Лучшие музыкальные университеты мира – Опубликован рейтинг лучших музыкальных университетов мира 2019 года

Содержание

5 лучших музыкальных школ в Европе — T&P

«Теории и практики» выбрали лучшие музыкальные школы в Европе и попробовали разобраться в их плюсах и минусах: музыкальный лейбл в Королевской академии музыки, выдающаяся программа для гобоистов в Париже, световые колодцы в Амстердаме и фольклор в Венгрии.

Великобритания

Эта академия, расположенная в самом центре Лондона, неподалеку от Риджентс-парка, — старейшая из английских музыкальных школ, она существует с начала XIX века. При этом сегодня вуз выглядит вполне современно: здесь есть прекрасно оборудованная студия звукозаписи (у школы есть свой музыкальный лейбл), несколько концертных и около сотни репетиционных залов, театр.

Помимо академических исполнительских программ обучения, есть также джазовые и театральные. Академия известна в музыкальных кругах своими оперными и вокальными программами. Надо отметить, что среди длинного списка именитых вокалистов-выпускников есть и поп-музыканты, например Энни Леннокс и Элтон Джон.

Стоимость года обучения по бакалаврским и магистерским программам составляет для иностранных студентов около 20 тысяч фунтов. Доктором стать дешевле — нужно около 12 тысяч фунтов в год. Не стоит забывать и про дорогую английскую жизнь — по оценкам университетской администрации, за год придется потратить около 11 тысяч фунтов. Впрочем, как и в большинстве других мест, самым талантливым полагаются стипендии. Они назначаются после вступительного прослушивания, а в дальнейшем — по итогам годовой успеваемости. У всех студентов есть возможность зарабатывать концертированием и подработками в качестве административного персонала на концертах.

Парижская консерватория — старейшая в Европе светская музыкальная школа, которая была основана в 1784 году на базе Королевской школы пения и декламации. Консерватория многократно присоединяла к себе другие вузы, и сейчас здесь учат не только музыкантов, но и танцоров.

В школе есть все основные музыкальные специальности, а славится она преимущественно высоким уровнем преподавания в классах духовых инструментов, особенно гобоя. Свою школу преподавания по этому инструменту создал здесь знаменитый французский гобоист Морис Бург.

Обучение в парижской консерватории бесплатное, а потому конкурс на поступление просто огромный и пройти его очень тяжело. Впрочем, здесь, как и везде, главное — понравиться преподавателю на прослушивании. Многие, в том числе и абитуриенты-французы, предпочитают отучиться вначале в одной из французских региональных консерваторий (они являются чем-то вроде российских колледжей), а уже потом поступать в национальную — так пройти туда проще.

Помимо стипендии, здесь можно ежемесячно получать возврат денег, потраченных на жилье. Впрочем, сумма фиксированная и не зависит от места проживания. Те, кому удается поселиться в общежитии — большие счастливчики, так как суровое законодательство Франции, касающееся аренды, значительно усложняет студентам процесс поиска квартиры.

  • Консерватория Амстердама

Нидерландская консерватория — самый молодой вуз в списке, она была создана в 1994 году, после ряда слияний с другими школами искусств. В 2008-м консерватория переехала и оказалась практически на вокзале. Защищая профессоров и студентов от шума поездов, архитекторы построили великолепное модернистское здание со стеклянными галереями и световыми колодцами — все это с идеально продуманными акустическими свойствами каждого зала.

Впрочем, школа может похвастаться не только архитектурой и интерьером — спектр исполнительских программ здесь чрезвычайно широк: от ранней музыки и классики до джаза и поп-музыки. Тем не менее больше всех повезло, пожалуй, студентам, изучающим именно раннюю музыку. Они не только могут заниматься на подлинных исторических инструментах, но и учатся согласно традиции, созданной Густавом Леонхардтом — самым знаменитым в мире исполнителем музыки барокко. Он скончался в 2012 году, а до этого лично преподавал в академии Амстердама, а также в Гарварде.

Студенты, не знающие немецкого языка, могут смело поступать сюда — количество англоязычных программ сопоставимо с числом немецкоязычных. Впрочем, для желающих есть и курс немецкого. Стоимость года обучения на бакалаврских и магистерских программах в консерватории составляет 4,5 тысячи евро. На стипендиальные программы здесь можно не рассчитывать, но для талантливых студентов предусмотрены гранты, покрывающие частично или полностью стоимость обучения.

Венский университет был создан по образу и подобию Парижского в начале XIX века. В начале своей жизни он состоял всего из одного факультета — певческого, а возглавлял его тогда хороший композитор с плохой «легендой» — Антонио Сальери. Сегодня Венский университет один из крупнейших музыкальных вузов Европы, в год он выпускает около 3 тысяч музыкантов и теоретиков искусства. При этом школа сохранила свою легенду — она и по сей день считается лучшим местом в Европе для обучения оперному мастерству.

Обучение ведется здесь по пяти направлениям. Музыкальные и инструментальные исследования включают подготовку композиторов, дирижеров и исполнителей, а также программы церковной музыки (отдельно протестантской и католической), вокала и режиссуры музыкального театра. На театральном отделении готовят режиссеров, актеров и продюсеров. На отделении кино и телевидения только одна программа связана с музыкой, она называется «Цифровое искусство. Композиция». Есть также отделения преподавания музыки и докторских программ.

Образование здесь, как и в остальных австрийских вузах, стоит совсем немного — меньше тысячи евро в год. Кроме этого, в университете действуют около 20 стипендиальных программ. Правила отбора на них регулярно меняются, поэтому, чтобы получить какую-либо стипендию, стоит регулярно и внимательно следить за обновлениями на сайте.

