятиклассника меняется организация учебного процесса, требования и ожидаемые результаты. Расширяется не только круг общения учащегося (новые педагоги и знакомые), но также и количество предметов, а также увеличивается степень ответственности [5]. В данный период продолжается развитие основных познавательных процессов (памяти, внимания, чувств, логического мышления, воображения, речи). Возраст обучающихся в 5 классе варьируется от 10 до 12 лет, соответственно, с 6–8 лет поступления в учебное заведение. По концепции психосоциального развития Э. Эриксона в данный период доминирует позитивное качество трудолюбие, и негативное — неполноценность. Это говорит о том, что дети в возрасте от 6 до 12 лет стремятся узнать основные механизмы работы и структуры из которых состоят вещи. Базовый принцип: «Я — то, чему я научился». В данный период важно развить правильные умения, которые позволят в совершенстве достигать поставленных задач. Э. Эриксон отмечает, что в случае неправильного воспитания и обучения возможно развитие негативных качеств как неполноценность, сомнение в своих силах, значении в группе [6, c. 78].

Таким образом, обучающиеся 5 класса находятся в психологическом и познавательном сенситивных периодах. Для обучающихся этот период является саморефлексивным, где происходит осознание того, что «я уже взрослый». Доминантными чувствами начинают выступать самостоятельность, значимость, независимость и потребность в общении. Для педагога является важной задачей поиск полезных и значимых видов деятельности, в ходе которых обучающийся сможет занять определенную значимую роль, реализовать свой потенциал и получить признание сверстников, старших товарищей, педагогов и других взрослых.

Помимо этого, ещё одной причиной актуальности кружка является оценивание умения работы с историческими источниками при проведении Государственной итоговой аттестации на уровнях ЕГЭ и ОГЭ. Как отмечалось ранее, содержание экзаменационных работ по ЕГЭ и ОГЭ включают в себя около 20 заданий, из которых в первой и во второй части обязательными являются задания с первоисточниками. Статистика ФИПИ в 2020 году говорит о том, что у обучающихся сформирован низкий уровень умений работы с источниками [2]. Бесспорно, вещественные источники не являются частью материалов для проверки умений работы с ними в рамках ГИА, однако они могут стать основой для развития умений работы с письменными источниками. Содержание курса Древнего мира в 5 классе основывается на сведениях, полученных при археологическом и источниковедческом исследовании.

Удовлетворяя потребности обучающихся в интересном и познавательном содержании занятий, соответствии предметов изучения программе курса истории, педагог может развивать умения работы с историческими источниками.

Целью кружка является формирование умения интерпретировать разные виды исторических источников. Данный результат достигается посредством следующих задач: формирование знаний об археологии, её компонентах, исторических источниках и их особенностях; формирование умений анализа исторических источников; развитие мотивации к познанию и обучению, умения сотрудничества как с учителем, так и сверстниками; формирование представлений и умений проектного подхода. Цель и задачи кружка соответствуют ФГОС ООО.

По окончании программы разработанного кружка предполагается достижение предметных, метапредметных и личностных результатов. Данные результаты закреплены в ФГОС. Предметные результаты направлены на получение базовых исторических знаний о науках, их методах, историческом процессе.

Помимо этого, предполагается получение специальных знаний, умений и навыков по работе с разнообразными видами источников, приобщение к мировому и отечественному историческому наследию. Как говорилось ранее, два основных источника, с которыми придется работать обучающимся — вещественные и письменные материалы. Обучающиеся должны в ходе прохождения программы познакомиться с процедурой получения исторических фактов знаний путем интерпретации исторических источников. Эти результаты будут достигаться при выполнении заданий квест-игры, сюжетно ролевой игры «Археологи», создании справочника «Значимые археологические объекты Российской Федерации», проекта по охране конкретного археологического объекта и т. д. При этом результатом непосредственного знакомства с историческими источниками должно быть осознаннее важности, уникальности и невосполнимости историко-культурного наследия РФ.

Метапредметные результаты дифференцированы на регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Так как кружок ставит перед собой целью развитие метапредметных умений, то данный блок является одним из основных. При формировании регулятивных УУД у учащихся будут развиваться умения самостоятельно ставить цели, определять траекторию деятельности и способы решения проблемы, оперировать специальными инструментами для решения учебных задач. При высоком уровне самостоятельности кружковцам необходимо уметь самостоятельно определять цель работы, проблемы, решение для выполнения учебной задачи. При этом обучающиеся могут самостоятельно определять набор ресурсов для решения проблемы, что важно, учитывая тот факт, что понятие инструментарий в археологическом кружке может быть, как материальным, так и нет. На достижение этих целей направлены задания на создание макета «Я-археолог», памятки на тему «Сумка археолога», экспериментального археологического объекта и другие. Познавательные УУД предполагают развитие умений анализа, рассуждения, интерпретации, построения моделей, схем и критики информации.

Умение анализа необходимо для успешного применения действия выделения качественных признаков при изучении исторических источников. При этом кружковцы должны уметь оценивать и критиковать информационные возможности исторических источников, отбирать только те материалы, которые необходимы для работы. После проведения всех процедур анализа объекта, второй важный шаг будет интерпретация информации в контексте решаемой учебной задачи. Достигаться данные результаты будут через все задания и игры на отработку умения интерпретировать (квест-игра «Этапы археологического исследования», сюжетно-ролевая игра «Археологи», подготовка доклада «Мысли немого памятника» и др.). В ходе приобретения коммуникативных УУД обучающиеся смогут определять свою роль и значение в группе, строить позитивные отношения и взаимодействия, уметь корректно отстаивать и критически оценивать свою точку зрения. Групповая работа в кружке составляет большую часть всей деятельности, поэтому обучающиеся должны научиться работать сообща для достижения групповых и индивидуальных целей. Например, задания на создание макета «Я-археолог», модели человека прошлого и его жизнедеятельности, проекта по охране конкретного археологического объекта и др. направлены на групповую работу.

Личностные результаты направлены на развитие и формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию, получение актуальных научных знаний, построение взаимодействия с другими людьми и воспитание уважительного отношения к истории народов России и мира. Данные результаты соответствуют требованиям кружковой работы, когда обучающиеся формируют в себе мотивацию к развитию качеств, знаний и умений. При этом учитель должен направлять учеников, также мотивировать и регулировать данный процесс, контролировать изменения. Благодаря занятиям у кружковцев должно сформироваться целостное мировоззрение на основе классических и современных знаний (например, освоение раздела «Теория археологии»). А помимо знаний, кружок обязан развить в обучающихся умение вести диалог с другими людьми, и достигать взаимопонимания (например, игры, совместная исследовательская и творческая работа).

В ходе реализации кружка предполагается проведение творческой деятельности, заключающейся в выполнении разнообразных заданий. Обучающиеся смогут научится создавать учебные макеты, ленты времени, экспериментальные объекты, справочники, собственные письменные источники и т. д. Помимо этого кружок позволит развить умение публичного выступления при представлении презентаций и участии в конференциях. Письменными работами, которые рассчитаны как на индивидуальную, так и групповую работу, являются эссе, доклады, разработка памяток и сказок.

В данном кружке педагог должен будет использовать методы словесного и наглядного обучения. Рассказ или беседа в ходе кружка — это всегда активность как от рассказчика, так и от обучающихся. Лекции в понимании академических лекций в археологическом кружке категорически запрещены. Для 5 класса получение знаний обязательно должно происходит в интересной форме, где учитель — это организатор поиска, а ученики — искатели знаний. Наглядность в кружке представлена демонстрацией иллюстраций, фотографий, видео, реальных объектов, таблиц и схем и т. д. Однако педагог должен понимать, что наглядность в кружке в большинстве случаев должна быть осязаема, если она касается исторических источников. Если это схемы и таблицы, то они понятны и просты для восприятия 5 классу. Те объекты, которые невозможно продемонстрировать на занятии, например, памятники, должны быть показаны максимально детально, красочно. Поэтому наглядность в кружке является одной из основных проблем при организации. Так как в современном мире возможности ТСО огромны, учитель должен приложить много усилий для формирования у обучающихся целостной картины историко-культурного и археологического наследия своей страны и мира.

Критерии формирования итоговой оценки в кружковой работе могут быть выбраны каждым педагогом самостоятельно. Несомненно, оценивание деятельности в ходе учебного процесса — это основной элемент образования, но кружковая работа — это в первую очередь внеурочная деятельность, где обучающиеся должны показывать не точность своих знаний, а стабильный интерес к предмету. Педагоги, занимающиеся внеурочной деятельностью в праве самостоятельно разрабатывать систему оценивания исходя из своих педагогических целей и задач [4]. В рабочей программе кружка «Юная археология: тайны первоисточника» разработаны примерные критерии и показатели оценивания устных, письменных и творческих работ, а также публичных выступлений. После изучение каждого раздела педагог может оценить полученные знания и умения на итоговых формах контроля, на которые отводится одно кружковое занятие. Итоговые контроли в кружке выполняют мотивационную и развивающую функции. Исходя из этого оценивание может происходить в разнообразной деятельности: играх, создании мини-проектов, подготовках презентаций. Обучающиеся смогут всегда находиться в состоянии исследования, а также в необычных формах оценить полученные знания.

Деятельность в археологическом кружке предполагает привлечение не только возможностей учебного заведения, но также и иных образовательных, культурных и научных заведений. Как говорилось выше, археологические кружки должны взаимодействовать с учеными-археологами, работниками музеев, архивов и т. д. Возможны выездные археологические и другие полезные работы, советующие содержанию (например, работа в музее). Особенностью кружка «Юная археология: тайны первоисточника» является то, что большинство тем могут быть изучены вне школы. От педагога потребуется только договорится со специальным научным или культурным центром о проведении занятия по выбранной теме.

Содержание кружка делится на три раздела соответствующих логике исследования исторических источников: теория археологии, методы археологического исследования, исторические источники. Начало изучения содержания кружка начинается с вводного занятия, на котором обучающиеся узнают о целях, предполагаемой деятельности и содержании кружка. После введения в кружковую работу следует основное содержание раздела «Теория археологии». Обучающиеся смогу узнать об археологии, ее научном аппарате, видных археологах, археологической периодизации, эволюции человека и его деятельности, неразрешенных вопросах науки и её современном положении. По завершению данного раздела следует итоговый контроль, на котором будет необходимо представить презентацию «Что изучает археология?». Это позволит систематизировать раннее полученные знания в более удобную и доступную форму, чем конспекты на уроке.

