Профессионализмы воспитателя детского сада – — . , — .

    Содержание

    Материал на тему: Профессиограмма воспитателя детского сада

    Профессиограмма воспитателя детского сада

    1. Воспитатель - главное действующее лицо педагогического процесса. Деятельность педагога детского сада ответственна, потому что он является первым воспитателем в жизни ребенка после родителей, закладывает основы воспитания, и от его результатов работы часто зависит дальнейшее развитие воспитанников.

    Предоставление услуг по воспитанию и обучению ребенка.

    2. Распространенная профессия

    3. Идеальный предмет труда. Предмет - знания, умения которые воспитатель дает воспитаннику.

    4. Профессиональные знания.

    • знание специфики системы дошкольного образования, а также особенностей организации воспитательно-образовательной работы дошкольниками разного возраста;
    • знание и понимание закономерностей развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве;
    • умение организовать необходимые для дошкольного возраста виды деятельности (игровую и предметно-манипулятивную), обеспечивая тем самым развитие детей;
    • умение организовать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников;
    • знание теории и владение педагогическими методиками познавательного, личностного и физического развития детей.

    5. Приемы: Метод демонстрации, включает различные приемы:

    а) Показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

    б) Показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;

    в) Показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных занятиях, изодеятельности и др.;

    г) Демонстрация картин, иллюстраций. Помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

    Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.

    Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.

    Рассказ детей - это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.

    Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний.

    Практические методы обучения бывают следующими: метод упражнений, метод лабораторных работ, метод практических работ, метод игры.

    Умения:

    • Планирование деятельности в соответствии с целями воспитания и развития дошкольников;
    • Умение выбирать диагностические методики, способствующие выявлению уровня сформированности у детей умений и навыков;
    • Организация коллектива детей и целенаправленное управление его деятельностью;
    • Организация занятий, кружков с учетом интересов детей;
    • Умение устанавливать педагогически целесообразные контакты.

    Навыки:

    • Владение теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
    • Владение методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ;
    • Владение ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

    6. Средства труда - собственные знания, умения и навыки воспитателя.

    7. Условия труда и отдыха - заработная плата, нормированный рабочий день, отпуск 1 раз в год, предоставление больничного.

    8. Продукт труда - воспитанник, получивший знания, умения и навыки или выпускник детского сада.

    9. Организация труда - совместная.

    Социальный статус - высокий, т.к. данная профессия важна в современном обществе.

    10. Уровни профессионализма:

    1. Допрофессионализм. 

    2. Профессионализм. 

    3. Суперпрофессионализм. 

    4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). 

    5. Послепрофессионализм. 

    11. Предоставление социального пакета.

    Права представителя данной профессии:  права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», региональными законами, а также Уставом учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка. Воспитатель должен знать конвенцию о правах ребенка; дошкольную педагогику и психологию, возрастную физиологию и гигиену; основы доврачебной медицинской помощи.

    12. Обязанности представителя профессии:

    Основными этическими принципами являются:

    1. Принцип конфиденциальности.

    2. Принцип компетентности.

    3. Принцип ответственности.

    4. Принцип этической и юридической правомочности.

    5. Принцип профессиональной кооперации.

    6. Принцип информирования о целях и результатах обследования.

    13. Позитивное влияние профессии на человека: положительные эмоции от общения с детьми, радость их успехам

    14. Негативное влияние профессии на человека: профессиональное выгорание

    nsportal.ru

    Профессиональные качества воспитателя детского сада. Каким должен быть воспитатель детского сада

    Каким должен быть воспитатель детского сада в современных реалиях? Данная профессия является особой по своей значимости и сущности.

    Особенности профессии

    Специфика труда заключается в том, что в качестве основного объекта выступает ребенок, являющийся уникальным творением природы. Воспитатель должен заниматься духовным, психическим, физическим развитием малыша. Именно по этой причине работа воспитателем в детском саду является одной из самых ответственных и важных в современном мире.

    Специфика педагогической деятельности

    Вся работа воспитателя направлена на формирование основных видов деятельности, способствующих развитию гармонически развитой личности дошкольника. Для успешной реализации всех задач, поставленных перед педагогом, у него должно быть подлинное профессиональное мастерство. Далеко не все обладатели диплома педагогического учебного заведения смогут стать хорошими работниками ДОУ. Работа воспитателем в детском саду подразумевает осуществление музыкальной, игровой, трудовой, исследовательской, проектной деятельности с воспитанниками.