Академия Ференца Листа в Будапеште — ведущий музыкальный вуз Венгрии. Он был основан в позапрошлом веке, но при этом продолжает активно развиваться и сейчас — пару десятилетий назад тут появилось джазовое отделение, совсем недавно — фольклорное.

Большинство учебных курсов в академии идут как как на венгерском, так и на английском языке. Например, на английском можно учиться по всем основным оркестровым программам, инструментальным программам ранней музыки и джаза, вокалу, а также композиции и программе подготовки дирижеров. К слову, джазовое отделение готовит здесь не только исполнителей, но и композиторов — и, если верить репутации школы, готовит их очень хорошо. Кроме всего прочего, при академии есть институт Золтана Кодая, выпускающий учителей музыки. Интересно, что находится он в здании ордена францисканцев, построенном в начале XVIII века.

Стоимость обучения в академии довольно сильно варьируется от факультета к факультету. В бакалавриате меньше всего платят фольклористы (3300 евро), больше всего — дирижеры, вокалисты и композиторы (7100 евро). Обучение в магистратуре в целом стоит чуть дороже. Для студентов из России доступна государственная стипендиальная программа, а также ряд грантов на краткосрочные программы.

theoryandpractice.ru

Музыкальное образование в США: университеты и стоимость обучения

К списку статей

Музыкальное образование, полученное в Америке, считается одним из лучших в мире. Музыкальные университеты США традиционно занимают первые места международных рейтингов учебных заведений, а выпускники заокеанских консерваторий покоряют самые знаменитые концертные площадки планеты.

Программы обучения в музыкальных вузах в США

Музыкальные университеты в Америке, как правило, представляют собой небольшие образовательные учреждения, каждое из которых обладает своей спецификой по части учебного процесса, требованиям к поступающим и другим параметрам.

Выбор научных степеней, которые можно получить в Штатах, также довольно широк. Выпускники школ, поступающие в музыкальные вузы США, могут поступить на один из следующих видов бакалавриата:

  • Бакалавр в музыке – наиболее распространенная в музыкальных университетах Америки степень. Бакалавр в музыке может специализироваться на выступлении, создании музыки, музыкальной технологии, а также истории и теории музыки. Иногда специализация конкретизируется до определенного жанра или вида музыки: теория джаза, история религиозной музыки и др.
  • Бакалавр изящных искусств в основном специализируется на изучении музыкального театра или танцах.
  • Бакалавр искусств в музыке предполагает более широкую специализацию, нежели перечисленные выше степени. Некоторые школы позволяют выбрать специализацию в музыкальном бизнесе или в управлении в музыкальной сфере.
  • Бакалавр наук в музыке – эта степень подходит для студентов, которые планируют заниматься научными изысканиями в музыке.
  • Бакалавр в преподавании музыки, как следует из названия, создан для студентов, желающих обучать музыке школьников младших и старших классов.

В ряде музыкальных вузов Америки студенты имеют возможность продолжить образование после получения диплома бакалавра. Университеты предлагают множество магистерских и докторских программ различной направленности.

Лучшие музыкальные вузы США

Ежегодно американские рейтинговые агентства, а также различные печатные и онлайн-издания публикуют национальные рейтинги учебных заведений для будущих музыкантов. Например, в конце 2016 года журнал The Hollywood Reporter, отслеживающий события в киноиндустрии и смежных отраслях, составил Топ-25 музыкальных школ США. Подборка из 20 лучших консерваторий в Штатах появилась также на сайте TheBestSchools.org – одном из самых известных онлайн-изданий, посвященных образовательной тематике.

Несмотря на некоторые различия в структуре рейтингов, у них всё же довольно много общего.
В обеих таблицах фигурируют такие знаменитые учебные заведения как:

The Juilliard School, Нью-Йорк

Несомненный лидер музыкального образования в США. Именно это учебное заведение на протяжении многих лет занимает первые строчки международных рейтингов музыкальных университетов. Среди выпускников вуза – Робин Уильямс, Кевин Спейси, Нина Симон, Марк Вуд и десятки других знаменитых актеров, музыкантов, композиторов.

Curtis Institute of Music, Филадельфия

Еще один завсегдатай глобальных рейтингов. В классификации Топ-100 университетов мира, специализирующихся на обучении исполнительским видам искусств, от QS World University Rankings 2016,  Curtis Institute of Music оказался на 13 строчке. Вуз известен своей избирательностью по отношению к студентам. По последним данным в учебное заведение поступает только 4,8% абитуриентов.

Berklee College of Music, Бостон

Является крупнейшим в мире независимым вузом, специализирующимся на изучении современной музыки самых различных жанров и направлений: джаз, хип-хоп, регги, рок и др. За время существования колледжа его выпускники были 266 раз удостоены премии «Грэмми».

New England Conservatory, Бостон

Это старейшая независимая консерватория в США, основанная в 1867 году. Вуз тесно сотрудничает с легендарным Бостонским симфоническим оркестром с самого момента его основания в 1881 году. Первый состав оркестра состоял преимущественно из преподавателей New England Conservatory.

Также почетные места в обоих рейтингах отведены для San Francisco Conservatory of Music; Eastman School of Music; Oberlin Conservatory of Music; Jacobs School of Music, Indiana University.

Стоимость обучения в музыкальных университетах США

Стоимость обучения в американских музыкальных вузах напрямую зависит от статуса учебного заведения. Например, год учебы в The Juilliard School обойдется в сумму более 40 000 долларов (с учетом стоимости питания и проживания – 60 000 долларов).

Конечно, помимо знаменитых на весь мир консерваторий, в США работает множество других, менее известных учебных заведений. Обучение в них будет стоить в 2, а то и 3 раза дешевле, чем в топовых вузах.

Кроме того, для русских студентов существует возможность существенно снизить расходы на музыкальное образование в Америке. Во многих школах (в том числе, наиболее престижных) работают стипендиальные программы, позволяющие талантливым ребятам учиться бесплатно или почти бесплатно. 

Например, в Curtis School of Music полную стипендию на обучение получает каждый принятый в вуз студент, независимо от его финансового положения. Будущие музыканты оплачивают только проживание, питание и учебные материалы.

В Julliard School работает Стипендия Ковнера, покрывающая все расходы на обучение, проживание и питание. Она присуждается выдающимся студентам, получившим письмо о приеме на факультет классической музыки. Стипендиатов выбирают в середине марта после прохождения прослушивания. Основными критериями для получения стипендии являются:

  • Заслуги в искусстве самого высокого уровня (решение принимается на основе оценок жюри, результатов прослушивания и резюме).
  • Отличная академическая история (оцениваются школьные/университетские оценки, знания английского, рекомендации, результаты тестов)
  • Потенциал для личностного роста, приверженность ценностям искусства и общества.

Стипендию Ковнера в Julliard School присуждают порядка 50 студентам в год.

Учеба в американской консерватории – это возможность перенять опыт выдающихся музыкантов со всего мира и стать частью интернационального профессионального сообщества. Диплом музыкального вуза США – это первый шаг к успешной карьере за рубежом.

Если вы мечтаете получить музыкальное образование в Америке, но не знаете, с чего начать, обратитесь в образовательно-консультационный центр «Глобал Диалог». Специалисты компании помогут вам выбрать подходящее учебное заведение и грамотно оформить документы на поступление. Связаться с нашими менеджерами можно по телефонам +7 (495) 984-33-73 (Москва), +7 (861) 210-40-90 (Краснодар) и 8 (800) 775-16-09 (другие регионы) .

www.globaldialog.ru

Российские консерватории впервые вошли в рейтинг вузов QS

Московская консерватория

Московская и Петербургская консерватории в первый раз включены в составляемый британской компанией Quacquarelli Symonds (QS) рейтинг лучших вузов мира, в котором в этом году появилась категория «Исполнительское искусство».

В результате Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского оказалась в этой категории на 27-м месте.

Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Рисмкого-Корсакова — на 47-м.

Первую строчку в рейтинге QS заняла Джульярдская школа (Нью-Йорк, США), вторую — Венский университет музыки и исполнительского искусства (Австрия), третью — Королевский колледж музыки (Лондон, Великобритания).

Всего в этом году введено шесть новых категорий. В одной из них, «Инженерное дело в горной промышленности и добыче полезных ископаемых», в рейтинг вошли Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» (Петербург) и Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина (Москва).

Еще 15 российских вузов фигурируют в 28 категориях. Лучшим среди них остается Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ), упомянутый в рейтиге 24 раза, а мировыми лидерами в рейтинге вузов по предметам QS World University Rankings by Subject 2016 являются Гарвардский университет и Массачусетский технологический институт — каждый из них стал первым в 12 категориях.

Предлагаем вниманию читателей скриншот, на котором рейтинг музыкальных вузов можно рассмотреть полностью:

Quacquarelli Symonds (QS): рейтинг лучших вузов мира в категории «Исполнительское искусство».

colta.ru

www.classicalmusicnews.ru

Музыкальное образование в Европе в Австрии. Music education in universities of Europe.

Если я скажу, что почти каждый из нас любит путешествовать, то окажусь наверняка прав. А лучшего времени, чем студенческие годы, для путешествий и не найти. Но как же совместить учебу с путешествиями? Ответ очень прост – ERASMUS
ERASMUS – это международная образовательная программа, по которой ты можешь отправиться почти в любую точку Европы. Предварительно выбрав университет, можно продолжить в нём свое обучение в течении 1 или 2 семестров.
Сюзанна Уинкор — одна из первых студентов JMLU, которая поехала по этой программе от нашего университета. Я решил её подробно расспросить о всех деталях её «education abroad».

Я: Привет, Сюзи! В какую страну ты поехала? В какой университет?
СЮЗИ: Я нахожусь в Италии, в Риме. Решила поехать в Saint Louis College of Music на 1 семестр.

Я : Почему выбрала именно Италию?
СЮЗИ: Откровенно говоря, потому что мне нравится их культура. Хотя о самом университете я не так уж много знала. Но мои близкие друзья – итальянцы, я росла вместе с ними. Потому я изначально была уверена, что мне понравится в Италии.

Я: Расскажи, какие требования у ERASMUS к студенту JAM?
СЮЗИ: Я уверена, что требования для студентов всех университетов одинаковые. Все довольно просто. Твой education abroad начинается с того, что заполняешь некоторые бумаги, в которых нужно указать информацию о себе (дата и место рождения и т.п.), а так же твою специальность и курс обучения. Затем нужно составить свой CV и написать мотивационное письмо. Все это JAM LAB отправляет в университет, в котором ты собираешься учиться. В конце концов, когда от них приходит положительный ответ, тебе нужно заполнить учебную форму, в которой выбираешь предметы, которые хочешь посещать в течении семестра (ПОДСКАЗКА: нужно быть внимательным, чтоб количество баллов ECTS соответствовало минимуму).

Я: Нужно ли знать язык той страны, в которую едешь?
СЮЗИ: Нет, это не обязательно. Все преподаватели в St. Louis College говорят по-английски. Хотя, конечно, знание языка будет большой привилегией для тебя, так как ты сможешь понимать шутки во время занятий. А итальянцы шутят много!
Кстати, на мой взгляд, действительно классно, что ERASMUS дает возможность учить язык. Раз в неделю проходят курсы итальянского для всех студентов по обмену.

