Кружок археологии для детей: Археологический кружок | Институт археологии Российской академии наук
Археологический кружок «Юная археология: тайны первоисточника» как форма внеурочной деятельности в 5-м классе для формирования умения интерпретировать исторические источники
В статье представлена характеристика рабочей программы археологического кружка «Юная археология: тайны первоисточника». Определяется актуальность кружка, связанная с его практико-ориентированной направленностью по формированию умения интерпретировать исторические источники. Приводятся примеры заданий, способствующие достижению предметных, метапредметных и личных результатов.
Ключевые слова: археологический кружок, умение интерпретировать исторические источники, рабочая программа, археологический источник.
Школьные предметные программы по Всемирной и Отечественной истории не уделяют большое количество времени работе с историческими источниками. Однако курс истории 5 классов это господство археологического материала, как основного источника по периодам от первобытности до становления первых княжеств и европейских централизованных государств.
Курс Древнего мира [3] предмета Всеобщая история начинается с изучения жизни первобытных людей. Учитель должен рассказать о таких научных понятиях, как археология, археолог, вещественные источники (жилища, посуда, орудия труда и оружие, остатки пищи, произведения искусства и т. д.), раскопки, стоянки и т. п. Раскрытие данных понятий происходит на протяжении всего курса, начиная от темы «Жизнь первобытных людей» и заканчивая историей Древнего Рима и Греции.
История Средних веков [1], следующий курс, охватывающий весь 6 класс, также в своем содержании затрагивает археологические вещественные памятники (орудия труда средневековых пахарей, ремесленников, оружие, монеты, остатки мебели, посуды, одежды, кораблей, портретов и картин). Многое о жизни средневекового человека можно узнать из остатков городов, замков, храмов и т.
Содержание курса истории 5 класса, требование ФГОС по развитию умений работы с историческими источниками и психолого-педагогические особенности обучающихся 10–12 лет определяют актуальность выбора формы внеурочной деятельности — предметного исторического кружка по археологии. Археология в школе, как и археология в науке, ставит перед собой целью раскрытие теоретических и практических знаний. Теоретические занятия — это познание научного аппарата археологической науки, истории становления и развития, значимых персоналий, специфики науки и т. д. Практическая часть археологического кружка — это обширная практика по освоению специальных навыков и умений.
Разработанный археологический кружок «Юная археология: тайны первоисточника» для 5 класса рассчитан на 34 часов, с условием проведения занятий 1 раз в неделю. Составлен кружок на основе ФЗ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), Примерной основной образовательной программы основного общего образования, Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09–1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». Помимо нормативных актов, основой для кружка стали учебно-методические пособия А. И. Мартынова, А. А. Глухова, Н. Н. Головченко, С. А. Денисова и Т. Н. Собольниковой.
Актуальность данного кружка объясняется рядом причин. В ходе его реализации предполагается развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в археологических и письменных источниках информацию об историческом процессе. Подготовка к работе с письменными источниками, которые составляют основу изучаемых материалов в ходе обучения на всех уровнях школьного образования, в кружке «Юная археология: тайны первоисточника» будет проходить при отработке действий с вещественными материалами. Для обучающихся 5 классов умения работы с историческими источниками является, несомненно, важными, так как в условиях начального общего образования ученики не могли получить достаточные знания в этой области. Поэтому для педагога истории период 5 класса является периодом формирования у обучающихся базовых умений и навыков работы с источниками.

Таким образом, обучающиеся 5 класса находятся в психологическом и познавательном сенситивных периодах. Для обучающихся этот период является саморефлексивным, где происходит осознание того, что «я уже взрослый». Доминантными чувствами начинают выступать самостоятельность, значимость, независимость и потребность в общении. Для педагога является важной задачей поиск полезных и значимых видов деятельности, в ходе которых обучающийся сможет занять определенную значимую роль, реализовать свой потенциал и получить признание сверстников, старших товарищей, педагогов и других взрослых.
Помимо этого, ещё одной причиной актуальности кружка является оценивание умения работы с историческими источниками при проведении Государственной итоговой аттестации на уровнях ЕГЭ и ОГЭ. Как отмечалось ранее, содержание экзаменационных работ по ЕГЭ и ОГЭ включают в себя около 20 заданий, из которых в первой и во второй части обязательными являются задания с первоисточниками. Статистика ФИПИ в 2020 году говорит о том, что у обучающихся сформирован низкий уровень умений работы с источниками [2]. Бесспорно, вещественные источники не являются частью материалов для проверки умений работы с ними в рамках ГИА, однако они могут стать основой для развития умений работы с письменными источниками. Содержание курса Древнего мира в 5 классе основывается на сведениях, полученных при археологическом и источниковедческом исследовании.
Целью кружка является формирование умения интерпретировать разные виды исторических источников. Данный результат достигается посредством следующих задач: формирование знаний об археологии, её компонентах, исторических источниках и их особенностях; формирование умений анализа исторических источников; развитие мотивации к познанию и обучению, умения сотрудничества как с учителем, так и сверстниками; формирование представлений и умений проектного подхода. Цель и задачи кружка соответствуют ФГОС ООО.
По окончании программы разработанного кружка предполагается достижение предметных, метапредметных и личностных результатов. Данные результаты закреплены в ФГОС. Предметные результаты направлены на получение базовых исторических знаний о науках, их методах, историческом процессе.
Метапредметные результаты дифференцированы на регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Так как кружок ставит перед собой целью развитие метапредметных умений, то данный блок является одним из основных. При формировании регулятивных УУД у учащихся будут развиваться умения самостоятельно ставить цели, определять траекторию деятельности и способы решения проблемы, оперировать специальными инструментами для решения учебных задач. При высоком уровне самостоятельности кружковцам необходимо уметь самостоятельно определять цель работы, проблемы, решение для выполнения учебной задачи. При этом обучающиеся могут самостоятельно определять набор ресурсов для решения проблемы, что важно, учитывая тот факт, что понятие инструментарий в археологическом кружке может быть, как материальным, так и нет. На достижение этих целей направлены задания на создание макета «Я-археолог», памятки на тему «Сумка археолога», экспериментального археологического объекта и другие. Познавательные УУД предполагают развитие умений анализа, рассуждения, интерпретации, построения моделей, схем и критики информации.

Личностные результаты направлены на развитие и формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию, получение актуальных научных знаний, построение взаимодействия с другими людьми и воспитание уважительного отношения к истории народов России и мира. Данные результаты соответствуют требованиям кружковой работы, когда обучающиеся формируют в себе мотивацию к развитию качеств, знаний и умений. При этом учитель должен направлять учеников, также мотивировать и регулировать данный процесс, контролировать изменения. Благодаря занятиям у кружковцев должно сформироваться целостное мировоззрение на основе классических и современных знаний (например, освоение раздела «Теория археологии»). А помимо знаний, кружок обязан развить в обучающихся умение вести диалог с другими людьми, и достигать взаимопонимания (например, игры, совместная исследовательская и творческая работа).
В ходе реализации кружка предполагается проведение творческой деятельности, заключающейся в выполнении разнообразных заданий. Обучающиеся смогут научится создавать учебные макеты, ленты времени, экспериментальные объекты, справочники, собственные письменные источники и т. д. Помимо этого кружок позволит развить умение публичного выступления при представлении презентаций и участии в конференциях. Письменными работами, которые рассчитаны как на индивидуальную, так и групповую работу, являются эссе, доклады, разработка памяток и сказок.
В данном кружке педагог должен будет использовать методы словесного и наглядного обучения. Рассказ или беседа в ходе кружка — это всегда активность как от рассказчика, так и от обучающихся. Лекции в понимании академических лекций в археологическом кружке категорически запрещены. Для 5 класса получение знаний обязательно должно происходит в интересной форме, где учитель — это организатор поиска, а ученики — искатели знаний. Наглядность в кружке представлена демонстрацией иллюстраций, фотографий, видео, реальных объектов, таблиц и схем и т. д. Однако педагог должен понимать, что наглядность в кружке в большинстве случаев должна быть осязаема, если она касается исторических источников. Если это схемы и таблицы, то они понятны и просты для восприятия 5 классу. Те объекты, которые невозможно продемонстрировать на занятии, например, памятники, должны быть показаны максимально детально, красочно. Поэтому наглядность в кружке является одной из основных проблем при организации. Так как в современном мире возможности ТСО огромны, учитель должен приложить много усилий для формирования у обучающихся целостной картины историко-культурного и археологического наследия своей страны и мира.
Критерии формирования итоговой оценки в кружковой работе могут быть выбраны каждым педагогом самостоятельно. Несомненно, оценивание деятельности в ходе учебного процесса — это основной элемент образования, но кружковая работа — это в первую очередь внеурочная деятельность, где обучающиеся должны показывать не точность своих знаний, а стабильный интерес к предмету. Педагоги, занимающиеся внеурочной деятельностью в праве самостоятельно разрабатывать систему оценивания исходя из своих педагогических целей и задач [4]. В рабочей программе кружка «Юная археология: тайны первоисточника» разработаны примерные критерии и показатели оценивания устных, письменных и творческих работ, а также публичных выступлений. После изучение каждого раздела педагог может оценить полученные знания и умения на итоговых формах контроля, на которые отводится одно кружковое занятие. Итоговые контроли в кружке выполняют мотивационную и развивающую функции. Исходя из этого оценивание может происходить в разнообразной деятельности: играх, создании мини-проектов, подготовках презентаций. Обучающиеся смогут всегда находиться в состоянии исследования, а также в необычных формах оценить полученные знания.
Деятельность в археологическом кружке предполагает привлечение не только возможностей учебного заведения, но также и иных образовательных, культурных и научных заведений. Как говорилось выше, археологические кружки должны взаимодействовать с учеными-археологами, работниками музеев, архивов и т. д. Возможны выездные археологические и другие полезные работы, советующие содержанию (например, работа в музее). Особенностью кружка «Юная археология: тайны первоисточника» является то, что большинство тем могут быть изучены вне школы. От педагога потребуется только договорится со специальным научным или культурным центром о проведении занятия по выбранной теме.
Содержание кружка делится на три раздела соответствующих логике исследования исторических источников: теория археологии, методы археологического исследования, исторические источники. Начало изучения содержания кружка начинается с вводного занятия, на котором обучающиеся узнают о целях, предполагаемой деятельности и содержании кружка. После введения в кружковую работу следует основное содержание раздела «Теория археологии». Обучающиеся смогу узнать об археологии, ее научном аппарате, видных археологах, археологической периодизации, эволюции человека и его деятельности, неразрешенных вопросах науки и её современном положении. По завершению данного раздела следует итоговый контроль, на котором будет необходимо представить презентацию «Что изучает археология?». Это позволит систематизировать раннее полученные знания в более удобную и доступную форму, чем конспекты на уроке.
Следующий раздел кружка «Методы археологического исследования» раскрывают основы научного исследования: цели, задачи и результаты, этапы, инструменты. Отдельное освещение получает тема интерпретации археологических источников. Помимо этого, данный блок включает в себя изучение охраны памятников и материалов историко-культурного наследия и методы экспериментальной археологии. Завершает изучение данного раздела подготовка мини-проекта «О чём говорит источник?» в ходе которого обучающиеся представляют свою точку зрения на конкретный археологический материал и его значение как источника при изучении исторического процесса.
Одним из самых обширных блоков содержания кружка является третий раздел «Исторические источники». Изучение данного блока позволит обучающимся получить знания об исторических источниках, их видах и особенностях. Отдельно ученики познакомятся с археологическими и письменными источниками. Письменные источники в археологическом кружке выступают как дополнительные материалы при работе с артефактами и памятниками. Данный блок содержит в себе отдельные темы, на которых будут детально рассматриваться разнообразные источники, которых в науке большое количество, а также материалы, из которых они сделаны. Раздел содержит тему о чёрной археологии и фальсификации источников, освещающую обширную проблему в науке. Таким образом, кружковцы должны осознать важность исторических источников, их ценность и значение. Подытоживает данный раздел контроль знаний в виде «Своей игры» с деятельностными элементами.
Логическим завершением работы кружка «Юная археология: тайны первоисточника» является участие обучающихся в работе археологической экспедиции или оказание помощи музейным или научным центрам. Участи в экспедиции также может быть организовано после окончания учебного процесса, на летних каникулах. Всё зависит от организации, которая поможет в достижении данной цели. Участие обучающихся в реальной работе археологов, открывает большие возможности для воспитания профессиональных навыков, формирования умения работы в коллективе, развития интереса к науке. Результаты экспедиций могут быть использованы для дальнейших научно-исследовательских работ.
Таким образом, археологический кружок «Юная археология: тайны первоисточника» в своём содержании и деятельности придерживается первоначальной цели — формирование умения интерпретировать исторические источники. На протяжении всей работы кружка обучающиеся так или иначе будут взаимодействовать с источниками, смысл и значение которых предстоит растолковать по цели исследования. В ходе реализации кружка будут применяться как теоретические, так и практические работы. Содержание курса, а также методы, используемые при проведении занятий, направлены на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Средства реализации археологического кружка разнообразны, так как данная форма внеурочной работы содержит в себе большую базу для практической и теоретической работы.
Литература:
- Агибалова, Е. В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. — 3-е изд. — Москва: Просвещение, 2014. — 288 с. — ISBN: 978–5–09–070395–6. — Текст: непосрественный.
- Аналитические и методические материалы. — Текст: электронный // ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»: [сайт]. — URL: https://fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy#!/tab/173737686–7 (дата обращения: 16.04.2022).
- Вигасин, А. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. — 3-е изд. — Москва: Просвещение, 2015. — 303 с. — ISBN: 978–5–09–067830–8. — Текст: непосредственный.
-
Оценивание деятельности обучающихся, посещающих кружки дополнительного образования в школе. — Текст: электронный // Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1246»: [сайт]. URL: https://sch2246v.
mskobr.ru/files/ocenivanie.pdf (дата обращения: 07.04.2022).
- Саблина, И. В. Психолого-педагогические особенности перехода детей из начальных классов в среднее звено школы / И. В. Саблина. — Текст: электронный // Киберленинка: [сайт]. — 2013. — № 2 (18). -. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-perehoda-detey-iz-nachalnyh-klassov-v-srednee-zveno-shkoly (дата обращения: 27.04.2022).
- Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 575 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–9916–3510–3. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): источник, археологический кружок, обучающийся, Юная археология, работа, внеурочная деятельность, знание, класс, кружковая работа, кружок.
Программа работы археологического кружка
Пояснительная записка.
Главными целями и задачами работы археологического кружка являются:
- создание условий для развития всесторонне развитой личности;
- формирование духовно-нравственного мира, гражданско-патриотического воспитания детей;
- приобщение учащихся к культурно-историческому прошлому Родины, его ценностям;
- формирование здорового образа жизни;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения личности ребенка;
- профилактика ассоциального воспитания;
- укрепление психического и физического здоровья;
- формирование трудовых и жизненных навыков в новых социально-экономических условиях.
Вид программы: экспериментальная.
В кружке занимаются учащиеся 7-9 классов, то есть дети подросткового возраста. Программа рассчитана на один год.
Ожидаемые результаты:
В конце учебного года учащиеся будут обладать определенными умениями и навыками:
- определять виды археологических памятников;
- уметь их находить;
- определять виды орудий труда, уметь их классифицировать;
- описывать виды археологических памятников и зарисовывать их;
- находить памятники первобытного искусства, зарисовывать их и сканировать;
- определять типы керамики и зарисовывать их;
- составлять археологические карты;
- разводить костер, ставить палатки, ходить по азимуту, готовить пищу, оказывать первую медицинскую помощь, соблюдать правила техники безопасности в полевых условиях;
- соблюдать экологические правила поведения.
Мониторинг умений и навыков будет проводиться в условиях трудового археологического лагеря.
Итог работы кружка будет подводиться в ходе выставок, а также в пополнении экспозиции школьного историко-краеведческого музея. Результаты работы просмотрятся на районных ученических конференциях, областном конкурсе «Шаг в науку».
Программа.
Введение. (2 часа)
Что изучает наука археология? Зачем необходимо изучать жизнь людей в далеком прошлом? Виды археологических памятников. Исследователи древнего Забайкалья.
Тема 1.
Палеолит Забайкалья. (5 часов)
Периодизация, климат, флора, фауна. Орудия труда. Техника обработки камня и кости. Занятия. Поселения (Толбага, Студеное, Санный мыс, Куналей, Усть-Менза – 5, Сухотино – 4). Первые жилища. Основные занятия. Возникновение первобытного искусства. Изменение, совершенствование орудий труда.
Тема 2.
Мезолит Забайкалья. (1 час)
Занятия людей. Климат, флора, фауна. Совершенствование орудий труда. Лук. Рыболовство.
Тема 3.
Неолит Забайкалья. (5 часов)
Периодизация. Дальнейшее совершенствование обработки камня и кости. Керамика. Неолитические стоянки Приаргунья. Развитие материальной культуры. Комплексный характер хозяйства эпохи неолита. Переход от присваивающей формы хозяйствования к производящей. Неолитические погребения в Забайкалье (Шилкинская пещера, Молодовск, оз. Ножий).
Тема 4.
Бронзовый век Забайкалья. (5 часов)
Стоянки бронзового века. Зарождение металлургии. Орудия труда. Занятия. Могильники. Дворцовская культура. Культура плиточных могил. Наскальные писаницы. Наскальные рисунки.
Тема 5.
Забайкалье в период раннего средневековья. (2 часа)
Хунну. Бурхотуйская культура.
Тема 6.
Забайкалье в период монголов. (5 часов)
Занятия. Общественный строй. Чингисхан. Хирхиринское и Кондуйское городища.
Монгольские погребения.
Тема 7.
Методика исследований археологических памятников. (5 часов)
Археологическая разведка. Нахождение стоянок, городищ, погребений, наскальных рисунков. Методика проведения раскопок.
Тема 8.
Итоговые предсезонные практические занятия. (4 часа)
Установка палатки. Разведение костра. Укладка рюкзака. Хранение и приготовление пищи в полевых условиях. Экипировка юного археолога. Компас. Хождение по азимуту. Правила техники безопасности в полевых условиях. Экологические правила в полевых условиях. Захоронение пищевых отходов. Оказание первой медицинской помощи.
Учебно-тематический план:
1-2. Введение.
Тема 1. Палеолит Забайкалья.
3. Периодизация эпохи. Климат. Флора и фауна.
4. Орудия труда. Техника обработки камня. Занятия.
5-6. Палеолитические поселения Забайкалья.
7. Камеральная обработка материала.
Тема 2. Мезолит Забайкалья.
8. Изменение жизни людей в эпоху мезолита.
Тема 3. Неолит Забайкалья.
9. Усовершенствование орудий труда.
10. Изобретение керамики.
11. Неолитические стоянки Приаргунья.
12. Неолитические погребения.
13. Камеральные работы с материалом.
Тема 4. Бронзовый век Забайкалья.
14. Стоянки бронзового века.
15. Металлургия эпохи бронзы.
16. Дворцовская культура.
17. Культура плиточных могил.
18. Наскальные рисунки.
Тема 5. Забайкалье в период раннего средневековья.
19. Хунну в Забайкалье.
20. Бурхотуйская культура.
Тема 6. Забайкалье в период монголов.
21. Занятия и общественный строй.
22. Чингисхан.
23. Хирхира.
24. Кондуйское городище.
25. Монгольские погребения.
Тема 7. Методика исследований археологических памятников.
26. Археологическая разведка. Поход
27. Археологическая разведка. Поход
28-29. Нахождение археологических памятников.
30. Методика проведения раскопок.
Тема 8. Итоговые предсезонные практические занятия.
31. Установка палатки. Разведение костра. Компас.
32. Экипировка юного археолога. Рюкзак. Приготовление и хранение пищи.
33. Правила техники безопасности и экологические правила поведения.
34. Оказание первой медицинской помощи.
Методическое обеспечение программы:
- Форма занятий: теоретические занятия, экскурсии, походы, камеральная обработка подъемного материала, оформление экспозиций музея.
- Техническое оснащение занятий, дидактический материал: экспонаты музея, слайды.
- Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: поисковый, научно-исследовательский, проектный, словесный, практический, наглядный; эвристические, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, беседа.
Список методической литературы:
- Гришин Ю.
С. Памятники неолита, бронзы и раннего железного веков лесостепного Забайкалья. М., Наука, 1988.
- Кириллов И.И. Восточное Забайкалье в древности и средневековье. Иркутск, 1976.
- Ковычев Е.В. История Забайкалья. Иркутск. ЧГПИ, 1984.
- Константинов М.В. Исследователи древнего Забайкалья. Чита, 1992.
- Окладников А.П., Кириллов И.И. Юго-восточное Забайкалье в эпоху камня и бронзы. Нс., Наука, 1980.
- Рижский М.И. Из глубины веков. Восточно-сиб. кн. изд-во; 1965.
- Рижский М.И., Кириллов И.И. Очерки древней истории Забайкалья. Чита, 1973.
Список литературы для учащихся:
- Гришин Ю.С. Памятники неолита, бронзы и раннего железного веков лесостепного Забайкалья. М., Наука, 1988.
- Кириллов И.И. Восточное Забайкалье в древности и средневековье. Иркутск, 1976.
- Ковычев Е.В. История Забайкалья. Иркутск. ЧГПИ, 1984.
- Константинов М.
В. Исследователи древнего Забайкалья. Чита, 1992.
- Окладников А.П., Кириллов И.И. Юго-восточное Забайкалье в эпоху камня и бронзы. Нс., Наука, 1980.
- Рижский М.И. Из глубины веков. Восточно-сиб. кн. изд-во; 1965.
- Рижский М.И., Кириллов И.И. Очерки древней истории Забайкалья. Чита, 1973.
Введение в археологию для детей — Элементарные ресурсы по науке и истории
Этот пост может содержать партнерские ссылки. Подробнее см. в нашей политике раскрытия информации.
Список археологических ресурсов для детей . Дополните или создайте планы уроков по естествознанию и истории с помощью этого полного списка медиа-ресурсов, книг и занятий, подходящих для учащихся начальных классов. Изучаете Древний мир? Используйте эти ресурсы в качестве введения в ваши модульные исследования.
Наша учебная программа для первого класса заставляет нас углубляться в древний мир! Чтобы лучше понять все тонкости этой науки, я собрал следующие ресурсы, которые можно использовать в качестве введения в наши исследования древней истории.
Эти названия и медиа-ресурсы могут использоваться вместе с любым введением в раздел археологии и подходят для начальных классов. Некоторые материалы могут быть слишком зрелыми или слишком молодыми для вашего ребенка. Как всегда, действуйте по своему усмотрению.
Волшебный школьный автобус показывает и рассказывает: книга об археологии
От Amazon: «Ms. Фриззл и его банда отправляются в прошлое к истокам артефакта и узнают, что значит быть археологом».
Найти мероприятия Magic School Bus Shows and Tells на Scholastic.
Эпизод доступен на Prime и Netflix, 3-й сезон, 6-й эпизод.
Археология для детей: раскрытие тайн нашего прошлого, 25 заданий0008
Эта книга включает в себя игры, задания и эксперименты, которые помогут вам в ваших археологических исследованиях от первых людей до наших дней. Эта книга является отличным ресурсом для модульных исследований, включающих проекты по различным предметам: искусство, математика, естествознание и история. Посмотреть полное содержание на Amazon.
Практическая археология: практические занятия для детей
В этом заголовке представлены воспроизводимые рабочие листы и задания, предназначенные для учащихся старших классов 4–10 классов. Отличный ресурс для детей, заинтересованных в более глубоком изучении археологии. Практикуйтесь в использовании научного метода, создайте место раскопок и ведите полевые заметки для углубленного археологического опыта. См. полное оглавление на Amazon.
Археология для детей – плейлист, составленный The Homeschool Resource Room
на YouTube
Все об археологии | Nat Geo Kids Archeology Playlist
на YouTube