Пилот самолета – Пилот самолета гражданской авиации – особенности профессии

Содержание

описание, необходимые навыки и качества

Подробности
Обновлено: 12.07.2019 17:04
Опубликовано: 08.05.2017 18:17
Автор: Сергей Краковский
Поделитесь в сети:

 

Пилотом является летчик - авиатор, который управляет летательным аппаратом.

История профессии:

Профессия пилот имеет родоначальников - братьев Монгольфье. После долгих лет кропотливого труда над конструированием своего детища, им все же удалось успешно взмыть в воздух на специальном воздушном шаре. О них узнал весь мир. Вместе с тем, первыми профессиональными пилотами являются братья Райт. Они в 1903 году подняли в воздух самолет «Флайер-1».

Особенности профессии:

Состав летного экипажа напрямую зависит от таких факторов, как тип воздушного судна и условия полета. Работа пилотом имеет как преимущества, так и недостатки. К плюсам следует отнести высокую зарплату, социальную защищенность, возможность посещать новые страны. Пилотам международных рейсов предоставляется несколько дней на отдых перед обратным путем, поэтому они могут беспрепятственно гулять по городу и любоваться его достопримечательностями. Дополнительно, авиакомпания заботится как о физическом, так и моральном состоянии пилотов.

Несмотря на свою престижность и востребованность, профессия пилот не лишена недостатков. В их число входит значительная ответственность и повышенная эмоциональная нагрузка. Находясь за штурвалом, командир отвечает за жизнь экипажа и всех пассажиров. Бывают случаи, когда на принятие решений отводятся считанные минуты, поэтому необходимо действовать незамедлительно, сохраняя холодный рассудок, ведь цена даже малейшей ошибки слишком велика.

 

Обязанности:

Первый пилот управляет самолетом. Также на нем лежит ответственность относительно принятия решений о взлете и заходе на посадку, за действия экипажа в случае возникновения экстренных ситуаций на борту вверенного ему воздушного судна.

Пилот должен неустанно следить за всеми приборами, погодными условиями и пребывать на связи с диспетчерами. Наиболее напряженными моментами принято считать взлет и посадку, так как их благополучный исход напрямую зависит от профессионализма специалиста, чих руки сжимают штурвал.

Пилот - это специалист, обладающий достаточным количеством летных часов, который в обязательном порядке должен приложить максимум усилий, чтобы самолет вовремя прибыл в требуемую точку. Слаженные и правильные действия всего экипажа являются залогом удачного полета вплоть до посадки.

Важные качества:
  • ответственность;
  • задатки лидера;
  • отсутствие боязни высоты;
  • стрессоустойчивость;
  • мгновенная реакция;
  • усидчивость;
  • отсутствие проблем со слухом и зрением;
  • терпеливость;
  • умение анализировать;
  • решительность;
  • педантичность;
  • пунктуальность;
  • внимательность.

 

Навыки и знания:

Пилот - это квалифицированный специалист, который знает особенности конструкции вверенного ему летательного аппарата, его технические характеристики, правила безопасности и обладает навыками управления. Дополнительно, не обойтись без знания английского языка. Не исключено, что в будущем появится возможность работать на международных рейсах.

Учитывая тот факт, что перемещение в воздухе - это область, требующая строгой отчетности, специалист должен уметь правильно заполнять служебную документацию.

Перспективы и карьера:

Профессия предусматривает хорошие возможности для продвижения по карьерной лестнице. Для этого помимо профессиональных навыков также необходимо наличие интереса к работе и стараний.

В будущем пилотом вправе стать каждый выпускник соответствующего вуза. Следует учесть, что для работы в солидной компании необходимо наличие определенного количества летных часов. Наработать опыт получиться как в небольших компаниях, так и легкой авиации. Через 2 года молодой летчик имеет возможность стать вторым пилотом, а спустя время - командиром экипажа, получив соответствующую квалификацию.

Обучение:

Работа пилотом подразумевает наличие у претендента на должность диплома вуза по одной из следующих специальностей: «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения», «Системы управления летательными аппаратами», «Аэронавигация». Авиаторы периодически должны сдавать экзамены, тем самым подтверждая и повышая имеющуюся квалификацию.

Поделитесь в сети:

profitworks.com.ua

16 любимых вопросов пассажиров, на которые отвечает пилот самолета

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Проще поверить в магию, чем понять, как человеку удается поднять в небо многотонную железную птицу. Незнание порождает страх перед неизвестным. Поэтому многие пилоты и другие работники авиакомпаний с удовольствием рассказывают, чего действительно стоит опасаться и почему самолеты — это прекрасно!

AdMe.ru выбрал 16 понятных ответов на самые волнительные и сложные вопросы, которые интересуют каждого, кто хотя бы раз в жизни видел самолет.

16. Как попасть к пилотам, если их дверь заблокирована изнутри?

Есть специальный код, который набирает бортпроводник, чтобы попасть в кабину пилотов. Это нужно для случаев, когда, например, оба пилота потеряли сознание. Командир перед рейсом узнает код и сообщает его экипажу. После введения кода дверь в течение минуты откроется, но только если пилоты не предпримут никаких действий. Если пилот видит через видеокамеру, что у двери стоит не член экипажа, то полностью блокирует дверь, и злоумышленнику внутрь никак не попасть.

15. Пилотам можно носить пышные усы или пирсинг?

Борода, пышные усы, пирсинг и любые другие украшения и «наросты» на лице мешают пилоту использовать кислородную маску, которая должна плотно прилегать к лицу. Поэтому лицо пилота всегда чистое, иногда допускается легкая небритость. Иначе создается ситуация, которая ставит под угрозу жизни пассажиров.

14. Что будет, если все двигатели выйдут из строя?

Во время каждого полета самолет переходит на режим, при котором двигатели работают на нулевой тяге. Если в машине с механической коробкой передач перевести рычаг в нейтральное положение, спускаясь по горке, будет то же самое. Полный отказ двигателей случается крайне редко, и на этот случай есть особая инструкция для их перезапуска.

Но и без двигателей самолет может сесть на планирующем спуске. Самый известный случай произошел с Boeing 747 над Явой в 1982 году, когда самолет попал в облако пыли от извергающегося вулкана и все 4 двигателя отказали. Экипаж сумел посадить борт в ближайшем аэропорту, и никто из 263 человек не пострадал.

13. На какое время рассчитаны кислородные маски?

Уровень кислорода и давление внутри самолета поддерживаются искусственно. Если происходит разгерметизация кабины на большой высоте, у человека развивается гипоксия: он теряет сознание и без кислородной маски может погибнуть.

Кислородные маски для пассажиров рассчитаны на 10–15 минут. Этого времени достаточно, чтобы пилот опустил самолет на высоту, где можно нормально дышать. У пилота собственная стационарная кислородная маска, рассчитанная на большее время — чтобы спустить и даже посадить самолет, не теряя концентрации. Перед каждым полетом пилоты проверяют работоспособность своих масок.

12. Пилоты спят за штурвалом?

www.adme.ru

17 секретов, о которых не расскажут пилоты

Знаете ли вы, что на самом деле происходит, когда вы отправляетесь в очередное путешествие на самолете?

Пилоты в Интернет пространстве решили поделиться тем, о чем обычно не рассказывают пассажирам. Вот то, что нужно знать о мерах безопасности, турбулентности и о том, что происходит за закрытыми дверями кабины пилотов. Возможно, после прочитанного вы задумаетесь о следующем полете.

1. Не пейте кофе

Пилоты самолетов в крупных авиакомпаниях редко пьют кофе в самолете. Дело в том, что химические вещества, которые добавляют в воду, чтобы предотвратить размножение бактерий, делают кофе невкусным.