Я: На твой взгляд, ERASMUS — важный опыт для тебя?
СЮЗИ: Да, однозначно. Мне кажется, поехав по этой программе ты не просто продолжаешь свою учебу за рубежом. Ты знакомишься со страной, её культурой, заводишь новые знакомства. Кому-то, может быть, даже захочется остаться жить в этой стране.
Касательно учебы, это тоже полезный опыт. Интересно наблюдать, как некоторые темы, которые я проходила в JAM, объясняются тут с другой стороны, под другим углом. А еще, мне всё время кажется, что тут у меня больше заданий по университету, чем дома, в Австрии. Сложно даже представить, сколько всего я выучила за прошедший семестр. По многим предметам мне задают выучить 2-3 новые композиции. Все было бы не так страшно, если бы этих предметов у меня было не 8! 

Я: Сюзи, есть ли что-то конкретное, что тебе понравилось/не понравилось в твоем итальянском ВУЗе?
СЮЗИ: Связанного с университетом чего-то особого не могу выделить. Но в общем, участник ERASMUS должен быть готов к тому, что придется трудиться много. С одной стороны, это даже классно, потому что находишься в музыке 24/7. Новые люди, город, рутина – всё это тебя вдохновляет. Но с другой стороны, это и несколько утомляет.
Ах да, мне особо понравилось то, как все преподаватели отдаются своей работе. Например, в одном из наших ансамблей не хватало клавишника, и преподаватель сам сел за инструмент. Теперь, на отчетном концерте будет играть с нами. Мы все этому очень рады!

Я: Что бы ты порекомендовала тем, кто планирует поехать по ERASMUS?
СЮЗИ: Хоть я пожаловалась на большой объем работы, который приходится выполнять, все же он того стоит. В конце концов, меня ни разу не ругали за то, что я чего-то не доучила (признаться, такое было пару раз).
Так же, студент всегда должен помнить о том, что не только окружение новое для него, но и он/она для окружения. Вначале будь готов к тому, что преподаватели тебя немного протестируют, чтоб узнать примерно о твоих способностях. А так же будь открытым ко всему. Такая поездка – отличная возможность расширить свое мировоззрение.
Возможно, иногда будешь скучать по дому, солнце не будет казаться таким теплым, а радуги такими светлыми, как ты себе это представлял. Но этот блюз пройдет довольно быстро, так что просто немного пережди.
Что же касается меня, так эта поездка позволила мне очень четко определиться со своими дальнейшими планами в жизни.

studymusic.info

В глобальный рейтинг вузов QS—2016 вошли Московская и Санкт-Петербургская консерватории

1. Джульярдская школа, США 98,8 / 100 / 88,2
2. Венский университет музыки и исполнительского искусства, Австрия 97,7 / 98,8 / 88,1
3. Королевский колледж музыки, Великобритания 94,1 / 94,7 / 88,2
3. Оксфордский университет, Великобритания 94,1 / 93,4 / 100
5. Королевская академия музыки, Великобритания 92,6 / 94,1 / 78,6
6. Королевская консерватория Шотландии, Великобритания 90,9 / 92,3 / 78,6
7. Академия имени Сибелиуса, Финляндия 90,2 / 95,9 / 39,2
8. Калифорнийский университет в Беркли, США 90,1 / 90,5 / 86,4
9. Гилдхоллская школа музыки и театра, Великобритания 87,9 / 88,9 / 78,6
10. Индианский университет в Блумингтоне, США 86,5 / 89,8 / 57,1
11. Королевская высшая музыкальная школа в Стокгольме, Швеция 85,4 / 90,5 / 39
12. Парижская Высшая национальная консерватория музыки и танца, Франция 84,9 / 90 / 39
13. Кёртисовский институт музыки, США 84,2 / 84,8 / 78,6
14. Лондонский королевский университет Холлоуэя, Великобритания 81,5 / 86,5 / 36,6
15. Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, США 79,7 / 79,1 / 84,8
16. Мюнхенская высшая школа музыки и театра, Германия 79,5 / 84 / 39
17. Гарвардский университет, США 77 / 74,7 / 97,8
17. Кембриджский университет, Великобритания 77 / 74,6 / 98,9
19. Женевская консерватория, Швейцария 76,6 / 80,8 / 39
20. Берлинская высшая школа музыки имени Эйслера, Германия 76,4 / 80,6 / 39
21. Северо-Западный университет, США 75,8 / 77 / 65,4
22. Нью-Йоркский университет, США 75,6 / 75,2 / 79,5
23. Королевский колледж Лондона, Великобритания   75,5 / 74,5 / 84,8
24. Кёльнская высшая школа музыки, Германия 75,3 / 79,3 / 39
25. Йельский университет, США 75,2 / 73,9 / 86,7
26. Университет Макгилла, Канада 74,4 / 74,7 / 71,4
27. Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Россия 73,7 / 78,3 / 32,3
28. Рочестерский университет, США 73,4 / 81,6 / –
29. Мичиганский университет, США 73,3 / 74,1 / 65,8
30. Музыкальная академия Ференца Листа, Венгрия 73,2 / 77 / 39
31. Перчейз-колледж, США 73,1 / 76,9 / 39
32. Университет Британской Колумбии, Канада 72,3 / 70,5 / 88
33. Стэнфордский университет, США 72 / 70,2 / 87,9
33. Техасский университет в Остине, США 72 / 74,1 / 53,1
35. Цюрихский университет искусств, Швейцария 71,8 / 75,4 / 39
36. Университет Моцартеум в Зальцбурге, Австрия 71,5 / 72,8 / 60
37. Лейпцигская высшая школа музыки и театра им. Феликса Мендельсона Бартольди, Германия 71 / 74,6 / 39
38. Городской университет Нью-Йорка, США 70,8 / 73,3 / 48,3
39. Колумбийский университет, США 70,7 / 70,1 / 76,3
39. Иллинойсский университет в Урбане-Шампейне, США 70,7 / 73,5 / 45,9
41. Королевская консерватория Брюсселя, Бельгия 70,3 / 73,8 / 39
42. Принстонский университет, США 70,1 / 69,7 / 73,5
43. Индонезийский институт Искусств, Суракарты, Индонезия 69,9 / 73,3 / 39,1
43. Саутгемптонский университет, Великобритания 69,9 / 70,3 / 66,5
45. Университет Йорка, Великобритания 69,1 / 69,7 / 63,6
46. Корейский национальный университет искусств, Южная Корея 68,5 / 71,8 / 39
47. Санкт-Петербургская консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, Россия 68,4 / 71,6 / 39,4
48. Консерватория музыки и танцев Тринити Лабан, Великобритания 67,9 / 71,1 / 39
48. Чикагский университет, США 67,9 / 68,4 / 63,1
50. Университет Квинс в Белфасте, Великобритания 67,8 / 68,2 / 64,1

