Машиниста метро обучение – Обучение по профессии «машинист электропоезда метро» в Москве — Интересно Всем

ᐅ Колледжи для обучения на машиниста метрополитена

Чтобы попасть учиться в колледж на машиниста метро не нужно обладать никакими особыми умениями, - достаточно быть здоровым, окончить хотя бы 9 классов школы и сдать хорошо русский язык и математику.

По стране насчитывается минимум 33 техникума, дающих общее техническое образование по эксплуатации железнодорожных подвижных составов, еще больше училищ.

Помимо обучения в училищах, техникумах и колледжах на машиниста электропоезда метрополитена можно обучиться в УПЦ – учебно-производственном центре, функционирующим от самой подземки. Здесь подготавливают новые кадры на замену старым.

Обучение в УПЦ происходит гораздо быстрее, чем в колледжах, - уже через год вы можете стать полноценным машинистом. Прежде, чем поступить в какой-либо учебный центр, вам необходимо будет собрать справки о вашем здоровье, затем пройти медкомиссию и после приступить к обучению. Но везде есть свои нюансы.

Поступление в колледж на машиниста метро

Для поступления в колледж на машиниста электропоезда метрополитена вам необходимо сдать либо вступительный экзамен, либо предоставить результаты ЕГЭ или ГИА. После 9 класса обучение продлится до 4-х лет, после 11-го – около 2 с половиной лет.

Колледжи, обучающие машинистов электропоезда метро, после окончания учебы предлагают своим выпускникам рабочие места. Это одно из главных преимуществ данной профессии, - человеку не нужно будет искать работу - страна в них нуждается, а работа уже есть. Если, конечно, они психически и физически здоровы.

При обучении в УПЦ условия обучения другие, также в них существуют и свои индивидуальные правила. В Москве одни, в Петербурге другие в Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске, - третьи. Для получения полной и достоверной информации, вам необходимо обратиться в местные отделы кадров в ДЕПО метрополитена.

Если коротко, то, например, в Петербурге после обучения с будущим машинистом составляется договор, по которому он обязан отработать в метрополитене в течение года. В противном случае, человеку придется заплатить неустойку, связанную с расходами на его обучение, лечение и обследования. Идя устраиваться на работу в метро, человек должен четко отдавать себе отчет в том, чем ему придется заплатить. В первую очередь, это здоровье.

Для того, чтобы получить высшее образование, вам достаточно прежде закончить колледж на машиниста метро и устроиться работать. Через несколько лет плодотворного труда у вас появится возможность бесплатно получить профильное высшее образование за счет вашей организации, т.е. метрополитена.

Когда вы закончите учиться, закономерные повышения по службе не заставят вас ждать, - а значит рост зарплат, премий и прочих поощрений. Ответственности, конечно, тоже будет больше, так же как и власти.

Колледжи для машинистов метро в Москве

Для обучения на машиниста метрополитена, колледжи в Москве достаточно популярны. Сегодня их несколько, также есть профильные училища. Это Ж.д. колледж №52, Московский Вечерний и дневной колледжи железнодорожного транспорта, а также Ожерельевский колледж ж.д. транспорта. Щелковское училище и училище № 85.

Все они дают базовое профильное образование по железнодорожным перевозкам и их общим характеристикам.

В качестве альтернативы колледжу для обучения на машиниста метрополитена не стоит забывать о ДЕПО. Если у вас есть регистрация Москвы и области, вы имеете полное право попробовать себя в качестве машиниста или помощника машиниста метро, принеся свое заявление о желании работать в отдел кадров метро.

Если вы не живете в центральной части России, где есть метро, вы можете поступить в техникумы, вузы, колледжи путей сообщения и получить общее профильное образование по управлению и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Уже оттуда можно попытаться устроиться работать машинистом электропоезда метро, предварительно заручившись поддержкой близких или знакомых, которые предоставят вам прописку в необходимом городе.

Самое простое в колледжах, где учат машинистов электропоездов метро, - это получение теоретического знания. Гораздо сложнее приступить к практике, где вас будет обучать опытный машинист-инструктор. Практическая часть обучения – это самое важное, на чем стоит сосредоточиться.

Прежде, чем поступить учиться в колледж или техническую школу на базе УПЦ метрополитена, и в дальнейшем работать машинистом электропоезда метро вы должны отдавать себе отчет в том, проходите ли вы по своему здоровью, можете ли часами сидеть в закрытом пространстве, не имея возможности общаться с людьми. Сможете ли вы подчиняться жесткой дисциплине метро.

Если на все эти вопросы ваши ответы «Да», и они звучат для вас как вызов, - дерзайте, учебные центры подземки, техникумы и колледжи для обучения на машинистов метрополитена с удовольствием примут таких энтузиастов.

medcollege5.ru

ᐅ Обучение машинистов Мосметро | Обучение машинистов МЦК

В Мосметро обучение машинистов – это самый короткий путь учебы на управление поездом метрополитена. Кроме того, это еще и всегда целевые занятия – то есть обучение на машиниста с трудоустройством. Как пройти обучение, с чего начать? Давайте узнаем!

Ежедневно столичное метро пропускает через себя десяток миллионов пассажиров. А машинист метро за смену проезжает около 300 километров, при этом через каждые несколько минут делая остановки.

Такой ответственной профессии нужно учиться. Обучение на машиниста в Мосметро – самый распространённый вариант получения специальности.

Учеба на машиниста метро в Москве

Обучение машинистов Мосметро проводит в учебно-производственном центре метрополитена. Обучение длится около семи месяцев. По данной программе на учебу берут новичков, а также машинистов или помощников машинистов других поездов.

Базовые требования такие: в Метрополитен на учебу на машиниста в Москве приглашаются мужчины со средним или высшим профессиональным образованием. Будут рады видеть и тех, кто решил переквалифицироваться с других типов поездов.

Можно пойти и сразу после школы, постепенно получая образование без отрыва от работы. Но одного желания мало. Чтобы попасть на курсы обучения машинистов Мосметро, кандидату надо пройти несколько этапов отбора.

Первым этапом является оценка уровня технических и общих знаний претендента. Для этого собирается небольшая комиссия из сотрудников электродепо, которая проводит собеседование с кандидатом.

Вторым этапом будет тестирование кандидатов на психологическую подготовленность к работе в метро, которое проводит штатный психолог электродепо. Поскольку для работы в метро требуются мужчины с крепким здоровьем, третьим этапом становится медицинская комиссия.

