Профильное образование что это – Профильное образование

    Профильное обучение - вред или польза? | Обучение

    Профильное обучение в наших школах появилось в 2006 году, и с тех пор активно внедряются новые профили, помимо уже имеющихся гуманитарного, физико-математического, естественнонаучного и социально-экономического. Во многом наличие того или иного профиля в школе зависит от желания учеников. Набирается достаточное количество желающих изучать естественные науки — пожалуйста, вот вам и профиль соответствующий. В конце концов, одной школой дело не ограничено, их в каждом городе, даже самом маленьком, приличное количество.

    По усмотрению школ целые классы изучают профильную науку. Но может случиться, что часть детей в классе хочет изучать экономику, другая часть — биологию и химию, а третья вообще ничего не хочет изучать, поэтому получает лишь стандарт знаний. В соответствии с этими пожеланиями составляется расписание.

    Помимо основного расписания, ребята вправе выбрать элективные курсы, которые помогут узнать больше о любимом предмете и своей будущей профессии.

    Цели профильного обучения — это углубленное изучение выбранных предметов, это возможность для школьников построить свой индивидуальный план обучения, это предоставление равных условий для учебы, в соответствии с желанием и способностями, это подготовка школьника к обучению в высших учебных заведениях.

    Итак, ваш ребенок закончил девятый класс. И вы, и, естественно, он считаете, что хорошо бы продолжить обучение, а затем поступить в вуз и устроиться на высокооплачиваемую работу. Неплохие планы на будущее, не так ли?

    Но учителя с умным видом требуют от вашего чада немедленного определения профессиональной направленности — мол, выбирайте будущую специальность прямо сейчас, а мы вам поможем. И вправду помогают. А что делать, если ваше дитя еще не определилось с выбором? Он хотел бы быть журналистом, обществу нужны экономисты, а вы спите и видите своего ребенка выдающимся дипломатом.

    А может быть, сегодня сын или дочь хочет стать юристом, завтра захочет учителем, а послезавтра вдруг физиком-ядерщиком. Но школа предложила три конкретных профиля на выбор: физико-математический, социально-экономический и универсальный, где особо не нацеливают ребят на успешную сдачу ЕГЭ и на поступление в вуз.

    Вы и ваш ребенок хорошенько подумали и решили. Во-первых, из школы уходить ребенок не хочет, так как класс дружный, и он себя комфортно там чувствует. Во-вторых, к физике и математике ваше чадо не тяготеет, но ума хватает и на то, чтобы не идти на универсальный профиль. В итоге ничего не остается, как пойти на социально-экономический.

    Вот он, главный минус, — ребенок не всегда может четко определить для себя будущую специальность. Чаще всего принятие такого решения затягивается на долгие годы, а с ребенка в 15 лет уже требуют точно определить свое будущее. А что в итоге? В итоге сломанные судьбы, никому не нужные специалисты, потерянные для общества люди. Еще один минус профильного обучения — это разрозненность классов в школе после формирования профилей.

    В профильном обучении есть и положительные стороны. Во-первых, это серьезное изучение предметов, которые интересны вашему ребенку, во-вторых, если говорить о поступлении в вуз, это дает хорошую подготовку для сдачи ЕГЭ. В-третьих, многие учащиеся не прочь изучать те предметы, знание которых понадобится на выбранном ими профессиональном пути, углубленно, а ненужные — более поверхностно.

    Не стоит забывать, что любую ситуацию разумно рассматривать с разных сторон, и при этом желательно видеть все-таки больше позитивного, нежели негативного.

    shkolazhizni.ru

    ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ - это... Что такое ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ?

    
    ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ

    ПРОФИЛЬ (от фр. profil – совокупность основных, типичных черт профессии, квалификации) ОБУЧЕНИЯ.

    Базисная категория методики; тип подготовки учащихся по определенной дисциплине; сложившийся в методике тип подготовки учащихся по изучаемому языку и другим дисциплинам в зависимости от их профессиональных интересов и потребностей в языке. Выделяются следующие П. о.: дошкольный, школьный, подготовительный, заочный, курсовой, филологический, нефилологический, гуманитарный и ряд др. Наибольшее число обучающихся русскому языку как иностранному в РФ приходится на курсовой и нефилологический профили. Большинство существующих П. о. обеспечено учебной и методической литературой (

    программами обучения, методиками преподавания, учебными комплексами, пособиями).

    Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

    • ПРОФЕССОР
    • ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    Смотреть что такое "ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ" в других словарях:

    • ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ — ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ. Базисная категория методики; объективное отражение целей обучения применительно к конкретным условиям и этапу обучения. З. о. формулируются в виде перечня знаний, навыков, умений. При этом важно, чтобы З. о. были адекватны целям… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    • СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. Базисная категория методики; комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком. С. о.… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    • Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

    • ГЕРМАНИЯ — (Deutschland), Федеративная Республика Германия, гос во в Центр. Европе. Пл. 357 тыс. км2. Нас. 78,7 млн. чел. (кон. 1990). Столица Берлин. Первые школы у германцев появились с распространением христианства при монастырях (с 7 в.) и… …   Российская педагогическая энциклопедия

    • ХИМИЯ в школе — уч. предмет, в содержание к рого входят основы химии науки о веществах, их составе, строении, свойствах, процессах превращения, об использовании законов X. в практич. деятельности людей. Изучение X. направлено на усвоение учащимися фун дам. науч …   Российская педагогическая энциклопедия

    • БАЗИСНЫЕ КАТЕГОРИИ МЕТОДИКИ + — активное владение языком, аспект обучения, аспектное обучение, аспектно комплексное обучение, аспекты языка, аудирование, базисные категории методики, виды речевой деятельности продуктивные, виды речевой деятельности рецептивные, владение языком… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    • ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ — вузы, осуществляют высшее образование и предоставляют обучающимся программы разного уровня для удовлетворения образоват. потребностей личности и проф. подготовки в разл. отраслях культуры, экономики, здравоохранения, науки; ведут исследоват.… …   Российская педагогическая энциклопедия

    • Рязанский военный автомобильный институт — имени генерала армии В. П. Дубынина РВАИ …   Википедия

    • ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — отрасль высш. пед. образования, система подготовки пед. кадров для уч. воспитат. работы с аномальными детьми. Осуществляется гл. обр. в пед. ин тах (иногда в ун тах). Даёт квалификацию олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда,… …   Российская педагогическая энциклопедия

    • Рязанский институт Воздушно-десантных войск — Рязанское высшее воздушно десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии Маргелова В.Ф. свою историю ведёт с 13 ноября 1918 г. когда в Рязани были сформированы Рязанские пехотные курсы. История РВВДКУ здесь: http://www.via… …   Википедия


    methodological_terms.academic.ru

    Профильное медицинское образование

    Разделы: Химия


    На протяжении последних 20 лет существуют школы разных типов и направлений, имеющих преемственность обучения и воспитания на уровнях среднего и высшего образования.

    В нашей школе углубленные и профильные классы введены с 1988 года. В разные годы созданы были классы довузовской подготовки с БГПУ, Амурским государственным университетом (физико-математический профиль, социально-гуманитарный, гуманитарный), с Амурским кооперативным техникумом (профили юристов и бухгалтеров).

    Я хочу остановиться именно на профильных классах медицинского направления.

    Медицинские классы по договору с АГМА созданы с 1996 года. В профильных классах с данным уклоном было выделено по 4-5 часов на химию, 3 – на биологию, 2 – на факультативы по химии, биологии; по 1 часу на психологию и социологию, по 2 часа на изучение латинского языка и медицинского дела при медицинском училище.

    Успеваемость в данных классах всегда была 100%, на “4” и “5” – от 80,7% до 85,2%, по профилям химии и биологии от 65% до 75%. Учащиеся этих классов были победителями олимпиад в городе и области по химии, биологии (Ларичев М., Добрынин Ю. и др.).

    Будущие медики всегда активно участвовали в научно-практических конференциях школы, города, вузов, региона, зоны.

    Многие выпускники закончили школу с золотыми и серебряными медалями и свои награды подтвердили при обучении профессии в вузах, продолжают учиться в аспирантуре. Отзывы о выпускниках имеются в школе.

    За 10 лет около 200 учеников поступили в разные вузы нашей страны: г.Благовещенска, Хабаровска, Владивостока, Читы и др., стали врачами разного профиля, фармацевтами. В АГМА поступление составляло 98-100%, на “5” экзамены по химии сдали 80-90%, по биологии – 50-70%. Профиль сохранен от 78% до 95%.

    Таблицы прилагаются в Приложении 1. Презентация школы:

    – “Даты создания профильных классов”;

    – “Итоги успеваемости и качество обучения”;

    – “Победители олимпиад”;

    – “Участие в конференциях”.

    В 2008-2009 учебном году все школы города ввели новые учебные планы. Сократилось количество часов на химию, биологию до 1 часа, введены элективные предметы по химии (2 часа), биологии (2 часа), сохранено изучение латинского языка.

    Амурская государственная академия по просьбе нашей школы согласилась создать филиал ОУ МСОШ №1 г. Свободного центра довузовского профильного медицинского образования АГМА.

    В группу медицинского направления поступили учащиеся из других школ (№2, 8, №7 п. Углегорска).

    Учителя: химии – Сиргиенко Г.П., биологии – Смородникова М.Г. написали планы элективных предметов, методический совет школы рассмотрел объяснительные записки и программы элективных предметов, администрация в лице директора утвердила планы. На элективном курсе изучаются вопросы углубленного изучения предметов для подготовки к олимпиадам и ЕГЭ.

    Ученики, будущие медики, обучаются на выездных циклах АГМА, участвуют в научно-практических конференциях, олимпиадах, занимаются научно-исследовательской работой.

    В настоящее время группа учащихся 10х классов исследовала по химии проблему “Социальные проблемы при изучении этилового спирта”. Для этого Пимшина Ирина и Сюмак Ольга сделали опрос в 10-х, 9-х классах нашей школы, Симоненкова Анастасия – в 11-х классах ОУ МСОШ №2, Кулакова Анастасия в 10 классах ОУ МСОШ №8 по следующим вопросам:

    1. Пробовали ли вы:

    а) пиво;
    б) шампанское;
    в) вино;
    г) водку.

    2. Знакомо ли вам чувство опьянении?

    3. Знаете ли вы, что такое похмелье?

    4. Где впервые и с кем вы попробовали алкоголь?

    5. Знаете ли вы как избавиться от похмелья?

    6. Как часто вы употребляете алкоголь и с кем:

    а) с другом;
    б) с родителями и родными;
    в) один;
    г) со знакомыми.

    7. Как вы думаете, вредит ли употребление алкоголя здоровью?

    Анкету предлагали и разрабатывали сами ученики. Что выявили этой анкетой?

    – скажут ли правду старшеклассники;

    – что больше предпочитают ученики;

    – второй, третий и пятый вопросы помогли нам понять: насколько чистосердечны наши опрошенные, каков их жизненный опыт, что мы сможем в докладе им посоветовать.

    – четвертый и шестой вопросы показали с кем употребляли или вообще не принимали подростки алкогольные напитки.

    – что мы должны в докладе посоветовать делать для сохранения здоровья всем, кто употребляет алкоголь.

    Антонов Игорь ученик 10Б класса из п. Углегорск изучил на станции скорой помощи:

    – сколько вызовов с алкогольной токсикацией сделано за год?

    – сколько летальных исходов с алкогольной токсикацией?

    – причина летальных исходов (отравления, убийства, аварии на почве пьянства)?

    Сюмак Ольга из 10Б ОУ МСОШ №1 сделала исследование в психбольнице п. Дубовка. Пимшина Ирина, Яценко Максим, Сюмак Ольга изучили теорию по данному вопросу:

    1. Что такое алкоголизм, виды, фазы его развития.
    2. Химия опьянения.
    3. Устранение похмелья.
    4. Вред организму от алкоголя (отдельно на каждую систему).
    5. Алкогольный ребенок.

    Пимшина Ирина и Сюмак Ольга напечатали доклад на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” в педагогическом клубе “Первое сентября” при издательском доме “Первое сентября. С данным докладом учащиеся выступили на научно-практической конференции в АГМА, заняли призовое место, планируют выступить с ним на школьных, городских, областных довузовских конференциях в БГПУ и АмГУ”.

    В школе занимались городские профильные смены одаренных детей по химии и биологии по особому плану. Много внимания уделялось исследовательско – экспериментательной работе, занятиям в библиотеке, Интернете, просмотру видеофильмов, дисков по тренировкам к ЕГЭ.

    Прилагаются план работы, отзывы учащихся и фотографии занятий профильной смены по химии (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4).

    В современное время перемен очень хорошо, что школа сохранила профильное обучение, которое помогает учащимся социально адаптироваться к жизни.

    4.08.2009

    urok.1sept.ru

    Профильное Обучение В Современных Школах

    Создание школ, где ученики проходят профильное обучение, является адекватным ответом на пожелания самих школьников, которые по результатам опросов высказали мнение, что модель простой общеобразовательной школы уже исчерпала себя и не позволяет им  в полной мере ориентироваться профессионально. Государство в принципе согласно с этими утверждениями. Это явствует из того факта, что Министерство образования РФ объявило о постепенном преобразовании большинства «простых» школ в профильные образовательные учреждения.

                По своей сути, профильное обучение не одно и то же, что производственное или профессиональное – они отличаются поставленными целями. Основной целью, которую преследует профильное обучение, является своего рода подготовка к дальнейшему обучению  школьника в  ВУЗе  по выбранной профессии. Для этого в школьной программе вводится углубленное изучение профильных, то есть тех, которые в первую очередь необходимы для дальнейшего обучения, предметов. Это не значит, что остальные предметы не будут преподаваться вовсе. Просто профильное обучение в школе подразумевает выделение большего количества учебных часов именно на выбранные предметы. При этом, как и при обычном обучении,  профильное обучение в школе предусматривает  выдачу  аттестата с итоговыми оценками  не только по предметам с углубленным изучением, но и по другим общеобразовательным дисциплинам. Увеличенное число  часов может быть не только в составе основных уроков, но и в форме факультатива, то есть дополнительных занятий.

                Сама концепция профильного обучения  вводится обычно  со старших классов и включает в себя право самостоятельного выбора старшеклассниками варианта обучения  по какому –либо приоритетному направлению. Министерством образования и науки  по Российской Федерации разработано и утверждено  4 основных варианта, по которым может проводиться профильное обучение. Это профили с математическим , социально-экономическим , технологическим и гуманитарным  уклоном. Причем каждый отдельный профиль подразумевает изучение углубленное изучение не одного какого-нибудь предмета, а сразу нескольких. В  математическом уклоне это математика и физика, а в гуманитарном – литература в комплексе с  русским и иностранными языками и т.д. Но эти разработки носят чисто рекомендательный характер, и администрации каждой конкретной школы дано право внедрять свой собственный профиль. Поэтому перечень различных профилей на сегодняшний день уже значительно расширился. Например, по данным все того же Минобразования, отмечено формирование аграрного, медицинского и педагогического профилей, а также многих других.

                Профильное обучение может иметь несколько видов преподавания в классах. Это могут быть профильные классы ч использованием специально разработанных учебных планов или классы с углубленным изучением профильных предметов, но наиболее перспективными с позиции дальнейшего поступления учащегося в ВУЗ, являются специальные классы, функционирующие по схеме школа-ВУЗ. Именно к последней модели, как к наиболее перспективной для дальнейшей профориентации в условиях жестких требований, которые предъявляет современный рынок труда,  и стремится большинство школ. Но для формирования подобных классов необходимо тесное взаимодействие  школьного учреждения и курирующего ВУЗа, преподаватели которого ведут факультатив у старшеклассников в виде дополнительных подготовительных курсов. Далеко не все школы, особенно те, которые расположены в сельской местности, имеют возможность наладить такое тесное сотрудничество с высшим учебным заведением. Поэтому здесь для учеников, как правило, преподаётся  профильное обучение в классе с более глубоким  изучением предметов. 

    В целом, профильное обучение несомненно очень полезная форма получения знаний, позволяющая молодому поколению как можно раньше определиться с выбором профессии иначать активную подготовку к её получению.

     

    fb.ru

    Профильное образование, зачем это нужно?

    Сначала забавная история. Одна женщина, закончившая школу уже довольно давно, в светлой памяти советские времена, рассказывала, как она поступала в ВУЗ. Закончила она простую общеобразовательную школу, без каких-либо специализаций и наворотов. Хотелось ей учиться в театральном институте, туда и подала документы. А конкурс был там совсем не маленький, впрочем, как и сейчас, многим хочется в театральный. Естественно, не поступила. Расстроилась, конечно. И снесла документы… на мат-мех ЛГУ (Ленинградского государственного университета тогда еще). Сдала экзамены и стала студенткой. Позже благополучно закончила университет. Кстати сказать, в то время на мат-мех брали далеко не всех, кто пришел, да и учили очень серьезно.

    А теперь давайте посмотрим на то, что происходит сейчас. Практически каждая школа чуть ли не с первого класса (ну, с пятого, точно) вводит свою специализацию и начинает усиленно учить детей по какому-либо профилю. Общеобразовательных классов остается все меньше и меньше. И почему-то считается, что можно определить чуть ли не с рождения, к чему склонен ребенок. (Хотя при этом многие одиннадцатиклассники весной, перед выпуском, не могут понять, куда же им пойти учиться, увы…) Да, еще родители по какой-то причине могут считать, что ребенку нужно учиться именно в этой профильной школе и ни в какой другой. И все, чадо обречено заниматься тем, чем занимается профильная школа. Как правило, все остальное будет проходиться “мимо”.

    Один студент рассказывал, как его учили в хорошей физ-мат школе. Математики 8 часов в неделю, физики и информатики столько же. На все остальные предметы, очевидно, почти не оставалось времени. Это образование? Вспомним Козьму Пруткова с его узким специалистом, подобным флюсу…

    Мне кажется, не стоит сужать ребенку возможность выбора, не стоит навязывать ему то, что кажется нужным и интересным родителям, нужно учить его всему. Показывать все то занимательное, что только можно показать, а дальше, когда он уже будет хоть немного ориентироваться в обилии всего разного и интересного, пусть он сам выбирает, выбирает осознанно, а не потому, что вот эта школа, говорят, хорошая…

    Разумеется, бывает так, что ребенок с раннего возраста проявляет склонности к чему-либо, например, к музыке, рисованию или к чему-то еще. Конечно, с ним нужно заниматься тем, что ему нравится, но это вовсе не значит, что делать это необходимо в школе. На это существуют разнообразные кружки, и секции, музыкальные и художественные школы и т.д., то есть дополнительное образование.

    Сейчас же получается как: один выпускник не идет учиться в технический ВУЗ, потому что его в школе не научили физике и математике, а вот гуманитарным предметам научиться, как всем кажется, гораздо легче, особенно если память хорошая. А другой не пойдет в гуманитарный ВУЗ не потому, что это его не привлекает, а потому, что школа была физ-мат, а с литературой и с иностранным языком там было очень плохо… А само слово гуманитарий уже почти стало синонимом другого слова, не буду здесь его писать. Это неправильно, ведь если человек не склонен к точным наукам, вовсе не значит, что у него филологический дар. Вполне возможно, что это будущий прекрасный повар или резчик по дереву, или еще какой-нибудь специалист!

    Да, не спорю, профильные школы нужны, но не стоит туда заталкивать всех подряд. Только если ребенок вполне определенно имеет к чему-то тягу, ему это подойдет. И вовсе не значит, что он математик, если он хорошо считает, и гуманитарий, если он не может выучить таблицу умножения. Наверное, с 9-го класса имеет смысл выбирать профиль, но очень небольшому числу школьников, а никак уж не всем. При этом профиль не должен означать уменьшение объема знаний, которые дети получают по непрофильным предметам. Можно изучать профильные предметы глубже и интенсивнее за то же время, не в ущерб остальному. Собственно, так оно и было в советских профильных школах. А нынешнее экстенсивное обучение приносит мало плодов. Думать дети, увы, не учатся…

    Так вот, к чему все это? Может, стоит просто школьников начать нормально учить по всем предметам, а не придумывать разные профили?..

    hijos.ru

    Профильное обучение Википедия

    Профильное обучение — система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Эксперимент по введению профильного обучения проходил в нескольких субъектах РФ с 2003 года. В рамках Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года, предполагается повсеместный переход на профильное образование в старшей школе по всей России.

    Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

    Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

    1. Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования.
    2. Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
    3. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
    4. Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

    В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки в вузы. Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей карьеры. В сложившейся ситуации необходима разработка мер, способствующих введению профильного обучения на старшей ступени общего образования. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки.

    Профильное обучение также внедряется в учреждениях НПО и СПО [1]

    18 июля 2002 года была утверждена Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [2].

    Зачисление в профильные классы проводится на основе результатов ОГЭ [3]

    ru-wiki.ru

    Профиль обучения: что это?

    Выбирать себе профиль обучения – это мода хоть и сегодняшняя, а обоснование у нее всё же не новое (будь то победа физиков над лириками, лириков над физиками или фраза «нельзя объять необъятное»). Гуманитарный и естественный подходы противопоставила друг другу еще немецкая университетская традиция, которая во многом определяла судьбы студентов в разных странах в течение продолжительного времени.

    Однако по-настоящему современный выбор между гуманитарным и негуманитарным направлениями вряд ли должен быть настолько напряженным, категоричным и необратимым, как это теперь часто представляется. В процессе выбора профессии важность ее профиля, увы, преувеличивают. Любой выбранной профессией человеку предстоит жить, от жизни нельзя искусственно отсечь нечто «непрофильное»; для профессий естественно сочетать в себе материальную точность (иначе за какой результат платились бы деньги?) с романтикой и душевностью (иначе как бы люди полюбили свое дело?), а для нашего времени – усиливать междисциплинарность большинства человеческих занятий.

    Между дисциплинами

    Вариантов сочетания гуманитарной и точной составляющих во всем диапазоне профессий столько, что стоит, стремясь изучить их все, узнать о многих из них.

    Междисциплинарные профессии междисциплинарны по-разному. Композитор – это одно, а специалист по международным отношениям – несколько другое. Кинооператор держит в голове принципы художественной композиции и химию, в антикризисном управлении закон о банкротстве дружит с основами аудита, в разведкепригодится знание иностранных языков и методов спецсвязи, а в архитектуре водят друг с другом хороводы история культуры и теоретическая механика.

    Ингредиенты непохожие, не правда ли? Впрочем, и специальности разные. А если взять близкие – и сравнить их? Скажем, ту же архитектуру и дизайн интерьера. Разница обнаружится и тут. «Правильные» архитекторы всегда будут против сноса старых домов, но трудно себе представить перед входом в современную постройку колонны с ионическими капителями, украшавшими колонны зданий на протяжении многих веков. А в интерьере – пожалуйста, можно и ионическую капитель спроектировать: любые стили и эпохи способны мирно сосуществовать. Но что такое сама эта капитель – гуманитарный феномен или точно рассчитанный элемент? (В школе ее проходят по истории, а не по черчению!)

    Междисциплинарными можно считать профессии, в идеале требующие энциклопедических знаний (товароведение и экспертиза товаров, туризм и другие). Ряд профессий – коммерция, маркетинг, менеджмент, журналистика и т. д. – позволяют вам выбирать между непохожими друг на друга предметными областями, определять, чем именно вы хотите заниматься, к какой сфере или теме примените полученные знания, умения и навыки; они заставляют вас спросить себя: что вы будете продавать? Какой рынок изучать? О чем писать? Кем и чем управлять? (Кстати, управленческие специальности от государственного управлениядо домоведения в идеале требуют гармоничной личности, которая будет этим заниматься.)

    Иногда вам может быть непонятно, почему та или иная специальность считается междисциплинарной. Например, «Таможенное дело». Вот и прекрасно: есть что узнавать. Междисциплинарность во всей ее симфонической сложности дает возможность лучше понять изучаемую профессию. И одновременно это свойство профессии способно долго оставаться непознанным – до тех пор, пока университетские педагоги преподают каждый свою науку, приговаривая, что и она в числе прочих вам понадобится, но не объясняя, как же она связана с остальными дисциплинами.

    Правила для творческих натур

    На каждого вольного гуманитария найдутся свои строгости.

    Актеры далеко не всегда импровизируют, поскольку зависят от школы, мастера-учителя, а также режиссера и сценария текущего проекта. В декоративно-прикладном искусстве и в иконописи царят каноны, которые нельзя преступить. Книжный график – это не столько тот, кому положено фантазировать над сказками Андерсена, сколько тот, кто обязан помнить, как рассчитывать размер полей книжной страницы. Полет фантазии журналиста скован жанрами публикаций и требованиями формата СМИ. Редактор присягает на верность правилам русского языка – пусть и меняющегося год от года. Над переводчиком довлеют грамматика чужого языка и необходимость точно придерживаться смысла оригинала – даже когда очень хочется переписать исходный текст абсолютно по-своему. Искусствовед, выуживая из глубин памяти знания по истории искусства, обязан обрамить их порой совершенно непохожим на всё это фоном современности – а организуя выставки, утрясать множество рутинных вопросов. Историк вправе взяться за тему, связанную с подсчетами тех или иных исчислимых исторических реалий или математизировать изучение того или иного вопроса. В рекламе используются стандартные модули и технические требования; а продукт, который нужно результативно воспеть – чтобы продажи его повысились, – чаще всего прозаичен. Реставратор окружает себя высоким искусством – и тем не менее работает по определенной технологии. Говорливый юрист действует в рамках закона. А о теоретической и прикладной лингвистике вообще давно всем известно, насколько тесно она связана с математическими методами…

    И, конечно же, каждый такой специалист должен как минимум уложиться в выделенный на проект бюджет, а желательно – и прибыль компании обеспечить. Не зря сегодняшние студенты-гуманитарии настроены на получение точного и конкретного университетского знания.

    Лирика в точном мире

    Если та или иная специальность явно увлекательна – скажем, «Технология молока и молочных продуктов», – это автоматически делает ее более гуманитарной. Ведь основные любимые всеми профессии – гуманитарные либо романтизированные. Действительно, гуманитарное начало предполагает романтику. А романтична не только поэзия. Раз уж ваша специальность «Локомотивы» и там абсолютно всё поддается расчетам и точным инструкциям, то почему вы так любите просто стоять и смотреть на поезда – и откуда тогда, кстати, любовь к поездкам у их пассажиров?

    Океанологи загружены математикой, физикой и химией, но это не мешает мечтать об этой профессии весьма нежным душам. Морские специальности, связанные с эксплуатацией судов, очень трудны – но, несмотря на это, романтичны и они. «Мосты и транспортные тоннели» – специальность строгая, однако при этом мосты часто «снимаются в кино» и клипах; это неспроста.

    Специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство», как это ни удивительно, весьма гуманитарна, поскольку представляет нам человека в мире скорости и дизайна – как тут избежать чувств! – а техническая ее сторона обусловлена моральной стороной (ценностью жизни). Специальность «Автодороги и аэродромы» не сможет остановить вас от философствования по поводу российских дорог. Кстати, как знать, может быть, именно для того, чтобы чувства и мысли о работе были не банальными, а оформленными в интересную картину мира, способную стать источником новых идей (скажем, в области эргономики), в вузах и преподают философию? Присутствие этой дисциплины в любом учебном плане выражает необходимость для будущего профессионала уметь самому рассуждать о своем месте в мире, о своей картине мира, в том числе профессиональной. Сравните, кто мыслил бы точнее: к примеру, политолог, научившийся мастерски анализировать происходящее в обществе, – либо такой системный администратор, который не удосужился заинтересоваться даже собственной карьерой?

    Также большинство профессий предполагает еще одну важную гуманитарную составляющую: это обмен мнениями – с коллегами, клиентами, партнерами, смежными службами, подопечными. Ни в клинической психологии, ни в электронной коммерции общения не избежать – а значит, оно должно быть качественным.Логист имеет удовольствие разговаривать с международными партнерами на иностранном языке, не забывая об основной обязанности – просчитывать маршруты перевозки грузов и возможные издержки, использовать современные системы ведения баз. Хороший стоматолог, рассказывая клиенту о его зубах, способен переключиться с уровня терминов на уровень добротного популярного изложения ситуации. А если ваша специальность – «Математические методы в экономике», то помимо сложнейших знаний в точных науках вам понадобятся дипломатические навыки для работы в финансовых структурах, банках, промышленных компаниях – такое умение считается умением истинного гуманитария. Неизвестно, кто «гуманитарнее»: хороший менеджер, знающий, как вести себя с людьми, или забившийся в угол библиотеки человек с филологическим образованием. Вообще развитие любых способностей происходит еще и в пространстве коммуникации, а не только в пространстве узкопрофессионального становления.

    Когда специалист по стандартизации и сертификации предпочитает ограничиться «стандартизированной работой со стандартами», можно ли говорить о том, что он действительно обладатель высшего образования? Конечно, в некоторых профессиях гуманитарный аспект так просто не разглядеть. Однако явная негуманитарность той или иной специальности («Бухучет и аудит», «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» и ряда других) способна побудить непрестанно развивающегося человека планировать на выходные посещение выставок или театральных спектаклей. А приборостроение не мешает тем, кто им занимается, ходить на выходных в походы и петь там песни.

    Гуманитарный подход – это человекоориентированный подход. И даже если вам неинтересны ни живопись, ни театр, ни музыка как досуг инженера, то в тот момент, когда вы ищете точное инженерное решение и рассуждаете в строгих координатах, вы всё равно продолжаете быть человеком, у которого есть его разум и речь, то есть гуманитарные характеристики. Современное образование ставит во главу угла не столько тот объем знаний, которым требуется овладеть, сколько творческого человека, который эти знания осваивает.

    Если внимательно посмотреть на названия изучаемых предметов, вы поймете, что они отразили эту перемену: рядом с названиями-объектами уверенно занимают место названия-процессы – они отражают те самые умения, которые реализует работающий профессионал.

    «Теперь сходитесь!»

    В своей рабочей практике профессии – это не замкнутые миры. Эффективно общаться профессионалам – как в своем кругу, так и вне его – как раз и позволяет феномен междисциплинарности.

    Участие в любой конференции – это гуманитарное умение; доказательства в выступлениях должны быть точными; но всё это лишь простейший минимум.

    Возможны также двусторонние встречи – например, аграриев и юристов; и те, и другие должны ориентироваться в общей теме обсуждения, а для того – иметь навык освоения непрофильных предметов еще со студенческой скамьи.

    Возможно желание подобных двусторонних встреч: так, генным инженерам хотелось бы, чтобы закон разрешал им более смелые эксперименты в том, чем они занимаются.

    Возможно волонтерство – например, по своей специальности в другой стране (а там портрет вашей профессии может быть несколько другим) или на родине – на особо важном участке, что тоже потребует навыков специалиста другого склада.

    Возможно неформальное общение: оно развивается за счет технических разработок – социальных сетей для профессионалов; а за ответ на вопрос, как заявить о себе там, отвечает уже ваше гуманитарное начало.

    Возможны просто случайные встречи: допустим, экономисту и педагогу будет о чем поговорить друг с другом за одним столом в гостях, если учитель узнает в бизнес-тренингах и маркетинге, о которых толкует его собеседник, старую добрую педагогику, – а экономист, в свою очередь, вспомнит, что люди не сразу становятся платежеспособными потребителями, а сначала растут и учатся.

    К тому же не будем забывать, что на пересечении специальностей всегда есть возможность видеть и осуществлять совместные проекты.

    Что происходит на практике

    Ненавидите физику? Не перевариваете историю? Ждете, когда же окончится школьный курс географии? В таком случае, прежде всего стоит отказаться от мысли, что выбор какого-то одного направления избавит вас от необходимости постигать прочие. Лучше поискать талантливого учителя по нелюбимому предмету, понаблюдать, как он работает и как ему удается заинтересовать этим предметом учеников.

    Грубо навязывать человеку междисциплинарный подход – дело неблагодарное. Кто упрямо решил стать гуманитарием, естественником или «технарем», того вряд ли имеет смысл столь же упрямо переубеждать. Говорят, между профилями профессий разница всё же существует. И заключается она в том, что «естественники», мол, верят в науку, а гуманитарии во всем сомневаются.

    Однако стоит заметить, что будущий «чистый специалист» делает отнюдь не более простой выбор, чем приверженец междисциплинарной профессии. Скажем, стать полноценным гуманитарием – вовсе не элементарная задача. Если вы ограничитесь традиционными академическими интересами или рутинными обязанностями, если вас не волнует современный информационный мир и его запросы, если вы не гуманист, можно ли считать такое гуманитарным подходом?

    А если вы выбрали техническую профессию, но не генерируете интересные инженерные решения «каждый день», разве было бы интересно побеседовать с вами Леонардо да Винчи или Кулибину?

    Притом что можно быть не слишком внимательным к профилю в целом, нельзя не обращать внимания на частности условно выбранного профиля – то есть на сами профессии. Выбираете «на всякий случай» 2 близких специальности? Далеко не всё равно, будете вы филологом или литературоведом, поскольку первый специалист – более широкого профиля, чем второй. Подбираете репетитора? Не факт, что классный лингвист-переводчик научит вас любить русский язык. Поступаете на 2 смежных специальности в одном вузе? Найдите 10 отличий одной от другой.

    Замечаете только те профессии, о которых много говорят? Учтите, что много говорят не обо всех, что есть «профессии для молчунов» (особенно – негуманитарные), усиленно ищите информацию о таких! Что вы будете изучать, допустим, по эпизоотологии, готовясь стать ветеринаром?

    Представьте себе, что вы уже студент, что в ваш учебный план затесался непрофильный предмет – а лектор не заботится о том, чтобы связать его содержание с основным содержанием курса. Не беда: «наведите мосты» сами: найдите в этом предмете тему, важную для вас лично, займитесь ею заинтересованно – а там, глядишь, и зачет сдадите легко.

    Если сто лет назад даже хирурги старались писать художественно, то сегодня в учебниках по точным дисциплинам гуманитарной составляющей может и не быть – обязательно готовьтесь и к такому повороту дела.

    Сегодня в мире образования и профессий всё перемешано не хуже, чем в доме Облонских или на тарелке в ресторане самообслуживания. Так, перед студентами МИСиС ставят задачу изучить английский настолько хорошо, чтобы сдать в итоге TOEFL или Кембриджский экзамен, – а в РГГУ нашлось место факультету, занимающемуся защитой информации. И потому фокус внимания стоит перенести на возможные пропорции выбираемой смеси профессионально важных качеств, знаний и обязанностей, которые и постараться предвидеть для себя как можно лучше.

    Отныне разница между разными специальностями состоит в нюансах. А излишнее внимание к тому «главному» факту, гуманитарием вы станете или кем-то другим, отвлекает от реальности, из этих нюансов и состоящей.

    edunews.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о