muzobozrenie.ru

5 лучших музыкальных школ в Европе

Экология познания: Лучшие музыкальные школы в Европе плюсы и минусы: музыкальный лейбл в Королевской академии музыки, выдающаяся программа для гобоистов в Париже, световые колодцы в Амстердаме и фольклор в Венгрии.

Консерватория Амстердама

«Теории и практики» выбрали лучшие музыкальные школы в Европе и попробовали разобраться в их плюсах и минусах: музыкальный лейбл в Королевской академии музыки, выдающаяся программа для гобоистов в Париже, световые колодцы в Амстердаме и фольклор в Венгрии.

Королевская академия музыки, Великобритания

Эта академия, расположенная в самом центре Лондона, неподалеку от Риджентс-парка, — старейшая из английских музыкальных школ, она существует с начала XIX века. При этом сегодня вуз выглядит вполне современно: здесь есть прекрасно оборудованная студия звукозаписи (у школы есть свой музыкальный лейбл), несколько концертных и около сотни репетиционных залов, театр.

Помимо академических исполнительских программ обучения, есть также джазовые и театральные. Академия известна в музыкальных кругах своими оперными и вокальными программами. Надо отметить, что среди длинного списка именитых вокалистов-выпускников есть и поп-музыканты, например Энни Леннокс и Элтон Джон.

Стоимость года обучения по бакалаврским и магистерским программам составляет для иностранных студентов около 20 тысяч фунтов. Доктором стать дешевле — нужно около 12 тысяч фунтов в год. Не стоит забывать и про дорогую английскую жизнь — по оценкам университетской администрации, за год придется потратить около 11 тысяч фунтов. Впрочем, как и в большинстве других мест, самым талантливым полагаются стипендии. Они назначаются после вступительного прослушивания, а в дальнейшем — по итогам годовой успеваемости. У всех студентов есть возможность зарабатывать концертированием и подработками в качестве административного персонала на концертах.

Парижская национальная консерватория, Франция

Парижская консерватория — старейшая в Европе светская музыкальная школа, которая была основана в 1784 году на базе Королевской школы пения и декламации. Консерватория многократно присоединяла к себе другие вузы, и сейчас здесь учат не только музыкантов, но и танцоров.

В школе есть все основные музыкальные специальности, а славится она преимущественно высоким уровнем преподавания в классах духовых инструментов, особенно гобоя. Свою школу преподавания по этому инструменту создал здесь знаменитый французский гобоист Морис Бург.

Обучение в парижской консерватории бесплатное, а потому конкурс на поступление просто огромный и пройти его очень тяжело. Впрочем, здесь, как и везде, главное — понравиться преподавателю на прослушивании. Многие, в том числе и абитуриенты-французы, предпочитают отучиться вначале в одной из французских региональных консерваторий (они являются чем-то вроде российских колледжей), а уже потом поступать в национальную — так пройти туда проще.

Помимо стипендии, здесь можно ежемесячно получать возврат денег, потраченных на жилье. Впрочем, сумма фиксированная и не зависит от места проживания. Те, кому удается поселиться в общежитии — большие счастливчики, так как суровое законодательство Франции, касающееся аренды, значительно усложняет студентам процесс поиска квартиры.

Амстердамская консерватория, Нидерланды

 

Нидерландская консерватория — самый молодой вуз в списке, она была создана в 1994 году, после ряда слияний с другими школами искусств. В 2008-м консерватория переехала и оказалась практически на вокзале. Защищая профессоров и студентов от шума поездов, архитекторы построили великолепное модернистское здание со стеклянными галереями и световыми колодцами — все это с идеально продуманными акустическими свойствами каждого зала.

Впрочем, школа может похвастаться не только архитектурой и интерьером — спектр исполнительских программ здесь чрезвычайно широк: от ранней музыки и классики до джаза и поп-музыки. Тем не менее больше всех повезло, пожалуй, студентам, изучающим именно раннюю музыку. Они не только могут заниматься на подлинных исторических инструментах, но и учатся согласно традиции, созданной Густавом Леонхардтом — самым знаменитым в мире исполнителем музыки барокко. Он скончался в 2012 году, а до этого лично преподавал в академии Амстердама, а также в Гарварде.

Студенты, не знающие немецкого языка, могут смело поступать сюда — количество англоязычных программ сопоставимо с числом немецкоязычных. Впрочем, для желающих есть и курс немецкого. Стоимость года обучения на бакалаврских и магистерских программах в консерватории составляет 4,5 тысячи евро. На стипендиальные программы здесь можно не рассчитывать, но для талантливых студентов предусмотрены гранты, покрывающие частично или полностью стоимость обучения.

Венский университет музыки и исполнительского искусства, Австрия

Венский университет был создан по образу и подобию Парижского в начале XIX века. В начале своей жизни он состоял всего из одного факультета — певческого, а возглавлял его тогда хороший композитор с плохой «легендой» — Антонио Сальери. Сегодня Венский университет один из крупнейших музыкальных вузов Европы, в год он выпускает около 3 тысяч музыкантов и теоретиков искусства. При этом школа сохранила свою легенду — она и по сей день считается лучшим местом в Европе для обучения оперному мастерству.

Обучение ведется здесь по пяти направлениям. Музыкальные и инструментальные исследования включают подготовку композиторов, дирижеров и исполнителей, а также программы церковной музыки (отдельно протестантской и католической), вокала и режиссуры музыкального театра. На театральном отделении готовят режиссеров, актеров и продюсеров. На отделении кино и телевидения только одна программа связана с музыкой, она называется «Цифровое искусство. Композиция». Есть также отделения преподавания музыки и докторских программ.

Образование здесь, как и в остальных австрийских вузах, стоит совсем немного — меньше тысячи евро в год. Кроме этого, в университете действуют около 20 стипендиальных программ. Правила отбора на них регулярно меняются, поэтому, чтобы получить какую-либо стипендию, стоит регулярно и внимательно следить за обновлениями на сайте.

Академия Ференца Листа, Венгрия

Академия Ференца Листа в Будапеште — ведущий музыкальный вуз Венгрии. Он был основан в позапрошлом веке, но при этом продолжает активно развиваться и сейчас — пару десятилетий назад тут появилось джазовое отделение, совсем недавно — фольклорное.

Большинство учебных курсов в академии идут как как на венгерском, так и на английском языке. Например, на английском можно учиться по всем основным оркестровым программам, инструментальным программам ранней музыки и джаза, вокалу, а также композиции и программе подготовки дирижеров. К слову, джазовое отделение готовит здесь не только исполнителей, но и композиторов — и, если верить репутации школы, готовит их очень хорошо. Кроме всего прочего, при академии есть институт Золтана Кодая, выпускающий учителей музыки. Интересно, что находится он в здании ордена францисканцев, построенном в начале XVIII века.

Стоимость обучения в академии довольно сильно варьируется от факультета к факультету. В бакалавриате меньше всего платят фольклористы (3300 евро), больше всего — дирижеры, вокалисты и композиторы (7100 евро). Обучение в магистратуре в целом стоит чуть дороже. Для студентов из России доступна государственная стипендиальная программа, а также ряд грантов на краткосрочные программы..опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Музыкальное образование в Германии

Немецкие университеты искусств и консерватории воспитали не одно поколение музыкантов. Олег Белов смог узнать изнутри, как это происходит и на что можно надеяться, получив музыкальное образование в Германии.

Германия – это не только рай для инженеров, это еще и родина классической музыки. Творчество Баха, Бетховена и Вагнера не просто вошло в культурное наследие страны, но и повлияло на многие музыкальные течения. Неудивительно, что талантливые ребята со всего мира стремятся отточить навыки своей игры именно в стенах немецких консерваторий и университетов. Олег Белов, студент Франкфуртской высшей школы музыки и Берлинского университета искусств, поделился с агентством STAR Academy, с какими трудностями он столкнулся при самостоятельном поступлении в немецкий вуз и адаптации в новой стране.

– Как ты со своей специальностью пришел к идее учиться за рубежом?

– Сразу скажу – моя область не потоковая. Музыка интересовала меня еще с детства, так что всегда было ясно, что учиться мне следует именно этому. Это был долгий непростой путь, который привел меня в Московскую государственную консерваторию имени Петра Ильича Чайковского.

В последние годы учебы в училище меня заинтересовала очень необычная область музыки – аутентичное исполнительство. Не каждому музыканту даже это слово знакомо. К сожалению. А может быть, и к счастью. Это явление, скажем прямо, еще до недавних пор в России было достаточно экзотическим, модным пришельцем с европейского Запада. А на Западе оно существует и развивается как альтернатива академической исполнительской практике – уже с 1950-х годов. Так что вполне логично, что ведущие специалисты (исполнители и теоретики) тоже находятся на Западе.

– И так конечным пунктом стала именно Германия…

– Родиной аутентизма считаются Нидерланды и Швейцария, куда на обучение направляются обычно более (материально) обеспеченные коллеги. Германия же – страна с преимущественно бесплатным образованием. Мой консерваторский учитель по виолончели посоветовал мне наладить контакт с Кристин фон дер Гольц, которая преподает барочную виолончель в Мюнхене и Франкфурте-на-Майне.

Мне удалось познакомиться и показаться ей на мастер-курсе, проходившем летом 2013 года в норвежском Тронхейме. Я был очарован прежде всего качеством жизни, уровнем преподавания, уважительным демократичным отношением к студентам, наличием дорогих инструментов, на которых можно было заниматься, и конечно же, природой. Тогда я определился, что точно хочу стать студентом Кристин. Она предложила мне поступать к ней во Франкфуртскую высшую школу музыки (Hochschule für Musik und Darstellende Kunst Frankfurt am Main).

– А на каком уровне был твой немецкий на тот момент?

