Название математический кружок – 5 математических кружков для школьников — Учёба.ру

    Программа математического кружка «Успешный абитуриент»

    Пояснительная записка

    Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формировать, обосновывать и доказать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

    Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

    Математический кружок – это самостоятельное объединение учащихся под руководством учителя, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися.

    Программа рассчитана на один год обучения. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий – 1 час в неделю.

    Основная цель программы:

    • развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроках, и расширение общего кругозора ученика в процессе рассмотрения различных практических задач.

    Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

    • привитие интереса учащимся к математике;
    • углубление и расширение знаний учащихся по математике;
    • развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся при решении текстовых задач;
    • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
    • повышение математической культуры ученика;
    • воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.

     

    Цели и задачи математического кружка

    • систематизация и углубления знаний по математике;
    • создание условий для формирования и развития практических умений учащихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
    • развитие логического и творческого мышления;
    • развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
    • повышение математической культуры ученика.
    • воспитание устойчивого интереса к изучению математики, творческого отношения к учебной деятельности математического характера;
    • привитие школьникам навыка употребления нестандартных методов рассуждения при решении олимпиадных задач;
    • ознакомление учащихся с новыми идеями и методами;
    • расширение представления об изучаемом материале;
    • подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам разных уровней (школьных, окружных, городских, краевых, зональных, Российских) с ориентацией их на победу.

    Предполагаемый результат – успешная сдача экзамена по математике.

    Содержание программы

    Четность (2 ч)

    Простые применения идеи четности; четность суммы и разности нескольких чисел; .

    Принцип Дирихле (2 ч)

    Определение принципа Дирихле; различные усиления принципа Дирихле; переформулировка принципа Дирихле для площадей и покрытий фигур;

    Комбинаторика (4 ч)

    Основные комбинаторные формулы и соображения; задачи, с выбором предметов или элементов множества; свойства чисел сочетания; факториал; треугольник Паскаля и бином Ньютона

    Теория чисел (7 ч)

    Простые и составные числа. Основная теорема арифметики; разложение на простые множители и вопросы делимости; взаимная простота. НОК и НОД; Алгоритм Евклида; арифметика остатков и определение сравнения; сравнения по модулю и их применения; Признаки делимости; Линейное разложение НОД и Диофантовы уравнения; Теорема Эйлера ; малая теорема Ферма; Теорема Вильсона.

    Геометрия (6)

    Неравенство треугольника и основные следствия; Геометрические преобразования; алгебраическая комбинация; еще о неравенствах; движения плоскости: основные свойства; счет углов — основа олимпиадной геометрии; примеры задач на счет углов.

    Индукция (4)

    Метод индукции; индукция в алгебре и теории чисел; индукция в геометрии; разнообразие индукции в природе.

    Графы (8)

    Понятие графа. Ребра и вершины; степени вершин, число ребер и четность; компоненты связности; Эйлеровы графы; деревья; плоские и двудольные графы; введение в теорию Рамсея.

     


    Просмотр содержимого документа

    «Программа математического кружка «Успешный абитуриент» »

    Пояснительная записка

    Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формировать, обосновывать и доказать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

    Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

    Математический кружок – это самостоятельное объединение учащихся под руководством учителя, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися.

    Программа рассчитана на один год обучения. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий – 1 час в неделю.

    Основная цель программы:

    • развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроках, и расширение общего кругозора ученика в процессе рассмотрения различных практических задач.

    Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

    • привитие интереса учащимся к математике;

    • углубление и расширение знаний учащихся по математике;

    • развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся при решении текстовых задач;

    • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

    • повышение математической культуры ученика;

    • воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.

    Цели и задачи математического кружка

    • создание условий для формирования и развития практических умений учащихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;

    • развитие логического и творческого мышления;

    • развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;

    • повышение математической культуры ученика.

    • воспитание устойчивого интереса к изучению математики, творческого отношения к учебной деятельности математического характера;

    • привитие школьникам навыка употребления нестандартных методов рассуждения при решении олимпиадных задач;

    • ознакомление учащихся с новыми идеями и методами;

    • расширение представления об изучаемом материале;

    • подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам разных уровней (школьных, окружных, городских, краевых, зональных, Российских) с ориентацией их на победу.

    Предполагаемый результат – успешная сдача экзамена по математике.

    Содержание программы

    Четность (2 ч)

    Простые применения идеи четности; четность суммы и разности нескольких чисел; .

    Принцип Дирихле (2 ч)

    Определение принципа Дирихле; различные усиления принципа Дирихле; переформулировка принципа Дирихле для площадей и покрытий фигур;

    Комбинаторика (4 ч)

    Основные комбинаторные формулы и соображения; задачи, с выбором предметов или элементов множества; свойства чисел сочетания; факториал; треугольник Паскаля и бином Ньютона

    Теория чисел (7 ч)

    Простые и составные числа. Основная теорема арифметики; разложение на простые множители и вопросы делимости; взаимная простота. НОК и НОД; Алгоритм Евклида; арифметика остатков и определение сравнения; сравнения по модулю и их применения; Признаки делимости; Линейное разложение НОД и Диофантовы уравнения; Теорема Эйлера ; малая теорема Ферма; Теорема Вильсона.

    Геометрия (6)

    Неравенство треугольника и основные следствия; Геометрические преобразования; алгебраическая комбинация; еще о неравенствах; движения плоскости: основные свойства; счет углов — основа олимпиадной геометрии; примеры задач на счет углов.

    Индукция (4)

    Метод индукции; индукция в алгебре и теории чисел; индукция в геометрии; разнообразие индукции в природе.

    Графы (8)

    Понятие графа. Ребра и вершины; степени вершин, число ребер и четность; компоненты связности; Эйлеровы графы; деревья; плоские и двудольные графы; введение в теорию Рамсея.

    Календарно – тематическое планирование

    п/п

    Тема

    Кол-во часов

    Дата

    Четность

    2

    1

    Применение идей четности

    1

    2

    Четность суммы и разности чисел

    1

    Принцип Дирихле

    2

    3

    Принцип Дирихле и различные его усиления

    1

    4

    Переформулировка принципа Дирихле для площадей и покрытий фигур

    1

    Комбинаторика

    4

    5

    Основные комбинаторные формулы и соображения

    1

    6

    Задачи, с выбором предметов или элементов множества

    1

    7

    Свойства чисел сочетания

    1

    8

    Треугольник Паскаля и бином Ньютона

    1

    Теория чисел

    7

    9

    Простые и составные числа. Основная теорема арифметики

    1

    10

    Разложение на простые множители и вопросы делимости; взаимная простота. НОК и НОД

    1

    11

    Алгоритм Евклида

    1

    12

    Арифметика остатков и определение сравнения

    1

    13

    Сравнения по модулю и их применения

    1

    14

    Признаки делимости; Линейное разложение НОД и Диофантовы уравнения

    1

    15

    Теорема Эйлера; малая теорема Ферма; Теорема Вильсона.

    1

    Геометрия

    6

    16

    Неравенство треугольника и основные следствия

    1

    17

    Геометрические преобразования.

    1

    18

    Алгебраическая комбинация

    1

    19

    Еще о неравенствах

    1

    20

    Движения плоскости: основные свойства;

    1

    21

    Счет углов — основа олимпиадной геометрии

    1

    Индукция

    4

    22

    Метод индукции

    1

    23

    Индукция в алгебре и теории чисел

    1

    24

    Индукция в геометрии

    1

    25

    Разнообразие индукции в природе

    1

    Графы

    8

    26

    Понятие графа. Ребра и вершины

    1

    27

    Степени вершин, число ребер и четность

    1

    28

    Компоненты связности

    1

    29

    Эйлеровы графы

    1

    30

    Деревья

    1

    31

    Плоские и двудольные графы

    1

    32

    Введение в теорию Рамсея

    1

    33-34

    Обобщающие уроки

    2

    Итого

    34

    kopilkaurokov.ru

    Рабочая программа по теме: Математические кружки в средней школе

    МОУ Судиславская СОШ                Автор Григорьева О.В.

    МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа

    Судиславского муниципального района Костромской области

     

    УТВЕРЖДАЮ
    _________________

    _________________

    _________________

    «КЛЮЧ К РЕШЕНИЮ СЛОЖНЫХ ЗАДАЧ»

     Программа  математического кружка в 9 классе

    Программу составила:
    учитель высшей
    квалификационной
    категории Григорьева О.В.

    2011 – 2012 учебный год

    Пояснительная записка

    Принципы, основные идеи на которых строится программа

    Данный курс предназначен для учащихся 9 классов, проявляющих повышенный интерес к математике и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях физико-математического профиля, а также для тех, кто хочет успешно сдать экзамен по математике за курс основной средней школы.

    Курс рассчитан в первую очередь на учащихся, обладающих прочными знаниями по математике и способных к творческому и осмысленному восприятию материала.

    В настоящее время целый ряд разделов  школьной общеобразовательной программы по математике рассматривается поверхностно, например, абсолютная величина числа, решения заданий с параметром, теория вероятностей и др. Именно поэтому программа курса предусматривает более подробное изучение ряда тем по алгебре и геометрии, не опережая того материала, который изучается на уроках. Она расширяет возможность совершенствования умений учащихся решать задачи повышенной сложности, знакомит с различными способами их решения, т. е. углубляет знания учащихся.

    Данный курс представляется особенно актуальным, так как, отведённого для изучения математики времени, не хватает для детального разбора и самостоятельного решения заданий, входящих в материалы  экзамена, даже для консультаций по материалам ГИА.

    Целевое назначение программы

    — вызвать интерес учащихся к предмету;

    — укрепление математических знаний учащихся, полученных ими на уроке;

    — расширение математического кругозора детей;

    — развитие творческих способностей учащихся;

    — привитие навыков самостоятельной работы и тем самым повышение качества математической подготовки учащихся.

    Задачи:

    — обеспечить каждого ученика практическими заданиями соответственно его силам и способностям;

    — рассматривать на занятиях кружка теоретические вопросы, не входящие в школьную программу, или углубление отдельных понятий, привлекая к выступлениям учащихся, расширяя тем самым их кругозор;

    — привлекать учащихся к самостоятельной творческой работе, приучить их к чтению научно-популярной литературы, самостоятельной работе над учебником и подбору материала из разных пособий и к самостоятельному углублению материала, который изучался на уроке;

    — на занятиях кружка подробнее рассказывать  о жизни и деятельности отечественных и зарубежных учёных математиков, и, таким образом воспитывать у учащихся чувство интернационализма, национальной гордости и патриотизма;

    — вовлекать участников кружка в общественно-полезную работу школы: выпуск математических газет, проведение тематических вечеров, занятия с отстающими, изготовление математических моделей и др.;

    — проводить в течение года математические олимпиады, турниры, конкурсы для того, чтоб выявить учащихся, умеющих виртуозно и рационально использовать теоретический материал при решении задач повышенной сложности.

     Организационно-педагогические основы обучения

    Программа рассчитана 1 год.

    Возраст детей –  9 класс.

    Режим работы: 1 раз в неделю по 40 минут.

    Всего в течение каждого года 34 часа.

    Контроль

    Несомненно, что разные люди по-разному воспринимают математические рассуждения, решают математические задачи, или – на более поздней ступени – приходят к новым математическим открытиям, с различной лёгкостью, успехом. Нельзя отпугивать тех, кто добровольно пришёл заниматься математикой жёсткой зачётной системой. Но всё-таки хорошо поставленная внеклассная работа должна выявить и отобрать самых талантливых и способных. Олимпиада – это первый выход юных математиков на математическую арену, и вокруг них надо создать благожелательную атмосферу, оказать им внимание и квалифицированную помощь для участия в школьных, районных и областных олимпиадах.

     Особенности реализации данной программы

    Внеклассные занятия с учащимися повышают и квалификацию самого учителя. Ни к одному уроку учитель так много не готовится, как к внеклассным занятиям. Уча других, он учится сам. Занятия в математических кружках, организация различных форм внеклассной работы побуждают учителя прибегать к разнообразной литературе. Руководство внеклассной работой по математике – большая работа учителя. Она требует от него любви к этому делу, большого желания работать. В настоящее время проблема в том, что не всегда есть запрос повышения уровня самообразования со стороны детей. Здесь необходима кропотливая работа и с детьми и с их родителями, разъясняющая необходимость развивать способности детей, в том числе и математические, показывать им выгоду и целесообразность этого развития.

    Содержание по темам программы

    1. Рациональные выражения – 5 часов.
    2. Модуль – 6 часов
    3. Параметр  – 4 часа
    4. Координаты  – 5 часа
    5. Текстовые задачи – 7 часов
    6. Площади  – 3 часов
    7. Задачи занимательного характера, задачи на смекалку – 2 часа
    8. Конкурсы, олимпиады – 2 часа.

    Формы аттестации учащихся:

    Текущая — защита результата практической или исследовательской деятельности, степень участия в конкурсах, играх, олимпиадах и др;

    Итоговая — тестовая и самостоятельная работа, творческий отчёт по исследовательской работе.

    Учебно-тематический план

    9 класс

    Название тем

    Тема занятия

    Кол-во часов

    Форма занятия

    1

    Рациональ-ные выражения

    Исторические сведения.

    1 ч

    Беседа

    2

    Преобразование рациональных выражений

    Семинар

    3

    Доказательство тождеств

    1 ч

    Практическая работа

    4

    Рациональные уравнения

    Практическая работа

    5

    «Рациональные выражения требуют рациональности»

    Урок-игра

    6

    Модули

    Исторические сведения. Определение и основные свойства модуля

    Лекция

    7

    Решение простейших уравнений с модулем

    Практическая работа

    8

    Решение дробно-рациональных уравнений с модулем

    Семинар

    9

    Графики линейных и квадратичных функций с модулем

    Урок-исследование

    10

    Системы уравнений с модулем

    Урок-исследование на ПК

    11

    «Хитрый модуль»

    Турнир

    12

    Параметр

    Линейные и дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами

    Лекция

    13

    Решение линейных и дробно-линейных уравнений и неравенств с параметром

    Практическая работа

    14

    Квадратичное уравнение и параметр

    Практическая работа

    15

    Задачи, связанные с исследованием квадратного трёхчлена

    Урок-исследование

    16

    Координаты

    Исторические сведения. Декартова система координат.

    Лекция

    17

    Координаты точки на прямой. Решение простых уравнений и неравенств с модулем.

    Практическая работа

    18

    Координаты на плоскости. Множество точек на плоскости.

    Семинар

    19

    Решение простых уравнений и неравенств с двумя переменными

    Исследовательская работа

    20

    Метод координат в решении задач

    Практикум

    21

    Текстовые задачи

    Исторический материал.

     Математическая модель.

    Лекция

    22

    Задачи на движение

    Практическая работа

    23

    Задачи на работу и производительность

    Практическая работа

    24

    Задачи на проценты, сплавы, смеси и т.п.

    Семинар

    25

    Задачи с двумя возможностями рассмотрения условия

    Исследовательская работа

    26

    Решение задач алгебраическим и геометрическим способом

    Исследовательская работа

    27

    Решение олимпиадных задач

    1 ч

    Практическая работа

    28

    Площади

    Исторический материал. Основная задача планиметрии.

    1 ч

    Семинар

    29

    Площади нестандартных фигур

    1 ч

    Практическая работа

    30

    Практическое применение умения находить площади фигур

    1 ч

    Урок-игра

    31-32

    В течение года

    Задачи занимательного характера, задачи на смекалку

    Практическая работа

    33-34

    Конкурсы, олимпиады и турниры

    Районные и областные

    Литература для учащихся и педагога

    1. Подашов А.П. «Вопросы внеклассной работы по математике в школе», М.: Учпедгиз, 1962.
    2. Балк М.Б., Балк Г.Д. «Математика после уроков. Пособие для учителей», М.: Просвещение, 1971.
    3. Петраков И.С. «Математические кружки в 8 -10 классах. Книга для учителя», М.: Просвещение, 1987.
    4. Журнал «Математика в школе».
    5. Газета «Математика», приложение к газете «1 сентября».
    6. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка», Просвещение, 1984.
    7. Мартин Гарднер «Математические головоломки и развлечения», М.: Мир, 1999.
    8. Иоханнес Леман «Увлекательная математика», М.: Знание, 1985.
    9. Кордемский Б.А. «Великие жизни в математике». Книга для учащихся 8-11 кл. М.: Просвещение,1995.
    10. Серия «Умникам и умницам»: «365 задач для эрудитов», «365 задач на смекалку», «365 логических игр и задач», «365 игр и фокусов», М.:АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004.
    11. Материалы Всесоюзной заочной математической школы при МГУ  (методические разработки для учащихся), ВЗМШ АПН СССР, 1989, 1990.        

    nsportal.ru

    Материал по математике (1,2,3,4 класс) по теме: Математический кружок

    Программа

    кружка по математике

    «Дружим с математикой»

    1 – 4  классы

    Составила учитель начальных классов Полчанинова С.Л.

     Программа составлена для детей 6-10 лет.

    Срок реализации дополнительной образовательной программы 4 года (1-4 класс)

    Пояснительная записка

    Обучение математике в начальной  школе позволяет прочному и сознательному  овладению учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

    Изучение математики на занятиях математического кружка предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.

    Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

     Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

       Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

       Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

       Содержание занятий кружка представляет собой пять линий развития понятий: элементы арифметики, величины и их измерения, логико-математические понятия и отношения, элементы алгебры и геометрии. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

    Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

    Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

       Программа кружка рассчитана на 4 года. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

    Цель:

    Полноценное интеллектуальное развитие учащихся,  формирование мыслительных

    процессов, логического мышления, творческой деятельности,  теоретического сознания, овладение учащимися важными логико-математическими понятиями.

    Задачи:

    1. Развивать геометрические и пространственные представления учащихся.
    2. Познакомить  со способами выполнения арифметических действий, со свойствами сложения и вычитания, умножения и деления.
    3. Развивать мышление ребёнка, его творческую деятельность.
    4. Формировать у учащихся представлений о натуральных числах и нуле, овладение ими алгоритмом арифметических действий.
    5. Ознакомление учащихся с наиболее часто встречающимися на практике величинами, их единицами и измерением, с зависимостями между величинами и их применением в несложных практических расчётах.
    6. Формировать у учащихся первоначальные представления об алгебраических понятиях.

    Предполагаемые результаты:

    1. усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
    2. помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
    3. формировать творческое мышление;
    4. способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

    Основные виды деятельности учащихся:

    1. решение занимательных задач;
    2. оформление математических газет;
    3. участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
    4. знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
    5. проектная деятельность;
    6. самостоятельная работа;
    7.  работа в парах, в группах;
    8. творческие работы.

    Литература:

    1. «Веселые задачки», Остер Г.,М.,2000.

    2. «Веселые задачи», Перельман Я.И.,М.,АСТ*Астрель,2005.

    3. «Дружим с математикой», Е.Э. Кочурова, рабочая тетрадь для 1,2,3,4 класса, «Вентана-Граф», 2009г.

    4. «Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л.В.,В., 2005.

    6. «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», ВолинаВ.,М.,2002.

    Содержание плана работы кружка «Занимательная математика» 1-4 класс.

    1 класс.

    № п/п

    Название темы

    Количество часов

    1.

    Сравниваем. Слева направо. Справа налево.

    3

    2.

    Как люди научились считать? Графические диктанты.

    3

    3.

    Взаимное расположение фигур на плоскости. Графические диктанты.

    3

    4.

    Конструируем фигуры. «Танграмм».

    3

    5.

    Единицы длины.

    3

    6.

    Тренируем память. Графические диктанты.

    2

    7.

    Из истории математики.

    2

    8.

    Учимся решать логические задачи.

    2

    9.

    Учимся быть наблюдательными.  Графические диктанты.

    2

    10.

    Объёмные геометрические фигуры.

    3

    11.

    Симметрия. Ось симметрии

    3

    12.

    Весёлые задачки. Графические диктанты.

    2

    13.

    Выпуск математической газеты.

    2

    2 класс.

    № п/п

    Название темы

    Количество часов

    1.

    Углы. Многоугольники. Многогранники

    2

    2.

    Развиваем мышление, память.

    3

    3.

    Учимся быть внимательными.

    3

    4.

    Плоские и объёмные геометрические фигуры.

    3

    5.

    Единицы длины.

    3

    6.

    Весёлые задачки.

    3

    7.

    Выпуск математической газеты

    2

    8.

    Из истории математики.

    3

    9.

    Путешествие в мир чисел.

    2

    10.

    Решение ребусов и логических задач.

    3

    11.

    Задачи на разрезание.

    3

    12.

    Задачи-смекалки

    2

    13.

    Выпуск математической газеты

    2

    3 класс.

    № п/п

    Название темы

    Количество часов

    1.

    Шар. Сфера. Круг. Окружность.

    4

    2.

    Взаимное расположение фигур на плоскости.

    3

    3.

    Выпуск математической газеты.

    2

    4.

    Немного истории. Детям о времени.

    3

    5.

    Развиваем память, внимание, мышление.

    4

    6.

    Логические задачи. Высказывания. Истинные и ложные высказывания.

    4

    7.

    Из истории математики

    4

    8.

    Выпуск математической газеты

    2

    9.

    Задачи – смекалки, логические задачи.

    4

    10.

    «Знакомство» с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями.

    4

    4 класс.

    № п/п

    Название темы

    Количество часов

    1.

    Построение геометрических фигур.

    2

    2.

    Координатный угол.

    2

    3.

    Графики. Диаграммы. Таблицы.

    4

    4.

    Цилиндр. Конус. Шар

    4

    5.

    Многогранник.

    3

    6.

    Выпуск журнала «Юный математик»

    2

    6.

    Высказывания и их значения (истинные, ложные, отрицание). Логические связки.

    4

    7.

    Составные высказывания.

    2

    8.

    Задачи на перебор вариантов.

    2

    9.

    Точное и приближённое значение величины.

    2

    10.

    Построение угла, отрезка, равного данному.

    4

    11.

    Математический КВН.        

    1

    12.

    Старинные меры длины.

    1

    13.

    Выпуск журнала «Юный математик»

    1

           

    nsportal.ru

    План работы кружка «Математический калейдоскоп»

    Пояснительная записка.

    Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формировать, обосновывать и доказать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

    Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

    Математический кружок – это самостоятельное объединение учащихся под руководством учителя, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

    Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися. Так как не существует готовой программы для поставленных целей и задач, возникла необходимость разработать программу по курсу кружка «Математический калейдоскоп» по целевым установкам и прогнозируемым результатам программы относится к образовательным.

    Программа рассчитана на один год обучения. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий – 1 час в неделю.

    Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроках, и расширение общего кругозора ученика в процессе рассмотрения различных практических задач.

    Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

    Предполагаемый результат успешная сдача экзамена по математике.






























    Приведенные издания могут отличаться от имеющихся в продаже. См. также в Электронной библиотеке: gymn1549.ru/bibil.htm#Mat









    СодержаниеДата проведенияПримечание
    1Организационное занятие

    Баврин И.И., Фрибус Е.А. Занимательные задачи по математике. М.: Владос, 2003.

    Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Аксенова; метод. и отв. ред. В.Володин. М.: Аванта+. 2004, 688 с.
    2Развитие математики. Как возникла геометрия?

    Учебник Геометрия

    7-11класс

    Перельман Я.И. Занимательная алгебра. Занимательная геометрия. Ростов на Дону: ЗАО «Книга», 2005, 480 с.
    3Решение задач. Животные на плоскости

    Г.И.Зубелевич «Занятие математического кружка», М., «Просвещение»1980

    Квант №6 1976
    4Задачи – шутки, задачи – загадки и шуточные истории.

    Е.И. Игнатьев «В царстве смекалки», М.,«Наука»1987

    Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика. М.: Школьная пресса, 2002.
    5Подготовка и проведение математического КВН – утренника в младших классах Презентации

    Произволов В.В. Задачи на вырост: Учебное пособие для внеклассных занятий по математике. М.: МИРОС, 1995.
    6Происхождение некоторых терминов и понятий Квант
    Я познаю мир: Математика: энциклопедия. М.: АСТ, 2005, 475 с.
    7Решение задач повышенной сложности. Подготовка и проведение олимпиады Учебник Алгебра и Геометрия 7-11

    Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. М.: МЦНМО, 2001.
    8Решение задач по книге И.Л.Бабинского «Задачи математических олимпиад» И.Л.Бабинский М., «Наука»,2010
    9Школьная математическая олимпиада И.С.Петраков «Математические олимпиады школьников»
    10Анализ и прорешивание олимпиадных заданий Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. М.: МЦНМО, 2001.
    11Решение задач повышенной трудности 
    12Круги Эйлера. Лист Мёбиуса. Гусев В.А., Орлов А.И.

    А.П. Розенталь Внеклассная работа по математике 6-8 класс
    13Выпуск математической газеты Перельман Я.И. Живая математика. Математические рассказы и головоломки. М.: Триада-литера, 1994.
    14Приготовить сообщение о науке математика и выдающихся математиках для подшефного класса Дорофеева В.А. Страницы истории на уроках математики. М.: Просвещение, 2007, 96 с.

    Произволов В.В. Задачи на вырост: Учебное пособие для внеклассных занятий по математике. М.: МИРОС, 1995.
    15Принцип Дирихле. Решение задач по И.Л. Бабинскому Г.И.Зубелевич «Занятие математического кружка», М., «Просвещение»1980

    Квант №6 1976
    16Задачи Пуассона. Серпинский В. 250 задач по элементарной теории чисел. Пер. с польского. М.: Просвещение, 1968, 160 с.

    Гусев В.А., Орлов А.И.

    А.П. Розенталь Внеклассная работа по математике 6-8 класс М., «Просвещение»1977
    17Упражнение со спичками.
    Как сосчитать?
     
    18Как сосчитать?
    Угадывание чисел.
     
    19Дележи при затруднительных обстоятельствах 
    20Упражнение с кусочком бумаги 
    21Старинные истории и сказки. Кордемский Б.А. Математические завлекалки. М.: Оникс, 512 с.
    22Геометрические софизмы и парадоксы. Кононов А.Я. Математическая мозаика. Занимательные задачи для учащихся 5–11 классов. М.: Педагогическое общество России, 2004.
    23Геометрия путешествий.
    24Лабиринты.
    25Координаты и графики
    26Логика перебора
    27Текстовые задачи

    Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки. Киров: АСА, 1994.
    28Построение графиков.

    Каганов Э.Д. 400 самых интересных задач с решениями по школьному курсу математики для 6–11 классов. М.: ЮНВЕС, 1998.
    29Игра «Сколько?»

    Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. М.: Омега, 1994.
    30Конкурсные задачи
    31Математический фокус
    32КВН с участием родителей

    Харт-Дэвис А. Удивительные математические головоломки: 85 занимательных задач для взрослых и детей. М.: Астрель, 2003.
    33Викторины.

    Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика. М.: Школьная пресса, 2002.
    34Заключительное занятие.

    Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. М.: МЦНМО, 2001.

    Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике. М.: АСТ: Астрель, 2001, 509 с.
    Литературный источникКласс
    Баврин И.И., Фрибус Е.А. Занимательные задачи по математике. М.: Владос, 2003.
    Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике. М.: АСТ: Астрель, 2001, 509 с.5–11
    Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки. Киров: АСА, 1994.
    Дорофеева В.А. Страницы истории на уроках математики. М.: Просвещение, 2007, 96 с.
    Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. М.: Омега, 1994.
    Каганов Э.Д. 400 самых интересных задач с решениями по школьному курсу математики для 6–11 классов. М.: ЮНВЕС, 1998.6–11
    Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. М.: МЦНМО, 2001.
    Кононов А.Я. Математическая мозаика. Занимательные задачи для учащихся 5–11 классов. М.: Педагогическое общество России, 2004.5–11
    Кордемский Б.А. Математические завлекалки. М.: Оникс, 512 с.
    Перельман Я.И. Живая математика. Математические рассказы и головоломки. М.: Триада-литера, 1994.
    Перельман Я.И. Занимательная алгебра. Занимательная геометрия. Ростов на Дону: ЗАО «Книга», 2005, 480 с.
    Перельман Я.И. Занимательная арифметика. М.: АСТ, 2007, 256 с.
    Произволов В.В. Задачи на вырост: Учебное пособие для внеклассных занятий по математике. М.: МИРОС, 1995.
    Серпинский В. 250 задач по элементарной теории чисел. Пер. с польского. М.: Просвещение, 1968, 160 с.
    Смыкалова Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 5 класса. Спб: СМИО Пресс, 2005, 48 с.5
    Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика. М.: Школьная пресса, 2002.
    Харт-Дэвис А. Удивительные математические головоломки: 85 занимательных задач для взрослых и детей. М.: Астрель, 2003.
    Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5–6 классов общеобразовательных учреждений. 8-е изд. М.: Просвещение, 2006, 95 с.5–6
    Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Аксенова; метод. и отв. ред. В.Володин. М.: Аванта+. 2004, 688 с.5–11
    Я познаю мир: Математика: энциклопедия. М.: АСТ, 2005, 475 с.5

    urok.1sept.ru

    Математический кружок в начальной школе

    Халитова Лариса Наилевна,учитель начальных классов МБОУ Гимназии № 39,г. Уфа[email protected]

    Математический кружок в начальной школе

    Аннотация. В статье представлена разработка занятия математического кружка «В мире чисел» в третьем классе по теме «Многозначные числа». Занятие рассчитано на 1 час. В содержании подобраны разнообразные задания по данной теме. Для наиболее эффективного проведения занятия необходимо использовать физическую карту мира и презентацию.Ключевые слова: математический кружок, сплочение классного коллектива, рекорды Земли, логическое мышление.

    Младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. В нашей гимназии в течениетрѐх лет работает математический кружок «В мире чисел». Его посещают учащиеся, которых интересует математика. Работа в кружке позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на любом этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепляетинтерес детей к познавательной деятельности, способствуетразвитию мыслительных операций[10,11]. Не менее важным факторомреализации работы в кружке являетсяи стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, исовершенствовать навыкиаргументации собственной позиции.Содержание занятий в кружкепредставляетсобой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета ‬математики. Занятияданного курса должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи,умелому использованию символики, правильному применениютерминов.Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основываются налюбознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.Данная практика поможет имуспешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и конкурсах.Все вопросы и задания стараемсяпроводитьна занятии. Для эффективности работыжелательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим обсуждением полученныхрезультатов[12].

    Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социальнобытовой и профессиональнотрудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепляетинтерес детей к познавательной деятельности, способствуетразвитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программамдополнительного образованияв соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС) [1].Цель кружковой работы ‬расширить объѐм знанийи умений, развивать внимание, мышление, воображение, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, конкретизировать, синтезировать; учить приѐмам исследовательской и творческой деятельности[13].Актуальность кружка определена рядом факторов практическогохарактера: ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика, на общение учителя и ученика и занятость ученика во внеурочное время.Главными достижениями работы математического кружкабудут являться:

    развитие личности ученика, его творческого потенциала;

    развитие интеллекта, исследовательского начала;

    развитие познавательных действий и операций, начиная с действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и заканчиваяоперированием логического и творческого мышления;

    развитиеумения применять знания на практике, перенос своих знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.Основными методамидиагностики планируемых результатов избраны: дидактические игры с элементами поиска и творчества, мозговые атаки, математические фокусы, решение задач на смекалку, конструирование с геометрическими фигурами, участие в олимпиадах. Формамиконтроля получаемых результатов являются: самостоятельная и коллективная работа в кружке, проверка теоретического материала методом опроса,бесед, проведение олимпиад (в конце каждого учебного года). Контроль проводится в ходе самих занятий через систему специальных заданий, которые дети не воспринимают как контрольные.

    Темазанятия: Многозначные числа.Цель: формировать умение записывать многозначные числа и представлять их в виде суммы разрядных слагаемых; закреплять умения решать задачи; продолжить работу над формированием вычислительных навыков, развитие логического мышления, умения работать в паре, группе.Ход занятия1.Постановка темы. Разминка.1)Хищной рыбы нет зубастей, всех прожорливей, опасней …(акула).2)Дом для рыбок на столе ….(аквариум).3)Когда ты идѐшь пешком, ты пешеход, а кто ты, если сел на пароход? …(пассажир).4)Как называется остров, на котором жил князь Гвидон из сказки А.С.Пушкина? …(Буян).5)Летели 3 страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось?.. (страусы не летают).6)И дорожная разметка, и название животного ….(зебра).7)Назови одним словом: Тихий, Атлантический, Индийский, СеверныйЛедовитый …(океаны).Сегодня мы будем говорить об очень больших числах.А сформулировать тему вы будете должны сами(работа в группе).

    Рис. 1.

    У детей получилась фраза «Рекордсмены планеты Земля: Нил, Тихий океан, Гималаи»Кого можно назвать рекордсменом? О чѐм говорят эти названия? Давайте найдѐм их на карте.2.Письменная нумерация.С помощью таблицыклассов и разрядов дети записывают многозначные числа.По ходу работы выясняются знания детей. Учитель дополняет их необходимыми фактами.1)Самое старое и глубокое озеро в мире ‬Байкал. Егоназывают «голубое око Сибири». Появилось это озеро 25 млн. лет назад. Если бы вся питьевая вода в мире подошла к концу, байкальская вода утоляла бы жажду всего населения Земли в течение40 лет.1637м наибольшая глубина озера. Представьте в виде суммыразрядных слагаемых[2].2)Самая длинная река Южной Америки ‬Амазонка ‬6570м [3].3)Сколько воды на Земле? Почти половина всей воды приходится на Тихий океан, недаром он у нас является рекордсменом. В этом океане есть самая глубокая точка Земли ‬Марианская впадина ‬11022м[3].4)Как вы думаете, побывал ли человек на этой глубине? В 1960 г американцы в батискафе «Триест» опустились на глубину 10 924м[4].5)В Евразии находится самое большое озеро ‬Каспийское море. Его площадь 371000кв.км[4,5].6)Самый большойостров наЗемле ‬Гренландия. Его площадь2 175598кв.км[5].3.Как вы думаете, а в мире животных могут быть рекордсмены?1)Белая акула ‬самый опасный хищник моря. За 7 секунд она проплывает 105 м. За какое время она преодолеет 300 м, если будет двигаться с одинаковой скоростью?[6]2)Самые крупные китовые акулы достигают в длину до 2000 м. Но есть и акулы карлики. Они в 100 раз меньше. Какова их длина? А их вес в 5 раз меньше 1000 г. Сколько они весят?[6]4.Сосчитай бабочек. Всего на Земле200000видов бабочек. Самые большие бабочкипарусники живут в Новой Гвинее, имеют размах крыльев более 280 мм, а массу около 25 г, а самые маленькиеобитают на Мадагаскаре, в Африке, Австралии, имеют длину крыла 6 мм[7,8].

    Рис. 2.

    5.Догадайся, какая птица здесь спряталась и почему она появилась на нашем занятии.(Страус)

    Высота самцов может достигать 2 м 74 см. Это самая быстрая нелетающая птица, может развивать скорость до 72 км/ч. Длина яйца около 1520 см, а вес может достигать более 1,5 кг (что соответствует24 куриным яйцам). Хотя толщина скорлупы всего 1,5 мм, оно может выдержать вес человека[8,9].

    Рис. 3.

    6.Задание на логику.Даны цифры042791Нужно составить самое большое и самое маленькое шестизначные числа.7.Подведение итога занятия.Что понравилось на занятии?Что нового мы узнали? Чему научились?

    Ссылки на источники1.Стандарты второго поколения Примерная основная образовательнаяпрограмма образовательного учреждения,начальнаяшкола, Москва:Просвещение,2012.2.www.baikalov.ru/about/blog/318/3.http://mygeography.ru/article/RekordyEarth5.Большая книга рекордов для детей, Москва:Астрель АСТ,2001‬176 с.5.Л.В.Калинина, Ю.В.Шуйская Большая книга интересных фактов, Москва:ЭКСМО,2010‬199 с.6.Е.Б.Чутчева Занимательные задачи по математике для младших школьников,Москва:Гуманитарный исследовательский центр ВЛАДОС,1996 ‬143 с.7.pets.kiev.ua›guinnes/flyincekt.html8.О.А.Холодова.Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей‬5е изд., перераб.‬М.: Росткнига,2008.9.lib.rin.ru›doc/i/6990p74.html10.Горев П. М. Формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании: Автореф. дис. … канд. пед. наук. ‬Киров, 2006.‬19 с.11.Горев П. М. Формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании: Дис. … канд. пед. наук. ‬Киров, 2006. ‬158 с.12.Горев П. М. Приобщение школьников к творческой учебной деятельности на внеклассных занятиях по математике // Вестник Поморского университета. Серия «Физиологические и психологопедагогические науки». ‬2006. ‬№ 5. ‬С. 160‬163.13.Горев П. М., Утѐмов В. В. Двадцать хитроумных задачек Совѐнка: Учебное пособие. ‬Киров: Издво МЦИТО, 2015. ‬30 с.

    e-koncept.ru

    Math.ru


    Серии книг























    #Автор(ы)НазваниеГодСтр.Загрузить, Mb
    djvupdfpshtmlTeX
    1
    Н. Н. Ченцов, Д. О. Шклярский, И. М. Яглом
    Избранные задачи и теоремы элементарной математики. Арифметика и алгебра. 19763844.38
    2
    Н. Н. Ченцов, Д. О. Шклярский, И. М. Яглом
    Избранные задачи и теоремы элементарной математики. Геометрия (планиметрия). 19523803.19
    3
    Н. Н. Ченцов, Д. О. Шклярский, И. М. Яглом
    Избранные задачи и теоремы элементарной математики. Геометрия (стереометрия). 19542672.72
    4
    В. Г. Болтянский, И. М. Яглом
    Выпуклые фигуры. 19513433.76
    5
    И. М. Яглом, А. М. Яглом
    Неэлементарные задачи в элементарном изложении. 19545445.28
    6
    Е. Б. Дынкин, В. А. Успенский
    Математические беседы. 19522883.36
    7
    И. М. Яглом
    Геометрические преобразования. Том 1. 19552843.42
    8
    И. М. Яглом
    Геометрические преобразования. Том 2. 19566127.30
    9
    М. Б. Балк
    Геометрические приложения понятия о центре тяжести. 19592302.29
    10
    Г. Радемахер, О. Тёплиц
    Числа и фигуры. 19622633.27
    11
    И. М. Яглом
    Принцип относительности Галилея и неевклидова геометрия. 19693043.69
    12
    Н. Н. Ченцов, Д. О. Шклярский, И. М. Яглом
    Геометрические неравенства и задачи на максимум и минимум. 19703363.80
    13
    Н. Н. Ченцов, Д. О. Шклярский, И. М. Яглом
    Геометрические оценки и задачи из комбинаторной геометрии. 19743844.87
    14
    С. Грейтцер, Г. М. Коксетер
    Новые встречи с геометрией. 19782242.94
    15
    В. В. Прасолов
    Задачи по планиметрии. 20015845.41
    17
    И. Н. Сергеев
    Зарубежные математические олимпиады. 19874164.60
    18
    Н. Б. Васильев, А. А. Егоров
    Задачи всесоюзных математических олимпиад. 19882883.39
    19
    В. В. Прасолов, И. Ф. Шарыгин
    Задачи по стереометрии. 19892884.52

     Алфавитный каталог


    Тематический каталог

    Архивы журналов

    math.ru

    рабочая программа математический кружок

    Содержание.

    1. Пояснительная записка .

    1. Планируемые результаты.

    1. Структура занятий математического кружка.

    1. Основные формы проведения кружковой работы

    1. Учебно-тематический план кружка.

    1. Литература для учителя.

    1. Литература для учащихся.

    Пояснительная записка

    Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

    Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися в 5-11 классах.

     Основными целями проведения кружковых занятий  являются:

    * привитие интереса учащимися к математике;

    * углубление и расширение знаний по математике;

    * развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;

    * воспитание настойчивости, инициативы.

     Организация работы кружка.

    В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. Работа в кружке начинается в середине сентября, а заканчивается в начале мая. В течение года кружковые занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка. В каникулы кружковые занятия не проводятся.

    Занятия кружка проводятся 1 раз в недели.

    Планирование работы кружка составлено на 68 занятий.

     Основные требования к программе кружка:

    1) связь содержания программы кружка с изучением программного материала;

    2) использование занимательности;

    3) использование исторического материала;

    4) решение нестандартных, олимпиадных задач;

    5) учет желаний учащихся;

    6) особенности школы;

    7) наличие необходимой литературы у учителя.

     

    В результате обучения в математическом кружке учащиеся должны приобрести основные навыки решения текстовых задач из различных разделов математики, находить нужную информацию и грамотно её использовать, развить творческие способности, логическое мышление, получить практические навыки применения математических знаний, научиться грамотно применять компьютерные технологии  при изучении математики, развить интерес к математике.

    Задачи кружковой работы:

    • Привитие интереса к математическим знаниям;

    • Развитие математического кругозора;

    • Привитие навыков самостоятельной работы;

    • Развитие математического мышления, смекалки, эрудиции;

    В основу составления плана работы математического кружка положены следующие принципы:

    • Углубление учебного материала.

    • Привитие у учащихся практических навыков.

    • Сообщение сведений из истории развития математики.

    • Решение примеров и задач на смекалку.

    • Использование занимательной математики.

    Планируемые результаты.

    • Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.

    • Решать задачи на смекалку, на сообразительность.

    • Решать логические задачи.

    • Работать в коллективе и самостоятельно.

    • Расширить свой математический кругозор.

    • Пополнить свои математические знания.

    • Научиться работать с дополнительной литературой.

    Структура занятия математического кружка:

    • Доклад кружковца 5-10 мин. (по истории математики, об ученом – математике, о развитии современной математики, о математике в жизни человека и т.д.).

    • Решение задач, в том числе и повышенной сложности.

    • Решение задач занимательного характера и задач на смекалку.

    • Ознакомление с задачами, предполагаемыми на олимпиадах.

    • Ответы на разные вопросы учащихся.

    Основные формы проведения кружковой работы:

    1. Комбинированное тематическое занятие:

    • Выступление учителя или кружковца;

    • Самостоятельное решение задач по избранной определённой теме;

    • Разбор решения задач;

    • Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений;

    • Ответы на вопросы учащихся;

    • Домашнее задание.

    2. Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования:

    • Математическая карусель.

    • Математический бой, хоккей, футбол.

    • Математические турниры, эстафеты.

    • Математические викторины.

    3. Заслушивание рефератов учащихся;

    4. Коллективный выпуск математической газеты:

    5. Разбор заданий городской (районной) олимпиады, анализ ошибок.

    1. Решение задач на разные темы.

    7. Разбор задач, заданных домой.

    8. Изготовление моделей для уроков математики.

    9. Сообщение члена кружка о результате, который им получен, о задаче, которую сам придумал и решил.

    10. Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой.

    11. Просмотр видеофильмов, кинофильмов, диафильмов по математике.

    Учебно-тематический план

    п/п

    Занятия

    Содержание

    часы

    Сентябрь

    1. Вводное занятие. Как люди научились считать.

    2. Как возникло слово «математика». История развития числа.

    3. Приемы устного счета. Интересный способ умножения («метод решетки»).

    4. Решение олимпиадных задач.

    2

    2

    2

    2

    Октябрь

    1. Выпуск математической газеты. Конкурс кружковцев «А ну-ка, математики.

    2. Участие в школьном месячнике математики.

    3. Подготовка к школьной математической олимпиаде.

    4. Участие в школьной олимпиаде

    2

    2

    2

    2

    Ноябрь

    1. Конкурс «Кто больше знает пословиц, поговорок, загадок, в которых встречаются числа?»

    2. Приемы устного счета. Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел.

    3. Задачи со спичками.

    4. Тренировка памяти и внимания.

    2

    2

    2

    2

    Декабрь

    1. Старые русские меры. Меры длины, площади. Меры веса (массы) и объема сыпучих и жидких материалов.

    2. Из истории математики. Цифры разных народов.

    3. Как математика стала настоящей наукой.

    4. Стихотворная страничка. Задачи в стихах.

    2

    2

    2

    2

    Январь

    1. Приемы устного счета. Умножение чисел на 5 (50).

    2. Биографическая миниатюра: Пифагор.

    3. Юмористическая страничка

    4. Шуточные вопросы по геометрии.

    2

    2

    2

    2

    Февраль

    1. Приемы устного счета. Умножение на 9, 99, 999.

    2. Женщины- математики.

    3. Участие в интернет олимпиаде.

    4. Происхождение математических знаков.

    2

    2

    2

    2

    Март

    1. Старые русские меры. Денежная система русского народа.

    2. Решение поисковых задач и задач на смекалку.

    3. Математический кроссворд.

    4. Учёные– математики.

    2

    2

    2

    2

    Апрель

    1. Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5.

    2. Биографическая миниатюра: Мухаммед из Хорезма.

    3. Древнегреческая, древнеримская и другие нумерации.

    4. Натуральные числа. Рассказы о числах-великанах

    2

    2

    2

    2

    Май

    1. Устный счет в сказках.

    2. Задачи в стихах.

    3. Из истории дробей.

    4. Математические фокусы.

    2

    2

    2

    2

     

    Список литературы:

    1. Альхова З.Н. Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. — Саратов: ОАО Издательство «Лицей». 2001.

    2. Бабинская И.Л. Задачи математических олимпиад.- М.: Издательство «Наука», главная редакция физико-математической литературы, 1975.

    3. Балк М.Б., Балк Г.Д. Математики после уроков. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1971.

    4. Голованов Я. Этюды об ученых. — М.: «Молодая гвардия», 1983.

    5. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. средн. шк. — М.: Просвещение, 1989.

    6. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. Под редакцией Потапова М.К. — М.: «Наука», 1979.

    7. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4-5 классов. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1986.

    8. Крысин А.Я., Руденко В.Н., Садкова В.И. и др. под редакцией Колягина Ю.М. Поисковые задачи по математике (4-5 классы): Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1979.

    9. Матушкина З.П. Методика обучения решению задач. Учебное пособие. — Курган, 2006.

    10. Нагибин Ф.Ф. Канин Е.С. Математическая шкатулка. — М.: Просвещение, 1984.

    11. Перельман Я.И.. Живая математика. Математические рассказы и головоломки. Под редакцией с дополнениями Болтянского В.Г. — М.: «Наука» Главная редакция физико-математической литературы, 1978.

    12. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. — М.: АО «Столетие», 1994.

    13. Шатилова А. Шмидтова Л. Занимательная математика. КВНы. Викторины.- М.: Рольф, 2002.

    14. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 классы. — М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002

    infourok.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о