К здоровью машиниста предъявляются повышенные требования: отличное зрение, слух без отклонений, отсутствие проблем в кардиологии. Также не должно быть хронических заболеваний. Кроме того, кандидат должен представить справки от нарколога, психиатра.

Курс обучения машинистов Мосметро также состоит из этапов. Их 4, каждый из них заканчивается экзаменом. На первом этапе проходит учебно-ознакомительная практика в электродепо, затем теоретический и практический курс по профессии помощник машиниста. На третьем этапе обучают профессии машинист электропоезда. Наконец четвертым этапом является стажировка.

Обучение машинистов с трудоустройством

Если обучение машинистов в Мосметро заканчивается хорошо, то это всегда ведет к трудоустройству. Все кандидаты, успешно закончившие обучение в УПЦ, обязательно будут приняты на работу в метрополитен. Собственно, трудовые договоры заключаются уже во время стажировки. Для того чтобы начать работать в столичном метрополитене, есть дополнительное условие – у выпускника должна быть московская или подмосковная прописка.

Учеба на машиниста в Москве для целей метрополитена может проходить также в колледже. Учащиеся, желающие получить профессию машиниста метро, после окончания 9 или 11 класса могут поступить в Железнодорожный колледж № 52 или в Московский колледж железнодорожного транспорта. После 11 класса обучение составит 10 месяцев, а после 9 класса 2 года и 10 месяцев.

При этом учащиеся не получат профессию машиниста метро – они станут помощниками машиниста. Для более углубленного изучения профессии отучиться в колледже придется после 11 класса 2 года и 10 месяцев, а на базе 9 класса 4 года.

Обучение машинистов МЦК

Практически те же условия обучения предусмотрены для обучения машинистов МЦК. МЦК – это Московское центральное кольцо. С метро предусмотрены на него бесплатные пересадки, и большей частью маршрут МЦК переплетается с маршрутами метрополитена. По сути это наземная линия метро, но в то же время железнодорожные линии соединяются с прочими железными дорогами и по МЦК ходят Ласточки, которые являются электричками нового типа.

Поэтому МЦК - все же часть железной дороги, а не метрополитена. Длина МЦК составляет 54 километра.

Чтобы стать машинистом МЦК необходимо отучиться на помощника машиниста и машиниста электропоезда в тех же самых учебных заведениях на тех же условиях.

Единственное отличие, что поскольку Ласточка – новый тип электропоездов, то машинисту и помощнику машиниста понадобится повышение квалификации. Обучение машинистов МЦК проводит Санкт-петербургский центр подготовки персонала Дирекции скоростного сообщения и УПЦ Московской железной дороги.

Обучение машинистов МЦК проводится в виде теоретических и практических занятий на тренажере-симуляторе, который повторяет кабину Ласточки. В тренажере имитируется движение Ласточки по железной дороге с учетом возможных трудностей – неисправностей, погоды.

Дирекция скоростного сообщения проводит обучение машинистов с трудоустройством. По окончанию обучения, машинисты получают сертификат по управлению Ласточкой, которая отвечает современным международным стандартам, так как это современный вид транспорта, разработанный в Германии. 

medcollege5.ru

Машинист электропоезда метрополитена - Техническая школа Петербургского метрополитена — Учёба.ру

Учебный план профессиональной подготовки по профессии Машинист электропоезда 3-го класса:

Теоретическое обучение:

— организация движения поездов;
— электротехника с основами электроники;
— устройство электроподвижного состава;
— управление электропоездом и его обслуживание;

— правила технической эксплуатации метрополитенов Российской Федерации. Инструкции;
— охрана труда;
— основы экономических знаний;
— гражданская оборона.

Производственная практика:

— управление электропоездом и его обслуживание.

В день производится обучение по двум разным предметам. В процессе обучения изучается оборудование вагона (механическое, пневматическое, электрическое), пневматические и электрические схемы вагонов, различные инструкции, оговаривающие порядок работы и действий машиниста в различных ситуациях (технологические инструкции, должностная инструкция, инструкции по выходу из аварийных ситуаций, Сборник № 3 по действиям в чрезвычайных ситуациях), Правила технической эксплуатации метрополитенов, Инструкция по сигнализации на метрополитенах, Инструкция по движению поездов и маневровой работы и другие документы.

Ежемесячно выплачивается стипендия (подробнее об уровне оплаты можно уточнить у специалиста отдела персонала) в зависимости от успеваемости учащегося (по итогам обучения за месяц высчитывается средний балл, на основании которого производится доплата к базовой стипендии, чем выше балл, тем больше доплата).

Практическое обучение происходит под руководством опытного машиниста-наставника и машиниста-инструктора на одной из линий метрополитена.

Лица, не посещающие занятия, систематически неуспевающие по предметам, нарушающие внутренний распорядок технической школы, отчисляются. Лицам, имеющим хоть одну неудовлетворительную оценку по любому предмету в течение месяца, стипендия за месяц выплачивается в минимальном размере.

На курсы по обучению специальности «Машинист электропоезда метрополитена» принимаются мужчины в возрасте от 18 лет и выше, годные по состоянию здоровья.

Перед поступлением на курсы необходимо пройти медицинское освидетельствование в поликлинике метрополитена, адрес поликлиники: г. Санкт-Петербург, Трамвайный проспект, д. 22.

Для прохождения медкомиссии необходимо предоставить справки о том, что Вы не состоите на учёте: в наркологическом диспансере, психоневрологическом диспансере, туберкулёзном диспансере своего района.

Медицинская комиссия платная, но после начала обучения деньги возвращают. Также компенсируется получение платных справок из районных диспансеров.

spb.ucheba.ru

ᐅ Курсы машинистов метрополитена в Москве

Курсы машинистов метро - самый быстрый путь в профессию. Но пойти на них учиться дано не каждому. Кто может пройти курсы машинистов метрополитена в Москве, а кто нет? Какие условия? Давайте узнаем!

Для начала, об ограничениях. Требования к кандидатам: ищутся мужчины в возрасте от 18 лет, годные по состоянию здоровья.

Здоровье в данном случае должно быть космическим. И как бы женщины не хотели и не доказывали, что и они способны, на курсы машиниста метрополитена их не возьмут. Профессия эта исключительно мужская.

