Подготовка к огэ литература – Подготовка к ОГЭ по литературе

    Как сдать ОГЭ по литературе — Учёба.ру

    Илья Бражников,

    доктор филологических наук, профессор,

    преподаватель русского языка и литературы образовательного центра «Талантум»

    Насколько сложен для девятиклассников ОГЭ по литературе?

    Говорить обо всех девятиклассниках, насколько они знают или не знают литературу, неправильно. Как всегда и во всем, кто-то знает, кто-то не очень, кто-то не знает совсем. Для успешной сдачи экзамена необходимо не только хорошо знать литературу, но и быть знакомым с форматом ОГЭ. Формат не сложен, но имеет свою специфику, и есть критерии оценивания ответа, с которыми необходимо ознакомиться. Как правило, на школьных уроках этому не уделяется внимания, в том числе потому, что литературу обычно сдают немногие. Поэтому курсы или репетитор, учитывающие специфику подготовки к ОГЭ, необходимы.

    По Вашему опыту преподавания, какие разделы литературы самые сложные для школьников? А какие темы самые простые?

    Традиционно сложен (прежде всего из-за языка) материал по древнерусской литературе («Слово о полку Игореве») и литературе XVIII века (Ломоносов, Державин, Карамзин). Как правило, девятиклассники хуже воспринимают поэтические тексты, совсем не умеют их анализировать. В школе этому уделяется недостаточно внимания. Особенно трудны Тютчев и Фет. А вот «Герой нашего времени» Лермонтова и «Капитанская дочка» Пушкина традиционно легки для восприятия девятиклассника.

    Чтобы хорошо сдать ОГЭ по литературе, надо ли читать литературные произведения за рамками школьной программы?

    Разумеется, надо. Всегда хорошо, если школьник будет читать больше. Это несомненно расширит его кругозор, обогатит язык, улучшит речь. Но определенного списка, что именно нужно прочитать перед ОГЭ за рамками программы, не существует.

    Расскажите, пожалуйста, про структуру экзамена. Какие темы охватывают задания?

    Экзаменационная работа по литературе — это, грубо говоря, четыре сочинения. Два мини-сочинения (письменный ответ в объеме трех-пяти предложений), сравнительный анализ двух фрагментов текста (пять-восемь предложений) и большое «традиционное» сочинение — такое, как пишут в школе. Задания охватывают огромный исторический период — от древнерусской литературы до литературы XX века. Не совсем понятно, почему это так — ведь полноценное знакомство со многими авторами (с теми же Тютчевым, Фетом, Достоевским, Блоком, Солженицыным, Шукшиным и др.) школьникам, сдающим ОГЭ, еще только предстоит в течение следующих двух лет.

    Первые три задания ОГЭ основаны на предложенном фрагменте текста. Из какого именно произведения будет этот фрагмент — неизвестно. Получается, что на экзамене девятиклассник получает «кота в мешке». Особенно это касается литературы второй половины XX века, о которой школьники имеют весьма смутное представление. В школе это вообще не проходят, а в рамках курсов или репетиторских занятий соответствующие произведения сложно охватить по времени. Да, в кодификаторе ФИПИ дается список фамилий авторов, произведения которых могут появиться на экзамене. Но какие именно стихотворения Евтушенко, Бродского или Самойлова там будут или какие произведения прозаиков (12-15 фамилий), никому заранее неизвестно. Экзамен предполагает начитанность и широкий кругозор ученика, что, как мне кажется, преждевременно требовать от каждого девятиклассника.

    Конечно, ОГЭ по литературе проще, чем ЕГЭ. Здесь ученику дается на выбор два варианта, и можно выбрать для выполнения один из них. Но фактор неопределенности по произведениям на ОГЭ существует так же, как и на ЕГЭ.

    Расскажите, пожалуйста, про систему начисления баллов.

    Наибольшее число баллов (13) дается за сочинение (задание № 4, часть 2), но в сумме три задания части 1 дают больше — всего 20 баллов (6+6+8).

    Как подготовиться к ОГЭ по литературе наилучшим образом?

    «Формула успеха», безусловно, есть, но она у каждого своя, поскольку литература, как и любое гуманитарное знание, в значительной степени зависят от восприятия и особенностей личности. Для литературы главным было и остается — больше читать и стараться лучше понимать прочитанное. Остальное — приложится! Последние месяцы лучше посвятить повторению материала — например, написать планы всех больших сочинений, подготовить цитаты. Для подготовки я рекомендую использовать типовые экзаменационные варианты под редакцией А.В. Федорова и универсальный справочник О.И. Нестеровой.

    На что нужно обратить внимание при подготовке к заданиям ОГЭ по литературе? Какие есть подводные камни у разного типа заданий?

    Задания № 1, № 2

    В этих заданиях школьникам предлагается ответить на вопрос по предложенному фрагменту произведения. Здесь требуется дать прямой и внятный ответ на поставленный вопрос в объеме трех-пяти предложений. Свою позицию необходимо аргументировать текстом. То есть в ответе нужно использовать цитаты из ключевых произведений. Задание оценивается в шесть баллов, и два из них школьник получает за своевременно и правильно употребленные цитаты.

    Мы с моими учениками на последних занятиях курса отдельное внимание уделяем именно цитатам. Каждый ученик делает подбор цитат по ключевым произведениям и заучивает их наизусть. В итоге получается большой список цитат, которые можно использовать на экзамене.

    Задание № 3 Здесь нужно сделать сравнительный анализ двух фрагментов произведений. Первый вариант предполагает сравнение двух прозаических текстов, второй — двух стихотворений. При выполнении этого задания необходимо уметь строить сравнительную характеристику, знать требования и отработать заранее этот навык, а также не забывать о цитировании.
    Задание № 4

    В этом задании необходимо написать полноценное сочинение объемом не менее 200 слов на одну из четырех предложенных тем. В сочинении нужно аргументировать свою позицию с помощью цитат и использовать литературоведческую терминологию.

    Во всех заданиях строго оценивается письменная речь — это слабое место современных школьников, поэтому необходима тщательная самопроверка.

    www.ucheba.ru

    Список художественных произведений к ОГЭ по литературе

     

       Список произведений, по которым могут формулироваться задания КИМ по литературе основного государственного экзамена (ОГЭ) (цитируется по fipi.ru).

     

    1. «Слово о полку Игореве».

     

    2. М.В. Ломоносов. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должна быть «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»).

     

    3. Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».

     

    4. Г.Р. Державин. Сборник лирики (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Памятник», «Властителям и судиям»).

     

    5. Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».

     

    6. И.А. Крылов. Сборник басен (обязательно в сборнике должны быть басни: «Листы и Корни», «Волк на псарне», «Квартет», «Осёл и Соловей»).

     

    7. В.А. Жуковский. Стихотворения (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Море», «Невыразимое»). Сборник баллад (обязательно в сборнике должны быть баллады: «Светлана», «Лесной царь»).

     

    8. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».

     

    9. А.С. Пушкин. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И.И. Пущину», «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Не пой, красавица, при мне…», «Вакхическая песня»).
       Поэма «Цыганы».
       Роман «Евгений Онегин».
       «Повести Белкина».
       Роман «Капитанская дочка».

     

    10. М.Ю. Лермонтов. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», «Тучи», «Листок», «Ангел»).
       Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
       Поэма «Мцыри».
       Роман «Герой нашего времени».

     

    11. Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор».
       Повесть «Шинель».
       Поэма «Мёртвые души».

     

    12. А.Н. Островский. Сборник пьес (обязательно в сборнике должны быть пьесы: «Свои люди – сочтёмся!»; «Снегурочка»).

     

    13. И.С. Тургенев. Сборник повестей (обязательно в сборнике должны быть повести: «Ася», «Первая любовь», «Записки охотника»).

     

    14. Ф.И. Тютчев. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Весенняя гроза», «Ещё шумел весёлый день…», «Чародейкою-зимою…»).

     

    15. А.А. Фет. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Ласточки пропали…», «Еще весны душистой нега…», «На заре ты ее не буди…»).

     

    16. Н.А. Некрасов. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Железная дорога», «Тройка», «Душно! Без счастья и воли…»).

     

    17. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сборник сказок (обязательно в сборнике должны быть сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»).

     

    18. Ф.М. Достоевский. Сборник повестей (обязательно в сборнике должны быть повести: «Белые ночи», «Бедные люди»).

     

    19. Л.Н. Толстой. Сборник повестей (обязательно в сборнике должны быть повести: «Кавказский пленник», «Хаджи-Мурат», «Детство»).
    Рассказ «После бала».

     

    20. А.П. Чехов. Сборник рассказов (обязательно в сборнике должны быть рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Толстый и тонкий»).

     

    21. И.А. Бунин. Сборник рассказов (обязательно в сборнике должны быть «Танька», «Косцы»).

     

    22. А.А. Блок. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе…»).

     

    23. В.В. Маяковский. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся»).

     

    24. С.А. Есенин. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Берёза», «Пороша», «Край любимый! Сердцу снятся…»).

     

    25. М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

     

    26. А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин».

     

    27. В.М. Шукшин. Сборник рассказов (обязательно в сборнике должны быть рассказы: «Срезал», «Чудик»).

     

    28. А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор».

     

    29. Проза второй половины XX в. Сборники произведений следующих писателей: Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов.

     

    30. Поэзия второй половины XX в. Сборники лирики следующих поэтов: И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов.

     

     

    literarus.ru

    Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по литературе (9 класс) на тему: Рабочая программа курса «Подготовка к ОГЭ по литературе. 9 класс»

    Пояснительная записка.

    Рабочая программа курса «Подготовка к ОГЭ по литературе. 9 класс»  составлена на основе примерной программы по литературе в соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам учащихся.Содержание программы направлено на освоение учащимися тем, необходимых для успешного прохождения ОГЭ, на формирование базовых знаний и базовых компетентностей. 

    Данный курс (33 часа) призван помочь учащимся успешно подготовиться к ОГЭ по литературе: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания. При подготовке учебного материала данного курса была учтена статистика результатов сдачи ОГЭ в 2015 году.

    Темы курса выбраны с необходимостью  обобщить и углубить материал уроков, на которых проводилась подготовка учащихся к сдаче ОГЭ, а именно: на выполнение заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности.

    Часть 1 содержитдва задания базового уровня (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) и одно заданиеповышенного уровня (1.1.3, 1.2.3).

    Часть 2 содержит задание высокогоуровня сложности (предложен выбор из четырех заданий: 2.1–2.4), котороетребует от экзаменуемого написания самостоятельного полноформатногосочинения на литературную тему.

    Подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся подготовиться к государственному экзамену.

    Цель:

    - подготовить учащихся к ОГЭ;

        - обобщить и углубить знания по разделам:

    1. «Сведения по теории и истории литературы»

    2. «Из русского фольклора»

    3. «Из древнерусской литературы»

    4. «Из русской литературы XVIII в.»

    5. «Из русской литературы первой половины XIX в.»

    6. «Из русской литературы второй половины XIX в.»

    7. «Из русской литературы XX в.»

    8. «Из зарубежной литературы»

    Содержание и структура экзаменационной работы дают возможность,

    во-первых, проверить знание учащимися содержательной стороны курса:

    образной природы словесного искусства, теоретико-литературных понятий,

    содержания изученных литературных произведений; во-вторых, выявить

    уровень владения специальными умениями по предмету, названными в

    Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего

    образования по литературе:

    – воспринимать и анализировать художественный текст;

    – выделять смысловые части художественного текста;

    – определять род и жанр литературного произведения;

    – выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного

    произведения; давать характеристику героям;

    – характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

    – сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравниватьих героев;

    – выявлять авторскую позицию;

    – выражать свое отношение к прочитанному;

    – владеть различными видами пересказа;

    – строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;

    – писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

     В основу экзаменационной модели положенычитательские, литературоведческие умения и речевые навыки учащихся какключевые компетенции, формирующие личность школьника-читателя. Ихпроверке подчинены все структурно-содержательные компоненты экзаменационной модели ОГЭ.

    Тематический план

    Название темы

    Количество часов

    1.

    Введение

    1

    2.

    Основные теоретико-литературные понятия

    5

    3.

    Из русского фольклора

    1

    4.

    Из древнерусской литературы

    1

    5.

    Из русской литературы XVIII в.

    2

    6.

    Из русской литературы первой половины XIX в.

    7

    7.

    Из русской литературы второй половины XIX в.

    5

    8.

    Из русской литературы ХХ в.

    7

    9.

    Из зарубежной литературы

    4

    Календарно-тематическое планирование

    Название темы

    Колчас.

    Дата

    1.

    Введение

    1

    Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2018. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

    1.

    2.

    Основные теоретико-литературные понятия

    5

    1.

    Художественная литература как искусство слова.

    Художественный образ. Фольклор. Жанры фольклора. Литературные роды и жанры.

    1

    2.

    Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

    1

    3.

    Форма и содержание литературного произведения: тема, идея,проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия:экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическоеотступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

    1

    4.

    Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет,метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

    1

    5.

    Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер,ритм, рифма, строфа.

    1

    3.

    Из русского фольклора.

    1.

    1.

    Русские народные сказки. Былины.

    1

    4.

    Из древнерусской литературы

    1

    1.

    «Слово о полку Игореве»

    1

    5.

    Из русской литературы XVIII в.

    2

    1.

    М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийскийпрестол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»

    1

    2.

    Г.Р. Державин. Стихотворения: «Памятник», «Властителям и

    судиям». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»

    1

    6.

    Из русской литературы первой половины XIX в.

    7

    1.

    И.А. Крылов. Басни. В.А. Жуковский. Стихотворения: «Море», «Невыразимое». Баллады: «Светлана», «Лесной царь».

    1

    2.

    А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».

    1

    3.

    А.С. Пушкин. Стихотворения.А.С. Пушкин. Поэма «Цыганы». Роман «Евгений Онегин».

    1

    4.

    А.С. Пушкин. «Повести Белкина». Роман «Капитанская дочка».

    1

    5.

    М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича,молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма «Мцыри». М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».

    1

    6.

    Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор».  Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души».

    1

    7.

    Выполнение теста.

    1

    7.

    Из русской литературы второй половины XIX в.

    5

    1.

    А.Н. Островский. Пьесы. И.С. Тургенев. Повести.

    1

    2.

    Ф.И. Тютчев. Стихотворения. А.А. Фет. Стихотворения. Н.А. Некрасов. Стихотворения.

    1

    3.

    М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрыйпискарь».

    1

    4.

    Ф.М. Достоевский. Повести. Л.Н. Толстой. Повести.  Рассказ «После бала».

    1

    5.

    А.П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Толстый и тонкий».

    1

    8.

    Из русской литературы ХХ в.

    7

    1.

    И.А. Бунин. Рассказы: «Косцы», «Танька».

    1

    2

    А.А. Блок. Стихотворения: «О, весна без конца и без краю…»,«О, я хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах,о славе…». В.В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение,бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся».

    1

    3

    С.А. Есенин. Стихотворения: «Береза», «Пороша», «Край

    любимый! Сердцу снятся…».

    1

    4

    М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы:«Переправа», «Два солдата», «Поединок»)

    1

    5

    В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал», «Чудик». А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор».

    1

    6.

    Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов,

    В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер,

    Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. иБ.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов

    1

    7.

    Поэзия второй половины XX в. И.А. Бродский, А.А. Вознесенский,В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов.

    1

    9.

    Из зарубежной литературы

    4

    1

    Гомер. Поэмы «Илиада», «Одиссея». У. Шекспир. Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Гамлет».

    1

    2

    Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве. И.-В. Гете. Трагедия «Фауст»

    1

    3

    Выполнение теста.

    1

    4

    Анализ теста, коррекция знаний

    1

    Требования к уровню подготовки учащихся:

    Учащиеся должны

    1.знать/понимать:

    1.1. образную природу словесного искусства;

    1.2. содержание изученных литературных произведений;

    1.3. основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова,

    А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;

    1.4. изученные теоретико-литературные понятия;

    2.уметь:

    2.1. воспринимать и анализировать художественный текст;

    2.2. выделять смысловые части художественного текста, составлять

    тезисы и план прочитанного;

    2.3. определять род и жанр литературного произведения;

    2.4. выделять и формулировать тему, идею, проблематику

    изученного произведения; давать характеристику героев;

    2.5. характеризовать особенности сюжета, композиции, роль

    изобразительно-выразительных средств;

    2.6. сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать

    их героев;

    2.7. выявлять авторскую позицию;

    2.8. выражать свое отношение к прочитанному;

    2.9. владеть различными видами пересказа;

    2.10. строить письменные высказывания в связи с изученным

    произведением;

    2.11. понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать

    свою;

    2.12. писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях,

    сочинения;

    3.использовать приобретенные знания и умения в

    практической деятельности и повседневной жизни для:

    3.1. создания связного текста на необходимую тему с учетом норм

    русского литературного языка;

    3.2. определения своего круга чтения и оценки литературных

    произведений.

    Литература

    1.Демоверсии ОГЭ -  2017.

    2.Кузанова О.А. Литература. ОГЭ-2018. Типовые тестовые задания. Экзамен.2017.

    3.Фёдоров А.В. Литература.  Тренировочные варианты экзаменационных работ. Экзамен.2017. .       

    4.  Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

    5.http: //www.ctege/knigi-po-literature-oge-9-klasse

    nsportal.ru

    Справочные материалы для подготовки к ОГЭ по литературе

    Справочные материалы для подготовки к ОГЭ по литературе

    9 класс

    (Литературоведческие термины и понятия)

    Литературные роды и жанры.

    Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).

    Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы:

    Первый подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и и.т.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование, такой род литературы и именуется эпическим;

    Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становился главным событием лирики;

    Третий подход: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет реже всего звучать - в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.

    Рассмотрите таблицу и постарайтесь запомнить ее содержание:

    Роды художественной литературы.

    ЭПОС

    ДРАМА

    ЛИРИКА

    (греч. - повествование) рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях; изображение внешней стороны происходящего

    (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор

    может прямо выразить свое отношение к происходящему.

    (греч. - действие) изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках.

    (от названия музыкального инструмента) переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным

    событием.

    Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

    ЖАНР - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы, к таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.

    Примеры родо-видовых отношений в литературе:

    • Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений.

    • Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.

    Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем "уходят" из "активного запаса" художников в зависимости от

    исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

    Основные литературные жанры

    Лирика

    Ода

    Стихотворение восторженного характера в честь какого-либо значительного лица или события.

    Стихотворение

    Небольшое произведение, созданное по законам поэтической речи.

    Элегия

    Стихотворение - философское раздумье о жизни, любви, природе, течении времени.

    Песня

    Стихотворение, предназначенное для пения.

    Дума

    Послание

    Лирическое произведение, написанное в виде обращения к какому- либо лицу или лицам.

    Эпиграмма

    Краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.

    Эпос

    Рассказ

    Небольшое произведение, посвященное отдельному событию в жизни человека. В таком кратком эпизоде из жизни человека автор раскрывает существенные типические черты жизни.

    Очерк

    Изображаются события, реально происходившие в жизни, участники которых существовали в действительности.

    Новелла

    Отличается четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки.

    Повесть

    В повести изображается ряд событий, освещающих целый период жизни человека. В древнерусской литературе повестью называли всякое повествование о событиях исторической или частной жизни.

    Роман

    Отражает сложный жизненный процесс, большой круг жизненных явлений, показанных в развитии. В событиях, изображенных в романе, обычно принимают участие много действующих лиц, судьбы и интересы которых переплетаются.

    Роман-эпопея

    Роман, освещающий особенно сложный и богатый жизненный материал, охватывающий целую эпоху.

    Драма

    Трагедия

    В этом произведении характер героя раскрывается в безвыходном положении, в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель.

    Драма

    Всякое произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.

    Произведение, которое изображает сложный и серьезный конфликт, напряженную борьбу между действующими лицами.

    Комедия

    Произведение, в котором отражается смешное и несообразное в жизни, осмеивается какое-либо нездоровое общественное или бытовое явление, смешные черты человеческого характера.

    Мистерия

    Средневековая драма, исполнявшаяся на латинском языке первоначально в католических церквях, а позже как народное зрелище. Ее содержанием являлись инсценировки какой-либо церковной легенды с интермедиями.

    Мелодрама

    Драма, действующие лица которой резко делятся на добродетельных героев и отъявленных злодеев. Имеют необычную судьбу, наделены исключительными чувствами, попадают в неправдоподобные острые положения, которые заканчиваются благополучно. По законам жанра добродетельные герои после многих превратностей судьбы всегда одерживают победу.

    Фарс

    Веселая комедия бытового содержания.

    Водевиль

    Небольшая шутливая театральная пьеса с куплетами и танцами, Одноактная веселая комедия.

    Трагикомедия

    Совмещает в себе черты трагедии и комедии.

    Соответствие литературных жанров и муз-покровительниц искусств

    Торжественные песнопения - гимны.

    Эрато

    Любовная поэзия – элегия

    Эвтерпа

    Лирическая поэзия – послания

    Каллиопа

    Лиро-эпические произведения – басня, рассказ, повесть.

    Мельпомена

    Трагедия.

    Талия

    Комедия.

    Жанры эпических произведений

    Жанры лирических произведений

    Гимн

    (хвалебная песнь)

    Ода

    (прославление лица или события)

    Эпитафия

    (надгробная надпись, иногда шуточная)

    Эклога

    (стихи о безмятежной пастушеской жизни)

    Эпиграмма

    (сатира на человека)

    Дифирамб

    (симпатия к одному лицу)

    Послание

    (обращение к лицу в форме письма)

    infourok.ru

    Комплекс материалов для подготовки к ОГЭ по литературе 9 класс

    НАЧАЛЬНАЯ
    ШКОЛА
    ОСНОВНАЯ
    И СРЕДНЯЯ
    ОБОБЩЕНИЕ
    ОПЫТА
    ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
    В БЛОГАХ...

    еще... КОММЕНТАРИИ
    еще... Замечательное стихотворение получилось, Елена Владимировна! Мне тоже понравилось то, что концовка хорошая! Замечательные слова сказал А.П. Чехов! Светлана Николаевна, у Вас замечательный цветник. Эустома у нас сейчас в моде, я... Никогда не видела эустому, очень красивые цветы! Да, наши звёздочки все экзамены сдали на "отлично". Идут в 10 класс, в... Ваши две девочки из 9-го класса уже определились, где будут учиться дальше? Таки...

    Комплексы методических разработок

    • 9 класс
    • презентация
    17.09.2017
    Комплекс содержит материалы для подготовки выпускников 9-х классов к ОГЭ по литературе. Предлагаются некоторые материалы для написания сочинений по различным направлениям по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и других писателей.
    Цель: подготовка обучающихся к успешной сдаче ОГЭ по литературе.
    Ресурсы выполнены в программе Microsoft Power Point.© Елена Владимировна Щербакова Елена Владимировна Щербакова

    Понравилось? Сохраните и поделитесь: Загрузка началась... Понравился сайт? Получайте ссылки
    на лучшие материалы еженедельно! Подарок каждому подписчику!
    Рекомендации:

    Порядок вывода комментариев: По умолчаниюСначала новыеСначала старые

    GOR154 #1 | 18.09.2017 | 17:58 | 0

    Благодарю за помощь ,Елена Владимировна! Готовимся к ОГЭ!


    Успехов Вам в подготовке, Марина Юрьевна!


    GOR154 #3 | 18.09.2017 | 19:23 | 0

    Спасибо,Елена Владимировна!


    Нужный и полезный комплекс создан Вами, Елена Владимировна! Добротная помощь учителю и учащимся!


    Спасибо Вам, Надежда Андреевна, за оценку комплекса разработок.


    Елена Владимировна, спасибо за помощь. Что-то использовала в прошлом году, девочка сдала на отлично. В этом году снова сдаём. Использую Ваш комплекс с благодарностью.


    Галина Геннадьевна, спасибо Вам за добрый комментарий! Успешной подготовки к экзамену!


    Благодарю! Надеюсь  на лучшее. Девочка читающая.


    Главное, чтобы дети читали! На экзамене всё вспомнится!


    easyen.ru

    подготовка к ОГЭ по литературе

    Николай Семенович Лесков

    Из автобиографических заметок

    По происхождению я принадлежу к потомственному дворянству Орловской губернии. Род наш собственно происходит из духовенства, и тут за ним есть своего рода почетная линия. Мой дед, священник Димитрий Лесков, и его отец, дед и прадед, все были священниками в селе Лесках, которое находится в Карачевском или Трубчевском уезде Орловской губернии. От этого села "Лески"  и вышла наша родовая фамилия – Лесковы.

       Отец мой, Семен Дмитриевич Лесков, "не пошел в попы", а пресек свою духовную карьеру тотчас же по окончании курса наук в Севской семинарии. Это, говорили, будто очень огорчило деда и едва ли не свело его в могилу. Огорчение имело тем большее место, что места сдать было некому, потому что другой брат моего отца, а мой дядя, был убит в каком-то семинарском побоище и из-за какого-то ничтожного повода. Но отец мой был непреклонен в своих намерениях и ни за что не хотел надеть рясы, к которой всегда чувствовал неодолимое отвращение, хотя был человек очень хорошо богословски образованный и истинно религиозный. Место было передано "зятю", то есть мужу матушки Пелагеи Дмитриевны, который вскоре умер, и левитский  род Лесковых в селе Лесках пресекся, но зато появился Лесков в орловском приказничестве.

       Выгнанный дедом из дома за отказ идти в духовное звание, отец мой бежал в Орел с сорока копейками меди, которые подала ему его покойная мать "через задние ворота".

       Гнев деда был так велик, что он выгнал отца буквально безо всего, даже без куска хлеба за пазухой халата.

       С сорока копейками отец пришел в Орел и "из-за хлеба" был взят в дом местного помещика Хлопова, у которого учил детей, и, должно быть, успешно, потому что от Хлопова его "переманул" к себе помещик Михаил Андреевич Страхов, служивший тогда орловским уездным предводителем дворянства. Тут отец опять учил детей в семье бежавших из Москвы от французов Алферьевых и получал уже какую-то плату -- вероятно, очень ничтожную. Но замечательно, что в числе его маленьких учениц была одна, которая потом стала его женою, а моею матерью.

       На месте учителя в доме Страховых отец обратил на себя внимание своим прекрасным умом и честностью, которая составляла отменную черту всей его многострадальной жизни. Из учителей его упросили поступить на службу делопроизводителем дворянской опеки, -- чем он и был, -- не могу сказать, долго или коротко. Честность и ум отца обратили на него внимание кого-то из образованных орловских дворян, если не ошибаюсь, Сомова или Болотова, которые уговорили его ехать на службу в Петербург и дали ему для этого средства.  

       Я родился 4 февраля 1831 года Орловского уезда в селе Горохове, где жила моя бабушка, у которой на ту пору гостила моя мать. Это было прекрасное, тогда весьма благоустроенное и богатое имение, где жили по-барски. Оно принадлежало Михаилу Андреевичу Страхову и ныне еще находится в его роде. Семья была большая, и жилось на широкую ногу, даже с роскошью.

    В Орле отца избрали заседателем от дворянства в орловскую уголовную палату , где он скоро стал заметен умом и твердостью убеждений, из-за чего наживал себе очень много врагов. Я даже помню дела каких-то Юшковых, Игиных и Желудковых, которые, говорили, "пахли сотнями тысяч" и решались сенатом "по разногласию" в духе особых мнений моего отца, несогласных с мнениями всей палаты. Притом отец был превосходный следователь и, по тогдашним обычаям, был часто командируем для важных следствий в разные города, и особенно долго жил в Ельце, где им раскрыто весьма запутанное уголовное дело, производившееся по высочайшему повелению.

    Жили мы в крошечном домике, который состоял из одного большого крестьянского сруба, оштукатуренного внутри и покрытого соломой.

       Отец сам ходил сеять на поле, сам смотрел за садом и за мельницей и при этом постоянно читал, но хозяйство у него шло плохо, потому что это совсем было не его дело. Он был человек умный, и ему нужна была живая, умственная жизнь, а не маленькое однодворческое хозяйство, в котором не к чему было приложить рук. Меня в это время отвезли в Орел и определили в первый класс Орловской гимназии.

       Религиозность во мне была с детства, и притом довольно счастливая, то есть такая, какая рано начала во мне мирить веру с рассудком. Я думаю, что и тут многим обязан отцу. Матушка была тоже религиозна, но чисто церковным образом. Отец ей не мешал верить, как она хочет, но сам ездил в церковь редко и не исполнял никаких обрядов, кроме исповеди и святого причастия, о котором я, однако, знал, что он думал.

    За М. А. Страховым была замужем родная сестра моей матери Наталия Петровна, большая красавица, которую старик муж ревновал самым чудовищным и самым недостойным образом к кому попало. Это был человек невоспитанный, деспотический и, кажется, немножко помешанный. Плодом супружества Страхова и моей тетки было шесть человек детей -- три дочери и три сына, из которых двое были немного меня старше, а третий ровесник. И так как для их воспитания в доме были русский и немецкий учители и француженка, а мои родители ничего такого держать для меня не могли, то я жил у Страховых почти до восьми лет, и это послужило мне в пользу; я был хорошо выдержан, то есть умел себя вести в обществе прилично, не дичился людей и имел пристойные манеры -- вежливо отвечал, пристойно кланялся и рано болтал по-французски.

       Но зато рядом с этими благоприятностями для моего воспитания в душу мою вкрались и некоторые неблагоприятности: я рано почувствовал уколы самолюбия и гордости, в которых у меня выразилось большое сходство с отцом. Я был одарен, несомненно, большими способностями, чем мои двоюродные братья, и что тем доставалось в науках с трудностями, то мне шло нипочем. Немецкий учитель Кольберг имел неосторожность поставить это однажды на вид тетке, и я стал замечать, что мои успехи были ей неприятны.

       Это во мне зародило подозрение, что я тут не на своем месте, и вскоре пустое обстоятельство это решило так, что меня должны были отсюда взять.

    Меня за успехи хотели поощрять. Для этого в гостиную собрали всех детей. Это был какой-то праздник, и в этом доме случилось много гостей почти равного возраста…

      Вместо похвального листа мне дали объявление об оподельдоке, что я заметил уже только тогда, когда развернул лист и уронил его при общем хохоте.

       Эта шутка возмутила мою детскую душу, и я не спал всю ночь, поминутно вскакивая и спрашивая, "за что, за что меня обидели?".

       С тех пор я ни за что не хотел оставаться у Страховых и просил бабушку написать отцу, чтобы меня взяли.

    Так и было сделано, и я стал жить в нашей бедной хибарке, считая себя необыкновенно счастливым, что вырвался из большого дома, где был обижен без всякой с моей стороны вины.

       Но зато, однако, мне негде было более учиться, и я снова теперь возвращаюсь к тому, что меня отвезли в Орловскую гимназию.

    Я скучал ужасно, но учился хорошо, хотя гимназия, подпавшая в то время управлению директора Ал. Як. Кронеберга, велась из рук вон дурно.

     Ездил я домой в год три раза: на летние каникулы, на святки и на страстной неделе с пасхою. При этой последней побывке мы с отцом всегда вместе говели, -- что мне доставляло особенное удовольствие, так как в это время бывает распутица и мы ездили в церковь верхом

    nsportal.ru

    Подготовка к ОГЭ по Литературе. Сдайте Литературу на 100 баллов

    Автор статьи – Воронцова Т. В.

    ОГЭ по литературе - хороший тренинг перед тем, как сдавать ЕГЭ по литературе.

    Самое сложное в ОГЭ по литературе – даже не сочинения, а конкретные вопросы, которые требуют прямого ответа. Для девятиклассников это трудно, потому что они привыкли писать “красиво” и ни о чем. Например, в ОГЭ по литературе есть вопрос, о том, почему Базарова называют «рефлексирующим нигилистом». А школьники в ответ пишут о том, что Тургенев – великий писатель, а «Отцы и дети» - замечательный роман. Все это “вода”, которой не место на экзамене.

    Тексты на ОГЭ по литературе дают сложные. Например, «Собачье сердце» Булгакова, «Матренин двор» Солженицына, чеховские рассказы.
    Могут дать переводной текст - например, фрагмент из Байрона, для сопоставления с текстом Лермонтова.

    Сразу предупредим тех, кто сдает ОГЭ по литературе. Это непростой экзамен, и его выбирают не для того, чтобы “что-то сдать”. Работать при подготовке к ОГЭ по литературе придется много!

    Обычно подготовка к ОГЭ по литературе проходит в школах стандартно. Учителя буквально заставляют девятиклассников читать классику, говоря, что этот материал необходим для написания итогового сочинения. А школьники предпочитают краткий пересказ произведений или сборники готовых сочинений. При этом серьезной подготовкой к ОГЭ по литературе,
    то есть анализом текста, никто не занимается.

    А на ОГЭ по литературе вы получите, например, фрагмент из баллады «Светлана» Жуковского, а для сопоставления - кусочек из «Евгения Онегина». Необходимо сопоставить эти тексты и ответить на вопросы: в чем сходство, в чем различие? А после этого написать небольшое сочинение примерно в 200 слов.

    Готовит ли ваша школа к экзамену именно в таком формате? Учат ли вас писать сочинения строго по теме? Если да - значит, подготовка к ОГЭ по литературе станет отличной тренировкой перед более серьезным экзаменом - ЕГЭ.

    Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России)                        +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)

    Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.

    ege-study.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о