– Немецкий был почти с нуля, но шел ЗНАЧИТЕЛЬНО легче английского. После полугода интенсивных занятий по изучению немецкого с огромным количеством разных преподавателей и школ я подал заявку на поступление во Франкфурт. Первое препятствие, с которым я столкнулся, это какие-то немыслимо ранние сроки на подачу документов. Мне следовало за полгода до экзамена переслать документы по нормальной почте. Я просто не успел к дедлайну и подал на следующий семестр.

– Что было самым сложным при поступлении? Как вообще проходит этот процесс для твоей специальности?

Поступление – очный экзамен перед комиссией  – состоялось в июне и было для меня довольно простым. Мне нужно было сыграть три пьесы, написанные для виолончели между 1600 и 1850 годами. Пятеро профессоров внимательно слушали меня. Когда я сыграл, они задавали мне вопросы относительно будущего, моей мотивации и планов. Это то, о чем я не привык задумываться, живя в России 27 лет. Я не сторонник ставить карьерные цели, планы. Моя цель – это путь и развитие.

Что было сложным... Сложности были скорее морального порядка. Требовалось много терпения: подача документов на визу, подача документов в школу и неопределенность с наличием места. Разобраться что к чему было непросто. Было ощущение, что некому задать свои вопросы. Хотелось получить какой-то инструктаж. Но его тоже не было. Приходилось придумывать вопросы, чтобы сориентироваться. Профессор по специальности даже не знала, нужно ли мне предоставить сертификат немецкого языка.

– Когда все самое сложное, связанное с поступлением, осталось позади, все пошло легче?

– Первый семестр был абсолютным шоком для меня. В московской консерватории было расписание занятий, открытый 8 рабочих часов в день секретариат, учитель, который если не назначал или давал задания, то уж точно давал советы. Здесь же, во Франкфурте, все вежливо мне улыбались и ничего не происходило…

– Вообще никакого расписания не было?

– В московской консерватории мы изучали очень много различных общих музыкальных и общих немузыкальных дисциплин и не могли сконцентрироваться на учебе. Все вопросы, связанные с репетициями и занятиями, были либо выписаны в расписание, либо оговаривались за пару дней. В Германии расписания не существует. На мастере почти все занятия индивидуальные, но договариваться приходится за пару месяцев. Из-за чего возникают накладки и негибкости, когда что-то перенести на другой день и час бывает уже невозможно.

Наши индивидуальные уроки по полтора часа проходили раз в неделю или две. Нужно было самостоятельно искать ребят, которые будут играть со мной в одном ансамбле. Самостоятельно выбирать себе программу (произведение). Ребята ходили с ежедневниками и с важным, но вежливым видом говорили, что они могли бы встретиться со мной эдак через месяц, такого-то числа во столько-то часов. Я сначала думал, что они смеются. Но это была реальность. По крайней мере, то что они условились ею считать. Пришлось и мне завести свой ежедневник и пытаться играть по каким-то иным правилам.

– Да, очень необычный опыт! А с чем еще непривычным пришлось столкнуться?

– Поражало очень маленькое количество часов с аккомпаниатором-клавесинистом (Korrepetiton) – 30min в неделю. И он был почти всегда на гастролях. Но когда он приходил – это было очень классно. Он настоящий профи. Был один единственный семинар раз в неделю, после которого все однокурсники разобщенной толпой разбегались куда-то.

Пытался общаться с теми, кто говорит по-русски и может мне как-то объяснить, что и как тут делается. Из ребят были два человека, которые жили давно в Германии, эмигрировавшие по национальному признаку или с семьей и уже сильно «онемечились». Я чувствовал себя на 100% белой вороной.

– А как складывалось с жильем? Ты самостоятельно его искал?

– Весь первый семестр я пытался разобраться в бюрократических вещах, и это занимало почти 80% времени. Музыкой занимался мало. Дядя моего однокурсника «по блату» сдал мне комнату в своей квартире за довольно большие деньги. При этом было много правил и ограничений. Например, он говорил о времени пользования душем, о том, что днем есть время, когда нельзя заниматься на инструменте (хотя барочная виолончель довольно тихая), что пользоваться кухней надо до 23 часов (а я иногда приходил позже после самостоятельных занятий в школе), чтобы получить 20-значный пароль от интернета, мне пришлось подписывать какую-то бумагу… ну и так далее.

Я впервые столкнулся со всем этим. Также я столкнулся с тем, что в воскресенье всегда закрыты нужные для нормального быта магазины. Не успел купить масло, соль или еще что-то – жди следующего дня. Зато в субботу люди буквально орали на улицах. И я не понимал сначала, что вообще происходит. К слову сказать, я заметил, что в Германии говорят очень громко, но не эмоционально и о каких-то неважных формальных вещах.

– Почему не получилось поселиться в общежитии от вуза? Не рассматривал такой вариант?

– Найти жилье без знакомств, наверное, нереально. На первое время уж точно. Я искал, уже живя у дяди однокурсника. Было сложно. На электронные письма отвечали не многие. Некоторые отвечали и приглашали даже посетить их коммуналку (Wohngemeinschaft, или WG), но потом просто пропадали. Предпочтение отдавалось девушкам (я считаю это скрытым сексизмом! Просто потому что ты НЕ девушка, твою кандидатуру не рассматривают).

Про общежития я долго не мог найти конкретную простую информацию. Когда нашел, выяснилось, что они не привязаны к вузу. Я родился и учился в Москве, и конечно же, это тоже было для меня в новинку. Для получения возможности жить в общежитии надо было «еще полгода назад» зарегистрироваться. Этот вариант быстро отпал. Потом я жил у друга, когда «дядя» сказал, что повысит плату, если я не заплачу ему на три месяца вперед. Я отказался от его «милости» и съехал на два месяца к соотечественнику (он мне очень помог, и если бы не он, то было бы все печальнее).

