Медиаменеджер это – -: , ,

    Содержание

    Работа будущего: кто такой современный медиаменеджер и в чем его главная компетенция?

    Социальные сети и готовые технологические решения, которыми легко пользоваться, привели к перенасыщенности медиарынка специалистами, неспособными качественно пользоваться доступными ныне инструментами. В рамках спецпроекта Masters of Future совместно с IE Business School T&P поговорили с Брайаном Хеллеттом, фотографом, режиссером и преподавателем магистерской программы по визуальным и цифровым медиа и MBA, о компетенциях и задачах современного медиаменеджера, «инстаграм-ментальности», правильной работе с брендами и о том, как не позволить технологиям ограничивать свой творческий рост.

    Брайан Хеллетт

    американский фотограф и режиссер, владелец фотостудии The Big Fish в Мадриде, ассоциированный профессор IE School of Communication

    — Над каким проектом вы сейчас работаете?

    — Проект называется Endomingados (исп. — «разодетый», «наряженный»). Это попытка переосмыслить процесс фотосъемки через старинные черно-белые фотографии, которые хранятся в наших семьях. Тогда люди по-другому относились к фотографии, ведь они не могли каждый день делать сотню снимков на свой смартфон. Помните, во времена наших дедушек и бабушек было принято готовиться к фотосъемке: они надевали свои лучшие платья и костюмы, женщины делали красивые прически, детям специально для этого случая покупали обновки. Я стараюсь возродить эту традицию: приглашаю гостей к себе в студию и заранее прошу их надеть их самый любимый праздничный наряд.

    — Какова цель вашей учебной программы и в чем заключается основная задача эксперта по визуальным и цифровым медиа? Чему студенты хотят научиться, поступая на этот курс?

    — Я преподаю не только на курсе по визуальным и цифровым медиа, но и на программе MBA. Моя основная цель — научить студентов понимать язык визуальных образов. Я хочу, чтобы они привыкли создавать образы прежде всего в своем сознании, а уже потом пытались передать суть своих идей другим людям с помощью слов. Воплощение изображения в жизнь, то есть создание иллюстрации, фото- или видеосъемка — это уже финальный этап. Но в первую очередь я учу студентов пользоваться воображением, а не технологиями.

    Также одна из ключевых целей нашей программы — объяснить студентам, как создавать изображения, которые смогут выразить идею бренда и станут эффективным инструментом визуальной коммуникации. Каждый бренд имеет свои индивидуальные особенности, поэтому то, что сработало для одного проморолика, совсем необязательно сработает для другого. Как же научиться создавать изображения, которые помогут визуально выразить сущность бренда и при этом будут оригинальными и интересными для аудитории? Вот основной вопрос, на который мы со студентами пытаемся ответить вместе.

    — Насколько сегодня такие специалисты востребованы на рынке? Разве рынок не перенасыщен дизайнерами, арт-директорами и медиаменеджерами?

    — В этой сфере сегодня работает слишком много людей, у которых нет тех навыков, которые мы пытаемся привить своим студентам во время обучения. Мало кто из моих клиентов может выразить свою идею через изображение, и практически никто из них не способен составить четкий оригинальный бриф или хотя бы говорить на понятном для режиссера или фотографа языке. И вот что мы получаем в результате: на рынке труда есть множество специалистов, у которых есть работа, но нет навыков и способностей, чтобы делать ее хорошо. Именно поэтому сегодня мир переполнен множеством изображений — необязательно плохих, но неспособных выразить суть бренда и донести до потребителя информации его посыл.

    — Каких знаний и умений, по-вашему, не хватает современным специалистам, работающим в области медиа и визуальных коммуникаций?

    — Я думаю, что мы слишком полагаемся на технологии и тем самым искусственно тормозим наше творческое развитие. Вместо того чтобы придумать идею и детально проработать ее в своем воображении, а уже после попытаться понять, как воплотить ее в жизнь, мы думаем только о том, на что мы способны сию секунду. Мы думаем, что нас ограничивают технические возможности, хотя на самом деле это наше нежелание использовать креативное мышление и фантазию, которые помогают нам довести первоначальную идею до ума.

    Вместо этого мы садимся за ноутбук и начинаем обрабатывать фотографии и редактировать видео, даже не зная, что мы хотим получить в итоге. Это то, что я называю «инстаграм-ментальностью». Мы блокируем в себе творческие порывы, потому что всегда идем по одному и тому же привычному маршруту: «Я что-нибудь сфотографирую, обрежу изображение, чтобы оно было квадратным, и использую один из 14 фильтров, потому что никаких других творческих инструментов у меня нет».

    — Нужны ли будут такие специалисты через пять-десять лет? Ведь появляется все больше сервисов, которые помогают упростить работу с текстом и визуальными данными: Tilda, Exposure, Medium.

    — Мы все превратились в создателей и распространителей контента. Благодаря быстрому развитию технологий мы можем снимать Full HD ролики и делать фотографии с высоким разрешением с помощью обычного смартфона, а потом редактировать их с помощью чудесных приложений с дружелюбным интерфейсом.

    К сожалению, этот факт вовсе не превращает нас в талантливых профессионалов, он всего лишь делает нас тем, кем мы и являемся, — создателями обычного, ничем не примечательного контента. Кисточки и краски были придуманы больше тысячи лет назад, но, насколько я помню, существовал лишь один Рембрандт. Не стоит обманывать себя: да, контента становится все больше, но его качество не улучшается.

    — Как вы думаете, будет ли эта профессия меняться с годами? На что уже сейчас нужно обратить внимание молодым специалистам или тем, кто только выбирает эту сферу деятельности?

    — Аутентичность сегодня определяет все. Люди не хотят иметь дело с навязчивым маркетингом, они его отвергают. Мы готовы воспринимать только тот контент, который вызывает у нас личные чувства, именно поэтому сегодня создается так много рекламы, в которой на первый план выходят содержание и идея, а не рекламируемый товар.

    Технологии, к которым у нас есть доступ, позволяют создавать уникальный брендированный контент, который дарит нам ощущение, что мы действительно переживаем удивительные мгновения, а не смотрим заранее срежиссированную постановку. Мы воспринимаем создателя контента как полноправного участника этого действия и отождествляем себя с ним, он перестает быть сторонним наблюдателем.

    — Какими практическими навыками и теоретическими знаниями должны обладать ваши выпускники? Какое значение сегодня имеет теория для этой практической профессии?

    — Как я уже упоминал выше, все студенты на моем курсе учатся создавать изображения, но они начинают создавать их еще в своей голове. Можно сказать, что мы работаем в обратном направлении: вместо того чтобы дать им камеру и научить ею пользоваться, я учу их пользоваться своей фантазией. Конечно, мы изучаем понятия света, композиции и ракурса, но сначала мы просто смотрим на чужие фотографии, делимся идеями друг с другом и учимся выражать их с помощью слов. Только после этого студенты берут в руки камеру и создают изображение, которое уже сформировалось у них в голове. Я учу своих студентов воспринимать фотоаппарат лишь как инструмент, который позволяет воплощать фантазии в жизнь.

    Очень важно понимать, что технологии дают нам возможности, но они также и ограничивают нас. Скажем, если вы работаете в качестве проджект-менеджера какого-либо визуального проекта, вам недостаточно уметь работать с технологиями. Чтобы придумать интересную концепцию, нужно уметь выражать свои идеи, воспринимать идеи других людей и знать, как эффективно взаимодействовать со всеми участниками процесса.

    — Ваш выпускник одновременно должен быть и художником, и журналистом, и менеджером. Означает ли это, что он может сделать готовый медиапродукт в одиночку, без собственной команды?

    — Я не могу с этим согласиться. Конечно, есть люди, которые делают все сами от начала до конца, но я не считаю, что это правильно или эффективно. Идея заключается в том, чтобы хорошо понимать все этапы создания фильма или фотографии от начала до конца, но совсем необязательно делать все самому на каждом этапе. Есть продюсеры, которые знают, как записывать звук, и знают, что делает его хорошим, но при этом они не являются звукооператорами и понимают, почему видеосъемка не может обойтись без хорошего звуковика. Если вы постоянно пытаетесь урезать бюджет и команду, это непременно негативно скажется на результате.

    — Каким опытом, навыками и личными качествами должны обладать студенты, поступающие к вам на программу? Как вы успеваете научить их фотографировать, снимать и рисовать всего за десять месяцев?

    — Как правило, к нам приходят учиться профессионалы, которые уже работают и совмещают обучение с профессиональной деятельностью. Дни занятий часто совпадают с моими съемками, поэтому мы со студентами стараемся объединить теорию и практику. Процесс обучения построен следующим образом: студенты сосредотачиваются на какой-либо идее, детализируют ее, делают практическое задание, а после пытаются понять, что они узнали и какие навыки приобрели в процессе работы над конкретным заданием. Все практические задания напрямую связаны с конкретными целями обучения и от начала до конца основаны на творческих методах, которые я использую каждый день.

    Чтобы поступить на программу по визуальным и цифровым медиа, нужно очень сильно хотеть чему-то научиться и уметь рисковать. Что я имею в виду? Риск очень важен для творческой работы, рисковать — это значит каждый раз пытаться создать что-то новое, действовать не по шаблону, даже если результат получится неудовлетворительным и ваш метод не сработает. Меня не вдохновляют те студенты, которые просто выполняют задание, а не пытаются придумать что-нибудь интересное и необыкновенное. Вот примеры двух абсолютно разных учебных видеороликов, которые вдохновляют меня. Это идеальный образец того, как студенты не боятся рисковать и добиваются успеха. Я попросил студентов создать видео, основанное на поэме Лэнг Лив «Четыре тысячи миль», и вот что у них вышло.

    Дарья Матявина

    студентка программы Visual and Digital Media в IE Business School, создательница онлайн-медиа Kyky.org в Минске

    «IE Business School в этом году начала разворачивать свою деятельность в Минске. Так я, например, попала на IE Venture Days, где лично познакомилась с некоторыми преподавателями и координаторами. В то время я активно подыскивала себе европейский Master’s в сфере медиа. Я сравнила кучу схожих программ и убедилась со временем, что IE предлагает самый оптимальный набор курсов с сильным практическим уклоном. А бонусом служит отличная стартаперская инфраструктура внутри университета. Не последнюю роль сыграл рейтинг школы.

    Когда я сюда ехала, я рассчитывала на довольно расслабленный темп. Думала: я же делаю свое медиа, вроде понимаю, как что устроено. Но мои ожидания не оправдались. У меня никогда не было такой бешеной нагрузки. Это какая-то фабрика по производству сверхлюдей: никакой личной жизни, только хардкор-учеба, дедлайны, исследования и проекты. У нас в группе собрались люди с очень разным бэкграундом. Многие делают career shift, то есть работали себе финансистами лет семь, а потом им резко захотелось креативно начать все с нуля. Пожалуй, единственное, что всех объединяет, — мотивация и хороший уровень английского (без него вас сюда просто не примут). Испанский знать необязательно, но, как показывает опыт, крайне желательно, иначе ваша социализация будет местами буксовать. Надо отметить, что наша программа — Visual & Digital Media — самая сумасшедшая во всей школе. У нас в классе постоянно происходят странные вещи: либо выключен свет, либо стоит дикий хохот, либо мы устраиваем галерею прямо в коридоре, развешивая интернет-мемы собственного производства. Я читаю на лицах остальных учащихся нескрываемую зависть. Атмосфера крутая, без сомнения.

    Я еще не решила, чем займусь после окончания школы. Наиболее вероятный сценарий развития событий — новый стартап в рамках местного инкубатора. Еще в Мадриде относительно недавно открылся Google Campus, который тоже предлагает массу разнообразных возможностей. Они сейчас активно ищут новых резидентов. Я периодически туда хожу и пропитываюсь атмосферой. А вообще я здесь не так давно, у меня есть еще время подумать. Мадрид — прекрасный город, так что если у вас есть идеи, нужные знания и вы хотите изобрести что-то новое в сфере медиа и рекламы, пишите мне на [email protected] Я сейчас как раз на низком старте.

    Все предметы здесь интересные и полезные. Проблема в том, что на каждом курсе из тебя пытаются сделать профессионала каждого конкретного курса, требуют много, и ты просто не знаешь, за что хвататься. Так что ключевой навык здесь — это тайм-менеджмент, который здесь не преподают, но деваться тебе некуда — приходится осваивать его на ходу. Здесь буквально все курсы практические. Скажем, финальный групповой проект — подготовить концепцию стартапа по запросу инвестора (якобы инвестора, в роли которого выступает преподаватель) и публично ее запитчить в конце семестра. Особенность нашей программы заключается в том, что мы должны это еще и профессионально оформить в визуальном плане.

    Перед отъездом я передала коллегам все свои основные задачи. Если у кого-то есть иллюзии по поводу того, что здесь получится совмещать учебу и работу, просто забудьте. Пострадает и то и другое. Но в то же время я чувствую, как мое сознание растягивается: требования к самой себе, к окружающим, к глубине исследования и визуальной репрезентации вырастают до небес.

    Пока сложно сказать, помогает ли мне это в работе. Из-за огромной нагрузки в школе я сейчас редко общаюсь со своей командой, но мне кажется, что после окончания программы я буду способна сделать вообще все: от верстки сайта до презентации проекта международным инвесторам».

    Рекомендованная учебная программа: Master in Visual and Digital Media

    Магистерская программа по визуальным и цифровым медиа совмещает творческие практики и управление медиа с точки зрения бизнеса. Выпускники курса могут придумывать, реализовывать, развивать, управлять и оценивать деятельность любых типов визуальных и цифровых медиа-проектов. На каждом из трех этапов обучения студенты создают проекты, на примере которых учатся всем циклам работы: от описания концепции до взаимодействия с клиентами. Итоговая работа курса — это командный творческий стартап, созданный под руководством профессоров и практиков индустрии.

    future.theoryandpractice.ru

    Национальная премия в области медиабизнеса "Медиа-менеджер России"

    ОРГАНИЗАТОРЫ:

    ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ:

    ПАРТНЕРы ПРЕМИИ:

    ПАРТНЕР ЦЕРЕМОНИИ НАГРАЖДЕНИЯ:

    СПОНСОРы ПРЕМИИ:

    ОФИЦИАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА ПРЕМИИ:

    ОФИЦИАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА AFTERPARTY:

    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР ПРЕМИИ:

    ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПОСТАВЩИКИ НАПИТКОВ:

    EVENT- ПАРТНЕР ПРЕМИИ:

    ОФОРМИТЕЛЬ ПРЕМИИ:

    ВИДЕОПРОДАКШН-ПАРТНЕР ПРЕМИИ:

    КУРЬЕСКАЯ ДОСТАВКА ПРЕМИИ:

    ШОКОЛАДНЫЙ ПАРТНЕР:

    ШОУ БАРАБАНЩИКОВ ПРЕМИИ:

    ДИДЖЕЙ ПРЕМИИ:

    ТЕХНИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР ПРЕМИИ:

    ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАРТНЕР:

    ТИТУЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАРТНЕР:

    ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАРТНЕР:

    ГЕНЕРАЛЬНЫЙ РАДИО ПАРТНЕР:

    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ:

    РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ:

    ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПОНСОРЫ:

    МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПАРТНЕР:

    МОНИТОРИНГ ПАРТНЕРЫ ПРЕМИИ:

    ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕМИИ:

    ПРЕСС-РЕЛИЗЫ ПРЕМИИ:

    media-manager.ru

    Профессия – медиа-менеджер :: Федеральный образовательный портал

    Медиа-менеджер имеет дело с творческими работниками, к которым нельзя применить многие стандартные управленческие механизмы. Их не получается мотивировать тем же, что и обычных работников, происходящую в их голове работу невозможно, как учат классики менеджмента, автоматизировать и разложить на некие наблюдаемые, протоколируемые и контролируемые управленцем действия. Один «обычный» менеджер удивлялся, что его подчиненные, на первый взгляд, бездельничали — обсуждали что-то в курилке, болтали по телефону, сидели в Интернете, но в конце дня каким-то загадочным образом новый выпуск газеты был готов.

    — Илья Вадимович, медиа-менеджер — это должность для журналиста или для управленца?

    — Долгое время считалось, что хороший менеджер может управлять любым объектом, но медиа-менеджмент часто относят к отдельному роду занятий по причине существования ряда особенностей.

    Во-первых, медиа-менеджер имеет дело с творческими работниками, к которым нельзя применить многие стандартные управленческие механизмы. Их не получается мотивировать тем же, что и обычных работников, происходящую в их голове работу невозможно, как учат классики менеджмента, автоматизировать и разложить на некие наблюдаемые, протоколируемые и контролируемые управленцем действия. Это в первую очередь бросается в глаза всем впервые попавшим в медиа-среду — так, один «обычный» менеджер удивлялся, что его подчиненные, на первый взгляд, бездельничали — обсуждали что-то в курилке, болтали по телефону, сидели в Интернете, но в конце дня каким-то загадочным образом новый выпуск газеты был готов.

    Вторая причина в том, что медиа-менеджмент требует максимально оперативной адаптации к технологическим инновациям. Нужно уметь очень чутко реагировать на изменения внешней среды. Например, с недавних пор значительно увеличился объем не только текстового, но и видео-контента, потребляемого аудиторией через мобильные устройства, следовательно, доля нетекстового контента в приложениях должна быть увеличена.

    Исходя из этого медиа-менеджер, как мне представляется, — это, прежде всего, работник творческий, понимающий специфику творческого процесса, разбирающийся в формах и жанрах контента, в возможных платформах представления продукции ее потребителям. Он должен понимать специфику аудитории, с которой работает, уметь создавать что-то новое для внешней среды. Все это гуманитарные аспекты, в которых классический менеджер, зачастую ориентированный на точные схемы, часто в полной мере разобраться не может.

    — Каково распределение обязанностей между собственно управленцами и редакционными отделами в медиа-структурах? Ведь порой они выполняют схожие функции. Например, должен ли разбираться в особенностях творческого процесса коммерческий директор глянцевого журнала?

    — Есть различные категории медиа-менеджеров.

    Коммерческий директор компании «не встроен» непосредственно в редакционный процесс, поскольку он занимается составлением рекламных бюджетов, разработкой выгодных предложений для рекламодателей, руководит прочей экономической деятельностью. Тем не менее он тоже должен разбираться в творчестве, равно как и руководитель высшего звена, занимающиеся разработкой стратегии развития, но непосредственно с творческими коллективами не взаимодействующий. Программный директор еще ближе к творческим работникам — поскольку он верстает сетку вещания, ориентируясь на аудиторию и стараясь её максимизировать, это требует определенного творческого мышления.

    Помимо этого, есть и достаточно широкая категория работников, пришедших в медиа-менеджмент из творческой среды — журналисты, режиссеры, постановщики, которые выполняют функцию непосредственных организаторов творческого процесса, находясь на стыке «чистого креатива» с одной стороны и определенных сроков, форматов, рамок и дедлайнов – с другой.

    — Стало ли сложнее оценивать успешность функционирования производителя медиа-контента в связи с радикальным изменением медиа-рынка? Ведь привычные критерии оценки вроде распроданного тиража газеты постепенно уходят в прошлое.

    — Конечно, это вызвало определенные сложности, но зато стало гораздо легче отслеживать аудиторию. Раньше, чтобы оценить реальную продаваемость тиража, нужно было проводить дополнительные выборочные исследования, теперь же с помощью специальных компьютерных программ, использующих сложные алгоритмы (например, той, что недавно была представлена Google Statistics), мы в режиме реального времени на основе поисковых запросов можем получать информацию о медиа-потреблении. Что касается кабельного спутникового телевидения — то там этот процесс полностью автоматизирован, оператор всегда знает, кто, где и что смотрит. Кроме того, сам процесс потребления медиа-продукта стал интерактивнее, люди хотят участвовать в обсуждениях, а не просто пассивно получать информацию.

    — Каковы основные направления деятельности медиа-менеджеров, сильно ли они варьируются в зависимости от типа медиа?

    — Это, прежде всего, стратегический менеджмент: изучение аудитории, планирование, брендовая и маркетинговая стратегии на рынке и т.д. Есть определенная специфика работы в различных областях медиа. Так, телевидение является потоковым видом медиа – следовательно, необходимо заниматься программированием сеток вещания, по-другому взаимодействовать с рекламодателями... Но в целом у радио, телевидения, печатных СМИ и Интернет-медиа в значительной степени схожая специфика, поэтому грамотный медиа-менеджер может без особых сложностей руководить различными видами медиа.

    — Что, на ваш взгляд, является критерием оценки успешности работы медиа-менеджера?

    — Безусловно, я мог бы цинично ответить, что таковыми является размер аудитории того или иного медиа, но это очень упрощенная трактовка, потому что тогда менеджеры, производящие самый низменный массовый контент, считались бы самыми эффективными, а на самом деле это не так. Поэтому, на мой взгляд, успешным можно назвать производство высококачественного контента, который привлекает не просто абы какую, а именно необходимую менеджеру целевую аудиторию и дает этой аудитории ощущение принадлежности к определенному клубу или социальной группе. То есть когда имеет место не просто моментальная «зацепка» читателя или зрителя за счет использования «жареного контента», а создание определенного ареола вокруг медиа, нужно, чтобы человеку хотелось не просто получить информацию по конкретным сюжетам, а именно прочитать саму газету. Эту позицию, например, активно эксплуатирует журнал «Сноб» (хотя, безусловно, экономические показатели данного проекта весьма спорные).

    — Насколько велик спрос на медиа-менеджеров и конкуренция на рынке труда? На что может рассчитывать выпускник университета с соответствующим дипломом?

    — Конечно, сразу по окончании профессионального обучения пост генерального директора никто вам не предложит, но к нам на магистерскую программу поступает множество уже работающих журналистов, многие из них благодаря полученным навыкам становятся заведующими отделами, а дальнейшее продвижение по карьерной лестнице зависит от успеха конкретных проектов.

    А спрос, безусловно, есть, ведь медиа в наши дни — это очень широкая сфера, включающая в себя не только телевидение, радио и печатные СМИ, но и создание, скажем, виртуальных визитов в музеи, мультимедийных приложений и игр – почти всего, что предполагает организацию труда творческих людей. Новое медиа сегодня может организовать каждый, создав страницу в Интернете или сделав приложение для мобильных устройств, так что спрос на грамотных медиа-менеджеров сейчас очень велик.

    Беседовала Мария Глазырина

     

    ecsocman.hse.ru

    5. Медиаменеджмент: сущность и главные направления.

    Учитывая сложность представлений об экономической природе и социальных функциях СМИ, мы предлагаем рассматривать менеджмент СМИ как комплексную сферу, включающую в себя процесс принятия решений на макро- и микроэкономическом уровне для обеспечения эффективного функционирования СМИ одновременно и как экономического, и как социального институтов, а также для эффективного функционирования отдельных фирм. Исходя из этого, в управлении СМИ можно выделить два основных направления. Управление СМИ как социальной системой – макроуровень – предполагает деятельность людей, принимающих решения, по достижению желаемого результата деятельности СМИ. Используемые инструменты – это преимущественно законодательная деятельность, включающая законы о свободе слова, антимонопольное регулирование, регулированиедоступа к информации и формы выборочной экономической поддержки СМИ. Основная цель такого управления - формирование рамок для информационных потоков внутри общества, встраивающее СМИ как индустрию содержания в систему институтов национального государства. Национальные отличия макроуровней определяют и особенности медиаполитики, т. е. политики государства по отношению к СМИ. Эту политику можно рассматривать как рамки для социального управления медиаиндустрией. В условиях рыночных демократий, медиаполитика распространяется прежде всего на экономические аспекты деятельности СМИ, преследуя те базовые ценности, которые свойственны данному обществу и данной предпринимательской культуре. Так, в США чрезвычайно актуально понятие рынка, и потому СМИ рассматриваются не столько как социальный институт, сколько как «рынок идей». Поддержание конкуренции на нем это важнейшая задача медиаполитики, т. е. макроуправления СМИ. Примеры находятся легко. Антимонопольное законодательство, основанное на законе Шермана еще 1890 г ., препятствует появлению монополистов на конкретных географических рынках. Совсем недавний Закон о телекоммуникациях 1996 г. расширяет доступ на телекоммуникационный рынок любых компаний, свидетельствуя о стремлении американских законодателей поддержать рост индустрии новых СМИ. В Западной Европе, напротив, макроуправление СМИ обращает особое внимание на сохранение социального и культурного значения масс-медиа, и потому практически до конца 1980-х гг. медиаполитика была направлена на поддержание экономической и технологической монополии общественного ТВ. Именно по этой причине не выдавались лицензии на коммерческое вещания, и рекламный рынок концентрировался прежде всего в печатных СМИ. В отличие от традиционных рыночных демократий – двухпартийных, как в США или Великобритании, многопартийных, как в Германии, Франции, Италии или Скандинавии, Россия долгое время жила в условиях плановой экономики. Это не могло не отражаться на медиаиндустрии, которая действовала во внерыночных условиях. По этой причине достижение желаемого результата деятельности медиапредприятий сводилось к политическим и идеологическим эффектам, а экономические показатели медиаиндустрии не имели существенного значения. Управление предприятиями СМИ (микроуровень) совпадает с традиционными представлениями о менеджменте как управлении производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли. Это представление учитывает прежде всего экономические мотивы в деятельности СМИ. При данном подходе кажется, что не существует различий между управлением компаниями вообще и медиафирмами. Однако это неверно по существу. Производя два товара – содержание и аудиторию – для реализации на разных рынках (аудитории и рекламодатели), предприятия СМИ нуждаются в более сложных управленческих подходах, учитывающих специфику двух, столь разных рынков «реализации». Менеджеры СМИ поставлены перед необходимостью изучать аудиторию, что происходит по двум причинам. Во-первых, предлагая содержание в качестве товара аудитории, медиапредприятия нуждаются в «портрете» своих потребителей. Информационные нужды аудитории, ее потребности в развлекательном или образовательном контенте непосредственно влияют на то, о чем пишет пресса или что вещает ТВ и радио. Парадокс же заключается в том, что большинство СМИ не получают доходов от продажи содержанияаудитории. В лучшем случае – как с газетами – доходы от реализации тиража позволяют на половину (Франция) или на четверть (США) покрыть производственные затраты. Основная же часть средств на деятельность СМИ поступает от рекламодателей. Именно они и есть «вторая причина», по которой медиаменеджеры должны постоянно изучать свою аудиторию. Только предлагая рекламодателям точные и конкретные данные о демографических и потребительских характеристиках своей аудитории, СМИ могут надеяться на экономический успех. Таким образом, цель менеджмента в медиакомпаниях двояка: удовлетворить аудиторию и рекламодателей. Достигается она, однако, разными средствами. «Западная» модель медиаменеджмента. В современных концепциях управления предприятиями СМИ можно отчетливо выделить две традиции. Первая, англосаксонская, обращает внимание на управление денежными потоками и персоналом медиакомпаний, ведущее в результате к созданию соответствующих содержательных стратегий и вытекающих из них решений в сфере управления персоналом. Как подчеркивает известный американский исследователь газетного менеджмента К. Финк, «руководитель высшего звена должен быть квалифицированным в двух основных направлениях газетного менеджмента – текущей деятельности и стратегии». Автор многихтрудов по менеджменту электронных СМИ Э. Элбаран обращает внимание на то, что для управленцев СМИ прежде всего важны навыки финансового менеджмента и управления персоналом. Первые – для того, чтобы «осуществлять фискальный контроль и достигать финансовых целей, поставленных перед ними владельцами и инвесторами». Необходимостьполучения вторых обуславливается не только важностью взаимодействия с персоналом, что существенно для всех секторов, но особенно потому, что «в электронных СМИ работаетмножество профессионалов, в том числе творческих и креативных специалистов». Эти положения одинаково универсальны для менеджеров всех медиакомпаний, вне зависимости от сектора, в котором они действуют. Большинство экспертов считают, что медиаменеджеры должны уметь справляться с такими управленческими задачами, как анализ проблем (определение трудностей до того момента, как они заявят о себе) и принятие решений (накопление необходимой информации, обмен мнениями и разработка плана/стратегии действий). Подобная традиция, оставляя за журналистами определенную свободу в производстве материалов (выбор темы, ее трактовка в конкретном материале), базируется на основной экономической особенности СМИ – принципе конструирования аудитории для последующего предоставления доступа к ней рекламодателям. Многообразие конкурирующих источников информации и производителей содержания (пресс-синдикаты, фрилансеры, продюсерские компании, звукозаписывающие студии и т.п.), существующее в этой традиции, не должно обманывать. Конструирование конечного содержательного продукта возложено именно на плечи топ-менеджмента медиапредприятий. На журналистском уровне этот подход унифицирует принципы работы с новостями и аналитикой, устраняя из содержания СМИ мнения журналистов. Здесь четко проявляется процесс стандартизации, лежащий в основе англосаксонской традиции менеджмента: поскольку политически ангажированная журналистика сегодня одинаково неинтересна аудитории и рекламодателям, политические оценки и высказывания «лидеров общественного мнения» дозируются, исходя из ожиданий аудитории. Не политические силы, а потребительский рынок, с его пристрастиями и стилем жизни, диктует содержательные стратегии медиапредприятий. Медиаменеджмент в условиях политизированных обществ. Второй подход к управлению СМИ − это преимущественное выполнение политического заказа, осуществляемое на похожих принципах конструирования содержания. Однако это происходит в условиях более четкого формулирования управленцами СМИ заказа журналистам и ограничения числа конкурирующих источников новостей. Это традиция азиатская и отчасти восточно-европейская, в которой политическая власть сохраняет за собой значительную роль в прямом финансировании СМИ. Такой подход был также связан и с тем, что в плановой советской экономике формулирование государством задач, стоящих перед экономикой в целом и перед отдельным предприятием, оставалось ключевой чертой экономической жизни. В результате в условиях социализма интегрированная политико- экономическая элита и ставила перед медиакомпаниями политические задачи, и гарантировала им экономическую основу деятельности. В соответствии с данной традицией, менеджерам СМИ существенно менее важно было стремиться к достижению финансовой независимости, что особенно явно проявилось в условиях переходной экономики. Во многих пост-социалистических странах медиакомпании или дотировались новыми промышленными владельцами, или финансировались государственными структурами, в собственности которых они продолжали находиться. Скрытой формой государственного финансирования стали прямые или косвенные дотации политически лояльным СМИ. Подобная практика, однако, не является исключительно восточноевропейским опытом: во многих азиатских и латиноамериканских странах, из-за отсутствия прозрачности в медиабизнесе, предприятия СМИ часто не ориентируются на финансовый успех, а выступают неявными рупорами корпоративных интересов. Подобные формы субсидирования, естественно, не требуют от медиаменеджеров значительных навыков в сфере финансового менеджмента, но оставляют за ними ключевые функции управления информационными потоками и человеческими ресурсами. Однако по мере развития либерализации экономики потребность в таких менеджерах, которые стремятся не только выполнить политический заказ, но добиться финансовых успехов, становится все выше. А, следовательно, и эта традиция медиаменеджмента будет все больше ориентироваться на развитие более рыночных навыков у управленцев СМИ.

    6. Тенденции развития местной, региональной и общероссийской печати.

    От вертикальной и партийной – к горизонтальной и коммерческой структуре. Преобразование вертикальной и партийной парадигмы было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, ушла в прошлое КПСС, определявшая основные параметры советской печати, и вместе с ней исчезло подавляющее большинство партийных изданий, на базе которых возникли независимые газеты журналистских коллективов. Во-вторых, распалась административно-командная система управления, определявшая многие элементы типологии газет, журналов, радиовещания и телевидения. Нет больше вертикали прессы от «Правды» до районной газеты. Вместо этого получила развитие горизонтальная структура, соответствующая современным демократическим принципам (функционирование самостоятельных, автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций). Ставшие независимыми издания, ранее входившие в структуру центральной прессы, такие, как «Труд», «Комсомольская правда», «Известия», распространяются по всей территории России, но тиражами, во много раз меньшими, чем в начале 90-х гг. Тип центральной газеты трансформировался, утратив директивность.Получившие независимость газеты недолго оставались в руках журналистских коллективов и скоро в большинстве своем стали добычей банков и корпораций. На смену партийной прессе пришли коммерческие издания, принадлежащие различного рода холдингам, банкам, корпорациям, а это в свою очередь привело к появлению новых типов и видов изданий. Новые грани и границы типологии: пресса финансовая и бульварная. Появилось новое деление прессы, которое отсутствовало в советское время или было обозначено пунктирно: пресса элитарная, прежде всего финансово-экономическая, и пресса массовая, которая перешла по существу в категорию бульварной. Эти изменения не во всем соответствуют тем переменам, которые произошли и в мировой печати. Больше становится качественных газет, рассчитанных на более образованные круги населения. Это связано с несколькими причинами и прежде всего с изменением социального статуса многих групп в обществе, с возрастанием роли так называемых белых воротничков, которые предпочитают серьезную во всех отношениях прессу. В то же время сама качественная пресса также меняется, расширяя круг своих интересов и охватываемых проблем: наряду с традиционными разделами, посвященными искусству, печатаются материалы о возможности приобретения произведений искусства, которые могли бы представлять интерес для богатых читателей, появляются многочисленные публикации о спорте, музыке, телевидении и кино. То есть происходит некое опрощение элитарных газет. Сейчас Россия переживает бум финансовых газет, и некоторые из них по своему уровню приближаются к элитарным изданиям, выпускающимся на Западе. Первой попыталась занять нишу элитарной прессы газета «Коммерсантъ», но она не сумела объединить вокруг себя читателей из кругов финансовой элиты и стала газетой более массовой, рассчитанной в том числе и на тех, кто просто интересуется финансовыми вопросами. Попытку пересадить на российскую почву совместный продукт двух элитарных качественных газет предприняли крупнейшие западные финансово-экономические и издательские концерны – американский Доу Джонс и английский Пирсон. Газету «Ведомости» издают соперники, объединившиеся для совместных действий в России, – «Financial Times» и «Wall Street Journal». И этим подтверждается, что типология российской прессы, в первую очередь газеты, развивается примерно в том же направлении, что и в международной практике, – сказываются изменения, которые происходят в мире и в России. В мире нашей прессы, в ее типологии наряду с некоторым увеличением числа качественных изданий наблюдается процесс бульваризации, «пожелтения» многих газет, даже таких, как «Комсомольская правда» и «Известия». Бульварной в полном смысле этого слова ежедневной газеты нет, зато существует множество бульварных еженедельников весьма примитивного уровня типа «Мегаполис Экспресс». Особое место занимают издания, объединяющие в себе несколько типов, – газеты, включающие как серьезные информационные и аналитические блоки, так и разделы, граничащие с бульварщиной, рассчитанные на широкие массы читателей, позволяющие обслуживать разные слои населения и тем самым привлекать рекламу и широкий набор рекламодателей. К типу таких газет можно отнести «Московский комсомолец», который сегодня пользуется вниманием самой большой читательской аудитории в Москве и Московской области. Реклама стала настолько важным действующим фактором в мире российских СМИ, что способствовала появлению нового вида бесплатных газет, в свою очередь распадающихся по крайней мере на два типа – чисто рекламные, как «Экстра-M» и «Центр-Плюс», и информационно-рекламные, как «Метро». Глобализация и СМИ. Многие тенденции международной типологии связаны с влиянием глобализации и развития новых технологий, которые позволяют ускорить передачу сигнала в разные точки земного шара. С одной стороны, создаются глобальные газеты. Их немного, всего четыре: «Wall Street Journal», «Financial Times», «USA Today», «International Herald Tribune». Все они издаются на английском языке – языке общения международного бизнеса. Не возникло пока глобальных газет на французском, немецком и других языках. Нет такой газеты и на русском языке. Интернет и СМИ. В России пока относительно мало подключений к Интернету, но его влияние на деятельность средств массовой информации уже весьма велико. Интернет позволил многим российским газетам, радиостанциям, телевизионным каналам приобрести доступ к широкой аудитории. В качестве примера можно сослаться на владимирскую газету «Молва», имеющую тираж всего 8 тыс. экз., которая представлена электронной версией в Интернете и благодаря этому стала и общероссийской и, может быть, даже в каком-то смысле глобальной, международной газетой, которую читают в 35 странах мира. Ресурсы Интернета – открытое информационное пространство. Интернет заставляет пересмотреть отношение редакций к рекламе. Та же газета «Молва» имеет во Владимире магазин, где продаются картины местных художников, а в Интернете расположила на своем сайте репродукции этих картин, которые затем продаются виртуальным посетителям данного сайта. И этот бизнес развивается достаточно успешно. Таким образом, Интернет дает новые возможности газетам, выводя их за пределы только местных интересов. Значительную роль в российском информационном пространстве играют не только электронные версии газет, но и издания, которые существуют только в Интернете, как, к примеру, Gazeta.ru, имеющая широкую аудиторию в России и за ее пределами. Меняющиеся типологические параметры. Изменения типологических характеристик нашей прессы в целом позволяют сформулировать некоторые общие положения. Исчезла партийная пресса, появились независимые коммерческие издания, газеты мнений, элитарные газеты и массовые издания бульварного типа, которые часто относят к «желтой» журналистике, а также электронные газеты и электронные версии газет в Интернете. Эти перемены связаны с изменениями социальной структуры нашего общества, с отказом от командно-административной системы управления, с переходом нашей прессы к горизонтальной структуре и с развитием новых информационных технологий. Сейчас в прессе практически нет вертикальных структур, и новые типологические характеристики теперь связаны с ее горизонтальным разделением. Географический принцип типологии – общероссийская, центральная или национальная, региональная пресса и пресса местная – продолжает, конечно, действовать, но нет вертикали молодежной, профсоюзной прессы и т.д. Каждое издание функционирует в рамках своего региона, взаимодействуя с другими принадлежащими, например, тому же холдингу и той же компании изданиями, но в плане не столько политической, сколько экономической вертикали. На состояние современной типологии прессы оказали влияние экономические трудности. Разрушение системы городской доставки и распространения печати практически убило вечернюю прессу. Газеты, которые носят название вечерних, распространяются в основном в розницу и издаются в течение дня. В этом плане типологическое отличие «Московского комсомольца» от «Вечерней Москвы» трудно обнаружить. «Московский комсомолец» продается как вечерняя по существу газета, и уже в 7–8 часов вечера ее можно купить на станциях метро и в других местах у распространителей. Важным фактором, определяющим специфику информационной структуры, является экономическая ситуация в стране. По-прежнему рыночная экономика недостаточно развивается в сфере средств массовой информации. Практически не действуют антимонопольные законы; нет того, что называется добросовестной конкуренцией. Монополизм, в разной форме сохранившийся и в распространении прессы, и в полиграфической сфере, и в бумажном производстве, снижает возможность, а практически делает нереальным издание рентабельной серьезной газеты. Большинство изданий живет за счет дополнительных спонсорских денег, получаемых от их владельцев, поэтому тираж и популярность газет на информационном рынке не так важны, как успех в контактах с владельцами. Эта искаженная экономическая ситуация не способствует развитию журналистики и облегчает ее использование в интересах экономических группировок, основными из которых являются крупные корпорации, банки, с одной стороны, и государство – с другой. При этом государство действует на общефедеральном уровне как регулятор деятельности и владелец средств массовой информации, а на местном уровне его влияние осуществляется через местные власти – губернаторов, мэров городов и т.д. Все это препятствует выработке той объективности, которая необходима прессе, чтобы пользоваться доверием своих читателей, слушателей, зрителей. Сказываются и недостатки наших правовых документов, касающихся средств массовой информации. В закон о СМИ включено много интересных и полезных положений, но в нем не прописаны отношения журналистов с собственниками. Проблема права собственности СМИ остается невыделенной из других сфер экономики и политики. К СМИ применяются те же законы, что и к продукции пищевой, легкой или тяжелой промышленности. Между тем информационный продукт имеет принципиальное отличие. И в данном случае владелец не может не нести ответственности за соблюдение интересов общества, всех слоев населения. Наше законодательство достаточно четко очерчивает права журналиста, главного редактора, но не определяет места владельца издания в структуре средств массовой информации. Журналист защищен юридически от давления редактора. Однако в российском законодательстве отсутствуют нормативные документы, определяющие взаимоотношения редакции и владельца издания. Обращает на себя внимание обеднение жанровой палитры нашей прессы. Почти нет очерков, фельетонов. Кроме других причин, это объясняется и отсутствием профессионалов, острой нехваткой квалифицированных кадров. Особенно остра проблема журналистской квалификации сегодня, когда пресса вступает в период более стабильных отношений и появляются газеты, которые выживают и завоевывают аудиторию. Аудитория и типологический вектор региональных и местных СМИ. Высокая степень влияния на типологию средств массовой информации осуществляется через аудиторию. Значительная часть российских граждан не выписывает газеты, не покупает их в киосках, обходится только телевизионной информацией, прежде всего из-за высоких цен на газеты и журналы. Конечно, это не единственная причина падения тиражей газет и журналов. Немалое значение имеет и определенная потеря доверия к ним со стороны аудитории. Вместе с тем и низкая покупательная способность населения мешает развитию тесных контактов между газетами, журналами и массовой аудиторией. Отсутствие регулярного взаимодействия с аудиторией обедняет прессу, делает ее еще большей заложницей в политических играх, которые ведут владельцы некоторых изданий. В рамках регионов наблюдаются очень любопытные тенденции структурного характера. Местные газеты в большинстве случаев как бы распадаются на две категории: газеты для области, рассчитанные не только и не столько на областной, краевой или республиканский центр, сколько на города и поселки, находящиеся в пределах этой области, края или республики, и газеты городские. И они часто очень серьезно отличаются друг от друга, во-первых, аудиторией и, во-вторых, методами своей работы. Городская газета имеет большие преимущества для поддержания контактов с аудиторией: постоянного читателя проще приобрести в рамках города, чем области. В условиях регионализации мы видим как бы два среза, два типа СМИ. Если в Москве при всем влиянии государства на средства массовой информации эти различия не так заметны, то в рамках региональной, местной прессы деление ее на независимую, коммерческую, частную и государственную рождает существенные отличительные признаки. И поскольку в России пока не приживается принцип создания средств массовой информации, отражающих интересы всех слоев и групп населения и носящих общественно-правовой характер, то это развитие ведет к известной поляризации прессы частной и государственной, что не приносит в целом успеха газетам ни той, ни другой ориентации. В сфере телевидения конкуренция идет более живо и активно. Развитие региональной прессы требует уточнения типологических характеристик областной, республиканской, краевой газеты, всех региональных СМИ, для того чтобы обеспечить единство российского информационного пространства, когда общероссийская пресса не в состоянии доходить до читателей в регионах. На смену региональному изданию, посвященному, прежде всего местным проблемам, должны прийти такие типы изданий, которые, делая основной акцент на проблемах края, области, республики, могли бы вместе с тем активно освещать участие своего территориального образования в решении общероссийских проблем, способствовать приобщению региональной аудитории к событиям и процессам общероссийского и международного характера. В современных условиях, когда региональная пресса играет все более значительную роль и начинает укрепляться экономически, а иногда становится рентабельной, разумно было бы добиваться уточнения ее типологического статуса с тем, чтобы она могла в большей степени объективно информировать население обо всем происходящем в мире и в России. В современном же виде регионализация средств массовой информации часто по объективным причинам не способствует интеграции России и может стать одним из факторов сегментации не только информационного пространства, но и России как государства. В связи с этим уточнение, детализация, развитие типологии местных газет имеет очень важное значение. Аудитория и типологические характеристики общероссийских СМИ. Развитие общероссийских средств массовой информации имеет два направления. Одно из них связано с попыткой доставлять газеты во все регионы, что характерно для многих изданий. Другое представлено двумя московскими газетами – «Комсомольской правдой» и «Московским комсомольцем», которые стремятся издавать свои особые приложения в тех городах, где они печатаются. «Комсомольская правда» выпускает во многих регионах такие приложения. К этому же стремится и «Московский комсомолец», который перешел на выпуски своих еженедельных изданий в различных регионах России. Новым типологическим направлением является содержательная структура этих изданий – стремление соединить московское видение общероссийских, федеральных, общенациональных проблем и международной жизни с проблемами региона. Складывается принципиально иной подход, чем тот, который существовал в Советском Союзе, когда центральные газеты были сосредоточены исключительно на общесоюзных и международных вопросах. Сегодня подобные издания могут получить развитие только лишь при условии существенного повышения материального благосостояния граждан и более тесного экономического и информационного обмена внутри России. В этом смысле перспективы развития общероссийских СМИ тесно связаны с учетом региональных интересов, с созданием в общероссийских газетах некоего подобия телевизионных сетей, когда газеты, предназначенные для распространения в регионах, будут иметь, по крайней мере, свой специальный раздел, посвященный местным новостям и проблемам. Если говорить о векторах развития российской прессы, то прежде всего следует обратить внимание на необходимость установления нормальных отношений между владельцами изданий и журналистскими коллективами. От этого зависит доверие к прессе, к СМИ со стороны населения. Политизация и защита узкокорыстных интересов отдельных лиц ведут к дискредитации СМИ, к тому, что меньше смотрят, слушают, читают общероссийские СМИ. Наиболее здоровый путь совершенствования средств массовой информации – дальнейшая их деполитизация и формирование нового понимания роли СМИ как общественного института, который не может отражать взгляды и пристрастия только владельца и послушных ему журналистов.

    studfiles.net

    2. Особенности медиаменеджмента.

    Учитывая сложность представлений об экономической природе и социальных функциях СМИ, мы предлагаем рассматривать менеджмент СМИ как комплексную сферу, включающую в себя процесс принятия решений на макро- и микроэкономическом уровне для обеспечения эффективного функционирования СМИ одновременно и как экономического, и как социального институтов, а также для эффективного функционирования отдельных фирм.

    Исходя из этого, в управлении СМИ можно выделить два основных направления.

    Управление СМИ как социальной системой – макроуровень – предполагает деятельность людей, принимающих решения, по достижению желаемого результата деятельности СМИ. Используемые инструменты – это преимущественно законодательная деятельность, включающая законы о свободе слова, антимонопольное регулирование, регулирование доступа к информации и формы выборочной экономической поддержки СМИ. Основная цель такого управления - формирование рамок для информационных потоков внутри общества, встраивающее СМИ как индустрию содержания в систему институтов национального государства.

    Национальные отличия макроуровней определяют и особенности медиаполитики, т. е. политики государства по отношению к СМИ. Эту политику можно рассматривать как рамки для социального управления медиаиндустрией. В условиях рыночных демократий, медиаполитика распространяется прежде всего на экономические аспекты деятельности СМИ, преследуя те базовые ценности, которые свойственны данному обществу и данной предпринимательской культуре. Так, в США чрезвычайно актуально понятие рынка, и потому СМИ рассматриваются не столько как социальный институт, сколько как «рынок идей». Поддержание конкуренции на нем это важнейшая задача медиаполитики, т. е. макроуправления СМИ. Примеры находятся легко. Антимонопольное законодательство, основанное на законе Шермана еще 1890 г ., препятствует появлению монополистов на конкретных географических рынках. Совсем недавний Закон о телекоммуникациях 1996 г . расширяет доступ на телекоммуникационный рынок любых компаний, свидетельствуя о стремлении американских законодателей поддержать рост индустрии новых СМИ.

    В Западной Европе, напротив, макроуправление СМИ обращает особое внимание на сохранение социального и культурного значения масс-медиа, и потому практически до конца 1980-х гг. медиаполитика была направлена на поддержание экономической и технологической монополии общественного ТВ. Именно по этой причине не выдавались лицензии на коммерческое вещания, и рекламный рынок концентрировался прежде всего в печатных СМИ.

    Управление предприятиями СМИ (микроуровень) совпадает с традиционными представлениями о менеджменте как управлении производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли. Это представление учитывает прежде всего экономические мотивы в деятельности СМИ. При данном подходе кажется, что не существует различий между управлением компаниями вообще и медиафирмами. Однако это неверно по существу. Производя два товара – содержание и аудиторию – для реализации на разных рынках (аудитории и рекламодатели), предприятия СМИ нуждаются в более сложных управленческих подходах, учитывающих специфику двух, столь разных рынков «реализации».

    Менеджеры СМИ поставлены перед необходимостью изучать аудиторию, что происходит по двум причинам.

    • Во-первых, предлагая содержание в качестве товара аудитории, медиапредприятия нуждаются в «портрете» своих потребителей. Информационные нужды аудитории, ее потребности в развлекательном или образовательном контенте непосредственно влияют на то, о чем пишет пресса или что вещает ТВ и радио. Парадокс же заключается в том, что большинство СМИ не получают доходов от продажи содержания аудитории. В лучшем случае – как с газетами – доходы от реализации тиража позволяют на половину (Франция) или на четверть (США) покрыть производственные затраты. Основная же часть средств на деятельность СМИ поступает от рекламодателей.

    • Именно они и есть «вторая причина», по которой медиаменеджеры должны постоянно изучать свою аудиторию. Только предлагая рекламодателям точные и конкретные данные о демографических и потребительских характеристиках своей аудитории, СМИ могут надеяться на экономический успех. Таким образом, цель менеджмента в медиакомпаниях двояка: удовлетворить аудиторию и рекламодателей. Достигается она, однако, разными средствами.

    «Западная» модель медиаменеджмента

    В современных концепциях управления предприятиями СМИ можно отчетливо выделить две традиции.

    Первая, англосаксонская, обращает внимание на управление денежными потоками и персоналом медиакомпаний, ведущее в результате к созданию соответствующих содержательных стратегий и вытекающих из них решений в сфере управления персоналом. Как подчеркивает известный американский исследователь газетного менеджмента К. Финк, «руководитель высшего звена должен быть квалифицированным в двух основных направлениях газетного менеджмента – текущей деятельности и стратегии». Автор многих трудов по менеджменту электронных СМИ Э. Элбаран обращает внимание на то, что для управленцев СМИ прежде всего важны навыки финансового менеджмента и управления персоналом. Первые – для того, чтобы «осуществлять фискальный контроль и достигать финансовых целей, поставленных перед ними владельцами и инвесторами». Необходимость получения вторых обуславливается не только важностью взаимодействия с персоналом, что существенно для всех секторов, но особенно потому, что «в электронных СМИ работает множество профессионалов, в том числе творческих и креативных специалистов». Эти положения одинаково универсальны для менеджеров всех медиакомпаний, вне зависимости от сектора, в котором они действуют. Большинство экспертов считают, что медиаменеджеры должны уметь справляться с такими управленческими задачами, как анализ проблем (определение трудностей до того момента, как они заявят о себе) и принятие решений (накопление необходимой информации, обмен мнениями и разработка плана/стратегии действий).

    Признавая справедливость этих положений, нельзя не отметить, что они относятся не только к медиапредприятиям, но и вообще к любой современной фирме. Словом, стремление к прибыльности и удовлетворению запросов акционеров приравнивает деятельность медиакомпании к деятельности фирм в любой другой отрасли. И по существу – в условиях рынка – это является нормой. Концепция менеджмента, направленного на достижение целей, применяемая к СМИ, предполагает прежде всего достижение финансовых успехов, а потому может выпускать из виду качество журналистских материалов и их социально-политические эффекты. Данный подход минимизирует ту все более значимую роль общественного и культурного института, которую играют СМИ в жизни современного общества. В конечном итоге медиаменеджмент, ориентированный на достижение финансовых целей, более четко встраивает СМИ в индустрию развлечений, ибо последняя, предлагая аудитории определенные содержательные стратегии, откровенно работает на обслуживание рекламодателей. Установив четкую зависимость между медиа- и потребительскими вкусами аудитории, менеджеры СМИ предлагают, например, спортивные телеканалы для рекламы спортивной одежды и инвентаря, а радиостанции, работающие в формате поп-рок, – для рекламирования городских автомобилей и модной одежды для молодой и сравнительно преуспевающей аудитории. Особых навыков от менеджеров СМИ требует и развивающийся «продакт плейсмент» – произведенное не журналистами содержание СМИ, часто полностью копирующее традиционные журналистские жанры.

    Подобная традиция, оставляя за журналистами определенную свободу в производстве материалов (выбор темы, ее трактовка в конкретном материале), базируется на основной экономической особенности СМИ – принципе конструирования аудитории для последующего предоставления доступа к ней рекламодателям. Многообразие конкурирующих источников информации и производителей содержания (пресс-синдикаты, фрилансеры, продюсерские компании, звукозаписывающие студии и т.п.), существующее в этой традиции, не должно обманывать. Конструирование конечного содержательного продукта возложено именно на плечи топ-менеджмента медиапредприятий. На журналистском уровне этот подход унифицирует принципы работы с новостями и аналитикой, устраняя из содержания СМИ мнения журналистов. Здесь четко проявляется процесс стандартизации, лежащий в основе англосаксонской традиции менеджмента: поскольку политически ангажированная журналистика сегодня одинаково неинтересна аудитории и рекламодателям, политические оценки и высказывания «лидеров общественного мнения» дозируются, исходя из ожиданий аудитории. Не политические силы, а потребительский рынок, с его пристрастиями и стилем жизни, диктует содержательные стратегии медиапредприятий.

    Роль медиаменеджеров как конструкторов контента СМИ становится особенно очевидной в условиях цифровой революции. Последняя приводит к резкому увеличению числа медиаканалов, позволяющих прицельно обслуживать целевые аудитории. Роль СМИ сводится не столько к производству контента, который в условиях развитых медиарынков существует и вне традиционных медиаканалов, сколько к его «переупаковке», что превращается в основную функцию медиаменеджеров.

    Медиаменеджмент в условиях политизированных обществ

    Второй подход к управлению СМИ − это преимущественное выполнение политического заказа, осуществляемое на похожих принципах конструирования содержания. Однако это происходит в условиях более четкого формулирования управленцами СМИ заказа журналистам и ограничения числа конкурирующих источников новостей. Это традиция азиатская и отчасти восточно-европейская, в которой политическая власть сохраняет за собой значительную роль в прямом финансировании СМИ. Такой подход был также связан и с тем, что в плановой советской экономике формулирование государством задач, стоящих перед экономикой в целом и перед отдельным предприятием, оставалось ключевой чертой экономической жизни. В результате в условиях социализма интегрированная политико-экономическая элита и ставила перед медиакомпаниями политические задачи, и гарантировала им экономическую основу деятельности.

    В соответствии с данной традицией, менеджерам СМИ существенно менее важно было стремиться к достижению финансовой независимости, что особенно явно проявилось в условиях переходной экономики. Во многих пост-социалистических странах медиакомпании или дотировались новыми промышленными владельцами, или финансировались государственными структурами, в собственности которых они продолжали находиться. Скрытой формой государственного финансирования стали прямые или косвенные дотации политически лояльным СМИ. Подобная практика, однако, не является исключительно восточноевропейским опытом: во многих азиатских и латиноамериканских странах, из-за отсутствия прозрачности в медиабизнесе, предприятия СМИ часто не ориентируются на финансовый успех, а выступают неявными рупорами корпоративных интересов.

    Подобные формы субсидирования, естественно, не требуют от медиаменеджеров значительных навыков в сфере финансового менеджмента, но оставляют за ними ключевые функции управления информационными потоками и человеческими ресурсами. Однако по мере развития либерализации экономики потребность в таких менеджерах, которые стремятся не только выполнить политический заказ, но добиться финансовых успехов, становится все выше. А, следовательно, и эта традиция медиаменеджмента будет все больше ориентироваться на развитие более рыночных навыков у управленцев СМИ.

    БИЛЕТ 3

    studfiles.net

    это... Что такое медиаменеджер? 💯 ✅

    
    медиаменеджер
    медиаменеджер

    сущ., кол-во синонимов: 2


    Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013.

    .

    • медиамем
    • медианоситель

    Смотреть что такое "медиаменеджер" в других словарях:

    • медиаменеджер — м.; = медиа менеджер Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    • Иваненко, Валерия Владимировна (медиаменеджер) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Иваненко. Валерия Владимировна Иваненко Имя при рождении: Валерия Владимировна Иваненко Род деятельности: медиаменеджер, сценарист, режиссёр …   Википедия

    • Сунгоркин, Владимир Николаевич — Владимир Сунгоркин На охоте (2009 год) …   Википедия

    • Кравченко, Леонид Петрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кравченко. Леонид Петрович Кравченко …   Википедия

    • Синдеева, Наталья Владимировна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Синдеев. Наталья Синдеева Род деятельности: главный редактор издатель основатель телеканала Дата рождения: 11 июня 1971 …   Википедия

    • Архипова, Татьяна Сергеевна — Татьяна Архипова медиаменеджер, маркетолог Дата рождения: 1967 год(1967) Архипова, Татьяна Сергеевна (р. 1967)  известный петербургский медиаменеджер и маркетолог, с мая 2007 года занимает должность первого заместителя генерального… …   Википедия

    • Грэден, Брайан — Брайан Грэден Brian Graden Род деятельности: продюсер медиаменеджер Дата рождения: 23 марта 1963(1963 03 23) (49 лет) …   Википедия

    • Зосимов, Борис Гурьевич — Борис Зосимов …   Википедия

    • Добродеев, Олег Борисович — Олег Добродеев Олег Добродеев 25 декабря 2010 года …   Википедия

    • Любовцев, Виктор Ильич — Виктор Ильич Любовцев главный редактор программы «Время» 1977   1983   …   Википедия

    Книги

    • Армейские байки. Как я отдавал Священный долг в Советской армии, Норкин Андрей Владимирович, Андрей Норкин - российский журналист, медиаменеджер, телеведущий, радиоведущий. Член Академии Российского телевидения. Обладатель премий ТЭФИ и "Радиомания". Лауреат премии Правительства… Категория: Мемуары Серия: Наша Родина СССР Издатель: Эксмо, Подробнее  Купить за 455 руб
    • Армейские байки. Как я отдавал Священный долг в Советской армии, Андрей Норкин, Андрей Норкин - российский журналист, медиаменеджер, телеведущий, радиоведущий. Член Академии Российского телевидения. Обладатель премий ТЭФИ и "Радиомания". Лауреат премии Правительства… Категория: Биографии, мемуары Серия: Наша Родина СССР Издатель: Эксмо, Подробнее  Купить за 241 руб
    • Армейские байки. Как я отдавал Священный долг в Советской армии, Норкин А.В., Андрей Норкин - российский журналист, медиаменеджер, телеведущий, радиоведущий. Член Академии Российского телевидения. Обладатель премий ТЭФИ и «Радиомания». Лауреат премии Правительства… Категория: Современная российская литература Серия: Наша Родина СССР Издатель: Эксмо, Подробнее  Купить за 236 руб
    Другие книги по запросу «медиаменеджер» >>

    dic.academic.ru

    менеджер - это... Что такое медиа-менеджер? 💯 ✅

    
    медиа-менеджер
    ме́диа-ме́неджер

    ; = медиаме́неджер

    Менеджер по связям со средствами массовой информации.

    Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.

    .

    • медиа-магнат
    • медиа-образование

    Смотреть что такое "медиа-менеджер" в других словарях:

    • За что присуждают национальную премию "Медиа-Менеджер России" — Национальная премия «Медиа Менеджер России» присуждается ежегодно с 2001 года с целью популяризации отрасли и ее роли в развитии государства и общества. Статуэтку чайки, символизирующую свободу и неограниченные возможности в сфере… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

    • Издательство Форум Медиа — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/28 июня 2012. Пока процесс обсуждения …   Википедия

    • Идальго Имидж — Эта статья или раздел носит ярко выраженный рекламный характер. Это не соответствует правилам Википедии. Вы можете помочь проекту, исправив текст согласно стилистическим ре …   Википедия

    • Хулиганы в бизнесе: История успеха Business FM — Хулиганы в бизнесе: История успеха Business FM  первый в России бизнес кейс по созданию российского медиа бизнеса. Содержание 1 Содержание 2 Автор 3 Прототипы и главные герои …   Википедия

    • Синдеева, Наталья — Генеральный директор телеканала Дождь Владелец и генеральный директор телеканала Дождь , владелец журнала Большой город , совладелец интернет проекта Slon.ru и радиостанции Серебряный дождь . В 1995 2010 годах была генеральным продюсером… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

    • Варин, Александр Александрович — Александр Варин Александр Александрович Варин Дата рождения: 4 января 1965(1965 01 04) …   Википедия

    • Кудряшов, Антон Владимирович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кудряшов. Антон Владимирович Кудряшов Дата рождения: 9 сентября 1967(1967 09 09) (45 лет) Место рождения: Москва …   Википедия

    • Альтман, Егор Ильич — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… …   Википедия

    • Relax FM — Радио Relax FM ЗАО «М ПУЛ+» Страна …   Википедия

    • Лаупер, Андрей Анатольевич — Лаупер Андрей Анатольевич Основная информация Дата рождения …   Википедия

    Книги

    • Менеджмент и лидерство. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования (+ CD-ROM), Островская И.В., Учебник подготовлен преподавателями кафедры управления сестринской деятельностью ММА им. И. М. Сеченова. В нем освещены вопросы менеджмента в медицинских организациях применительно к… Категория: Менеджмент Серия: - Издатель: ГЭОТАР-Медиа, Подробнее  Купить за 1200 руб
    • Увлеченный менеджер. Руководство для менеджеров по страхованию жизни., Джеймс М. Хейдема., 240 стр. Практическое руководство по страхованию жизни, в котором отражены многолетние наработки автора: его собственные методы, обеспечившие успех не только ему, как владельцу бизнеса, но и… Категория: Менеджмент и управление Серия: Бизнес с увлечением Издатель: Инфотропик Медиа, Производитель: Инфотропик Медиа, Подробнее  Купить за 569 грн (только Украина)
    • Стартап в медиа. Опыт создания делового радио, Юрий Воскресенский, Цитата Обращаясь к читателям этой книги, хочется сказать: `Времена изменились! Окончательно. Мы теперь точно знаем, что наша жизнь зависит только от нас. История создания бизнеса,… Категория: Разное Издатель: Альпина Паблишер, Производитель: Альпина Паблишер, Подробнее  Купить за 227 грн (только Украина)
    Другие книги по запросу «медиа-менеджер» >>

    dic.academic.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о