    Программа работы воспитателя

    Существуют определенные требования к уровню подготовки, а также к непосредственной деятельности педагогического работника дошкольного учреждения. Помимо среднего профессионального либо высшего профильного образования, должна быть специальная рабочая программа воспитателя. В ней указываются основные цели работы с воспитанниками: образовательные, развивающие, воспитательные. Здесь прописываются задачи, поставленные воспитателем на определённый период, способы их достижения. По новым стандартам дошкольного образования, педагог прописывает все основные универсальные умения и навыки, которыми должны овладеть после завершения курса обучения, его воспитанники. В зависимости от того, какой профиль выбран дошкольным учреждением, программы педагогов могут быть узконаправленными. Среди самых распространенных направлений в ДОУ лидирует патриотическое, экологическое, физкультурное направление.

    Функции для реализации образовательной деятельности воспитателя

    Для реализации задач, поставленных перед воспитателем современной системой российского образования, ему необходимы определенные функции. Коммуникативно – стимулирующая функция предполагает умение педагога налаживать контакт с детьми, поддерживать доброжелательные отношения с ребятами. Профессиональные качества воспитателя детского сада предполагают проявление к малышам душевного отношения, заботы, тепла, любви и уважения. Эта функция предполагает полноценное общение не только с подопечными, но и с родителями, другими сотрудниками, коллегами.

    Диагностическая функция взаимосвязана с изучением особенностей каждого ребенка и установлением их уровня воспитанности и развития. В профессиональные качества воспитателя детского сада входит знание особенностей детской возрастной психологии. Если педагог не владеет информацией об уровне нравственного, психического, физического развития ребенка, ему не место в детском саду. Настоящий профессионал изучит все личностные характеристики каждого ребенка в своей группе, познакомится с родителями, проанализирует жилищные условия, атмосферу в семье, чтобы быть в курсе всего, что происходит с его малышами.

    Ориентационно-прогностическая функция предполагает такие профессиональные качества воспитателя детского сада как планирование образовательной и развивающей работы. Кроме того, в профессиональные интересы работника ДОУ должно входить желание творчески подходить к своей деятельности.

    Конструктивно – проектировочная функция характеризует профессиональные качества воспитателя детского сада, касающиеся организации учебных занятий и развивающих игр, проектов с малышами.

    Организаторская функция считается самой сложной, именно она позволяет продемонстрировать воспитателю свои личностные характеристики. Только увлеченный своей профессией человек, может повести за собой детей, «зажечь» в них искорку познания. Педагог отбирает, структурирует информацию во время общения с ребятами, организует для них разнообразные виды деятельности, анализирует желание малышей получать новые знания, навыки.

    Исследовательская функция предполагает умение самого педагога заниматься самообразованием, развивать свои профессиональные интересы, чтобы быть для ребенка настоящим примером.

    Что должен уметь воспитатель

    Есть определенные личностные качества, которыми должен обладать воспитатель детского сада. Образование данного профиля можно получить в педагогическом колледже или университете. В первую очередь необходимо отметить доминантные качества. Если педагог не любит детей, не хочет с ними работать, не идет даже речи о его педагогической компетентности.

    Гуманность

    Данное качество особенно важно для представителей данной профессии. Именно воспитатель должен оказывать своевременную поддержку и помощь ребенку, помогать ему в преодолении проблем, связанных с общением с другими ребятами. Под руководством чуткого наставника, происходит превращение малыша из «гадкого утенка» в красивого «лебедя». За время посещения детского сада, должен идти личностный рост ребенка, расти желание к получению новых знаний и навыков.

    Толерантность

    Воспитатель обязан быть терпимым к своим малышам. Не допускается ситуаций, когда педагог повышает голос на детей во время занятия.

    Педагогический такт и справедливость

    Данное качество предполагает соблюдение наставником общечеловеческих норм взаимодействия и общения с дошкольниками. Кроме того, профессиональный воспитатель учитывает индивидуальные качества каждого ребенка, его психологические особенности. По новым ФГОС для каждого воспитанника детского сада выстраивается собственная образовательная траектория, по которой он продвигается под руководством своего наставника. Справедливость – обязательное качество современного педагога ДУ. Он обязан вести себя беспристрастно по отношению к каждому малышу. Какими еще личностными качествами должен обладать хороший воспитатель? Он должен быть оптимистом, не теряться в экстремальных ситуациях, иметь шарм и личное обаяние, владеть чувством юмора, иметь житейскую мудрость. С точки зрения социальной активности, такой педагог всегда должен быть готов помогать коллегам в решении общественных и социальных проблем, касающихся в первую очередь образовательной сферы.

    Должностные обязанности воспитателя детского сада

    Министерством образования разработаны требования, которым должен отвечать современный педагог дошкольного учреждения.

    • Он обязан планировать, организовывать, осуществлять деятельность и детей и их воспитание в ДУ.
    • Воспитатель занимается повседневной работой, которая направлена на обеспечение условий для социальной и психологической реабилитации дошкольников.
    • В своей работе он обязан применять современные педагогические технологии, владеть приемами, методами, средствами обучения.
    • Основываясь на рекомендациях детского психолога, результатах личных исследований, работает с детьми индивидуально, в группах, занимается коррекционно-развивающей деятельностью.
    • Вместе с медицинским работником разрабатывает и реализует комплекс мероприятий, направленных на профилактику и укрепление физического здоровья дошкольников.

    Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение укрепление здоровья детей, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.

    Воспитатель обязан знать и соблюдать законы РФ, постановления и решения Правительства РФ, касающиеся дошкольного воспитания, владеть положениями Конвенции о правах ребенка.

    Заключение

    Такое слово, как «воспитатель» происходит от «питать», то есть вскармливать. Современный словарь трактует данную профессию как человека, который занимается воспитанием кого-либо, принимает на себя всю ответственность за развитие и условия существования личности иного человека. Для появления данной педагогической профессии были объективные причины. Для полноценного развития общества, было важно, чтобы опыт, накопленный старшими поколениями, передавался детям. Впервые данная профессия появилась в Древней Греции. В то далекое время за развитием ребенка отвечал раб. Именно он сначала следил за малышом, после того, как ребенок подрастал, сопровождал его в школу. В обязанности раба входил контроль развития ребенка, его поведения и совершаемых поступков. Постепенно на смену рабу пришли домашние воспитатели (гувернантки), а потом и воспитатели детского сада. Современные педагоги ДУ – творческие и яркие личности. Они отличаются эмоциональной стойкостью, выдержкой, терпением, уравновешенностью, наблюдательностью. У представителей данной профессии прекрасные коммуникативные и вербальные способности. Воспитатель – прекрасный организатор, владеющий четкой речью, умеющий привлечь к себе внимание собеседника. У всех представителей этой важной и ответственной профессии, развито чувство личной ответственности. Они активны, инициативны, добры по отношению к своим воспитанникам и коллегам. Существуют и определенные медицинские ограничения, не позволяющие человеку работать воспитателем ДУ. Кандидат на должность воспитателя проходит медицинский осмотр. К детям не допускают людей с психическими расстройствами, серьезными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой системы, страдающих сильным заиканием. Нельзя работать в детском саду и лицам, которые имеют кожно-венерические и инфекционные болезни, являются вирусоносителями.

    fb.ru

    Профессионализм учителя / воспитателя — МегаЛекции

    На основании анализа требований профессии к личности специалиста вводится понятие профессионализма. Профессионализм - совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда.

    Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Компоненты педагогического профессионализма:

    уровень общей культуры;

    психолого-педагогическая компетентность;

    владение содержанием предмета и педагогическими технологиями;

    способности к целеполаганию и целеосуществлению;

    способности к педагогической рефлексии;

    способности к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования.

    Исследование феноменологии профессионализма учителя показывает, что, с одной стороны, педагогический профессионализм - это социально-педагогическое явление, представляющее сложную, многогранную и многоаспектную характеристику деятельности педагога, которая отвечает заказу общества и нацелена на подготовку учителя - профессионала. С другой стороны, профессионализм учителя - это качественная характеристика, включающая совокупность фундаментальных интегрированных знаний, обобщенных умений и педагогических способностей, его личностных и профессионально - важных качеств, культуры и мастерства учителя, готовность к постоянному самосовершенствованию.

    Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога:

    высокая гражданская ответственность и социальная активность;

    любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

    подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

    высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;



    потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

    физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

    Суммируя требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом:

    высокая культура и нравственность;

    самоотдача;

    благородство;

    острое чувство нового;

    умение заглядывать в будущее и готовить, своих питомцев к жизни в будущем;

    максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством;

    общность идей и интересов учителей и учащихся;

    творческое отношение к делу и социальная активность;

    высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний;

    принципиальность и требовательность;

    отзывчивость;

    эрудиция;

    социальная ответственность и т.д.

    Различают следующие позиции педагога: социальную и профессиональную.

    Социальная позиция педагога складывается из системы его взглядов, убеждений и ценностных ориентации. Профессиональная позиция - отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя и т.д. Каждая из этих профессиональных позиций может давать и положительный, и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога, от его социальных позиций.

    В последние годы все шире используется и разрабатывается понятие педагогической культуры. Однако педагогическая культура еще не гарантирует успеха в осуществлении педагогической деятельности. В «живом», реальном педагогическом процессе профессиональное проявляется в единстве с общекультурными и нравственными проявлениями личности педагога. Единство всех этих проявлений образует гуманитарную (общую) культуру педагога.

    Поэтому наивысшие результаты в педагогической деятельности связаны с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать профессиональные вопросы с самых широких философско-методологических и социально-культурных позиций.

    Гуманитарная культура педагога - это совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентации и умений.

    Профессионализм специалиста, связанный с конкретной профессией, описывается через понятие профессиональной компетентности. Компетентность - обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеют в виду осуществление его на высоком уровне. Компетентность - индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.

    Профессиональная компетентность является одним из субъективных факторов педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, компетентность педагога можно понимать как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

    Психолого-педагогическая компетентность состоит в наличии знаний и умений в области межличностного взаимодействия, владении приемами профессионального общения и поведения, адекватных представлений педагога о возрастных и индивидуальных особенностях обучаемых, а также наличие адекватного представления педагога о своих индивидуальных и профессиональных характеристиках и владение способами преодоления профессиональных деструкций.

    Важной составляющей профессионализма педагога является подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов педагогической деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности. Умение преподнести учебный материал включает в себя не только владение содержанием предмета, но и представление о существующих педагогических технологиях, знание существующих форм и методов обучения, сформированность методологического мышления педагога, умение использовать в профессиональной деятельности методические приемы с тем, чтобы они реализовывали дидактические принципы процесса обучения.

    Профессиональная деятельность педагога предполагает процесс постановки учителем педагогических задач, их иерархии, перестраивания в зависимости от конкретных условий и ситуаций, у учителя развивается способность к педагогическому целеполаганию и целеосуществлению. Важным компонентом этой способности является умение корректировать цели в ходе самого процесса педагогического воздействия, создавать в сознании образ возможного результата своих действий. Для этого необходим не только постоянный анализ всех компонентов педагогической ситуации, но и самоанализ педагога, способность к педагогической рефлексии.

     

    Педагогический опыт

    Педагогический опыт в широком смысле – это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного педагога, воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетенции педагогических работников образовательных учреждений.

    Педагогический опыт в узком смысле означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности.

    Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта является одним из наиболее трудоемких и сложных направлений в должностных обязанностях методистов и, как правило, в большинстве дошкольных учреждений это наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами.

     


    Рекомендуемые страницы:


    Воспользуйтесь поиском по сайту:

    megalektsii.ru

    Материал по теме: «Моя профессия - Воспитатель»

    МАОУ «Давыдовская гимназия»

    ЭССЕ

    На тему:  «Моя профессия – ВОСПИТАТЕЛЬ»

     

    Автор-составитель –

     Епифанцева Людмила викторовна, воспитатель дошкольного отделения МАОУ «Давыдовская гимназия»

                                             

    2013 год

    «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд…

     возвышается до творчества»
    Максим Горький.

    Найти свой истинный путь в жизни, свое признание удается не каждому. Воспитатель – человек, который живёт ради детей и играющий много ролей. Чем является деятельность воспитателя в настоящее время? Я думаю, что работа каждого педагога – это тесная связь науки и творчества. Бесспорно, труд воспитателя тяжел, – нелегко быть образцом для подражания, эталоном порядочности, советчиком, судьей, наставником, быть творцом детской души. Я работаю педагогом в течение 3 лет. Для меня эта профессия самая необыкновенная, ведь она связана самым дорогим, что есть в жизнь – детьми! И вот проработав несколько лет в детском саду, я оглядываюсь на весь, хоть и небольшой, но пройденный мной путь, с радостью могу сказать, что не зря выбрала эту профессию. В моём профессиональном опыте было много различных ситуаций, эмоций, чувств: и радость, и чувство гордости за достижения моих учащихся, и боль, и чувство несостоятельности в результате каких-то неудач, но никогда я не испытывала чувство скуки и пустоты. Бывают моменты, когда твой труд приносит  положительные результаты, и успех детей окрыляет; хочется творить ещё, поделиться всем, что знаешь, подарить частичку себя. Иногда бывают минуты, когда опускаются руки и, кажется, что всё, все мои возможности исчерпаны…  Но когда на пороге школы тебя радостно встречают дети, обнимают, заглядывают в глаза, - понимаешь, что нужна им, что нужно работать над собой и искать новые пути и подходы в работе с ними. Жизнь не бывает без трудностей, без проблем.

    Воспитатель-вторая мама для детишек. Он дарит свою любовь и нежность малышам, которые приходят в детский сад. Воспитатель учит играть, стихи читать, песни петь, дружить. Он закладывает всё самое лучшее в них, доброе, светлое и разумное. Не зря детей называют "цветами жизни", а воспитателей "садовницами".

    В основе работы воспитателя лежит любовь. Любовь – именно на ней держится наша планета Земля. Любовь нужна всем детям, а особенно детям обделённым любовью! В нашей школе именно такие дети. И чем они старше, тем острее чувствуют недостаток любви. Рядом со мной трудные дети с нарушением интеллекта: нервные, дерзкие, униженные, озлобленные. Что я могу им дать? Прежде всего – любовь! И я люблю их такими, какие они есть. И они потихоньку оттаивают, становятся доверчивыми, добрыми, общительными. Но одно неосторожное движение, взгляд, жест, слово – и, увы, нет результата. Воспитатель должен обладать высоким уровнем профессионального мастерства.

    Воспитатель-друг и партнёр. Только он, находясь рядом в детском саду: успокоит, приголубит, поможет, подскажет и научит. Только ему детишки могут доверить свои сокровенные тайны и мечты. На любой вопрос он сумеет найти ответ. Воспитатель становится настоящим другом для дошкольников в игре, общении. Вместе с ним дети совершают новые открытия. познают окружающий мир. Зная возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, воспитатель умеет найти общий язык с любым ребёнком, подобрать "ключик" к каждому.

    Надо суметь увидеть лучшее, что есть в детях, и помочь им самим это лучшее в себе разглядеть. Благодаря воспитателю раскрываются и таланты детей: способность к пению или танцам, к спортивным достижениям или художественному мастерству. Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым человеком, творческой личностью? Это во многом зависит от меня, от каждодневного труда, такта и душевной щедрости.
    Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является, на мой взгляд, самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. В своей работе я использую проектную деятельность. Данная технология способствуют развитию ключевых компетенций учащихся: исследовательских, социально–личностных, коммуникативных, организаторских.
    Воспитатель – это педагог, то есть человек, который учит, помогает познать окружающий мир. Считаю своим долгом передать детям, заложить в них те положительные душевные качества, которыми обладаю сама. А эти качества, на мой взгляд, развиваются через любовь к Родине, к природе.

    Воспитатель-артист и певец. Он может перевоплотиться в клоуна, Бабу Ягу, короля и снеговика. Только он способен создать атмосферу радости и веселья в детском саду. А сколько песен и стихов он знает. Воспитатель организует настоящие праздники для воспитанников и родителей, которые не похожи друг на друга.


    Воспитатель-творец и выдумщик. Умелые руки и интересные идеи педагога смогут создать поделки из любого материала. Только воспитатель в детском саду поможет воплотить задуманное в реальность. Интересные увлекательные занятия, конкурсы, соревнования и развлечения помогают воспитателю в игровой форме передать знания об окружающей действительности. Участие в совместной деятельности сближает детей, воспитывая трудолюбие, чувство ответственности, уверенности в себе.

    Воспитатель - интересная и сложная профессия. Потому что приходиться постоянно что-то творить, создавать, изучать и совершенствовать искусство владения педагогическими знаниями и умениями. Воспитатель должен быть не только любознательным и умным, а также привлекательным и красивым. Каждый день на тебя смотрят, и ты служишь примером для других. Проходит время, дети подрастают и очень приятно, когда тебя помнят и узнают. Вчерашние мальчишки и девчонки вспоминают, как они жили в детском саду, вспоминают своих друзей и случаи, которые с ними происходили. И это счастье! Ведь ты знаешь, что нужен малышам, которые рядом с тобой сегодня. Становится грустно, когда они прощаются с нами, но приятно слышать слова благодарности в свой адрес от родителей.


    Так же одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является, на мой взгляд, самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. В своей работе я использую проектную деятельность. Данная технология способствуют развитию ключевых компетенций учащихся: исследовательских, социально–личностных, коммуникативных, организаторских, личностно–адаптивных.
    Я люблю свою профессию, мне нравиться общаться с воспитанниками, родителями и педагогами. Я с удовольствием делюсь своими идеями с коллегами. Старюсь помочь начинающим специалистам. Вместе решаем общие вопросы и проблемы, которые стоят перед нами. Сообща решаем главную задачу-воспитание всесторонне развитой детской личности. Воспитатель должен сделать всё необходимое, чтобы детям в детском саду было уютно, комфортно и хорошо. Он несёт ответственность за каждого малыша. Современный воспитатель должен любить детей, быть терпеливым и доброжелательным. Он призван быть авторитетом для детей и родителей. Потому что вместе с семьёй он решает ответственные задачи воспитания.

    "Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание-это наша счастливая старость, плохое воспитание-это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. " А. С. Макаренко.

    nsportal.ru

    Эссе «Воспитатель - профессионал»

    Творческое эссе воспитателя

    МКДОУ детского сада «Сказка»

    Комбинированного вида

    Купинского района

    Новосибирской области


     

    «Воспитатель профессионал».


     

    Профессия воспитатель известна с давних времен. На сегодняшний день – это одна из самых известных и значимых профессий, ведь занятые родители не всегда могут посвятить достаточное количество времени своему малышу, а так же совершенствовать у него важные умения и навыки, подготовить к школе. Именно воспитатель научит вашего кроху самостоятельности, правилам поведения, необходимым дошкольным знаниям. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения – это даже не профессия, на мой взгляд – это настоящее призвание и ежедневный не легкий труд. Что бы стать воспитателем надолго и всерьез, нужно почувствовать, что педагогика - это дело всей вашей жизни.

    Какой же он, воспитатель профессионал?

    В. А. Сухомлинский считал, что настоящий воспитатель должен:

    - любить детей - это самое главное

    - заботиться о них

    - уважать личность каждого ребенка и верить в него

    - знать душу каждого малыша

    - трепетно относиться к детскому миру ребенка, его природе

    - оберегать и развивать чувство собственного достоинства малыша

    - стать настоящим другом каждому ребенку

    Я разделяю точку зрения Сухомлинского, хотелось бы выделить некоторые аспекты в этом вопросе. На мой взгляд, воспитатель профессионал должен обладать личностными качествами, чтобы успешно работать с детьми, а так же профессиональным мастерством, чтобы сформировать всесторонне развитую личность, творческую, активную, обладающую высокими нравственными качествами. В тоже время очень важным качеством, которым необходимо обладать педагогу дошкольного образовательного учреждения, является способность к творчеству. Творческой личности воспитателя присуще особая педагогическая увлеченность. Педагогическая увлеченность – одна из важнейших предпосылок педагогического творчества.

    Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

    «Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужна, чтобы сорвав цветок, не уронить каплю.»                                    

                                       В. А. Сухомлинский

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    основа профессионализма воспитателя дошкольного учреждения

    Анализ критериев профессиональной подготовки и профессиональной деятельности воспитателя дошкольного учреждения дает все основания утверждать, что дошкольная педагогика не является некой прикладной наукой, которая реализует исходные теоретические положения общей педагогики.

    Воспитатель имеет дело не столько с научной теорией, позволяющей «обнаружить» источник проблем ребенка в безликом и безответственном родителе и тем самым «перевести стрелки» с дошкольного учреждения на семью, сколько с духовной практикой, которая основана на традиционных нравственных и иных ценностях семьи, трансформирующихся с позиции соответствующего педагогического идеала.

    Воспитатель выступает в большей мере как идеолог нравственных ценностей, нежели технолог основных положений общей педагогики.

    Ему не приходится, прикрываясь наукообразием терминологии, списывать свою профессиональную беспомощность на биологическую природу ребенка и его родителей. Основой его профессиональной деятельности выступает преемственность народной, религиозной и научной педагогик, воплощенная в принципах и методах нравственного воспитания детей. По существу воспитатель выступает как человековед, культуролог и идеолог нравственного воспитания.

    Нравственность является сущностной характеристикой человека и его культуры или своеобразным выражением человеческого начала, которое утверждается с первых лет жизни. Ответ на вопрос, что такое мораль, связан с ответом на вопрос, что такое человек. Каким человеком станет ребенок, во многом зависит от его воспитания. Поэтому быть воспитателем — значит, в первую очередь, быть носителем и распространителем человечности и тех моральных качеств, которые ее характеризуют, владеть искусством общения, быть мастером слова и перевоплощения при чтении сказок, уметь организовывать игровую деятельность, сопереживать ребенку, горячо любить своих и «чужих» детей.

    Воспитатель, который ненавидит детей, несмотря на прекрасное знание методик их воспитания, уже только поэтому является профессионально непригодным. Ему нельзя доверить детей, даже если у него будет десять дипломов и самые глубокие познания в области теоретической педагогики. В определении пригодности гораздо важнее духовно-нравственные начала личности.

    В эпоху постиндустриального развития цивилизации предмет педагогики как науки должен выйти за рамки функционального взгляда на подрастающего человека только как на учащегося и расшириться до сферы жизнедеятельности ребенка, где он немыслим без семьи как родового события.

    Вырывая ребенка из естественного контекста его жизни, противопоставляя его учебное и домашнее существование, мы вольно или невольно расшатываем базовые устои его жизни — структуры повседневности. Ответственный взрослый, а тем более педагог должен осознавать это даже тогда, когда руководствуется, казалось бы, благой идеей — «поставить ребенка в центре» педагогической заботы. Помещая его в центр, нельзя оставить на периферии самых близких и значимых для него людей — маму и папу, дедушку и бабушку, братьев и сестер.

    Без взаимодействия с семьей говорить о нравственном воспитании детей не приходится. Нравственный императив в виде предъявляемых требований заключен не в ребенке, а в социальном окружении. Только отталкиваясь от него можно сформировать соответствующую диспозицию личности или ценностное отношение к окружению и самому себе и тем самым как бы уравновесить требования общества к личности и требования личности к обществу. Это уравновешивание — основная задача нравственного воспитания, без решения которой решение остальных задач не может быть эффективным.

    Нравственное воспитание — традиционный предмет не только дошкольной, но и всей педагогики в целом.

    Воспитание человека в первобытном и средневековом обществах мыслилось как овладение им нормами общежития, выработка у него соответствующего нравственного сознания и поведения. Оно было актуальным еще задолго до создания учреждений образования и зарождения педагогической науки.

    Уже в народной педагогике существовало множество различных обрядов, ритуалов, заповедей, основной целью которых было приобщение подрастающего поколения к существующим в обществе нравственным нормам, к определенному образу жизни, закрепленному в традиции. Принятие христианства, характеризующегося принципиально отличающимися от язычества приемами и методами воспитания, во многом изменило отношение к воспитанию.

    Моральные заповеди, ориентация на нравственные абсолюты служат основой нравственности до сих пор. При этом детско-взрослая общность и прежде всего семья, ясельные и детсадовские группы — основное пространство нравственного развития ребенка как субъекта и личности, а не только и не столько как объекта целенаправленного воздействия на него извне.

    А. Левко

    vscolu.ru

    Игровая деятельность и показатель профессионализма воспитателя дошкольного учреждения

    Воспитательная и игровая деятельность — различные стороны единого целого. Игра осуществляется непосредственно в самом «театре жизни» и без всяких предварительных репетиций.

    Уровень развития, индивидуальные особенности ребенка и конкретные условия его жизни во многом определяют избирательные отношения к объективно стоящим перед ним задачам. Эти же обстоятельства влияют на активность маленького человека, способность выдвижения целей, готовность и последовательность в их достижении. Эта активность ребенка проявляется в виде социокультурной деятельности, определяется нормами культуры, а не познанными объективными закономерностями. Осуществляя их, человек, по мнению А.В.Мудрика, на различных возрастных этапах как бы осуществляет своеобразную игровую деятельность, реализуемую как минимум в пяти актах.

    Акт первый театр жизни. Ребенок, стихийно взаимодействуя со своим социальным окружением, неосознанно, некритически усваивает те нормы и ценности, тот стиль жизни и мышления, которые он видит в семье, в ближайшем микросоциуме.