Следующим местом была-таки WG. Поиски были долгими, я съездил посмотреть и был чудом одобрен. Но в день переезда я заметил, что мой будущий сожитель – учитель спорта и математики, аниматор в обычной школе – ведет себя очень странно и неадекватно суетливо. Выяснилось, что он заядлый куритель марихуаны. Меня это несколько шокировало. С ним было тяжело. Он говорил очень быстро, мало спал, удивлялся мне каждый раз, как видел, слушал по ночам музыку, шуршал вещами – пришлось сразу искать новое жилье. Надежды найти с ним понимание рассеивались с каждым днем.

Следующее жилье было рядом с учебой по случайному знакомству с соотечественницей-пианисткой. Мы быстро нашли общий язык, и оставшееся время я жил в освободившейся у нее в WG соседней комнате. Это было очень классное время. Она мне тоже очень помогала. В основном разбираться с письмами и документами, так как жила уже 13 лет в Германии и имела большой опыт. Там можно было заниматься на виолончели, а ночью было тихо. Это был красивый старинный дом с весьма благополучными соседями.

– Опыт поиска жилья и его аренды у тебя теперь огромный. А как тебе сама музыкальная школа? Что понравилось или не понравилось больше всего?

– Первое, что мне запомнилось, – это организация пространства в здании. При входе – большие стеклянные двери, отсутствие порогов и недоброжелательных охранников. Мне очень понравились просторные аудитории, наполненные светом и свежим воздухом, оснащенные современной техникой. Я обычно задыхался в московской консерватории с душными классами, полными ковров, старых шкафов, пыльных штор, учебников, вперемешку с чайниками и сменной обувью.

В немецкой школе библиотека была очень современной, но я ей почти не пользовался поначалу. Те ноты, что мне были нужны, там как правило отсутствовали. И многое по привычке скачивалось в интернете. Было много современных книг (БЕЗ цитат Ленина!)))

– А что ты можешь сказать про внеклассную жизнь?

– Каждый вечер в 19.30 в школе проходили концерты, которые мы могли бесплатно посещать. Было много классической, современной, джазовой музыки и иногда современные танцевальные программы. Всегда что-то интересное. В антрактах можно было прямо в здании школы купить пиво или вино. Было много свободного многоуровневого пространства, приспособленного для отдыха, – много сидений, столики. Интернет! Не свободный, разумеется (пароль можно было получить в секретариате, который работал, увы, всего по три часа и только в будние дни). Студенты активно играли в кик (настольный футбол) и очень громко и резко смеялись.

– Какие у тебя дальнейшие планы после музыкальной школы?

– Сейчас я живу в Берлине. Поступил в Берлинский университет искусств к преподавателю, которого мне рекомендовали как хорошего специалиста в барочной музыке. Поступил очень просто. Подал документы, приехал, сыграл, получил место. Правда, мне предложили только наполовину (teilzeit Studium), но это было очень сложно оформить по официальной причине и меня перевели на 100%, чему я очень рад.

Здесь другая школа. Учат другим аспектам. Это всегда зависит от конкретного преподавателя и студентов, с которыми параллельно учишься. Тут везение играет не последнюю роль. Добрые люди сделали прописку, а снимаю комнаты я у разных знакомых. Переезжаю каждые 3–4 месяца. В очереди на общежитие стою почти год – бесполезно, в WG попасть нереально. Живу один в комнате, и это для меня самое главное!

– Где тебе больше понравилось, во Франкфурте или Берлине?

– Берлин сильно беднее Франкфурта. Почти не проходит частных оплачиваемых концертов, мало предложений играть в церквях, и вуз не располагает своими музыкальными инструментами. Покупай «свою скрипку» (сколько стоят профессиональные инструменты, вы, наверное, уже догадываетесь) и приходи учиться.

Но в Берлине интереснее жить, больше концертов, выставок, людей, фестивалей. Это важно для молодых людей. Больше шансов повстречать своих единомышленников.

– И все же, какие перспективы?

– Перспективы творческих профессий будут становиться менее радужными, пока будет укрепляться диктат рынка. Мы занимаемся «реконструкцией» старого, ветхого и отжившего мира, с иными ценностями, и считаем его прекрасным. Каждый из нас надеется на исключение и шанс пробиться в те коллективы, которым помогают частные спонсоры и (редко) государство.

– Планируешь возвращаться в Россию?

– Вопрос неоднозначный. В России надо меньше платить за жизнь, но заработать любимым делом невозможно.

– Что вся эта история дала тебе в плане личностного развития?

– Надежда была, что старинная музыка в Европе больше востребована и будет больше спроса. Но сейчас ситуация меняется. Преподаватели говорят о переизбытке предложений, поверхностности общего уровня (как музыкантов, так и слушателей) и о меньшем финансировании проектов и учебных заведений. Не в каждом вузе есть профессор по музыкальному инструменту, чаще просто преподаватель. Это большая разница в зарплате, соответственно в качестве тоже.

Оказывается, что оплаты за принудительное медстрахование, аренду комнаты, взносов за учебу и питание превосходят порядком возможный заработок по профессии. Да, работать официантом (например) разрешено, но тогда музыка будет на втором месте – а это приводит к негибкости в графике и пониженной концентрации на сцене. Пока я вижу это так.

Но и развитие, безусловно, сложно переоценить. Не вдаваясь в тонкости профессии, уже получено много уникального опыта в работе с разными людьми, много концертов, в том числе и в провинции.

Материал подготовлен Надеждой Озонюк совместно со STAR Academy специально для begin.ru. Мнение редакции может не совпадать с мнением студента.

www.begin.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *