Лубков мпгу – Алексей Владимирович Лубков – ректор МПГУ

Алексей Владимирович Лубков – ректор МПГУ

Дорогие студенты и преподаватели
Московского педагогического государственного университета!
Уважаемые коллеги и друзья!

Приказом Министра образования и науки РФ на меня возложены обязанности ректора Московского педагогического государственного университета. МПГУ всегда являлся для меня родным домом, вузом, с которым связана вся моя судьба.

Смена руководства всегда сложный процесс в жизни любого коллектива. Надеюсь, что изменения, связанные с моим приходом на должность руководителя ведущего педагогического вуза страны, будут проходить планомерно, в деловой и уважительной атмосфере, с учетом интересов многотысячного состава студентов, преподавателей и сотрудников университета.

Главная задача, которую я ставлю сегодня перед собой и коллегами по ректорату, связана с сохранением непрерывности истории МПГУ, с развитием его славных традиций, а также с определением будущего облика нашего университета, всегда очень чутко реагирующего на запросы государственной и общественной жизни, выполняющего важную миссию в области образования, науки и культуры нашей страны на протяжении всех 144 лет истории МВЖК – 2 МГУ – МГПИ имени Ленина – МПГУ.

Действительно, МПГУ – национальное достояние России не только по его официальному статусу, но, главным образом, по той реальной роли, которую играет вуз в развитии отечественного просвещения, нашей высшей педагогической и общеобразовательной школы. Талант, подвижничество, верность профессиональному выбору и гражданская ответственность за воспитание молодого поколения  всегда отличали выпускников нашего вуза, составлявших его гордость и славу. Дальнейшее раскрытие и приумножение богатейшего потенциала первого педагогического университета страны – наш долг и основная задача.

Коллективом университета накоплен значительный опыт в деле подготовки педагогических кадров, но сегодня, в стремительно меняющемся мире – мире ХХI века, многие стороны нашей профессиональной работы требуют существенного пересмотра. Как мне представляется, нужно стремиться гармонизировать единство общекультурного, ценностно-смыслового, психолого-педагогического, фундаментально-предметного и методического компонентов в процессе подготовки будущего учителя, готовить действительно культурных, творческих и креативных людей, способных быстро и адекватно  реагировать на вызовы времени.

Вместе мы должны вернуть добрые традиции, сложившиеся в университете за почти полтора века его существования, традиции, которым мы, к сожалению, не всегда следовали и которые не всегда бережно хранили последние годы. Мы должны вернуть МПГУ статус флагмана педагогического образования страны, укрепить его лидерские позиции среди российских и зарубежных вузов.

Давайте вместе подумаем над тем, что же такое современное российское образование, каковы должны быть его перспективные модели и стратегия развития. Многомерность, глубина, неоднозначность и красота мира человека предполагает широкую дискуссию о путях развития современной российской школы, о ее реальных проблемах и повседневных заботах, о Личности Учителя и Личности Ученика. Приглашаем всех вас, дорогие коллеги, к участию в этой дискуссии, к решению этих вечных вопросов просвещения, науки, культуры. И в этом содержательном и плодотворном диалоге мы сможем найти ценные крупицы истины и наполнить ими наше новое знание о человеке, о той вселенной, которая заключена внутри его и вовне. И на этой основе нам предстоит строить педагогический университет ХХI века.

А.В. Лубков

Приказ Министерства образования и науки РФ № 12-07-03/198 от 18 ноября 2016 г. “О назначении исполняющим обязанности ректора федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет»”

Страница в Википедии

mpgu.su

Лубков Алексей Владимирович

В 1983 году окончил исторический факультет Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института имени В.И. Ленина по специальности "История" с дополнительной специальностью "Советское право" (квалификация "Учитель истории и обществознания с дополнительной специальностью советское право")

Рабочая кооперация в Октябрьской революции (февраль 1917 – ноябрь 1918 г.)

Кооперативное движение Центральной России 1907 -1918 гг.

Военно-историческая антропология
Герменевтика

Рабочая кооперация в первые годы Советской власти В сб: «Проблемы историографии и источников трех российских революций». М.: МПГУ, 1987.

Московский совет рабочих депутатов и рабочая кооперация (февраль-октябрь 1917 г.) Советы и другие общественные организации. Сборник межвузовских научных трудов. М.: МПГУ, 1989.
Первая русская перестройка. К 75-летию февральской буржуазно-демократической революции «Гласность» – 1992, № 14.
Февраль 1917: кооператоры и власть 1917 год в исторических судьбах России – М.: Прометей, – 1992 г.
М.И. Туган-Барановский о судьбах русской революции Научные труды МПГУ им. В.И. Ленина. К 120-летию основания университета. Серия социально-исторические науки. М., 1993г.
Елисеевы: династия на службе России «Российские вести» – 1993 г. 14 апреля.
Кооператоры из Кинешмы «Былое» 1993. № 7.
Революция власть и кооперация Власть и общественные организации России впервой трети ХХ столетия. – М.: Магистр, 1993.
Проблемы изучения российской кооперации в вузовском и школьном курсах истории Дискуссионные проблемы. Отечественной истории. – Арзамас, 1994 .
Российская кооперация в условиях войны и революции (1914-1918) Власть и общество России впервой трети ХХ столетия. – М.: Магистр, 1994
Война, революция и кооперация Власть и общественные организации России впервой трети ХХ столетия. – М.: Магистр, 1994.
Кооперация и русская провинция (1914-1917 гг.) Дискуссионные вопросы отечественной истории. – Арзамас, 1995.
Кооперация как фактор общественного развития Научные труды МПГУ им. В.И. Ленина. Серия социально – исторические науки. М.: МПГУ 1995.
Кооперация Центральной России в годы войны (1914-февраль 1917) Формы сельскохозяйственного производства и государственное регулирование. ХХIVсессия симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. – М.: РАН-МПГУ, 1995.
О социально-политической роли российского кооперативного движения в 1914 – 1917 гг. Исторический опыт русского народа и современность. Дом Романовых в истории России. СПб.: СПГУ, 1995.
Земство и кооперация в годы первой мировой войны Научная программа: русский язык, культура, история. Сборник материалов научной конференции лингвистов, литературоведов, фолклеристов, историков. Ч.2 – М.: МПГУ, 1995.
Образование и деятельность кооперативных комитетов 1915 г. Научные труды МПГУ им. В.И. Ленина. Серия социально – исторические науки. М.: МПГУ 1996.
Кооперация и ее воздействие на культуру сельскохозяйственного производства в начале ХХ века: шунгенский довоенный опыт Аграрные технологии в России IХ-ХХ вв. ХХVсессия симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Тезисы докладов и сообщений. М.: ИРИ РАН, 1996.
Хрестоматия по Отечественной истории (1946-1995).Учебное пособие для студентов вузов. Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина М.: Владос, 1996.
Хрестоматия по Отечественной истории (1914-1945).Учебное пособие для студентов вузов. Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина М.: Владос, 1996.
Внешкольное образование и культурно-просветительская деятельность кооперации в 1914 – 1915 гг. Научные труды МПГУ им. В.И. Ленина. Серия социально – исторические науки. М.: МПГУ 1997 г.
«Дания» костромская «Былое» – 1997 № 2
Февраль семнадцатого: революция или переворот «круглый стол» Поиск. 1997 № 9 (1-7) марта.
Русская провинция и падение самодержавия Межвузовская научная программа: «Русский язык, культура, история». Сборник материалов 2-й научной конференции лингвистов, литературоведов, фолклеристов, историков. М., 1997 г.
Война. Революция. Кооперация (Монография) М.: Прометей, 1997.
Князья Шаховские и русское освободительное движение Научные труды МПГУ им. В.И. Ленина. Серия социально – исторические науки. М.: МПГУ 1998.
Общественно-политическая позиция российской кооперации в 1917 г. Освящение событий 1917 г. в курсах отечественной истории в средней и высшей школы. М.: МПГУ, 1998.
Новейшая история Отечества . ХХ век. Учебник для вузов. Т. 1, 2. Под редакцией А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. М.: Владос, 1998 .
Кооперация и ее воздействие на культуры сельскохозяйственного производства. Аграрные технологии в России IХ-ХХ вв. ХХVсессия симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Арзамас, 1999.
Слово о коллеге и учителе (вместо предисловия) Проблемы новой и новейшей истории России: Сборник статей к 70-летию Тюкавкина. М.: Прометей, 1999 .
А.В. Чаянов об общегосударственном значении кооперации Власть и общество России впервой трети ХХ столетия. Сборник научных трудов М.-Тамбов, 1999
Российская кооперация: от реформы к революции Научная конференция: Революция и реформы в России. Исторический контекст и современное содержание. М., 1999 .
Всеобщая история: сборник типовых программ для педагогических. высших учебных заведений М., 1999.
Отечественная история: Сборник типовых программ для педагогических высших учебных заведений М., 1999 .

Медали «За трудовую доблесть»(1986,СССР)

« В память 850-летия Москвы» (1997, РФ)
Почетная грамота Министерства образования РФ (2000)
Почетный работник высшего образования РФ (2000)

mpgu.su

Лубков Алексей Владимирович

Выпускник исторического факультета МГПИ им. Ленина (ныне – МПГУ). Закончил в 1983 году. Историк, доктор исторических наук, профессор. С ноября 2016 – и.о. ректора МПГУ, с июня 2017 – ректор МПГУ.

Родился 29 октября 1960 года. Во время учебы в МГПИ был Ленинским стипендиатом, секретарем факультетского бюро ВЛКСМ и членом комитета комсомола института. Работал в стройотрядах, занимался легкой атлетикой. Закончив вуз с отличием, остался работать на кафедре истории СССР – сперва ассистентом, затем старшим преподавателем. В 1984—1987 годах был секретарем комитета ВЛКСМ МГПИ и членом Ленинского РК ВЛКСМ Москвы. Активно участвовал в организации и проведении XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1985 год).

В 1987-1990 годах учился в аспирантуре кафедры истории СССР, под руководством профессора Э.М. Щагина защитил кандидатскую на тему «Рабочая кооперация в Октябрьской революции: Февраль 1917 — ноябрь 1918 года». Работал доцентом кафедры новейшей отечественной истории. В 1991-1998 годах был деканом истфака МПГУ. В 1998 году защитил докторскую диссертацию  «Кооперативное движение Центральной России. 1907—1918 годы».

С 1998 по 2006 был проректором по научной работе МПГУ. Одновременно работал профессором кафедры новейшей отечественной истории. С 2002 по 2009 год исполнял обязанности заведующего кафедрой истории России исторического факультета МПГУ.

С 2006 года работал в Московском институте открытого образования профессором кафедры социально-гуманитарных дисциплин, затем – заведующим кафедрой и проректором. С сентября 2013 года по август 2014 года был проректором МПГУ, затем  вернулся в МИОО на должность советника при ректорате. В сентябре 2016 года перешел на работу в Министерство образования и науки Российской Федерации на должность заместителя директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования. В ноябре 2016 был назначен на должность и.о. ректора МПГУ.

Автор больше сотни научных трудов, статей, учебников и книг, в том числе – книги из серии ЖЗЛ «Князь Шаховской: путь русского либерала». Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Награжден медалями «За трудовую доблесть» и «В память 850-летия Москвы», а также почетной грамотой Министерства образования РФ.

mpgu.su

Алексей Лубков: С чувством ответственности...

Алексей Владимирович Лубков родился в Москве, на Марксистской улице, 29 октября 1960 года в День рождения комсомола. Он любит шутить по этому поводу, говоря, что такое стечение обстоятельств не случайно и определило судьбу: в институте стал комсомольским вожаком. «У меня остались воспоминания о старой, двухэтажной Москве, Таганке, Новоспасском монастыре, саде Прямикова…» Вырос в Сокольниках, в доме напротив корпуса нынешнего геофака. Учился в обычной школе, занимался спортом — всё, как у ребят, рожденных в начале 60-х. В детстве и юности обрел друзей, с которыми до сих пор поддерживает отношения. Друзьями он богат — из школьных, студенческих, преподавательских лет. И дружить умеет.

— Что привело Вас в МГПИ им. В.И. Ленина?

— Мои учителя, выпускники МГПИ — учительница физики Надежда Сергеевна Чиграй и учительница истории Надежда Викторовна Гаража — посоветовали поступать в Ленинский педвуз.

— Какой была Ваша студенческая жизнь?

— Истфак тогда находился в главном корпусе на Пироговке вместе с филфаком. Истфак был дружным, все друг друга знали. Я, учась на первом курсе, знал всех старшекурсников. Поступил я в 1978 году. И на первой же лекции, которую читал Аполлон Григорьевич Кузьмин, он высказал такую мысль: история — это наука, и не правы те, кто считает, что между двумя спорящими истина находится посередине. Посередине, сказал он, находится проблема. Задача историка — эту проблему решить и найти истину. Без диалектики, без ценностного от- ношения, без моральной составляющей, как бы сейчас сказали — аксиологического подхода, — истину искать бесполезно. Уже тогда это было актуально, хотя многие считали, что этот подход противоречит неким классовым, жестким марксистским установкам. У Аполлона Григорьевича был кружок «История общественной мысли России», очень интересный, объединявший студентов разных курсов. Аполлон Григорьевич много ездил с нами на экскурсии в разные города. А сам кружок был интеллектуальной дискуссионной площадкой для формирования будущих историков и понимания истории через любовь к отечеству. Понимания без любви не бывает.

— На какую тему писали диплом?

— Тема моего диплома — «Рабочая кооперация в восстановительный период 1921–1925 гг.». Первым моим научным руководителем, моим учителем и духовным наставником был Аполлон Григорьевич Кузьмин, выдающийся русский историк. Кандидатскую диссертацию писал у Эрнста Михайловича Щагина о рабочей кооперации периода российской революции 1917 года. Эрнст Михайлович Щагин, Аполлон Григорьевич Кузьмин, Виктор Григорьевич Тюкавкин и Александр Федотович Киселев сыграли большую роль в моей судьбе.

— Вы были комсомольским вожаком. В те времена ими становились самые разные люди. Но в вузовские лидеры избирались яркие, неординарные личности, способные повести за собой. Вы стали именно таким лидером…

— В свое время я был комсоргом, возглавлял факультетское бюро ВЛКСМ, а с третьего курса — Ленинским стипендиатом, что накладывало определенные обязательства, поскольку до самого окончания института я не имел для себя права сдать на четверку, поэтому всегда готовился ко всем экзаменам.

— Однако «ботаном» Вы не были…

— У нас даже такого понятия не было. Как не было и предвзятого отношения к студентам-отличникам, поскольку таких на истфаке было большинство.

— 80-е годы — время стройотрядов. Чем были они для Вас?

— Стройотряды — это был огромный положительный опыт. Школа жизни. Первый мой стройотряд — 79-й год, мы в Люблино были дорожными рабочими. Тяжелая физическая работа. Но именно благодаря ей наш курс состоялся как студенческий коллектив. В 80-м году я стал комиссаром студенческого отряда в Горках Ленинских, командиром был мой товарищ по курсу Дмитрий Ростиславлев, ныне директор Института права в городском педуниверситете. В этом отряде работали такие, ставшие известными в московском образовании люди, как Леонид Наумов, директор педагогической гимназии на Преображенке, и ушедший, к сожалению, рано из жизни Евгений Маркелов, основатель школы «Интеллектуал». Очень интересный в человеческом отношении был отряд. Мы тогда рыли траншею, причем очень интенсивно, но неудачно. На наших глазах ее потом зарыли. Это было бы смешно, если бы потом многие ребята не сказали, что это отражение всей нашей советской хозяйственной системы. Собирались устраивать забастовку. И я, как мог, пытался их убедить в том, что это не так: что бы мы ни делали, мы все равно делаем себе и стране во благо.

В 81 году наш факультетский отряд «Прометей» в Нахабино во внутривузовском конкурсе ССО занял 1 место. Там мы устроили большое представление, связанное с революционным движением на Кубе и посвященное 25-летию высадки с «Гранмы» и 20-летию отражения вторжения на Плайя-Хирон. Очень яркая была постановка. У меня сохранились выпуски газеты «Ленинец» о ней. Я говорю это, и такое впечатление, что это было даже не вчера, а сегодня утром. Потому что все это в памяти очень живо, и все мы пребываем в этом времени. Хотя, конечно, задерживаться в молодости хорошо, но и взрослеть надо вовремя. В 80-м году выезжали и на картошку. Сформировался большой студенческий отряд: историки, химики, ребята с биолого-химического. Там мы познакомились с Игорем Жигаревым, ныне доктором биологических наук, заведующим кафедрой зоологии и экологии МПГУ. До сих пор мы встречаемся с нашим курсом. Последний раз — в 13-м году здесь, на Пироговке. Очень многие из нас оказались верны педагогической профессии, школе, истории как науке и жизненному призванию.

— Вы окончили институт с красным дипломом…

— «Сегодня студент-отличник — завтра отличный учитель», — написала про меня редактор «Ленинца» Валентина Александровна Славина. Но получилось так, что я был распределен на кафедру истории СССР (советского периода) ассистентом. Через год, в 84-м, меня избрали секретарем комитета комсомола МГПИ им. В.И. Ленина. Мне было 23 года. А в комсомольской организации — 10 тысяч человек. И нужно было учиться руководить таким коллективом. Боевое, горячее время. Мы готовились к XII фестивалю молодежи и студентов в Москве. И нас, секретарей вузовских комитетов комсомола столицы, горком комсомола отправил на учебу с отрывом от работы на месяц. Мы все подружились тогда и общаемся до сих пор Три года я избирался секретарем комитета комсомола, а потом ушел в аспирантуру.

— Вы много лет работали в МПГУ, но в 2006-м покинули родные стены. Почему?

— Мои отношения с ректором Виктором Леонидовичем Матросовым переживали определенный кризис, и мой уход во многом был продиктован моральными соображениями.

— А что Вы испытали, когда вынуждены были уйти из университета?

— Это был момент определенной переоценки ценностей. Сразу прекратил звонить телефон. Остался очень узкий круг общения — после того широкого круга, который был. И тут поступило предложение от Алексея Львовича Семенова, за что я ему благодарен.

— И Вы перешли на работу в МИОО?

— Да, и работал там проректором в течение семи лет.

— А потом вернулись в альма-матер.

— В 2013 году разразился скандал с диссергейтом. Матросов был уволен. Встал вопрос о преемнике. В том числе обсуждалась и моя кандидатура. Я встречался с Д.В. Ливановым. Позднее возникла кандидатура Алексея Львовича Семенова, и он пригласил меня в новый состав ректората.

— Но через год Вы снова ушли…

— Да, такая драматургия. Мы разошлись с Семеновым в подходах, тактике и стратегии развития университета, в оценке ситуации и перспективе. Я выступал на Ученом совете, на конференциях, говорил, что главное — уметь вести диалог. Но диалог оказался невозможным.

— В последующие два года Вы сосредоточились на научной и публицистической деятельности. С большим интересом читала Ваши статьи, слушала Ваши выступления на радио и телевидении об истории нашей страны, ее культуре, в особенности о кинематографе и творчестве Андрея Тарковского.

— Да, это были интересные годы, время раздумий и обретения новой темы, связанной с исследованием жизни и деятельности выдающегося русского политического мыслителя, публициста и просветителя Михаила Никифоровича Каткова.

— Какова же Ваша программа на посту ректора? Обращение к традиционным, консервативным ценностям?

— И не только к ним, но и ко всему позитивному, что сегодня следует актуализировать.

— В каком состоянии Вы приняли МПГУ?

— Увы, в кризисном финансовом состоянии, о чем говорилось на Ученом совете еще до моего назначения. Отдельного разговора заслуживает вопрос о содержании образования. Вернее, о восстановлении содержания. Главным предметом наших расхождений с А.Л. Семеновым было, как известно, различное понимание практико-ориентированности учебного процесса, того, что подразумевается под его профилизацией. А также того, как мы ретранслируем опыт, в том числе зарубежный, и пытаемся внедрить его на практике в российских условиях.

— Меня, как преподавателя, интересует, будут ли нам возвращены часы на профилирующие предметы? У меня, например, полностью «слетела» история русской литературы на первом курсе, которая всегда была в учебном плане.

— Мы будем обязательно пересматривать учебные планы, приводить их в порядок, в соответствие с ФГОСами и с тем, что предполагает сохранение фундаментальной предметной подготовки учителя, которая за эти годы, увы, была утрачена.

— А что будет меняться в психолого-педагогических основаниях обучения в МПГУ?

— Психолого-педагогическая составляющая подготовки учителя была, есть и будет одной из определяющих. Просто одно другому нельзя противопоставлять. Сама предметная подготовка учителя-историка или учителя-филолога без этих психолого-педагогических аспектов, обращенных к основам развития личности, невозможна.

— С какими чувствами Вы вернулись в альма-матер?

— С противоречивыми. Но в основном — с чувством ответственности, благодарности за высокое доверие. И с радостью возвращения в родной дом.

— А сейчас блиц-интервью. Ваш любимый фильм?

— «Мама вышла замуж» Виталия Мельникова и все фильмы Андрея Арсеньевича Тарковского.

— Любимый поэт?

— Заболоцкий.

— Любимая книга?

— «Братья Карамазовы».

— С каким литературным героем себя ассоциируете?

— С братьями Карамазовыми. Со всеми. И немного с Грушенькой (шутка).

— Даже со Смердяковым?

— В каждом из нас есть бездны и омуты…

— А для меня Вы всегда Дон Кихот…

— Спасибо, хотя сейчас разумней быть Санчо Панса.

Беседовала Наталья Богатырёва,

фото Евгении Вялкиной

Газета “Педагогический университет”

mpgu.su

На Конференции работников и обучающихся ректором МПГУ избран Алексей Владимирович Лубков

23 мая 2017 года в Московском педагогическом государственном университете состоялась Конференция работников и обучающихся по выборам ректора на альтернативной основе. По результатам тайного голосования на должность ректора Университета был избран исполняющий обязанности ректора Алексей Владимирович Лубков.

Участников Конференции проинформировали об итогах работы комиссии по выборам ректора и о кандидатурах на пост ректора МПГУ, выдвижение которых началось 20 марта 2017 года. Всего было выдвинуто три кандидата: от Ученого совета Института физики, технологии и информационных систем (ИФТиС) был выдвинут директор института, доктор педагогических наук, профессор Дмитрий Аркадьевич Исаев, от Ученого совета математического факультета – проректор по административной политике, доктор педагогических наук, профессор Сергей Дмитриевич Каракозов и от Ученого совета МПГУ был выдвинут исполняющий обязанности ректора, член-корреспондент Российской академии образования, доктор исторических наук, профессор Алексей Владимирович Лубков. Министерством образования и науки РФ были согласованы две кандидатуры – Д.А.Исаева и А.В.Лубкова.

В своем выступлении кандидат на должность ректора Дмитрий Аркадьевич Исаев сделал акцент на развитие нового качества МПГУ в рамках разработанной Концепции развития Университета на период 2017-2020 годов. Именно сочетание традиций, новаторского подхода и учет вызовов современности позволят создать, по его мнению, инновационную образовательную модель педагогического университета, призванную обеспечить опережающее развитие российского образования и общества в целом. Развитие проектной деятельности, активное вовлечение студенчества в научную жизнь вуза должны стать одними из основных векторов развития, которые и позволят МПГУ перейти в новое качество.

Представляя свою программу, Алексей Владимирович Лубков предложил комплексный подход к инновационному развитию МПГУ, предполагающий, в частности, широкое вовлечение Университета в различные формы партнерства с государственными и общественными организациями, сферой бизнеса. Он особо отметил необходимость для МПГУ инициирования и участия в проектах регионального и федерального масштаба.

Говоря о развитии инфраструктуры Университета, А.В. Лубков рассказал о проработке вопросов, связанных со строительством новых объектов, в том числе отвечающих мировым стандартам спортивных сооружений и научных площадок.

Кроме того, А.В. Лубков заявил о планах по увеличению внебюджетных доходов вуза до 50–60% к 2022 году, о намерении поставить вопрос о повышении заработной платы и статуса научных и научно-педагогических работников вуза, всемерно поддерживать молодых ученых и преподавателей, развивать сотрудничество с высокотехнологичными компаниями, структурами РАО и РАН, ведущими зарубежными учеными. Большое внимание в программе кандидата было уделено и работе по формированию гражданственности, патриотизма и семейных ценностей, а также повышению уровня  духовно-нравственной культуры обучающихся во взаимодействии с РПЦ и другими традиционными для нашей страны конфессиями.

Из 134 присутствовавших на Конференции делегатов «за» кандидатуру Алексея Владимировича Лубкова проголосовали 130, «за» кандидатуру Дмитрия Аркадьевича Исаева – 2. Недействительными были признаны 2 бюллетеня. Результаты голосования были с одобрением встречены Конференцией. «Считать Лубкова Алексея Владимировича избранным ректором Московского педагогического государственного университета», – подвел итог председатель Конференции, первый проректор МПГУ Виктор Павлович Дронов.

В ответном слове А.В.Лубков горячо поблагодарил всех участников и гостей Конференции, представителей профессорско-преподавательского состава, студенчества за оказанные ему доверие и поддержку. «Уверен, что мы все будем честно служить нашему родному Университету и сделаем все, чтобы он вышел на новый виток развития, достигнув обозначенных сегодня целей. Надеюсь на ваш талант, ваши чувства, вашу поддержку, вашу любовь к Университету, на верность его замечательным традициям». Он также выразил благодарность всем организаторам Конференции по выборам ректора на альтернативной основе, а также положительно охарактеризовал инициативы Дмитрия Аркадьевича Исаева и его видение перспектив развития вуза.

Отдельно А.В.Лубков отметил своих школьных и университетских педагогов, сыгравших в его жизни очень важную роль. Особые слова благодарности А.В. Лубков выразил Министру образования и науки Российской Федерации Ольге Юрьевне Васильевой, которая, по его словам, оказала ему высокое доверие, поручив возглавить осенью 2016 года коллектив ведущего педагогического вуза России.

Благодарственное слово А.В. Лубкова в ответ на поздравления с избранием ректором МПГУ

 

Правительственная телеграмма от Первого заместителя Управляющего делами Президента Российской Федерации Н.П. Аброськина

Правительственная телеграмма от первого заместителя руководителя фракции ВПП «Единая Россия», депутата ГД ФС РФ И.К.Исаева и заместителя руководителя аппарата фракции ВПП «Единая Россия» в Государственной думе В.А.Синяева (от 05.07.2017)

Правительственная телеграмма от первого заместителя руководителя фракции ВПП «Единая Россия», депутата ГД ФС РФ И.К.Исаева и заместителя руководителя аппарата фракции ВПП «Единая Россия» в Государственной думе В.А.Синяева (от 24.05.2017)

Правительственная телеграмма от депутата Государственной думы, члена Комитета Государственной думы по образованию и науке А.Силанова

Правительственная телеграмма от депутата Государственной думы Г.А. Балыхина

Правительственная телеграмма от Председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, депутата Мосгордумы Драгункиной Зинаиды Федоровны

Поздравление от Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия митрополита Волоколамского Илариона

Поздравление от Архиепископа Верейского, ректора Московской государственно академии, Председателя учебного комитета Русской Православной Церкви Евгения

Поздравление от Министра образования и науки Донецкой Народной Республики Кушакова М,Н.

Поздравление от Председателя Всероссийской политической партии «Женский диалог»

Поздравление от директора Дербентского филиала МПГУ

Поздравление от коллектива Ставропольского филиала МПГУ

Поздравление от ректора Томского государственного педагогического университета

Поздравление от и.о. ректора Глазовского государственного педагогического института имени В.Г. Короленко

Поздравление от ректора Новосибирского государственного педагогического университета

Поздравление от Президента Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена

Поздравление от ректора Оренбургского государственного педагогического университета

Поздравление от ректора Московского социально-педагогического института

Поздравление от ректора Московского городского педагогического института

Поздравление от ректора Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева

Поздравление от ректора Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого

Поздравление от ректора Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина

Поздравление от ректора Владимирского государственного университета

Поздравление от ректора Государственного социально-гуманитарного университета

Поздравление от ректора Белгородского государственного национального исследовательского университета

Поздравление от и.о. ректора Шадринского государственного педагогического университета 

Поздравление от ректора Казахского национального педагогического университета имени Абая

Поздравление от ректора Армянского государственного педагогического университета имени Хачатура Абовяна

Поздравление от ректора ВПУ Дин Дэкэ

Поздравление от директора Российского государственного архива социально-политической истории

Поздравление от президента АО “Управляющая компания “Просвещение” В.И.Узуна

 

mpgu.su

Мы стараемся работать на опережение

Московский педагогический государственный университет, старейший педвуз страны, 1 ноября отмечает свой 145‑летний юбилей. Если посмотреть на Главный корпус МПГУ сверху, то его архитектура напоминает веер времени, и это не случайно – история и современность переплелись здесь так тесно, что стали неотделимыми друг от друга. Девиз университета: «Верен традициям, открыт инновациям». Накануне юбилея мы встретились с его ректором доктором исторических наук, профессором, членом-корреспондентом РАО Алексеем ЛУБКОВЫМ, чтобы поговорить не только о славном прошлом, но и о настоящем, с его вызовами и проблемами, о главных трендах развития педагогического образования.

– Алексей Владимирович, 145 лет назад все началось с женских курсов, МВЖК. Как менялся за эти годы университет и что осталось, несмотря на ход времени, неизменным?
– Идея основать Московские высшие женские курсы принадлежала Владимиру Ивановичу Герье. С одобрения Александра II он учредил МВЖК. В 1872 году это, безусловно, было, как сейчас бы сказали, инновацией. Впервые женщины могли получить полноценное высшее университетское образование, до этого у них были лишь закрытые пансионы и институты, каким был, к примеру, Смольный. Проект запускали при поддержке Сергея Михайловича Соловьева, который в то время был ректором Московского императорского государственного университета, он же стал и попечителем Высших женских курсов. Общее направление движения нашей либерально-консервативной интеллигенции заключалось в том, чтобы через просвещение, через культуру направить молодежь в русло национально-государственных традиций, оторвать от радикальной линии нигилистов. А вообще миссия университета во все эпохи – отзываться на запросы времени, задачи, стоящие перед государством и обществом.
– И эта миссия была возложена на людей исключительных…
– Да, и мы об этом никогда не забываем. Одним из ведущих преподавателей на курсах стал Василий Осипович Ключевский, предложивший курсисткам свой цикл лекций по русской истории, ставший впоследствии очень популярным изложением отечественной истории и среди специалистов, и среди простых почитателей, и среди любителей древностей России.
К сожалению, в 1905 году на фоне революционных потрясений Герье был вынужден уйти со своего поста, директором был избран Владимир Иванович Вернадский. Он не смог приступить к своим обязанностям, так как в это время скончался недавно избранный ректор Московского императорского университета князь Трубецкой, и Вернадского пригласили проректором в университет. Тем не менее Вернадский преподавал на МВЖК вплоть до 1911 года. Здесь был открыт его минералогический кабинет. И тогда директором стал выдающийся механик и математик Сергей Чаплыгин, построивший замечательный Главный корпус университета. И еще немного об именах: в нашем вузе изначально развивалась высокая наука. В 20‑е годы прошлого века тут сложилась очень мощная школа психологов, педагогов, философов. Достаточно сказать, что здесь преподавали Лев Семенович Выготский и Густав Густавович Шпет, именно в это время в наш университет впервые пришел работать Алексей Федорович Лосев. Его деятельность – это отдельная страница в истории университета. С 1944 по 1988 год Алексей Федорович работал на кафедре общего языкознания, именно здесь он писал свои выдающиеся произведения «История античной эстетики», «Эстетика Возрождения», переводил Аристотеля, Платона, отцов Церкви… В его лице была представлена очень мощная религиозная отечественная философия, у истоков которой находился и Владимир Сергеевич Соловьев – сын Сергея Соловьева, при участии которого создавался вуз. Таким образом, все переплелось, круг замкнулся…
– Алексей Владимирович, в чем, на ваш взгляд, выражается непрерывность истории?
– Боюсь, что полный ответ на этот вопрос будет сродни философскому трактату. А я бы хотел сделать акцент на человеческом аспекте непрерывности, ведь дело не только в отношении к материалу, в преемственности школ, в умении видеть глобальные тенденции. Это и отношение к личности учителя и личности ученика. Технологии технологиями, но главное – человек. На мой взгляд, сегодня существует технократический крен, который не всегда правомерен. Здесь нужно соблюсти очень тонкую грань между технократизмом и тем, что мы называем развитием личности человека. Это не значит, что мы должны отказаться от информационной среды, от того, что дает нам цифровая школа, и от многих других инноваций, без которых нельзя представить современное образование. Нужно не противопоставлять эти стороны, а гармонизировать и синтезировать их, при этом акцент все-таки должен быть сделан на развитие личности человека. Кстати, это позволит учителю быть креативной личностью…
– Наверное, благодаря такому видению, такому отношению к персоне учителя МПГУ всегда оставался своего рода центром свободомыслия…
– Да, сюда приходили люди, которые не могли по тем или иным причинам продолжить свою карьеру в системе Академии наук СССР, которые в какой-то степени были оппозиционерами. Свободомыслие также проявилось и в таком культурном феномене, как авторская и бардовская песня, которая зародилась именно здесь в 50‑е годы. У нас учились и творили Юрий Визбор, Ада Якушева, Юлий Ким, Юрий Ряшенцев, Вероника Долина, Борис Егоров… Атмосфера свободомыслия была в университете всегда, и это несмотря на то что руководители были разные. Так, к примеру, одно время вузом руководил Сергей Поликарпов, который в конце 50‑х годов возглавлял отдел культуры ЦК КПСС. Так вот, он знаменит тем, что громил Бориса Пастернака. По иронии судьбы именно у нас в 2005 году снимался фильм режиссера Прошкина «Доктор Живаго». Я это объясняю тем, что, наверное, где-то там наверху встретились Поликарпов и Пастернак и договорились между собой. Думаю, Пастернак простил Поликарпова.
– Принципиально, что в течение всех этих лет педагогическое образование было для вас приоритетом даже тогда, когда многие педвузы сменили свой профиль и стали называться классическими университетами.
– Да, была такая мощная волна, и если раньше в России насчитывалось свыше 100 педвузов, то сейчас их осталось чуть более 50. Думаю, это было связано не столько с принципиальной позицией этих вузов, сколько с их желанием выжить в новых реалиях. Поэтому правильное решение приняла министр образования и науки Ольга Васильева, когда сказала, что педобразование должно быть приоритетом в работе Минобрнауки РФ. То, что мы остались педагогическим университетом в сложные времена, во многом заслуга и тогдашнего ректора Виктора Леонидовича Матросова. Он немало сделал, чтобы сохранить педобразование.
– В Москве помимо МПГУ педагогов готовят МГПУ, Московский государственный психолого-педагогический университет. Можно ли говорить о конкуренции между вами на образовательном рынке?
– То, что существует конкуренция, – это хорошо. Но все-таки, на мой взгляд, будущее московской системы педагогического образования не в конкуренции, а в кооперации сил. Мы в любом случае остаемся федеральным вузом и готовим педагогов для всей страны. Кстати, у нас были наиболее высокие показатели ЕГЭ в этом году по всем программам педагогического образования. Так, к примеру, на специальность «русский язык» проходной балл был 273, в целом по педагогическим специальностям средний балл ЕГЭ составил 78,6, в то время как в 2016‑м было 76,5 балла. Даже на внебюджет прием в этом году был превышен в 2 раза, то есть эти ребята со своими баллами могли пройти в другие вузы, но они осознанно пошли к нам. Эти цифры говорят сами за себя. Динамика позитивная, но ее нужно закрепить.
– Сегодня образование переживает системный кризис. Как справиться с вызовами времени и каковы, на ваш взгляд, основные тренды в педобразовании?
– Среди важных трендов – информатизация школы. Мы должны глубоко разобраться в том, что мы называем медиаобразованием. Так, в МПГУ есть целый Институт журналистики, коммуникаций и медиа­образования. Мы не просто пытаемся дать ребятам навыки работы в информационной среде, но и показать угрозы, существующие прежде всего на ментальном уровне. Кроме того, мы должны обратить особое внимание на детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь мы работаем в тесной кооперации с Московским психолого-педагогическим университетом и Центром образования Евгения Ямбурга, развиваем такое понятие, как «госпитальная педагогика». Очень важным сегодня является также дополнительное образование. Среди важнейших трендов нашего времени – воспитательная работа. В частности, мы создали общефедеральный центр методической подготовки вожатых. Это сегодня очень востребовано в обществе и стране в целом.
Кроме того, ведем большую работу с учителями русского языка в странах СНГ и во всем мире, сотрудничаем с «Русским миром» и Россотрудничеством, недавно завершили пилотный проект в Чеченской Республике по повышению квалификации учителей русского языка.
Отдельная тема – взаимодействие с РПЦ и нашими традиционными конфессиями. В этом году в МПГУ была открыта кафедра теологии, которую 19 октября посетил митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Иларион. Было подписано соглашение о сотрудничестве между МПГУ и Общецерковной аспирантурой и докторантурой.
– Алексей Владимирович, какие проблемы сегодня в педобразовании нужно безотлагательно решать?
– Необходима корреляция наших стандартов, имеются в виду стандарт общего образования, стандарт пед­образования и профессиональный стандарт учителя. Пока что они направлены в разные стороны. Нужно увязать все эти стандарты воедино.
Кроме того, среди первостепенных задач – создание на базе педуниверситетов центров непрерывного педагогического образования. Сегодня наши педвузы и система последипломного образования – ИПК и ИРО – как разбегающиеся галактики. Если мы хотим сохранить единое образовательное пространство страны, то без центров непрерывного пед­образования не обойтись. Через них можно продвигать и НСУР – Национальную систему учительского роста. Чтобы решить эти задачи, необходимо отказаться от узкоклановых амбиций и понять одно: наступило время консолидации сил.

Досье «УГ»

Алексей Владимирович Лубков родился 29 октября 1960 года в Москве. В 1978 году поступил на исторический факультет МПГУ. После окончания с отличием альма-матер Лубков остался на факультете на кафедре истории СССР, избирался секретарем комитета ВЛКСМ, в 1990 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1998 году – докторскую. Избирался деканом истфака МПГУ, в последующие годы (1998‑2006) работал проректором по научной работе МПГУ. Реализовывал совместные научные программы с РАН и РАО. В 2006 году Алексей Владимирович перешел в Московский институт открытого образования, 8 сентября 2016 года приглашен на должность заместителя руководителя Департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ. 23 мая 2017 года избран ректором МПГУ.

От редакции

Мы поздравляем коллектив МПГУ и лично Алексея Владимировича Лубкова с 145‑летним юбилеем МПГУ. Творческих открытий и верности традициям!
«Учительская газета», №44 от 31 октября 2017 года

mpgu.su

Ректором главного педуниверситета страны станет Алексей Лубков

Алексей Лубков. Фото: mioo.ru

 

Как выяснили «Известия», во вторник, 22 ноября, в должность ректора Московского педагогического государственного университета (МПГУ), бывшего Ленинского, официально вступит выпускник исторического факультета вуза Алексей Лубков.

Этому предшествовали череда скандалов и затяжная война, которая перешла в финальную фазу во время совещания 12 октября у министра образования и науки Ольги Васильевой. Тогда еще замдиректора департамента госполитики в сфере высшего образования Алексей Лубков выступил с резкой критикой действующего ректора Алексея Семенова, проработавшего в должности три года. Стоит напомнить, что в министерство Лубкова позвала Васильева. До назначения он работал проректором МПГУ и уволился из-за конфликта с Семеновым.

Академик РАН и РАО Алексей Семенов был назначен ректором МПГУ в 2013 году по приказу бывшего министра образования Дмитрия Ливанова. До этого руководителем вуза более 25 лет был Виктор Матросов, которого уволили из-за скандала с фальшивыми диссертациями. Вскоре после увольнения Матросов умер.

Лубков говорил на совещании не только и не столько о работе ректора, сколько о существе педагогики, о том, как нужно учить и куда в настоящее время двигается университет. Выступал он очень аргументированно и убедительно и критиковал академика Семенова за то, что тот «готовит универсального педагога, а не педагога-предметника» и из-за этого вуз теряет позиции.

Именно на этом совещании 16 октября, как говорят источники «Известий» в Министерстве образования и в вузе, было принято окончательное решение о смене руководителя педуниверситета.

Увольнение Алексея Семенова с должности ректора не стало неожиданностью для специалистов. Его работа давно уже вызывала вопросы, и приход нового министра только ускорил процесс.

В 2014 году между Семеновым и частью преподавательского состава университета возник конфликт, после которого была назначена министерская проверка. Вслед за этим произошла и смена ректора в педагогическом университете Петербурга.

Быстро уволить Алексея Семенова не удалось. Действующий ректор взял длительный больничный, и революцию отложили.

О причине увольнения Семенова в министерстве говорят довольно обтекаемо. В заявлении пресс-службы указано, что ректор освобождается от исполнений обязанностей «в первый рабочий день после окончания периода его временной нетрудоспособности».

Справка «Известий»

56-летний Алексей Владимирович Лубков родился в Москве. Доктор исторических наук (1998), профессор.

Учился с 1978 по 1983 год на историческом факультете МГПИ имени Ленина, который окончил с отличием. Во время студенчества был Ленинским стипендиатом, секретарем факультетского комсомола, членом комитета комсомола института.

С 1983 года работал на кафедре истории СССР (советский период) ассистентом, старшим преподавателем. В 1984–1987 годах был секретарем комитета ВЛКСМ института и членом Ленинского РК ВЛКСМ Москвы. Принимал активное участие в организации и проведении Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1985).

После учебы в аспирантуре в 1990 году под руководством профессора Эрнста Щагина защитил кандидатскую диссертацию на тему «Рабочая кооперация в Октябрьской революции: Февраль 1917 — ноябрь 1918 года (По материалам Центрального промышленного района России)».

После защиты диссертации работал доцентом кафедры новейшей отечественной истории. С июня 1991 по октябрь 1998 года был деканом истфака МПГУ. В 1998 году защитил докторскую диссертацию на тему «Кооперативное движение Центральной России. 1907–1918 годы». После защиты диссертации по июль 2006 года был проректором по научной работе — первым проректором МПГУ. Одновременно работал профессором кафедры новейшей отечественной истории. С 2002 по 2009 год — и.о. завкафедрой истории России истфака МПГУ.

С 2006 года работал в Московском институте открытого образования (МИОО) профессором кафедры социально-гуманитарных дисциплин, с сентября 2012-го — заведующий кафедрой. Параллельно по август 2013 года был проректором МИОО.
С сентября 2013 по август 2014 года — проректор Педагогического государственного университета. После конфликта с ректором Семеновым вернулся в МИОО в должность советника при ректорате.

С сентября 2016 года перешел на работу в Министерство образования и науки Российской Федерации на должность заместителя директора департамента государственной политики в сфере высшего образования.

Информация с сайта Известия

mpgu.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о