2. Лучшие места в самолете

Самые спокойные места расположены возле крыльев, а самые ухабистые – в хвосте самолета. Когда самолет находится в воздухе, он похож на качели – середина не так сильно двигается.

Кроме того, поток воздуха обычно идет в направлении хвоста, а это значит что самый свежий воздух будет впереди, а самый теплый – позади.

3. Еда в самолете

Два пилота получают разную пищу, приготовленную им для того, чтобы уменьшить шансы того, что кто-то из них заболеет, и отравление повлияет на полет.

4. Не стоит переживать из-за турбулентности в самолете

Большинство катастроф происходит либо во время взлета, либо приземления. Турбулентность просто какое-то время раскачивает всех, но не доставляет большого беспокойства пилотам.

Однако стоит знать о восходящих потоках воздуха, при которых вы будто наезжаете на огромного "лежачего полицейского" на скорости 800 км в час. Они могут резко подбросить все верх, а затем снова вниз.

5. Телефоны в самолете не представляют собой угрозу безопасности

Смартфоны можно использовать как во время взлета и приземления, так и во время полета. Нет доказательств того, что электронные приборы или мобильные телефоны могут вызвать проблемы в системе самолета.

Пилоты иногда используют телефоны, когда радиосвязь становится проблематичной.

6. Если вы нервничаете во время полета, бронируйте утренние рейсы

Нагревание воздуха приводит к большей турбулентности, а днем больше вероятность попасть в грозу.

7. Вы никогда не услышите "отказал один из двигателей"

Возможно вы услышите:"указатель двигателя не показывает должным образом". Однако, вероятнее всего, вы ничего не услышите и не узнаете разницы, так как большинство самолетов могут спокойно лететь с одним неисправным двигателем.

Вы также не услышите:"сейчас плохая видимость", вместо этого вам скорее всего сообщат, что "наблюдается небольшой туман".

8. Не существует такого понятия, как "посадка на воду"

Это называется крушение в океане.

9. Как узнать об угоне самолета

Если самолет угнан, пилоты оставляют закрылки, что замедляет самолет после посадки. Это дает понять наземным службам, что что-то происходит на борту самолета.

10. Пилоты часто устают

Иногда приходится работать по 16 часов без перерыва, и это больше чем у дальнобойщиков. Но в отличие от дальнобойщиков, которые могут остановиться у дороги для отдыха, пилоты не могут прилечь у ближайшего облака.

Иногда пилоты спят во время полета, и даже если это 10-минутный отдых, он все же случается.

11. Правда о кислородных масках

Если выпадает кислородная маска, у вас есть кислород примерно на 15 минут с этого момента. Этого достаточно, чтобы пилот спустил самолет на высоту, где вы сможете нормально дышать.

12. Причина, по которой приглушают свет при посадке

Когда самолет садится ночью, свет приглушают на случай эвакуации при посадке. Так ваши глаза привыкнут к темноте, и вы будете лучше видеть за пределами самолета.

13. Туалет в самолете открывается снаружи

Вы можете открыть туалет в самолете извне. Механизм обычно спрятан за значком "не курить". Достаточно его приподнять и сдвинуть задвижку.

14. Некоторые люди заболевают после полета не из-за воздуха, а из-за того, к чему они прикасались

Достаточно предположить, что откидной столик и кнопка, благодаря который вы откидываете сидение, не вытирали.

15. Держать ребенка на коленях небезопасно

Это очень опасно. При ударе или торможении, высока вероятность того, что вы выпустите его из рук, и он станет "реактивным снарядом".

16. Думайте о себе и об остальных

Большинство людей не будет ехать по трассе со скоростью 100 км в час, не пристегнувшись. Но, когда они пролетают в воздухе со скоростью 800 км в час, только половина людей пристегивается ремнем безопасности. Но в следующий раз, когда самолет попадет в воздушную яму, ваша голова может удариться о потолок.

Кроме того, если вы решили откинуть сидение, спросите у пассажиров позади вас. Ежегодно множество лэптопов ломается только из-за того, что невоспитанные пассажиры откидывают сидение, проявляя полное неуважение к тем, кто находится позади них.

17. Существует веская причина для любой просьбы

Просьба оставлять отрытыми шторки иллюминаторов связана тем, что бортпроводники должны видеть, что происходит за бортом в случае непредвиденных обстоятельств, и оценить, какая сторона больше подходит для эвакуации.

Это также позволяет естественному освещению проникнуть внутрь, если в салоне стало темно, и помогает ориентироваться пассажирам в случае, если самолет переворачивается.


p-i-f.livejournal.com

Путь пилота гражданской авиации: через тернии к звездам

Помните свое сочинение в школе: «Кем я хочу стать?». Наверняка, кто-то из вашего класса ответил, что хочет быть пилотом. Времена идут, а многие дети и сейчас мечтают покорять воздушные пространства, став летчиком или пилотом.

Как правильно: летчик или пилот?

Давайте сначала разберемся, есть ли разница между этими понятиями. С одной стороны, ее нет. Ведь что летчик, что пилот – это авиатор, способный управлять летательным аппаратом. С другой стороны, есть существенный нюанс: летчик сидит за рулем военного самолета, а пилот – гражданского. Цель летчика – выполнять боевые маневры, задача пилота – перевозить пассажиров. Если уж совсем погрузиться в этот вопрос, то стоит отметить, что и методика обучения у них разная, да и сами самолеты значительно отличаются друг от друга.

Пилот гражданской авиации

По статистике с каждым годом увеличивается пассажиропоток, растет количество рейсов. Чтобы все туристы в назначенное время прибыли на нужный курорт, чтобы командировка в другой город началась вовремя, чтобы грузы доставлялись по расписанию – за все отвечает пилот. Ведь он — главный человек на воздушном судне.

Вы спросите, а как же автопилот, которым оснащены все самолеты, ведь именно он механически управляет полетом? Так и есть. Но и у гражданского пилота остается целый ряд функций, возникающих во время движения воздушного судна:

  1. Управление во время взлета и набора высоты
  2. Выбор режима работы двигателей
  3. Координация движения самолета
  4. Контроль показаний всех приборов
  5. Управление во время снижения и посадки и пр.

Но самое главное – это оперативное реагирование на внештатные ситуации, от которых никто не застрахован. Какая бы навороченная техника не была, она не сможет полностью оценить обстановку, чтобы принять единственно правильное решение. Именно поэтому всеми самолетами управляют профессиональные пилоты. А на больших воздушных суднах работают целые экипажи:

  • Командир. Координирует полет, принимает основные решения. Как правило, командир пилотирует самолет на наиболее сложных участках пути: взлет, посадка, зона турбулентности
  • Второй пилот. Управляет самолетом на простых участках полета. Готов в любую минуту заменить командира, если что-то случится
  • Штурман. Отвечает за траекторию движения самолета, рассчитывая его курс
  • Бортинженер. Следит за исправностью всех систем, контролирует заправку и загрузку самолета
  • Путь пилота: через тернии к звездам

Профессия «пилот», по праву, считается очень трудной и сверх ответственной специальностью. Ведь уже в начале пути могут возникнуть какие-либо препятствия и трудности. Есть множество требований, которые нужно выполнить, чтобы стать пилотом. Поэтому далеко не каждый желающий сможет пройти этот путь целиком.

Каждый пилот должен соответствовать следующим критериям:

  • Любовь к самолетам, к небу
  • Прекрасная физическая форма
  • Определенные личные качества
  • Соответствующее образование

1. «Болезнь небом»

Большинство авиаторов, достигших максимального звания, говорят, что в их становлении ключевую роль сыграли детские годы. С ранних лет они уже видели себя в небе, мечтали управлять самолетами, открывать для себя разные страны. Уже тогда возможность перемещаться по воздуху было их жизненным призванием, которым они «болеют» всю жизнь.

2. Отличная физическая подготовка

Пилот – одна из самых требовательных профессий с точки зрения физического состояния. Отсутствие страха высоты, быстрая реакция, устойчивость вестибулярного аппарата, выносливость, стрессоустойчивость – вот лишь некоторые обязательные факторы, без наличия которых пилотом стать не получится. Авиатор должен иметь безупречное здоровье, что позволит ему регулярно проходить медицинскую комиссию. Если выявятся какие-либо отклонения, то от полетов могут отстранить. Поэтому необходимо правильно питаться, заниматься спортом, и, в целом, поддерживать себя в хорошей форме.

3. Важные качества пилота

Для пилота иметь хорошую физическую подготовку очень важно, но не меньшую роль играет характер. Среди всех качеств авиатора необходимо выделить следующие:

  • Чувство ответственности
  • Усидчивость
  • Уверенность в себе и в своих действиях
  • Лидерские качества
  • Умение быстро принимать решения

4. Обучение пилотов

Но, разумеется, самое главное в подготовке профессионального пилота – это теоретические знания и практические навыки. Получить их можно в специализированных летных училищах, где учат всему, что только может понадобиться: особенностям строения и управления того или иного воздушного судна, показаниям приборов, действиям в чрезвычайных ситуациях и т.д. Для работы на международных рейсах важно знать разговорный английский язык.

На сегодняшний день получить профессию «пилот» можно в летных учебных заведениях гражданской авиации (ГА) России:

  • Санкт-Петербургский государственный университет ГА
  • Московский государственный технический университет ГА
  • Ульяновское высшее авиационное училище ГА
  • Бугурусланское летное училище ГА
  • Краснокутское летное училище ГА
  • Сасовское летное училище ГА
  • Омский летно-технический колледж ГА

Легко ли поступить? Если вы обладаете хорошими теоретическими навыками, знаете технические науки, и у вас отличное здоровье, то у вас хорошие шансы поступить в училище. Кроме того, при каждом училище есть собственные центры подготовки абитуриентов. Намного сложнее закончить данное обучение, ведь до пилотирования допустят только тех, кто овладел нужными знаниями, а также продемонстрировал их на практике.

Что делать выпускнику летного учебного заведения?

Итак, учеба закончилась, по результатам которой у вас есть все то, чтобы построить карьеру пилота: крепкое здоровье, теоретическая подготовка, налёт 150 часов, свидетельство коммерческого пилота.

Вы знаете, сколько авиакомпаний в России? Их достаточно, около 70. Конечно, большинство выпускников хотят сидеть за рулем «Аэрофлота» или «Трансаэро», потому что это мировые лидеры. Но нужно понимать, что туда и отбор в несколько раз сложнее.

Поэтому в начале карьерной лестницы лучше обратить свой взгляд на небольшие компании, которые осуществляют только внутренние авиаперевозки. Если вы подтвердите свои знания и продемонстрируете полученные навыки, то авиакомпания вас с удовольствием примет в свои ряды. Также нужно учитывать, что практически при любом авиаперевозчике действуют свои центры по подготовке пилотов. Нюанс данной профессии в том, что ключ к успеху – большое количество часов налёта, который можно получить только благодаря регулярным тренировкам. Скорее всего, еще некоторое время вам придется обучаться пилотированию того или иного воздушного судна.

Как попасть в престижную авиакомпанию?

Получив много часов практики, совершив самостоятельные рейсы, можно двигаться дальше. Ваше основное преимущество — ваш возраст, вы молодой специалист, поэтому не стоит долго «сидеть» в маленькой компании, пусть они и предлагают повысить вам оклад.

Трудоустройство на работу к крупному авиаперевозчику зависит полностью от вас. Имея профильное авиационное образование и соответствующие сертификаты, налетав большое количество часов, зная английский язык не ниже определенного уровня, вы можете претендовать на место пилота в любую ведущую авиакомпанию, например, в «ЮТэйр» или «Сибирь». Здесь уже вы сами сможете выбирать, сравнивая условия работы, уровень заработанной платы, наличие тех или иных услуг с социальном пакете и т.д.

Потребность в квалифицированных пилотах сейчас огромная, тем более с учетом увеличения количества авиаперевозок. Именно дефицит пилотов способствует высоким заработанным платам в данной сфере. Нужно сказать, что и карьерные перспективы хорошие. Отработав должное количество лет командиром самолета, можно претендовать на административную должность в авиакомпании или стать инструктором для начинающих пилотов.

1aviaclub.ru

Плюсы и минусы профессии пилота


У профессии пилот плюсов и минусов более, чем достаточно, как, впрочем, и у любого другого вида деятельности, поскольку не бывает абсолютно идеальных профессий. Но в тоже время профессия пилот самолета имеет ряд убедительных преимуществ. Многие из них явные и признанные, другие наоборот.


Способность видеть положительные стороны и преодолевать трудности дает возможность достичь высокого уровня мастерства по выбранной специальности и, что самое главное, работать в удовольствие. Что же, давайте выясним, какие у профессии пилот плюсы, а какие минусы.

Значительный плюс в том, что эта профессия очень важна в современном мире. Например, благодаря пилотам можно в кратчайшие сроки добраться от одного края земли к другому, к тому же, люди данной профессии участвуют в спасении жизни людей, так как ни одна другая техника не доберется так быстро до мест бедствий, как воздушное судно.

Но в то же время это и минус данной профессии, потому, что пилот должен уметь многое, безукоризненно знать работу своего судна, так как эта профессия одна из наиболее ответственных -пилоты несут полную ответственность за жизнь пассажиров. И людям, выбравшим профессию пилота, должна быть присуща такая важная черта характера, как храбрость, ведь на большой высоте в критических ситуациях нужно будет рассчитывать только на себя.

Еще одна положительная сторона в этой профессии, в том, что сегодня пилотам помогает высокотехнологичное авиаоборудование, что значительно облегчает им работу. Но, опять же, есть обратная сторона – необходимо тщательно следить за множеством приборов. Представьте, как это тяжело: панель управления с огромным количеством лампочек, кнопок, переключателей, и все это надо правильно взаимодействовать, и, кроме того, необходимо сопрягать свои действия со вторым пилотом и с диспетчером. Поэтому данная профессия является одной из технически сложных.

Профессия пилота плюсы и минусы.Итак, если быть кратким, к плюсам профессии пилота можно отнести следующее:

1. Нужность и востребованность профессии.

2. Уникальность профессии, считается одной из престижной по всему миру.

3. Приличная оплата труда. Причем у летчиков любой категории. но, все же, пилоты чартерных рейсов, получают больше других.

4. Возможность бесконечно путешествовать.

5. Специальные программы и скидки для пилотов и членов их семей.

6. Ранний выход на пенсию.

7. Если вы пилот – значит у вас безупречное здоровье!

8. Ко всем вышеперечисленным плюсам можно добавить то, что то, что пилоты видят из кабины самолета навряд ли получится увидеть на земле, и даже если вы летите пассажиром, вы видите далеко не всю красоту.

К профессиональным недостаткам специальности можно отнести:

1. Частое отсутствие дома, что негативно сказывается на семейной жизни. Один-два выходных в неделю, зачастую выпадающие на будни, в то время, как ваши родные находятся на работе.

2. Ненормированный рабочий день.

3. Бесконечная смена часовых поясов, сбитый ритм, что ведет к стрессам и усталости, которые являются главными врагами пилота.

4. Колоссальное эмоциональное напряжение.

