Медицинские институты в новосибирске: Медицинские вузы, университеты, институты, академии и факультеты Новосибирской области, вузы для врачей — Учёба.ру

Содержание

Медицинское образование // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009) | ИРКИПЕДИЯ

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система профессиональной подготовки врачей, среднего и младшего медицинского персонала. Первым медицинским образовательным учреждением Сибири была Колывано-Воскресенская госпитальная школа, открытая в 1758 по инициативе главного лекаря Колывано-Воскресенских (Алтайских) заводов.

К попыткам организовать медицинское про­свещение в Сибири относится и создание в 1802 при Тобольской духовной семинарии медицинских классов. Однако до второй трети XIX в. подготовка медицинских кадров для Сиби­ри осуществлялась преимущественно в образовательных учреждениях европейской части России, в частности в Казани, где были уч­реждены сибирские стипендии. В 1870-х гг. в сибирских городах стали открываться повивальные и ветеринарно-фельдшерские школы: в 1878 — повивальная школа с 3-годичным сроком обучения и ветеринарно-фельдшерские школы в

Томске и Тобольске, Центральная фельдшерская школа в Омске, в 1892 школа фельдше­риц и акушерок в Иркутске, в 1889 — в Красноярске. В 1884 медицинским департаментом Министерства внутренних дел принято постановление, согласно которому в повивальные школы стали принимать лиц при условии сдачи вступительного экзамена за прогимназию. Повивальные школы в Тобольске (1895), Ир­кутске (1905) и Томске (1906) преобразованы в акушерско-фельдшерские школы с 4-летним обучением, в которых, по­мимо акушерской специализации, давали сведения и по другим медицинским дисциплинам. В начале ХХ в. в Томске действовали 3 частных зубоврачебных школы. В 1906 в Якутске создана мужская фельдшерская школа. Помимо фельдшерских школ Министерства образования, в Чите (с 1872) и Иркутске (с 1880) дейст­вовали военно-фельдшерские школы. Подготовкой младшего и среднего медицинского персонала занималось также Общество Красного Крес­та, имевшее свои отделения и общины сестер милосердия во многих сибирских городах. В начале ХХ в. в Сибири по-прежне­му ощущался острый недостаток фельдшерского персонала и его крайне низкая квалификация. Сибирская медицинская обществен­ность добивалась открытия средних медицинских школ в крупных городах. Особо стоял вопрос о подготовке медицинского персо­нала из коренного населения.

В первое десятилетие после Октябрьской революции сеть фельдшерских школ Сибири, преобразованная в медицинские техникумы, остава­лась почти неизменной. В конце 1920 — начале 1930-х гг. открылись медицинские техникумы в Новосибирске, Барнауле и Бийске, фармацевтические — в Томске и Иркутске. В 1931 в 10 медицинских техникумах обучалось около 4,5 тыс. человек, ежегодный выпуск составлял более 700 человек. Техникумы стали осуществлять подготовку по узким специальнос­тям (фельдшер, акушерка, медицинская сестра, санитарный фельдшер, зубной техник, зубной врач, фельдшер-лаборант). С 1932 в медицинских техникумах Сибири введено заочное обуче­ние. В 1935 техникумы переименованы в фельдшерско-акушерской школы. В 1939 в средних медицинских учебных заведениях региона обучалось более 16 тыс. человек.

В годы Великой Отечественной войны на базе большинства медицинских учебных заведений Сибири создавались госпитали. Для обеспечения фронта медицинским и санитарным персо­налом подготовка специалистов в училищах региона велась по ускоренной программе. Эвакуированные в Сибирь ведущие учебные заведения европейской части страны способст­вовали усилению педагогической и методической базы регионального среднего медицинского образования. На базе прибывшего из Ленинграда Военно-медицинского училища им. Щорса возникло Омское медицинское училище, ныне одно из крупнейших учебных заведений страны этого профиля.

С 1953 медицинские техникумы по всей стране были преоб­разованы в училища. В 1950—70 в регионе открылось несколько десятков медицинских училищ во многих городах и районных центрах. Дефицит среднего медицинского персонала и необходимость его более узкой специализации потребовали создания в краевых и областных центрах нескольких медицинских училищ. Для обеспечения кадрами наиболее крупных больниц и медицинских центров на их базе создавались училища. В 1980 в Си­бири действовало более 60 медицинских училищ. Старейшие средние медицинские учебные заведения Сибири получили статус базовых, они выполняли роль координационно-методических центров, зани­мались повышением квалификации среднего медицинскоог персона­ла. Так, в 1989 в Омском базовом медицинское училище (ныне колледж) открылось отделение повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием, в 1996 на ба­зе колледжа создан межрегиональный Центр повышения ква­лификации преподавателей медицинских училищ и колледжей Западной Сибири, Урала и Дальнего Востока. В настоящее время под­готовка среднего медицинского персонала осуществляется по 10 основным. специальностям: лечебное дело, акушерское дело, гигиена, санитария и эпидемиология, стоматология, фармация, лабораторная диагностика, стоматология ортопедиче­ская, сестринское дело, медицинская оптика, монтаж и техническое об­служивание медицинской техники. В регионе действует 63 средних медицинских учебных заведения, в том числе в Западной Сибири — 29, в Восточной Сибири — 34; в них обучается около 60 тыс. человек. С начала 1990-х гг. в рамках перехода к многоуровневой системе подготовки медицинских сестер, включающей высшее сестринс­кое образование, училища, реализующие первую ступень вузовского образования, получили статус колледжа. В 1994 создана Ассоциация медицинских сестер с участием медицинских училищ и колледжей Сибири, Урала и Дальнего Востока.

История высшего медицинского образования в Сибири началась с создания в 1888 Томского университета с единственным факультетом — медицинским. Открытие университета сопровождалось строительством вспомогательных учреждений: факультетских клиник, бактериологических и анатомических институтов. Количество студентов- медиков первоначально не превышало 65-120 человек, за пер­вые 10 лет университет подготовил 303 врача. Более половины студентов первых наборов являлись выпускниками ду­ховных семинарий. Первый выпуск медицинского факультета состоялся в 1893. Дипломы лекаря получили 34 человек, из них 31 с отличием. До 1913 женщины принимались на медицинский факультет университета только в качестве вольнослушательниц. В 1899 по инициативе и при поддержке кафедры акушерства университета в Томске открылся Повивальный институт ведомства императрицы Марии Федоровны. Институт готовил высококвалифицированных повивальных бабок, однако из-за недо­статка ресурсов прекратил деятельность в 1914. До револю­ции Томский университет оставался единственным высшим медицинским учебным заведением за Уралом. Многие из его выпускников стали впоследствии знаменитыми врачами и известными учеными, ак­тивно участвовавшими в развитии медицинского образования в Сибири. За дореволюционный период сформировались научные школы и направления, предопределившие дальнейшее развитие медицины Сибири и получившие широкую известность не только в регионе, но и во всей стране.

Сеть высших медицинских учебных заведений региона расшири­лась за счет открытия медицинских факультетов в Иркутском университете (1919) и Омском ветеринарном институте (1920). Послед­ний выделился в самостоятельный институт в 1921. В 1922 на медицинских факкльтетах и в Омском мединституте обучалось более 3 тыс. человек. Большую роль в становлении и раз­витии этих вузов сыграли их первые руководители: профессор Н.Д. Бушмакин (декан медицинского факультета, затем ректор Ир­кутского университета), профессор В.Т. Шевяков (декан медицинского факультета Иркутского университета) и профессор К.В. Ромодановский (рек­тор Омского медицинского института). Для формировании кадровой и методической базы вузов большое значение имела деятельность профессоров и преподавателей Томского и эвакуированных в Сибирь Казанского и Пермского университетов.

Процессы советизации высшего образования коснулись и медицинских учебных заведений. В 1920-е гг. основные изменения бы­ли связаны с существенным увеличением объема дисциплин санитарно-гигиенического и профилактического профиля. В целях повы­шения квалификации врачей была введена годичная интернатура (последипломатическая стажировка при клиниках и больницах) по терапии, хирургии, акушерству, отола­рингологии, нервным и детским болезням. Социальный состав как преподавателей, так и студенчества медицинских вузов изменял­ся медленнее, чем др.: вплоть до середины 1930-х гг. среди студентов преобладали дети служащих.

В рамках реформы высшего образования конца 1920 — начала 1930-х гг., преследовавшей цель ускоренной под­готовки узких специалистов, медицинские факультеты университетов в 1930 выделились в самостоятельные институты, внутри инс­титутов увеличилось количество факультетов. С 1931 в медицинских ву­зах начали действовать рабфаки и аспирантура. В 1935 открылся Новосибирский медицинский институт (НМИ), созданный на базе переведенного в 1931 из Томска Си­бирского института для усовершенствования врачей. Осно­ву преподавательского состава НМИ составили профессора и пре­подаватели Томского и Омского медицинских инсти­тутов, в том числе профессор (впоследствии академик АМН СССР) В.М. Мыш, профессор Н.И. Горизонтов, Г.Д. Залесский (впоследствии ректор НМИ). Первоначально НМИ состо­ял из 1 факультета — лечебного, на котором в 1935 обучалось 127 переведенных из Омского и Томского медицинских институтов студентов 3-го курса, в 1938 институт вы­пустил первых 120 врачей.

В конце 1930-х гг. средства на развитие высшей медицинской школы, особенно на приобретение научного и учебного обору­дования, значительно увеличились. Улучшилось материальное поло­жение сотрудников и студентов. К 1940 в Сибири насчи­тывалось 5 медицинских институтов (включая. Новосибирский институт усовершенствования врачей), которые с 1918 подготовили около 10 тыс. сибирских врачей. Сибирские медицинские вузы играли большую роль в организации и проведении научных исследований. При вузах действовали научного медицинского общества, в деятельности которых прини­мали участие студенты. В Томске, Омске и Иркутске работала аспирантура, в Томском медицинском институте (ТМИ) действовал единственный в регионе совет по защите докторских диссертаций, в Омске (с 1935) — кандидатских диссертаций.

С началом Великой Отечественной войны многие сотрудники и студенты вузов ушли на фронт, остальным предстояло обеспечить подготовку медицинских кадров для фронта и орга­нов здравоохранения, работу эвакогоспиталей и т. д. Система преподавания и тематика научных исследований изме­нились в соответствии с требованиями военного времени. Увели­чилось количество часов на преподавание военных дисциплин, а также курсов хирургии, инфекционных болезней и т. п. Длительность обучения сократилась до 3,5 лет. Одна­ко именно в эти годы региональная система медицинского образования продолжала активно развиваться. С целью выполнения плана по набору в медицинские институты с 1942 стали прини­мать по окончании 9 классов. Эвакуация в Сибирь медицинских вузов из европейской части страны позволила расширить сеть высшего медицинского образования в регионе. В ТМИ открылись новые факультеты: в 1941 фармацевтический, в 1942 — сто­матологический, в 1944 — педиатрический. В 1942 в результате объединения эвакуированного Воронежского стома­тологического института, подразделений 1-го и 2-го Ленин­градских медицинских институтов, Ленинградского педиатрического института, Ленинградского стоматологического институтов создан Красноярский медицинский институт (КрасМИ), первые выпускники которого сразу ушли на фронт. Не прекраща­лась в годы войны в медицинских вузах научно-исследовательская работа, в первую очередь по оборонной тематике: военный травматизм, борьба с эпидемиями, создание новых лекарственных средств. По окончании войны восстановлен 5-летний срок обучения, а с 1948 продолжительность обучения в медицинских вузах уве­личена до 6 лет.

В 1950-е гг. в Сибири открылось 4 медицинских института: в 1953 в Чите (на базе переведенного из Перми медицин­ского стоматологического института), в 1955 в Кемерове, в 1956 — Алтайский государственный медицинский институт в Барнауле. В 1957 в составе естественного факультета Якутского государственного университета открылось медицинское отделение, преобразованное в 1960 в медико-лечебный факультет, что впервые позволило обеспечить территорию севера Восточной Сибири местными медицинскими кадрами высшей квали­фикации. В 1951 из Новосибирска в Сталинск (ныне — Новокузнецк) переведен Государственный институт усовершенствования врачей, где он находится в настоящее время. Большую по­мощь в становлении вновь открытых вузов оказали медицинские институты других сибирских городов, прежде всего Томска, на многих кафедрах ТМИ велась целевая подготовка научно- педагогических кадров через ординатуру и аспирантуру. Откры­тие новых вузов позволило в 1960-70 увеличить обес­печенность населения региона врачами в 1,4—1,8 раза (по краям и областям).

Последующие десятилетия медицинское образование продол­жало развиваться, ориентируясь на растущие потреб­ности региона во врачебных кадрах. Практически во всех сибирских медицинских вузах открылись новые факультеты: стоматологи­ческий в Омском (1957), педиатрический в Новосибир­ском (1965), санитарно-гигиенический (1963) и педиатричес­кий (1967) в Кемеровском и другие. В 1965 в составе ТМИ начал работать военно-медицинский факультет, преобразованный в 1999 в Томский военно-медицинский институт. В 1975 в ТМИ от­крылся второй в стране медико-биологический факультет, готовивший врачей-биохимиков, врачей-биофизиков и врачей-кибернетиков. Развитию высшего медицинского образования, его научно-методической базы способствовало создание в Новосибирске в 1970 Сибирского филиала Академии медицинских наук СССР, преобразованного в 1980 в Сибирское отделение.

В 1990-е гг. экономическое положение медицинских вузов заметно ухуд­шилось. Одним из источников существования медицинских вузов стал набор студентов на коммерческой основе, в том числе на вновь открываемые факультеты и отделения по специальностям, имею­щим повышенный спрос: высшего сестринского образования, социальной работы, экономики и управления в здравоохранении, клинической психологии, косметологии, медицинского права и т. д.

В 1990-х гг. изменился статус медицинских институтов Си­бири, ставших в зависимости от количества реализуемых учебных профилей и специальностей либо академия­ми, либо университетами. В 1992 статус университета получил старейший медицинский вуз Сибири — ТМИ (ныне — Сибирский государственный медицинский университет), в 1994 — Алтай­ский медицинский институт, в 2006 — НМИ. Остальные сибирские медицинские институты стали медицинскими академиями. Медико-лечебный факультет Якутского государственного университета преобразован в медицинс­кий институт в составе университета. В 2003 к системе высшего медицинского образования Сибири добавился медицинский факультет Новосибирского государственного университета, ориентирующий выпускни­ков прежде всего на работу в системе РАМН.

В настоящее время 11 медицинских вузов Сибири осуществляют подготовку и повышение квалификации кадров для сис­темы здравоохранения по самым разным направлениям, проводят исследования по наиболее актуальным направлениям медицинской науки и практики. Помимо значительного числа факультетов в медицинских вузах действуют центры довузовской и последипломной подготовки, собственные клиники и НИИ. В последние годы улучшилось качество технического оснащения учебного про­цесса, появились компьютерные классы, мультимедийное сопровождение учебного процесса и дистанционное обучение. Од­ним из первых обладателем сертификата, удостоверяющего соответствие системы менеджмента вуза требованиям Международного стандарта в области оказания образовательных услуг в сфере медицины и социалной работы, стал Ново­сибирский государственный медицинский университет. На сегодняшний день 80 % специалистов, работающих в области здравоохране­ния и фармации Сибири, являются выпускниками медицинских вузов региона. Всего за все годы существования высшего медицинского образования в Сибири вузами региона подготовлено свыше 300 тыс. врачей, прошли переподготовку сотни тысяч специалистов практического здравоохранения.

Лит.: Мендрина Г.И. Развитие высшего медицинского образо­вания в Сибири // Высшая школа и научно-педагогические кадры Сибири (1917-1941 гг.). Новосибирск, 1980; Очерки истории вы­сшего и среднего специального образования в Сибири (1917-1980). Новосибирск, 1986; Толочко А.П., Ищенко О.В., Сковородина И.С. Развитие профессионального образования в Западной Сиби­ри в конце XIX — начале ХX в. (опыт истории в контексте совре­менности). Омск, 2005.

Е.С. Баннова, И.И. Николаева

Этапы развития высшего медицинского образования в Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

№ 4 — 2007 г.

09.00.00 философские науки

УДК 61:378(091)(571.1/.5)

Этапы развития высшего медицинского образования в Сибири

И.И. Николаева, Е.С. Баннова

ГОУ ВПО Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава

(г. Новосибирск)

Статья «Этапы развития высшего медицинского образования в Сибири» представляет собой обзор становления и развития системы подготовки врачей для сибирского региона с конца XIX в. до сегодняшнего времени. Цель данного исследования — анализ основных этапов и закономерностей развития высшего медицинского образования в Западной и Восточной Сибири. Основным методом исследования стал анализ вторичных источников и документов государственных архивных фондов Сибири.

Исследование показало, что развитие высшего медицинского образования Сибири прошло пять этапов. Первый этап — дореволюционный. Здесь особое внимание уделено развитию медицинского факультета Томского государственного университета, долгое время остававшегося основной базой подготовки врачей для всей Сибири. Основы государственной системы высшего медицинского образования после 1917 г. были заложены в 20-30-е годы советского периода (второй этап). Так, в 1920 г. одновременно в Западной и Восточной Сибири было открыто два новых медицинских факультета — в Иркутском государственном университете и Сибирском ветеринарно-зоотехническом институте (г. Омск), последний из которых в 1921 г. был преобразован в самостоятельное учебное заведение — Омский государственный медицинский институт. В 30-е годы из медицинских факультетов университетов были созданы самостоятельные медицинские институты в Иркутске, Томске, а также Новосибирске. Первоначально в новых сибирских вузах приоритеты были отданы трем направлениям подготовки врачей: санитарногигиеническому, лечебно-профилактическому и охране материнства и детства.

В годы Великой Отечественной войны (третий этап) система высшего медицинского образования Сибири пополнилась новым вузом в г. Красноярске, который был открыт на базе нескольких эвакуированных медицинских институтов. В системе медицинского образования Сибири в этот период произошла перестройка преподавания и направлений научных исследований, связанная с нуждами военного времени.

Четвертый этап пришелся на 50-80-е годы, когда в Сибири было создано еще несколько новых медицинских вузов (в Чите, Барнауле, Кемерово, Тюмени). В это время шло дальнейшее развитие медицинского образования Сибири, связанное с разработкой новых учебных планов и появлением новых медицинских факультетов.

Современный этап развития высшего медицинского образования в Сибири стал складываться с начала 90-х годов, когда в вузах произошли существенные изменения, связанные с реформированием российского общества. Это коснулось изменения статуса вузов (от медицинских институтов к академиям и университетам), системы руководства и

управления, финансирования, появления новых непрофильных факультетов и др. В настоящее время развитие высшего медицинского образования в Сибири связано с осуществлением национального проекта «Здоровье», предусматривающего повышение качества кадрового состава медицинских учреждений.

Ключевые слова: высшее медицинское образование Сибири, медицинские вузы, медицинские институты, медицинские академии, медицинские университеты, медицинские факультеты

В развитии высшего медицинского образования Сибири можно выделить пять этапов. Первый этап — дореволюционный. Он начался с конца XIX в., когда в 1888 г. в Томске было открыто первое высшее учебное заведение сибирского региона — Императорский Томский университет (ИТУ), ставший девятым по счёту университетом России. Тогда ИТУ был открыт с единственным факультетом — медицинским, поскольку именно во врачебных кадрах Сибирь нуждалась более всего. Первых профессоров ИТУ, приехавших из крупнейших научных центров и вузов России привлекали новые возможности научной и практической деятельности, отличало желание развивать науку и образование в Сибири. Фактически сразу после открытия университета началось строительство факультетских клиник, был открыт бактериологический и анатомический институты. Причем, анатомический музей Томского университета считался в то время одним из лучших в России, а факультетские клиники — были вторыми госпитальными клиниками в стране.

Количество томских студентов-медиков первоначально не превышало 65-120 человек Более половины студентов первых наборов были выпускниками духовных семинарий, причем ИТУ стал третьим в России университетом, где был разрешен их прием. Первый выпуск медицинского факультета состоялся в 1893 г. Дипломы лекаря получили 34 человека, из них 31 — с отличием. За первые 10 лет из стен Томского университета вышло всего 303 врача.

В дореволюционной России ИТУ был единственным учебным заведением за Уралом, осуществлявшим подготовку врачебных кадров, столь необходимых для развития сибирского региона. Многие выпускники ИТУ стали впоследствии знаменитыми врачами и известными учёными, активно участвовавшими в создании медицинских институтов в других городах Сибири. За дореволюционный период в ИТУ сформировались научные школы и направления, получившие широкую известность не только в Сибири, но и по всей стране. Они и предопределили дальнейшее развитие медицины Сибири.

После революции 1917 г. начался новый (второй) этап медицинского образования в Сибири. Старейший факультет Сибири — медицинский факультет Томского университета, по-прежнему, оставался основной базой подготовки высококвалифицированных врачебных кадров. Однако произошли изменения кадрового состава вуза, сократилась старая профессура, увеличился приток преподавателей, воспитанных в духе новой идеологии.

Реорганизация высшего медицинского образования началась в начале 20-х годов. Особое внимание стало уделяться преподаванию дисциплин санитарно-гигиенического и профилактического профиля. Кроме того, в 1920 г. одновременно в Западной и Восточной Сибири было открыто два новых медицинских факультета — в Иркутском государственном университете и Сибирском ветеринарно-зоотехническом институте (г. Омск). В 1921 г. медицинский факультет в Омске был преобразован в самостоятельное учебное заведение —

Омский государственный медицинский институт (ОГМИ), состоявший первоначально из одного факультета — лечебно-профилактического. В 1932 г. в нем открылся второй факультет — охраны материнства и младенчества, который в 1942 г. стал педиатрическим.

В 1938 г. в ОГМИ состоялся набор на третий факультет — санитарно-гигиенический, в 1991 г. переименованный в медико-профилактический.

В 1930 г. медицинский факультет ТГУ (бывший ИТУ) разделился на два: санитарногигиенический и лечебно-профилактический, затем они были выделены в самостоятельный вуз — Томский государственный медицинский институт (ТГМИ). Он начал функционировать в составе трех факультетов (добавился факультет охраны материнства). В 30-е же годы в самостоятельный медицинский институт был преобразован медицинский факультет Иркутского университета (ИГМИ).

В эти годы Советским правительством была поставлена и задача по переподготовке врачей через каждые 5 лет. Поэтому встал вопрос об открытии специального института в Сибири. Еще в 1927 г. при медицинском факультете ТГУ были организованы курсы по переподготовке участковых врачей, на базе которых и был создан Сибирский институт для усовершенствования врачей (ГИДУВ) для переподготовки не только врачей Сибири, но и всего восточного региона. В 1931 г. ГИДУВ из Томска был переведен в Новосибирск, а в 1935 г. на его базе был организован Новосибирский государственный медицинский институт (НГМИ). Первоначально НГМИ состоял из одного факультета — лечебного, на который были переведены студенты 3 курса Омского и Томского медицинских институтов. С 1951 г., когда ГИДУВ из Новосибирска был переведен в Сталинск (ныне Новокузнецк), НГМИ стал развиваться как самостоятельный институт.

Становление высшей медицинской школы в Сибири в 30-е годы проходило в гораздо более сложных условиях, чем в центральной части страны, что было вызвано экономической и культурной отсталостью восточных районов. Вновь создаваемые медицинские вузы состояли, как правило, из одного, в лучшем случае, двух факультетов. Все вузы испытывали значительные материальные трудности. Преподавательский состав новых вузов формировался, благодаря выпускникам Томской медицинской научной школы, тем более что в довоенный период защита докторских диссертаций разрешалась только в ТГМИ. А с 1935 г. защита кандидатских диссертаций была разрешена в ОГМИ. В 30-е годы государство значительно увеличило выделение средств на развитие высшей школы, в том числе медицинской, в первую очередь на приобретение научного и учебного оборудования. Вместе с тем, в тот период многие из руководителей медицинских вузов Сибири стали жертвами политических репрессий.

Всего в довоенный период в Сибири насчитывалось 5 медицинских институтов. В годы Великой Отечественной войны в системе медицинского образования страны, а Сибири особенно, произошла перестройка преподавания и направлений научных исследований, связанная с нуждами военного времени, что позволяет говорить о третьем этапе развития высшего медицинского образования в регионе. Многие сотрудники вузов были призваны в армию. На тех, кто остался в тылу, выпала задача обеспечить подготовку медицинских кадров для фронта и органов здравоохранения, работу эвакогоспиталей и т.д. Война внесла коррективы в подготовку медицинских кадров. Перестройка учебного процесса заключалась, прежде всего, в военной направленности подготовки специалистов. Было увеличено число часов на преподавание военных дисциплин, а также курсов хирургии, инфекционных болезней и т.п. Длительность обучения сокращалась до 3,5 лет (так называемые, ускоренные курсы). Однако именно в эти годы система медицинского образования продолжала активно развиваться. Так, в 1941 г. в ТГМИ был открыт фармацевтический, в 1942 г. — стоматологический, а в 1944 г. — педиатрический факультет.

В 1942 г. в результате объединения эвакуированных в Красноярск Воронежского Стоматологического института, части 1 -го и 2-го Ленинградских Медицинских институтов (ЛМИ), Ленинградского педиатрического института, Ленинградского Стоматологического институтов в Сибири был создан новый медицинский вуз -Красноярский государственный медицинский институт (КраГМИ), первые выпускники которого сразу ушли на фронт. Не прекращалась в годы войны в медицинских вузах и научная работа. На первом месте была оборонная тематика: военный травматизм, борьба с эпидемиями, создание новых лекарственных средств. Профессорско-преподавательский состав сибирских медицинских вузов пополнился за счёт профессоров и преподавателей, эвакуированных из западных районов страны. После окончания войны был восстановлен 5-летний срок обучения, а с 1948 г. продолжительность обучения в медицинских вузах составила 6 лет.

Очередной (четвертый) этап развития медицинского образования в Сибири начался с 50-х годов. В медицинских вузах развернулась работа по совершенствованию содержания учебного процесса, особое внимания стало уделяться клиническим дисциплинам, большее количество часов стало отводиться на самостоятельную работу студентов. Началось внедрение технических средств и программированный контроль знаний. Активизировалась научная работа студентов и деятельность студенческих научных обществ. В 1952 г. на базе ТГМИ состоялась 1 Всесибирская научная студенческая конференция.

В 50-е годы в Сибири появилось еще три медицинских вуза. В 1953 г. на базе переведенного из Перми в Читу медицинского стоматологического института был создан Читинский государственный медицинский институт (ЧГМИ), в 1955 г. — открыт медицинский институт в Кемерово (КемГМИ), а в 1956 г. — Алтайский государственный медицинский институт (АлтГМИ) в Барнауле. Большую помощь в становлении вновь открытых вузов оказали уже действующие медицинские институты других сибирских городов, прежде всего, Томска.

Последующие десятилетия медицинское образование продолжало развиваться, ориентируясь на растущие потребности во врачебных кадрах. Практически во всех сибирских вузах были открыты новые факультеты: стоматологический в ОГМИ (1957), педиатрический в НГМИ (1965), санитарно-гигиенический(1963) и педиатрический (1967) в КемГМИ и т.д. В 1965 г. в ТГМИ был открыт военно-медицинский факультет, преобразованный в 1999 г. в Томский военно-медицинский институт. В связи с освоением нефтяных месторождений на севере Сибири появилась необходимость обеспечения медицинскими кадрами этого региона. Поэтому в 1963 г. в Тюмени был открыт новый медицинский институт (ТюмГМИ). 70-80-е годы были связаны с дальнейшим развитием медицинского образования Сибири, разработкой новых учебных планов, появлением новых факультетов, в том числе фармацевтического (КемГМИ) и второго в стране медико-биологического (ТГМИ), который стал готовить врачей-биохимиков, врачей-биофизиков и врачей-кибернетиков.

Последним этапом развития высшего медицинского образования в Сибири можно считать начало 90-х годов, когда в вузах начали происходить существенные изменения, связанные с реформированием российского общества. Изменилась система управления в высшей школе — ректора вузов стали избираться на альтернативной основе. Вузы получили возможность зарабатывать собственные средства. А вновь открываемые факультеты по совершенно новым для медицинских вузов специальностям стали существовать на платной основе. Это такие факультеты, как высшее сестринское образование, социальная работа, экономика и управление в здравоохранении, клиническая психология,

медицинское праве и т.д. Возрос интерес к сибирскому медицинскому образованию и иностранных граждан.

С 90-х годов изменился статус всех медицинских вузов Сибири, ставших либо академиями, либо университетами. Первым статус университета получил в 1992 г. ТГМИ, который стал называться Сибирским государственным медицинским университетом. В 1994 г. статус университета получил АлтГМИ, а в 2006 г. — НГМИ. Остальные сибирские медицинские институты стали академиями. В 2003 г. к системе высшего медицинского образования Сибири добавился медицинский факультет Новосибирского государственного университета, ориентирующий выпускников, прежде всего на работу в системе РАМН.

В настоящее время медицинские вузы Сибири — это крупные научно-учебные центры, осуществляющие подготовку квалифицированных кадров для системы здравоохранения по самым различным направлениям, проводящие исследования по наиболее актуальным направлениям медицинской науки и практики. На сегодняшний день 80 % специалистов, работающих в области здравоохранения и фармации Сибири, являются выпускниками медицинских вузов региона. Всего за все годы существования медицинского образования в Сибири вузами региона подготовлено свыше 300 тыс. врачей, прошли переподготовку сотни тысяч специалистов практического здравоохранения. В настоящее время развитие высшего медицинского образования в Сибири связано с осуществлением национального проекта «Здоровье».

ФИЦ ФТМ — Федеральный Исследовательский Центр Фундаментальной и трансляционной медицины

Федеральный исследовательский центр фундаментальной и

трансляционной медицины (ФИЦ ФТМ)

объявляет конкурс на замещение следующих научных должностей:


Дни Российской науки

Федеральный исследовательский центр фундаментальной и трансляционной

медицины (ФИЦ ФТМ)

февраль 2022г

Ежегодно 8 февраля российское научное сообщество отмечает свой

профессиональный праздник — День российской науки. По традиции к этой дате в ФИЦ

ФТМ были проведены:

— экскурсия по НИИ молекулярной биологии и биофизики ФИЦ ФТМ с целью

знакомства с научной деятельностью его лабораторий;

— посещение экспериментального комплекса ЦКП ФИЦ ФТМ «Протеоанализ», на

базе которого продемонстрирована практическая работа высокотехнологичного

оборудования с использованием современных методов исследований;

— день открытых дверей для школьников и студентов — экскурсия по НИИ биохимии

ФИЦ ФТМ с демонстрацией проведения экспериментальной работы;

— выездные лекции для школьников «Путь лекарства от пробирки до аптеки»,

«Биотехнология создания вакцин», «История развития биотехнологии»


21-22 декабря 2021 года на площадке ВИР (ФИЦ Всероссийский институт генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова) при участии Вавиловского общества генетиков и селекционеров (ВОГиС) в онлайн-режиме прошла конференция «Генетические ресурсы и генетические технологии для развития северных территорий», в проведении которой по направлению «Здоровье и долголетие населения северных территорий: генетические и междисциплинарные исследования (в том числе на модельных организмах)» приняли активное участие ученые ФИЦ ФТМ. С пленарной лекцией «Проблемы генетики чувствительности к внешним факторам у жителей Крайнего Севера» выступил директор ФИЦ ФТМ, академик РАН М.И. Воевода.

Материалы конференции

17/01/2022

Внимание!
Производится СМЕНА городских и местных номеров телефонов, будьте внимательны!
Уважаемые коллеги!
Сообщаем о смене городских и местных номеров телефонов в ФИЦ ФТМ
Новые номера будут указаны в соответствующих разделах сайта
Также будет издан новый телефонный справочник
Приносим извинения за причиненные неудобства!

28/12/2021

Поздравляем!

Авторский коллектив НИИ вирусологии ФИЦ ФТМ: Кононову Ю.В., Поволяеву О.С., Щербакова Д.Н., с присуждением 1 места и премии на Всероссийском конкурсе «Инновационные технологии в медицине» по поиску идей создания новых технологий и изделий, новых способов применения существующих технологий и изделий в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, за научно-исследовательскую работу «Получение клеточных линий диких и экзотических животных для вирусологических исследований двойного назначения»

30/11/2021

 

11/11/2021

В 2021 году проводится одно из главных событий десятилетия — Всероссийская перепись населения 2020 года. Всероссийскую перепись населения организует и координирует Федеральная служба государственной статистики. Уникальные данные переписи используют для принятия стратегических решений, составления демографических, экономических и социальных программ развития регионов, планирования и развития объектов инфраструктуры, дорог, газопроводов, строительстве линий электропередач, развитии общественного транспорта, строительства школ, институтов, детских садов. Частные лица и граждане используют результаты переписи для знакомства со страной.

03/11/2021

7-8 декабря 2021 года на базе ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр фундаментальной и трансляционной медицины» состоится III Международная рабочая конференция «Влияние изменения климата на распространение новых вирусных инфекций во время сезонных миграций птиц в Северной и Восточной Евразии». 

Формат конференции – смешанный: личное участие и on—line участие

Информационное письмо

 

14/10/2021

Состоялось заседание Совета молодых ученых при Правительстве Новосибирской области. Был заслушан доклад кандидата биологических наук Шаршова Кирилла Александровича о создании на базе ФИЦ ФТМ новой молодежной лаборатории молекулярной эпидемиологии и биоразнообразия вирусов под его руководством в рамках национального проекта »Наука и университеты». Ранее заявка на создание была одобрена Комиссией Минобрнауки и принято решение о предоставлении из Федерального бюджета субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на выполнение научных исследований в созданной молодежной лаборатории. Ссылка на видеозапись с канала Новости Россия 1

12/10/2021

17/09/2021

Приглашаем студентов и аспирантов принять участие в

VI Всероссийском молодежном научном форуме «Наука будущего – наука молодых» и IV международной научной конференции «Наука будущего», которое в пройдет в ноябре 2021 года в городе Калининград, на базе Балтийского федерального университета им. Канта

 

Узнать подробнее

 

Узнать подробнее

 


Поздравляем!

Конончука Владислава Владимировича с победой в конкурсе именных стипендий Правительства Новосибирской области в 2021 году с научным исследованием «Поиск микроРНК-маркеров, ассоциированных с положительным статусом заболеваниями»

Внимание!

Поступающие в аспирантуру и ординатуру!

Начинается приемная кампания 2021 года

Узнать подробнее

Добрый день, уважаемые коллеги!

ГПНТБ СО РАН предлагает Вам принять участие в

бесплатном тестовом доступе (в период с 01.05.21 до 30.05.21) к электронному ресурсу ЭБС «IPRbooks» с целью его дальнейшего совместного приобретения

Министерство науки и высшего образования РФ информирует о начале отбора участников трека «Наука» четвертого открытого конкурса для руководителей нового поколения «Лидеры России»


С

11.02.2021 по 12.03.2021 департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска проводит конкурсы на присуждение премий в сфере науки и инноваций и на предоставление грантов в форме субсидий в сфере научной и инновационной деятельности

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Поздравление от руководства Сибирского отделения РАН с Днём российской науки (поздравление)


Приказ по ФИЦ ФТМ в связи с празднованием Дня науки об объявлении благодарности сотрудникам за добросовестный труд и значительный вклад в развитие медико-биологической науки (приказ)


В связи с Днем Российской науки Президиум СО РАН наградил почетной грамотой за вклад в развитие отечественной науки ряд сотрудников ФИЦ ФТМ (ссылка) 