    Акт второйиграется в театре драмы. Театр драмы — это воспитательные организации (детский сад, школа, внешкольные учреждения детей, клубы и др.), а также неформальные группы, образующиеся в каждой из этих организаций. Социализация происходит здесь с помощью так называемого институционального механизма. Суть ее в том, что, взаимодействуя в разных организациях, ребенок накапливает соответствующие знания и опыт социально одобряемого поведения. Одновременно он обретает опыт имитации такого поведения, опыт относительно бесконфликтного избегания выполнения культивируемых в воспитательных учреждениях норм. Какие нормы будут усвоены, какие будут лишь имитироваться, какие избегаться, зависит от атмосферы тех коллективов и неформальных групп, которые возникают в воспитательных организациях.

    Акт третий театр марионеток. Потребность в эмоциональном контакте со сверстниками, необходимость реализовать себя в другом очень велика, но удовлетворить ее удается далеко не каждому и далеко не всегда. И тогда в ход идут любые средства. Одно из них — стремление соответствовать детской или подростковой субкультуре. Начинает действовать стилизованный механизм социализации. Это проявляется, прежде всего, в ценностных ориентациях школьников, почерпнутых ими в соответствующей субкультуре. Ученик становится своеобразной «марионеткой» социальной группы подростков, имеющей жесткую статусную структуру и систему навязываемых ценностных ориентаций и норм.

    Акт четвертый в камерном театре. Речь идет о межличностном механизме социализации в общении с субъективно значимыми людьми. Прежде всего, это межличностные отношения с родителями, родственниками, соседями, сверстниками. В процессе этого общения у ребенка вырабатываются соответствующие взгляды, усваиваются те или иные нормы и ценности.

    Акт пятый — играется в театре грез, отражающих опосредованность механизмов социализации рефлексией, т.е. внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества: семье, обществу сверстников, значимым людям. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов (между различными «я» человека, с реальными или вымышленными лицами, с некими сверхъестественными силами и т.п.), который происходит наедине с самим собой.

    Когда игра начинает представляться лишь «детской забавой» и детское дошкольное учреждение «всерьез» начинает готовить ребенка к так называемой «взрослой жизни», игнорируя при этом превратности реальной детской жизни, повседневные проблемы, всецело устремляясь в будущее, желаемые результаты оборачиваются нередко не только семейной трагедией, но и своеобразным духовным тупиком в развитии всего общества. Казалось бы, что предосудительного в том, что дошкольное учреждение ориентируется на «социальный заказ» родителей, имеющих деньги, и уже с раннего возраста ориентирует их на реальные достижения или будущий успех в той или иной сфере профессиональной деятельности. Предосудительно то, что такое дошкольное учреждение формирует самосознание «крутого», «хозяина жизни», которому вовсе не обязательно считаться с другими, уважительно относиться к собственной национальной культуре и ее основополагающим ценностям, переходя сразу к изучению иностранных языков. При таком подходе невозможно сформировать не только чувство патриотизма, но и элементарную нравственную культуру, без которой всякий профессионализм теряет свой смысл и становится социально опасным.

    Любой профессиональной подготовке должно предшествовать духовное развитие. Духовное развитие — это, прежде всего, развитие человека как субъекта соответствующей культуры, его творческих, адаптационных, познавательных, интегративных, идентификационных и других индивидуальных и общественных способностей. Степень духовного развития ребенка отражается в активности и пассивности личности и его коллективной деятельности, нравственном и безнравственном ее содержании, самодеятельности и конформизме, в вере и безверии в те или иные ценности. В конечном счете, она проявляется в надеждах и чаяниях отдельных людей и целых народов, той нравственно-психологической атмосфере, в которой протекает их повседневная жизнь. Содержание духовности определяет нашу общественную сущность, то, что мы собой представляем как личности, народ, нация, страна.

    Складывание нравственных представлений и стереотипов поведения в детском возрасте сочетается с формированием основных психофизиологических структур личности: ее потребностей, способностей, воли и других личностных качеств. Без нравственных потребностей и способностей нравственное поведение из действительного регулятивного фактора превращается в своеобразную личину или маску, отнюдь не выражающую «я-структуру» личности. Когда нравственное самосознание у ребенка отсутствует, он просто подстраивается под ситуацию подобно хамелеону. Он знает, что воспитателю, родителям, учителю, начальнику надо всячески угождать, приспосабливаться к их требованиям, имея на уме достижение с их помощью своих эгоистических целей. Такой ребенок обычно послушен, он не дерзит и не нарушает дисциплину. И когда вдруг «грянет гром» совершенного им преступления, мы искренне удивляемся. Надо же, такой был хороший мальчик!

    Левко А.

    vscolu.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о