Те, кто идут на курсы машиниста электропоезда метрополитена знают, что несмотря на все минусы, специальность не лишена преимуществ:

  • Зарплата выше среднестатистической по стране на 30-40%;
  • Щедрый социальный пакет, в который входит оплачиваемые отпуск и больничный, предоставление медицинской страховки и бесплатного получения медицинской помощи, бесплатный проезд на железнодорожном транспорте до места отдыха, бесплатное обучение в вузах страны;
  • Увеличенный, до 46 дней отпуск, - в зависимости от квалификации работника;
  • Предоставление машинистам комнат для отдыха и еды;
  • Свободное время и выходные;
  • Предоставление ипотечных кредитований по сниженным ставкам;
  • Предоставление рабочей одежды.

Где пройти курсы машиниста метро?

Вариантов несколько. Колледжи и техникумы - не самый очевидный, но все-таки вариант. Здесь можно получить не только полноценное среднее профессиональное образование после 9 и 11 класса, обучившись 2 или 3 года профессии. Здесь проходят и курсы машинистов метрополитена, по крайней мере в Москве.

Второй и наиболее верный, по мнению большинства поступающих на краткосрочное обучение студентов, способ - обратиться в учебный пункт метрополитена.

Если вы находитесь в Москве, вашему вниманию предоставлено около 15 действующих станций, принимающих заявления на курсы машиниста электропоезда метрополитена или помощника машиниста метро.

Здесь преимущественными требованиями к кандидатам является профильное высшее или среднее образование, хорошее здоровье, московская прописка и служба в армии. Если образования колледжа или вуза нет, не страшно. Все равно есть смысл пробовать и поступать. Открытие линий и станций, текучка кадров – все это минусы, но для кандидата в должность плюс. Специалистов всегда не хватает и шансы трудоустроиться есть.

Чему учат на курсах машинистов метро?

Курсы по обучению машинистов метро в Москве включают в себя шестимесячное обучение, где 3 из них теория, 3 - практика.

Человек, пришедший и принятый на курсы, изучает, по сути, два предмета. Изучается техническая составляющая (пневматика, механика, электрика) и проходит длительный инструктаж.

Он делится на категории:

  • правила технической эксплуатации метро;
  • правила движения поездов;
  • правила в чрезвычайных ситуациях;
  • технологические инструкции;
  • должностные инструкции.

Все эти правила и предписания машинист должен знать даже во сне, поэтому наставники, и машинисты-инструкторы делают все возможное, чтобы эти знания прочно осели в головах новоиспеченных машинистов метрополитена. Иногда студенты, помощники и ученики считают такое обращение со стороны опытных машинистов не совсем корректным, но нужно понимать, что курсы машиниста метро – это серьезная ответственность и здесь нет места слабым.

Плюсы обучения на курсах машиниста метро в метрополитене

Курсы машинистов метрополитена целевые. То есть готовят кандидатов на работу в метро, а не просто выпускников учебного центра без дальнейшей гарантии трудоустройства. Уже во время обучения студент понимает, чем именно он будет заниматься, он уже более-менее знаком с коллективом и правилами работы, у него есть нужный фундамент для того, чтобы ощущать, что он ходит не просто на учебу, а отчасти и на работу.

В столице весомый плюс в том, что курсы машинистом метрополитена Москвы обычно оплачиваемые, студенты получают стипендии. Сумма стипендии напрямую зависит от успеваемости. Если у человека есть хотя бы одна неудовлетворительная оценка по предмету, его стипендия минимальна, поэтому учиться нужно хорошо, если нет желания терять деньги.

В результате обучения и успешной сдачи всех экзаменов, новоиспеченный сотрудник будет проходить стажировку, работая в качестве помощника машиниста. Его ждет длительная практика и изучение работы со стороны. Постепенно ему будут доверять больший объем работ, а после и полностью вверят управление поездом.

За время практики, кандидат в машинисты узнает, что характер работы несет с собой четыре составляющих: человек может заниматься перевозкой пассажиров, он может быть на подменах, он может заниматься оборотом составов на конечных станциях метро, а также находиться в резерве.

График работы расписывается на месяц вперед, обычно он сменный и ненормированный. Смены делятся на три категории - дневные, вечерние и ночные. Платят за ночные смены больше всего, но они и самые сложные, неподготовленный человек попросту с ними не справится.

Все это ожидает того, кто решит записаться на курсы машиниста метрополитена и пройдет этот путь от начала и до конца.

Здоровье, физическая крепость, мужской пол и желательно военный билет об успешном прохождении военной службы – вот то, что нужно для старта. Но курсы подготовки машиниста метрополитена – лишь первый шаг на пути к очень серьезной работе не только в поезде метро, но и над самим собой. 

medcollege5.ru

Учебно-производственный центр Московского метрополитена.: russos — LiveJournal

Учебно-производственный центр Московского метрополитена.

Сегодня состоялась экскурсия в Учебно-производственный центр Московского метрополитена. Мы посмотрели, как идет обучение будущих машинистов, пообщались с преподавателями, задали вопросы и узнали много нового и интересного. Большое спасибо за организацию экскурсии пресс-службе метро и заместителю начальника УПЦ  П. К. Ковалеву. Давайте узнаем историю УПЦ и посмотрим на кузницу кадров Московского метрополитена.

Развитие Московского метрополитена в трудные сороковые годы прошлого века потребовало значительного увеличения объёма подготовки квалифицированных кадров. Действовавшая в то время система обучения персонала на базе подразделений метрополитена и Железнодорожного училища № 1, в виду особой специфики метрополитеновских профессий, не могла решить этой задачи. Поэтому приказом Наркома путей сообщения Лазаря Моисеевича Кагановича 18 ноября 1944 года была образована техническая школа Московского метрополитена. Первым руководителем технической школы был назначен высококвалифицированный специалист Службы подвижного состава Алексей Петрович Шлейн.

Первоначально курсы по подготовке кадров организовывались в производственных помещениях под платформой станции «Арбатская». Поезда проносились практически над головами учащихся. Для преподавательской работы на условиях совместительства привлекались действующие специалисты метрополитена. Общий объем подготовки кадров составлял около 250 человек в год.

Со временем, техническая школа была переведена в новые помещения. Подготовка машинистов и помощников машинистов проводилась в специально оборудованных технических кабинетах на площадке электродепо «Сокол», а кабинеты для подготовки ряда профессий Службы движения, Эскалаторной службы и администрация, располагались в помещениях станции «Автозаводская». Техшкола стала Аlma mater для многих будущих руководителей метрополитена.

