Первый курс фупм мфти – Факультет управления и прикладной математики — МФТИ

    F.A.Q. о ФУПМ — Выше Среднего

    Подробный рассказ уже знакомого нам Дениса Айвазова о родном факультете управления и прикладной математики. Тут и фотографии, и схемы, и ссылки, и главное — ответы на все вопросы

    Немного о себе

    Фото: vk.com/fupm_miptЯ сам из Орловской области. Слово «олимпиада» узнал еще в 8 классе и начал (поначалу, неудачно) участвовать во ВСОШ. В 10—11 классах активно занимался перечневыми олимпиадам. До середины 11 класса не знал, куда вообще податься, но метил в топ вузы страны. Да и пробники ЕГЭ на тот момент писал уже почти на максимум — вопрос практики, никакого rocket science в этом нет. И вот, я скатался на январский День Открытых Дверей на ВМК МГУ, в ВШЭ и на физтех. Атмосфера мне больше всего понравилась именно тут, в МФТИ. Но я все равно не знал, чем хочу заниматься, но это точно либо физико-математическое направление, либо IT. Поэтому и выбрал ФУПМ — тут есть это все, и можно при желании углубиться куда захочется (взять доп курсы, выбрать базовую кафедру и т.д.).

    Еще больше инфы о факультете, мероприятиях и баллах можно найти в группе для абитуриентов ФУПМ-а.

    Про МФТИ

    Учиться в МФТИ нелегко. Хотя так можно о многом сказать, поэтому перефразирую: тут вопрос целей и приоритетов. Самое сложное на физтехе — поступить (ну и закрыть самые сложные семестры, сдав государственные экзамены). Закрыться на уды (и, возможно, с пересдачами) очень просто. Вылетает небольшой процент студентов, которые либо реально занимаются чем угодно, кроме учебы, либо которым крайне не везет. Чаще бывает, что человек уже находит себя, работает и не хочет доучиваться. Кейсы «я совсем не тяну, лучше уйду туда, где попроще» реально редки.

    А вот учиться на отлично по всем предметам крайне сложно, да это, возможно, и не нужно. Перевод между семинаристами в МФТИ свободный почти по всем предметам, так что каждый для себя выбирает «уровень сложности» конкретных предметов в семестре в зависимости от своего желания их заботать или «спихнуть».

    Отдельный большой плюс — это близкое расположение всех общежитий и учебный корпусов. Максимальное расстояние — 10—15 минут от порога до порога. 

    У этого довольно много преимуществ: 

    Во-первых, перемещения почти не занимают времени, и сэкономленные часы можно занять чем угодно.

    Фото: vk.com/profkom_phystechВо-вторых, целое море мероприятий проходит в кампусе: у нас собственный день карьеры 2 раза в год, лекции и мероприятия очень крутых людей (в этом году запомнились Олег Тиньков и Тина Канделаки, информация в группе Поток МФТИ), хакатоны, кейс-чемпионаты и другие мероприятия для всех студентов МФТИ. И все это в 10 минутах от кровати. Надо просто с нее встать!

    В-третьих, все студенты рядом, и это очень сближает. Никогда не чувствуешь себя одиноко. Есть куча организаций студенческого самоуправления, каждая из которых организует собственные мероприятия и решает свои проблемы. Это правда здорово.

    Учеба на ФУМП-е

    Это всегда происходит примерно так:
    Абитуриент в самом начале приходит и говорит: «Закрою все на десятки, буду получать абрамовку» (Абрамовская стипендия, дополнение к основной в 12000 в месяц. А обычная — 4600/месяц).

    Но в итоге кое-как сдают, и на следующий семестр цель уже «просто закрыться на стипуху», т.е. без пересдач и троек. На третьем курсе нагрузка становится раза в 1.5—2 больше, и цель — просто закрыться и сдать Государственные экзамены. Я как раз на этом этапе)

    А теперь чуть подробнее. Это мой учебный план в Excel для наглядности:

    Кафедры высшей математики, общей физики, английского, физкультуры, теоретической механики и теоретической физики — общие для всех. И государственные экзамены на третьем курсе тоже. Количество предметов на каждом курсе тут видно (дополнительные «базы данных» и «практическая психология» не в счет, это я набрал сверх программы. Да, можно себе набирать интересные доп. курсы). В итоге в семестр где-то 10—12 предметов.

    ФУПМ отличают предметы кафедры МОУ (математических основ управления). Они сложные, требуют еженедельной работы, но довольно интересные и полезные. Базы данных и теория вероятности нужны везде, методы оптимизации в машинном обучении и не только. ТРЯП, АМВ и эти аббревиатуры в левом столбце (курс дискретного анализа) тоже могут пригодиться в IT (плюс они просто интересные).

    С третьего курса, кроме этого, у нас (почти на всех факультетах МФТИ) начинаются базовые кафедры (базы). Это частные компании или институты Российской Академии Наук, при которых можно работать и взять одного из сотрудников себе научным руководителем.

    Баз у нас много, они все разные, так что каждый находит что-то свое. На ФУПМ они трех направлений: экономические, физические и IT (компьютерные технологии и анализ данных). Ниже красивая картиночка по этому поводу (пара баз тут опущена, но в целом ситуация такова).

    Кроме того, есть ФПМИ (физтех школа прикладной математики и информатики). В ней находятся два факультета: ФУПМ и ФИВТ), есть свои лаборатории. Это маленькие филиалы крупных компаний или институтов, располагающиеся в кампусе МФТИ.

    Тут список, да и то не совсем полный (сайт будут обновлять). И чисто условная схема с визуальным разделением по категориям (которого на самом деле нет).

    Лаборатории есть у Сбербанка, Тинькофф банка, BIOCAD, ВкуссВилл, 1С и других компаний и институтов.

    Студенты с любого курса, обладающие нужными компетенциями и прошедшие собеседование, могут начать работать в одной из лабораторий в 10 минутах от дома и учебы. Решать реальные задачи бизнеса, получать исследовательский опыт, настоящую зарплату и различные приятные строчки себе в портфолио. Это нереально круто, мало мест, где можно встретить подобное. Здесь хватает всего — надо просто брать.

    Условия жизни

    Для студентов есть три общежития: 7-ка (для младшекурсников) — коридорного типа, с комнатами на четверых и на двоих. И два общежития квартирного типа: 9-ка и построенная в прошлом году 12-ка.

    Общежитие МФТИ, Фото: Андрей ЕремченкоОстановлюсь на первом, потому что 1—2 курс живет именно в 7-ке, а дальше по желанию (я до сих пор там и не жалуюсь). С самого начала обучения очень важно, чтобы каждый студент чувствовал, что он не один. Да и физтехи — максимально открытый и помогающий народ: можно зайти в любую комнату и попросить, что тебе нужно, от соли до объяснения материала прошлой лекции (причем не обязательно лично знать человека — в процессе познакомитесь).

    Вот тут есть презентации с картинками 

    Бывают люди, которые хотят больше личного пространства и не живут в общежитии (или им добираться меньше часа), но зачастую они потом жалеют, что не жили в общаге. Они чувствуют себя вдалеке от всей этой бурной студенческой жизни.

    И лично мой любимый аспект: поход от комнаты до умывальника может занять часа два, потому что по дороге можно пообщаться с интересными людьми от первокурсников до магистров. У тех, кто постарше, можно спросить совета, узнать про сдачу каких-то предметов/стажировки/работу, а тем, кто помоложе, уже самому дать совет, рассказать свою историю. В такие моменты я действительно счастлив, что поступил на физтех.

    Общежитие МФТИ, Фото: Андрей ЕремченкоСтоит сказать, что на ФУПМ-е особенно дружное комьюнити. На мой взгляд, это один из самых открытых факультетов (не только в МФТИ, но и из вузов в целом) с разнообразными хобби и занятиями. Причем бывает так: один хорошо учился и устроился преподавать на кафедру. И рассказывает об этом, пока вы умываетесь. Вторая во время готовки поясняет тебе бюрократические особенности работы в студорганизации, в которой она старается сделать жизнь лучше. Третий устроился работать фулл-тайм в *название известной компании* после стажировки и с удовольствием делится своей «историей успеха», особенностями взрослой жизни на работе. Четвертый побеждает в хакатонах и кейс-чемпионатах, ездит по другим странам на финалы и делится опытом участия в подобных мероприятиях, пока вы просто ждете электричку. И такими моментами наполнена жизнь физтехов. Очень сильно расширяется кругозор. Понимаешь, что жизнь — очень интересная штука, и в ней можно заниматься чем угодно.

    Про людей

    У нас классный Студсовет, который делает много-много чего: поселение, порядок в общежитиях, различные мероприятия, встречи с успешными студентами, дополнительные лекции, спортивные соревнования и чемпионаты и многое другое.

    Фото: vk.com/fupm_miptОтдельный классный аспект — это финансы. На ФУПМ-е очень четкая и прозрачная система матпомощи. Здесь подробнее по цифрам, но с материальным положением у нас очень даже здорово. Молодые студенты, у которых проблемы с финансами, отдельно могут подходить и договариваться. И это не говоря о том, что на физтехе можно спокойно жить на 10-15 тысяч в месяц (общежитие 1к/месяц) и целиком сконцентрироваться на учебе.

    Фото: vk.com/fupm_miptДля желающих применить знания на практике и поработать, в МФТИ есть множество возможностей: стажировки в компаниях, работа в лабораториях, мелкие подработки, проверка тетрадок ЗФТШ, проведение олимпиад и мероприятий, репетиторство и многое другое. И это все — полезный опыт, который не занимает слишком много времени.

    Респондент: Денис Айвазов

    Материал подготовила Екатерина Королёва

     

    xn--b1accdab9ckmj9e9a.com

    Абитуриентам о ФУПМе — ФУПМ

    Поступайте на ФУПМ!

    Если вы надумали поступить в МФТИ, то вам надо получить о наших факультетах более подробную информацию, чем просто расшифровки аббревиатур названий. Факультетов целых восемь, и вы должны выбрать один из них. Хотя бы на время. Потом не исключены различные возможности типа перехода с одного факультета на другой, но это после более близкого знакомства с институтом, преподавателями, а также способами преподавания, которое неизбежно состоится в процессе учебы. Я же расскажу о всех достоинствах моего замечательного факультета под названием факультет управления и прикладной математики (ФУПМ), ныне факультет прикладной математики и экономики (ФПМЭ). В 1999 году у него юбилей - 30 лет. Прекрасный возраст: и опыт поднакоплен, и впереди столько возможностей.

    Поступайте на ФУПМ! Номер нашего факультета седьмой, и общежитие нашего факультета тоже под номером семь, и семь групп на факультете. А эта цифра, кроме того, что нечетная, обладает еще рядом достоинств. Семь цветов радуги, семь дней недели, не более семи экзаменов в сессию...

    Поступайте на ФУПМ! Хотя вас могут и не принять, но попробовать свои силы стоит. Если вы сродни компьютеру, то ждем вас с распростертыми объятиями. Только чур, не зависать и током не биться. Если же вам паяльник нравится больше, то вас тоже ждут, но в другом месте, и кто-то другой вас будет призывать к себе...

    Поступайте на ФУПМ! Хотя наш факультет и сменил название, вставив заманчиво и гордо звучащее слово "экономика" вместо скромного "управления", прикладная математика никуда не делась. Говорят, что физику мы знаем плохо, но вот в математике мы бесспорно круты. Если вы признаете взятие интегралов не только приятным времяпровождением, но и жизненно важной необходимостью, то вам суждено у нас учиться. Здесь вас отучат делать это руками и приучат вычислять их различными способами с помощью современной электронной техники...

    Поступайте на ФУПМ! Уже на первом курсе вы будете выгодно отличаться от своих сокурсников -- братьев ваших меньших по разуму. Вы постигнете глубины учения под названием "дискретный анализ", а кому повезет, тот заглянет в самые сокровенные его уголки с помощью лектора и семинариста. Потом свои тайны откроют вам такие интересные науки как операционные системы, теория реализации языков программирования, математические модели вычислительных систем, функциональный анализ...

    Поступайте на ФУПМ! Правда, если вы промахнетесь и попадете в какую-нибудь из экономических групп, то после первого семестра рискуете изучать какой-нибудь бухучет вместо вышеназванных предметов. Но при условии что вы будете там учиться немного хуже своих одногруппников, вас могут перевести в обычную группу ФУПМа, а ваше место занять каким-нибудь отличником, не осознавшим своего счастья и мечтающим изучать тот самый бухучет. Тогда не все еще потеряно, и математические модели механики сплошных сред не останутся за бортом вашего кругозора...

    Поступайте на ФУПМ! Нам присвоено название "приматы", прикладные математики то есть. В особо редких случаях приматы заключают браки между собой, и среди нас есть даже потомственные приматы. Раньше девушки и юноши нашего факультета жили в разных общежитиях, и вот случилось историческое событие. В День Святого Валентина (как это мило!!!) произошел великий пожар в общежитии ФУПМ, где проживали парни-ФУПМы. Полгода они скитались по чужим хатам, но вот с начала нового учебного года обрели постоянное пристанище в одном общежитском корпусе со своими сестрицами по науке...

    Поступайте на ФУПМ! Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Дело в том, что после первых одного-двух курсов к нам тянется, а потом и рвется народ с других факультетов. Кому повезет, тот и займет себе экологическую нишу на ФУПМе. Но ведь разумнее занять ее раньше!

    Мария Трусенкова,  выпускница 2002 года; [email protected]

    mipt.ru

    Программы и задания (весенний семестр) — Кафедра высшей математики

    1 курс

    ФРТК 
    1

    ФОПФ 
    2

    ФАКИ 
    3

    ФМХФ 
    4

    ФФКЭ 
    5

    ФАЛТ 
    6

    ФУПМ 
    7

    ФПФЭ 
    8

    ФИВТ 
    9

    ФБМФ
    11

    Алгебра и геометрия

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Дискретная математика

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Линейная алгебра


    Многомерный анализ,
    интегралы и ряды

    Теория вероятностей

     

     

     

     

     

     

     

     

    2 курс

    ФРТК 
    1

    ФОПФ 
    2

    ФАКИ 
    3

    ФМХФ 
    4

    ФФКЭ 
    5

    ФАЛТ 
    6

    ФУПМ 
    7

    ФПФЭ 
    8

    ФИВТ 
    9

    ФБМФ
    11

    Гармонический анализ

    Диф. уравнения

    Теория вероятностей

     

     

     

     


     

     

     

     

    3 курс

    ФРТК 
    1

    ФОПФ 
    2

    ФАКИ 
    3

    ФМХФ 
    4

    ФФКЭ 
    5

    ФАЛТ 
    6

    ФУПМ 
    7

    ФПФЭ 
    8

    ФИВТ 
    9

    ФБМФ
    11

    Уравнения
    математической физики

     

    Функциональный анализ

     

     

     

     

     

     

     

     

    Уравнения
    математической физики

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Динамические системы

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    mipt.ru

    Перевод в МФТИ из других ВУЗов — ФУПМ

    Правила перевода

    Перевод студентов в Московский физико-технический институт (государственный университет) производится из других технических  вузов и физ.- мат. факультетов университетов Российской Федерации при наличии вакантных мест на соответствующих факультетах. Перевод из институтов,  не имеющих аккредитацию, может осуществляться после реализации права на аттестацию в форме экстерната. Перевод из вечерних и заочных вузов не практикуется. Перевод производится, как правило,  после 2 курса на 2 курс (с потерей года).Перевод студента вуза для продолжения образования осуществляется по личному заявлению студента. К заявлению прилагается ксерокопия зачетной книжки, мед. справка по форме № 086-У, шесть фотографий 4*6 см., паспорт.Переводники проходят собеседования по физике и математике за 2 курса в объеме программ своего вуза.К собеседованию допускаются переводники с отличной успеваемостью.При положительном решении вопроса о переводе МФТИ ( гу ) выдает переводнику справку установленного образца.Студент предоставляет указанную справку в вуз, в котором он обучается, с письменным заявлением об отчислении в связи с переводом и о выдаче ему в связи с переводом академической справки и документа об образовании, на основании которого он был зачислен в вуз, из личного дела. На основании представленной справки и заявления студента ректор вуза, из которого переводится студент, в течении 10 дней со дня подачи заявления издает приказ об его отчислении с формулировкой: «отчислен в связи с переводом в МФТИ ( гу )». Из личного дела студента  извлекается документ об образовании, а также оформляется и выдается академическая справка установленного образца.Перевод в МФТИ осуществляется только в июле месяце каждого года по решению приемной комиссии.Дополнительными консультациями по вопросам перевода можно получить по тел. Приемной комиссии МФТИ (гу) 095 408 48 00 и по электронной почте [email protected]

    См. также раздел MIPT / Абитуриентам / Правила приёма:  http://mipt.ru/abitur/pravila/

    П.Л. Капица

    Что делать, если желание поступить на Физтех появилось тогда, когда вы уже являетесь студентом другого вуза? Вы можете в МФТИ перевестись. Для студентов, имеющих отличную успеваемость и проявивших склонность к исследовательской работе, в первой декаде июля проводятся собеседования по физике и математике. Они охватывают материал первого-второго курсов технических вузов. Если вы успешно прошли эти собеседования, то можете сразу поступить на второй или третий курс. Правда, из-за различия учебных планов МФТИ и вашего института (университета, академии) возможен вариант "с потерей года", то есть когда после окончания второго курса в вашем вузе вы снова окажетесь второкурсником, но уже на Физтехе.

    А если у вас уже есть степень бакалавра естественных наук, подтвержденная дипломом, можно поступать сразу в магистратуру МФТИ.

     

    mipt.ru

    Факультатив от кафедры МОУ ФУПМ МФТИ и ПреМоЛаб МФТИ "Предсказания, обучение, сложность"

    Факультатив от кафедры МОУ ФУПМ МФТИ и ПреМоЛаб МФТИ.

    А.В. Гасников, Е.А. Крымова, Е.О. Черноусова, Н.О. Бузун, Н.К. Животовский

    Часть I. Элементы статистической теории обучения

    1.       Задача классификации. Байесовский классификатор. Принцип множителей Лагранжа (как теорема об отделимости) в функциональных пространствах (лемма Неймана-Пирсона).

    2.       Теория обобщения, эпсилон -сети и  VC -размерность, эпсилон -энтропия (дельта-емкость) компакта и энтропийное доказательство Колмогоровым теоремы Витушкина о не возможности представления функций одного класса суперпозициями функций другого класса.

    3.    Классификация с помощью пороговых решающих правил. Пороговая размерность. Покрытия и упаковки. Вероятностный метод в комбинаторике. Теорема Хауслера и др .

    4.  Эмпирические процессы, Колмогоровский чейнинг, энтропийное неравенство Дадли, неравенства о концентрации меры: Чернова, Хеффдинга, Бернштейна, Эфрона-Стайна, МакДиармида, Хана (информационное), Буске, Талаграна. Энтропийный метод. Подходы Мертона, Бобкова.

    5.       Средние по Радемахеру и другие меры емкости класса функций.

    6.       Примеры. Метод опорных векторов.

    7.       Оракульные неравенства (разреженность), агрегирование оценок, локальная Радемахеровская сложность, PAC -байесовские неравенства.

    8.    Геометрическое толкование результатов о концентрации (Мильман, Громов и др.). Пример шара (сферы). Лемма Пуанкаре. Подход Леви. Кривизна Риччи многообразия, задача Бюффона, вероятностная интерпретация формулы Гаусса-Бонне. Изопериметрическое неравенство. Вывод закона распределения скоростей молекул газа Максвелла (термодинамический предельный переход, метод Лапласа).

    9.       Случайная проекция и теорема Джонсона-Линденштраусса. Теорема Кашина. Теорема Клартага.

    10.    Метод  LASSO ,  L 1-оптимизация, элементы теория сжатия измерений,  RIP -свойство и изометричность (Доноха, Кэндис-Тао).

    11.    Концентрация меры на Хэмминговском кубе, на группе перестановок. Упоминание некоторых результатов А.М. Вершика и др. о предельных формах (для группы перестановок и простых чисел).

     

    Часть I I . Энтропия и информация

    12.    Игра в 10 вопросов. Игра Улама и ее обобщения. Поиск фальшивой монетки. Задача Патриция. Задача Тода Эберта о шляпах. Цена информации. Энтропия Шеннона. Условная энтропия. Расстояние Кульбака-Лейблера. Информация.

    13.    Неравенства Фано, Макмиллана (лемма Крафта). Коды Шеннона-Фано, Хаффмана. Теоремы Шеннона. Теорема Шеннона об идеальном шифре и информационные неравенства.

    14.    Элементы теории марковских процессов. Эргодическая теорема для марковских цепей, как принцип сжимающих отображений в метрике Биркгофа. Энтропия марковской цепи.

    15.    Кодирование текстов с учетом частотных закономерностей. Кодирование с ошибками. Теорема Вольфа-Слепяна.

    16.    Каналы с помехами. Пропускная способность каналов с помехами. Геометрическая интерпретация.

    17.    Граница Хэмминга, граница Эдгара Гилберта. Случайное кодирование. Игра Лжеца и дерандомизация.

    18.    Вероятностный метод в комбинаторике – информационный ракурс (информационное доказательство локальной леммы Ловаса).

    19.    Линейные коды, коды Хэмминга, Рида-Соломона.

    20.    Коммуникационная сложность, хэширование, интерактивные доказательства.

    21.    Условие детального баланса. Закон действующих масс. Парадокс Эренфестов. Энтропия как функция Ляпунова кинетической динамики, возникающей при скейлинге марковской динамики, и как функция, описывающая концентрацию стационарной меры марковской динамики. Скорость сходимости и дискретная кривизна Риччи. Изопериметрические неравенства Пуанкаре и Чигера.

    22.    Пример  PageRank  и  Markov chain Monte Carlo.

    23.    Эволюционные (популяционные) игры. Дарвиновский отбор и равновесие Нэша. Элементы  Discrete   choice theory .

    24.    Кинетика социального неравенства, закон Ципфа-Парето-Мандельброта. Связь с предельными формами.

     

     

    Часть  III . Универсальное прогнозирование. Элементы теории Колмогоровской сложности

    25.    Универсальные предсказания. Калибруемость прогнозов. Алгоритм вычисления калибруемых прогнозов.

    26.    Расстояние Кульбака-Лейблера, мартингальность и игра с казино.

    27.    Сложность, случайность, непредсказуемость. Колмогоровская сложность.

    28.    Сложность (случайность) и динамические системы с перемешиванием. Динамические системы с шумом. Хаотичность и устойчивость. Чувствительность к внешним возмущениям. Пример Бореля. Уравнение Лиувилля. Подход статистических ансамблей (слабой сходимости) Гиббса-Пуанкаре-Козлова-Веденяпина к обоснованию статистической механики. Скольжение по ансамблю В.И. Опойцева.

    29.    Эргодическая теорема в теории динамических систем и в теории случайных процессов. Мера Синая-Боуэна-Рюэля. Примеры Вейля, Гаусса-Гильдена-Вимана-Кузьмина.

    30.    Автоморфизмы Маркова, конструкция Улама, сдвиг Бернулли.

    31.    Энтропия динамической системы, как инвариант. Теорема Орнстейна.

    32.    Фракталы, метод ренорм-группы.

    33.    Алгоритмические вопросы теории вероятностей.

     

     

    Часть  IV . Онлайн оптимизация. Взвешивание экспертов. Предсказания и игры

    34.    Discrete   choice   theory , алгоритмы следования за лидером (за возмущенным лидером). Мотивация метода зеркального спуска (МЗС) Немировского-Юдина. Метод двойственных усреднений Нестерова и его связь с МЗС. Функция зазора и прямо-двойственные методы.

    35.    Онлайн оптимизация. Основные свойства МЗС (стохастическая онлайн постановка).

    36.    МЗС и взвешивание экспертов (линейные потери, выпуклые потери, невыпуклые потери).

    37.    МЗС и безградиентные методы. Задача ранжирования  web -страниц и безградиентный МЗС. Случайный покомпонентный спуск Нестерова в форме МЗС и его обобщения (Рихтарик и др.).

    38.    МЗС и многорукие бандиты. Контекстуальные и марковские бандиты.

    39.    Нижние информационные оценки для многоруких бандитов и для взвешивания экспертов. Вероятностный метод доказательства.

    40.    МЗС и оракульные неравенства. Рассмотрение сильно выпуклого случая. Неравенства о концентрации без условий типа Крамера.

    41.    МЗС и  Huge - scale   оптимизация. Пример  PageRank  (разреженный случай) .

    42. Онлайн игры, состоятельность по Ханнану. Онлайн интерпретация равновесия Нэша. Повторяющиеся игры. Теорема Блекуэлла. Калибруемые предсказания.

    43.    Агрегирующий алгоритм Вовка. Многомерная онлайн регрессия.

    44.    Бустинг. Стохастический градиентный бустинг и задача ранжирования  web -страниц.

    45.    Теоретико-игровая интерпретация теории вероятностей (продолжение).

     

     

    Литература

    1.       Lugosi G., Cesa-Bianchi N. Prediction, learning and games. New York: Cambridge University Press, 2006.

    2.       Вьюгин В.В. Математические основы теории машинного обучения и прогнозирования. М.: МЦНМО, 2013.

    3.       Алон   Н .,  Спенсер   Дж .  Вероятностный метод в комбинаторике. М.: Бином, 2007.

    4.       Boucheron S., Lugoshi G., Massart P. Concentration inequalities: A nonasymptotic theory of independence. Oxford University   Press,  2013.

    5.       Верещагин Н.К., Успенский В.А., Шень А. Колмогоровская сложность и алгоритмическая случайность. М.: МЦНМО, 2013.

    6.       Верещагин Н.К., Щепин Е.В. Информация, кодирование и предсказание. М.: МЦНМО, 2012.

    7.       Вьюгин В.В. Колмогоровская сложность и алгоритмическая случайность. М. :  МФТИ, 2012.

    8.       Зорич В.А. Математический анализ задач естествознания. М.: МЦНМО, 2008.

    9.       Ромащенко А., Румянцев А., Шень А. Заметки по теории кодирования. М.: МЦНМО, 2011.

    10.    Бланк М.Л. Устойчивость и локализация в хаотической динамики. М.: МЦНМО, 2001.

    11.    Тао Т.  Структура и случайность. М.: МЦНМО, 2013.

    12.    Motwani R., Raghavan P. Randomized algorithms. Cambridge Univ. Press, 1995.

    13.    Dubhashi D.P., Panconesi A. Concentration of measure for the analysis of randomized algorithms. Cambridge University Press, 2009.

    14.    Ledoux M. Concentration of measure phenomenon. Providence, RI, Amer. Math. Soc., 2001 (Math. Surveys Monogr. V. 89).

    15.    Bubeck S.,   Cesa-Bianchi N. Regret analysis of stochastic and nonstochastic multi-armed bandit problems // Foundation and Trends in Machine Learning. 2012. V. 5. № 1. P. 1 – 122.

    16.    Гасников А.В., Дмитриев Д.Ю. Об эффективных рандомизированных алгоритмах поиска вектора PageRank // Автоматика и телемеханика. 2014.

    17.    Гасников А.В., Гасникова Е.В. Об энтропийно-подобных функционалах … // Математические заметки. 2013 . Т. 94. № 6. С. 816–824.

    18.    Гасников А. В., Нестеров Ю.Е., Спокойный В.Г. Об эффективности одного метода рандомизации зеркального спуска в задачах онлайн оптимизации // Автоматика и телемеханика. 2014.

    19.    Andersen S. P., de Palma A., Thisse J.-F. Discrete choice theory of product differentiation. MIT   Press ,  Camb ., 1992.

    20.    Sandholm W. Population games and Evolutionary dynamics. Economic Learning and Social Evolution. MIT Press; Cambridge, 2010.

     

    См. также на  mathnet.ru   выступления в рамках научных семинаров Математический кружок и Стохастический анализ в задачах: В.В. Вьюгина, Г.К. Голубева, Г.А. Кабатянского, А.В. Назина, Ю.Е. Нестерова, М.Л. Бланка, А. Шеня, А.В. Гасникова и др.

    mipt.ru

    Статьи “О системе обучения в МФТИ” и “Путь к профессии” — ФУПМ

    1. О системе обучения в МФТИ

    Система физтеха возникла как следствие реальной проблемы. Необходимо было целенаправленно отобрать и воспитать немалое число профессионально подготовленных людей, которые бы умели решать новые научно-исследовательские и инженерные задачи на по-настоящему высоком и профессиональном уровне, в том числе во множестве возникающих новых научных областях – космической, атомной и других. В принципе, такая задача могла быть решена путем соответствующего поиска и отбора людей в различных учебных заведениях. Но, во-первых, такой поиск – дело достаточно трудоемкое. Во-вторых, известно, что людей высоко одаренных в физико-математической области по статистике, да и по жизненным наблюдениям, сравнительно немного. В силу этого такого рода поисковое мероприятие вряд ли принесло бы такой уж особый успех. Итак, как быть?

    Был создан Московский физико-технический институт. В него, как и обычно для всех физико-математических вузов, привлекаются и отбираются на курс обучения люди определенной степени подготовки. Отметим, что в основном это люди средней степени одаренности, собственно которых современные экзамены и позволяют отобрать. Кстати, если бы можно было уметь отбирать только людей высокой степени одаренности, то по статистике их хватило бы не более чем на несколько учебных групп, а людей очень высокой степени одаренности - это вообще единицы. Впрочем, здесь пока все как обычно.

    Теперь следует отметить, что при стандартных методах обучения человек обычно способен реализовать свой потенциал не более чем на 5-10%. Так вот, обучение в МФТИ ставило своей целью путем повышенных требований не только к семестровой, но к скрупулезной постоянной каждодневной работе, приучить людей постоянно работать на более высоком пределе своих возможностей. Скажем, умению использовать свой интеллектуальный потенциал примерно на 20%, а то и на 30%. Благодаря такому приобретенному умению работать за пределами своих обычных рамок, человек по своим достижениям переходит в более высокую категорию интеллектуальных достижений. Собственно, в этом вся система и состоит.

    Отсюда следует, почему физтехов на ряде жизненных уровней никто не любит, кроме самих физтехов. Слабо подготовленные люди – по понятным причинам; одаренные же не любят, потому что нарушается природное равновесие, а именно, когда не сильно одаренные умудряются делать работы более крупного калибра, чем им вроде как отмерено природой. На что можно сказать только надо: надо уметь работать. Впрочем, на уровне мастеров это волновать уже никого не будет, оценка будет идти по реальному уровню твоих достижений. Там “любят—не любят” заменяется на “насколько часто со слезами восхищения и восторга на глазах перечитывают твой очередной научный опус широкие круги очень-очень узких специалистов”.

    Схематично систему обучения в МФТИ можно кратко изобразить числом “10000”. Примерно столько специально подобранных задач, вопросов, включая экзаменационные, примеров, упражнений, лабораторных работ и т.д. приходится решить за время обучения. При таком обучении воспитываются люди, значительная часть из которых умеют долго, упорно интеллектуально работать, и при этом лишены интеллектуальной робости практически перед любыми физико-математическими задачами.

    Научиться так работать непросто. Причем приобретенное качество работать в рамках больших нагрузок и усилий без вреда для себя - это качество, которое требуется поддерживать, если конечно оно не стало уже привычкой, иначе просто все сведется опять к стандартным 5-10% своих достижений. Кстати, для гениев и лиц к ним приближенных, система физтеха, впрочем, как и любая другая, не нужна: они и так будут работать на 90-100%. То же верно для дураков и лиц к ним приближенных.

    Особенность МФТИ также состоит так же в том, что это один из немногих вузов, где изучается одновременно и университетский курс математики и университетский курс физики. Потом еще изучается также конкретная специальность. Эти обстоятельства позволяют обеспечить определенную широту физико-математического взгляда, кругозора, арсенала выбора методов и методик, а также возможность динамичного освоения новых физико-математических областей. Негативной стороной такого подхода может быть поверхностность усвоения знаний. То есть получив представление о ряде предметов и обогатив свою память рядом полезных физико-математических сведений из различных областей, человек при этом может закончить институт, так и не получив по-настоящему глубоких знаний и глубокого понимания по какой-либо одной конкретной дисциплине — предмете его специализации. Такое положение не есть полезно и может быть уподоблено созданию гвоздя, который состоит исключительно из одной большой шляпки. В таком случае человеку придется далее уже самостоятельно устранять этот серьезный пробел. Отметим здесь, что одним из критериев понимания выше среднего какой-либо подобласти является формулировка и понимание в ней тех частных и общих проблем, которые находятся в стадии решения, или еще нерешенных, понимание их взаимосвязи с уже решенными задачами, умение отобрать главное и отбрасыватьвсе то, что перегружает ум и отвлекает от существенного.

    Теперь следует отметить, что какая бы система обучения ни была, она, тем не менее, развивает в человек только то, что в нем заложено. Чего в нем нет, то развить это не представляется возможным. Если, скажем, у человека имеется склонность к теории, а он стремиться тем не менее к экспериментальной работе, то все-таки трудно будет ему победить склонность приборов гореть и выходить из строя при его приближении к ним ближе чем на один и два десятых метра.

    Такого рода обучение, как и многие явления, повторим еще раз, имеет как светлые, так и теневые стороны. Например, если технарь в какой-то области, скажем в гуманитарной, будет после обычного обучении проявлять свою дурость, каковая имеется, на скромные 5-10%, то выпускник МФТИ может пытаться проявит свою дурость на чудовищном уровне в 30%. А.П. Чехов: “Университет развивает все способности, в том числе — глупость” (из записных книжек А.П. Чехова, стр. 102, запись 7.)

     

    2. Путь к профессии

    Заметка связана с одним типом вопросов, который неоднократно задавался студентами, о том каким является путь к конкретной профессии, как люди становятся, например, научным исследователем. Совсем краткий ответ будет “кто его знает”. А что касается исследователей, то на них не обучают, ими становятся как-то самостоятельно. Теперь конкретнее.