Следующий раздел кружка «Методы археологического исследования» раскрывают основы научного исследования: цели, задачи и результаты, этапы, инструменты. Отдельное освещение получает тема интерпретации археологических источников. Помимо этого, данный блок включает в себя изучение охраны памятников и материалов историко-культурного наследия и методы экспериментальной археологии. Завершает изучение данного раздела подготовка мини-проекта «О чём говорит источник?» в ходе которого обучающиеся представляют свою точку зрения на конкретный археологический материал и его значение как источника при изучении исторического процесса.

Одним из самых обширных блоков содержания кружка является третий раздел «Исторические источники». Изучение данного блока позволит обучающимся получить знания об исторических источниках, их видах и особенностях. Отдельно ученики познакомятся с археологическими и письменными источниками. Письменные источники в археологическом кружке выступают как дополнительные материалы при работе с артефактами и памятниками. Данный блок содержит в себе отдельные темы, на которых будут детально рассматриваться разнообразные источники, которых в науке большое количество, а также материалы, из которых они сделаны. Раздел содержит тему о чёрной археологии и фальсификации источников, освещающую обширную проблему в науке. Таким образом, кружковцы должны осознать важность исторических источников, их ценность и значение. Подытоживает данный раздел контроль знаний в виде «Своей игры» с деятельностными элементами.

Логическим завершением работы кружка «Юная археология: тайны первоисточника» является участие обучающихся в работе археологической экспедиции или оказание помощи музейным или научным центрам. Участи в экспедиции также может быть организовано после окончания учебного процесса, на летних каникулах. Всё зависит от организации, которая поможет в достижении данной цели. Участие обучающихся в реальной работе археологов, открывает большие возможности для воспитания профессиональных навыков, формирования умения работы в коллективе, развития интереса к науке. Результаты экспедиций могут быть использованы для дальнейших научно-исследовательских работ.

Таким образом, археологический кружок «Юная археология: тайны первоисточника» в своём содержании и деятельности придерживается первоначальной цели — формирование умения интерпретировать исторические источники. На протяжении всей работы кружка обучающиеся так или иначе будут взаимодействовать с источниками, смысл и значение которых предстоит растолковать по цели исследования. В ходе реализации кружка будут применяться как теоретические, так и практические работы. Содержание курса, а также методы, используемые при проведении занятий, направлены на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Средства реализации археологического кружка разнообразны, так как данная форма внеурочной работы содержит в себе большую базу для практической и теоретической работы.

Литература:

  1. Агибалова, Е. В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. — 3-е изд. — Москва: Просвещение, 2014. — 288 с. — ISBN: 978–5–09–070395–6. — Текст: непосрественный.
  2. Аналитические и методические материалы. — Текст: электронный // ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»: [сайт]. — URL: https://fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy#!/tab/173737686–7 (дата обращения: 16.04.2022).
  3. Вигасин, А. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. — 3-е изд. — Москва: Просвещение, 2015. — 303 с. — ISBN: 978–5–09–067830–8. — Текст: непосредственный.
  4. Оценивание деятельности обучающихся, посещающих кружки дополнительного образования в школе. — Текст: электронный // Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1246»: [сайт]. URL: https://sch2246v. mskobr.ru/files/ocenivanie.pdf (дата обращения: 07.04.2022).
  5. Саблина, И. В. Психолого-педагогические особенности перехода детей из начальных классов в среднее звено школы / И. В. Саблина. — Текст: электронный // Киберленинка: [сайт]. — 2013. — № 2 (18). -. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-perehoda-detey-iz-nachalnyh-klassov-v-srednee-zveno-shkoly (дата обращения: 27.04.2022).
  6. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 575 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–9916–3510–3. — Текст: непосредственный.

Основные термины (генерируются автоматически): источник, археологический кружок, обучающийся, Юная археология, работа, внеурочная деятельность, знание, класс, кружковая работа, кружок.

Программа работы археологического кружка

Пояснительная записка.

Главными целями и задачами работы археологического кружка являются:

  • создание условий для развития всесторонне развитой личности;
  • формирование духовно-нравственного мира, гражданско-патриотического воспитания детей;
  • приобщение учащихся к культурно-историческому прошлому Родины, его ценностям;
  • формирование здорового образа жизни;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения личности ребенка;
  • профилактика ассоциального воспитания;
  • укрепление психического и физического здоровья;
  • формирование трудовых и жизненных навыков в новых социально-экономических условиях.

Вид программы: экспериментальная.

В кружке занимаются учащиеся 7-9 классов, то есть дети подросткового возраста. Программа рассчитана на один год.

Ожидаемые результаты:

В конце учебного года учащиеся будут обладать определенными умениями и навыками:

  • определять виды археологических памятников;
  • уметь их находить;
  • определять виды орудий труда, уметь их классифицировать;
  • описывать виды археологических памятников и зарисовывать их;
  • находить памятники первобытного искусства, зарисовывать их и сканировать;
  • определять типы керамики и зарисовывать их;
  • составлять археологические карты;
  • разводить костер, ставить палатки, ходить по азимуту, готовить пищу, оказывать первую медицинскую помощь, соблюдать правила техники безопасности в полевых условиях;
  • соблюдать экологические правила поведения.

Мониторинг умений и навыков будет проводиться в условиях трудового археологического лагеря.

Итог работы кружка будет подводиться в ходе выставок, а также в пополнении экспозиции школьного историко-краеведческого музея. Результаты работы просмотрятся на районных ученических конференциях, областном конкурсе «Шаг в науку».

Программа.
Введение. (2 часа)

Что изучает наука археология? Зачем необходимо изучать жизнь людей в далеком прошлом? Виды археологических памятников. Исследователи древнего Забайкалья.

Тема 1.
Палеолит Забайкалья. (5 часов)

Периодизация, климат, флора, фауна. Орудия труда. Техника обработки камня и кости. Занятия. Поселения (Толбага, Студеное, Санный мыс, Куналей, Усть-Менза – 5, Сухотино – 4). Первые жилища. Основные занятия. Возникновение первобытного искусства. Изменение, совершенствование орудий труда.

Тема 2.
Мезолит Забайкалья. (1 час)

Занятия людей. Климат, флора, фауна. Совершенствование орудий труда. Лук. Рыболовство.

Тема 3.
Неолит Забайкалья. (5 часов)

Периодизация. Дальнейшее совершенствование обработки камня и кости. Керамика. Неолитические стоянки Приаргунья. Развитие материальной культуры. Комплексный характер хозяйства эпохи неолита. Переход от присваивающей формы хозяйствования к производящей. Неолитические погребения в Забайкалье (Шилкинская пещера, Молодовск, оз. Ножий).

Тема 4.
Бронзовый век Забайкалья. (5 часов)

Стоянки бронзового века. Зарождение металлургии. Орудия труда. Занятия. Могильники. Дворцовская культура. Культура плиточных могил. Наскальные писаницы. Наскальные рисунки.

Тема 5.
Забайкалье в период раннего средневековья. (2 часа)

Хунну. Бурхотуйская культура.

Тема 6.
Забайкалье в период монголов. (5 часов)

Занятия. Общественный строй. Чингисхан. Хирхиринское и Кондуйское городища. Монгольские погребения.

Тема 7.
Методика исследований археологических памятников. (5 часов)

Археологическая разведка. Нахождение стоянок, городищ, погребений, наскальных рисунков. Методика проведения раскопок.

Тема 8.
Итоговые предсезонные практические занятия. (4 часа)

Установка палатки. Разведение костра. Укладка рюкзака. Хранение и приготовление пищи в полевых условиях. Экипировка юного археолога. Компас. Хождение по азимуту. Правила техники безопасности в полевых условиях. Экологические правила в полевых условиях. Захоронение пищевых отходов. Оказание первой медицинской помощи.

Учебно-тематический план:

1-2. Введение.

Тема 1. Палеолит Забайкалья.

3. Периодизация эпохи. Климат. Флора и фауна.

4. Орудия труда. Техника обработки камня. Занятия.

5-6. Палеолитические поселения Забайкалья.

7. Камеральная обработка материала.

Тема 2. Мезолит Забайкалья.

8. Изменение жизни людей в эпоху мезолита.

Тема 3. Неолит Забайкалья.

9. Усовершенствование орудий труда.

10. Изобретение керамики.

11. Неолитические стоянки Приаргунья.

12. Неолитические погребения.

13. Камеральные работы с материалом.

Тема 4. Бронзовый век Забайкалья.

14. Стоянки бронзового века.

15. Металлургия эпохи бронзы.

16. Дворцовская культура.

17. Культура плиточных могил.

18. Наскальные рисунки.

Тема 5. Забайкалье в период раннего средневековья.

19. Хунну в Забайкалье.

20. Бурхотуйская культура.

Тема 6. Забайкалье в период монголов.

21. Занятия и общественный строй.

22. Чингисхан.

23. Хирхира.

24. Кондуйское городище.

25. Монгольские погребения.

Тема 7. Методика исследований археологических памятников.

26. Археологическая разведка. Поход

27. Археологическая разведка. Поход

28-29. Нахождение археологических памятников.

30. Методика проведения раскопок.

Тема 8. Итоговые предсезонные практические занятия.

31. Установка палатки. Разведение костра. Компас.

32. Экипировка юного археолога. Рюкзак. Приготовление и хранение пищи.

33. Правила техники безопасности и экологические правила поведения.

34. Оказание первой медицинской помощи.

Методическое обеспечение программы:

  1. Форма занятий: теоретические занятия, экскурсии, походы, камеральная обработка подъемного материала, оформление экспозиций музея.
  2. Техническое оснащение занятий, дидактический материал: экспонаты музея, слайды.
  3. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: поисковый, научно-исследовательский, проектный, словесный, практический, наглядный; эвристические, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, беседа.

Список методической литературы:

  1. Гришин Ю. С. Памятники неолита, бронзы и раннего железного веков лесостепного Забайкалья. М., Наука, 1988.
  2. Кириллов И.И. Восточное Забайкалье в древности и средневековье. Иркутск, 1976.
  3. Ковычев Е.В. История Забайкалья. Иркутск. ЧГПИ, 1984.
  4. Константинов М.В. Исследователи древнего Забайкалья. Чита, 1992.
  5. Окладников А.П., Кириллов И.И. Юго-восточное Забайкалье в эпоху камня и бронзы. Нс., Наука, 1980.
  6. Рижский М.И. Из глубины веков. Восточно-сиб. кн. изд-во; 1965.
  7. Рижский М.И., Кириллов И.И. Очерки древней истории Забайкалья. Чита, 1973.

Список литературы для учащихся:

  1. Гришин Ю.С. Памятники неолита, бронзы и раннего железного веков лесостепного Забайкалья. М., Наука, 1988.
  2. Кириллов И.И. Восточное Забайкалье в древности и средневековье. Иркутск, 1976.
  3. Ковычев Е.В. История Забайкалья. Иркутск. ЧГПИ, 1984.
  4. Константинов М. В. Исследователи древнего Забайкалья. Чита, 1992.
  5. Окладников А.П., Кириллов И.И. Юго-восточное Забайкалье в эпоху камня и бронзы. Нс., Наука, 1980.
  6. Рижский М.И. Из глубины веков. Восточно-сиб. кн. изд-во; 1965.
  7. Рижский М.И., Кириллов И.И. Очерки древней истории Забайкалья. Чита, 1973.

Введение в археологию для детей — Элементарные ресурсы по науке и истории

Этот пост может содержать партнерские ссылки. Подробнее см. в нашей политике раскрытия информации.

Список археологических ресурсов для детей . Дополните или создайте планы уроков по естествознанию и истории с помощью этого полного списка медиа-ресурсов, книг и занятий, подходящих для учащихся начальных классов. Изучаете Древний мир? Используйте эти ресурсы в качестве введения в ваши модульные исследования.

Наша учебная программа для первого класса заставляет нас углубляться в древний мир! Чтобы лучше понять все тонкости этой науки, я собрал следующие ресурсы, которые можно использовать в качестве введения в наши исследования древней истории.

Эти названия и медиа-ресурсы могут использоваться вместе с любым введением в раздел археологии и подходят для начальных классов. Некоторые материалы могут быть слишком зрелыми или слишком молодыми для вашего ребенка. Как всегда, действуйте по своему усмотрению.


Волшебный школьный автобус показывает и рассказывает: книга об археологии 

От Amazon: «Ms. Фриззл и его банда отправляются в прошлое к истокам артефакта и узнают, что значит быть археологом».

Найти мероприятия Magic School Bus Shows and Tells на Scholastic.
Эпизод доступен на Prime и Netflix, 3-й сезон, 6-й эпизод.

Археология для детей: раскрытие тайн нашего прошлого, 25 заданий0008

Эта книга включает в себя игры, задания и эксперименты, которые помогут вам в ваших археологических исследованиях от первых людей до наших дней. Эта книга является отличным ресурсом для модульных исследований, включающих проекты по различным предметам: искусство, математика, естествознание и история. Посмотреть полное содержание на Amazon.

Практическая археология: практические занятия для детей

В этом заголовке представлены воспроизводимые рабочие листы и задания, предназначенные для учащихся старших классов 4–10 классов. Отличный ресурс для детей, заинтересованных в более глубоком изучении археологии. Практикуйтесь в использовании научного метода, создайте место раскопок и ведите полевые заметки для углубленного археологического опыта. См. полное оглавление на Amazon.

Археология для детей – плейлист, составленный The Homeschool Resource Room

на YouTube

Все об археологии | Nat Geo Kids Archeology Playlist

на YouTube

Mouk – The Desert Archeologist HD S01E | Мультфильм для детей

на ютубе
Моук есть и на нетфликсе

Великая человеческая одиссея, Nova Documentary

Prime и Netflix
От Netflix: «Ученые используют археологические и культурные находки, чтобы составить карту исхода людей из Африки и определить адаптивные навыки, необходимые для путешествия.

Индиана Джонс

Названия, включенные в подписку Prime
В поисках утраченного ковчега (1981)
Храм Судьбы (1984)
Последний крестовый поход (1989)
Королевство хрустального черепа (2008)

Эти фильмы в основном для забавно, но Харрисон Форд играет археолога. Прочтите статью «Чикаго Трибьюн» о том, что правильно и неправильно делает Индиана Джонс, и превратите эту культовую классику в возможности для обучения!

Ология

http://www.amnh.org/explore/ology

Этот детский веб-сайт Американского музея естественной истории предлагает увлекательный взгляд на множество наук. Посетите археологическую часть сайта, чтобы познакомиться с археологом, археологическими играми, историями, видео и мероприятиями.

Модульные онлайн-исследования

Если вы продолжаете заниматься древними исследованиями, ознакомьтесь с ресурсами, доступными в Techie Homeschool Mom. Она предлагает бесплатный урок: Повседневная жизнь Древнего Египта , а также полное онлайн-исследование Древнего Египта и Древней Греции.


Archaeosoup Productions


Все об археологии на Archaeosoup. На этом канале YouTube вы найдете видеоролики об археологии от А до Я, а также интервью с настоящими археологами.

Прочие археологические ресурсы для вашего подразделения


Больше истории из Комнаты Ресурсов:

  • Учебное пособие EASY Accordion Timeline с видео
  • Ранние цивилизации: изучение древней истории для детей!
  • Древний Египет Книги и занятия для детей
  • Обогатите и познакомьтесь с хронологией американской истории!

 

Эшли

Эшли помогает родителям, которые хотят обучаться на дому, найти ресурсы, необходимые им для успешного обучения своих детей. Эшли — бывшая учительница, нынешняя школьница, опубликованный автор и дизайнер Circle Time with Miss Fox печатных форм, а также создатель этого веб-сайта The Homeschool Resource Room.

Опубликовано в разделе История образования Домашнее обучение науке с меткой Социальные науки для первого класса STEM

Американская сцена: много шума вокруг круга

Американская сцена: много шума из круга Том 52, номер 5, сентябрь/октябрь 1999 г.
Джеральд Т. Миланич
Вид с воздуха на Круг (John Ricisak/Miami-Dade Historic Preservation Division) [БОЛЬШОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ]

Представители нового поколения и более традиционные чудаки провели день на поле с тем, что сейчас известно во всем мире как Miami Circle. Можно войти на любой из почти 200 веб-сайтов, чтобы испытать шумиху. Круг Майами — крупнейшая археологическая история, которая когда-либо появлялась в киберпространстве, и не только второстепенный элемент требует внимания. Средства массовой информации, политики, судьи, адвокаты, защитники природы, противники развития и поклонники археологии все высказывают свое мнение на фоне растущего давления на чиновников округа с целью выкупить участок и передать его в государственную собственность. Ходят слухи о цене покупки в 20 миллионов долларов или даже в два раза больше. А нынешний землевладелец, заплативший за недвижимость почти 10 миллионов долларов, может заработать более чем в 20 раз больше, если ему разрешат развивать свой жилой комплекс. Это выглядит все менее и менее вероятным. В конце июня судья окружного суда округа Майами-Дейд постановил, что округ может купить землю по цене, которая будет установлена ​​присяжными этой осенью. Штат пообещал помочь округу собрать деньги. Выяснение того, что такое круг, а что нет, стало менее важным, чем сохранение его любой ценой.

Эта история началась в начале января после того, как команда отдела охраны памятников истории округа Майами-Дейд обнаружила круг отверстий диаметром 38 футов, вырезанных в известняковой породе. Экскаваторы под руководством Роберта С. Карра, уважаемого археолога из Южной Флориды и директора отдела по сохранению исторических памятников, сообщили, что отверстия использовались для закрепления столбов, воздвигнутых индейцами 1000 или даже 2000 лет назад. Спасательные работы, начатые в прошлом году, стали обычным проектом. Немногим более двух акров были намечены для строительства двух высотных многоквартирных домов на престижном участке, выходящем на южную сторону реки Майами, где она впадает в залив Бискейн в центре города. Строительный проект уничтожит все, что осталось от кучи ракушек археологических раскопок Брикелл-Пойнт, связанных с индейцами Текеста. Карр и его команда получили от застройщика разрешение на проведение ограниченных раскопок перед началом строительства. (Хотя постановление округа Майами-Дейд требует, чтобы культурные ресурсы были приняты во внимание до выдачи разрешений на строительство, застройщик получил такое разрешение до того, как были проведены какие-либо археологические раскопки). когда-либо предвидели общественный интерес, который вызовет их открытие.

В конце девятнадцатого века берега реки Майами возле ее устья были покрыты обширными отложениями ракушек и чернозема, а также по меньшей мере четырьмя курганами. С тех пор курганы и большая часть навоза были уничтожены застройкой. В 1940-х годах археолог Джон М. Гоггин дал название культуре полян культуре после 500 г. до н.э. археологические находки, обнаруженные в округе Дейд. Поляны находятся на юге Флориды, к востоку и югу от бассейна озера Окичоби. Некоторые из них были выкопаны, в том числе куча Гренады через реку от круга. Спасательные раскопки там в конце 1970-е годы дали важную информацию о рационе жителей Глэйдс и показали, что жители деревень жили вдоль реки круглый год. Мусора Гранады больше не существует, жертва строительства отеля.

Когда команда Карра начала раскопки на мысе Брикелл, то встретила их не очень хорошо. В 1950 году на участке было построено шесть двухэтажных многоквартирных домов по 12 квартир в каждом и бассейн. После того, как участок был выкуплен под запланированные высотные башни, здания и бассейн были снесены. То, что осталось от кучи, было погребено под бетонными плитами двадцатого века, старыми трубами и арматурными стержнями.

Используя добровольцев, Карр и полевой директор Джон Рисисак приступили к работе. Под недавними обломками действительно присутствовали нетронутые отложения мусора. Темная почва с рассеянной ракушкой отложилась поверх слоя известняковой породы толщиной 18 футов. Когда раскопки достигли известняка, они обнаружили круг из 24 (или 28, смотря кто считает) отверстий, вырезанных в его поверхности. На дне этих прямоугольных отверстий были маленькие, неглубокие, круглые вдавления. Внутри и вокруг круга было более 200 других отверстий диаметром от двух до трех дюймов, также прорезанных в известняке. Карр считал их, как и их более крупные аналоги, дырами, в которых были закреплены столбы. Более крупные столбы образовывали стену круглого здания.

