Московский экономико статистический институт официальный сайт: Московский экономико-статистический институт | это… Что такое Московский экономико-статистический институт?
Московский экономико-статистический институт | это… Что такое Московский экономико-статистический институт?
Толкование
- Московский экономико-статистический институт
-
Координаты: 56°11′14″ с. ш. 37°48′20″ в. д. / 56.187222° с. ш. 37.805556° в. д. (G)56.187222, 37.805556
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики основан в 1932 году как Московский институт народнохозяйственного учёта, который в 1949 году был преобразован в Московский Экономико-Статистический Институт (МЭСИ). В 1996 году вуз получил статус университета и был переименован в Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, при сохранении прежней аббревиатуры.
В 1982 году МЭСИ был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.
На сегодняшний день в МЭСИ
Также стоит отметить, что МЭСИ — единственный университет России прошедший международную сертификацию качества всех направлений своей деятельности по стандарту ISO-9001:2000 (сертификат № 200406987 от 10 августа 2004 года).
Содержание
- 1 Факультеты (Институты)
- 2 Кафедры (Факультеты)
- 3 Учебный процесс
- 4 Электронное обучение
- 5 Выпускники
- 6 Транспорт
- 7 См. также
- 8 Ссылки
Факультеты (Институты)
Фасад главного здания МЭСИ
Главное здание МЭСИ
- Институт дополнительного профессионального образования
- Институт компьютерных технологий
- Институт магистерской подготовки (MBA)
- Институт магистерской подготовки (Магистратура)
- Институт менеджмента
- Институт непрерывного образования
- Институт права и гуманитарного образования
- Институт профессиональной переподготовки
- Институт экономики и финансов
Кафедры (Факультеты)
- Автоматизированных Систем Обработки Информации и Управления (АСОИиУ)
- Антикризисного Управления (АУ)
- Больших Вычислительных Систем (БВС)
- Бухгалтерского учета, анализа и аудита (БУАиА)
- Высшей Математики (ВМ)
- Государственного и Муниципального Управления (ГиМУ)
- Гражданского права (ГП)
- Иностранных Языков (ИЯ)
- Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем (КОИБАС)
- Конституционного и Административного Права (КиАП)
- Корпоративные информационные системы (КИС)
- Лингвистики и Межкультурных Коммуникаций (ЛиМК)
- Маркетинга (М)
- Математической Статистики и Эконометрики (МСиЭ)
- Мировой Экономики и Международных Отношений (МЭиМО)
- Налогов и Налогообложения (НиН)
- Общего и стратегического менеджмента (ОиСМ)
- Общеобразовательных дисциплин (ООД)
- Прикладного менеджмента и бизнес-консультирования (ПМиБК)
- Прикладной информатики в экономике (ПИЭ)
- Прикладной математики (ПМ)
- Социально-экономической статистики (СЭС)
- Социологии и Психологии (СиП)
- Теории Статистики и Прогнозирования (ТСиП)
- Управления знаниями и прикладной информатики в менеджменте (УЗиПИМ)
- Управления качеством (УК)
- Управления Человеческими Ресурсами (УЧР)
- Физического Воспитания и Спорта (ФВиС)
- Философии и гуманитарных наук (ФиГН)
- Финансов, кредита и банковского дела (ФКиБД)
- Финансового права (ФП)
- Экономической теории и инвестирования (ЭТиИ)
Учебный процесс
В 2007/2008 учебном году была введена балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов (БРС) В зависимости от суммы баллов, набранных в течение семестра студент может получить «автомат», быть допущенным к зачету или экзамену.
Если баллов набрано недостаточно то студент не допускается до сдачи экзамена или зачета и идет на пересдачу.
Электронное обучение
Для электронного обучения в университете создана специальная электронная среда — электронный кампус.
В течение семестра студенты должны выполнить задания через кампус (электронная среда обучения). Существует несколько типов таких заданий: тест, форум, индивидуальное задание. Так же в кампусе есть электронный журнал. В начале каждого года в электронную систему вносят изменения, что влечет трудности по ее использованию.
Весной 2008 года в Кампусе появились блоги, в ноябре 2008 года проходит проверка новой системы тестирования.
Выпускники
Выпускники и учащиеся МЭСИ
Транспорт
В честь института названа прилегающая к его новому (основному) зданию на Нежинской улице автобусная остановка — «МГУЭСИ». Здесь останавливаются автобусы следующих маршрутов: 107, 187, 260. Первые идут до метро «Филёвский парк», вторые два — до метро «Университет».
От Киевского вокзала следуют маршрутки «МЭСИ» специально для студентов и преподавателей, которых высаживают и набирают также в мини-парке на территории нового здания.
См. также
- Тверской филиал МЭСИ
- Усть-Каменогорский филиал МЭСИ
Ссылки
- Сайт Минского филиала МЭСИ
- Сайт Пермского филиала МЭСИ
- Сайт Рязанского филиала МЭСИ
- ru_mesi — ЖЖ-сообщество о МЭСИ
- m_mesi — ЖЖ кафедры маркетинга МЭСИ
- Сайт антикризисных управляющих МЭСИ
- учебный процесс
- неофициальный сайт МЭСИ
- Сайт группы ЗПЭ-06/41 Минского филиала МЭСИ
Wikimedia Foundation. 2010.
Игры ⚽ Поможем сделать НИР
- Московский частный театр Ф. А. Корша
- Московский художественный театр им. Чехова
Полезное
Московский экономико-статистический институт | это… Что такое Московский экономико-статистический институт?
Толкование
- Московский экономико-статистический институт
-
Координаты: 56°11′14″ с.
ш. 37°48′20″ в. д. / 56.187222° с. ш. 37.805556° в. д. (G)56.187222, 37.805556
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики основан в 1932 году как Московский институт народнохозяйственного учёта, который в 1949 году был преобразован в Московский Экономико-Статистический Институт (МЭСИ). В 1996 году вуз получил статус университета и был переименован в
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, при сохранении прежней аббревиатуры.В 1982 году МЭСИ был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.
На сегодняшний день в МЭСИ учится более 100 тыс. студентов, в более чем 200 региональных учебных центрах России и за рубежом. МЭСИ долгое время сохраняет своё лидирующее положение и входит в десятку лучших вузов страны согласно рейтингу Министерства образования и науки РФ.
Также стоит отметить, что МЭСИ — единственный университет России прошедший международную сертификацию качества всех направлений своей деятельности по стандарту ISO-9001:2000 (сертификат № 200406987 от 10 августа 2004 года).
Содержание
- 1 Факультеты (Институты)
- 2 Кафедры (Факультеты)
- 3 Учебный процесс
- 4 Электронное обучение
- 5 Выпускники
- 6 Транспорт
- 7 См. также
- 8 Ссылки
Факультеты (Институты)
Фасад главного здания МЭСИ
Главное здание МЭСИ
- Институт дополнительного профессионального образования
- Институт компьютерных технологий
- Институт магистерской подготовки (MBA)
- Институт магистерской подготовки (Магистратура)
- Институт менеджмента
- Институт непрерывного образования
- Институт права и гуманитарного образования
- Институт профессиональной переподготовки
- Институт экономики и финансов
Кафедры (Факультеты)
- Автоматизированных Систем Обработки Информации и Управления (АСОИиУ)
- Антикризисного Управления (АУ)
- Больших Вычислительных Систем (БВС)
- Бухгалтерского учета, анализа и аудита (БУАиА)
- Высшей Математики (ВМ)
- Государственного и Муниципального Управления (ГиМУ)
- Гражданского права (ГП)
- Иностранных Языков (ИЯ)
- Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем (КОИБАС)
- Конституционного и Административного Права (КиАП)
- Корпоративные информационные системы (КИС)
- Лингвистики и Межкультурных Коммуникаций (ЛиМК)
- Маркетинга (М)
- Математического обеспечения и администрирования информационных систем (МОиАИС)
- Математической Статистики и Эконометрики (МСиЭ)
- Мировой Экономики и Международных Отношений (МЭиМО)
- Налогов и Налогообложения (НиН)
- Общего и стратегического менеджмента (ОиСМ)
- Общеобразовательных дисциплин (ООД)
- Прикладного менеджмента и бизнес-консультирования (ПМиБК)
- Прикладной информатики в экономике (ПИЭ)
- Прикладной математики (ПМ)
- Социально-экономической статистики (СЭС)
- Социологии и Психологии (СиП)
- Теории Статистики и Прогнозирования (ТСиП)
- Управления знаниями и прикладной информатики в менеджменте (УЗиПИМ)
- Управления качеством (УК)
- Управления Человеческими Ресурсами (УЧР)
- Физического Воспитания и Спорта (ФВиС)
- Философии и гуманитарных наук (ФиГН)
- Финансов, кредита и банковского дела (ФКиБД)
- Финансового права (ФП)
- Экономической теории и инвестирования (ЭТиИ)
Учебный процесс
В 2007/2008 учебном году была введена балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов (БРС) В зависимости от суммы баллов, набранных в течение семестра студент может получить «автомат», быть допущенным к зачету или экзамену.
Если баллов набрано недостаточно то студент не допускается до сдачи экзамена или зачета и идет на пересдачу.
Электронное обучение
Для электронного обучения в университете создана специальная электронная среда — электронный кампус.
В течение семестра студенты должны выполнить задания через кампус (электронная среда обучения). Существует несколько типов таких заданий: тест, форум, индивидуальное задание. Так же в кампусе есть электронный журнал. В начале каждого года в электронную систему вносят изменения, что влечет трудности по ее использованию.
Весной 2008 года в Кампусе появились блоги, в ноябре 2008 года проходит проверка новой системы тестирования.
Выпускники
Выпускники и учащиеся МЭСИ
Транспорт
В честь института названа прилегающая к его новому (основному) зданию на Нежинской улице автобусная остановка — «МГУЭСИ». Здесь останавливаются автобусы следующих маршрутов: 107, 187, 260. Первые идут до метро «Филёвский парк», вторые два — до метро «Университет».
От Киевского вокзала следуют маршрутки «МЭСИ» специально для студентов и преподавателей, которых высаживают и набирают также в мини-парке на территории нового здания.
См. также
- Тверской филиал МЭСИ
- Усть-Каменогорский филиал МЭСИ
Ссылки
- Сайт Минского филиала МЭСИ
- Сайт Пермского филиала МЭСИ
- Сайт Рязанского филиала МЭСИ
- ru_mesi — ЖЖ-сообщество о МЭСИ
- m_mesi — ЖЖ кафедры маркетинга МЭСИ
- Сайт антикризисных управляющих МЭСИ
- учебный процесс
- неофициальный сайт МЭСИ
- Сайт группы ЗПЭ-06/41 Минского филиала МЭСИ
Wikimedia Foundation. 2010.
Игры ⚽ Нужна курсовая?
- Московский частный театр Ф. А. Корша
- Московский художественный театр им. Чехова
Полезное
Сергей ГУРЬЕВ | Наук По Департамент экономики
Профессор
Провост Sciences Po, старший научный сотрудник IUF, CEPR Директор РПН «Популизм» и научный сотрудник
Сергей Гурьев присоединился к кафедре в 2013 году. С 2019 по 2022 год он был научным руководителем программ магистратуры и докторантуры Science Po в области экономики. В июле 2022 года он был назначен проректором Sciences Po президентом Sciences Po. Он является научным сотрудником Центра исследований экономической политики (CEPR) и членом исполнительного комитета Международной экономической ассоциации . В 2016–2019 годах занимал должность главного экономиста в Европейском банке реконструкции и развития .
Научные интересы д-ра Гуриева включают теорию контрактов, корпоративное управление, политэкономию и трудовую мобильность. Д-р Гуриев опубликовал в международных рецензируемых журналах, в том числе American Economic Review , Журнал Европейской экономической ассоциации , Журнал экономических перспектив и American Policy Science Review .
До прихода в Science Po Сергей ГУРЬЕВ посещал факультет экономики Массачусетского технологического института. на годичный постдокторский стаж в 1997–1998 годах и в 2003–2004 годах на факультете экономики Принстонского университета в качестве приглашенного доцента. В 1999-2013 годах работал на факультете Российской экономической школы в Москве, в 2004-2013 годах был штатным преподавателем и ректором Российской экономической школы.
Сергей ГУРЬЕВ получил докторскую степень. (степень абилитации) в области экономики (2002 г.) и кандидат прикладных математических наук Российской академии наук (1994 г.), а также магистр наук. Диплом с отличием Московского физико-технического института (1993).
Чтобы узнать больше о Сергее ГУРЬЕВЕ, посетите его веб-сайт
избранные публикации
- «Проверка и обмен альтернативными фактами» (совместно с Эмериком Генри и Екатериной Журавской). Американский экономический журнал: экономическая политика . Предстоит.
- «Политическая экономия популизма» (совместно с Элиасом Папаиоанну).
Журнал экономической литературы . Предстоит.
- «Интернет 3G и доверие к власти» (совместно с Никитой Мельниковым и Екатериной Журавской). Ежеквартальный журнал экономики, 2021, 136(4): 2533-2613.
- «Информационные автократы» (совместно с Дэниелом Трейсманом). Журнал экономических перспектив , 2019, 33(4): 100-127.
- «Европейский кризис доверия и рост популизма» (совместно с Яном Алганом, Элиасом Папайоанну и Евгенией Пассари). Brookings Papers on Economic Activity , 2017, 48(2), стр. 309-400.
- «Индустриализация и экономическое развитие России через призму неоклассической модели роста» (совместно с Антоном Черемухиным, Михаилом Голосовым и Олегом Цывинским). Review of Economic Studies , 2017, 84(2): 613-649.
- «Почему диктаторы с ограниченными ресурсами допускают более свободные СМИ: теория и доказательства из панельных данных» (совместно с Георгием Егоровым и Константином Сониным). Обзор американской политической науки , 2009, 103(4), 645-668.
- «(Не)счастье в переходный период» (совместно с Екатериной Журавской). Журнал экономических перспектив , 2009, 23(2), 143-68.
- «Контрактовка в срок» (совместно с Дмитрием Квасовым). American Economic Review , 2005, 5(5), 1369-1385.
- «Роль олигархов в российском капитализме» (совместно с Гуриевым, Сергеем и Андреем Рачинским). Журнал экономических перспектив , зима 2005 г., стр. 131–150.
Посмотреть все публикации
Направления исследований
Политическая экономия, экономика развития, трудовая мобильность
Экономика Донбасса: состояние, тенденции развития и прогнозы
В статье, являющейся продолжением исследования проблем развития экономики в условиях ограниченных возможностей, опубликованной в журнале за 2018 г., предлагается интерпретация прогнозных сценариев развитие автономного Донбасса. Дана оценка общего состояния экономического развития ДНР в период 2014–2021 гг. , выявлены ожидаемые тенденции развития экономики, выявлены основные внутренние и внешние проблемы экономического развития, намечены перспективы роста в ключевые отрасли обрабатывающей промышленности, которые потенциально могут способствовать достижению структурной оптимальности экономики.
Ключевые слова: : государственное регулирование экономики, территории с ограниченными экономическими возможностями, тенденции, сценарии развития, прогнозы
Государственные образования с ограниченными экономическими возможностями обладают разным совокупным экономическим потенциалом, от которого напрямую зависит эффективность их функционирования . Они сталкиваются с проблемами недостаточности экономических ресурсов, ограничений на ввоз сырья и других материалов, вывоз готовой продукции и т. д. из-за существующих проблем политического, экономического, социального и даже глобального характера, тормозящих процессы развития. Тенденции возникновения новых государственных образований, которые, по сути, являются территориями с проблемным суверенитетом, вызывают научный интерес к изучению проблем, связанных с управлением их экономикой [1–10], в том числе, в частности, геополитических, конфликтологических и юридические аспекты. Принимая во внимание несомненную важность этих аспектов, следует отметить недостаточную работу по экономике таких территорий. Имеющиеся исследования в этой области свидетельствуют о преобладании их экономического развития на основе внешней, гуманитарной помощи, при всей многовариантности последующих сценариев. Решение экономических проблем таких территорий, к которым относится Донецкая Народная Республика (ДНР), требует расширения их экономических возможностей, полного доступа к ресурсам, находящимся в распоряжении территории, и их эффективного использования в целях повышения качества жизни населения. численность населения.
ДНР, несмотря на системный кризис в экономике, остается промышленным регионом. В 2020 году на обрабатывающую промышленность приходилось половина всей производимой продукции. В структуре обрабатывающей промышленности около 20 % приходится на металлургию, 18 % на пищевую промышленность (темп роста за год составил 11 %), коксохимическое производство – 6 %. В 2020 году значительный рост произошел в фармацевтической и легкой промышленности (в 2 и 1,7 раза соответственно). Производство в химической промышленности увеличилось на 25%. В целом общая структура объема реализованной промышленной продукции по видам деятельности не претерпела существенных изменений по сравнению с предыдущими годами.
Экономика ДНР, как и мировая экономика, ощутила на себе влияние COVID-19, что заставляет задуматься о роли государственного регулирования в условиях кризиса, вызванного затяжной пандемией [11–13]. В 2020 году по сравнению с 2019 годом объем реализованной промышленной продукции предприятиями республики уменьшился на 22,4 %, что произошло за счет снижения производства металлургической продукции (в 1,6 раза), добычи прочих полезных ископаемых и разработки карьеров (на 48,4 %), производства кокса и нефтепродуктов (30,4%). В легкой и фармацевтической промышленности, как отмечалось выше, объем продаж увеличился в 1,7 и 2 раза соответственно. Объем розничной торговли в 2020 году по сравнению с 2019 годомувеличился в сопоставимых ценах на 20,6%, а объем оптовой торговли на 15,3%.
Сальдо внешнеторгового оборота в 2020 году осталось отрицательным и составило 72,4 млрд рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2019 году. При этом почти 90% внешнеторгового оборота приходится на Россию.
Ситуация на рынке труда в 2020 году характеризуется неблагоприятными тенденциями. Снижение среднесписочной численности штатных работников (1,7%) и количества отработанных часов наряду со снижением объема реализованной промышленной продукции (22,4%) стали причинами снижения производительности труда в 2020 г. 190,8%.
Среднемесячная заработная плата штатного работника в 2020 году увеличилась на 21% и составила 15,48 тыс. руб., индекс реальной заработной платы за январь-декабрь 2020 года к январю-декабрю 2019 года — 110,8%.
По состоянию на 2021 год в ДНР действуют 932 промышленных предприятия 1 .
Оценка современного состояния социально-экономического развития ДНР на основе динамики данных об объемах реализованной продукции промышленных предприятий ДНР за семь лет (2013 г. Донецкая область) [14] позволяет говорить о чрезвычайно умеренное восстановление экономики, недостаточное для обеспечения устойчивого экономического роста. В то же время такая оценка позволяет проводить прогнозные расчеты вариантов развития экономики республики на 2020–2025 годы ().
Открыть в отдельном окне
Динамика общего состояния и прогноз развития экономики ДНР (реализованная промышленная продукция): — объем продаж; –◆– инерционный прогноз; –◇– прогноз -3%; –⚫– прогноз +2,5%.
Прогнозные расчеты на 2020–2025 годы выполнены на основании официальных данных об объеме продукции, реализованной промышленными предприятиями в ДНР за 2013–2019 годы (в связи с действующими ограничениями на предоставление и распространение обобщенной статистической информации в интересы информационной безопасности ДНР) и анализ существенных закономерностей развития экономики республики.
Инерционный прогноз предполагает сохранение текущего уровня реализации промышленной продукции.
Оптимистический прогноз рассчитывается на основе гипотезы о ежегодном росте на 2,5% (минимальная условная оценочная оценка темпа экономического роста, необходимая для достижения минимального темпа роста благосостояния).
Представлен прогноз с отрицательным экономическим ростом (–3%) на основе предварительной оценки Росстатом состояния экономики России на конец 2020 г., т. е. –3,1% [15]. Прогноз учитывает предпосылки снижения роста мировой, а также российской экономики, к которой относится экономика ДНР. Проекция этих обстоятельств на текущую ситуацию в республике позволяет предположить, что спад экономического роста может быть на порядок больше.
Республика продолжает восстанавливать разрушенную экономическую систему, устраняя проблемы в ее функционировании. Но в то же время необходимо признать неизбежность снижения темпов экономического роста ДНР, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, что обусловлено следующими объективными причинами внутреннего и внешнего характера [16].
Во-первых, особенностью существующей экономической системы ДНР является «ручное управление», которое, с одной стороны, необходимо в нынешних условиях как способ эффективного управления чрезвычайной ситуацией с целью ее стабилизации и устранения негативных последствия. В то же время длительность ручного управления в любой экономической системе свидетельствует о проявлении институционального кризиса и его деформации.
Во-вторых, мощное влияние геополитического фактора на неопределенность экономического развития ДНР создает высокую степень риска для стабильного развития экономики Республики; в то же время формально неопределенные перспективы политико-экономического сотрудничества и экономического взаимодействия с Российской Федерацией пока нельзя признать достаточными для повышения темпов экономического роста. Геополитический фактор в определенной степени ограничивает возможности ДНР как государства и как действующей экономики в реализации политики развития республики. Это означает, что экономика ДНР должна функционировать с учетом рисков неопределенности перспектив развития и будет вынуждена устранять реальные и просчитывать потенциальные экономические угрозы, чтобы своевременно их смягчать.
Возможные сценарии динамики развития экономики рассчитаны на основе данных об объемах реализации промышленной продукции в ДНР в 2016–2020 гг. ().
Открыть в отдельном окне
Динамика реализации промышленной продукции в ДНР в 2016–2020 гг. нарастающим итогом: — фактические данные; –◆– инерционная тенденция; –◇– отрицательный тренд; –⚪– положительная динамика.
Предпосылками и допущениями при определении ожидаемых тенденций развития являются следующие положения.
Рассмотрены не все возможные сценарии, а классические прогнозные тенденции возможного развития экономики, имеющие прецеденты/аналоги в других странах и используемые в научной и экспертной среде. Для выявления таких сценариев используется метод сценарных факторов, позволяющий выявить «вилки» – ключевые альтернативы развития. Какими на самом деле будут эти векторы развития, зависит от реальной траектории экономического развития ДНР, от экономической и политической ситуации в государствах, граничащих с ДНР, и от других групп интересов в плане ситуации на Донбассе.
При составлении прогнозов на основе изменения объема реализации промышленной продукции учитывается влияние его динамики, отраженной нарастающим итогом, на экономику ДНР.
Условно считается, что доходы бюджета ДНР равны фактическим расходам бюджета.
Выдвигается гипотеза о начале восстановления/возрождения экономики ДНР в период с 2021 года.
Объектами прогноза являются доступные официальные данные о динамике изменения общего объема реализации промышленной продукции в ДНР, а также по ключевым отраслям экономики: металлургии, машиностроению и добыче угля.
В настоящее время фактор неопределенности экономического развития ДНР напрямую влияет на варианты возможных направлений развития экономики республики и определяет существенно отличающиеся предполагаемые траектории социально-экономической динамики:
– Негативная тенденция развития отражает развитие с недостаточность финансовых и человеческих ресурсов.
– Инерционный тренд показывает сохранение текущих темпов экономического развития.
– Положительная тенденция характеризуется достаточно высокой динамикой экономического развития и вероятна при решении политических вопросов о статусе региона и форсированном включении ДНР в международные экономические отношения, формальной легализации интеграции экономик ДНР и РФ, что поможет привлечь инвестиции, технологии и трудовые ресурсы.
Отметим, что для принятия стратегически важных управленческих решений на государственном уровне, уровне отдельных корпораций и других уровнях управления экономикой необходимо учитывать весь спектр возможных вариантов будущего развития экономики ДНР .
Наименее желательной тенденцией, безусловно, является негативная тенденция развития экономики ДНР, формирующаяся в результате хронической недостаточности финансовых, производственных, человеческих и других ресурсов.
Неэффективным следует признать и инерционный сценарий экономического развития ДНР, отличающийся сочетанием высоких стоимостных параметров и минимальных значений целевых показателей.
Вариант положительной тенденции экономического развития ДНР, несомненно, является наиболее привлекательным, и если будут проведены хоть какие-то институциональные преобразования, это может привести к некоторому росту экономических показателей, но в то же время без структурных реформ не может быть фундаментального улучшения экономического развития.
В ДНР необходимо изменить структуру экономики и добиться значительного повышения производительности труда на основе современных технологий. Диверсификация экономики в пользу обрабатывающей промышленности обеспечивает высокие темпы роста, более длительные периоды роста и снижение ее волатильности, что поддерживает рост в долгосрочной перспективе. Происходящие в ДНР процессы экономических преобразований, вызванные снижением экономической активности в тяжелой промышленности и промышленном производстве, подавляют потенциал экономического развития, ограничивая возможности использования новых технологий в производстве и приводя к низкой производительности труда. Необходимо понять, какие отрасли обеспечивают процесс экономического роста и как можно модернизировать технологии в этих отраслях. Инновации в производственных процессах по-разному влияют на производительность в разных отраслях, изменяя структуру производства, занятости и экспорта.
Металлургическая промышленность в ДНР потенциально имеет наибольшие положительные тенденции развития при условии обеспечения стабильного производства, развития и модернизации производственных мощностей промышленных металлургических предприятий 2 ().
Открыть в отдельном окне
Тенденции развития металлургической отрасли ДНР (динамика объемов реализации продукции металлургических предприятий): — фактические данные; –◆– инерционная тенденция; –◇– отрицательный тренд; –⚫– положительная динамика.
Принципом общей стратегии развития экономики ДНР может стать приоритетное развитие высокотехнологичных отраслей экономики Республики, в том числе отраслей добычи, переработки и транспортировки угля ().
Открыть в отдельном окне
Тенденции развития добычи угля в ДНР (динамика объемов добычи угля), млн т: — фактические данные; –◆– инерционная тенденция; –◇– отрицательный тренд; –⚫– положительная динамика.
Угольная промышленность нуждается в реструктуризации, сохранении и развитии для обеспечения энергетической безопасности 3 . Рост добычи угля и эффективности его использования, усиление угольной отрасли на основе развития перерабатывающих предприятий, высокотехнологичного машиностроения и сферы услуг (геологоразведка, инжиниринг, ремонт оборудования, НИОКР и др.) могут стать мощным стимулом для развития экономики ДНР.
Развитие машиностроительной отрасли () имеет большой потенциал для развития экономики ДНР и должно стимулироваться государством.
Открыть в отдельном окне
Тенденции развития машиностроительной отрасли в ДНР (динамика объемов реализации продукции машиностроения), млрд руб.: — фактические данные; –◆– инерционная тенденция; –◇– отрицательный тренд; –⚫– положительная динамика.
Перспективными направлениями также следует признать: развитие машиностроения для ремонта, производства оборудования и модернизации энергетического комплекса ДНР; коммунальное транспортное машиностроение, железнодорожное транспортное машиностроение; создание нового типа горного машиностроения. Развитие этих направлений требует высокого качества институтов, бизнес-среды и государственного управления в ДНР. Поскольку эволюция институтов и управления не происходит быстро, можно утверждать, что в ближайшие годы инновационный машиностроительный сектор не сможет стать основным источником экономического роста в ДНР.
Со стратегической точки зрения к отраслям экономики ДНР, имеющим возможность поиска новых эффективных технологий, относятся энергетика, тяжелое машиностроение, металлургическая и химическая промышленность, агропромышленный комплекс, военно-промышленный комплекс. 4 В то же время экономический рост в ДНР (как территории с ограниченными экономическими возможностями, где объективно существуют барьеры для развития бизнеса) невозможен без высокой предпринимательской активности. Также следует отметить, что в настоящее время отсутствуют финансовые ресурсы для предоставления субсидий для поддержки предприятий в ДНР. 5
В целом качество экономического роста в ДНР с учетом построенных тенденций развития можно определить по предельным вариантам развития:
— Положительная тенденция развития: структурно-технологическая модернизация ДНР экономика будет проходить поэтапно, формирование более сложной и диверсифицированной структуры экономики, включающей угледобывающую промышленность, глубокую переработку, отрасли высокотехнологичной металлургии и машиностроения; формирование высокотехнологичных платформ на основе взаимодействия науки, техники, производства; создание производств высоких технологических укладов; устранение инфраструктурных и институциональных проблем.
— Негативная тенденция развития: сохранение сложившихся низких темпов роста или чередование периодов незначительного экономического роста и периодов его спада; сохранение параметров отраслевой структуры экономики ДНР; износа без необходимой реконструкции производственной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Теоретически, если структурные проблемы будут решены в среднесрочной перспективе, экономика ДНР сможет демонстрировать ежегодный рост на уровне 2,5%. Для мобилизации имеющегося потенциала развития республики необходимо активизировать деятельность на государственном уровне по составлению индикативных планов с четким определением приоритетов, целей, средств и возможных векторов экономического развития ДНР [17]. Одним из условий эффективности экономической политики, направленной на обеспечение экономического роста, является четкий выбор приоритетов, главным из которых должно стать достижение наиболее высоких темпов сбалансированного экономического роста [18]. Сохранение современного состояния экономики ДНР и слабый экономический рост создают условия для ее стагнации, формируют потенциальные риски, которые не позволят сохранить социальную стабильность региона в среднесрочной перспективе.
Экономическая политика в ДНР должна основываться на реалиях ресурсной экономики, когда благодаря целенаправленным решениям власти будут приниматься решения о принятии необходимых мер и последовательности шагов в сфере экономическое развитие. В 2021 году утверждена Республиканская программа стимулирования отечественного производства ДНР на 2021–2022 годы, в рамках которой планируется 6 оказать государственную поддержку производителям путем возобновления деятельности промышленных предприятий, при необходимости их перепрофилирование, совершенствование таможенно-тарифного регулирования, снижение зависимости отраслей от импортных комплектующих.
Регуляторный потенциал государства значителен. Предлагается в существующих программах развития городов ДНР систематизировать реализуемые мероприятия, придать им согласованный и комплексный характер, т.к. практика показывает, что не все задачи, обозначенные в представленных и утвержденных программных документах, могут быть обеспечены необходимые инвестиции, соответствующие механизмы управления и реализация политики развития. В качестве приложения усилий государства на начальном этапе могут быть экспортные, таможенные и особенно налоговые льготы и преференции бюджетообразующим отраслям в ДНР.
Потенциал экономического роста в ДНР определяется как положительными факторами (наличие сырья, относительно высокое качество человеческого капитала, наличие производственного потенциала), так и отрицательными (слабые институты, отсутствие инвестиций на модернизацию производства, ограниченные возможности для структурный маневр с целью обновления и развития экономики). В ДНР осуществляется экономическая политика без обозначенных целей формирования структуры экономики, т. е. пассивная структурная политика [19].].
Политика, направленная на создание условий для устойчивого экономического роста в ДНР, должна быть направлена на снижение влияния негативных факторов и максимальное использование преимуществ территории. Для этого должен быть задействован управленческий ресурс более высокого порядка, который должен функционировать в рамках таких исключительных целевых приоритетов, как обеспечение экономического и социального развития и благосостояния граждан Республики. Необходимо поставить и решить практические задачи по включению производства Республики в производственные цепочки России, снятию таможенных барьеров, облегчению процедуры транзита, проведению мероприятий по противодействию бюрократии и коррупции на основе цифровизации, расширению сферы применения электронных платежей и постоянно пересматривать нормативную базу для уменьшения количества дублирующих нормативных документов и т. д. [20].
Следует отметить, что любой анализ вероятных экономических процессов в ДНР может носить лишь приблизительный характер в связи с неопределенностью будущих границ и политического статуса Республики и, соответственно, количества имеющихся природных и промышленных ресурсов. Поэтому важно иметь научно обоснованные прогнозы такого развития для оценки и формулирования стратегии развития республики. Долгосрочная стратегия развития экономики ДНР не может ограничиваться краткосрочными прогнозами. Он должен ориентироваться на экономику будущего, учитывать тенденции, определяющие оптимистичный прогноз развития. Без практической ориентации на тенденцию опережающего развития, представленную в статье как условную, экономика ДНР будет демонстрировать лишь имитацию развития. Республике необходимо перейти от политики умеренного восстановления экономики к определению долгосрочной стратегии развития и ее поэтапной реализации.
Исходя из тенденций развития экономики Донбасса в период 2014–2021 гг. , можно предположить, что в качестве базового сценария развития экономики ДНР в среднесрочной перспективе возможен инерционный сценарий неравномерности рост. Данный сценарий предполагает при сохранении неизменности влияния мощного геополитического фактора на развитие экономики ДНР продолжение текущей экономической политики, что приведет к снижению темпов экономического роста за счет замедления роста спроса и ограничения возможности повышения его производительности.
1 Министерство экономического развития ДНР по экономическому развитию и инвестиционному климату в республике. 02.08.2021. ДНР в прямом эфире. http://dnr-live.ru/mer-o-razvitii-ekonomiki-i-investitionnom-klimate-v-respublike/. По состоянию на 2 августа 2021 г.
2 Совместное заявление Глав ДНР и ЛНР о передаче филиалов ЗАО «Внешторгсервис» в управление новому инвестору. https://dan-news.info/official/sovmestnoe-zajavlenie-glav-dnr-i-lnr-oo-perevode-filialov-zao-vneshtorgservis-pod-upravlenie-novogo-investora. html. По состоянию на 6 декабря 2021 г.
3 Половян А. Львиная доля шахт в ДНР останется в строю. http://ways-novorossia.ru/index.php? Id=18025&show=новости&newsid=901. По состоянию на 15 января 2021 г.
4 Для обеспечения реализации политики в военно-промышленной сфере властями ДНР создана Государственная корпорация «Алмаз». 19 июля на официальном сайте главы ДНР опубликован указ № 203 Главы ДНР., 2021, Донецкое агентство новостей. https://glavadnr.ru/doc/ukazy/Ukaz_N203_19072021.pdf. По состоянию на 30 июля 2021 г.
5 Минэкономразвития ДНР об экономическом развитии и инвестиционном климате в республике 8 февраля 2021 г., ДНР LIVE. http://dnr-live.ru/mer-o-razvitii-ekonomiki-i-investitionnom-klimate-v-respublike/. По состоянию на 3 августа 2021 г.
6 Правительство ДНР приняло документы, разработанные Минэкономразвития. 21.07.2021. Режим доступа: https://mer.govdnr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=9289:правительство-приняло-разработка-минеэкономразвития-документы&catid=8&Itemid=141 (дата обращения: 22. 07.2021).
1. Асимметрия мировой системы суверенитета: зоны проблемной государственности. Монография , Под ред. М. В. Ильина, И. В. Кудряшовой. М.: МГУ Иностранных Дел, 2011.
2. Девятков А.В., Арутюнян В.С., Захаров И.Ю. Мостовских, «Современные подходы к пониманию феномена «государства де-факто» на постсоветском пространстве», Тюмень. Гос. ун-та, № 1, 43–50 (2013).
3. «Непризнанные государства: возможности и вызовы XXI века» в Материалы «Круглого» стола журнала «Мировая экономика и международные отношения» и информационно-аналитического портала ПРОГНОЗ.РУ, № 12, Москва, Россия , 2006 (Институт мировой экономики и международных отношений, Москва, 2006), с. 64–81.
4. О.Ю. Патракеева, «О сценариях сотрудничества приграничных регионов России и Украины в условиях неопределенности», Рег. Экон. Юг Росс., № 4 (10), 57–68 (2015).
5. Ступаков Н. В. Применение современных доктрин признания международной правосубъектности государств в согласительных (мирных) процедурах урегулирования конфликта между Украиной и ДНР и ЛНР // Междунар. Сотруд. Евразийских гос.: полит., экон. Право, № 2015; 3. С. 17–27. [Google Scholar]
6. Берг Э. Материнские государства против сепаратистских образований: измерение политической легитимности на Кипре, в Молдове, Боснии и Герцеговине. Европейско-азиатский стад. 2012;64:1271–1296. doi: 10.1080/09668136.2012.698048. [CrossRef] [Google Scholar]
7. Берг Э., Тоомла Р. Формы нормализации в стремлении к фактической государственности. Междунар. Зритель. 2009;44:27–45. doi: 10.1080/03932720903351104. [CrossRef] [Google Scholar]
8. Исияма Дж., Батта А. Возникновение систем доминирующих политических партий в непризнанных государствах. Коммунистический посткоммунистический конный завод. 2012;45:123–130. doi: 10.1016/j.postcomstud.2012.03.006. [CrossRef] [Google Scholar]
9. Кольсто П. Устойчивость и будущее непризнанных квазигосударств. Дж. Пис Рез. 2006; 43: 723–740. doi: 10.1177/0022343306068102. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
10. Линч Д. Взаимодействие с сепаратистскими государствами Евразии: неразрешенные конфликты и государства де-факто . Вашингтон, округ Колумбия: Институт прессы США; 2004. [Google Scholar]
11. Плотникова Д. А. Труды ИНП РАН . Москва: МАКС Пресс; 2020. [Google Scholar]
12. Кувалин Д.Б., Зинченко Ю.В. В., Лавриненко П. А. Российские предприятия весной 2020 года: реакции на пандемию Covid-19 и мнения о роли государства в экономике. Стад. Русь. Экон. Дев. 2021; 32: 111–122. дои: 10.1134/S1075700721010093. [ЧВК бесплатная статья] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
13. Широв А.А. Ключевые параметры развития экономики России в условиях пандемии коронавируса и отмены сделки ОПЕК+. в Экономическая политика России в межотраслевом и пространственном измерении: Материалы конференции ИНП РАН и ИЭТ СО РАН по межотраслевому и региональному анализу и прогнозирование , изд. Широва А.А., Баранова А.О. (М.: Наука, 2020). 2, стр. 32–41.
14. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, решения: Научный доклад , Под ред. Половян А.В., Лепа Р. Н., Шемякина Н.В. Донецк: ГУ НИЭИ, 2020.
15. Росстат подсчитал первый спад в российской промышленности за 11 лет, 2021 год. По состоянию на 30 июня 2021 г.
16. Половян А.В., Лепа Р.Н., Гриневская С.Н. Трансформации экономического пространства Донбасса // Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития (Институт рыночной экономики РАН, Москва). , 2019), стр. 299–306.
17. Гриневская С. Н. Модели стратегического планирования на территориях с неопределенным государственным статусом // Вестн. Кемеров. Гос. ун-т Сер.: Полит., Социол. Экон. науки, № 2018; 1. С. 74–79. дои: 10.21603/2500-3372-2018-1-74-79. [CrossRef] [Google Scholar]
18. Структурно-инвестиционная политика обеспечения экономического роста в России: Монография , Под ред. В. В. Ивантера (М.: Научный консультант, 2017), с. 196.
19. Половян А. В., Лепа Р. Н., Гриневская С. Н. Экономика территорий, преобразованных в государственность: Донецкая Народная Республика.