Учёные исследовали опасность заражения коронавирусом от сибирских летучих мышей (ссылка)


ВЫБОРЫ ДИРЕКТОРА

 ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр фундаментальной и трансляционной медицины» (ФИЦ ФТМ) состоялись 15 января 2021 года

Протокол решения коллектива Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный исследовательский центр фундаментальной и трансляционной медицины» (ФИЦ ФТМ) от 19.01.2021

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ

научных сотрудников ФИЦ ФТМ, получивших наивысшие баллы при оценке результативности научной деятельности в 2020 году:

  • Шаршова Кирилла Александровича, к.б.н., 728 баллов;
  • Шестопалова Александра Михайловича, д.б.н., профессора, 549 баллов;
  • Гуляеву Людмилу Федоровну, д.б.н., профессора, 355 баллов;
  • Григорьеву Эльвиру Витальевну, д.б.н., 329 баллов;
  • Курскую Ольгу Григорьевну, к.м.н., 307 баллов.

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
В 2020 году состоялись юбилейные мероприятия, посвященные 50-летнему юбилею Института клинической и экспериментальной медицины (ИКЭМ) — первого академического медико-биологического института в структуре Сибирского филиала Академии медицинских наук в Новосибирске. В честь юбилея ИКЭМ подготовлен фильм, который можно посмотреть и скачать 

 


II Международная рабочая конференция «Влияние изменения климата на распространение новых вирусных инфекций во время сезонных миграций птиц в Северной и Восточной Евразии» и проводимая в ее рамках IX Международная молодежная научная школа «Эпидемиология, эпизоотология и оперативная диагностика зоонозных инфекций»

Формат конференции – смешанный (личное участие и on-line участие)

Даты проведения 21-22 декабря 2020 года. Место проведения: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный исследовательский центр фундаментальной и трансляционной медицины» (г. Новосибирск, ул. Тимакова, д.2).


 


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2014 г. № 521 «Об утверждении Положения о порядке и сроках согласования и утверждения кандидатур на должность руководителя научной организации, находившейся в ведении Федерального агентства научных организаций» и на основании приказа Минобрнауки России от 5 октября 2020 г. № 1267 объявляет о начале приема материалов кандидатов на должности руководителей научных организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, согласно приложению.  

Прием материалов кандидатов осуществляется с 6 октября по 23 октября 2020 года


 

Меры по борьбе с коронавирусной инфекцией


Ученые ФИЦ ФТМ получили штамм коронавируса

https://frcftm.ru/fits-ftm/novosti/novosibirskie-uchenye-poluchili-shtamm-koronavirusa-dlya-sozdaniya-vaktsiny-protiv-covid-19/


 

Приемная кампания 2020

 

Аспирантура

Наименование укрупненной группы направлений подготовки Код укрупненной группы направлений подготовки Контрольные цифры приема за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по очной форме обучения Сроки обучения
1 2 3 4
Всего:   12  
Биологические науки 06.00.00 7 4
Фундаментальная медицина 30.00.00 5 3

Ординатура

Наименование специальности Код специальности Контрольные цифры приема за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по очной форме обучения Сроки обучения
1 2 3 4
Всего:   12  
Патологическая анатомия 31.08.07 2 2
Терапия 31.08.49 10 2

Перспективы развития ФИЦ ФТМ — визит мэра г. Новосибирска Локтя А. Е.

13 марта 2020 г.


 


 


 


Конкурсы 2020

Технопром 2019


 

Рабочее совещание по теме: «Изменение климата и экологической ситуации в Северо-Восточной Азии (Сибирь и Дальний Восток России). Влияние на основные миграционные пути»

Сообщаем, что 10 декабря 2019 года на базе ФИЦ ФТМ г. Новосибирск, ул. Тимакова, 2 в 10-00 будет проведено рабочее совещание по теме: «Изменение климата и экологической ситуации в Северо-Восточной Азии (Сибирь и Дальний Восток России). Влияние на основные миграционные пути».


Представлен на ознакомление проект нового коллективного договора ФИЦ ФТМ


https://frcftm.ru/fits-ftm/novosti/testovyj-dostup-k-onlajn-platforme-dimensions/


https://frcftm.ru/fits-ftm/novosti/startap-ralli/


https://frcftm.ru/fits-ftm/novosti/iv-vserossijskij-konkurs-na-luchshuyu-nauchnuyu-i-uchebnuyu-publikatsiyu-akademus/


Объявление о приеме абитуриентов на 2019 год

Аспирантура

Наименование укрупненной группы направлений подготовки Код укрупненной группы направлений подготовки Контрольные цифры приема за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по очной форме обучения Сроки обучения
Биологические науки 06.00.00 5 4
Фундаментальная медицина 30.00.00 3 3

Ординатура

Наименование специальности Код специальности Контрольные цифры приема за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по очной форме обучения Сроки обучения
Патологическая анатомия 31.08.07 2 2
Терапия 31.08.49 10 2

https://frcftm.ru/fits-ftm/novosti/soveshhanie-koordinatsionnogo-soveta-meditsinskij-nauchno-obrazovatelnyj-tsentr-so-ran/


III Международная школа-конференция «Прикладная нанотехнология и нанотоксикология» пройдет с 10 по 13 октября 2019 года в г.Сочи