Подготовка огэ общество – Теоретический материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию

    план подготовки – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

    План подготовки

    • Помните, что подготовка к ОГЭ по любому учебному предмету не может быть оторвана от изучения этого предмета в основной школе.

    • Выберите подходящие пособия для подготовки к ОГЭ. Учебники под редакцией Г.А. Бордовского составлены с учетом предстоящих экзаменов. Апробировать электронные версии учебников можно на платформе LECTA.

    • Проведите стартовую диагностику.

    • Проводите систематическую рубежную диагностику (например, после каждого изученного раздела).

    • Формируйте определенные предметные умения поэтапно, через задания для ОГЭ по обществознанию.

    • Обратите особое внимание учеников на критерии оценивания заданий второй части.

    • Возьмитесь за варианты КИМ по обществознанию на завершающей стадии подготовки к экзамену. Непосредственно изучение работ нужно в первую очередь для того, чтобы отработать темп выполнения, привыкнуть к формату записи ответов, закрепить сформированные приемы выполнения конкретных заданий.

    Разбор заданий первой части

    Изменения в структуре КИМ не наблюдаются. Новая форма аттестации ОГЭ в первой части включает 25 заданий, 20 из которых предусматривают выбор одного правильного ответа. Разделы обществознания в работе представлены равномерно.

    Вопросы первой части можно разделить на три типа:

    • Задания на знание положений курса (их в работе 9)

    Пример: Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по этническому признаку?

    1) россияне 2) ростовчане 3) русские 4) пассажиры

    Типичная ошибка: не разделять территориальный признак и этнический. Иногда учащиеся невнимательно читают задание и не отталкиваются от признака, заданного условием. При подготовке нужно разбирать не только правильный ответ, но остальные варианты: какой признак заложен в социальных группах, которые в данном случае не относятся к верному ответу?

    • Задания на обращение к социальным реалиям (их в работе 5)

    Пример: В городе Z. традиционно женщины работали на многочисленных текстильных фабриках. С наступлением промышленного подъема такие предприятия стали расширять объемы производства и набирать дополнительных работников, в связи с чем на рынке оказался востребованным труд профессиональных нянь. Этот пример иллюстрирует ситуацию на рынке

    1) недвижимости 2) труда 3) товаров и услуг 4) предпринимательском

    Типичная ошибка: спутать рынок труда с рынком товаров и услуг. Чтобы ее избежать, необходимо повторять виды рынков.

    • Задания на анализ двух суждений (их в работе 6)

    Пример: Верны ли следующие суждения?

    А. Государственный бюджет Российской Федерации принимается в виде закона.

    Б. С помощью государственного бюджета РФ перераспределяется значительная часть национального дохода.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    Типичная ошибка: излишняя категоричность, которой нет в самом задании. В данном случае первое суждение довольно простое, а вот со вторым могут возникнуть сложности. Чтобы разобраться, нужно выделить ключевые слова и рассуждать логически, например: «Каждый ученик ходит в школу — верное суждение. Ученик ходит в школу каждый день — неверное».

    Больше интересных материалов:

    В заданиях 21-25 проверяются не только предметные, но и матапредметные результаты.

    • № 21 — задание на сравнение. Для успешного выполнения нужно понять, что с чем сравнивается.

    • № 22 — задание на установление соответствий. Тут очень важен элемент самопроверки, который относится к личностным результатам. Все варианты должны быть задействованы, и понимание этого поможет ученику избежать ошибок.

    • № 23 — задание на умение работать с нетекстовым материалом (таблицами, графиками, диаграммами). При соответствующих метапредметных навыках школьник может справиться даже без теоретических знаний.

    • № 24 — задание на выводы. Отрабатывайте его как можно чаще, ученикам нужна практика.

    • № 25 — задание на установление фактов и мнений. С такими вопросами ученики, как показывает статистика, справляются хорошо. Главное для школьника усвоить, что любой прогноз является мнением.