В отложениях кучи над этим кругом ям для столбов археологи обнаружили полный панцирь морской черепахи и сочлененные останки акулы. На этом месте были найдены зубы тюленя-монаха, а также четыре человеческих зуба, а также глиняная посуда Глэйдс и другие артефакты из раковин, камня и кости. Были извлечены два небольших каменных кельта (наконечники топоров), один из круглого отверстия. В информационном бюллетене, распространенном отделом сохранения исторического наследия, отмечается, что две радиоуглеродные даты примерно 100 г. н.э. были получены из кусочков древесного угля, найденных в другой яме и в куче мусора. В нем также говорится, что Круг Майами «может иметь национальное значение, поскольку считается, что это единственный высеченный в скале доисторический структурный след, когда-либо найденный на востоке Северной Америки».

Ограничение прессы — сообщения о круге как о возможном свидетельстве 2000-летнего круглого здания, связанного с культурами Глэйдс — прекратилось после 3 января с появлением статьи Miami Herald под заголовком «Археологи просеивают потрясающие свидетельства древних Культура». При сообщении об открытии и цитировании Карра и Рисисака в статье также использовались информация и цитаты, предоставленные Т.Л. Риггс, 72-летний геодезист, который утверждал, что круг был высечен в скале 2000–3000 лет назад майя, прибывшими в южную Флориду с Юкатна на огромных каноэ. Круг представлял собой астрономическую обсерваторию майя для расчета течения времени, своего рода Лаймстонхендж на юге Флориды.

В течение следующих двух месяцев почти ежедневные местные новости о Майами Серкл подпитывали внимание международных СМИ. Индейцы семинолы и сторонники Нью Эйдж посетили это место, которое вскоре было закрыто для публики. Индейцы уичоли из Мексики, шаман майя, дети, прогуливающие школу, и люди, желающие насладиться сверхъестественной аурой этого места, толпились на мосту Брикелл-авеню, возвышающемся над кругом. На крыше близлежащего небоскреба была установлена ​​камера, чтобы те, кто не может совершить паломничество к зарождающейся святыне, могли проверить ее на экранах своих компьютеров. Демонстранты, выступающие за кружок, маршировали по шоссе с написанными от руки табличками: «Посигнальте, чтобы спасти круг Майами». Как сказал Рисисак «Геральду», круг стал священной землей.

Не все были за сохранение круга и аннулирование разрешений застройщика на строительство жилого комплекса. Майами остро нуждался в налоговых долларах, которые принесет проект. Первоначально был достигнут некий компромисс в виде плохо продуманного плана по вырезанию и переносу круга на новое место. Каменщик, нанятый для выполнения этой работы, отказался в последнюю минуту. Неизвестно, смог ли мягкий известняк выдержать это движение. Другой план сделать слепок круга и построить факсимиле в другом месте оказался неосуществимым.

Мания Майами-Серкл застала меня в 350 милях к северу от Майами, в моем офисе во Флоридском музее естественной истории в Гейнсвилле. Почти каждый день звонили репортеры, ищущие цитату, или сторонники круга, ищущие заявление в поддержку. Я решил предложить только мягкие общие заявления. Почему? Потому что я был настроен скептически. Доколумбовые жители Флориды, безусловно, строили круглые постройки, небольшие дома для людей и гораздо более крупные муниципальные дома и другие типы зданий. Но ни один археолог так и не нашел вырубленных в известняке отверстий для столбов. На территории Гранады ничего не было найдено. Кроме того, мне показалось странным, что отверстия для столбов были прямоугольными. Все доколумбовые столбы, которые я когда-либо видел, были круглыми или овальными.

Если круг поддерживал стенные столбы здания культурного совета Глейдса или дома вождя, то где другие доказательства, обычно связанные с такой структурой? Вдоль внутренней стены сооружения должен был быть центральный очаг и следы сидячих или спальных скамеек. Вы также ожидаете того, что археологи называют жилым полом, земляным полом здания, по которому люди ходили, танцевали и бросали мусор, который потом подметали под скамейки. Живые полы характеризуются органическими отложениями, обилием плоско лежащих артефактов и другими характерными признаками. Если доказательства существования такого жилого этажа были уничтожены при квартирном строительстве в XIX в.50-х годов или сноса тех же квартир в 1998 году, почему останки полутораметровой акулы были найдены на месте? Разве их не потревожили вместе с полом?

Один из звонивших в мой офис заверил меня, что Круг Майами создали не индейцы, а выходцы из Атлантиды. В статье Miami Herald от 17 февраля приводились различные более приземленные альтернативы: дыры были остатками дренажного поля септического резервуара, кольцевой подъездной дороги, поворотного круга узкоколейной железной дороги или водонапорной башни. В феврале Джеймс Рэнди, также известный как Удивительный Рэнди, профессиональный разоблачитель лженауки, уведомил о своих 9000 подписчиков списка электронной почты, что его деньги были на поле слива септика. Археологи Майами-Дейд развенчали теорию Рэнди о канализации, указав, среди прочего, что септик предположительно имел дренажное поле, уходящее на юг.

В апреле этого года я посетил Майами Серкл. Из-за судебного разбирательства требовалось разрешение от председательствующего судьи окружного суда, чтобы увидеть это место. Джон Рисисак провел отличную экскурсию, но я должен признать, что больше всего меня интересовал септик. Почему он был выровнен с одним краем круга и лежал на биссектрисе север-юг?