За время своего существования техническая школа Московского метрополитена неоднократно проводила подготовку инженерно-технических специалистов для метрополитенов Ленинграда, Киева, Тбилиси, Баку, Ташкента и др. В рамках международного сотрудничества в технической школе неоднократно проходили обучение работники Пражского и Будапештского метрополитенов, а так же группы работников СЦБ метрополитена Калькутты.

Вследствие непрерывного развития метрополитена (строительства новых линий и станций, внедрения современных технических средств, замены подвижного состава), объём подготовки в рамках технической школы, составлявший не более 1500 человек в год, перестал удовлетворять возросшим потребностям Московского метрополитена. Поэтому 28 июля 1995 года техническая школа была реорганизована в Учебно-производственный центр Московского метрополитена и переведена в новое, специально оборудованное здание.

В настоящее время Учебно-производственный центр — современное образовательное учреждение, которое осуществляет профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации более чем по 30 профессиям, востребованным в Московском метрополитене. Система подготовки, учебные планы и перечень профессий не имеют аналогов среди других учебных заведений столицы. В Учебно-производственном центре готовят машинистов и помощников машинистов электропоездов, дежурных по приему и отправлению поездов, машинистов эскалаторов, электромонтеров, контролеров автоматических пропускных пунктов, электромонтеров СЦБ и связи и других специалистов.

За 2008 год Учебно-производственным центром было подготовлено более 5 тысяч специалистов.

За последние годы, специалистами Учебно-производственного центра проведена работа по подготовке, редактированию и выпуску уникальных учебных методических пособий по предметам, входящим в учебные программы ключевых профессий метрополитена. Благодаря собственной типографии, все учащиеся в полной мере обеспечены учебными и методическими материалами. Создаются специальные учебные видеофильмы, наглядным образом иллюстрирующие технологические процессы ремонта и обслуживания оборудования и порядок действий работников метрополитена в нештатных ситуациях. Модернизируются макеты и наглядные пособия, внедряются обучающие компьютерные программы.

За 2008 год разработаны и внедрены учебные программы подготовки и повышения квалификации по профессиям «Машинист электропоезда (вагоны серии 81-740/741)», «Машинист мотовоза» (для машинистов ДДЭ), «Резерв машинистов-инструкторов локомотивных бригад». Внесены изменения в программу повышения квалификации «Машинист инструктор локомотивных бригад», добавлен курс «Управление персоналом».

Становятся традицией призовые места, занимаемые недавними выпускниками Учебно-производственного центра на городском межотраслевом конкурсе «Московские мастера». В 2008 году первое место занял машинист электродепо «Сокол» Виталий Скоробогатов, окончивший Учебно-производственный центр в конце 2006 года.

В Учебно-производственном центре должным образом оснащены аудитории по всем видам оборудования вагонов метрополитена. Образцы-макеты, плакаты, тренажеры, действующие образцы оборудования вагонов метрополитена — необходимый набор обучающих инструментов в каждом кабинете. В большинстве аудиторий установлено презентационное оборудование, позволяющее демонстрировать учебные фильмы и вести обучение с использование специально разработанных компьютерных программ.

Разработаны и внедрены уникальные модели стендов-тренажеров, моделирующих работу пневматических приборов. Возможна имитация процессов торможения при порожнем режиме, полной и средних загрузках, работа срывного клапана и УАВА, работа ДВР и пневматических раздвижных дверей и многих других приборов.

В аудиториях установлены действующие модели кабины управления вагонов метрополитена, силовые электрические аппараты, электрические схемы вагонов и другое оборудование.

Специально оборудован кабинет охраны труда. Аудитория оснащена образцами средств индивидуальной защиты и электрозащитных средств, специальными макетами, а так же профессиональным тренажером, позволяющим отрабатывать технику оказания первой помощи при различных условиях.

Особое внимание уделяется профессиям, востребованным в Службе движения и Службе пути. Имеются многочисленные модели действующего оборудования, системы АРМ-ПД, светофоров и автостопов, пультов управления стрелками и сигналами.

Так же оснащены и специально оборудованы кабинеты для подготовки и повышения квалификации по другим профессиям. Кабинет грузоподъемных механизмов, кабинет трансформаторов, кабинет автоматики и телемеханики, кабинет устройств пути — это далеко не полный перечень специально оборудованных аудиторий Учебно-производственного центра.

В настоящее время в Учебно-производственном центре внедряется система обучения, с использованием интерактивных образовательных технологий. Специально установленная аппаратура позволяет вести удаленное техническое обучение работников метрополитена по специально прокладываемым каналам связи, проводить видеоконференции и тематическое тестирование. Целью системы интерактивного обучения является подготовка и повышение квалификации работников метрополитена на качественно новом уровне, а так же создание единой электронной базы данных работников для оперативного контроля за проведением технического обучения и уровнем технической грамотности.

В основе системы интерактивного обучения лежит возможность подачи одного и того же учебного материала от преподавателя к обучающемуся множеством разнообразных способов: компьютерные программы, видеолекции и видеофильмы, электронные библиотеки, наглядные пособия и макеты и т.п., а так же моментальный контроль за уровнем усвоенного материала (компьютерное тестирование) и возможность самостоятельных занятий работников по любым темам в любое удобное время.

Такой метод подготовки активно используется преподавателями УПЦ при проведении занятий. Это уже привело к значительному повышению качества подготовки выпускников УПЦ.

Постоянное на всех этапах обучения и единое компьютерное тестирование с созданием общей по метрополитену базы данных позволит реально оценить и постоянно контролировать уровень технической грамотности, начиная с учащихся УПЦ и заканчивая любыми работниками электродепо, осуществлять контроль за посещаемостью технической учебы и за работой лиц, проводящих техническое обучение. Накопленные сведения позволят руководящим работникам оперативно реагировать на снижения уровня технической грамотности в отдельных подразделениях (цехах, бригадах, колоннах и т.п.), анализировать плюсы и минусы обучающей системы, прогнозировать и разрабатывать необходимые учебные программы на следующие периоды. Моментальный доступ к наиболее полной информации на любого работника метрополитена являющегося участником интерактивной образовательной системы является существенной положительной характеристикой данной системы. Таким образом, технические знания, полученные в Учебно-производственном центре, будут постоянно поддерживаться на высоком уровне, и находиться под постоянным контролем.

Учебно-производственный центр — современное образовательное учреждение, являющееся своеобразными воротами в Московский метрополитен, которые гостеприимно распахнуты для всех желающих.


Краткая вводная перед экскурсией.


Новое поколение любителей метро 🙂


Всё строго!


Электрические схемы вагона.


Ещё больше электрических схем вагонов.


Тренажер по электрике.


Павел Ковалев, зам. начальника УПЦ, рассказывает о работе и задачах центра.


...


В кабинете механической части вагонов.


Крепление тормозных колодок.


...


Растет смена! 🙂


...


Парковые пути депо «Замоскворецкое».


Парковые пути депо «Замоскворецкое».


...


Один из преподавателей пытается узнать у пацана, будет ли он работать машинистом.


Коротко и ясно.


...


...


Это меня поразило больше всего. УПЦ разработала большой объем программ по обучению машинистов, слесарей и т.д. В них можно посмотреть в 3d на любую деталь вагона, покрутить во все стороны, заглянуть во внутрь и посмотреть в действии.


Например, воздушный компрессор.


Пневматическое оборудование.


...


Стенд с автоматическими дверями.


...


...


Пневматический стенд вагона.


...


Сейчас посмотрим что там внутри!


Авторежим. Ссмысл прибора таков, что при изменении нагрузки в вагоне (масса пассажиров от 0 до 20 тонн) надо регулировать тормозное усилие на колодках как пневматического так и электрического торможения. Этот прибор крепится под полом вагона на неподресоренной части, т.е. на тележке. При нагрузке вагона, шток давит во внутрь прибора, тем самым переключая электрическую схему (сверху) и изменяя коэффициент в пневматики (внизу).


Диспетчер, вас понял, но МАШИНА ИСПРАВНА!


...


Стенд-тренажер электрической схемы вагона.


...


...


...


Кабинет СЦБ.


Геннадий Иванович Логинов, преподаватель устройств автоматики, сигнализации и связи.


Какой-то древний пульт в качестве реликвии.


А сейчас мы нажмем кнопочку...


Геннадий Иванович рассказывает о принципах безопасности в метро и наглядно их показывает на примере автостопа.


И на примере привода стрелки.


«Ну вы тут кнопочки и понажимали. Сейчас починим!» 🙂


А теперь нажимайте сами — соберите маршрут.


Геннадий Иванович оказался интереснейшим собеседником по различным вопросам автоматики (и не только) в метро и на монорельсе. С удовольствием с ним поговорил и выяснил для себя кое-какие вопросы. Да и не только я.

russos.livejournal.com

Как стать машинистом 🚩 где учат на машиниста поезда 🚩 Работа и карьера 🚩 Другое

Обучают машинистов в железнолорожном техникуме, поступить в который можно, окончив 9 классов общеобразовательной школы. Перечень дисциплин, преподаваемых будущим машинистам, весьма обширен. Чтобы управлять поездом, потребуется знание его технических характеристик, правил железнодороженого движения, техники безопасности и пр., например, в современных поездах появились бортовые компьютеры, и знание принципов их работы также понадобится машинисту. Компьютер задает параметры движения, занимается вычислением маршрутов движения, а трогает с места локомотив машинист.

К особенностям профессии машиниста относится знание различных типов локомотивов, потому как нельзя предугадать, где именно придется работать выпускнику техникума и каким составом управлять. Локомотивы подразделяются на тепловоз и электровоз, а также по дальности следования маршрута. Кроме того, поезда бывают пассажирские и грузовые, в зависимости от того, перевозят они людей или грузы.

На машиниста идти учиться могут физически крепкие юноши, обладающие устойчивой психикой, потому как ситуация на дороге непредсказуема. Нередки различные аварии, потому машинист всегда ходит в рейс только с помощником машиниста. Кстати, выпускник техникума никогда сразу же не будет назначен машинистом – сначала только лишь помощником, чтобы получить необходимую поездную практику. Помощником машиниста придется отработать не менее двух лет, а затем сдать экзамен. Такие сложности обусловлены тем, что машинисту поезда доверяют жизни сотен людей, потому его уровень обязан быть профессиональным, а квалификация высокой. На машиниста метрополитена возможно обучиться непосредственно в депо при линии метро – достаточно будет окончить курсы и сдать экзамен.

Всегда работает с помощником только машинист дальнего следования, машинист электропоезда в одиночку способен справиться с перевозкой пассажиров. Маршруты дальнего следования поделены на определенные участки. Каждый машинист является знатоком только своего участка, то есть по ходу движения поезда к нему несколько раз подсоединяют новые локомотивы, которыми управляют разные машинисты.

При железнодорожных вокзалах есть комнаты отдыха для машинистов, потому как труд людей этой профессии является физически затратным и сложным.

Профессия машиниста сегодня востребованная, высокооплачиваемая и останется таковой еще долгое время. Применения своим знаниям машинист может найти на железной дороге, метрополитене, шахтах и крупных заводах, имеющих внутреннее железнодорожное сообщение.

Чтобы водить поезд, нужно выбрать карьеру или на железной дороге, или в метрополитене. Как правило, это мужская работа, требующая специального образования. Начинать водить поезд можно и в юности, и в более зрелые годы.

Вам понадобится

  • - отменное здоровье;
  • - навыки работы слесарем;
  • - среднее образование;
  • - устанавливающие личность документы.

Инструкция

Поступите в железнодорожное училище на специальность помощника машиниста. Если подойдете по возрасту, то обучение будет бесплатным. Во время него придется пройти практику работы слесарем, чтобы знать, как устроен тепловоз и электровоз. Такие навыки в работе машиниста необходимы. Учиться надо при неполном среднем образовании 3,5 года, а после одиннадцатого класса - 1,5 года. В конце обучения будет поездная практика. Сдайте экзамены и защитите диплом. Пройдите медкомиссию. Это один из наиболее трудных этапов: здоровье машинисту нужно поистине железное. Водить поезда - дело тяжелое, работать приходится днем и ночью. Есть строгие ограничения по весу, по сердечно-сосудистым заболеваниям, неврологии и т.п. Как правило, на работу машинистом берут отслуживших в армии мужчин. Но таких не хватает, поэтому могут рассмотреть и другие кандидатуры. Поработайте дублером помощника машиниста. После определенного числа маршрутов вам предложат сдать экзамены уже в самом депо. После этого у вас начнется стаж помощника машиниста. Через несколько месяцев такой работы, если все нормально, вас будет ждать повышение до машиниста.

Обратитесь в отдел кадров депо, если школа уже давно позади, а управлять поездом хочется. Захватите с собой основные документы: паспорт, ИНН, свидетельство пенсионного страхования, трудовую книжку, военный билет. Если депо нуждается в сотрудниках, вам предложат пройти медкомиссию.

Когда здоровье соответствует требованиям, претендента отправляют в дортехшколу. Там два месяца вы будете учиться на помощника машиниста и параллельно работать дублером на тепловозе или электровозе. Закончив обучение, станете полноценным сотрудником железной дороги. И через год, если к вашей работе не будет претензий, получите удостоверение машиниста 4-го класса.

Пройдите аналогичное обучение на помощника машиниста электропоезда для работы в метрополитене. Обращаться следует в любое депо этой организации. Придется пройти комплексное психологическое обследование, строжайшую медкомиссию, собеседование с будущим руководством. Вам предложат приобрести слесарный разряд, а потом отправят в учебно-производственный центр. Несколько месяцев обучения закончатся стажировкой в статусе помощника. Чтобы стать полноценным машинистом, придется еще раз учиться и стажироваться с более опытным напарником.

Источники:

  • Машинист электропоезда - только вперед

Одна из наиболее востребованных вакансий в сфере транспорта - это водитель, в частности, машинист электропоезда. Но для освоения этой специальности требуется специальное обучение, которое можно пройти в одном из средних учебных заведений.

Вам понадобится

  • - аттестат о среднем образовании;
  • - сертификат о сдаче ЕГЭ или ГИА;
  • - медицинская справка;
  • - фотографии.

Инструкция

Поступите в среднее специальное учебное заведение (ссуз) по специальности - колледж или техникум железнодорожного транспорта. Такие учебные заведения есть во многих городах. Для поступления необходимо иметь общее или полное среднее образование. В первом случае срок обучения составит 4, а во втором - 3 года.

Подготовьте документы для поступления. Кроме аттестата, вам нужно будет предоставить результаты ЕГЭ (ГИА, если вы закончили только девять классов). Для будущих машинистов достаточно показать свои оценки в обязательных дисциплинах - русском языке и математике. Также понадобится медицинская справка, выдаваемая в школе, и фотографии паспортного формата.

Передайте собранные бумаги в приемную комиссию учебного заведения. Там вы напишете заявление, а также вам будет назначено собеседование. В процессе этой беседы с педагогами вы должны будете аргументировать свое решение в поступлении на определенную специальность.

При одобрении вашей кандидатуры найдите ее в списке зачисленных, который публикуется руководителем техникума после проверки всех полученных заявлений от абитуриентов. Ели вам не хватит мест, оплачиваемых за счет бюджета, вы можете выбрать платную форму обучения. В этом случае заключается договор между учебным заведением и учащимся (или его родителями, если он несовершеннолетний).

Если вы хотите ускорить процесс получения специальности, получите направления на ускоренные курсы подготовки машинистов. Обычно это можно сделать в том случае, если вы уже работаете на железной дороге, например, в качестве слесаря. В этом случае ваше обучение займет около полугода. Этот вариант больше всего подходит уже взрослым людям, имеющим специальность.

Обратите внимание

Не следует сразу же после обучения рассчитывать на получение должности машиниста. Для накопления опыта некоторое время вы должны проработать как его помощник.

Источники:

  • как устроиться на работу в ржд

www.kakprosto.ru

УПЦ - Кузница кадров Московскогго Метрополитена.

Спустя три года работы в метро, вновь вернулся в стены Учебно-производственного Центра Московского Метрополитена. Вообще так рано возвращается туда я не планировал, но раз уж объявили набор в эскурсионную группу, то собственно почему бы и нет? Кстати, если кто еще не знает, то представительство Метрополитена в твиттере увеличилось на пару аккаунтов. Mosmetro_event - оповещает о начале регистрации на различные мероприятия проводимые пресс-службой на территории предприятия.
MetroOperativno - оперативная информация из первых рук. Сбои, задержки, ремонт и так далее. Но вернемся в УПЦ. Так что же оно из себя представляет, как туда попасть, на какие специальности обучают, все это и многое другое в этой заметке

Итак, УПЦ ММ - уникальное в своем роде заведение. Предприятие находится на территории электродепо "Замоскворецкое",

на базе центра ведется обучение,переподготовка, повышение квалификации по 44 профессиям, состоящих из 65 (!) программ обучения. Если окунуться в историю, то изначально, работники метрополитена это переученные специалисты железной дороги. Первая техническая школа, была создана спустя 9 лет после открытия движения по тоннелям. В 1995 на базе Техшколы создается УПЦ. который просуществует ровно 20 лет, да-да вы не ослышались. С 31 марта учебно-производственный центр прекратит свое существование. чтобы уже с 1 апреля благодаря реформированию, предстать в виде отдельной службы внутри Московского метрополитена. Служба профориентации, обучения и развития персонала - такое вот не замысловатое новое название.
Помимо этого в подчинение новой службы войдет Народный музей ММ. Который внимание... Переезжает по новому адресу и будет находится на территории бывшего вагонного завода им. Войтовича по адресу: Шоссе Энтузиастов д.4. Там же откроется и музей подвижного состава. Но это еще не все. В самом же музее будет организован молодежный кружок где нные любители метро могут ознакомится, а при желание получить специализированные знания о разных проффессиях (что-то подобное уже много лет практикуется на железной дороге. Если кто не знает то в нашей стране имеется 26 действующих Детских железных дорог) в сфере метрополитена. Ну да ладно все это в ближайшем будущем, а пока вернемся в настоящее. Что же изучают кандидаты, пришедшие  устраиваться на работу в метро?
Далее я буду рассказывать исключительно об обучении машинистов, т.к. сам прошел через все это. Но экскурсия включала себя кабинеты не только эксплуатации. поэтому если из читающих меня есть представители других служб, с удовольствием добавлю ваши коментари.Как и везде, обучение начинается с основ. Для нас это - Механическое оборудование. Все что касается устройства вагона рассказывают и показывают в этом кабинете.

Пожалуй самая главная экипаж ная часть вагона - тележка. Благодаря ей конструкция приходит в движение по рельсам.

Или вот - автосцепка Шафренберга. Та самая деталь которая соединяет вагоны в поезд.

Каждый кто учился, все равно где, будь то школа, институт или путяга имели только учебную литературу, а уже на практике, сталкивались с  материалом так сказать в "живую"
В нашем же центре, реальные детали в разрезе

Во время движения все это крутится, передаются нагрузки компенсируется раскачивания и т.д. Человеческому глазу все эти процессы не видны в реальных условиях. Поэтому в УПЦ создали GiF анимации, где все вплоть до мельчайших подробностей двигается, "работает".
Процесс сцепа двух вагонов:

Передача вращающего момента от тягового двигателя к колесной паре, через карданную муфту:

Таким образом, на пальцах и картинках можно объяснить как приводится состав в движение. Разогнались, едем по перегону "Тютькино - Морковкино" впереди замаячила станция, пора тормозить. Для этого переходим в кабинет Пневматического оборудования.

Все что приводится в действия при помощи воздуха: открытие/закрытие дверей, торможение поезда при помощи пневматики, стояночный тормоз, и др. Все изучает эта наука.
Воздухораспределитель. Ох, сколько же мне он попил кровушки во время учебы.... Вообще тяжелей всего мне далась именно пневматика. Во время практики , энное количество раз приезжал на пересдачу зачета. После заветных слов: сдал! Хотелось... В общем рад был безумно!
Все эти каналы, поршня, штыри, вентиля, все это было нарисованно. Спустя три года увидел совершенно другую картину, современный плакат, где все движение воздуха подсвечивается диодами. Как раз то , что мне не хватало. Наглядности!

Пока любовался и ностальгировал, в другом конце вагона кабинета произошел аварийный случай. Не отпуск тормоза на одном вагоне.
Все по настоящему. Пассажиры волновались, пытались понять в чем дело...

Но всю нештатную ситуацию в считанные секунды разрулил, случайно оказавшийся в нужном месте, в нужный час действующий машинист 1-го класса Макс ака Metroelf

Электричество - дело темное, до конца не изученное. Любил повторять машинист в бытность моей работы на жд. Тогда и впрямь для меня это было темным лесом. При виде схемы управления электропоездом ЭР2Т я впадал в кому. Однако, все изменилось в этой самой аудитории. Слева стоит Павел Хамидулин, преподаватель не побоюсь этого слова от бога. Благодаря  его объяснениям на простом, понятном языке, удалось узнать то чему я должен был учится на уроках физике в школе. Спасибо ему огромное.

На стенде представлена часть подвагонного электрического оборудования "номерного":

Конечно же все в рабочем состоянии. Все подключено к настоящему пульту из кабины

Чтобы закрыть тему с обучением машинистов перейдем к самому вкусному. Тренажеры подвижного состава:

Совсем недавно я побывал в Научном Клиническом Центре ОАО"РЖД". Очень интересно было сравнить ощущения.
Скажу честно, в УПЦ намного скромнее масштаб. Графика не такая четкая, зато реализация кабины практически идентична настоящему.  С другой стороны, разные задачи, главная цель нашего центра дать возможность почувствовать себя в роли машиниста.
Вот Дима metroblogger Показывает мастер класс по остановке на станции:

А это молодое поколение проезжает первые метры подземных перегонов:

Я же не отказал себе в удовольствие прокатится в составах 760-ой серии. Налетел пару раз на превышение, чуть не сработал ЭПВ, зато остановка на станции сдал на отлично!
Помимо навыков управления поездов, тренажер позволяет имитировать  некоторые аварийные ситуации. Этим заведует преподаватель, который находится вне кабины и совершенно неожиданно делает пакость при помощи компьютера

Вот все эти предметы изучают будущие машинисты московского метрополитена. Меня часто спрашивают как проходит процес обучения? Итак попытаюсь максимально подробно рассказать что ждет человека желающего подземной романтики.
Первое что надо сделать, позвонить в ближайшее к дому депо и записаться на собеседование. В случае успешного результата (да-да не всем дают возможность даже попробывать учиться) Отдел кадров дает направление к психологу и на медкомиссию. Естественно и на этих этапах происходит отсев. Следующая ступенька - ожидания наборы группы. Как только она сформирована из кандидатов, всех собирают в одном из кабинетов УПЦ, где рассказывают приблизительно что их ожидает в ближайшее 6-8 месяцев. После собеседования курсанты расходятся по своим депо. В ближайшее две недели ежедневно инструктор по обучению будет давать столько информации что ни на что другое времени не остается. Как мне показалось это самый сложный этап. На нем к тебе присматриваются буквально ко всему, во сколько приходишь, в каком состоянии, как проходит усвоение материала, как ведешь себя с преподавателем. Буду честен, когда сам бы на этом этапе, были косяки за мной. пришлось дать честное пионерское слово, получить первое и последнее китайское предупреждение и браться за ум. В последующее месяцы я с благодарностью вспоминал время проведенное в депо. Именно там я получил основную базу знаний, а непосредственно в центре все было гораздо легче и проще. Итак, спустя две недели оставшиеся в живых прошедшие первые тесты собираются вновь на дорожную комиссию. В УПЦ возвращается только часть, в нашей группе из 47 человек после депо вернулись 23. На дорожной комиссии могут отчислить еще пару абитуриентов. После чего счастливчики идут получают литературу и у них начинается основная учеба. Вот тут хотелось бы сделать одну пометку. Учеба в УПЦ это не школа, где за вами бегали преподаватели, а если вы нахулиганил вызывали родителей. Это не институт где можно перекидывать долги на другой семестр. Тут все намного строже. Не тянешь? Извини, но тебе найти лучше другую работу. Любишь прогуливать? Гуляй, но в другом месте. В первый месяц обучение идет на помощника машиниста. Такой некий день сурка. Проснулся, учеба, домой, поел, самоподготовка, сон. У меня тут налось расписание, правда уже на машиниста, но она не сильно отличается.

Расписание Занятий на 19-23.09.2011г
Понедельник 19.09.11
9:30-12:10 Электрооборудование каб. 312
12:10-16:10 Управление Поездом каб. 220
Вторник 20.09.2011
9:30-12:10 Управление Поездом каб.220
12:10-16:10 Электрооборудование каб. 312
Среда 21.09.2011
9:30-12:10 Механическое Оборудование каб. 306
12:10-16:10 Пожарная Безопасность каб. 302
Четверг 22.09.2011
9:30-12:10 Управление Поездом каб. 305
12:10-16:10 Пневматическое Оборудование каб. 310
Пятница 23.09.2011
9:30-12:10 Механическое оборудование каб. 305
Пневматическое Оборудование каб. 310
12:10-16:10 Управление поездом каб. 211

Спустя четыре недели студенты возвращаются по своим депо и проходят двухнедельную слесарную практику и недельную поездную. Следующим пунктом - экзамены. Сдают в принципе все, правда некоторые уходят из упц с корочками помощника... И уже на следующий день начинается все заново, учеба-сон-учеба. Потихоньку упор уходит на управление поездом. В расписание появляются дни для Аварийных занятий при депо. в таком ритме живем еще 3 месяца и вот наконец-то пора зачетов, а после них  долгожданная практика. На ней тебя учат управлять поездом. Руки потеют, организм весь в напряжении первое торможение на станции. Наставник помогает, стоит прям за спиной, но с каждой станцией отходит все дальше. И вот ты сам остановился, гордишься собой, и забываешь что надо ехать дальше. Ничего страшного, пару слов из лексикона матерого машиниста возвращают в реальность, двери закрываются, с опозданием уезжаешь и начинаешь нагонять...
За обучением, не замечаешь время, начинаешь путать дни недели, впрочем они уже не важны, с этого момента график у тебя плавающий. Когда выходные знают только нарядчицы.
Так проходит, нет, пролетает - месяц. И вновь УПЦ, на этот раз экзамены...  Последний ответ и ты МАШИНИСТ. правда только на бумаге. С этой самой бумагой бежишь в депо, где продолжаешь набираться опыта в 3-х месячном наезде с наставником. Как думаете что потом? Верно, УПЦ. Еще один экзамен и вот тебе вручают права управления. Все теперь ты почти машинист, освоил еще одну специальность! Правда это еще не конец. что бы тебя выпустили на линию работать с людьми, гоняют на Аварийных занятиях. В моем случае потребовалось 1,5 месяца. кому-то больше, кому-то меньше, все индивидуально.
Журнал одной из групп на машиниста:

Как видете учеба в УПЦ не сахар. Оно в принципе понятно. В случае поломки состава в тоннеле именно грамотность машиниста оказывается на первом месте. От него зависит как быстро он справится с неисправностью, и насколько долго не будет движения на том участке где остановился сломавшийся состав. Основы всех знаний закладываются в здесь, Учебном Центре, потом уже в депо знания шлифуются, со временем приходит опыт, еще одна важная составляющая нашего нелегкого дела.
Лично мне, учеба далась немного легче, чем большинству. Все таки с похожей техникой сталкивался. Наверное поэтому себе позволял немного спорить с преподователями, выражать свое непонимание учебным процессом... Может поэтому несколько раз ездил передавать зачетную оценку, а может я действительно что-то не знал =). В любом случае тройка на зачете это проблемы на экзамене. Средний выпускной бал "4". С тройбаном надо как минимум один экзамен отвечать на твердую 5, а ведь отличником некогда не был... Как сейчас происходит учебный процес, я не знаю. но думаю сильно не различается
Могу сказать твердо: За три года Центр очень поменялся в лучшую сторону. Отремонтированные кабинеты с интерактивными схемами. Для примера вот, стенд на котором показывается работа систем сигнализации.

Мы все это рисовали в тетрадях, на пальцах нам объясняли, разжевывали.. Теперь все наглядно и понятно

И таких примеров масса. Те же самые кабины. Как вы думаете что легче, рассказывать в теории или показывать на практики свои знания? Имеется огромный видео архив, который состоит из коротких роликов где показана приемка/сдача электроподвижного состава, выход из случаев, работа разных узлов. Помимо всего как вы видете в каждом кабинете детали целые и в разрезе для наглядности. Контингент приходит разный от священников до гробовщиков (учился со мной в группе, сейчас успешно работает машинистом) Кому-то надо лишь почитать, кому-то посмотреть. В общем все условия созданы для успешной учебы. Как говорится было бы желание. Хотя без желания в метро особо не задерживаются.
Не машинистами и помощниками един метрополитен. Мы всего лишь болтики в огромном механизме.(с)
Служба Сигнализации, Централизации и Блокировки (СЦБ) - Все что относится к работе светофоров АЛС, радиосвязь, это их стихия. Забыл уточнить, вроде обучение с "нуля" на эту специальность не ведется, только повышение квалификации.

ДСЦП - Дежурный по посту централизации. Вот уж кто-кто, а эти люди самые незаметные. Да и когда их увидишь если они постоянно за рабочем местом которое спрятано в лабиринтах станции?

Все эти кнопочки, лампочки.. достаточно перепутать одну кнопку, что бы состав ушел не по "прямому", а заехал на станционный путь (зря смеетесь, и такое бывало). Хотя наверное с приходом современных технологий, возможность такой ошибки исключена. По крайней мере мне хочется в это верить.

Следующим пунктом экскурсионной программы стал кабинет Электромеханической Службы (ЭМС) и Службы тоннельных сооружений. Пожалуй работа этих людей не менее интересна чем машиниста. Порой служебные обязанности их отправляют туда, где до них были только строители Метрополитена. а еще они вместе с путейцами порождают всевозможные байки и страшные истории. Кстати, мой родной брат работает именно в ЭМС.
Вентиляционные шахты...

Водоотливные установки...

Станционые сооружения...

Тоннели...

Гермоворота...

Ну и конечно ремонтный инструмент, который кстати не поменялся с тех самых пор, когда научились строить метро...

Как известно без истории не может быть будущего, руководство центра уделяет этому повышенное внимание. На стенах красуются стенды с историческими персонажами

Информация о подвижном составе, линиях, станциях, начальниках Московского Метрополитена...

И даже имеется свой не большой музей.

Помимо осмотра аудиторий, народ активно принимал участие в демонстрации экспонатов. Запускали макет метропоезда на открытом участке

Переводили стрелочный механизм курбелем

А популярный блогер зафигачил "себяшку"

После традиционных печенек для блогосферы (куда же без них) желающие устроили метроспотинг.
Окна центра выходят акурат на парковые пути электродепо "Замоскворецкое":

А тут как раз начались выходы на линию..

На этом наша экскурсия подошла к концу, хочется поблагодарить пресс-службу Московского Метрополитена за организацию данного мероприятия.
Ковалева Павла Константиновича и Романова Александра Васильевича за проведенную экскурсию и подробный рассказ о своем детище.

ru-metro.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о