    ОГЭ. Обществознание. Полный курс в таблицах и схемах для подготовки к ОГЭ

    Структура и книги соответствуют современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены контрольные измерительные материалы (КИМ) ОГЭ. Пособие включает разделы: "Человек и общество", "Сфера духовной культуры", "Экономика", "Социальная сфера", "Сфера политики и социального управления", "Право". Полнота, компактность, наглядность и четкость изложения – в виде таблиц и схем – обеспечивает максимальную эффективность подготовки к экзамену без привлечения дополнительной литературы.

    Купить

    Разбор заданий второй части

    Во второй части ОГЭ по обществознанию представлен текст — научно-популярный или на правовую тему. Вокруг него выстроены последующие задания:

    № 26

    Обычная формулировка: «Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста)». Составление плана необходимо отрабатывать из урока в урок.

    Советы ученику:

    • Внимательно прочитайте текст, определите главную мысль, выделите основные идеи текста.

    • Сформулируйте названия пунктов плана так, чтобы они полно раскрывали мысль автора, соответствовали логике содержания.

    • Количество выделенных фрагментов может быть различным, в системе оценивания нет конкретного числа пунктов плана.

    • План может быть простым или сложным, но в дроблении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать логика

    № 27 и 28

    Задания требуют извлечения из текста информации. Для этого экзаменуемому нужно прочитать текст, найти в нем ответ на вопрос (в отдельных случаях — пояснить свой ответ) и грамотно, четко записать ответ в бланк ОГЭ. В самих вопросах содержатся ключевые слова, которые помогут найти ответы. Тот фрагмент текста, в котором содержатся ключевые слова, как правило, и содержит ответ на задания 27 и 28.

    № 29

    Задание предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта школьника.

    № 30

    Задача, которая чаще всего имеет самостоятельное развернутое условие и проверяет целый комплекс умений: соотношение отдельных фактов и социальных процессов, применение знаний курса, дополнение знаний курса информацией из предложенного источника, применение источника социальной информации для решения проблемы и др.

    № 31

    Задание предполагает формулирование и аргументацию экзаменуемым собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни, связанному с содержанием текста. Перед школьником ставится задача рассмотреть текст в новом ракурсе. Единственного верного ответа быть не может: согласие или несогласие с приведенной в задании точкой зрения является правильным. Оцениваются здесь приведенные аргументы — их ясность, логичность, согласованность с обществоведческими знаниями и содержанием текста.


    #ADVERTISING_INSERT#


    rosuchebnik.ru

    Человек и общество. Подготовка к ОГЭ (теория). Обществознание. 9 класс

    Описание слайда:

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: А) ПОНЯТИЕ Б) СТРУКТУРА: ОБЪЕКТ СУБЪЕКТ МОТИВ ЦЕЛЬ СРЕДСТВА ПРОЦЕСС (ДЕЙСТВИЯ) РЕЗУЛЬТАТ 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СИСТЕМА ДЕЙСТВИЙ ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ: ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ ЦЕННОСТНО- РАЦИОНАЛЬНЫЕ АФФЕКТИВНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ 3. СРАВНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА С ПОВЕДЕНИЕМ ЖИВОТНОГО 4. ЧЕРТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОЗНАТЕЛЬНЫЙ, ПРОДУКТИВНЫЙ, ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР 5. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: А) ПО СУБЪЕКТУ: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, КОЛЛЕКТИВНАЯ Б) ПО ХАРАКТЕРУ: РЕПРОДУКТИВНАЯ, ТВОРЧЕСКАЯ В) ПО СООТВЕТСТВИЮ ПРАВОВЫМ НОРМАМ: ЗАКОННАЯ, НЕЗАКОННАЯ Г) ПО СООТВЕТСТВИЮ МОРАЛЬНЫМ НОРМАМ: МОРАЛЬНАЯ, АМОРАЛЬНАЯ Д) ПО СООТНОШЕНИЮ С ОБЩЕСТВЕННЫМ ПРОГРЕССОМ: ПРОГРЕССИВНАЯ, РЕАКЦИОННАЯ Е) В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СФЕР ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ДУХОВНАЯ Ж) ПО ОСОБЕННОСТЯМ ПРОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ: ВНЕШНЯЯ, ВНУТРЕННЯЯ З) ПО ИСПОЛЬЗУЕМЫМ СРЕДСТВАМ И РЕЗУЛЬТАТАМ: МАТЕРИАЛЬНАЯ (МАТЕРИАЛЬНО- ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ) И ДУХОВНАЯ (ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ, ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ, ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ) ПЛАН 6. ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: А) ТРУД ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ВИДЫ: В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОДЕРЖАНИЯ: УМСТВЕННЫЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ ПРОСТОЙ И СЛОЖНЫЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕПРОДУКТИВНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА: КОНКРЕТНЫЙ И АБСТРАКТНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И КОЛЛЕКТИВНЫЙ ЧАСТНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ НАЁМНЫЙ ТРУД И САМОНАЁМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕЗУЛЬТАТОВ: ЖИВОЙ И ПРОШЛЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ И НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ Б) ИГРА ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ВИДЫ: ПО ВРЕМЕНИ ПРОВЕДЕНИЯ: СЕЗОННЫЕ (ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ) ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: ДЛИТЕЛЬНЫЕ КРАТКОВРЕМЕННЫЕ ВРЕМЕННЫЕ, ИГРЫ-МИНУТКИ ПО МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ: НАСТОЛЬНЫЕ, КОМНАТНЫЕ, УЛИЧНЫЕ, НА ВОЗДУХЕ, ДВОРОВЫЕ, НА МЕСТНОСТИ, ПРАЗДНИЧНЫЕ, ЭСТРАДНЫЕ ПО СОСТАВУ УЧАСТНИКОВ (ПОЛУ И ВОЗРАСТУ) ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКОВ, ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ ПО ЧИСЛУ УЧАСТНИКОВ: ОДИНОЧНЫЕ, ПАРНЫЕ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, ГРУППОВЫЕ, КОМАНДНЫЕ, МАССОВЫЕ ПО СТЕПЕНИ РЕГУЛИРОВАНИЯ: ПЛАНОВЫЕ, СТИХИЙНЫЕ, ИМПРОВИЗИРОВАННЫЕ, ЭКСПРОМТНЫЕ ПО НАЛИЧИЮ АКСЕССУАРОВ: БЕЗ ПРЕДМЕТОВ И С ПРЕДМЕТАМИ В) УЧЕНИЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ВИДЫ: ПО ОБРАЗЦУ, СЛУЧАЙНЫЕ ОТКРЫТИЯ, СТОЛКНОВЕНИЕ С ПРОБЛЕМОЙ, ОРГАНИЗОВАННОЕ, НЕОРГАНИЗОВАННОЕ, САМООБРАЗОВАНИЕ 7. ТВОРЧЕСТВО: А) ПОНЯТИЕ Б) МЕХАНИЗМЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КОМБИНИРОВАНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ, ФАНТАЗИЯ, ИНТУИЦИЯ

    infourok.ru

    Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию

    Социальная сфера

    Социология – наука о закономерностях, становлении, функционирования, развития общества и общественных отношений. (О.Конт).

    Структура социальной сферы включает:

    I. Социальные связи – зависимости социальных групп и людей друг от друга (бывают формальными и неформальными).

    Социальные связи:

    1. Социальные контакты – неустойчивые связи, возникающие по конкретным поводам (например, пассажиры метро).

    2. Социальные взаимодействия – устойчивые, регулярные связи, основанные на совместной деятельности (например, коллеги на работе).

    3. Социальные взаимоотношения – сверхустойчивые, самовозобновляющие связи, носящие системный характер (например, друзья).

    II. Социальные группы – сообщества индивидов, объединенные по какому-либо признаку. (Т. Гоббс).

    Признаки:

    численность: малые группы (отличаются прямым контактом и неформальным общением), средние, большие

    демографический: по полу, возрасту, образование, состояние в браке

    поселенческий критерий: горожане, жители деревни

    конфессиональный: католики, православные, мусульмане

    по этническому, по профессиональному и т. д.

    III. Социальные общности – группы, способные к самовоспроизводству.

    Этносоциальные общности: род (племя), народность, нация.

    Род – объединение людей на основе кровнородственных связей, племя – объединение родов, народности – объединения людей на основе территориального и языкового признака, нация – большие группы людей, объединенных экономическим пространством, языком, культурой, традициями, национальным самосознанием.

    IV. Социальный институт – см. главу Общество. Главный социальный институт – семья.

    Функция семьи как социального института: детопроизводство. Семья также малая группа. Функции семьи: воспитательная, социализации, досуговая, создание чувства безопасности, хозяйственно-экономическая. Семья: матриархальная, патриархальная, партнерская. Нуклеарная семья – состоящая из 2 поколений.

    V. Социальная культура – социальных норм и социальных ценностей, на основе которых формируются социальные отношения.

    VI. Социальные ценности – цели, к которым стремятся люди в обществе. Базовые ценности – жизненно важные для общества (здоровье, благополучие, семья и т. д.)

    VII. Социальные нормы – правила социального поведения.

    Социальные нормы (бывают писаные и неписаные):

    Нормы морали, этические нормы, нормы традиций и обычаев, религиозные нормы, политические нормы, правовые нормы.

    Функции социальных норм: регулирующая, объединяющая, воспитательная.

    Конформистское поведение – соответствующее принятым нормам.

    Поведение, не соответствующее социальным нормам – отклоняющееся.

    Отклоняющееся поведение:

    Девиантное поведение – нарушение, не соответствующе нормам.

    Девиация может быть положительной (герои) и отрицательной (наркоманы, убийцы)

    Делинквентное поведение – совершение преступлений.

    Соблюдение норм обеспечивается применением санкций – реакция общества на поведение индивида или группы. Функция санкций – социальный контроль.

    Санкции:

    Позитивные (поощрительные) и негативные (наказывающие)

    Официальные и неофициальные.

    Социальная стратификация

    Социальная стратификация (дифференциация) – расслоение и иерархическая организация общества. (П. Сорокин).

    Критерии дифференциации: доход (экономическая), объем власти (политическая), образование (род деятельности.), выделяют также престиж - оценка общества социальной значимости статуса личности. Престиж зависит от реальной полезности деятельности и системы ценностей общества.

    Социальные слои:

    Касты – строго замкнутые слои традиционных обществ.

    Сословия – группы людей, различающиеся по правам и обязанностям.

    Классы – социальные группы, выделяемые по способу их участия в общественном производстве и распределении, месту в общественном разделении труда.

    Страты – неформальные группы, имеющие относительно равное социальное положение, критериями которого являются доход, доступ к политической власти, образование.

    Статус

    Статус – позиция в социальной структуре общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

    Личный статус – положение, которое занимает индивид в малой группе

    Социальный статус – положение личности в социальной группе.

    Статусный набор – совокупность статусов одной личности.

    Предписанный (прирожденный) статус: пол, возраст, национальность, родство

    Приобретенный (достигнутый) статус: профессия, образование, должность, семейное положение, религия.

    Социальная роль - некоторый образец поведения, признанный для людей определенного статуса.

    Социальная мобильность

    Социальная мобильность (П. Сорокин)– переход индивида или группы из одной позиции в иерархии социальной стратификации в другую.

    Социальная мобильность: горизонтальная - внутри одного слоя и вертикальная – переход из одного слоя в другой. Вертикальная мобильность может быть нисходящей и восходящей.

    Каналы социальной мобильности («социальные лифты») – образование, армия, школы, семья, собственность.

    Маргинал – индивид, утративший свой прежний социальный статус, неспособный адаптироваться к новой социальной среде («на краю»).

    Маргинальность – промежуточное положение индивида между социальными группами, связанные с его перемещениями в социальном пространстве.

    Люмпены – люди, опустившиеся «на дно» общественной жизни.

    Социальный конфликт.

    Социальный конфликт (Г. Спенсер) – столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами, группами, классами в обществе.

    Структура конфликта: конфликтная ситуация——инцидент——активные действия——завершение

    Типы поведения в конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество. Большинство ученых считают конфликт закономерным, прогрессивным явлением.

    Типы конфликтов: внутренние, внешние, глобальные, локальные, экономические, политические, семейные, национальные.

    Национальные конфликты связаны с обострением национального вопроса – о самоопределении народов и преодолении этнического неравенства, а также тенденциями в современном мире.

    Две тенденции в современном мире:

    1. Интернациональная – интеграция, сближение наций.

    2. Национальная – дифференциация, стремление к независимости.

    Социальная политика государства - целенаправленная деятельность государства по совершенствованию социальной сферы общества. Направления: 1.совершенствование социальной структуры общества, 2. регулирование взаимоотношений между различными слоями, 3. развитие человеческого потенциала (программы развития образования, пенсии, здравоохранение, экология).

    Социальная политика: активная - непосредственное воздействие государства (бывает централизованная и децентрализованная) и пассивная - опосредована экономическими факторами

    multiurok.ru

    как сдать ОГЭ по обществознанию

    Что нужно знать об ОГЭ по обществознанию

    Экзамен состоит из двух частей, в сумме нужно выполнить 31 задание. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом:

    – для первых двадцати заданий вам будут предложены четыре варианта ответа, из которых только один правильный

    – в заданиях №21–25 ответ даётся в виде последовательности цифр.

    Вторая часть содержит шесть заданий с развёрнутым ответом. Для выполнения этих заданий нужно будет выбрать необходимую информацию из текста, раскрыть его отдельные положения, соотнести сведения из текста со своими знаниями и опытом, а также проанализировать предложенные ситуации, высказав своё мнение.

    На выполнение работы по обществознанию вам дадут 180 минут (три часа).

    Как готовиться и на что обращать внимание

    Обществознание – самый популярный предмет по выбору в выпускных классах. Обычно «завалов» здесь немного, однако сдать экзамен на хорошие отметки получается не у всех. Так что если вы решили сдавать ОГЭ по обществознанию, потому что «это лёгкий предмет, да и в школе по нему всегда «четвёрки» и «пятёрки», то поспешим вас огорчить: готовиться придётся всё равно. Во-первых, потому что помимо лёгкой темы «человек и общество» вам встретятся и такие: философия, право, политика, экономика. Во-вторых, потому что лить воду, как в устных ответах на уроках, тут нельзя – нужно оперировать специальными терминами. Наконец, обществознание – это тот предмет, который постоянно меняется: то новые законы ввели, то нормы обновили. Так что сухой теории здесь мало – нужно обязательно ориентироваться в реальной жизни.

    Теорию можно поделить на пять основных тем:

    – Человек и общество. Духовная культура

    – Экономика

    – Социальная сфера

    – Сфера политики и социального управления

    – Право

    Кстати, два последних блока чаще всего вызывают у ребят трудности: то ли потому что в школе им уделяется мало времени, то ли из-за того что они как раз завязаны на реальной жизни. Так или иначе, учить их всё равно придётся. Поможет в этом сборник Баранова – там есть вся необходимая для экзамена теория.

    Для того чтобы проглотить все сложные термины, советуем прописывать теорию, кратко отмечая основные аспекты. А ещё старайтесь всегда находить реальные примеры вокруг себя: так вы и материал быстрее запомните, и составите своё мнение насчёт той или иной ситуации, которое обязательно пригодится вам во второй части экзамена. Хорошими источниками здесь будут служить такие издания, как «Российская газета» или «РИА Новости».

    За что снимут баллы?

    Всего за экзамен можно получить 39 первичных баллов (26 за первую часть и 13 за вторую). Снизить оценку могут в следующих случаях:

    – 1 балл за за пропуск важных составляющих ответа в заданиях №26-31

    – 1 балл за неверные названия пунктов плана в задании №26

    – 1 балл за искажение смысла в заданиях

    Опыт предыдущих участников

    «Самый оптимальный вариант для подготовки – учить теорию по отдельной теме, а потом закреплять её тестом, и лучше, чтобы он был сложнее, чем в ОГЭ. За пару месяцев подготовиться к экзаменам реально – без еды, без воды, зубря теорию 24/7. Но лучше всё-таки начинать немного раньше 😉

    Залог успеха – не подглядывать в ответы, не списывать и постоянно решать сложные варианты. Тогда на экзамене вам всё будет нипочём».

    – Дарья К., Санкт-Петербург

    «К обществознанию я почти не готовилась. У меня не было репетиторов, да и учитель в школе тоже был так себе, если честно. Но так как я круглая отличница, я понимала, что нужно сдать на «пятёрку». Приходилось раз в месяц решать вариант на «Решу ОГЭ». Со второй частью, конечно, были проблемы. Однако сдать без репетитора реально, ведь есть много отличных разборов тем на ютуб.

    Обратить внимание, мне кажется, следует на раздел экономика и на всю вторую часть. К сожалению, в ОГЭ и ЕГЭ недостаточно показать свои знания, нужно их правильно оформить «по шаблону». Это ужасно раздражает, но поделать тут ничего нельзя. Так что учите клише, вот и всё. 

    И ещё хочу дать такой совет: не полагайтесь на ответы в интернете и тем более не покупайте их! Мои одноклассники повелись на это, и их, разумеется, обманули».

    – Виолетта З., Озёрный, Тверская область

    5uglov.ru

    Разбор задания №1 ОГЭ по обществознанию


    Основы общества


    Первое задание ОГЭ по обществознанию направлено на проверку знаний учеников в следующих областях предмета:

    • Общество как форма жизнедеятельности людей
    • Взаимодействие общества с природой
    • Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь

    Главное, что нужно знать в этих темах:

    • Определения общества в широком и узком смыслах
    • Признаки общества как динамической системы, общественные отношения
    • Основные сферы общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная – знать, что в них входит, и какие общественные отношения к ним относятся
    • Ступени развития общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное – основные характеристики, отличия друг от друга
    • Определения природы в широком и узком смыслах
    • Признаки природы как динамической системы
    • Формы взаимодействия общества и природы – положительное и отрицательное воздействие общества на окружающую среду
    • Глобальные общественные проблемы

    В задании нужно ответить на вопрос путем выбора одного верного варианта из четырех предложенных. Первый номер достаточно легкий: зачастую ответ или очевиден, или довольно легко определяется – конечно, при том условии, что учащийся хорошо знает теоретическую базу, особенно определения и признаки. Правильный ответ оценивается 1 баллом.

    Напоминаем, что теория к данному заданию ЗДЕСЬ.


    Разбор типовых вариантов задания №1 ОГЭ по обществу


    Первый вариант задания

    1. Отличительная черта развития общества на современном этапе:

    1. Индустриализация
    2. Модернизация
    3. Глобализация
    4. Механизация

    Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно хорошо знать, что представляют собой указанные процессы, и когда они происходили. Индустриализация, как следует из названия – процесс ускоренного перехода от традиционного общества к индустриальному, заключающийся в бурном развитии новых технологий, преимущественно в отраслях тяжелой промышленности – металлургии, машиностроении, энергетике. Под модернизацией понимают весь процесс перехода общества от аграрного типа к индустриальному. Модернизация – более широкое понятия обновления всего общества, а не только его промышленной составляющей. Глобализация – это довольно длительный процесс, который заключается во всемирной религиозной, культурной, экономической и политической интеграции. В последнее время это слово довольно часто встречается на страницах газет и звучит с экранов телевизоров: именно этот процесс характерен для современного общества. Механизация же представляет собой замену средств ручного труда средствами машинного труда и является характерной чертой научно-технического прогресса. Следовательно, ответ – 3, глобализация.


    Второй вариант задания

    2. Под обществом в широком смысле слова понимается:

    1. Объединение людей согласно их общим интересам
    2. Все формы взаимодействия людей
    3. Конкретный этап общественного развития
    4. Способ осуществления власти

    Объединение людей согласно общности их интересов и конкретный этап общественного развития – определения общества в более узких смыслах. Второе определение иллюстрируется примером «аграрное общество», а первое – например, «общество филателистов». Способ осуществления власти, конечно, не подходит – речь идет о политическом режиме, который является частью политической системы, но никак не об обществе в целом. Остается вариант под номером 2 – все формы взаимодействия людей. Он является верным, ведь в широком смысле общество можно трактовать как тесно связанную с природой часть материального мира, которая включает в себя все способы взаимодействия людей. Ответ: 2.


    Третий вариант задания

    3. Какие из перечисленных терминов относятся к политической сфере жизни общества?

    1. Семья, этнос
    2. Наука, искусство
    3. Республика, федерация
    4. Издержки, прибыль

    Термины, записанные под цифрой 1, относятся к социальной сфере, куда входят народы, нации, половозрастные группы – словом, различные социальные общности и возникающие между ними отношения. Наука и искусство, конечно, являются элементами духовной сферы – области нематериальных ценностей, важных для удовлетворения духовных потребностей личности. Издержки и прибыль – сугубо экономические термины. Остается вариант под номером 3 – республика и федерация: это – формы государственного устройства, а все, что имеет отношение к управлению и устройству государства, относится к политической сфере. Правильный ответ – 3.

     

    spadilo.ru

    Доклад "Подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по обществознанию"

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Мокровская средняя общеобразовательная школа»

    143272, Московская область, Можайский район, тел.8(49638)7-6891

    д. Мокрое, ул. Школьная,д. 1 [email protected] http://mokroe2013.ucoz.ru/
    _______________________________________________________________________________________________________

    Тема доклада: « Подготовка учащихся к ОГЭ»

    Янкина Наталья Михайловна,

    учитель истории и обществознания

    Подготовка учащихся к ОГЭ по обществознанию

    Содержание

    1. Введение. Направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ

    2. Система работы по подготовке к ОГЭ

    2.1. Способы организации учебной деятельности

    2.2. Создание методической базы

    2.3. Создание банка тестовых заданий

    2.4. Создание папки для ученика « Подготовка к ОГЭ»

    2.5. Информационно- коммуникационные технологии при подготовке к экзамену

    2.6. Работа с текстом

    2.7. Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ

    2.8. Диагностика уровня подготовки учащихся

    3. Заключение

    1. Введение

    Экзамен (ОГЭ и ЕГЭ) – серьёзный шаг в жизни ученика, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу.

    Успешность сдачи экзамена по обществознанию, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько методически верно учитель организует подготовительную работу с учащимися .

    Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению.

    У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену. Из своего опыта я могу выделить следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ:

    • развитие мотивации и целеполагания;

    • формирование умения решать задания разного уровня;

    • развитие самоконтроля;

    • формирование уверенности и положительной самооценки;

    Задачи педагога:

    • правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

    • организовать системную продуманную работу по предмету с 5 по 9 классы;

    • работать в тесном контакте с родителями.

    Подготовка к ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по обществознанию и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.

    Система работы по подготовке к ОГЭ

    1. Способы организации учебной деятельности

    Уроки  обществознания

    (1 ч в неделю)

    Самостоятельная работа уч-ся дома

    Консультации

    (1-2 ч. в неделю)

    Зачёты

    - включение в урок заданий из КИМов ОГЭ;

    - самостоятельные и контрольные работы в форме ОГЭ

    -систематизация теории, практические навыки  базового курса обществознания;

    -дополнение школьного курса обществознания;

    -компьютерные тесты;

    -он-лайн тесты

    -реализация индивидуальных траекторий подготовки;

    -коррекция пробелов в знаниях и умениях;

    -анализ тренировочных работ;

    -занятия-тренировки в группах

     

    -контроль знаний  теоретической базы;

    -компьютерные тесты;

    -он-лайн тесты

    2. Создание методической базы. Приобретение учебно-методических пособий ФИПИ и пособий, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Учебные пособия содержит варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по обществознанию в 9-м классе, структурированных в соответствии со спецификацией 2015 г., утверждённой ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, и снабжённых ответами.

    Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.

    3. Создание банка тестовых заданий. За последние годы мой кабинет пополнился материалами для использования тестовых технологий в разных классах с 5 по 11. Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста.

    4. Создание папки «Подготовка к ОГЭ» (для ученика) . Схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки собраны в одну папку. Информация в одном месте даёт возможность быстро находить нужный раздел. Систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.

    5. Активно использую информационно- коммуникационные технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке к урокам, к экзамену. Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего официальные сайты edu, fipi, «По уши в ГИА». Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок.

    На уроке пояснение каждой темы уходит 10- 15 минут, с помощью компьютера, вывожу теоретический материал на экран проектора, остальное время уделяю решению ключевых задач, таким образом, базовый уровень получает весь класс, затем перехожу к дифференцированному обучению. Для этого использую дополнительный дидактический материал из КИМов, проектирую на экран задания по каждой теме, аналогичные тем, которые представлены в демоверсии ОГЭ. Решив задания, учащиеся отмечают правильно выполненные, а те задания, с которыми они не смогли справиться, обсуждаем всем классом, чтобы стало понятно, почему этот вариант ответа правильный.

    Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

    Предложенная система работы с ЭОРами позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе.

    6. Работа с текстом. Текст является одним из средств создания на уроках речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся. Следовательно, лингвистический анализ текста постепенно приводит к формированию языковой личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове. Такая работа направлена на формирование умений на основе работы с готовым текстом создание собственного текста. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции.

    На уроках обществознания и истории предлагаются такие формы деятельности: конспектирование, тематические сообщения, составление планов и отзывов. Стараюсь сделать ученика опытным читателем, владеющим приемами анализа текста, способным оценить содержание, уловить многочисленные значения языковых единиц и проникнуть в подтекст. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

    На уроках включаю задания, которые способствуют расширению лингвистических знаний учащихся. Большую роль отвожу упражнениям по лексике: определение лексического значения слова, различение контекстных значений многозначных слов, расширение словарного запаса учеников, знакомство с нормами лексической сочетаемости.

    Специальные упражнения помогают ученику вычленять главную мысль, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст.

    Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные ситуации и закономерности, что требуется при выполнении части 2 (заданий 2-14)

    7. Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ - важное условие формирования психологической устойчивости учащихся.

    В чем я вижу важность психологической подготовки? Государственная итоговая аттестация и единый государственный экзамен являются не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

    Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

    - сомнение в полноте и прочности знаний;

    - сомнение в собственных способностях;

    - неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;

    - быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.

    Даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ОГЭ и ЕГЭ.

    Целесообразно знакомить выпускников с критериями оценивания ОГЭ. Знание данных критериев позволяет избежать ошибок в построении текста изложения и сочинения, выделении микротем, помогает ученику объективно оценивать собственную работу.

    В процессе подготовки предлагаю учащимся проанализировать готовые варианты экзаменационных работ. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. И уже при написании собственной работы ученик ориентируется на те требования, которые к нему предъявляются. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю.

    В ходе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ с девятиклассниками и их родителями проводится изучение нормативно - правовых документов по итоговой аттестации, информирование о структуре и содержании контрольно- измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника. Также для родителей проводился анализ пробного ОГЭ. Родители должны быть в курсе состояния уровня подготовки их детей к итоговой аттестации.

    В рамках информационной работы в кабинете был оформлен стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку (демонстрационные варианты КИМов, инструкции по выполнению работы, инструкции по заполнению бланков, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов).

    8. Очень важной составляющей для успешной подготовки к ОГЭ является диагностика уровня подготовки учащихся . С этой целью я создаю «Журнал проведения работ по подготовке к ОГЭ» для оказания помощи конкретному ученику по разным темам, «Анализ ошибок, допущенных в контрольных работах». Этот журнал позволяет сделать выводы о качестве преподавания и о пробелах в знаниях учащихся. Для того чтобы работа над ошибками была эффективной, в конце работы над ошибками я рекомендую детям самим составить тест. Практика показывает, что подобные задания эффективны. Ученикам нравится составлять тесты друг для друга, особенно в среднем звене.

    3. Заключение

    Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

        Активная работа по подготовке к ОГЭ проводится в течение всего учебного года.

    Главная формула успеха – это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить в результате проведенной работы в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед…

    Литература:

    1. Сидорова Г.А. Новые подходы к преподаванию русского языка.//Русский язык в школе. – 2014.- №3.

    2. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом как путь подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.//Русский язык в школе. – 2012. - №1.

    3. Научно-популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». – «Школьная пресса», 2012-2014.

    4. http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

    5. Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm

    6. http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

    infourok.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о