С миллионами долларов и репутацией флоридской археологии на кону, я поднял вопрос о септике. Кто поставил и когда? Возможно ли, что круг отверстий как-то связан с первоначальной конструкцией септика? Было ли это дренажное поле? Септик был установлен в большой прямоугольной яме, вырубленной в скале. Если резервуар когда-либо протекал, или переливался, или был нарушен разливом реки Майами, куда девался перелив, если он не мог просочиться сквозь окружающий и нижележащий известняк? Бак когда-нибудь переполнялся или протекал? Были ли когда-то стандартной практикой установки септиков Майами в отверстия в непроницаемом известняке? Требовали ли особые условия особых мер предосторожности? Были ли все эти маленькие отверстия внутри и вокруг круга на самом деле просачивающимися отверстиями, просверленными в известняке?

Сложные вопросы, на которые группа археологов Майами-Дейд нашла ряд ответов. Каждый из шести многоквартирных домов 1950 года изначально был подключен к двум септикам. Септик в Майами-Серкл, скорее всего, был самым северным резервуаром на 900 галлонов, подключенным к зданию 4. Сам круг расположен почти по центру между бывшими зданиями 4 и 5. Вероятно, это фундамент, траншея, в которую был залит бетон для поддержки. восточная стена Здания 4 видна только к западу от круга, в то время как то, что может быть основанием западной стены Здания 5, просто закрывает самую восточную часть круга. Секция еще одного основания находится внутри круга. Хотя он параллелен другим, его связь со зданиями неопределенна.

Карр и Рисисак пытались убедить меня, что септик в круге — совпадение. Они ссылаются на консультации с экспертами по септикам, которые сказали им, что Майами-Серкл не похожа ни на одну систему септиков, которую они когда-либо видели. Карр и Рисисак отмечают, что они не нашли археологических указаний на то, что круглые отверстия когда-либо соединялись с септиком, и контрастируют чистые, остро очерченные известняковые стены отверстия, в котором находится резервуар, с обветренным видом «отверстий для столбов». Соответствующая информация, без сомнения, но я намерен оставаться скептически настроенным, пока не будут собраны достаточные доказательства того, что Круг Майами был построен коренными американцами одну или две тысячи лет назад и не является артефактом двадцатого века.

Как найти такие доказательства? Я бы реализовал трехсторонний проект. С одной стороны, продолжайте находить и интерпретировать записи о строительстве для всех шести зданий, такие как записи о проверке сантехники, которые были обнаружены. Что еще можно узнать от них о септических резервуарах и дренажных полях, которые, предположительно, шли от каждого из них? Например, почему в бланке осмотра сантехники Здания 3 от 21 сентября 1950 года «Количество футов дренажной плитки» указано как «Нет», и почему та же самая строка в рукописном бланке Здания 4 от 20 сентября 1950 г. , 1950, оставить пустым? Разве септики Brickell Apartment, установленные в известняке, не имели традиционных дренажных полей?

Во-вторых, найдите и опросите людей, участвовавших в строительстве квартир, или людей, которые могли жить в них до 1970 года, когда система септиков была заброшена, а квартиры были подключены к общественной канализационной системе Майами. Их туалеты когда-нибудь закрывались? Были ли проблемы, связанные с плохим дренажем между зданиями, где стояли септики?

В-третьих, копайте дальше. Судья в деле о выдающемся домене и владелец собственности должны расслабиться и позволить археологам делать свою работу. Команда Майами-Дейд в настоящее время даже не имеет доступа к артефактам, которые они раскопали; они принадлежат землевладельцу до разрешения судебного дела. Проанализируйте их и подготовьте подробный письменный отчет о проекте на сегодняшний день. Радиоуглеродная датировка остатков морской черепахи и акулы. Соотнесите типы артефактов с радиоуглеродными датами. Обработайте образцы почвы, взятые из известняковых скважин, и посмотрите, что в них есть, особенно флору и фауну. Вытащите септик Майами Серкл и загляните под него. Дырки там есть? Сделайте поперечный разрез некоторых отверстий и сравните предполагаемые следы инструментов на их стенках со следами инструментов, видимыми на внутренней стороне отверстия, вырезанного в известняке, содержащем септик. Когда я посетил это место, мне показалось, что металлические инструменты были использованы для рытья по крайней мере одной из ям, а также той, в которой был установлен септик. Выкопайте в известняке и разрежьте образец из этих 200+ предполагаемых отверстий для столбов. Есть ли какие-либо доказательства наличия сверл или инструментов, или они образовались естественным образом? А как насчет того нижнего колонтитула четвертого корпуса, который, кажется, перекрывает восточную сторону круга? Является ли? Что появилось первым? Здания или септики? Найдите и раскопайте южный септик в Здании 4. Есть ли отверстия в известняке вокруг или рядом с ним? Затем выберите образец двух других септиков, по одному из любого из пяти других зданий, и также выкопайте их. Археология использует научную методологию. Столкнувшись с совпадениями и загадками, археолог должен исключить альтернативные объяснения, которые могут не совпадать с его собственными.

Есть ли у Майами Серкл светлая сторона? Хотя я жалуюсь на различных чудаков, которых привлекал и привлекает кружок, также важно отметить множество добровольцев, которые работали над раскопками и сохранением этого места. Каким бы ни был этот круг, отрадно видеть, что так много людей выходят вперед, когда кажется, что важный археологический памятник находится под угрозой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *