Профессионализмы воспитателя детского сада – — . , — .

    Содержание

    «Профессионализм воспитателя как необходимое условие реализации ФГОС дошкольного образования»

    Педагогический совет в детском саду

    Тема: «Профессионализм воспитателя как необходимое условие реализации ФГОС дошкольного образования»

    Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности воспитателей; показать свои знания в области дошкольной педагогики, психологии, методиках дошкольного образования и воспитания; развивать творческое воображение, сплоченность; формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенными одной задачей; вызвать интерес к здоровому соперничеству.

    Форма проведения: деловая игра

    План Педсовета.

    1.Вступительное слово по теме педсовета.

    2. Сообщение «Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»

    3. Деловая игра « ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ»

    1. Приветствие. Визитная карточка команды.

    2. Педагогическая разминка.

    3. Литературная викторина

    4. Конкурс капитанов

    5. Умелые руки не знают скуки.

    6. Конкурс: «Воспитатель должен уметь все»

    7. Правовое образование педагога.

    8. Игра-задание «Дружеский шарж»

    9. Домашнее задание «Музыкальная викторина»

    10. Конкурс «Воспитатель эрудит»

    4.Подведение итогов. Принятие проекта решения.

    Ход проведения Совета педагогов.

    Умение воспитывать — это все-таки искусство, такое же искусство,

    как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины».

    А. С. Макаренко.

    Вступительное слово: Одна из главных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребёнка. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются всё более высокие требования.

    Педагог — это звучит гордо, однако согласно мировым исследованиям работа с детьми является одной из наиболее сложных и ответственных занятий. Причина этого скрывается в хрупкости и ранимости детской психики, формирование которой частично ложится на плечи его воспитателя.

    История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнка занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а впоследствии после популяризации общественного образования появилась профессия воспитатель.…

    Жизненная позиция человека, его характер, моральные принципы и взгляды закладываются в детстве, и именно поэтому высокая компетентность, безупречное образованность и всестороннее развитие личности самого воспитателя, сопровождающего ребёнка в его ранние годы, приобретает особую социальную значимость. Вся работа воспитателя с ребёнком ориентирована на формирование не только новой личности, но и нового гражданина того или иного государства. В условиях дошкольного образования воспитывается отношение ребёнка к труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для его дальнейшего развития.

    Работая с детьми, воспитатель занимается непосредственной организацией их жизни в условиях определённого дошкольного учреждения, выполняя все предусмотренные мероприятия. Для успешной работы необходимо хорошо разбираться в возрастной психологии детей, педагогике, быть знакомым с основными принципами организации дошкольного и младшего школьного воспитания. Среди личностных качеств, наиболее развитыми должны быть внимательность, терпеливость, наблюдательность, находчивость и, конечно же, любовь к детям.

    2. Сообщение «Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»

    С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

    Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется в Федеральном законе от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Стратегии развития российского образования, ФГОС дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155. ЕКС. Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком.

    В связи с введением ФГОС ДО профессиональная позиция воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника, что повышает качество его образования. Понятие компетентности педагога понимается как ценностное смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. Позиция воспитателя формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя ДОУ.

    Педагогическая компетентность оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимых) психологических и педагогических знаний и умений, позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.

    Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знаний и др.).

    Система профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя совокупность компетенций: • методологическую, • психолого – педагогическую, • коммуникативную, • исследовательскую, • презентационную, • Икт – компетентность. • эмоциональную компетентность.

    Профессиональный стандарт педагога (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544 н) Документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории РФ Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования

    Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности. Именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом

    3. Деловая игра « ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ»

    1.Приветствие. Визитная карточка команды.

    Домашняя заготовка: девиз, эмблема каждой команды.

    Оцениваются: содержательность, оригинальность, эмоциональность, динамичность выступления.( 5 баллов)

    Вед: Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не должен забывать доброе старое, например устное народное творчество. Воспитателю необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир.

    2.Педагогическая разминка.

    Цель: показать свои знания в области теории.

    Команда сидит за круглым столом и выбирает конверт с вопросами. Команда готовится одну минуту, затем начинает отвечать по кругу.

    Оценивается: правильность и содержательность ответов и общее время. За каждый ответ 1 балл.

    Вопросы командам:

    1 . Объясните понятия знания, умения, навыки?

    (знания-усвоенная познавательная информация, которая включается конкретные факты, правила, законы и закономерности, устанавливающая связи между фактами и явлениями.

    Умения-сформированная способность совершать определенные действия на основе полученных знаний. Навык - автоматизированное умение, выражающееся в способности быстро и безошибочно выполнять действия на основе имеющихся знаний. Формируется на основе многократного выполнения определенных действий)

    2.Что такое методы и приемы обучения

    (методы обучения-способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие познавательных способностей.

    Прием - часть метода. Это способ педагогических действий в определенных условиях. Приемы носят частный характер и не имеют самостоятельной педагогической задачи)

    3.Какие вызнаете приемы и методы обучения?

    (наглядные, наблюдение, показ предметов, образца, использование ТСО, дидактических пособий; словесные: пояснение, рассказ, чтение, беседа; практические: упражнения, игровые)

    4.Что такое диагностика?

    (диагностика-количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений с помощью специально разработанных учебных методик)

    5.Что такое мотивация?

    (мотивация-процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации)

    6.Назовите основной вид деятельности детей дошкольного возраста и его структурные элементы?

    (Игра, игровой замысел, сюжет, игровые действия, роли, правила)

    7.Какие виды народных росписей изучаются в детском саду?

    (дымковская, гжельская, городецкая, филимоновская, хохломская, жостовская, КБР)

    8.Какие виды труда вы знаете?

    (самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд).

    9.Назовите структурные части прогулки?

    (наблюдение, с-р игра, подвижная игра, индивидуальная работа по ОВД, труд)

    10.Назовите время проведения утренней гимнастики в мл.гр, ср.гр, ст.гр., количество упражнений и дозировку.?

    (мл.гр. -5-6 мин, 4 упр, 4 раза; ср.гр.- 6-7 мин, 5 упр., 5 раз, ст.гр. 7-8 мин, 6-7 упр, 6-7 раз)

    Вед: Воспитатель должен много знать и уметь. Перед ним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию. Воспитатель должен уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей. В чем-то хотя бы и в одном, он должен обладать какими-то особыми данными например: быть отличным актером или хорошим певцом . И ему надо очень много читать. Он должен хорошо знать детскую художественную литературу

    3.Литературная викторина

    Цель: показать знание детской художественной литературы.

    Вопросы первой команде:

    1.Автор сказки «Красная Шапочка» (Ш. Перро)

    2.Как звали трех поросят в одноименной сказки? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)

    3.Назовите сказки А. Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде»)

    4.Автор сказки «Гадкий утенок» (Г.Х.Андерсен)

    5.Известный советский писатель , написавший большое количество стихотворных сказок для детей (К.И.Чуковский)

    6.Самый высокий герой С. Михалкова (Дядя Степа)

    7. Из какого произведения эти строки:

    Вдруг откуда-то шакал

    На кобыле прискакал:
    «Вот вам телеграмма от гиппопотама» (Айболит К.Чуковский)

    8.Почему Серая шейка не улетела на юг вместе со всей стаей (лиса повредила ей крыло)

    9.Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей (Сладков, Чарушин, Бианки)

    10.Как хвастал заяц в одноименной сказке (У меня не усы, а усище, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи)

    Вопросы второй команде:

    1.Автор сказки «Колобок» (р.н.с)

    2.Назовите самые известные сказки Г.Х. Андерсена («Дюймовочка», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок»)

    3.Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выскачу, как выпрыгну- полетят клочки по закоулочкам» («Заюшкина избушка»)

    4.В какой сказке содержится предупреждение о том, что нельзя пить сырую воду («Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

    5.Из какого произведения взяты эти строки и кто их автор:

    Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!

    Ты встаешь во тьме глубокой круглолицый, светлоокий (А.Пушкин «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях)

    6. в какой сказке девушка превратила птиц в людей, используя для этого крапиву (Дикие лебеди)

    7. Продолжите строки:

    У меня зазвонил телефон? ( Кто говорит, слон и т.д.)

    8.Про какую царевну говорили, что она едет в коробчонке (Царевна-лягушка)

    9. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко (Крошечка-хаврошечка)

    10. Назовите сказки с участием персонажа волка (Волк и 7 козлят, Колобок, Три поросенка, Красная Шапочка)

    4.Конкурс капитанов

    Рассказать весело и радостно стихотворения А. Барто

    Уронили мишку на пол.

    Зайку бросила хозяйка.

    Оцениваются: выразительность исполнения ( 3 балла)

    5..Интервью:

    Каким же должен быть современный воспитатель?

    Оцениваются: содержательность, оригинальность, эмоциональность, динамичность выступления.( 5 баллов)

    Требования, предъявляемые к нынешним воспитателям, очень высокие. Родители уверены, у воспитателя детского сада должно быть как минимум педагогическое образование. Он должен уметь петь, танцевать, знать все развивающие методики и активно использовать их на занятиях с детьми в детском саду. А так же знание возрастных и индивидуальных особенностей, владение методикой работы с детьми помогают воспитателю успешно вести детей от группы к группе, поднимать их в развитии и воспитании со ступеньки на ступеньку.

    Воспитатель руководит неповторимым, ни с чем не сравнимым по своей сложности и красоте процессом становления человеческой личности. Работа воспитателя в детском саду — воспитательно-образовательная. Решение главной задачи — воспитание всесторонне развитой личности включает обучение на занятиях. То есть формирование у ребенка разнообразных, доступных ему знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения родного языка, элементарных основ математики, развития изобразительной деятельности и т. д. Воспитатель дошкольных учреждений учит ребёнка азам самостоятельности, правилам поведения в обществе, готовит ребенка к поступлению в школу. Подготовка ребёнка к школе подразумевает обучение навыкам устного счёта, рисование, развитие мелкой моторики рук с помощью пластилина, конструктора и других сподручных средств.

    Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей - это игра. Современные, мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Ведь дети живут в игре, на собственном опыте убеждаясь, как неприятно, когда обижают нерешительного, и как радостно получить помощь, когда ты в ней нуждаешься. Они учатся уважать себя и других, играя национальные игры «Минлебай», «Мяу-мяу, какой цвет?».

    Мастерство воспитателя состоит в том, что он знает, когда несмелого ребёнка надо поддержать, «назначив его храбрым петухом», а агрессивного поучить сочувствию, «сделав зайцем». (Сказка «Заюшкина избушка»)

    Постоянное общение с ребенком – важнейшая служебная функция воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми. Забота о состоянии жизни ребенка в дошкольных учреждениях, выполняет все режимы мероприятий - еда, сон, закаливание, прогулки, физические упражнения - входят в основную обязанность воспитателя. Детей учат завязывать шнурки и застёгивать «молнии». Пользоваться ложкой, вилкой, носовым платком. Правильно говорить, петь, танцевать, рисовать, дружить и т. д.

    Однако самое главное в работе воспитателя детского сада - это его ответственность за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых носов и коленок, а также переломанных рук и ног.

    Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но личные взаимоотношения детей между собой. Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Они очень л

    infourok.ru

    Статья: Профессионализм воспитателя. | Социальная сеть работников образования

    Задача воспитания подрастающего поколения всегда была актуальной для человеческого общества в любую историческую эпоху. Современная образовательная практика, к сожалению, не уделяет достаточного внимания организации воспитательного процесса.

    Воспитание личности ребенка воспринимается многими как процесс сам собой разумеющийся, и специально его организовывать не нужно. Но, обострение проблем социализации детей, их самоопределения в жизни заставляют педагогов по-новому взглянуть на организацию воспитательного процесса в широкой образовательной практике. Это, в свою очередь, требует хорошей профессиональной подготовки воспитателей, понимания ими своей роли и степени влияния в становлении личности, определения своей педагогической позиции в деятельности. Этим объясняется актуальность избранной темы.

    В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, требующей особого внимания. Если на месте педагога недостаточно профессионально подготовленный человек, то в первую очередь страдают дети. Причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди педагогов и воспитателей оказывались люди, наиболее интеллектуально и морально подготовленные к работе с детьми.

    Воспитатель – это, прежде всего, педагог. Под понятием «педагог» нередко подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности. Профессионализм – это совокупность психологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в новых условиях.

    Формирование профессионализма идет по трем основным направлениям:

    1) изменение всей системы деятельности, её функций и иерархического строения. В ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит движение личности по ступеням профессионального мастерства, развивается специфическая система способов выполнения деятельности, то есть формируется личностный стиль деятельности;

    2) изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике (моторика речи, эмоциональность, формы общения), так и в формировании элементов профессионального сознания (профессионального внимания, памяти, мышления и т.д.), что в более широком плане может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения;

    3) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности, что проявляется в различных сферах:

    - в когнитивной сфере – в уровне информированности об объекте, степени осознания его значимости;

    - в эмоциональной сфере – в интересе к объекту, в склонности к взаимодействию с ним и удовлетворенности от этого, несмотря на трудности;

    - в практической сфере – в осознании своих реальных возможностей влияния на объект, в результате – установка субъекта воздействовать на объект заменяется на потребность во взаимодействии, что позволяет говорить о становлении профессиональной культуры.

    Профессионализм имеет широкий спектр проявлений, начиная от дилетантства (поверхностные профессиональные знания) и заканчивая формированием жестких профессиональных стереотипов. Если человек не может отойти от стереотипов в соответствии с изменяющимися условиями, то профессионализм перерастает в профессиональную деформацию личности. Выделенные факторы являются ведущими в процессе становления личности профессионала, они применимы к любой профессии. Есть и другие факторы, которые зависят от ведущих.

    Развитие личности человека во многом зависит от того, как формируется его самооценка. Психологи отмечают два основных приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй, более распространённый, заключается в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но, притязания могут быть не высоки, поэтому самооценка может сформироваться не адекватная.

    Не всегда удовлетворяет творчески работающего воспитателя сравнение своих результатов с результатами своих коллег. Основным способом формирования самооценки воспитателя является соизмерение своих результатов с «идеалом личности и деятельности воспитателя». Формирование своего профессионального идеала должно начинаться ещё во время обучения в вузе. Самый простой способ формирования профессионального идеала – чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. С течением времени идеал может меняться, это может быть не только конкретная личность, но чаще всего это собирательный образ, в котором переплетаются лучшие качества нескольких педагогов. Правильно сформированный идеал педагога-воспитателя – условие эффективного его самовоспитания.

    Профессиональному росту воспитателя способствует и стиль руководства. Руководители должны создавать необходимые условия для самосовершенствования воспитателя: вселять уверенность в своих силах, тактично помогать и направлять молодого педагога, создавать условия для нормальной работы, не загружать педагога ненужной работой.

    Большую роль в профессиональном росте играет фактор времени. Для саморазвития воспитателю необходимо читать много разнообразной литературы и периодики, посещать музеи и выставки, иметь время от увлечений, творчества. Резервы времени можно найти, если овладеть приёмами рациональной организации труда, правильно планировать свою деятельность.

    Процесс профессионального самовоспитания очень индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование, самовоздействие.

    Процесс самопрограммирования поможет определить пути, средства и сроки формирования необходимых профессиональных качеств, определить цели и задачи саморазвития, выработать жизненные правила и принципы, которыми можно руководствоваться в деятельности.

    Средства и способы самовоздействия помогут сделать процесс саморазвития непрерывными и целенаправленным. Самоубеждение, самоприказ, самоограничение и другие средства саморегуляции способствуют воспитанию воли, целеустремлённости, ответственности. Формирование профессиональных качеств невозможно без специальных упражнений, направленных на развитие наблюдательности, воображения, умения профессионально мыслить. Самовоспитание должно стать потребностью будущего педагога, без него невозможен профессиональный рост.

               Педагог является основным субъектом педагогической деятельности. Своей профессиональной позицией он воздействует на учащихся, подавая пример суждений и действий.

    Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

    Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности во многом зависит от профессиональной позиции педагога-воспитателя.

    nsportal.ru

    Методическая разработка на тему: "Профессионализм воспитателя как необходимое условие реализации ФГОС ДО"

    Доклад «Профессионализм воспитателя как необходимое условие реализации ФГОС»

    « Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении. Каждому педагогу присущи чувство собственной ценности,  достоинства и способность направлять свою жизнь  и двигаться в направлении  самоактуализации, личностного и профессионального роста»

    В. Э. Пахальяна

    Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

    Новым федеральным законом «Об образовании в РФ», дошкольное образование выделено в самостоятельный уровень общего образования. На этой основе был принят федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Целью дошкольного образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование предпосылок универсальной учебной деятельности. Современный дошкольник должен научиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты своей работы, быть коммуникативным.

     

    До введения ФГОС ДО  на  первый план выдвигалась задача воспитания в ребенке стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. Сейчас перед дошкольными педагогами стоит новая задача: сформировать перед школой компетентную, креативную, социально-адаптированную личность; способную ориентироваться в информационном пространстве; умеющую отстаивать свою точку зрения; способную продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. После дошкольной жизни у каждого ребенка (в том числе детей с ограниченными возможностями) должна появиться мотивация (желание) к обучению в школе.

    Поэтому образовательная практика дошкольного образования нуждается сегодня в принципиальных изменениях. Необходимость таких изменений вызвана, прежде всего, введением ФГОС ДО, который предусматривает урегулирование профессиональных взаимоотношений в сфере дошкольного образования

        Современное развитие системы образования повышает требования к развитию профессионализма воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Познание структуры личностных качеств педагога, выступающих профессионально важными, является определяющим требованием к успешному овладению им своей педагогической деятельности.

    Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные  качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность.

    Профессиональная компетентность воспитателя ДОУ –это умение вовремя освоить инновационные технологии, создать те условия, которые необходимы для развития всесторонне развитой личности каждого ребенка, не зависимо от его способностей. Так, работая с детьми младшего дошкольного возраста, в первую очередь формирую развивающую предметно-пространственную среду, которая должна по ФГОС ДО быть мобильной. Организуя образовательную деятельность таким образом, чтобы на протяжении всего дня каждый ребенок мог почерпнуть тот багаж знаний, который обогатит его умственные способности, чтобы ребёнок уже в младшем возрасте осознавал для чего ему это нужно, как он использует полученные знания в своей жизни.

    «Быть компетентным — значит знать, когда и как действовать» (П. Вейлл). Как учил в свое время К. Д. Ушинский, важен не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта. Образно говоря, «компетентным нельзя стать, можно только всегда становиться», для чего необходимо иметь волю преодолеть соблазн повторять имеющийся опыт, продумывать альтернативные варианты решений, продуманно выбирать из них оптимальный на основе прогноза протекания процесса. Все эти свойства характеризуют устойчивость профессиональной деятельности педагога.

    Профессиональная деятельность в контексте ФГОС ДО определяет параметры современного педагога- дошкольника, к достижениям которых необходимо стремиться:

    • мотивационная осознанная готовность к инновационным преобразованиям
    • понимание современных приоритетов дошкольного образования
    • стремление к личностному и профессиональному развитию
    • активизация рефлексии собственной профессиональной деятельности;
    • самореализация педагогов в профессиональной деятельности

    Успешность профессиональной деятельности на современном этапе зависит, прежде всего, от внутреннего самосознания и потенциала самого педагога.

    Таким образом, ФГОС дошкольного образования выдвигая требования к личностным качествам педагога, неотделимым от его профессиональных компетенций, определяет его умение учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей здоровья. Только любящий педагог, истинный воспитатель способен целеустремлённо идти к вершинам профессионального мастерства. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам  педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.

    nsportal.ru

    Статья по теме: Проблема профессионализма воспитателей дошкольных образовательных учреждений

    Проблема развития профессионализма воспитателей дошкольных учреждений.

    М.Н.Тимофеева.

    Муниципальное дошкольное учреждение  Детский сад № 155, г. Тверь.

        В современном быстроразвивающемся и постоянно меняющемся обществе предъявляются особые требования к современному воспитанию детей, а в частности дошкольников. Именно в этом возрасте у ребенка закладываются основы мировоззрения, социального поведения, этических норм и моральных качеств. К концу дошкольного возраста у детей формируется самосознания и самооценка, которые будут играть решающую роль на всем жизненном пути человека.

        Ответственность за развитие этих качеств ложится, в первую очередь, на воспитателей. Обязанность воспитателя за несколько лет пребывания ребенка в дошкольном учреждении положить основу психо – эмоционального, морального, социального, творческого и интеллектуального развития ребенка, исходя из его врожденных особенностей, способностей и задатков. Это развитие может обеспечиться профессионализмом воспитателя ДОУ, который сводится не только к знаниям и умениям педагогов, но и совокупностью профессионально важных качеств личности и ее направленности, удовлетворенности трудом и смысложизненными ориентациями.

    На данный момент на службе у педагогов стоит целый ряд методик, рекомендаций, стратегий и средств воспитания, позволяющий эффективно выполнять социальный заказ общества на воспитание подрастающего поколения. Очень важно для педагога грамотно использовать эти средства. Но выбор не только методики и стратегии, но и профессиональной позиции. Размытость, неопределенной собственной позиции как воспитателя действует разрушительно, как в профессиональном, так и личном плане. Профессионализм воспитателей дошкольных учреждений может рассматриваться через структуру профессиональной компетентности.

        Современный педагог дошкольного учреждения должен обладать особыми профессиональными и личными качествами, которые позволят ему, как можно лучше справляться с поставленными задачами, чутко реагировать на изменения в обществе и максимально оптимизировать переход ребенка в сложный мир взрослых.

       Во многом специфику и эффективность работы педагога с детьми, отношения с коллегами, администрацией, родителями определяют содержательные уровни развитости профессионально важных качеств воспитателя дошкольного образовательного учреждения, входящий в состав профессионализма. (Е.А.Климов, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Н.В.Кузьмина и др.).

       Но исследования показали, что воспитатели с высоким уровнем профессионализма отмечают нехватку теоретических и практических знаний и умений. А также многие испытывают неудовлетворенность своими достижениями и трудом. Проблема усугубляется тем, что большой процент работающих воспитателей – пенсионеры.

       На базе одного из дошкольных учреждений, было проведено исследование удовлетворенности трудом работающих пенсионеров. В результате исследования выявлено, что уровень удовлетворенности различными составляющими труда неодинаков. По большинству параметров работающие пенсионеры имеют высокий уровень удовлетворенности трудом. Так по параметрам интерес к работе, удовлетворенность достижениями, уровень взаимоотношения с сотрудниками и руководством, уровень притязаний, удовлетворенность условиями труда, профессиональная ответственность и общая удовлетворенность трудом варьируется от 56 до 87.

      Примечание: ИНТ- интерес к работе, УДОВ – удовлетворенность достижениями, УДОВВ3 –удовлетворенность во взаимоотношениях с сотрудниками, УДОВВ2 – удовлетворенность во взаимоотношениями с руководством, УР – уровень притязаний, ПРЕД – предпочтение выполняемой работы высокому заработку, УДОВУС – удовлетворенность условиями труда, ПРоФ – профессиональная ответственность, ОБУТ – общая удовлетворенность трудом.

        Установлено, что возраст, трудовой стаж и должностной статус выступают значимыми показателями уровня выраженности профессиональных качеств. Самым продуктивным в развитии профессионального мастерства и результативности проведения инновационной педагогической деятельности, ее эффективности является для воспитателей ДОУ период 30 – 45 при педагогическом стаже 10 – 21 год.

       На фоне достаточно большого количества научных трудов и исследований по этой тематике, но в них недостаточно разработаны пути повышения и развития профессионализма воспитателей в зависимости от стажа и квалификации. Это подтверждает, что существует проблема развития профессионализма педагогов дошкольного образовательного учреждения.

    nsportal.ru

    Статья на тему: «Современный воспитатель: личность и профессионал»

    М.В.Милкина.

    «Современный воспитатель: личность и профессионал»

         Переориентация современного дошкольного образования со знаниевого подхода на выбор стратегий поддержки личностного становления каждого ребенка ставит педагогические коллективы детских садов перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Соответствующие задачи нашли отражение в новом «законе об образовании в РФ», федеральных государственных требованиях  к

    структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и ФГОС.

              Каждый из воспитателей, понимает, что система образования не может оставаться неизменной и поэтому,  педагоги обязаны совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, стать образцом, примером для подражания. От педагога  в значительной степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между воспитанниками, успехи ребенка в деятельности.

           На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знания, умения, навыки) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

     Мы живём сейчас, а не в какое-то другое время, поэтому педагоги нашего коллектива пересмотрели свои жизненные позиции, выработали в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности встали на позицию ребенка.

     «Современному ребенку - современного воспитателя!» - лозунг сегодняшнего дня!

     - А кто же такой «современный воспитатель»?! Человек, который живёт своей профессией, в которой достигает значительных успехов, получает прогнозируемый результат? Творческая личность, которая стремится найти себя?

        Пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей.

    Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, заставил нас перейти   к новым формам работы с детьми, которые позволили воспитателям нашего детского сада обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.

          Хотелось бы отметить, что дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому современный воспитатель органично «встраивает» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект

    более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком. Воспитатели нашего детского сада наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствуют реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя образовательную деятельность детей, воспитатель нашего времени развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

          Важно отметить, что работая по ФГОС -  мы стремимся к тому,

    1. Чтобы любая детская деятельность  (игровая, трудовая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, чтение),  была мотивированной. Мы создаём проблемные ситуации к деятельности, которые становятся частью НОД (занятия), проекта, наблюдения, экскурсии и предоставляем детям выбор нескольких видов деятельности. Мы привыкли к демократическому стилю общения с детьми,  советуемся с ними, беседуем по душам на разные темы. Наши дети доверяют взрослым и с удовольствием вместе с ними играют и общаются.

    2. Чтобы дети были активными участниками воспитательно-образовательного процесса,  мы строим ОД таким образом, чтобы большую часть говорили дети, рассуждали по теме, участвовали  в художественном  творчестве, опытах, труде.

    3. Чтобы стимулировать детей к успеху. Активность, успехи детей, хорошее отношение к сверстникам  стимулируем, поощряем, отмечаем с помощью экранов добрых дел, экранов настроения, отмечаем в портфолио, благодарим родителей за хорошее воспитание детей. Эти педагогические приемы хорошо стимулируют детей к совместной образовательной деятельности с педагогами. 

    4. Современный воспитатель   тщательно продумывает содержание развивающей среды по возрастам, постоянно обновляет игровую и наглядную среду в зависимости от темы ОД. При планировании мы  предусматриваем  виды самостоятельной свободной детской деятельности в  специально подготовленной развивающей среде ДОУ, где дети могут закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействии с окружающей средой.

          Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.
        Воспитателям необходимо овладевать современными образовательными  технологиями, с помощью которых можно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов. Это хорошо известные технологии проблемного диалога, игровые педагогические технологии, технологии продуктивного чтения, деятельностные технологии, а также ИКТ-технологии. Я признаю, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, но необходимо помнить: он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровым. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребёнка

          Практика показывает, что наличие знаний само по себе не определяет успешность дальнейшего обучения детей в школе, гораздо важнее для нас научить ребенка уже в детском саду самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Обучая деятельности в воспитательном смысле,  мы делаем учение мотивированным, учим ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогаем детям сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки - это задача современного воспитателя.   Готовя детей к школе, мы формируем у дошкольника качества, необходимые для овладения учебной деятельностью, — любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческого самовыражения ребёнка.

         Важно отметить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. На мой взгляд, необходимо обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Мы понимаем, что ребенок сам создает свою личность, а мы помогаем ему обнаружить в себе и развить то, что ему присуще. Именно поэтому мы поставили перед собой цель - создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

           Мы формируем социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе, стремимся к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Выбор форм работы мы осуществляем самостоятельно в зависимости от контингента воспитанников, от оснащённости группы, от опыта и творческого подхода воспитателя. Так, в утренние часы, когда воспитанники бодры и полны сил, предусматриваю наиболее трудоёмкие виды деятельности: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения. По мере уставания детей включаю сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы. Чередуя различные виды деятельности детей в течение дня, обеспечиваю их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры, с целью укрепления здоровья дошкольников большое значение уделяю двигательной активности. В работе с детьми младшего возраста современные педагоги используют преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности, с детьми старшего возраста образовательная деятельность носит развивающий характер. Мы учим детей творческому партнёрству, умению обсуждать совместный проект, оценивать свои силы и возможности.

           Педагоги нашего детского сада понимают, что, в отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Стандарт дошкольного детства - это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не его обучения. Впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда.

           Мы – современные воспитатели, делаем дошкольное детство разнообразным. Для нас это стало нормой. Мы даём детям возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. По-другому просто невозможно. Мы понимаем, что к нам пришли дети - почемучки, которые и должны остаться почемучками. Можно говорить о разных мнениях к оценке ФГОС, но, для нас - воспитателей, главный критерий – удовлетворённость родителей. Если ребёнок сыт и здоров, если идёт в детский сад с удовольствием, если там организована деятельность, которая его привлекает, и он ежедневно рассказывает родителям о чём-то новом, то это высшая оценка воспитателя – профессионала.

           В профессиональной деятельности педагоги нашего ДОУ гармонично сочетают и интегрируют традиционные формы взаимодействия с инновационными.

           Особое внимание мы   уделяем осуществлению воспитательно-образовательной деятельности на основе активного взаимодействия с социумом и семьёй. По моему мнению, необходимо широко и массово привлекать родителей, создавать условия для формирования семейных ценностей, сближения и сплочения, воспитания чувства толерантности, активного культурно-спортивного досуга. Организовывать праздники, на которых родители наравне с детьми выполняют различные творческие задания.

            В своей работе мы планируем такие формы работы, как

    диагностирование семей;

    педагогическое просвещение родителей, обмен опытом;

    совместное творчество детей и взрослых;

    совместные мероприятия с учреждениями социума;

    индивидуальная работа с родителями.

    информационное общение (электронная почта, социальная сеть)

           Мы вовлекаем родителей к участию в реализации программы, к созданию условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители наших воспитанников - активные участники образовательного процесса, участники всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонние наблюдатели.

           На мой взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому педагоги нашего ДОУ стараются творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставляют детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям.

               Конечно, практический  процесс  по внедрению ФГТ в нашей с вами работе идет не всегда гладко. Но мы пробуем, отменяем, изменяем, принимаем определенные решения, ищем новые формы работы, на возникающие вопросы ищем ответы.

          Итак, современный воспитатель должен обладать следующим перечнем личностных и профессиональных качеств

    - четкое видение современных задач образования;

    - ценностное отношение к ребёнку, культуре, творчеству;

    - поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития;

    - проявлять гуманную педагогическую позицию;

    - сохранять физическое и духовное развитие детей;

    - уметь осуществлять педагогическую деятельность по внедрению современных технологий воспитания и обучения детей;

    - способность к самообразованию и личностному росту.

          Профессию воспитателя можно сравнить с профессией врача. Имеет ли право воспитатель на ошибку? – нет. «Будь осторожен! Не ошибись! Не навреди!» Эти слова мы должны твердить каждый день, каждый час, каждую минуту. Считаю, что только полное погружение в работу может способствовать действительно глубоким и конструктивным результатам.

          Ведь воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

    nsportal.ru

    Методическая разработка на тему: ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

    Проблема развития профессионализма воспитателей дошкольных учреждений.

        В современном быстроразвивающемся и постоянно меняющемся обществе предъявляются особые требования к современному воспитанию детей, а в частности дошкольников. Именно в этом возрасте у ребенка закладываются основы мировоззрения, социального поведения, этических норм и моральных качеств. К концу дошкольного возраста у детей формируется самосознания и самооценка, которые будут играть решающую роль на всем жизненном пути человека.

        Ответственность за развитие этих качеств ложится, в первую очередь, на воспитателей. Обязанность воспитателя за несколько лет пребывания ребенка в дошкольном учреждении положить основу психо – эмоционального, морального, социального, творческого и интеллектуального развития ребенка, исходя из его врожденных особенностей, способностей и задатков. Это развитие может обеспечиться профессионализмом воспитателя ДОУ, который сводится не только к знаниям и умениям педагогов, но и совокупностью профессионально важных качеств личности и ее направленности, удовлетворенности трудом и смысложизненными ориентациями.

    На данный момент на службе у педагогов стоит целый ряд методик, рекомендаций, стратегий и средств воспитания, позволяющий эффективно выполнять социальный заказ общества на воспитание подрастающего поколения. Очень важно для педагога грамотно использовать эти средства. Но выбор не только методики и стратегии, но и профессиональной позиции. Размытость, неопределенной собственной позиции как воспитателя действует разрушительно, как в профессиональном, так и личном плане. Профессионализм воспитателей дошкольных учреждений может рассматриваться через структуру профессиональной компетентности.

        Современный педагог дошкольного учреждения должен обладать особыми профессиональными и личными качествами, которые позволят ему, как можно лучше справляться с поставленными задачами, чутко реагировать на изменения в обществе и максимально оптимизировать переход ребенка в сложный мир взрослых.

       Во многом специфику и эффективность работы педагога с детьми, отношения с коллегами, администрацией, родителями определяют содержательные уровни развитости профессионально важных качеств воспитателя дошкольного образовательного учреждения, входящий в состав профессионализма. (Е.А.Климов, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Н.В.Кузьмина и др.).

       Но исследования показали, что воспитатели с высоким уровнем профессионализма отмечают нехватку теоретических и практических знаний и умений. А также многие испытывают неудовлетворенность своими достижениями и трудом. Проблема усугубляется тем, что большой процент работающих воспитателей – пенсионеры.

       На базе одного из дошкольных учреждений, было проведено исследование удовлетворенности трудом работающих пенсионеров. В результате исследования выявлено, что уровень удовлетворенности различными составляющими труда неодинаков. По большинству параметров работающие пенсионеры имеют высокий уровень удовлетворенности трудом. Так по параметрам интерес к работе, удовлетворенность достижениями, уровень взаимоотношения с сотрудниками и руководством, уровень притязаний, удовлетворенность условиями труда, профессиональная ответственность и общая удовлетворенность трудом варьируется от 56 до 87.

      Примечание: ИНТ- интерес к работе, УДОВ – удовлетворенность достижениями, УДОВВ3 –удовлетворенность во взаимоотношениях с сотрудниками, УДОВВ2 – удовлетворенность во взаимоотношениями с руководством, УР – уровень притязаний, ПРЕД – предпочтение выполняемой работы высокому заработку, УДОВУС – удовлетворенность условиями труда, ПРоФ – профессиональная ответственность, ОБУТ – общая удовлетворенность трудом.

        Установлено, что возраст, трудовой стаж и должностной статус выступают значимыми показателями уровня выраженности профессиональных качеств. Самым продуктивным в развитии профессионального мастерства и результативности проведения инновационной педагогической деятельности, ее эффективности является для воспитателей ДОУ период 30 – 45 при педагогическом стаже 10 – 21 год.

       На фоне достаточно большого количества научных трудов и исследований по этой тематике, но в них недостаточно разработаны пути повышения и развития профессионализма воспитателей в зависимости от стажа и квалификации. Это подтверждает, что существует проблема развития профессионализма педагогов дошкольного образовательного учреждения.

    nsportal.ru

    » Какими качествами должен обладать воспитатель ДОУ?

    Профессия воспитателя известна с давних времён. Сегодня это одна из самых нужных и значимых профессий, ведь занятые родители не всегда могут посвятить достаточное количество времени своему малышу, а тем более — сформировать у него важные умения и навыки, подготовить к школе. Именно воспитатель научит вашего кроху самостоятельности, правилам поведения, необходимым дошкольнику знаниям. Каков его идеальный портрет? О том, какие качества воспитателя будут способствовать его эффективной и успешной профессиональной деятельности в дошкольном детском учреждении (ДОУ) — в нашей статье.

    Педагогика – моё призвание

    Воспитатель ДОУ — это призвание

    Воспитатель детского образовательного учреждения – это даже не профессия, а настоящее призвание, а ещё — ежедневный нелёгкий труд. Чтобы стать воспитателем надолго и всерьёз, нужно почувствовать, что педагогика – дело всей вашей жизни, и работать на совесть, передавая детям всё лучшее, что в вас есть, отдавая всю душу.

    Василий Сухомлинский, всемирно признанный идеолог гуманистической педагогики, подчёркивал, что тот настоящий педагог, чья деятельность направлена на воспитание гуманной личность.

    Согласно В. Сухомлинскому, настоящий воспитатель должен:

    • любить детей – это самое главное
    • заботиться о них
    • уважать личность каждого ребёнка и верить в него
    • знать душу каждого малыша и понимать её
    • трепетно относиться к духовному миру ребёнка, его природе
    • оберегать и развивать чувство собственного достоинства малыша
    • стать настоящим другом каждому ребёнку.

    Если качества воспитателя соответствуют этим гуманистическим принципам педагогики, сможет воспитать малыша внимательным, благородным, добрым, интеллектуально развитым, патриотичным, неравнодушным к проблемам окружающих, культурным, ответственным, честным, тактичным, чутким, трудолюбивым человеком.

    Смотрите видео о содержании деятельности воспитателя

    Обязанности воспитателя детского сада

    Обязанности воспитателя ДОУ указаны в ряде нормативных документов, таких как трудовой (коллективный) договор, должностная инструкция воспитателя, правила и нормативы санэпидстанции и пр. Эти документы регламентируют деятельность воспитателя ДОУ.

    Сейчас дошкольное образование развивается с учётом интенсивного внедрения инноваций в педагогический процесс. Поэтому к деятельности воспитателя в настоящее время выдвигаются новые, современные требования. Работа воспитателя ДОУ должна строиться на основе четырёх компонентов:

    • коммуникативно-личностное развитие ребёнка
    • познавательно-речевое
    • художественно-эстетическое
    • физическое.

    Педагогический процесс в ДОУ осуществляется на основе педагогического взаимодействия воспитателя и ребёнка. Поэтому воспитатель должен быть профессионально компетентен.

    «Уровень профессионализма воспитателя определяет профессиональная компетентность — способность качественно и эффективно вести педагогическую деятельность на основании должностных обязанностей, научной образованности и ценностном отношении к педагогике как виду деятельности».

    Компетентность воспитателя ДОУ определяет то, что он обладает необходимыми для проведения педагогической деятельности установками, ценностями соответствующими личностными характеристиками, теоретическими знаниями, профессиональными качествами, которые необходимо постоянно совершенствовать путём самообразования.

    Воспитатель должен обладать определёнными профессиональными компетенциями

    К профессиональным компетенциям и обязанностям воспитателя детского сада относятся:

    • знание специфики системы дошкольного образования, а также особенностей организации воспитательно-образовательной работы дошкольниками разного возраста
    • знание и понимание закономерностей развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве
    • знание особенностей становления и развития детских видов деятельности в раннем и дошкольном возрасте
    • умение организовать необходимые для дошкольного возраста виды деятельности (игровую и предметно-манипулятивную), обеспечивая тем самым развитие детей
    • умение организовать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников
    • знание теории и владение педагогическими методиками познавательного, личностного и физического развития детей
    • умение планировать, осуществлять и анализировать педагогико-образовательную работу с дошкольниками в соответствии со стандартом дошкольного образования
    • умение планировать и корректировать педагогические задачи (самостоятельно, а также в содружестве с психологом и другими специалистами) в соответствии с результатами мониторинга развития детей, с учётом индивидуальных особенностей каждого дошкольника
    • способность выполнять рекомендации психолога, логопеда, дефектолога и других специалистов в работе с дошкольниками, которые испытываю сложности в освоении учебной программы, а также детьми с особыми потребностями
    • умение создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, обеспечивающую безопасность жизни дошкольников, сохранение и укрепление их здоровья и эмоционального благополучия в период пребывания в ДОУ
    • владение методами и способами психолого-педагогического мониторинга, благодаря которому становится возможным отследить результаты освоения дошкольниками учебной программы, уровень сформированности у них необходимых качеств, необходимых для последующего обучения в начальной школе
    • владение методами и способами психолого-педагогического консультирования родителей дошкольников
    • умение выстраивать правильное взаимодействие с родителями для решения педагогических задач
    • умение планировать, реализовывать и оценивать свою педагогическую деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста.

    Личностные характеристики

    Хороший воспитатель должен быть добрым и терпеливым

    Какие же личностные качества должны быть присущи хорошему воспитателю детского образовательного учреждения? Рассмотрим их:

    1. Доброта и терпение. А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное — любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека — основополагающие для воспитателя.
    2. Высокие нравственные качества. Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.
    3. Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно — это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ.
    4. Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию — работать будет одно удовольствие.
    5. Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.
    6. Способность к творчеству. В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.

     

    Без творческой составляющей работа воспитателя не будет эффективной

    «Совет. Очень важно уважать личность ребёнка. Это значит, уметь с ним общаться, выслушивать и понимать его потребности, не раздражаться при непослушании, находить способы тактичного и настойчивого педагогического воздействия, видеть лучшее в ребёнке».  

    Список нужных личностных качеств воспитателя ДОУ можно продолжить. Кроме этого, педагог должен иметь ряд профессиональных знаний, на­выков и умений, важных для успешного проведения образовательной деятельности в детском образовательном учреждении.

    Профессиональное мастерство

    Факт, что воспитательная деятельность в детском саду требует большого терпения. Некоторые полагают, что педагогом может стать только тот, кто имеет врождённые специальные способности, однако это весьма спорный вопрос. Нужные педагогу специальные знания, профессиональные умения и навыки можно приобрести и развить.

    Воспитание заключается не в назойливых поучениях и бесконечных нотациях: своим од­нообразием они вызовут у дошкольников лишь скуку и тоску. Профессиональное мастерство педагога ДОУ проявляется в понимании, что наиболее действенными являются не только словесные методы воспитания, а в значительно большей мере добрые и нравственные поступки: помощь окружающим, проявление сочувствия и милосердия и др. Поэтому воспитателю необходимо нарабатывать свой педагогический опыт в том, чтобы уметь легко организовывать такую деятельность детей.

    Чтобы обучать детей, воспитатель должен иметь глубокие познания в разных областях

    Воспитатель должен иметь глубокие знания по:

    • педагогике
    • возрастной психологии
    • основам безопасности жизнедеятельности и оказанию первой помощи
    • этике и эстетике
    • принципам и содержанию организации дошкольного воспитания.

    Воспитатель ДОУ должен:

    • знать и уметь применять методики обучения и развития детей
    • уметь организовывать и активизировать познавательную деятельность воспитуемых.

    Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:

    • владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей
    • широкая эрудиция
    • педагогическая интуиция
    • высокий уровень интеллекта
    • высокоразвитая нравственная культура.

    Критерии оценки работы воспитателя

    Как оценить работу воспитателя? Посмотрите, как он строит своё общение с детьми.

    Обратим внимание на личностную сторону общения. Если воспитатель ведёт себя интеллигентно, спокойно, уважительно по отношению к детям, уделяет каждому из них внимание, умеет выслушать и помочь – то перед вами о, беззаветно любящий своё дело. Про таких говорят – «он на своём месте». И даже если он ещё не обладает большим педагогическим опытом, то, благодаря любви к профессии и детям, он, несомненно, его приобретёт.

    Если «педагог» ведёт себя не сдержанно, кричит, командует приказным тоном, не особенно следит за детьми, то такой человек, увы, не будет хорошим пример для подра­жания для ребёнка.

    С точки зрения содержательной стороны профессиональной деятельности воспитателя, следует обратить внимание на то, применяет ли педагог новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий.

    Воспитатель должен применять новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий

    Роль воспитателя в образовательном процессе ДОУ велика. Воспитатель влияет на становление личности малышей, передаёт им нужные знания и формирует личностные качества. Поэтому, для того чтобы позитивно влиять на саморазвитие дошкольников, педагог сам должен представлять собой высокоразвитую нравственную личность и постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство.

    Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

    paidagogos.com

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о