    Итак, в МФТИ изучаются университетский курс физики, включая теоретическую, университетский курс математики и дается конкретная специальность, которая, кстати, может не стать будущей профессией человека. При этом по этой специальности изучается ряд специально подобранных дисциплин. В результате МФТИ оканчивают люди, из которых примерно 80% получили образование и конкретную специальность, по которой уже сразу могут работать, и 20% получивших только образование. Вот и все что может дать МФТИ, впрочем как и вся остальная высшая школа. Небольшое отличие здесь есть только в университетах. Их заканчивают люди, из которых примерно 20% получили образование и уже конкретную специальность, по которой могут уже сразу работать, и 80% получивших только образование. Но при этом в университетах основная тяжесть изучения и получения конкретной специальности переносится в аспирантуру и на конкретные кафедры, после окончания которых соотношение примерно то же самое. Но это уже специфика и разница между университетами и отраслевыми институтами.

    Почему МФТИ может обучить конкретной специальности, даже специальности научного исполнителя, но не готовит творческих работников-исследователей в области эксперимента, теории, численного моделирования и т.д., как, впрочем, и все остальные институты вместе взятые? Просто потому что это уже не массовая, но штучная специальность. Творческими научными исследователями люди становятся самостоятельно. В этой связи процитируем научно-фантастическую повесть Айзека Азимова "Профессия": “Нельзя сказать человеку: “Ты можешь творить. Так, давай, твори” Гораздо вернее подождать, пока он сам не скажет: “Я могу творить, и я буду творить, хотите вы этого или нет”

    Каков путь к своим задачам? Человек решает определенные разные задачи, пока не находит подходящие ему. Вот собственно, и все. Об этом хорошо сказал Андрей Николаевич Колмогоров в одном из своих интервью. Его спросил когда он почувствовал свое призвание. Андрей Николаевич ответил, что просто он увидел, что некоторые задачи у него получаются хорошо и он решил пусть это будет его профессией. Петр Леонидович Капица говорил, что следует заниматься тем, что получается легко.

    Наличие у человека определенной предрасположенности к некоторым задачам, вообще говоря, заставит его решать разное, менять, быть может тематику работы, пока он не найдет свое. То есть его будет некоторое время сопровождать по жизни определенная неудовлетворенность в поисках своего места в жизни и самоидентификации. И здесь следует тщательно и внимательно относиться к тем довольно слабым сигналам, которые будет подавать подсознание. Только так оно может выразить то, что имеется в наличии у человека внутри. Расспросы ряда мастеров привели к выводу: каждый пришел к своему путем, который абсолютно непохож на путь другого. Такое впечатление, что у них в жизни шло как бы броуновское движение, но с наложенным дрейфом в определенную сторону. Но у всех были события, которые, словно вспышка, что-то высветили.

    Надо решать разные задачи и смотреть, как они получаются, нравятся или нет. Причем рост умений возникает только от решения тех задач, которые превосходят имеющийся на настоящий момент уровень развития. Чтобы научиться плавать следует лезть в воду и не только чтобы ноги намочить, как это иногда происходит в процессе обучения. Следует также пробовать решать разные задачи. И прислушиваться к себе: интересны ли эти задачи для тебя, значимы ли они и т.д. Вот, собственно, и все.

    Помогают ли люди становлению, например, исследователя? В общем-то, способность заниматься своим делом, при этом старательно, квалифицированно и умело, вызывает уважение людей. Кстати, судьбы, как таковой в смысле предопределенности, вообще-то не существует, но существуют жизненные различные случайности. И человек, имеющий определенную нацеленность, случайности, ему помогающие, будет, естественно, использовать. “Главный признак таланта — это когда человек знает, что он хочет”; ”Настойчивость и выдержка есть единственная сила, с которой люди считаются” (П.Л. Капица).

    При этом одни и те же случайности или жизненные обстоятельства действуют по-разному на разных людей. Скажем, работа с мощным мастером может здорово стимулировать собственное развитие. А может и подавить собственную индивидуальность и сделать полностью несамостоятельным придатком мастера (под мощным дубом мало что растет). Работа вдали от мастеров может привести к провинциализму типа “первый парень на деревне”, а может и выковать собственную индивидуальность. Наилучшим вариантом является самостоятельная работа в некотором отдалении от мастеров при одновременной возможности наблюдать за ними, учиться у них и получить у них консультацию, если она нужна. Все-таки пример надо брать не у своих одногодков, а у мастеров – только у них можно чему-то научиться. Иногда один совет мастера может стоить нескольких лет самостоятельных размышлений.

    Далее есть определенный период становления (кристаллизации) специалиста. Если вы, еще не став специалистом, попадаете в мощный коллектив и при этом не обладаете пока еще жестко очерченной индивидуальностью, то вы рискуете не получить ее вообще. Вам навяжут какую-то другую, нужную в данный момент этой структуре, и эта индивидуальность внутри вас затем кристаллизуется. Поэтому практически всегда выпускники, не ставшие еще специалистами, и поступающие на работу в мощные корпорации рискуют стать только исполнителями, хотя, возможно, хорошего класса. То же примерно имеет место, если человек не ставший специалистом и не обладающий жестким психотипом, переезжает в другую страну. Кстати, надеяться на то, что вы сможете изменить чужую страну, не надо. Вам бы, как максимум, остаться хотя бы тем, что вы есть. Но при этом переезд в другую страну—это всегда стресс, поэтому приспособление к нему может занять не менее четырех лет и отнять силы, необходимые для трансформации в специалиста. Тогда человек становится просто исполнителем. Кстати, рыночная цена такому наемному работнику не очень высока.

    Но это все касалось пока кристаллизации в исполнителя или в специалиста. Но ведь есть еще и другие градации, как-то, знаток, эрудит, мастер, гроссмейстер (большой мастер). И там тоже есть своя специфика. Все эти градации невозможны уже вне принадлежности к какой-либо из научных школ. Даже если эту научную школу создаете именно вы. Если вы отрываетесь или теряете связь с своей научной школой и не войдете при этом в другую, то здесь вам кроме деградации ничего не светит.

    Но и это еще не все. Даже если вы стали приличным специалистом, то ваши результаты могут еще и существенно разниться во времени. Приходилось встречать людей, скажем, второй половины жизни. До 35 лет у них шло незаметное накопление мастерства при средних работах, и только потом пошли такие работы и такого уровня, что в пору было рот раскрыть и с очень большим трудом после этого закрыть. А с другой стороны, выдающийся немецкий математик Феликс Клейн был творческим математиком только до 33 лет. Он фатально перетрудился, решив совместно по переписке за полтора года вместе с Анри Пуанкаре одну из очень сложных задач, но при этом он еще дополнительно обучал молодого А. Пуанкаре. Из-за высокой степени напряжения работы, Клейн поставил себя на грань разрушения, заболел, а когда выздоровел, то подсознание отключило ему доступ к творческим математическим механизмам мышления. Впрочем, Ф. Клейн остался выдающимся математическим педагогом и главой одной из мощных математических школ мира.

    Но все это к тому, что надо слушать свое подсознание, смотреть какие жизненные импульсы вам подходят, или наоборот, не подходят. И это все человек определяет сам. Если что-то неясно, то надо думать, пока все не прояснится. Единственное, что не стоит делать – это предоставлять решать за вас другим людям (это могут быть ловцы человеков) или обстоятельствам (не зная броду, не лезь в воду). И, наконец, а зачем все это делать? Хотя бы по причине того что “талант—это всегда наказание”. Если у вас есть талант, он проснулся, и вы не позволили ему работать, то он искорежит вам всю жизнь. Потому что это все голодные разбуженные силы, требующие работы. И если такой работы нет, то эти силы будут вас есть поедом и сделают вас в лучшем случае несчастливым, а обычно—несчастным. А бороться с талантом в подсознании, которому принадлежит 99% ЗАО “Я”, не удавалось еще пока никому.

    Из нашей газеты “Материк” No . 12 (дополнено).

    Дополнение. О трудностях сохранения себя, см.

    статью Тимофея ХИРЬЯНОВА "Как в нас умирают физтеховцы"

    Источник:  http://fenit.fizteh.ru/archive/papers/kak_v_nas_umirayut_fiztehovtsy.html

    или    http://fupm.fizteh.ru/pps/p01.html

    mipt.ru

    Учеба в МФТИ - Сайт Романа Парпалака

    17 марта 2007 года

    Я учусь на третьем курсе факультета общей и прикладной физики МФТИ. Да, заметку об учебе можно было написать и раньше. Но захотелось мне ее написать именно сейчас.

    Перед поступлением на физтех я думал, что наконец-то закончились литература и биология, и я буду заниматься теми вещами, которые мне интересны. На практике всё оказалось не так. Когда тебя заставляют чем-либо заниматься, в большей или меньшей степени возникает отвращение к этому.

    Распространено мнение, что студенты на физтехе только и делают, что учат. Это не так. Конечно, в МФТИ меньше халявы, чем в других вузах, но это еще ничего не означает. Студенты — очень разные. Да, есть такие, которые занимаются целыми днями. Но есть и готовые посвящать время всему, кроме учебы. Таких оценка «удовлетворительно» вполне удовлетворяет.

    В нашем общежитии пять этажей. Когда я приехал на поступление, меня поселили в комнату 533 на пятом этаже. Из нее студенты еще не уехали. Один занимался в горной секции, и у него было соответствующее снаряжение. В один прекрасный день... точнее, в одну прекрасную ночь (время подходило к полуночи) жители комнаты 533 решили прикольнуться. Этот студент забрал крепления, тросы и ушел. Через некоторое время мы увидели его за окном. Затем он спустился ниже и постучал в окно комнаты, где жили абитуриенты. Они, разумеется, опешили от такого. Студент спрашивает:
    — Тут библиотека?
    — Нет, вы, наверно, ошиблись этажом.


    Комната 533. Июль 2004 года, за год до ремонта общежития

    На первом курсе большая часть программы была мне знакомой. Другая же часть, не знакомая мне, проходила мимо меня. Конечно, я «знал» ее в той степени, чтобы получить отлично по зачету или экзамену. Но что значит хорошая оценка? По большому счету, ничего. Она не гарантирует, что полученное знание останется у студента на достаточный промежуток времени, и что он сможет его применять в нужных ситуациях. С другой стороны, не так уж и важно, да и не нужно помнить всё то, что предусмотрено учебным планом. Гораздо важнее знать, что искать и в какой книге искать, когда возникает соответствующая необходимость.

    Тогда же, на первом курсе, я услышал мнение, согласно которому студент физтеха будет знать только то, что знал до поступления. Я многим говорил, что так и есть. В связи с этим хочу вспомнить анекдот.

    Подходят к двум студентам МФТИ и говорят:
    — Тут срочно нужно сдать экзамен по китайскому! Вы не сможете?
    — А методичка есть?
    — Да.
    — Сейчас докурим и пойдем.

    После первого курса прошло достаточно времени, и сейчас я с вышеприведенным мнением не соглашусь. Хотя знания не поступают со скоростью, предусмотренной программой, они всё же медленно впитываются мозгом.

    Я собираюсь показать, что для успешной учебы на физтехе совсем не обязательно много заниматься. В конце первого семестра второго курса у нас было всего 4 экзамена: физика письменно, физика устно, математический анализ и теоретическая механика. Фактически, это был самый легкий семестр за три года обучения. В МФТИ есть правило, что экзамены можно сдавать досрочно, если по этому предмету нет письменного экзамена. Благодаря грамотно составленному расписанию экзаменов у нас была заманчивая возможность сдать математический анализ и теоретическую механику досрочно, потом сдать физику, освободиться 5 января и отдыхать больше месяца до начала следующего семестра. Многие воспользовались этой возможностью, в том числе и я.

    В следующем семестре (это было год назад) у нас была куча экзаменов. Формально — 8, но если рассматривать семестровую контрольную работу по экономике как экзамен, то 9. Это была самая сложная сессия за 3 года. Повторить что-либо похожее на предыдущий семестр казалось нереальным. В общем, Mission Impossible. Но не для меня 🙂

    Здесь стоит сказать о студенческих олимпиадах. По физике среди студентов второго курса МФТИ я разделил еще с одним парнем второе и третье места. А трех студентов, показавших лучшие результаты, освободили от экзаменов по физике. По математике среди студентов 2-6 курсов у меня был седьмой результат. Те, кто попал в первую десятку, могли сдавать досрочно экзамены по математике, даже если по соответствующему предмету есть письменная работа. Экономика была первым экзаменом, математический анализ шел за ней, дифференциальные уравнения я решил сдавать досрочно, от физики меня освободили, теоретическую механику я тоже собирался сдавать досрочно.

    Оставался один предмет, который мог помешать моим планам — теоретическая физика. По ней не было письменного экзамена, значит, её в принципе можно было сдать досрочно. Но об этом никто из преподавателей и не заикался. Наш семинарист говорил, что согласно правилам, только один человек из группы может быть допущен к сдаче досрочного экзамена. Наш лектор, Семен Соломонович Герштейн, пожилой человек, и мне не хотелось его напрягать беготней, связанной с моим экзаменом, поэтому со всеми бумажками решил разобраться самостоятельно. Я спрашивал у него несколько раз, можно ли сдавать экзамен досрочно. Он согласился и задал для тренировки две задачи.

    Я пошел в деканат, взял отрывной лист. Подготовился. И после последней лекции остался, чтобы сдавать. Нашу аудиторию заняли, и мы пристроились на подоконнике. Мы с ним побеседовали о синхротронном излучении, об ошибке в курсе теоретической физики Ландау и Лифшица. Во время беседы мимо проходила какая-то женщина. Увидев лектора, она остановилась.
    — Семен Соломонович, как хорошо, что я Вас застала!
    — Да, в программе изменений не будет. И вот билеты, в них тоже изменений не
    будет. Я уже не буду подниматься на кафедру.
    — Хорошо.
    — А может, стоит распечатать билеты...
    — Еще есть билеты.
    — Нет, я имею в виду, где-то повесить, чтобы студенты готовились.
    — Да Вы что?!! Они каждый выучит по билету, и придет сдавать.
    — Ну так ведь они будут их тянуть.
    — Оставьте. Они и не такое придумают.

    Мы закончили разговор о синхротронном излучении, и я получил свою пятерку. Оставалось малое — на отрывном листе нужно было поставить штамп кафедры. Я поднимаюсь, захожу, а там... Там сидит эта женщина, которая проходила мимо нас. Понимаю, что это может усложнить всю процедуру, но сдаваться не собираюсь.
     — А вы знаете, я сдал досрочный экзамен. Не могли бы вы поставить штамп на отрывном?
     — Как сдали экзамен?!
     — Ну вот так.
     — Сидя на подоконнике??!!
     — Да...
     — Нужно было по-нормальному сдавать. Назначается день сдачи экзамена, делаются ведомости...
     — А я нигде не видел объявления о дате досрочного экзамена, и никто о ней не знал.
     — А они не всегда проводятся.
    Я объясняю ситуацию, что приехал на учебу издалека, что по результатам олимпиады меня освободили от части экзаменов, другую часть я сдам досрочно, и осталась только теоретическая физика. Мой рассказ она воспринимала со вздохами и ойканиями, и на нее он подействовал положительно.
     — И у Вас, разумеется, нет разрешения от семинариста.
     — Почему нет? Есть, вот.
     — Ну хорошо, раз вы такой хороший студент. Просто студенты знают, какой добрый Семен Соломонович, и пользуются этим. Вот если бы досрочно сдали десять человек, тогда бы это было нарушение, а так всё нормально.

    Сразу после я стал думать о других экзаменах. Нашел лектора по дифференциальным уравнениям. Спрашиваю у него, будет ли он послезавтра, чтобы сдавать экзамен. И тут я ляпнул фразу:
     — Сегодня я не готов сдавать.
     — А вы надеетесь за два дня выучить годовой курс?
     — Нет, я еще не совсем готов сдавать.
     — В таком случае надо говорить: «Осталось отточить некоторые детали».
     — Ну да, почти.
    И я удалился читать чужой конспект лекций.

    Отдельного рассказа достоин экзамен по теоретической механике. Лекции у нас читал академик Виктор Филиппович Журавлёв. Он положительно относился к студентам ФОПФа, и почти все мы приходили сдавать экзамен досрочно. На досрочном экзамене давал две задачи и задавал теоретический вопрос. Решаешь одну задачу — получаешь тройку. Две задачи — хор. Отвечаешь на теоретический вопрос и уходишь с пятеркой. Когда он не полностью доволен ответом на теоретический вопрос, задает дополнительный вопрос.

    Я, разумеется, решил две задачи. Когда дело дошло до теоретического вопроса, Виктор Филиппович спросил про поведение собственных частот колебательной системы. К этому вопросу я не был готов, но помнил пример с лекции. Чтобы проиллюстрировать материал, Виктор Филлипович рассказывал о том, как по звону посуды определить наличие дефектов, трещин и прочего. Такие дефекты снижают жесткость системы и приводят к понижению частоты звука. Отталкиваясь от этого примера, я стал что-то говорить про поведение собственных частот. Видимо, не всё правильно, судя по ухмылке лектора и дополнительному вопросу:
    — Напишите уравнение Уиттекера.
    Этот вопрос застал меня врасплох, потому что про уравнение Уиттекера я вообще ничего не мог сказать.
    — Я это уравнение давал на предпоследней лекции. И вы были на ней. Что вы на ней делали?

    Я расстроился от того, что получаю четверку. Я должен был подняться, забрать зачетку и уйти, но не смог этого сделать, продолжил сидеть. В голове проносились мысли о последствиях. Четверка лишает меня повышенной стипендии на два семестра и идет прямиком в диплом. Попросить не учитывать результат досрочного экзамена и нормально подготовиться к основному экзамену? Или забить и освободиться пораньше? И тут Виктор Филлипович продолжает:
    — Если хотите, я могу вам задать еще один дополнительный вопрос, но вам придется ждать окончания экзамена, когда все студенты сдадут.

    Конечно, я хотел. Пока сидел, слушал ответы других студентов. Мой сосед по парте рассказывал про метод осреднения Боголюбова, и я видел всё, что он написал на бумаге. Отпросился пообедать в столовую. Когда все сдали, Виктор Филиппович спросил о методе осреднения Боголюбова. Я повторил услышанное ранее рассуждение и всё-таки получил пятерку.

    После экзамена с Виктором Филипповичем Журавлёвым, 25 мая 2006

    С тех пор я перестал надевать на экзамены футболку с международной олимпиады по физике.

    Оставшиеся экзамены я сдал на пять. Чудом написал контрольную по экономике на 83 балла из 100 и не сдавал по ней экзамен. Да, мне пришлось потрудиться, потому что помимо досрочных экзаменов нужно было сдавать задания и зачеты. Но я освободился 1 июня, в то время как у остальных последний экзамен был 26 июня.

    В прошедшем семестре многие сдавали досрочно экзамены. Кто по физике, кто по теории функций комплексной переменной. Я же в силу некоторых причин не сдавал. Да и смысла не было. Последним у нас был государственный экзамен по математике, который досрочно и не сдашь.

    Вернемся к качеству знаний, получаемых студентами. Очень многое зависит от преподавателя. Преподаватели, как и студенты, бывают разные. Часто они дают стандартные приемы решения тех видов задач, которые будут на экзаменах. И только очень немногие стараются сформировать соответствующее мышление, развить интуицию в предмете. Я думал, стоит ли писать, что существуют преподаватели-халявщики. Быть может, это просто у меня такое предвзятое отношение к ним. Но после того как один сказал такую фразу: «Ваше образование меня совсем не волнует, я от вашего образования ничего не выиграю», мои сомнения по этому поводу окончательно рассеялись.

    Как правильно организовать обучение? Это совсем не тривиальный вопрос. Как написано в эпилоге фейнмановских лекций по физике,

    ...обучение редко приносит плоды кому-либо, кроме тех, кто предрасположен к нему, но им оно почти не нужно.

    Наверно, самое главное — не мешать тем, кто предрасположен к обучению. Зачастую преподаватели к этому не способны. Я часто думаю, что, может быть, мне стоило пойти на другой факультет, и заниматься не физикой, а компьютерами и программированием. Но, во-первых, нет гарантии, что тогда я бы не думал, что мне нужно было пойти и заниматься физикой. А во-вторых, сейчас у меня есть возможность узнать что-нибудь действительно новое и интересное о нашем мире. В эпилоге у Фейнмана дальше написано:

    Смею заметить, наконец, что я не ставил себе целью подготовить вас к каким-то экзаменам и даже к работе в промышленности или в военном деле. Я хотел, чтобы большинство из вас смогло оценить красоту нашего прекрасного мира и вместе с тем получить физическое представление о мире, которое, я думаю, составляет сейчас главную часть истинной культуры нашей эпохи. (Вероятно, найдутся преподаватели других дисциплин, которые захотят что-то возразить, но я-то знаю, что они абсолютно неправы.)

    И если у нас в институте нет преподавателя, который ставил бы перед собой подобную цель, на этом пути можно действовать самостоятельно.

    written.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о