Нижний новгород им алексеева: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева — факультеты и филиалы — Учёба.ру
Магистратура МГУ им. М.В.Ломоносова
для выпускников технических и химических факультетов
Колледж экономических международных связей
Для выпускников 9 и 11 классов.
Высшее образование онлайн
Федеральный проект дистанционного образования.
Я б в нефтяники пошел!
Пройди тест, узнай свою будущую профессию и как её получить.
Технологии будущего
Вдохновитесь идеей стать крутым инженером, чтобы изменить мир
Студенческие проекты
Студенты МосПолитеха рассказывают о своих изобретениях
Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА
120 лет опыта подготовки
Международный колледж искусств и коммуникаций
МКИК — современный колледж
Английский язык
Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.
15 правил безопасного поведения в интернете
Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.
Олимпиады для школьников
Перечень, календарь, уровни, льготы.
Первый экономический
Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.
Билет в Голландию
Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.
Цифровые герои
Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.
Работа будущего
Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет
Профессии мечты
Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.
Экономическое образование
О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.
Гуманитарная сфера
Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.
Молодые инженеры
Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.
Табель о рангах
Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.
Карьера в нефтехимии
Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.
01.![]() | Прикладная математика и информатика | Бакалавриат |
01.04.02 | Прикладная математика и информатика | Магистратура |
09.03.01 | Информатика и вычислительная техника | Бакалавриат |
09.03.02 | Информационные системы и технологии | Бакалавриат |
09.04.01 | Информатика и вычислительная техника | Магистратура |
09.04.02 | Информационные системы и технологии | Магистратура |
10.![]() | Информационная безопасность автоматизированных системнеаккредитовано | Специалитет |
11.03.01 | Радиотехника | Бакалавриат |
11.03.02 | Инфокоммуникационные технологии и системы связи | Бакалавриат |
11.03.03 | Конструирование и технология электронных средств | Бакалавриат |
11.03.04 | Электроника и наноэлектроника | Бакалавриат |
11.04.01 | Радиотехника | Магистратура |
11.![]() | Инфокоммуникационные технологии и системы связи | Магистратура |
11.04.03 | Конструирование и технология электронных средств | Магистратура |
11.04.04 | Электроника и наноэлектроника | Магистратура |
11.05.01 | Специалитет | |
12.03.04 | Биотехнические системы и технологии | Бакалавриат |
12.04.04 | Биотехнические системы и технологии | Магистратура |
13.![]() | Теплоэнергетика и теплотехника | Бакалавриат |
13.03.02 | Электроэнергетика и электротехника | Бакалавриат |
13.03.03 | Энергетическое машиностроение | Бакалавриат |
13.04.01 | Теплоэнергетика и теплотехника | Магистратура |
13.04.02 | Электроэнергетика и электротехника | Магистратура |
13.04.03 | Энергетическое машиностроение | Магистратура |
14.![]() | Ядерная энергетика и теплофизика | |
14.03.02 | Ядерные физика и технологии | Бакалавриат |
14.04.01 | Ядерная энергетика и теплофизика | Магистратура |
14.04.02 | Ядерные физика и технологии | Магистратура |
14.05.01 | Ядерные реакторы и материалы | Специалитет |
14.05.02 | Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг | Специалитет |
15.![]() | Машиностроение | Бакалавриат |
15.03.03 | Прикладная механика | Бакалавриат |
15.03.04 | Автоматизация технологических процессов и производств | Бакалавриат |
15.03.05 | Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств | Бакалавриат |
15.03.06 | Бакалавриат | |
15.04.01 | Машиностроение | Магистратура |
15.![]() | Прикладная механика | Магистратура |
15.04.04 | Автоматизация технологических процессов и производств | Магистратура |
15.04.05 | Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств | Магистратура |
15.04.06 | Мехатроника и робототехника | Магистратура |
15.05.01 | Проектирование технологических машин и комплексов | Специалитет |
17.![]() | Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие | Специалитет |
18.03.01 | Химическая технология | Бакалавриат |
18.04.01 | Химическая технология | Магистратура |
19.03.01 | Биотехнология | Бакалавриат |
19.04.01 | Биотехнология | Магистратура |
20.03.01 | Техносферная безопасность | Бакалавриат |
20.![]() | Техносферная безопасностьнеаккредитовано | Магистратура |
21.03.01 | Нефтегазовое дело | Бакалавриат |
21.04.01 | Нефтегазовое дело | Магистратура |
22.03.01 | Материаловедение и технологии материалов | Бакалавриат |
22.03.02 | Металлургия | Бакалавриат |
22.04.01 | Материаловедение и технологии материалов | Магистратура |
22.![]() | Металлургия | Магистратура |
23.03.01 | Технология транспортных процессов | Бакалавриат |
23.03.02 | Наземные транспортно-технологические комплексы | Бакалавриат |
23.03.03 | Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов | Бакалавриат |
23.04.01 | Технология транспортных процессов | Магистратура |
23.04.02 | Наземные транспортно-технологические комплексы | Магистратура |
23.![]() | Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов | Магистратура |
23.05.01 | Наземные транспортно-технологические средства | Специалитет |
24.05.07 | Самолето и вертолето строение | Специалитет |
26.03.02 | Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры | Бакалавриат |
26.04.02 | Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры | Магистратура |
27.![]() | Управление качеством | Бакалавриат |
27.03.03 | Системный анализ и управление | Бакалавриат |
27.03.05 | Инноватика | Бакалавриат |
27.04.02 | Управление качеством | Магистратура |
27.04.03 | Системный анализ и управление | Магистратура |
27.04.05 | Инноватика | Магистратура |
38.![]() | Менеджмент | Бакалавриат |
38.04.02 | Менеджментнеаккредитовано | Магистратура |
42.03.01 | Реклама и связи с общественностью | Бакалавриат |
42.04.01 | Реклама и связи с общественностью | Магистратура |
46.03.02 | Документоведение и архивоведение | Бакалавриат |
01.03.04 | Прикладная математика | Бакалавриат |
01.![]() | Прикладная математика | Магистратура |
01.06.01 | Математика и механика | Аспирантура |
02.06.01 | Компьютерные и информационные науки | Аспирантура |
03.06.01 | Физика и астрономия | Аспирантура |
04.06.01 | Химические науки | Аспирантура |
09.06.01 | Информатика и вычислительная техника | Аспирантура |
11.![]() | Электроника, радиотехника и системы связи | Аспирантура |
12.03.01 | Приборостроение | Бакалавриат |
12.04.01 | Приборостроение | Магистратура |
12.06.01 | Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии | Аспирантура |
13.06.01 | Электро- и теплотехника | Аспирантура |
14.06.01 | Ядерная, тепловая и возобновляемая энергетика и сопутствующие технологии | Аспирантура |
15.![]() | Технологические машины и оборудование | Бакалавриат |
15.04.02 | Технологические машины и оборудование | Магистратура |
15.06.01 | Машиностроение | Аспирантура |
18.05.01 | Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий | Специалитет |
18.06.01 | Химическая технология | Аспирантура |
19.03.02 | Продукты питания из растительного сырья | Бакалавриат |
19.![]() | Продукты питания из растительного сырья | Магистратура |
22.06.01 | Технологии материалов | Аспирантура |
24.03.04 | Авиастроение | Бакалавриат |
26.06.01 | Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта | Аспирантура |
27.03.04 | Управление в технических системах | Бакалавриат |
27.04.04 | Управление в технических системах | Магистратура |
38.![]() | Экономика | Бакалавриат |
38.03.03 | Управление персоналом | Бакалавриат |
38.04.01 | Экономика | Магистратура |
38.04.03 | Управление персоналом | Магистратура |
38.05.02 | Таможенное дело | Специалитет |
38.06.01 | Экономика | Аспирантура |
43.![]() | Сервис | Бакалавриат |
43.03.03 | Гостиничное дело | Бакалавриат |
46.06.01 | Исторические науки и археология | Аспирантура |
47.06.01 | Философия, этика и религиоведение | Аспирантура |
Когда у кораблей есть крылья | Журнал Air & Space
Наследники Алексеева поддерживают огонь в Нижнем Новгороде. Прошло 30 лет, но они до сих пор помнят трепет, когда увидели, как с наступлением темноты мастер скользит к испытательному центру на большом озере в Чкаловске, двигаясь со скоростью 80 миль в час, как всегда, с чемоданом, полным дневных моделей из папье-маше. Затем ученики всю ночь стреляли по ним из катапульт, чтобы посмотреть, будут ли они скользить, шататься или разбиваться.
На следующий день в восемь утра Ростислав Евгеньевич вернется и потребует результатов. По сей день людям в российской авиации старше определенного возраста не нужно слышать фамилию Алексеев. Вы говорите Ростислав Евгеньевич — полное имя и отчество означают максимальное уважение, — и они знают, кого вы имеете в виду. Инстинктивно они предлагают минуту молчания.
Из этих тысяч моделей получился летательный аппарат, какого никто не видел ни до, ни после: гигантски дерзкий гибрид корабля и самолета, с толстыми обрубками крыльев, которые не могли поднять его на 50 футов, с хвостом в пять этажей, и восемь неуклюжих двигателей за кабиной. Это колосс, который могли любить только советские военные, а тем более финансировать. Офицеры американской разведки, заметившие объект на фотографиях с камер наблюдения, прозвали его Каспийским морским чудовищем. Много позже это название вернулось в Россию и закрепилось.
И всё же алексеевский монстр полетел. Он поднял 540 тонн, или на 150 тонн больше, чем может Боинг 747, и на три года раньше. Он двигался со скоростью 310 миль в час — это половина скорости реактивного самолета. Но он также плавал, приземляясь и взлетая с моря, и удерживал постоянную высоту в 10 футов над поверхностью.
Тридцать лет спустя возникает вопрос: почему? Зачем его строить? А построив, зачем отказываться от него? В Советском Союзе проводились всевозможные технически блестящие проекты, которые в лучшем случае были бесполезны, — поворот рек в обход рек, прокладка железных дорог на тысячи километров через тайгу. В течение многих лет сами советские военные, казалось, были склонны смешивать работу Алексеева с другими в этой категории. А в недавнем отчете Агентства перспективных исследовательских проектов Пентагона (ARPA) сделан вывод о том, что эти гигантские корабли также не принесли немедленной пользы американскому арсеналу.
Тем не менее, наследники Алексеева, собравшиеся вокруг излишков конференц-стола в дизайнерском помещении, которое они арендовали у обанкротившегося завода, все равно продолжают проповедовать веру. Приверженцы технологии Monster спокойно трудятся в Германии и Японии. В самом Нижнем Новгороде — изящном старинном городе на высоких берегах Волги — скромная куча восточноазиатских денег поддерживает главного наследника Дмитрия Синицына, пытающегося показать миру то, что для него так же просто, как утро: «Это транспорт 21 века», — говорит он.
С первых дней полета авиаторы заметили, что когда они приближаются к земле при приземлении, земля имеет тенденцию отталкиваться. Проход самолета, казалось, создавал подушку из сжатого воздуха, которая поддерживала аппарат, даже когда он снижался. Явление, получившее название «эффект земли», изучалось как фактор, осложняющий взлет и посадку. Только судостроитель увидел в этой подушке нечто большее, чем аэродинамическую помеху.
Родившийся в 1916 году, Ростислав Алексеев стал выдающимся советским конструктором судов на подводных крыльях, что в переводе с русского означает «корабли на подводных крыльях». К 1954 его изобретения принесли ему Сталинскую премию, отечественную советскую версию Нобелевской премии и собственное конструкторское бюро за пределами Нижнего Новгорода (тогда оно называлось Горьким). Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ) остается одним из самых надежных промышленных источников твердой валюты в России: 70 его судов работают только в качестве паромов только в Средиземном море.
К 1960 году Алексеев довел скорость судов на подводных крыльях до 60 миль в час, но он хотел двигаться быстрее. «Можно сказать, что движущей силой в его жизни было стремление к скорости и вообще к риску, — вспоминает Владимир Плешивцев, бывший лейтенант Алексеева. «Вы видели это по тому, как он водил, по его фанатизму в отношении горных лыж. Он также стал отличным пилотом и настоял на том, чтобы лично испытать все конструкции».
Для Алексеева путь к ускорению казался достаточно простым: вывести корабль из воды. Однако его летающий корабль останется в воздухе по принципу, совершенно отличному от того, по которому поднимаются самолеты. Вместо того, чтобы стремиться к легкости, он использовал бы свою огромную массу, чтобы создать воздушную подушку, столь же прочную, как большой набор пружин для кровати. Свое изобретение он назвал надводным самолетом, или экранопланом.
Алексеев в удивительно короткие сроки претворил свою теорию в жизнь. Программа экраноплана удачно совпала с «хрущевской оттепелью», во время которой Советская Россия на мгновение позволила энергии молодости и свободы провести день под солнцем. Любитель риска Никита Хрущев разглядел в Алексееве родственную душу и лично дал добро на финансирование ЧДБ. Каспийское морское чудовище пролетело 1966, через два года после свержения Хрущева Леонидом Брежневым.
Из многих технических дилемм, с которыми столкнулись конструкторы экранопланов, самую важную просто сформулировал Игорь Васильевский, нынешний руководитель ЧКБ. «Это крыло», — отметил он во время интервью в небольшом музее КБ (само КБ до сих пор находится под охраной госбезопасности). «Если крыло слишком толстое, оно не полетит. Если слишком тонкое, оно сломается при приземлении».
Крыло также является частью, которая создает воздушную подушку, поэтому чем больше площадь поверхности крыла, тем лучше. В результате получается набор коротких крыльев с длинной хордой (расстояние от передней кромки до задней кромки). Они выглядят шаткими, но стабильно летают в условиях, которые могли бы стать проблемой для самолета.
Убежденные сторонники экранопланов утверждают, что у гибрида есть еще одно врожденное, почти магическое преимущество перед самолетом. Они утверждают, что чем массивнее становится экраноплан, тем лучше он может держаться в воздухе на собственной воздушной подушке и тем меньше (относительно) ему приходится полагаться на свои двигатели. Стефан Хукер, переоборудованный в экраноплан во время его изучения для Разведывательного управления Министерства обороны США, утверждает, что при массе 5000 тонн (примерно половина веса морского крейсера) экраноплан мог летать с подъемной силой (мера аэродинамической эффективности) от 30. Лучшие самолеты сегодня получают от 17 до 20.
Мягко говоря, эта теория остается недоказанной. На самом деле Советы неуклонно отступали от чудовищности Каспийского морского чудовища, пытаясь найти какое-нибудь доступное применение прорыву Алексеева. Преемник Чудовища получил прозвище Лунь, кольцехвостый голубь, белая птица, которая в русском фольклоре символизирует чистоту природы. С грузоподъемностью в все еще огромном диапазоне 400 тонн он должен был стать летающим эсминцем, оснащенным тяжелой пушкой и ракетами.
После Луня появился сильно урезанный «Орленок» или Орленок. При максимальном весе в 140 тонн он должен был стать военным транспортом и иметь возможность выползать на пляж в качестве амфибии. Теперь, когда завеса секретности в значительной степени приподнята, становится ясно, что у этих машин были серьезные недостатки. Их устойчивость зависела от большого хвостового оперения, которое, помимо своей высоты, имело горизонтальные стабилизаторы с размахом почти таким же, как крылья. Даже с этим тяжелым придатком «стабильный» — понятие относительное. Полковник ВВС США Майк Фрэнсис посетил Россию в качестве руководителя исследовательской группы ARPA, сформированной в 1919 году.93 и увидел единственный уцелевший Орленок в полете. Он говорит, что устойчивость корабля к смещению веса вперед и назад — диапазон его центра тяжести — «ужасна».
Экраноплан также поплатился за то, что его строители знали больше о воде, чем о воздухе. «Вы пинаете бок этой штуки, и это корабельный алюминий толщиной в четверть дюйма», — замечает Фрэнсис. «Их взгляд на конструкции и материалы по-прежнему соответствует парадигме кораблестроителей». Американцы предпочитают рассматривать вес транспортных средств скорее как полезную нагрузку, чем как конструкцию.
Масса экраноплана действительно держалась достаточно хорошо, когда он был в воздухе. Васильевский из ЧДБ утверждает, что «Лунь» достиг аэродинамического качества 17. Но для взлета ему требовалась огромная мощность. Восемь передних двигателей на «Луне» и «Монстре» служили только одной цели: нагнетать достаточно воздуха под крылья для взлета. Для крейсерского полета было достаточно двух задних двигателей.
Но самым разрушительным для разработки экраноплана были нарастающие политические проблемы Алексеева. «В нашем коллективистском обществе, наверное, можно было сказать, что он был эгоистом», — с сожалением вспоминает его дочь Татьяна, инженер, до сих пор работающая в недавно возрожденном отделе экранопланов ЧДБ. Алексеев не терпел иерархию советской науки, которая требовала, чтобы инновации перетекали из академических исследовательских институтов в конструкторские бюро, такие как ЧКБ, и, наконец, в заводские цеха. Еще меньше его могла беспокоить бюрократическая иерархия. Согласно, возможно, радужному рассказу Татьяны, ее отец также чувствовал себя некомфортно, разрабатывая оружие, что поставило его в противоречие с военными казначеями экраноплана.
Короче говоря, немногие люди менее приспособлены для процветания при Брежневе. В 1968 году, всего через два года после первого полета «Каспийского чудища», Алексеев был лишен должности директора ЧКБ. Предлогом мог послужить сбой, произошедший во время тестирования. Хотя дорогая машина была повреждена и не подлежала ремонту, авария продемонстрировала преимущество экраноплана в плане безопасности перед наземными самолетами: экипаж мог спокойно плавать, пока его не спасли. «Очень грустно констатировать, — вспоминает Алексей Латышенко, который несколько лет назад ушел из ЧДБ, чтобы основать частную проектную фирму «Транс-Ал» («Ал» — от Алексеева), — но когда пришел министр и собрал вокруг себя всех замов Алексеева, стол, все говорили о нем что-то плохое».
Алексеев действительно руководил сокращающейся программой экранопланов до 1975 года. После этого он стал рядовым сотрудником. Его дочери было запрещено помогать ему из-за неясного правила, запрещающего родственникам работать вместе. И все же Татьяна считает последние пять лет своего отца едва ли не самыми продуктивными. Он действительно обратился к мирным экранопланам, набросав серию речных судов вместимостью от шести до 250 пассажиров. Затем он обратил свое внимание на «летающее крыло», экраноплан в стиле бомбардировщика-невидимки, которому не мешал бы фюзеляж. С возрастом он увеличил свой ночной сон с четырех до пяти часов.
Ростислав Алексеев умер в 1980 году от кровоизлияния, которое произошло, когда он тащил новую модель на замерзшее озеро для испытаний. Он умер без гроша в кармане, в трехкомнатной квартире, доставшейся ему по наследству от родственников мужа, в которой временами проживало 11 человек. Сейчас там живет Татьяна Алексеева с двумя сыновьями, которые играют в рок-группе «Веселые каннибалы», пока учатся в кораблестроительном институте.
Второй фронт в борьбе за экранопланы открылся в начале 1970-х годов под эгидой еще более экстравагантной личности Роберта Л. Бартини. Поскольку в России коммунистический материализм так и не вытеснил крестьянские суеверия, многие из тех, кто знал Бартини, всерьез подозревали, что он прибыл из космоса. Более правдоподобная история состоит в том, что он родился второстепенным графом в Северной Италии на рубеже веков. Он одновременно изучал физику и коммунизм в постгабсбургской Вене, а в начале 1920-е годы сорвали заговор итальянских фашистов с целью убийства Ленина.
После еще немного безрассудства в Берлине Бартини переехал в Советский Союз и быстро зарекомендовал себя как авиаконструктор, установив рекорды скорости и добившись прорыва в конструкции бомбардировщиков. В 1938 году он был вовлечен в безумные сталинские чистки в армии и следующие 10 лет провел в трудовых лагерях. Еще находясь в заключении, он был доставлен в Таганрог, на Азовское море, чтобы возглавить новое конструкторское бюро, укомплектованное исключительно сокамерниками. Окончательно освобожден после прихода к власти Хрущева в 1954 года он остался работать над гидросамолетами в ОКБ Бериева, которое специализировалось на больших самолетах водного базирования.
Как Алексеев был заядлым инженером, так и Бартини был прирожденным теоретиком (хотя своей средиземноморской импульсивности он никогда не терял, однажды нырнув с мачты линкора, чтобы произвести впечатление на женщину). Поскольку его корабль спустился с неба, а не поднялся с моря, Бартини назвал свой экранолет экранолет, от русского глагола летать, летать. Его центральным нововведением стал широкий плоский корпус вместо обычного трубчатого алексеевского. Поверхностному эффекту способствовал сам корпус, поэтому теоретически экранолет мог летать на гораздо большей высоте относительно своей массы.
«С 35-тонным самолетом ВВА-14 мы могли очень сильно ощущать эффект поверхности на расстоянии восьми-десяти метров», — объясняет Леонид Фортинов, ключевой помощник Бартини, который до сих пор является заместителем директора Бериева. «Это означает, что самолет размером с «Каспийское чудовище» может летать на высоте от 50 до 100 метров, достаточно высоко, чтобы пролететь над кораблями и большинством мостов».
Недостаточная высота была действительно самым очевидным недостатком экраноплана Алексеева. «Монстр» летел на высоте не более 10–12 футов, что было недостаточно, чтобы рисковать путешествием по океану. «Орленок» с его меньшей массой, создающей меньшую воздушную подушку, едва мог достигать шести футов.
Бартини, как любят говорить русские, «проработал» планы экранолетов полной массой до 2500 тонн. «Конечно, мы могли бы их построить», — лояльно утверждает Фортинов. Но жизнь мешала. Набросав физику революционного вида транспорта, Бартини с радостью предоставил будущим поколениям дорисовывать детали. Производство двигателей второго поколения было отдано на откуп некомпетентному подрядчику. Да и сам мастер в последние годы своей богатой событиями жизни думал о другом. Навязчивыми идеями его последних дней были теория шестимерной вселенной, которая облегчила бы путешествия во времени, и, немного скромнее, создание всемирной академии транспорта. Когда он умер в 1974 года он приказал запечатать свои бумаги на 300 лет.
В то время как Алексеев и Бартини лично уважали друг друга, их бюрократические хозяева следили за тем, чтобы их организации не достигли синтеза. «Мы ничего не слышали о работах Бартини до 1975 года, — говорит Игорь Васильевский из Нижнего Новгорода. К тому времени Бартини был мертв, а Алексеев получил последнее понижение в должности. Было слишком поздно.
Верующие в экранопланы провели 1980-е годы, как выразился Дмитрий Синицын, «как бы работая под землей». Скромное возрождение искусства началось в 1988 года, когда в Северном море затонула советская атомная подводная лодка «Комсомолец» со всем экипажем. Правительственные чиновники в Москве предположили, что моряков мог спасти экраноплан, и ЧКБ было поручено построить новый Лунь, оборудованный для спасения в океане. По словам Игоря Васильевского, новая модель будет представлять собой летающий госпитальный корабль, рассчитанный на 500 пассажиров. Спасательный Лун также сможет подняться почти на 10 000 футов, что считается максимальной практической высотой без герметичной кабины. Так что экраноплан, дислоцированный на Балтике, мог бы прикрывать и Баренцево море, легко пересекая разделяющий их кусок Финляндии.
Банкротство и распад Советского Союза замедлили работу ЧДБ до черепашьей скорости; Васильевский туманно обещает испытательный полет где-то в 1995 году. Но новый приказ также позволил научным талантам вырваться из монолита ЦКБ и искать поддержки за пределами России.
Основными фирмами-«перебежчиками» ЧДБ являются «Технология и транспорт» Синицына (ТиТ) и «Транс-Ал» Латышенко. В то время как оба человека были близки к Алексееву, Латышенко на данный момент отвернулся от экраноплана: «Экраноплан должен быть очень большим, чтобы реализовать его эффективность», — говорит он. «Решение о том, выделять ли ресурсы, должны решать политики. Коммерческого применения пока нет».
Для фанатов T&T такие разговоры граничат с изменой. «Из 100 человек, которые работают с Синицыным, по крайней мере половина — фанатики», — отмечает Кирилл Рождественский, физик Санкт-Петербургского морского технического университета, который сам был укушен экраноплановым жуком, когда обеспечивал научную поддержку Алексееву. «Я думаю, это было величайшим достижением Ростислава Евгеньевича — то, что он заразил своими идеями большое количество людей», — говорит Рождественский.
«Фанатическая» позиция Т&Т состоит в том, что экраноплан можно выгодно производить прямо сейчас. Стратегия фирмы состоит в том, чтобы продолжить с того места, где остановился Алексеев, с помощью небольших экранопланов (уменьшительное русское слово) для спокойной воды. Они нашли инвесторов, говорит Синицын, «в Восточной Азии, где много воды».
В гараже, примыкающем к офису T&T, художники работают, терпеливо строгая фанеру и пенопласт для полноразмерного макета шестиместного катера фирмы, предположительно предназначенного для испытательного полета на Волге в 1995 году, художники работают. , ряды техников рисуют схемы на больших деревянных чертежных досках: Компьютера и в помине нет. «Американцы используют так много компьютерных моделей, что теряют физический смысл того, что они строят», — говорит Синицын, поднимая вопрос, который большинство российских ученых могут страстно излагать.
Катер полностью отказывается от наследия советского гигантизма. Его источником энергии является форсированный автомобильный двигатель Subaru, и управлять им может любой, кто умеет управлять моторной лодкой. Когда вы закончите полет, вы можете снять крылья и бросить тело на крышу автомобиля. Крейсерская скорость в паре футов над поверхностью составляет около 100 миль в час. Стоимость оценивается от 200 000 до 250 000 долларов.
Помимо обращения к руководителям, путешествующим по островам, Синицын надеется расширить рынок сбыта среди полиции и таможенных органов в странах архипелага, таких как Индонезия. Он утверждает, что катер использует в четыре раза меньше топлива, чем требуется вертолету, и работает намного тише.
Если катер полетит на рынок, T&T готов с продолжением размером с Орленок. По словам Синицына, за 20 лет настойчивых усилий ему удалось увеличить крылья экраноплана и уменьшить его хвостовую часть, увеличив топливную экономичность в два с половиной раза по сравнению с моделями Алексеева и удвоив дальность полета до более чем 2400 миль. «Лунь», который правительство пытается продать, — это морально уставший 20-летний самолет, — говорит Синицын, откусывая здоровый кусок от спины своих старых товарищей по ЧДБ. Васильевский возвращает должок, называя Синицына и компанию «теоретиками», уход которых «освободил место для молодого поколения».
Наиболее очевидное использование Орленка в стиле модерн — паром, перевозящий около 250 пассажиров. Но, как и все истинные любовники, Синицын всегда находит в возлюбленной новые грани. Одна из его любимых историй — о случайной встрече в Вашингтоне (где он давал показания на экраноплане перед Конгрессом в 1993 году) с высокопоставленными лицами с Марианских островов. «Они сказали мне, что не могут вернуться домой без экраноплана, чтобы доставить свежие суши в Японию», — вспоминает он. — Есть такое применение, о котором я раньше не подумал.
По иронии судьбы, огромные экранопланы в последнее время подверглись наиболее тщательному изучению в Соединенных Штатах, во многом благодаря упорной преданности Стефану Хукеру, которому удалось втиснуть в законопроект об ассигнованиях на оборону 1992 года технико-экономическое обоснование своей мечты, 5000-тонный «крылокрыл». Когда Майк Фрэнсис взял американских следователей (в том числе авиаконструктора Берта Рутана) в Нижний Новгород, русские на этот раз обнаружили, что их собственное воображение не имеет себе равных.
«Материалы существуют, чтобы скрепить 5000-тонный скелет», — осторожно заметил Игорь Васильевский. «Но трудно представить, какие двигатели вам понадобятся для его питания». Дмитрий Синицын добавил: «Тысяча тонн — это реально. Пять тысяч тонн — это не так уж реально».
Учитывая такую реакцию у первоисточника, неудивительно, что само ARPA оказалось прохладным. «Эта технология слишком рано находится в зачаточном состоянии, чтобы бросать на нее холодную воду», — заключает Фрэнсис. «Способность корабля оставаться в воде, когда это необходимо, безусловно, имеет ценность. Но сможет ли он когда-либо оправдать себя с точки зрения дальности полета и полезной нагрузки, я не знаю».
Тем временем в голодной России властная, болтливая американская делегация посеяла надежды, которые обернулись негодованием — и даже хуже. «Три года назад мы были ориентированы на США, — говорит Синицын. — Но тогда ничего не произошло. Хотя Синицын никогда не встречался с делегацией ARPA, он ощутил на себе всю тяжесть ограниченной реакции национальной безопасности, последовавшей за их визитом. Летом 1994, офисы T&T были разграблены Федеральной службой контрразведки России, преемницей советского КГБ, а Синицыну и другим угрожали судебным преследованием. К счастью, из этого тоже ничего не вышло.
Мы привыкли думать о технологии как об объективной силе, которая, если она действительно окажется полезной, случайно встретит разум, способный развивать ее дальше. Строительство экраноплана — это немного другое. Высокая стоимость и строжайшая секретность сделали технологию крылатого корабля более похожей на досовременный корабль, что-то, что должно с любовью передаваться из поколения в поколение мастеров. Из-за пустых лет с 1975 до 1990 года молодое поколение в основном отсутствует. Наследники Алексеева опасаются, что если мир в ближайшее время не решит спасти экраноплан, идея будет потеряна, а пламя погаснет. Если это произойдет, заключает Дмитрий Синицын с классическим русским величием, «мы не выполним свой долг перед человечеством».
Получайте последние новости в свой почтовый ящик каждый будний день.
Рекомендуемые видео
Оценка церебральной оксигенации на основе NIRS во время анодной транскраниальной стимуляции постоянным током высокого разрешения у пациентов с посттравматической энцефалопатией
. 2021;1339:27-31.
doi: 10. 1007/978-3-030-78787-5_4.
Алексей О Трофимов 1 2 , Дарья I Агаркова 3 , Артем А Копылов 3 , Антон Дубровин 3 , Ксения А Трофимова 4 , Анатолий Шелудяков 4 , Дмитрий Мартынов 5 , Черемухин Петр Николаевич 3 , Брагин Денис Е. 6 7
Принадлежности
- 1 Кафедра нейрохирургии, Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород, Россия. xtro7@mail.ru.
- 2 Отделение нейрохирургии, Областная больница им.
Семашко, Нижний Новгород, Россия. xtro7@mail.ru.
- 3 Отделение нейрохирургии, Областная больница им. Семашко, Нижний Новгород, Россия.
- 4 Кафедра нейрохирургии, Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород, Россия.
- 5 Государственный технический университет им. Р.Э. Алексеев, Нижний Новгород, Россия.
- 6 Отделение нейрохирургии, Медицинский факультет Университета Нью-Мексико, Альбукерке, Нью-Мексико, США.
- 7 Институт биомедицинских исследований Лавлейс, Альбукерке, Нью-Мексико, США.
- PMID: 35023086
- PMCID: PMC9133354
- DOI:
10.
1007/978-3-030-78787-5_4
Бесплатная статья ЧВК
Алекс О Трофимов и др. Adv Exp Med Biol. 2021.
Бесплатная статья ЧВК
. 2021;1339:27-31.
doi: 10.1007/978-3-030-78787-5_4.
Авторы
Алексей О Трофимов 1
2 , Дарья I Агаркова 3 , Артем А Копылов 3 , Антон Дубровин 3 , Ксения А Трофимова 4 , Анатолий Шелудяков 4 , Дмитрий Мартынов 5 , Черемухин Петр Николаевич 3 , Брагин Денис Е. 6
7
Принадлежности
- 1 Кафедра нейрохирургии, Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород, Россия. xtro7@mail.ru.
- 2 Отделение нейрохирургии, Областная больница им. Семашко, Нижний Новгород, Россия. xtro7@mail.ru.
- 3 Отделение нейрохирургии, Областная больница им. Семашко, Нижний Новгород, Россия.
- 4 Кафедра нейрохирургии, Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород, Россия.
- 5 Государственный технический университет им. Р.
Э. Алексеев, Нижний Новгород, Россия.
- 6 Отделение нейрохирургии, Медицинский факультет Университета Нью-Мексико, Альбукерке, Нью-Мексико, США.
- 7 Институт биомедицинских исследований Лавлейс, Альбукерке, Нью-Мексико, США.
- PMID: 35023086
- PMCID: PMC9133354
- DOI: 10.1007/978-3-030-78787-5_4
Абстрактный
Цель состояла в том, чтобы оценить изменения оксигенации ткани головного мозга, оцененные с помощью спектроскопии ближнего инфракрасного диапазона (БИКС) во время транскраниальной стимуляции постоянным током высокой четкости (HD-tDCS) у пациентов с посттравматической энцефалопатией (ПТЭ). 52 пациента с ПТЭ после диффузной тупой нетяжелой черепно-мозговой травмы (ЧМТ) (14 женщин и 38 мужчин, 31,8 ± 12,5 года, оценка по шкале комы Глазго до tDCS 13,2 ± 0,3) получили лечение HD-tDCS через 21 день. после ЧМТ. Параметры были следующие: 1 мА, 9В, плотность тока ~0,15 мА/см 2 . Продолжительность HD-tDCS составила 30 мин. Анодный и катодный электроды располагали над левым M1 и контралатеральной супраорбитальной областью соответственно. HD-tDCS доставляли с помощью стимулятора постоянного тока с парой поверхностных губчатых электродов (S = 3 см 2 ). Регионарное церебральное насыщение кислородом (SctO 2 ) в лобных долях измеряли одновременно и двусторонне с помощью церебрального оксиметра. Сравнивали значения SctO 2 до стимуляции, на 15-й минуте и в конце tDCS. Значимость была установлена на уровне p < 0,05. Полученные результаты. Перед стимуляцией SctO 2 значения варьировали от 53% до 86% (74 ± 7,1%) без существенной разницы между полушариями (p = 0,135).
Через 15 мин наблюдалось достоверное (p < 0,0000001) снижение регионального SctO 2 на анодной стороне (в среднем 54,5 ± 5,6%). С катодной стороны SctO 2 не изменились. По окончании стимуляции (30 мин) различия между полушариями по SctO 2 оставались статистически значимыми (р < 0,05). Выводы. У пациентов с ТЭЛА, осложненной ЧМТ, HD-tDCS вызывает статистически значимое (p < 0,05) снижение регионарного SctO 2 на анодной стороне.
Ключевые слова: посттравматическая энцефалопатия; Транскраниальная стимуляция постоянным током; Травматическое повреждение мозга.
© 2021. Автор(ы), по эксклюзивной лицензии Springer Nature Switzerland AG.
Цифры
Рис. 1
Временные изменения в мозговой ткани…
Рис. 1
Временные изменения оксигенации ткани головного мозга (SctO 2 , красные прямоугольники, анодная сторона;…
рисунок 1Временные изменения оксигенации ткани головного мозга (SctO 2 , красные прямоугольники, анодная сторона; синие треугольники, катодная сторона) значений до tDCS (зона покоя) и во время процедур (зона стимуляции). Значения представлены как среднее ± стандартное отклонение. + Существенная разница ( р < 0,05)
См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC
Похожие статьи
Изменения оксигенации мозга при транскраниальной стимуляции переменным током как последствия черепно-мозговой травмы: исследование спектроскопии в ближней инфракрасной области спектра.
Трофимов А.О., Копылов А.
А., Мартынов Д.С., Зоркова А.В., Трофимова К., Черемухин П.Н., Брагин Д.Е. Трофимов А.О. и соавт. Adv Exp Med Biol. 2021;1269: 235-239. doi: 10.1007/978-3-030-48238-1_37. Adv Exp Med Biol. 2021. PMID: 33966223 Бесплатная статья ЧВК.
Исследование локальной оксигенации головного мозга на основе БИКС при транскраниальной стимуляции постоянным током у пациентов с легкой черепно-мозговой травмой.
Трофимов А.О., Агаркова Д.И., Сергеев Д., Дубровин А., Трофимова К.А., Новосадова О., Мартынов Д., Лиджи-Горяев К., Брагин Д.Е. Трофимов А.О. и соавт. Adv Exp Med Biol. 2022;1395:59-63. doi: 10.1007/978-3-031-14190-4_10. Adv Exp Med Biol. 2022. PMID: 36527614 Бесплатная статья ЧВК.
Церебральная гемодинамика после транскраниальной стимуляции постоянным током (tDCS) у больных с последствиями черепно-мозговой травмы.
Трофимов А.О., Калентьев Г., Карельский М., Ксенофонтова С., Рузавина А., Юрьев М., Брагин Д.Е. Трофимов А.О. и соавт. Adv Exp Med Biol. 2018;1072:59-62. doi: 10.1007/978-3-319-91287-5_10. Adv Exp Med Biol. 2018. PMID: 30178324 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.
Увеличение микрососудистой перфузии и оксигенации тканей за счет вазодилатации после анодной транскраниальной стимуляции постоянным током в здоровом и травмированном мозге мышей.
Брагина О.А., Лара Д.А., Немото Е.М., Шаттлворт К.В., Семячкина-Глушковская О.В., Брагин Д.Е. Брагина О.А. и соавт. Adv Exp Med Biol. 2018;1072:27-31. дои: 10.1007/978-3-319-91287-5_5. Adv Exp Med Biol. 2018. PMID: 30178319 Бесплатная статья ЧВК.
Анодальная транскраниальная стимуляция постоянным током улучшает нарушенную цереброваскулярную реактивность в травмированном мозге мыши.