5. Считается одной из рискованных профессий из-за периодических самолетокрушений.

6. Сложно заняться другой профессией, так как в летных училищах учат только летать. А потеря работы для пилота – огромный стресс, кроме неба у него ничего нет.

Для кого-то может показаться минусом, ну, а для кого-то плюсом, то, что пилот должен постоянно учиться и самосовершенствоваться для того, чтобы стать профессионалом. Несомненно, одного желания мало, чтобы стать профессиональным пилотом. После летного училища летчик получает допуск лишь к полету на грузовом судне. А чтобы перейти к пассажироперевозкам, необходимо получить допуск, предварительно “налетав” необходимое количество часов, и сдав квалификационный экзамен. Всю свою летную карьеру пилоты сдают экзамены и тесты. Еще одна важная сторона – знание иностранного языка, так при международных перелетах переговоры с диспетчером ведутся на английском языке. Необходимо постоянно повышать требования к самому себе, чтобы оставаться конкурентноспособным и продвигаться по карьерной лестнице. Надо всегда находить время, даже если всего один выходной в неделю, чтобы прочитать те или иные руководящие документы и держать себе в форме.

Еще один плюс-минус в том, что пилоты должны вести здоровый образ жизни. То есть не только не иметь вредных привычек, но и вести активный образ жизни в перерывах между полетами, что очень трудно, когда после рейса желание только одно -лечь поспать. Рейсы бывают и ночными, значит, необходимо планировать свое время так, чтобы на рейс вы не пришли не выспавшимся, а это требует, порой, отказа от различного рода удовольствий.

Также, не каждого порадуют будни пилота. Это ведь не только полеты. Примерно за два часа до вылета, необходимо пройти обязательный медицинский осмотр. При малейшем подозрении на опьянение, пилота не допускают к вылету. Затем совещание, где пилоту выдаются карта погоды, бортжурналы, планы, список пассажиров, количество багажа. Затем начинается процедура подготовки к полету на борту судна. Только после того, как будет проверено все до мелочей и устранены недостатки, самолет пойдет на взлет. И так перед каждым вылетом. А еще частые проверки, к которым надо быть готовым , ведь ваша главная задача- сохранить спокойствие и обеспечить безопасность полета.

 

Кстати, среди пилотов практически нет женщин. Скорее всего это обусловлено спецификой профессии, психологическим напряжением, связанным с ней.

 

Должна быть устойчивая психика, ведь каждый вылет – это сильнейший психологический всплеск, который необходимо удерживать в узде. И, вообще, большая высота сама по себе является сложным испытанием, способна сломить волю слабых людей. Считается, что способность быстро принимать решения, сдержанность, стрессоустойчивость и технический склад ума – это преимущества мужчин. Хотя современные женщины практически ни в чем не уступают мужчинам.

 

Так же предлагаем ознакомиться с профессиями фармацевта, специалиста по рекламе и водителя.

Но, если вы грезите небом, мечтаете летать и получать от этого море положительных эмоций, вы должны быть пилотом по призванию, и тогда все вышеописанное станет для вас в большинстве своем плюсом. Профессия пилот видео:

Похожие статьи

'; blockSettingArray[0]["setting_type"] = 1; blockSettingArray[0]["element"] = "h2"; blockSettingArray[0]["elementPosition"] = 1; blockSettingArray[0]["elementPlace"] = 1; blockSettingArray[1] = []; blockSettingArray[1]["minSymbols"] = 0; blockSettingArray[1]["minHeaders"] = 0; blockSettingArray[1]["text"] = '

'; blockSettingArray[1]["setting_type"] = 6; blockSettingArray[1]["elementPlace"] = 20; blockSettingArray[2] = []; blockSettingArray[2]["minSymbols"] = 0; blockSettingArray[2]["minHeaders"] = 0; blockSettingArray[2]["text"] = '

'; blockSettingArray[2]["setting_type"] = 6; blockSettingArray[2]["elementPlace"] = 50; blockSettingArray[3] = []; blockSettingArray[3]["minSymbols"] = 0; blockSettingArray[3]["minHeaders"] = 0; blockSettingArray[3]["text"] = '

'; blockSettingArray[3]["setting_type"] = 6; blockSettingArray[3]["elementPlace"] = 70; blockSettingArray[6] = []; blockSettingArray[6]["minSymbols"] = 0; blockSettingArray[6]["minHeaders"] = 0; blockSettingArray[6]["text"] = '

'; blockSettingArray[6]["setting_type"] = 3; blockSettingArray[6]["element"] = "p"; blockSettingArray[6]["directElement"] = "#recent-posts-2"; blockSettingArray[6]["elementPosition"] = 1; blockSettingArray[6]["elementPlace"] = 1; blockSettingArray[7] = []; blockSettingArray[7]["minSymbols"] = 0; blockSettingArray[7]["minHeaders"] = 0; blockSettingArray[7]["text"] = '

'; blockSettingArray[7]["setting_type"] = 3; blockSettingArray[7]["element"] = "p"; blockSettingArray[7]["directElement"] = "#categories-2"; blockSettingArray[7]["elementPosition"] = 1; blockSettingArray[7]["elementPlace"] = 1; var jsInputerLaunch = 15;

delai-vibor.com

Рабочие места: Андрей Громоздин, пилот «Боинга»

Андрей Громоздин

Пилот авиакомпании AZUR air. Летает на Boeing 757 и Boeing 767. Окончил Сасовское лётное училище и Ульяновское высшее авиационное училище.

Чем вы занимаетесь в своей работе?

У меня с пяти лет была мечта стать пилотом. Причём большого гражданского самолёта. Я мечтал летать на Ил-86, поднимать в небо по 300 человек. Вторая часть этой мечты сбылась: на наших Boeing 767 — 336 мест. А вот на первом советском аэробусе полетать не успел: его лётный век закончился.

Но сначала была долгая учёба: я окончил Сасовское лётное училище, а потом и Ульяновское высшее авиационное училище.

Небо вдохновляет!

Сейчас имею допуск на два типа самолётов — Boeing 757 и Boeing 767 — и доставляю пассажиров в разные точки мира.

Андрей с детства мечтал стать пилотом

Бывают ли женщины-пилоты?

Да. Хотя женщинам было довольно сложно пробиться в эту профессию. Существовал какой-то шовинистический подход, но сейчас ситуация меняется в лучшую сторону.

У нас в стране процент женщин-пилотов намного меньше, чем в мире, но они есть почти во всех крупных компаниях. Знаю, например, что в «Аэрофлоте» летает женщина-командир, в «ЮТэйре» есть женщина-пилот.

Сложно ли сегодня пилоту устроиться на работу?

Сегодня — очень сложно. В авиации, как и в других областях, всё развивается по синусоиде. Ещё три-четыре года назад был дефицит пилотов: выпускник училища с лёгкостью находил работу и мог сделать головокружительно быструю карьеру, не компании выбирали пилотов, а пилоты — компанию.

Сегодня обратная ситуация, и количество вакансий на рынке стремится к нулю. Курсанты, уволенные и сокращённые согласны практически на любую лётную работу, чтобы не потерять квалификацию. Ведь пилоту уже через полгода после перерыва требуются дополнительные проверки, через год — обучение, а через пять всё необходимо проходить заново.

Какими качествами должен обладать пилот?

Самое главное — это стремление к постоянному совершенствованию и непрерывное желание учиться.

Профессия очень динамичная. Всё быстро развивается: начиная от техники, правил полётов, методов работы и заканчивая документами, регламентирующими полёты. Стоит немного расслабиться, и уже выпадаешь из контура современной авиации.

Остальные качества, думаю, понятны из содержания профессии: это и техническая грамотность, и стрессоустойчивость, и умение работать в коллективе, и знание иностранных языков.

Пользуются ли российские пилоты спросом на мировом рынке?

Сейчас гигантский спрос на пилотов в мире, особенно в Азии. Там авиация на подъёме: самолётов закупается столько, что они просто не успевают готовить своих пилотов. Казалось бы, почему бы тем, кто не может устроиться на работу здесь, не поехать туда?

Но за рубежом тоже достаточно сложностей. Например, в Китае очень строгие медицинские критерии, в других странах может быть местная специфика при выполнении полётов и отборе, которую непросто понять. Также не все готовы уезжать работать в другую страну или работать вахтовым методом, проводя дома неделю в месяц, а то и меньше.

Пилот должен непрерывно совершенствоваться и учиться новому

Тем не менее довольно много наших пилотов работают за границей — от вторых пилотов до инструкторов.

Есть ли у пилотов какие-нибудь профессиональные страхи?

Есть такая поговорка:

Смелых старых лётчиков не бывает.

Страхи присущи всем. Но пилот на то и профессионал, чтобы справляться со стрессом и направлять адреналин в конструктивное русло. Пассажир может впасть в ступор или истерику, а пилот в любой нестандартной ситуации должен принимать рациональные решения, чтобы безопасно доставить пассажиров из точки А в точку Б.

Это тот самый пресловутый человеческий фактор. И чаще всего он оказывает положительное влияние. Иначе бы уже давно пилотов заменили роботы. Благодаря человеческому фактору в лице конструкторов, испытателей, инженеров, наземного персонала, бортпроводников и пилотов ежедневно миллионы пассажиров безопасно и с комфортом попадают в свои пункты назначения.

Как сказываются на психологическом состоянии пилотов авиакатастрофы и другие трагические происшествия?

Чисто по-человечески бывает тяжело. Но стараемся абстрагироваться. Ведь если принимать близко к сердцу каждую аварию, которую видишь на дороге, то и на машине лучше не ездить.

В авиации каждый, даже самый мелкий инцидент становится предметом детального анализа. Это ежедневная кропотливая работа по повышению безопасности воздушного транспорта. Результаты этой работы налицо. Если ещё 40–50 лет назад авиакатастрофа была рядовым событием, то сегодня каждый такой случай — событие экстраординарное, которому посвящают первые полосы газет и главные новостные выпуски.

Поэтому, несмотря ни на что, авиация — самый безопасный и быстрый способ перемещения в пространстве. Свести к нулю риски при эксплуатации технических средств, к сожалению, невозможно. Потому что нельзя всё предусмотреть заранее, а окружающая среда порой непредсказуема.

Космонавты перед полётом смотрят «Белое солнце пустыни». А какие ритуалы и суеверия есть у пилотов?

Многие пилоты суеверны. У каждого свои суеверия. Например, нельзя ничего подшивать перед рейсом, нельзя заранее говорить «Мы прилетим туда-то во столько-то» («Мы планируем…»), нужно обходить самолёт только по часовой стрелке и так далее. Об этом, как и о профессиональном фольклоре, можно диссертацию защитить.

Но самое распространённое суеверие — лётчики не любят говорить слово «последний». Употребляют любые эвфемизмы — «крайний», «заключительный», но не «последний». Ко мне это тоже прилипло — стараюсь не употреблять это слово в отношении работы. Но в обычной жизни борюсь с собой и спокойно говорю «Кто последний в очереди?» или «Последний день недели».

Как выглядит ваше рабочее место?

Примерно так.

Кабина Boeing 767

С уходом бортинженера в кабине лётного экипажа осталось два пилота. Точнее, как мы шутим, пять: два живых и три автопилота. Пилоты вручную взлетают, а на заранее обговоренной высоте включают автопилот, который выполняет всю работу по дальнейшей стабилизации полёта и выполнению маршрутной программы на эшелоне. Затем на этапе захода на посадку или на снижении (как в какой компании принято) лётчик отключает автопилот и вновь берёт управление в свои руки.

На этапе маршрутного полёта обязанности между пилотами распределяются следующим образом. Перед полётом определяется, кто будет пилотирующим пилотом, а кто мониторящим.

  • Пилотирующий (pilot flying) контролирует все параметры полёта, смотрит за приборами, готов в любой момент вмешаться в управление и перейти на ручное пилотирование. При этом всю черновую работу выполняет автоматика. У нас, например, под кабиной находится целая серверная стойка с кучей специализированных компьютеров. Они выполняют работу штурмана и бортинженера, оставляя пилотам только контроль.
  • Мониторящий пилот (pilot monitoring) ведёт радиосвязь, заполняет бумаги и тоже следит за приборами.

Оба пилота имеют практически одинаковую квалификацию, потому что, кроме их двоих, в кабине им никто не поможет. Единственное отличие — на командире больше ответственности и последнее слово при принятии решений. Взаимодействие между пилотами — краеугольный камень в безопасности полётов, об этом целая наука есть — Crew Resource Management (CRM).

Оба пилота самолёта имеют практически одинаковую квалификацию

Раньше действовала так называемая технология закреплённого экипажа, когда его состав не менялся. Люди постоянно летали вместе и, естественно, должны были хорошо знать и понимать друг друга. Было даже такое понятие — «слётанность экипажа».

Сейчас абсолютно другие технологии работы (SOP), а самолёты разработаны так, что неважно, кто сидит рядом: мужчина или женщина, русский, китаец или араб. Главное — строго следовать технологии. Всё, вплоть до стандартных фраз, строго формализовано.

В большинстве компаний идёт постоянная ротация экипажа. С кем полетишь завтра, зависит порой от компьютера, который планирует рабочий график экипажей.

Какими гаджетами пользуются пилоты?

Для пилота достаточно стандартный гаджет — это iPad. Как правило, iPad Air 2 и выше. Связано это с тем, что поставщики авиационного программного обеспечения ориентированы на OS X.

Планшет выдаёт компания. Для него в кабине имеется специальное сертифицированное крепление, которое позволяет пользоваться им в течение всего полёта. На планшете только то, что нужно по работе: карты, ПО для расчётов, библиотека. Ничего лишнего. Мы не можем взять и что-то поставить или удалить. Этим занимается администратор, в руках которого все настройки.

Поэтому я вожу с собой ещё один iPad для личных целей. Кто-то предпочитает ноутбук, а кто-то обходится только телефоном. Это чтобы что-нибудь почитать или посмотреть, а также чтобы поддерживать связь с домом. Другого способа общаться с близкими в командировке, кроме как по интернету, пока нет.

Есть ли место бумаге в вашей работе?

Да, и много: штурманский расчёт полёта (CFP), погодный брифинг (фактическая погода и прогнозы), карты погоды, сводка срочных сообщений для экипажей (НОТАМы), документы о коммерческой загрузке (сводно-загрузочные ведомости, список пассажиров, информация о грузе), дополнительные документы. Пачка выходит килограмма на полтора.

Компании постепенно переходят на безбумажные технологии, но процесс этот очень небыстрый, потому что в авиации всё должно быть многократно проверено и продублировано.

Например, штурманский расчёт (он называется CFP) сегодня выполняют на компьютере при помощи специального ПО, но во время полёта мы отмечаем в его бумажной версии, соответствует ли то, что рассчитал компьютер, фактическим показателям. Если есть расхождения, нужен дополнительный контроль. Как я упоминал выше, бумажной работой занимается в основном мониторящий пилот.

Бумажной работой занимается в основном мониторящий пилот

Как вы организуете своё время?

Всё зависит от сезона и от авиакомпании. Зимой работы меньше, летом больше. Кроме того, каждая компания летает на определённые расстояния, и от этого строится график.

Большие самолёты типа Boeing 777 и Boeing 767, как правило, выполняют длинные рейсы. Например, 12 часов летишь из Москвы в Доминикану, там сдаёшь самолёт другому экипажу. Они улетают обратно в Москву, а у вас один-три дня отдыха. И так по кругу. Это называется «эстафета».

Можно улететь на «кольцо». Это когда вылетаешь из одного города, потом посещаешь несколько других, затем возвращаешься. Например, Екатеринбург — Пхукет — Новосибирск — Камрань — Владивосток — Бангкок — Москва.

Если говорить о самолётах небольшой вместимости, то там пилоты почти каждый день ходят на работу, выполняя короткие разворотные рейсы. Командировок очень мало, все рейсы начинаются и заканчиваются дома.

Чем занимается экипаж во время межрейсового отдыха?

Кто чем: кто-то отсыпается, кто-то смотрит телевизор, кто-то в спортзал или в бассейн ходит. Наличие тренажёрки, кстати, для нас очень важно при выборе гостиницы.

Если находимся на «эстафете», то многое зависит от политики компании и от обстановки в стране пребывания. Если она благополучная, то можно сходить на пляж или пройтись по магазинам. Если есть время, посетить местные достопримечательности. Но нельзя употреблять алкоголь и заниматься каким-нибудь экстремальным отдыхом.

Сталкивались ли вы когда-нибудь с хулиганством на борту?

«Хулиганка» на борту происходит всегда по одной причине — алкоголь. Поскольку мы летаем по туристическим направлениям, сталкивались с этим достаточно часто. Были даже случаи, когда дебоширов приходилось связывать. При этом утихомиривать перепивших приходилось бортпроводникам или другим пассажирам.

Пилотам в любой нештатной ситуации запрещено покидать кабину.

Сейчас, в связи с ужесточением ответственности и благодаря публичной огласке, происшествий с хулиганством на борту всё меньше. Но я в любом случае никому не советовал бы пить на борту. Полёт сам по себе нагрузка на организм (воздух сухой, давление низкое), не стоит обезвоживать и нагружать себя ещё больше. По прилёте вы сможете наверстать в комфортной обстановке и без административно-уголовных последствий.

Как вы боретесь с джетлагом?

Нам немного проще, чем, например, пассажирам. Прилетаешь такой уставший, что только бы дойти до кровати и лечь спать.

Сложнее заставить себя отдохнуть перед рейсом, особенно если перед этим некоторое время провёл в режиме «днём — бодрствовать, ночью — спать». Просто лечь и заснуть днём очень трудно. Ведь, как известно, усталость накапливается, а отдых, к сожалению, нет. Выспаться впрок невозможно, а устать можно с большим запасом.

Андрей Громодзин: «Выспаться впрок невозможно»

Сложнее не со сменой режима сна, а с рваным графиком питания. Сон перестраивается довольно быстро, а вот желудок намного медленнее. Поэтому по ночам, бывает, неимоверно хочется есть, и наоборот, деликатесы днём не вызывают никакого энтузиазма.

Что лежит в вашей сумке?

У меня три сумки.

Одна маленькая. Её я использую на разворотных рейсах. Там лежит несколько ручек, маркеры, линейка, все необходимые документы, iPad, сигнальная жилетка, кружка-термос и сушки. Они мне помогают бороться со сном. Кто-то для этого возит семечки, кто-то — ручной эспандер, у меня сушки.

Если это «эстафета» на день-два, то со мной летит небольшой чемоданчик с двумя отделениями: для бумаг и для самой необходимой одежды (в чём выйти на ужин и на море). Если командировка длинная или через разные климатические пояса (бывают полёты из минус 35 в плюс 35), то моя «разворотная» сумка едет сверху на чемодане, в котором уже есть всё — от термобелья до лёгких тапочек.

Какое место в вашей жизни занимает спорт?

Пилоты ежегодно проходят ВЛЭК — врачебно-лётную экспертную комиссию. Это довольно строгий медосмотр: пять основных специалистов плюс кардиограмма, исследования и анализы. После 40 лет проводятся дополнительные исследования, а после 55 пилотов вообще обследуют в стационаре.

Пилот всегда должен быть в форме

Чтобы проходить ВЛЭК, нужно держать себя в форме. Кроме того, после рейсов, когда сидишь порой подряд 12 часов, организм просто требует физической активности. Заниматься командными видами спорта, к сожалению, не получается. Я, например, люблю хоккей, но кому нужен игрок, который постоянно в командировках? Поэтому занимаюсь фитнесом: пробежки, плавание, прогулки, если нет других возможностей — зарядка с электронным тренером в номере.

Проходите ли вы предрейсовый медицинский осмотр?

В России этот анахронизм ещё остался, хотя во всём мире этого уже давно нет.

У нас почему-то думают, что без этого все начнут летать пьяными или под наркотиками. Но пилоты гражданской авиации прекрасно понимают степень своей ответственности, да и с профессией расстаться никому не хочется.

Правда ли, что…

1. Кофе и чай на борту лучше не пить, так как вода в самолёте низкого качества и напичкана химикатами?

Вода действительно не такая, как на земле. Во-первых, за счёт низкого давления она кипит при более низкой температуре. Но до кипятка её никогда не доводят из соображений безопасности. Вряд ли вам понравится, если сосед случайно прольёт на вас крутой кипяток.

Во-вторых, вкусовое восприятие на большой высоте у человека совершенно другое. По-другому воспринимаются соли и кислоты. Именно поэтому многие люди любят пить в самолёте томатный сок. Его восприятие почти не меняется по сравнению с землёй, а вот вкус чая или кофе может казаться неправильным.

Что касается чистоты воды на борту, то за этим строго следят. Ёмкости для неё регулярно промываются, а заправка производится специальной машиной под пристальным контролем инженеров.

2. У пилотов и пассажиров разная еда?

Как правило, да. Более того, у командира и второго пилота тоже разная еда. Опять же, всё из соображений безопасности. Нельзя допустить, чтобы, поев одного и того же, оба пилота получили несварение или какую-нибудь пищевую аллергию.

Но не волнуйтесь, по качеству и содержанию еда у пилотов примерно такая же, как у пассажиров. Та же рыба, курица, мясо.

3. Если во время спокойного полёта долго горит лампочка «Закрепить ремни безопасности», пилот просто забыл её выключить?

Бывает и такое. Но редко. Проводники постоянно находятся в салоне, обязательно заметят это и спросят, в чём дело.

Другое дело, что пилоты знают заранее, когда начнётся болтанка (зоны возможной турбулентности обозначены у нас в специальных картах), и могут заблаговременно, минут за 10–20, включить лампочку, чтобы обезопасить пассажиров.

4. Бортпроводник может зайти в кабину пилотов только по специальному паролю?

Да. Притом зайти может только старший бортпроводник. Перед каждым рейсом согласовывается порядок входа в кабину. Без условного сигнала не впустим.

Кроме того, кабина оборудована видеонаблюдением, чтобы мы сразу понимали, кто и с чем вошёл.

5. Пилот всегда должен быть одет по форме?

И да и нет. Да, если выполняешь рейс с пассажирами. И здесь всё довольно строго. Например, в одной из компаний, в которой я работал, жёстко штрафовали за отсутствие фуражки. Сделал обход самолёта без фуражки — минус 25% от зарплаты.

Нет, если рейс перегоночный. Тогда можно лететь в обычной гражданской одежде.

Кроме того, определённые требования к внешнему виду устанавливают аэропорты. Например, в Бангкоке пилота без формы не пропустят к самолёту, какие документы ни показывай.

Даже забавный случай был. Одному из пилотов не принесли вовремя форму из прачечной. Что делать? Не ждать же, пока её постирают и погладят, срывая вылет. Пришлось пройти на борт сначала одному пилоту, снять форму, передать её пилоту. Он переоделся, и тогда его тоже пропустили.

6. Лётчики не слышат аплодисментов пассажиров?

У нас бронированная дверь в кабину, через неё почти ничего не слышно. Обычно проводники рассказывают потом, что пассажиры хлопали, передают благодарности. (Кстати, если вам понравился перелёт, напишите пару слов об этом в листке отзыва или на сайте компании. Тем, кто для вас старался, будет приятно.)

Сам я аплодисменты слышал дважды. Один раз был полный самолёт детей — самые благодарные пассажиры. А второй, когда мы прилетели в Болгарию и два часа были в зоне ожидания из-за плохой погоды. Сели со второго захода, при первом туман ещё не окончательно разошёлся. Естественно, пассажиры хлопали и кричали так, что было слышно даже через нашу бронированную дверь.

7. Пилоты постоянно крутят романы с бортпроводницами?

Не знаю. Не люблю, когда копаются в моей личной жизни, и к другим не лезу.

Моя жена — бортпроводница. Познакомились на «эстафете», а отношения начались на земле. Но не сразу. Мешал график: то она улетала, то я. Потом встретились.

Лайфхакерство от Андрея Громоздина

  1. Приезжайте в аэропорт с комфортным временным запасом. Большинство компаний, включая чартерные, позволяют проводить электронную регистрацию из дома. Вам останется только сдать багаж и пройти досмотр. Чтобы человек приехал за три часа и устал ещё до того, как сядет в самолёт, выгодно лишь магазинам дьюти-фри и ресторанам.
  2. При прохождении предполётного досмотра заранее выкладывайте всё из карманов в сумку. Это заметно ускорит процесс и позволит не бегать потом в поисках оставленного на досмотре телефона или посадочного талона.
  3. На борту по возможности пейте больше жидкости. Воздух в самолёте сухой и намеренно не увлажняется, чтобы влага не наносила вред конструкции самолёта. Поэтому чем больше вы пьёте, тем лучше. Поэтому «не дай себе засохнуть»!
  4. Во время длительного перелёта делайте микрогимнастику. Дайте суставам, особенно суставам ног, немного подвигаться, чтобы кровь не застаивалась.

Но самый главный совет читателям — всегда наслаждайтесь полётом.

Есть в этом какая-то магия, когда ваше тело переносится с одного конца света на другой за какие-то 8–10 часов с необычайными скоростями.

Ещё 100–150 лет назад такого и представить было нельзя. Поэтому не относитесь к перелётам как к чему-то будничному (даже если много летаете) — получайте удовольствие!

lifehacker.ru

Пилот самолета VS автопилот. Закат профессии "пилот гражданской авиации"? - -= Fly Safe! =

Довольно часто на авиационных и не очень форумах  и сайтах поднимается вопрос о том, насколько современному гражданскому самолету необходим пилот. Мол, при современном уровне автоматики - чем они там занимаются, если за них все делает автопилот?

Ни один разговор не обходится без упоминания беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), и как апогей - полет Бурана.

"Вас мучает этот вопрос, Вы хотите поговорить об этом"?

Что ж, давайте поговорим.


--==(о)==--


Что такое автопилот?

Самый лучший автопилот из тех, что я когда-либо видел, показан в американской комедии "Аэроплан".

Однако и в том фильме он нечаянно вышел из строя, и, если бы не героический неудачник, хеппи энд бы не получился. Хотя, там же была еще и стюардесса... Ну, в любом случае, был человек.

Собственно говоря, многие пилоты потому и не вступают в спор с далекими от авиации людьми, что знают, как иной раз ведет себя самая современная техника. Я же спорить не буду, просто расскажу, а далее вы там хоть подеритесь ) Шутка.

Наши автопилоты представляют себя смесь металла, пластика, стекла, лампочек, кнопочек, крутилок и проводочков. И переключателей. Совсем ничего человеческого.

Пилот управляет автопилотом (уже в этой фразе скрыт сакраментальный смысл) через пульты. На фото ниже - кабина тренажера не самого современного самолета B737CL, но реально, в этом плане нет глобальных отличий между ним, созданным в 80-х годах прошлого столетия и В787, впервые поднявшемся в небо несколько лет назад.

Основной пульт управления автоматикой в целом и автопилотом в частности (МСР) можно разглядеть почти посередине фотографии. Каждая кнопочка на нем отвечает за включение какого-то из режимов автопилота, а четыре кнопки справа (A/P ENGAGE A - B) отвечают, собственно говоря, за включение автопилота. К слову, при той конфигурации органов управления автопилотом, что зафиксирована на фотографии, автопилот не включится. Пусть знатоки ответят почему.

Циферки в окошках означают данные, которые необходимы для того или иного режима работы автопилота. Например, в окошке ALTITUDE можно разглядеть 3500 - это означает, что если после взлета мы включим автопилот и установим какой-нибудь режим набора, то самолет займет высоту 3500 футов и будет тупо на ней лететь, пока пилот не установит новое значение высоты и... снова не включит какой-нибудь режим набора.

Сам по себе автопилот высоту не поменяет и в набор не перейдет.

Более того. Пилот может выбрать высоту, к примеру, 10 000 футов, однако, включить не тот режим автопилота, и самолет послушно полетит вниз вплоть до столкновения с землей.

Аналогично, если впереди по курсу, заданному пилотом в окошке HEADING будет стоять гора, то самолет так и полетит в гору и обязательно в нее врежется, если пилот не предпримет какие-либо действия.

Да, стоит еще отметить то, что автопилот современного самолета работает в паре с автоматом тяги - это еще один набор железяк и проводочков, который отвечает за автоматическое изменение режима двигателей, то есть, тяги. На фото выше на МСР слева можно разглядеть небольшой переключатель с надписью A/T ARM/OFF, он отвечает за включение автомата тяги в режим готовности к использованию. Однако, иногда им приходится работать не в паре (например, если автомат тяги неисправен), что накладывает значительные ограничения на автопилот, т.к. многие режимы автопилота требуют изменения тяги. Например - автопилоту нужно снижаться, но тяга, установленная на взлетным режим этого тупо сделать не даст.

На фото ниже можно увидеть панель управления FMS - системой управления полетом (flight management system). Через данную панель можно забить кое-какие полезные данные, с помощью которых автоматика будет знать о том, по какому маршруту сегодня летит самолет, о том, какие значения  тяги и скорости будут оптимальными именно сегодня.

После взлета пилот может включить (либо он включается автоматически) режим автопилота, в котором самолет будет лететь по командам, получаемым из этой системы. Однако, как я уже говорил выше, если упрется в высоту 3500, установленную в окошке МСР, то выше он не полетит, пока пилот не изменит это значение.


--==(о)==--


Самым главным ограничением современных программных систем (а автопилот является ничем иным, как железякой, набитой алгоритмами) является неспособность принимать нестандартные решения, которые зависят от конкретной ситуации.

Сами по себе алгоритмы управления самолетом совсем не сложные, поэтому автопилоты на самолетах стали появляться еще в 1912 году, а в 30-х стали получать широкое распространение.

Более чем  уверен, что уже тогда начались разговоры о том, что профессия "пилот" скоро себя изживет, как и профессия "кучер". Через много лет Анатолий Маркуша в одной из своих книг пересказывал подслушанный им разговор одной девушки, высказывающей претензии своему молодому человеку в том, что ему надо искать другую профессию, мол, скоро пилоты станут не нужны.

С тех пор еще лет 40 прошло, и данная тема - принятие решений в нестандартных ситуациях создателями новейших самолетов так и не побеждена.

Да, многие авиационные профессии канули в Лету - бортинженер, который заведовал "хозяйством", штурман, который обеспечивал навигацию, радист - который вел связь... Их заменили умными системами, это бесспорно. Правда, одновременно к этому повысились требования к подготовке... а в некоторых ситуациях и нагрузка на оставшихся в кабине двух (!) пилотов. Теперь им приходится не только справляться с кучей систем (путь и максимально автоматизированными), но и иметь много знаний в голове, которые раньше ими в полете обычно не применялись (и со временем выветривались), т.к. в кабине сидели узкие специалисты по этим направлениям.

Да, некоторые БПЛА летают автономно (а некоторые - управляются операторами с земли), да и Буран успешно сделал один (!) полет в автоматическом режиме без пилота на борту. Но это именно те алгоритмы, программирование которых возможно уже очень и очень давно.

Любой интересующийся программист ради спортивного интереса может придумать дополнение к Microsoft Flight Simulator и сажать свои Бураны хоть в Завьяловке, а потом идти на авиационный форум и насмехаться над профессией "водитель самолета".

Но вот я, "водитель самолета", имея понимание о ситуациях, которые возникают в небе, для которых требуется постоянное принятие решений, не решусь сесть в самолет, мозгом которого является не человек, а программа Autopilot v.10.01, в которой исправлены ошибки программирования, выявленные в предыдущих десяти катастрофах.

--==(о)==--

Например, на сегодня, несмотря на практическую возможность такой режим создать, самолеты не взлетают автоматически. И это при том, что уже очень давно освоены автоматическое приземление и автоматический пробег после него. Почему?

Еще Михаил Громов говорил "Взлет опасен, полет прекрасен, посадка трудна". Истина. Взлет проще, чем посадка, однако, если что-то случается на взлете, счет идет иногда на доли секунд. За это время пилоту нужно принять решение - прекращать взлет или продолжать. Более того, в зависимости от факторов, по одной и той же причине в один день взлет лучше прекратить, а в другой - лучше продолжить. Пока пилот думает, тяжеленный самолет, имеющий огромный запас топлива, стремительно ускоряется, а полоса стремительно уменьшается. Отказы могут быть разнообразнейшими (увы, но техника все еще отказывает) и не всегда отказ сводится к банальной неисправности двигателя. Да и отказы двигателя тоже могут быть разными.

То есть, от программиста, который захочет убрать человека из контура управления самолетом и контура принятия решений, потребуется написать кучу алгоритмов по действиям в различного рода нештатных ситуациях. И после каждого неучтенного случая выпускать новую версию прошивки.

В настоящее время "неучтенные случаи" решаются тем, что в кабине находится человек, который матюкнется (или промолчит, в зависимости от выдержки), но справится с ситуацией и вернет самолет на землю.

И в большинстве случаев досужие обыватели о таких случаях просто не знают, ведь в прессе не все сообщается.

--==(о)==--

Вот, к примеру, возьмем мою ситуацию, описанную здесь: http://denokan.livejournal.com/3346.html

Ни одной инструкцией не предусмотрена подобная оплошность - оставить кусок троса аварийного покидания за бортом самолета. Что бы делал Autopilot v.10.01 в таком случае, как бы он узнал о том, что у него скоро нафиг разобьет окно? Никак. Он продолжал бы набор 11 км высоты, и вот когда там разбилось бы окно, по заложенной программе предпринял бы аварийное снижение с выбрасыванием масок... да только пассажирам они бы уже не очень помогли.

Что сделали пилоты? Во-первых, достаточно рано получили информацию о просходящем. Во-вторых, несмотря на невыявленную природу явления, поняли, чем данная нестандартная ситуация может закончится и приняли единственное верное решение - снизиться и вернуться на аэродром вылета.

И это лишь ОДНА из ситуаций, случившейся в карьере лишь ДВУХ пилотов (меня и второго пилота). А пилотов тысячи, а ситуаций сотни тысяч.

--==(о)==--

Некоторые "домохозяины" оппонируют цифрами, мол, человек - слабое звено, согласно статистике 80% всех катастроф произошли по вине человеческого фактора.

Все верно. Техника стала настолько надежной, что в большинстве случаев отказывает человек. Однако, я еще раз напомню, что досужие "домохозяины" просто не задумываются, что многие полеты, в которых произошел отказ техники, закончились благополучно лишь потому, что в кабине сидел человеческий фактор.

Уверяю, если убрать из кабины пилотов, то доля человеческого фактора увеличиться ЕЩЕ больше, но только в этом случае под человеческим фактором будет пониматься ошибка программирования.

Далее, в самолете может весь полет все работать очень хорошо, однако... может работать не очень хорошо на земле. Чтобы самолет долетел до аэродрома и приземлился там, созданы еще целая куча систем, которые что?... Правильно, иногда отказывают. И в этом случае пилот "просыпается" и делает свою работу.

--==(о)==--


Банальное принятие решений при обходе гроз. Вот, к примеру, мой полет в Геную, я назвал его "рейсом жестянщика" http://denokan.livejournal.com/66370.html

Или рейс в Сочи: http://denokan.livejournal.com/67901.html

Или рейс в Тиват: http://denokan.livejournal.com/44632.html

И это только три рейса. А их в сотни раз больше только у одного отдельно взятого пилота.

Грозы на радаре выглядит по-разному, и не всегда одно решение по обходу будет таким же хорошим для другого случая. А уж когда эта гроза находится в районе аэродрома...  А если этот аэродром - горный? Приходится думать и принимать решения...

Если в самолет попадет молния, или он схватит разряд статики, то люди от этого попадания не погибнут, а вот  системы могут непредсказуемо выйти из строя. И случаи были, которые закончили хорошо лишь потому, что в кабине сидели пилоты.

Стоит добавить еще ко всему вышесказанному, что далеко не во всех аэропортах сегодня самолет может выполнить автоматическую посадку. Для нее нужны довольно-таки тепличные условия по сравнению с теми, в которых совершить посадку может пилот. Конечно, это вопрос программирования алгоритмов, но задача достаточно непростая, чтобы обеспечить равную надежность.

--==(о)==--


Конечно, если поскупиться надежностью, то давно уже можно на линии выпустить самолеты без пилотов-операторов.

Главной причиной того, почему до сих пор на гражданские линии не вышли самолеты без пилотов, является эта самая НАДЕЖНОСТЬ. Для нужд военных или грузоотправителей надежность может быть не такой высокой, чем для перевозки людей по воздуху.

Конечно же, степень автоматизации будет расти. Это тоже определяет надежность системы "Экипаж-воздушное судно". Конечно же, будут продолжаться поиски лучших решений для того, чтобы самолеты надежно летали без участия человека. Правда, полностью исключить участие человека из полета можно будет лишь тогда, когда будет изобретен искусственный интеллект, не уступающий интеллекту подготовленного человека. Проблема принятия решений в нестандартных ситуаций никуда не денется. Самолет не автомобиль, чтобы в нестандартной ситуации просто тупо остановиться на обочине.

Одним из вариантов является управление самолетом оператором с земли. То есть, оператор на земле контролирует полет одного или нескольких самолетов, принимая решения в нестандартных ситуациях. Если происходит что-то, что он решить с земли не в состоянии, он остается живым... А пассажиры гибнут.  Потом появляется следующая версия программного обеспечения.

Так что давайте направим свои усилия не на обсуждение профессии пилот (каждое такое обсуждение рано или поздно переходит в тему "за что пилоты получают ТАААКие деньги?", а сконцентрируем усилие на созидание по своей прямой специальности.

Летайте безопасно!

В продолжение темы

denokan.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *