О профессии учителя все: Профессия учитель — описание, где учиться и работать, плюсы и минусы профессии, онлайн тесты
Профессия «Учитель». Высказывания мыслителей и педагогов о роли учителя
Профессия «Учитель»
Высказывания мыслителей и педагогов о роли учителя
Мыслители и педагоги всех времён подчёркивали высокое общественное значение учителя. Библиотека высказываний великих мыслителей, философов и педагогов о профессии учителя огромна, вот лишь небольшая подборка…
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем…»
(Конфуций)
«Учитель и ученик растут вместе…»
(Конфуций)
«Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством…»
(Конфуций)
«Самое трудное в учении – научиться чтить учителя. Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки. Поэтому, согласно ритуалу, даже призванный к государю учитель не совершает ему поклона — так высоко древние чтили учителя. ..»
(Конфуций)
«Уча других, мы учимся сами…»
(Л. Сенека)
«Ученики должны искать одобрения учителя, а не учитель — одобрения учеников…»
(М. Квинтилиан)
«Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь…»
(М. Квинтилиан)
«Большое несчастье, когда приёмы учителя отбивают у ребёнка всякую охоту к знаниям, прежде чем он может понять разумные основания, по которым он должен любить их. Первый шаг на пути образования — это привязанность к своему наставнику…»
(З. Роттердамский)
«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому…»
(М. Монтень)
«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле…»
(Н. А. Коменский)
«Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам желает…»
(Н. А. Коменский)
«Тот, кто мало знает, малому может и учить. ..»
(Н. А. Коменский)
«Величайшая ошибка при воспитании — это чрезмерная торопливость…»
(Ж.-Ж. Руссо)
«Воспитание и только воспитание — цель школы…»
(И. Песталоцци)
«Учитель, образ его мыслей, — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании…»
(А. Дистервег)
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить…»
(А Дистервег)
«Хорошие учителя создают хороших учеников…»
(М. Остроградский)
«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника…»
(В. Даль)
«Будьте сами и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребёнка…»
(В. Одоевский)
«В воспитании нет ничего ничтожного…»
(Н. Пирогов)
«Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели…»
(Н. Пирогов)
«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета. ..»
(К. Ушинский)
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях…»
(К. Ушинский)
«Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель…»
(К. Ушинский)
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель…»
(Л. Толстой)
«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию…»
(Л. Толстой)
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. ..»
(Л. Толстой)
«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян…»
(Д. Менделеев)
«Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние…»
(Г. Адамс)
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь…»
(В. Ключевский)
«Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами…»
(Э. Хаббард)
«Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича!»
(А. Чехов)
«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать…»
(У. Черчилль)
«Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своём покое и удобствах, тем больше он издаёт приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей. ..»
(Я. Корчак)
«Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму действительность…»
(П. Блонский)
«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу…»
(Р. Олдингтон)
«Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики…»
(Д. Лихачёв)
«Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло — потому что он учитель, и темно – потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету — осветлить его ум, просветить его…»
(С. Соловейчик)
«Учитель — не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель — не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания — не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми улучшении общей жизни. ..»
(С. Соловейчик)
«Воспитание — это искусство, и потому без свободного воспитателя искусства воспитания нет. Педагогика — наука о свободном искусстве воспитания свободного человека…»
(С. Соловейчик)
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах…»
(Ш. Амонашвили)
Постер: Жюль Анри Жан Жоффруа. В классе.
как вернуть учительской профессии статус уважаемой
Фотографии: Pixabay/Wikimedia commons. Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Профессия «педагога» теряет свои прежние позиции — в 2020 году только 21 процент опрошенных высказался о том, что учителем работать престижно. Педсовет собрал самые разные мнения, чтобы понять, возможно ли вернуть престиж профессии и как это сделать.
Почему профессия стала менее престижной
В обществе изменились взгляды на воспитание
Если раньше родители безоговорочно доверяли учителям, то сейчас часто мнения о воспитании и развитии у всех участников образовательного процесса не совпадают. Все чаще учителям доверяют только обучать детей.
Нелли Якимова, психолог:
«Школа не может давать детям однозначные послания о том, какими им быть. Это загоняет ребенка в жесткие рамки. Я бы оставила вопросы морали на откуп родителям, а морально-этические вопросы на уроках поднимала бы в формате дискуссии, не призывая учеников занять однозначную позицию. Слишком часто взгляды родителей и учителей расходятся — это может вызвать смятение у ребенка и вряд ли будет полезно».
Образовательная система подверглась реформам и переменам
В 2003 году Россия присоединилась к единой Болонской системе образования, что изменило структуру обучения в вузах на двухуровневую «бакалавриат-магистратура» и повлияло на школьную подготовку. В 2009 году основной формой выпускных и вступительных экзаменов сделали ЕГЭ. С тех пор прошло достаточно времени, но обе реформы до сих пор считаются неоднозначными. Процесс пересмотра системы и сейчас продолжается. Но решения принимаются на уровне управляющих органов, а на передовой находятся рядовые педагоги. За огрехи и пробелы шишки в первую очередь валятся на них.
Родители могут выбирать из большого количества школ
Родитель может выбрать из множества школ и выставить свои требования, в том числе, к педагогу. Донести до них важность соблюдения правил обучения стало гораздо сложнее. С учителем теперь можно спорить, если что-то не понравилось в программе или школьных порядках.
Екатерина Панова, педагог-психолог, учитель с 20-летним стажем:
«Выбор дает возможность родителям быть внимательнее, включеннее. Им приходится больше доверять школе и учителю, хотя, конечно, могут возникнуть споры и недоразумения, связанные с различиями в программах. И учителю надо быть к этому готовым».
У учителей тоже появился выбор
Педагог может искать более комфортное для себя место и по нагрузке, и по финансовому критерию. Призвание учителя как высшая идея педагогики ставится под сомнение, поскольку бытует стереотип — раз учитель может бросить подопечных ради денег, то профессия для него лишь способ хорошо себя обеспечивать.
Каким видят идеального учителя
Профессионал
По данным опроса ВЦИОМ, родители считают главной задачей школы передачу базовых знаний, а также формирование кругозора и умения рассуждать. Поэтому и от учителя ждут профессионализма в применении педагогических приемов.
Роман, 8 класс, школа № 586, Санкт-Петербург:
«Хочется, чтобы уроки не были скучными и велись интересно, поэтому учителя, которые применяют какие-то нестандартные методики, сразу выделяются. А еще важно, чтобы учитель умел относиться ко всем нейтрально и справедливо, не оскорблял».
Любит детей
33% россиян называют это качество вторым по значимости в профессии учителя. Критерий вряд ли назовешь определенным, ведь составить мнение о том, любит ли педагог учеников, можно только, ориентируясь на личные ощущения.
Читайте также: Должен ли учитель любить детей?
Ладит с учениками и родителями
Доброжелательность учителя является важной для 21% опрошенных ВЦИОМ. Забота об эмоциональном комфорте детей заставляет искать именно такого педагога. Учителя не считают, что из-за этого может обесцениться требовательность, без которой сложно обеспечить качество обучения.
Екатерина Панова:
«Думаю, требовательный и добрый — совершенно не взаимоисключающие понятия, напротив. Добрый и требовательный учитель, понимающий ученика и испытывающий к нему искренний интерес — практически идеал учителя для ребенка любого возраста».
Алексей, 10 класс, школа № 16, Санкт-Петербург:
«Мне нравятся учителя, которые нас понимают и не пытаются унизить. Неплохо, если у учителя есть хорошее чувство юмора, когда он умеет шутить без высмеивания. На качество преподавания я тоже обращаю внимание, и классно, когда манера общения с учениками у него не зависит от настроения».
Как вернуть престиж профессии
Педагоги, опрошенные Педсоветом, считают, что первый шаг должны сделать власти — именно им под силу снять с учителей «статус» обслуживающего персонала.
Татьяна Рыбакова, учитель русского языка и литературы, эксперт ОГЭ, Химико-биологический лицей городского подчинения:
«Вернуть уважение к профессии учителя сложно. Сначала нужно нормализовать отношения между родителями, педагогом и учениками. Прекратить в средствах массовой информации демонизировать образ учителя. За многие годы создали очень занятный образ истеричной, необразованной женщины, не способной ни на что больше, кроме как мучить несчастных ангельских детишек. Да и волшебная фраза от кого-то из вышестоящих чиновников от образования о том, что в учителя идут несостоявшиеся люди, тоже как-то не на пользу».
Кризис доверия в такой важной сфере, как образование, безусловно, мешает учителям делать свою работу хорошо, а детям — учиться, прикладывая все возможные усилия.
Мария Паламарчук, заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ 225 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга:
«Необходимо изменение парадигмы «Во всем виновата школа, учитель всегда крайний». Любая конфликтная ситуация должна рассматриваться с позиции равных прав всех участников образовательного процесса: если родитель неправ, то он понимает, что это его ответственность; если обучающийся — то он отвечает за свои поступки; если неправ учитель, то это его ответственность. Я считаю, что только так можно вернуть авторитет профессии».
Материалы по теме:
- Правда ли, что в педагогический вуз идут те, кто больше никуда не поступил?
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться